- Химические свойства металлов
- Сегодня мы с вами изучим общие химические свойства металлов.
- В реакциях металлы проявляют восстановительные свойства, то есть они отдают электроны и превращаются в положительные ионы, сами при этом окисляются.
- Сначала разберём реакции металлов с простыми веществами – неметаллами.
- Например, с кислородом взаимодействуют практически все металлы, кроме золота и платины, при этом образуются оксиды.
Щелочные и щелочноземельные металлы при обычной температуре легко окисляются на воздухе, поэтому их обычно хранят в закрытых сосудах или под слоем масла.
Так, в реакции лития с кислородом воздуха образуется оксид лития, при этом литий повышает свою степень окисления с 0 до +1, а кислород понижает свою степень окисления с 0 до -2, литий является восстановителем, а кислород – окислителем, четыре атома лития отдают по одному электрону молекуле кислорода.
В реакции кальция с кислородом, кальций также повышает свою степень окисления с 0 до +2, а кислород понижает свою степень окисления с 0 до -2. Металл кальций выступает в роли восстановителя, а кислород – в роли окислителя, при этом два атома кальция отдают по два электрона молекуле кислорода. В результате реакции образуется оксид кальция.
Такие металлы, как алюминий, цинк, свинец при обычной температуре реагируют с кислородом воздуха, покрываясь тонкой плёнкой оксида, которая защищает их от дальнейшего окисления. Слой оксида, образующегося на поверхности алюминия, настолько тонок, что металл не теряет своего блеска.
Так, в реакции алюминия с кислородом, образуется оксид алюминия, алюминий повышает свою степень окисления с 0 до +3, являясь при этом восстановителем, а кислород, наоборот, понижает свою степень окисления с 0 до -2.
В этой реакции четыре атома алюминия отдают по три электрона молекуле кислорода.
Многие металлы взаимодействуют с кислородом при нагревании: например, медь при нагревании на воздухе чернеет, так как покрывается плёнкой чёрного оксида меди два.
В этой реакции медь выступает в роли восстановителя и повышает свою степень окисления с 0 до +2, а кислород – окислитель, понижает свою степень окисления с 0 до -2. При этом два атома меди отдают по два электрона молекуле кислорода.
При прокаливании железа образуется железная окалина – это смешанный оксид, который состоит из оксида железа два и оксида железа три.
Железо, в данном случае, является восстановителем, оно повышает свою степень окисления с 0 до +2 и +4, значит, железо – это восстановитель, а кислород – окислитель, он понижает свою степень окисления с 0 до -2. В этой реакции три атома железа отдают восемь электронов молекуле кислорода.
А вот магний при поджигании на воздухе сгорает яркой вспышкой, образуя оксид магния.
Магний также является восстановителем, потому что повышает свою степень окисления с 0 до +2, а кислород понижает свою степень окисления с 0 до -2 и является окислителем. В результате реакции образуется оксид магния, а два атома магния отдают по два электрона молекуле кислорода.
- Таким образом, большинство металлов реагируют с кислородом с образованием оксидов, активные металлы вступают во взаимодействие с кислородом при обычных условиях, менее активные при нагревании, а такие, как золото или платина не реагируют с кислородом.
- Металлы в этих реакциях являются восстановителями и, соответственно, повышают свою степень окисления, а кислород является окислителем и понижает свою степень окисления.
- С серой все металлы, кроме золота, способны взаимодействовать при незначительном нагревании, образуя сульфиды:
В реакции натрия с серой образуется сульфид натрия, натрий повышает свою степень окисления с 0 до +2, он является восстановителем, сера является окислителем и понижает свою степень с 0 до -2. В результате взаимодействия два атома натрия отдают по одному электрону молекуле серы.
В реакции кальция с серой образуется сульфид кальция, кальций также повышает свою степень окисления с 0 до +2, являясь при этом восстановителем, а сера понижает свою степень окисления с 0 до -2 и является окислителем, при этом, каждый атом кальция отдаёт по два электрона молекуле серы.
А в реакции железа с серой образуется сульфид железа два. Здесь также железо является восстановителем, повышает свою степень окисления с 0 до +2, а серя, являясь окислителем, понижает свою степень окисления с 0 до -2. Каждый атом железа здесь отдаёт по два электрона молекуле серы.
Если смешать небольшое количество порошка алюминия с порошком серы и нагреть сверху смесь пламенем лучинки, то в результате бурной реакции образуется сульфид алюминия:
Алюминий выступает в роли восстановителя и повышает свою степень окисления с 0 до +3, а сера понижает свою степень окисления с 0 до -2 и является окислителем. В этой реакции два атома алюминия отдают по три электрона молекуле серы.
Таким образом, с серой при определённых условиях реагируют все металлы кроме золота, в результате этого взаимодействия образуются сульфиды, в которых степень окисления серы равна мину двум. В этих реакциях металлы выступают в роли восстановителей, а сера – в роли окислителя.
C фтором, хлором, бромом и йодом – металлы реагируют с образованием галогенидов.
Так, в реакции алюминия с йодом образуется йодид алюминия, а катализатором в этой реакции является вода.
В этой реакции алюминий также повышает свою степень окисления с 0 до +4, являясь при этом восстановителем, а йод является окислителем и понижает свою степень окисления с 0 до -1. При этом два атома алюминия отдают по три электрона молекуле йода.
Таким образом, в реакциях с галогенами, металлы являются восстановителями и повышают свою степень окисления, а сами галогены являются окислителями и понижают свою степень окисления, при этом металлы окисляются, а галогены восстанавливаются. В результате этих реакций образуются галогениды.
Металлы не только реагируют с неметаллами – простыми веществами, но и вступают в реакции со сложными веществами.
Например, с водой эффективно реагируют щелочные и щелочноземельные металлы. Если натрий поместить в ёмкость с водой, в которую добавили несколько капель фенолфталеина, то он будет двигаться по поверхности воды, бурно реагируя с ней. При этом выделяется водород и образуется гидроксид натрия, окрашивающий фенолфталеин в малиновый цвет.
Металлический натрий выступает в качестве восстановителя, он повышает свою степень окисления с 0 до +1, а ионы водорода выступают в качестве окислителя и водород понижает свою степень окисления с +1 до 0. В этой реакции два атома натрия отдают по одному электрону ионам водорода.
Некоторые металлы взаимодействуют с водой при определённых условиях, например, цинк – при нагревании, железо – в раскалённом виде с парами воды. При этом образуются оксиды металлов и выделяется водород.
Так, в реакции с цинком образуется оксид цинка и водород. Цинк при этом, являясь восстановителем, повышает свою степень окисления с 0 до +2 и отдаёт по два электрона ионам водорода.
Катионы водорода выступают в роли окислителя и понижают свою степень окисления с +1 до 0.
В реакции с железом, аналогично, железо является восстановителем, повышает свою степень окисления с 0 до +2 и +3, при этом три атома железа отдают по восемь электронов ионам водорода, а ионы водорода понижают свою степень окисления с +1 до 0 и являются окислителями.
- Если металл стоит в ряду активности после водорода, то он не вытесняет водород из воды ни при каких условиях.
Таким образом, щелочные и щелочноземельные металлы реагируют с водой с образованием щелочей, при этом выделяется водород, некоторые металлы реагируют с водой только при нагревании, при этом образуются оксиды и выделяется водород, а металлы, стоящие в ряду активности после водорода не реагируют с водой. В этих реакциях металлы выступают в роли восстановителей, а ионы водорода – в роли окислителя.
Металлы реагируют и с кислотами. Активность металлов при взаимодействии с растворами кислот зависит от положения металла в ряду активности. Металлы, стоящие в ряду активности до водорода, способны вытеснять водород из разбавленных растворов кислот.
- Следует учитывать и следующее металл реагирует с кислотой:
- · металл должен стоять в ряду активности до водорода
- · если образуется растворимая соль
- · концентрированная серная и азотная кислота любой концентрации иначе реагируют с металлами, при этом водород не выделяется
- · на щелочные металлы это правило не распространяется, так как они реагируют активно с водой, а речь в данном случае идёт о растворах кислот
- Например, в реакции магния с раствором серной кислоты, магний выступает в роли восстановителя, а ионы водорода в качестве окислителя.
При этом магний повышает свою степень окисления с 0 до +2, а водород понижает свою степень окисления с +1 до 0. Каждый атом магния отдаёт по два электрона ионам водорода.
- Металлы, стоящие в ряду активности после водорода, к такому взаимодействию не способны:
- Например, медь стоит в ряду активности после водорода, поэтому она не реагирует с раствором соляной кислоты.
Если налить в две пробирки растворы кислот: в первую – раствор соляной кислоты, во вторую – раствор серной кислоты, а затем поместить в каждую по грануле цинка, то в результате у нас появляются пузырьки газа и в первой, и во второй пробирке. Значит, цинк стоит в ряду активности металлов до водорода, поэтому он способен вытеснять водород из раствора кислот.
Цинк в обеих реакциях является восстановителем, он повышает свою степень окисления с 0 до +2, а водород понижает свою степень окисления с +1 до 0, при этом выступая в роли окислителя. В этих двух реакциях атом цинк отдаёт по два электрона ионам водорода.
- Следует помнить, что металлы, стоящие в ряду активности до водорода, реагируют с растворами кислот, но в результате этих реакций должна образоваться растворимая соль, на щелочные металлы эти правила не распространяются, концентрированная серная и азотная кислота любой концентрации иначе реагируют с металлами.
- Металлы реагируют с растворами солей, при этом нужно также использовать ряд активности металлов: более активный металл способен вытеснять другой металл из раствора соли, однако при этом должна образоваться растворимая соль и щелочные металлы брать нельзя, потому что они реагируют с водой, а реакции эти протекают в растворе.
Если в две пробирки налить раствора сульфата меди (II) и поместить в первую кусочек железа, а во вторую гранулу цинка, то реакция будет у нас идти в двух пробирках. На кусочке железа и грануле цинка оседает медь и раствор сульфата (II) изменяет свою окраску: в первой пробирке – на жёлтую, во второй – с голубой на более светлую.
В этой реакции железо выступает в роли восстановителя, само при этом окисляясь. Атомы железа превращаются в ионы железа. Ионы меди выступают в роли окислителя, они восстанавливаются, превращаясь в атомы меди. В результате окислительно-восстановительной реакции электроны от атомов железа переходят к ионам меди.
- Во второй реакции, в роли восстановителя выступает цинк, сам он окисляется, атомы цинка превращаются в ионы цинка, ионы меди выступают в роли окислителя, ионы меди восстанавливаются и превращаются в атомы меди, электроны от атомов цинка переходят к ионам меди.
- Следовательно, металлы реагируют и с растворами кислот, но нужно помнить, что каждый металл вытесняет из раствора соли другой металл, стоящий правее него в ряду напряжений металлов, при этом должна образоваться растворимая соль и щелочные металлы брать нельзя, так как они реагируют с водой.
- Сделаем вывод:
- · металлы реагируют с простыми веществами, такими, как:
- · кислород
- · сера
- · галогены
- · со сложными:
- · вода
- · кислоты
- · соли
Активные металлы — список в химии, таблица, реакции и ряд — Природа Мира
Среди всех металлов некоторые отличаются тем, что они очень легко вступают в восстановительные реакции. Такие металлы имеют много схожих свойств и объединяются в класс активных металлов.
К активным металлам относятся три группы элементов:
- щелочные металлы;
- щелочноземельные металлы;
- алюминий.
Щелочные металлы находятся в первой группе таблицы Менделеева, то есть занимают в ней крайнее левое положение. В частности щелочными металлами являются:
- литий (Li);
- натрий (Na);
- калий (K);
- рубидий (Rb);
- цезий (Cs);
- франций (Fr).
Щелочноземельные металлы находятся во второй группе, то есть правее щелочных металлов. К ним относятся:
- бериллий (Be);
- магний (Mg);
- кальций (Ca);
- стронций (Sr);
- барий (Ba);
- радий (Ra).
Активные металлы в таблице Менделеева
В целом активные металлы отличаются тем, что имеют один или два валентных электрона, поэтому они легко отдают эти электроны в ходе химических реакций, выступая в качестве восстановителей.
Степень активности металла можно оценить по его расположению в электрохимическом ряде активности металлов. Чем левее там находится металл, тем сильнее выражены его восстановительные свойства. Крайнее левое положение в ряде занимает литий.
В вот крайне правое положение в ряду занимает золото, именно поэтому оно почти не окисляется кислотами.
Электрохимический ряд напряжений металлов
Алюминий – это так называемый постпереходный металл, по своим свойствам он находится где-то между активными и среднеактивными металлами. Разные ученые придерживаются различного мнения о том, стоит ли считать алюминий активным металлом.
Активные металлы не встречаются в природе в чистом виде, так как они быстро вступают в химические реакции с другими элементами. Чаще всего в природе они присутствуют в виде оксидов. Например, даже если алюминий получен в чистом виде, то на воздухе он быстро покрывается оксидной пленкой.
Цвет всех щелочных металлов – белый, с серебристым оттенком. Исключением является цезий, имеющий серебристо-желтый цвет. Щелочные металлы можно резать простым скальпелем, так как у них низкая твердость. Также они имеют малую плотность – от 534 кг/м3 у лития до 1900 кг/м3 у цезия.
Литий, калий и натрий настолько легкие, что они плавают в воде, но построить корабль из них не получится, так как вода быстро окисляет и разрушает эти металлы.
Франций и цезий плавятся уже при комнатной температуре, а самый тугоплавкий щелочной металл – это литий, плавящийся при 180,6°С.
Для защиты щелочных металлов от воздуха и волы их хранят в керосине. При реагировании лития с водой выделяется водород, а натрий и особенно калий просто взрываются в воде. При взаимодействии с кислородом образуются оксиды.
Щелочноземельные металлы значительно тверже щелочных, их нельзя просто взять и разрежать ножом. Также они тяжелее – их плотность колеблется от 1550 кг/м3 у кальция до 5500 кг/м3 у радия. Цвет щелочноземельных металлов – серый. Температуры плавления этих элементов находятся в диапазоне 650-840°С. Исключение – бериллий, плавящийся лишь при 1278°С.
Чем больше порядковый номер щелочноземельного металла в таблице Менделеева, тем выше его химическая активность. Например, бериллий вообще не взаимодействует с кислородом и по своим свойствам напоминает алюминий. Наиболее активные стронций, барий и радий приходится хранить в керосине, также как и щелочные металлы.
Подведение итогов
Активные металлы отличаются тем, что имеют лишь один-два валентных электрона, которые они легко отдают. Поэтому эти элементы очень быстро вступают в химические реакции, а в природе в чистом виде не встречаются.
Не все нашли? Используйте поиск по сайту
V. Химия металлов [1962 Андрлик К., Петру Ф. — Повторяем химию]
Новости Библиотека Таблица эл-тов Биографии Карта сайтов Ссылки О сайте
Как правило металлы делятся на обыкновенные (Fe, Сu, Zn, Al) и драгоценные (Ag, Аu и платиновые металлы), причем учитывается поведение этих металлов на воздухе.
Иначе металлы разделяются на легкие, удельный вес которых меньше 5 (Al, Be, Са, К, Mg), и тяжелые, удельный вес которых больше 5 (Ag, Au, Сu, Рb, Zn, Fe и т. д.).
Если расположить металлы по признаку тепло- и электропроводности, то получим ряд: Ag, Сu, Аu, Al, Zn, Fe, Pt, Sn, Pb и Hg (Ag имеет наибольшую, Hg наименьшую тепло- и электропроводность).
Если в раствор медного купороса опустить лист железа, то произойдет реакция: CuSО4 + Fe = FeSО4 + Сu, выраженная в ионах: Cu2+ + Fe = Fe2+ = Сu; это значит, что медь выделилась из раствора, а железо растворилось.
Подобным же образом ведут себя и другие металлы, так что, например, железо можно выделить из раствора цинком, цинк алюминием и т. д. Мы говорим, что некоторые металлы устойчивее, «благороднее» других; напряжение их растворимости бывает больше или меньше.
Это зависит от электронного сродства металлов; располагая их по электронному сродству, получаем ряд: К Na Hg Al Mn Zn Cr Fe Cd Co Ni Sn Рb H Sb Bi Cu Ag Pt Au.
В направлении налево электроположительность металлов возрастает, электронное сродство падает, металлы становятся менее благородными и более реактивными. В направлении направо электроположительность падает, электронное сродство возрастает, металлы становятся более благородными и менее реактивными.
Это проявляется в том, что любой металл выделит из раствора другой металл, следующий за ним в ряду, и выделит его тем легче, чем он отдаленнее от первого по ряду. Металлы, стоящие в ряду перед водородом, растворяются в кислотах с выделением водорода.
Металлы с самой большой электроположительностью разлагают воду даже при обыкновенной температуре (К, Na). Элементы с наименьшей электроположительностью являются самыми устойчивыми (Pt, Au). В системе металл + электролит, называемой полуэлементом, между металлом и электролитом возникает потенциальное напряжение.
Соединение двух полуэлементов, имеющих разное потенциальное напряжение, образует гальванический элемент (напр. Сu и Zn в электролите). Металл, имеющий меньшее электронное сродство, начнет растворяться (на отрицательном электроде произойдет окисление Zn → Zn2+, на положительном же электроде — восстановление Сu2+ → Сu); так что образуется поток электронов — конечно, если электроды соединены проводником, т. е. электрический ток идет от отрицательного электрода (Zn) к положительному (Сu).
Наряду с самостоятельными металлами большое техническое значение имеют сплавы. Некоторые металлы сплавляются в любых отношениях (Zn и Cd), другие в определенном соотношении (Сu и Со). Некоторые металлы вообще не сплавляются (Fe и Ag).
В результате сплавления металлы изменяют не только физические, но и химические свойства. Напр. электропроводность сплава всегда меньше, чем средняя величина электропроводности каждого из сплавляемых металлов.
Некоторые сплавы имеют магнитные свойства, хотя их компоненты и не имеют этих свойств (Mn + Al). Точки плавления сплавов ниже, чем среднее арифметическое точек плавления сплавляемых металлов.
Изменяется также цвет металлов: медь — красноватая, сплавы меди и цинка желтые, или даже белые, если содержат больше Zn. Серебро растворяется в HNО3; сплав, содержащий в два раза больше золота, в HNО3 не растворяется; стали, содержащие 10 — 20% Сr, не ржавеют и т. д.
Таким образом сплавы имеют более выгодные технологические свойства, чем самостоятельные металлы (легче сплавляются, не поглощают воздуха, хорошо поддаются обработке, а иногда также термоулучшению и закалке); поэтому-то сплавы и применяются в технике так широко.
Исследованием и испытанием сплавов занимается металлография. Ее методы основаны на химическом анализе сплавов, термическом анализе сплавов и на наблюдении под микроскопом отполированного и протравленного шлифа под падающими световыми лучами.
Методичекая разработка открытого урока по дисциплине «химия» для учащихся 9-х классов на тему: « химические свойства металлов. ряд активности»
- МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
- МЕТОДИЧЕКАЯ РАЗРАБОТКА
- открытого урока по дисциплине «Химия» для учащихся 9-х классов
- на тему: «Общие химические свойства металлов. Ряд активности»
- Разработала:
- учитель химии
Урок химии по теме: «Общие химические свойства металлов. Ряд активности».
- 9 класс
- Тип урока: урок изучения нового материала
- Вид урока: мультимедийный
- Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8,9 классов, выявить особенности протекания реакций металлов со сложными веществами, подчеркнуть химическую функцию металлов как восстановителей.
Оснащение урока. Компьютер, мультимедиапроектор, экран, таблицы « Растворимость кислот, солей и оснований в воде», « Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», «Электрохимический ряд напряжений металлов», рабочие листы учащихся.
Ход урока:
I. Орг. момент (готовность учащихся к уроку) (1 мин.)
II. Проверка опорных знаний (10 мин.).
Контроль ЗУН
а) Решение задач по карточке.
б) Блиц опрос – небольшой мозговой штурм. (3 мин.)
-
На какие группы мы разделили элементы Периодической системы? Ответ: Металлы и неметаллы.
-
Определите расположение металлов в ПСХЭ Ответ: Нижний угол относительно диагонали Вор-Астат, и все элементы побочных подгрупп.
-
Какая кристаллическая решетка свойственна для металлов? Ответ: Металлическая кристаллическая решетка
-
Чем она отличается от всех других? Ответ: в узлах металлической кристаллической решетки располагаются атомы и положительные ионы металлов, между которыми находится свободные электроны.
-
Какие общие физические свойства металлов объясняются наличием металлическая кристаллической решети. Ответ: электропроводность, теплопроводность, металл блеск, пластичность, легкость тугоплавкость, легкоплавкость, твердость, мягкие
-
Как называется способность вещества изменять форму под внешним воздействием и сохранять ее после прекращения воздействия? (пластичность);
-
Какой металл самый легкий? Ответ: литий (Li)
-
Назовите самый тяжелый металл? Ответ: Осмий (Os)
-
Лучшие проводники электричества среди металлов? Ответ: серебро и медь;
-
Назовите самый тугоплавкий металл? Ответ: Вольфрам (W)
-
Какой металл самый легкоплавкий? Ответ: Ртуть (Hg)
-
Назовите самый пластичный металл? Ответ: Золото (Au)
-
Какие металлы легко режутся ножом? Ответ: щелочные металлы.
-
Название известного сплава на основе алюминия (дюралюминий);
-
Важнейшие сплавы на основе железа? (чугун и сталь);
-
Какой неметалл входит в состав сплавов железа (углерод);
-
Укажите не менее трех металлов, которые могут выступать в качестве легирующих добавок? (хром, никель, молибден)
-
В детстве мы читали о нем в сказке Андерсена. Его звон слышали заблудившиеся путники и находили дорогу. Он может болеть «чумой» Какой это металл? (2.8.18.18.4) Ответ: олово.
-
При раскопках этрусских гробниц (1000 лет до н.э) были обнаружены зубные протезы. Вопрос: из какого металла они были сделаны? Ответ: золото.
- Тестовые задания по теме «Химические свойства металлов»
- Задание: выберите один правильный ответ.
- Вариант 1
- 1.При взаимодействии кальция с водой образуются:
- а) оксид кальция и водород;
- б) гидроксид кальция и водород;
- в) гидроксид кальция
- 2. Ртуть из раствора нитрата ртути (II) можно получить с помощью:
- а) серебра; б) натрия; в) меди
- 3. Какой металл взаимодействует с водой с образованием оксида:
- а) барий; б) хром; в) медь
- 4. С раствором серной кислоты с образованием соли и водорода реагирует:
- а) ртуть; б) алюминий; в) золото
- 5. При взаимодействии с кислородом образует пероксид:
- а) медь б) железо в) натрий
- Вариант 2
- 1.При взаимодействии цинка с водой образуются:
- а) оксид цинка и водород;
- б) гидроксид цинка и водород;
- в) гидроксид цинка
- 2. Медь из раствора нитрата меди (II) можно получить с помощью:
- а) серебра; б) натрия; в) железа
- 3. Какой металл взаимодействует с водой с образованием щелочи:
- а) барий; б) хром; в) медь
- 4. С раствором серной кислоты с образованием соли и водорода реагирует:
- а) ртуть; б) свинец; в) золото
- 5. При обычных условиях с азотом взаимодействует:
- а) литий б) железо в) хром
- Проверка теста.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
вариант 1 | б | в | б | б | а |
вариант 2 | а | в | а | б | а |
- Самопроверка :
- 5 правильных ответов – «5»
- 4 правильных ответов – «4»
- 3 правильных ответов – «3»
III. Изучение нового материала. ( 27 мин.- 30 мин.)
Постановка цели урока. Актуальность изучения данной темы.
-
Актуализация знаний (1-2 мин.)
Учитель: «Роберт Вуд, знаменитый американский физик и великий любитель всяческих проделок, направлялся из лаборатории домой на обед. Дорога шла через негритянский квартал.
Была зимняя оттепель, и огромная лужа распростерлась по мостовой между тротуарами, на которых толпились негры, вышедшие погреться на солнышке.
Проходя мимо них, Вуд громко закашлял и на виду у всех плюнул в лужу, незаметно бросив в том же направлении кусок натрия величиной с грецкий орех. Прогремел взрыв, полетели искры, и большое желтое пламя поднялось над поверхностью воды.
Затем раздались вопли, молитвы и один голос громче, чем все остальные вместе взятые, пробасил: «спасайся, кто может, негры! Этот человек плюнул огнем! На вид он молодой, но только сам старый дьявол, сам старый сатана умеет это делать!» О каких свойствах натрия идет речь в этом отрывке?
Ученик: О химических
Учитель: Следовательно, тема нашего урока «Характерные химические свойства металлов»
-
Организация познавательной деятельности (20-25 мин.)
Учитель: Мир вокруг нас – это совокупность физических и химических превращений веществ. Как ведут себя металлы в этом мире, с какими веществами они взаимодействуют и каким должно быть их практическое применение.
От чего зависят химические свойства металлов? ( Химические свойства металлов зависят от их активности)
Как делятся металлы по активности? Приведите примеры (По активности металлы делятся на активные (натрий, кальций) и неактивные (медь, ртуть))
Где и как можно узнать о активности металла? (В электрохимическом ряду активности металлов. Если металл стоит в ряду активности до водорода, то это активный металл. Если после водорода, то это неактивный металл
- Li K Ca Na Mg Al | Zn Cr Fe Ni Pb (H2) Cu Hg Ag Pt Au
- Активные малоактивные неактивные
- Химические свойства металлов делятся на две группы – с простыми веществами и сложными
- Чем обусловлены химические свойства металлов?
- (2) 1 Большим радиусом
- 2 Небольшим числом электронов на внешнем уровне
- Чем, с точки зрения окислительно-восстановительных процессов, являются металлы в реакциях?
(3) Ответ: Металлы являются только восстановителями, т.к их атомы легко отдают электроны, превращаясь при этом в положительно заряженные ионы – катионы.
- М0 – nе- →Мn+. Чем обусловлены
- Для того, чтобы прошла данная реакция необходимо наличие окислителя.
- Вопрос к классу: Вспомните вещества, которые могут выступать в качестве окислителя при взаимодействии с металлами.
- Составить список этих веществ: Кислород, галогены, сера, водород и др., вода, кислоты
(2) Как называются продукты взаимодействия металлов с кислородом, галогенами, серой, азотом ? (учащиеся дают ответы, сверяют их с записью на слайдах).
Эпиграф — высказывание М.В. Ломоносова: “Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции”. А сейчас на некоторое время вы станете химиками-аналитиками!
- Правила техники безопасности.
- Лабораторный опыт №1.
- Прокаливание медной пластинки в пламени спиртовки.
- (признак реакции при прокаливании медной проволоки – изменение цвета, наблюдаем почернение – образование оксида меди (II), уравнение реакции 2Cu + O2 = 2CuO)
- Наблюдения, уравнения реакций записывают в рабочем листе.
- Следующие два опыта мы посмотрим на видеофрагменте:
- Демонстрационный опыт 1 (видеоклип): горение магния в кислороде.
Вопрос: Как вы можете объяснить этот опыт? Где подобный процесс мог применяться?
- ( В прошлом веке использовался фотографами для улучшения освещения)
- Ученик у доски: Составляет уравнение реакции горения магния в кислороде, определяет окислитель и восстановитель.
- Демонстрационный опыт 2 (видеоклип): Взаимодействие сурьмы с хлором.
- Ученик у доски: Составляет уравнение реакции взаимодействия сурьмы с хлором, определяет окислитель и восстановитель.
Закрепление. Допишите уравнения реакций взаимодействия металлов с другими неметаллами.
- Al + I2 →
- Fe + S →
- Na + N2 →
- Ca + P →
- Физкультпауза Выполняются упражнения для глаз
- 2) Взаимодействие металлов с водой.
- Как металлы реагируют с водой?
- Активные металлы(Li – Na) + вода → гидроксид металла(щелочь) + Н2↑
- Металлы средней активности(Mg – Pb) + вода → оксид металла + Н2↑
- Неактивные металлы (Bi – Au) + вода → не реагируют
- Посмотрите маленький фрагмент.
«Как вы думаете ?»… имеет ли смысл фраза, которую мы слышали в сказке: «К морю синему пошли и море синее зажгли?».
Демонстрационный опыт 2 (видеоклип): Взаимодействие калия с водой.
Лабораторный опыт №2: взаимодействие натрия с водой:
Ученик у доски: Составляет уравнения реакции взаимодействия натрия с водой. Фиксирует признаки химической реакции, определяет окислитель и восстановитель. Уравнение реакции:
2Na + 2H2O = 2NaOH + H2
Почему металлы первой группы (А) называют щелочными? (образуется щелочь). Докажите! (капают в раствор фенолфталеин. Раствор окрасился в малиновый цвет, значит среда – щелочная,)
Закрепление. Допишите уравнения возможных реакций взаимодействия металлов водой.
- Al + H2O →
- Zn + H2O →
- Ag + H2O →
- Проблема: почему алюминий при обычных условиях не реагирует с водой? (алюминий прокрыт оксидной пленкой, которая его и защищает)
Это свойство имеет практическое значение, т.к. для изготовления посуды не берут калий, натрий, а именно алюминий, цинк, железо.
3) Взаимодействие металлов с кислотами.
Лабораторный опыт №3. Взаимодействие цинка, железа, меди с соляной кислотой. ТБ
- 1 вариант — Zn + HCl
- 2 вариант — Cu + HCl
- 3 вариант – Fe + HCl
- Учитель: контролирует правила ТБ при выполнении опытов, навыки и умения экспериментальной работы.
- Запись в тетрадях уравнений реакций,
- Zn + HCl → ZnCl2 + H2
- Fe + HCl → FeCl2 + H2
- Cu + HCl → не идёт
- Это свойство используется для получения водорода в лаборатории.
- Объясните результаты опыта.
Вывод. Металлы , стоящие в ряду активности до водорода вытесняют его из растворов кислот, а после водорода — не вытесняют. .
Но для этой реакции есть несколько поправок.
-
Если образуется растворимая соль;
-
Кроме щелочных и щелочно-земельных металлов;
-
Азотной кислота и . концентрированная серная кислота реагируют особенно, при этом никогда не выделяется водород.
-
Взаимодействие металлов с солями.
-
Лабораторный опыт № 4. Взаимодействие железа с сульфатом меди и меди с хлоридом железа (III).
- Учитель: контролирует правила ТБ при выполнении опытов, навыки и умения экспериментальной работы.
- Запись в тетрадях уравнений реакций, наблюдения
- Fe + CuSO4 → FeSO4 + Cu
- FeCl2 + Cu → не идет
- Для этой реакции тоже есть поправки, которые совпадают с первой и второй поправкой для кислот
- Объясните результаты опыта.
Вывод. Более активные металлы вытесняют менее активные из растворов их солей.
Закрепление. Допишите уравнения возможных реакций.
- Ag + CuCl2 →
- Zn + FeCl3 →
- Fe + AgNO3 →
- Задания на определение катионов металлов
Для распознавания веществ используют качественные реакции на катионы и анионы. Мы сейчас говорим о металлах, значит на какие ионы нам нужно обратить внимание? (на катионы)
Лабораторный опыт № 5 :
I. Задание: Определить катионы металлов в трех пробирках при поморщи одного реагента.
Реактивы: MgСl2, AlCl3, CuCl2
Какой ход ваших мыслей для выполнения данного задания?
(Так как нужно определить катионы металлов, мы должны найти что то общее в свойствах катиона Mg2+, Аl3+ и Cu2+. Это можно посмотреть в таблице растворимости.
Все эти катионы образуют нерастворимые или малорастворимые основания. Значит, возможно, образование осадка. Следовательно, общим реагентом для них будет щелочь.
Следовательно, для проведения исследования, используем имеющийся у нас на столах гидроксид натрия)
-
CuCl2 +2NaOH=Cu(OH)2 +2NaCl2 Сu2++2OH- = Cu(OH)2 ↓(голубой осадок)
-
МgСl2+ 2NaOH=Ca(OH)2 +2NaCl2 Mg2++2OH- = Mg(OH)2 (белый осадок)
-
2AlCl3 +3NaOH= 2Al(OH)3 +3NaCl2 2Al3+ +3OH-= 2Al(OH)3 ↓ (белый осадок) Al(OH)3 + NaOH = Na [Al (OH)4] (осадок растворяется) Al(OH)3 + OH- = Na+ + [Al (OH)4]-
(образование голубого осадка говорит о наличии в растворе катионов меди, значит в пробирке № 3 хлорид меди; в двух других пробирках образовался белый осадок. Для распознавания добавим в эти пробирки еще щелочь. В пробирке №2 осадок растворился, значит в этой пробирке хлорид алюминия – он амфотерный и растворяется в избытке щелочи. А тогда в пробирке № 1 хлорид магния.
IV. Закрепление нового материала.
Предлагается ребятам выполнить интерактивное упражнение:
С какими из веществ будут реагировать предложенные металлы при нормальных условиях? Выбрать правильные ответы.
- С какими веществами реагируют металлы?
- Чем являются металлы в реакциях – окислителями или восстановителями?
- Какие поправки вводятся для реакций металлов с водой, кислотами, солями?
- Для чего нужно изучать химические свойства металлов? Где их можно использовать?
- Где применить полученные знания?
Ответ: Металлы широко используются человеком в технике, медицине, различных отраслях промышленности, но при использовании надо учитывать их свойства: взаимодействие с кислородом, водой, различными солями.
V.Итоги урока. «Самооценка». Учащиеся оценивают свою работу на уроке по результатам теста и своим ответам. Учитель корректирует оценки и выставляет их в журнал.
VI. Домашнее задание.
-
Для всех: §8 , упр. 7,8 (письменно)
-
Придумать кроссворд по теме «Металлы»