- Пропускная способность газопровода
- Начальный этап врезки под давлением в газопровод
- Обеспечение безопасности
- Правила проведения работ по врезке
- Технологии врезки под давлением
- Холодная врезка
- Сварка
- Врезка в газопровод низкого давления
- Врезка в газопровод высокого давления
- Врезка без отключения
- Особенности врезки под давлением в газопровод
- Пластиковый газопровод
- Газовая арматура – разнообразные устройства для газового снабжения
- Вентиль для врезки под давлением — использование сиделки и хомута при подключении в разные виды труб
- Использование вентиля
- Способы врезки
- Пластиковые трубы
- Стальные трубы
- Чугунные трубы
- Современные седелки
- Газовая арматура и оборудование
- Классификация газовой арматуры.
- Условные обозначения вида арматуры
- Условные обозначения материалов корпуса арматуры
- Запорная арматура.
- Задвижки
- Устройство газовых колодцев
- Чугунный кран со смазкой под давлением
- Конденсатосборники.
- Конденсатосборники
- Компенсаторы.
- Линзовый компенсатор
- Установка компенсаторов
Для газификации частного дома требуется врезка в газовую трубу. Выполняют эту работу только специализированные организации. Самостоятельно подключаться к газовым магистралям категорически запрещено. Несоблюдение технологии приводит к взрывам, отравлениям, ожогам и другим несчастным случаям.
Пропускная способность газопровода
Перед врезкой в газопровод нужно рассчитать пропускную способность магистрали и давление в ней
При врезке в городской газопровод выполняют предварительную работу – расчет пропускной способности. При этом принципиальное значение имеет назначение газопровода. Для бытовых нужд обустраивают простую систему с низким давлением. В таких условиях расчеты выполняют по самым простым формулам, с учетом только диаметра трубы и среднего значения давления в сети.
Qmax = 0.67 Ду² * p, где
- Qmax – пропускная способность;
- Ду – условный проход трубы – внутренний диаметр, указываемый в документах;
- p – сумма рабочего давления в газопроводе и 0,1 МПа.
При расчетах используют средние величины – скачки давления, величину силы трения, возникающего при перемещении, не учитывают.
Если подключение производится к магистралям с более высоким давлением, нужно учитывать и другие параметры. Используется формула Qмакс =196,386×Д²×P/Z×Т, где:
- Qмакс – максимальная пропускная способность;
- Д – внутренний диаметр газопровода;
- P –сумма рабочего давления и 0,1 МПа;
- Z – коэффициент сжимаемости газа;
- Т – температура подаваемого газа в Кельвинах.
Отсюда хороша заметна зависимость пропускной способности от температуры. Чтобы увеличить этот параметр, нужно поддерживать стабильную температуру подаваемого топлива и утеплять газопровод.
Для расчета пропускной способности сети для промышленных нужд используют куда более сложные расчеты по уравнениям движения газа и уравнениям непрерывности.
Начальный этап врезки под давлением в газопровод
Подготовительный этап включает не столько работы, сколько сбор документов и получение разрешений. Обычно врезка в действующий магистральный газопровод требуется при возведении нового частного дома.
Собственник подает в Горгаз следующие документы:
- проект системы газоснабжения – утвержденный;
- заявление – документ заверяет глава территориального отделения лично;
- паспорт и идентификационный код владельца постройки;
- разрешение на подключение – выдает отдел планирования архитектурного обустройства;
- техпаспорт на дом – можно подавать копию, подтвержденную нотариусом;
- фотография – снимок делают во время топографической съемки участка, на фото запечатлевают всю инфраструктуру: водопровод, теплосеть, канализацию; снимок заверяют работники газовой службы.
Если постройка еще не завершена, к пакету прилагают архитектурный проект здания и разрешение на его сооружение. Если общая площадь дома превышает 300 м², потребуется тепловой расчет здания, ситуационный план надела в масштабе 1:5000 и согласие соседей по участку на подключение к газопроводу. Последнее нужно, если часть сети придется прокладывать по их территории.
Помимо документов для разрешения на врезку под давлением в магистральный или городской газопровод нужны сведения об устанавливаемых газовых приборах: котле, газовой плите, газовом счетчике, бойлере. Нужно иметь на руках техпаспорта всех изделий, сертификаты, разрешение на их применение (их получают в городским управлении газового хозяйства), договоры на обслуживание и ремонт приборов.
Для горения топлива требуется достаточная подача воздуха и система, позволяющая избавиться от продуктов сгорания: вытяжки, дымоходы, вентканалов. Если постройка готова, собственнику нужно получить акт обследования вентиляционных и дымоходных систем. Если задание строится – проект вентиляции.
Подключение, выполненное без оформления необходимых документов и разрешений, влечет административное наказание. Если врезка газа привела к повреждению магистрали, грозит уголовная ответственность.
Обеспечение безопасности
Следующий этап выполняется силами приглашенной бригады. Прежде чем подключаться к газопроводу, нужно:
- составить схему углов подключения;
- выбрать способ врезки, рассчитать порядок и метод снижения давления, определить способы поддержки показателя на нужном уровне;
- рассчитать и отобрать нужное количество материалов, инструментов, спасательных и защитных средств;
- закрыть краны, задвижки, пробки на подключаемой трубе;
- запастись требуемым количеством воды, чтобы предупредить возгорание или пожар.
Перед врезкой выполняют контрольное тестирование труб, подключаемой системы и выводов воздуха.
Правила проведения работ по врезке
При подключении к газопроводу под любым давлением строго выполняют следующие правила техники безопасности:
- Врезку в газовую трубу под высоким или низким давлением осуществляют только работники соответствующей организации и только при наличии сертификата, подтверждающего квалификацию. Это очень опасные работы.
- Подсоединение к сети с низким давлением осуществляют при показателях не выше 20–80 мм рт.ст. Чтобы сделать то же самое при высоком или среднем давлении, необходимо предварительно снизить величину до приемлемой. Используют отключающие устройства, в тупиковых газопроводах монтируют байпас.
- Если уменьшить давление нельзя, используют специализированное оборудование. Такие работы намного сложнее и дороже.
- При сварочных работах или резке газом нужно поддерживать давление на рабочем участке в пределах от 40 до 150 кг/см.
При точном соблюдении ТБ вероятность несчастных случаев и нештатных ситуаций снижается до минимума.
Технологии врезки под давлением
Оборудование для врезки в действующий газопровод
Подключение к газовой магистрали выполняется с полным отключением подачи газа либо при сниженном давлении. Второй метод используется чаще, так как сокращает сроки работ и не создает проблем с подачей топлива уже подключенным потребителям.
Холодная врезка
Суть метода – установка регулирующей арматуры до момента собственно подключения. Технология довольно проста.
- Очищают газовую трубу от ржавчины и грязи, устанавливают хомут, точно соответствующий диаметру трубы и закрепляют его болтами.
- К фланцу хомута фиксируют задвижку. Задвижку плотно закрывают до сверления.
- К задвижке присоединяют бур с крышкой. Крепление практически герметичное за счет уплотнений. Длина сверла должна быть достаточной, чтобы оно могло пройти через задвижку и стенку трубы.
- Выполняют сверление основной трубы и подсоединение отвода. При этом утечка газа исключается, а перепад давления становится несущественным.
Холодная врезка – один из самых безопасных методов установки.
Сварка
Более надежный способ, так как обеспечивает высокую плотность соединения. При этом он опаснее и может осуществляться только специально обученными людьми.
Врезка в газопровод низкого давления без отключения выполняется через патрубок. К магистральному газопроводу подключают отводы торцевым соединением, тавровой врезкой, телескопической.
Схема таврового соединения:
- Изготавливается патрубок – соединительный элемент соответствующих размеров. 1 конец его должен присоединяться к магистрали, второй – к новому газопроводу. В патрубке проделывают окно для выполнения манипуляций, но этот фрагмент – козырек – сохраняют.
- На основной трубе размечают будущее отверстие. К отмеченному фрагменту приваривают стальной прут, чтобы позднее его можно было вытащить. Затем выполняют вырезку диска. При этом оставляют перемычку в 5 мм. Во время резки газ загорается. Его гасят, обмазывая глиной место реза.
- Монтируют и приваривают патрубок к магистрали и к устанавливаемому газопроводу.
- В патрубке закрепляют деревянный диск, обмазанный глиной, чтобы предупредить возможность взрыва.
- С помощью прута извлекают деревянную заглушку и вырезанную стенку трубы на стальном пруте. Сразу же фиксируют козырек на листовом асбесте.
- Присоединенную трубу продувают, чтобы избавиться от газовоздушной смеси. Затем козырек приваривают. Поверх монтируют стальную накладку.
Такой метод сегодня считается устаревшим.
Врезка в газопровод низкого давления
Газопроводу, обслуживающие частные дома, передают топливо при давлении не более 0,15 МПа. При таких показателях можно не отключать подачу газа, а подсоединение сделать даже без переходного элемента.
Технология похожая.
- Трубы очищают от изоляции, прогревают, отмечают место соединения. Подключаемую трубу обрезают и обрабатывают кромку.
- Отвод накладывают на основной газопровод и приваривают.
- Затем в подсоединенной трубе прорезают технологическое отверстие – козырек. А уже через него проделывают отверстие в магистральной трубе – пятак. Фрагмент не вынимается, а удерживается тонкой перемычкой. Гасят пламя, если оно появилось, промазывая место реза глиной.
- Подготовленный козырек прокладывают смоченным асбестом толщиной не менее 3 мм.
- Следующий этап выполняют очень быстро: сварщик выбивает пятак, а второй работник тут же накрывает окно козырьком. Щели сразу затирают асбестом. Пятак вынимают. Чтобы сделать это быстрее, можно приварить к нему прут.
- Козырек приваривают, швы зачищают. Соединение изолируют.
Если по схеме трубы относительно друг друга приваривают под углом, используют врезку крутоизогнутым или гнутым отводом в газовый стояк.
Современные инструменты позволяют получать чрезвычайно тонкие швы и места реза. Газ при этом практически не выходит, возгорание исключено.
Врезка в газопровод высокого давления
Врезка под давлением в газопровод делают катушечным или тавровым соединением. Если нужно, подключают новый газопровод не в торец существующего, устанавливают дополнительную переходную деталь: патрубок, тройник, муфту с задвижкой.
Все манипуляции выполняют после предварительного снижения давления на рабочем участке. Делают это при помощи отключающих устройств. Если система закольцована, используют газораспределительные пункты – с предохранительным сбросным клапаном и байпасом. Чтобы не спровоцировать повышение давления на предыдущем участке, монтируют газопровод «свеча». Излишек газа сжигается.
Сварку выполнят по технологической карте. Их разрабатывают на каждый процесс подключения.
Врезка без отключения
Врезку газа под высоким давлением можно проводить и без отключения. Для этого потребуются другие приспособления: конструкция с задвижкой или ПГВМ.
В первом случае к магистрали приваривают муфту и изготовленный под диаметр трубы патрубок с фланцем. К фланцу закрепляют задвижку с камерой. Через муфту вырезают отверстие в основной трубе, вынимают фрагмент стенки и саму фрезу через камеру. Задвижку тут же закрывают, после чего к фланцу приваривают новый газопровод.
Второй способ сложнее, но обеспечивает более надежную эксплуатацию. К магистрали приваривают патрубок, внутри которого к стенке основой трубы закрепляют втулку. Через втулку ввинчивают шпильку, шток с фрезой, затем заливают машинное масло.
На фланце монтируют ПГВМ, а затем фрезой высверливают отверстие для отвода. Отрезанный диск изымают вместе с фрезой и штоком, а отверстие перекрывают резиновой пробкой. Когда открывают газ, пробку заворачивают в патрубок, а ПГВМ удаляют. Пробку обваривают по периметру.
После завершения работ проверяют швы на герметичность с помощью мыльной эмульсии и только затем изолируют.
Особенности врезки под давлением в газопровод
В частных домах и квартирах все чаще при монтаже газопровода используют пластиковые трубы. Материал высокого качества применяют для более крупных секций газопроводной системы. При этом возникает необходимость соединять изделия из разного материала.
Пластиковый газопровод
Сварка пластиковых труб занимает меньше времени и обходится дешевле. Соединяют изделия с помощью полиэтиленовых и стальных вставок. Длина варьируется от 80 до 100 см.
Технология проста: стальную вставку разогревают до 60 С, и насаживают на нее пластиковую конструкцию. Последняя должна стыковаться очень плотно, с усилием, а небольшая температура только увеличивает плотность контакта.
Возможно подключение через шаровой кран. Перед сборкой в сеть монтируют фитинги и нагреватели, затем приваривают накладной кран.
На его патрубке закрепляют буровую штангу, с ее помощью высверливают отверстие после опрессовки полученного узла.
Затем стравливают газ через газоотводный шланг, снимают с патрубка оборудование и изымают буровую штангу. Вместе с фрезой нужно извлечь и вырезанный диск, и стружку.
На последнем этапе отвод приваривают с помощью муфты на освободившийся конец патрубка.
Врезка пластиковых труб допускается при величине давления в магистрали не более 10 бар.
Подключение к стальным трубам выполняется разными способами. Общим для всех методик является 2 момента.
- Для сварки и резки металла нужна куда более высокая температура, чем при резке пластиковых. Однако для возгорания газа требуется не только температура, но и кислород. В магистральной трубе его нет, но когда голубое топливо просачивается наружу во время резки, оно смешивается с кислородом и загорается. Концентрация газа невелика. Чтобы его погасить, перед резкой участок замазывают глиной, а в процессе периодически повторяют процедуру.
- После монтажа обязательно проверяют герметичность, промазывая новые швы мыльным раствором. Если есть утечка, появляются мыльные пузыри.
После подключения нового газопровода к магистрали составляют акт выполнения работ. Документ заверяют подписями. В дальнейшем заключить договор с газоснабжающей организацией можно только при наличии акта подключения.
Газовая арматура – разнообразные устройства для газового снабжения
Газовая арматура и оборудование предназначены для применения на трубопроводах систем транспортировки и снабжения, а также распределения голубого топлива. При помощи этих устройств и механизмов осуществляют включение и отключение подачи, изменение количества, направления или давления газового потока. Вся арматура характеризуется следующими главными параметрами:
- номинальным (условным) давлением;
- номинальным диаметром (условным проходом).
Под первой характеристикой понимают максимальное давление при температуре 20 °С, обеспечивающее длительную службу различных соединений арматуры (оборудования) и трубопровода. Под условным проходом (Ду или DN) понимают характеристику, используемую в трубопроводных системах, сетях в качестве параметра соединяемых частей.
По назначению арматуру для газовых систем делят на нижеследующие виды:
- Арматура запорная – для периодических отключений аппаратуры и приборов, а также отдельных участков газового трубопровода от других его частей. В этом качестве используют вентили, краны и задвижки.
- Регулирующая – для изменения и поддержания давления в заданных пределах. К ней относят заслонки, шибера и тому подобное.
- Предохранительная – используется для предупреждения повышения газового давления сверх допустимого значения. Это сбросной предохранительный клапан.
- Отсечная и аварийная – для быстрого автоматического отключения различных газовых аппаратов, приборов, а также трубопроводов, где нарушен заданный режим их работы. Например запорно-предохранительный клапан.
- Обратного действия – предотвращает движение газового потока в обратном направлении.
- Конденсатоотводящая – автоматически удаляет конденсат, накапливающийся в конденсатосборниках и нижних точках трубопроводных сетей.
Производят арматуру из различных материалов. По тому из чего изготовлен корпус обозначают следующим образом:
- из стали:
- углеродистой – с;
- нержавеющей – нж;
- легированной – лс;
- чугуна:
- серого – ч;
- ковкого – кч;
- бронзы, латуни – Б;
- пластмассы (за исключением винипласта) – п;
- винипласта – вп.
Существуют следующие способы присоединения:
- С помощью фланцев – применяется для арматуры, условный проход которой более 50 мм. Присоединение к емкости или трубопроводу производят с помощью фланцев. Главное преимущество – возможность многократных установок и демонтажа, а также большая прочность, надежность и применяемость для очень широкого диапазона проходов и давлений. Недостатки: большие масса и габариты, со временем не исключена возможность ослабления затяжки с последующей потерей герметичности.
- Муфтовое соединение – для оборудования с проходом 65 мм и меньше. Подсоединение осуществляют с помощью муфт, имеющих внутреннюю резьбу, используют шестигранный ключ.
- Цапковое с наружной резьбой. Аппарат (например, кран) ввинчивается с помощью резьбы непосредственно в корпус другого прибора или устройства.
- Посредством сварки – используется редко, неразборный вид соединения. Преимущества – надежная и полная герметичность, минимум обслуживания. К недостаткам относят повышенную сложность замены и монтажа арматуры.
- Ниппельное – присоединение к емкости или трубопроводу производят при помощи ниппеля.
- Штуцерное – с помощью штуцера.
- Стяжное – выходной и входной патрубки соединяют с трубопроводными фланцами посредством шпилек с гайками, расположенных вдоль корпуса оборудования или арматуры.
Запорная арматура газовая является наиболее распространенным оборудованием газовых систем, среди которого чаще всего используются задвижки.
Они широко применяются для перекрытия газового потока в трубопроводах с диаметрами номинальных (условных) проходов 50–2000 мм, где рабочее давление составляет 0,1–20 МПа.
В задвижке перекрытие прохода производится перемещением запорного устройства в направлении, которое перпендикулярно оси газового потока. По устройству запоров эта аппаратура делится на:
- Клиновые задвижки – с клиновым затвором, имеющем уплотнительные поверхности, находящиеся по отношению друг к другу под определенным углом. Могут быть с шарнирным затвором, который состоит из 2-х дисков, и сплошным (клином).
- Параллельные – затвор состоит из 2-х дисков или половин, между которыми находится распорный клин.
Преимущества задвижек перед остальной запорной арматурой:
- незначительное сопротивление потоку в полностью открытом положении;
- отсутствие поворотов газовой среды;
- относительно малая строительная длина;
- простота обслуживания;
- возможность подачи газа в любом направлении.
Краны и вентиля – арматура, служащая для быстрого подключения или отключения аппарата, прибора или трубопровода, а также регулирования расхода голубого топлива через газопровод. По форме затвора различают:
- шаровые;
- цилиндрические;
- конусные.
Достоинства кранов и вентилей: многоцелевое назначение, малая высота и длина, могут обеспечивать полный проход газа.
Заслонка – эту арматуру относят к запорно-регулирующему оборудованию, с помощью которого регулируют расход газа и производят прекращение его подачи в трубопроводе.
Состоит из корпуса (как правило стального или чугунного), запорного органа, представляющего собой диск, приводного вала и уплотнительных элементов.
Применяют заслонки в обширном диапазоне температур и давлений рабочей среды (если требования к герметичности запирающего органа предъявляются невысокие). Их выпускают серийно для трубопроводов, где условный проход 50–2400 мм и больше. Достоинства заслонок:
- простая конструкция;
- небольшая металлоемкость и масса;
- малая строительная длина;
- число элементов минимально;
- низкая стоимость.
Перечисленные преимущества очевидны тем больше, чем выше диаметр условного прохода.
При выборе арматуры для газовых систем следует учитывать химические и физические свойства материалов, использованных при ее изготовлении.
Природный газ никак не воздействует на любые черные металлы, благодаря этому оборудование для газовых систем может быть чугунным и стальным.
У чугунной арматуры более низкие, чем у стальной, механические свойства и поэтому она может использоваться при давлениях газа, которые не превышают значение в 1,6 МПа.
В сжиженных или природных газах в ряде случаев присутствует сероводород, который может оказывать негативное воздействие на бронзу и остальные медные сплавы.
Из-за этого не рекомендуется применять на газопроводах оборудование с уплотнительными бронзовыми кольцевыми вставками.
Вместе с тем надо учитывать, что когда уплотнительные поверхности затвора и седла арматуры изготовлены из черных металлов (то есть без использования вставных колец из цветных металлов либо из нержавеющей стали), то они корродируют и быстро изнашиваются.
При существующих нормах предельного уровня содержания сероводорода (на 100 м3 газа – 2 г) голубое топливо практически никак не воздействует на сплавы из меди.
В связи с этим арматура, предназначенная для внутренних домовых газовых оборудования и сетей, может изготавливаться из медных сплавов.
Арматура, которая отличается особой надежностью, должна использоваться с вставными уплотнительными кольцами, изготовленными из нержавеющей стали.
Вентиль для врезки под давлением — использование сиделки и хомута при подключении в разные виды труб
- Седелка на трубу (хомут для врезки) – универсальная конструкция, без которой сегодня нельзя обойтись при устройстве магистральных разветвлений водопроводов, канализационных и технических трубопроводов, систем орошения, а также газопроводов.
- С помощью хомута для врезки можно обустроить пластиковые, чугунные, стальные трубы различных диаметров.
- Используя такой фитинг:
Кроме того, при монтировании арматуры достаточно высверлить всего лишь отверстие конкретного диаметра.
С этой целью, современная седелка оборудована специальной фрезой для врезки под давлением с помощью которой легко можно просверлить отверстие, что содействует упрощению и ускорению процесса.
На смену стали и чугуну пришли полиэтилен, пластик, ПНД и другие современные искусственные материалы, из которых изготавливаются не только трубы, но и запорная арматура к ним. Поэтому рассмотрим, как лучше всего осуществить установку необходимой арматуры в полиэтиленовые трубопроводы.
Делают это разными способами:
1. Для врезки под давлением достаточно часто используется вентиль. Такой элемент трубопровода может быть применен в качестве:
- отвода для монтажа ответвлений от основной трубы;
- запорной арматуры, которая может перекрыть или открыть жидкостный поток.
2. Фланцевая седелка на полиэтиленовую трубу используется в строительной отрасли. Ее также часто используют и тогда, когда модернизуются магистральные канализационные системы, водопроводы.
Электросварные фитинги фланцевого типа устанавливают на газовые и водопроводные ПНД стояки.
Нужно помнить, что в газовых магистралях их использование допустимо при давлении до 10 атмосфер, а в водопроводах – не больше 16.
3. Когда устанавливается электросварная седелка пнд 63 или седелка пэ, седелка 63 то лучше всего действовать по схеме:
- с помощью маркера нанести по всему периметру линию верхней части хомута для врезки;
- очистить скребком верхний окислившийся тоненький слой, образовавшийся на полиэтиленовой трубе;
- каждую из 2-ух свариваемых поверхностей обезжирить, поскольку они должны быть сухими и чистыми;
- зафиксировать на трубе обе части седелки;
- с помощью электромуфтового аппарата провести сваривание;
- используя фрезу, прорезать отверстие необходимого диаметра;
- вворотить фрезу до нижнего упора и выворотить обратно – до верхнего, после чего надеть заглушку.
4. Монтаж накладных хомутов возможен при отсутствии напора в канале. Сам механизм на трубопроводе фиксируется с помощью специального позиционирующего ремня.
Важно! Промышленность производит накладные уходы диаметрами 50 мм – 315 мм.
5. Бессварочная холодная врезка с использованием обжимного хомута. Такие полиэтиленовые или полипропиленовые элементы трубных конструкций не подвергаются коррозии, что значительно продлевает эксплуатационный срок. Чтобы более надежно и герметично соединить детали арматуры хомуты для врезки укомплектованы уплотнительными кольцами, для размещения которых существует специальный паз.
Важно! Диаметр трубы должен соответствовать хомуту для врезки. Такая седелка для врезки под давлением для полиэтиленовых труб с наличием внутренней или внешней резьбы на отводе способствует монтажу второстепенных каналов от главной магистрали в трубопроводах, которые предназначены для транспортировки технической или питьевой воды.
Выбор способа установки арматуры в магистраль определяется многими факторами. Поэтому, что лучше использовать для обустройства ответвления от основной магистрали, какие фитинги применить – компрессионные или сварные – выбирает сам хозяин.
Это зависит от:
- материала и диаметра трубы, в которую необходимо врезаться;
- наличия средств;
- временного промежутка, на протяжении которого необходимо выполнить работы;
- умения выполнять сварочные или другие виды работ по монтажу труб, арматуры к ним и др.
Использование вентиля
К деталям, которые выполняют не одну, а сразу несколько различных функций, относится вентиль для врезки под давлением. Что он собой представляет и какое его предназначение?
Во-первых, такая арматура является, практически, седловым отводом, использование которого предоставляет возможность производить монтирование ответвлений второстепенных труб от главной магистрали.
Во-вторых, такой элемент для врезки используют в качестве запорного вентиля, с помощью которого открывается или перекрывается транспортируемая жидкость в магистрали.
Поэтому, другое название этого универсального фитинга – крановая седелка для врезки в водопровод под давлением. Без такого важного элемента арматуры трубопровода сегодня не обходится ни одна городская стройка. Часто фитинг используется и в частном секторе.
Его преимущества:
- надежность;
- простота монтажа;
- универсальность;
- высокое качество исполнения.
Седелка имеет форму хомута, состоящего из двух частей, которые полностью обхватывают стояк с обеих сторон. Поэтому, эту деталь еще называют хомутом для врезки.
Способы врезки
Установить необходимую деталь арматуры можно с помощью:
- сварки, применяющейся в тех случаях, если можно перекрыть поступление рабочей жидкости, например воду в водопроводе;
- накладного врезного хомута, который используют тогда, когда необходимо выполнить работу под напором транспортируемой рабочей среды.
В зависимости от глубины залегания трубы, определяется место будущей установки детали. Например, в случае нахождения трубопровода на большой глубине, таким местом установки арматуры будет его верхняя часть. Когда же труба находится на поверхности или неглубоко в земле, то чаще всего делают отвод в сторону.
При использовании сварочного метода, сначала отключают воду, после чего начинают непосредственную врезку. Для этого следует с помощью газового резака выжечь в конкретном месте отверстие, диаметр которого примерно совпадал бы с диаметром привариваемой резьбы.
Если отсутствует возможность перекрыть воду, то работы по установке арматуры лучше всего проводить в следующем порядке:
- приварить резьбу в необходимом месте;
- надежно накрутить кран полнопроходного типа;
- с помощью дрели через установленный вентиль высверлить отверстие.
Важно! С целью соблюдения техники безопасности, нельзя допустить попадание жидкости на электродрель.
Важно! Дрель нужно переключить на большие обороты, поскольку при низких оборотах существует вероятность заклинивания сверла. Более современным и надежным способом установки арматуры в магистраль под давлением является вариант с врезным хомутом накладного типа.
Пластиковые трубы
Все чаще металлические трубы заменяются полиэтиленовыми. Аналоги из полиэтилена можно встретить во внешних и внутренних инженерных сетях, водопроводах, канализационных и дренажных системах, газопроводах. Одновременно, усовершенствуется и арматура к таким системам.
Литые электросварные изделия
Например, на смену сборным приходят литые электросварные фитинги, которые отличаются:
- высокой прочностью;
- устойчивостью к гидроударам;
- хорошей гибкостью, что содействует предотвращению порывов магистралей, например, при смещении почвы;
- высокой химической устойчивостью;
- отсутствием шероховатости, что обеспечивает отсутствие отложений на арматуре.
Часто возникает проблема, как вставить необходимый элемент трубопровода в эксплуатируемую пластиковую магистраль. Для этого хорошо подходит седелка для врезки под давлением в полиэтиленовую трубу, благодаря которой такая техническая операция пройдет качественно, быстро и надежно. Кстати, она такая же, как и седелка для врезки под давлением в пластиковую трубу.
С помощью электросварной седелки пнд для врезки под давлением подсоединяют ответвления трубопроводов, через которые транспортируется и распределяется питьевая и сантехническая вода, горючие и инертные газы.
Седловой отвод применяется для ответвления от главной магистрали. Монтируется арматура в комплекте с резиновой прокладкой, которая предназначена для ограничения отверстия в трубе.
Стальные трубы
Благодаря использованию седелок, можно врезаться в любую функционирующую коммуникацию, не отключая ее. Седелка для врезки под давлением в стальную трубу может быть сварной и компрессионной.
Стальная электросварная седелка для врезки под давлением предвидит приваривание накладного хомута. А вот монтаж компрессионных фитингов считается более простым вариантом.
Чугунные трубы
Обычно для врезки под давлением в чугунную трубу используется седелка компрессионного типа.
Седелка компрессионного типа
Она отличается:
- практичностью;
- невысокой стоимостью;
- быстротой монтирования.
- Главный недостаток: седелка компрессионная менее надежна, чем седелка электросварная для врезки под давлением элиста, с помощью которой можно легко врезаться в магистраль.
- Типичным компрессионным фитингом является седелка для врезки под давлением с ответной частью.
- Из конструкции видно, что в ответную часть арматуры входит запрессовывающая втулка и крышка-гайка.
Современные седелки
Электросварная седелка 110х063 sdr 11 fox для врезки под давлением имеет вид патрубка-накладки с открытой спиралью, которая обеспечивает оптимальную теплопередачу.
Сбоку, а также по центру деталь снабжена холодными зонами, благодаря которым не вытекает расплавленная масса. Для обеспечения автоматической сварки на арматуре нанесен штрих-код.
Купить седелку для врезки под давлением можно в любом специализированном магазине. Цена седелки для врезки под давлением зависит от производителя.
Большой популярностью среди запорной арматуры пользуется вентиль для врезки под давлением фриален конструкцией которого предвидено наличие удлиненного выходного патрубка. Фитинги являются достаточно компактными изделиями без резьбовых соединений и с приводным шпинделем, для производства которых используют высокоплотный полиэтилен низкого давления.
Вентиль для врезки под давлением frialen снабжен интегрированным сверлом-резаком с наличием верхнего и нижнего упора, который может легко перемещаться внутри металлической гильзы. Он применяется в газовых трубопроводах с давлением до 10 атмосфер и водопроводах, рассчитанных на давление до 16 атмосфер. Цена на вентиль для врезки под давлением фриален ориентировочно от 11 700 руб.
Данный элемент трубопровода марки frialen обычно устанавливается на глубине не больше 2м70см. Кран управляется специальным телескопическим монтажным набором для вентилей.
Конструкция обладает выходным патрубком длина которого рассчитана примерно для осуществления 2-ух сварок. Телескопическая конструкция позволяет управлять вентилем с люка, размещенного на улице.
Нижняя часть детали оснащена открытым нагревательным элементом, с помощью которого он легко приваривается к трубе.
Газовая арматура и оборудование
Газовой арматурой называют различные приспособления и устройства, монтируемые на газопроводах, аппаратах и приборах, с помощью которых осуществляют включение, отключение, изменение количества, давления или направления газового потока, а также удаление газов.
Классификация газовой арматуры.
По назначению существующие виды газовой арматуры подразделяются:
- на запорную арматуру — для периодических герметичных отключений отдельных участков газопровода, аппаратуры и приборов;
- предохранительную арматуру — для предупреждения возможности повышения давления газа сверх установленных пределов;
- арматуру обратного действия — для предотвращения движения газа в обратном направлении;
- аварийную и отсечную арматуру — для автоматического прекращения движения газа к аварийному участку при нарушении заданного режима.
При выборе газового оборудования и арматуры необходимо руководствоваться действующими ГОСТ и СП.
Ценные сведения содержатся в материалах научно-исследова- тельекого центра промышленного газового оборудования «Газовик» (НИЦ ПГО «Газовик»), который занимается сбором, анализом, проверкой достоверности информации о степени качества, надежности, конкурентоспособности и безопасности продукции промышленного газового оборудования.
Вся арматура, применяемая в газовом хозяйстве, стандартизирована. По принятому условному обозначению шифр каждого изделия арматуры состоит из четырех частей. На первом месте стоит номер, обозначающий вид арматуры (таблица ниже).
Условные обозначения вида арматуры
Вид арматуры | Обозначение вида | Вид арматуры | Обозначение вида |
Краны для трубопроводов | 11 | Клапаны обратные поворотные | 19 |
Вентили запорные | 14 и 15 |
Клапаны регулирующие |
25 |
Клапаны обратные подъемные | 16 | Задвижки запорные | 30,31 |
Клапаны предохранительные |
17 | Затворы | 32 |
На втором — условное обозначение материала, из которого изготовлен корпус арматуры (таблица ниже).
Условные обозначения материалов корпуса арматуры
Материал корпуса |
Обозначение материала |
Материал корпуса |
Обозначение материала |
Сталь углеродистая | с | Латунь и бронза | б |
Сталь кислотостойкая и нержавеющая | нж | Винипласт | вп |
Чугун серый | ч | Сталь легированная | лс |
Чугун ковкий | кч | Алюминий | а |
На третьем — порядковый номер изделия. На четвертом — условное обозначение материала уплотнительных колец: б — бронза или латунь; нж — нержавеющая сталь; р — резина; э — эбонит; бт — баббит; бк — в корпусе и на затворе нет специальных уплотнительных колец.
Например, обозначение крана ПбЮбк расшифровывается так:
11 — вид арматуры (кран), б — материал корпуса (латунь), 10 — порядковый номер изделия, бк — тип уплотнения (без колец).
Большинство видов арматуры состоит из запорного или дроссельного устройства. Эти устройства представляют собой закрытый крышкой корпус, внутри которого перемещается затвор.
Перемещение затвора внутри корпуса относительно его седел изменяет площадь отверстия для прохода газа, что сопровождается изменением гидравлического сопротивления.
В запорных устройствах поверхности затвора и седла, соприкасающиеся во время отключения частей газопровода, называют уплотнительными. В дроссельных устройствах поверхности затвора и седла, образующие регулируемый проход для газа, называют дроссельными.
Запорная арматура.
К запорной арматуре относят различные устройства, предназначенные для герметичного отключения отдельных участков газопровода. Они должны обеспечивать герметичность отключения, быстроту открытия и закрытия, удобство в обслуживании и малое гидравлическое сопротивление.
В качестве запорной арматуры на газопроводах применяют задвижки, краны, вентили.
Наиболее распространенный вид запорной арматуры — задвижки (рисунок ниже), в которых поток газа или полное его прекращение регулируют изменением положения затвора вдоль уплотняющих поверхностей. Это достигается вращением маховика. Шпиндель может быть выдвижным или невыдвижным.
Невыдвижной шпиндель при вращении маховика перемещается вокруг своей оси вместе с маховиком. В зависимости от того, в какую сторону вращается маховик, нарезная втулка затвора перемещается по резьбе на нижней части шпинделя вниз или вверх и соответственно опускает или поднимает затвор задвижки.
Задвижки с выдвижным шпинделем обеспечивают перемещение шпинделя и связанного с ним затвора путем вращения резьбовой втулки, закрепленной в центре маховика.
Для газопроводов давлением до 0,6 МПа используют задвижки из серого чугуна, а для газопроводов давлением более 0,6 МПа — из стали.
Затворы задвижек могут быть параллельными и клиновыми. У параллельных затворов уплотнительные поверхности расположены параллельно, между ними находится распорный клин.
Задвижки
а — параллельная с вьадвижным шпинделем: 1 — корпус; 2- запорные диски; 3 — клин; 4 — шпиндель; 5 — маховик; 6 — сальниковая набивка; 7 — уплотнительные поверхности корпуса; б — клиновая с невыдвижным шпинделем: 1 — клин; 2- крышка; 3 — втулка; 4 — гайка; J — маховик; 6 — сальник; 7 — буртик; 8 — шпиндель
При закрытии задвижки клин упирается в дно задвижки и раздвигает диски, которые своими уплотнительными поверхностями создают необходимую плотность.
В клиновых затворах боковые поверхности затвора расположены не параллельно, а наклонно. Причем эти задвижки могут быть со сплошным затвором и затвором, состоящим из двух дисков.
На подземных газопроводах целесообразно устанавливать параллельные задвижки.
Однако задвижки не всегда обеспечивают герметичность отключения, так как часто уплотнительные поверхности и дно задвижки загрязняются. Кроме того, при эксплуатации задвижек с неполностью открытым затвором диски истираются и приходят в негодность.
Все отремонтированные и вновь устанавливаемые задвижки необходимо проверять на плотность керосином. Для этого задвижку следует установить в горизонтальное положение и залить сверху керосин, с другой стороны затвор окрашивают мелом. Если задвижка плотная, то на затворе не будет керосиновых пятен.
На подземных газопроводах задвижки монтируют в специальных колодцах (рисунок ниже) из сборного железобетона или красного кирпича. Перекрытие колодца должно быть съемным для удобства его разборки при производстве ремонтных работ.
Устройство газовых колодцев
а — установка задвижки в колодце: 1 — футляр; 2 — задвижка; 3 — ковер; 4 — люк; 5 — линзовый компенсатор; 6 — газопровод; б -устройство малогабаритного колодца: 1 — отвод; 2 — кран; 3 — прокладка; 4 — стенка колодца
Колодцы имеют люки, которые легко открываются для осмотра и производства ремонтных работ. На проезжей части дороги люки устанавливают на уровне дорожного покрытия, а на незамощенных проездах — выше уровня земли на 5 см с устройством вокруг люков отмостки диаметром 1 м. Там, где возможно, рекомендуется управление задвижкой вывести под ковер.
В местах пересечения газопроводами стенок колодца устанавливают футляры, которые для плотности заделывают битумом. Колодцы должны быть водонепроницаемыми. Эффективное средство против проникновения грунтовых вод — гидроизоляция стенок колодцев. На случай проникновения воды в колодцах устраивают специальные приямки для ее сбора и удаления.
На газопроводах диаметром до 100 мм при транспортировании осушенного газа устраивают малогабаритные колодцы (рисунок выше) с установкой арматуры в верхней части, что обеспечивает обслуживание арматуры с поверхности земли. В таких колодцах вместо задвижек устанавливают краны.
В кранах с принудительной смазкой (рисунок ниже) герметизация достигается за счет введения между уплотняющими поверхностями специальной консистентной смазки под давлением.
Заправленная в пустотелый канал верхней части пробки смазка завинчиванием болта нагнетается по каналам в зазор между корпусом и пробкой.
Пробка несколько приподнимается вверх, увеличивая зазор и обеспечивая легкость поворота, шариковый клапан и латунная прокладка предотвращают выдавливание смазки и проникновение газа наружу.
Чугунный кран со смазкой под давлением
1 — каналы; 2 — основание пробки; 3 — болт; 4 — шариковый клапан; 5 — прокладка
Помимо кранов со смазкой применяют простые поворотные краны, которые подразделяют на натяжные, сальниковые и самоуплотняющиеся. Эти краны устанавливают на надземных и внутриобъектовых газопроводах и вспомогательных линиях (импульсные и продувочные газопроводы, головки конденсатосборников, вводы).
В натяжных кранах взаимное прижатие уплотнительных поверхностей пробки и корпуса достигается навинчиванием натяжной гайки на резьбовой конец пробки, снабженный шайбой.
Для создания натяжения пробки конец ее конической части не должен доходить до шайбы на 2-3 мм, а нижняя часть внутренней поверхности корпуса должна иметь цилиндрическую выточку. Это дает возможность по мере износа пробки крана опускать ее ниже, натягивая гайку хвостовика, и тем самым обеспечивать плотность.
Конденсатосборники.
Для сбора и удаления конденсата и воды в низких точках газопроводов сооружают конденсатосборники (рисунок ниже).
Конденсатосборники
а — высокого давления; б — низкого давления; 1 — кожух; 2 — внутренняя трубка; 3 — контакт; 4 — контргайка; 5 — кран; 6 — ковер; 7 — пробка; 8 — подушка под ковер железобетонная; 9 — электрод заземления; 10 — корпус конденсатосборника; 11 — газопровод; 12 — прокладка; 13 — муфта; 14 — стояк
В зависимости от влажности транспортируемого газа конденсатосборники могут быть большей емкости — для влажного газа и меньшей — для сухого газа. В зависимости от величины давления газа их разделяют на конденсатосборники низкого, среднего и высокого давлений.
Конденсатосборник низкого давления представляет собой емкость, снабженную дюймовой трубкой, которая выведена под ковер и заканчивается муфтой и пробкой. Через трубку удаляют конденсат, продувают газопровод и замеряют давление газа.
Конденсатосборники среднего и высокого давлений по конструкции несколько отличаются от конденсатосборников низкого давления. В них имеется дополнительная защитная трубка, а также кран на внутреннем стояке.
Отверстие в верхней части стояка служит для выравнивания давления газа в стояке и футляре. Если бы отверстия не было, то конденсат под давлением газа постоянно заполнял бы стояк.
При пониженных температурах возможны замерзание конденсата и разрыв стояков.
Под действием давления газа происходит автоматическая откачка конденсата. При закрытом кране газ оказывает противодействие на конденсат, который под действием своей массы опускается вниз. При открывании крана противодействие прекращается и конденсат выходит на поверхность.
Компенсаторы.
В процессе эксплуатации газопроводов величина изменения температуры может достигать нескольких градусов, что вызывает напряжения в несколько десятков МПа.
Поэтому для предотвращения разрушения газопровода от температурных воздействий необходимо обеспечить его свободное перемещение. Устройствами, обеспечивающими свободное перемещение труб, являются компенсаторы — линзовые, лирообразные и П-образные.
На подземных газопроводах наибольшее распространение получили линзовые компенсаторы (рисунок ниже).
Линзовый компенсатор
- 1 — патрубок; 2 — фланец; 3 — рубашка; 4 — полулинза; 5 — ребро; 6 — лапа; 7 — гайка; 8 — тяга
- Линзовые компенсаторы изготавливают сваркой из штампованных полулинз. Для уменьшения гидравлических сопротивлений и предотвращения засорения внутри компенсатора устанавливают
направляющий патрубок, приваренный к внутренней поверхности компенсатора со стороны входа газа. Нижняя часть линз через отверстия в направляющем патрубке заливается битумом для предупреждения скопления и замерзания в них воды.
При монтаже компенсатора в зимнее время его необходимо немного растянуть, а в летнее — сжать стяжными тягами. После монтажа тяги надо снять. Компенсаторы при установке их рядом с задвижками или другими устройствами обеспечивают возможность свободного демонтажа фланцевой арматуры и замены прокладок (рисунок ниже).
Установка компенсаторов
а — линзового с задвижкой; б — резинотканевого; 1 — нижний кожух; 2 — верхний кожух; 3 — штифт; 4 — муфта; 5 — насадка; 6 — колпак; 7 — ковер малый; 8 — подушка под ковер; 9 — труба водогазопроводная усиленная; 10 — фланец приварной; 11 — задвижка; 12, 14 — прокладки; 13 — компенсатор двухлинзовый
Ввиду того что в колодцах очень часто находится вода, гайки и стяжные болты ржавеют, поэтому работа с ними затрудняется, а в отдельных случаях эксплуатационный персонал оставляет стяжные болты на линзовых компенсаторах, не свертывая гайки. Линзовый компенсатор перестает выполнять свою функцию, поэтому новые конструкции компенсаторов не предусматривают стяжных болтов. При ремонтах применяют струбцину для сжатия компенсаторов.
В связи с тем что компенсаторы выполнены из тонкостенной стали толщиной 3-5 мм, они не могут быть равнопрочны трубе. Ограниченность давления — основной недостаток линзовых компенсаторов. Для увеличения допустимого давления компенсаторы изготовляются из более прочной стали, с большим количеством волн, но меньшей высоты.
Существуют компенсаторы, выполненные из гнутых, обычно цельнотянутых труб (П-образные и лирообразные). Основной недостаток таких компенсаторов — большие габариты. Это ограничивает их применение на трубопроводах больших диаметров. В практике газоснабжения гнутые компенсаторы распространения не получили и совершенно не применяются в качестве монтажных компенсаторов при установке задвижек.
Большим достоинством обладают резинотканевые компенсаторы (рисунок выше). Они способны воспринимать деформации не только в продольном, но и в поперечном направлениях. Это позволяет использовать их для газопроводов, прокладываемых на территориях горных выработок и в сейсмоопасных районах.