Плавить металлы раньше всех научились жители

Ф.И.___________________________________________

  • Тема: Расцвет
    Афинского государства
  • 1. Отметьте
    правильный вариант продолжения фразы
  • 1) Афинский морской
    союз
  • А) сохранился после
    греко-персидских войн
  • Б) распался после
    греко-персидских войн
  • 2) Дорогу из Афин в
    порт Пирей защищали укрытия, назы­ваемые
  • А) Великой Китайской
    стеной  Б) Длинными стенами
  • 3)Наивысшего
    могущества Афины достигли при
  • А) Фемистокле   Б)
    Перикле
  • 4)Государственное
    устройст­во, при котором власть нахо­дится в руках народа, называ­ется А)
    демократией  Б) аристократией
  • 5) Гражданами Афин
    считались
  • А) те, у кого отец и
    мать –коренные афиняне
  • Б) те, у кого отец
    был афинянином

2. Заполните
схему «Управление Афинами при Перикле».

В пустые клетки
запишите цифры, со­ответствующие определённым понятиям: 1 — принятие законов, 2
— Народное собрание, 3 — выборы стратега, 4 — плата за государственную службу,
5 — выборы судей, 6 — распоряжение казной, 7 — выборы государственных служащих,
8 — выборы сборщиков налогов, 9 — объявле­ние войны и заключение мира, 10 — выборы
смотрителей рынков.

3. Отметьте
правильный вариант продолжения фразы.

  1. 1) Приток рабов на
    рынки Греции был связан с
  2. А) захватами пленных,
    морской торгов­лей и пиратством
  3. Б) закабалением
    крестьян за долги
  4. В) добровольным
    переходом людей в раб­ство
  5. 2) Греки использовали
    ра­бов чаще всего в

Ф.И.___________________________________________

  • Тема: Расцвет
    Афинского государства
  • 1. Отметьте
    правильный вариант продолжения фразы
  • 1) Афинский морской
    союз
  • А) сохранился после
    греко-персидских войн
  • Б) распался после
    греко-персидских войн
  • 2) Дорогу из Афин в
    порт Пирей защищали укрытия, назы­ваемые
  • А) Великой Китайской
    стеной  Б) Длинными стенами
  • 3)Наивысшего
    могущества Афины достигли при
  • А) Фемистокле   Б)
    Перикле
  • 4)Государственное
    устройст­во, при котором власть нахо­дится в руках народа, называ­ется А)
    демократией  Б) аристократией
  • 5) Гражданами Афин
    считались
  • А) те, у кого отец и
    мать –коренные афиняне
  • Б) те, у кого отец
    был афинянином

2. Заполните
схему «Управление Афинами при Перикле».

В пустые клетки
запишите цифры, со­ответствующие определённым понятиям: 1 — принятие законов, 2
— Народное собрание, 3 — выборы стратега, 4 — плата за государственную службу,
5 — выборы судей, 6 — распоряжение казной, 7 — выборы государственных служащих,
8 — выборы сборщиков налогов, 9 — объявле­ние войны и заключение мира, 10 — выборы
смотрителей рынков.

3. Отметьте
правильный вариант продолжения фразы.

  1. 1) Приток рабов на
    рынки Греции был связан с
  2. А) захватами пленных,
    морской торгов­лей и пиратством
  3. Б) закабалением
    крестьян за долги
  4. В) добровольным
    переходом людей в раб­ство
  5. 2) Греки использовали
    ра­бов чаще всего в
  6. А) качестве продавцов
    на рынке
  7. Б) качестве
    военнослужащих в армии и на флоте
  8. В)качестве работников
    в ремесленных мастерских и в сельском хозяйстве
  9. 3) Рабам поручали
  10. А) тяжёлую, но
    несложную работу Б) тяжёлую и сложную работу
  11. В) лёгкую и простую
    работу

4) Война между
Афинами и Спартой в V веке до н. э. началась

  • А) с целью захвата
    рабов Б) после похищения Елены Прекрасной
  • В) в связи с желанием
    господствовать в Греции
  • 5) Война между
    Афинами и Спартой завершилась
  • А) победой Афин Б)
    победой Спарты В) ничьей
  • РЕЛИГИЯ
    ДРЕВНИХ ГРЕКОВ

1. Соотнесите
имена древнегреческих богов и их изображения.

  1. 1) Зевс   2) Посейдон  3) Аполлон  4) Афина  5)
    Артемида Плавить металлы раньше всех научились жители6) Гермес   7) Афродита
  2. Бог
    грома                    Вестник богов,                    Богиня
    любви           Бог моря  
  3. и молний                  покровитель
    торговли            и красоты
  4. Плавить металлы раньше всех научились жители      Богиня
    природы                             Бог искусства                       Богиня
    мудрости
  5. покровительница
    охоты                     и поэзии                     и справедливой войны
  6. А) качестве продавцов
    на рынке
  7. Б) качестве
    военнослужащих в армии и на флоте
  8. В)качестве работников
    в ремесленных мастерских и в сельском хозяйстве
  9. 3) Рабам поручали
  10. А) тяжёлую, но
    несложную работу Б) тяжёлую и сложную работу
  11. В) лёгкую и простую
    работу

4) Война между
Афинами и Спартой в V веке до н. э. началась

  • А) с целью захвата
    рабов Б) после похищения Елены Прекрасной
  • В) в связи с желанием
    господствовать в Греции
  • 5) Война между
    Афинами и Спартой завершилась
  • А) победой Афин Б)
    победой Спарты В) ничьей
  • РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ
    ГРЕКОВ

1. Соотнесите
имена древнегреческих богов и их изображения.

  1. 1) Зевс   2)
    Посейдон  3) Аполлон  4) Афина  5) Артемида Плавить металлы раньше всех научились жители6) Гермес   7) Афродита
  2. Бог
    грома                    Вестник богов,                    Богиня
    любви           Бог моря  
  3. и молний                  покровитель
    торговли            и красоты
  4. Плавить металлы раньше всех научились жители      Богиня
    природы                             Бог искусства                       Богиня
    мудрости
  5. покровительница
    охоты                     и поэзии                     и справедливой войны

2. Отметьте божества, которые почитались
древними греками
.

1) домовые   2) нимфы   3) юморы  4) русалки 5)
сатиры  6) лешие

3. Отметьте буквами: «а» — героев,
почитаемых древними греками, «б» — богов Древней Греции.

1) Гефест  2) Тесей  3) Аполлон  4) Ахиллес 5) 
Арес  6) Геракл

НАУКА И
ОБРАЗОВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

1. Соотнесите
описания жизни древнегреческих учёных с их именами
.

Описания жизни Имена
А) Учёный IV века до н. э. Он выделил накопленные к тому времени знания в самостоятельные науки, которым дал назва­ния: «физика», «ботаника», «политика». Он считал, что Зем­ля — это лежащий в центре Вселенной шар, вокруг которого вращаются Солнце и звёзды 1) Геродот
Б) Врач и учёный, он оставил работы о правильном питании, лекарствах и операциях. По его мнению, врач должен не изго­нять болезнь из организма, а помогать человеку выздороветь. В своей деятельности руководствовался принципом «Не навре­ди» . До сих пор учёные всего мира приносят клятву его имени 2) Сократ
В) Этот философ, ученик Сократа, происходил из знатного и бо­гатого рода. После смерти учителя он стал преподавать в саду, названном «Академия». Для него основой мира являлась идея, а не материя. В одном из своих главных трудов — сочинении «Государство» философ описал идеальное устройство общества 3) Платон
Г) Согласно его мнению, главная задача человека — достиже­ние знаний. В своей жизни философ руководствовался деви­зом «Познай самого себя». Не давая готовых ответов, он свои­ми вопросами наводил собеседника на правильные решения, пробуждая любовь к знанию. За свои взгляды философ был обвинён в деятельности против государства и в  тюрьме при­нял чашу с ядом 4)Гиппократ
Д) Историк, живший в V веке до н. э., оставил потомкам кни­гу о греко-персидских войнах, где описал историю и культуру народов, участвовавших в войне. Считается основателем истории как науки — «отцом истории» 5) Аристотель
1 2 3 4 5 6 7

2. Отметьте божества, которые почитались
древними греками
.

1) домовые   2) нимфы   3) юморы  4) русалки 5)
сатиры  6) лешие

3. Отметьте буквами: «а» — героев,
почитаемых древними греками, «б» — богов Древней Греции.

1) Гефест  2) Тесей  3) Аполлон  4) Ахиллес 5) 
Арес  6) Геракл

НАУКА И
ОБРАЗОВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

1. Соотнесите
описания жизни древнегреческих учёных с их именами
.

Описания жизни Имена
А) Учёный IV века до н. э. Он выделил накопленные к тому времени знания в самостоятельные науки, которым дал назва­ния: «физика», «ботаника», «политика». Он считал, что Зем­ля — это лежащий в центре Вселенной шар, вокруг которого вращаются Солнце и звёзды 1) Геродот
Б) Врач и учёный, он оставил работы о правильном питании, лекарствах и операциях. По его мнению, врач должен не изго­нять болезнь из организма, а помогать человеку выздороветь. В своей деятельности руководствовался принципом «Не навре­ди» . До сих пор учёные всего мира приносят клятву его имени 2) Сократ
В) Этот философ, ученик Сократа, происходил из знатного и бо­гатого рода. После смерти учителя он стал преподавать в саду, названном «Академия». Для него основой мира являлась идея, а не материя. В одном из своих главных трудов — сочинении «Государство» философ описал идеальное устройство общества 3) Платон
Г) Согласно его мнению, главная задача человека — достиже­ние знаний. В своей жизни философ руководствовался деви­зом «Познай самого себя». Не давая готовых ответов, он свои­ми вопросами наводил собеседника на правильные решения, пробуждая любовь к знанию. За свои взгляды философ был обвинён в деятельности против государства и в  тюрьме при­нял чашу с ядом 4)Гиппократ
Д) Историк, живший в V веке до н. э., оставил потомкам кни­гу о греко-персидских войнах, где описал историю и культуру народов, участвовавших в войне. Считается основателем истории как науки — «отцом истории» 5) Аристотель
  • ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ
    ИСКУССТВО
  • 1. Соотнесите
    произведение и его автора:
  • 1 — Поликлет,
  • 2 — Мирон,
  •  3 — Фидий.
  • 2. Отметьте
    буквами изображения:
                   «а»
    —ионической колонны,
  • Плавить металлы раньше всех научились жители«б» — дорической
    колонны,  «в» — коринфской колонны.

3. Соедините
стрелками архитектурные детали древнегреческого храма и их названия
, обозна­ченные соответствующими цифрами: 1 —
колонна, 2 — фронтон, 3 — стилобат — основание в виде ступенчатого каменного
возвышения, 4 — антаблемент — перекрытие, лежащее на колон­нах.

  1.        1
  2.        2
  3.        3
  4.        4
  5. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ
    ИСКУССТВО
  6. 1. Соотнесите
    произведение и его автора:
  7. 1 — Поликлет,
  8. 2 — Мирон,
  9.  3 — Фидий.
  10. 2. Отметьте
    буквами изображения:
                   «а»
    —ионической колонны,
  11. «б» — дорической
    колонны,  «в» — коринфской колонны.
Читайте также:  Вольт амперная характеристика контакта металл полупроводник

3. Соедините
стрелками архитектурные детали древнегреческого храма и их названия
, обозна­ченные соответствующими цифрами: 1 —
колонна, 2 — фронтон, 3 — стилобат — основание в виде ступенчатого каменного
возвышения, 4 — антаблемент — перекрытие, лежащее на колон­нах.

  •        1
  •        2
  •        3
  •        4

Первые металлурги

Около 9 тыс. лет назад люди открыли для себя металлы. Древнейшие свидетельства этого найдены на востоке Малой Азии. Люди, населявшие эту территорию, научились обрабатывать самородную медь. Медь – мягкий податливый металл, его можно ковать холодным. Именно так из неё делали бусы и булавки.

Чуть позже появились украшения из другого металла – золота. Со временем из меди начали делать орудия труда: первыми стали медные сверла. Оказалось, что у меди немало преимуществ по сравнению с камнем: она не такая хрупкая, ей можно придать любую форму, а если что-то не получилось, орудие можно перековать или заточить по-новому. Однако самородки меди и золота встречаются редко.

Плавить металлы раньше всех научились жители

Бронзовое зеркало. Древний Египет. Каирский музей

Настоящая металлургия появилась, когда люди научились выплавлять медь и золото из руды. Для этого сначала использовали гончарные печи, температура в которых достигала 800 градусов Цельсия: ее было достаточно, чтобы расплавить медь, содержавшую примесь серы.

Затем металл заливали в каменные формы. Но у медных орудий был серьёзный недостаток: они легко гнулись. Золото было гораздо твёрже, но слишком редко встречалось и слишком дорого стоило, чтобы делать из него лезвия и топоры.

Проблему удалось решить, когда к меди стали добавлять немного олова. Так получили сплав бронзы. Он был не только прочнее чистой меди, но и легче поддавался отливке. Из бронзы отливали те части орудий и оружия, которые должны были сочетать твёрдость и остроту лезвия.

Из неё же делали вазы, украшения, статуэтки, детали мебели.

Независимо друг от друга центры обработки меди, золота и бронзы появились и в других, как правило горных, районах Азии, Европы и Центральной Америки.

Плавить металлы раньше всех научились жители

Оружие и украшения железного века

Следующим шагом в развитии металлургии стало освоение железа. Первыми кузнецами были древние хетты, жившие на территории современной Турции 3,5 тыс. лет назад. Железо разогревали в печах, но их температуры не хватало для того, чтобы металл расплавился.

Получалась твёрдая масса – крица, состоящая из железа и шлака. Её разогревали докрасна и ковали тяжёлыми молотами, пока шлак не отделится от металла, а изделие не примет нужную форму.

Для прочности к железу примешивали древесный уголь, а раскаленные инструменты и оружие из железа закаляли в ледяной воде.

Примерно 2,5 тыс. лет назад китайские мастера научились строить плавильные печи с высокой температурой. В них они впервые получили чугун.

Преимущества железа перед другими металлами были очевидны. Железная руда встречается гораздо чаще, чем медная. Предметы из железа очень прочны и долговечны, а их стоимость существенно ниже, чем медных и бронзовых. Это привело к быстрому переходу от бронзового века к железному.

Плавить металлы раньше всех научились жители

Металлические орудия труда древних людей

Распространение металлических орудий труда привело к дальнейшему прогрессу земледелия, способствовало развитию ремёсел и торговли, усилению неравенства, обогащению знати. Появление оружия из бронзы и железа превратило столкновения из-за земли и скота в ожесточённые войны.

Развитие общества не только ускорилось, но и стало неравномерным. Группы людей, расселившиеся по огромным пространствам суши, оказались в несхожих природных условиях.

На самых благоприятных территориях Ближнего Востока, Северной Африки и Юго-Восточной Азии переход от первобытности и цивилизации начался в энеолите – медно-каменном веке. В других районах Земли это стало возможно только после освоения бронзовых, а в большинстве случаев – железных орудий труда.

Сами сроки перехода от камня к металлу и от бронзы к железу на разных территориях не совпадали и могли расходиться на тысячелетия.

Поделиться ссылкой

Металлургия в средние века | Горн для плавки металла — Как это было

Одной из особенностей развития техники феодального способа производства является широкое применение железа, которое «…создало обработку земли на крупных площадях, обеспечило расчистку под пашню широких лесных пространств; оно дало ремесленнику орудия такой твердости и остроты, которым не мог противостоять ни один камень, ни один из известных тогда металлов». (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XVI, ч. I, стр. 138)

Для совершенствования орудий труда решающее значение имело улучшение плавки и обработки железа. Вначале основным способом получения железа был сыродутный процесс, при котором происходит прямое восстановление железа из руды. Это была трудоемкая работа. Недаром на Руси существовала поговорка: «Лучше со сварливой женой жити, нежели железо варити».

Сыродутный горн VI—VIII веков, применявшийся на Руси, сооружался из глины и иногда обкладывался камнем.

Плавить металлы раньше всех научились жителиСхема сыродутного горна, применявшегося на Руси в VI—VIII века

  • Высота сыродутного горна достигала 35 см,
  • диаметр — 60 см,
  • толщина стенок — 5—7 см.

Средневековая технология получения железа

В горн закладывались железная руда и древесный уголь и мехами нагнетался воздух. В результате восстановления руды получалась железная крица до 8 кг весом.

Процесс восстановления железа продолжался 2—2,5 часа. В сыродутном горне вследствие высокой температуры (обычно 1100 – 1350°), одинаковой по всему объему рабочего пространства горна, происходил процесс прямого восстановления железной руды.

  • Извлекаемая из горна крица (кусок малоуглеродистого железа губчатого строения с некоторым количеством серы, фосфора, кремния, марганца и других примесей со шлаковыми включениями) в дальнейшем проковывалась, в результате чего получалось сварное железо.
  • Хотя сыродутный процесс давал мягкое железо высокого качества, но крайне низкая степень извлечения железа из руды (не больше 50%) и очень незначительная производительность не удовлетворяли увеличивающегося спроса на металл.
  • Стремление устранить эти недостатки привело к увеличению высоты самого горна, в результате чего сыродутный горн превратился в домницу.

Слово «домница» имеет двоякое значение: сам горн, несколько большей высоты, и место, где происходил процесс работы. Сарай, который крестьяне обычно строили для нескольких горнов, до XVIII века также назывался домницей.

Кроме того предприняли усиление дутья путем применения водяного колеса для приведения в действие воздуходувных мехов.

Эти два технических усовершенствования изменили и самый процесс, который происходил в горне. Температура в верхней части горна понизилась до 750—900°, и поэтому железная руда восстанавливалась раньше, чем образовывался шлак. Благодаря этому уменьшились потери железа в шлаке, а само железо сильнее науглероживалось.

В результате в нижней части печи, где температура под влиянием дутья повысилась до 1350°, вместо твердого железа получался жидкий чугун.

Сперва чугун получался случайно вследствие отклонения сыродутного процесса от нормального хода. Он был хрупок, не поддавался ковке и поэтому рассматривался как брак, вызванный расстроенным ходом сыродутного процесса.

Этим можно объяснить названия, которые были даны чугуну на разных языках. Так, например, по-русски: «чугунная свинка», «чушка», на английском языке: «Pig-iron», или «свиное железо».

Двухступенчатая технология получения стали

Однако с течением времени его начали применять для производства отливок, а несколько позже негодный для литья чугун пускали вместе с рудой во вторичную переплавку. При этом обнаруживалось, что передел чугуна в мягкое (сварное) железо во второй плавке требует меньшего расхода топлива и руды, а железо получается лучшего качества.

Поэтому впоследствии сыродутный процесс стал постепенно вытесняться двухступенчатым способом получения стали: сначала получали чугун, а потом, при вторичной переплавке в горне, — сталь.

  • Первая стадия называется доменным процессом, а печь, где производится этот чугун,— доменной печью.
  • Вторая стадия получила название кричного передела.

Изобретение доменной печи в средние века

Первые доменные печи, появление которых в Западной Европе относится к середине XIV в., по своим размерам мало отличались от домниц, но постепенно конструкция их совершенствуется.

Плавить металлы раньше всех научились жителиСхема доменной печи XV —XVI веков

Доменная печь XV – XVI веков (рис. 31) имела примерно следующие размеры:

  • высота ее доходила до 4,5 м,
  • а внутренний диаметр был равен примерно 1,8 м.
  1. Меха приводились в движение уже водяным колесом.
  2. Если из одного сыродутного горна при напряженной работе в сутки могли получить только 8 кг железа, то в такой доменной печи уже производили 1,6 тонны чугуна.
  3. В России первые доменные печи были построены в 1637 году недалеко от Тулы и Каширы, а в 1670 году – в Олонецком крае.
Читайте также:  Перила для лестниц: особенности конструкций для внутреннего украшения дома и уличной установки

Кричный горн

Обычно при одной доменной печи работало несколько кричных горнов.

Плавить металлы раньше всех научились жителиКричный горн начала XVII века

Для передела чугуна в железо сооружали кричный горн, в который загружали 150 – 200 кг чугуна, располагая его на слое горящего древесного угля.

Плавясь, чугун капля за каплей стекал вниз, проходил через окислительную область против фурм, через которые подавался воздух, теряя часть углерода.

Здесь же окислялось железо, образуя двойной силикат железо-марганца, который, попадая на дно горна, расплавлялся там в сильно основном железистом шлаке, оставшемся от предшествующей операции.

Этот шлак постепенно окислял углерод металла, лежащего на дне горна, отчего температура плавления его повышалась, металл «загустевал». Тогда его поднимали ломом повыше фурм, с тем чтобы он проплавился еще раз.

Под воздействием дутья и вытапливающегося из губчатой массы шлака происходило дальнейшее выгорание углерода, и вновь осевший на дно горна металл быстро становился мягким, легко сваривающимся.

Постепенно на дне горна образовывался ком, крица (весом 30—100 кг и более), которая извлекалась из горна для проковки под молотом с целью уплотнения ее и выдавливания жидкого шлака (в кричном железе в виде прожилок оставались частицы шлака).

Кричный передел протекал от 1 до 2 часов. В сутки в кричном горне можно было получить около 1 тонну металла, причем выход годного кричного железа составлял 90 – 92% веса чугуна.

Таким образом, переход от одноступенчатого (сыродутного) процесса получения железа к двухступенчатому (доменный и кричный) позволил значительно поднять производительность труда и обеспечить все возрастающий спрос на металл.

История развития металлургии

Ранние этапы развития металлургии Несмотря на названия периодов эволюции первобытного общества, металлургия начинает свое развитие еще в каменном веке. Самые древние потуги человека в металлообработке датируются историками шестым столетием до нашей эры.

Соответствующие археологические находки, свидетельствующие об этом, были обнаружены на Пиренейском полуострове, на Балканах (в Сербии и Болгарии), в британском Стоунхендже. Правда, возраст всех этих находок установить бывает не всегда легко.

Разумеется, свои первые опыты в металлургии древний человек проводил с легкоплавкими металлами: серебром, оловом, а также железом метеоритного происхождения. Обработка металлов с более высокой температурой плавки была просто невозможной в те далекие времена. Так, в III тысячелетии до н.э.

египтяне научились изготавливать довольно неплохое оружие из метеоритного железа, которое ценилось далеко за пределами Древнего Египта. Эти прочные клинки очень скоро нарекли «небесными кинжалами».

Плавить металлы раньше всех научились жителиОколо 5500 лет назад человечество вступает в новую эпоху своего развития – Бронзовый век. Этот переход ознаменовался несколькими важными достижениями. Во-первых, человек научился извлекать олово и медь из горных пород. Во-вторых, ему удалось получить абсолютно новый сплав – бронзу. Однако дальнейшее развитие металлургии нуждалось в более технологичных и более сложных процессах, а потому – затормозилось на более чем два тысячелетия.

Принято считать, что технология получения железа из рудного тела впервые открылась хеттам – народу, обитавшему в Малой Азии и неоднократно упомянутому в Библии. Случилось это примерно в 1200 году до нашей эры. Именно с этой даты и начинается Железный век в развитии общества.

Следы развития черной металлургии можно увидеть в различных исторических культурах: в Древней Греции и Риме, Египте и Анатолии, Карфагене, Древнем Китае и Индии.

Не лишним будет отметить, что многие из техник и методов обработки металла были изобретены китайцами, а уж затем все они были освоены европейцами. Речь идет, в частности, о выплавке чугуна, изобретении доменной печи или гидромолота.

А вот лидерами в сфере ковки металлов и горнорудной добычи, как выяснили недавно исследователи, были древние римляне.

История развития металлургии в Африке, Юго-Восточной Азии и Австралии

Как развивалась металлургия в других регионах Земли? Известно, что во второй половине I тысячелетия до нашей эры на территории Юго-Восточной Азии уже активно применяли орудия труда из кричного железа. Вначале это были биметаллические изделия, а немного позже они изготавливались целиком из железа.

Население Древнего Китая тоже было знакомо с биметаллическими вещами. Для их производства применялось железо метеоритного происхождения. Первые сведения о подобных изделиях в Китае датируются VIII веком до н.э.

А вот к середине первого тысячелетия до нашей эры в этой части света начинается производство настоящего железа. Именно китайцы первыми освоили технику получения чугуна, и сделали они это намного раньше, чем европейцы.

Африканский регион тоже внес свою значимую лепту в общемировой процесс развития металлургии. Именно в Африке изобрели цилиндрический горн для производства стали, который не был известен другим народам мира.

Многие историки уверены, что африканцы научились производить железо абсолютно самостоятельно, без каких-либо влияний извне. Около 2600 лет назад железо уже появилось в ряде стран и территорий «черного континента»: в Судане, Ливии и Нубии.

Отдельные африканские племена, как предполагают исследователи, и вовсе «перескочили» из каменного века – сразу в железный.

В общем и целом, производство железа в Африке было полностью освоено в пределах второй половины I тысячелетия до н.э. Любопытно, что производство меди здесь освоили даже немного позже. И если из меди на этом материке делали украшения, то из железа изготавливали исключительно орудия труда. Что касается «южной земли» – материка Австралии, то здесь черная металлургия начала развиваться только в период Великих географических открытий (в XVI-XVII веках).

Особенности развития металлургии в Америке

Для Нового Света было характерным существование сразу нескольких центров ранней металлургии. Один из таких очагов находился в Андских горах, которые славятся богатыми рудными полезными ископаемыми. Первым металлом здесь стало золото. Кроме того, в Андах производили изделия из серебра. На территории современного государства Перу во второй половине II тысячелетия до н.э. был получен сплав серебра с медью – тумбага, который стал необычайно популярен в Южной Америке. В Центральной Америке люди познакомились с металлом лишь в первом тысячелетии до нашей эры. Причем, его сюда привезли. Племена майя освоили ремесло получения металла только к VII столетию нашей эры. Однако к этому времени их цивилизация уже подходила к своему закату. Первым металлом Северной Америки стала медь. Затем здесь научились делать железо (вначале метеоритное, а немного позже – кричное). Это случилось в первом тыс. до н.э., причем, западные районы континента в этой сфере развивались намного быстрее.

Изобретение сыродутного процесса

Один из самых древних способов получения железа называется сыродутным (от слов «дуть» и «сырой»). Печи рыли прямо в земле, как правило, на склонах рельефа. В небольшие горна с железорудной породой поступал (задувался) сырой (холодный) воздух. На ранних этапах освоения данного способа воздушная тяга была естественной, но позже ее заменили искусственной – воздух в печи стали нагнетать.

Дно печей засыпали углем, сверху слоями клали руду и уголь. Последний во время своего горения выделял окись углерода – газ, который выполнял функцию восстановления окислов железа.

Стоит отметить, что при сыродутном способе железо не столько плавилось, сколько «варилось», так как этот процесс создавал температуру, недостаточную для плавки железа (около 1200 градусов по Цельсию). Исходя из этого, «вареное» железо в виде губчатой массы, напоминающей тесто, располагалось на дне печи.

Эта масса, как правило, включала в себя многочисленные примеси и остатки угля (правда, в отдельных случаях шлаки отводили из печи по специальному желобу).

Чтобы производить из такого субстрата какие-либо изделия, приходилось вначале извлекать из крицы посторонние примеси. Делалось это при помощи ковки – холодной и горячей. В конечном итоге, можно было получить кричное железо для последующего использования.

«Изобретение» сыродутного метода железного производства, как предполагают историки, произошло при непосредственной выплавке свинца или меди.

Как известно, этот процесс сопровождался добавлением в плавильные печи не только угля и соответствующей руды, но и гематитов. И именно по такому сценарию, скорее всего, и были получены человеком первые крицы железа.

Вполне возможно, что печи по выплавке меди просто напросто плавно превратились в сыродутные печи.

Так сложилось, что получить медь или олово намного проще, нежели железо. Даже не смотря на то, что медные и оловянные руды в природе встречаются гораздо реже, чем железные. Именно поэтому сыродутный процесс оказался очень важным этапом в развитии черной металлургии. Эта технология постоянно улучшалась: с помощью усовершенствования дутья или увеличения размеров печей.

Однако все эти улучшения не решали главную проблему: кричное железо практически не содержало в себе углерода, а значит, оно не могло конкурировать с бронзой. Вещи из него были недостаточно твердыми, в сравнении с изделиями из бронзы. Именно по этой причине железо в те времена использовалось в большей мере для изготовления украшений.

Читайте также:  Запорно регулирующая арматура: основные сведения и сферы применения

В производстве железа просто необходимо было что-то менять.

  • Освоение технологии цементации и закалки железа
  • Развитие металлургии в Средние Века
  • Изобретение печей нового типа – блауофенов
  • Возникновение доменных печей
  • Развитие металлургии в XIX и XX веках

Следующий виток прогресса в развитии металлургического дела заключался в возникновении технологии так называемой «цементации», а также закалки и термического отпуска железа. С освоением этих трех процессов связано начало полноценного Железного века. Под цементацией подразумевается процесс искусственного насыщения крицы углеродами. Эта технология была освоена человеком в первую очередь. Для цементации кричного железа использовались различные вещества. Вначале кричную массу прокаливали в костном угле, позже – в других веществах с большим содержанием углеродов. Освоение технологии цементации подарило человеку возможность получать первые, хоть и весьма примитивные, образцы стали. «Цементированное» железо уже выигрывало в сравнении с бронзой по своей твердости. При этом степень насыщения крицы углеродами зависела от температуры нагревания железа. Вслед за открытием техники цементации был обнаружен эффект закалки. Человек с удивлением для себя обнаружил, что насыщенное углеродами и охлажденное железо становится еще крепче. Для такого охлаждения использовалась вода, снег, либо железо просто оставляли на открытом холодном воздухе. Эффект был даже в последнем случае. Оба вышеописанных процесса, вероятнее всего, были открыты человеком случайно. Вряд ли древние кузнецы могли объяснить истинную природу этих процессов. Об этом свидетельствуют и найденные письменные источники тех времен. В частности, в них можно отыскать весьма любопытные моменты. Так, факт усиления крепости железа при закалке часто объяснялось фантастическими или мистическими теориями. Например, в летописи из Малой Азии, датированной девятым веком до нашей эры можно найти колоритный способ закалки железа посредством «погружения кинжала» в тело «мускулистого раба». Именно сила раба, по мнению автора данного текста, делало металл более твердым. Не менее интересен и отдельный фрагмент, взятый из «Одиссеи» Гомера, где выжигание глаза циклопа сравнивается с погружением раскаленного железного тесака в ледяную воду. Причем, последнюю процедуру Гомер именует как «лечение топора». Исходя из этого, древние греки, вероятно, не понимали природу процесса закалки металла, но придавали ему особый, магический смысл. Закаленная сталь имеет один существенный недостаток – это излишняя хрупкость. Существенно снизить ее позволило открытие технологии термического отпуска железа. Данная технология заключается в нагревании изделий до 727 градусов по Цельсию (это граничная температура деформации структуры железа). Не стоит думать, что освоение технологий цементации, отпуска и закалки железа было одномоментным. На самом деле эти процессы длились около тысячи лет! Но именно открытие и совершенствование этих трех технологий раз и навсегда поставило жирную точку в непримиримой конкурентной борьбе между бронзой и железом. В эпоху Средневековья плавильные печи уже существенно преобразились. Во-первых, в высоту они достигали двух-трех метров. А во-вторых, они работали при помощи энергии воды: воздуходувы приводили в движение специальные трубы или большие водяные колеса. В средневековой Европе были распространены так называемые «штукофены» – огромные и высокие печи, которые вывели черную металлургию на новый этап в ее развитии. Эти печи были оснащены 4-х метровой трубой для усиления тяги и водяными двигателями. Иногда мехи приводили в движении несколько рабочих. Железистую крицу извлекали из такой печи раз в сутки. Любопытна история изобретения и проникновения штукофенов в Европу. Изобрели их в Индии еще в первом тысячелетии до н.э. Затем новое изобретение попало в соседний Китай, а оттуда, в VII веке уже нашей эры – в арабский мир. В XIII столетии арабы привезли эти чудо-печи на юг Пиренейского полуострова, откуда они быстро распространились по всей Европе. По производительности и техническим параметрам штукофен был на голову выше своих предшественников – сыродутных печей. Температура плавки в нем достигалась более высокая, что давало возможность получать полноценный чугун. В сутки штукофен мог выдавать более двух центнеров железа. Правда, чугун из такой установки был, как правило, непригоден. Дело в том, что он оказывался на дне печи, смешиваясь со шлаками. Чтобы очистить его, требовалась ковка, которой чугун не поддавался. Других способов его очистки на то время еще не знали. Все же, некоторые народы все-таки умудрялись находить применение даже такому, «грязному» чугуну. Индусы, например, изготавливали из него гробы для усопших. А вот в Османской империи из штукофенного чугуна делали ядра для пушечных орудий. Средневековые металлурги установили важную закономерность: чем выше температура плавления руды в печи – чем больше продукта (железа) можно получить на выходе. После этого открытия они начали пытаться модернизировать свои штукофены: увеличивать высоту труб и налаживать систему предварительного нагрева воздуха. Так в XV веке в Европе появились печи нового вида – блауофены. Однако модернизированные печи почти сразу же неприятно удивили металлургов. Выход конечного продукта действительно вырос, но вместе с этим, на 20 % повысилось и количество отходов – малопригодного чугуна. Грязное, или, как его еще называли – «свиное» железо так само застывало на дне новых печей. Смешанный со шлаками чугун, как и прежде, был абсолютно не пригоден для литья. Как правило, его пускали на производство кувалд, наковален и прочего грубого инвентаря. Правда, пушечные ядра из блауофенного чугуна выходили более качественными. Еще один позитивный момент блауофенов – количество стали по краям железной крицы в этих печах существенно увеличилось. Разумеется, это порадовали металлургов. Однако, с другой стороны, отделить такую сталь от кричного железа было очень и очень сложно. И в этой ситуации разные народы пошли по разным путям, решая эту сложную проблему.  Так, в Индии все силы бросили на усовершенствование техники ковки, чтобы добиться более равномерного распределения углеродов в продукте. И эти усилия дали свои плоды – индусы получили булат – очень прочную и упругую сталь, из которой производилось первоклассное на то время холодное оружие. Булат также производился в Иране и Центральной Азии. Китайцев и европейцев, в отличие от индусов, интересовало вовсе не качество, а количество конечного продукта. Поэтому именно они вскоре открыли так называемый передельный процесс, который невероятно сильно повлиял на развитие металлургии в целом. До 1500 тонн качественного чугуна в день – такое средневековым металлургам даже не снилось. Но это стало обыденной суточной нормой при появлении доменных печей. Благодаря большим размерам, предварительному нагреву воздуха и системе механического дутья, такая печь способна была извлекать железо из рудной массы и превращать его в чугун. Последний при этом выходил наружу в расплавленном виде. Правда, ковка все равно была необходима. Но теперь шлаков было уже намного меньше в массе, а железа – больше. Еще одно достоинство доменной печи заключалось в непрерывности ее работы. Установка функционировала круглые сутки, не останавливаясь и не охлаждаясь. В XVIII веке в европейской металлургии был открыт еще один процесс – пудлинговый. Он предполагал очищение чугуна в печи с помощью газа, получаемого при сгорании угля или другого минерального топлива. К слову, в Древнем Китае этим способом даже производили сталь еще в Х столетии. При такой технике очистки железистые частицы собирались в комочки. Затем они сваривались в кузнечной или в специальной прокатной машине, и из них получали различные железные заготовки. Пудлинговый метод позволил увеличить производительность железа до 140 кг в час. Очередной скачок в процессе развития металлургического дела произошел в конце XIX века. В этот период, практически одновременно, в производство металла внедряются три абсолютно новых способа: мартеновский, томасовский и бессемеровский. Все эти методы увеличили объемы производства стали колоссально – до шести тонн в час. Спустя полвека в металлургию внедряют еще более новые процессы. Это, в частности, непрерывная разливка стали и кислородное дутье. Продувание кислородом расплавленного металла в конверторных печах существенно ускорило скорость химических реакций.

История, как известно, движется по спирали. Это касается и истории промышленного производства.

Тысячи лет назад человек строил в земле сыродутные печи и получал, с помощью одностадийного метода, качественное и устойчивое к коррозии железо с малым количеством примесей.

И сегодня ученые вновь вернулись к технологии одностадийных процессов, развивая метод обогащения руды и производства стали в электропечах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Станок