- Кустарные изделия из металла
- Деревянное и костяное творчество
- Росписи и эмали
- Керамика
- Ткани и кружева
- Металл
- Роспись
- Тагильская роспись
- Жостовская роспись
- Кемеровская роспись
- Ювелирное искусство
- Кубачинское ювелирное искусство
- Скань
- Казаковская филигрань
- Литьё
- Каслинское литьё
- Стоовые приборы
- Финифть
- Ростовская финифть
- Вологодская финифть
- Чернение по серебру
- Гжель, хохлома и финифть
Народные художественные промыслы – это преимущественно кустарное производство художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, имеющее определенную преемственность и локализацию. Мотивы и образы народного искусства могут веками сохраняться почти неизменными, передаваясь из поколения в поколение.
Русские народные промыслы являются отражением нравов, традиций и исторического бытия русского народа, воплощением предметной области его культуры. Не все из них дожили до настоящего времени, и не все имеют древние корни, но все они, так или иначе, характеризуют русскую народную культуру.
Русские матрешки
Для коллекционера и любителя антиквариата важно понимать, что само понятие народного художественного промысла сильно размыто. Специфика и ценность ручной работы состоит в том, что она всегда имеет авторский характер, а автор – творец, и не привязан прочно ни к традиции, ни к локации.
Художественная ценность изделия народных промыслов во многом складывается из его уникальности. В то же время, народные промыслы строятся на повторяемости изделий и не чужды некоторой механизации труда. Так, для изготовления матрешек применяются токарные станки, а для резьбы по кости совершенно естественно использование бормашины.
Скульптура «Мамонт». Популярный российский образ для изделий из бивня мамонта
Возникают сложные вопросы, например, является ли русским народным промыслом любая резьба по дереву, либо только стили резьбы, имеющие традиционные мотивы? Если богородская игрушка изготавливается в другом регионе России, можно ли ее считать изделием этого народного промысла?
Большую роль в оценке изделий народного творчества играет раскрученность промысла. Поэтому мастера, стремящиеся выйти со своими работами за рамки локального рынка, много сил бросают на продвижение и популяризацию своего производства. Раньше основными площадками по продвижению были выставки и ярмарки, теперь это – специализированные сайты и социальные сети.
Ваза из березового капа (капокорня). Традиционный русский промысел. Работа автора
Глобализация привела к повышенной динамичности рынка. В этих условиях коллекционеру при оценке изделия следует полагаться прежде всего на возраст, состояние изделия, его художественную ценность. И только потом – на принадлежность к определенному промыслу, популярность которого может быть весьма неустойчивой.
Кустарные изделия из металла
Вероятно, древнейшим массовым производством из металла можно назвать художественное литье. Как и у других народов, на Руси были популярны фигурки и украшения из цветных металлов. Часто литейные работы сочетались с другими техниками: зернью, филигранью, чеканкой, чернью, эмалью.
Фигурный замок в виде конька. Павлово, XIX век
Крупным центром литья медных сплавов в конце XVII — начале XVIII вв. становится г. Павлово-на-Оке. Высоким мастерством исполнения отличались работы павловских «замочников», изготовлявших литые фигурные замки самых замысловатых конструкций.
Древние литейные промыслы угасли, но в середине XIX в. в городе Касли на Урале было освоено литейное производство мелкой пластики из чугуна, получившее известность во всем мире.
Традиции каслинского литья строились на графической четкости силуэта, сочетании тщательно отделанных деталей и обобщенных плоскостей с энергичной игрой бликов.
Готовые изделия покрывались черной краской особого рецепта, так называемой голландской сажей.
Скульптура «Запорожский казак и гадалка». Каслинское литье, 1900 г.
Чернение по серебру зародилось еще в X веке, но славу народному промыслу с чернением принесли изделия из Великого Устюга в XVIII веке. Это были сюжетные черневые гравюры с тонко разработанным фактурным золотым фоном и орнаментальным решением всей вещи в целом. Ремесло было возрождено в 30-е гг. XX века в виде артели, а потом фабрики «Северная чернь».
Еще одним известным направлением народного творчества стала скань или филигрань – узоры из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или витой, накладываемой на металлический фон наряду с зернью (вместо проволоки используются шарики).
Подстаканник «Скань», мельхиор, 1972 г.
Эта изначально египетская техника была популярна на всем протяжении истории России. Скань комбинировали с другими материалами: костью, эмалью, деревом, драгоценными камнями, хрусталем и перламутром. В советское время стали популярны вазочки и подстаканники в технике скань, производившиеся во многих ремесленных центрах.
Деревянное и костяное творчество
Дерево – самый распространенный материал в России на протяжении веков. Не случайно, что народных промыслов, связанных с ним, было великое множество. Не все из них были четко оформившимися. Например, изготовление резных наличников, хотя оно имеет ярко выраженные региональные традиции, народным промыслом обычно не называют.
Деревянные наличники Томска, конец XIX – нач. XX века
Самым известным промыслом, связанным с резьбой по дереву, считается Богородская резьба, как стиль сложившаяся в поселке Богородское Сергиево-Посадского района Московской области к концу XVIII — началу XIX веков. Специфика богородской мелкой пластики во многом обусловлена материалом, преимущественно липой. Мягкая древесина неплохо держит детали, но не годится для тонкого ажура и острых углов, плохо полируется.
Богородская игрушка выразительна по пластике, отличается меткостью образных характеристик, проникнута юмором. Часто следы резца не зашлифовываются, а создают специфическую фактуру. Символами богородской резьбы можно назвать фигурку медведя, и подвижную композицию «Кузнецы», еще недавно почти обязательную для ребенка в каждой российской семье.
Богородская резная игрушка «Кузнецы»
В конце XIX века в Подмосковье возникает другой художественный промысел – абрамцевско-кудринская резьба по дереву. Промысел строился на сочетании геометрической и плоскорельефной резьбы для создания растительного орнамента, призванного украсить предметы быта.
Художественная выразительность орнамента достигается то мягкими переходами от рельефа к фону, то резким контуром порезок, направленных вглубь. Орнамент плотный, равномерно заполняющий плоскость и объемную форму вещи. Матовый фон изделий контрастирует с блестящей отполированной поверхностью узора.
Абрамцевско-кудринская резьба
На рубеже XXI века в России появилось направление художественной резьбы по дереву, хотя и не претендующее на статус народного промысла, но по характеру являющееся таковым.
Основатель направления Шамиль Сасыков назвал его «Татьянка».
В основе его стиля плотное, без фона, реалистичное изображение растительности, преимущественно листьев и цветов, реже животных, практически без последующей за резьбой обработки.
Резьба в технике «Татьянка»
Нельзя обойти вниманием и такой самобытный промысел, как резьба по бересте. Наиболее популярна Шемогодская резьба, известная с XVIII века. Орнаменты шемогодских (шире — вологодских) резчиков использовались при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.
Шемогодская резьба по бересте
Узор состоит, как правило, из стелющегося стебля с удлинёнными листьями и спиралевидно закрученными ветками. На их кончиках — круглые розетки, ягоды, трилистники. Окаймляют узор различные геометрические орнаменты.
Сегодня серьезную конкуренцию шемогодским мастерам составляют изделия из Сибири, особенно из Томска и области. Кроме прорезных узоров по многослойной бересте сибирские мастера внесли в изделия местные мотивы – изображение веток кедра, глухаря и т.п. Большое развитие получают и берестяные картины с изображением местных достопримечательностей.
Многослойная береста, прорезная резьба по бересте, Томск
Самым известным промыслом, связанным с резьбой по кости, является холмогорский, распространенный в селах Холмогорского района Архангельской области.
Промысел впитал в себя различные русские, европейские и северные традиции резьбы по кости и к XVIII веку сформировал собственный стиль.
К нему относится, например, сочетание образованного сквозными отверстиями орнамента и рельефных сюжетных изображений, использование цветной гравировки, подкраска.
Холмогорская резьба по кости
Росписи и эмали
Даже сам перечень русских промыслов, связанных с росписью, может занять очень много времени. Не все эти промыслы одинаково известны и не все дожили до наших дней. Сама многочисленность расписных промыслов связана как с развитыми традициям народной живописи, так и с разнообразием материалов, с которыми работали мастера.
Жостовская роспись
Так, роспись по металлическим подносам зародилась на уральских заводах Демидова и только в первой половине XIX века распространилась и в Жостово (Московская обл.). Таким образом, в настоящее время самобытно развиваются два центра художественной росписи по металлу: Жостово и Нижний Тагил.
Роспись производится чаще по черному фону. Основной мотив – цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Поскольку подносы к XXI веку успели выйти из моды, мастера ищут другие объекты для росписи: шкатулки, украшения, миниатюры и т.п.
Палехская лаковая миниатюра. «Страда», 1933
Палехская миниатюра (Ивановская область) родилась после закрытия местной школы иконописной живописи. Пытаясь приспособиться к новым условиям, мастера стали работать темперой по папье-маше. Расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, и т. п.
Роспись обычно выполняется на черном фоне и расписывается золотом. В качестве сюжетов часто используются народные сказки, былины, произведения классиков литературы и бытовые сцены. Недостатки оригинальной технологии, которую применяли первые мастера миниатюры, со временем приводят к повреждению работ 20-30-х гг. XX века.
Холуйская миниатюра
Близкими к Палеховской можно признать Федоскинскую и Холуйскую миниатюры. Главным отличием холуйской миниатюры является использование синевато-зеленого и коричнево-оранжевого тонов. Дополнительные оттенки применяются лишь для контрастного оживления рисунка. Золотой и серебряный цвет применяются редко, для изображения металлических предметов или в орнаменте.
Федоскинская миниатюра возникла еще в конце XVIII века. В этом промысле использовалась не темпера, а масляные краски. В росписи использовались популярные в то время сюжеты: «тройки», «чаепития», сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Также рисовались копии картин известных художников.
Федоскинская миниатюра
Еще в XVII веке под Костромой вокруг села Хохлома зародился промысел по росписи проолифленных деревянных изделий. По темному фону ведется роспись золотом, а также красным, желтым, оранжевым, реже зеленым и голубым цветами. Традиционные сюжеты Хохломы – ягоды рябины и земляники, цветы и ветви, птицы, рыбы и звери.
Уникальная технология обработки дерева придает ему медово-золотой цвет, значительно повышает прочность и долговечность изделий. Хотя промысел переживает сегодня не лучшие времена, высокохудожественные изделия с хохломской росписью продолжают оставаться знаковыми для русской культуры и ценятся коллекционерами.
Набор посуды с хохломской росписью
Керамика
Промыслы, связанные с керамикой, в России тоже были многочисленны. Самый известный из них – Гжель, возникший в XVII веке в 60 км. от Москвы. Деревни, причастные к Гжельскому промыслу, находились недалеко от залежей качественной белой глины, из которой очень рано начали изготавливать посуду и игрушки, расписывать их разными красками.
Расцвет гжельской керамики пришелся на вторую четверть XIX века, когда в этой местности действовало сразу несколько фарфоровых и фаянсовых фабрик, изготавливающих множество предметов искусства и быта: от посуды и изразцов до иконостасов и склепов. Статуэтки, игрушки, вазы расписывались лиловой, желтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью.
Гжель
Известный нам бело-голубой рисунок Гжели, мотивами которого являлись декоративные цветы, листья, травы, окончательно сложился только в 40-е годы XX века. Именно тогда была утверждена кобальтовая краска и стандартизированы мазки, из которых формируется изображение.
В районах с менее качественными глинами возникали промыслы по изготовлению глиняных игрушек. Таковы Филимоновская, Дымковская, Скопинская, Романовская, Каргопольская и др. игрушки. Несмотря на близкие по характеру изделия, игрушки и свистульки разных промыслов совершенно уникальны по форме и раскраске, отражая региональные традиции разных областей России.
Дымковская игрушка
Ткани и кружева
Не все русские народные вещи имеют отечественные корни. Знаменитые вологодские кружева начали плести в XIX веке в качестве импортозамещения. Желая иметь кружева, подобные французским и итальянским, помещицы заставляли своих крепостных плести подобные, а потом стали поставлять их на рынок.
Льняные кружева выполняются плотной, непрерывной, плавно извивающейся полотняной тесьмой на фоне узорных решеток, украшенных насновками в виде звездочек и розеток.
Сюжеты вологодского кружева менялись в зависимости от запросов общества.
Наряду с растительными орнаментами были распространены религиозные мотивы, а в 30-е годы XX века в кружеве появились изображения, отражающие советскую действительность.
Вологодское кружево
Оренбургский пуховый платок обязан своим громким именем не только мастерицам, но и местным козам, имеющим густой, очень нежный, тонкий пух. Промысел зародился еще в XVIII веке и достиг своего пика в начале XX столетия, когда оренбургские платки были популярны и в России, и за рубежом.
Павловопосадский набивной платок был популярен с середины XIX века благодаря ярким, объемным цветным узорам на черном или красном фоне. Технология набивки цвета на шерстяную ткань деревянными формами сохранялась до 70-х годов XX века.
Павловопосадские набивные платки
Как и многие другие народные художественные промыслы, производство платков приходит в упадок из-за изменения вкусов и предпочтений покупателей.
Уже вышли из обращения прялки и самовары Почти перестали пользоваться подносами и оформлять резьбой интерьер.
Но полностью интерес к народным промыслам, к высокохудожественным изделиям народных мастеров, никогда не угасает, как не может угаснуть интерес к родной истории и культуре, а также к истории и культуре других народов.
Сайнаков Николай (кандидат исторических наук, доцент)
Металл
Художественная обработка металла известна с древнейших времён. Все её основные виды — ковка, чеканка, литьё, филигрань, эмаль и гравировка, широко представлены в российских промыслах.
Русское прикладное искусство — это и царь-колокол с царь-пушкой, и тончайшие ажуры русской филиграни, и расписные подносы, и художественные миниатюры на эмали, и ручное чернение серебра, и промышленное литьё.
Искусство обработки металлов передавалось из поколения в поколения, вбирая в себя развивающиеся ремесленные традиции и художественные приёмы других народных ремёсел.
Роспись
Тагильская роспись
Этот вид подносной живописи появился на Урале, в Нижнем Тагиле, Верх-Нейвинске и Невьянске, а датой его «рождения» принято считать 1746 год — именно тогда появилось первое упоминание жестяных подносов с художественной росписью.
Знаменитый заводчик Н. Демидов в XVIII веке организовал при своих горных заводах первую школу росписи, потому эта роспись первое время называлась горнозаводской. Первое время ею занимались исключительно мужчины, а в подмастерья принимались только мальчики, но со временем, из-за нехватки мастеров, на работу стали брать и женщин.
В эпоху Российской империи на Урале жило немало старообрядцев, потому тагильская роспись переняла художественные приёмы старообрядческой иконописной школы — декор из золота, серебра и металлических песков. Кроме того она была основана на народном творчестве и живописных традициях.
Для расписывания создавались специальные минеральные краски, которые хорошо держались на металлических поверхностях: измельчённые в пудру минералы замешивали со смолой на льняном, ореховом или маковом масле.
Но самый важный секрет росписи по металлу — это лакировка.
Для неё в XIX веке художники-самоучки Худояровы придумали особый рецепт из смолы, льняного или конопляного масла, а также терпентины местных хвойных пород, растворённых в скипидаре.
На подносах писались копии с гравюр, сценки из городской жизни, исторические и мифологические картины, которые обрамлялись изящным цветочным или фруктово-ягодным орнаментом. Роспись делилась по манере письма на многослойную, с прописыванием малейших деталей, и появившуюся к концу XIX века «маховую», которая стала ответом на ускорение темпов времени и желания удешевить производство.
«Метальная лавка – Тагильские подносы»
Жостовская роспись
Только в первой половине XIX века расписное ремесло жестяных подносов пришло из Урала в Московскую губернию. Ею стали заниматься в сёлах Троицкое, Сорокино, Новосельцево, Хлебниково, но самым известным стал промысел в Жостово.
В 1825 году откупившиеся от крепостной зависимости братья Вешняковы создали здесь первую мастерскую, а после революции, объединённая с другими артелями, она стала основой Жостовской фабрики декоративной росписи, которая работает по сей день.
В жостовской росписи используют, за редким исключением, чёрный фон и многослойное письмо. Выкованные подносы сначала грунтуют и шлифуют, чтобы поверхность была идеально гладкой, а затем расписывают масляными красками и лакируют.
Среди основных сюжетов — цветочные орнаменты, а также пейзажи, бытовые сценки и народные гуляния. Самый распространённый вид росписи, ставший визитной карточкой Жостова, это большой букет, обрамлённый по краям подноса золотым орнаментом.
Двух идентичных подносов не бывает — художник пишет не по эскизам и не с натуры, поэтому даже в росписи одинаковых сюжетов использует свою фантазию.
Кемеровская роспись
Кемеровская роспись возникла в начале 80-х годов ХХ века в городе Кемерово, где в 1981 была основана фабрика художественных промыслов «Весна».
Тогда группой художников во главе с Валентиной Пантелеевой была разработана новая техника росписи на основе смешения жостовской и нижнетагильской техник.
В ассортименте фабрики были расписные подносы различных форм и размеров, блюда, баночки под сыпучие продукты.
Кемеровская роспись относится к одной из школ Урало-Сибирской росписи.
Ее отличительной особенностью является двухцветный мазок, который получается, когда на один край плоской кисти набирают основной цвет, а на другой — более светлый, затем проводят несколько раз по палитре и получают цветовую растяжку. Роспись выполняется масляными художественными красками, затем после высыхания покрывается лаком. Срок годности такой росписи – несколько десятилетий.
Источник фото: библиотеки.кемеровские.рф.
В отличие от нижнетагильской, которая раньше была более декоративной, кемеровская роспись стала более реалистичной, в композицию включают хвою, шишки, таёжные травы.
В нижнетагильской росписи применяют круглые беличьи кисти, а в кемеровской сразу стали применять плоскую синтетику, что придаёт работам индивидуальность.
Мотивы росписи очень разнообразны: это и лесные и полевые цветы, шишки, ягоды, сосновые ветки, и все многообразие садовых растений.
Фабрику «Весна» в 2001 году закрыли. Однако мастера остались, и некоторые из них до сих пор продолжают самостоятельно развивать эту замечательную технику.
Ювелирное искусство
Кубачинское ювелирное искусство
Село Кубачи недалеко от Дербента называют аулом мастеров. Это родина златокузнецов, создававших неповторимой красоты доспехи, драгоценную посуду и женские украшения. И, конечно же, славившиеся художественной обработкой оружия. Кубачинское оружие высоко ценилось не только на Кавказе, но также в Турции и Иране.
Древняя история обработки металла, согласно раскопкам, началась здесь ещё в IV-III тысячелетие до н.э. А в эпоху Средневековья достигло высокого уровня.
С ХVIII века здесь получило особое развитие изготовление холодного и огнестрельного оружия, которое украшалось резной костью, чернью, глубокой гравировкой, золотыми и серебряными насечками, и инкрустировалось драгоценными и полудрагоценными камнями.
В ХIХ—ХХ веке расцвело ювелирное искусство, оказавшее заметное влияние на ювелирное искусство всех кавказских народов. При этом создавались не только женские, но и мужские украшения и элементы наряда: наборные пояса и газыри.
В 20-х годах ХХ века в селе образовалась артель, которая потом превратилась в Кубачинский художественный комбинат, крупнейшее предприятие народных промыслов Дагестана.
Самобытный кубачинский промысел унаследовал эстетические горские традиции и многообразие культуры дагестанских народов.
ГУП «Кубачинский Художественный Комбинат»
Скань
Скань (или филигрань) — это тончайший кружевной узор из медной, золотой или серебряной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Русское слово скань произошло от древнеславянского глагола «съкати», что значит «свивать».
Существует три вида филиграни. Напайная филигрань, когда проволоку напаивают на металл. Объёмная филигрань, которую создают по частям, затем собирая в единую композицию — вазы, подносы, шкатулки, кубки. И ажурная филигрань без металлической основы, которую в мире зовут «русской филигранью».
Эта ювелирная технология была известна на Руси уже в IX—X веках, когда русские ювелиры начали использовать зернь — напаянные мельчайшие шарики. В XII—XIII веках появилась технология напайной, а с XII века — ажурной скани. Расцвет московской скани пришёлся на XV—XVI века, когда в ремесле стали также использоваться драгоценные и полудрагоценные камни, резная кость, эмаль и дерево.
В XVIII—XIX веках в скани стали также применять перламутр и хрусталь, а производство из кустарного превратилось в промышленное. По имени своих областей получили название самые яркие и самобытные школы скани: псковская скань, новгородская скань, московская скань, казаковская скань, скань Русского Севера (Великий Устюг, Вологда и Сольвычегодск).
В советское время особое место заняла ювелирная скань Костромы.
Скань используется для создания украшений, посуды, церковной утвари, а также для обрамления ростовской финифти.
Казаковская филигрань
В селе Казаково Нижегородской области, где в 1927 году был начат металлический промысел, находится центр филигранного производства. Казаковскую скань с первых лет существования отличали чистота линий и изящество отделки.
Узор филиграни набирается из гладкой или витой медной проволоки по рисунку на бумаге, к которой приклеиваются отдельные детали орнамента.
Затем будущее изделие посыпают серебряным припоем и начинается пайка, во время которой бумага сгорает, а ажурные завитки соединяются между собой, образуя прочное кружево.
Создавая узор, художники следят не только за плавностью и красотой изгибов, но и за рисунком просветов, играющим большую роль в построении орнамента.
Казаковская филигрань: ажурная история • Филигранная работа
Литьё
Каслинское литьё
Каслинское чугунное литьё названо так по имени челябинского города Касли, где в середине XVIII века был основан чугунолитейный завод, принадлежавший заводчикам Демидовым.
Литейное искусство веками складывалось каслинскими скульпторами, художниками, литейщиками и чеканщиками, в его традиции — чёткость силуэта, сочетание проработанных деталей и обобщённых плоскостей, «голландская сажа» — покрытие изделий чёрной краской, созданной по особому рецепту.
Каслинские литейщики создавали статуи и бюсты, надгробия и мемориальные доски, решётки и барельефы, фонари и скамейки, ворота и ограждения.
В XIX веке здесь начали производить посуду, малые «кабинетные» скульптуры и предметы декоративно-прикладного характера, многие из которых в настоящее время украшают экспозиции российских художественных музеев.
Развитие каслинского литья было напрямую связано с развитием русского скульптурного искусства: многие знаменитые скульпторы предоставляли каслинским литейщикам свои модели для тиражирования, и здесь отливали лучшие произведения Клодта, Лансере, Либериха, Лаверецкого, Каменского и Забелло.
Увидеть каслинское литьё можно в разных городах России. Это фонари-торшеры в усадьбе Царицыно в Москве, сквер вокруг памятника Святой Екатерине в Краснодаре, фонари и решётки на Имеретинской набережной в Сочи и на Приморской набережной в Ейске, фасад Театра драмы и скульптуры на пешеходной улице в Челябинске.
От ажурных лестниц до Жеглова и Шарапова
Стоовые приборы
История крупнейшего производителя столовых приборов в России и СНГ –Павловского завода художественных металлоизделий имени Кирова –началась в 1890 году, тогда Александр Генрихович Штанге создал в селе Павлово кустарную артель. Первый большой успех пришел к павловчанам уже в 1900 году, когда артель получила золотую медаль на русско-французской выставке в Париже.
В настоящее время завод специализируется на производстве традиционных металлических изделий: столовых приборов и посуды, замков, хозяйственных принадлежностей.
Регулярная модернизация технологических процессов и использование современного оборудования позволяет постоянно расширять ассортимент.
Ежегодно предприятие создает новые линейки столовых приборов, дизайн которых разрабатывается на основе традиционного русского орнамента.
Павловский завод им.Кирова
Как привить культуру через ложки и народные орнаменты
Финифть
Ростовская финифть
Финифть — это стекловидная масса, т.е. эмаль, наплавленная на металическую пластину и расписанная специальными надглазурными красками. Собственно, финифть — это древнерусское название эмали, произошедшее от греческого слова «финифтис», что означет «смешиваю».
Это искусство пришло в Россию из Византии в годы принятия Христианства, и в раскопках у Десятинной церкви в Киеве были обнаружены остатки ювелирных мастерских, где делались церковные украшения и серьги для женщин с использованием финифти. Но татаро-монгольское нашествие оборвали эту традицию.
Возвращение финифти произошло в конце XVII века, когда в двух городах России — Вологде и Ростове, появились первые мастерские по росписи миниатюр на эмали. Особая позиция ростовской финифти связана с общим рассветом художественных искусств в Ростове Великом в это время. Среди её основных сюжетов — портреты, пейзажи и религиозные изображения.
Ростовская финифть вобрала в себя экспрессивность и вычурность барокко, традиции западноевропейской религиозной живописи, книжных гравюр и портретных миниатюр петербургских художников. Из народного промысла она возвысилась до настоящего художественного искусства.
ЗАО «Фабрика «Ростовская финифть»
Вологодская финифть
Этот промысел зародился в середине XVII века. Роспись мастеров Сольвычегодска Вологодской губернии называлась поначалу усольскими эмалями, потому что город в старых записях именовался Усольском.
Вологодские мастера использовали особый приём цветной штриховки, нанося росписи на медную основу. В цветочных композициях они чаще всего использовали тюльпан. Росписи, выполняемые в основном на белом фоне, славились богатой палитрой: в них использовались красные, розовы, лиловые, желтые, синие и зеленые цвета и их оттенки.
Мастеров из Сольвычегодска часто приглашали в Москву для перенятия опыта, и они оказали большое влияние на московское искусство эмали. К сожалению, расцвет промысла был недолгим, и в 1744 голу пришёл в упадок. Палитра упростилась, а мастерство со временем быстро утратилось.
Только в 70-х годах ХХ века вологодская финифть получила второе рождение. Группа художников-ювелиров занялась возрождением промысла, и в наши дни работает творческая мастерская «Вологодская финифть», унаследовавшая традиции некогда славной вологодской финифти.
Чернение по серебру
Искусство чернения по серебру, сложившееся в Великом Устюге, называют ещё северной чернью. Первое упоминание о ней относится к 1683 году. Чернение существовало уже в Х веке в Киевской Руси, но, как и многие ремесленные традиции, было прервано с нашествием татаро-монголов.
Изначально это ремесло в Великом Устюге возникло для украшения церковной утвари, но со временем перешло в разряд прикладного искусства для состоятельных людей, украшавших произведениями “северной черни” свои дома. Сюжеты диктовались прихотью богатых заказчиков, любивших пасторальные мотивы, пейзажи с архитектурой на манер итальянских мастеров и сюжеты из бытовой жизни: чаепития, прогулки и массовые гуляния.
Северная чернь развивалась наряду со всем русским искусством XVIII — начала XIX века, поэтому поначалу несло в себе элементы барокко: пышность, пластичность, контрастность и округлые очертания, а затем переняло каноны и сюжеты строгого классицизма.
Как и века назад, в наше время чернение по серебру — это по-прежнему ручная работа. Мастер вырезает рисунок резцом-штихелем по намеченным линиям.
Затем чернь, состав которой долгое время хранился мастерами в строгом секрете, соединяется при обжиге с металлом, и это покрытие слой за слоем снимается, пока не оголится черневой рисунок на серебре.
Чёрный сплав в итоге остаётся только в вырезанных мастером углублениях.
Гжель, хохлома и финифть
Полина Калмыкова
носительница русской культуры
Профиль автора
- В детстве мне казалось, что русские народные промыслы остались в далеком прошлом вместе с лаптями, коромыслами и балалайкой.
- На самом деле многие промыслы процветают и сегодня, а некоторые из них — вовсе не такие древние, какими казались на первый взгляд.
- В этом материале — популярные и известные примеры русской народной культуры: расскажу, когда они появились, где их купить и как увидеть процесс создания.
- Когда появилось: в 1944 году
Где делают: в Раменском районе Московской области
Где купить: на сайте Гжельского фарфорового завода - Гжель — голубая роспись по белому фарфору, которую выполняют в одноименном селе и близлежащих деревнях: всю эту местность называют гжельским кустом.
Хотя добывать глину и заниматься гончарным делом в Гжели начали много веков назад, фарфоровые заводы появились здесь только в 19 веке. Единого стиля росписи в то время не было: каждая фабрика использовала свои краски, рецепты которых хранили в тайне от конкурентов, и узнаваемые рисунки.
- Знаменитая одноцветная роспись появилась только к концу Великой Отечественной войны: основы стиля и цветовое решение разработала команда советских художников и искусствоведов, которым нужно было восстановить в регионе производство, но сделать его недорогим и доступным для покупателей.
- Посмотреть на производство гжели можно на экскурсиях по Гжельскому фарфоровому заводу: там покажут, как создают посуду необычной формы, а на мастер-классе предложат расписать заготовку характерным гжельским рисунком.
- Например:
✨ Тарелка «Синички» — 1290 Р
✨ Кашпо — 1790 Р
✨ Чайник — 3280 Р - Когда появилось: в 17 веке
Где делают: в городе Семенове Нижегородской области
Где купить: на сайте фабрики «Хохломская роспись»
Хохлома — яркая роспись по дереву, известная своими золотыми элементами. Чтобы получить такой эффект без использования драгоценных металлов, мастера натирают заготовки оловянным или алюминиевым порошком. Другие характерные цвета хохломы — красный и черный, хотя встречаются и дополнительные: например, зеленый или голубой.
Традиция так расписывать деревянную утварь появилась на севере нижегородских земель, где было много леса и мало плодородных земель: товары со всей округи продавали в селе Хохлома.
Теперь центр производства хохломы располагается в городе Семенов, где работает крупнейшая хохломская фабрика.
Мастера там работают по старинным технологиям, вручную контролируя каждый этап — от изготовления основы до финального покрытия лаком.
Для туристов фабрика «Хохломская роспись» проводит экскурсии на предприятия и в музеи.
Там можно увидеть образцы-эталоны, коллекцию росписи конца 19 — начала 20 века, а в Музее народного быта покажут, как жили и работали мастера, стоявшие у истоков хохломской росписи.
Попробовать свои силы в создании хохломы тоже можно: художники фабрики проводят для посетителей экспресс-уроки и мастер-классы.
Например:
✨ Ложка — 150 Р
✨ Детский стул как в садике — 1725 Р
✨ Ковш-утка — 5070 Р
Когда появилось: в середине 19 века
Где делают: в Городце Нижегородской области
Где купить: на «Вайлдберриз»
Городецкая роспись — еще один вид украшения деревянной утвари родом из нижегородских земель. Главные отличительные черты этого промысла — яркие, разнообразные цвета и сюжетные сценки. В отличие от растительных узоров хохломы, городецкая роспись изображает людей, животных и знакомые элементы деревенской жизни: избы, колодцы и увитые цветами заборы.
Этот стиль росписи заменил традиционную резьбу по дереву, которой украшали донца прялок: когда инструмент не использовали, донца снимали и вешали на стену в качестве декора. А потом стали расписывать и другие бытовые предметы из дерева: например, сундуки, разделочные доски и шкатулки.
Сейчас такие изделия производит фабрика «Городецкая роспись»: в ее стенах мастера вручную украшают каждый предмет. На экскурсии туристам покажут рабочие места художников и проведут по музею: в экспозиции собраны разные изделия с городецкой росписью — от подсвечников и ложек до столов, ваз и картин.
Например:
✨ Шкатулка — 604 Р
✨ Сахарница — 1100 Р
✨ Фигурки купца и купчихи — 1260 Р
Курс для тех, кто много работает и устает. Цена открыта — назначаете ее сами Начать учиться
Когда появилось: в конце 18 века
Где делают: в селе Федоскино Московской области
Где купить: в магазине Федоскинской фабрики миниатюрной живописи
Федоскинская миниатюра — техника лаковой живописи, которую наносят поверх заготовок из папье-маше, в основном небольших шкатулок и табакерок. Мастера пишут миниатюры масляными красками в несколько слоев, чтобы картины выглядели объемно, а для эффекта свечения заранее наносят на заготовку светоотражающие материалы — металлический порошок и сусальное золото — или делают перламутровые вставки.
- На фабрику можно попасть с экскурсией: посмотреть на производственные цеха и экспозицию образцов, а еще попробовать самостоятельно расписать шкатулку на мастер-классе.
- Например:
✨ Шкатулка «Цапли» — 13 400 Р ✨ Шкатулка «Пляски» — 25 000 Р ✨ Шкатулка «Садко» — 27 000 Р - Когда появилось: в начале 19 века
Где делают: в деревне Жостово Московской области
Где купить: на сайте Жостовской фабрики
Жостовская роспись возникла вслед за федоскинской миниатюрой — в мастерских тех же художников, которые занимались росписью папье-маше. Только вместо картонных заготовок жостовскую роспись наносят на кованые предметы: в первую очередь на подносы.
- Способ создания рисунков такой же, как в федоскинской миниатюре, а вот сами сюжеты отличаются: в жостовской росписи преобладают реалистичные цветочные композиции.
- Жостовская фабрика приглашает туристов в музей картин на металле и на мастер-класс, в течение которого каждый посетитель создаст поднос по жостовской технологии.
- Например:
✨ Поднос — 1360 Р
✨ Стальной кувшин — 4500 Р
✨ Сервировочный стол — 19 000 Р - Когда появилось: в 1924 году
Где делают: в поселке Палех Ивановской области
Где купить: в интернет-магазине «Палехские мастерские Александра Гусаковского»
Палехская миниатюра — еще один вид лаковой росписи по папье-маше, но вместо масляных красок мастера используют темперу.
Стиль палехской миниатюры вырос из иконописи: после революции палехские иконописные мастерские объединились в артель древней живописи и стали расписывать шкатулки.
Библейские сюжеты сменились на сказочные и агитационные: например, аллегорическое представление Третьего интернационала или изображение полета Гагарина в космос.
Например:
✨ Ручка «Жар-птица» — 7990 Р
✨ Шкатулка «Тройка» — 9800 Р
✨ Новогодний шар — 11 990 Р
Когда появилось: в 18 веке
Где делают: в городе Ростове Ярославской области
Где купить: на сайте фабрики «Ростовская финифть»
Ростовские художники известны миниатюрной росписью по эмали — по-другому ее называют финифтью. Этот промысел объединяет в себе живописное и ювелирное искусство: расписными эмалевыми пластинками украшают металлические изделия — в основном из меди и серебра.
В 18—19 веках финифть производили в первую очередь для монастырей: делали кресты, иконы и Евангелие. В советское время мастерские переквалифицировались на повседневные товары: украшения, пудреницы, подстаканники и шкатулки. Сейчас на ростовской фабрике финифтью украшают практически все: от наборов для литургии до ножей и флешек.
При фабрике «Ростовская финифть» работает музей, где собраны образцы разных периодов. Для туристов, которые хотят увидеть процесс создания изделия от и до, проводят экскурсии в ювелирный и художественный цеха и мастер-классы по созданию эмалевых миниатюр.
- Например:
✨ Карманное зеркало — 3344 Р ✨ Серебряные серьги — 3377 Р ✨ Шкатулка «Москва белокаменная» — 29 520 Р - Когда появилось: в 9—10 веке
Где делают: в Одоевском районе Тульской области
Где купить: на сайте мастеров филимоновской игрушки - Филимоновская игрушка — один из древнейших русских промыслов: самые ранние обнаруженные образцы археологи датируют 9—10 веком, но подозревают, что традиция лепить такие фигурки появилась еще раньше.
Узнаваемые черты филимоновской игрушки — примитивные формы, схематичные лица и яркая раскраска. Обычно в росписи используют только три цвета — красный, желтый и зеленый, — а узор состоит из линий: параллельных друг другу или собранных в более сложный орнамент — солнышко, елочку или звездочку.
Например:
✨ Блюдце — 500 Р ✨ Игрушка «Любота с хлебом» — от 900 Р ✨ Игрушка «Козел с баяном» — 2500 Р
Когда появилось: в 15—16 веке
Где делают: в Кирове
Где купить: в интернет-магазине дымковской игрушки Союза художников России
Дымковская игрушка — традиционный женский промысел, который зародился на Вятке: секреты создания ярких глиняных фигурок передавалась от матери к дочери. Современные художницы сохраняют не только стилистические особенности народного промысла, но и традицию преемственности по женской линии.
Образы дымковских игрушек не слишком детализированы, хотя выглядят более реалистично, чем филимоновские. Фигурки украшают геометрическими узорами ярких и контрастных цветов и дополняют небольшими фрагментами золотой фольги.
Игрушки никогда не повторяются. Даже заказывая изделие по каталогу, покупатель никогда не получит именно такое, как на фотографии: обязательно будут отличаться узоры, жесты или другие детали.
- В Кирове можно посетить Музей дымковской игрушки и договориться о встрече с мастерицей, чтобы увидеть процесс лепки своими глазами.
- Например:
✨ Кошечка — 1250 Р
✨ Лошадка — 1500 Р
✨ Свинка с поросятами — 1875 Р - Когда появилось: в 18 веке
Где делают: в Оренбурге
Где купить: в интернет-магазине фабрики Оренбургских пуховых платков
Оренбургский платок вяжут из пуха оренбургских коз — самого тонкого козьего пуха в мире. Готовое изделие получается очень легким, а небольшие платки даже могут просочиться сквозь обручальное кольцо: раньше этот тест использовали, чтобы проверить подлинность аксессуара.
В 1851 году оренбургские платки представили на Всемирной выставке промышленных работ всех народов в Лондоне — с тех пор этот народный промысел стал знаменит. В 20 веке ручную работу частично заменила машинная вязка, хотя некоторые мастерицы создают платки вручную и сегодня.
Например:
✨ Палантин — 4740 Р
✨ Теплая косынка — 4740 Р
✨ Пуховый платок — 6750 Р
Когда появилось: в 19 веке
Где делают: в Вологде
Где купить: в интернет-магазине «Снежинка»
Вологодское кружево выделяется среди других стилей плетения четким разделением узора на фон и рисунок: основное изображение выполняют толстой тесьмой, которая проходит непрерывной линией по всему изделию. Наиболее известный узор вологодского кружева — снежинка, хотя мастерицы выплетают тесьмой самые разнообразные рисунки: от абстрактных узоров до иллюстраций к классическим произведениям.
Кружева до сих пор делают вручную по старинным технологиям: в Вологде этим промыслом в основном занимаются сотрудники кружевной фирмы «Снежинка».
Увидеть мастериц за работой можно на экскурсии по предприятию, а посмотреть выдающиеся примеры кружевных работ — в вологодском Музее кружева: там представлены как кружева 19 века, с которых начинался промысел, так и сложные произведения современных художников.
Например:
✨Воротник — 2640 Р
✨Серьги — 4880 Р
✨Оплечье — 26 300 Р
Когда появилось: в 19 веке
Где делают: в поселке Крестцы Новгородской области
Где купить: на сайте фабрики «Крестецкая строчка»
Крестецкая строчка — это особый вид вышивки: чтобы получить узор, мастера сначала выдергивают из ткани нити, а потом заполняют получившуюся сетку другими. Таким способом на текстильных изделиях получаются тонкие геометрические рисунки: абстрактные узоры или целые сюжетные картины.
Сначала мастера работали поодиночке, но в 20 веке объединились в артель, которая со временем превратилась в фабрику. Часть работы на фабрике выполняют машины, но некоторые узоры мастера создают вручную: посмотреть на работу разных цехов можно на экскурсии по предприятию.
Еще при фабрике работает музей со строчкой разных периодов, а самое старое сохранившееся произведение — полотенце «Священное дерево жизни», вышитое в 1861 году, — находится в экспозиции «Русского музея» в Санкт-Петербурге.
Например:
✨ Платье — 4950 Р
✨ Льняная наволочка — 7000 Р
✨ Панно с вышивкой — цена по запросу