Как показывает история развития музыки: тяжелый рок (он же «металл») часто переживает тяжелые периоды. И в каждый из них, на радость фанатам Бритни Спирс, критики громогласно заявляют о исчезновении «металла» как музыкального стиля, о невозможности его возрождения.
Но после полного упадка, как правило, идет резкий подъем, когда рок — музыка возводится в ранг культовой, каждое издание стремится поместить статью о прошедшем рок — фестивале или концерте, не слушать рок становится просто не модно. Сейчас мы как раз переживаем такой период.
Сотни, тысячи людей считают себя истинными поклонниками рока, «металлистами», но единицы знают всю историю развития рока как жанра, а ведь быть поклонником — это знать все о любимом направлении музыки, любимой группе и т.д. Попробуем пролить свет на развитие рока.
[— читать дальше —]
Во второй половине 60-х в Великобритании легендарная группа Cream дает начало новому, до того не виданному, стилю — хард-року, который представлял собой энергичный, жесткий ритм-н-блюз, отличавшийся особым звучанием «перегруженных» электрогитар с искаженным звуком.
Развитие этого направления продолжает тогда еще неизвестная группа Led Zeppelin.
Отказавшись становиться клоном Cream, LZ берет на вооружение многие гармонические линии и технические приемы черного блюза, особенно в части создания напряженного, драматического звучания, что в сочетании с фольклорными мотивами делает его чрезвычайно насыщенным, плотным, физически тяжелым, с мощной ритм-секцией и вычурной, виртуозной гитарой, которая тщательно «выписывает» каждый звук. По сей день. Led Zeppelin — единственная группа, которую не с кем сравнить и ни с кем нельзя перепутать.
Но не стоить думать, что рок — музыку двигали только 2 группы. Альбом DEEP PURPLE «In Rock», появившийся на свет в 1970 году, поведал миру о том, что рок-музыка достигла совершеннолетия, добравшись до почти академических высот.
На смену популярному в начале 60-х радиоформату трехминутной рок-н-рольной песенки пришли длинные композиции со сложной гармонической структурой, множеством сменяющих друг друга размеров и гитарных рифов, глубокими и серьезными текстами.
Впервые все участники группы имели собственные сольные партии, позволявшие наиболее полно раскрыть перед слушателями свои музыкальные и технические возможности… Виртуозный орган, жесткая гитара, неповторимый вокал производили на
рок-фанатов столь незабываемое впечатление, что музыку «Перплов» обозвали прогрессив-рок (progressive rock), поскольку термина «хард-рок» к тому времени еще просто не существовало! Попутно стилистическая характеристика «прогрессив» закрепилась за всеми командами, так или иначе продолжавшими дело DP в части исполнения «серьезной», мелодически и технически совершенной рок-музыки (DREAM THEATER, CRIMSON GLORY, FATES WARNING, MAJESTIC).
BLACK SABBATH. Наверное, все слышали это сочетание. Настоящий титан рок-музыки, чей вклад в дальнейшее развитие разнообразного музыкального железа практически не поддается оценке.
В отличие от своих соратников BS не стали делать ставку на скорость, предельно замедлив и утяжелив исполняемый материал.
Визитной карточкой группы с далекого 1969 года и по сей день, являются грубое звучание, общая мрачность музыки и текстов, пронзительный и натужный вокал, использование колдовской и мистическо-кладбищенской тематики, массивные кресты на шеях музыкантов.
Cтиль BLACK SABBATH получил впоследствии наименование стоунер (stoner), созвучное «каменной тяжести» звучания и нашедшее своих последователей в лице KYUSS и CATHEDRAL.
В настоящее время хард-рок как стиль музицирования практически не встречается в чистом виде. Память о классическом звучании хранят немногие, функционирующие по сей день, хардовые супер-группы (DEEP PURPLE, BLACK SABBATH, URIAH HEEP)
В начале 1980-х гг. получает широкое развитие одно из ответвлений хард-рока: хэви-метал. Он представляет собой наиболее коммерциализированное направление в роке 1980-х годов. Совокупность всей «тяжелой» музыки получила название хард-энд-хэви.
По степени «тяжести» саунда, технических приемов и скорости исполнения, а также тематики текстов выделяются спид-метал, блэк-метал, трэш-метал. Наиболее коммерчески успешная форма хард-энд-хэви так называемый «мелодический», или «гармонический металл», более близкий к поп-музыке.
Типичные представители — EUROPE, POISON и поздние SCORPIONS.
Как и сам хард-рок, хэви-метал стал детищем Великобритании, возникнув в качестве подсознательной реакции на засилие непрофессионального и коммерчески несостоятельного панк-рока, имевшее место во второй половине 70-х годов в Англии.
Неприязненное отношение к панкам музыкантов, многие из которых начинали свою карьеру в хард-роковых коллективах, однако, не помешало им принять за основу нового стиля невероятные панковские скорости и критическое отношение к окружающей действительности.
Указанные ингредиенты, перемноженные на свойственные хард-року беглость пальцев, жесткость, мелодизм и мрачный романтизм составили смесь, которая покоряла молодежь с первых аккордов.
Число групп, пожелавших играть такую музыку росло столь быстро, что к концу 70-х годов весь мир заговорил о «New Wave Of British Heavy Metal» (новой волне Британского тяжелого металла), и список новых законодателей моды увеличивался день ото дня.
В числе особо отличившихся стоит упомянуть SAMSON, PRAYING MANTIS (получивших в начале 90-х второе рождение и выпустивших несколько пластинок), DIAMOND HEAD (совместно с HOLOCAUST и BLITZKREIG вдохновивших своими песнями молодого теннисиста Ларса Ульриха забросить ракетку и сесть за барабаны), а также молодых монстров MOTORHEAD, JUDAS PRIEST и IRON MAIDEN.
Чуть позже, а именно в начале 80-х, хэви-металлические команды начали появляться в континентальной Европе и Скандинавии, ярким примером чему может служить впечатляющее творчество датчан MERCIFUL FATE и сольные работы Кинга Даймонда (первой последовательной российской хэви-металлической работой стал альбом группы «Ария» 1985 года «Мания Величия»). После всего сказанного вряд ли стоит удивляться тому, что в течение десятилетия хэви-метал мужественно удерживал планку первенства на мировой тяжелой сцене.
Традиции хэви-метала продолжает пауэр-метал, родиной которого является Германия, а родоначальниками — HELLOWEEN, ACCEPT и BLIND GUARDIAN.
В целом романтическую и сурово-мелодическую направленность своего предшественника пауэр-металла свойственны еще более высокие скорости, широкое использование клавишных и «академических» инструментов, разнообразие мужских и женских вокалов и смыкание с традициями классической или народной музыки (пример тому — творчество итальянских пауэрщиков RHAPSODY или финских «мелодик-опера-металлистов» NIGHTWISH с вокалисткой Тарьей Турунен) и движения в сторону прогрессива или фолк-металла, черпающего вдохновение в традиционной мелодике народа. Последние годы XX века принесли с собой волну европейского пауэр-металла, центры которой можно обнаружить, например, в Италии (LABYRINTH, SKYLARK), Финляндии (STRATOVARIUS, FINTROLL), Швеции (HAMMERFALL).
Трэш-метал — является ничем иным, как американским ответом англичанам. Представляет собой молотобойные и совершенно немелодичные песни с фрезерным гитарным звуком, «примоченной» бас-гитарой, лающим, рычащим или орущим вокалом, наполняя тексты социальными проблемами, описаниями убийств, ужасов войн и сатанинских ритуалов, собственными неврозами, а ненависть на весь свет.
Его становлению изрядно поспособствовало творчество американских пионеров хардкора BLACK FLAG и CIRCLE JERKS.
Несмотря на то, что приоритет по части трэшевого звука принадлежит альбому METALLICA 1983 года «Kill» Em All», за пару лет вирус разложения проник во все уголки Америки и Европы, оставив потомкам прекрасные образцы жанра в лице американцев SLAYER, MEGADETH, POSESSED, M.O.D.
, ANTHRAX и немцев KREATOR, SODOM и DESTRUCTION. Наиболее известным выразителем трэшевых тенденций на российской тяжелой сцене последнего десятилетия, скорее всего, являлась московская «Коррозия Металла» образца начала 90-х…
- Кроме этого, в качестве трэшевых суб-жанров выделяют энгри-метал (классика жанра — ансамбль Филлипа Ансельмо PANTERA, отличающийся особой агрессией в выборе тематики и подаче материала), спид-метал, исполнители которого видят свою задачу в том, чтобы догнать и перегнать скорость звука (OVERKILL), техно-метал, использующий арсенал электронной музыки в качестве элементов аранжировки (DIE KRUPPS) или ритмической основы (RAMMSTEIN).
Появление дэт-метал на мировой тяжелой сцене обозначило дальнейшее продолжение и развитие трэшевой идеи.
Центрами распространения дэт-металлической заразы стали города Тампа в американском штате Флорида (MORBID ANGEL, DEATH, DEICIDE, CANNIBAL CORPSE) и Стокгольм в Швеции (HYPOCRISY, DISMEMBER), но, несмотря на наличие двух соперничающих между собой музыкальных кланов, между американскими и европейскими адептами жанра было больше сходств, чем различий.
Дэт-метал, как и все остальные экстремальные течения музыки 90-х появился в начале десятилетия как музыкальный ответ на все возрастающий экстремизм общественной жизни.
Повышенная жестокость мира породила собой невероятно болезненную лирику, изобилующую подробностями садистских изнасилований, убийств, пыток, а также откровенно антихристианскими мотивами.
«Чистый» вокал уступил место яростному рычанию в микрофон, искажавшему слова до такой степени, что разобрать тексты без текстовой вкладки становилось невозможным, гитары строились на полтора-два тона ниже классического строя, на конвертах пластинок рисовались картинки, которые запрещала даже либеральная скандинавская цензура! Сходными путями шло формирование еще одного весьма популярного в начале 90-х экстремального жанра — грайндкора, обязанного своим существованием деятельности американских хардкорщиков и английских панк-экстремалов типа CRASS и RUDIMENTARY PENI. Адская смесь высокоскоростных и злобных компонентов породила на свет музыкальных монстров, самыми известными из которых были CARCASS и NAPALM DEATH, прославившиеся торпедными скоростями на пределе человеческих возможностей, гулко жужжащими гитарами, психопатическими вокалами, тошнотворными обложками, а также названиями пластинок типа «Феерия паталого-анатомической некрофилии».
Во второй половине 90-х годов дэт-метал вступил в фазу эволюции, продолжающуюся по сей день, что было во многом вызвано падением интереса фэнов к его «классической» форме, проявившуюся в активном слиянии дэт-металлических конструкций с другими стилями тяжелой музыки.
Это привело к появлению жанра мелодик-дэт, гораздо более успешного с коммерческой точки зрения, в котором гроулинговый вокал и своеобразные тексты сочетаются с мелодичными гитарными аранжировками (иногда — с двухгитарной обработкой в хэви-металлическом ключе, в чем были замечены, например, шведские дэтстеры IN FLAMES и DARK TRANQUILITY), а также появлению групп, играющих в пограничных стилях дэт-дум, дэт-грайнд и дэт-блэк и использующих в построении своих композиций и аранжировке элементы дэт-металла.
Металл
Металл (или метал) — один из жанров рок-музыки, родившийся в Англии и США в середине 1970-х гг. на фоне хард-рока. Основные отличия металла от другой рок-музыки — искажённые дисторшном электрогитары, длительные партии соло гитары, облегчённые риффы, агрессивный ритм, как правило 6ти, 8ми или 2х дольный размер такта. Металл имеет достаточно большое число разновидностей, от сравнительно «лёгких» (таких, как, например, классический heavy-метал или такие направления, как power-металл) до весьма «жёстких» и неприемлемых для основной массы слушателей (death-металл, black-металл, грайндкор.). «Металлическая» музыка распространена практически во всех странах, но наиболее крупные центры обосновались в Северной Европе и Северной Америке. На Ближнем востоке, однако, такой тяжёлый рок менее развит из-за жёстких цензурных ограничений (за исключением Израиля и Турции).
Существует несколько версий относительно происхождения названия «heavy metal». Без сомнения, оно возникло в среде хиппи и битников в начале 1970-х, но откуда пришло в их сленг — остается предметом споров.
Например, среди артиллеристов эвфемизм «heavy metal» означал громкую канонаду, и, вполне вероятно, изначально использовался по отношению к тяжёлой рок музыке как эпитет громкости и ритмичности. Как музыкальный термин «heavy metal» был впервые употреблен к альбому группы Sir Lord Baltimore «Kingdom Come» критиком Майком Сандерсом и приобрёл популярность благодаря критику Лестеру Бэнгсу и его статьям о Led Zeppelin и Black Sabbath. Интересно, что тогда критики не различали «хард-рок» и «хеви-металл» как разные жанры, в отличие от нашего времени.
В английском языке нет различия между «металлом» как общим направлением и его изначальным, классическим видом «heavy metal». Однако например, в русском языке эти два понятия считаются отдельными.
Остальные поджанры металла получили названия абсолютно естественным и простым способом power, trash – по своим характеристикам, death, black, doom — по основавшим их группам и альбомам, progressive, sympho, folk названы по другим жанрам музыки, к которым они близки.
Относительно названия и в частности написания на русском языке существует как минимум две точки зрения. Есть два самых распространённых варианта написания: первый из них «мета́лл», является переводом на русский, и «ме́талл», что является транскрипцией английского слова. Так как в словарях нет конкретного мнения на этот счет, оба варианта можно считать правильными. Так, например, «Энциклопедия отечественной рок-музыки» использует вариант «металл», а в Википедии пишут через одно «л» во избежание неоднозначности в названиях статей. Теперь об основных характеристиках метала — здесь присутствуют «тяжёлые» риффы, искажённые дисторшном электрогитары, длительные партии соло гитары, ритм-секция бас-гитары и ударных уплотнена, и, как правило резкий, энергичный вокал. Металл отличается упором в первую очередь на инструментальную часть композиции, откуда берутся нестандартные гармонии и виртуозное солирование. В зависимости от отдельного направления эти атрибуты по-разному отражаются, изменяются, а иногда даже ликвидируются некоторых из них. Корни металла прорастают из блюз-рока, но этот жанр давно ушёл от негритянской мелодики блюза, его импровизационности и пришёл к более жесткому и помпезному, лишённому свинга «европейскому» мелодизму. По мнению одного из критиков New York Times, металл — один из важнейших видов рока во всём разнообразии популярной музыки. Это стиль меньше синкопируется, больше используются элементы шоу и присутствует культ силы. Allmusic пишет про метал — «Из всех видов рок-музыки, этот является наивысшей точкой громкости, мужественности и театральности». А в некоторых направлениях жанра играют далеко не последнюю роль клавишные инструменты. Давайте рассмотрим их в трёх категориях: Тяжёлые используют такие музыканты как Derek Sherinian, Per Wiberg в Progressive Metal, и Hard&Heavy, традиционные – используют музыканты Mustis, Lyle Livingston с характерными для академической и фольклорной традиции тембрами звуков в Symphonic Metal, и индустриальные использует например John Bechdel в Industrial Metal с характерными для электронной музыки тембрами звуков.
Можно сказать, что металл – самый живой стиль музыки, так как всё, что в нём и вокруг него стало культурным феноменом. Тематика песен, философия, образ жизни и имидж музыкантов и их поклонников все эти особенности распространились далеко за пределы музыки.
Тяжёлая музыка является еще и достаточно противоречивым феноменом — с одной стороны, это часть современной массовой культуры, с другой стороны, она позиционируется как противоположность ей. Продажи дисков ведущих металл-групп, таких как Metallica, Iron Maiden, Judas Priest, Rammstein, Nightwish превысили много миллионов экземпляров, группы становились лауреатами музыкальных премий, таких как «Грэмми», и давали концерты перед многотысячными аудиториями. Их песни участвовали с успехом во многих хит-парадах, а их видеоклипы демонстрировал телеканал MTV. Металл имеет многомилионную аудиторию поклонников; металл-фестивали, такие как Wacken, Earthshaker, Tuska, ежегодно собирают десятки тысяч зрителей. Ему посвящены музыкальные издания (такие как Metal Hammer, Kerrang!, Rock Hard), художественные фильмы (This is Spinal Tap, Metalocalypse, Detroit Metal City) и документальные (A Headbanger’s journey, 4-серия («Never Say Die: Heavy metal») документального фильма о рок-музыке канала BBC «7 поколений рок-н-ролла»), фан-сайты и индустрия фанатской символики. Металл с самого его появления становится предметом интереса культурологов и социологов, в некоторых музыкальных колледжах даже изучается его история и основы композиции. Но в то же время, как и любая часть рок-музыки, металл идейно противопоставляет себя поп-культуре. Почти все поклонники металла не приветствуют коммерциализацию групп и с неодобрением наблюдают за их вовлечением в шоу-бизнес. Несмотря даже на то, что доля музыки этого стиля в ротации радиостанций и телеканалов очень мала, и ограничивается единицами популярных и относительно «лёгких» групп. Некоторые особенно экстремальные группы отказываются от премий и иногда даже не дают концертов сознательно предпочитая оставаться в андеграунде, как например, Darkthrone. Свои тексты большинство металлистов пишут на английском языке. Даже немецкие и скандинавские группы прибегают к нему, чтобы слушателям были понятны их песни. Тем не менее, не так уж редки песни на родных языках разных стран. Большинство восточноевропейских и японских, а также испанских и латиноамериканских групп используют в текстах родной язык, таким образом привлекая местную публику. А некоторые группы не используют ни английский, ни родной язык. Например, финская группа KYPCK поёт по-русски, у Summoning есть песни на языке Толкиновских орков, а группа Therion пишет песни на любых языках, включая древнешумерский. Металл-группы всех жанров часто обращаются к философии, фантастике, мифологии и литературе ужасов. Вместе с тем, немалая часть текстов металл-групп привержена более традиционным для рок-музыки темам: личная жизнь, свобода, политика. Между направлениями металла есть характерные для каждого из них различия в тематиках текстов. Так, для death-металла типичны темы войны, насилия и смерти, для doom- и gothic-металла — темы меланхолии и мистики, для black-металла — оккультные темы, heavy-металл и power-металл часто обращаются к истории и фэнтези. Trash-металл имеет наименее отвлечённую тематику, обычно посвящённую проблемам общества, и в этом схож с панк-роком и хардкором. Немалое влияние на металлистов оказали и байкеры — движение мотоциклистов оказалось близким металлистам. Изначально схожими были, например, татуировки. Многие металл-группы стали воспевать мотоциклы и быструю езду, как символ свободы и независимости. Как результат — металл стал самым популярным стилем музыки среди байкеров. «Коза», жест двумя пальцами руки — знак одобрения, приветствия исполнителю, — стала неотъемлемым атрибутом на концертах тяжёлой музыки. Впервые сделал такой жест Ронни Дио, вокалист Black Sabbath. Этимологически это жест суеверных для отпугивания злых духов. Многие металл-группы на своих концертах устраивают целые шоу! Для этого часто используются огромные и дорогие декорации, закупается сложная пиротехника, участвуют люди в костюмах (к примеру, реконструкторы-фехтовальщики). Зачастую, и сами музыканты выступают в сценических костюмах, гриме или даже масках (как это делают Lordi, GWAR или Slipknot).
Рок и метал 2022
Рок против металла
Рок-музыка или просто рок — один из самых почитаемых музыкальных жанров, особенно на западе. Он развился из комбинации более ранних жанров, среди которых рок-н-ролл и рокабилли в 1950-х годах. Фольк-рок появился в 1960-х годах в результате смешивания народной музыки с роком, а блюзовый рок был создан путем смешивания рок-тем с блюзом, а также джаз-рок из сплава джаза с роком. Переходя в 1970-х годах, рок включил следы души, фанка и музыки латиноамериканцев, и в это время рок также превратился в различные поджанры, включая хард-рок, хэви-металл или металл, мягкий рок-прогрессив и панк-рок. В 1980-х годах эволюция пород породила поджанры, такие как альтернативный рок, жесткий панк и synth-rock с грандиозным роком, Britpop и nu metal, которые появились в 1990-х годах.
Металлическая скала, иногда называемая твердой металлической породой, имеет свои корни в подземельях блюза и психоделической породы.
Типичная тема металлического рока вращается вокруг толстой, тяжелой электрогитары и звуков ударных, характеризующихся сильно усиленными искажениями и быстрыми гитарными соло.
Он называется самым экстремальным с точки зрения machismo, объема и театральности всех породных поджанров, и его поклонники известны как headbangers.
Разница в звуке Рок или может быть простой хард-рок использует классический звук овердрайва, созданный, когда трубки на усилителе или конкретная часть на нем, как ручка привода, были доведены до предела. Это создает длительный устойчивый звук с раздувом, а искажение света.
Что касается металлической скалы, то искажение сильное, поскольку овердрайв поддерживается дольше, создавая более глубокий, более тяжелый звук. С обычным твердым камнем используется классический барабанный набор без двойной басовой педали.
Двойная басовая педаль — это когда у вас есть две педали или только одна с двумя отдельными молоточками, прикрепленными к стержню с двойной цепью. Тяжелый металл использует много таких.
Некоторые из ранних металлических рок-артистов включают Led Zeppelin, темно-фиолетовый и Black Sabbath, и все они получили огромное количество поклонников.
Резюме: 1. Рок — главный музыкальный жанр, а металл — суб-жанр рок. 2. Овердрайв рок-звука имеет более легкое искажение, чем металлическая скала, которая имеет сильные искажения. 3.
Металлический рок имеет более глубокий, более тяжелый звук, чем простой рок или просто рок-звук. 4. Rock использует классический барабанный набор без двойной басовой педали, в то время как металл использует двойную басовую педаль для барабанного набора.
Разница между роком и металлом
Рок против металла
Общепризнано, что музыка обладает целительной силой практически от любого психического расстройства, музыкальная терапия — одна из последних концепций в современном мире.
Музыка в современном мире включает в себя различные жанры, которые возникали и развивались в течение долгих периодов времени. Рок и металл — вот два таких жанра музыки.
Между роком и металлом есть разница, но некоторые могут их спутать или перепутать из-за некоторых общих черт.
Что такое рок?
Рок или как официально известно рок-н-ролл, это жанр популярной музыки, происхождение которой восходит к 1950-м годам в Соединенных Штатах Америки. Примерно десять лет спустя рок-музыка превратилась в череду стилей как в Соединенном Королевстве, так и в Соединенных Штатах Америки.
Сама рок-музыка находится под сильным влиянием кантри и ритм-энд-блюза, еще двух бывших музыкальных жанров, а также имеет сходство с жанрами джаза, блюза, классической и народной музыки.
Говоря о музыке рока, она сосредоточена на электрогитаре и барабанах, а ее песни связаны с размером 4/4 и стилем куплет-припев. Темы песен рок-музыки включают в себя романтику и другие различные социальные и политические темы.
Со временем рок-музыка стала шире за счет большого количества разнообразных поджанров, включая альтернативный рок, арт-рок, экспериментальный рок, гаражный рок, гранж, тяжелый металл, и т.п.
Что такое металл?
Металл, или его формально известный как хэви-метал, представляет собой поджанр рок-музыки, который развился в конце 1960-х — начале 1970-х годов. Его корни в основном находятся в Соединенном Королевстве и Соединенных Штатах Америки. Хэви-метал — это поджанр рок-музыки, который подчеркивает громкость, мощь и скорость.
Кроме того, характеристики хэви-метал музыки включают длинные гитарные соло между песнями, мощный звук, выразительные биты и просто чрезвычайную громкость. Что касается тематики песен хэви-метала, то они ассоциируют мужественность и агрессию.
Поджанры хэви-метал музыки включают блэк-метал, дум-метал, глэм-метал, готик-метал, и т.п.
- • Рок-музыка зародилась в 1950-х годах, а металлическая музыка была изобретена в конце 1960-х — начале 1970-х годов как поджанр рок-музыки.
- • Рок-музыка имеет более легкие искажения звука, тогда как металлическая музыка имеет более сильные искажения создаваемого звука.
- • Звучание металлической музыки глубже и выше, чем у рок-музыки.
- • Ритм металлической музыки состоит из подчеркнутого преднамеренного стресса, в то время как рок-музыка имеет несинкопированный стресс в размере 4/4.
- • В металлической музыке используется мощный гитарный аккорд, а в рок-музыке — нет.
- • Тексты рок-музыки связаны с широким спектром тем, таких как любовь, секс, бунт и другие социальные проблемы, в то время как темы металлической музыки в значительной степени связаны с мужественностью, агрессией и сексом.
- • Рок-музыкальные группы используют клавишные как один из своих ключевых инструментов, в то время как метал-группы иногда используют его.
В конце концов, очевидно, что рок — это основной жанр музыки, тогда как металл — это поджанр рока, возникший позже.
Рок действительно сосредоточен на электрогитаре и ударной установке и не производит большой громкости, в то время как металлическая музыка производит усиленную громкость электрогитарой, ритм-гитарой, ударной установкой, соло-гитарой и бас-гитарой. Рассматривая вышеуказанные различия, можно четко понять, что рок и металл отличаются друг от друга.
Alexis Fam (CC BY 2.0), фотограф: A. Klich, R. Schweier, J. RIllich (CC BY-ND 2.0)
Дальнейшее чтение:
- Разница между хип-хопом и роком
- Разница между роком, панком и новой волной
- Разница между роком и рок-н-роллом
- Разница между металлом и хэви-металом
О стилях и жанрах "металлической" музыки
Решил я, значит, на днях, интереса ради, прикинуть — а сколько же в современной «металлической» музыке существует стилей и жанров? Мне, как старому металлисту, это очень стало интересно.
Естественно, для описания стилей/жанров моя использовала всё те же Википедию и Интернет — ну а откуда можно почерпнуть описания, скажите, пожалуйста? В итоге, получилось очень интересно.
А что именно у меня получилось — смотрите сами.
Для начала, давайте определимся, что такое есть сам «метал». Метал, или металл (от англ.
metal) — музыкальный жанр, разновидность рок-музыки, сформировавшаяся в начале и середине 1970-х годов, преимущественно в Британии и США, и распространившаяся по всему миру.
Характерные черты метала — искажённые эффектом distortion электрогитары, затяжные гитарные соло, энергичный ритм, как правило, шести-, восьми- или двухдольный размер такта, облегчённые риффы.
Метал достаточно разнообразен, имеет множество стилей (поджанров), от сравнительно «мягких» (классический хэви-метал, пауэр-метал) (про «мягкость» оставим на совести тех, кто это первым придумал), до весьма «тяжёлых» и трудных для восприятия неподготовленным слушателем (дэт-метал, блэк-метал, грайндкор).
Для разных поджанров характерны разные элементы. Так, вокал варьируется от чистого и высокого в традиционных поджанрах до гроулинга и скриминга экстремальных, различаются также скорость, тяжесть и сложность.
Песни в метале часто посвящены энергичным, мужественным темам, вроде войны, исторических героев, фантастики или ужасов, но встречаются тексты и на любые другие темы.
Музыка «металлических» жанров распространена практически во всех странах, но наиболее крупные сцены сформировались в северной Европе (Британия, Скандинавия, Германия) и Северной Америке (США, Канада).
Во всех странах Европы, включая Россию, существуют развитые региональные сцены, так же как и в Бразилии, Японии, Мексике и многих других неевропейских странах.
На Ближнем Востоке, за исключением Израиля и Турции, тяжёлый рок менее развит из-за жёстких цензурных ограничений.
Поклонников метала называют металлистами, или металхэдами (англ. metalhead).
Теперь же давайте перейдём непосредственно к перечислению и краткому описанию стилей, жанров и пр., присущих данному направлению музыки.
Авангардный метал — одно из направлений метала, вобравшее в себя элементы прогрессив-метала, экстремального метала, дэт-метала и других поджанров метала. Отличается большим количеством музыкальных экспериментов со звуками, инструментами и структурой песен. типичный представитель данного стиля — шведская группа Avatar.
Арт-метал — по крайней мере, есть мнение, что творчество группы Queensrycheявляется как раз арт-металом…
Блэк-метал — зародился в 1980-х, как ответвление от трэш-метала. Пионерами этого стиля по праву считаются группы Venom и Bathory.
- Помимо собственно блэк-метала, внутри этого направления можно выделить следующие поджанры:
- симфоник-блэк-метал
- мелодик-блэк-метал
- атмосферный блэк-метал
- эмбиент-блэк-метал
- депрессивно-суицидальный блэк-метал
- национал-социалистический блэк-метал
- блэкгейз
- блэк-дэт-метал
- блэк-дум-метал
- фолк-блэк-метал
- паган-блэк-метал
- христианский блэк-метал
- прогрессивный блэк-метал
Викинг-метал — разновидность музыки в жанре метал, основанная на скандинавской культуре и мифологии. Примеры — Falkenbach, Gjeldrune, Turisas, Bathory.
Глэм-метал — сплав хард-рока и хэви-метал, так же, как и глиттер-метал. Зародился в США в конце 1970-х — начале 1980-х.
Яркими представителями этих стилей являются такие команды, как Cinderella, Poison, FasterPussycat, BonJovi и MotleyCrue.
Готик-метал — жанр, разновидность метала, которая соединяет вязкость и мрачность дум-метала с меланхолией, музыкальными и художественными приёмами готик-рока.
Музыка в этом жанре обычно отличается низким или средним темпом, мрачной атмосферой, частым использованием клавишных.
Вокал бывает как чистым, так и экстремальным, часто встречаются дуэты «красавица и чудовище» — сочетание чистого женского вокала с мужским гроулингом. Примеры исполнителей — Lacuna Coil, Theatre of Tragedy.
Грув-метал — направление в экстремальном метале, возникшее в первой половине 1990-х годов, является поджанром трэш-метала. Наиболее яркие представители этого стиля — Five Finger Death Punch и Texas Hippie Coalition.
Дарк-метал — направление, подстиль метала, впервые появившийся в конце 1980-х год и сформировавшийся к 1994 году. У дарк-метала нет единственного стиля направления.
Первые альбомы этого направления можно обнаружить в Германии, Бразилии, Греции, США, Швейцарии и других странах. Дарк-метал чаще всего характеризуется сочетанием элементов агрессивных подстилей металической музыки: блэк-, дэт- и дум-метала с оккультной «ритуальной» атмосферой.
Лирика, как правило, обращается к темам оккультизма, отчаяния, суицида. Таким образом, дарк-метал перенял многое из всего экстремального метала.
Дезерт-рок — собственно, чисто «металлическим» этот стиль назвать нельзя, несмотря на присутствие в нём элементов сладж-метала, хард-рока и дум-метала. Название происходит от южнокалифорнийского города Палм-Дезерт.
Дум-метал — стиль, экстремальный поджанр метала с преобладанием медленных темпов. И музыка, и лирика в этом жанре призваны выражать чувство отчаяния, страха и обречённости. В этом стиле можно выделить такие поджанры, как эпик-дум-метал, дэт-дум-метал, фьюнерал-дум-метал и уже упоминавшийся блэк-дум-метал.
Дэт-метал (другие варианты: дэс-метал, дэф-метал) — является экстремальным поджанром метала.
Вобрав в себя скорость и сложность исполнения трэш-метала, дэт-метал выделился сначала в отдельный поджанр этого направления (его иногда называют прото-дэт), а потом и в самостоятельный жанр в середине 1980-х годов.
Внутри этого направления можно выделить такие стили, как дэт-спид, дэт-трэш, мелодик-дэт-метал, техно-дэт-метал (техно-трэш), брутал-дэт-метал, брутал-сатаник-дэт-метал, симфо-дэт-метал, прогрессив-дэт-метал, дэт-дум-метал, дэткор, мелодик-дэткор, дэт-н-ролл, дэтграйнд.
Кельтский метал — ответвление от фолк-метала, зародившееся в середине 90-х в Ирландии. Кельтский метал объединяет звучание метала и кельтской музыки.
Первопроходцами жанра по праву считаются такие группы, как Cruachan, Primordial и Waylander.
На сегодняшний день представителями данного жанра являются не только ирландцы, но и группы из многих других стран.
- Мат-метал (математический метал) — направление метала, характеризующееся атональностью, сложным построением композиций и использованием нестандартных музыкальных размеров.
- Маткор — ритмически сложный и диссонансный стиль, берущий своё начало в металкоре.
- Неоклассический метал — сплав хэви-метала и классической музыки.
Ориентал-метал/восточный метал — поджанр фолк-метала, зародившийся в середине 90-х в Израиле, Сингапуре и Армении. Первопроходцами жанра стали израильские группы OrphanedLand, Melechesh, Salem, сингапурская Rudra и армянская Ayas.
Пауэр-метал — одно из направлений метала, сложившееся во второй половине 1980-х.
Основные атрибуты жанра — скорость, сложность и мелодичность гитарных партий, чистый высокий вокал и бэк-вокал.
Внутри этого направления выделяют такие поджанры, как симфонический пауэр-метал, прогрессивный пауэр-метал, хэви-пауэр-метал, экстрим-пауэр-метал и мелодичный пауэр-метал.
Пиратский метал — как видно из названия, тематика песен групп, работающих в этом стиле, целиком посвящена морским пиратам прошлого и всему тому, что с ними связано.
Паган-метал — стиль метала, эксплуатирующее элементы язычества.
Внутри данного стиля можно различить славянский паган-метал (Темнозорь, Аркона, Alkonost, ButterflyTemple), балтийский паган-метал (Poccolus, Obtest) и индийский паган-метал.
Пост-метал — жанр, представляющий собой смесь таких жанров как пост-рок и метал, корнями уходящих в прогрессивный рок и индастриал. Жанр в основном характеризуется искажённым гитарным звуком, привычным для метала, мрачной атмосферой, постепенной эволюцией структуры песен и минимальной выразительностью вокала.
Прогрессивный метал — стиль метала, основывающийся на прогрессивном роке и включающий в себя сложные композиционные структуры, причудливые музыкальные размеры и интригующую технику игры на музыкальных инструментах. Высокий уровень профессионализма музыкантов часто комбинируется с лирическим в форме концептуальных эпических текстов, результатом которых являются довольно длинные песни и концептуальные альбомы.
Симфонический метал — стиль, в котором органично соединились метал и симфоническая оркестровая музыка. Самые яркие представители этого стиля — Therion, Epica, Within' Temptation.
Сладж-метал — экстремальный стиль музыки, комбинирующий элементы дум-метала и хардкор-панка. Внутри этого жанра выделяются стили южный сладж и стоунер-сладж.
Спид-метал — жанр, одно из направлений метала, находящееся на стыке традиционного хэви, трэш-метала и пауэр-метала.
Спид-метал стал важным этапом в развитии металлической музыки, но так и не сложился в самостоятельное направление со своей эстетикой и отдельным фэндомом.
Как правило, к этому жанру относят не группы в целом, а отдельные альбомы и песни разных групп, исполняющих также трэш-, пауэр- или хеви-метал. Спид-метал характеризуется довольно высокой скоростью исполнения (большей, чем у «классического» хеви-метала).
Для жанра спид-метал характерен высокий темп игры и короткие сольные гитарные вставки между куплетами. Вокал в спид-метале чаще всего более агрессивен, чем в хеви-метале, он бывает хриплым, с расщеплением связок (скриминг), как низким, так и пронзительным фальцетом.
Стоунер-метал — стиль, которому присуща медленная или среднетемповая музыка с низконастроенными гитарами и басом. Включает элементы психоделик-рока, блюз-рока и дум-метала с повторяющимися гитарными риффами.
Стоунер-рок возник в ранних 1990-х на основе творчества калифорнийской группы Kuyss.
Стиль оказал большое влияние на многие группы такие как: Metallica (на альбомах Load, Reload), Soundgarden, Corrosion of Conformity и т. д.
Трэш-метал — музыкальное направление в метале, давшее начало всем экстремальным его разновидностям.
Характеризуется достаточно высокой скоростью исполнения, большей жёсткостью пробивных, быстрых, исполненных в низком диапазоне частот ритмических фигур (риффов) по сравнению с классическим хэви-металом и агрессией вкупе с техничным, кромсающим, молотящим, скоростным стилем гитарных соло в высоком диапазоне частот и бас-гитарным тремоло.
Линии вокала нередко диссонируют с инструментальной фактурой, хотя в целом вокальную манеру, пусть и достаточно форсированную и экспрессивную (чаще встречаются достаточно низкие, мужественные голоса), никак нельзя назвать антимузыкальной. Тексты песен зачастую изобилуют попытками критики общественных укладов, часто связаны с различными проявлениями социальной несправедливости.
В текстах часто используется грубые средства выражения языка, что частично пересекается и роднит трэш-метал с хардкором. Внутри этого жанра выделяется кроссовер-трэш — стиль, который является одной из форм трэш-метала или хардкор-панка, оказавших влияние друг на друга, либо является их смесью.
Фолк-метал — жанр метала, вобравший в себя элементы народной музыки. Кроме выделившихся из него кельтского метала и восточного метала, следует упомянуть такие его поджанры, как средневековый метал, латинский фолк-метал, славянский фолк-метал, нордик-фолк-метал, американский фолк-метал, германский фолк-метал и так называемый «баттл-метал».
Хэви-метал — жанр рок-музыки, первое и изначальное направление метала.
Обычно этим словом называют «классический» метал в том его виде, в котором он был создан в 1970-е годы такими группами, как BlackSabbath и JudasPriest.
Иногда «хеви-металом» за рубежом называют весь метал в целом, а его первоначальный вид называют «традиционным хеви-металом» или «классическим металом».
Индастриал-метал — смежный музыкальный жанр, образовавшийся в конце 1980-х в США и Западной Европе на стыке взаимного влияния различных течений пост-индастриала с одной стороны, хэви- и трэш-метала с другой стороны и хардкор-панка с третьей; наиболее значительными исполнителями, оказавшими влияние на становление жанра, считаются группы Ministry, Godflesh и KMFDM. К специфическим чертам этого направления относятся использование «металлических» риффов, «индустриальных» синтезатора и секвенсора, сильно искажённого звука гитар и вокала с эффектом дисторшн (впрочем, в отдельных случаях встречается чистое звучание). Внутри него можно рассмотреть такие подстили, как индастриал-трэш, индастриал-блэк-метал и индастриал-дэт-метал.
- Гранж-метал — подстиль альт-рока, развившийся из хардкор-панка и хэви-метала в середине 1980-х годов в американском штате Вашингтон, прежде всего в Сиэтле, и близлежащих городах.
- Помимо всех этих перечисленных стилей и жанров, следует также упомянуть нижеследующие направления метала:
- альтернативный метал
- металкор
- ню-металкор
- мелодик-металкор
- металлик-хардкор
- электроникор
- ню-метал
- фанк-метал
- фанк-кор (прародителем данного направления считается американская группа Mordred)
- рэп-метал и рэпкор
- хардкор
- христианский метал (типичный его представитель — HolyMoses)
- дроун-метал
- транс-метал (Rage Of Light)
- психо-трэш (Overkill, Voivod)
- «алкогольный» метал (Tancard, Beermuda)
- нинтендокор
- грайндкор и его производные — краст-грайнд, порно-грайнд, копро-грайнд, гор-грайнд, груви-грайнд, неограйнд, сплаттер-горграйнд, «чёрный» грайндкор, нойз-грайнд, хэйткор, сладж-грайнд, фьюжн-грайнд, кибер-грайнд, авангард-грайнд, порно-рэп-грайнд
- трэшкор
- пауэр-вайоленс
- джаз-метал
- христкор, или христианский металкор
- варп-метал (творчество этих исполнителей (HMKids, BloodSoul) целиком посвящено вселенной Warhammer 40000)
- «дизель»-метал (Kruger)
- horror-метал (Кувалда)
- слиз-метал
- виолончельный метал (Apocalyptica)
- прогрессивный деткор
- симфо-дет-кор
- даунтемпо-деткор
- техно-деткор
- дэт-джаз-метал
- панк-метал
- кибер-метал
Фух! От всего этого можно реально офигеть. А если мы подсчитаем количество стилей и жанров, то получим знаете какую цифру? 130! А если взять ещё и хард-рок, тяжёлый рок-н-ролл и тяжёлый блюз (хотя эти жанры мало имеют отношения к металу), то получим ещё три дополнительных стиля.
Надеюсь, эта статься была вам интересна…