Статья за операции с драгоценными металлами

C января 2020 года Кодекс об административных правонарушений Российской Федерации пополнился пятью новыми составами административных правонарушений в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней.

Статья за операции с драгоценными металлами

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г.

№501-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» добавил в главу 15 «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг, добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней» статьи 15.43, 15.44, 15.45, 15.46 и 15.47 Все мы подсчитали 12 (двенадцать) нарушений за которые установлена административная ответственность.

Вам также может быть интересно:

Курс повышения квалификации «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, оценка ценностей (изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий). Скупка» с выдачей удостоверения установленного образца

Протоколы по перечисленным административным правонарушениям вправе составлять должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный пробирный надзор (ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Рассмотрим их поподробнее.

Статья за операции с драгоценными металлами

Статья 15.43. Ведение деятельности, связанной с осуществлением операций с драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями, без постановки на специальный учет либо несвоевременное представление заявления о внесении изменений в карту специального учета

Нарушение 1: Ведение деятельности, связанной с осуществлением операций с драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями, без постановки на специальный учет в государственном учреждении, наделенном функциями в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов, если такая постановка является обязательной.

Ответственность: Административный штраф на индивидуальных предпринимателей в размере от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от ста двадцати тысяч до ста сорока тысяч рублей.

Нарушение 2. Нарушение установленного срока представления заявления о внесении изменений в карту специального учета в государственное учреждение, наделенное функциями в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов.

Ответственность: Административный штраф на индивидуальных предпринимателей в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Статья 15.44. Незаконная добыча драгоценных металлов и (или) драгоценных камней либо последующее совершение операций с незаконно добытыми драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями

  • Нарушение 3: Незаконная добыча драгоценных металлов и (или) драгоценных камней —
  • Ответственность: Административный штраф на граждан в размере от полуторакратного до двукратного размера стоимости драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой; на индивидуальных предпринимателей — от трехкратного до четырехкратного размера стоимости драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц — от четырехкратного до пятикратного размера стоимости драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой.
  • Нарушение 4: Сбыт незаконно добытых драгоценных металлов и (или) драгоценных камней в любом виде, состоянии, если такое действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, —
  • Ответственность: Административный штраф на граждан в размере от однократного до полуторакратного размера стоимости драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, явившихся предметом административного правонарушения; на индивидуальных предпринимателей — от двукратного до трехкратного размера стоимости драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, явившихся предметом административного правонарушения; на юридических лиц — от трехкратного до четырехкратного размера стоимости драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, явившихся предметом административного правонарушения.
  • Нарушение 5:  Перемещение (в том числе перевозка или пересылка) либо хранение незаконно добытых драгоценных металлов и (или) драгоценных камней в любом виде, состоянии, если такие действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —
  • Ответственность: Административный штраф на граждан в размере от одной второй до однократного размера стоимости драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, явившихся предметом административного правонарушения; на индивидуальных предпринимателей — от полуторакратного до двукратного размера стоимости драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, явившихся предметом административного правонарушения; на юридических лиц — от двукратного до трехкратного размера стоимости драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, явившихся предметом административного правонарушения.

Статья 15.45. Незаконный аффинаж драгоценных металлов либо последующее совершение операций с незаконно аффинированными драгоценными металлами

  1. Нарушение 6:  Осуществление деятельности по очистке извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих химических элементов с доведением содержания драгоценного металла до значений, установленных законодательством Российской Федерации или превышающих их (аффинаж), юридическими лицами, не включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень, индивидуальными предпринимателями или гражданами —
  2. Ответственность: Административный штраф на граждан в размере от одной второй до полуторакратного размера стоимости драгоценных металлов, явившихся предметом административного правонарушения, с их конфискацией; на индивидуальных предпринимателей — от двукратного до трехкратного размера стоимости драгоценных металлов, явившихся предметом административного правонарушения, с их конфискацией; на юридических лиц — от трехкратного до четырехкратного размера стоимости драгоценных металлов, явившихся предметом административного правонарушения, с их конфискацией.
  3. Нарушение 7: Сбыт незаконно аффинированных драгоценных металлов —
  4. Ответственность: Административный штраф на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до ста восьмидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на индивидуальных предпринимателей — от ста восьмидесяти тысяч до двухсот десяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц — от двухсот десяти тысяч до двухсот сорока тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
  5. Нарушение 8: Перемещение (в том числе перевозка или пересылка) либо хранение незаконно аффинированных драгоценных металлов —
  6. Ответственность: Административный штраф на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до ста восьмидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на индивидуальных предпринимателей — от двухсот тысяч до двухсот тридцати тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до двухсот восьмидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

Статья 15.46. Нарушение обязательных требований при обращении драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них

  • Нарушение 9: Действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы, драгоценные камни и продукцию из них, в том числе их использование в качестве залога, с нарушением установленных законодательством обязательных требований —
  • Ответственность: Административный штраф на граждан в размере от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от ста двадцати тысяч до ста сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста шестидесяти тысяч до ста восьмидесяти тысяч рублей.
  • Нарушение 10: Нарушение установленных законодательством обязательных требований при перевозке драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них —
  • Ответственность: Административный штраф на индивидуальных предпринимателей в размере от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Статья 15.47. Нарушение обязательных требований к учету и хранению драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, представлению отчетности или проведению инвентаризации

  1. Нарушение 11: Нарушение правил учета драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, непредставление отчетности по установленным законодательством формам о движении драгоценных металлов и драгоценных камней в любом виде, состоянии либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения о фактическом расходе драгоценных металлов и драгоценных камней, —
  2. Ответственность: Административный штраф на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
  3. Нарушение 12: Нарушение правил хранения и инвентаризации драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них —
  4. Ответственность: Административный штраф на должностных лиц в размере от сорока тысяч до семидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
  5. Харисов Игорь Фанзилович, руководитель компании Ю-ПИТЕР КОНСАЛТИНГ, e-mail: e-mail: info@law115.ru

Установлена административная ответственность за нарушения в сфере деятельности, связанной с драгоценными металлами и камнями

Федеральный закон принят Государственной
Думой 12 декабря 2019 года и одобрен Советом Федерации 23 декабря 2019 года.

Справка
Государственно-правового управления

Федеральным законом Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях дополняется статьями 15.43 –
15.

47, устанавливающими административную ответственность за ведение
деятельности, связанной с осуществлением операций с драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями, без постановки на специальный учёт, несвоевременное
представление заявления о внесении изменений в карту специального учёта, за незаконную добычу драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, последующее
совершение операций с незаконно добытыми драгоценными металлами и (или)
драгоценными камнями, за незаконный аффинаж драгоценных металлов, последующее
совершение операций с незаконно аффинированными драгоценными металлами, за нарушение обязательных требований при обращении драгоценных металлов,
драгоценных камней и продукции из них, а также за нарушение обязательных
требований к учёту и хранению драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, к представлению отчётности и проведению инвентаризации.

Дела об административных правонарушениях,
предусмотренных названными статьями, относятся к подведомственности судей
(часть 1 статьи 23.1 Кодекса), а дела об административных правонарушениях,
предусмотренных частью 1 статьи 15.

46 (действия, выражающиеся в переходе права
собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы, драгоценные
камни и продукцию из них, в том числе использование их в качестве залога, с нарушением установленных законодательством обязательных требований), – к подведомственности федерального органа исполнительной власти, осуществляющего
федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей.

Читайте также:  Объемная штамповка металла схема

Правом составлять протоколы о таких
административных правонарушениях наделяются должностные лица федерального
органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный
пробирный надзор, а также должностные лица государственных учреждений, подведомственных
указанному федеральному органу исполнительной власти (пункт 99 части 2 и пункт
6 части 5 статьи 28.3 Кодекса).

Кроме того, в часть 1 статьи 3.5 Кодекса
вносятся корреспондирующие изменения, определяющие предельные размеры
административных штрафов, устанавливаемых за административные правонарушения,
предусмотренные статьями 15.43 – 15.47 Кодекса.

Также разграничиваются составы
административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 7.3 и частью 1
статьи 15.44 Кодекса (пользование недрами без лицензии на пользование недрами и незаконная добыча драгоценных металлов и (или) драгоценных камней).

Одновременно признаётся утратившей силу
статья 19.14 Кодекса (нарушение правил извлечения, производства, использования,
обращения, получения, учёта и хранения драгоценных металлов, жемчуга,
драгоценных камней или изделий, их содержащих).

Что такое незаконный оборот драгоценных металлов, и какой предусмотрен срок?

1.

Совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, а равно незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, совершенные в крупном размере, — наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, совершенные организованной группой или группой лиц по предварительному сговору, — наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового.

Особенности преступления

Любая операция с драгоценностями, не подтвержденная документами, является незаконной.

По закону любая операция с драгоценными металлами и камнями, в ходе которой украшение меняет собственника, должна оформляться соответствующими документами. Это относится к покупке, продаже, дарению, хранению и перевозке драгоценностей.

В быту такое условия зачастую не соблюдается – бабушкины драгоценности могут передаваться внукам без всяких документов. Но, поскольку этих документов не было изначально, на подобные ситуации закон закрывает глаза. А вот чеки из ювелирного магазина хранить стоит, чтобы подтвердить, кто является собственником.

Оборот самородных металлов и драгоценных камней контролируется гораздо более жестко.

Добывать их совершать любые операции могут только лицензированные организации, и только при том условии, что в данных драгоценностях не нуждается государство.

Например, покупка серебряного кольца в магазине – законная операция, если продавец выдал чек, и незаконная, если чека не было. Покупка минерала, содержащего серебро, станет законной только с прямого разрешения государства.

Проще говоря, частные лица могут свободно покупать изделия из драгоценных металлов и камней, а также изделия, которые содержат в своём составе драгоценные металлы (измерительные приборы, радиодетали и другие).

При этом не имеет значение, исправно ли данное изделие.

Но необработанный металл или камень, в том числе выделенный из изделия (выпаянные элементы радиодеталей, фрагменты украшений), на руках частного лица находиться не может – это нарушает закон.

Почему так происходит? В экономике каждого государства существует понятие золотого запаса, т.е. количества драгоценных металлов и камней в собственности государства, которые обеспечивают ценность денег страны.

Незаконный оборот драгоценных металлов выводит их из сферы наблюдения государства, особенно если речь идёт о вывозе за границу.

Поэтому долгосрочные последствия таких операций – обесценивание валюты и подрыв экономики.

С незаконной добычей драгметаллов нужно бороться комплексно

Так, уже на протяжении нескольких лет губернатором и правительством Забайкальского края инициируется принятие соответствующего законопроекта о вольноприносительстве.

Эту же тему обсудили на расширенном совещании Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Совета Федерации под председательством члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ от законодательной власти Забайкальского края, заместителя председателя Комитета Степана ЖИРЯКОВА. Мы попросили сенатора рассказать об итогах проделанной работы.

— Степан Михайлович, Забайкальский край — один из регионов, в которых наиболее остро стоит вопрос о незаконной добыче драгметаллов. В каких районах золото добывается наиболее активно?

— Да, согласен с тем, что для нашего региона незаконная добыча драгоценных металлов остается существенной проблемой, которую необходимо решать в кратчайшие сроки.

Забайкальский край является старейшим горнорудным районом России. Здесь располагаются значительные запасы различных полезных ископаемых.

Поэтому социально-экономическое развитие края всегда было связано с развитием горнорудной отрасли.

В частности, добыча рассыпного рудного золота в Забайкалье осуществляется с начала XIX века, а запасы золота разведаны практически во всех районах края. Кризис 90-х годов дал старт криминализации данной сферы, впрочем, как и в других регионах страны.

И сегодня мы видим следующую ситуацию: незаконная добыча золота осуществляется в пяти районах края: Балейском, Кыринском, Шелопугинском, Красночикойском, Тунгокоченском.

Наиболее масштабно золото добывается в поселке Вершино-Дарасунский и в городе Балей, где незаконная золотодобыча ведётся в карьере одноимённого месторождения, которое находится в нераспределённом фонде недр, на техногенке бывшего комбината «Балейзолото», кипит работа «чёрных старателей» и в окрестностях города на россыпях.

Дарасунское месторождение рудного золота расположено в границах посёлка, лицензия на него у «Дарасунского рудника» объединения «Южуралзолото», но сейчас оформляется сделка по его продаже.

Основной причиной продажи рудника в «Южуралзолото» называют как раз невозможность победить криминальную добычу золота. Работают «чёрные старатели» и на недействующей шахте «Теремки», и на техногенке рудника.

Рядом с посёлком, в долинах речек Жарча и Дарасун, также есть золотые россыпи, на которых промышляют нелегальные золотодобытчики.

— Какой процент населения поселка задействован в сфере незаконной добычи золота?

— По неофициальным данным незаконным золотым промыслом занимается почти половина работоспособного население поселка, а это около тысячи человек.

Нелегальные старатели, образуя бригады или в одиночку, проникают в подземные выработки шахт рудника, обустраиваются там для проживания и работы, отбивают из жил золотосодержащую руду и затем, практически в домашних условиях, извлекают золото.

Они оснащены всем необходимым для своей деятельности, все это завозится в поселок или изготавливается на месте.

— Кто занимается скупкой золота у «черных старателей»?

— Основными скупщиками золота на территории Забайкальского края являются не только выходцы из стран СНГ и наших кавказских республик, но и зарубежные соседи. Судя по всему, все незаконные цепочки вывоза золота ориентированы на Китай. На мой взгляд, здесь также можно провести историческую параллель — ведь ещё в начале прошлого века в нашем регионе активно действовали китайцы-золотоноши.

— Какой объем незаконной добычи драгметаллов в целом по России?

— По оценке Союза золотопромышленников, незаконная добыча золота в России составляет ежегодно не менее 15-20 тонн, а это около 10% от легальной добычи. По данным Минфина в 2020 году добыто 288 тонн.

Такие объёмы нелегальной деятельности приносят немалую прибыль криминалу, но ежегодно государству причиняется многомиллиардный вред, воруют все, чем богаты наши недра, а бюджеты всех уровней лишены налоговых поступлений.

При этом, при рассмотрении дел по незаконной добыче, не учитывается экологический ущерб, ущерб, нанесённый животному миру, рыбе, лесному хозяйству и землепользованию, не взыскивается НДПИ.

— Что делается со стороны правоохранительных органов?

— Масштабы криминального золотодобывающего бизнеса свидетельствует об отсутствии жёсткого противостояния со стороны правоохранительных органов.

Для примера, согласно информации Управления Министерства внутренних дел России по Забайкальскому краю за 10 месяцев прошлого года было возбуждено всего 13 уголовных дел, в рамках которых выявлено 15 уголовных преступлений, предусмотренных в статье 191 УК России.

Из незаконного оборота было изъято 10 тысяч 777 граммов золота стоимостью более 25 миллионов рублей. Но в суд направлено только 5 уголовных дел из 13 и по семи преступлениям из 15. Из них судом рассмотрено уже два уголовных дела и виновным назначено наказание по пять лет лишения свободы, но условно.

Такой же минимум по административной ответственности. Например, отделом полиции Тунгокоченского района за девять месяцев 2020 года составлено всего 18 протоколов по статье 19.14 КоАП России.

Привлечено к административной ответственности в виде штрафов по 3 тысячи рублей 16 правонарушителей. По статье 20.17 КоАП составлено пять протоколов. Наложено пять административных штрафов по 3 тысячи рублей.

При этом отсутствует информация о выявлении и пресечении каналов скупки и поставок незаконно добытого металла.

— Что, на Ваш взгляд, влияет на результативность работы правоохранительных органов?

— Такие скромные итоги работы правоохранительных органов, возможно, обусловлены малым штатом сотрудников, а также изменениями в законодательстве. При этом, они отнюдь не говорят о полномасштабной борьбе с криминалом в золотодобыче.

Считаю, что незаконная добыча не только драгметаллов, но и всех полезных ископаемых является хищением государственной собственности, что относится к статье 158 УК, и это уголовное преступление. Однако на сегодня данная деятельность не является хищением, пока согласно п.

4 статьи 2 Федерального закона «О драгоценных металлов и драгоценных камнях», добытые драгметаллы и камни не перешли в собственность РФ.

И нелегальная добыча рассматривается, всего-навсего, административным правонарушением, как пользование недрами без лицензии, что влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 тысяч рублей.

Читайте также:  Состояние металла для горячей штампов

А судебная практика привлечения лиц к уголовной ответственности по статье 191 УК сегодня сводится лишь к условным срокам лишения свободы и малозначительным штрафам, даже при повторных осуждениях. Таким образом, степень ответственности за незаконную добычу и незаконный оборот драгоценных металлов просто несоизмерима с размерами доходов, получаемых криминальными структурами.

— Какие меры, на Ваш взгляд, необходимы для ужесточения борьбы с незаконной добычей драгметаллов?

— С учетом многогранности проблемы меры по борьбе с незаконной добычей полезных ископаемых должны быть комплексными, и направлены, с одной стороны, на создание условий для легальной деятельности граждан, с другой — на ужесточение наказания за незаконную добычу полезных ископаемых, введение наказания за хранение, транспортировку и куплю-продажу незаконно добытых драгоценных металлов и усиление контроля за нелегальной добычей полезных ископаемых.

Так, на прошедшем совещании мною было предложено ввести в Уголовный кодекс Российской Федерации изменения, предусматривающие серьёзное ужесточение ответственности за незаконную добычу драгметаллов и криминальные сделки с ними.

Уверен, что это просто необходимо, так как в настоящее время незаконная деятельность ведется практически открыто, и основной причиной этого является отсутствие реальной угрозы наказания.

Поэтому, все преступления в этой сфере должны квалифицироваться исключительно как уголовные, с ужесточением при повторном выявлении такого преступления.

Пока в отношении физических и должностных лиц не будут возбуждаться уголовные дела, и они не будут доводиться до реального наказания, вплоть до лишения свободы, с присуждением многомиллионных штрафов, конфискация техники, ничего мы с вами не изменим. Нужно срочно вносить и принимать такие законы.

Необходимо так же усиление развёрнутого контроля над выявлением незаконной добычи полезных ископаемых. В связи с этим нужно усилить мониторинг за проводимыми на территории регионов горными работами в режиме фиксации средствами космического и воздушного мониторинга по образцу мониторинга пожаров и лесных разработок.

Также нужно создать в каждом регионе межведомственную группу при исполнительной власти субъекта РФ по организации проверок в оперативном режиме незаконной добычи или поступления сигналов об этом.

В ее состав должны войти представители исполнительной власти региона, региональных управлений Роснедр, Росприроднадзора, Федерального агентства лесного хозяйства, прокуратуры, ОБЭП УМВД.

Но, при этом, возможно даже не параллельно с усилением контроля и ужесточением уголовной ответственности, а с опережением, необходимо создавать правовую базу государственной помощи, защиты, упорядочения этой деятельности.

Добиться, таким образом, нивелирования у криминалитета всех преимуществ за счет предложения государством понятного и надежного, в том числе с точки зрения личной безопасности, механизма и правил деятельности самозанятых индивидуалов. Причём, предлагаю даже подумать о некой амнистии всех лиц занятых в криминальной золотодобыче, но на установленный период легализации.

На мой взгляд, следует обязательно уделить внимание процессу и инструментам легализации данной деятельности в сфере добычи драгметаллов, например, с введением на период амнистии приема готового металла.

И, естественно, необходимо принятие закона о вольнопиносительстве.

Соответствующее решение – предложить с учетом социальной составляющей, Государственной Думе принять в весеннюю сессию 2020 года Федеральный Закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и другие законодательные акты Российской Федерации, проект которого был внесён членами СФ и ГД 20 сентября 2010 года и принят в первом чтении в декабре 2011, было поддержано.

  • — Что даст Забайкальскому краю принятый закон о вольнопиносительстве?
  • — При рассмотрении проблемы незаконной добычи драгоценных металлов в сложных, с социальной точки зрения регионах, таких как наш Забайкальский край, принятие данного закона даст мультипликативный положительный социально-экономический эффект, который будет выражен в самозанятости местного населения, росте его благосостояния, в увеличении внутреннего денежного оборота в районах края, снижении уровня бытовой преступности и развитии сопутствующего бизнеса.
  • — Что сегодня необходимо для положительного решения вопроса?

— Чтобы закон был принят, нам нельзя останавливаться и нужно продолжать работу в данном направлении.

Глубоко убежден в том, что только совместными усилиями и Комитетов Совета Федерации, и Губернатора, и Правительства Забайкальского края мы сможем достичь результата.

Уверен, взаимопомощь и поддержка в лоббировании общих интересов даст тот необходимый эффект, который, в итоге, положительно скажется на социально-экономическом развитии всего нашего региона.

— Спасибо за интервью.

Ответственность за незаконный оборот

  1. Дгарметаллов. Зависит от стоимости драгоценностей, которые стали объектом преступления. Максимальное наказание, которое предусмотрено Уголовным кодексом – 5 лет обязательных работ или лишения свободы для частных лиц, и до семи лет со штрафом до миллиона рублей для группы лиц (два человека тоже считаются группой).
  2. Камней.

    Ответственность за оборот камней предусмотрена в том же объёме. Вероятность получить максимальный срок зависит от стоимости камней, с которыми была проведена незаконная операция.

  3. Жемчуга. Жемчуг перечисляется среди драгоценных камней отдельно, но ответственность за его оборот такая же, как и за другие камни и металлы.

    Если жемчуг не является частью украшения или бытового изделия – он предмет преступления.

Нормы законодательства и статистика

Для изготовления и реализации ювелирных изделий из драгметаллов необходима специальная лицензияю

Законодательство предусматривает несколько способов оборота драгоценностей в зависимости от их состояния и способа использования. Самородные драгоценные камни и металлы добывают специальные организации, имеющие государственную лицензию.

Часть добытого поставляется в золотой запас государства, и только после этого добывающая организация может реализовать продукты своего труда. Продавать их она может только другим организациям – заводам по изготовлению различных приборов и ювелирных изделий, но не частным лицам.

Ювелирные изделия из драгоценных камней и металлов изготавливают и реализуют лицензированные организации. Покупателем может быть частное лицо или предприятие.

Также частные лица могут дарить и оставлять украшения на хранение. Важное условие законности сделки – наличие чека и документов, подтверждающих передачу собственности.

То же касается лома ювелирных изделий – украшений, пришедших в негодность и требующих починки.

Приборы и бытовые предметы, содержащие в своем составе драгоценные металлы и камни, свободно продаются и могут быть собственностью частного лица или организации. Исправность или неисправность прибора значения не имеет. Здесь также важен чек, но контроль за такими операциями менее строгий.

Все остальные операции считаются незаконными и преследуются органами охраны правопорядка.

Согласно статистике за 2020 год, преступления, связанные с оборотом драгоценностей, составляли около 0,3-0,5% от всего числа экономических преступлений в нашей стране. При этом данное соотношение не менялось на протяжении с 2003 года.

Это объясняется относительно стабильной ситуацией в стране – если взглянуть на статистику начала-середины 90-х, цифры будут гораздо выше.

Кроме того, совершить преступление в этой сфере довольно сложно, особенно в той области, которая касается добывающего и ювелирного бизнеса.

Это достаточно узкий сектор экономики, в котором большое значение имеет репутация, и злоумышленники вынуждены вступать в крупные сговоры или отказываться от преступной деятельности.

Гораздо более распространенное преступление – кража ювелирных изделий и их продажа в ломбарды или через частные ювелирные мастерские.

Добыча. Реализация драгоценных металлов, найденных или добытых физическими лицами

Рассматривая возможности реализации драгоценных металлов физическими лицами, предоставленные им действующим законодательством Российской Федерации, следует разграничить понятия «находка» и «добыча» драгоценных металлов.

Когда обычный гражданин находит драгоценный металл, то такой металл в соответствии со ст.ст.227, 228 и 229 Гражданского кодекса Российской Федерации является находкой.

Нашедший обязан уведомить об этом собственника или кого-либо из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и передать найденное этому лицу. Если такое лицо неизвестно, нашедший обязан заявить о находке в милицию или в орган местного самоуправления.

При этом нашедший и возвративший найденное лицу, управомоченному на получение, вправе потребовать от него вознаграждение за находку в размере до 20% ее стоимости.

В ряде документов, принятых Администрацией Магаданской области, посвященных данному вопросу, такой найденный металл именуется «подъемным» (случайно найденным).

В ст.1 Федерального закона от 26 марта 1998 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» записано: «Добыча драгоценных металлов — извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы…»

В соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах» (в ред. Федерального закона от 3 марта 1995 г.

) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью, а добытые из недр ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Из сказанного следует, что металлы до их добычи — государственная собственность. Очевидно, что «подъемный» металл — это не добытый металл. Ведь для ведения добычи необходима лицензия, а добыча без лицензии является нарушением требований законодательства.

Статья 30 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» устанавливает, что лица, виновные в нарушении установленного порядка добычи драгоценных металлов, несут уголовную, административную и гражданскую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Полученные в результате осуществления незаконной добычи средства обращаются в доход государства. При этом драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательной сдаче в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации.

Никто, кроме лица, уполномоченного государством на принятие «подъемного» металла, не вправе принять такой металл, а тем более заплатить за него нашедшему указанные выше 20%.

Уполномоченное государством лицо, выплачивая нашедшему вознаграждение, должно удержать с причитающейся суммы подоходный налог (12%) и взнос в Пенсионный фонд (1%).

Именно необходимость взимания указанных налогов с лица, претендующего на такое вознаграждение, не позволяет осуществлять прием «подъемного» металла анонимно.

Для того чтобы сдать находку, совсем необязательно быть зарегистрированным в качестве предпринимателя. Такое требование установлено Законом РФ «О недрах» только для пользователей недр, ведущих добычу металла в соответствии с лицензией и утвержденными квотами.

Оплата 20% лицу, нашедшему металл, затраты по его хранению, производству и транспортировке должны быть произведены государством.

Законодательство не закрепляет непосредственное право на «подъемный» металл субъекта Федерации, на территории которого такой металл был найден, так же, как и не наделяет этого субъекта правом устанавливать режим реализации такого металла.

Очевидно, что вопрос установления порядки реализации «подъемного» металла относится к компетенции федеральных органов или уполномоченных ими соответствующих органов субъектов Федерации.

При этом необходим ясный статус предприятия, осуществляющего прием такого металла, для чего следует определить его права, обязанности, источники финансирования, а также взаимоотношения с бюджетами различных уровней и ответственность по взятым на себя обязательствам. Напомню, что речь идет о металле, принадлежащем государству.

Юридическое лицо, уполномоченное государством на принятие «подъемного» металла, должно иметь юридические, организационные и технические возможности аккумулировать такой металл, хранить, перерабатывать и реализовывать.

Его полномочия при этом могут быть отражены в договоре с уполномоченным государственным органом. Таким образом, понеся расходы по расчетам с нашедшим «подъемный» металл, по производству, хранению, транспортировке и т.д.

, уполномоченное государством юридическое лицо может распорядиться полученным металлом в соответствии с условиями договора (в том числе и на условиях раздела продукции).

Именно такое уполномоченное юридическое лицо может от имени государства за счет средств федерального бюджета осуществлять прием и расчеты за найденные уникальные самородки драгоценных металлов и уникальные драгоценные камни от физических лиц, не являющихся недропользователями.

При этом вполне логично было бы предусмотреть в договоре возможность освобождения такого уполномоченного юридического лица от уплаты налогов и других платежей, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации, за исключением налогов на прибыль от доли продукции, причитающейся такому уполномоченному юридическому лицу при реализации «подъемного» металла.

В тех случаях, когда таким уполномоченным юридическим лицом будет являться недропользователь, стоимость «подъемного» металла не будет включаться в налогооблагаемую базу для уплаты им, например, регулярных платежей за пользование недрами, определяемых как доля от стоимости добытого минерального сырья.

Им не будут также производиться отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и др.

Правовой статус физических лиц — недропользователей более детально отражен в законодательстве.

Такие физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, осуществляют добычу металла на основании выданных им лицензий и установленных квот.

Добытый по условиям лицензии металл является их собственностью, и они вправе реализовывать его по своему усмотрению в соответствии с нормами действующего законодательства и условиями лицензии.

Правительство Российской Федерации приняло 1 декабря 1998 г.

постановление N 1419 «Об утверждении порядка совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа» (аффинаж — это процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории Российской Федерации, или международным стандартам). В числе операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа предусмотрены и операции, связанные с переходом права собственности и иных имущественных прав на минеральное сырье и продукты переработки минерального сырья, использование минерального сырья в качестве залога.

В соответствии с п.

8 упомянутого постановления минеральное сырье, не обремененное обязательствами в соответствии с ранее заключенными договорами на поставку аффинированных металлов, может быть реализовано до аффинажа субъектами их добычи и производства юридическим лицам, имеющим лицензии на операции с драгоценными металлами в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе через биржи драгоценных металлов и драгоценных камней, или использовано в качестве залога или иного финансового обязательства.

Исчерпывающий перечень видов деятельности в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, требующих лицензирования, установлен ст.15 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

Несмотря на то что Федеральному закону «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» уже больше года, процедура получения указанных лицензий до настоящего времени не разработана.

Тем не менее и на сегодняшний день не может считаться нарушением действующего законодательства приобретение минерального сырья для его дальнейшей переработки лицами, уже обладающими правом и возможностями (организационными, техническими, юридическими, экономическими) осуществлять те или иные операции с драгоценными металлами, при условии правильного юридического и бухгалтерского оформления таких сделок, исключающего перепродажу купленного минерального сырья в том же виде, в каком оно было приобретено.

Физическое лицо — недропользователь обладает тем же объемом прав и обязанностей, что и юридическое лицо — недропользователь, что в обоих случаях закреплено в лицензии. Добываемый им металл на выделенной ему в соответствии с лицензией территории является собственностью этого физического лица и должен реализовываться в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Сложность, как и в случае с «подъемным» металлом, заключается в незначительности количества металла, что затрудняет процесс его производства и, соответственно, не дает возможности оперативно получить средства от его использования.

Принятие упомянутого выше постановления Правительства N 1419 стало серьезным шагом на пути к упрощению громоздких и нецелесообразных путей реализации минерального сырья, до недавнего времени сохранявших хорошо знакомые черты государственной монополии.

Свобода распоряжения добытым минеральным сырьем для любого недропользователя ограничена только необходимостью учитывать преимущественное право Российской Федерации и ее субъектов на заключение договоров о приобретении в собственность добытых и произведенных драгоценных металлов (п.6 ст.2 Закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»).

Получив отказ уполномоченных государственных органов в лице Гохрана России и органов исполнительной власти субъекта Федерации, на территории которого были добыты эти драгоценные металлы, недропользователь получает право продать его или распорядиться им другим способом.

Кроме того, действующее, законодательство позволяет решать финансовые проблемы физического лица — недропользователя и иными путями. Так, собственник вправе поручить «заботу» о своем имуществе другому лицу без передачи права собственности на него.

Недропользователь может заключить договор на оказание услуг (выполнение работ) по переработке этого сырья (включая аффинаж) с включением в него положений, характерных для договоров поручения, комиссии или доверительного управления, допускаемых в соответствии со ст.421 ГК РФ.

Передача минерального сырья третьему лицу либо предприятию-переработчику по договору поручения, комиссии или в доверительное управление с целью его переработки и реализации в интересах недропользователя не влечет перехода права собственности и не нарушает условий лицензии такого перерабатывающего предприятия.

Подобный договор допускает переработку и реализацию переданного металла независимо от его количества.

Добытое физическим лицом — недропользователем минеральное сырье вместе с аналогичным сырьем других таких же недропользователей может быть переработано в слиток и продано по их поручению.

При этом средства от реализации небольшого количества металла, сданного каждым недропользователем, будут получены им значительно быстрее, чем если бы ему пришлось самостоятельно добывать и накапливать его до нужного количества.

Аналогичный комплекс услуг может быть предоставлен недропользователю и в рамках договора простого товарищества (совместной деятельности), что в отличие от других видов договоров позволяет воспользоваться перечисленными выше услугами по производству, хранению, транспортировке драгоценных металлов без уплаты налога на добавленную стоимость.

Проблема оперативного и регулярного возврата средств за добытый недропользователем металл может быть решена и путем выплаты предприятием-переработчиком залоговой стоимости сдаваемого ему на переработку минерального сырья в качестве обеспечения обязательства по его переработке и реализации.

Оплатив залоговую стоимость принимаемого на переработку и реализацию минерального сырья, предприятие-переработчик (аффинажный завод) по существу становится собственником металла, имея возможность возместить свои расходы после его реализации.

Использование для реализации минерального сырья договоров, отличных от договора купли-продажи, позволяет сохранять право собственности на металл до момента реализации его в уже аффинированном виде, соотносить стоимость произведенных затрат и рыночной стоимости на момент продажи и определять этот момент, получить дополнительные доходы от использования металла, не продавая его (разместив его на обезличенных счетах, использовав его в качестве залога и др.).

Юрисконсульт ЗАО «НБЛзолото» А.Ашавская

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector