Полезные ископаемые для получения металлов 4 класс технология

Презентация на тему: Полезные ископаемые. Металлы

Скачать эту презентацию

Получить код Наши баннеры Полезные ископаемые для получения металлов 4 класс технология

Полезные ископаемые для получения металлов 4 класс технология

Полезные ископаемые для получения металлов 4 класс технология

Полезные ископаемые для получения металлов 4 класс технология

Полезные ископаемые для получения металлов 4 класс технология

Полезные ископаемые для получения металлов 4 класс технология

Полезные ископаемые для получения металлов 4 класс технология

Полезные ископаемые для получения металлов 4 класс технология

Скачать эту презентацию

№ слайда 1

Описание слайда:

Полезные ископаемые. Металлы учитель биологии высшей квалификационной категории Лобачева Евгения Викторовна [email protected]

№ слайда 2

Описание слайда:

Полезные ископаемые Рудные Нерудные Все горные породы или отдельные минералы – полезные ископаемые

№ слайда 3

Описание слайда:

Рудные (металлические) полезные ископаемые Из них получают металлы

№ слайда 4

Описание слайда:

Рудные (металлические) полезные ископаемые Руды чёрных железняки Медный колчеданБокситЦинковая обманкаСвинцовый блеск

№ слайда 5

Описание слайда:

Железняки (руды чёрных металлов) Магнитный Красный железняк

№ слайда 6

Описание слайда:

Руды цветных металлов Медный колчеданБокситЦинковая обманкаСвинцовый блеск

№ слайда 7

Описание слайда:

Руды цветных металлов ЗолотоСереброОловоПлатина

№ слайда 8

Описание слайда:

Свойства металлов КовкостьТягучестьПлавкостьТеплопроводностьМеталлический блеск

№ слайда 9

Описание слайда:

Нерудные полезные ископаемые МелГлинаПесокНефтьКаменный уголь

№ слайда 10

Описание слайда:

Закрепление знаний Что такое полезные ископаемые?На какие группы делятся полезные ископаемые?Кто относится к рудным полезным ископаемым? Приведите примеры.Кто относится к нерудным полезным ископаемым? Приведите примеры.

№ слайда 11
№ слайда 12

Описание слайда:

Заполни схему Полезные ископаемые Рудные Нерудные Чёрных металлов Цветных металлов

№ слайда 13

Описание слайда:

Отгадай загадки 1. Он очень нужен детвореОн на дорожке во двореОн и на стройке и на пляжеОн и в стекле расплавлен даже. (Песок)2. Не зря она вариласьВ доменной печиНа славу получилисьНожницы, ключи. (Руда)3.

Белый камушек растаялНа доске он след оставил. (Мел) 4. Очень прочен и упругСтроителям надежный друг.Дома, ступени, постаментыКрасивы станут и заметны. (Гранит)5. Без нее не побежит Не автобус, не такси,Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это. (Нефть)

№ слайда 14

Описание слайда:

Выполни самостоятельную работу 1.К магматическим горным породам относят:а)мраморб)гранитв)мелг)известнякд)базальт2. К осадочным горным породам относят:а) известнякб)гранитв)кварцитг) мелд)песчанике)каменная соль3.К метаморфическим горным породам относят:а) базальтб) кварцитв)мраморг) гнейс4.

Полезные ископаемые – это: 5.Полезными ископаемыми являются:а)песокб)цементв)глинаг) кирпичд)бетоне)нефтьж) каменная соль6. Рудами чёрных металлов служат:а)медный колчеданб)магнитный железнякв)свинцовый блескг) бокситд)бурый железняке)красный железняк7.

К цветным металлам относят:а)железоб)медьв)чугунг) алюминийд)золотое)стальж) олово

№ слайда 15

Описание слайда:

8.Закончи предложение:В состав гранита входят следующие минералы:9.Перечислите по порядку оболочки Земли10.Что такое выветривание? 11. Перечислите свойства металлов.12.Перечислите нерудные полезные ископаемые13.Составьте схему:Полезные ископаемые

Скачать эту презентацию

Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования «Профессионал-Р» (Лицензия на осуществление образовательной деятельности

№3715 от 13.11.2013).

Полезные ископаемые

Полезные ископаемые для получения металлов 4 класс технология

В разных регионах мира шахтеры упорно трудятся в угольных шахтах глубоко под землей

Так не похожие друг на друга железная руда и нефть, мрамор и природный газ на самом деле объединены общим названием «полезные ископаемые».

Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли, а полезные — так как служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые предметы, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят… Все они необходимы для обеспечения комфортной жизни людей.

Какие бывают полезные ископаемые

Недра нашей планеты таят огромные запасы полезных ископаемых. Часть из них залегает около поверхности Земли, другие же — на большой глубине, под толщей «пустой» породы.

По физическому состоянию полезные ископаемые делятся на:

  • твердые — различные руды, уголь, каменная соль и др.;
  • жидкие — нефть, минеральные воды;
  • газообразные — горючий газ.

По особенностям использования различают три группы:

  • горючие — уголь, торф, горючие сланцы, нефть, природный газ;
  • металлические — руды черных, цветных, редких, благородных и радиоактивных металлов;
  • неметаллические полезные ископаемые — различные соли, известняк, глина, песок, камни и т. д.

Металлические полезные ископаемые служат для извлечения из них металлов. К неметаллическим полезным ископаемым относятся строительные материалы, рудоминеральное неметаллическое сырье — слюды, графит, алмазы и химическое минеральное сырье — калийные соли, фосфаты, сера.

Месторождение — это скопление полезных ископаемых. Группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого называют «бассейна».

Горючие ископаемые

Особую группу полезных ископаемых образуют различные виды топлива. Это торф, уголь, горючие сланцы, нефть и горючие газы. Они содержат углерод и, соединяясь с кислородом при горении, выделяют тепло.

Горючие ископаемые используются не только как топливо. Они служат незаменимым сырьем для производства различных изделий. Угли, горючие сланцы, нефть и газ используют при выпуске пластмасс, синтетических тканей, взрывчатых веществ, лекарств, красок, технических масел, мыла и другой продукции.

Полезные ископаемые для получения металлов 4 класс технология

Нефть, добытую из-под земли, по трубам перекачивают на тысячи километров на заводы для разделения на фракции и переработки

Сгусток энергии

Нефть — горючая маслянистая жидкость темного цвета. Ее добывают в основном с помощью бурения скважин на суше, а также на дне морей и океанов. Нефть — это «сгусток энергии». Используя всего лишь 1 мл этого вещества, можно нагреть на 1 °С целое ведро воды.

Полезные ископаемые для получения металлов 4 класс технология

Утром люди умываются мылом, в состав которого входят жирные кислоты, полученные из нефти

Экологичное топливо

Природный газ, так же как нефть и уголь, образовался в земных недрах из органических веществ растительного и животного происхождения под действием высоких давлений и температур.

Полезные ископаемые для получения металлов 4 класс технология

Для перевозки сжиженного природного газа используют специальные суда — газовозы

Природный газ является отличным топливом и обладает многими положительными свойствами — высокой теплотворной способностью, хорошей транспортабельностью, большей по сравнению с нефтью и углем экологичностью.

Природный газ — самое чистое органическое топливо. При сгорании он образует намного меньше вредных веществ, чем уголь и нефть, поэтому и используется очень широко. По газопроводам топливо перекачивают на многие тысячи километров.

Более того, разведанные запасы газа больше, чем разведанные запасы нефти.

Источник тепла

Уголь является одним из наиболее важных полезных ископаемых. Он используется в качестве твердого топлива, выделяя при горении много тепла. Кроме того, из него получают краски, пластмассы и другие ценные материалы.

Уголь образовался из погибших растений. Прожив свой век, деревья и другие растения отмирали, падали, заносились илом и песком, спрессовывались, а затем происходило их обугливание. Начинался этот процесс в присутствии кислорода, а продолжался в бескислородной среде. При этом остатки растений теряли кислород, водород, азот, а углерод сохранялся. Так образовались торф и уголь.

Уголь состоит из углерода, водорода, кислорода, азота и других второстепенных компонентов. По содержанию углеводорода угли подразделяются на бурые (65—70 % углерода), каменные (порядка 80 % углерода), антрациты (до 96 % углерода).

Полезные ископаемые для получения металлов 4 класс технология

Стадии образования угля

Каменный уголь залегает в земле пластами толщиной до 100 м. Его добычу ведут открытым или закрытым способами. Открытый способ добычи применяют на тех месторождениях угля, где он залегает близко к поверхности земли.

Угольные пласты взрывают, а затем куски угля экскаваторами грузят в огромные грузовики или железнодорожные вагоны. При закрытом способе строят шахты, представляющие собой глубокие вертикальные колодцы с горизонтальными туннелями.

В них трудятся шахтеры, которые с помощью мощных специальных комбайнов дробят большие пласты каменного угля и подают его наверх.

Поделиться ссылкой

Методы добычи и получения металлов

Металлы применяются практически во всех сферах. Сейчас известно большое количество однородных материалов и сплавов, которые обладают разными техническими характеристиками. Получение металлов — особый процесс, от правильности проведения, которого зависит качество готового материала.

Полезные ископаемые для получения металлов 4 класс технологияЗагрузка руды

Металлы — группа элементов, которые являются простыми веществами и обладают рядом характерных металлических свойств:

  • электро- и теплопроводностью;
  • высокой прочностью;
  • большой удельной массой;
  • высоким температурным коэффициентом сопротивления;
  • ковкостью;
  • характерным металлическим блеском;
  • высокой пластичностью.
Читайте также:  Место для приема металла

Для изменения свойств материала при производстве к его составу добавляются сторонние компоненты, которые называют легирующими добавками. С помощью этого способа можно получить материал с нужными техническими характеристиками.

Виды

Серьезной разницы между металлами, сплавами нет. Абсолютно чистых материалов не существует. Каждый из них содержит несколько компонентов. Металлы с наименьшим содержанием сторонних включений редко применяются в промышленных масштабах, поскольку не имеют требуемых технических характеристик.

Виды:

  • железо, титан, уран;
  • золото, серебро, платина;
  • медь, алюминий, цинк;
  • вольфрам, кобальт, никель;
  • магний, бериллий, палладий;
  • свинец, олово.
  • Металлы можно разделить на благородные, цветные, черные.
  • Полезные ископаемые для получения металлов 4 класс технология
  • Медное украшение

Способы получения и добычи

Добыча и обработка проводится на природных рудниках. Потом расходное сырье доставляется до литейного предприятия, где происходит его переработка в конечный материал. Способы получения:

  1. Порошковый. При изготовлении сплавов используются порошки — смесь основных компонентов сплава по ГОСТу. С помощью специального оборудования порошок спрессовывается, ему придают определенную форму. После этого расходный материал спекают в промышленной печи.
  2. Литейный способ. Все компоненты будущего сплава сначала расплавляются, а потом перемешиваются. Смесь должна застыть.

Природные источники

Самое большое количество металлов содержится в земной коре. Их соединения можно найти в разных продуктах питания, воде, воздухе, химических веществах.

Природные соединения

Природные соединения:

  • сульфиды — киноварь, цинковая обманка, серный колчедан;
  • хлориды — каменная соль, сильвинит;
  • сульфаты — гипс, глауберова соль;
  • карбонаты — магнезит, доломит, известняк, мрамор, мел;
  • оксиды — красный, магнитный, бурый железняк;
  • нитраты — чилийская селитра.

Основные природные соединения — руды, которые встречаются в разных областях земного шара.

Полезные ископаемые для получения металлов 4 класс технология

Добыча руды

Способы добычи

Существует два способа добычи металлических руд:

  1. Открытый. Подразумевает разработку огромного карьера, который углубляется к центру. С его глубины на карьерных самосвалах руда вывозится наверх, где проходит дальнейшую переработку. Средняя глубина карьеров — 300 метров. Для разработки применяются крупные экскаваторы, земснаряды, карьерная техника. Карьерный метод добычи металлической руды применяется только, если после проверки почвы в ней было обнаружено более 57% руды. Главный недостаток карьера — малая глубина разработки.
  2. Закрытый. Подразумевает разработку шахт, которые могут уходить вниз на глубину нескольких сотен метров. Применяется, когда на поверхности после проверки было обнаружено менее 57% полезных руд. Внешне шахта напоминает колодец, который разветвляется в стороны на большой глубине. Главный недостаток — опасность для рабочих (частые обвалы, взрывы газов, большая вредность для здоровья).

Один из современных способов добычи металлической руды — СГД. Представляет собой гидромеханических метод добычи руды, который подразумевает создание глубокой шахты, снабженной трубопроводом с гидромонитором.

Струя воды под большим напором подается в трубопровод. С ее помощью откалываются горные породы, которые всплывают наверх шахты. Эффективность данного способа небольшая, но он полностью безопасен для людей.

Урок окружающего мира в начальной школе «Руды металлов». 4-й класс

Класс: 4

  • Тип урока: урок введения нового знания)
  • Цель: знакомство с железными рудами
  • Предметные задачи:

1. Расширить знания о полезных ископаемых, формировать новые понятия: руда, рудные полезные ископаемые, металлы. 2. Раскрыть значения металла в жизни человека.

Метапредметные задачи:

1. Развивать интеллектуальные умения: извлекать информацию, представленную в разных формах, делать выводы на основе обобщения знания. 2. Развивать коммуникативные умения: учиться действовать совместно при решении учебной задачи. 3. Развивать организационные, оценочные умения. 4. Развивать наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, делать выводы.

5. Воспитывать самостоятельность, творческий подход к делу.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебник «Окружающий мир» 4 класс, часть 1, (.Я. Дмитриева,.Н.

Казаков), рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», образцы разных тел, образцы руд, образцы металлов и изделий из металлов, магниты; физическая карта России; схема получения металлов; иллюстрации изделий из металла; Презентация.

Методы и приемы:

  • наблюдения;
  • исследовательская работа;
  • эвристическая беседа;
  • работа с учебником;
  • сравнительно-сопоставительный анализ.

Форма работы:

  • групповая,
  • индивидуальная,
  • фронтальная,
  • парная

Ход урока

1. Организационный момент.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

– Я надеюсь, что сегодняшний урок окружающего мира будет для вас очередным открытием, удивлением. Эпиграфом урока я выбрала слова замечательного ученого А.Е.Ферсмана: “Нет во всем мире земли, где бы хранилось столько богатств, где бы так могучи были силы недр…” (Слайд 2)

– О какой земле идет речь? (О России) – Как вы понимаете слово недра? (То, что внутри земли) – О каком богатстве недр говорится? (О полезных ископаемых)

  1. 2. Актуализация знаний
  2. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
  3. – Что такое полезные ископаемые (все горные породы и минералы, которые использует человек)
  4. Проверка усвоения предыдущей темы (Приложение 1. Слайд 3)

Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок.)

  • Известняк – результат метаморфоза. (Мрамор)
  • Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина.)

Покрывают им дороги, Улицы в селениях, А ещё он есть в цементе.

Сам он – удобрение. (Известняк.)

Хорошо знаком ты с ним. Раньше был он дном морским, А похож на известняк, И устроен точно так. Им рисуют на заборах,

  1. На асфальте или в школах. (Мел)
  2. Полезное ископаемое, которое состоит из трёх веществ. (Гранит)

Все перечисленные полезные ископаемые – строительные материалы.

3. Постановка проблемы и актуализация знаний

Цель: обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. Постановка проблемной ситуации, сообщение темы урока.

– Прочитайте слова. (Слайд 4) Какое “лишнее”? Почему?

  • Железо Ножницы Медь Алюминий
  • Золото

(Все металлы, а ножницы – изделие из металла).

– О чём мы будем сегодня говорить на уроке? (О металлах) – Что вы знаете о металлах? (Ученики вспоминают все, что знают о металлах) – Из чего человек получает металлы? (Из руды) (с.115) – Сформулируйте тему урока (руды металлов) (Слайд 4)

– А сегодня на уроке мы с вами узнаем:

  • Из чего получают металлы?
  • На какие группы делятся металлы и руды металлов?
  • Где используются?

4. «Открытие нового знания». Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний

Реализация построенного проекта.

Цель: познакомить с разнообразием металлов, показать образцы металлов

1. Из чего человек получает металлы? (Из руды)

Работа с учебником: с.115 – Чтение определения, что такое руда.

(Руды – это полезные ископаемые, в состав которых входят металлы).

– Скопление руды в земле называют месторождением. (Слайды 5-7)

– В некоторых местах железная руда залега­ет неглубоко, в таких месторождениях ее добывают открытым способом.

Сначала пласт взрывают, а потом в образовавшемся карьере огромные экскаваторы черпают руду и грузят ее в машины или желез­нодорожные вагоны. Месторождения открытого типа – карьеры или разрезы.

В других местах руда залегает глубоко, тогда для ее добычи роют глубокие шахты. Это – месторождения закрытого типа.

2. Рассказ Шацкой В. о получении черных металлов по схеме:(Слайд 8-13)

Чугун и сталь – сплав железа с углеродом. В чугуне его чуть больше, чем в стали. (Слайд 14)

– Покажите чугун и сталь (раздаточный материал).

Организация практической работы

– Перед вами изделия из металлов. Вам нужно разделить их на две группы. Как это можно сделать? (Мнения детей)

Учебник с.115 Практическая работа. Тетрадь с.22 №42

Читайте также:  Подкапывание мочи у мужчин после операции на предстательной железе

(Металлы, которые притягиваются магнитом и металлы, которые не притягиваются магнитом)

– На какие 2 группы делятся металлы?

Вывод: Металлы, которые притягиваются магнитом, образуют группу черных металлов, другая группа – цветные металлы. К черным металлам относятся железо и его сплавы: чугун и сталь. К цветным металлам – алюминий, медь, свинец, цинк. (Слайды 15, 16)

– Для получения цветных металлов добывают руды цветных металлов. (Слайд 17)

3. Работа в группах. (Слайд 18)

  • 1 группа – Железная руда (Приложение 2).
  • 2 группа – Алюминиевая руда (Приложение 3).
  • 3 группа – Оловянная руда (Приложение 4).
  • 4 группа – Цинк (Приложение 5).
  • 5 группа – Работа с картой (интерактивная доска) – Найдите и обозначьте условным знаком крупные месторождения руд. (Слайд 22)
  1. 5. Первичное закрепление
  2. Цель: проговаривание нового знания
  3. Работа в парах.
  4. Вставь пропущенные слова в предложениях, используя текст учебника (Слайд 23)

Такие разные железная руда и мел, мрамор и соль, на самом деле очень близки между собой. Называются они, так же, как и многие другие вещества, __________________ _________________.

Места, где находятся их большие скопления, называются _______________________ полезных ископаемых. Горные породы, из которых при специальной обработке можно получить металлы, называются _______________. Различают руды _____________________ и ____________________ металлов.

Из руды чёрных металлов в основном выплавляют __________________. Оно входит в состав __________________ и ___________________. На карте месторождения этой руды обозначают __________________ треугольником.

Если руда залегает близко к поверхности, её добывают _____________________ способом. Для добычи глубоко залегающих руд приходится строить ____________________. (Слайд 24)

  • 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
  • Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
  • Проверочный тест. (Слайды 25-32)
  • 7. Включение нового знания в систему знаний и повторение
  • – Какой самый большой недостаток есть у железа, чугуна и стали? (Слайд 33)

(Ржавчина. Черные металлы легко ржавеют под действием кислорода и влаги. Предмет из чугуна или стали на открытом воздухе быстро покрывается ржавчиной. Это пятна рыжего цвета. Спустя какое-то время ржавчина полностью покроет всю поверхность предмета.

Ржавление — это окисление железа под влиянием кислорода, воздуха и воды. За продолжительное время ржавчина может полностью разрушить металлические предметы. В промышленности ржавчина постоянно разрушает огромное количество металла. Человек придумал много способов борьбы с ржавчиной).

(Слайд 34)

  1. – Прочитайте эти слова: (Слайд 35)
  2. НАША ПЛАНЕТА – ГЛАВНАЯ СОКРОВИЩНИЦА МИРА.
  3. – И в заключение, я хочу вам поведать одну историю.

Однажды на берегу солнечно-лазурного моря один человек нашел старинный сундук. Поднял тяжелую заржавевшую крышку, а там… В сундуке было несметное богатство. В красных рубинах бушевало неугасающее пламя, бриллианты и жемчуга коварно заманивали в свои прекрасные сети.

Быстро промчался не один десяток лет. Каждый день Человек брал из сундука по одной монетке или камешку… Как-то раз Человек приказал подать тот самый старинный сундук. Где-то на дне огромного сундука лежало несколько монет да десяток камней.

Вот все, что осталось от несметного богатства. Может ли это быть в реальной жизни? Может… Наша планета – главная сокровищница мира. Если каждое поколение людей будет «уносить с собой» по камешку, то вскоре «сокровищница» опустеет.

Чтобы этого не произошло, чтобы на земле можно было жить, мы должны сохранить нашу планету. (Слайд 36)

– Металлы – основа многих видов производства деятельности человека. Все свойства металлов играют важнейшую роль в жизни человека, поэтому мы должны бережно и экономно использовать данные ресурсы.

8. Домашнее задание: (Слайд 37)

1. Все ли металлы твёрдые? 2. Узнайте и расскажите о благородных металлах.

3. с.114-116

  • 9. Рефлексия учебной деятельности
  • – Наш урок стал уроком открытий, удивлений.

В завершение урока, поделитесь своими впечатлениями. Для этого закончите начатые предложения. (Слайд 38)

  1. Сегодня я узнал (а)_________________ Я научился (лась)__________________
  2. Мне было интересно _______________

– На этом наш урок закончен. Спасибо всем за работу! (Слайд 39)

Презентация "Из чего и как делают металлы. Где и как используют полезные ископаемые" 4 класс

  • ИЗ ЧЕГО И КАК ДЕЛАЮТ МЕТАЛЛЫ.
  • ГДЕ И КАК ИСПОЛЬЗУЮТ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ.
  • ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 4 КЛАСС

МАРЧЕНКО Е.В.,

  1. МБОУ СОШ №3
  2. Г. КРАСНЫЙ СУЛИН
  3. РОСТОВСКАЯ ОБЛ.
  4. ИЗ ЧЕГО И КАК ДЕЛАЮТ МЕТАЛЛЫ?
  5. ОКОЛО 300 ЛЕТ НА УРАЛЕ
  6. ДОБЫВАЮТ
  7. РУДЫ ЧЁРНЫХ МЕТАЛЛОВ:
  8. КРАСНЫЙ ЖЕЛЕЗНЯК
  9. БУРЫЙ ЖЕЛЕЗНЯК
  10. КРАСНЫЙ ЖЕЛЕЗНЯК (ГЕМАТИТ)
  11. ИЗ ГЕМАТИТА ВЫПЛАВЛЯЮТ ЧУГУН
  12. БУРЫЙ ЖЕЛЕЗНЯК (ЛИМОНИТ)
  13. МАГНИТНЫЙ ЖЕЛЕЗНЯК (МАГНЕТИТ)
  14. СТАЛЬ
  15. ПЛАВКА СТАЛИ
  16. РУДЫ ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ
  17. МЕДНЫЙ КОЛЧЕДАН
  18. ЖЕЛЕЗНЫЙ КОЛЧЕДАН
  19. РУДЫ ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ
  20. АЛЛЮМИНИЙ
  21. СВИНЦОВЫЙ БЛЕСК
  22. ЦИНКОВАЯ ОБМАНКА
  23. РУДЫ ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ
  24. ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ
  25. ПЛАТИНА
  26. СЕРЕБРО
  27. ЗОЛОТО
  28. ИЗДЕЛИЯ ИЗ ДРАГОЦЕНЫХ МЕТАЛЛОВ
  29. ГОРЮЧИЕ ИСКОПАЕМЫЕ РОССИИ
  30. ТОРФ

Горючее полезное ископаемое, образовано скоплением остатков растений, подвергшихся неполному разложению в условиях болот. Слой торфа в болотах не менее 30 см, (если меньше, то это заболоченные земли).

  • Уголь
  • Образуется из некогда живой материи
  • Горит и выделяет тепло

Отмёршая растительность опадает в болота и превращается в торф. Торф, уплотняясь, превращается в уголь. Из слоя торфа толщиной 10-15 м образуется слой угля толщиной 1 м.

  1. Торфяники
  2. Болото
  3. КАМЕННЫЙ УГОЛЬ

Уголь — вид ископаемого топлива, образовавшийся из частей древних растений под землей без доступа кислорода. Уголь был первым из используемых человеком видов ископаемого топлива.

  • ВИДЫ УГЛЯ:
  • БУРЫЙ УГОЛЬ-САМЫЙ МОЛОДОЙ УГОЛЬ
  • КАМЕННЫЙ УГОЛЬ
  • АНТРАЦИТ-САМЫЙ ДРЕВНИЙ УГОЛЬ, ОБРАЗОВАЛСЯ

БОЛЕЕ 200 МЛН ЛЕТ НАЗАД. ПРИ ГОРЕНИИ ВЫДЕЛЯЕТСЯ БОЛЬШЕ ТЕПЛА. СЧИТАЕТСЯ САМЫМ ЦЕННЫМ УГЛЁМ.

Пётр I впервые познакомился с углём в 1696 году, возвращаясь из первого Азовского похода в районе нынешнего г. Шахты. Во время отдыха на берегу Кальмиуса царю показали кусок чёрного, хорошо горящего минерала. «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет», — сказал Пётр I.

  1. «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет».
  2. НЕФТЬ
  3. «НЕФАТА»-
  4. С АРАБСКОГО ЯЗЫКА
  5. «ИЗВЕРГАТЬ».
  6. Нефть
  7. Образуется из останков
  8. живой материи, растений и животных.
  9. Большая часть нефти в море образовалась из останков морских водорослей и бактерий, которые перегнивали и осаждались в ил на морском дне.
  10. Нефтяная скважина
  11. НЕФТЯНОЙ ТРУБОПРОВОД
  12. ЗАГРУЗКА НЕФТИ В ТАНКЕР
  13. НЕФТЯНАЯ
  14. ПЛАТФОРМА
  15. БЕНЗИН-
  16. ПРОДУКТ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ.
  17. ГАЗ
  18. СВОЙСТВО ГАЗА ГОРЕТЬ БЕЗ ДЫМА И ДАВАТЬ ТЕПЛО ДЕЛАЕТ ЕГО ЭФФЕКТИВНЫМ ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ.
  19. ГАЗОПРОВОД

МЕТАЛЛИ́ЧЕСКИЕ ПОЛЕ́ЗНЫЕ ИСКОПА́ЕМЫЕ

Авторы: Н. И. Ерёмин

МЕТАЛЛИ́ЧЕСКИЕ ПОЛЕ́ЗНЫЕ ИСКОПА́ЕМЫЕ (руды металлов) – группа твёрдых полезных ископаемых, содержащих металлы в количестве и формах, пригодных для рентабельного промышленного извлечения.

Являются основным исходным сырьём преимущественно горно-металлургического производства. В большинстве случаев это природные, обычно полиминеральные образования земной коры, представленные агрегатом рудных (ценных) и сопровождающих их других минералов.

К металлическим полезным ископаемым также относят многие техногенные образования – складированные отвалы горных выработок, отходы (хвосты) обогатительного, металлургического, химического и других производств, золу теплоэлектростанций и т. п., технологически доступные, экономически и экологически целесообразные для извлечения из них металлов.

Ценные (полезные) компоненты руд – металлы или их соединения – образуют собственные минералы либо находятся в качестве примесей в составе других минеральных образований.

Качество металлических полезных ископаемых определяется содержанием в них металла или его соединений [выделяют руды богатые, рядовые, бедные, убогие (забалансовые)], степенью и технологией его извлечения в конечный продукт с учётом потерь при добыче, обогащении (руды легко-, труднообогатимые, упорные) и металлургическом переделе, что связано с их минеральным и гранулометрическим составами, текстурно-структурными особенностями, физическими, химическими и техническими свойствами (твёрдость, прочность, трещиноватость, объёмная масса, температура плавления, магнитность, электропроводность, радиоактивность, растворимость, сорбционная способность и др.). Качество руд снижается при содержании в них вредных примесей. Металлические полезные ископаемые, содержащие несколько промышленных металлов, извлечение и раздельное использование которых экономически целесообразно и технологически возможно, относят к комплексным рудам. Их подразделяют на полиминеральные, состоящие из нескольких минералов (например, медно-молибденовая руда, содержащая халькопирит – $ce{CuFeS2}$ и молибденит – $ce{MoS2}$) и полиэлементные, в которых несколько металлов входят в состав одного минерала [например, золотосеребряная руда, содержащая электрум – AuAg; церийсодержащая титан-ниобиевая руда с лопаритом – $ce{(Ce,Na,Ca)2(Ti,Nb)2O6}$]. Разновидностью комплексных руд являются природно-легированные руды, обогащённые легирующими металлами, используемые как сырьё для выплавки специальных сортов чугунов, сталей и другой металлопродукции (например, ванадистый чугун, получаемый при металлургическом переделе ванадийсодержащих титаномагнетитовых руд Качканарского железорудного района).

По химическому составу преобладающих минералов различают руды металлов – силикатные, кремнистые, оксидные, сульфидные, карбонатные и смешанные; по текстуре руд – массивные, полосчатые, пятнистые, прожилковые, вкрапленные и др.

Читайте также:  Формат файла для лазерной резки металла

; по структуре руд – равномерно- и неравномерно-зернистые, крупно-, средне- и мелкозернистые, оолитовые, радиально-лучистые и др.

Часто рудам дают названия, указывающие на минералы – концентраторы основных металлов; например, касситерит-сфалерит-галенитовая руда (оловянно-полиметаллическая), колумбит-танталитовая руда (ниобий-танталовая) и т. п.

В России по промышленному использованию выделяют руды чёрных ($ce{Fe, Mn, Cr}$), цветных ($ce{Al, Cu, Pb, Zn, Sn, Ni, Co, W, Mo, Ti, V, Bi, Hg, Sb}$), редких ($ce{Li, Rb, Cs, Be, Zr, Hf, Nb, Ta}$), в т. ч. редкоземельных ($ce{Y, Sc, La}$ и группа лантаноидов), благородных ($ce{Au, Ag, Pt, Pd, Ir, Rh, Os, Ru}$) и радиоактивных ($ce{U, Ra, Th}$) металлов.

Рассеянные металлы ($ce{Ge, Re, Tl, Cd, In, Ga, Se, Te}$), не имеющие собственных руд, извлекаются из отходов и продуктов передела руд цветных металлов. Нередко чёрные металлы объединяют с $ce{Ni, Co, W, Mo}$ под общим названием «чёрные и легирующие металлы», а среди цветных металлов выделяют $ce{Cu, Pb, Zn, Sn}$ под названием «базовые».

В зарубежной литературе редкие, в т. ч. редкоземельные, и рассеянные металлы рассматриваются совместно как «малые металлы и неметаллы»; их промышленное использование началось во 2-й пол. 20 в.

Последними стали утилизировать редкоземельные элементы: они всё более широко используются в металлургии, оптике, микроэлектронике и других отраслях промышленности, включая оборонную.

В производственной деятельности выделяют сырую (добытую из недр) и товарную (подготовленную к металлургическому переделу) руду. Т. н. рудоподготовка включает дробление, сортировку, усреднение, обогащение и окускование руды.

Переработка руд с получением конечных продуктов – металлов и их соединений – осуществляется на предприятиях чёрной и цветной металлургии, горно-химических комбинатах атомной промышленности и других производствах.

Предметами торговли являются товарные руды и концентраты (например, железорудные окатыши), промежуточные продукты, или полупродукты (ферромарганец, силикомарганец и др.), металлы (например, черновая медь, рафинированная медь).

В сводной генетической классификации полезных ископаемых В. И.

Смирнова металлические полезные ископаемые фиксируются во всех группах эндогенной, экзогенной и метаморфогенной серий: магматической, пегматитовой, карбонатитовой, скарновой, альбитит-грейзеновой, гидротермальной, колчеданной, выветривания, россыпной, осадочной, метаморфизованной и метаморфической (Смирнов, 1982).

Руды одних металлов ($ce{Fe, Mn, Al, Cu, Sn, U}$ и др.) широко представлены в этой классификации, отражая разнообразные условия их формирования, руды других ($ce{Cr, Ni}$, металлы платиновой группы и др.) – фиксируются лишь в единичных группах и классах определённых обстановок рудогенеза.

Примером первых являются железные руды: магматические – титаномагнетитовые и ильменит-титаномагнетитовые; карбонатитовые – апатит-магнетитовые и перовскит-титаномагнетитовые; скарновые – магнетитовые, гематитовые и магномагнетитовые; гидротермальные – сидеритовые и гематитовые; выветривания – гётит-гидрогётитовые и мартит-гидрогётитовые; осадочные оолитовые – гидрогётитового, гётитового, лептохлоритового или сидеритового состава; метаморфогенные железистые кварциты – магнетитовые, магнетит-гематитовые, мартитовые и др. Примером вторых являются магматические хромовые руды (хромиты), связанные с массивами ультрабазитовых и ультрабазит-базитовых пород.

Особая значимость металлических полезных ископаемых определяется получением из них металлов и их сплавов – одних из главных конструкционных, электротехнических, инструментальных и других материалов. В сплавах используют практически все известные металлы.

Намечается тенденция к снижению роли железа и возрастанию роли алюминия, магния, титана, циркония, металлов платиновой группы, редкоземельных элементов и др. Велика роль руд радиоактивных металлов – урана и тория – как энергетического сырья.

Многие виды металлических полезных ископаемых являются стратегическим сырьём, добыча, переработка и поставка (экспорт) которых контролируются правительствами ряда стран.

Гигантскими запасами руд ряда металлов обладают Австралия ($ce{Fe, Al, Zn, Pb, Ni, U}$), Китай ($ce{Sn, W, Mo, Sb}$, редкоземельные элементы), ЮАР ($ce{Mn, Cr, Au}$, металлы платиновой группы), США ($ce{Cu, Pb, Zn, Mo}$), Канада ($ce{Zn, U}$), Бразилия ($ce{Sn, Nb}$), Казахстан ($ce{Cr, U}$), Куба ($ce{Ni, Co}$), Украина ($ce{Mn}$), Гвинея ($ce{Al}$), Чили ($ce{Cu}$), Новая Каледония ($ce{Ni}$), Демократическая Республика Конго ($ce{Co}$). Россия, располагая крупными запасами руд $ce{Fe, Cu, Ni, Pb, Zn, W}$, редкоземельных элементов и многих других металлов, вынуждена импортировать бокситы и глинозём ($ce{Al2O3}$), товарные руды $ce{Mn, Cr}$ и др.

Доклад "Железная руда" (окружающий мир, 4 класс) | ДоклаДики

Несколько тысяч лет назад человечество узнало такой нужный металл как железо. Раньше железо применялось в основном для орудий труда. Сейчас этот металл нашёл более широкое применение. В природе в чистом виде железа не существует. Его добывают из горной породы, которая называется железная руда. Железная руда относится к полезным ископаемым.

Где добывают железную руду

Больше всего этого полезного ископаемого добывается в России: в Курской области, Хакассии, в Красноярском крае, в Томской области. От общего мирового запаса железной руды, в России находится около 20%.

На географической карте залежи этой горной породы обозначают чёрным треугольником.

Состав и виды железной руды

Железную руду разделяют по содержанию в ней железа. Количество железа в руде может колебаться от 16% до 70%.  Чем меньше железа, тем больше побочных примесей. Руда с большим количеством примесей требует большей переработки и процесс получения из неё железа слишком трудоёмкий.

В зависимости от количества железа, руда бывает очень богатая, богатая, средняя и бедная.

Среди побочных примесей могут встречаться очень опасные. Это сера, мышьяк, фосфор.

Существует несколько видов этого полезного ископаемого.

Самый богатый по количеству железа – красный железняк. Своё название порода получила из-за красноватого цвета. В красном железняке содержится 70% железа и очень мало различных примесей. В нём мало вредных веществ.

Бурый железняк содержит около 25% железа. Эту породу часто используют в производстве чугуна потому, что его легко перерабатывать.

Большое количество железа содержится в магнитной руде, но это очень редкая горная порода.

Самые бедные по составу железа сидериты. Их запасы также невелики.

Как добывают железную руду

Существует несколько способов добычи железной руды.

Карьерный. Его используют в том случае, когда порода залегает не очень глубоко, не больше 300 м. Горную породу сначала дробят специальными установками, а потом экскаваторами вытягивают наружу.

Шахтный. Если пласты породы залегают глубже 300 м, используют шахтный метод. Для этого делают глубокие шахты и в них выдалбливают породы. Затем горную породу подают на верх.

Для чего нужна железная руда

Железную руду используют как для получения железа, так и для получения более твёрдых сплавов: чугуна и стали.

Применяют сплавы для производства станков, ракет, вертолётов, самолётов, различной военной техники, при изготовлении деталей автомобилей, в строительстве, в добывающей промышленности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Станок