Нет патины на каком металле

Нет патины на каком металле

То, что металл темнеет – вполне естественный процесс. Потому антикварные, старинные вещи не могут сами по себе блестеть как новые. Потемнение считается благородным признаком, верным знаком, действительно, ценной вещи. Но и современное изделие можно искусственно состарить. Делают это в декоративных целях, и используют для этого патину.

Нет патины на каком металле Нет патины на каком металле Нет патины на каком металле

Изначально патиной считали только темный налет на металле, а точнее, на медных изделиях. Пленка окислов делала металл, можно сказать, постаревшим. Но потом слово «патина» распространилось и на другие материалы: дерево, бронзу, гипс. Искусственно начали состаривать мебель с помощью патинирования.

И все же на металле патина смотрится максимально естественно. Интересно, что окисление железа – это ржавчина, ассоциируется она далеко не с декоративными особенностями. Патиной называют окисление других металлов. И если со ржавчиной борются, то патина становится желанным эффектом.

Ее считают благородным «жизненным опытом» металлических изделий.

Конечно, недобросовестные люди используют патинирование в мошеннических целях, с его помощью стараются выдать обычную металлическую вещь за старинную. Но в основном патину применяют исключительно в декоративных целях. В интерьере иметь вещь, которая напоминает антиквариат, хотят многие.

Держать дома подлинный антиквариат могут единицы. Но ведь внешнего эффекта вполне может быть достаточно, и патина позволяет его достичь. Ненатуральную патину создают с помощью кислот и окислителей в составах специальных смесей. Удается добиться разных оттенков патины: она может быть зеленой, рыжей, черной.

Естественная патина образует свой цвет сообразно условиям, в которых она формировалась. Цвет искусственной зависит от компонентов состава.

Нет патины на каком металле Нет патины на каком металле Нет патины на каком металле

Самые распространенные виды патинирования – золочение, чернение, серебрение. Чаще патинирование проводят на контрасте: например, темная основа – светлая патина, и наоборот.

Если основой будет темно-матовый графит, его лучше патинировать золотом либо бронзой – даст эффект старой бронзы. Если изделие имеет окрас темного или светлого графита, патинировать его лучше серебром, можно добиться эффекта черненого серебра, черного железа.

А вот медная краска с разными оттенками коричневого придаст поверхности кованого изделия медный вид.

Если на медную краску нанести бронзовую или золотую патину, получится изделие под бронзу либо латунь. Если изделие предназначено для светлого интерьера, лучше использовать те, что покрыты белой краской с эффектом потертости, патинированные золотом.

Можно ориентироваться на такие моменты: серебро считается холодным оттенком, в интерьере, где необходимы свежесть и строгость, это работает. Золото придает изысканности, то есть ей еще нужно соответствовать, весь интерьерный ансамбль должен петь в унисон.

Бронза символизирует благородство, а медь делает отсылку к Средневековью.

Нет патины на каком металле Нет патины на каком металле Нет патины на каком металле

Если же возвращаться к натуральным истокам, самый распространенный вид патины – оксид меди. Поверхность, которая будет окрашена оксидом меди, имеет зеленоватый оттенок. А вот если оксид меди появится на стали, цвет будет желтый либо охровый. Если на латуни и бронзе – коричневый, а если на серебре – темновато-серый.

Для металла традиционно используют порошковую (кузнечную) патину, в то время как для дерева потребуется акриловая. Первым видом порошковой патины считается серебрянка, то есть порошок, который до использования смешивают с олифой. Кузнечные краски обычно матовые, но патина придает металлу больше благородного блеска.

Кстати, порошковую патину можно купить и уже готовой. А чтобы удобнее ею было пользоваться, при окрашивании можно смешать ее с сольвентом либо ксилолом.

Средства для патинирования – это работа с химическими окислителями. А значит, нужно помнить о технике безопасности, работать в защитных очках и респираторе либо чем-то аналогичном ему. Для работы понадобятся:

  • патина нужного цвета в виде порошка;
  • жидкий растворитель;
  • губка либо кисть размера 2-3;
  • пластиковые/стеклянные ванночки (только не из металла, они вступят в реакцию с составом);
  • само изделие, которое и будет декорироваться.

В идеале нужно работать на свежем воздухе, но если такой возможности нет, и приходиться трудиться в домашних условиях, – в помещении с хорошей вентиляцией.

То есть нужно открывать окна, включать вытяжку, организовывать сквозняк.

Если вдруг кислотный состав попадает на открытую кожу, ее поверхность нужно промыть под проточной водой, а потом на это место нанести содовую кашицу. Ну и, конечно, работать надо только в перчатках.

Если все готово к работе, пора браться за обработку поверхности. Да, и ей нужна предварительная подготовка. Гладкость металла должна быть безупречной, только такую можно красить.

Если на поверхности будут коррозийные признаки, не случиться оптимальной грунтовки – верхние слои пойдут пузырями и в скором времени облезут. Все заусенцы на металле правильно будет удалить, выбоины и сколы зашпатлевать, а потом зашлифовать наждачкой.

Сначала используется грубая наждачная бумага, а потом та, что помельче. И вот доведенное до идеального вида изделие можно покрыть грунтовкой, она продается в спрее-баллончике.

Есть 2 способа состаривания металла: можно патину наносить кисточкой, а можно губкой. Если набирать красящий состав на кисть, можно контролировать текстуру, она бывает очень разной.

Можно контролировать и направления мазков, и глубину прокраски. Перед началом работы не следует мочить кисть, работать предполагается только сухой кисточкой (мокрая чревата образованием подтеков и капель на поверхности).

2 или 3 см щетины – ровно то, что нужно для нанесения патины.

Если же решено прокрашивать поверхность губкой, она даст ни с чем не сравнимый эффект «запыления». Только не стоит прижимать губку к металлу слишком сильно, могут на его поверхности отпечататься поры губки.

А также в процессе работы нужно держать неподалеку салфетку с растворителями, и ту основную краску, которой окрашено само изделие. Это поможет быстро скорректировать ошибки, нанести патину снова.

Но лучше этого избегать, повторное нанесение чревато не очень эстетичным, так называемым плоским эффектом.

Совсем другое дело – патинирование окислителями. Это сложнее, но и выглядеть предмет будет более натурально. И прочность его не сравнима с красящим составом.

Обрабатываемая поверхность тоже нуждается в подготовке, но грунтовать и красить ее не надо, надо просто обезжирить и отбелить, используя кислотный раствор.

Принцип действия таков: в готовый раствор добавляется кислота (соляная/серная/азотная), туда опускается металл.

Патина должна появиться очень быстро, потому изделие нельзя передерживать в этом составе. Покрытие будет максимально натуральным, но без лакированного слоя – это покрытие вряд ли будет долговечным.

Как сделать другие оттенки патины своими руками.

  • Чтобы оттенок получился оливковым, латунное изделие отправляется в раствор из воды, нашатыря и хлорированного оксида меди – 5: 4: 2. Состав очень токсичен, нужно работать аккуратно.
  • Чтобы добиться густого оранжевого оттенка на латуни, потребуется смесь сульфита калия.
  • Кроваво-красный оттенок патины даст медный купорос плюс хлористый цинк.
  • На меди и на латуни можно получить черный оттенок патины, смешав 2 г печени серной и столько же поваренной соли.
  • А чтобы достичь эффекта «воронения», надо изделие погрузить в раствор хромпика (100 г/ 1 л воды). Сталь покроется очень глубоким, иссиня-черным оттенком с заметным голубым свечением.

Все, что останется после работы с окислителями вручную, следует утилизировать.

Смесь хранить дома нельзя, все равно не получится ее использовать через время, ни разбавить, ни во что-то трансформировать.

Те изделия, где удалось покрытие патиной, надо хорошенько просушить. И финишным этапом станет покрытие просушенного изделия лаком, покрыть металл можно как матовым, так и глянцевым лаком.

Очевидно, что работать с красящими составами легче и безопаснее. Да, натуральное патинирование будет не имитацией, а почти подлинным состариванием, более термостойким и убедительным. Но это затратно, не все справятся, да и не всегда можно сразу различить имитацию и реальность.

Более того, за счет простоты технологического процесса имитация чаще получается лучше, это проще и быстрее.

Покрытая патиной монета – достоинство или недостаток?

Сказочное очарование древним городам Европы придаёт не только изысканная старинная архитектура, но и верхушки башен притягательного зелёно-голубого цвета.

Эту естественную краску бронзе дарит патина – налёт, образовавшийся на меди, её сплавах или других металлах, подверженных окислению. Листовая бронза, которой кроют купола и верхушки башен, изначально имеет тёмно-коричневый цвет.

Но через несколько лет в шоколадном море начинают появляться изумрудные острова, которые, разрастаясь, постепенно скрывают прежний цвет под яркой плёнкой.

Нет патины на каком металле

Слово «патина» пришло к нам из итальянского языка, унаследовавшего его от латыни, где patina – это небольшой предмет посуды, изготовленный из бронзы. Процессы окисления создают патину, состоящую из множества слоёв, но в разговорах под словом «патина» чаще всего подразумевают лишь верхний из них.

Читайте также:  Бронзовая краска по металлу с эффектом патины

Нет патины на каком металле

Из бронзы делали не только посуду, но и монеты. Поэтому люди быстро познакомились с патиной и на деньгах. Патина – естественный и необратимый процесс. Его можно лишь замедлить, законсервировав предмет в среде, где окисление будет воздействовать на него крайне щадяще. Именно поэтому нумизматам рекомендуют хранить монеты в герметичных капсулах.

Виды патины

Для коллекционеров современной юбилейки патина – чистое наказание. Чуть позабыл о новеньком биметалле или стальной десятке с гальванопокрытием, а штемпельный блеск уже исчез. Незаметно монета потемнела и стала тусклой. А вот древние монеты патина порой преображает в лучшую сторону. Нумизматы разделяют патину на несколько характерных видов:

  • Естественная – слой окислов на поверхности монеты;
  • «Кабинетная» – ровная патина, полученная длительным хранением монеты в деревянном ящике или кабинете (специализированном шкафчике для размещения предметов нумизматики);
  • Радужная – разноцветная патина;
  • Пулевая – подвид радужной патины, когда цвета меняются от светлых в центре к тёмным ближе к канту;
  • Переливчатая – подвид радужной патины, когда цвета меняются в зависимости от угла обзора;
  • Песчаная — ровный бежево-желтый налет на монетах, долгое время находившихся в песке и подвергавшихся воздействию кремниевой кислоты;
  • Искусственная – наведённый слой, чтобы придать монете красоту и скрыть дефекты.

Нет патины на каком металле

Выше представлена пара царских монет, на которых начала образовываться естественная патина. Первым меняют блеск на матовую окраску элементы рельефа, что особенно заметно по копейке.

И, наоборот, если патиной покрыто монетное поле, а выступающие элементы выглядят светлыми (непатинированными), то это считается недостатком под названием «кабинетный износ».

Красивая естественная патина очень ценится и поднимает цену монеты.

Искусственную патину выявит тщательный осмотр подозрительного экземпляра. Например, видно, что патина легла поверх царапин и повреждений монетного поля или, напротив, не захватила его углубления. Необычные цвета и оттенки патины, а также резкие переходы от цвета к цвету тоже должны вызывать подозрения. Жёлто-коричневый дымчатый оттенок сигнализирует, что патину наводили табачным дымом.

Патина на монетах из меди

Нет патины на каком металле

Наиболее часто коллекционеры сталкиваются с губительным действием патины на медных монетах. Её цвет зависит от условий хранения экземпляра. Характерный зелёный цвет придают монете образовавшиеся на поверхности металла сульфаты и сульфиды. Извлечённые из земли монеты имеют угольно-чёрный оттенок – это оксид меди, затронувший её глубинные слои. Яркие зелёно-голубые островки тоже не радуют опытных собирателей, так как они могут перебраться с поражённых монет на другие.

Нет патины на каком металле

Коллекционеры любят ровную однотонную патину, приятную на взгляд, где мелкие дефекты монетного поля не способны испортить общее впечатление. Именно такая патина часто зовётся «кабинетная» или «благородная». Подобные монеты ценятся намного выше пёстрых или пятнистых.

Нет патины на каком металле

Патина на медных монетах важна при грейдинге. Вместе с оценкой степени сохранности эксперт часто подтверждает тот или иной оттенок меди: «BN» (Brown), «RD» (Red) и «RB» (Red Brown). Этот параметр, зафиксированный на слабе, тоже способен повлиять на цену монеты.

Патина на монетах из медных сплавов

Нет патины на каком металле

Традиционная оловянная бронза близка к меди по цвету. А так как медь в сплаве преобладает, то патина на бронзе, несмотря на более высокую прочность сплава, схожа с той, что образуется на чистом металле. Для примера мы взяли бронзовую монету поздней Римской империи, на которой отчётливо видно яркие вкрапления зелёного-голубого цвета. Это образование хлорида меди (воздействие на металл соляной кислоты).

Нет патины на каком металле

Советские обиходные монеты старшей группы номиналов (от 10 копеек и выше) делали из медно-никелевых сплавов мельхиор (до 1957 года включительно) и нейзильбер (с 1961 года). Оборотные экземпляры просто тускнели, становясь серыми.

Если же монеты попадали в агрессивную среду (влагу или землю), процесс преобразования поверхности шёл быстрее.

Происходило омеднение монет (выступание меди на поверхности сплава), и патина уже по внешнему виду могла напоминать ту, что образуется на чистой меди.

Нет патины на каком металле

Младшую группу номиналов от копейки до пятака сначала чеканили из золотистой алюминиевой бронзы, а затем из латуни. Латунь очень быстро теряла первоначальный лоск, темнея и тускнея. Показанные выше 5 копеек 1973 года демонстрируют как экземпляр, сохранивший штемпельный блеск, так и утратившую его монету.

Нет патины на каком металле

С 2006 по 2014 год российские монеты 10 и 50 копеек делали из стали, плакированной сплавом «томпак» (разновидность латуни). Показанная выше монета хоть и сильно потемнела, но зато обзавелась необычной радужной патиной.

Патина на монетах из серебра

Радужную патину на серебряных монетах можно повстречать куда чаще, чем на меди.

Раньше такое разноцветье могло очень сильно увеличить цену, так как подобный экземпляр очень выгодно смотрелся на фоне обычных монет, даже если те обладали штемпельным блеском.

В настоящее время появилось множество способов наведения радужной патины. Однако искусственная патина выделяется яркими неестественными цветами, которые отпугивают опытных коллекционеров и привлекают разве что новичков.

Посмотрим и на классическую пулевую патину. Её название произошло от сходства монеты, которая обладает такой патиной, с одним из типов мишени для пулевой стрельбы. Монетное поле показанного выше советского серебряного полтинника как раз содержит плавные переходы патины от светлых тонов к тёмным, как на мишени.

Царские и ранние советские билонные монеты – это серебро 500-й пробы. Легирующая добавка к драгоценному металлу – медь. Из-за её наличия на монете может образоваться тонкий слой сульфида серебра – патина малахитового цвета. Она снижает, а не повышает цену монеты, поэтому её стараются убрать.

Патина на монетах из золота

Чистое золото – металл, практически не подверженный окислению. Данный раздел появился лишь потому, что для обиходных монет прошлых веков чистое золото не использовали из-за его мягкости.

Для придания золоту прочности его сплавляли с незначительным количеством иных металлов (чаще – серебро и медь, реже – никель или молибден). Взятая для примера пятирублёвка Николая II – это золото 900-й пробы. Легирующая добавка к нему – всё та же медь.

При определённых условиях медь может выступить на поверхности, и даже столь незначительное её количество заставит монету фрагментарно потемнеть (как на иллюстрации выше).

Чаще на золоте можно повстречать пятна ржавчины, обусловленные всё тем же процессом окисления. При чеканке отколовшиеся микрочастички штемпеля могут оказаться вдавленными в поверхность золота, и через несколько лет монета станет иметь неприглядный вид.

В российской нумизматике наибольшую известность получили ржавые золотые «Победоносцы». После скандала с золотыми монетами СПМД технологию российской чеканки усовершенствовали, и подобные дефекты стали встречаться намного реже.

И ржавчина, и патина всегда снижают цену золотых монет.

Патина на монетах из алюминия

Алюминий в ХХ веке часто использовали в монетном деле. В основном, из него делали мелкие номиналы (например, венгерские филлеры). В ГДР вся линейка монет за исключением тяжёлых латунных 20 пфеннигов, использовавшихся в автоматах, была алюминиевой.

Процесс окисления достаточно быстро лишает алюминиевую монету штемпельного блеска. Она становится тусклой и невзрачной, приобретая матово-серый налёт.

И если выступающие части рельефа ещё механически очищаются в обращении, то монетное поле очень скоро начинает выглядеть грязным.

Патина на монетах из цинка

Наиболее плачевный вид имеют цинковые патинированные монеты. Выше показана подборка мелких номиналов Дании, Нидерландов и Люксембурга периода Первой и Второй мировых войн.

В трудные времена металл становится стратегическим сырьём, поэтому монеты приходится делать из самого дешёвого материала. Патина заставляет цинковые монеты темнеть до такой степени, что на них порой трудно разобрать рисунок и надписи.

Неудивительно, что после восстановления экономики все эти страны отказались от монет из цинка, выбрав иные металлы и сплавы.

Нужно ли удалять патину?

Этот вопрос часто задают новички. Однозначного ответа на него нет. Как мы уже выяснили, красивая однородная патина придаёт старинным монетам благородный вид, подчёркивая их возраст и подлинность. То же самое относится и к радужной патине, не режущей глаз.

А вот чёрно-фиолетовые наплывы на серебряных монетах (их ещё называют «роговое серебро») сильно портят впечатление. Сложнее всего ситуация с медью. Если патина зашла глубоко, то в процессе чистки монета рискует превратиться в тонкий кружок или вообще развалиться.

Читайте также:  Укажите признаки коррозии арматуры или анкерных болтов

Но даже снятие поверхностного слоя часто меняет экземпляр до неузнаваемости. Патина – это часть монеты. Её удаление приводит к «размытию» рельефа. Поле, ранее выглядевшее гладью, превращается в сборище лунок и рытвин. Чистка меди никогда не вернёт ей первоначальный вид, на что многие надеются, затевая этот процесс.

Опытные коллекционеры рекомендуют избавляться от патины лишь в случаях, когда это гарантировано улучшит внешний вид монеты.

Патина недопустима на коллекционных монетах качества «Proof». Однако при неправильных условиях хранения (без капсулы или в повреждённой запайке) и серебро, и медно-никель постепенно покрываются белёсым налётом патины.

Иногда патина способна даже изменить цвет монеты, окрасив её в коричневые, жёлтые или бежевые тона.

Чистка монет «Proof» от патины допускается только с помощью специализированной жидкости без механического воздействия, иначе зеркальное поле будет безвозвратно испорчено микроцарапинами.

Патинирование монет

Коллекционеры, занявшиеся чисткой медных монет, обнаруживают, что после удаления патины медь приобретает неприятный на глаз рыже-алый оттенок. Чтобы придать монете приличный вид, прибегают к искусственному патинированию.

Консервативные методы предполагают выдержку монеты в дубовых досках, на солнечном свете или в соседстве с серой, например, в банке с россыпью спичек. Но умельцы знают и как навести патину быстро, используя нашатырный спирт, аммиак, марганец и медный купорос.

Классическим для медных монет уже стало применение серной мази. Также монеты обжигают, затем покрывая слоем детского крема, но этот способ большинство коллекционеров считает варварским.

Производители товаров для нумизматики, конечно же, не оставили эту нишу пустой, предлагая жидкости для наведения патины на различных металлах.

Каждый коллекционер сам делает выбор, какие монеты выбирать для своей экспозиции: исключительно в штемпельном блеске, очищенные от патины или, наоборот, только с её наличием. И всё же, встретив экземпляр с красивой и ровной патиной, не стремитесь немедленно её убрать. Возможно, она ждёт своего ценителя, который посчитает монету с ней удивительным произведением нумизматического искусства.

Патина, патинирование или состаривание — что это?

Нет патины на каком металле

​Антиквариат всегда был в моде. Винтажные вещи в хорошем состоянии – признак состоятельности и отменного вкуса своих владельцев. Предметы, подернутые патиной, привносят благородство и уют в любой интерьер. Но вовсе не обязательно разыскивать их по блошиным рынкам или ждать наследства. Искусственно состарить вещи можно и своими руками.

​ ​

Что такое патина и патинирование?

​Естественная патина – это пленка, образующаяся в результате окисления меди, которая появляется на поверхности металла.

Если посмотреть на старинные памятники, отлитые из меди, то можно увидеть голубовато-зеленый налет. Это и есть патина, которая появилась естественным образом под воздействием длительного контакта с воздухом.

Такая пленка отлично защищает металл от коррозии. Ее можно увидеть на медьсодержащих сплавах: бронзе и латуни.

​В большинстве случаев патина бывает различных оттенков зеленого, но иногда можно встретить налет голубого, красного, серого и даже черного цвета.

Нет патины на каком металле

Искусственная патина – это налет, внешне похожий на естественный, который образуется в результате воздействия на материал специальных кислот. Патинирование широко используется в декорировании предметов интерьера для:

  • придания изысканности;
  • благородного старинного вида;
  • повышения устойчивости к повреждениям.

Наносить искусственную патину можно не только на металл, но и на любые другие материалы – дерево, кожу, гипс. Современные составы позволяют сделать это даже в домашних условиях.

В результате можно добиться «возрастного» изменения цвета поверхности, причем внутренние структуры материала остаются совершенно нетронутыми.

Искусственно состаренный предмет внешне практически ничем не отличается от подлинного антиквариата.

​ ​

Патинирование дерева

Нет патины на каком металле

​Искусственно состаренная древесина – это прочный и очень красивый материал. Мебель из нее – неотъемлемая часть интерьера в классическом стиле. Также без нее сложно себе представить комнату, обставленную в стиле прованс, шебби шик или ретро. Даже если в помещении находится хотя бы один состаренный предмет, он непременно создаст особую атмосферу. Патинировать можно не только мебель, но и шкатулки, сундуки, двери.

​Состарить древесину можно различными способами. Расскажем о самых популярных методиках, которые доступны каждому.

Что вам нужно для работы?

​Для патинирования вам потребуются следующие инструменты:

  • кисти или валик (если обрабатываемая поверхность большая);
  • наждачная бумага;
  • грунтовка;
  • лак по дереву или металлу;
  • ненужная ветошь;
  • вата или кусочки поролона.

Материалы для патинирования дерева

​Средства для состаривания древесины дают разный декоративный эффект в зависимости от своей консистенции и состава. Например, густые пастообразные средства дают дереву желтоватый или красноватый оттенок, напоминающий золото, жидкие на основе воды или полимеров делают поверхность изделия сияющей, а фасетные лаки создают изящную сеточку из трещинок.

Морилка

​Средство отлично защищает дерево от гниения, поражения грибком и плесени, сырости. Перед покрытием изделие брашируют – удаляют мягкие волокна древесины специальной щеткой, при этом твердые волокна не травмируются. Затем наносят морилку, а после ее высыхания добавляют слой воска или шеллака.

Нет патины на каком металле

​Плюсы:

  • придает даже дешевой древесине благородный вид дорогой породы;
  • это самый простой способ патинирования.

​Что касается минусов, то морилка бывает только темных оттенков, поэтому нельзя использовать золочение и серебрение.

Воск

​Средство представляет собой пасту на водной основе. В составе натуральный пчелиный воск и металлическая пыль.

Чаще всего воск используется для того, чтобы подчеркнуть оригинальный природный рисунок древесины и придать ему благородный цвет серебра, золота, латуни, бронзы.

Его втирают в углы и выступы изделия, растирают по поверхности, полируют и дают полностью просохнуть согласно инструкции производителя. Бесцветный воск дает эффект мягкого перламутрового блеска.

Нет патины на каком металле

​Плюсы:

  • без проблем наносится;
  • красиво подчеркивает узоры, барельефы, резьбу;
  • идеален для небольших поверхностей;
  • лучший выбор для ясеня, дуба, МДФ.

​Недостаток – воск сохнет в течение суток. С другой стороны, если вы заметили ошибку, ее можно быстро устранить.

Акрил

​Жидкое средство на водной основе подходит не только для дерева, но и для гипса и металла, поскольку готовое покрытие очень хорошо схватывается с разными материалами. Изделие покрывают акриловой патиной точно так же, как обычной краской, особых навыков для работы не требуется.

Нет патины на каком металле

Преимущества:

  • огромный выбор оттенков – классических и металлик;
  • можно выполнить покрытие в технике лессировки, когда полупрозрачные разноцветные слои накладываются друг на друга по мере высыхания. В результате получается удивительно красивый эффект;
  • акриловая патина отлично сочетается с декупажем и лаковым покрытием, а также обычным окрашиванием.

Битум

​Применяется, когда нужно вычернить края, выступы, узоры на изделии. Битум наносят на поверхность и сразу же убирают ветошью, так, чтобы он остался только в углублениях.

Нет патины на каком металле

По сравнению с другими средствами, при кажущейся простоте битум довольно сложен в работе, так как требует обязательного финишного покрытия шеллаком. Без закрепления покрытие быстро стирается.

Масло

​Масляная патина подходит и для дерева, и для металла. Средство не перекрывает натуральный цвет древесины и подчеркивает ее естественный рисунок. Нанесение не требует специальных навыков. Минусы: долго сохнет, не дружит с декупажем, поскольку растворяет бумагу.

Нет патины на каком металле

Шеллак

​Средство придает изделию приятный желтоватый или красноватый оттенок, чем больше слоев, тем темнее получается цвет. Шеллак применяется как самостоятельно, так и в качестве финишного покрытия.

Нет патины на каком металле

Как можно состарить древесину?

1. Морение

​На подготовленную поверхность наносят морилку в два слоя. Сначала используют средство на водной основе, потом – на спиртовой. Выполнив первый слой, часть средства удаляют ветошью или ватным тампоном и дают подсохнуть. Второй слой оставляют неизменным. В заключение поверхность покрывают шеллаком.

Нет патины на каком металле

2. Классическое патинирование

​Выполняется битумом, воском, маслом и акрилом. Нанесите первый слой, уберите излишки ветошью или распределите равномерно по всей поверхности. Оставьте подсохнуть на некоторое время.

Второй слой можно сделать другим цветом, например, более темным оттенком или металликом, чтобы выделить темные поры, резьбу, придать блеск. Потертости выполняются с помощью мелкозернистой наждачной бумаги.

В заключение наносится слой шеллака или матового акрилового лака.

3. Кракелюр (растрескивание)

​Для получения благородных трещинок применяют специальный лак для кракелюра. Он бывает прозрачным и цветным. Сначала поверхность грунтуют, дают полностью высохнуть, а затем наносят лак.

В течение 48 часов изделие оберегают от попадания влаги и пыли. За это время лак для кракелюра высыхает, и по поверхности расходятся декоративные трещинки. При желании их можно затемнить битумом.

Читайте также:  Кислоты реагируют с оксидами металлов или оксидами неметаллов

Кракелюр обязательно закрепляют слоем шеллака.

4. Декоративные потертости

​Подготовленную поверхность окрашивают специальной краской для патинирования. Все выступающие элементы натирают парафином. Затем наносят второй слой краски, но уже берут либо более светлый оттенок, либо металлик. В завершение высохшую поверхность шлифуют наждачкой, покрывают воском и бесцветным матовым лаком.

5. Травление

​Этот способ подходит для любых пород дерева. Он позволяет изменить тон древесины и подчеркнуть изящный природный рисунок. Для патинирования используются специальные химические составы, которые называются протравами.

​Перед травлением дерево тщательно очищают от загрязнений и полируют наждачкой. Далее обрабатывают протравой согласно инструкции производителя. Крайне важно следить за временем, иначе получится непредсказуемый результат.

6. Браширование

​Это механический способ патинирования. Его суть в том, что мягкие волокна древесины удаляют специальной металлической щеткой или крупнозернистой наждачной бумагой, не повреждая твердые волокна. Лучше всего он подходит для сосны, дуба, ясеня или лиственницы. Для вишни, тика, бука, груши, клена этот способ противопоказан.

​Браширование часто применяют для подготовки МДФ, ДСП или дерева к дальнейшей обработке акрилом, морилкой, воском, битумом. Это необходимо, чтобы улучшить сцепление патины с поверхностью.

​ ​

Патинирование металла

Чаще всего патину наносят на такие металлические изделия, как мебельная фурнитура, мангалы, каминные решетки, декор для лестниц и оград. Искусственная патина помогает предотвратить появление ржавчины и придает изделию привлекательный вид.

Перед патинированием металл следует правильно подготовить. Сначала его обезжиривают ветошью, смоченной спиртом или бензином, затем выдерживают в 10-процентном растворе любой кислоты. Обычно металл светлеет быстро. Затем изделие промывают и просушивают.

Состаривание металла выполняется несколькими способами.

1. Травление специальными составами

​Этот способ подходит только тем, кто дружит с химией и умеет работать с химическими веществами. Каждый состав дает определенный цвет. Например, раствор серной печени окрашивает медь в различные оттенки серого.

2. Кузнечная патина

​Так называется порошковая патина, которая перед работой разводится по инструкции производителя. Чаще всего используется краска золотого, серебряного, белого цвета. Для работы потребуется палитра и синтетические кисти.

Процесс:

  1. Выложите немного патины на палитру.
  2. С помощью кисточки, смоченной в сольвенте, разотрите краску.
  3. Продолжайте растирать, пока кисть не станет сухой.
  4. Медленно наносите патину на изделие, касаясь поверхности только кончиком кисти. Мазки должны быть небольшими и аккуратными.
  5. Старайтесь, чтобы покрытие получилось неравномерным, были видны потертости. Дайте краске полностью высохнуть.

Процесс довольно трудоемкий, но результат будет радовать вас много лет. Совет: не набирайте слишком много краски на кисть, иначе все испортите.

  • 3. Поталь
  • ​Поталь – это тончайшие фольгированные листы металла, которые буквально приклеивают на поверхность изделия.
  • Сделать патинирование поталью совсем несложно:
  1. Обезжирьте поверхностью изделия и нанесите акриловую краску в два слоя, дайте высохнуть.
  2. Нанесите прозрачный клей для потали и разложите кусочки фольги в нужном порядке, придавливая их кисточкой.
  3. Дождитесь высыхания и покройте бесцветным акриловым лаком.

Каким бы способом ни выполнялось патинирование, следует обязательно зачистить металл от неровностей, загрязнений, жира. Для этого его обрабатывают шкуркой, покрывают шпаклевкой и краской.

Материалы для патинирования металла

​ ​

Что нужно знать новичку перед работой?

  • Работайте в проветриваемом помещении.
  • Используйте защитные очки и респиратор, старую одежду, резиновые перчатки.
  • Химические составы храните в стеклянной посуде с крышкой. Для смешивания можно использовать пластиковые или фарфоровые кюветы.
  • Если вы готовите раствор кислоты, то запомните: сначала наливают воду, а потом добавляют кислоту.
  • Если химикат попал на кожу, немедленно промойте ее проточной водой, затем смочите это место слабым раствором соды.

​ ​

Лайфхаки патинирования (состаривания)

Если вы хотите получить легкую неоднородную патину, наносите ее с помощью поролоновой губки. Чтобы на поверхности не осталось лишних следов, движения должны быть маховыми и легкими.

Чтобы добиться эффекта состаривания, используйте обычную краску. Сухой жесткой плоской кистью наберите немного краски, излишки снимите салфеткой. Проведите кистью по ребрам и граням предмета. Если вы все сделали правильно, то каждый волосок кисти оставит отдельный след.

Интересный эффект дает техника набрызга. Вам потребуется старая зубная щетка и краска. Намочите щетку и наберите немного краски. Пальцем придавите щетинки и резко отпустите так, чтобы краска разбрызгивалась на поверхность изделия. Дайте высохнуть и закрепите, нанеся лак.

Как видите, искусственно состарить изделие в домашних условиях под силу каждому. Желаем творческих успехов и вдохновения!

Старинная патина или какие проблемы у металлов)))

Сейчас очень модно состаривать люстры, если они новые. Искусственное состаривание в основном химическое, а не естественное.

Два вида патины на бронзеДва вида патины на бронзе

Патина – это природный окислы меди. То есть, это как в железе, оно ржавеет и разрушается. Но в бронзе и меди есть одна отличительная черта. Природная патина бывает разной, одна консервирует металл, и он долго сохраняется, поэтому до нас дошло много бронзовых предметов старины, а вот другая разрушает металл.

Очень часто «хорошая патина» образуется на люстрах в сухом помещении, а вот если помещение сырое или имеет место испарения воды, то можно с уверенностью сказать что патина будет агрессивной. Часто я с этим сталкиваюсь когда квартиру затопило и через некоторое время начинает зеленеть люстра. Или как пример старинные монеты которые находят.

Медь так же реагирует на патину как и бронза. Под патиной, которая образовалась в «хороших условиях» металл равным слоем законсервирован и не разрушается. А вот если доступ влаги был — то очень быстро появляется патина, которая въедается в метал и после ее удаления появляются рытвины и каверны, которые можно удалить только механическим путем.

Метал становится хрупким и ломается. Очень часто мы это видим, когда ломаются рожки у люстры.

Уважаемые читатели, я в своей практике очень часто сталкиваюсь с этим и хочу вам дать совет, не просите реставраторов или кого-либо паять старую люстру у которой поломался рожек. Вы спросите почему? Отвечаю не вдаваясь в подробности, запаяют в месте разрыва, через время поломается рядом с этим местом.

Температура «опускает» металл, делая его хрупким рядом со спайкой. Если это рожек, то это критично. Какие есть варианты решения этого вопроса: склейка, склейка с наружным армированием, склейка с внутренним армированием, связывание двух элементов методом сверления и нарезания резьбы для крепления. Но не паять.

Если это что то не отягощённое, то можно))

Сейчас придумали разные виды искусственной патины, но антиквары все равно ценят натуральную и образовавшуюся естественным путем и в течении времени.

Патина бывает разных цветов, на бронзе ее цвет бывает в основном 2 видов: коричневая и зеленая. Здесь идет речь о естественной патине.

Зеленая патина.

Зеленая – это на люстре то, что обычно удаляют (если это не задумка дизайнера), а коричневую – или оставляют если хотят, чтобы предмет был старинного вида или удаляют (это если хотят получить новую), кому как нравится. Но даже если люстру очищают от патины ее все равно нужно защищать или метал со временем тускнеет и все равно покрывается патиной.

Искусственная патина синего цвета))) Полет художника…Искусственная патина синего цвета))) Полет художника…

Это делают в основном лаком. При покрытии люстры лаком, старая патина консервируется и без доступа воздуха перестает распространятся вглубь металла, а очищенная сохраняет свой блеск очень надолго.

Есть еще конечно специальный химический ингибитор для медьсодержащих металлов (медь, латунь, бронза), но его достать тяжело, и он обычно не доступен для людей и о нем немногие знают. В своей практике я использую в основном лак, т.к.

это проще и чаще в руки попадают люстры с «активной» бронзой (это та что очень хорошо реагирует на химию и создана если смотреть на нашу бронзу с 60-х годов или «европейская»). Так что, если вы хотите, чтобы ваша люстра долго служила покрывайте лаком металл.

Патина красного цвета))) Тоже очень красиво смотрится))))Патина красного цвета))) Тоже очень красиво смотрится))))

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector