Металлов осмогласие знаменного распева

Научно-практическая конференция

«Деятельность профессора Московской консерватории, протоиерея Василия Металлова по изучению осмогласия знаменного распева: к 250-летию первого Синодального издания “Октоиха нотного пения”»

состоится 31 марта — 1 апреля 2022 года, в период проведения V Московского Великопостного хорового фестиваля, который проходит при поддержке Министерства культуры РФ.

Заседания будут проходить в Конференц-зале Московской консерватории по адресу: Москва, ул. Большая Никитская, д. 11/4.

Ссылка для онлайн-подключения к конференции

Василий Михайлович Металлов — музыковед-историк, профессор Московской консерватории.

В 1901 году за создание трех учебных пособий по церковному пению получил степень кандидата богословия и в том же году был приглашён в консерваторию преподавать церковное пение и Закон Божий на кафедре истории и теории церковного пения, где состоял до своей смерти.

Был директором Московского Синодального училища церковного пения, преподавал в Московской Духовной Академии, Московском археологическом институте и Государственной Академии художественных наук. С 1915 года — настоятель Казанского Собора Московского Кремля.

Протоиерей Василий Металлов был удостоен при жизни четырех Макариевских премий: 1897, 1899, 1901 и 1908 годов, которые присуждались по завещанию митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) с целью «поощрения отечественных талантов, посвящающих себя делу науки и общеполезных занятий…».

Задача конференции — прояснение важных направлений в музыкальной медиевистике, заложенных профессором В.М. Металловым, и их развитие в отечественной науке.

Идея посвятить предстоящую конференцию памяти Василия Михайловича Металлова принадлежит ректору Общецерковной аспирантуры и докторантуры, члену Попечительского Совета Московской консерватории, председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополиту Волоколамскому Илариону.

В ходе заседаний предполагается обсуждение следующих тем: — различные аспекты жизни, научной и педагогической деятельности В.М.

 Металлова; — значение трудов протоиерея Василия Металлова для развития русской музыкальной культуры; — вопросы изучения православной церковно-певческой культуры; — история публикаций православных песнопений в ΧΙΧ–ΧΧΙ вв.

— проблемы анализа церковного осмогласия в христианских традициях; — вопросы исторической литургики восточно-христианского обряда;

— проблемы певческой интерпретации традиционных церковных распевов и их использование в многоголосной практике разных столетий.

Конференция проводится в смешанном формате: очном и онлайн. Онлайн-подключение осуществляется в Виртуальном конференц-зале Московской консерватории. Ссылка будет опубликована накануне события.

Регламент: продолжительность выступлений с докладами – 20 минут. Рабочие языки конференции — русский и английский. Заявку на участие с указанием темы, а также тезисы выступлений (объемом до 1500 знаков) следует направлять до 21 марта 2022 года одновременно на два адреса: nauka@mosconsv.ru, gourjeva@mail.ru.

Заявка на участие: 1. Фамилия Имя Отчество (полностью) 2. Название доклада 3. Ученая степень 4. Ученое звание 5. Страна, город 6. Представляемая организация 7. Должность (полностью) 8. Почтовый адрес с указанием индекса 9. Мобильный телефон 10. Е-mail

11. Форма участия (очно или онлайн)

Требования к оформлению тезисов доклада: Текст тезисов предоставляется вместе с заявкой на участие в конференции в электронном виде в срок до 21 марта 2022 г.

Максимальный объем тезисов — 1500 знаков, включая пробелы. Материалы предоставляются в формате «Microsoft Word». Шрифт — Times New Roman, 12; поля — 2,0 см.

Фамилии авторов и название доклада дублируются на русском и английском языках.

Оргкомитет оставляет за собой право конкурсного отбора присланных заявок.

Модератор — Гурьева Наталия Валерьевна, руководитель Научно-творческого центра церковной музыки при кафедрах хорового дирижирования и истории русской музыки, кандидат искусствоведения (gourjeva@mail.ru).

Билетные кассы:

  • Часы работы с 1 июля по 31 августа: 12:00-20:00, перерыв: 15:00-16:00, кассы находятся в холле Большого зала.
  • Справки по билетам: 8 (495) 629-91-68(11:00-19:00, перерыв: 15:00-15:30)
  • Бронирование билетов: 8 (495) 695-89-05 (13:00-18:00, перерыв: 15:00-16:00)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московская государственная консерватория имени П.И.Чайковского»

Перейти на страницу Контакты…

  • 125009 Москва,
  • ул Большая Никитская 13/6
  • document@mosconsv.ru
  • +7 495 629-20-60 (только по ВУЗу)
  • +7 495 629-20-60 (канцелярия)

Мы используем файлы Cookie для улучшения работы сайта. Подробнее

Осмогласие

старослав., букв. — восьмигласие

Система гласов,
служившая для музыкального оформления христианского богослужения. Начало системе
положил обычай в каждый из 8 дней праздника пасхи исполнять
песнопения на особый напев (глас) (4 в.).

Восьмидневный цикл
напевов вскоре был распространён на 8 недель от первого дня пасхи,
составлявших праздничный период года, так что напев того или иного
дня был распространён на соответствующую ему по порядку неделю.
Позднее цикл с его гимнич.

текстами стали повторять в течение года,
до новой пасхи. Из гимнов была составлена книга Октоих. Древнейший
Октоих восходит к нач. 6 в.; он был составлен патриархом сирийских
монофиситов Севиром. В 8 в.

Иоанн Дамаскин, по-видимому,
отредактировал Октоих и дополнил его своими гимнами. В таком виде
Октоих вошёл во всеобщее употребление в церквах Византийской
империи.

Металлов осмогласие знаменного распева

Как муз. система О. получило теоретич. обоснование в Византии во
2-й пол. 13 в. (Г. Пахимер) и 1-й пол. 14 в. (М. Вриенний). Теория
О. сформировалась под большим влиянием трактатов по антич. музыке,
но О. не было реставрацией антич. системы. Гласом теоретики
называли звукоряд, одна из ступеней к-рого была доминирующей в
изложении напева, а другая служила конечным тоном.

Металлов осмогласие знаменного распева

Исходя из существования неск. диатонич. разновидностей октавного
звукоряда, они отнесли к 1-му гласу последовательность
d-е-f-g-а-h-с-d, ко 2-му — e-f-g-a-h-с-d-е, к 3-му —
f-g-a-h-с-d-e-f и к 4-му — g-a-h-с-d-e-f-g.

1-й звукоряд был назван
дорийским, 2-й — фригийским, 3-й — лидийским и 4-й —
миксолидийским. От этих гласов как от основных (автентических)
производили 4 косвенных (плагальных); тоника автентического
оказывалась в середине плагального (IV ст.

), сохраняя при этом своё
первоначальное значение.

Плагальные гласы получили названия соответствующих автентических с
приставкой гипо. Система нашла всеобщее признание, хотя ещё в
напевах 11-12 вв. под влиянием тюркской музыки появились
хроматизмы, да и диатонич.

мелодии часто не «укладывались» в
установленные для них звукоряды, так что о гласовой принадлежности
их приходилось напоминать певцам, дополнительно выписывая гласовую
формулу с определённым для каждого гласа словом.

Исследования Э. Веллеса, Э. Вернера и др., расшифровки визант.
мелодий, произведённые Веллесом, показали, что визант. О.
создавалось из мотивов, ассоциировавшихся с определ. гимнами и
получивших значение моделей для сочинения новых мелодий.

Единых
звукорядов для них на практике не существовало. Последние
устанавливались постепенно в процессе длит. отбора моделей.

Вернер
даёт схему наиболее часто встречающихся звукорядов, из к-рой видно,
что в глас входило не менее 2-3 звукорядов и что один и тот же тон
встречается в качестве доминирующего и конечного в звукорядах
разных гласов.

О. рим. церкви создавалось на основе той же цикличности праздничных
напевов. Её заимствование с Востока приписывается епископу
миланскому Амвросию (4 в.). Систематизация напевов началась здесь
значительно раньше, чем на Востоке (Алкуин — 8 в. и Аврелиан — 9
в.).

В основу систематизации были положены те же диатонич.
последовательности и тот же принцип автентических и плагальных
гласов, но номенклатура их была иной. Автентическими были нечётные
гласы, а плагальными — чётные.

Система получила название
григорианской по имени папы Григория I.

Хотя между григорианским пением и его О. нет таких больших
расхождений, как в византийском, искусственность системы всё же
сказывается в антифонах и респонсориях, где конечный тон часто не
совпадает с тоникой гласового звукоряда (о позднейшем развитии
системы см. Средневековые лады).

Церкви, образовавшиеся за пределами Византии, принимали визант.
пение в том виде, какой оно тогда имело. По мере роста нац.
самосознания и культуры народов, принявших это пение, последнее
освобождалось от элементов византийского, возникали нац.
разновидности О.

Рус. О. известно под названием знаменного, или столпового, распева
(см. Знаменный распев).

Металлов осмогласие знаменного распева

Рукопись. Государственная публичная библиотека им. М. Е.
Салтыкова-Щедрина. Ленинград. Собрание Н. К. Михайловского, шифр Q.
No 14, листы 47 оборот и 48.

Его становление восходит к 12 в., когда под воздействием нар.
творчества рус. церк. пение стало утрачивать характерные для
визант. пения черты. О. ранее всего оформилось в концовках, к-рыми
завершали псалмодию.

Их диапазон был ограниченным, и они не были
настолько оригинальными, чтобы легко запоминаться. Поэтому их
заучивали наизусть, пользуясь в качестве мнемонич.

средства
текстами небогослужебного и даже бытового содержания.

Металлов осмогласие знаменного распева

Та же рукопись, лист 50 оборот.

Заучиваемые мотивы получили назв. погласиц.

Ладово-интонац. структура погласиц показывает, что при отнесении их
к тому или другому гласу никакого подбора по конструктивным
соображениям не производилось.

В одном и том же гласе употреблялись погласицы с окончанием на
соседних ступенях звукоряда, так что одна погласица была мажорной,
а другая минорной. Об этом дают представление примеры, относящиеся
ко 2-му гласу (см. пред. и ниже).

В 1-м примере приведены минорная погласица и образец для пения
псалмов на глас. Во 2-м — мажорная погласица и стихира, распетая на
основе погласицы. 3-й пример — подобен, т.е. образец для пения
текстов, не положенных на музыку.

Метод композиции построчный: текст членится на строки и каждая
оформляется как законченная мелодич. фраза (отмечены знаком v).

Металлов осмогласие знаменного распева

Та же рукопись, листы 53 оборот и 54.

Читайте также:  Трубогиб akkurt ручной: области применения и устройство гидравлического трубогиба, нюансы эксплуатации

Конечные тоны строк постоянно меняются. Во 2-м примере это с и d; в
3-м — с-d-е. Единой тоники нет.

Последующее развитие О. было связано с усложнением мелодики. Напевы
из псалмодийных перерастали в широкораспевные. 1-я пол. 17 в. была
апогеем этого развития. Количество попевок возросло; в 3, 5, 6-м и
7-м гласах их стало примерно по 150, в 1, 2-м и 4-м — по 200 и
более, в 8-м — более 300.

Металлов осмогласие знаменного распева

Блаженна 2-го гласа. Рукопись. Государственная публичная библиотека
им. M. E. Салтыкова-Щедрина. Ленинград. Шифр Q. 1. No 188, лист 22
и оборот.

Многие попевки были общими для неск. гласов. Метод композиции
оставался прежним. Поскольку строки распевались на основе попевок,
изложенных в тетрахордах и пентахордах разл. диатонич.
последовательности, и конечные тоны, за очень редким исключением,
находились на разных ступенях звукоряда, мелодии были лишены
тонального единства.

В дореволюц. музыковедении господствовал взгляд, что рус. О.
адекватно византийскому. Д. В. Разумовский, Ю. К. Арнольд, И. И.
Вознесенский, А. В. Преображенский, А. А. Игнатьев объясняли это
универсальностью визант. системы, построенной с учётом акустич.
закономерностей, установленных ещё в антич. Греции.

Утверждалось,
что знаменные мелодии «совершенно и во всём сходны с устройством
древнего византийского церковного пения» (Арнольд), что знаменный
распев «в построении основных своих мелодий строго следует законам
византийской музыки, основанной на древнеэллинском искусстве» и что
«один из таких законов есть закон церковного осмогласия»
(Вознесенский).

Гласом называли звукоряд той или иной диатонич.
последовательности с определёнными господств. и конечным тонами.
Расхождения между мелодикой и теорией О.

объяснялись тем, что «в
практике церковного пения и особенно в нотировании мелодий
знаменного распева допущены некоторые уклонения от установленной
теорией нормы и частью даже неточности, подлежащие исправлению»
(Вознесенский), или же переходом напевов из одного гласа в другой
(Игнатьев).

Однако признание возможности таких переходов
противоречит пониманию Октоиха как цикла для пения на каждой из
восьми недель особым гласом. Иную точку зрения высказал В. М.
Металлов. Он видел сущность рус. гласа в совокупности характерных
для него попевок и в различии приёмов изложения одних и тех же
попевок в разных гласах. Из сов.

музыковедов вопрос о гласе
разрабатывали М. В. Бражников, С. С. Скребков и др. Бражников
разделял точку зрения Металлова, но считал, что совокупность
гласовых попевок была связана единством господствующего и конечного
тонов. Скребков подразумевал под гласом «отрезок» церк. звукоряда с
тоникой на определ. ступени. Вопрос сущности гласа окончательно не
разрешён.

Наиболее убедительным представляется взгляд Металлова,
так как попевки не всегда связаны единством господствующего и
конечного тонов и не все песнопения гласа заканчиваются на одной и
той же ступени. Знаменные мелодии в этом отношении приближаются к
рус. нар. песне, где перемещение опорности с одной ступени
звукоряда на другую составляет один из приёмов развития мотивов и
где часто отсутствует ощущение единства лада.

В кон. 17 в. песнопения рус. О. были переведены с крюковой нотации
на пятилинейную. Самое раннее их издание — Львовский ирмологион
(нач. 18 в.). В 1772 было осуществлено более полное издание в
цефаутном ключе в книгах: «Обиход церковный нотного пения»,
«Ирмологий нотного пения», «Праздники» и «Октоих». В 1891 была
издана «Триодь постная и цветная нотного пения». (Книги
переиздавались.)

О. соблюдают старообрядцы. Рус. церковь сохраняет его частично.
Большинство гласовых песнопений исполняется т.н. обычным напевом,
представляющим модели из 2-3, реже 4 чередующихся несложных
мелодич. строк. Модель заканчивается заключит. строкой.

Литература: Разумовский Д., Церковное пение в России, М., 1867;
Арнольд Ю., Гармонизация древнерусского церковного пения…, М.,
1886; Вознесенский И. И., О церковном пении православной
греко-российской церкви. Большой знаменный напев, К., 1887;
Металлов В., Осмогласие знаменного роспева, М., 1899; Игнатьев A.,
Богослужебное пение православной русской церкви с конца XVI до нач.

XVIII в., Каз., 1916; Преображенский А. В., Культовая музыка в
России, Л., 1924; Бражников М. В., Пути развития и задачи
расшифровки знаменного роспева XII-XVIII веков, Л. — М., 1949; его
же, Древнерусская теория музыки, Л., 1972; Скребков С. С., Русская
хоровая музыка XVII — нач. XVIII в., М., 1969; Успенский Н. Д.,
Древнерусское певческое искусство, М.

, 1965, 1971; его же, Образцы
древнерусского певческого искусства, Л., 1968, 1971; Baumstark A.,
Festbrevier und Kirchenjahr der syrischen Jakobiten, Paderborn,
1910; Reimann H., Zur Geschichte und Theorie der byzantinischen
Musik, в кн.: Vierteljahrsschrift fьr Musikwissenschaft, (Bd 5),
Lpz., 1889; Wellsz E., A history of Byzantine music and
humnography, Oxf., 1949, 1961; Werner E.

, The sacred bridge, L. —
N. Y., 1959.

H. Д. Успенский

МЕТАЛЛОВ

В. М. Металлов. Фотография. Кон. 90-х гг. XIX в.— нач. XX в.В. М. Металлов. Фотография. Кон. 90-х гг. XIX в.— нач. XX в.

Василий Михайлович (1.03.1862, с. Антиповка Камышинского у. Саратовской губ.- 1.06. 1926, Москва), прот., историк и теоретик рус. церковного пения, палеограф, композитор, педагог. Род. в семье сельского свящ. Михаила Александровича Металлова. Судьба М. складывалась непросто. Мать М. умерла, когда ему было 4 года, в 10 лет, после смерти отца, не осталось никого из родственников, кто мог бы позаботиться о нем. Оказавшись без попечения, М. в 1872 г. поступил на казенное содержание в Камышинское ДУ, в 1876 г.- в Саратовскую ДС, где он пел в хоре, самостоятельно научился играть на скрипке и фортепиано, изучал книги по теории музыки, начал сочинять светскую и духовную музыку. Окончив в 1882 г. семинарию по 1-му разряду (т. е. с отличием), продолжил обучение в МДА. В том же году он женился на дочери священника Павле Петровне Кортневой; несмотря на неустроенность и крайнюю нужду в первые годы совместной жизни, их брак был долгим и счастливым; у них родились 3 сына и 2 дочери. Из-за сложного материального положения в 1884 г., будучи на 3-м курсе МДА, М. был вынужден оставить обучение и поступить сельским священником в Саратовскую епархию. 10 сент. 1884 г. еп. Саратовский и Царицынский Павел (Вильчинский) рукоположил его во иерея ц. арх. Михаила с. Липовка Царицынского у. Здесь М. организовал муж. хор из прихожан, составлял для него переложения песнопений. В 1886 г., по его прошению, М. был переведен в Казанскую ц. с. Рыбинка Камышинского у., в 1887 г.- в Саратов, в ц. свт. Николая Саратовского исправительного арестантского отд-ния. Большое влияние на М. оказало знакомство (с июня 1887, по переписке) с проф. Московской консерватории прот. Д. В. Разумовским, основоположником рус. муз. медиевистики, создателем и руководителем кафедры истории церковного пения. М. просил прот. Д. Разумовского содействовать ему в получении диплома учителя пения или регента и разрешения на публикацию его муз. переложений. В Саратове М. продолжил делать переложения обиходных песнопений, написал ряд статей, посвященных истории рус. церковнопевч. искусства (см.: Саратовские ЕВ. 1888, 1890, 1891). В 1889-1893 гг. изд-вом попечительства над Саратовским исправительным отд-нием было напечатано 4 выпуска проповедей М. под заголовком «Из бесед с заключенными».

В 1890-1895 гг. М. преподавал церковное пение в Саратовской ДС, одновременно работая при Саратовском доме трудолюбия (в 1893 был избран почетным членом «за безвозмездное преподавание Закона Божия»). В 1892-1893 гг. М.

опубликовал в «Саратовских епархиальных ведомостях» «Очерк истории православного церковного пения в России» (в 1893 издан отдельной брошюрой). В 1893 и 1895 гг. участвовал в работе летних курсов церковного пения для учителей церковноприходских школ в Саратове.

В 1894-1895 гг. служил в Тихвинской ц. саратовской губ. тюрьмы.

В 1895 г., получив приглашение директора московского Синодального уч-ща церковного пения С. В. Смоленского, переехал в Москву, где занимался созданием б-ки древнерус. муз.

рукописей, преподавал в училище историю церковного пения (до 1910) и дидактику (до 1906), стал членом наблюдательного совета при уч-ще. Вошел в состав клира ц. свт. Василия Кесарийского на Тверской-Ямской ул. В 1898 г.

в «Русской музыкальной газете» был опубликован исторический очерк М. «Синодальные, бывшие патриаршие, певчие».

В 1901 г., после назначения Смоленского управляющим Придворной певческой капеллой в С.-Петербурге, М. был приглашен на должность профессора церковного пения и законоучителя в Московскую консерваторию. В том же году он получил степень канд. богословия за 3 учебных пособия по церковному пению. Синод поручил ему рецензирование церковнопевч. сочинений.

В 1903 г. М. был переведен на служение в Казанский собор на Красной пл. В 1908 г. был возведен в сан протоиерея. В 1911 г. в Москве была напечатана его кн. «Синодальное училище в его прошлом и настоящем». В 1914 г. М. получил степень магистра богословия за работу «Богослужебное пение Русской Церкви: Период домонгольский» (1906, 19122; премии гр. С.

С. Уварова (1907), митр. Макария (Булгакова) (1908), М. Н. Ахматова Имп. АН (1915)). В 1915 г. стал настоятелем Казанского собора на Красной пл. За работы по истории церковного пения 4 раза (1897, 1899, 1901 и 1908) М. присуждали премию митр. Макария (Булгакова). Удостоен орденов св. Анны 3-й и 2-й степени, св. равноап. кн. Владимира 4-й степени.

Читайте также:  Расход уайт спирита на 1м2 по металлу калькулятор

Работы М. представляют собой новый этап в области изучения древнерус. певч. искусства. Опираясь на многочисленные рукописные источники, М. изучал проблемы нотации, осмогласия, происхождения знаменного распева и др.

В работе «Богослужебное пение Русской Церкви: Период домонгольский» он впервые детально рассмотрел начальный этап развития древнерус. церковного пения, исследовал вопросы происхождения знаменного распева и знаменной нотации, классифицировал и датировал ряд ранних нотированных источников.

В исследовании «Осмогласие знаменного распева» (1899) впервые проанализировал формульный состав гласов знаменного распева и составил свод мелодических формул (попевок) в соответствии с их гласовой принадлежностью. Значение этого свода сохраняется и в наст. время. Нек-рые идеи М. впосл. были пересмотрены: напр.

, представление о происхождении знаменного распева не от византийской, а от славянской и, возможно, греко-сирийской традиций; отрицание роли звукоряда в знаменном осмогласии и др.

Помимо работы в Московской консерватории М. преподавал церковнопевч.

палеографию в Археологическом ин-те (с 1907; с 1911 секретарь совета ин-та), был членом комиссии по описанию церковных древностей Москвы при церковно-археологическом отделе Об-ва любителей духовного просвещения, членом-корреспондентом Императорского об-ва любителей древней письменности, членом совета Православного миссионерского об-ва (с 1913 зав. письменной частью).

После 1917 г. М. продолжал научную и преподавательскую деятельность. В это время он был сотрудником Государственной академии художественных наук (ГАХН), преподавал в МДА. 2 июня 1919 г. было принято постановление Наркомпроса о неприменении к М.

распоряжения о недопущении лиц духовного сана к занятию должностей в школах: «…ввиду совершенно специальных задач, которые преследует Консерватория, как высший музыкальный институт, и во внимание к глубоким познаниям пр.

Металлова в области истории и теории духовной музыки, считать возможным, в виде исключения, допустить профессора Металлова к преподаванию в Консерватории, с тем, однако, условием, чтобы данный случай не рассматривать как прецедент, который мог бы служить поводом к возбуждению в будущем аналогичных ходатайств в отношении к общеобразовательным школам республики» (Архив МГК. Ф. 2099 дорев. Оп. 14-1. Личн. д. В. М. Металлова). С 1919 г. М. преподавал теорию и историю церковного пения в МДА.

Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Арх.: РГБ ОР. Ф. 380. К. 14. Д. 90 (письма М. прот. Д. Разумовскому).

Муз. соч. и гармонизации: изд. П. И. Юргенсона: Херувимские песни № 1, 2, «Милость
мира» № 1, 2: Для смеш. хора. М., 1890; Духовномузыкальные сочинения: Для смеш.
хора. № 1–35: Херувимские песни: Старинного напева: № 4: Fdur, № 5: emoll, № 6: Esdur,
№ 7: gmoll, «Приидите, поклонимся»: Киев. расп., «Видехом свет истинный»: Знам. расп.,
«Кресту Твоему»: Греч. расп., «Елицы во Христа»: Знам. расп., «Вечная память»: Знам.
расп., «Плотию уснув», «От юности моея», «Архангельский глас»: Знам. расп., «С нами
Бог»: Знам. расп., «Свете тихий»: Знам. расп., «Воскресни, Боже»: Знам. расп., «Покаяния
отверзи»: Знам. расп., «Да исправится»: Греч. расп., «Ныне силы небесныя»: Киев. расп.,
«Приидите, ублажим»: Болг. расп., «Гроб Твой, Спасе»: Болг. расп., «Благообразный Иосиф»: Болг. расп., «Крест Господень»: Болг. расп., «Воззревше на гробный вход»: Болг. расп., «Христос от мертвых воста»: Болг. расп., «Гробу отверсту»: Болг. расп., «Жизнь во гробе»: Болг. расп., «Воскресл еси»: Болг. расп., «Се Жених грядет»: Знам. расп., «Егда славнии ученицы»: Знам. расп., «Тебе одеющагося»: Знам. расп., «Ныне отпущаеши»: Обычного церк. напева, «Хвалите имя Господне»: Обычного церк. напева, «Хвалите Господа с небес»: Обычного церк. напева, «Помяни нас, Господи»: Обычного церк. напева, «Слава в вышних Богу»: Древнего напева. М., 1891; № 36–43: «Достойно есть», «Отче наш», Херувимские песни № 3: Gdur, № 1: Edur, № 2: Ddur, «Милость мира» № 1: Fdur, № 2: Cdur, № 3: Cdur. М., 1892; изд. автора: Пение на литургии св. Иоанна Златоуста: Киев. расп. М., 1893; Переложения древних напевов: Причастны дневнии № 1–8, Херувимская: Киев. расп., «Се Жених» и «Егда славнии»: Киев. расп., «О Тебе радуется»: Греч. расп., «Благообразный Иосиф», «Егда снизшел еси» и «Мироносицам женам»: Болг.
расп. М., 1893; «Блажени яже избрал»: Киев. расп. М., 1895; Пение на всенощном бдении
древних расп. (киев. и греч.). М.: [печатня В. Гроссе], 1898; изд. В. Гроссе: «Господи, воззвах» 8го гласа: Edur // Церковный хор: Продолж. «Уроков пения». М., [1910]2. Вып. 1: Однородн. хор / Сост.: А. Н. Карасёв; совр. изд.: « «Приидите, поклонимся»: Знам. расп. // Песнопения Божественной литургии: Для смеш. хора / Ред.: Г. Н. Лапаев. М., 1998. С. 35; «Воскресни, Боже»: Знам. расп. // Песнопения Страстной седмицы. М., 2001. Ч. 3: Великая
суббота / Сост.: О. А. Бычков. С. 104; «О Тебе радуется…»: Греч. расп. // Тр. МРПС, 2000–
2001. М., 2002. С. 449–450; Херувимская песнь: Старинный расп., «Достойно есть» // У святого престола: Литург. музыка правосл. священнослужителей / Сост.: Г. А. Смирнов, биогр. очерки: Н. Ю. Плотникова. М., 2012. С. 115–117; «Чашу спасения»: Киев. расп. // Введение во храм Пресв. Богородицы / Сост.: О. А. Бычков. М., 20152. № 98. (Песнопения двунадесятых праздников; 3).

Соч.: Из бесед с заключенными. Саратов, 1889-1893. 4 ч.; К вопросу о церк. пении // ПО. 1891. Т. 3. № 9. С. 143-171; Очерк истории правосл. церк. пения в России. Саратов, 1893. М., 19154 (рец.: П[етрушевский] В. // Богословский библиогр. листок. 1897. № 4. С. 88-89); Церковное пение как предмет преподавания в народной школе: Замечания по дидактике и методике церк. пения. Саратов, 1893, 18942. М., 19033; Речь при открытии летних курсов церк. пения // Саратовские ЕВ. 1885. Отд. неофиц. № 18. С. 750-756; Старинный трактат по теории музыки, 1679 г., сост. киевлянином Н. Дилецким [Идеи грамматики мусикийской] // РМГ. 1897. № 12. Стб. 1727-1762 (отд. отт.: СПб., 1898); Строгий стиль гармонии: Опыт изложения основания строгого и строго-церковного стиля гармонии. М., 1897 (рец.: Л. // ПрибЦВед. 1897. № 47. С. 1732-1733; ответ М.: РМГ. 1897. № 12. Стб. 1763-1766; рец.: Курдюмов Ю. В. // РМГ. 1897. № 12. Стб. 1860-1867); Синодальные, бывшие патриаршие, певчие: [Ч.] 1-2 // РМГ. 1898. № 10-12; 1901. № 17, 19-26 (отд. отт.: СПб., 1898-1901); Азбука крюкового пения: Опыт сист. руководства к чтению крюковой семиографии песнопений знам. расп., периода киноварных помет. М., 1899; Осмогласие знаменного распева: Опыт руководства к изучению осмогласия знам. расп. по гласовым попевкам. М., 1899 (рец.: Н[елидов К.?] // РМГ. 1900. № 18. Стб. 516-517); О русских церк. напевах // ВиЦ. 1901. Кн. 5. Т. 1. С. 817-827; Церковное пение в России в его прошедшем и настоящем // Там же. Кн. 7. Т. 2. С. 285-315; История церк. пения как наука. М., 1901 (переизд.: ВиЦ. 1902. Кн. 8. Т. 2. С. 430-448; Тр. МРПС, 2000-2001. М., 2002. С. 127-146 (подгот. текста: Е. В. Андреева; коммент.: А. В. Топычканов)); Нужды церк. пения // Моск. вед. 1902. № 348-352; № 5. Стб. 135-144; № 6. Стб. 166-175; Происхождение рус. церк. пения // ВиЦ. 1906. Кн. 1. С. 91-99; Кн. 2. С. 203-232; Кн. 3. С. 440-476; Кн. 4. С. 595-628; Кн. 5. С. 789-810; Богослужебное пение Рус. Церкви в период домонгольский по ист., археол. и палеогр. данным. М., 19122. 2 ч. (ЗМИАИ; 26); Синодальное училище церк. пения в его прошлом и настоящем. М., 1911; К вопросу о комиссиях по исправлению богослужебных певч. книг Рус. Церкви в XVII в. // БВ. 1912. Т. 2. № 6. С. 423-450 (2-я паг.); Музыка и муз. инструменты у древних евреев // ЧОЛДП. 1912. Кн. 6. С. 390-403; Кн. 7/8. С. 451-486; О национализме и церковности в рус. духовной музыке: (Памяти патр. Гермогена и архим. Дионисия). М., 1912; Русская симиография: Из области церк.-певч. археологии и палеографии. М., 1912; Семиография болг. Трифология XIII в. Зографского мон-ря // Зографский Трифологий. СПб., 1913. С. 1-10 (отд. паг.) (Изд. ОЛДП; 131); На память о пещном действе // Светильник. 1914. № 4. С. 1-6; П. Д. Самарин в его служении делу церк. пения // БВ. 1917. Т. 1. № 4/5. С. 453-463 (2-я паг.); Очередные задачи в изучении древнерус. музыки // История рус. музыки в исследованиях и мат-лах. М., 1924. Т. 1. С. 91-99.

Лит.: Д. С. [Соловьев Д. Н.] [Рец. на работы свящ. В. Металлова «Очерк истории православного церковного пения в России» (Саратов, 1893) и «Церковное пение как предмет преподавания в народной школе» (Саратов, 1893)] // ПрибЦВед. 1893. № 40. С. 1460-1463; Компанейский Н. И. Возражение свящ. В. М. Металлову [на ст. «Нужды церк. пения»] // РМГ. 1903. № 4. Стб. 107-114; Смоленский С. В. Отзыв на соч. прот. В. М. Металлова «Богослужебное пение русской церкви. Период домонгольский» // Отчет о 49-м присуждении наград гр. Уварова. СПб., 1909. С. 545-588. (ЗИАН. ИФО; т. 10. № 1); Лисицын М. А., прот. К вопросу о демественниках, клирошанах и о первоначальном пении в Рус. Церкви: (По поводу кн. о. [В. М.] Металлова «Богослужебное пение Рус. Церкви в период домонгольский») // Муз. современник. 1917. Тетр. 7/8. С. 77-101; А. К. [Кастальский А. Д.?] В. М. Металлов: [Некр.] // Муз. образование. 1926. № 3/4. С. 92-93 (переизд.: РДМДМ. 2006. Т. 5. С. 588-589); Андреева Е. В. Личный фонд В. М. Металлова и собр. ГЦММК им. М. И. Глинки // Вестн. архивиста: Информ. бюл. 2002. № 1. С. 56-67; она же. В. М. Металлов: Биогр. очерк // Гимнология. М., 2003. Вып. 3. С. 334-344; она же. В. М. Металлов и Н. И. Компанейский: московские и петербургские ветви Нового направления // Московская школа: взгляд из XXI в. (вопросы композиторского и исполнительского искусства): Науч. чт. пам. М. М. Ипполитова-Иванова (2003) / Науч. ред.: Л. П. Соколова. М., 2004. С. 15-20; Синодальный хор и училище церк. пения / Сост., вступ. ст. и коммент.: С. Г. Зверева, А. А. Наумов, М. П. Рахманова. М., 2002-2004. 2 кн. (РДМДМ; 2) (по указ.); Плотникова Н. Ю. Музыкальная медиевистика // История рус. музыки. М., 2004. Т. 10Б: 1890-1917 / Ред.: Л. З. Корабельникова, Е. М. Левашев. С. 523-555.

Читайте также:  Немецкая краска по металлу по ржавчине для наружных работ

Протоиереи Русской Православной Церкви Палеографы Педагоги музыкальные Церковное пение русское Металлов Василий Михайлович (1862 — 1926), протоиерей, историк и теоретик русского церковного пения, палеограф, композитор, педагог БЕКАРЕВИЧ Аркадий Николаевич († не ранее 1914 г.), педагог, автор переложений церковных распевов БОБРОВСКИЙ Михаил Кириллович (1784 или 1785 – 1848), прот., д-р богословия, славист ВАРГИН Константин Константинович (1876 — 1912), композитор, регент, педагог ВОЗНЕСЕНСКИЙ Иоанн Иоаннович (1838 — 1910), прот., педагог, исследователь церковного пения ВОРОБКЕВИЧ Исидор Иоаннович (1836 — 1903), прот., укр. писатель, композитор, педагог, фольклорист, дирижер ГРОЗДОВ Христофор Николаевич (1854 — 1919), муз. деятель, педагог, композитор, издатель, исследователь груз. церковного пения и народной музыки ЗАЙЦЕВ Сергей Александрович (1824 — 1896), учитель пения, автор духовно-музыкальных переложений ИВАНОВ Александр Никанорович (1823-1916), прот., настоятель тульского кафедрального собора, церковный и общественный деятель, автор работ по церковному пению МОШИН Владимир Алексеевич (1894-1987), прот., филогог-славист, византинист, археограф, палеограф АБРЮЦКИЙ Дмитрий Степанович (1796 — 1860), протоиерей

Священникъ В.Металловъ. Осмогласiе ЗНАМЕННАГО РАСПЕВА. Москва, Синодальная Типография, 1900 г

Священникъ В.Металловъ.
Осмоглас
iе ЗНАМЕННАГО РАСПЕВА.
Опыт руководства к изучен
iю
осмоглас
iя знаменнаго распъва по
гласовымъ попъвкамъ. Москва, Синодальная Типография,
1900.

Содержание: 93 стр.

Формат: 26,5 х 17 см.

В хорошем
коллекционном состоянии. КНИЖНАЯ РЕДКОСТЬ!

Василий Михайлович
Металлов
 (1862—1926) —
музыковед-историк и музыкальный
палеограф.[1], протоиерей.

  • Четырежды награждался премиями митрополита Макария).
  • Биография
  • Родился 1 (13) марта 1862 года
    в деревне Антиповка Саратовской губернии в семье сельского
    священника.

Окончил Камышинское духовное училище (1876)
и Саратовскую
духовную семинарию (1882). Два года учился в Московской
духовной академии, оставив её в 1884 году по семейным
обстоятельствам. В сан священника рукоположен в 1884 году в
Саратовской духовной семинарии, где преподавал церковное пение в
1884—1885 гг.

[2];
служил в различных храмах Саратовской
губернии.

Только через 15 лет, в 1899 году, получив разрешение
от Синода, он сдал в Московской духовной академии экзамены по всем
предметам академического курса и в 1901 году получил степень
кандидата богословия — за три учебных пособия по церковному пению
(два из которых были отмечены Макарьевскими премиями).

В
1895 году В. М. Металлов был приглашен директором Московского
синодального училища церковного пения С. В. Смоленским для
организации преподавания церковного пения. С 1896 года до 1914 года
он служил в храме
Св. Василия Кессарийского на 1-й Тверской-Ямской
улице.

После назначения Степана Смоленского
управляющим Придворной
певческой капеллой в Санкт-Петербург, в 1901 году он был
приглашён преподавать и церковное пение и Закон Божий на кафедре
истории и теории церковного пения в Московской
консерватории, где состоял до своей смерти.

Кроме этого в
1907—1924 годах он преподавал церковно-певческую палеографию в Московском
археологическом институте и Государственной
академии художественных наук.

В 1919—1922 годах он также
преподавал теорию и историю церковного пения в Московской духовной
академии, из-за чего подвергался преследованиям.

В
1914 году защитил диссертацию «Богослужебное пение русской церкви в
период домонгольский по историческим, археологическим и
палеографическим данным» (В 2-х ч., с прил. 12 табл.

(Facsimile)
снимков с рукописей X—XI—XII вв. — М. : печатня А. И.
Снегиревой, 1912. — 349 с.) и получил степень магистра богословия.

«За труды по обстоятельствам военного времени» 26 января 1917 года
он был награждён орденом
Св. Владимира 3-йстепени.

В
1915 году Василий Металлов был назначен настоятелем Казанского
собора на Красной площади.

Жил
В. М. Металлов в Москве на Брестской
улице (д. 60), а также в Большом
Чернышевском переулке (д. 16) и на 1-й
Тверской-Ямской улице.

Умер
в 1926
году в Москве. Похоронен на Ваганьковском
кладбище.

Награды

Получил четыре Макарьевских
премии:

Металлов Василий Михайлович

Священник при церкви св.Василия Кесарийского в Москве (с 1896 г.), профессор истории церковного пения В московской консерватории (с 1901 г.), преподаватель Синодального училища церковного пения (с 1895 г.), член Наблюдательного совета при Синодальном училище (с 1899 г.), член совета Общества Любителей церковного пения (с 1900 г.), член Интернационального музыкального общества (1900), кандидат богословия, родился 1 марта 1862 г. в семье сельского священника Саратовской губернии. Образование получил в саратовской духовной семинарии и московской духовной академии.

Музыкальные познания приобрел путем самообразования, чему в значительной степени способствовало знакомство с новыми языками: немецким, французским, английским и итальянским, и через них с новейшей иностранной музыкальной теоретической и исторической литературой, и изучение нотных партитур. Церковное пение изучал теоретически и практически вместе с теорией композиции и игрой на скрипке и фортепиано еще с первых классов семинарии. Впервые начал писать по вопросам церковного пения в «Саратовских епархиальных Ведомостях», в отдельных статьях о церковном пении вообще 1888 г., | 7, 8, 13), о Бортнянском (1890 г., | 16), о Турчанинове (1890 г., || 4, 6), о Львове (1890 г.,| 17), о Потулове (1890 г., | 8), о Соловьеве (1890 г., | 10), о Виноградове (1891г., | 24), о Георгиевском (1890 г. | 14).

В 1891 г. поместил статью «К вопросу о церковном пении» в III т. кн. IX журнала «Православное Обозрение».

С 1891 по 1895 гг. включительно был преподавателем церковного пения в саратовской духовной семинарии.

За этот период Металловым изданы «Церковное пение, как предмет преподавания в народной школе» (1893 г., Саратов), сочинение, одобренное Учебным комитетом при святейшем Синоде для духовных семинарий, и «Очерк истории православного церковного пения в России» (1-е изд. 1893 г.

, Саратов), сочинение, одобренное Учебным Комитетом для духовных семинарий и в 3-м издании 1901 г., удостоенное Святейшим Синодом премии митрополита Макария. В 1897 г. в «Русской Музыкальной Газете» помещена статья «Старинный трактат по теории музыки» (1679 г.

), составленный киевлянином Николаем Дилецким».

В 1897 г. издано в Москве сочинение по теории композиции: «Строгий стиль гармонии» — опыт изложения строгого и строго-церковного стиля гармонии, сочинение, одобренное Учебным комитетом для духовных семинарий. В «Русской Музыкальной Газете» в 1898 и 1901 гг. печаталась статья «Синодальные, бывшие патриаршие певчие». В 1899 г.

изданы в Москве сочинение «Азбука крюкового пения», «Опыт систематического руководства к чтению безлинейной семиографии песнопений знаменного распева, периода киноварных помет», сочинение, одобренное Учебным Комитетом для духовных семинарий и удостоенное премии митрополита Макария. В 1900 г.

в Москве издано сочинение «Осмогласие знаменного распева», опыт руководства к изучению осмогласия знаменного распева по гласовым попевкам, — сочинение, одобренное Учебным Комитетом для духовных семинарий и удостоенное премии митрополита Макария. В 1901 г.

в журнале «Вера и Церковь» напечатаны статьи: «О русских церковных напевах» и «Церковное пение в России в его прошедшем и настоящем».

Металлову же принадлежат: «Речь при открытии летних курсов церковного пения для учителей церковноприходских школ в Саратове» (1895 г. | 18, «Саратовские Епархиальные ведомости») и вступительная лекция слушателям московской консерватории по кафедре истории церковного пения, читанная 17 сентября 1901 г. под заглавием: «История церковного пения как наука» (брошюра).

Из церковных композиций и переложений с древних распевов Металловым издано в 1890 г.: «Херувимская»Es-dur и D-dur, «Милость мира»F-dur и C-dur, в 1891 г. «Херувимская»G- dur, «Милость мира»C-dur, «Достойно есть»C-dur, «Отче наш» F-dur, «Собрание духовно- музыкальных сочинений и переложений с древних напевов «(в 3-6 ||).

В 1893 г. Металловым издано: «Пение на литургии святого Иоанна Златоуста, киевского распева» и переложения для хора: «Причастныя», «Херувимская», «Се жених», «Егда славнии», «О тебе радуется, «Благообразный Иосиф» и Другие. В 1895 г. — «Блажении яже избралъ» киевского распева; в 1898 г. — «Пение на всенощном бдении древних распевов».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Станок