Как показать блеск металла на рисунке

Приходилось вам видеть картины, где разные предметы стоят рядом, и вы понимаете, что они какие-то не настоящие. Кажется, что все они сделаны из одного материала, хотя по другим факторам понимаете, что должны быть разными.

Что не так в таких картинах? Давайте вместе разберёмся в том, как рисовать металл так, чтобы он отличался от нарисованного дерева или керамики.

Поговорим, как это делать одним карандашом и как рисовать металлические предметы акварельными красками.

Как показать блеск металла на рисунке Как показать блеск металла на рисунке Как показать блеск металла на рисунке

Согласитесь, что трудно передать материал предмета располагая в арсенале только возможностями тона и штриха. Однако, многие мастера графического искусства прекрасно справляются с этой задачей. Что им помогает и как научиться этому?

Для начала вспомним какими видами штриховки можете вы овладеть, если будете осваивать рисование графитным карандашом:

  • Линия. С этого надо начинать освоение карандаша. Линия является основным оружием карандашной техники рисования. Без неё трудно представить этот вид искусства, однако, многие мастера со временем передают формы и контуры, пользуясь другими средствами. Чистые линии обычно встречаются только в набросках и работах, выполненных с определённой целью.
  • Тушёвка. Этой техникой овладевают почти сразу. Когда ребёнку дают в руки карандаш, он начинает им чиркать, стараясь заштриховать поверхность одним цветом.
  • Затирание. Делается тушёвка поверхности, которая потом затирается кусочком бумаги или пальцем (у нетерпеливых художников) до однородного слоя.
  • Штриховка. Наиболее сложная техника. Её основу составляют параллельные штрихи, которые наносятся либо в одном направлении, либо по форме предмета.

Как показать блеск металла на рисунке Как показать блеск металла на рисунке Как показать блеск металла на рисунке

Итак, какой из этих видов вы бы выбрали для передачи металла на бумаге? Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо подумать о свойствах металла.

Во-первых, металлическая поверхность прекрасно отражает свет. Блеск – это один из главных признаков металла. Поэтому на таких предметах обычно очень много бликов.

Те, кто рисует такие предметы, стараются использовать светоотражающую способность металла. Яркие блики помогают придать рисунку металлическую окраску. Самый яркий блик – это чистый лист белой бумаги.

При рисовании жестянок не заштриховывай такие места!

Во-вторых, чтобы поверхность выглядела гладкой и блестящей, а не шершавой и матовой, нужна очень аккуратная штриховка. Штрихи обычно накладывают острозаточенным карандашом близко друг к другу. Длина штрихов чаще всего используется не короткая. Многие мастера накладывают штриховку по форме предмета, что ещё лучше подчёркивает его металличность.

В-третьих, у вещей из металла есть свойство гнуться при ударах и падениях. Вмятины могут стать дополнительным звеном в передаче материала.

Не упускайте такую возможность! Используйте такие детали для передачи нужного характера предмета.

Если пользоваться всеми этими свойствами металла, то у вас непременно получится передать металлический вкус предмета на бумаге с помощью графитного карандаша.

Как показать блеск металла на рисунке Как показать блеск металла на рисунке Как показать блеск металла на рисунке

Теперь перейдём к краскам. Возьмём акварель, потому что научившись рисовать акварельными красками, вы сможете освоить и любые другие. Вспомним, что не любит акварель:

  • Ошибки. Попадать желательно в цвет сразу. Для этого всегда пользуйтесь палитрой и проверяйте мазок на ней. Простейшая палитра – это чистый лист такой же бумаги, на которой вы рисуете. Исправлять акварельные погрешности очень трудно и практически невозможно после высыхания краски.
  • Грязь. Смешивание трёх и более цветов приводит к появлению грязи на рисунке. Очень важно научится избегать этого. Если вы хотите добиться очень сложного оттенка, пользуйтесь прозрачностью акварели и накладывайте разные слои краски друг на друга. Делайте это после полного высыхания нижнего слоя.
  • Сухость. Аква – это вода, основная составляющая этой краски, поэтому когда жалеют воду при рисовании акварелью, получаются замученные, вызывающие жалость работы. Не жалейте воды и почаще её меняйте в большой банке.

Рисуя акварелью предметы из металла, стоит помнить об отражающих свойствах этого материала. Используйте краски для передачи всего, что отражается на металлической поверхности.

Как показать блеск металла на рисунке

Помните, что блики – главное отличие блестящих предметов. В акварели нет белил, если в ваших коробках они есть, смените краски и купите нормальные. Чтобы передать блик, оставляйте белую бумагу не закрашенной. Это после окончания работы придаст блеск вашему нарисованному металлу.

Рисовать металлические вещи акварелью очень интересно. Не скажем, что это просто. Однако вам будут увлекательно передавать отражающиеся на блестящей поверхности цвета и оттенки, это вне всякого сомнения.

Не бойтесь трудностей! Если не получится первый рисунок, делайте второй, потом третий и так далее. Ваш труд непременно вознаградится.

Однажды, глядя на ваше произведение, захочется взяться за холодную ручку жестяного кувшина и налить себе вина в лежащий рядом на столе металлический рог.

Ещё:

1. Как получить черный цвет2. Как получить белый цвет3. Как получить синий цвет4. Как рисовать дерево

*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

Опции и применение стиля слоя Глянец

Работа с этим стилем является наиболее трудно понимаемой из всех стилей слоя в Photoshop, но если Вы всё-таки разберётесь с его использованием, то сможете создавать самые различные эффекта, а именно шёлковую ткань, атлас, стеклянные и металлические эффекты, придавать глубину, металлический блеск и рельеф объёмному тиснению и многое другое.

Вот что можно получить,применив «Глянец» к тексту:

Как показать блеск металла на рисунке

Далее мы подробно рассмотрим управление настройками и применение «Глянца» на практическом примере.

Опции и настройки

Диалоговое окно

Ниже я привожу диалоговые окна этого стиля в русскоязычном и англоязычном Photoshop`е.

Как показать блеск металла на рисунке

Как показать блеск металла на рисунке

Принцип работы этого стиля прост — «Глянец» создаёт две копии слоя,к которому он применяется, затем смещает, размывает и масштабирует их в зависимости от заданных настроек.

В диалоговом окне стиля не так много настроек и большинство их используется в других стилях. Важно понять взаимодействие этих настроек с другими стилями и слоями.

Режим наложения (Blend Mode)

Эта опция позволяет установить режим наложения тени, по аналогии с режимами наложения слоёв. Рядом с режимом наложения находится чёрный прямоугольник, нажав по которому, Вы можете установить цвет глянца, чаще всего используется чёрный и белый. Для чёрного цвета обычно используется режим наложения Линейный затемнитель (Linear Burn), а для белого — Линейный осветлитель (Linear Dodge):

Как показать блеск металла на рисунке

На примере ниже показано, как эффект затемняет и освещает текст в зависимости от режима наложения:

Как показать блеск металла на рисунке

Непрозрачность (Opacity)

Как и в других стилях слоя, этот параметр задаёт прозрачность эффекта.

Угол (Angle)

Этот параметр задает угол, под которым эффект смещается относительно первоначальной формы. Для его изменения Вы можете ввести число в поле или перетащите луч в круге с помощью мыши.

Как показать блеск металла на рисунке

Следующий пример показывает, как изменение угла меняет вид атласа на тексте:

Как показать блеск металла на рисунке

Смещение (Distance)

Данный параметр изменяет расстояние, на которое глянец смещается от первоначальной форме. Эта опция полезна, когда вы создаёте стекло с отражением или бликом:

Как показать блеск металла на рисунке

Пример разных значений смещения:

Как показать блеск металла на рисунке

Размер (Size)

Этот параметр устанавливает степень размытия глянца. Чем больше его значение, тем сильнее размытие. Небольшое значения «Размера», как правило, даёт наиболее реалистичные результаты:

Как показать блеск металла на рисунке

Пример с разными значениями «Размера»:

Контур (Contour)

Этот параметр изменяет спад и затухание глянцевого эффекта. Линейная или слегка изогнутая S- образная форма кривой являются оптимальной для простых, однородных бликов. Более динамичные формы кривой помогут вам получить более интересный эффект отражения.

  • Флажок «Сглаживание» (Anti-aliased) сгладит любые острые углы блика, а флажок «Инвертирование» (Invert) развернёт контур.
  • В примере я показал блик с разными формами кривой:

Как передать в рисунке прозрачность предметов?

Всегда восхищает умение художника передать блеск металла, прозрачность стекла, воды. Завораживает и притягивает вот эта самая двоякость восприятия, когда ты, с одной стороны, понимаешь, что перед тобой просто плоский лист бумаги или холст, покрытые красками, а с другой стороны, зрение говорит, что это — прозрачный стакан с водой, или сверкающее серебро.

«Как они это делают?» — крутится в голове.

Михаил Врубель. Роза в стакане. 1904. Бумага на картоне, акварельМихаил Врубель. Роза в стакане. 1904. Бумага на картоне, акварель

(Врубель. Идеальная хрустальная вода в стакане. А как всё кажется просто.

А Матисс — по технике совсем, вроде бы, детский рисунок, но, опять же, какая вода! Прозрачность убедительна, правда?)

Картина Анри Матисса «Красные рыбки»Картина Анри Матисса «Красные рыбки»

А когда сам ты учишься рисунку и живописи, то эту цель — написать или нарисовать прозрачный предмет — ставить перед собой зачастую не решаешься, задача кажется невыполнимой, слишком сложной.

Думаю, не стоит робеть. Когда получается добиться успеха в своём рисунке — это особенное удовольствие для автора.

  • Подумаем, какие закономерности действуют при изображении в живописи прозрачных предметов.
  • Первая закономерность.
  • Очень слабая характеристика собственного цвета материала.

Точнее, чем прозрачнее предмет, тем слабее выражен его собственный цвет на изображении. Скорее он только оказывает влияние на те цвета, что находятся за предметом, слегка меняет их. Делает менее яркими, придает некоторый дополнительный оттенок. И за счет этого влияния зритель понимает, что фон загораживается прозрачным объектом.

Вторая закономерность.

Отсутствует явная светотень на прозрачном предмете.

То есть свет, полутень, тень и их границы на поверхности прозрачного предмета вы просто не различите. Гораздо сильнее и ярче будут отражения, рефлексы, видимые детали фона.

И третья закономерность.

Искажение очертаний фона и предметов, просвечивающих сквозь прозрачность.

В этом виновато преломление света, проходящего через материал, отличный от воздушной среды. Детали натуры, находящиеся за нашим просвечивающимся насквозь объектом, искривляются, следуя его очертаниям.

Вот, для иллюстрации перечисленных закономерностей, два фото прозрачной стеклянной кружки. Одна фотография сделана при рассеянном свете, а другая — при контрастном направленном освещении. Тем не менее, разница почти не видна на снимке. А видны все те особенности, которые перечислены выше:

Стеклянная чашка при рассеянном и направленном светеСтеклянная чашка при рассеянном и направленном свете

  • собственный слегка зеленоватый оттенок кружки немного меняет просвечивающий цвет фона;
  • почти не читается светотень на кружке в обоих случаях;
  • отчетливо видно, как искривилась линия границы двух цветов фона, видная сквозь стекло.
Читайте также:  Минитрактор из мотоблок типа нева: материалы, инструменты, этапы самостоятельного изготовления

Какие сделать выводы и какие советы можно сформулировать для художника, который хочет написать прозрачный предмет.

Нужно ли художнику изучать законы преломления и вычислять точную кривизну, которая должна получиться на изображении?

Мне кажется, что хорошо, если художник знает физику. Тогда он сможет достаточно убедительно передать прозрачность воды в стеклянном сосуде по представлению.

Но всё-таки главное в нашей нынешней задаче — натура. Я бы посоветовала именно в этом случае, когда ты пишешь прозрачный предмет (и, кстати, зеркально блестящий, полированный предмет тоже), сделаться на время, и именно на этом участке картины, рабом натуры.

Как действовать.

Для начала организуйте удобное рабочее место.

Кстати, я тут с удивлением обнаружила, что существует чрезвычайно удобный этюдник, который крепится на стандартный фотоштатив (см. по ссылке). Не нужно специально покупать мольберт с ножками.

Поставьте для себя натюрморт.

Лучше, если на стеклянной посудине, выбранной вами для этюда, не будет слишком много украшений и мелких рисунков. Пусть все характеристики прозрачности будут хорошо, без помех, видны.

Напишите этюд в любой технике.

Дотошно воспроизведите видные вам очертания рефлексов, отражений, бликов на прозрачном объекте. Пусть не во всех мельчайших деталях, это невозможно, а в основных очертаниях. Нарисуйте абстрактные пятна цвета, которые вы видите внутри силуэта предмета, с одной выбранной точки зрения. Потому что стоит вам чуть подвинуться, изменить угол зрения, как всё будет выглядеть по-другому.

Это тот случай, когда нужно буквально всё просто срисовать, включив в себе фотографическое восприятие этого призрачного кусочка натуры.

Если вам видно, как стебель цветка или ложечка в стакане «переламывается», «сдвигается», входя в воду — обязательно повторите это в работе.

Эффект преломления света

Если есть выразительные яркие блики, постарайтесь их воспроизвести. Не все, а главные, и в нужном месте. Злоупотреблять бликами не стоит. Помните о рефлексах и отражениях, появляющихся на поверхности от окружающей предмет натуры.

Давайте напишем недолгий учебный этюд с натюрморта, где есть стеклянная ваза с водой.

Вот фото нашей постановки. Освещение контрастное, направленное слева.

Простой натюрморт со стеклянной вазойПростой натюрморт со стеклянной вазой

Освещенность здесь хорошо прочитывается на яблоке, на сухом листе. Здесь видны свет, полутень, тень по форме. А вот на вазочке — только блики говорят о яркой лампе. И отблеск проходящего сквозь воду света, сияющий в падающей тени.

Так и будем писать. Акварелью.

Начинаем, как всегда, с компоновки.

Карандашный набросок

Начнем с фона, оставим светящееся голубое пятнышко в тени.

Начало работы

Светотень по форме на яблоке, подмалевок на листе.

Основные цветовые пятна

Приступаем к вазе. Зарезервируем белые участки для бликов.

Рисуем вазу с водой

Прописываем предметы, падающие тени и продолжаем срисовывать пятна внутри вазы. Внимательно наблюдаем за ними.

Пишем предметы и тени

Необходимая детализация…

И вот кратковременный этюд закончен. Всё-таки что-то, напоминающее налитую в вазу воду, получилось. Хотя и некоторые ошибочки в рисунке можно найти. Это не страшно.

Этюд с прозрачной вазочкой, яблоком и сухим листомЭтюд с прозрачной вазочкой, яблоком и сухим листом

Обязательно пробуйте писать с натуры прозрачные предметы. Это очень интересно, и так приятно, когда что-то получается.

  1. Вам успехов в творчестве!
  2. Недавняя статья об отражениях здесь.
  3. Статья «диктант по живописи», тема которой кажется мне интересной, по ссылке.
  4. А раздел статей этого канала по методике учебного рисунка и живописи , его содержание, как и все содержание канала, можно посмотреть на моем сайте.

Несекретные материалы, или как рисовать металлы, органику, камень — Gamedev на DTF

Расскажем, на что обратить внимание при рисовании материалов, а также порисуем сферы из металла, камней, дерева и растительности.

{«id»:248151,»gtm»:null}

А вы рисовали сферы с материалами? Что получилось?

Закончили рисунок, а доспехи рыцаря не похожи на потрепанное в боях железо? Золото больше напоминает медь? Возможно, стоит попрактиковаться в рисовании материалов. Посмотрим, как эти задачи решают другие художники.

Термин “рендеринг” пришел в сферу цифрового рисования из 3D моделирования. В дословном переводе он означает “визуализация”, а по сути описывает конечный этап создания изображения с помощью компьютерной программы. На стадии рендеринга объекты приобретают свой финальный облик — реалистичный или стилизованный. В 2D рисунке этими словами называют процесс отрисовки деталей.

Зачем практиковать рендеринг материалов? Чтобы лучше рисовать! Умение передавать текстуру и фактуру разных материалов, правильно расставлять блики и тени поможет создать ощущение реальности объекта. Зрителю будет понятно, что он видит металл, а не пластик; стекло, а не дымку.

Поверхность объектов также может стать элементом сторителлинга и дополнить историю персонажа или предмета. Одежда, изготовленная из одной и той же ткани, будет по-разному выглядеть на бедняке или на зажиточном торговце. У первого материал скорее всего изношен и испачкан, а у второго — чистый и новенький, ведь он может позволить себе менять костюм каждый день.

В результате использования материалы изнашиваются, что отражается на их внешнем виде. Это касается не только кожи, но и вообще всего.

Чтобы реалистично изобразить сталь, камень или кусок янтаря, нужно не только найти подходящие референсы, но и изучить свойства материалов. Не обязательно помнить, сколько процентов углерода содержит сталь, но нужно знать какого она цвета, как отражает свет и как изменяется со временем.

Вмятины, на металле создают фактуру (слева), а слоистый рисунок на камне — текстуру (справа).

Текстура — исключительно визуальная характеристика материала. Это цвет и узор на его поверхности. Текстура некоторых материалов, таких как дерево или оникс, уникальна и позволяет сразу понять, из чего сделан предмет. Также узор на поверхности помогает передать форму объекта.

Текстура должна лежать по форме: изгибаться и мяться по складкам на ткани, заворачиваться и обрезаться по контуру объекта и т.д. Если вы нарисуете ее неправильно, то форма основного предмета также будет хуже читаться.

Если текстура по своей сути — плоский рисунок, натянутый на форму, то фактура — это рельеф материала. Он может быть гладким или шероховатым, покрытым вмятинами и царапинами. Через фактуру показывают устойчивость материала к повреждениям, его возраст и степень обработки человеком. Но самое главное — от рельефа поверхности зависит способность материала отражать свет.

На необработанных пиломатериалах видны следы распила и торчащие волокна древесины. После обработки фактура становится гладкой. Вместе с этим выравниваются края предмета и появляются яркие блики.

Ровную хромированную поверхность можно использовать вместо зеркала. Но у вас не получится поправить прическу, глядя на шершавое железо и уж тем более на пластик. Эти материалы имеют разную молекулярную структуру, и по-разному отражают попадающий на них свет. Считается, что даже небольшая примесь железа в сплаве несколько ухудшает отражательные способности металла.

Отражательная способность разных металлов: железо чистое и ржавое, золото старое и полированное, хромированный шарик. Учебная работа концепт-художницы и иллюстратора Giulia Zoia

Это свойство во многом зависит от состояния поверхности материала. Если предмет неровный и шероховатый, то световые волны, попадающие на него, отражаются в разных направлениях. Блики и тени на таком материале ненасыщенные, он будет казаться матовым.

Если же поверхность идеально гладкая (размер неровностей не превышает 0,001 мм.), то свет от нее будет отражаться в одном направлении. Благодаря такой концентрации светового луча часть предмета будет очень яркой, а другая часть — очень темной.

В зависимости от состояния поверхности материала различают зеркальное, диффузное и смешанное отражение.

При работе с отражениями нужно помнить об эффекте Френеля. Его суть такова: чем меньше угол между линией взгляда и плоскостью, тем сильнее свет будет отражаться от нее. Это проще понять на наглядных примерах:

Схема действия эффекта Френеля.

А вот как это выглядит в жизни:

По мере изменения точки обзора поверхность стола светлеет, так как мы видим отраженную в ней стену. 

Некоторые материалы могут пропускать сквозь себя большую часть светового излучения, поэтому обычное стекло почти не отражает свет и мы можем видеть, что творится за окном. А вот металлы, например, не пропускают свет совсем. Если с прозрачными и непрозрачными материалами все понятно, то с полупрозрачными — куда интереснее.

Луч света проникает внутрь полупрозрачного предмета и многократно отражается частицами материала в случайных направлениях, т.е. рассеивается. Этот эффект называется подповерхностным рассеиванием. Материал поглощает свет не полностью — часть его проходит сквозь предмет и в освещенной области цвет становится более ярким и насыщенным.

В прозрачном объекте (слева) луч света не меняет свою траекторию, а в полупрозрачном (справа) — искажается и рассеивается.

Подповерхностное рассеивание особенно заметно на тонких объектах:

Поднесите пыльцы в темноте к источнику света и увидите тот же эффект.

Даже самый реалистичный рендер не спасет работу, если она имеет неудачную композицию или у персонажа имеются проблемы с анатомией. Поэтому прежде всего художник должен владеть базовыми знаниями академического рисунка и живописи. Об этом не устает повторять такой титан цифрового рисунка, как Крейг Маллинс.

Основы академического рисунка — крепкий фундамент для профессионального роста художника. Важно знать композицию и анатомию, уметь работать с цветом и тоном

Крейг Маллинс

Человек стал изготавливать металлические изделия еще в доисторические времена. Благодаря прочности и плавкости металлы используются повсеместно. Из них делают технику, инструменты, предметы быта, украшения и многое другое. Металлы применялись на протяжении всей человеческой истории и, скорее всего, будут применяться в обозримом будущем.

Художнику важно освоить этот материал, научиться различать железо и сталь, не путать золото и медь. Навык пригодится в любом направлении, будь то фэнтези или сай-фай, ведь из металла могут быть сделаны как доспехи средневекового рыцаря, так и корпус боевого робота.

Читайте также:  Как сварить металл 10мм электродом

Разберем свойства металлов, с которыми может столкнуться художник.

Железо, особенно неотполированное, отражает свет хуже, чем все прочие металлы.

Нарисуем шар с простой светотенью. Переходы между тенью и светом будут неровными из-за шершавой фактуры, поэтому лучше использовать текстурную кисть с рваным краем.

Железо, по сравнению со многими его сплавами — мягкий и пластичный металл, поэтому на нем легко образуются сколы, царапины и вмятины. На новом слое в режиме “Overlay” нарисуем текстурной кистью мелкие дефекты и шероховатости, сделаем тень более насыщенной. Для глубоких вмятин и царапин возьмем темный оттенок основного цвета, а края, на которые попадает свет, выделим светлым оттенком.

Железо быстро окисляется от влаги, если его не обработать. Коррозия разрушает материал, его поверхность искажается и хуже отражает цвет. Поэтому несколько мазков, сделанных ненасыщенным красно-оранжевым цветом, будут уместно смотреться на нашей сфере.

Сталь — это сплав железа с углеродом. Оно выглядит светлее железа, которое в чистом виде сегодня почти не применяется.

Благодаря небольшой примеси углерода сталь становится твердой. Поэтому из нее делали холодное оружие в Средние века, а позже — пушки, танковую броню и защитные каски. Стальной предмет будет иметь меньше царапин и вмятин, чем железный при аналогичных условиях использования. Поэтому фактура стали гладкая и она лучше отражает свет.

Полированную сталь можно легко спутать с серебром. Она тоже светло-серая, сильно бликует и имеет насыщенные тени. Чтобы рендер материала был узнаваемым, можно оглядываться на эту картинку:

Слева направо: железо, сталь, серебро.  Shing jong hun.

Со старым изделиями проще — с возрастом серебро темнеет и становится матовым, а сталь не меняется.

Серебро покрывается пленкой из-за того, что вступает в реакцию с частицами сероводорода в воздухе.
Золото, как и серебро — один из первых металлов, с которым познакомилось человечество. У него теплый желто-оранжевый цвет, а о его манящем блеске ходит множество легенд.

В отличие от железа, которое остается сугубо рабочим металлом, обработке золотых изделий уделяется больше времени. Мы обычно видим материал гладким и полированным. Поэтому создадим на сфере плавные переходы от света к тени с помощью мягкой кисти и добавим ярко выраженный рефлекс.

Драгоценный металл хорошо отражает свет. Поэтому сделаем блики и тень более насыщенными, добавим нечеткое отражение окружающих предметов и источников света, а также падающую тень.

Если золотое изделие не хранится в музее под стеклом, то на нем могут появиться царапины и вмятины, ведь золото — очень мягкий металл. В чистом виде оно сравнимо по твердости с ногтем. Поэтому на сферу можно добавить шероховатости. Несмотря на мягкость, золото почти не изменяет цвет с течением времени и может лишь немного потускнеть.

Если художник ошибется с насыщенностью цвета или делает блики и рефлексы недостаточно яркими, то драгоценный металл тут же теряет в цене: зритель путает золото с медью или бронзой, у которых похожий цвет. Держите еще одну шпаргалку:

Слева направо: медь и бронза, латунь, золото. Shing jong hun.
Камень — это твердая горная порода, которая состоит из минералов или окаменевшего органического материала и не относится к металлам.

Существует огромное количество горных пород, различающихся цветом и рисунком на изломе. Они могут образоваться в результате вулканической активности, жизнедеятельности живых организмов и под действием внешних условий — давления, температуры и т.д.

Камни подвержены влиянию окружающей среды. Они выветриваются, вымываются, трескаются, разламываются на части. Природный камень неровный, поэтому можно немного отойти от правильной формы шара. Так рендер будет более естественным.

На первых двух этапах наметим грани каменной глыбы и определим, на какие падает свет, а какие останутся в тени. В качестве основного цвета будем использовать серый с небольшой примесью синего, будто камень лежит в лесу под открытым небом.

Далее сделаем рубленые формы немного мягче и добавим трещин. Начнем создавать шероховатую фактуру, чередуя светлую и темную кисть. Сделаем тень более насыщенной в самых темных участках и добавим света на подставленные солнцу участки. Раз уж наш камень лежит в лесу, то немного мха не помешает — зеленый добавит жизни серому камню.

На завершающем этапе уточним границы всех граней с помощью света и тени, а также добавим блики по краям излома.

Способ обработки минералов слева называется кабошон, а справа — фасетная огранка.

Светотень на полупрозрачном объекте будет совершенно не такой, как на литых сферах. Темным будет участок, расположенный ближе к источнику освещения. Все потому, что свет внутри предмета рассеивается не сразу, а постепенно.

Свет попадает на заднюю стенку, проходит сквозь нее и освещает поверхность, где лежит предмет. Поэтому падающая тень тоже нестандартная — она будет идти от светлого к темному и окрашиваться в цвет сферы.

jackiefelixart.deviantart.com

В нижней части сферы добавим отражение поверхности, на которой она лежит. Поверхность драгоценных камней обрабатывают и полируют, поэтому она будет сильно бликовать. В финале слегка пройдемся текстурной кистью, чтобы показать неоднородную структуру материала. Кабошоны обычно делают из мутных камней или из минералов с необычным оптическим эффектом.

jackiefelixart.deviantart.com

Некоторые минералы имеют кристаллическую структуру, которая придает им вид правильных многогранников с плоскими гранями и острыми углами. В рисовании таких материалов пригодится инструмент “Rectangle Tool”, который позволяет работать с прямоугольными областями в фотошопе. С помощью функции “Free Transform” можно придавать им вид ромбов, трапеций и треугольников.

Кристалл собран из простых форм справа. Как сделать такой же? Читайте в нашем руководстве.

Каждую грань лучше создавать на отдельном слое — так проще вносить правки и не задеть лишнего кистью. В итоге получим ровный и аккуратный кристалл.

Фасетную огранку обычно делают для прозрачных минералов. Свет в них многократно преломляется и может давать яркие отблески на разных гранях. Но касательно общей светотени ограненные кристаллы подчиняются общим правилам для полупрозрачных материалов.

Текстура и цвет древесины зависит от многих факторов — способа распила, породы дерева, обработки и условий использования. Материал может меняться от светло-желтого и охристого до темно-коричневого и серого цвета.

Цвет и узор зависит от породы древесины и возраста изделия.

Древесина, полученная из одного и того же дерева, может иметь разную текстуру в зависимости от направления спила:

Необработанная древесина имеет волокнистую структуру, поэтому она матовая. Если дерево полированное или покрыто лаком, то оно станет контрастнее — на гранях появятся яркие блики, а тени на изломе граней будут насыщеннее.

Узор древесины не всегда идеален, ведь это природный материал. Он может иметь пороки, которые образовались в результате развития растения, его распила или неправильного хранения. Поэтому трещины, царапины и глазки придадут живости рисунку. Но нужно знать меру — древесина с разнородной текстурой будет естественнее смотреться в домике лесника, чем в кабинете большого начальника.

Изобразим старую древесину, поэтому в качестве основного возьмем ненасыщенный серо-коричневый цвет. Чтобы передать текстуру дерева, нужно придерживаться направления роста волокон. Со временем они рассыхаются и образуют глубокие неровные трещины. Нарисуем их жесткой кистью, а затем выделим светлым тоном края, на которые попадает свет.

Продолжим добавлять детали — нарисуем глазок и сделаем так, будто сфера собрана из досок и между ними есть ощутимые зазоры. Это испортит идеальную форму окружности, но позволит лучше передать ощущение материала.

Цвет древесины неравномерный, поэтому на выручку снова придет большая текстурная кисть. Сделаем несколько легких мазков темным и светлым оттенком основного цвета, а затем добавим немного зеленого, будто на дереве уже проросли мхи и лишайники. В качестве финального штриха добавим холодный свет от бокового освещения на грани трещин.

Уметь рендерить растения нужно не только специалисту по окружению, но и концепт-художникам и иллюстраторам — вдруг поступит заказ на энта?

Рисование растений мало чем отличается от рисования других объектов. Принцип построения веток, стволов, листвы, цветов и плодов тоже основан на простых формах.

При работе с растительностью художники часто сталкиваются с множеством мелких форм, объединенных в один массив.

Это могут быть пышные кроны деревьев, состоящие из отдельных листьев или поля, на которых растут десятки видов трав и кустарников. Поэтому начнем с простых форм — наметим, где будут листья, которые образуют силуэт.

На следующем шаге уточним их форму и направление роста, сделаем несколько углублений в нижней части сферы.

Продолжаем расширять палитру рисунка — используем разные оттенки основного цвета для освещенных и затемненных участков, чтобы получился градиент. Продолжаем мазками прорабатывать детали листвы.

Чтобы внести разнообразие в структуру сферы, сделаем в центре участок из плотно свернутых листьев. Он будет немного похож на кочан капусты. Поставим блик на гладкой поверхности и нарисуем тонкие прожилки. Чтобы сделать картинку сочнее, подкорректируем насыщенность цвета и усилим контрастность.

Как и многие органические материалы, растительность пропускает свет. В зелень примешивается цвет от источника освещения, поэтому листья в лучах солнца приобретают нежный салатовый цвет.

Ниже пример того, как будет вести себя растительная сфера при смене положения источника света.

Обратите внимание, что грани листьев, повернутых к зрителю под острым углом, выглядят почти белыми благодаря эффекту Френеля.

Прокачав свои навыки рендера, вы сможете рисовать персонажей, состоящих из необычных материалов и выполнить любое пожелание заказчика. Каменный голем? Человек-желе? Или, может быть, хромированное чудовище? По ссылке можно почитать, как умение рисовать зеркальные поверхности пригодилось Стивену Белледину (Steven Belledin) — художнику для карточек Magic: The Gathering.

Текст написал Богдан Дудниченко для Smirnov School. Мы — онлайн-школа, где готовят концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придете к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей DTF.

Читайте также:  Влияние структуры на свойства металлов

Как превратить бумагу в металл? *

PaperSpecs — онлайн-база данных для дизайнеров и типографий, содержащая информацию по характеристикам видов бумаги и многое другое. Вот часто задаваемые вопросы по воспроизведению металлических эффектов на бумаге.

Что такое металлизированные краски?

По сути, это пигментированные лаки с металлическими частицами. При высыхании состава частицы поднимаются на поверхность и начинают отражать свет. Будьте внимательны: на некоторых материалах блеск легко стирается.

Как правило, истирание меньше на более гладких поверхностях. На текстурной бумаге эффект особенно нестабилен.

Если две внутренние страницы брошюры отделаны металлизированными красками, текстура материала при постоянном соприкосновении красочных слоёв действует как наждак.

Можно ли печатать металлизированными красками по немелованной бумаге?

Считается, что оптимальный результат они показывают на мелованной бумаге — «металл» на гладкой поверхности практически не истирается. Но не стоит недооценивать и потенциал немелованных материалов: техника печати отличается незначительно, а результаты бывают просто великолепными.

«Печать металлизированными красками по немелованной бумаге — это максимум плотности и минимум воды», — объясняет Скотт Гэш из Fey Publishing. Ему ли не знать — фирма специализируется на выпуске каталогов с образцами бумаги и рекламных буклетов фабрик-производителей. А уж они-то очень придирчивы к тому, как представляют возможности их продукции.

При высыхании краски металлические частицы поднимаются на поверхность, повышая металлический блеск на четверть — особенно на немелованной бумаге.

Как добиться максимального блеска на немелованной бумаге?

Иногда для усиления блеска под металлизированные краски наносят лак. Впрочем, ни один из наших собеседников, работающих с «металликами» ежедневно, не припомнил такого в своей практике. Фирменный секрет — печать «по сухому». После просыхания листа в течение ночи металлизированная поверхность стабилизируется, и можно смело печатать поверх неё.

Улучшит ли результаты двойной прогон?

Хотя почти во всех случаях вполне достаточно одного слоя металлизированной краски, при большой площади покрытия на тёмных цветах (чёрных и синих) рекомендуется два прогона: первый менее плотный, второй — насыщенный. Не забудьте о секрете успеха: между прогонами отпечаток должен просохнуть.

Подходит ли бумага с металлизированными красками для лазерного принтера?

Всегда узнавайте, как планируется использовать готовую продукцию.

Даже если бланки сохли дольше рекомендованных 72 часов, температура в лазерном принтере может снова размягчить металлизированные краски, которые окажутся на листе и валиках.

Поставщик красок порекомендует стойкие решения, подходящие для настольных принтеров. Поставка таких красок может подразумевать спецзаказ, что соответствующим образом скажется на сроках.

Как предотвратить истирание металлизированных красок?

Они истираются на мелованной и гладкой немелованной бумагах, но больше всего — на текстурированных материалах без покрытия из-за упомянутого выше «эффекта наждачной бумаги». Оттиск можно защитить, как обычно, лаком, но в случае с металлизированными красками при этом частично теряется блеск.

Чтобы поправить ситуацию, добавьте к лаку 5-10% металлизированной краски. При большом проценте покрытия эффект отличный, но затеняются другие цвета на листе — о насыщенном красивом чёрном можно забыть. В остальных случаях истирание настолько незначительно, что лак необязателен.

Что касается текстурированных немелованных листов, придётся определяться, что важнее — стойкость или несравненный блеск.

Как проще ввести металлизированные краски при допечатной подготовке?

Чтобы не создавать собственные каналы со смесевыми цветами, воспользуйтесь новой надстройкой Photoshop для добавления металлических эффектов к фотографиям и иллюстрациям.

Выпускающая краски компания Wolstenholme разработала собственный инструмент WISE для дизайна и печати (на основе Adobe Photoshop), добавляющий в триадные изображения металлизированные краски. Бесплатное ПО можно скачать или заказать на компакт-диске для Mac и PC на сайте www.wolstenholme-int.com.

Обычно дизайнеры предпочитают добавлять «металлик» в макет последним, декоративным элементом. Но, чтобы добиться необычного, броского и качественного эффекта, металлизированные краски рекомендуют наносить как можно раньше (золотой и серебряный цвета чаще всего печатают первыми). В WISE добавить металлические эффекты к любому изображению можно тремя способами.

  1. Предварительно заданные кривые для двуцветных полутонов (дуплексов) для золота и серебра.
  2. Функция «свободный диапазон» (free range): программа анализирует выделенное изображение и выбирает эквивалентные золоту и серебру зоны, которые максимально выиграют от металлизированной краски.
  3. Работа с выделенными пользователем областями.

Всё популярнее металлизированные смесевые цвета — к триадной или любой смесевой краске добавляют определённый процент металлизированной (обычно золото или серебро).

Если на странице несколько смесевых металлических оттенков, краски готовят поочерёдно и печатают отдельными прогонами.

Металлизированные оттенки имитируют так же, смешивая трафаретные металлизированные с триадными красками — по аналогии с воспроизведением смесевых тонов триадой.

Можно ли придать металлический блеск любому цвету?

Существует масса готовых металлизированных красок, хотя придать металлический блеск можно любому цвету, добавив нужную пасту. Обратите внимание, что полученный таким образом оттенок отличается от изначального.

Справиться с проблемой поможет новая технология MetalFX, появившаяся в Европе 2 года назад и сейчас завоёвывающая признание в США. MetalFX позволяет за один прогон на 5-красочной машине получать тысячи металлических оттенков, воспроизводя их снова и снова.

Сначала наносится базовая серебряная краска, поверх — голубой, пурпурный, жёлтый и чёрный (именно в таком порядке). Точно подобрать нужный из сотен металлических оттенков поможет специальный веер. Полученная «краска» не менее прочна, чем любая металлизированная.

Нанесённая поверх серебряной основы триада исполняет роль покрытия, а при необходимости дополнительной защиты возможно лакирование водными составами. Даже на больших площадях красочный слой гладкий, блестящий, без полошения — второй прогон не понадобится.

В 80% случаев для дизайна с металлизированными красками предпочитают мелованную бумагу, но система даёт прекрасные результаты и с немелованными материалами.

Для работы с MetalFX нужно приобрести лицензию. В США систему поставляют Eckart, Inx, MD-Both Industries и Pitman. В лицензию входят несколько программ и вееров для подбора металлических оттенков. Недавно лицензию приобрела типография KP.

«Результаты просто невероятные, мы продолжаем эксперименты и постоянно открываем новые возможности», — делится впечатлениями Тодд Фримэн из KP. Увидев присланные Тоддом оттиски, с этим не поспоришь.

Сложно представить, что это результат одного прогона на 5-красочной машине!

Металлизированные материалы/тиснение не подходят по цене. Есть ли ещё варианты?

Wolstenholme разработала новую краску Mirasheen на базе собственной технологии вакуум-металлизированных пигментов. Тонкие и чётко очерченные металлические частицы в ней лучше отражают свет и дают зеркальный эффект.

Mirasheen открывает новые возможности для дизайна: это экономичная альтернатива специальным материалам и фольге там, где общая площадь металлизированного покрытия не превышает 25%. Готовая к работе краска УФ-отверждения предназначена для офсета, узкорулонной печати, флексографии и шёлкотрафарета.

Определить, подойдёт ли краска для конкретного заказа, можно с помощью онлайн-калькулятора Inkantation на сайте Wolstenholme. Там же указаны региональные дилеры.

Сабина Ленц (www.paperspecs.com), основатель PaperSpecs, Inc., бумажной онлайн-базы данных и универсального справочника.

Williamson знает, как лучше

Корпорация Williamson Printing работает с металлизированными материалами больше 10 лет. В конце 80-х здесь начали осваивать печать металлизированными красками в линию. В 1992 г. типография подала патентную заявку на систему Williamson Integrated Metallic Systems (WIMS) и в 1994 г.

получила подтверждение (патент ? 5 370 976). Директор листового направления Williamson Боб Лесниски принимал участие в разработке интегрированной металлизированной системы WIMS.

Несколько лет назад, когда в 3 часа ночи Бобу пришлось утверждать заказы в печать, он задался вопросом: нельзя ли найти более простой путь вставки образцов отпечатанных чипов в автомобильные журналы? Можно ли выполнить это в линию, отказавшись от длительной и дорогостоящей вставки листов, отпечатанных третьей компанией? Через час Лесниски и несколько специалистов из команды Williamson придумали концепцию, которая и переросла в Liquid Foil.

Боб Лесниски

Liquid Foil с эффектом фольги без тиснения — уникальная система, исключающая необходимость в металлизированной бумаге и тиснении фольгой.

С помощью особой краски с частицами настоящей фольги добиваются эффекта фольги без тиснения. Liquid Foil ярче обычных металлизированных красок, поскольку в основе краски фольга, а не алюминий.

Краской можно воспроизводить металлические предметы (машины, ювелирные изделия) и чёрно-белые фотографии с эффектом фототипии.

По словам Лесниски, работы, которые прежде в течение нескольких дней выполняли подрядчики, с Liquid Foil за 6-8 часов типография готовит самостоятельно за десятую часть прежней стоимости.

Брюс Поттер

«Нам звонят со всей страны с вопросом, как мы добиваемся такого результата, — добавляет начальник отдела красок типографии Брюс Поттер. — Блеск гораздо сильнее, поскольку краска не впитывается в бумагу, и впечатление действительно потрясающее».

Liquid Foil подходит для рельефных (флексографских) и стандартных офсетных печатных форм. Рельефный вариант предпочтительнее при больших плашках, а офсетная форма справится с плашками и растром. Краска наносится в линию с триадой и оптимальна для работ с высокой точностью приводки. И флексографская, и офсетная печать могут быть как традиционными, так и с УФ-сушкой.

Собственными силами

Недавняя разработка Williamson — Liquid Emboss: для конгрева вместо металлических штампов используется краска. Вместо дорогостоящего тиснения отдельной операцией рельеф получают с помощью УФ-связующего.

Как поясняет Лесниски, Liquid Foil и Emboss — это, в первую очередь, конкурентные преимущества: «Мы выполняем большие объёмы в линию, экономя время, а другим приходится передавать заказы на шёлкотрафарет и тиснение подрядчикам, производительность которых — 2-3 тыс. экз./ч.

Выполняя заказы у себя в линию, мы сокращаем и количество брака, поскольку бумагу меньше транспортируют. Генеральный и исполнительный директора компании Джерри и Джесс Вильямсоны всегда поддерживали инновации.

Если прийти к ним с идеей и всё объяснить, они обязательно предложат попробовать. В год мы прорабатываем не меньше тысячи предложений».

* Журнал «Американский печатник», июль 2005 г. © 2005, American Printer Magazine, a PRIMEDIA publication. All Rights Reserved.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Станок