ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
Лесозаготовительные работы направлены на вывозку древесины с лесных участок. В настоящее время широко развито лесопильное производство на уровне малого и частного бизнеса. Частный бизнес по вывозке древесины представляет важное звено в цепочке производства пиломатериалов.
Лесопильное предприятие, размещенное непосредственно в местах лесозаготовительных работ более рентабельно и значительно сокращает издержки на транспортировку сортиментов.
Плохая доступность дорог и слаборазвитая инфраструктура в местах лесозаготовительных работ делает лесопильный бизнес непосредственно в местах лесозаготовки наиболее привлекательным.
Последовательные операции лесозаготовительных работ в основном состоят из валки деревьев и дальнейшего срезания сучьев и кроны деревьев.
Затем происходит удаление коры со ствола дерева, после чего лесозаготовителями осуществляется трелевка, раскряжевка или распиловка древесины. Последняя стадия лесозаготовительной деятельности заключается в обмере и сортировке заготовленной древесины.
Завершением лесозаготовительного процесса древесины является укладка деревьев в штабели, погрузка и транспортировка.
Лесозаготовка представляет собой трудоемкий процесс. Сегодня лесозаготовка полностью механизирована. На лесосеках можно увидеть разнообразную лесозаготовительную технику – от валочно-пакетирующных машин до харвестеров, от трелёвочного трактора – до форвардера.
МУЛЬЧЕРЫ
После выделения лесного участка и закрепления его в аренду или собственность лесозаготовители приступают к мульчированию участка леса.
Мульчирование леса с целью очистки леса от низкорослых деревьев и кустарников осуществляется с помощью мульчирующей машины. Мульчирующая машина, предназначенная для лесного хозяйства называется «мульчирователь» или «мульчер».
Основной механизмом мульчирователя — вращающийся барабан. Посредством стального рубильного инструмента («зубьев») мульчирователь удаляет низкорослую растительность, очищая тем самым участок лесных земель для дальнейших лесозаготовительных работ.
Сегодня среди лесозаготовителей широко известна многофункциональная машина-мульчер ТЛП-4М-037.
С помощью этого мульчера можно расчистить площадку для лесозаготовительных работ и работ по переработке лесоматериалов, а также осуществлять уход за лесными участками.
Для этой цели с помощью мульчера возможно уничтожать старые деревья и древесно-кустарниковую растительность. Мульчер расчищает лесосеки от пней и порубочных остатков, а также создает противопожарные полосы в лесных массивах.
- БУЛЬДОЗЕРЫ
- С помощью бульдозеров выкорчевывают лес, но такой способ применяется, только если земля с вырубкой предназначена для сельскохозяйственных угодий, строительства дорог или жилья.
Бульдозеры представляют собой гусеничный или колесный трактор-тягач, который также часто используется в лесозаготовительной деятельности. Это самоходная машина, у которой навесное рабочее приспособление расположено вне базы ходовой части машины.
В лесозаготовительной деятельности Бульдозеры служат для перемещения древесины на расстояние от 10 до 200 метров. С помощью бульдозера лесозаготовители расчищают площадку для транспортировки сортиментов, а также для дальнейшей обработки лесоматериалов.
Важная часть работы, которую можно осуществлять с помощью бульдозера состоит в валке отдельных деревьев. Также бульдозеры используются для срезки кустарников, корчевки пней, удалению камней для расчистки лесозаготовительного участка.
С помощью бульдозера лесозаготовители освобождают площадку для лесопереработки от снега и мусора и осуществляют подготовку подъездных дорог для транспортировки сортиментов.
ДРЕВОВАЛЫ
Древовал ранее называли «лесной черт». Это приспособление для валки дерева состоит и деревянного рычага длиной в несколько метров.
Это рычаг прикрепляется с помощью короткой цепи к пню, находящемуся вблизи дерева, которое планируется к валке. Другая цепь прикрепляется к стволу дерева.
Рычаг должен быть закреплен к длинной цепи двумя короткими цепями с помощью крючков. Перемещая рыча вперед и назад, лесорубы натягивают цепь и дерево оказывается перевернутым.
ВАЛОЧНО-ПАКЕТИРУЮЩИЕ МАШИНЫ
Процесс лесозаготовительных работ после мульчирования лесного участка начинается с валки леса (или что тоже самое — рубки леса). Самый простой инструмент, применяемый при рубке леса — бензопила. На смену топорам и пилам, которые были распространены ранее в процессе валки деревьев сегодня пришла современная лесозаготовительная техника, снабженная автоматизированными устройствами.
В настоящее время в процессе лесозаготовки применяют два способа валки деревьев: Первый – выкорчевывание. Второй способ наиболее распространенный и называется бескорневая валка. Такой вид лесозаготовительных работ осуществляется при помощи переносных моторных пил или валочных машин. Стволы могут спиливаться либо на уровне земли, либо у корня или с оставлением пней.
При механизированной рубке валка, удаление сучков и раскряжёвка производится с помощью валочной машины. Валочной машиной называется комбайн, осуществляющий только четыре операции на лесозаготовке.
В лесозаготовительной деятельности применяются валочно-пакетирующие машины, которые кроме валки деревьев осуществляет также и пакетирование бревен. В основе механизма валочно-пакетирующей машины находится цепная пила. С помощью этой валочной машины можно спиливать деревья диаметром до 90 см.
Дальнейшее использование валочно-пакетирующей машины заключается в укладывании поваленных деревьев в штабеля для последующей трелёвки трелевочным трактором.
ХАРВЕСТЕР – ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КОМБАЙН
В настоящее время в лесозаготовительной деятельности широко используются комбайны, которые выполняют более четырех видов работ в процессе валки и сортировки древесины. Такой многофункциональный лесозаготовительный комбайн называется харвестер (от английского названия «harvest” — «собирать урожай»).
В перечень работ, которые можно осуществлять с помощью харвестера входит валка леса, очистка ствола от сучьев и верхушки, а также раскряжевка (освобождение дерева от коры). Заключительным этапом выступает сортировка хлыстов на сортименты. С помощью харвестера также может, осуществляется трелёвка древесины.
Автоматическая валочная машина харвестер способна не только спилить дерево, ободрать сучья, срезать верхушку дерева, но и разделить его на части заданного размера всего за минуту.
При этом оператор всё это время находится в комфортных условиях кабины и с помощью джойстика управляет процессом.
Еще одно преимущество харвестера заключается в том, что компьютер, установленный в кабине оператора не только программирует резку хлыстов на заданные параметра, но и архивирует информацию по замера и размерам отсортированной древесины.
ФОРВАРДЕР – ТЯГАЧ-ПОГРУЗЧИК
Харвестер работает «в паре» с тягачом-погрузчиком – форвардером. Умные «напарники» способны заменить бригаду лесорубов, работающих «ручным» способом, обеспечив при этом высокую производительность лесозаготовки.
Данные машины способны выполнять множество операций.
Они осуществляют весь основной цикл лесозаготовительных работ: как валка, раскряжевка, выравнивание бревен, после их спила, погрузка, вытягивание бревен с труднодоступных мест, транспортировка бревен.
На лесозаготовительном участке форвардер используют для сбора древесины, дальнейшей сортировки, и, главное, для транспортировки сортиментов древесины от лесозаготовительного участка до проезжей дороги или же до нижнего склада.
Форвардер состоит из погрузочного манипулятора и грузовой тележки. Следуя за харвестером форвардер погружает на грузовую тележку бревна, которые затем трелюются на склад. На последней стадии работ по лесозаготовке древесины с помощью форвардера осуществляют погрузку сортиментов на лесовозы.
ТРЕЛЁВОЧНЫЙ ТРАКТОР
Наиболее распространенный механический способ транспортировки древесины осуществляется также трелёвочными тракторами.
Кроме форвардера на лесозаготовке может быть использован трелевочный трактор, который подтягивает стволы древесины в виде «хластов» к разделочной площадке. Трелевочными тракторами осуществляется распространенный механический способ транспортировки бревен в полу-подвешенном или подвешенном состоянии.
После валки леса, обрубки сучьев трелёвочные тракторы начинают потрелёвку, чтобы доставить хлысты для сортировки на сортименты и на раскряжевку. Сортированная древесина трелюются и транспортируются чокерными трелевочными тракторами или бесчокерными тракторами.
Отсортированные в соответствии с параметрами хлысты представляет собой сортименты. Далее сортименты формируются в пачки, грузятся и перемещаются к лесовозной дороге, где находится промежуточный склад, с которого происходит погрузка в лесовозы. В качестве погрузчика могут быть использованы различного вида тягачи, лесовозы и погрузчики.
МАШИНЫ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ СОРТИМЕНТОВ
Транспортировка бревен может быть сложной и дорогостоящей, поскольку деревья часто находятся далеко от дорог или водотоков. Дорожное строительство и техническое обслуживание могут быть ограничены в национальных лесах или в других районах пустыни, поскольку это может привести к эрозии в прибрежных зонах.
Когда вырубленные бревен находятся рядом с дорогой, тяжелая техника может просто поднять бревна на грузовики. Чаще всего специальное тяжелое оборудование используется для сбора бревен с площадки и перемещения их близко к дороге, которая должна быть поднята на грузовиках.
Существует множество способов транспортировки срубленных бревен, лежащих далеко от дорог.
ЛЕСОВОЗЫ – АВТОМОБИЛЬ-СОРТИМЕНТОВОЗ
Лесовозом называется грузовой автомобиль, либо самоходная машина, либо железнодорожный вагон, предназначенный для перевозки бревен и пиломатериалов.
Лесовоз, предназначенный для транспортировки бревен дорожным способом называется также – автомобиль-сортиментовоз. Такой лесовоз снабжен специальной конструкцией для укладки бревен в штабеля (пачки). Конструкция представляет собой стальные каркасы с пилообразной нарезкой, которая располагается снизу, что позволяет лучше удерживать груз.
Спецификой лесовозов является серийное грузовое шасси, а также дополнительная надстройка к нему.
Лесовоз, который используется для перевалки сортиментов по бездорожью непосредственно в лесу должен иметь повышенную проходимость.
Под повышенной проходимостью лесовоза необходимо понимать такие характеристики, как полный привод, блокировка дифференциалов, а также большой дорожный просвет. Также для лесовозов, перевозящих тяжеловесные грузы необходимо наличие лебедки и системы управления давлением в шинах.
В случаях, если лесовоз занимается вывозкой сортиментов с лесных делянок по дорогам, которые на три четверти представляют собой трассу, то необходимость в полном приводе отпадает.
Если лесовоз осуществляет вывозку сортиментов с нижних складов, к которым есть дорога с твердым покрытием, или перевозкой леса или пиломатериалов без заезда в лес, то необходимость в повышенных внедорожных требованиях к шасси отпадает.
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ВАГОНЫ-ЛЕСОВОЗЫ
При больших расстояниях для транспортировки сортиментов и пиломатериалов широко используется перевозка древесины по железной дороге в вагонах-лесовозах. При этом транспортировка древесины по узкоколейной железной дороге производится как в виде хлыстов, так и в виде сортиментов.
Для перевозки сортиментов требуется наличие платформы, на которую устанавливают металлические сетки. Для транспортировки хлыстовой древесины необходимо использовать вагона-сцепы. Вагон-сцеп состоит из двух полу-сцепов, соединенных между собой тягой.
Причем, длина тяги соответствует длине хлыста.
Как было отмечено выше перевозка сортиментов предусматривает наличие платформы, на которую устанавливают металлические сетки.
Для транспортировки грузов определенного вида используют специализированные платформы. Такие платформы не имеют бортов, а некоторые также не имеют настила полов.
Платформы должны быть оборудованы специальными приспособлениями для крепления лесоматериалов. Например, типовыми ходовыми частями, автосцепами и различными автоматизированными устройствами.
Размеры пола стандартной платформы достигают площади до 36,8 кв. метров.
Источник: https://promplace.ru/lesozagotovka-staty/vidi-lesozagotovitelnoi-techniki-2355.htm
Технология лесозаготовительных работ
В Европе самой распространенной стала так называемая скандинавская технология заготовки леса (разработана в Швеции и Финляндии). Она подразумевает сортиментную лесозаготовку и предполагает применение мощной лесозаготовительной техники — харвестеров (рисунок.4) и форвардеров (рисунок.5). Харвестеры (от англ.
harvester — жнец, собиратель урожая) — многооперационные лесосечные машины, предназначенные для выполнения комплекса операций: валка, обрезка сучьев, раскряжевка и пакетирование сортиментов при проведении сплошных и выборочных рубок, а также рубок ухода. Форвардеры (от англ. forwarder — перевозчик, экспедитор) — самозагружающиеся машины для трелевки сортиментов.
В технологические задачи этих машин входит сбор, подсортировка, доставка сортиментов от места заготовки до лесовозной дороги или склада и штабелевка сортиментов. Конструкция оборудования форвардеров состоит из погрузочного модуля — манипулятора и грузового модуля — тележки. Средняя производительность форвардеров при работе после харвестера — 12 кубических метров в час.
Один комплекс «харвестер плюс форвардер» может заменить до 80 работающих на лесосеке по традиционной технологии. Объемы заготавливаемой древесины несопоставимы с ручным трудом — по традиционной технологии бригада из семи-восьми человек заготавливает 7—8 тысяч кубометров за год, а связка «харвестер — форвардер», позволяет заготавливать до 60 тысяч и более.
Производительность заготовки древесины на одного человека возрастает примерно в восемь раз.
Заготовка сортиментами была широко распространена до появления специальных лесозаготовительных машин. Технологический процесс лесосечных работ при этом был расчленен на многочисленные трудоемкие операции, выполняемые непосредственно на лесосеке.
С появлением различных машин, предназначенных для механизации отдельных операций лесосечных работ, и, прежде всего мощных трелевочных средств, трелевка стала производиться хлыстами, а затем деревьями.
Это позволило исключить из комплекса лесосечных работ ряд операций и перенести такие трудоемкие работы, как обрубку сучьев, раскряжевку хлыстов, сортировку и штабелевку сортиментов сначала на верхний, а затем и на нижний склады.
Переход на вывозку хлыстами и деревьями снизил трудоемкость лесосечных работ, повысил культуру производства, способствовал дальнейшему росту производительности труда.
В последнее время в связи с разработкой и внедрением новых машин, обеспечивающих заготовку сортиментов, а также производство пиломатериалов на лесосеке или верхнем складе, сортиментная заготовка, особенно при небольших объемах производства становится эффективной.
Рисунок 16- Харвестер.
Рисунок 17- Форвардер.
Лесозаготовка — трудоемкий процесс, основанный на переработке древесины. Переработка состоит из заготовки древесины, транспортировки и первичной обработки заготовленной древесины. Лесозаготовки — основной вид лесопользования. Свойства пород дерева в лесозаготовке имеет большое значение и самое разнообразное применение.
Древесина лиственных пород, получаемая в процессе лесозаготовки, — крепкая, широта применения их гораздо шире, чем у хвойных. Процесс лесозаготовки производится преимущественно в зимнее время.
Технологический процесс лесозаготовки — это совокупность всех производственных операций по лесозаготовке, результатом которых являются полученные лесоматериалы.
Лесозаготовка осуществляется преимущественно двумя способами: сортиментным и хлыстовым. Во многом выбор метода зависит от состава почвы, климатических условий, толщины древесных стволов, для чего в дальнейшем будет использоваться древесина. Одним из подготовительных этапов лесозаготовки является валка деревьев.
Основные требования при валке деревьев — выполнение валки в нужном направлении, высокая производительность труда, выполнение техники безопасности при рубке. Валка леса осуществляется преимущественно двумя способам: выкапыванием (выкорчевыванием) целых деревьев вместе с корнями, либо валка по частям — сначала валится ствол, снимается с корня, затем выкорчевывается пень.
Конечным результатом лесозаготовки является продукция лесозаготовительной промышленности.
Материалы, полученные в результате лесозаготовки, называют сортиментами. Продукцию лесозаготовки при вывозке леса сортируют по тому, как их будут использовать.
Лесоматериалы, вывозимые автомобильным, водным, железнодорожным транспортом сортируют по длине и по породам — хвойные и лиственные (при молевом способе вывозки леса сортировка по породам не производится).
Отходы лесозаготовки — древесные остатки, появившиеся после валки деревьев, их очистки, обрубки, окорки, раскряжевания, это пни, сучья, кора, ветви, хвоя, листья, щепа и опилки. Одной из важнейших задач лесозаготовительных предприятий является целесообразное использование отходов.
Выход древесины при использовании корней и пней повышается на 15-20%; помимо получения соснового и кедрового осмола (сырья для производства канифоли и скипидара), существует теоретическая возможность использования корневой и пневой древесины для изготовления древесно-волокнистых и древесностружечных плит.
Лесная промышленность — одна из важнейших отраслей в России. С развитием отрасли развивается и лесозаготовительная техника. Лесозаготовками занимаются тысячи предприятий на территории страны. Основые инструменты работы в лесозаготовках — лесозаготовительная техника. Выбор лесозаготовительной техники во многом зависит от метода, который используется в лесозаготовках.
- Анализ отходов
- Отходы 1 класса опасности отсутствуют
- Рисунок 18- Отходы 2 класса опасности
- Рисунок 19- Отходы 3 класса опасности
- Рисунок 20- Отходы 4 класса опасности
- Рисунок 21- Отходы 5 класса опасности
Источник: https://megaobuchalka.ru/9/24623.html
3.Существующий технологический процесс лесозаготовок, состав рабочей силы и оборудования на основных и подготовительных работах
Производственный процесс, осуществляемый
на предприятии, можно разделить на ряд
последовательных технологических
этапов, каждый из которых выполняется
специализированной бригадой рабочих:
-
подготовительные работы
-
лесосечные работы
-
транспорт древесины
-
лесоскладские работы
-
деревообрабатывающие цеха
Подготовительные работы на лесосеке.
Подготовительные
работы на лесосеке — это операции по
создании необходимых условий для
выполнения основных лесосечных работ.
К
подготовительным работам относят
операции по созданию необходимых условий
для выполнения на лесосеке основных
работ, включая подготовку лесосек,
погрузочных пунктов, обустройство
мастерского участка и выбор трасс усов
лесовозных дорог, монтаж и демонтаж
оборудования.
При
инженерной подготовке лесосеки и отводе
ее в рубку в натуре намечают лесовозные
усы, волоки, погрузочные площадки, места
под обустройство мастерского участка
(бригады).
Обустройство
мастерского участка включает оснащение
этого участка технологическим
оборудованием и средствами пожаротушения,
их размещение на лесосеке, а устройство
противопожарных минерализированных
полос.
Отвод
лесосеки при всех категориях рубок
осуществляется, как правило, в бесснежный
период. В лиственных лесных насаждениях
отвод производится в течение вегетационного
периода, а в хвойных – в течение всего
года.
Отвод лесосек под санитарные рубки
или уборку лесов от захламленности,
проводимые в весеннее – летний период,
в зоне действия лесовозных и
лесохозяйственных дорог производится
не более, чем за один месяц до начала
рубки, а в остальных случаях не более,
чем за полгода до их проведения.
Затески
на визирах.
На
деревьях, прилегающих к визиру, делают
затески со стороны лесосеки.
При
ограничении визирами лесосек, отводимых
под Сплошные рубки, Санитарно сплошные и прочие рубки срубаются все тонкомерные
деревья до 16 см с валкой в сторону
лесосеки, а при отводе под выборочные
рубки визиры расчищаются за счет обрубки
сучьев и веток, а также кустарника. На
визирах лесосек, отводимых в Санитарно
— выборочных рубках, деревья не срубаются,
и визиры расчищаются за счет обрубки
сучьев и веток, а также рубки кустарника.
Подготовка
лесосек. В порядке подготовительных
работ на лесосеке должны быть убраны
опасные деревья и размечены волоки. К
опасным деревьям относятся: гнилые,
сухостойные, зависшие, ветровальные,
буреломные и сломанные деревья, которые
могут упасть от ветра, толчка или удара.
На
расстоянии 50 м от границ верхних
лесоскладов, обогревательных помещений,
столовых в лесных массивах, не подлежащих
разработке, убирают
опасные деревья.
В
пасеках опасные деревья убирают заранее
только на рубках главного пользования
при валке деревьев бензиномоторными
пилами. Если в лесосеке более
20 %
общего
числа деревьев являются опасными, то
их уборку заранее не
производят, а лесосеку разрабатывают
по правилам разработки ветровально
— буреломных лесосек.
Зависшие
деревья удаляют с соблюдением определенных
правил, и частности не разрешается
спиливать то дерево, на которое зависло
другое, обрубать сучья, на которые
опирается зависшее дерево, сбивать
зависшее дерево валкой на него других
деревьев, подрубать корни или ствол
зависшего дерева. Зависшие деревья, а
также другие опасные деревья снимают,
стягивая за комель, но лучше использовать
для этого лебедку трактора, которой
можно снять зависшие деревья любого
размера и при любом характере зависания.
При
машинной валке опасные деревья спиливают
или приземляют машиной при разработке
лесосеки.
Подготовка
трелевочных волоков заключается в
разметке и разрубке их со спиливанием
деревьев на всей ширине волока, а также
разделке и трелевке товарных валежных
стволов.
На сырых и заболоченных лесосеках
требуется, кроме того, выстилка волоков
сучьями или на очень слабых участках
или переходах через ручьи иногда
устраивают сплошные настилы — гати, а
на зимних лесосеках — проминка снега.
Разметку волоков наиболее удобно
проводить непосредственно перед
разработкой лесосеки.
Магистральные
волоки размечает мастер, которому
поручена разработка данной лесосеки,
совместно с бригадирами. Основное
направление волоков задастся
технологической картой. Разметка волоков
относится к разряду подготовительных
работ, что касается разрубки, то это по
существу основная работа по заготовке
леса.
В процессе разрубки волоков
получаются тс же лесоматериалы, что и
при обычной заготовке. По этим причинам
целесообразно, чтобы волоки разрубали
основные бригады. Необходимо, что бы на
лесосеке был резерв волоков.
Подготовка
погрузочных пунктов. В зависимости от
технологии лесозаготовок, вида погрузочных
средств и типа транспорта устраиваются
погрузочные пункты нескольких типов.
Простейшие погрузочные пункты (погрузочные
площадки) делают комплексные бригады,
начиная с этого разработку лесосеки.
Одновременно
с разрубкой трассы уса мастер леса
намечет в натуре места для погрузочных
пунктов в соответствии с технологической
картой.
Подклинка
погрузочных пунктов заключается в
выполнении дующих работ: разрубке
площадки для установки оборудования,
расчистки площадки от валежника,
кустарника, валунов, спиливание пней
заподлицо с землей, укладке подштабельных
оснований, разрубке зоны безопасности.
Расчистку площадок под погрузочные
пункты наиболее эффективно производить
бульдозером.
Зону
безопасности разрубают комплексные
бригады в первую очередь после начала
основных работ на лесосеке с тем, чтобы
заготовленная древесина на территории
зоны могла быть отгружена или уложена
в штабель вдоль уса.
Это необходимо
обязательно учитывать, так как при рубке
зоны безопасности заготавливается
150-200 м3 леса. Если погрузочный пункт
примыкает к стенке леса, не подлежащего
рубке, то зону безопасности здесь не
разрубают, но на расстоянии 50 м убирают
все опасные деревья.
При укладке хлыстов
в запас зона вырубается полосой вдоль
по всей лесосеке.
Выбор
трасс лесовозных усов. Своевременно до
прихода комплексной бригады на лесосеку
должен быть подведен лесовозный ус.
Направление, протяженность и очередность
строительства сети усов на год намечаются
после отвода лесосек. При отводе лесосек
и трассировании усов учитывают возможность
использования существующей сети усов.
Основными
требованиями при разработке схемы
размещения усов являются требования
наименьших затрат труда и средств на
их содержание и на последующую эксплуатацию
с учетом расходов на трелевку.
Трассирование уса
должно быть всесторонне согласовано с
технологией разработки лесосеки, что
выражается в равномерном размещении
погрузочных пунктов, сокращения
расстояния трелевки, выборе удобного
места пункта технического обслуживания,
столовой т.д.
Предварительно
трассу уса намечают по абрису, затем ее
уточняют на местности и закрепляют в
натуре вешками, затесками на деревьях.
Лесовозные
усы готовит специальная дорожно-строительная
бригада, а подготовку
лесопогрузочных пунктов, мест под
обустройство, уборку опасных
деревьев, разрубку волоков проводят
лесосечные бригады (звенья) или рабочие,
работающие индивидуально.
В зимнее
время для расчистки дорог от снежных
заносов используется трактор Т-150.
Подготовка
лесопогрузочного пункта включает
срезание деревьев и пней заподлицо с
землей, уборку подлеска, подроста,
валежника и валунов. Участки
со слабыми грунтами укрепляют сучьями.
Для укладки лесоматериалов устраивают
подштабельное основание, состоящее из
одной или двух подкладок.
Для
прокладки уса разрубают дорожную полосу
шириной 8 м. Лес который при этом
заготавливается, используется для
строительства уса. Оставшиеся хлысты
укладывают для отгрузки на нижний склад.
Все опасные деревья вдоль лесовозного
уса на расстоянии 25 м в обе стороны
должны быть убраны до начала строительства.
Техника безопасности труда.
Лесосечные работы следует прекращать
во время ливневого дождя, при грозе,
сильном снегопаде и густом тумане (при
видимости менее 50м.).
До начала валки
дерева ручным моторным инструментом
необходимо вырубить кустарник, мешающий
валке, а зимой расчистить снег вокруг
дерева и отходные дорожки длиной не
менее 4 м под углом 45° в направлении
противоположном падению дерева.
При
валке бензопилами необходимо использовать
валочные приспособления (гидроклин,
гидродомкрат, валочную вилку, лопатку,
клин); работать вдвоем (вальщик и лесоруб),
а при валке деревьев диаметром свыше
22 см использовать валочные механизированные
приспособления. Не допускается валка
деревьев ручным и моторным инструментом
в темное время суток.
Лесосечные
работы.
Лесосечные
работы, это первая фаза лесозаготовительного
производства. Под лесосечными работами
понимаются все работы, которые производятся
на лесосеках и погрузочных пунктах.
В
состав лесосечных работ в зависимости
от принятого в леспромхозе технологического
процесса входит от трех до семи операций.
Обязательным элементом лесосечных
работ являются подготовительные работы
— подготовка лесосек и погрузочных
пунктов.
Кроме того, сюда входят и
вспомогательные работы — техническое
обслуживание машин, занятых в лесу,
доставка горюче-смазочных и других
материалов, перевозка рабочих и др.
Лесосека является местом работы
мастерского участка.
На ней размещаются
бригады, машины, средства технического
обслуживания машин и бытового обслуживания
рабочих. Основными собирающими артериями
лесосеки являются лесовозные усы.
Лесосеки
обычно развиваются на делянки. Делянка,
это часть лесосеки, закрепляемая за
одной бригадой или одной машиной,
производящей валку. На делянках
выполняется весь комплекс основных
лесосечных операций — от валки деревьев
до погрузки леса на лесовозные автомобили.
Лесосечные работы включают в себя
следующие операции: валка, очистка
деревьев от сучьев на пасеке, раскряжевка
на пасеке (ленте), пакетирование
сортиментов, трелёвка сортиментов и
погрузка сортиментов. Вся совокупность
этих операций выполняется рабочими
одной бригады.
Лесосечные
работы ООО «Лес- А» производит на
территории Руткинского лесничества.
Заготовка
древесины на лесосеке осуществляется
лесозаготовительной бригадой, состоящей
из одного вальщика с бензомоторной
пилой «HUSQVARNA»,
одного помощника вальщика, тракториста
с трелёвочным трактором МТЗ-82, чекеровщика
и 2-х обрубщиков сучьев.
После валки
деревья трелюются на погрузочный пункт
трактором МТЗ-82 с канатно чокерным
оборудованием в полупогруженном
состоянии комлями вперёд. Среднее
расстояние трелёвки составляет 350
метров. На погрузочном пункте производится
раскряжёвка на сортименты.
Здесь же
осуществляется погрузка сортиментов
манипулятором ПЛ-70 на базе автомобиля
«Урал 43204», которым сортименты вывозят
с погрузочного пункта в цех лесопиления
п.Алешкино и напрямую потребителю.
Вся бригада подчинена начальнику
лесозаготовительного и деревообрабатывающего
цеха, который совместно с представителями
лесного отдела определяют место, объем,
технологию, сроки и другие параметры
лесосечных работ, а также контролирует
их выполнение.
Источник: https://studfile.net/preview/7442617/page:3/
Механизация лесозаготовительного производства (стр. 3 из 4)
В настоящее время для проведения лесосечных работ применяются современные технологии. Например, машины, которые объединяют в себе сразу несколько операций: валку, обрезку сучьев, раскряжевку, трелевку и погрузку леса. Это харвестеры и форвардеры, о которых сказано выше.
- 3. ТРАНСПОРТ ЛЕСА
- Транспорт леса или вывозка леса по лесозаготовительным предприятиям выполняет технологическую роль, являясь технологической фазой лесозаготовительного процесса, связующей две другие фазы — лесосечные работы, складирование и первичную обработку древесины на лесных складах и биржах сырья.
- В связи с технологическим характером транспорт леса на лесозаготовительных предприятиях имеет ряд специфических особенностей: специфический груз — древесина в виде деревьев, хлыстов, круглых лесоматериалов (сортаментов) — все это вызывает необходимость специального подвижного состава и, как следствие, трудности полного использования его грузоподъемности.
Транспорт леса делится на водный и сухопутный (автомобильный и железнодорожный). Широкое распространение водных перевозок объясняется тем, что многие лесозаготовительные районы удалены от путей железнодорожного транспорта. В этих районах водные пути являются основными, а в ряде случаев и единственным видом для транспортировки леса.
Использование свойств плавучести лесоматериалов позволяет транспортировать их с меньшими затратами, чем при сухопутных видах транспорта. Предпочтении водному транспорту отдается также из-за его дешевизны, малой энергоемкости, снижения напряженности железнодорожных перевозок в совпадающих грузовых направлениях.
По скорости доставки грузов он уступает всем видам современного транспорта. В основном он осуществляется в виде плотового лесосплава. При буксировке плотов вниз по течению используют энергию течения воды и силу тяги буксировочных судов. Плотовой лесосплав подразделяется на первоначальный плотовой и магистральный плотовой.
У него, как и у всех видов транспорта есть недостатки. Они заключаются не только в скорости доставки, а также в том, что древесина после сплавки по реке теряет ряд качеств и не может использоваться уже для производства определенных лесоматериалов. А также может происходить загрязнение водоемов и т.д.
На современном этапе развития лесной промышленности доставка леса водным транспортом мало используется.
А вот лесной сухопутный транспорт играет важную роль не только в освоении лесосырьевой базы лесозаготовительного предприятия, но и внутри районных перевозок, успешно служит для выполнения лесохозяйственных, сельскохозяйственных и многих других задач и целей.
Даже после освоения лесосырьевой базы автомобильные дороги остаются и служат народному хозяйству того района, где они проходят.
К основным особенностям сухопутного лесовозного транспорта относятся: собирательный характер работы лесовозных путей; одностороннее направление перевозки лесных грузов; сезонность работы многих участков сети лесовозных дорог; временный характер работы.
Собирательный характер работы лесовозных путей предопределяется наличием нескольких погрузочных пунктов, размещенных в различных точках лесного массива, где ведется заготовка леса. Это все вызывает необходимость строительства в пределах лесосырьевой базы густой сети путей с различными сроками действия.
Одностороннее направление перевозки лесных грузов обусловливается вывозкой леса с лесосек на нижний склад. В обратном направлении перевозят топливо, тракторы, запасные части, рабочих предприятий, жителей поселков и деревень и т.д.
Сезонность работы многих участков сети лесовозных дорог, а часто и самой дороги, обуславливается трудностями в весенний и осенний периоды, когда происходят таяние снега весной и выпадение большого количества дождей осенью. Чтобы сохранить дорогу в хорошем состоянии, в эти периоды вывозку леса прекращают.
Сезонность работы дорог или отдельных их участков зависит также и от рельефа местности, грунтов, наличия болот и т.д. Так, из труднодоступных заболоченных массивов вывозка леса может производиться только в зимний период, когда обустраиваются временные ледяные дороги.
Временный характер работы отдельных участков дорожной сети предопределяется периодом освоения отдельных лесосек, частей лесного массива и даже периодом выращивания насаждений.
К сухопутному транспорту леса относят, прежде всего, лесовозные дороги, которые предназначаются для вывозки с лесосек леса в виде круглых сортиментов, хлыстов или деревьев до мест складирования и переработки. По виду подвижного состава, функционирующего на лесовозных дорогах, их подразделяют на рельсовые, автомобильные, тракторные, конные.
Лесовозные дороги обычно примыкают или к железным дорогам, или к водным путям, по которым древесина доставляется потребителям. В зависимости от срока эксплуатации различают постоянные (магистрали и ветки) и временные (усы) лесовозных дорог.
Магистральный путь — основной участок лесовозной дороги, связывающий лесной массив с нижним лесным складом весь период эксплуатации лесосырьевой базы предприятия. Ветка — ответвление магистрали, обслуживает часть лесосырьевой базы в течение нескольких лет.
Ус — временный лесовозный путь со сроком эксплуатации не более года, примыкает к ветке или магистрали и предназначается для освоения отдельных лесосек. Простейший тип автомобильных лесовозных дорог — грунтовые дороги.
Для транспортировки леса применяют автомобили (ЗИЛ, МАЗ, КрАЗ) со специальным прицепным составом: полуприцепами и роспусками. Рельсовые лесовозные дороги бывают с нормальной шириной колеи (1524 мм) и с узкой (750 мм).
Узкоколейные лесовозные дороги постоянного действия имеют нижнее и верхнее строение пути; при строительстве временных дорог шпалы и рельсы укладывают на упрощённое нижнее строение.
Для вывозки сортаментов в качестве прицепного состава используют платформы (грузоподъёмностью 8–20 т), а для хлыстов — вагоны-сцепы (24–25 т).
4. НИЖНИЙ СКЛАД
Технологический процесс лесного склада включает большой объём подъемно-транспортных операций, выполняемых различными подъемно-транспортными установками, конструктивные особенности и параметры которых должны соответствовать виду перемещаемых грузов и характеру их перемещения, В зависимости от характера перемещения груза подъемно-транспортные установки можно разделить на грузоподъемные и транспортирующие. К подъемно-транспортным установкам, выполняющим погрузочно-разгрузочные работы, относятся краны различных конструкций (мостовые, козловые, кабельные и стреловые), самоходные погрузчики, лебедки с канатно-блочными системами, бревносвалы и некоторые другие виды оборудования.
Погрузочно-разгрузочные установки должны быть способны перемещать пачки, как во вращательном, так и в горизонтальном направлениях.
При вывозке деревьев обрезку сучьев переносят на нижний склад, где условия работы более благоприятны, чем на лесосеках или погрузочных пунктах. Поэтому даже при использовании тех же сучкорезных инструментов производительность труда на нижнем складе существенно возрастает.
На нижних складах для обрезки сучьев применяют электросучкорезки, передвижные сучкорезные машины и стационарные сучкорезные установки.
Электросучкорезки облегчают труд рабочего, но не обеспечивают резкого повышения производительности труда по сравнению с обрубкой сучьев топором. Объясняется это тем, что при срезании сучьев электросучкорезкой, так же как и при обрубке, топором, рабочий должен перемещаться вдоль всего дерева и удалять каждый сучок в отдельности.
Значительное повышение производительности труда на обрезке сучьев может быть достигнуто при использовании передвижных сучкорезных машин и стационарных сучкорезных установок для поштучной и групповой обработки деревьев.
Поперечная распиловка представляет собой наиболее распространенный вид первичной обработки леса. Поперечная обработка хлыстов (называется раскряжевкой) является одной из важнейших операций, производимых на лесных складах.
В результате раскряжевки хлыстов получаются сортаменты, которые характеризуются диаметром в вершине, длиной и объёмом. Раскряжевка хлыстов и разделка долготья на лесных складах может осуществляться переносными механизированными инструментами и стационарными установками.
Переносные инструменты — электромоторные и бензомоторные цепные пилы.
Сортировка
. Сортировка лесоматериалов на современных лесных складах является одним из основных видов работ. В зависимости от компоновки склада на сортировку — поступают либо все сортаменты, получаемые при раскряжевке, либо их часть, если некоторые сортаменты непосредственно от раскряжевочной установки передаются в цеха переработки.
На сортировке лесоматериалов наибольшее применение получили лесотранспортеры — машины непрерывного действия, имеющие замкнутое тяговое устройство в виде цепи или стального каната с захватно-опорными приспособлениями — траверсами.
Лесотранспортеры подразделяются на продольные и поперечные. Продольные транспортеры перемешают лесоматериалы в направлении их продольной оси, поперечные — в направлении перпендикулярном ее оси.
Цепные и канатные продольные лесотранспортеры используют на лесных складах для сортировки круглых лесоматериалов. Круглые лесоматериалы, при сортировке на продольных лесотранспортерах, сбрасываются в специальные емкости называемые лесонакопителями.
При сброске вручную на сортировке занято до 12–15% общего числа рабочих на нижнем складе.
Штабелевка
. Штабелевка готовой продукции на лесных складах необходима для создания запасов в связи с неравномерностью отгрузки. Для штабелевки обычно используют то же оборудование, что и для погрузки лесоматериалов на подвижной состав. Чаше всего для штабелевки круглых и пиленых лесоматериалов на прирельсовых складах применяют консольно-козловые краны, а так же автопогрузчики.
Источник: https://mirznanii.com/a/13583-3/mekhanizatsiya-lesozagotovitelnogo-proizvodstva-3
Лесозаготовительная техника
История развития лесозаготовок сравнима с историей развития человеческого общества, она началась тогда, когда первобытный человек взял в руки палку, чтобы развести костер или построить свое жилище.
Чтобы легко ориентироваться в технической и справочной информации, в данном материале приведен обзор различных систем машин для выполнения технологической цепочки от валки леса до его транспортировки.
Реалии сектора
В 70-80-х годах 20 века средний годовой объем лесозаготовительного предприятия превосходил 200 тыс. м3. Для таких предприятий экономически целесообразным было использование дорогостоящего лесоскладского оборудования.
Стационарное оборудование значительно дороже мобильных систем машин, однако, при больших объемах лесозаготовки, себестоимость продукции получается минимальной. Реформы начала 90-х годов привели к распаду крупных лесозаготовительных предприятий. Стали появляться предприятия с годовым объемом лесозаготовок 40-50 тыс. м3. и менее.
Для таких предприятий не подходят системы машин, разработанные в 70-80-х годах. На этих предприятиях эксплуатировать дорогостоящее лесоскладское оборудование экономически не выгодно. При небольших объемах не эффективны и современные системы машин.
Расчеты показывают, что для эффективного использования современного комплекта машин (например, харвестер + форвардер) необходима его загрузка в 2 – 3 смены. При 250 рабочих днях годовой объем лесозаготовок должен быть не менее 100 тыс. м3.
Для небольших предприятий появился термин — малообъемные лесопромышленные предприятия. Эти предприятия можно характеризовать следующими признаками:
- Объемы лесозаготовок предприятия не обеспечивают круглогодовую загрузку лесоскладского оборудования.
- Объемы лесозаготовок предприятия не обеспечивают круглогодовую загрузку современных мобильных систем машин.
- Отсутствие гарантированного лесного фонда.
Сегодня многие малообъемные лесопромышленные предприятия используют устаревшую технологию, основанную на бензиномоторных пилах и чокерных трелевочных тракторах. Бригада на базе одного трелевочного трактора и вальщика с бензопилой способна заготовить (при односменном режиме работы) 12-15 тыс. м3/год.
При таком наборе оборудования небольшим предприятиям невозможно конкурировать с крупными лесозаготовительными предприятиями эксплуатирующие современные комплекты машин, например, харвестер + форвардер. Для предприятий с небольшим объемом заготовок (10 тыс.
м3 и менее) встает вопрос об эффективном комплекте оборудования.
Если говорить о мировом опыте, то для малообъемных лесопромышленных предприятий успешно зарекомендовали технологии лесозаготовок, основанные на модульных машинах. Модульные машины предполагают, что основное технологическое оборудование является навесным или прицепным, которое агрегируется с энергетическим модулем.
В качестве энергетического модуля может выступать, например, колесный трактор общего назначения. Преимущества такого подхода для небольших предприятий очевидны. Один энергетический модуль может использоваться на различных лесозаготовительных и лесохозяйственных работах. Это значительно снижает экономические риски и обеспечивает технологическую гибкость небольшому предприятию.
В зарубежной практике накоплен большой опыт в конструировании различных прицепных машин, от трелевочных полуприцепов до харвестерных процессоров. Широкий выбор прицепного оборудования позволяет формировать не отдельные машины, но целые комплексы, способные выполнять весь технологический цикл работ.
Такой подход успешно реализуется в скандинавских странах, где предприятия с небольшим объемом заготовок обычны. Только в Швеции более 300 тыс. частных лесовладельцев.
Техника и оборудование
Научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации лесозаготовительной отрасли в содружестве с машиностроительными заводами создали большое количество моделей средств комплексной механизации и автоматизации производства, предназначенные для различных лесорастительных условий.
Рассматриваемая техника и оборудование позволяет механизировать труд на лесозаготовках, от валки деревьев до их глубокой переработки. Их применение полностью устраняет тяжелый ручной труд, повышает производительность труда более чем в два раза, ликвидирует травматизм, значительно улучшает условия труда лесозаготовителей.
Дальнейшее совершенствование лесозаготовительной техники осуществляется в направлении повышения ее производительности и надежности, улучшения эргономических показателей машин и оборудования, снижения их вредного воздействия на окружающую среду.
На лесосечных работах широко применяются машины для валки деревьев, трелевки древесины, обрезки сучьев, погрузки и вывозки леса.
Наряду с машинным способом производства в ряде районов, прежде всего с горным рельефом и на грунтах с низкой несущей способностью, на валке леса, обрезке сучьев и раскряжевке хлыстов, а также на подготовительно-вспомогательных работах применяются переносные моторные инструменты.
Для строительства и содержания дорог наряду с использованием общепромышленной дорожно-строительной техники применяются специальные машины, предназначенные для сооружения и эксплуатации лесовозных дорог. Машины и оборудование для первичной обработки древесного сырья применяются на нижних складах лесозаготовительных предприятий, биржах сырья ЛПК и деревообрабатывающих предприятиях.
Сегодня лесопользователи продолжают совершенствовать технический парк, приобретая современную лесозаготовительную технику для своих леспромхозов. Значительную часть из них составляют харвестеры и форвардеры фирм «Timberjack», «Volvo», «Caterpillar» и других.
Для создания лесозаготовок очень часто используется технический тандем, состоящий как раз из харвестера и одного или нескольких форвардеров.
В этом тандеме харвестер оперативно валит деревья и обрезает сучья, а форвардер с помощью гидроманипулятора очищает для него пространство на лесосеке и транспортирует готовый материал.
Харвестеры
Харвестеры — самоходные, многооперационные лесосечные машины, на колёсной или гусеничной базе. Предназначены для выполнения комплекса лесосечных операций: валка, обрезка сучьев, раскряжёвка и пакетирование сортиментов на лесосеке, при проведении как сплошных рубок, так и при выборочных рубках и рубках ухода.
Автоматизированные функции часто позволяют системе оптимизировать раскрой ствола с учётом цены сортимента и его оптимальных параметров. Режимы автоматизации процесса разделки ствола позволяют в автоматическом режиме протягивать дерево и производить раскряжёвку по заданным параметрам: диаметр и длина.
Автоматические функции головки, такие как настройка давления сучкорезных ножей и возврат харвестерной головки, повышают продуктивность работы и не отвлекают оператора от процесса выбора места для валки следующего дерева. На дисплее компьютера может отображается информация по объёму заготовленной продукции и количеству сортиментов.
Также эту информацию можно вывести на принтер, установленный также в кабине оператора и распечатать данные по произведённой продукции.
Манипулятор и харвестерная головка делают основную работу харвестера. Геометрия манипуляторов параллельного действия позволяет успешно обрабатывать как уже поваленные (раскряжёвка из штабеля) так и стоящие деревья.
Преимущество телескопических стрел на харвестерах — большой вылет, обеспечивает максимальную досягаемость деревьев при минимальных перемещениях машины по деляне.
Механизм поворота харвестерной головки позволяет расширить возможность захвата деревьев особенно при выборочных рубках, а в сочетании с цилиндрами наклона головки облегчает работу с наклонными деревьями, а так же работу на ветровальных и буреломных делянах.
Помимо классических харвестеров существуют решения на базе экскаваторов, когда на существующую машину монтируется харвестерная головка. Данная комбинация обладает существенными преимуществами:
- Низкие инвестиционные затраты. Цена экскаватора-харвестера ниже примерно на 30%-50% по сравнению с ценой лесной машины;
- Производительность экскаватора–харвестера сравнима с производительностью специализированной лесной машины;
- Меньшие затраты связанные с эксплуатацией и техническим обслуживанием по сравнению со специализированными харвестерами;
- Высокая ликвидность на вторичном рынке: экскаватор легче продать. Он сохраняет высокую остаточную стоимость даже по прошествии нескольких лет.
Плюс давно всем известные преимущества экскаваторов:
- Надежность и легкость в эксплуатации (это серийно выпускаемая машина, предназначенная для работы в тяжелых условиях, плюс режим работы экскаватора–харвестера значительно более щадящий, чем режим экскаватора при копании);
- Универсальность (экскаватор–харвестер может эксплуатироваться круглый год, независимо от лесозаготовительного периода в качестве харвестера, процессора, погрузчика или обычного экскаватора).
Форвардеры
Различие технологий лесозаготовок по виду получаемой продукции (дерево, хлыст, сортимент) требует применения техники для доставки древесины из лесосеки: при хлыстовом методе — лесозаготовительные тракторы для трелевки деревьев или хлыстов в полупогруженном положении и лесотранспортные машины для транспортировки сортиментов в полностью погруженном положении. Основные функции лесотранспортной машины (форвардера): сбор, погрузка и транспортировка древесины (сортиментов) по волокам, усам и лесовозным дорогам к местам складирования при сплошных и санитарных рубках.
Транспортировка древесины в полностью погруженном положении пока не получила распространения в России, т. к. сортиментный метод заготовки древесины осуществляется в ограниченных объемах. Между тем достоинства этого способа очевидны.
К ним следует отнести в первую очередь уменьшение сопротивления перемещению. Машина (форвардер) обладает хорошей маневренностью, относительной независимостью выполнения транспортной и погрузочно-разгрузочных операций от другой лесозаготовительной техники и исключением ручного труда.
Объем транспортируемой древесины в виде сортиментов ограничивается грузоподъемностью форвардера.
Форвардеры выполняются как правило по классической схеме многоосных высокопроходимых колесных машин с приводом на все колеса, с передними колесами большого диаметра и задними балансирно подвешенными ведущими колесами меньшего диаметра.
При этом распределение массы трехосного форвардера в порожнем состоянии таково, что на переднюю ось приходится порядка 60 % всей массы машины, остальная часть приходится на задние колеса.
Однако схема компоновки колесного форвардера определяется не только технологическими требованиями лесозаготовок, но и целесообразностью схемы многоосного движителя с точки зрения обеспечения оптимальных параметров проходимости и грузоподъемности при незначительной сложности и дешевизне конструкции (схема 8х8 и 4х4).
Рациональное распределение массы, приходящейся на четыре колеса одной полурамы у трехосного или четырехосного форвардера (вместо двух колес у двухосного), позволяет снизить удельное давление на грунт и повысить проходимость.
Большинство многоосных форвардеров до сих пор сохраняют традиционную компоновочную схему с передним расположением двигателя и следующими за ним кабиной оператора и лесотехнологическим оборудованием (манипулятор и грузовой отсек). Эта схема обусловлена характером и видом работ, выполняемых форвардером, когда груз в виде сортиментов располагается сзади поста управления.
Анализ номенклатуры колесных форвардеров для транспортировки сортиментов, предлагавшихся потребителю зарубежными фирмами и предприятиями стран СНГ в 2001–2005 гг.
, показывает, что за этот период на международном рынке было предложено: 51 модель форвардеров, в том числе 2 — на шасси 4х4, 28 — на шасси 6х6, 21 — на шасси 8х8.
Распределение колесных форвардеров, предложенных потребителю, по типизированным классам (по массе) выглядит следующим образом:
- форвардеры легкого класса (масса 5–10 т) представлены на рынке 2 моделями только на шасси 4х4;
- форвардеры среднего класса (масса 10–15 т) представлены 28 моделями, в том числе на шасси 4х4 — 3, на шасси 6х6 — 14 и на шасси 8х8 — 11 моделей;
- форвардеры тяжелого класса (масса 15 ти выше) на рынке представлены 21 моделью, в том числе на шасси 6х6 — 8, на шасси 8х8 — 13 моделей, а на шасси 4х4 — нет.
Основными производителями форвардеров являются зарубежные фирмы (43 модели), предприятия стран СНГ предлагают 7 моделей, из которых 2 модели российские.
Послесловие
Все современные технологические процессы лесозаготовительных работ основаны на первичной заготовке и транспортировке древесины.
Для этого применяются машины различных систем, предназначенные для конкретного метода заготовки древесины (хлыстовой или сортиментный) с решением проблемы, где оставлять порубочные остатки: на лесосеке или на нижнем складе (например, по пожарным соображениям). Кроме того, в случае выборочных рубок и рубок ухода трелевка древесины может оказаться не лучшим выбором, т. к.
в этом случае трелюемые деревья могут повредить стволы и корни оставшихся деревьев и подроста. При транспортировке древесины транспортной машиной (форвардером) операцию валки деревьев можно вести более гибко. Это позволяет уменьшить повреждения ствола и кроны дерева.
Выбор оптимальных параметров оборудования и машин в целом должен определяться прежде всего производительностью техники, которая оправдывала бы затраты на ее приобретение. Однако не стоит пренебрегать и показателями экологических требований — воздействие техники на лес должно быть минимальным.
Cranes & Access rus, №4 (Май)
Источник: https://vertikalnet.ru/informatsija/articles/lesozagotovitelnaya_tehnika.php/