Дпи на металле это

Современный интерьер трудно представить без предметов декора, выполненных из металла. Это чеканные картины и литые скульптуры, кованные изделия и украшенные инкрустацией предметы. 

Над изготовлением металлических изделий работают мастера, которые используют все многообразие приемов обработки металлов. На сегодняшний день существует несколько основных способов художественной обработки металлов, среди которых можно назвать следующие:

  • Чеканка ( выколотка) — представляет собой особый способ обработки металлов надавливанием и нажатием специальными инструментами, имеющими концы различного размера и формы. Как правило, эти инструменты имеют вид металлических стержней с разными выступами — боями.

Чеканное изображение может получиться плоскорельефным, рельефным или объемным. Чеканка на металле выполняется двумя основными способами: выколачивается на готовой матрице и на смоляных резиновых, свинцовых или деревянных подушках киянкой или круглым молотком.

Второй способ заключается в надавливании и нажатии специальными стержнями — боями, которые называются пуасонами и чеканами.

Дпи на металле этоЧеканка на металле

  • Канфарение — одна из разновидностей пуасонной чеканки, в процессе изготовления которой изображение наносится способом выколачивания зернистой фактуры на поверхности металлического листа или изделия из металла.

Дпи на металле этоКанфарение

  • Инкрустация ( насечка) — используется для украшения изделий изображениями или  орнаментами, выполненными из различных видов материалов: драгоценных металлов ( золота и серебра), цветных металлов ( бронзы, меди, олова) на поверхности из дерева, кости, рога, янтаря или перламутра.

Дпи на металле этоБроши — инкрустация в технике дамаскин.

В процессе выполнения насечки рисунок наносится на поверхность изделия с помощью штихелей, которыми делаются углубления. Далее изготавливают отдельные детали для инкрустирования и вставляют их в заранее определенные места.

Дпи на металле этоИнкрустация по металлу

  • Скань — один из особых видов художественной обработки металлов, в процессе которого мастер скручивает тонкие проволочки или металлические нити = так называемую веревочку. Далее отдельные фрагменты соединяют друг с другом способом пайки. Прием  изготовления изделий, в которых узор из скани набран на металлическую основу, называется филигранью.

Дпи на металле этоФилигрань

Скань может быть как скрученной из отдельных металлических нитей, так и гладкой проволочки, которой посредством вальцовки придают плоскую форму. Чаще всего скань делают из меди или серебра, гораздо реже применяют золото в виду его высокой стоимости.

Дпи на металле этоСкань

  • Эмаль ( финифть) — специальное стеклообразное цветное покрытие, которое наносится на металлическую поверхность в холодном или горячем виде. При холодном способе изготовления эмали краски наносят с помощью кисточки или специального распылителя и оставляют до полного высыхания.

Дпи на металле этоКомплект украшений выполнен в технике финифть

На горячие эмали рисунок наносится пастой с помощью шпателя. Далее изделия просушивают, а затем подвергают процедуре обжига. Это позволяет придать эмалевому покрытию гладкость, блеск и прочность.

Дпи на металле этоКомплект «Метелица» ( финифть)

Эмали различаются по уровню светопроницаемости: они могут быть прозрачными, полупрозрачными и глухими, то есть окрашенными в чистые однотонные цвета.

Дпи на металле этоЖивопись по эмали

  • Выемчатая эмаль — вид художественной обработки металлических изделий, в процессе которой растолченная в порошок эмаль смешивается с водой и этой пластичной массой заполняются фигурные выемки и углубления, нанесенные на поверхность металла.

Далее изделие обжигается при высокой температуре, а затем затвердевшую эмаль шлифуют до тех пор, пока ее слой не сравняется с уровнем поверхности металла. Таким образом получаются изделия удивительной красоты, выемки и узоры на которых заполнены участками цветной эмали.

Выемчатая эмаль

  • Эмаль по скани — внутренние ячейки орнаментов, образованных переплетением проволочек или металлических нитей, заполняют эмалевой массой различных цветов. После обжига образуется твердая и гладкая поверхность эмали, на которой выделяется рельефный контур из скани.

Эмаль по скани

  • Перегородчатая эмаль — на металлическом основании — пластине со слегка загнутыми краями припаивают тонкие перегородки из металлической проволоки. Затем контурные ячейки. образующие узоры или рисунки, заполняют эмалевой массой разных цветов.

После процесса обжига и тщательного шлифования пластины получается цветное изображение, ограниченное узкими полосками металлических перегородок, которые находятся в одной плоскости с эмалевой поверхностью.

Для изготовления изделий в технике перегородчатой эмали чаще всего применялось золото, в результате чего получались удивительно красивые и роскошные украшения и дорогостоящие предметы декора интерьера.

Перегородчатая эмаль

  • Ажурная эмаль — с помощью лобзика из металлического листа выпиливают ажурные элементы. Далее шабером тщательно зачищают места пропилов и выполняют набор сканного ажура. Данная техника имеет также другие названия — оконная или витражная эмаль.

Ажурная ( витражная) эмаль

Затем ячейки и промежутки между перегородками заполняются прозрачной, слабо окрашенной эмалью. Прозрачной, чистой эмалью покрывают и изображения, выгравированные на металле. В результате обжига эмаль образует на поверхности металлического изделия красивую прозрачную пленку.

Ажурная эмаль

  • Эмаль по рельефу — на чеканную металлическую поверхность наносят мелкую гравировку, которая помогает закрепить эмаль. Далее изделие покрывают слоем эмали и обжигают.

Выемчатая лиможская эмаль ( эмаль по рельефу).

  • Роспись по эмали — изображение наносят на глухую эмаль различных цветов. Для росписи портретов, создания сюжетных композиций и изготовления орнаментов применяют живописную эмаль или специальные красители для керамики. Краски смешиваются с маслянистыми веществами — лавандовым маслом или скипидаром. В процессе повторного обжига роспись закрепляется, а положенные краски сливаются с грунтом. Благодаря этому получается красочное многоцветное изображение.

Роспись по эмали ( финифть).

  • Чернь — данная техника художественной обработки металлов состоит в нанесении или наплавлении черневого сплава на гравированную поверхность пластины из серебра. Черневой сплав состоит из сернистого соединения меди, свинца, серебра или других металлов. Сплав наносится в измельченном виде, после чего изделие обжигают. Чернь расплавляется, и все углубления на поверхности изделия заполняются.

Чернь на серебре

  • Литье — весьма популярная техника обработки различных металлов, для выполнения которой используются чугун, бронза, алюминий и цинковые сплавы. Литье также широко  применяется в ювелирных работах, где используется золото или серебро.

Цельные  изделия или детали формуют различными способами: отливкой в одностороннюю или двустороннюю песочную форму с применением опок, заполняемых формовочной смесью. Для изготовления сложных моделей используются цельные песчаные формы.

Литое изделие

В другом случае применяют способ кусковой формовки, при которой литейную форму получают из нескольких составных частей. Для образования пустотелых отливок в разъемную форму вкладывают песчаные болванки или используют способ литья с выплескиванием  металла на стенки формы. В процессе изготовления ювелирных изделий практикуется литье под давлением.

Литье

  • Штамповка — способ художественной обработки металла под давлением, который заключается в определенной пластической деформации заготовки в штамповочной форме. С помощью метода штампования производят плоские заготовки из металлического листа, вытягивают или выгибают объемные детали, а также способом тиснения выполняют рельефные изображения.

Штампованные изделия из металла

  • Давильные работы — применяются для вытягивания объемных пустотелых изделий концентрической формы на вращающейся болванке. Цельную или разъемную болванку в форме будущего  изделия закрепляют в патроне токарного станка, а металлическую заготовку устанавливают между задней бабкой станка и внешним торцом болванки. При постепенном вращении шпинделя мастер с помощью стального стержня, имеющего овальный наконечник, крепко прижимает заготовку к болванке, и таким образом придает изделию заранее продуманную форму.

Давильные работы ( образец изделия).

  • Накатка — это способ нанесения изображения или нужной фактуры на изделие концентрической формы. На поверхности стального колесика выгравирован заданный рисунок или орнамент, который при вращении оставляет рельефный узор на поверхности заготовки, закрепленной в патроне токарного станка.

Токарная накатка — рифление

  • Ковка — особый вид обработки металлов, в процессе которого металл разогревают и размягчают, а далее придают ему необходимую форму. Процесс ковки можно разделить на несколько отдельных операций: вытягивание, укорачивание, расплющивание, загибание, закручивание и прессовка ( используется для изготовление сложных  изделий с  применением пресс — формы).

Кованые ворота

  • Травление — способ снятия поверхностного слоя металла с помощью специальных химических составов — кислот и щелочей. Это помогает обезжирить изделия перед пайкой и нанесением гальванического покрытия, а также служит для удаления окалины. Посредством процедуры глубокого травления выполняют плоскорельефные  изображения.

Многослойное травление металла

  • Гальванопластика — прием изготовления металлических изделий электролитическим способом из цинка, чистой меди и серебра. В раствор электролита помещаются формы из гипса, воска или графита, а далее под действием электрического тока происходит процесс наращивания металла для придания изделию нужных очертаний.

Изделие по мотивам картины » Охотники на привале» ( гальванопластика).

  • Монтировка — процесс сборки металлических изделий из отдельных деталей или элементов. Для сборки цельного изделия из деталей используется сварка, пайка, закатка или обжим на токарном станке. При изготовлении ювелирных украшений для соединения драгоценных камней с металлической основой изделия используется несколько различных видов крепления:

1) Камень прочно закрепляется гладким металлическим ободком.

Камень в прочном металлическом ободке

2) Боковые скошенные части камня захватывают остроконечными зубчиками.

Драгоценный камень в изделии закреплен с помощью зубчиков.

3) Камень приклеивают к поверхности драгоценного металла, обработанной штихелем.

Камень приклеен к металлической основе

  • Отделка изделий — данный способ обработки металла состоит в полировке его поверхности и покрытии тонким слоем более прочного и стойкого металла. Зачастую для этих целей применяют хром, медь, никель, а также серебро и золото. С целью придания изделию большей декоративности, на поверхность металла можно наносить покрытия любого оттенка.
Читайте также:  Норма расход отрезных кругов по металлу

Позолоченные ювелирные изделия

Таким образом, мы рассмотрели всевозможные способы художественной обработки металлов, которые позволяют мастерам делать уникальные украшения и предметы дизайна интерьера. На сегодняшний день новые технологии позволяют облегчить многие виды работ, а также делать большинство операций гораздо быстрее, чем в прежние времена.

Декоративные изделия из металла, поделки своими руками из металлолома, сувениры из железа

У владельцев гаражей и дачных сараев часто возникает вопрос, что делать с металлоломом, накопившимся внутри и вокруг помещений. Декоративно-прикладное искусство является древнейшим видом народного творчества.

Изделия из металла всегда занимали одно из главных мест в этой сфере человеческой деятельности. Освоив один из видов мастерства народных умельцев, можно решить многие вопросы, связанные с металлическими отходами.

Виды художественной обработки металла

В наше время люди стали забывать о том, что в далёком прошлом для того, чтобы выжить, нужно было не только умело пользоваться мечом и луком, но и быть хорошим мастером. Многое приходилось делать своими руками.

Что можно сделать из железа? Как и раньше человек не представляет своей жизни без изделий из металла. По-прежнему мы желаем иметь не только надёжные орудия труда, но и красивые. Здесь не обойтись без искусного мастера.

Однако любой из нас наделён самобытным мышлением и может стать художником. Просто надо решиться на это.

Любому началу предшествует выбор. Чтобы выбирать надо знать, какие варианты имеются. Художественная обработка металла — очень обширная область народного творчества. Вот основные виды этого древнего прикладного искусства:

  • Художественная ковка.
  • Чеканка и изготовление жестяной посуды.
  • Художественное литьё.
  • Ювелирное творчество.
  • Монументальное творчество.

Художественная обработка металла широко распространена на территории России. Село Павлово Нижегородской области ещё при Петре I славилось мастерством своих кузнецов. Филигранные изделия ярославских мастеров ювелирного дела до сих пор восхищают любителей украшений. А кто не знает о дагестанских и осетинских мастерах художественной чеканки! Тульское литьё и неповторимые творения умельцев из Златоуста! Можно до бесконечности перечислять многочисленные центры такого искусства, отличающиеся удивительной самобытностью и чарующей взор неповторимостью.

Выбор очень обширный. Многие начинающие мастера стараются охватить необъятное, стараясь осваивать все виды сразу. Однако проверено временем, что лучше браться за что-то одно. Накопив достаточные навыки, можно пробовать новый вид искусства.

Самый лучший вариант — стать настоящим мастером в одной из вышеперечисленных сфер.

Кузнечное искусство

Профессия кузнеца — одна из самых древних. Это дело для настоящих мужчин, ведь для работы в кузнице нужно не только художественное чутьё, но и не дюжие физические данные. Кузнецы всегда были символом богатырской силы.

Что можно делать своими руками на продажу в кузнице. Вот перечисление некоторых широко востребованных кованных творений:

  • Решётки на окна и двери.
  • Отделка фасада дома.
  • Декоративные заборы и беседки.
  • Оградки на могилы.
  • Декоративные изделия для интерьера.

Это далеко не весь перечень того, что можно сотворить в хорошей кузнице. На одних подковах, при современном помешательстве людей на суевериях, можно жить безбедно. Но для кузнечного дела надо иметь кузницу, оборудованную всем необходимым. Само собой, это потребует значительных капиталовложений.

Все вложения непременно окупятся, если кузнечное дело освоить всерьёз.

Жестяное творчество

Наиболее распространённая и доступная область для поделок на продажу своими руками это, конечно же, чеканка.

Многие пробовали этот вид творчества, когда старались из фольги от конфеты состряпать маленькую картинку, выдавливая на ней нехитрый рисунок.

Для работ по жести понадобится специальный инструмент, но он намного дешевле кузнечного. К тому же многое можно сделать своими руками из старых инструментов, хранящихся в гараже.

Изделия из листового металла требуют дополнительных приспособлений. В частности, для отпуска металла нужна горелка. Это может быть паяльная лампа или переделанная для этой цели газовая плита.

Не обойтись в такой работе и без специальных резцов и чеканов.

Кроме всего этого, для обработки чеканок и других металлических творений, созданных в домашних условиях, необходимы химические реактивы для обработки поверхности и деревянные колодки для крепления самоделок.

Многие задаются вопросом, какую жесть или металл можно использовать для чеканок. Здесь выбор за мастером. Материал может быть самым разным: от жестяных банок до металлопрофиля.

Для наглядности простейшая схема изготовления чеканки из консервной банки.

Есть желание украсить декоративную раму для зеркала круглыми металлическими розетками? Для этого понадобится несколько консервных банок, ножницы по металлу, молоток, небольшая наковальня, лист толстой резины для подложки, трафарет рисунка узора, стек для выдавливания, чекан для декорирования фона. Для чеканки из тонкой жести круглый острый чекан можно сделать из простого гвоздя или отвёртки. Итак, схема работ:

  1. Вырезать из банок заготовки максимальных размеров.
  2. Выравнять на наковальне пластины заготовок.
  3. Нанести через трафарет рисунок выбранного узора или изображения.
  4. Продавить стеком линии выпуклых частей.
  5. Перевернуть заготовку и продавить самые низкие линии.
  6. Если необходимо выровнять фон, делать это нужно с помощью специального чекана. Острым чеканом можно сделать точечную насечку и так выровнять и выделить фон.
  7. Острыми плоскими чеканами выделить ярко выраженные грани орнамента. Также это можно делать точечной пробивкой остроконечным чеканом.
  8. Отшлифовать поверхность. Чаще всего для консервных банок этот пункт не актуален.
  9. Используя кислоту, можно зачернить часть розетки, что придаст ей дополнительную привлекательность.
  10. Обрезать лишний металл по краям и прикрепить украшение на раму зеркала.

Кроме чеканок из тонкого металла можно изготовить посуду, различные простейшие инструменты для сада и дачи.

Литьё и сварка

Когда ставится вопрос о декоративном литье, первое, что приходит на ум — это оловянные солдатики. Действительно, олово и свинец, очевидно, самые доступные виды материала для подобного творчества. Помимо солдатиков, можно отливать любые фигурки и успешно продавать на рынке.

Соорудив у себя на даче специальную печь, можно заняться литьём более занятных вещей из меди. Важное условие для этого — это соблюдение правил техники безопасности. В первую очередь следует помнить о пожарной безопасности, иначе выгодное предприятие может стать главным разорителем.

Когда речь идёт о литье, можно вспомнить о монументальном творчестве по металлу. Здесь без сварки не обходится практически ни один художник. Любая ненужная металлическая безделица может стать деталью будущей скульптуры в дачном дворе.

Сварка поделок из металла своими руками сегодня в модном топе. В наше время многие уделяют большое внимание оригинальности дизайнерских решений загородных усадеб. Авангардные скульптуры фигур самых немыслимых форм из металлолома могут стать отличным решением по выполнению подобных задач. Сварной шов сам по себе может служить отличным декором.

Само собой, для подобных работ понадобится сварочный аппарат и специальное снаряжение. Важно помнить, что расходный материал придётся покупать. Поэтому стоит посчитать расходы прежде, чем начинать заниматься этим видом творчества.

Стоит учесть, что литые и сваренные изделия неплохо гармонируют с деталями, изготовленными на токарном станке. Небольшие фигурки сказочной совы, зайчика или белочки пользуются хорошим спросом у любителей антиквариата.

Реализация металлических поделок

Главная цель создания кованных решёток с красивыми узорами, великолепной чеканки, изумительных оловянных солдатиков или необычной скульптуры из запчастей старого Запорожца — это заработок. Важно подумать о том, как продать свои творения.

В этом деле не обойтись без помощи рекламы. Интернет — лучшая рекламная площадка. Стоит поделиться со всеми знакомыми желанием продать свое творение, попросить их о помощи, чтобы они передали информациею своим друзьям. Есть специальные сайты для подобных объявлений. Наконец, можно воспользоваться услугами интернет-магазинов.

Но не стоит пренебрегать старым проверенным способом — пойти на рынок и постараться продать изделия собственноручно. Можно обратиться в местные коммерческие учреждения, специализирующиеся на продаже сувениров и художественной продукции. Важно помнить, что под лежачий камень вода не течёт. Поэтому, если хотите заработать, то не сдавайтесь и успех непременно придёт.

Изготавливать собственноручно что-то стоящее из ненужного — это не только интересное, но и довольно доходное дело. Оно способно улучшить не только настроение, но и материальное положение.

Виды художественной обработки металла

24 ноября 2013 года

Художественная обработка металлов была популярна еще в глубокой древности. После того как человечество научилось использовать металлические предметы в бытовых целях, появились украшения. Интерес к металлическим изделиям, которые способны украшать быть или служить в качестве личных украшений, не утрачен до сих пор. Все так же пользуются спросом чеканка, фигурное литье, ковка, гравировка и другие приемы.

Чеканка

Способность металлов к растяжению использовалась еще древними художниками. На металлах при помощи специальных инструментов чеканов выбивались красивые изображения. При помощи этой техники изготавливались сосуды для новгородского Софийского собора. Изделия выполненные при помощи чеканки отличаются тонкостью выполнения и легкими линиями.

Гравировка

Не менее древним искусством чеканка является и гравировка. Большой известностью пользуются изделия из бронзы, на которые были нанесены искусные узоры кавказскими художниками граверами еще в начале первого тысячелетия до нашей эры. Обычно это были боевые топоры и кинжалы для украшения, которых гравировались орнаменты и животные.

Читайте также:  Обработка твердых сплавов металла

В настоящее время существуют две техники гравировки: штриховая и обронная. При использовании штрихового способа на поверхности металла делают порезки в виде штрихов и контурных линий. При обронной резьбе выполняют рельеф, который состоит из выбранного углубленного фона с объемной обработкой изобразительных элементов.

Художественная ковка

Кузнечное дело получило распространение на Руси еще в 12 веке. Профессия кузнеца была настолько почитаемой, что считалось что мастера, работающие с металлом способны врачевать болезни и изгонять враждебных человеку существ. Сейчас кованые изделия ручной работы широко применяются в архитектуре, дизайне помещений и приусадебных участков.

Филигрань

Техника филиграни так же была известна еще в очень давние времена. Для создания ювелирных изделий тонкие нити из драгоценных или цветных металлов скручиваются и образуют веревочку, которая напоминает плотно уложенные в ряд зернышки. При помощи разных техник филиграни создаются ювелирные украшения: кольца, диадемы, серьги, превосходные предметы обихода: шкатулочки, вазочки, солонки.

Метллопластика – техника чем-то похожа на чеканку, но вместо ударов по чекану для создания изображения используется выдавливание. При этом для работы используются очень тонкие листы металла, до 0,5мм.

Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Гравюра на металле (фр. gravure от graver — вырезать, создавать рельеф) — вид графического искусства. Гравюры на металле существуют ручные, электромеханические, лазерные. Известны гравюры также на камне, мечах, наконечниках стрел.

Термин «гравюра» включает в себя все способы ручной обработки  деревянных, металлических или каменных поверхностей для печатания  оттисков.

Процесс представляет собой создание формованных выемок на металле и камне и получение узора таким образом.

Виды гравюры:

  • Выпуклая гравюра — гравюра на дереве, или ксилография, гравюра на линолеуме и рельефная гравюра на металле;
  • Углубленная гравюра — все другие разновидности гравюры на металле;
  • Плоская гравюра — литография и ее разновидности.

Поскольку ответ на вопрос ограничивается только гравюрой на металле и механическим нанесением рисунка на собственно металл, рассматривать здесь я буду только это. Развернутую статью о гравюре, видах и техниках сделаю позже и в другом месте.

С преферансом  и профурсетками иллюстрациями.

Механические способы создания печатной формы:

  • резцовая гравюра,
  • «сухая игла»,
  • меццо-тинто
  • пунктир пунсонами или рулеткой

Химические способы нанесения рисунка (травлением изображения кислотой):

  • офорт,
  • «мягкий лак»,
  • лавис,
  • пунктир, полученный травлением
  • акватинта
  • карандашная манера, резерваж и разные технические приемы современных художников, которые часто называются смешанной техникой

Механика

Углубленная гравюра:

Резцовая гравюра — появилась в первой четверти 15 века. Первая датированная гравюра резцом  относится к 1446 году — «Бичевание Христа», выполненная неизвестным немецким мастером.

Процесс гравирования резцовой гравюры заключается в том, что штихелем (резцом), представляющим собой чаще всего четырехгранный стальной стержень с косо заточенным концом, имеющим сечение в виде ромба, вставленным в специальную грибовидную ручку, — вырезают штрихи рисунка на гладко отполированной поверхности металла. Для этого обычно употребляется медная пластинка толщиной 2-3 мм. Кроме меди, для этой цели могут быть использованы латунь или сталь.

Гравер создает изображение комбинациями параллельных и перекрещивающихся линий и точек, врезанных в толщу металла. При печати они заполняются краской.

Для этого всю доску набивают тампоном краской и затем стирают накрахмаленной марлей. Краска при этом остается только в углублениях.

Притиснутая к печатной форме валами металлографского станка, увлажненная бумага принимает на себя краску из этих углублений.

Этот способ позволяет работать только комбинациями чистых линий. Гравюра резцом дает до 1000 оттисков.

Для повышения тиражности можно награвированную медную пластину осталивать гальванопластическим способом. Гравюра на стали выдерживает несколько десятков тысяч экземпляров. Иногда для увеличения тиража изготавливали гальванокопии с оригинальной печатной формы, и печать производили с нескольких одинаковых печатных форм.

Резцовая гравюра характерна большим  физическим напряжением мастера при работе: стальной штихель с усилием преодолевает сопротивление металлической пластины.

Экономия усилий заставляет гравера стремиться к строжайшей дисциплине штриховки, пользоваться системами параллельных линий, которые как бы штрихуют, оттушевывают пластику изображенных фигур.

Но кроме  законченности, отчеканенности формы само физическое напряжение при работе как бы переходит в  пластическое напряжение образа.

И в результате сама манера гравирования, сама технология определяет и ограничивает образную специфику резцовой  гравюры: она всегда стремится создать образ,  характерный физической активностью, пластической энергией, образ человека действующего. Вероятно поэтому наивысшие достижения резцовой гравюры относятся к эпохе Возрождения (А.Мантенья, А.Дюрер). Сам характер ренессансного искусства близок к такому пониманию образа человека.

Сухая игла — Медная или цинковая  доска процарапывается  непосредственно офортной иглой, без  покрытия лаком и без травления. При печати краска застревает в царапинах и заусеницах («барбах»).   Благодаря тому, что линии при гравировании иглой часто неглубокие, а барбы при стирании краски и давлении при печати сминаются, тираж такой гравюры невелик — до 100 оттисков.

Отличительной особенностью оттисков с гравированной таким образом формы является «мягкость» штриха: используемые гравером иглы оставляют на металле углублённые борозды с поднятыми заусенцами — барбами. Штрихи также имеют тонкое начало и окончание, поскольку процарапаны острой иглой. Эти барбы задерживают краску, когда ее наносят на форму, чем создается особый эффект на оттиске.

Особой популярностью техника сухой иглы пользовалась в XVII веке. Часто эта техника применялась в сочетании с офортом для достижения богатства тональных оттенков (Рембрандт широко использовал возможности сухой иглы). Ею пользовались А. Дюрер, Рембрандт, Ф. Ропс, Дж. М. Уистлер и др.; из советских мастеров — Г. С. Верейский, Д. И. Митрохин.

Меццо-тинто, или черная манера. В этой технике гравюра впервые была выполнена в 1642 году.

 Изобретателем данной техники является работавший в Касселе (Германия) голландский художник-самоучка Людвиг фон Зиген.

 Специальным инструментом —  «качалкой» на доску наносятся многочисленные углубления так, что она приобретает равномерную  шероховатость, и при печати  получается густой, бархатистый тон.

Качалка представляет собой стальную пластину с закругленной нижней стороной, на которой нанесены мелкие зубцы. Пластина эта укреплена в ручке, и весь инструмент похож на широкую короткую стамеску с дугообразным лезвием.

Нажимая зубцами на поверхность металла и покачивая инструментом из стороны в сторону, проходят в разных направлениях по всей поверхности пластины до тех пор, пока будущая печатная форма не покроется частыми и равномерными зазубринками. Если такую доску набить краской, то при печати она даст ровный бархатистый черный тон.

Дальнейшая обработка доски состоит в том, что гладилкой (стальной стержень со скругленным ложкообразным концом) выглаживают зернение доски на светлых местах рисунка.

Полностью выглаженные, не имеющие шероховатостей места не задержат краску и при печати дадут в оттиске белый тон, там, где зернение доски немного сглажено, будет серый тон, а места, не тронутые гладилкой, дадут черный тон. Таким образом создается тоновое изображение.

Доски, награвированные способом меццо-тинто, при печати дают всего 60-80 полноценных оттисков. При дальнейшем тиражировании шероховатости печатной формы быстро сглаживаются и изображение становится серым, контрастность его снижается. Общее число оттисков — до 200.

Рисунок на подготовленной таким образом доске выглаживается и отшлифовывается «гладилкой», причем чем сильнее выглаживается доска, тем слабее пристает к ней краска, и в оттиске эти места оказываются более светлыми.

Основным принципиальным отличием от других манер офорта является не создание системы углублений — штрихов и точек, а выглаживание светлых мест на зернёной доске. Эффекты, достигаемые меццо-тинто, невозможно получить другими «тоновыми» манерами. Иначе говоря, требуемое в оттиске изображение создаётся за счёт разной градации светлых участков на чёрном фоне.

Меццо-тинто передает тональные переходы от густо-черного до белого.

Персоналии: Ричард Ирлом, Мауриц Корнелис Эшер, Иоганн Питер Пихлер, Жан Франсуа Жанине, Джон Фарбер (старший).

Пунктир пунсоном, рулеткой. Как самостоятельная техника появилась в Англии во второй половине XVIII века. Рисунок, состоящий из комбинации сгущенных или разреженных точек, наносится на покрытую лаком доску специальными иглами и рулетками, затем доска протравливается. Иногда лак и травление не используются: рисунок выбивается специальными пуансонами.

Пунсон — стальной стержень, имеющий с одной стороны коническое острие. Противоположный же конец тупой, и по нему ударяют гравировальным молотком. Пунсон врезается в поверхность металла и оставляет углубление, дающее при печати черную точку. Из сочетания таких точек, то плотно расположенных в темных местах, то редко в светлых, получается изображение.

Рулетки — различной формы колесики с зубцами, укрепленные на ручке. Такими колесиками наносят целую полоску из точек-углублений.

Матуар — инструмент для гравирования на металле. Имеет вид стального пестика с шаровидным или булавовидным утолщением с шипами, которыми наносятся на гравировальную доску углубления (точки и чёрточки).

Стипль — инструмент для гравирования на металле пунктирной манерой.

Имеет вид стального резца с круто загнутым концом, оставляющего на поверхности металла точки треугольной формы или короткие угловатые штрихи. Системой точек, полученных при работе С.

, достигается особенно мягкая, живописная проработка листа. Школой стипля часто называют школу английских гравёров 18 в., работавших в пунктирной манере.

Гравюры, исполненные в пунктирной технике, отличаются мягкостью и нежностью светотеневых градаций. Техника пунктирной манеры известна с конца 15 в., а получила распространение в 18 в. (Ф. Бартолоцци, Т. Бёрк, У. Райленд — в Англии; Г. И. Скородумов — в России)

Особым видом пунктирной манеры является карандашная манера, изобретенная в середине XVIII века. Штрих в этой технике состоит из отдельных точек, протравленных в металле, имитирующих след мелового карандаша или сангины. Гравюра пунктирной манерой дает около 500 оттисков.

Читайте также:  Средство защиты от тяжелых металлов

Художественная обработка металла

Содержание статьи:

Художественная обработка металла — древнее мастерство, которое не теряет своей популярности. Более того, из-за широкой автоматизации производства такой способ получил новую жизнь, стал более ценным и редким.

Выбирают его, как правило, те, кто ценит ручной труд и уникальность изделий, их привлекательный вид и оригинальность.

В этой статье подробнее разберемся с тем, что такое художественная обработка металла, какие ее виды существуют, какое оборудование используется и др.

Какие металлы используются

Чтобы работа получилась безукоризненной, ее должен выполнять мастер. Опытный человек понимает особенности металлов, их основные характеристики и др. Также он знает, какие материалы подходят для художественной обработки. Среди них:

  • Медь. Этот материал имеет легкий красноватый оттенок, легко обрабатывается и не боится коррозии. Его основные характеристики — повышенная электро-, теплопроводность, пластичность. Благодаря им он широко используется при производстве сувениров, в том числе методом художественной обработки.
  • Сталь с высоким содержанием углерода. Такой материал твердый и внутренне упругий. Он легко режется. При нагревании его можно деформировать так, как надо мастеру.
  • Цинк. Светлый металл с небольшой синевой. Художники используют его для литья небольших скульптур, а также для получения рисунков.
  • Бронза, латунь. В основе этих сплавов находится медь. Их используют для чеканки и инкрустирования изделий.
  • Свинец. В промышленной среде его используют в качестве компонента легкоплавких сплавов, которые подходят для декора.

Выбор сырья зависит от того, какую работу планируется выполнять и какой результат следует получить. Проконсультироваться по этому вопросу можно у мастеров. Специалисты расскажут основные принципы работы с тем или иным материалом, подберут вариант, подходящий для вашего случая.

Характеристики металлов

Работа мастера требует определенных знаний относительно металлов, с которыми он работает. Качества, присущие сырью:

  • Упругость. При отсутствии влияния металлы восстанавливают форму и объем. В наибольшей степени это касается некоторых видов стали.
  • Хрупкость. Если говорить простым языком, речь идет о способности сырья к саморазрушению. Это происходит при внешнем механическом воздействии. Например, перекаленный чугун, бронза, сталь легко рассыпаются на отдельные части.
  • Плавкость. При повышении температуры сырье способно менять свое состояние с твердого до жидкого. Эта особенность используется в создании многих изделий из металла.

Эти знания помогают работать еще более качественно, выпускать произведения искусства. Оперировать ими должен каждый мастер, который работает с сырьем.

Виды обработки

Описываемый вид работы представляет собой набор технологических операций, которые меняют физическое состояние материалов. Этот способ имеет серьезные отличия от промышленного производства. Выполненные с его помощью изделия обладают большей индивидуальностью.

Основные способы художественной обработки:

Чеканка

Этот способ подразумевает создание рельефного изображения, без изменения толщины металла.

Во время работы мастер нажимает на подготовленную поверхность специальными инструментами, с концами разной формы и разных размеров.

Как правило, эти инструменты представляют собой металлические стержни с разными боями (выступами). Многочисленные, точно выверенные удары образуют рисунок, который смотрится красиво и цельно.

Металлопластика

Этот способ художественной обработки похож на чеканку, однако имеет несколько отличий. Для него используются менее толстые металлические листы, как правило, фольга не более 0,5 мм толщины. Для чеканки выбирают фольгу 0,5-1,5 мм.

Металлопластика предполагает использование других основных инструментов, нежели чеканка. В целом эта технология больше похожа на лепку, за счет плавных, аккуратных линий.

Что же касается чеканки, то в ней предусмотрены более ощутимые деформации. Из-за этого в работе могут возникать дефекты: шероховатость, наличие перекосов и др.

Однако это как раз и есть то, что выделяет ручной труд от серийного производства, делает изделия уникальными.

Металлопластика берет свое начало в средние века. Изделия, сделанные этим способом, стали модны в начале XX века. В свет выходили иконостасы, рамы и другие предметы. Сейчас этот способ вновь востребован. Его выбирают ценители красивых, уникальных вещей.

Гравировка

Гравировка — еще один способ художественной обработки металлических предметов. Мастер наносит рисунок на заготовку, работает резцом. По виду гравировка бывает плоскостной, а также обронной. Первая представляет собой двухмерный вариант, с обработкой поверхности. Обронный способ подходит для создания рельефа в трехмерной проекции.

Более частой считается гравировка плоскостного типа. С ее помощью получают аккуратные надписи, контурные рисунки, узоры и др. Иногда линии прорезаются особенно глубоко, а затем их заполняют специальным веществом. Благодаря этому получаются необычные изображения, выделяющиеся на фоне изделия.

Ковка

Популярный способ художественной обработки. В ходе него используется предварительно полученная заготовка, которая искусственно деформируется с помощью кузнечных молотов. По виду ковка делится на горячую, холодную. Надо сказать, что первая является более популярной, поскольку подходит для обработки малоуглеродистой стали.

Холодная ковка хорошо подходит для драгоценного сырья. Золото, медь, серебро охотно меняют свою форму, увеличивают плотность. Сам этот процесс получил название нагартовки. За ним следует отжиг, который сопровождается рекристаллизацией.

Травление

Травление считают подвидом гравировки. В ходе него изделие из металла покрывают воском или смолой, далее процарапывают изображение, надпись или задуманный декор. После этого изделие помещают в щелочной или кислотный раствор. Под влиянием этих составов рисунки проявляются, а сама поверхность становится более тусклой.

Если заглянуть в историю, то там отмечают, что травление часто использовали при изготовлении кубков. Способ стал популярным в XVI веке. Его активно применяли благодаря оригинальности. Он хорошо подходил для искусственного состаривания изделия, наделения его духом старины.

Литье

Один из древнейших способов обработки металла. В ходе него расплавленный материал помещается в специальные формы. Методом литья получают сложно выполненные, элегантные изделия. К особенностям этого способа можно отнести точность передачи самых мелких деталей.

Если нужно получить особо сложные, многогранные композиции, мастера готовят не одну, а несколько специальных форм, которые впоследствии соединяются между собой. Для выплавки выбирают исключительно профессиональные печи. Готовую работу остужают, зачищают и шлифуют. После этого она готова к дальнейшему использованию.

Филигрань

Этот способ часто используют ювелиры. Филигрань представляет собой исключительно ручной труд, выполняемый с применением специальных инструментов. По виду филигрань делится на несколько подвидов.

Она может быть рельефной, объемной, ажурной и др. Тиражирование филигранных изделий происходит с помощью гальванопластики или литья. Штампы могут использоваться исключительно для фоновой филиграни.

Эмалирование художественное

Этот способ подразумевает смешивание двух разных материалов — стекла, металла. Готовое изделие не теряет прочности, однако становится более стойким к химическим веществам, приобретает красивый блеск.

Сам процесс эмалирования происходит в несколько шагов:

  • подготовка изделия;
  • наложение эмали;
  • сушка;
  • обжиг;
  • отделка изделия.

Художественное эмалирование встречается довольно часто. Оно представляет собой популярный метод обработки металла, преимущественно меди, драгоценного сырья.

С помощью художественного эмалирования получают бижутерию, вазу, различные картины и др. Сама эмаль представляет собой тонкий слой вещества, напоминающего стекло.

Для ее получения используется легкоплавкое стекло, обрабатывающееся высокой температурой. По виду эмали делятся на бесцветные, непрозрачные и др.

Декоративная отделка

Декоративная отделка — последовательность действий по обработке металла. К ней относят чернение, матирование, оскидирование. В ходе чернения чернь (сплав из серы, меди, свинца и серебра) помещают на поверхность с подготовленным рисунком. Чтобы работа получилась качественной, у покрытия не должны иметься дефекты.

Оксидирование серебра или изделий, покрытых серебром, осуществляется химическим или электрохимическим методом. При цветном варианте продукция получает различные оттенки, а бесцветный предполагает контакт с электролитами или растворами, где присутствует двухромовокислый калий. Матированной считают поверхность, которая является декорированной и имеет отличия от полированной.

Когда применяется гальваническое покрытие

Покрытие гальванического типа представляет собой тонкую металлическую пленку, которая наносится на поверхность предметов. Эта пленка повышает прочность, износостойкость изделий, делает их долговечными.

Покрытие гальванического вида активно применяется в ювелирной сфере, при работе с серебром, золотом, родием, другими драгоценными металлами.

Краткий обзор оборудования

Перечислим основные виды оборудования, используемого для художественной обработки металлов. Добавим, что точный перечень инструментов и приспособлений зависит от выбранного способа.

Общий список инструментов:

  • кувалда;
  • бородки;
  • ручник;
  • клещи;
  • наковальня;
  • скругленные молотки;
  • наконечники;
  • подбойки;
  • штампы, шаберы, резцы и др.

Сегодня на рынке немало оснащения для работы с металлами. Опытные инженеры не прекращают создавать новые, более современные оснащения для мастерских. Результат их работы позволяет ускорить, а также упростить работу с сырьем.

В заключение

Художественная обработка металла — интересное ремесло. Не меньший интерес предоставляет ее результат. В свет выходят разнообразные изделия, красивые и оригинальные. Они украшают дома, становятся дополнением интерьера и не только. Ни одно из них не остается без внимания и обязательно приковывает к себе заинтересованные взгляды.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Станок