Урок по теме общие свойства металлов 11 класс

Презентация на тему: Химические свойства металлов 11 класс

Скачать эту презентацию

Получить код Наши баннеры Урок по теме общие свойства металлов 11 класс

Урок по теме общие свойства металлов 11 класс

Урок по теме общие свойства металлов 11 класс

Урок по теме общие свойства металлов 11 класс

Урок по теме общие свойства металлов 11 класс

Урок по теме общие свойства металлов 11 класс

Урок по теме общие свойства металлов 11 класс

Урок по теме общие свойства металлов 11 класс

Скачать эту презентацию

№ слайда 1

Описание слайда:

МКОУ Тормосиновская СОШ Чернышковского района Волгоградской области Химические свойства металлов Урок химии в 11 классе Учитель химии: Киреева Марина Николаевна

№ слайда 2

Описание слайда:

Верите ли вы, что … Металлы занимают верхний левый угол в ПСХЭ. В кристаллах атомы металла связаны металлической связью. Валентные электроны металлов прочно связаны с ядром. У металлов, стоящих в главных подгруппах (А), на внешнем уровне обычно 2 электрона. В группе сверху вниз происходит увеличение восстановительных свойств металлов.

№ слайда 3

Описание слайда:

Самопроверка тестов 5-6 правильных ответов – «5» 4 правильных ответа – «4» 3 правильных ответа – «3»

№ слайда 4
№ слайда 5

Описание слайда:

Почему алюминиевую посуду нельзя мыть содой?

№ слайда 6

Описание слайда:

Цель урока: систематизировать и углубить знания о химических свойствах металлов, подчеркнув их функцию как восстановителей.

№ слайда 7

Описание слайда:

Задачи урока развивать умения пользоваться опорными знаниями, закреплять умения и навыки выполнения химического эксперимента; закреплять умения составлять уравнения реакций; сформировать понимание практического значения металлов в жизни человека; развивать познавательный интерес при выполнении теоретических и практических заданий.

№ слайда 8

Описание слайда:

Ме0 – ne Me+n Ме0 – восстановитель Простые вещества (+О2, Сl2, S…) Сложные вещества (Н2О, кислоты, растворы солей)

№ слайда 9

Описание слайда:

Ряд напряжений металлов

№ слайда 10

Описание слайда:

М + неметалл Е + вода Т + оксид А + кислота Л + соль Л + щёлочь Ы + органические вещества

№ слайда 11

Описание слайда:

Физминутка

№ слайда 12

Описание слайда:

“Единственный путь, ведущий к знанию, — это деятельность”. (Б. Шоу)

№ слайда 13

Описание слайда:

Чтобы жизнь свою не подвергать опасности, надо свято соблюдать все правила по технике безопасности!

№ слайда 14

Описание слайда:

Исследование химических свойств металлов 1 группа Металл + неметалл? 2 группа Металл + вода? Металл + оксид 3 группа Металл + кислота? 4 группа Металл + соль менее активного металла? Металл + щёлочь? 5 группа Металл + органические вещества? Металл + металл?

№ слайда 15
№ слайда 16

Описание слайда:

Катон Старший сказал: Жизнь человеческая подобна железу. Если употреблять его в дело, оно истирается; если же не употреблять, ржавчина его съедает. Так, Пусть ваш мозг истирается от работы мысли, а не пожирается ржавчиной от лени.

№ слайда 17

Описание слайда:

Домашнее задание: 1 ВАРИАНТ ЗАДАНИЯ: § 18, с. 212 -219, протокол исследования 2 ВАРИАНТ ЗАДАНИЯ: : Закончить уравнение реакции, написать уравнения электронного баланса: Сu + Hg(NO3)2→ ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: ПРЕЗЕНТАЦИЯ О ПРИМЕНЕНИИ МЕТАЛЛОВ(ПО ЖЕЛАНИЮ)

Скачать эту презентацию

Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования «Профессионал-Р» (Лицензия на осуществление образовательной деятельности

№3715 от 13.11.2013).

Конспект урока «Общие свойства металлов»

Обзор полезных сайтов и сервисов поиска изображений и иконок.

Скачать полезные материалы

PDF-файлы с обзорами упакованы в ZIP-архив.

Page 2

Рабочее планирование в 9 классе составлено на основе авторской программы преподавания химии О.С.Габриеляна: О.С.

Габриелян, Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений, Москва, «Дрофа», 2006г. Данный урок разработан в соответствии с требованиями программы.

Урок имеет и метапредметную тему «Пути познания», которую можно применить при изучении любой предметной темы.

По планированию на тему «Галогены» отводится 3 часа. Данный урок первый при изучении темы. Представленная форма проведения учебного занятия может быть использована как универсальная на примере многих тем курса химии.

 Цель урока. Сформировать знания учащихся о галогенах как типичных неметаллах

 Задачи урока.

Образовательные:  установить зависимость между строением атомов галогенов, видом химической связи и свойствами веществ; — повторить, конкретизировать, закрепить и обобщить знания учащихся о строении молекул простых веществ – галогенов, их физических и химических свойствах.Развивающие: развитие умений устанавливать причинно – следственные связи между строением и свойствами веществ.

Воспитательные: формирование личностного смысла в изучении химии ( я должен знать свойства вещества, чтобы правильно к ним относиться, с должной аккуратностью и вниманием, чтобы не навредить ни себе, ни другим)

Page 3

Обзор полезных сайтов и сервисов поиска изображений и иконок.

Скачать полезные материалы

PDF-файлы с обзорами упакованы в ZIP-архив.

Page 4

Обзор полезных сайтов и сервисов поиска изображений и иконок.

Скачать полезные материалы

PDF-файлы с обзорами упакованы в ZIP-архив.

Page 5

Обзор полезных сайтов и сервисов поиска изображений и иконок.

Скачать полезные материалы

PDF-файлы с обзорами упакованы в ZIP-архив.

Page 6

Обзор полезных сайтов и сервисов поиска изображений и иконок.

Скачать полезные материалы

PDF-файлы с обзорами упакованы в ZIP-архив.

Page 7

Обзор полезных сайтов и сервисов поиска изображений и иконок.

Скачать полезные материалы

PDF-файлы с обзорами упакованы в ZIP-архив.

Page 8

В этом разделе представлены конспекты уроков по химии для 9 класса.

150-летию открытия периодического закона посвящаетсяАзотная кислота и ее солиАзотная кислота и ее солиАзоттың табиғаттағы айналымыАлюминий және оның қосылыстарыАлюминий. Свойства и применениеАлюминий. Свойства и применениеАлюминий: строение и свойстваАммиак: физические и химические свойства, получение и применениеВ мире неметаллов и их соединенийВ поисках острова Химических сокровищВажнейшие классы неорганических веществВклад ученых-химиков в победуВыращивание кристаллов в домашних условияхЖелезо, строение атома, физические и химические свойстваЖелезо-герой нашего времениЖелезо. Определение концентрации железа в водеЖелезо: строение атома, физические и химические свойстваЗакон сохранения массы веществ Значение окислительно-восстановительных реакций в природе и техникеИнтегрированный урок «Пищевая промышленность России»Итоговая контрольная работаКачественные реакции. В помощь учащимсяКВН «Перекрестки естественных наук»Кислород: строение, свойства, получение и применениеКлассификация химических реакцийМассовая доля растворенного вещества, кристаллогидратыМеталдардың адам өміріндегі маңызыМеталдардың адам өміріндегі маңызыМеталдардың электрохимиялық кернеу қатарыНеобычные жильцы таблицы Д.И. МенделееваНестандартные задачи по химииНитраттар. Азоттың табиғаттағы айналымыОбобщение и систематизация знаний по курсу органической химииОбобщение темы «Неметаллы»Окислительно-восстановительные реакцииОкислительно-восстановительные реакцииОксид серы (6), серная кислотаОксид серы (VI) Серная кислотаОксиды фосфора и фосфорная кислотаОсновные классы неорганических соединений

Презентация на тему "Общая характеристика металлов главных подгрупп 1-3"

  • Слайд 1 Общая характеристика металлов главных подгрупп I-III групп ПСХЭ Д.И.Менделеева pptcloud.ru
  • Слайд 2

    Характеристика металлов главной подгруппы I группы

    • Щелочны́е мета́ллы: литий Li, натрий Na, калий K, рубидий Rb, цезий Cs и францийFr. Эти металлы получили название щелочных, потому что большинство их соединений растворимо в воде. По-славянски «выщелачивать» означает «растворять», это и определило название данной группы металлов. При растворении щелочных металлов в воде образуются растворимые гидроксиды, называемые щёлочами.
  • Слайд 3

    Строение атомов щелочных металлов

    • Все щелочные металлы имеют один s-электрон на внешнем электронном слое, который при химических реакциях легко теряют, проявляя степень окисления +1. Поэтому щелочные металлы являются сильными восстановителями.
  • Слайд 4
    • Все металлы этой подгруппы имеют серебристо-белый цвет (кроме серебристо-жёлтого цезия), они очень мягкие, их можно резать скальпелем. Литий, натрий и калий легче воды и плавают на её поверхности, реагируя с ней. Поэтому хранят эти металлы под слоем керосина или парафина.
    • калий
    • рубидий
    • литий
    • натрий
    • цезий
  • Слайд 5

  • Слайд 6
    1. 1. Для получения щелочных металлов используют в основном электролиз расплавов их галогенидов, чаще всего — хлоридов, образующих природные минералы:
    2. катод: Li+ + e → Li
    3. анод: 2Cl- — 2e → Cl2
    4. 2. Иногда для получения щелочных металлов проводят электролиз расплавов их гидроксидов:
    5. катод: Na+ + e → Na
    6. анод: 4OH- — 4e → 2H2O + O2
    7. Поскольку щелочные металлы в электрохимическом ряду напряжений находятся левее водорода, то электролитическое получение их из растворов солей невозможно; в этом случае образуются соответствующие щёлочи и водород.
  • Слайд 7

    Реакции с неметаллами (образуются бинарные соединения):

    • 4Li + O2 2Li2O(оксид лития)
    • 2Na + O2 Na2O2(пероксид натрия)
    • K + O2 KO2(надпероксид калия)
    • 2Li + Cl2 = 2LiCl(галогениды)
    • 2Na + S = Na2S(сульфиды)
    • 2Na + H2 = 2NaH(гидриды)
    • 6Li + N2 = 2Li3N(нитриды)
    • 2Li + 2C = 2Li2C2(карбиды)
  • Слайд 8
    • Активно взаимодействуют с водой:
    • 2Na + 2H2O 2NaOH + H2
    • 2Li + 2H2O 2LiOH + H2
    • 2Na + 2HCl 2NaCl + H2
  • Слайд 9
    • Качественная реакция на катионы щелочных металлов — окрашивание пламени в следующие цвета:
    1. Li+ — карминово-красный
    2. Na+ — желтый
    3. K+, Rb+ и Cs+ — фиолетовый
    • Так выглядит проба на окрашивание пламени солями натрий
    • Карминово-красное окрашивание пламени солями лития
    • Окрашивание пламени горелки ионами калия
  • Слайд 10

    Обобщим химические свойства щелочных металлов

  • Слайд 11

    Характеристика металлов главной подгруппы II группы

    • Атомы этих элементов имеют на внешнем электронном уровне два s-электрона: ns2.
    • В реакциях атомы элементов подгруппы легко отдают оба электрона внешнего энергетического уровня и образуют соединения, в которых степень окисления элемента равна +2.
  • Слайд 12

    Физические свойства

    • Бериллий, магний, кальций, барий и радий — металлы серебристо-белого цвета. Стронций имеет золотистый цвет. Эти металлы легкие, особенно низкие плотности имеют кальций, магний, бериллий. Радий является радиоактивным химическим элементом.
  • Слайд 13

    Электролизом расплавов их хлоридов или термическим восстановлением их соединений:

    • BeF2 + Mg = Be + MgF2
    • MgO + C = Mg + CO
    • 3CaO + 2Al = 2Ca + Al2O3
    • 3BaO + 2Al = 3Ba + Al2O3
  • Слайд 14
    • Щелочноземельные элементы — химически активные металлы. Они являются сильными восстановителями. Из металлов этой подгруппы несколько менее активен бериллий, что обусловлено образованием на поверхности этого металла защитной оксидной пленки.
    • кальций
    • магний
    • бериллий
  • Слайд 15
    • Все легко взаимодействуют с кислородом и серой, образуя оксиды и сульфаты:

    2Be + O2 = 2BeO

    Ca + S = CaS

    • Бериллий и магний реагируют с кислородом и серой при нагревании, остальные металлы — при обычных условиях.
    • Все металлы этой группы легко реагируют с галогенами:

    Mg + Cl2 = MgCl2

    • При нагревании все реагируют с водородом, азотом, углеродом, кремнием и другими неметаллами:
    1. Ca + H2 = CaH2 (гидрид кальция)
    2. 3Mg + N2 = Mg3N2 (нитрид магния)
    3. Ca + 2C = CaC2 (карбид кальция)
  • Слайд 16
    • Все взаимодействуют с хлороводородной и разбавленной серной кислотами с выделением водорода:

    Be + 2HCl = BeCl2 + H2

    • Разбавленную азотную кислоту металлы восстанавливают главным образом до аммиака или нитрата аммония:

    2Ca + 10HNO3(разб.) = 4Ca(NO3)2 + NH4NO3 + 3H2O

    • В концентрированных азотной и серной кислотах (без нагревания) бериллий пассивирует, остальные металлы реагируют с этими кислотами.
  • Слайд 17
    • Бериллий взаимодействует с водными растворами щелочей с образованием комплексной соли и выделением водорода:

    Be + 2NaOH + 2H2O = Na2[Be(OH)4] + H2

    • Остальные металлы II группы с щелочами не реагируют.
  • Слайд 18

    13Al[Ne] 3s23p1

    • Алюминий находится в главной п/группе III группы периодической системы.
    • На внешнем энергетическом уровне имеются свободные р-орбитали, что позволяет ему переходить в возбужденное состояние. В возбужденном состоянии атом алюминия образует три ковалентные связи или полностью отдает три валентных электрона, проявляя степень окисления +3.
  • Слайд 19

    Физические свойства

    • Металл серебристо-белого цвета, легкий, плотность 2,7 г/см³, температура плавления у технического 658 °C, у алюминия высокой чистоты 660 °C, температура кипения 2500 °C, временное сопротивление литого 10-12 кг/мм², деформируемого 18-25 кг/мм2,сплавов 38-42 кг/мм².
    • Твердость по Бринеллю 24-32 кгс/мм², высокая пластичность: у технического 35 %, у чистого 50 %, прокатывается в тонкий лист и даже фольгу.
  • Слайд 20
    • 1) С кислородом:
    • 4Al0 + 3O2→ 2Al+32O3
    • 2) С галогенами:
    • 2Al0 + 3Br20→ 2Al+3Br3
    • 3) С другими неметаллами (азотом, серой, углеродом) реагирует при нагревании:
    • 2Al0 + 3S t°→ Al2+3S3(сульфид алюминия)
    • 2Al0 + N2 t° → 2Al+3N(нитрид алюминия)
    • 4Al0 + 3С → Al4+3С3(карбид алюминия)
    • Сульфид и карбид алюминия полностью гидролизуются:
    • Al2S3 + 6H2O → 2Al(OH)3¯ + 3H2S­
    • Al4C3 + 12H2O → 4Al(OH)3¯+ 3CH4­
  • Слайд 21
    1. 4) С водой (после удаления защитной оксидной пленки):
    2. 2Al0 + 6H2O ® 2Al+3(OH)3 + 3H2­
    3. 5) Со щелочами:
    4. 2Al0 + 2NaOH + 6H2O ® 2Na[Al+3(OH)4]
    5. (тетрагидроксоалюминат натрия) + 3H2­
    6. 6) Легко растворяется в соляной и разбавленной серной киcлотах:
    7. 2Al + 6HCl ® 2AlCl3 + 3H2­
    8. 2Al + 3H2SO4(разб) ® Al2(SO4)3 + 3H2­
    9. При нагревании растворяется в кислотах — окислителях:
    10. 2Al + 6H2SO4(конц) ® Al2(SO4)3 + 3SO2­ + 6H2O
    11. Al + 6HNO3(конц) ® Al(NO3)3 + 3NO2­ + 3H2O
    12. 7) Восстанавливает металлы из их оксидов (алюминотермия):
    13. 8Al0 + 3Fe3O4 ® 4Al2O3 + 9Fe
    14. 2Al + Cr2O3 ® Al2O3 + 2Cr
  • Слайд 22

    Получение алюминия

  • Слайд 23
    • в электротехнике
    • — для производства легких сплавов (дюралюмин, силумин) в самолето- и автомобилестроении
    • — для алитирования чугунных и стальных изделий с целью повышения их коррозионной стойкости
    • — для термической сварки
    • — для получения редких металлов в свободном виде
    • — в строительной промышленности

    — для изготовления контейнеров, фольги и т.п.

  • Слайд 24

    Осуществить цепочку превращений:

    Аl → АlСl3 → Аl(ОН)3 → Аl2О3 →Nа Аl О2 → Аl2(SО)3→ Аl(ОН)3→ АlСl3 → NаАlО2

  • Слайд 25
    1. 1. Активные металлы
    2. 2. Металлы средней активности
    3. 3. Благородные металлы
    4. А) Au, Ag, Pt
    5. Б) Zn, Fe, Cu
    6. В) Na, K, Ca
  • Слайд 26

    Вставьте пропущенное слово:

    • Наиболее выраженные металлические свойства проявляет:
    • ? алюминий
    • ? натрий
    • ? магний
    • ? бериллий
    • ? железо
    • Активнее других реагирует с кислородом….
    • ? алюминий
    • ? серебро
    • ? цинк
    • ? барий
    • При комнатной температуре вытесняет водород из воды…
    • ? медь
    • ? железо
    • ? литий
    • ? цинк
  • Слайд 27

    • Калий взаимодействует с водой с образованием…. и ….
    • ? соли
    • ? водорода
    • ? щелочи
    • ? оксида калия
    • В химических реакциях атом алюминия — …
    • ? окислитель
    • ? восстановитель
    • ? окислитель и восстановитель
    • ? не отдает и не принимает электроны
    • Какой металл не используют для вытеснения менее активных металлов из растворов их солей?
    • ? железо
    • ? магний
    • ? натрий
    • ? цинк
  • Слайд 28

    Решите задачи:

    • Задача № 1При обработке 8г смеси магния и оксида магния соляной кислотой выделилось 5,6 л водорода(н.у.). Какова массовая доля (в %) магния в исходной смеси?
    • Задача № 2Калий массой 3,9 г растворили в воде массой 206,2 г. Определите массовую долю полученного раствора.
  • Слайд 29
    • Домашнее задание: напишите уравнения согласно схеме, составьте рассказ о свойствах алюминия
    • Al
    • +
    • простые вещества
    • сложные вещества
    • О2
    • СL2
    • N2
    • S
    • H2O
    • NaOH+H2O
    • HCl
    • Fe2O3
  • Слайд 30
    1. Строение атома металла
    2. Нахождение в природе
    3. Открытие металла и получение
    4. Физические свойства
    5. Химические свойства
    6. Применение
Читайте также:  Описание процесса отжига стали и металла, его виды, их особенности и технология

Посмотреть все слайды

Конспект урока на тему «Общие свойства металлов»

Орлова Ольга Дмитриевна

Аннотация

Урок по теме «Общие свойства металлов» (9 класс, тема 5. «Общие свойства металлов»; программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /Гара Н. Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.

: Просвещение, 2008. -56с.

/) запланирован в рамках технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, с использованием приоритетного дидактического поисково – исследовательского подхода, метода научного исследования.

«Основная цель проведения исследовательских уроков, организации творческой работы учащихся заключается в том, чтобы повысить качество усвоенных знаний, дать возможность применять их на практике, иметь всегда обоснованную точку зрения, критическое мышление – то есть стать “конкурентноспособной” личностью в условиях стремительного развития науки и техники» [1].

Урок решает ряд задач по социализации школьников, так как предполагает формирование системы знаний и умений, развитие общеучебных умений и навыков, применяется групповая форма работы, учащиеся учатся планировать собственную поисковую исследовательскую деятельность, выдвигать гипотезу и проверять ее различными путями, добывать информацию из различных источников, перерабатывать её. Эта форма работы способствует развитию коммуникативных качеств личности.

  • Тема урока «Металлы» благоприятна для формирования экономических, экологических представлений, вопросов охраны природы.
  • Работа по реализации познавательных задач урока способствует развитию умений учащихся планировать результат, проводить эксперимент, интерпретировать полученные знания, делать выводы по результатам исследовательской работы.
  • Организованная на уроке проблемно поисковая деятельность учащихся имеет ряд преимуществ по сравнению с другими: 1) усиливает познавательный интерес учащихся,
  • 2) способствует получению более глубоких знаний и показывает их прикладную направленность, 3) развивает умение творчески мыслить, 4) позволяет максимально направить учащихся на овладение мыслительными приемами.
  • Урок 5.49
  • «Общие свойства металлов»
  • Тип урока:
  • По основной дидактической цели: Урок обобщения и систематизации знаний.
  • По содержанию элементов исследовательской деятельности:Урок «Исследование».
  • По уровню самостоятельности учащихся, проявляемой в исследовательской деятельности на уроке: Продвинутый уровень.
  • Интегрирующая дидактическая цель урока:
  • Создать условия:

Для усвоения учащимися понятий о химических свойствах, нахождении в природе, способах получения и основных областях применения металлов 1-3 групп главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева;

  1. Для развития:
  2. — логического мышления;
  3. — умения сравнивать, анализировать, обобщать;
  4. — умения прогнозировать свойства веществ на основе знаний о составе;
  5. — практических умений;
  6. Для воспитания интереса к предмету, ответственности за результаты своего труда и умения согласовывать свои действия с действиями других участников образовательного процесса.
  7. Задачи:
  8. приобретение учащимися Общенаучных умений: работа с учебником и дополнительной литературой, составление таблиц и опорных схем, оформление наблюдения в письменном виде, формулирование мысли во внутренней и внешней речи, осуществление самоконтроля, проведение самоанализа;
  9. Приобретение учащимися Специальных знаний и умений:
  10. Приобретение учащимися Интеллектуальных умений: прогнозировать свойства веществ на основе знаний о составе, сравнивать, анализировать, обобщать результаты собственных исследований.
  11. Учебная цель: Обобщить знания учащихся об основных химических свойствах щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия и его соединений.
  12. Педагогическая цель урока: Отработка учебных приемов исследовательской деятельности.
  13. Задачи:
  14. Овладение учащимися методикой научного исследования;
  15. Усвоение этапов научного познания, основных ступеней исследовательской деятельности;
  16. Приобретение умений выделять проблему, формулировать гипотезу, планировать эксперимент в соответствие с гипотезой, интегрировать данные, делать выводы.
  17. Здоровьесберегающая цель: Закрепить навыки безопасного обращения с реактивами.
  18. Методы обучения: Объяснительно — иллюстративный, словесный, репродуктивный, практический, исследовательский.
  19. Формы организации учебной деятельности: Фронтальная; групповая; индивидуальная.
  20. Продолжительность – 2 часа

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, презентация Power Point, периодическая система периодических элементов Д. И. Менделеева, реактивы и оборудование для экспериментального исследования.

  • План проведения урока
  • Определение задач урока, мотивация учащихся.
  • Актуализация знаний
  • Накопление информации
  • Создание проблемной ситуации и постановка проблемы
  • Определение темы и цели исследования
  • Выдвижение рабочей гипотезы
  • Проверка гипотезы (проведение эксперимента, лабораторных опытов, систематизация полученных результатов исследования, интерпретация полученных данных, установление связи полученных данных с поставленной проблемой)
  • Формулирование выводов по результатам исследовательской работы
  • Подведение итогов урока, объяснение домашнего задания, вопросы для размышления и закрепления изученного материала.
  • Рефлексия.

Для отслеживания Результативности каждого этапа урока и выставления итоговых отметок, каждому ученику выдается «Лист учета результативности работы на уроке» (Приложение 1).

В течение урока учащиеся, выполняя задания, отмечают результат собственной деятельности. Учитель в конце урока собирает листы, анализирует их, выставляет отметки каждому ученику. На следующем уроке можно объявить результат.

Ход урока

І. Организационный этап (5 мин.)

  1. Приветствие, организация внимания учащихся, мотивация их деятельности, формулирование темы и задач урока в сотрудничестве с учащимися.
  2. Цель: Создать условия для быстрого включения учащихся в деловой ритм, воспитания интереса к предмету.
  3. Мотивация. (Приложение 2, слайды №2-3)

Учитель: Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и начать урок. Сегодня мы с вами оказались в океане Знаний в лодке под названием «Химия»: я в качестве рулевого, а вы в качестве гребцов. И от нашего взаимопонимания, дружной работы зависит, насколько успешно мы доплывем до пристани «Перемена».

Желаю, чтобы вы на сегодняшнем уроке не были инертными, а были активными, как щелочные металлы, чтобы были восстановителями друг для друга и для всех нас, т. е.

представили все свои знания, которыми обладаете по итогам изучения темы, и чтобы по окончании урока ваше настроение поднялось до уровня экзотермической реакции.

Девиз урока: «Мощь и сила науки – во множестве фактов, цель – в обобщении».

Цели урока: обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Общие свойства металлов»; дополнить их новыми, расширить ваш кругозор.

Учитель: М. В. Ломоносов в своем трактате «Слове о пользе химии» так писал о роли металлов в жизни человека: «Металлы подают укрепление и красоту важнейшим вещам в обществе потребным… И кратко сказать ни едино ремесло, ни едино художество простое употребление металлов миновать не может…».

Читайте также:  Чем удалить эпоксидную смолу с металла

ІІ. Актуализация знаний.

Цель: Обеспечить понимание учащимися социальной и практической ценности изучаемого материала:

2.1. Разминка «Отгадай название металлов» (10 мин.)

Задание представлено в виде презентации «Вопросы от Заумника» (Приложение 2, слайды № 4-8). Учащиеся отгадывают названия металлов, говорят ответ учителю. Учитель открывает правильные ответы на слайдах.

А) Этот элемент содержится в яблоках. В организме человека его содержание составляет около 5 г, 75% которого входит в состав гемоглобина крови. Академик Ферсман говорил, что этот элемент – не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы. Оно — основа культуры и промышленности, оно орудие войны и мирного труда. (Железо)

Б) Серебристо-белый, тугоплавкий, твердый, не изменяющийся на воздухе, его руду — медно-красные кристаллы в 1751 году исследовал шведский минералог Аксель Кронштедт и выделил из неё новое простое вещество. Поверхность покрыта тонкой пленкой оксида, прочно предохраняющей от дальнейшего окисления. С водой не реагирует. При нагревании выше 800°C реагирует с кислородом. (Никель)

В) Серебристо-белый, легкий, пластичный, с высокой электропроводимостью. Химически активен (на воздухе покрывается защитной пленкой). По распространенности в природе занимает 3-е место.

Его оксиды и гидроксиды проявляют амфотерные свойства. До 19 в. был очень дорог. Так, Наполеон III заказал из него пуговицы, а Менделееву в 1889 г. были подарены весы с чашами из золота и ….

(Алюминий)

Г) Свойство его убивать бактерии использовали еще жители древнего Египта для лечения открытых ран: на раны накладывали пластинки, изготовленные из данного простого вещества. Легко растворяется в ртути, образуя амальгаму (жидкий сплав). C течением времени тускнеет, реагируя с

содержащимися в воздухе следами сероводорода и образуя налёт сульфида. (Серебро)

Д) В Интернете в 1995 г. появилось сообщение, что у студентки Пекинского университета внезапно начались головокружения, сильные кишечные спазмы, жгучие боли в ладонях и ступнях. Затем у нее прядями стали выпадать волосы. Родители срочно отправили ее в больницу, но девушка погрузилась в кому.

По мнению врачей, головокружения и боли в ладонях и ступнях, а также в суставах указывали на серьезное невралгическое расстройство. Однако пункция позвоночника не выявила никаких отклонений. Анализы отравление мышьяком и свинцом также оказались отрицательными.

Действие, какого металла на организм человека связано с выпадением волос? (Таллий)

2.2. «Мозговой штурм» (5 мин.) (Приложение 2, слайд №9-10)

Учитель: Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева поможет нам обобщить свойства металлов как химических элементов.

    Какие элементы называют металлами? Дайте определение.

(Металлы – это химические элементы, атомы которых отдают электроны внешнего, а некоторые – и предвнешнего электронного слоя, превращаясь в положительные ионы).

    Укажите положение металлов в ПСХЭ.

(Левый нижний угол от диагонали бор – астат).

    Что происходит со свойствами металлов в главных подгруппах? В периодах? (Металлические свойства в главных подгруппах сверху вниз усиливаются, в периоде слева направо – ослабевают)
    Чем являются металлы в соединениях? (Восстановители).
    Какой вид химической связи и тип кристаллической решетки характерен для металлов?

(Металлическая).

    Какие физические свойства характерны для металлов?

(Металлический блеск, пластичность, высокая теплопроводность, электропроводимость, твердость, прочность, магнитные свойства).

ІІІ. Накопление информации.

Цель: Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала.

3.1. Выполнение заданий

Задание 1. «Свойства металлов» (5 мин.) (Приложение 2, слайд №11)

Заполните пропуски нужными словами:

Радиус атомов металлов _______ радиуса атомов неметаллов. Во всех соединениях _______ металлов имеют _______ степени окисления.

При комнатной температуре металлы находятся в ________ агрегатном состоянии, за исключением ________. Металлы обладают характерным ________. Они хорошо проводят ________ и ________.

Самый тяжёлый металл — _______, самый лёгкий — ________ самый тугоплавкий — ________ самый легкоплавкий -________.

Задание 2. «Графический диктант» (5 мин.) (Приложение 2, слайд № 12)

Задание: дать ответ “да” и “нет” в данных утверждениях.

1. При взаимодействии натрия с водой образуется щелочь. (+)

2. Гидроксид кальция называют «гашеной» известью. (+)

3. Железо входит в состав гемоглобина. (+)

4. Алюминий – редкий элемент. (-)

5. При взаимодействии железа с соляной кислотой образуется хлорид железа III. (-)

6. От лития к цезию плотность щелочных металлов уменьшается. (-)

7. Натрий можно получить электролизом расплава хлорида натрия. (+)

8. Гидроксид алюминия проявляет амфотерные свойства. (+)

9. Железо в природе часто встречается в самородном виде. (-)

10. Желтая кровяная соль – качественный реактив на соли железа 3+. (+)

11. Соли калия окрашивают пламя в желтый цвет. (-)

12. Гидроксид магния проявляет амфотерные свойства. (-)

После выполнения задания всеми учащимися проверяем правильность ответов, используя презентацию.

ІV. Создание проблемной ситуации и постановка проблемы (3 мин.)

  • Цель: Подвести учащихся к пониманию цели исследования.
  • «Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти ее решение» (С. Бернар)
  • Учитель: В ходе изучения темы «Общие свойства металлов» мы с вами изучили характерные химические свойства металлов, особенности их взаимодействия с простыми и сложными веществами, научились определять продукты реакций. В обобщенном виде эта информация может быть представлена в виде схемы (у каждого ученика она записана в рабочей тетради при изучении темы)
  • Анализируя содержание схемы, возникает Проблемный вопрос: Всегда ли металлы являются восстановителями?

V. Определение темы и цели исследования (1 мин.)

Итак, Тема нашего исследования «Восстановительные свойства металлов»

Цель: Систематизировать знания о характерных химических свойствах металлов.

VI. Выдвижение рабочей гипотезы (1 мин.)

Получив данные об общих химических свойствах металлов, необходимо в ходе эксперимента убедиться в возможности протекания характерных химических реакций, где металлы выступают в роли восстановителей.

VII. Проверка гипотезы экспериментом (30 мин.) (Приложение 2, слайд №13)

  1. Цель: Отработка учебных приемов исследовательской деятельности
  2. «Деяние есть живое единство теории с практикой» (Аристотель)
  3. Лабораторный опыт «Исследование химических свойств металлов главных подгрупп и их важнейших соединений»
  4. Цель: Опытным путем подтвердить основные химические свойства важнейших элементов 1 и 2 группы и их важнейших соединений; с помощью качественных реакций на катионы и анионы проводить анализ указанного вещества; доказывать практическую возможность осуществления генетической связи этих элементов и их соединений.
  5. Реактивы: кальций металлический, вода, фенолфталеин, метилоранж, алюминий металлический, раствор соляной кислоты, раствор гидроксида натрия, раствор сульфата меди, железный гвоздь, йод, оксид кальция, раствор азотной кислоты, раствор карбоната натрия.
  6. Оборудование: Пробирки, штатив, стеклянная палочка, химический стакан, фарфоровая чашка.
  7. Порядок работы
  8. 1.Инструктаж по технике безопасности (Приложение 2, слайд №14)

Конспект урока — исследования по химии в 11 классе Химические свойства металлов и их соединений

  • Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
  • «Средняя общеобразовательная школа № 5 города Соль – Илецка»
  • Оренбургской области
  • Конспект урока — исследования по химии в 11 классе
  • «Химические свойства металлов и их соединений»
  • Учитель химии
  • Корикова Елена Александровна
  • Соль – Илецк
  • 2014 год
  • Аннотация

Урок – исследование проводится в 11 классе после изучения металлов по теме «Вещества и их свойства». Урок является результатом усвоенных знаний по теме «Металлы», имеет связь с ранее изученными темами («Свойства основных классов веществ», «Гидролиз солей», «Окислительно – восстановительные реакции», «Металлы главных подгрупп», «Переходные металлы») и построен на основе теории проблемного обучения. Данный урок может быть проведен в классе, где учащиеся обладают высоким уровнем развития и сформированности учебных умений и навыков. Это позволяет провести урок в режиме самостоятельного поиска знаний. Форма организации работы в классе на основной части урока – групповая, группы созданы с учетом индивидуальных психологических особенностей и уровня умственного развития каждого учащегося.

  1. Тема урока: «Химические свойства металлов и их соединений»
  2. Цель урока: Научить учащихся самостоятельно добывать знания в ходе исследования и раскрывать особенности протекания химических реакций, определять проблемную ситуацию, находить пути ее решения, систематизировать и обобщать изученный материал; развивать умения прогнозировать, сравнивать, выделять главное, анализировать.
  3. Задачи:
  4. Образовательные:
  5. 1.Повторить свойства металлов и их соединений;
  6. 2.Сформировать понятия о химических свойствах металлов;
  7. Развивающие:
  8. 1.На основе межпредметных связей продолжить формирование умений устанавливать взаимосвязь между составом, строением и свойствами вещества;
  9. 2.Способствовать развитию исследовательских навыков;
  10. 3.Продолжить формирование умений работать в темпе, экономя время урока
  11. Форма проведения урока: урок – исследование
  12. Оборудование и реактивы:
  13. Растворы: хлорид магния, хлорид железа(2), хлорид меди(2), хлорид алюминия, карбонат натрия, нитрат меди (2), сульфат меди(2), хлорид железа (3), нитрат железа (3)
  14. Твердые вещества: литий, магний, алюминий, железо, медная проволока, серебро.
  15. Штативы с пробирками.
  16. Литература:

Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975;

Махмутов. М.И Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М.: Просвещение, 1977; Психологический словарь. Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1983;

Фридман Л.М., Маху В.И Проблемная организация учебного процесса. Методическая разработка. М.: АПМ СССР, 1990;

Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы . М.: Знание, 1991;

Сиденко А.С. Технологизация опыта, возможна ли она? Народное образование, 1999, № 1,2;

Хуторской А.В. Технология эвристического обучения. Школьные технологии, 1998, № 4.

  • Ход урока:
  • 1 Орг. Момент
  • Ориентировочно-мотивационный этап

Ставлю перед учащимися познавательные задачи для уточнения содержания основных понятий. Вопросы предполагают межпредметную связь с физикой, биологией внутрипредметную связь между основными темами. Фронтальная работа учащихся класса репродуктивного и частично- поискового характера готовит учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.

Вопрос 1. Почему в земной коре не могут встречаться в свободном состоянии щелочные металлы, их оксиды и гидроксиды?

На этот вопрос ожидается получение однозначного ответа о высокой реакционной способности щелочных металлов, взаимодействиес водой и химических свойствах их соединений.

Учащиеся на основании положения щелочных металлов в периодической системе химических элементов делают вывод об их активности и высокой скорости протекания реакции с водой, а также о взаимодействия оксида и гидроксида щелочного металла с кислотными оксидами и кислотами. Учащиеся делают вывод о нахождении щелочных металлов в земной коре только в виде солей.

Читайте также:  Общество с ограниченной ответственностью пакс металл

Вопрос 2. Смесь двух металлов второй группы главной подгруппы растворили в воде. Один из металлов в воде не растворился. Элементы, образующие эти металлы, называют «элементами жизни». Какие это металлы?

Ответ на данный вопрос предполагает сравнение активности металлов (магния и кальция), а также их соединений. Если учащиеся не отвечают на поставленный вопрос, то ещё раз уточняется условие взаимодействия металла с водой (металл реагирует с водой, образуя растворимое основание и водород).

Учитывая, что кальций при обычных условиях взаимодействует с водой с образованием малорастворимого гидроксида, а магний с холодной водой не реагирует, учащиеся приходят к выводу, что в воде не растворился магний.

Вопрос 3. новый цинковый бак, в котором приготовили раствор медного купороса для опрыскивания растений, вскоре прохудился. Объясните причину разрушения стенок бака.

Вопрос 4. Для тепловозов, имеющих двигатели с чугунным и стальными блоками, в системе охлаждения используется вода с рН=11/12,а для дизельных поездов, имеющих двигатели с алюминиевыми баками, вода с рН=7/8. Чем это вызвано?

Вопрос 5. Почему алюминиевую посуду нельзя мыть содой?

При поиске на последние три вопроса учащимся необходимо найти решение путём выявления противоречия в содержании. Для наглядности и лучшего понимания вопросы иллюстрированы схемами-рисунками.

При ответе на 3-й вопрос учащиеся сравнивают активность металлов в электрохимическом ряду напряжений и делают вывод о протекании реакции замещения более активным металлом (Zn) менее активного (Cu) в растворимой соли, вследствие чего происходит разрушение стенок бака.

https://www.youtube.com/watch?v=HmceXyVJDtQu0026t=26s

При ответе на 4-ый вопрос необходимо учесть наличие разной среды растворов, а также проявление отдельными металлами свойств амфотерности.

При затруднении на этот вопрос учитель обращает внимание учащихся на стенд, на котором изображена шкала значений pH и ее соответствие среде раствора.

Анализируя значения pH, учащиеся делают вывод о невозможности нахождения алюминия в щелочной среде раствора, т.к. в этом случае будет протекать его взаимодействие со щелочью.

Ответ на 5-ый вопрос вытекает из предыдущего ответа. Учитывая, что алюминий и его соединения (оксидная пленка на поверхности металла) проявляют амфотерные свойства, а среда щелочная (устанавливают при рассмотрении реакции гидролиза), учащиеся делают вывод, что алюминиевую посуду мыть содой нельзя.

Вопрос 6. Какие из предложенных солей подвергаются гидролизу: хлорид натрия, хлорид магния, карбонат калия? Определите среду раствора соли.

Данный вопрос направлен на идентификацию среды раствора, образованной в результате гидролиза соли. Учащиеся демонстрируют знание процесса гидролиза и объясняют образование среды раствора солей.

  1. Проблемно-поисковый этап
  2. УЧИТЕЛЬ.
  3. Должны мы на уроке истину установить,
  4. При этом формулы, законы не забыть
  5. Эксперимент с начало проведем,
  6. Подумаем, помыслим и теорию учтём.
  7. Дерзая, споря, новое откроем
  8. И постепенно нужное усвоим.

Сообщаю, что необходимо провести исследование, предоставляется возможность самостоятельного приобретения знаний. Ученики класса разбиты на творческие группы, каждая из которых получает задание и необходимые реактивы для проведения эксперимента.

Учащиеся, получив задание, осмысливают содержание и последовательность его выполнения. В исследовании каждой из групп учителем созданы проблемные ситуации: противоречия теоретического материала и практически полученного в эксперименте результата.

Ученики в процессе работы заполняют протокол исследования (табл.)

Протокол исследования

Описание опыта Наблюдения Гипотеза Проверка гипотезы. Уравнения реакции Алгоритм протекания реакции

Работа 1-ой группы

Цель исследования: Изучение протекания химических реакций при взаимодействии щелочных металлов с растворами солей.

Опыт 1. В растворах хлоридов магния и железа осторожно помещают кусочек лития. Наблюдения заносят в протокол (бурно выделяется газ, выпадают осадки белого и бурого цвета).

Опыт 2. В раствор хлорида меди (2) помещают кусочек лития. Заносят наблюдения в протокол (выпадает осадок черного цвета).

Учащиеся предполагают (ошибочно) вытеснение активным металлом более слабого металла из его соли. Но практически проведенный эксперимент свидетельствуют о выделении газа и выпадении осадка. Учащиеся формулируют проблемный вопрос, выдвигают гипотезы для его решения и доказывают их.

Если выдвижение гипотезы о протекании реакции вызвало затруднение, то учитель обращает внимание учащихся на цвет осадков, их соответствие определенным соединениям и способам получения. При дальнейшем затруднении учащимся напоминают, что щелочной металл попадает в раствор, поэтому и происходит выделение газа.

Согласно доказанному в 1-ом опыте алгоритму взаимодействия щелочного металла с раствором соли, во 2–м опыте должен образоваться осадок гидроксида меди (2) синего цвета. Вновь создана ситуация противоречия, в которой учащиеся находят решение.

Обобщают полученные результаты, формулируют выводы, конструируют алгоритм протекания химической реакции.

  • При взаимодействии щелочных металлов с растворами солей протекают реакции:
  • взаимодействие щелочного металла и воды с образованием щелочи и водорода.
  • Взаимодействие щелочи и раствора соли с образованием другой соли и другого основания.
  • К предложенному алгоритму во 2-ом опыте добавится реакция разложения нерастворимого основания.
  • Работа 2-ой группы:
  • Цель исследования: Изучить взаимодействие щелочноземельных металлов с растворами солей.

Опыт 1. В раствор хлорида алюминия поместите небольшое количество магния. В результате проведенного эксперимента происходит растворение магния, которое сопровождается бурным выделением бесцветного газа. Наблюдения учащиеся записывают в протокол.

Опыт 2. В раствор хлорида магния поместите небольшое количество магния. Учащиеся записывают наблюдения в протокол исследования(растворение магния в растворе своей соли и выделение газа).

На первом этапе урока при поиске ответа на 2 вопрос учащиеся теоретически доказали нерастворимость магния в воде. Создана ситуация противоречия теории и практики. Согласно теории протекает вытеснение активным металлом более слабого из раствора его соли с образованием металлического осадка.

Проведенный эксперимент свидетельствует о растворении магния и бурном выделении газа. Если выдвижение гипотезы учащимися вызывает затруднение, то я обращаю внимание на способность солей подвергаться гидролизу.

Активные действия с объектом изучения приводят учащихся к выявлению характера противоречия теории и практики, они формулируют проблему и выдвигают гипотезы для ее решения. Обобщают полученные результаты и формулируют выводы.

  1. Металл + раствор соли?
  2. 1.М + Н2О= реакция не протекает
  3. 2.растворимая соль + Н2О = гидролиз
  4. 3. М + кислот(среда раствора соли) = соль + Н2
  5. Взаимодействие магния с растворами солей подчиняется алгоритму:
  6. растворимые соли, образованные слабым основанием и сильной кислотой, подвергаются гидролизу по катиону с образованием кислой среды;
  7. кислота, полученная в результате гидролиза соли, действует на металл, образуя соль и водород.
  8. Работа 3-ой группы:
  9. Цель исследования: изучить протекание химических реакций при действии алюминия на растворы солей.

Опыт 1. В раствор карбоната натрия опустите гранулу алюминия. Выпадает белый осадок и выделяется газ. (наблюдения учащиеся заносят в протокол).

Опыт 2. В раствор хлорида меди (2) поместите гранулу алюминия. В результате эксперимента выделяется бесцветный газ и большой объем порошкообразной меди на поверхности алюминия.

Опыт 3. В раствор нитрата меди (2) поместите гранулу алюминия. Учащиеся фиксируют отсутствие видимых признаков реакции.

Данное исследование предполагает выяснение учащимися противоречия в образовании различных продуктов реакций в результате взаимодействия алюминия с солями и способности растворения оксидной пленки в различной среде раствора.

При затруднении выдвижения гипотезы, я обращаю их внимание на природу соли и возможность протекания гидролиза.

Учащиеся совершенствуют исследовательские навыки, обобщают полученные результаты проведенного эксперимента, выдвигают гипотезы растворения оксидной пленки алюминия в различных средах растворов солей и взаимодействия металла в данных условиях.

  • Учащиеся формулируют выводы и конструируют алгоритм взаимодействия алюминия с растворами солей:
  • гидролиз солей, образованных слабым основанием или слабой кислотой, с образованием кислой или щелочной среды;
  • оксидная пленка на поверхности алюминия растворяется (щелочью или соляной кислотой) в среде, образованной в результате гидролиза соли (азотной кислотой пленка на поверхности алюминия не разрушается);
  • взаимодействие алюминия с водой и средой раствора соли.
  • Работа 4-ой группы:
  • Цель исследования: Изучить протекание химических реакций при действии металлов побочных подгрупп на растворы солей.

Опыт 1. В раствор сульфата меди(2) опустите железные стружки. Учащиеся фиксируют выделение меди на поверхности железа.

Опыт 2. В раствор хлорида железа (2) поместите небольшое количество меди. В результате эксперимента происходит растворение меди.

Опыт 3.В раствор нитрата серебра поместите небольшое количество меди. В результате эксперимента происходит осаждение серебра на медной проволоке.

Результаты первого опыта подтверждают вытеснение активным металлом более слабого из раствора его соли. Результаты второго и третьего опытов свидетельствует о протекании реакции между слабым металлом и раствором соли.

Учащиеся группы должны выявить противоречие проведенных опытов и найти решение в создавшейся ситуации. При затруднении учащихся в выдвижении гипотез обращаю внимание на способность железа иметь различные степени окисления.

Проведя качественный анализ продуктов реакции, учащиеся выдвигают гипотезу, проверяют ее истину.

  1. 1. М (сильнее) + растворимая соль = другая соль + другой М
  2. 2. М (слабее) + растворимая соль = другая соль + другая соль (реакция возможна, если
  3. +3 +2 +2 +1
  4. Fе = Fе или Сu = Сu)
  5. Учащиеся формулируют выводы:
  6. более активный металл вытесняет менее активный из раствора его соли с образованием другого металла и другой соли;
  7. взаимодействие менее активного металла с раствором соли, возможно, если металл в соли восстанавливается до промежуточной степени окисления.
  8. Этап рефлексии (презентация полученных результатов)
  9. Учащиеся докладывают о достижении поставленных целей, обмениваются с другими учащимися результатами выполненного исследования, развивая тем самым умения публичного выступления.
  10. Отчет групп учащихся поддерживается мультимедийной презентацией проведенного исследования.
  11. Подведение итогов:

Результатом данного урока является наличие положительного мотива к исследовательской деятельности. Учащиеся пробовали свои силы в решении проблемных вопросов и убедились, что могут их решить. Успешное достижений целей учащимися открывает перспективу для их исследовательской деятельности во внеурочное время.

Домашнее задание:

Повторить как реагируют металлы с растворами солей

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/42637-konspekt-urokaissledovanija-po-himii-v-11-kl

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Станок