Металл для статуи свободы сделан

Тагильский металл использовался при возведении Статуи Свободы в Нью-Йорке. Такое безапелляционное утверждение содержится в статье Википедии про Нижний Тагил.

Ей вторят множество заметок на русскоязычных сайтах: да, из меди, добытой в Нижнем Тагиле, была отлита оболочка знаменитой американской статуи.

При этом в иностранных источниках про причастность России упоминаний практически нет. Мы попытались разобраться, где тут правда.

Металл для статуи свободы сделанГолова статуи на Всемирной выставке в Париже, 1878 год (с) wikipedia.org

Статуя Свободы — это подарок Франции к столетнему юбилею декларации независимости США в 1876. По договоренности американцы должны были построить пьедестал, а французы под руководством скульптора Фредерика Бартольди — саму статую.

Из-за нехватки средств работы затянулись, и закончен и доставлен на Манхэттен подарок был только через десять лет. Вместе с пьедесталом огромная статуя весит 204 тонны, причем на медную облицовку, по разным источникам, приходится от 30 до 90 тонн.

Но вот в вопросе о том, откуда они взялись, согласия нет.

Металл для статуи свободы сделанФотооткрытка 1900 года (с) Detroit Photographic Company

На звание поставщика меди для Статуи Свободы претендуют сразу несколько стран: кроме России легенда о причастности к масштабному проекту есть, например, у Армении.

Как рассказал историк и сотрудник Национального музея Статуи свободы Барри Морено, медь для статуи могла поступить из разных источников, но окончательно они не установлены и по сей день. Анализ меди указывает, что одним из поставщиков, вероятно, была норвежская шахта в Камёе.

Также известно, что часть листовой меди пожертвовал французский промышленник Пьер-Эжен Секретан, чьи заводы закупали сырье, в частности, в Испании и Южной Америке.

Металл для статуи свободы сделан

Что же касается России, то тут степень неясности возрастает еще сильней.

Как прокомментировала сотрудница Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» Татьяна Смирнова, тагильская медь действительно могла быть использована в покрытии, но документальных свидетельств этого пока обнаружить не удалось. Впрочем, причастность Нижнего Тагила к американскому символу уже прочно закрепилась в народном сознании, и у легенды есть свои сторонники и противники.

Металл для статуи свободы сделан

Несмотря на удаленность Урала от европейских столиц, о тагильских металлах в 19 веке в Европе знали. По данным исторического архива Нижнего Тагила, местные заводы участвовали во Всемирных выставках в Лондоне и Париже и получали награды.

Владельцы тагильской металлургической империи промышленники Демидовы активно привлекали к работе на своих заводах иностранцев. Сторонники легенды уверены, что все это косвенно указывает на то, что тагильская медь все-таки попала в оболочку Статуи Свободы.

Отсутствие же документов они объясняют историей масонства в России.

Якобы и скульптор Бартольди, и автор идеи создания статуи, писатель и политик Эдуард Рене дэ Лабулэ, были масонами, а поскольку после восстания декабристов Николай I запретил масонские ложи, российские промышленники не могли открыто поддержать французский проект.

Металл для статуи свободы сделан

Пока ученые ищут истину, а заинтересованные стороны строят конспирологические теории, художники пытаются осмыслить легенду о происхождении меди для Статуи Свободы.

В 2015 уральские художники из группы Project 59 провели серию выставок в России и США под названием «Оболочка свободы. Сломано/Сделано».

На примере легенды о тагильской меди они предложили зрителям поразмышлять о зарождении индустриализации в Нижнем Тагиле и Нью-Йорке.

Металл для статуи свободы сделанФото с выставки в Челябинске (с) oknogallery.ru

По материалам моногорода.рф

Как строилась Статуя Свободы. Часть 1

Статуя Свободы — одна из самых знаменитых скульптур в США и в мире — открылась 4 июля, в День независимости США, после ремонта и работ по ликвидации последствий атлантического урагана «Сэнди», обрушившегося на побережье страны прошлой осенью. Символом Нью-Йорка и США является подарком народа Франции к столетию американской революции в в 1886 году.

В этом выпуске собраны фотографии, рассказывающие историю статуи Свободы с момента ее рождения в Париже по наши дни.

Создать статую было поручено французскому скульптору Фредерику Огюсту Бартольди. Задумывалась она как подарок к столетнему юбилею Декларации Независимости в 1876 г. По одной из версий, у Бартольди даже была французская натурщица.

Первый проект его провалился Металл для статуи свободы сделанМеталл для статуи свободы сделанСтудия в Париже, 1875 год.

По взаимной договорённости Америка должна была построить пьедестал, а Франция — создать статую и установить её в США. Однако нехватка денег ощущалась по обе стороны Атлантического океана.

Во Франции благотворительные пожертвования наряду с различными увеселительными мероприятиями и лотереей позволили собрать 2.25 млн франков.

В Соединённых Штатах для сбора средств проводились театральные представления, художественные выставки, аукционы и боксерские бои.

Слева: рука и факел статуи Свободы создаются в студии в Париже, 1876 год. Справа: идет создание головы статуи Свободы в парижской студии, 1880 год.

Тем временем во Франции скульптору Бартольди потребовалась помощь инженера для решения конструктивных вопросов, связанных с сооружением такой гигантской медной скульптуры. Спроектировать массивную стальную опору было поручено Гюставу Эйфелю (будущему создателю Эйфелевой башни).

Рабочие создают Статую в парижской мастерской, 1882 год.

Статуя была завершена французами в июле 1884 года. Вот она стоит около мастерской скульптора Бартольди в Париже.

Ее доставили в Нью-йорк 17 июня 1885 года на борту французского фрегата «Изере». Для перевозки статую разобрали на 350 частей и упаковали в 214 ящиков. Место для статуи Свободы в нью-йоркской гавани, утвержденное Актом Конгресса 1877 г., было выбрано генералом Уильямом Шерманом, с учетом пожеланий самого Бартольди, на острове Бедлоу, где ещё с начала XIX века стоял форт в форме звезды.

Торжественное открытие статуи Свободы, на котором выступил президент США Гровер Кливленд, состоялось 28 октября 1886 года в присутствии тысяч зрителей.

Нью-Йорк, 1930 год. Статую Свободы часто называют «символом Нью-Йорка и США», «символом свободы и демократии», «Леди Свобода».

Океанский лайнер Queen Mary и статуя Свободы, 1 июня 1936 года. Немного цифр. Высота от земли до верхушки факела статуи Свободы — 92.99 м, высота статуи — 33.86 м, высота от земли до вершины пьедестала — 46.94 м.

Остров Бедлоу, где установили статую Свободы, представлял собой район трущоб. Конгрессмены попросили выделить $ 1 000 000 для расчистки территории на острове. Нью-Йорк, 5 марта 1948.

7 сентября 1937 года площадь национального памятника была увеличена и распространилась на весь остров Бедлоу, который в 1956 году был переименован в остров Свободы. На фотографии: посетители выглядывают из короны Статуи, 26 октября 1946 года.

  • Нью-Йорк, 3 июля 1976 года.

В мае 1982 года президент Рональд Рейган поручил собрать деньги и сделать реставрацию статуи Свободы. На реставрацию было собрано 87 млн долларов. 4 июля 1984 реставрация началась.

  1. Реставрация статуи Свободы, 1984 год.

Заглянем внутрь. Здесь виден каркас и разные поддерживающие конструкции, 1984 год.

4 апреля 1985 года. Реставрация статуи Свободы продолжается.

  • Металлический каркас и винтовая лестница внутри Статуи, 1988 год.
  • Старый факел статуи Свободы.
  • Это уже новый факел и вид на Манхэттен, 1985 год.

В начале работ по реставрации, статуя Свободы была внесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. 5 июля 1986 года отреставрированная статуя Свободы была вновь открыта для посетителей во время Уик-энда Свободы, посвященного её столетию.

  1. Статуя и остров были закрыты с 11 сентября 2001 по 3 августа 2004 года вследствие террористической атаки на Всемирный торговый центр.
  2. 4 августа 2004 памятник открыли, но сама статуя, включая корону, оставались закрытой.

Статуя Свободы и нижний Манхэттен, 26 октября 2006 года. Между прочим, статуи Свободы есть и в других городах. Больше всего экземпляров статуи Свободы находится на её родине — во Франции. В Париже их целых четыре.

После теракта 11 сентября 2001 Статуя и её корона были вновь открыты для экскурсий лишь 4 июля 2009 года. На посетителей Острова Свободы и Статуи до сих пор распространяются ограничения, в том числе личный досмотр, аналогичный проверке безопасности в аэропортах.

  • Внутри короны статуи Свободы, 2 июня 2009 года.
  • Вид из короны Статуи на правую руку, которой она держит факел, 20 мая 2009 года.
  • Статуя Свободы во время сильного шторма 29 октября 2011 года.
  • Статуя Свободы и шаттл «Дискавери», летящий «на спине» у могучего специально оборудованного авиалайнера «Боинг-747», 27 апреля 2012.

В октябре 2012 года атлантический ураган Сэнди совершил разрушительное шествие по североамериканскому континенту, так или иначе парализовав жизнь 13 штатов.

Сама статуя высотой свыше 33 метров устояла во время урагана, последствия которого в Нью-Йорке еще не до конца устранены, однако остров Свободы претерпел сильные наводнения и нарушения системы электроснабжения.

На восстановительные работы были потрачены десятки миллионов долларов.

  1. После восстановительных работ статуя Свободы вновь открылась для широкой публики 4 июля 2013 года.
  2. Нью-Йорк, 2013 год.

Статуя Свободы сделана из русской меди

«Леди Свобода», которая встречает корабли Нью-Йорка, весит 240 тонн. Треть веса — медная облицовка статуи. В конце XIX века одна тонна меди стоила 2500 долларов. «Леди» дорого обошлась Соединённым Штатам.

Вопрос о том, из чего построен главный символ США, до сих пор открыт. Документов, подтверждающих происхождение меди, нет. Очевидцы строительства давно умерли. Из чего же на самом деле построена американская женщина с факелом?

Металл для статуи свободы сделан

«Леди Свобода»: рука отдельно от тела

Американцам принадлежит только пьедестал статуи. Фигуру «Леди Свободы» проектировали и изготавливали во Франции. Опору и каркас разработал Густа Эйфель — «отец» Эйфелевой башни. Для облицовки Статуи Свободы использовалась русская медь. Расходы американцев были астрономическими.

Читайте также:  Печи для термообработке металлов

В 1885 году в США прибыли последние части статуи. Элементы, изготовленные во Франции, транспортировались морем в течение четырёх месяцев.

Интересно, что руку с факелом собрали гораздо раньше, в 1876 году, и даже показали в Филадельфии на одной из выставок.

Строительство статуи завершили в 1886 году: инженеры закончили проект на 10 лет позже назначенного срока. Строительство осложнялось нехваткой денег и материалов.

Проблемы строительства «Статуи Свободы»

Вопрос финансирования американцы решили быстро. Масштабная пиар-компания, призывающая людей жертвовать деньги на «Свободу», быстро окупилась. В США проходили лотереи и благотворительные концерты. Джозеф Пулитцер — основатель престижной премии — хулил на страницах своей газеты World богатеев и властьимущих. Критика подействовала. У проекта появились влиятельные меценаты.

С материалом для облицовки дело обстояло сложнее. Мало кто мог поставить США 90 тонн отборной меди. В мире лишь две страны владели достаточно богатыми рудниками: Норвегия и Россия.

Норвежская или русская медь?

Норвежцы до сих пор придерживаются версии, что облицована «Свобода» именно норвежской медью.

Согласно теории, французские инженеры в 1870 году закупили необходимое количество металла на острове Кармой.

Норвегия даже заказала спектрофотометрический анализ меди, в которую «одета» американская статуя. Исследования показали, что по составу металл очень напоминает норвежскую медь, но не идентичен.

В конце XIX века самый крупный рудник Норвегии добывал в общей сложности 3000 тонн металла в год. Медный карьер братьев Демидовых — крупнейших промышленников России — давал в год 10 000 тонн. Запад закупал именно русскую медь, называя её ласково «Старый соболь».

Масонская символика

В пользу русского происхождения «одежды» американской статуи говорит и тесная связь Демидовых с французами. На предприятиях промышленников работало 42 иностранных специалиста, в том числе 13 французов. Демидовы вообще старались поддерживать контакты с иностранными покупателями.

Согласно одной из конспирологических теорий, братья Демидовы были влиятельными членами масонского ложа «вольных каменщиков». Статуя Свободы — совместное детище масонских обществ всего мира.

Таким образом, в конце XIX века члены французских тайных лож напрямую обратились к Демидовым за помощью. Братья якобы помогли достроить монумент, а их имена вписали в список, замурованный у подножия статуи.

Однако теория — не более, чем конспирологические догадки о происхождении главного символа свободы США.

 Что повидала статуя Свободы за 130 лет своей жизни

Все факты из рубрики «Россия»

Правда ли, что Статуя Свободы отлита из российского металла?

За 134 года американская Статуя Свободы обросла множеством мифов, а некоторые пробелы в истории не заполнены до сих пор. Один из них − поставщик меди, которой была облицована Статуя Свободы. Доподлинно он не известен до сих пор. Одним из кандидатов считаются заводы промышленников Демидовых в Нижнем Тагиле.

Так ли это на самом деле, расскажем в этой статье.

Когда создаются проекты «на века», главным становится вопрос долговечности. Лишенный защиты бетон подвержен атмосферному воздействию. Вода и ветер со временем разрушают его.

Поэтому при создании Статуи Свободы использовали металлический каркас. «Скелет» из железа покрыли бетоном, на материале которого художники и создали облик скульптуры.

Финальным штрихом стали тонкие листы из меди, которые должны были защитить бетон от выветривания и вымывания.

С инженерной точки зрения, Статуя Свобода была одним из самых совершенных архитектурных творений своего времени.

Строительство Статуи СвободыСтроительство Статуи Свободы

Проектом Статуи Свободы руководил французский скульптор Фредерик Бартольди. В 1879 году для разработки металлокаркаса он привлек своего соотечественника Гюстава Эйфеля. Всего через десять лет тот прославится как создатель металлической башни, которая получит его имя и станет одним из символов Парижа.

К тому моменту Эйфель уже приобрел репутацию авангардного архитектора и мастера по сложным конструкциям из металла. По его проектам создали Вокзал «Нюгати» в Будапеште, «Воздушный» мост через реку Дору в Португалии и Универмаг «Бон-Марше» в Париже.

Скорее всего, именно умение Эйфеля решать нестандартные задачи и побудило Бартольди обратиться к его помощи. Впрочем, есть и конспиративная версия. Есть мнение, что оба принадлежали к масонской ложе.

Сам Бартольди связь с масонами не скрывал, а вот по Эйфелю ничего доподлинно не известно.

Откуда взялась медь для покрытия Статуи Свободы

На покрытие Статуи Свободы требовалось огромное количество меди − по разным данным, от 30 до 90 тонн. Огромная партия по масштабам металлургии того времени. Единовременно такие объемы могли поставить только два производителя: норвежский рудник Виснес на острове Карной в Северном море и заводы Демидовых в районе Нижнего Тагила на Урале.

Возведение короны Статуи СвободыВозведение короны Статуи Свободы

Доподлинно установить происхождение меди для Статуи Свободы сегодня невозможно. Официальные документы того времени были утрачены. Достоверные свидетельства современников не зафиксированы.

Исследуя состав материала, ученые нашли некоторые сходства с медью, добывавшейся на острове Карной. Косвенным свидетельством считают и тот факт, что переплавкой меди там занималась французская компания с офисом в Париже. Статую Свободы, как известно, строили во Франции.

Однако у меди, использованной при строительстве Статуи Свободы, есть сходства и с продукцией других месторождений. В частности, с рудников в Суонси (Великобритания), Мансфилде (Германия) и Уельве (Испания). А вот образцы нижнетагильской меди в исследовании не использовали.

Отметим, что исследования материала обшивки проводились в разгар холодной войны, и ученые вполне могли сознательно не рассматривать вариант ее уральского происхождения. Точки пересечения США и СССР в промышленной сфере в то время предпочитали обходить стороной. Особенно, в отношении такого близкого сердцу американцев объекта, как Статуя Свободы.

Поэтому ни подтвердить, ни опровергнуть вариант русского происхождения меди для нее нельзя.

«Русский след» меди для Статуи Свободы

В 1870-х годах Российская Империя была крупнейшим в мире производителей меди. Большая ее часть добывалась на уральских рудниках, принадлежавших роду промышленников Демидовых. Нижнетагильскую медь хорошо знали во всем мире. Ее использовали, например, при реконструкции кровли Вестминстерского дворца в Лондоне в 1834 году.

В 1867 году демидовская медь взяла «золото» на международной выставке в Париже. В течение следующего десятилетия были награды в Лондоне, Вене, Филадельфии и снова в Париже. Особенно стоит обратить внимание на последние два смотра. Они состоялись в 1876 и 1878 годах.

Проект возведения Статуи Свободы по обе стороны Атлантики был в разгаре. Выставки были не просто выставками. Здесь велись важные переговоры и заключались соглашения. Успех уральской меди косвенно подтверждает, что заинтересованные лица оценили предложение Демидовых.

Впоследствии русские промышленники поставляли медь и для строительства Эйфелевой башни.

Медеплавильные заводы Демидовых на УралеМедеплавильные заводы Демидовых на Урале

В пользу уральских заводов выступают и конспирологи. Утверждают, что промышленник Павел Павлович Демидов был близок ордену иезуитов. Настолько, что даже, возможно, отказался от православной веры и принял католическую. Или, по меньшей мере, хотел это сделать.

Немалую часть времени Демидов жил в Италии, имел в собственности виллы во Флоренции. В наследство от дяди Анатолия Николаевича он получил титул герцога Сан-Донато, который потом передал своим детям. Есть предположение, что владелец уральских заводов был хорошо знаком и с Бартольди, и с Эйфелем по масонской ложе и получал заказы по этой линии.

И все-таки русской меди на статуе свободы нет

Но в любом случае споры на тему, есть уральская медь на Статуе Свободы или нет, актуальны лишь в прошедшем времени. В 1985 году, к столетию символа американской демократии, произвели масштабную реконструкцию.

В числе прочих работ первоначальную медную обшивку полностью сняли и заменили новой. Среди поставщиков материала для обновленной скульптуры заводов из СССР совершенно точно не было.

По той же причине сегодня невозможно провести повторный анализ исходного материала и сравнить его с образцами уральской меди. Он давно ушел на переплавку.

Факел статуи свободы со снятой обшивкой при реконструкцииФакел статуи свободы со снятой обшивкой при реконструкции

Поэтому вернее всего оставить ответ на вопрос в заголовке открытым. Это одна из загадок истории, которая может остаться таковой навсегда.

Подписывайтесь на канал, если хотите знать о металлургии и металлических изделиях еще больше.

«Новаметалл Трейд» — один из ведущих производителей металлопроката и металлических изделий в России. На рынке с 2010 года.

Статья написана с опорой на материалы сайтов v-tagile.ru, tripusa.ru, nat-geo.ru, fishki.net, kontinent-mu.livejournal.com, vsenovostint.ru, wikipedia.org.

В статье использованы изображения из сервиса Яндекс.Картинки.

"Статуя Свободы" сделана из русской меди ?

Совсем недавно мы с вами выясняли КАКАЯ СТОПА У СТАТУИ СВОБОДЫ ?. А вот смотрите еще какая тема бродит по сети :

О Статуе Свободы известно на первый взгляд все. Ее подарили Соединенным Штатам французы к столетию независимости.

Памятник, созданный Фредериком Бартольди и Густавом Эйфелем, был торжественно открыт на острове Свободы в устье реки Гудзон 28 октября 1886 года.

«Леди Свобода», встречающая корабли, прибывающие в Нью-Йорк, – весьма тяжеловесна. В ней 204 тонны, из которых 90 – это медные блоки, которыми облицована фигура.

Именно эти 90 тонн уже долгие годы являются предметом жарких споров историков из разных стран.

Ясно, что поставщик такой огромной партии цветного металла должен был очень хорошо заработать – стоимость меди в тот период составляла в среднем $2500 за тонну. Но вопрос, кому достались эти деньги, до сих пор остается открытым.

Читайте также:  Прием металлолома на строителей

Никаких документов, касающихся покупки меди не сохранилось, а в воспоминаниях людей, причастных к созданию Статуи Свободы, тема о происхождении металла странным образом замалчивается.

Немного исторической справки: 

Создание монумента поручили скульптору и архитектору Фредерику Бартольди. Был установлен срок — к 1876 году необходимо было завершить памятник, приурочив его к столетию Декларации независимости США.

Считается, что это совместный франко-американский проект. Над пьедесталом трудились американцы, а саму статую создавали во франции.

В Нью-Йорке же все части Статуи Свободы были собраны в единое целое

После начала строительства стало понятно, что необходимо гораздо больше средств, чем планировалось изначально. По обе стороны океана была инициирована масштабная кампания по сбору средств, лотереи, благотворительные концерты, и прочие мероприятия.

При расчете параметров конструкции огромной статуи Бартольди потребовалась помощь опытного инженера.

Александр Густав Эйфель, создатель Эйфелевой башни, лично разработал конструкцию крепкой железной опоры и каркаса, который позволяет медной оболочке статуи свободно двигаться, при этом сохраняя равновесие самого монумента.

Американцы неохотно расставались со средствами, потому были трудности со сбором нужной суммы, поэтому Джозеф Пулитцер на страницах своей газеты «Уорлд» написал ряд статей, обращаясь к представителям высшего и среднего классов и призывая их выделить деньги ради благого дела. Критика была крайне жесткой, и это произвело эффект

К августу 1885 года в США получилось собрать нужную сумму, к тому времени французы уже закончили свою часть работы и привезли части статуи в Нью-Йорк. Статуя Свободы была разделена на 350 частей и перевозилась на фрегате «Изере» в 214 ящиках.

За 4 месяца все части монумента были собраны, и при огромном стечении народы, 26 октября 1886 года, состоялась церемония открытия легендарного памятника. Так получилось, что подарок к 100-летию опоздал на 10 лет.

Стоит отметить, что рука с факелом была собрана еще ранее и даже выставлялась на выставке в Филадельфии в 1876 году

Вернемся теперь к материалу:

Загадку пытались решить путем сравнения материала облицовки с образцами, взятыми на крупнейших шахтах мира. Эксперимент внес еще большую путаницу, версии росли как грибы после дождя.

Близкие по составу примесей образцы меди были обнаружены на английских рудниках в Суонси, в германском Мансфилде и в испанском горнопромышленном регионе Уельва. Норвежские ученые почти не сомневаются в том, что Бартольди закупил 90 тонн меди на руднике Виснес, который разрабатывался в 1870-х годах на острове Кармой в Северном море.

При этом компания, владеющая этим рудником, управлялась французом, и ее штаб-квартира располагалась в Париже. Норвежцам так хотелось считать себя «поставщиками строительного материала для американской «Свободы», что они заказали спектрографический анализ компании Bell Laboratories.

Его результаты показали, что медь из Северного моря очень похожа на ту, которой облицована статуя, но не идентична. И это дает шанс развивать еще одну теорию о происхождении металла – на этот раз русскую.

Нижний Тагил, Медный рудник. Лисья гора

От Урала до Парижа

Башкирский ученый, кандидат геолого-минералогических наук Миниахмет Муталов и сотрудники Высокогорского горно-обогатительного комбината не сомневаются в том, что медь для «Леди Свободы» была приобретена у промышленников Демидовых, которым принадлежали нижнетагильские рудники.

Правда, они руководствуются своим опытом в горном деле, а не результатами исследований из американских лабораторий. Тем не менее с ними нельзя не согласиться в том, что в 1870-х годах российская медь была действительно очень популярна на Западе, где ее называли «Старый соболь».

Необходимый объем производства демидовские рудники, несомненно, могли обеспечить. В 1814 году огромный медный карьер был открыт на горе Выйской близ Нижнего Тагила, и к 1850 году добыча меди там достигала 10 000 тонн в год.

Для сравнения, норвежская шахта – кандидат номер один – тогда производила только 3000 тонн.

Нижнетагильская медь сбывалась в основном на рынках Западной Европы, несмотря на то что рудник находился очень далеко от потребителя. В 1851 году на первой Всемирной выставке в Лондоне она получила три бронзовые медали, а в 1867-м Демидовы заняли первое место на Парижской выставке.

Во Франции слышали об успехах русских горняков и раньше. На Урал нередко приезжали учиться французские специалисты. В нижнетагильских архивах за XIX век сохранились сотни контрактов с иностранцами, которых нанимали Демидовы.

У них работали 42 иностранца – англичане, швейцарцы, немцы, бельгийцы, итальянцы и 14 французов. Личным консультантом промышленников был горный инженер из Франции Лепле, а его соотечественник по фамилии Бокар работал администратором нижнетагильского завода.

Такое тесное сотрудничество очень способствовало налаживанию каналов поставки металла западному покупателю.

Тайные знаки

В пользу версии о русском происхождении Статуи Свободы свидетельствуют и конспирологические источники. Известно, что Бартольди и Эйфель были членами французской масонской ложи, и именно «вольные каменщики» помогли им собрать 3,5 миллиона франков на изготовление статуи.

Строительство постамента профинансировала масонская ложа Нью-Йорка. Медиа-магнат Джозеф Пулитцер пожертвовал на него около $100 000 с условием, что в основание монумента будет заложена записка с его именем и словами «русский эмигрант и еврей».

При этом, по официальным данным, он родился в Венгрии и именно оттуда переехал в США.

Известно, что французские и американские масоны поддерживали довольно тесные отношения, в том числе и делового характера, с российскими «вольными каменщиками». А Демидовы занимали очень высокое положение в масонской иерархии России. После восстания декабристов император запретил масонские ложи, и им пришлось уйти в подполье.

«Вольные каменщики» из столичной аристократии и буржуазии поспешно избавлялись от изображений циркулей, мастерков и пирамид на одежде, экипажах и фасадах домов.

Демидовы оставались единственными, кто продолжал открыто демонстрировать масонскую символику – серебряный молот и инструмент, похожий на мастерок, были изображены на их фамильном гербе.

Павел Павлович Демидов, который в 1870-х годах возглавил комплекс нижнетагильских предприятий, молодость провел в Париже.

В середине 1860-х, после окончания юридического факультета Санкт-Петербургского университета он продолжил образование под руководством известного ученого, публициста, политического деятеля и… масона Эдуарда Рене де Лабуле.

В то же самое время молодой, подающий надежды скульптор Фредерик Бартольди лепил бюст боготворимого им Лабуле.

В один из летних дней 1865 года в доме у Лабуле собрался цвет французского масонства: Оскар и Эдмунд Лафайеты, внуки маркиза Лафайета – масонского брата Джорджа Вашингтона, историк Генри Мартин и, конечно, Бартольди.

Эдуард Рене поделился с друзьями идеей: каким красивым жестом со стороны республиканцев-французов было бы подарить американцам в знак своей дружбы мемориал, символизирующий свободу! Современники назвали Лабуле «главным обожателем Америки во Франции», помимо прочего подарок должен был подчеркнуть контраст между американской демократией и репрессивными политическими методами Второй империи. Для 31-летнего Бартольди, который, не раздумывая, подхватил идею старшего товарища, это был шанс продемонстрировать всему миру свой талант.

Она не сразу строилась

С реализацией затеи пришлось подождать до окончания Франко-Прусской войны.

В 1871 году Лабуле предложил Бартольди отправиться в Америку и сделать все необходимое, чтобы монумент был открыт 4 июля 1876 года – в столетний юбилей подписания Декларации о независимости.

Без денег и эскиза памятника, зато с ворохом рекомендательных писем к американским братьям, скульптор поплыл в Америку. Замысел статуи возник в его голове, когда он уже подплывал к Нью-Йорку – Фредерик быстро сделал набросок.

Спустя три года Бартольди вернулся во Францию, где учредил Франко-Американский союз по сбору средств на строительство монумента «Свободы, освещающей мир». Вскоре он начал работу по ее созданию совместно с парижской компанией Gaget, Gauthier & Cie.

Лицо «Свободы» скульптор списал со своей матери. Сначала он сделал четырехфутовую глиняную модель, затем девятифутовую из гипса, потом начал пропорционально увеличивать каждую из ее деталей в девять раз… Но сроки затягивались из-за постоянной нехватки средств.

Хотя на монумент внесли пожертвования более 100 000 французов, необходимые деньги масонам удалось собрать только к 1880 году. Вероятно, недостающую сумму им подарили американцы. Неспроста Бартольди пригласил министра финансов Соединенных Штатов Леви П.

Мортона установить первый фрагмент медной облицовки на большой палец левой ноги статуи. 4 июля 1884 года, спустя два месяца после завершении работы, послу США в Париже Леви Мортону монумент официально был преподнесен в дар.

Еще два года «Леди Свобода» простояла в Париже, ожидая, когда для нее достроят постамент в заливе Гудзон.

5 августа 1884 года под проливным дождем, из-за которого пришлось отменить масонский парад (для него все равно не хватило бы места на крошечном острове), прошла церемония закладки первого камня в пьедестал статуи.

Тогда под ним и оказалась та знаменитая «шкатулка с секретом», в которой помимо имен президентов-масонов и странного заявления Пулитцера о его русских корнях, говорят, указаны имена всех людей, принявших участие в создании «Леди Свободы», но по каким-то причинам не признавшихся в этом.

В июне 1885 года разобранная на части и упакованная в 214 контейнеров статуя прибыла в Нью-Йорк. Еще 15 месяцев ее собирали, и наконец 28 октября 1886 года подарок из Франции предстал перед американцами во всей своей красе.

Читайте также:  Статья за операции с драгоценными металлами

Церемонией открытия монумента руководил президент Соединенных Штатов франкмасон Гровер Кливленд. Освящал памятник архиепископ Епископальной церкви Нью-Йорка Генри Поттер, также член ложи «вольных каменщиков».

С торжественной речью выступил Великий магистр сенатор Чонси М. Депью.

И только русские масоны не могли открыто объявить о своем участии в сооружении монумента – скорее всего, на Родине их бы за это не похвалили. Возможно, именно поэтому все документы, свидетельствующие о продаже 90 тонн русской меди во Францию, были старательно уничтожены.

Брак по расчету

Вообще политика русских царей в отношении лож не отличалась последовательностью. Так, преследуя «вольных каменщиков» в своей стране, Александр III тем не менее активно сотрудничал с французскими масонами.

Стремление не ввязываться в международные авантюры и войны подтолкнуло его к сближению с Парижем, где в то время правили бал ложи. Выбора у государя не было – Великобритания покушалась на российские территории, Пруссия была слишком агрессивна.

Александру пришлось принять внешнеполитическую линию на сближение с Францией, которую ему предложил министр иностранных дел Гирс.

От сотрудничества с масонской Францией Александр только выиграл – в страну потекли огромные инвестиции.

В 1888 году в Санкт-Петербург прибыл для переговоров с министром финансов Иваном Вышнеградским эмиссар французских банков Госкье, который впоследствии стал управлять капиталами всех членов царской семьи. В ноябре 1888 года был издан указ о выпуске российского золотого четырехпроцентного займа.

Первоначально его сумма составляла всего лишь 500 миллионов франков.

Но уже в феврале следующего года Александр распорядился выпустить консолидированный заем первой серии на сумму 175 миллионов рублей для конверсии пятипроцентных облигаций многочисленных железнодорожных займов 1870-х годов.

На него активно подписывались французы, видевшие в России гаранта защиты от прусской угрозы, и стимулировали тем самым Петербург к расширению деловых контактов.

Сделка состоялась, уже в апреле появился так называемый заем консолидированных российских облигаций второй серии, на сумму 310,5 миллионов рублей. Он был выпущен совместно с банком Ротшильдов и также пользовался огромным успехом.

После этого французы начали фактически «экономическую оккупацию» России. Они вкладывались в строительство железных дорог и заводов, вырубали шахты и возводили нефтяные вышки. Так продолжалось практически до начала первой мировой войны.

Возможно, если бы Россия и Франция подружились чуть раньше, продажу меди для амбициозного проекта Бартольди и не пришлось бы скрывать. Но теперь историческая правда уже не столь важна, все равно статуя осталась в истории не в качестве масонского символа, а как талисман эмигрантов, приезжающих в Новый Свет в поисках новой жизни.

источник

А вот посмотрите еще один пример из истории, как один человек МЕЧТАЛ СОЗДАТЬ НЕЧТО ВЕЛИКОЕ, а вот самый большой обработанный камень в мире. Да, а если еще вспомнить что то о крупных сделках, о вот например КАК РОССИЯ ПРОДАВАЛА АЛЯСКУ Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=49533

Какие части Статуи Свободы на самом деле российские

Подаренная американцам французами прославленная статую Свободы, официальное название которой «Свобода, озаряющая мир», создавалась на протяжении 10 лет. Внушительные размеры этого памятника требовали большого количества строительных и отделочных материалов, часть которых, по мнению, определённого круга исследователей, могла иметь российское происхождение.

Символ независимой Америки

  • Идея художественного воплощения победы антирабовладельческих сил в гражданской войне в США 1861-1865 годах, принадлежала французскому политическому деятелю и мыслителю Эдуарду Рене Лефевру де Лабулэ, с которой он поделился со скульптором Фредериком Огюстом Бартольди.
  • Однако чёткого заказа на её возведение со стороны Лефевра не было, а засевшая в голове у Бартольди мысль, в конечном счёте, воплотилась в создание гигантской статуи, которая должна была стать подарком от Франции Соединённым Штатам Америки, приуроченным к столетнему юбилею подписания декларации независимости Америки в 1876 году.
  • По договорённости пьедестал под статую Свободы должны были возвести американцы, а скульптуру — французы, но, поскольку ни у одной из сторон не было достаточных средств для выполнения взятых на себя обязательств, пришлось прибегать к помощи благотворителей, устраивать сбор денег через аукционы, театральные представления, спортивные соревнования.
  • Создав макет медного колосса, Бартольди обратился за инженерной помощью к Гюставу Эйфелю, которому была поручена разработка массивной стальной опоры и поддерживающего промежуточного каркаса, предназначенного для свободного крепления медной оболочки.
  • По официальным данным общий вес бетонного основания статуи Свободы составлял 27 000 тонн, на связку каркаса было потрачено 125 тонн стали, а на обшивку — 31 тонна меди.
  • К слову, именно медь, по некоторым источникам, является связующим звеном между Российской империей и главным скульптурным символом США.

Российская медь

Огромная по меркам XIX века партия меди, требовавшаяся на облицовку дамы, символизировавшей торжество демократии, единовременно могла быть поставлена лишь с двух производств: норвежского рудника Виснес, расположившегося на острове Кармёй, и российских уральских заводов, принадлежавших семье Демидовых. На сегодняшний день не сохранился ни один документ, свидетельствующий о месте происхождения этой меди.

Исследователи, в 1985 году занимавшиеся изучением состава обшивки статут Свободы, пришли к выводу, что основная масса сырья по своим химическим свойствам схожа с тем, что добывалась на норвежском месторождении, где переплавкой меди занималась французская компания. Кроме того были обнаружены следы меди из испанского рудника Уельве, немецкого Мансфилда и британского Суонси.

Однако, историки-энтузиасты, полагают, что данные этого эксперимента могли быть искажены, чтобы в период противостояния между США и СССР не выяснилось, что центральный символ Америки, по сути, отлит из нижнетагильской меди.

В пользу этой версии говорит тот факт, что в 1870-х годах Российская империя была крупнейшим производителем меди в мире, а подавляющая часть уральских рудников принадлежала промышленникам из рода Демидовых.

О нижнетагильской меди было известно в разных уголках планеты, её же ещё в 1834 году использовали при реконструкции кровли Вестминстерского дворца в Лондоне.

Заслуживает внимания и то обстоятельство, что на проходившей в 1867 году в Париже международной выставке, которая в сущности являлась самой обширный торговой площадкой того времени, демидовская медь была удостоена золотой медали.

К слову, на европейских биржах высоко ценившаяся российская медь именовалась «Старый соболь», потому что на её клейме красовался именно этот зверёк.

И было бы странно, если бы материал такого качества был проигнорирован французским скульптором Бартольди, тем более, что его коллега Эйфель при строительстве уже своей Эйфелевой башни в 1887 году активно использовал российский металл.

Учёный геолог-минералолог Миниахметов Муталов, как и работники Высокогорского горно-обогатительного комбината, тоже настаивают на том, что медь для статуи Свободы была куплена на нижнетагильских рудниках Демидовых.

Открытое в 1814 году на горе Выйской месторождение к 1850 году производило до 10 000 тонн меди в год, в то время как её главный конкурент — норвежская шахта Веснес демонстрировала показатель в 3000 тон.

Кроме того, во Франции прекрасно знали о качестве и особенностях российской меди, ведь на уральских заводах Демидова стажировалось и работало немало французских специалистов, о чём свидетельствуют сохранившиеся в архиве XIX века контракты с иностранными гражданами.

Достоверно известно, что администратором нижнетагильского производства был француз Бокар, а личным консультантом Демидовых выступал горный инженер Лепле, также имевший подданство Франции. Подобное тесное сотрудничество, безусловно, способствовало лёгкому налаживанию торговых связей и поставке металла на западный рынок.

Конспирологическая версия

Согласно конспирологической версии создание статуи Свободы было инициировано масонами по обе стороны океана, а поскольку владелец российских медных заводов Павел Павлович Демидов тоже принадлежал к их ордену, он совершенно спокойно мог получить заказ на столь масштабный строительный проект от своих соратников.

Украсив Вашингтон Капитолием и прочими памятниками с масонской символикой, члены нью-йорской Великой Ложи стали финансировать серьёзный проект по возведению грандиозного памятника.

Между прочим, 100 000 $ пожертвовал на монумент журналист Джозеф Пулитцер, который, по одной из версий, за своё ощутимое финансовое участие в этом деле попросил заложить в основании пьедестала записку со словами «русские иммигранты, еврей».

Что касается Павла Демидова, открыто подчёркивавшего свою принадлежность к масонам, и не отрекшимся от своих убеждений даже после устроенных против них императором Николаем I гонений, оказывается, он был лично знаком как с Эдуардом Лабулэ, так и с Бартольди и Эйфелем, которые также являлись масонами.

Но всё-таки нет

Несмотря на отсутствие достоверных сведений о том, была ли собрана статуя Свободы из листов демидовской меди, на сегодняшний день можно смело утверждать, что следов уральского металла на ней нет. Всё дело в том, что в 1985 году по случаю столетия данного монумента была произведена его грандиозная реконструкция.

В ходе ремонтных работ была полностью демонтирована и отправлена на переплавку первоначальная медная обшивка, а на её место установили новые листы, в которых уже точно не было ни капли русского материала.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Станок