Кто отец хеви металла

Heavy Metal – музыкальный жанр, ставший основоположником метал-музыки, ныне объединяющей более двух дюжин стилей. Хэви появился в семидесятых и за почти 50 лет претерпел немало взлетов и падений, но неизменно возвращался на вершину.

Откуда родилось название жанра, и почему прижилось именно название «Хэви метал», а не «твердый кирпич»?

История Heavy Metal

  • Появлением этого термина мир обязан сразу нескольким личностям, которые постепенно внедрили его в сферу музыки.
  • Первое упоминание термина «heavy metal» произошло в романе Уильяма Берроуза в 1962 году.
  • Спустя 6 лет группа Steppenwolf использовала фразу «heavy metal thunder» в песне Born to be Wild, ставшей их главным хитом.

В 1970 году группа Sir Lord Baltimore выпустила альбом Kingdom Come.

Именно в отношении этого альбома был впервые применён термин Heavy Metal.

Чуть позже этим словосочетанием стали описывать альбомы Black Sabbath и Led Zeppelin – в то время хард-рок и хэви-метал не отделялись на два жанра.

Кто отец хеви металла

Основателями хэви метал считается именно бирмингемский коллектив Black Sabbath. Мрачное звучание группы обусловило формирование нового стиля, столь популярного сейчас. А причиной этого стал несчастный случай на заводе.

Тони Айомми готовился в тур с группой, но в последний день станок отхватил ему подушки пальцев.

Ему пришлось нанизать бутылочные пробки на кончики, но это причиняло боль, и Айомми вынужден был опустить струны, создав мрачное звучание, характерное для творчества группы Black Sabbath.

Первые альбомы Black Sabbath стали классикой, а песни до сих пор считаются эталонами для всех групп, играющих метал. 

Black Sabbath повлияли на творчество многих групп, о чём всегда говорят участники Slayer или Metallica. Многие из групп на картинке ниже обязаны своим появлением именно саббатам.

Кто отец хеви металла

Новая волна британского хэви метал (NWOBHM)

К середине 70-х влияние хэви метал стало спадать – на смену приходил жанр панк, выражающий протест против прогрессивного рока и набирающий обороты. Виртуозная игра на гитаре сменилась бесшабашным молотиловом, которое привело к созданию hardcore и затем Thrash Metal.

Казалось Heavy Metal сошёл на нет, но Бирмингем родил ещё один коллектив – Judas Priest. Британцы предложили новый способ вернуть популярность.

Кто отец хеви металла

Замечательный вокал Хэлфорда и отточенные двойные соло Даунинга и Типтона — это хорошо. Но группа пошла дальше. Роб Хэлфорд, заглянув в лондонский секс шоп, нашел примечательные атрибуты, ставшие символикой хэви метал. Группа облачилась в кожу на альбоме 1978 года Killing Machine. Об этом упоминается в песне Hell Bent for Leather. 

Также появляется и фирменная куртка Роба Хэлфорда, состоящая сплошь из металлических заклепок. Вскоре все участники метал групп стали носить кожаные штаны, куртки и добавлять металлические элементы в одежду.

Жанр начал оживать, но настоящий прорыв хэви метал совершил в 1980-е годы. В это время по обе стороны Атлантики формировались разные стили. В Британии набирала силу новая волна британского хэви метал или NWOBHM. Яркими представителями стали Diamond Head и особенно Iron Maiden, завоевавшие бешеную популярность в Англии своими ранними альбомами.

После прихода в группу в 1982 году Брюса Дикинсона группа произвела мировой фурор. Альбом «Number of the beast» стал выходом на новый уровень, сделавший «железных дев» группой, на которую стали ровняться. 

В те годы в Европе блистали не только британские Saxon или Def Leppard. В Германии появилась группа Accept, ставшая достойным продолжателем линии Scorpions. Их ранние пластинки считаются не менее значимыми, чем работы лучших британских коллективов.

Американский хэви метал – расцвет Glam Metal

За океаном появился совсем другой стиль метала. Glam Metal – это яркие одежды, зачастую женские, макияж и маникюр, делавшие группы похожими на девушек, но бешено популярными. 

Кто отец хеви металла

Тогда метал стал самым популярным стилем музыки, его транслировали по всем каналам, особенно помог раскрутке стиля MTV.

В это время появляются другие стили метал музыки – Thrash Metal и Power Metal, а также экстремальные стили, такие как Black и Death Metal.

Heavy Metal в СССР

В СССР метал-музыка стала популярной в середине 1980-х. Особое влияние на развитие хэви метал оказали группы «Ария» и «Черный кофе». Чуть позже на советской сцене зажглись и другие имена, среди которых особенно ярко светилось название «Мастер».

Кто отец хеви металла

В 90-е влияние хэви метал стало падать. Популярность альтернативного рока свела на нет его былую славу. Но ветераны метала по-прежнему пользуются популярностью, дают многочисленные концерты и выпускают свежие альбомы.

Например, группа Black Sabbath выпустила в 2013 году новый альбом, после 20 лет молчания, причем вместе с первым вокалистом – Оззи Осборном.

Другие корифеи из Англии — Judas Priest и Iron Maiden также периодически выпускают новые диски.

История современной музыки: хэви-метал

Кто отец хеви металлаВ свое время такой музыкальный стиль, как heavy metal породил множество споров, противостояний и даже скандалов с судебными разбирательствами. Сегодня он занял свою нишу среди андеграундной музыки и по-прежнему пользуется вниманием своих преданных поклонников. Подобно океанским волнам, новые стили возникают из смешения старых, порождая новые споры, противостояния и фанатов. А мы попробуем разобраться в истоках и особенностях хэви метала.

Истоки

Как любой другой музыкальный стиль, тяжелый металл имел свои истоки, и находились они непосредственно в рок-н-ролле. Как же получилось, что рок стал утяжеляться, и со временем привел к появлению столь эпатажного и мрачного (по тем временам) музыкального стиля.

Давайте не забывать о том, что рок получил мощнейший толчок в развитии с появлением электроаппаратуры. А каждое новшество порождает интерес, и желание экспериментировать. Именно этим и занимались талантливые музыканты.

И что бы ни говорили, а крестным отцом хэви-метала стал прославленный Джими Хендрикс.

Потому что именно он показал, что можно вытворять с гитарным звуком, от чего у всех его последователей сразу зачесались руки и зашевелились идеи.

Одним из самых почитаемых «отцов» стиля принято считать Тони Айомми – мастера гитарных рифов, который из-за травмы пальцев был вынужден понизить строй гитары, что привело к утяжелению рифов.

А потом уже из этого получился Black Sabbath с голосистым Оззи, перед которыми все металлисты по сей день снимают шляпу, если ее не мешает носить лохматая шевелюра. Именно Айомми первым ввел старый и запрещенный церковью прием – интервал тритон, пониженную пятую ступень.

Считалось, что созданная таким образом музыка наносит удар прямо в сердце и пробуждает в человеке низменные чувства.

Кстати, о возникновении названия стиля до сих пор идут споры. При этом начинают вспоминать о каких-то фантастических романах про инопланетян или проводить параллели с артиллерийской канонадой. Но есть и другие, более правдоподобные версии.

Например, после выступления Блэк Саббат один критик написал разгромную статью, в которой утверждалось, что их музыку нельзя называть музыкой вообще, и что это больше похоже на скрежет тяжелого металла. Так, видимо, и прижилось это определение.

Роль гитары в становлении хэви-метала

От ближайшего родственника стиля – хард-рока, его отличает, прежде всего, именно тяжесть гитарного риффа. Другие «симптомы» заключаются в повышенной плотности ритмического рисунка, а также пронзительный вокал.

Но все-таки ведущим инструментом остается именно гитара. Истинно металлические группы всегда имеют в своем составе не менее двух гитаристов, каждый из которых по очереди исполняет ритмичные и солирующие партии.

Ну, а если они играют вместе одну партию, эффект получается максимальный.

С развитием электрогитары стали появляться специальные педали эффектов, или так называемые примочки, которые позволяли искажать и синтезировать звуки, а также добавлять различные эффекты. С помощью эффектов фуз и дисторшн, а также применением гитарных процессоров удается добиться того самого мощного и резкого звучания, напоминающего металлический скрежет.

Гитарное соло и сложные рифы являются центральными элементами, характеризующими стиль. Таким образом, в каждой метал-группе обычно присутствуют два лидера – гитарист и вокалист. Также изменилась роль басиста. В металлических стилях бас-гитара не просто звучит фоном, подчеркивая ритмический рисунок, а ведет собственную утяжеляющую партию, и нередко может выдавать собственное соло.

Группы переходного периода

Поначалу многие музыкальные критики путались в том, какие из групп можно отнести к новому стилю. Поэтому на начальных этапах к «металлистам» наравне с Black Sabbath относили Cream, Deep Purple и даже Led Zeppelin.

На самом деле эти группы просто первыми стали утяжелять свою музыку, и на фоне других действительно звучали довольно тяжело.

Позже был придуман термин хард-н-хеви, который применяли к группам так называемого переходного периода.

Громче, тяжелее, эпатажнее

Постепенно хэви-метал выделился в самостоятельное направление и даже разделился надвое. Американские металлические группы устраивали грандиозные шоу, поэтому многие из них стали относить к такому направлению как глэм-метал.

Это были музыкальные коллективы, которые большое внимание уделяли внешнему имиджу – длинные волосы, большое количество грима и эпатажное поведение. Kiss, Twisted Sister, Элис Купер, Motley Crue стали мейнстримом своего стиля.

Читайте также:  Как отделить победит от металла

Они дурачились на сцене и создавали для публики настоящий праздник с использованием пиротехники и световых эффектов, доводя толпы поклонников до неистовства.

В то же время существовали характерные представители британского направления – Iron Maden, Motorhead и Judast Priest. Это были типичные представители тяжелого направления, носившиеся по сцене в обтягивающих кожаных одеждах с заклепками, а тексты песен тяготели к самой мрачной и фантазийной тематике.

Со временем от хэви-метала пошло развитие целого древа металлической музыки, которая становилась быстрее, еще тяжелее и мрачнее. Вокал становился то кричащим, то рычащим. Выделились стили спид-метал, треш-метал, дед-метал и еще целый список других направлений тяжелой музыки.

Кто придумал «козу»

Это очень интересная история. Знаменитый жест, являющийся неотъемлемой частью культуры металлистов и эстетики стиля, представляет собой два торчащие из сжатого кулака пальца – указательный и мизинец.

По этому знаку все «металлюги» сразу признают своих «братьев». Но в обиход его ввел один из самых эпатажных, ныне покойный вокалист – Ронни Дио.

Когда он был маленьким, его суеверная бабушка показывала подозрительным посторонним такую «козу», которая по поверьям итальянцев считается лучшей защитой от порчи и сглаза.

Хэви метал как социальное явление

Истоки стиля, как и другого эпатажного музыкального направления – панк, лежат, конечно же, в социальной среде тинейджеров. Эта музыка изначально позиционировалась как музыка протеста.

А подрастающие дети часто протестуют против всего – родителей, лживых ценностей социума, и нередко становятся изгоями даже в кругу ровесников.

Если хотите узнать, какие на самом деле милые, приятные и даже немного наивные эти самые грозные и патлатые «металлисты», непременно посмотрите документальный фильм «Больше, чем жизнь. История хэви-метала», выпущенный британской киностудией в 2006 году.

Какая группа изобрела хэви-метал?

Black Sabbath широко признана первой реальной группой, сыгравшей то, что мы сегодня знаем как хэви-метал, а их дебют считается первым настоящим металлическим альбомом. Они также внесли свой вклад в doom metal, один из поджанров, в это же самое время.

Однако существует большая история, предшествующая дебютному альбому Black Sabbath. Это в основном хард-рок музыка, которая также может быть названа прото-металом. Не весь «прото-метал» — это хард-рок музыка — другие исполнители вносили свой вклад другими способами, иногда просто с помощью «странных» песен.

Еще одна важная вещь, которую следует помнить о Black Sabbath, заключается в том, что, хотя мы признаем их раннюю работу как хэви-метал, этот жанр всё ещё очень сильно развивался в 1970-х годах. Например, Black Sabbath всё ещё имел ссылки на блюз в своей музыке, а хэви-метал обычно рассматривается как существенный шаг в сторону от блюза.

Не следует забывать о значении Budgie наряду с Black Sabbath. Также посмотрите на Sir Lord Baltimore — ещё одну раннюю группу, которая была чуть за чертой того, чтобы считаться металом начала 70-х.

Видео: «Sir Lord Baltimore — Hard Rain Fallin'».

По мере развития в 70-х годах звук хэви-метала эволюционировал и всё больше удалялся от жанра хард-рока и блюзовых корней. Judas Priest сыграли большую роль в этом, переключившись с хард-рока на хэви-метал между своими первыми двумя альбомами.

К концу 70-х годов появились и другие группы, такие как Motörhead, Riot (американская рок-группа, возникшая в 1975 году) и Scorpions. Все они выпустили альбомы, которые даже сегодня считаются достаточно тонкой гранью между хард-роком и хэви-металом.

Но все они сыграли свою роль в создании хэви-метал саунда, который мы знаем сегодня, и проложили путь для «New Wave of British Heavy Metal», породившей такие группы, как Iron Maiden, Saxon и многие другие, а также постоянно растущий список поджанров, которые последовали за этим.

Подводя итог, можно сказать, что ни одна группа не «изобрела» хэви-метал. Этому способствовали бесчисленные артисты, расширившие его. Black Sabbath — это всего лишь схематичный ответ на то, что на самом деле является очень сложным вопросом, который можно было бы изучить очень глубоко.

По материалам публикации (англ.).

Кстати, термин «хэви-метал» возник вовсе не от Steppenwolf (канадская рок-группа, возникшая в 1967 году), как утверждает популярный миф. Ссылки в их песнях на хэви-метал, как сказал сам основатель John Kay, относятся к мотоциклам — что ясно видно из текстов, не говоря уже об использовании их песни в байкерском фильме 1969 года «Easy Rider».

Видео: «Steppenwolf — Born To Be Wild (Easy Rider) (1969)».

Первое документально зафиксированное использование этого термина применительно к типу рок-музыки появилось в журнале Rolling Stone в 1968 году: «Это новая соул-музыка, синтез белого блюза и тяжёлого металлического рока». Это было в рецензии на альбом группы Electric Flag.

Есть слишком много групп, чтобы перечислять все. В 1975 году хэви-метал прочно вошёл в мир музыкальных жанров. Именно тогда Judas Priest записали свой альбом «Sad Wings of Destiny», а на сцене появились такие металлические группы, как Rainbow и UFO. Точно так же к 1975 году Scorpions стали металлическими, и на первоначальном уровне были основаны Motorhead и Iron Maiden.

Это означает, что вы должны включить тонну групп до 1975 года, которые каким-то образом внесли свой вклад в то, что впоследствии стало хэви-металом. Самые очевидные из них — Black Sabbath, Led Zeppelin, Cream, Alice Cooper и Deep Purple. Менее очевидными являются Iron Butterfly, Blue Cheer, KISS, Jethro Tull, Vanilla Fudge, Queen и Jefferson Airplane.

А ещё у нас есть менее известные деятели — такие как The Crazy World of Arthur Brown, MC5 и Coven. Последняя группа не является частью развития хэви-метала по своему звучанию, но, возможно, они были первыми, кто явно включил сатанинские и оккультные образы и соответствующие тексты песен. Интересно, что одна их песня 1969 года называется «Black Sabbath», а их басиста звали Oz Osborne.

И наконец, у нас есть ещё менее известная голландская группа Focus. Их песня 1970 года «Hocus Pocus» имела такой же тяжёлый рифф, как и все остальные их песни того времени.

Если бы они опустили йодль и игру на флейте, это могло бы на самом деле «получить приз» как первая по-настоящему тяжёлая металлическая песня.

Но как бы то ни было, пока это звучит слишком причудливо для бравурного звучания хэви-метала.

Видео: «Focus — Hocus Pocus».

По материалам публикации (англ.).

Хэви-метал. Музыка, отпугивающая даже нечистую силу

История появления термина Heavy Metal.

Хэви-метал, он же «тяжёлый метал», один из самых распространённых и, если можно так выразиться, «глобальных» стилей современной музыки. Благодаря ему появились на свет десятки других стилей, и не только металлических.

Но откуда взялось такое определение, как «тяжёлый метал»? Почему не «громкий шум», «жёсткий камень» или «небесный гром»? На протяжении многих столетий этот термин применялся в химической и металлургической промышленностях.

В таблице Менделеева все элементы распределяются на тяжёлые и лёгкие, в том числе и металлы. Но вряд ли это всё можно отнести к музыкальному стилю.

По одним источникам за словосочетание heavy metal мы должны благодарить культового писателя У.С.Берроуза, творчество которого оказало огромное влияние на современную не только литературу, но и рок-музыку. В 1962 году вышел в свет его роман «Мягкая машина», в котором одного из героев зовут Uranian Willy, the Heavy Metal Kid.

В следующей своей книге Берроуз новые сильные наркотики также назвал «тяжёлым металом». Данный термин так понравился рокерам, что благодаря группам Hapshash and the Coloured Coat и The Byrds начал приживаться в музыкальной терминологии.

Ещё в 1968-м году альбом «A Long Time Comin'» группы Electric Flag критики охарактеризовали как смесь блюза и хэви-метала.

Отцы-основатели хэви-метала.

Сегодня уже никто не станет оспаривать тот факт, что колоссальное влияние на становление тяжёлого метала как самостоятельного жанра оказали такие корифеи рок-сцены, как Д.Хендрикс, Rolling Stones, Sir Lord Baltimore, The Kinks, Who, Cream, Jeff Beck и другие.

Они первыми стали извлекать из гитар скрежещущие звуки, превратив их не просто в сопровождающий аккомпанемент для клавиш, а самостоятельный инструмент, на котором одну ноту можно тянуть бесконечно.

Вспомните, что вытворял Хендрикс на сцене со своей гитарой! Она ведь жила собственной жизнью, не завися от других инструментов.

Однако хоть оспаривать сей факт никто из знающих людей и не станет, но родоначальниками жанра всё равно все считают Led Zeppelin и Black Sabbath. Первые превратили блюз в тяжёлый рок, вторые добавили необычное звучание благодаря травме гитариста Т.Айомми.

Перед своим турне по стране он покалечил на заводе, где работал обычным станочником, подушечки пальцев.

В результате чего вынужден был одевать на кончики пальцев специальные накладки из бутылочных пробок, а чтобы не плакать на сцене от боли при нажатии на туго натянутые струны ослабил их до безобразия.

В итоге родилось специфическое звучание, которое один из критиков назвал даже не музыкой, не тяжёлым роком, а просто грохотом тяжёлого металла на стройке. Но песни «шабашников» так понравились публике, что термин «тяжёлый метал» прижился среди начинающих поднимать голову первых металлистов.

К слову сказать, словосочетание heavy metal поначалу жутко не нравилось музыкантам. Даже из «Black Sabbath». В те времена, в начале 70-х, не было особого разделения на хард-рок и хэви-метал.

Читайте также:  Твердомеры для металлов динамический

К хэви-металу относили даже Deep Purple, Uriah Heep, Genesis, Blue Oyster Cult и ряд других коллективов.

Это вызывало возмущение у музыкантов — ну какие мы хэви-металлисты, вопрошали они? Так появилось на свет определение хард-н-хэви, обозначающее пограничное звучание между классическим хардом и новым хэви. В данном жанре играли Scorpions, AC/DC и другие.

  • Новая Волна Британского Хэви Метала.
  • NWOBHM — New Wawe of British Heavy Metal.

С появлением панк-рока популярность хэви-метала начала сходить на ноль. Однако металлисты оказались парнями упёртыми и сдавать своих позиций не захотели. Да и не было это по большому счёту закатом жанра. Просто молодёжь увлеклась чем-то новым и нестандартным, и это увлечение не могло продлиться долго. Так в итоге и оказалось.

И вот дабы вызвать к себе интерес, металлисты поняли, что необходимо что-то менять. Первым это решил сделать Р.Хэлфорд, лидер легендарной британской банды Judas Priest. Сегодня уже ни для кого не секрет, что он был геем, а геи всегда были любителями кожаной одежды и металлически клёпок, цепочек на ней.

Приобретя в одном из секс-шопов комплект специфической одежды, он нарядился в неё сам и нарядил своих коллег по группе.

Представляете, как офигели зрители в зале, когда на сцену выскочили парни в клёпаной коже и принялись метаться туда-сюда, оглушая всех гитарной какофонией? Правда, многие и не догадывались, что прикид Хэлфорда имеет отношение к геям, но когда это стало известно широким массам, уже что-либо менять было поздно. Да никто особо и не стремился этого делать.

Кожа, клёпки, цепи, кепки и прочее прижилось, не хватало ещё одной изюминки — фирменного жеста, вроде «виктории» у хиппи. И он появился! Р.Д.Дио, получивший большой опыт в Black Sabbath и Rainbow, основал собственную группу, которую без лишней скромности назвал своим именем.

Затем на одном из концертов он показал публике «козу» — сжатую в кулак руку с торчащими вверх двумя пальцами, указательным и мизинцем. Когда-то давно этим жестом бабушка Дио отгоняла от него нечисть.

Жест так понравился маленькому Ронни, что спустя годы он сделал его самым заметным отличительным знаком за всю историю рок-музыки и субкультур.

Вслед за Judas Priest эстафету NWoBHM перехватили Iron Maiden, Motorhead, Saxon и другие. Тексты песен в основном были об апокалипсисе, конце света, мистике, войне, смерти и прочих «ужастиках». Отсюда и специфика шоу. Например, невозможно представить «Железную Деву» без её талисмана — зомби по имени Эдди, который присутствует на всех обложках группы в том или ином виде.

Глэм и хайер-метал.

Под воздействием NWoBHM в Соединённых Штатах начал приобретать популярность такой жанр как глэм-метал, у истоков которого стояли Kiss и Alice Cooper. Они одними из первых превратили концерт в сценическое шоу со спецэффектами — огнём, поеданием органов, взрывами, безумным макияжем и прочими. Те, кто видел хотя бы один концерт банды Кисс прекрасно понимает, что я имею в виду.

Развиться стилю помогли в 80-е. Брутальные металлисты отрастили патлы, сделали химию, покрасили губы помадой, нарядились в лосины и цветные трико и смешали попсу с тяжёлым роком. Данное новшество нашло отклик не только среди металлистов-парней, но и привлекло в ряды фанатов ещё и девушек.

Ведь тематика песен с «ужасных» сменилась на романтические — про неразделённую любовь, несбывшиеся мечты и т.д. Эстафету подхватили Motley Crue, Cinderella, Guns'n'Roses, Bon Jovi, Twisted Sister и многие другие.

Кстати, один из хитов Бон Джови в 2021 году вошёл в тройку лучших песен, написанных за всю историю рок-музыки!

Развитие жанра.

В 80-е хэви-метал не стоял на месте. Можно сказать, что наступил его расцвет. Один стиль стал прародителем десятков — дума, трэша, гранжа, спид-метала, пауэр-метала, дэта и многих других.

К концу девяностых металлистов начал теснить рэп, но и здесь люди в клёпаной коже нашли выход, объединив свой стиль с речитативом (например, Limp Bizkit).

Таким образом металлическая сцена пополнилась ещё одним жанром — ню-металом.

Если раньше хэви-метал был просто громкой музыкой, так как каждый инструмент в группе пытался быть услышанным на фоне других, то в 80-е стиль ждали эксперименты и изменения. Чуть ли не на второе место после гитары вылезли клавиши (вспомните хит всех времён и народов песню Final Countdown шведской банды Europe).

Многие группы принялись использовать другие нестандартные для тяжёлого рока инструменты — валторны, виолончели (Apocalyptica), скрипки, волынки и прочее. Послушайте известную испанскую группу Mago de Oz, в которой скрипка играет не последнюю роль. Так родились фолк-метал, языческий метал, келтик-метал и прочие.

К тому же, 80-е прославились ещё и тем, что женщины принялись активно играть мужскую музыку.

На металлической сцене патлатых брутальных металлистов потеснили сексапильные дамочки — Warlock (Doro), Lita Ford, Lee Aaron, Girlschool, Crystal Viper и другие. Как видите, хэви-метал является универсальным жанром.

Ведь помимо женщин его играли даже дети — в Англии есть группа, состоящая из первоклашек и шпарящая не хуже «Металлики»!

Хэви-метал в нашей стране.

Всё-таки «железный занавес» дал о себе знать. Группы, игравшие тяжёлый рок в СССР можно было пересчитать по пальцам. Однако определённый костяк в 80-е уже сложился — «Ария», «Чёрный кофе», «Мастер», «Маркиза», О.Кормухина, «Круиз», «Чёрный обелиск» и ряд других.

Нотки хэви-металла проскакивали и в группах, которые его фактически не играли — «Алисе», «Ва-Банке» и даже «Любе». Но всё-таки при упоминании русского хэви в первую очередь на ум приходит только одна группа — «Ария». Именно её творчество сформировало всю отечественную тяжёлую сцену.

Правда, в отличие от заграничных, наши рокеры не могли позволить себе баснословных гонораров, собственных островов в Тихом океане и дорогих лимузинов.

И это несмотря на то, что пластинки тех же «Арии», «Чёрного кофе» и «Мастера» издавались сотнями тысяч экземпляров! Многие отечественные меломаны пренебрежительно относятся к «Арии», утверждая, что она все песни безбожно передирает у Iron Maiden, но это всё злые языки.

Да, у них есть похожие проигрыши и даже целые мелодии, но если так подходить к данному вопросу, то у любой группы найдётся песня, которую она якобы передрала у кого-то другого. Как говорит мой друг — сначала сам напиши что-нибудь и прославься хотя бы у себя в городе, и только потом начинай судить других.

С началом 90-х и развалом СССР интерес к отечественному хэви-металлу у нас приостыл. Было несколько ярких групп — Hellraiser, Shah, «Эпидемия», «Галактика» и других, но особенного ажиотажа они уже не вызывали.

Кроме, разве что, «Парка Горького», который каким-то чудом (скорее всего за счёт балалаек, ушанок и медведей) смог подняться на какое-то там место в американском хит-параде.

Пролетев по российскому рок-небосклону яркой звёздочкой, «Парк Горького» выпустил всего несколько альбомов и успешно развалился на несколько составляющих, каждая из которых по отдельности не имела никакого отношения не только к хэви-металу, но и року вообще.

При оформлении поста использовались фото с сайтов:

Хеви-метал | это… Что такое Хеви-метал?

Эта статья об одном из направлений метала. О метале в общем есть отдельная статья
«Тяжёлый металл» перенаправляет сюда. См. также Тяжёлый металл (значения)

Хе́ви-ме́тал (Хэ́ви-ме́тал) (англ.

 heavy metal — тяжёлый металл) — жанр рок-музыки, первое и изначальное направление метала.

Обычно этим словом называют «классический» металл в том его виде, в котором он был создан в 1970-е годы такими группами, как Black Sabbath и Judas Priest.

Название

Относительно происхождения названия «тяжёлый металл» — «Heavy metal» — существует много версий. Некоторые считают, что это выражение возникло в среде хиппи и битников в начале 1970-х, но откуда пришло в их сленг — остаётся предметом дебатов.

Писатель Уильям Берроуз в 1962 году, за десятилетие до формирования жанра, использовал словосочетание «Heavy metal» в романе «Нова Экспресс», описывая инопланетян.

Тяжёлые металлические Люди с Урана, окутанные прохладной голубой дымкой испарившихся банкнот… И Люди-Насекомые Минро с металлической музыкой…»)[1] Слова «Heavy metal thunder» есть в песне группы Steppenwolf «Born to Be Wild», выпущенной в 1968 году.

Читайте также:  Электрическая проводимость металла это

[2] Эвфемизм «heavy metal» среди артиллеристов означал громкую канонаду, и, по-видимому, изначально использовался по отношению к хард-рок музыке как эпитет за громкость и ритмичность[3].

Известно, что «Heavy metal» как музыкальный термин был впервые применен к альбому Kingdom Come группы Sir Lord Baltimore критиком Майком Сандерсом и популяризован критиком Лестером Бэнгсом в его статьях о Led Zeppelin и Black Sabbath.[4][5] Поначалу критики не делали никаких различий между «хард-роком» и «хеви-металом»[6], которые сейчас считаются разными жанрами.

В английском языке нет различия между «металом» как общим направлением и его изначальным, классическим видом «хеви-метал». Однако в других языках, в том числе в русском, понятия считаются отдельными.

Черты жанра

Хеви метал окончательно сформировался к концу 1970-х с приходом т.н. новой волны британского хеви метала. Для современного хеви характерны: средний или ускоренный темп, значительная агрессия, центральная роль соло-гитариста, продолжительные и техничные гитарные соло. Вокал, как правило, высокий.

Тематика текстов достаточно разнообразна — могут быть песни о войне, Апокалипсисе, на общественную и философскую темы, встречаются песни про любовь. Для музыкантов и поклонников тяжёлой музыки характерна особая эстетика (см. Новая волна британского хеви-метала и Металлисты).

Концерты метал-музыкантов обычно яркие, с применением световых и пиротехнических эффектов.

История

Тони Айомми, прародитель тяжёлого металла.

Хард-н-хеви

Хард-рок зародился в конце 1960-х в Великобритании и США. Одним из музыкантов, оказавших решающее влияние на появление хард-рока, был Джимми Хендрикс, выработавший совершенно новый подход к гитарной музыке. Следует отметить, что уже в работах классических рок-групп начали появляться скоростные и тяжёлые композиции.

Одним из ярких примеров является песня «Ticket to Ride» группы The Beatles [источник?]. Затем начали появляться ранние хард-рок группы (например, американская группа Iron Butterfly). Наибольшего развития хард-рок достиг в первой половине 70-х в музыке таких групп, как Led Zeppelin, Deep Purple, Black Sabbath и других.

В хард-роке впервые центральную роль начинает играть гитара и гитарист, вся музыка строится вокруг его риффов и соло. Хард-рок породил таких выдающихся гитаристов, как Ричи Блэкмор, Тони Айомми и Джимми Пэйдж.

Влияние на развитие жанра также оказали прогрессив-рок группы, такие как Queen, Uriah Heep, Genesis и Blue Oyster Cult, с их продолжительными, сложными гитарными соло.

Примерно в этот период появился термин «хеви-метал», которым поначалу обозначали просто самые громкие хард-рок группы. До появления «новой волны» британского метала, термины использовались критиками как взаимозаменяемые.

Многие группы, относимые в то время к хеви-металу, например, Led Zeppelin, позднее стали считаться преимущественно хард-рок-группами. Сами музыканты, например, участники Deep Purple и AC/DC, не любят, когда их называют «металистами» или «хеви-металом».

Критики пользуются термином «хард-н-хеви» (хард-рок энд хеви-метал), для обозначения таких пограничных групп.[7]

Английский хард-н-хеви породил «волну подражания» в США, где появились группы Kiss, Aerosmith, Guns'n'Roses, Bon Jovi. В Австралии сформировалась группа AC/DC. В Германии стиль «хард-н-хеви» прививала группа Scorpions, в Швеции — Europe,Yngwie Malmsteen.

Глэм-метал

Kiss в своей знаменитой раскраске

Основная статья: Глэм-метал

В США тяжёлый рок был часто сопряжён с ярким элементом шоу, вызывающими костюмами и откровенно сексуальным поведением исполнителей.

При этом, музыка американских хард-н-хеви-групп становилась более энергичной, дальше от импровизаций и виртуозности хард-рока и мелодики блюза, хотя в основном оставалась в рамках хард-н-хеви.

Это направление, смешение хард-н-хеви с глэм-роком, назвали глэм-метал, или хэйр-метал (металл волосатых).

Первопроходцами направления стали Kiss и Элис Купер, а такие группы, как Mötley Crüe, Twisted Sister и Cinderella, подняли глэм на вершину мэйнстрима своего времени, в особенности в США. Глэм-метал-команды отличались своеобразным чувством юмора, создавая вызывающе непристойный имидж (губная помада, макияж, обтягивающая одежда) и исполняли вызывающие, по тем временам, тексты о сексе и прожигании жизни.

В 1984 году вышел псевдо-документальный фильм «Это — Spinal Tap», пародирующий стилистику раннего хеви-метала и глэм-метала.

Новая волна британского хеви-метала

Основная статья: Новая волна британского хеви-метала

Брюс Дикинсон, вокалист Iron Maiden

В конце 1970-х гг. стремительно набравший популярность панк-рок потеснил металлическую сцену в андеграунд как в Англии, так и в США, где метал-песни надолго исчезли из хит-парадов.

Однако вскоре ситуация на Туманном Альбионе претерпела изменения.

Вдохновлённые панковским «самиздатовским» подходом многие молодые и талантливые металлические группы принялись сами организовывать свои концерты, издавать альбомы за свой счёт.

Культурный прорыв на британской сцене получил название «Новая Волна Британского Хеви-Метала» (англ. New wave of British Heavy metal, сокращённо NWoBHM).

Название было дано корреспондентом журнала Sounds Джеффом Бартоном. Самыми популярными группами эры НВБХМ стали Judas Priest, Iron Maiden и Motörhead.

Помимо вышеназванных флагманов движения в своё время известность приобрели Saxon, Sledgehammer, Diamond Head и др.

Эти группы отличались от хард-н-хеви-групп гораздо более скоростным и резким звучанием. Ключевой приметой стиля НВБХМ стал «галоповый» ритм, на котором держались их композиции. Вокал стал более резким, гитарные соло — более скоростными. Некоторые группы испытывали влияние панк-рока.

Еще одно отличие групп НВБХМ от их предшественников заключалось в мелодике.

Если у таких групп, как Deep Purple и Led Zeppelin, мелодии, риффы и вокальные партии в основном были построены на блюзовой пентатонике, то представители НВБХМ все шире начали использовать натуральный минор, этнические лады, то есть гаммы, не свойственные хард-року. При сочинении мелодий стали применяться ходы, более свойственные популярной музыке, нежели хард-року. Вокал также претерпел изменения. Он стал более чистым и менее блюзовым.

Кроме того, резко изменилась эстетика, сформировав ту, что сейчас привычна для хеви-метала. Группы НВБХМ пели о войне, Апокалипсисе, смерти и «ужастиках», устраивали на концертах хоррор-шоу (эталоном стал Эдди, зомби-талисман Iron Maiden), рисовали вызывающие обложки альбомов с черепами и дьяволами.

Музыканты появлялись на сцене в новом имидже. Вместо джинсов и широких рубашек эпохи хиппи, характерных для хард-рок-групп 70-х, они одевались в обтягивающие трико и отращивали длинные волосы. Многие также начали использовать в своём имидже кожаные куртки, цепи, и стали выезжать на сцену на мотоциклах.

Первопроходцем в этом отношении стал Роб Хэлфорд, вокалист Judas Priest.

Распространение

Владимир Холстинин, основатель группы Ария

В Америке хеви-метал «новой волны» был менее популярен, многие американские группы, такие как Manowar, Virgin Steele, Savatage, предпочитали издаваться на английских лейблах, и выступать в Британии. Мода на хеви достигла и США, но вскоре его затмила американская волна трэш-метала. Manowar подхватили и окончательно привили «металлическую» моду в одежде: кожаные аксессуары, цепи, чёрные майки с логотипами групп[источник не указан 745 дней].

Вслед за Scorpions, в Германии появились свои группы, такие как Accept, Warlock, Running Wild, и др.

В СССР первые тяжелые группы появились еще в начале 80-х, но из-за цензурных ограничений, введенных Брежневым, Андроповым и Черненко в 1980-85 годах, настоящее развитие метал-сцены началось во второй половине 80-х, в перестройку. Группы Чёрный кофе, Ария, Легион, Мастер, Круиз и Чёрный Обелиск стали первопроходцами стиля. Благодаря их популярности, особенно группы Ария, хеви-метал стал самым распространённым метал-жанром России на десятилетия.

Во Франции хеви-метал был представлен группами ADX, Trust, Shakin' Street, Mystery Blue. В Испании существовала целая плеяда метал-групп, среди которых, прежде всего, целесообразно отметить Muro (представлявших спид-метал).

Метал породил субкультуру своих поклонников — т. н. металлистов. Им присущ имидж, включающий в себя кожаные куртки и штаны, металлические цепи и заклёпки, а также чёрные майки с символикой метал-групп.

[8] [9] «Коза», жест двумя пальцами руки, стала постоянным атрибутом концертов тяжёлой музыки. Изначально этот жест использовался суеверными, чтобы отпугивать злых духов, но в среде металлистов стал знаком одобрения, приветствия исполнителю.

[10] Впервые был применен Ронни Джеймсом Дио (Ronnie James Dio), одним из отцов-основателей хеви-металла, на своих концертах.

Йоаким Канс из HammerFall — представителей хеви в XXI веке

Хэви-метал в наши дни

Хэви-метал послужил основой для последующих разновидностей металла. В начале 80-х многие хэви-метал группы начали увеличивать скорость, агрессивность и ритмичность своего звучания, образуя новые виды металла.

Более мелодичные из них образовали спид-метал, ставший прародителем пауэр-метала и неоклассик-метала. Более радикальные создали трэш-метал, из которого в конце 80-х и в 90-е выросла вся сцена экстремального металла.

В начале 90-х некоторые группы, обращавшиеся в прошлое, к размеренному ритму хард-н-хеви, создали дум-метал и готик-метал.

С появлением многочисленных ответвлений металла, новых групп, играющих классический хэви-метал, стало появляться меньше.

В основном элементы традиционного хэви сохранились у некоторых пауэр-метал-групп, снизивших скорость и увеличивших тяжесть, таких как HammerFall, Edguy, и др.,стиль которых можно теперь определить как мелодик-метал.

Многие группы, начинавшие с трэш-метал, такие как Metallica, Megadeth и Iced Earth, позднее начали склоняться к хеви-металу. Играющая хард-н-хеви группа Lordi в 2006 году выиграла конкурс песни Евровидение.

Примечания

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector