- Конспект урока «Общие свойства металлов»
- Page 2
- Page 3
- Page 4
- Page 5
- Page 6
- Page 7
- Page 8
- Презентация на тему "Общая характеристика металлов главных подгрупп 1-3"
- Характеристика металлов главной подгруппы I группы
- Строение атомов щелочных металлов
- Обобщим химические свойства щелочных металлов
- Характеристика металлов главной подгруппы II группы
- Физические свойства
- Физические свойства
- Получение алюминия
- Вставьте пропущенное слово:
- Решите задачи:
- Конспект урока на тему «Общие свойства металлов»
- Конспект урока — исследования по химии в 11 классе Химические свойства металлов и их соединений
Презентация на тему: Химические свойства металлов 11 класс
Скачать эту презентацию
Получить код Наши баннеры
Скачать эту презентацию
№ слайда 1
Описание слайда:
МКОУ Тормосиновская СОШ Чернышковского района Волгоградской области Химические свойства металлов Урок химии в 11 классе Учитель химии: Киреева Марина Николаевна
№ слайда 2
Описание слайда:
Верите ли вы, что … Металлы занимают верхний левый угол в ПСХЭ. В кристаллах атомы металла связаны металлической связью. Валентные электроны металлов прочно связаны с ядром. У металлов, стоящих в главных подгруппах (А), на внешнем уровне обычно 2 электрона. В группе сверху вниз происходит увеличение восстановительных свойств металлов.
№ слайда 3
Описание слайда:
Самопроверка тестов 5-6 правильных ответов – «5» 4 правильных ответа – «4» 3 правильных ответа – «3»
№ слайда 4
№ слайда 5
Описание слайда:
Почему алюминиевую посуду нельзя мыть содой?
№ слайда 6
Описание слайда:
Цель урока: систематизировать и углубить знания о химических свойствах металлов, подчеркнув их функцию как восстановителей.
№ слайда 7
Описание слайда:
Задачи урока развивать умения пользоваться опорными знаниями, закреплять умения и навыки выполнения химического эксперимента; закреплять умения составлять уравнения реакций; сформировать понимание практического значения металлов в жизни человека; развивать познавательный интерес при выполнении теоретических и практических заданий.
№ слайда 8
Описание слайда:
Ме0 – ne Me+n Ме0 – восстановитель Простые вещества (+О2, Сl2, S…) Сложные вещества (Н2О, кислоты, растворы солей)
№ слайда 9
Описание слайда:
Ряд напряжений металлов
№ слайда 10
Описание слайда:
М + неметалл Е + вода Т + оксид А + кислота Л + соль Л + щёлочь Ы + органические вещества
№ слайда 11
Описание слайда:
Физминутка
№ слайда 12
Описание слайда:
“Единственный путь, ведущий к знанию, — это деятельность”. (Б. Шоу)
№ слайда 13
Описание слайда:
Чтобы жизнь свою не подвергать опасности, надо свято соблюдать все правила по технике безопасности!
№ слайда 14
Описание слайда:
Исследование химических свойств металлов 1 группа Металл + неметалл? 2 группа Металл + вода? Металл + оксид 3 группа Металл + кислота? 4 группа Металл + соль менее активного металла? Металл + щёлочь? 5 группа Металл + органические вещества? Металл + металл?
№ слайда 15
№ слайда 16
Описание слайда:
Катон Старший сказал: Жизнь человеческая подобна железу. Если употреблять его в дело, оно истирается; если же не употреблять, ржавчина его съедает. Так, Пусть ваш мозг истирается от работы мысли, а не пожирается ржавчиной от лени.
№ слайда 17
Описание слайда:
Домашнее задание: 1 ВАРИАНТ ЗАДАНИЯ: § 18, с. 212 -219, протокол исследования 2 ВАРИАНТ ЗАДАНИЯ: : Закончить уравнение реакции, написать уравнения электронного баланса: Сu + Hg(NO3)2→ ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: ПРЕЗЕНТАЦИЯ О ПРИМЕНЕНИИ МЕТАЛЛОВ(ПО ЖЕЛАНИЮ)
Скачать эту презентацию
Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования «Профессионал-Р» (Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№3715 от 13.11.2013).
Конспект урока «Общие свойства металлов»
Обзор полезных сайтов и сервисов поиска изображений и иконок.
Скачать полезные материалы
PDF-файлы с обзорами упакованы в ZIP-архив.
Page 2
Рабочее планирование в 9 классе составлено на основе авторской программы преподавания химии О.С.Габриеляна: О.С.
Габриелян, Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений, Москва, «Дрофа», 2006г. Данный урок разработан в соответствии с требованиями программы.
Урок имеет и метапредметную тему «Пути познания», которую можно применить при изучении любой предметной темы.
По планированию на тему «Галогены» отводится 3 часа. Данный урок первый при изучении темы. Представленная форма проведения учебного занятия может быть использована как универсальная на примере многих тем курса химии.
Цель урока. Сформировать знания учащихся о галогенах как типичных неметаллах
Задачи урока.
Образовательные: установить зависимость между строением атомов галогенов, видом химической связи и свойствами веществ; — повторить, конкретизировать, закрепить и обобщить знания учащихся о строении молекул простых веществ – галогенов, их физических и химических свойствах.Развивающие: развитие умений устанавливать причинно – следственные связи между строением и свойствами веществ.
Воспитательные: формирование личностного смысла в изучении химии ( я должен знать свойства вещества, чтобы правильно к ним относиться, с должной аккуратностью и вниманием, чтобы не навредить ни себе, ни другим)
Page 3
Обзор полезных сайтов и сервисов поиска изображений и иконок.
Скачать полезные материалы
PDF-файлы с обзорами упакованы в ZIP-архив.
Page 4
Обзор полезных сайтов и сервисов поиска изображений и иконок.
Скачать полезные материалы
PDF-файлы с обзорами упакованы в ZIP-архив.
Page 5
Обзор полезных сайтов и сервисов поиска изображений и иконок.
Скачать полезные материалы
PDF-файлы с обзорами упакованы в ZIP-архив.
Page 6
Обзор полезных сайтов и сервисов поиска изображений и иконок.
Скачать полезные материалы
PDF-файлы с обзорами упакованы в ZIP-архив.
Page 7
Обзор полезных сайтов и сервисов поиска изображений и иконок.
Скачать полезные материалы
PDF-файлы с обзорами упакованы в ZIP-архив.
Page 8
В этом разделе представлены конспекты уроков по химии для 9 класса.
150-летию открытия периодического закона посвящаетсяАзотная кислота и ее солиАзотная кислота и ее солиАзоттың табиғаттағы айналымыАлюминий және оның қосылыстарыАлюминий. Свойства и применениеАлюминий. Свойства и применениеАлюминий: строение и свойстваАммиак: физические и химические свойства, получение и применениеВ мире неметаллов и их соединенийВ поисках острова Химических сокровищВажнейшие классы неорганических веществВклад ученых-химиков в победуВыращивание кристаллов в домашних условияхЖелезо, строение атома, физические и химические свойстваЖелезо-герой нашего времениЖелезо. Определение концентрации железа в водеЖелезо: строение атома, физические и химические свойстваЗакон сохранения массы веществ Значение окислительно-восстановительных реакций в природе и техникеИнтегрированный урок «Пищевая промышленность России»Итоговая контрольная работаКачественные реакции. В помощь учащимсяКВН «Перекрестки естественных наук»Кислород: строение, свойства, получение и применениеКлассификация химических реакцийМассовая доля растворенного вещества, кристаллогидратыМеталдардың адам өміріндегі маңызыМеталдардың адам өміріндегі маңызыМеталдардың электрохимиялық кернеу қатарыНеобычные жильцы таблицы Д.И. МенделееваНестандартные задачи по химииНитраттар. Азоттың табиғаттағы айналымыОбобщение и систематизация знаний по курсу органической химииОбобщение темы «Неметаллы»Окислительно-восстановительные реакцииОкислительно-восстановительные реакцииОксид серы (6), серная кислотаОксид серы (VI) Серная кислотаОксиды фосфора и фосфорная кислотаОсновные классы неорганических соединений
Презентация на тему "Общая характеристика металлов главных подгрупп 1-3"
- Слайд 1 Общая характеристика металлов главных подгрупп I-III групп ПСХЭ Д.И.Менделеева pptcloud.ru
- Слайд 2
Характеристика металлов главной подгруппы I группы
- Щелочны́е мета́ллы: литий Li, натрий Na, калий K, рубидий Rb, цезий Cs и францийFr. Эти металлы получили название щелочных, потому что большинство их соединений растворимо в воде. По-славянски «выщелачивать» означает «растворять», это и определило название данной группы металлов. При растворении щелочных металлов в воде образуются растворимые гидроксиды, называемые щёлочами.
-
Слайд 3
Строение атомов щелочных металлов
- Все щелочные металлы имеют один s-электрон на внешнем электронном слое, который при химических реакциях легко теряют, проявляя степень окисления +1. Поэтому щелочные металлы являются сильными восстановителями.
- Слайд 4
- Все металлы этой подгруппы имеют серебристо-белый цвет (кроме серебристо-жёлтого цезия), они очень мягкие, их можно резать скальпелем. Литий, натрий и калий легче воды и плавают на её поверхности, реагируя с ней. Поэтому хранят эти металлы под слоем керосина или парафина.
- калий
- рубидий
- литий
- натрий
- цезий
-
Слайд 5
- Слайд 6
- 1. Для получения щелочных металлов используют в основном электролиз расплавов их галогенидов, чаще всего — хлоридов, образующих природные минералы:
- катод: Li+ + e → Li
- анод: 2Cl- — 2e → Cl2
- 2. Иногда для получения щелочных металлов проводят электролиз расплавов их гидроксидов:
- катод: Na+ + e → Na
- анод: 4OH- — 4e → 2H2O + O2
- Поскольку щелочные металлы в электрохимическом ряду напряжений находятся левее водорода, то электролитическое получение их из растворов солей невозможно; в этом случае образуются соответствующие щёлочи и водород.
- Слайд 7
Реакции с неметаллами (образуются бинарные соединения):
- 4Li + O2 2Li2O(оксид лития)
- 2Na + O2 Na2O2(пероксид натрия)
- K + O2 KO2(надпероксид калия)
- 2Li + Cl2 = 2LiCl(галогениды)
- 2Na + S = Na2S(сульфиды)
- 2Na + H2 = 2NaH(гидриды)
- 6Li + N2 = 2Li3N(нитриды)
- 2Li + 2C = 2Li2C2(карбиды)
- Слайд 8
- Активно взаимодействуют с водой:
- 2Na + 2H2O 2NaOH + H2
- 2Li + 2H2O 2LiOH + H2
- 2Na + 2HCl 2NaCl + H2
- Слайд 9
- Качественная реакция на катионы щелочных металлов — окрашивание пламени в следующие цвета:
- Li+ — карминово-красный
- Na+ — желтый
- K+, Rb+ и Cs+ — фиолетовый
- Так выглядит проба на окрашивание пламени солями натрий
- Карминово-красное окрашивание пламени солями лития
- Окрашивание пламени горелки ионами калия
-
Слайд 10
Обобщим химические свойства щелочных металлов
-
Слайд 11
Характеристика металлов главной подгруппы II группы
- Атомы этих элементов имеют на внешнем электронном уровне два s-электрона: ns2.
- В реакциях атомы элементов подгруппы легко отдают оба электрона внешнего энергетического уровня и образуют соединения, в которых степень окисления элемента равна +2.
-
Слайд 12
Физические свойства
- Бериллий, магний, кальций, барий и радий — металлы серебристо-белого цвета. Стронций имеет золотистый цвет. Эти металлы легкие, особенно низкие плотности имеют кальций, магний, бериллий. Радий является радиоактивным химическим элементом.
- Слайд 13
Электролизом расплавов их хлоридов или термическим восстановлением их соединений:
- BeF2 + Mg = Be + MgF2
- MgO + C = Mg + CO
- 3CaO + 2Al = 2Ca + Al2O3
- 3BaO + 2Al = 3Ba + Al2O3
- Слайд 14
- Щелочноземельные элементы — химически активные металлы. Они являются сильными восстановителями. Из металлов этой подгруппы несколько менее активен бериллий, что обусловлено образованием на поверхности этого металла защитной оксидной пленки.
- кальций
- магний
- бериллий
- Слайд 15
- Все легко взаимодействуют с кислородом и серой, образуя оксиды и сульфаты:
2Be + O2 = 2BeO
Ca + S = CaS
- Бериллий и магний реагируют с кислородом и серой при нагревании, остальные металлы — при обычных условиях.
- Все металлы этой группы легко реагируют с галогенами:
Mg + Cl2 = MgCl2
- При нагревании все реагируют с водородом, азотом, углеродом, кремнием и другими неметаллами:
- Ca + H2 = CaH2 (гидрид кальция)
- 3Mg + N2 = Mg3N2 (нитрид магния)
- Ca + 2C = CaC2 (карбид кальция)
- Слайд 16
- Все взаимодействуют с хлороводородной и разбавленной серной кислотами с выделением водорода:
Be + 2HCl = BeCl2 + H2
- Разбавленную азотную кислоту металлы восстанавливают главным образом до аммиака или нитрата аммония:
2Ca + 10HNO3(разб.) = 4Ca(NO3)2 + NH4NO3 + 3H2O
- В концентрированных азотной и серной кислотах (без нагревания) бериллий пассивирует, остальные металлы реагируют с этими кислотами.
- Слайд 17
- Бериллий взаимодействует с водными растворами щелочей с образованием комплексной соли и выделением водорода:
Be + 2NaOH + 2H2O = Na2[Be(OH)4] + H2
- Остальные металлы II группы с щелочами не реагируют.
- Слайд 18
13Al[Ne] 3s23p1
- Алюминий находится в главной п/группе III группы периодической системы.
- На внешнем энергетическом уровне имеются свободные р-орбитали, что позволяет ему переходить в возбужденное состояние. В возбужденном состоянии атом алюминия образует три ковалентные связи или полностью отдает три валентных электрона, проявляя степень окисления +3.
-
Слайд 19
Физические свойства
- Металл серебристо-белого цвета, легкий, плотность 2,7 г/см³, температура плавления у технического 658 °C, у алюминия высокой чистоты 660 °C, температура кипения 2500 °C, временное сопротивление литого 10-12 кг/мм², деформируемого 18-25 кг/мм2,сплавов 38-42 кг/мм².
- Твердость по Бринеллю 24-32 кгс/мм², высокая пластичность: у технического 35 %, у чистого 50 %, прокатывается в тонкий лист и даже фольгу.
- Слайд 20
- 1) С кислородом:
- 4Al0 + 3O2→ 2Al+32O3
- 2) С галогенами:
- 2Al0 + 3Br20→ 2Al+3Br3
- 3) С другими неметаллами (азотом, серой, углеродом) реагирует при нагревании:
- 2Al0 + 3S t°→ Al2+3S3(сульфид алюминия)
- 2Al0 + N2 t° → 2Al+3N(нитрид алюминия)
- 4Al0 + 3С → Al4+3С3(карбид алюминия)
- Сульфид и карбид алюминия полностью гидролизуются:
- Al2S3 + 6H2O → 2Al(OH)3¯ + 3H2S
- Al4C3 + 12H2O → 4Al(OH)3¯+ 3CH4
- Слайд 21
- 4) С водой (после удаления защитной оксидной пленки):
- 2Al0 + 6H2O ® 2Al+3(OH)3 + 3H2
- 5) Со щелочами:
- 2Al0 + 2NaOH + 6H2O ® 2Na[Al+3(OH)4]
- (тетрагидроксоалюминат натрия) + 3H2
- 6) Легко растворяется в соляной и разбавленной серной киcлотах:
- 2Al + 6HCl ® 2AlCl3 + 3H2
- 2Al + 3H2SO4(разб) ® Al2(SO4)3 + 3H2
- При нагревании растворяется в кислотах — окислителях:
- 2Al + 6H2SO4(конц) ® Al2(SO4)3 + 3SO2 + 6H2O
- Al + 6HNO3(конц) ® Al(NO3)3 + 3NO2 + 3H2O
- 7) Восстанавливает металлы из их оксидов (алюминотермия):
- 8Al0 + 3Fe3O4 ® 4Al2O3 + 9Fe
- 2Al + Cr2O3 ® Al2O3 + 2Cr
-
Слайд 22
Получение алюминия
- Слайд 23
- в электротехнике
- — для производства легких сплавов (дюралюмин, силумин) в самолето- и автомобилестроении
- — для алитирования чугунных и стальных изделий с целью повышения их коррозионной стойкости
- — для термической сварки
- — для получения редких металлов в свободном виде
- — в строительной промышленности
— для изготовления контейнеров, фольги и т.п.
- Слайд 24
Осуществить цепочку превращений:
Аl → АlСl3 → Аl(ОН)3 → Аl2О3 →Nа Аl О2 → Аl2(SО)3→ Аl(ОН)3→ АlСl3 → NаАlО2
- Слайд 25
- 1. Активные металлы
- 2. Металлы средней активности
- 3. Благородные металлы
- А) Au, Ag, Pt
- Б) Zn, Fe, Cu
- В) Na, K, Ca
-
Слайд 26
Вставьте пропущенное слово:
- Наиболее выраженные металлические свойства проявляет:
- ? алюминий
- ? натрий
- ? магний
- ? бериллий
- ? железо
- Активнее других реагирует с кислородом….
- ? алюминий
- ? серебро
- ? цинк
- ? барий
- При комнатной температуре вытесняет водород из воды…
- ? медь
- ? железо
- ? литий
- ? цинк
-
Слайд 27
- Калий взаимодействует с водой с образованием…. и ….
- ? соли
- ? водорода
- ? щелочи
- ? оксида калия
- В химических реакциях атом алюминия — …
- ? окислитель
- ? восстановитель
- ? окислитель и восстановитель
- ? не отдает и не принимает электроны
- Какой металл не используют для вытеснения менее активных металлов из растворов их солей?
- ? железо
- ? магний
- ? натрий
- ? цинк
-
Слайд 28
Решите задачи:
- Задача № 1При обработке 8г смеси магния и оксида магния соляной кислотой выделилось 5,6 л водорода(н.у.). Какова массовая доля (в %) магния в исходной смеси?
- Задача № 2Калий массой 3,9 г растворили в воде массой 206,2 г. Определите массовую долю полученного раствора.
- Слайд 29
- Домашнее задание: напишите уравнения согласно схеме, составьте рассказ о свойствах алюминия
- Al
- +
- простые вещества
- сложные вещества
- О2
- СL2
- N2
- S
- H2O
- NaOH+H2O
- HCl
- Fe2O3
- Слайд 30
- Строение атома металла
- Нахождение в природе
- Открытие металла и получение
- Физические свойства
- Химические свойства
- Применение
Посмотреть все слайды
Конспект урока на тему «Общие свойства металлов»
Орлова Ольга Дмитриевна
Аннотация
Урок по теме «Общие свойства металлов» (9 класс, тема 5. «Общие свойства металлов»; программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /Гара Н. Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.
: Просвещение, 2008. -56с.
/) запланирован в рамках технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, с использованием приоритетного дидактического поисково – исследовательского подхода, метода научного исследования.
«Основная цель проведения исследовательских уроков, организации творческой работы учащихся заключается в том, чтобы повысить качество усвоенных знаний, дать возможность применять их на практике, иметь всегда обоснованную точку зрения, критическое мышление – то есть стать “конкурентноспособной” личностью в условиях стремительного развития науки и техники» [1].
Урок решает ряд задач по социализации школьников, так как предполагает формирование системы знаний и умений, развитие общеучебных умений и навыков, применяется групповая форма работы, учащиеся учатся планировать собственную поисковую исследовательскую деятельность, выдвигать гипотезу и проверять ее различными путями, добывать информацию из различных источников, перерабатывать её. Эта форма работы способствует развитию коммуникативных качеств личности.
- Тема урока «Металлы» благоприятна для формирования экономических, экологических представлений, вопросов охраны природы.
- Работа по реализации познавательных задач урока способствует развитию умений учащихся планировать результат, проводить эксперимент, интерпретировать полученные знания, делать выводы по результатам исследовательской работы.
- Организованная на уроке проблемно поисковая деятельность учащихся имеет ряд преимуществ по сравнению с другими: 1) усиливает познавательный интерес учащихся,
- 2) способствует получению более глубоких знаний и показывает их прикладную направленность, 3) развивает умение творчески мыслить, 4) позволяет максимально направить учащихся на овладение мыслительными приемами.
- Урок 5.49
- «Общие свойства металлов»
- Тип урока:
- По основной дидактической цели: Урок обобщения и систематизации знаний.
- По содержанию элементов исследовательской деятельности:Урок «Исследование».
- По уровню самостоятельности учащихся, проявляемой в исследовательской деятельности на уроке: Продвинутый уровень.
- Интегрирующая дидактическая цель урока:
- Создать условия:
Для усвоения учащимися понятий о химических свойствах, нахождении в природе, способах получения и основных областях применения металлов 1-3 групп главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева;
- Для развития:
- — логического мышления;
- — умения сравнивать, анализировать, обобщать;
- — умения прогнозировать свойства веществ на основе знаний о составе;
- — практических умений;
- Для воспитания интереса к предмету, ответственности за результаты своего труда и умения согласовывать свои действия с действиями других участников образовательного процесса.
- Задачи:
- приобретение учащимися Общенаучных умений: работа с учебником и дополнительной литературой, составление таблиц и опорных схем, оформление наблюдения в письменном виде, формулирование мысли во внутренней и внешней речи, осуществление самоконтроля, проведение самоанализа;
- Приобретение учащимися Специальных знаний и умений:
- Приобретение учащимися Интеллектуальных умений: прогнозировать свойства веществ на основе знаний о составе, сравнивать, анализировать, обобщать результаты собственных исследований.
- Учебная цель: Обобщить знания учащихся об основных химических свойствах щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия и его соединений.
- Педагогическая цель урока: Отработка учебных приемов исследовательской деятельности.
- Задачи:
- Овладение учащимися методикой научного исследования;
- Усвоение этапов научного познания, основных ступеней исследовательской деятельности;
- Приобретение умений выделять проблему, формулировать гипотезу, планировать эксперимент в соответствие с гипотезой, интегрировать данные, делать выводы.
- Здоровьесберегающая цель: Закрепить навыки безопасного обращения с реактивами.
- Методы обучения: Объяснительно — иллюстративный, словесный, репродуктивный, практический, исследовательский.
- Формы организации учебной деятельности: Фронтальная; групповая; индивидуальная.
- Продолжительность – 2 часа
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, презентация Power Point, периодическая система периодических элементов Д. И. Менделеева, реактивы и оборудование для экспериментального исследования.
- План проведения урока
- Определение задач урока, мотивация учащихся.
- Актуализация знаний
- Накопление информации
- Создание проблемной ситуации и постановка проблемы
- Определение темы и цели исследования
- Выдвижение рабочей гипотезы
- Проверка гипотезы (проведение эксперимента, лабораторных опытов, систематизация полученных результатов исследования, интерпретация полученных данных, установление связи полученных данных с поставленной проблемой)
- Формулирование выводов по результатам исследовательской работы
- Подведение итогов урока, объяснение домашнего задания, вопросы для размышления и закрепления изученного материала.
- Рефлексия.
Для отслеживания Результативности каждого этапа урока и выставления итоговых отметок, каждому ученику выдается «Лист учета результативности работы на уроке» (Приложение 1).
В течение урока учащиеся, выполняя задания, отмечают результат собственной деятельности. Учитель в конце урока собирает листы, анализирует их, выставляет отметки каждому ученику. На следующем уроке можно объявить результат.
Ход урока
І. Организационный этап (5 мин.)
- Приветствие, организация внимания учащихся, мотивация их деятельности, формулирование темы и задач урока в сотрудничестве с учащимися.
- Цель: Создать условия для быстрого включения учащихся в деловой ритм, воспитания интереса к предмету.
- Мотивация. (Приложение 2, слайды №2-3)
Учитель: Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и начать урок. Сегодня мы с вами оказались в океане Знаний в лодке под названием «Химия»: я в качестве рулевого, а вы в качестве гребцов. И от нашего взаимопонимания, дружной работы зависит, насколько успешно мы доплывем до пристани «Перемена».
Желаю, чтобы вы на сегодняшнем уроке не были инертными, а были активными, как щелочные металлы, чтобы были восстановителями друг для друга и для всех нас, т. е.
представили все свои знания, которыми обладаете по итогам изучения темы, и чтобы по окончании урока ваше настроение поднялось до уровня экзотермической реакции.
Девиз урока: «Мощь и сила науки – во множестве фактов, цель – в обобщении».
Цели урока: обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Общие свойства металлов»; дополнить их новыми, расширить ваш кругозор.
Учитель: М. В. Ломоносов в своем трактате «Слове о пользе химии» так писал о роли металлов в жизни человека: «Металлы подают укрепление и красоту важнейшим вещам в обществе потребным… И кратко сказать ни едино ремесло, ни едино художество простое употребление металлов миновать не может…».
ІІ. Актуализация знаний.
Цель: Обеспечить понимание учащимися социальной и практической ценности изучаемого материала:
2.1. Разминка «Отгадай название металлов» (10 мин.)
— Задание представлено в виде презентации «Вопросы от Заумника» (Приложение 2, слайды № 4-8). Учащиеся отгадывают названия металлов, говорят ответ учителю. Учитель открывает правильные ответы на слайдах.
А) Этот элемент содержится в яблоках. В организме человека его содержание составляет около 5 г, 75% которого входит в состав гемоглобина крови. Академик Ферсман говорил, что этот элемент – не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы. Оно — основа культуры и промышленности, оно орудие войны и мирного труда. (Железо)
Б) Серебристо-белый, тугоплавкий, твердый, не изменяющийся на воздухе, его руду — медно-красные кристаллы в 1751 году исследовал шведский минералог Аксель Кронштедт и выделил из неё новое простое вещество. Поверхность покрыта тонкой пленкой оксида, прочно предохраняющей от дальнейшего окисления. С водой не реагирует. При нагревании выше 800°C реагирует с кислородом. (Никель)
В) Серебристо-белый, легкий, пластичный, с высокой электропроводимостью. Химически активен (на воздухе покрывается защитной пленкой). По распространенности в природе занимает 3-е место.
Его оксиды и гидроксиды проявляют амфотерные свойства. До 19 в. был очень дорог. Так, Наполеон III заказал из него пуговицы, а Менделееву в 1889 г. были подарены весы с чашами из золота и ….
(Алюминий)
Г) Свойство его убивать бактерии использовали еще жители древнего Египта для лечения открытых ран: на раны накладывали пластинки, изготовленные из данного простого вещества. Легко растворяется в ртути, образуя амальгаму (жидкий сплав). C течением времени тускнеет, реагируя с
содержащимися в воздухе следами сероводорода и образуя налёт сульфида. (Серебро)
Д) В Интернете в 1995 г. появилось сообщение, что у студентки Пекинского университета внезапно начались головокружения, сильные кишечные спазмы, жгучие боли в ладонях и ступнях. Затем у нее прядями стали выпадать волосы. Родители срочно отправили ее в больницу, но девушка погрузилась в кому.
По мнению врачей, головокружения и боли в ладонях и ступнях, а также в суставах указывали на серьезное невралгическое расстройство. Однако пункция позвоночника не выявила никаких отклонений. Анализы отравление мышьяком и свинцом также оказались отрицательными.
Действие, какого металла на организм человека связано с выпадением волос? (Таллий)
2.2. «Мозговой штурм» (5 мин.) (Приложение 2, слайд №9-10)
Учитель: Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева поможет нам обобщить свойства металлов как химических элементов.
-
Какие элементы называют металлами? Дайте определение.
(Металлы – это химические элементы, атомы которых отдают электроны внешнего, а некоторые – и предвнешнего электронного слоя, превращаясь в положительные ионы).
-
Укажите положение металлов в ПСХЭ.
(Левый нижний угол от диагонали бор – астат).
-
Что происходит со свойствами металлов в главных подгруппах? В периодах? (Металлические свойства в главных подгруппах сверху вниз усиливаются, в периоде слева направо – ослабевают)
Чем являются металлы в соединениях? (Восстановители).
Какой вид химической связи и тип кристаллической решетки характерен для металлов?
(Металлическая).
-
Какие физические свойства характерны для металлов?
(Металлический блеск, пластичность, высокая теплопроводность, электропроводимость, твердость, прочность, магнитные свойства).
ІІІ. Накопление информации.
Цель: Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала.
3.1. Выполнение заданий
Задание 1. «Свойства металлов» (5 мин.) (Приложение 2, слайд №11)
Заполните пропуски нужными словами:
Радиус атомов металлов _______ радиуса атомов неметаллов. Во всех соединениях _______ металлов имеют _______ степени окисления.
При комнатной температуре металлы находятся в ________ агрегатном состоянии, за исключением ________. Металлы обладают характерным ________. Они хорошо проводят ________ и ________.
Самый тяжёлый металл — _______, самый лёгкий — ________ самый тугоплавкий — ________ самый легкоплавкий -________.
Задание 2. «Графический диктант» (5 мин.) (Приложение 2, слайд № 12)
Задание: дать ответ “да” и “нет” в данных утверждениях.
1. При взаимодействии натрия с водой образуется щелочь. (+)
2. Гидроксид кальция называют «гашеной» известью. (+)
3. Железо входит в состав гемоглобина. (+)
4. Алюминий – редкий элемент. (-)
5. При взаимодействии железа с соляной кислотой образуется хлорид железа III. (-)
6. От лития к цезию плотность щелочных металлов уменьшается. (-)
7. Натрий можно получить электролизом расплава хлорида натрия. (+)
8. Гидроксид алюминия проявляет амфотерные свойства. (+)
9. Железо в природе часто встречается в самородном виде. (-)
10. Желтая кровяная соль – качественный реактив на соли железа 3+. (+)
11. Соли калия окрашивают пламя в желтый цвет. (-)
12. Гидроксид магния проявляет амфотерные свойства. (-)
После выполнения задания всеми учащимися проверяем правильность ответов, используя презентацию.
ІV. Создание проблемной ситуации и постановка проблемы (3 мин.)
- Цель: Подвести учащихся к пониманию цели исследования.
- «Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти ее решение» (С. Бернар)
- Учитель: В ходе изучения темы «Общие свойства металлов» мы с вами изучили характерные химические свойства металлов, особенности их взаимодействия с простыми и сложными веществами, научились определять продукты реакций. В обобщенном виде эта информация может быть представлена в виде схемы (у каждого ученика она записана в рабочей тетради при изучении темы)
- Анализируя содержание схемы, возникает Проблемный вопрос: Всегда ли металлы являются восстановителями?
V. Определение темы и цели исследования (1 мин.)
Итак, Тема нашего исследования «Восстановительные свойства металлов»
Цель: Систематизировать знания о характерных химических свойствах металлов.
VI. Выдвижение рабочей гипотезы (1 мин.)
Получив данные об общих химических свойствах металлов, необходимо в ходе эксперимента убедиться в возможности протекания характерных химических реакций, где металлы выступают в роли восстановителей.
VII. Проверка гипотезы экспериментом (30 мин.) (Приложение 2, слайд №13)
- Цель: Отработка учебных приемов исследовательской деятельности
- «Деяние есть живое единство теории с практикой» (Аристотель)
- Лабораторный опыт «Исследование химических свойств металлов главных подгрупп и их важнейших соединений»
- Цель: Опытным путем подтвердить основные химические свойства важнейших элементов 1 и 2 группы и их важнейших соединений; с помощью качественных реакций на катионы и анионы проводить анализ указанного вещества; доказывать практическую возможность осуществления генетической связи этих элементов и их соединений.
- Реактивы: кальций металлический, вода, фенолфталеин, метилоранж, алюминий металлический, раствор соляной кислоты, раствор гидроксида натрия, раствор сульфата меди, железный гвоздь, йод, оксид кальция, раствор азотной кислоты, раствор карбоната натрия.
- Оборудование: Пробирки, штатив, стеклянная палочка, химический стакан, фарфоровая чашка.
- Порядок работы
- 1.Инструктаж по технике безопасности (Приложение 2, слайд №14)
Конспект урока — исследования по химии в 11 классе Химические свойства металлов и их соединений
- Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
- «Средняя общеобразовательная школа № 5 города Соль – Илецка»
- Оренбургской области
- Конспект урока — исследования по химии в 11 классе
- «Химические свойства металлов и их соединений»
- Учитель химии
- Корикова Елена Александровна
- Соль – Илецк
- 2014 год
- Аннотация
Урок – исследование проводится в 11 классе после изучения металлов по теме «Вещества и их свойства». Урок является результатом усвоенных знаний по теме «Металлы», имеет связь с ранее изученными темами («Свойства основных классов веществ», «Гидролиз солей», «Окислительно – восстановительные реакции», «Металлы главных подгрупп», «Переходные металлы») и построен на основе теории проблемного обучения. Данный урок может быть проведен в классе, где учащиеся обладают высоким уровнем развития и сформированности учебных умений и навыков. Это позволяет провести урок в режиме самостоятельного поиска знаний. Форма организации работы в классе на основной части урока – групповая, группы созданы с учетом индивидуальных психологических особенностей и уровня умственного развития каждого учащегося.
- Тема урока: «Химические свойства металлов и их соединений»
- Цель урока: Научить учащихся самостоятельно добывать знания в ходе исследования и раскрывать особенности протекания химических реакций, определять проблемную ситуацию, находить пути ее решения, систематизировать и обобщать изученный материал; развивать умения прогнозировать, сравнивать, выделять главное, анализировать.
- Задачи:
- Образовательные:
- 1.Повторить свойства металлов и их соединений;
- 2.Сформировать понятия о химических свойствах металлов;
- Развивающие:
- 1.На основе межпредметных связей продолжить формирование умений устанавливать взаимосвязь между составом, строением и свойствами вещества;
- 2.Способствовать развитию исследовательских навыков;
- 3.Продолжить формирование умений работать в темпе, экономя время урока
- Форма проведения урока: урок – исследование
- Оборудование и реактивы:
- Растворы: хлорид магния, хлорид железа(2), хлорид меди(2), хлорид алюминия, карбонат натрия, нитрат меди (2), сульфат меди(2), хлорид железа (3), нитрат железа (3)
- Твердые вещества: литий, магний, алюминий, железо, медная проволока, серебро.
- Штативы с пробирками.
- Литература:
Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975;
Махмутов. М.И Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М.: Просвещение, 1977; Психологический словарь. Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1983;
Фридман Л.М., Маху В.И Проблемная организация учебного процесса. Методическая разработка. М.: АПМ СССР, 1990;
Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы . М.: Знание, 1991;
Сиденко А.С. Технологизация опыта, возможна ли она? Народное образование, 1999, № 1,2;
Хуторской А.В. Технология эвристического обучения. Школьные технологии, 1998, № 4.
- Ход урока:
- 1 Орг. Момент
- Ориентировочно-мотивационный этап
Ставлю перед учащимися познавательные задачи для уточнения содержания основных понятий. Вопросы предполагают межпредметную связь с физикой, биологией внутрипредметную связь между основными темами. Фронтальная работа учащихся класса репродуктивного и частично- поискового характера готовит учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.
Вопрос 1. Почему в земной коре не могут встречаться в свободном состоянии щелочные металлы, их оксиды и гидроксиды?
На этот вопрос ожидается получение однозначного ответа о высокой реакционной способности щелочных металлов, взаимодействиес водой и химических свойствах их соединений.
Учащиеся на основании положения щелочных металлов в периодической системе химических элементов делают вывод об их активности и высокой скорости протекания реакции с водой, а также о взаимодействия оксида и гидроксида щелочного металла с кислотными оксидами и кислотами. Учащиеся делают вывод о нахождении щелочных металлов в земной коре только в виде солей.
Вопрос 2. Смесь двух металлов второй группы главной подгруппы растворили в воде. Один из металлов в воде не растворился. Элементы, образующие эти металлы, называют «элементами жизни». Какие это металлы?
Ответ на данный вопрос предполагает сравнение активности металлов (магния и кальция), а также их соединений. Если учащиеся не отвечают на поставленный вопрос, то ещё раз уточняется условие взаимодействия металла с водой (металл реагирует с водой, образуя растворимое основание и водород).
Учитывая, что кальций при обычных условиях взаимодействует с водой с образованием малорастворимого гидроксида, а магний с холодной водой не реагирует, учащиеся приходят к выводу, что в воде не растворился магний.
Вопрос 3. новый цинковый бак, в котором приготовили раствор медного купороса для опрыскивания растений, вскоре прохудился. Объясните причину разрушения стенок бака.
Вопрос 4. Для тепловозов, имеющих двигатели с чугунным и стальными блоками, в системе охлаждения используется вода с рН=11/12,а для дизельных поездов, имеющих двигатели с алюминиевыми баками, вода с рН=7/8. Чем это вызвано?
Вопрос 5. Почему алюминиевую посуду нельзя мыть содой?
При поиске на последние три вопроса учащимся необходимо найти решение путём выявления противоречия в содержании. Для наглядности и лучшего понимания вопросы иллюстрированы схемами-рисунками.
При ответе на 3-й вопрос учащиеся сравнивают активность металлов в электрохимическом ряду напряжений и делают вывод о протекании реакции замещения более активным металлом (Zn) менее активного (Cu) в растворимой соли, вследствие чего происходит разрушение стенок бака.
https://www.youtube.com/watch?v=HmceXyVJDtQu0026t=26s
При ответе на 4-ый вопрос необходимо учесть наличие разной среды растворов, а также проявление отдельными металлами свойств амфотерности.
При затруднении на этот вопрос учитель обращает внимание учащихся на стенд, на котором изображена шкала значений pH и ее соответствие среде раствора.
Анализируя значения pH, учащиеся делают вывод о невозможности нахождения алюминия в щелочной среде раствора, т.к. в этом случае будет протекать его взаимодействие со щелочью.
Ответ на 5-ый вопрос вытекает из предыдущего ответа. Учитывая, что алюминий и его соединения (оксидная пленка на поверхности металла) проявляют амфотерные свойства, а среда щелочная (устанавливают при рассмотрении реакции гидролиза), учащиеся делают вывод, что алюминиевую посуду мыть содой нельзя.
Вопрос 6. Какие из предложенных солей подвергаются гидролизу: хлорид натрия, хлорид магния, карбонат калия? Определите среду раствора соли.
Данный вопрос направлен на идентификацию среды раствора, образованной в результате гидролиза соли. Учащиеся демонстрируют знание процесса гидролиза и объясняют образование среды раствора солей.
- Проблемно-поисковый этап
- УЧИТЕЛЬ.
- Должны мы на уроке истину установить,
- При этом формулы, законы не забыть
- Эксперимент с начало проведем,
- Подумаем, помыслим и теорию учтём.
- Дерзая, споря, новое откроем
- И постепенно нужное усвоим.
Сообщаю, что необходимо провести исследование, предоставляется возможность самостоятельного приобретения знаний. Ученики класса разбиты на творческие группы, каждая из которых получает задание и необходимые реактивы для проведения эксперимента.
Учащиеся, получив задание, осмысливают содержание и последовательность его выполнения. В исследовании каждой из групп учителем созданы проблемные ситуации: противоречия теоретического материала и практически полученного в эксперименте результата.
Ученики в процессе работы заполняют протокол исследования (табл.)
Протокол исследования
Описание опыта | Наблюдения | Гипотеза | Проверка гипотезы. Уравнения реакции | Алгоритм протекания реакции |
Работа 1-ой группы
Цель исследования: Изучение протекания химических реакций при взаимодействии щелочных металлов с растворами солей.
Опыт 1. В растворах хлоридов магния и железа осторожно помещают кусочек лития. Наблюдения заносят в протокол (бурно выделяется газ, выпадают осадки белого и бурого цвета).
Опыт 2. В раствор хлорида меди (2) помещают кусочек лития. Заносят наблюдения в протокол (выпадает осадок черного цвета).
Учащиеся предполагают (ошибочно) вытеснение активным металлом более слабого металла из его соли. Но практически проведенный эксперимент свидетельствуют о выделении газа и выпадении осадка. Учащиеся формулируют проблемный вопрос, выдвигают гипотезы для его решения и доказывают их.
Если выдвижение гипотезы о протекании реакции вызвало затруднение, то учитель обращает внимание учащихся на цвет осадков, их соответствие определенным соединениям и способам получения. При дальнейшем затруднении учащимся напоминают, что щелочной металл попадает в раствор, поэтому и происходит выделение газа.
Согласно доказанному в 1-ом опыте алгоритму взаимодействия щелочного металла с раствором соли, во 2–м опыте должен образоваться осадок гидроксида меди (2) синего цвета. Вновь создана ситуация противоречия, в которой учащиеся находят решение.
Обобщают полученные результаты, формулируют выводы, конструируют алгоритм протекания химической реакции.
- При взаимодействии щелочных металлов с растворами солей протекают реакции:
- взаимодействие щелочного металла и воды с образованием щелочи и водорода.
- Взаимодействие щелочи и раствора соли с образованием другой соли и другого основания.
- К предложенному алгоритму во 2-ом опыте добавится реакция разложения нерастворимого основания.
- Работа 2-ой группы:
- Цель исследования: Изучить взаимодействие щелочноземельных металлов с растворами солей.
Опыт 1. В раствор хлорида алюминия поместите небольшое количество магния. В результате проведенного эксперимента происходит растворение магния, которое сопровождается бурным выделением бесцветного газа. Наблюдения учащиеся записывают в протокол.
Опыт 2. В раствор хлорида магния поместите небольшое количество магния. Учащиеся записывают наблюдения в протокол исследования(растворение магния в растворе своей соли и выделение газа).
На первом этапе урока при поиске ответа на 2 вопрос учащиеся теоретически доказали нерастворимость магния в воде. Создана ситуация противоречия теории и практики. Согласно теории протекает вытеснение активным металлом более слабого из раствора его соли с образованием металлического осадка.
Проведенный эксперимент свидетельствует о растворении магния и бурном выделении газа. Если выдвижение гипотезы учащимися вызывает затруднение, то я обращаю внимание на способность солей подвергаться гидролизу.
Активные действия с объектом изучения приводят учащихся к выявлению характера противоречия теории и практики, они формулируют проблему и выдвигают гипотезы для ее решения. Обобщают полученные результаты и формулируют выводы.
- Металл + раствор соли?
- 1.М + Н2О= реакция не протекает
- 2.растворимая соль + Н2О = гидролиз
- 3. М + кислот(среда раствора соли) = соль + Н2
- Взаимодействие магния с растворами солей подчиняется алгоритму:
- растворимые соли, образованные слабым основанием и сильной кислотой, подвергаются гидролизу по катиону с образованием кислой среды;
- кислота, полученная в результате гидролиза соли, действует на металл, образуя соль и водород.
- Работа 3-ой группы:
- Цель исследования: изучить протекание химических реакций при действии алюминия на растворы солей.
Опыт 1. В раствор карбоната натрия опустите гранулу алюминия. Выпадает белый осадок и выделяется газ. (наблюдения учащиеся заносят в протокол).
Опыт 2. В раствор хлорида меди (2) поместите гранулу алюминия. В результате эксперимента выделяется бесцветный газ и большой объем порошкообразной меди на поверхности алюминия.
Опыт 3. В раствор нитрата меди (2) поместите гранулу алюминия. Учащиеся фиксируют отсутствие видимых признаков реакции.
Данное исследование предполагает выяснение учащимися противоречия в образовании различных продуктов реакций в результате взаимодействия алюминия с солями и способности растворения оксидной пленки в различной среде раствора.
При затруднении выдвижения гипотезы, я обращаю их внимание на природу соли и возможность протекания гидролиза.
Учащиеся совершенствуют исследовательские навыки, обобщают полученные результаты проведенного эксперимента, выдвигают гипотезы растворения оксидной пленки алюминия в различных средах растворов солей и взаимодействия металла в данных условиях.
- Учащиеся формулируют выводы и конструируют алгоритм взаимодействия алюминия с растворами солей:
- гидролиз солей, образованных слабым основанием или слабой кислотой, с образованием кислой или щелочной среды;
- оксидная пленка на поверхности алюминия растворяется (щелочью или соляной кислотой) в среде, образованной в результате гидролиза соли (азотной кислотой пленка на поверхности алюминия не разрушается);
- взаимодействие алюминия с водой и средой раствора соли.
- Работа 4-ой группы:
- Цель исследования: Изучить протекание химических реакций при действии металлов побочных подгрупп на растворы солей.
Опыт 1. В раствор сульфата меди(2) опустите железные стружки. Учащиеся фиксируют выделение меди на поверхности железа.
Опыт 2. В раствор хлорида железа (2) поместите небольшое количество меди. В результате эксперимента происходит растворение меди.
Опыт 3.В раствор нитрата серебра поместите небольшое количество меди. В результате эксперимента происходит осаждение серебра на медной проволоке.
Результаты первого опыта подтверждают вытеснение активным металлом более слабого из раствора его соли. Результаты второго и третьего опытов свидетельствует о протекании реакции между слабым металлом и раствором соли.
Учащиеся группы должны выявить противоречие проведенных опытов и найти решение в создавшейся ситуации. При затруднении учащихся в выдвижении гипотез обращаю внимание на способность железа иметь различные степени окисления.
Проведя качественный анализ продуктов реакции, учащиеся выдвигают гипотезу, проверяют ее истину.
- 1. М (сильнее) + растворимая соль = другая соль + другой М
- 2. М (слабее) + растворимая соль = другая соль + другая соль (реакция возможна, если
- +3 +2 +2 +1
- Fе = Fе или Сu = Сu)
- Учащиеся формулируют выводы:
- более активный металл вытесняет менее активный из раствора его соли с образованием другого металла и другой соли;
- взаимодействие менее активного металла с раствором соли, возможно, если металл в соли восстанавливается до промежуточной степени окисления.
- Этап рефлексии (презентация полученных результатов)
- Учащиеся докладывают о достижении поставленных целей, обмениваются с другими учащимися результатами выполненного исследования, развивая тем самым умения публичного выступления.
- Отчет групп учащихся поддерживается мультимедийной презентацией проведенного исследования.
- Подведение итогов:
Результатом данного урока является наличие положительного мотива к исследовательской деятельности. Учащиеся пробовали свои силы в решении проблемных вопросов и убедились, что могут их решить. Успешное достижений целей учащимися открывает перспективу для их исследовательской деятельности во внеурочное время.
Домашнее задание:
Повторить как реагируют металлы с растворами солей
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/42637-konspekt-urokaissledovanija-po-himii-v-11-kl