- Виды лома черных металлов
- Основные характеристики
- Где встречается?
- Кому сдать?
- Потребители и процесс переработки
- Цена металлолома 5А
- Черный лом 5а — негабаритный металлолом — Портал о ломе, отходах и экологии
- Основные характеристики
- Где встречается
- Кому сдать
- Классификация лома черных металлов
- Лом черных металлов категории 5А − что это и куда сдать?
- Характеристика лома категории 5А
- Источники лома 5А
- Куда сдать лом категории 5А
- Виды лома черных металлов
- Нормативная база, определяющая виды черного лома
- Классы лома черного металла
- Категории лома по ГОСТу
- Виды лома и отходов черных металлов
- Стальной лом черных металлов: вид лома 3А
- Черный лом: особенности классификации
- Классы черного металлолома
- Категории черного лома по ГОСТу 2787-75
- Виды лома и отходов черных металлов
- Стальной лом 3А
- Классификация чугунного лома
Лом марки 5А представлен крупными и средними кусками черного металла. Основным нормативным документом для него является ГОСТ 2787-75, разделяющий лом на классы по качеству. Категория 5А является промежуточным звеном между 3А и 12А.
В металлургии часто применяется переплавленный лом 5А, однако обработка требует тщательной проверки каждой детали. В зависимости от процентного содержания элементов в составе и состояния исходного сырья определяется качество итогового продукта. При использовании материала с неподходящими параметрами снижается качество продукции или получается брак.
Вернуться к содержанию
Виды лома черных металлов
В России на протяжении длительного времени перерабатывают вторсырье металла. Чермет разделяют на группы:
- по количеству углерода – сталь и чугун;
- по присутствию легирующих добавок – углеродный, легирующий.
Вид лома 5А также определяется на основании его качества (28 категорий) и содержания легирующих компонентов (67 групп).
Вернуться к содержанию
Основные характеристики
Размеры лома 5А должны быть больше 1,5 м х 0,5 м х 0,5 м, а толщина – 6 мм. Масса элемента в таком случае будет находиться в пределах 1-5000 кг.
К данному классу относятся трубы диаметром больше 200 мм и длиной до 1,5 м. Другие элементы данной группы – крупногабаритный лом черного и цветного металла.
К преимуществам относится возможность приемки в стандартном виде, без сплющивания и прочей деформации деталей, в том числе труб.
К основным требованиям к лому 5А относится его чистота. Мусора и примесей в нем не должно быть больше 3% по массе, в некоторых пунктах приема металла данный параметр увеличивается до 5%. К мусору относятся все неметаллы в составе – грязь, пыль, песок и пр.
В некоторых случаях к засорам причисляют и легирующие компоненты. При приеме лома металла 5А полностью исключить засор не получится, даже если материал будет идеально чистым. В данном случае процент засора будет соответствовать количеству потерь материала при очистке и подготовке к обработке.
Это является условием металлургических предприятий.
На металлоломе должны отсутствовать слои коррозии, которые отделяются при динамическом воздействии. Небольшой налет является приемлемым для лома 5А. Специалисты обращают внимание на следы воздействия кислот, что указывает на изменение свойств металла.
В результате дальнейшей обработки материала могут проявиться недопустимые свойства или измениться прочностные и прочие механические характеристики.
Большинство небольших пунктов приема металла не обращают внимания на данный фактор, а металлургическое предприятие забракует лом металла 5А со следами кислотного воздействия.
Вернуться к содержанию
Где встречается?
Крупноразмерные элементы для вторичной обработки чаще всего являются продуктом строительной отрасли. Это каркасы, несущие конструкции, второстепенные балки и т.д. Второй источник – промышленные предприятия. В данном случае лом получают в результате переоборудования, замены деталей станков и пр.
Лом категории 5А включает части механизмов и оборудования, промышленных установок и прочих составляющих цехов. Чаще всего в промышленности используют стальные элементы, к которым относятся уголки, швеллеры и прочий прокат.
Источниками лома черных металлов категории 5А выступают:
- военная отрасль;
- коммунальное хозяйство (коммуникации, агрегаты);
- транспорт (машины и механизмы, сооружения);
- энергетика (ЛЭП, оснастка, передающие устройства);
- промышленность (инженерные сети, машины и механизмы);
- строительство (несущие, самонесущие, ненесущие элементы, закладные детали, составляющие сооружений, техника).
Лом черного металла 5А включает опоры и пролетные части мостов, габаритные элементы станков, железнодорожные вагоны, технику, танки и т.д.
Отличием категории 3А является прием менее габаритных материалов. Для этого металлолом марки 5А режут на части, которые подходят по размерам.
Преимуществом такого решения является повышение категории, что влечет увеличение стоимости металлолома. При обработке металла до сдачи стоит учитывать расходы на применение режущих инструментов и транспортировку.
В некоторых случаях при учете резки и перевозки цена лома 5А будет привлекательнее, чем 3А.
Вернуться к содержанию
Кому сдать?
Данная категория является весьма востребованной, поэтому найти пункт приема достаточно легко в любом городе. Это обусловлено применением его в качестве вторсырья при изготовлении металлургической продукции, большими габаритами и весом изделий. В большинстве случаев приемные пункты предлагают услугу выезда бригады и техники, чтобы забрать металлолом 5А у продавца.
Самое распространенное решение – вызов бригады, которая осуществляет резку и демонтаж сооружения, станка или прочего оборудования. Эта же организация занимается самовывозом металлолома.
Вернуться к содержанию
Потребители и процесс переработки
Потребителями сырья являются металлургические предприятия (заводы, комбинаты и т.д.). Цена на металлолом 5А средняя, что позволяет выгодно продавать металл и приобретать сырье для вторичной обработки.
Автоматизация обработки сокращает затраты, поэтому потребитель получает качественный продукт без значительных капиталовложений.
Соблюдение правил обработки материала и проверка качества сырья являются гарантами высокого качества готового изделия.
Трейдеры стального лома 5А перерабатывают материал до нужных размеров для возможности погружения в печь-плавильню. Первостепенная задача комбината – произвести сортировку сырья, при которой происходит деление на несколько групп. Факторами отбора являются:
- качество;
- химический состав;
- способ обработки.
Отдельно складируют отбракованные элементы, на которых имеются слои коррозии, следы кислотного воздействия, радиоактивные включения и вещества, способные детонировать при нагреве. При наличии примесей цветного металла его складывают отдельно.
Следующий этап – механическая и химическая обработка лома черных металлов 5А. Что это значит? Механическая обработка включает резку на отдельные небольшие элементы, которые поместятся в печь. После этого происходит обезжиривание поверхности, если на ней имеется большое количество мусора. Уплотнение необходимо при использовании в качестве лома длинных изделий небольшой толщины.
Химическая обработка включает очистку металла от неметаллических примесей и прочих нежелательных компонентов.
После такой обработки может производиться повторная сортировка, что позволяет отдельным деталям переходить из одной категории качества в другую. На основании этого цена изделия может отличаться.
При приеме чермета 5А не учитывается способ обработки поверхности (механический и химический), поэтому данный фактор не сказывается на стоимости продукта.
При разделении металлолома на группы на производстве учитываются:
- размеры, группа и вид изделия;
- способ механической обработки;
- предназначение;
- сложность погружения в печь-плавильню.
После сортировки отдельные партии продают по более высокой цене, что обусловлено однородностью металлолома категории 5А. На комбинате использование однородного сырья приводит к упрощению обработки и плавления, а качество итогового продукта становится выше.
Сырье собирают определенным образом, придавая ему форму брикета или пакета с похожими размерами и практически одинаковым весом.
Вернуться к содержанию
Цена металлолома 5А
Рыночная цена металлолома 5А составляет порядка 11-12 тыс. руб. за тонну. При поставке небольшого количества металла стоимость будет ниже, она растет пропорционально массе.
Черный лом 5а — негабаритный металлолом — Портал о ломе, отходах и экологии
Лом черных металлов 5А – крупногабаритный или негабаритный кусковой лом, регламентируется ГОСТом 2787-75, который устанавливает 28 категорий металлолома в зависимости от его показателей качества. Рассмотрим более подробно категорию 5а. Это промежуточная категория между 3А и категорией 12А.
Переплавка металлолома является важным фактором в производственном процессе металлургических предприятий и комбинатов. Но это возможно лишь при правильном подборе необходимого металлолома.
Дело в том, что в зависимости от химического состава и состояния «сырья», напрямую зависит результат переработки. Если в качестве исходного был взят неподходящий материал, то качество выплавляемой продукции резко снижается, либо вовсе получается брак.
Основные характеристики
К металлолому категории 5А относится негабаритный лом размерами более 1500х500х500 мм. Минимально требуемая толщина металла – 6 мм. Вес куска должен находится в пределах от 1 до 5000 кг.
Также металлолом категории 5а включает в себя трубы диаметром более 200 мм и максимальной длиной – 1500 мм. В отличие от других категорий, здесь нет необходимости разрезать или сплющивать их (трубы). Такие «не жесткие» требования к категории, позволяют относить к ней практически весь крупногабаритный и тяжеловесный металлолом.
Основным требованием, предъявляемым к данной категории, является ее чистота. Допускается наличие засора не более 3% от общей массы, но в любом случае на базе приема металлолома засор будет ставиться минимум 5%.
Засор – все неметаллические вкрапления, находящиеся в металле. Например: грязь, пыль, песок, мусор и т. д. Иногда под засором понимают легирующие элементы, входящие в состав стали или сплава.
НО, опять же стоит знать, если даже металл будет идеально чистым – засор будет ставиться В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ – это потери металла – такие требования перед металлоприемками ставят металлургические комбинаты.
Также немаловажным является отсутствие коррозии на сдаваемом металле. Ржавым принято считать металл, от которого отделяется слой при ударе. Стоит отметить, что эта категория допускает наличие небольшого коррозионного налета.
Нежелательно наличие на сдаваемом металлоломе категории 5А, следов кислотного воздействия. Дело в том, что при погружении в кислотное пространство, химические свойства металла могут измениться. Это может вызвать непредвиденные ситуации в процессе использования металла. Но, если честно, на это мало кто обращает внимания при приеме металлолома.
Где встречается
Как стало понятно из приведенных характеристик, категория 5а представляет собой крупногабаритный металлолом. Основным «поставщиком» данного вида является строительная индустрия. Это различные каркасы, направляющие и т. д. Также подобный металлолом можно получить в процессе амортизации промышленного оборудования.
Лом черного металла 5а может включать в себя крупногабаритные стальные составляющие промышленного оборудования, части механизмов и агрегатов. Проще говоря, весь стальной металлолом, имеющий большой вес и размеры, относится к данной категории. Балки, швеллеры, уголки и прочее – категория 5А.
Если сдавать такую балку целиком – это будет категория 5А
Танки, машины, ж/д вагоны, крупные части станков, мосты, опоры и т.д. – все это будет относится к данной категории.
Этот ржавый танк на фото будет относиться к категории лома 5А
Но тут есть маленькая поправка – из категории 5А зачастую можно сделать 3А, для этого достаточно лишь порезать крупногабаритный лом в стандарт категории 3А.
Например, балку, швеллер всегда можно порезать “в габарит” и получить металлолом категории выше, соответственно и дороже. Но не всегда это целесообразно, т.к.
стоит учитывать затраты на резку и транспортировку – иногда проще и дешевле привезти негабарит, нежели резать его в 3А.
Кому сдать
Данный вид металлолома легко можно сдать в любом городе, металл востребованный. Никакая приемка не откажется от категории 5А. Средняя цена по России на металлолом категории 5А составляет 6-8 тысяч рублей за тонну. При большом объеме сдаваемого металла можно просить цену выше.
Спрос на данную категорию будет довольно большой. Как правило, в каждом городе есть пункт приема металлолома, который занимается приемом категории 5А. Благодаря своей «обычности», такой лом не требует специального потребителя. Ввиду большого веса (как правило) сдаваемого металлолома, пункты приема вторсырья предлагают услугу выезда бригады на место.
Классификация лома черных металлов
В нашей стране широко популярен рынок переработки вторичного сырья. Это касается в частности, черного и цветного металлолома. Как правило, вторичные черные металлы делятся на два класса. По содержанию углерода:
- • Стальной лом;
- • Чугунный лом.
- По наличию легирующих элементов:
- • Углеродные;
- • Легирующие.
Существует 28 видов качества металла и 67 групп, которые определяются содержанием легирующих элементов. В качестве примера можете обратиться на сайт компании «ПромИнвест» http://www.metalistgroup.ru/ и посмотреть существующие предложения. Распределение вторичных черных металлов по категориям, видам, обозначению и шифру распределяется согласно следующим стандартам.
Категория черного металла в соответствии с ГОСТ 2787-75:
1А – отходы кускового металла, который перерабатывают в плавильнях. За исключением проволоки. Есть ограничения по габаритам;
2А; 2Б – это лом в кусках, подлежащий переработке. Максимальный размер куска 60х35х25см. Но при определенных обстоятельствах могут принимать куски большего размера, если они обработаны соответствующим образом;
3А – это стальной кусковой металлолом, чьи размеры не превышают 1,5х0,5х0,5 метра с весом не больше 600 кг и не меньше 1 кг. Это могут быть и трубы, если диаметр больше 150 мм, а толщина металла не меньше 4 мм. Трубы должны быть распилены вдоль или сплющены;
3АБ – это тоже стальной лом с габаритами указанными выше. Только трубы в этой категории должны иметь толщину металла более 8 мм. Исключаются: части двигателей и механизмов, а также оси грузовых автомобилей;
- 3АР – это рельсовый кусковой металл длинной не более 1,5м, диски, а также оси размером не превышающий 1,5х0,5х0,5м. Включая рельсовые крепления: болты, костыли и другие элементы;
- 3АБТ – Стальной лом с габаритными параметрами не больше 1,5х0,5х0,5 м, с весом не более 600 кг и не менее 1 кг, трубы диаметром более 150 мм должны быть сплющены или разрезаны вдоль. Толщина не меньше 20 мм;
- 4А; 4Б – это мелкий металлолом, который часто встречается на производствах: ненужные гайки, болты, шайбы и так далее. Одним словом все, что подходит для переработки в плавильных агрегатах;
- 5А; 5Б – негабаритные куски отходов: стальной скрап и т.д;
6А; 6Б – брикетированная стальная стружка №1. Нет ограничений по размерам. Определенные условия по плотности вторичного сырья;
7А; 7Б — брикетированная стальная стружка №2. Также не имеет ограничений по габаритам, но есть определенные условия согласно плотности;
8А; 8Б – маловесные стальные чистые отходы в пакетах. Есть требования по габаритам. В определенных случаях габариты могут быть уменьшены по требованию;
9А; 9Б – это легковесные пакеты из отходов под шрифтом №2. Требования такие же, как и для пакета №1;
10А – металлолом и стальные отходы в пакетах №3. Минимальная масса составляет 40 кг.
11А; 11Б – это пакетируемый лом из отходов высококачественного металла: трубы, полосы и так далее;
12А – бытовой и промышленный металлолом в пакетах. Сортовые и прочие отходы.
- 13А; 13Б – стальная проволока и канаты. Диаметр мотка не превышает 100см с массой не более 20кг;
- 14А; 14Б – стружковые отходы №1 без присутствия кускового металла;
- 15А; 15Б – отходы стружки №2 без фрагментов вьюнообразной формы;
- 16А; 16Б – вьюнообразная стружка, предназначенная для переработки в соответствующих печах. Без каких-либо габаритных ограничений;
- 17А; 17Б – отходы от производства чугуна и лома. Массой до 20 кг;
- 18А; 18Б – чугунные и металлические отходы №2;
- 19А — отходы при производстве чугуна №3 с повышенным содержанием фтора;
- 20А; 20Б – чугунные негабаритные отходы для переплавки. Нет требований по размеру и весу;
- 21А – чугун 2-ой категории и негабаритные отходы в виде поддонов;
- 22А – чугунный металлолом категории №3;
- 23А — брикетированная стружка без определенных габаритных требований с массой до 20кг;
- 24А – очищенная чугунная стружка без присутствия кусков лома;
- 25А; 25Б – это куски эмалированного и оцинкованного металлолома;
- 26А; 26Б – безразмерный присад;
- 27А – производственная окалина, без частей и обрезов;
- 28А – печной шлак без определенных требований к размерам;
- 5Б22 – отходы марганцовистых сталей, предназначенные для переплавки.
Из этого списка можно выделить металлолом, который встречается нам в повседневной жизни каждый день и не подвергается никакой переработке. Из этого можно сделать вывод, что государство особо не заинтересовано в рынке вторичного сырья и как показывает практика, этим занимаются частные предприятия. Поэтому необходимо знать нормы ГОСТа по отношению черного металлолома.
Выводы
Благодаря приведенному выше списку классификации черного металлолома, специалистам будет легче разобраться в государственных стандартах. Это не развернутый пример, а краткое содержание основных позиций вторичного сырья, предназначенного для переработки в плавильных печах металлургических комбинатов.
Для людей, которые занимаются продажей вторичного металлолома, это очень полезная информация. Стоит более тщательно изучить положение регламента по переработке такого сырья, чтоб быть уверенным в правильности своих действий.
Статистика доходов от бизнеса по переработке свидетельствует о высоких доходах этого сектора экономики. Не удивительно, что основная часть таких предприятий сконцентрирована в руках большого бизнеса. Ведь после развала СССР все бездумно распродали. Но главное, это прибыльность данного направления.
Лом черных металлов категории 5А − что это и куда сдать?
Процесс приема металлического лома в переработку строго регламентирован нормативно-технической документацией. ГОСТ 2787-85 предполагает предварительную сортировку всего сдаваемого вторичного сырья по категориям на основании:
- химического состава;
- доли углерода;
- габаритных размеров;
- наличия загрязнений и неметаллических включений.
Классификация включает в себя 28 классов в зависимости от целого ряда технических параметров. Сталь входит в первые 16 классов, чугун–с 17 по 24 класс, окалину, шлак и присад маркируют 25-28 классом.
Дополнительная литера А в маркировке указывает на углеродистые материалы, лом с легирующими добавками помечен литерой Б.
Таким образом черный лом 5А это негабаритный стальной лом без легирующих компонентов, промежуточное звено между категориями 3А (габаритный лом) и 12А (жесть).
Грамотная сортировка вторичного сырья на категории имеет прямое влияние на технологические процессы переработки, а от состояния лома и его химического состава зависит качество конечной продукции.
Характеристика лома категории 5А
К данной категории относят весь лом черных металлов, отдельные куски которого имеют негабаритные размеры. Минимальная допустимая толщина металла составляет 6 мм, вес от 1 до 5000 кг, а размер превышает 1500х500х500 мм.
Вешний вид лома категории 5А
Металлолом категории 5А представляет собой крупные куски черного металла, трубы диаметром более 200 мм и длиной до 1,5 м. Примечательно, что крупнокусковой лом не требует резки и расплющивания, трубы и части конструкций несложно сдать в стандартном виде.
Важным требованием к сдаваемому сырью служит степень чистоты. Показатель допустимого засора ограничен 3%, на практике базы приема указывают засор в 5%. Под понятие засора попадают все неметаллические включения (грязь, песок, пыль, мусор), иногда и легирующие компоненты.
Лом 5А не должен иметь коррозии, при которой происходит расслаивание материала при динамическом воздействии, а также признаков контакта с кислотой.
Кислотное воздействие способно изменить технические свойства металла, что в последствии может негативно сказаться на конечной продукции переработки.
Допустим небольшой налет ржавчины без повреждения структуры материала.
Источники лома 5А
Основным поставщиком крупногабаритного лома является сфера строительства. К категории 5А относят:
- каркасы;
- элементы несущих конструкций;
- опорные балки;
- второстепенные детали.
Большое количество лома черных металлов 5А представляет собой части крупных агрегатов, механизмов, технологических установок, иных стальных составляющих цехов промышленных предприятий разной специализации.
Большое количество вторичного сырья данной категории поступает из:
- коммунального хозяйства;
- военной отрасли;
- объектов энергетики (ЛЭП, оснастка предприятий, энергоносители);
- транспортной сферы (машины, спецтехника, механизмы, инженерные сооружения);
- промышленных предприятий;
- строительной отрасли.
Металлический лом 5А объединяет пролеты и опоры мостов, крупные части станков, швеллер, балки, любую специализированную технику, танки, железнодорожные вагоны.
Необходимо знать, что большую часть металлического лома несложно перевести в категорию 3А путем резки отдельных частей на габаритные элементы. Однако при этом необходимо учесть расходы на измельчение и перевозку лома. Нередко с экономической точки зрения крупногабаритный лом разумно сдать целиком, без дополнительных расходов на подготовку.
Куда сдать лом категории 5А
Данная категория является весьма востребованной на рынке вторичного сырья, поэтому металл можно сдать в любой приемный пункт.
Учитывая особенность лома черных металлов данной категории, чаще всего при обращении в принимающую компанию заказывают услугу по демонтажу объекта, резке, погрузке и вывозу металлолома.
При окончательном расчете стоимость дополнительных услуг вычитается из цены партии принятого вторичного сырья.
Стоимость лома категории 5А зависит от:
- рыночной стоимости металлолома;
- объёма сдаваемого металла;
- использования дополнительных услуг.
Планируя сдать партию металла в переработку, разумно узнать стоимость лома данной категории в нескольких приемных пунктах.
Увеличить прибыль несложно, если подкопить лом, и сдать его большой партией на крупную площадку сбора металлолома или на перерабатывающее предприятие. Однако, это не всегда возможно по причине большого веса отдельных негабаритных стальных деталей. Погрузка и перевозка такого лома требует привлечения специальной техники, которая не всегда есть в собственности у сдатчика.
Грамотный подход предполагает обращение в компанию, которая располагает собственной техникой и опытными мастерами для оперативного и безопасного демонтажа и вывоза негабаритного металлического лома.
Виды лома черных металлов
Сдача на предприятие лома черных металлов предполагает соблюдения ряда требований. В частности, передаче лома на предприятие должна предшествовать его сортировка, значительно облегчающая дальнейшую его переработку. Поэтому важно хорошо ориентироваться в классификации лома чермета.
Нормативная база, определяющая виды черного лома
Классификация (а следовательно, и сортировка) лома черного металла производится с опорой на ГОСТ 2787-75 «Металлы черные вторичные. Общие технические условия» от 1977 года (с внесенными в него некоторыми изменениями).
Согласно ГОСТу, лом черного металла подразделяется на классы, категории, виды и группы, что позволяет учитывать и оценивать любые отходы из стали и чугуна. Каждая разновидность вторсырья получает определенный индекс, в котором дана его сжатая характеристика. Этот индекс вкупе с более развернутым описанием вида каждого лома можно найти в таблицах ГОСТа.
Классы лома черного металла
С позиций упомянутого стандарта выделяют два класса черного лома. Основанием деления является доля содержания углерода в металле:
- стальные лом и отходы (содержат менее 2,14% углерода, что справедливо по отношению к железоуглеродистым сплавам с низким процентом примесей);
- чугунные отходы и лом (характеризуются высоким содержанием углерода в железе).
Иногда к этим классам добавляют и третий — нержавеющую сталь. Но ее позиция в классификации не может быть решена однозначно.
С одной стороны, нержавейка – результат взаимодействия железа и углерода (чем является также конструкционная сталь и чугун), а с другой стороны, при ее производстве добавляют легирующие элементы – примеси (преимущественно цветных металлов), которые существенно изменяют свойства стали.
Помимо перечисленных классов выделяют вторичный чермет вне класса: доменный присад, окалину, сварочный шлак.
Категории лома по ГОСТу
Кроме классов лом и отходы черного металла распределяются по категориям:
- А (углеродистые соединения);
- Б (легированные соединения).
Обозначение категории входит в индекс, присваиваемый каждой разновидности черного лома. Так, например, категория 5А может включать в себя куски арматуры из углеродистой стали диаметром более 10 мм и длиной более 1 метра, а 5Б — негабаритные куски лома (включая ту же арматуру), но уже из легированной стали.
ГОСТ 2787-75
Виды лома и отходов черных металлов
Основанием для деления лома чермета по видам служат его качественные характеристики. В частности, для приема, транспортировки и дальнейшей переработки вторсырья имеют значения его габариты и внешний вид: листовой или кусковой металл, трубы, обрезь, стружка, пакетированный металл и т.п.
Всего по ГОСТу выделяют 28 видов лома чермета, которые распределяются следующим образом:
- 1-16 — относятся к лому чугуна;
- 17-24 — относятся к лому стали;
- 25-28 — не принадлежат ни к одному из этих классов.
Индекс каждой разновидности лома дает информацию об основном материале лома (сталь или чугун), о том, в каком виде принимается и при соблюдении каких условиях пригоден для дальнейшей переработки.
Наиболее востребованным являются категории:
- 3А — габаритный стальной лом;
- 5А — негабаритный стальной лом, включая балки, швеллеры, трубы большого диаметра, которые сдаются без предварительной разки и сплющивания;
- 11А — лом стали высокого качества в виде труб, листов или полос;
- 12А — достаточно тонкий лом, пригодный для пакетирования (до 40 кг в одном пакете).
Каждый вид согласно классификации, изложенной в ГОСТе, допускает (или, наоборот, не допускает) наличия определенного процента безвредных примесей, окалины, следов коррозии, кислоты и т.п. Стандартом также предусмотрены и способы его фасовки, поскольку от них зависит безопасная его транспортировка к металлургическому предприятию. Это могут быть:
- куски (габариты которых строго оговорены в стандарте);
- брикеты;
- пакеты.
В зависимости от качества и габаритов одна и та же металлическая деталь может относиться к разным категориям. Так, например, трубы можно отнести к категориям 3А, 5А, 11А, 12А в зависимости от размера их сечения и толщины стенок.
В зависимости от параметров к разным категориям (3А, 5А) относится арматура или балки. Вместе с тем некоторые детали на лом можно отнести только к определенной категории.
Так рама автомобиля или спецтехники подходит под определение вида 5А, а кузов легковой машины — под 12А.
Многие агрегаты (например, электродвигатели) содержат в себе черные и цветные металлы. Поэтому определить весь агрегат к какой-то одной категории лома невозможно: требуется его разборка с последующей сортировкой деталей из металлов разных видов.
Стальной лом черных металлов: вид лома 3А
Эта категория лома наиболее широко используется в металлургической промышленности, поэтому о ней стоит рассказать подробнее.
В категорию 3А входит исключительно стальной лом, не превышающий габаритов 800 (Д) х 500 (Ш) х500 (В) мм. Минимальный вес одного куска такого лома составляет 2 кг, максимальный — 600 кг.
Толщина стенок сдаваемого в переработку изделия должна укладываться в пределы 4-8 мм. Если на лом сдаются стальные трубы, то их сечение не должно превышать 42-200 мм (при превышении данного критерия куски труб сплющивают).
ГОСТ четко указывает на недопустимость включений в лом 3А цветных металлов.
Такая жесткость требований связана с особенностями перевозки и переработки вторсырья: куски указанных размеров легко транспортируются россыпью в открытом товарном вагоне и отправляются в плавильную печь без предварительной резки, что упрощает производство.
Помимо габаритов учитывается и степень загрязненности вторсырья. Так, на ломе не должно быть:
- ржавчины (то есть она не должна отслаиваться при ударе по нему), хотя небольшой ржавый налет вполне допустим;
- следов кислот;
- следов эксплуатации в условиях высокой температуры.
Лом 3А должен быть чистым, что не исключает допустимости небольшого процента засора (1,5-2%), под которым в данном случае понимаются неметаллические вкрапления (грязь, пыль, песок, следы краски и т.п.).
Лом 3А — категория, востребованная не только благодаря качеству металла и удобству переработки на металлургическом предприятии, но и по причине ее общей распространенности. Скопление лома 3А — естественное следствие проведения работ в сферах:
- строительства — несущие конструкции, швеллеры, арматура, уголки и т.п.;
- машиностроения и ремонта механизмов — валы, шестерни или узлы механизма целиком;
- коммуникаций — трубы отопления, водоснабжения, задвижек и запорной арматуры и т.п.
Предприятия принимают крупные партии лома от нескольких тонн весом. Однако сдавать металлолом в меньшем количестве можно в пункты приема, которые обеспечивают связь с предприятиями металлургической промышленности и передачу им лома уже крупными партиями.
Черный лом: особенности классификации
Самый перерабатываемый материал — это железо, черный лом. Любое стальное или чугунное изделие рано или поздно приходит в негодность, становится металлоломом.
Лом и отходы черных металлов востребованы металлургической промышленностью, т.к. использование металлолома экономит энергию и природные ресурсы. Ежегодно в России заготавливается около 30 млн. т.
лома и отходов черных металлов. При производстве стали используется до 27% металлолома.
Сдача на переработку лома черных металлов предполагает соблюдения ряда требований. В частности, перед передачей лома предприятиям вторчермета желательна его сортировка, значительно облегчающая дальнейшую его переработку. Поэтому важно хорошо ориентироваться в классификации лома и отходов черных металлов.
Классификация лома черных металлов производится по ГОСТу 2787-75 «Металлы черные вторичные. Общие технические условия».
Согласно этому ГОСТу, лом черных металлов подразделяется на классы, категории, виды и группы, что позволяет практически однозначно идентифицировать каждый вид черного металлолома. Каждая разновидность вторсырья получает определенный индекс, в котором дана его сжатая характеристика. Этот индекс вкупе с более развернутым описанием вида каждого лома можно найти в таблицах ГОСТа.
Классы черного металлолома
С позиций упомянутого стандарта выделяют два класса черного лома. Основанием деления является доля содержания углерода в металле:
- стальные лом и отходы (содержат менее 2,14% углерода, что справедливо по отношению к железоуглеродистым сплавам с низким процентом примесей);
- чугунные отходы и лом (характеризуются высоким содержанием углерода в железе).
Иногда к этим классам добавляют и третий — нержавеющую сталь. Но ее позиция в классификации не может быть решена однозначно.
С одной стороны, нержавейка – результат взаимодействия железа и углерода (чем является также конструкционная сталь и чугун), а с другой стороны, при ее производстве добавляют легирующие элементы – примеси (преимущественно цветных металлов), которые существенно изменяют свойства стали.
Помимо перечисленных классов выделяют вторичный чермет вне класса: доменный присад, окалину, сварочный шлак.
Категории черного лома по ГОСТу 2787-75
Кроме классов лом и отходы черного металла распределяются по категориям:
- А (углеродистые соединения);
- Б (легированные соединения).
Обозначение категории входит в индекс, присваиваемый каждой разновидности черного лома. Так, например, категория 5А может включать в себя куски арматуры из углеродистой стали диаметром более 10 мм и длиной более 1 метра, а 5Б — негабаритные куски лома (включая ту же арматуру), но уже из легированной стали.
Стальные лом и отходы | А | Стальные лом и отходы N 1 | 1 | 1А |
А, Б | Стальные лом и отходы N 2 | 2 | 2А, 2Б | |
А, Б | Стальные лом и отходы N 3 | 3 | ЗА, ЗБ | |
А, Б | Стальные лом и отходы N 4 | 4 | 4А, 4Б | |
А, Б | Негабаритные стальные лом и от ходы (для переработки) | 5 | 5А, 5Б | |
А, Б | Брикеты N 1 из стальной стружки | 6 | 6А, 6Б | |
А, Б | Брикеты N 2 из стальной стружки | 7 | 7А, 7Б | |
А, Б | Пакеты N 1 | 8 | 8А, 8Б | |
А | Пакеты N 2 | 9 | 9А | |
А | Пакеты N 3 | 10 | 10А | |
А, Б | Лом для пакетирования N 1 | 11 | 11А, 11Б | |
А | Лом для пакетирования N 2 | 12 | 12А | |
А, Б | Стальные канаты и проволока | 13 | 13А, 13Б | |
А | Стальная стружка N 1 | 14 | 14А | |
А, Б | Стальная стружка N 2 | 15 | 15А, 15Б | |
А, Б | Вьюнообразная стальная стружка (для переработки) | 16 | 16А, 16Б | |
Чугунные лом и отходы | А, Б | Чугунные лом и отходы N 1 | 17 | 17А, 17Б |
А | Чугунные лом и отходы N 2 | 18 | 18А | |
А | Чугунные лом и отходы N 3 | 19 | 19А | |
А, Б | Негабаритные чугунные лом и отходы N 1 (для переработки) | 20 | 20А, 20Б | |
А | Негабаритные чугунные лом и отходы N 2 (для переработки) | 21 | 21 А | |
А | Негабаритные чугунные лом и отходы N 3 (для переработки) | 22 | 22А | |
А | Брикеты из чугунной стружки | 23 | 23А | |
А, Б | Чугунная стружка | 24 | 24А, 24Б | |
Вне класса | А, Б | Доменный присад | 25 | 25А, 25Б |
А, Б | Негабаритный доменный присад (для переработки) | 26 | 26А, 26Б | |
А | Окалина прокатного и кузнечного производства | 27 | 27А | |
А | Сварочный шлак | 28 | 28А |
Виды лома и отходов черных металлов
Основанием для деления лома чермета по видам служат его качественные характеристики. В частности, для приема, транспортировки и дальнейшей переработки вторсырья имеют значения его габариты и внешний вид: листовой или кусковой металл, трубы, обрезь, стружка, пакетированный металл и т.п.
Всего по ГОСТу выделяют 28 видов лома чермета, которые распределяются следующим образом:
- 1-16 — относятся к лому чугуна;
- 17-24 — относятся к лому стали;
- 25-28 — не принадлежат ни к одному из этих классов.
Индекс каждой разновидности лома дает информацию об основном материале лома (сталь или чугун), о том, в каком виде принимается и при соблюдении каких условиях пригоден для дальнейшей переработки.
Наиболее ликвидными являются категории:
- 3А — габаритный стальной лом;
- 5А — негабаритный стальной лом, включая балки, швеллеры, трубы большого диаметра, которые сдаются без предварительной разки и сплющивания;
- 11А — лом стали высокого качества в виде труб, листов или полос;
- 12А — достаточно тонкий лом, пригодный для пакетирования (до 40 кг в одном пакете).
Каждый вид согласно классификации, изложенной в ГОСТе, допускает (или, наоборот, не допускает) наличия определенного процента безвредных примесей, окалины, следов коррозии, кислоты и т.п. Стандартом также предусмотрены и способы его фасовки, поскольку от них зависит безопасная его транспортировка к металлургическому предприятию. Это могут быть:
- куски (габариты которых строго оговорены в стандарте);
- брикеты;
- пакеты.
В зависимости от качества и габаритов одна и та же металлическая деталь может относиться к разным категориям. Так, например, трубы можно отнести к категориям 3А, 5А, 11А, 12А в зависимости от размера их сечения и толщины стенок.
В зависимости от параметров к разным категориям (3А, 5А) относится арматура или балки. Вместе с тем некоторые детали на лом можно отнести только к определенной категории.
Так рама автомобиля или спецтехники подходит под определение вида 5А, а кузов легковой машины — под 12А.
Многие агрегаты (например, электродвигатели) содержат в себе черные и цветные металлы. Поэтому определить весь агрегат к какой-то одной категории лома невозможно: требуется его разборка с последующей сортировкой деталей из металлов разных видов.
Стальной лом 3А
Эта категория лома наиболее популярная в металлургической промышленности.
В категорию 3А входит стальной лом, не превышающий габаритов 800 (Д) х 500 (Ш) х500 (В) мм. Минимальный вес одного куска такого лома составляет 2 кг, максимальный — 600 кг.
Толщина стенок сдаваемого в переработку изделия должна укладываться в пределы 4-8 мм. Если на лом сдаются стальные трубы, то их сечение не должно превышать 42-200 мм (при превышении данного критерия куски труб сплющивают).
Присутствие цветных металлов в партиях лома 3А недопустимо.
Такая жесткость требований связана с особенностями перевозки и переработки вторсырья: куски указанных размеров легко транспортируются россыпью в открытом товарном вагоне и загружаются в плавильную печь без дополнительной подготовки, что упрощает производство.
Помимо габаритов учитывается степень загрязненности вторсырья. Так, на ломе не должно быть:
- ржавчины (то есть она не должна отслаиваться при ударе по нему), хотя небольшой ржавый налет вполне допустим;
- следов кислот;
- следов эксплуатации в условиях высокой температуры.
Лом 3А должен быть чистым, что не исключает допустимости небольшого процента засора (1,5-2%), под которым в данном случае понимаются неметаллические вкрапления (грязь, пыль, песок, следы краски и т.п.).
Лом 3А — категория, востребованная не только благодаря качеству металла и удобству переработки на металлургическом предприятии, но и по причине ее общей распространенности. Скопление лома 3А — естественное следствие проведения работ в сферах:
- строительства — несущие конструкции, швеллеры, арматура, уголки и т.п.;
- машиностроения и ремонта механизмов — валы, шестерни или узлы механизма целиком;
- коммуникаций — трубы отопления, водоснабжения, задвижек и запорной арматуры и т.п.
Металлом заготавливатся на предприятиях втормета через сети приемных пунктов и складов. От туда металлом вагонными партиями поставляется на металлургические предприятия.
Классификация чугунного лома
Чугунный лом подразделяется на несколько основных категорий, которые отражены в ГОСТе 2787-75:
- промышленная группа, применяемая для массового производства различных изделий (17A);
- чугунный лом с высоким содержанием фосфора, чаще всего применяемый в сантехнике (19А);
- отходы, полученные в процессе изготовления деталей из чугуна (20А);
- сантехнические отходы с неприемлемым содержанием фосфора (22А).