Химические свойства металлов ответы для 11 класса

Химические
свойства металлов во многом зависят от строения его внешнего или предвнешнего
электронного слоя. Для металлов, расположенных в одной группе периодической
системы и имеющих одинаковое строение внешней электронной оболочки, следует
ожидать определённые сходства в химических свойствах.

В атоме
металлов на внешнем энергетическом уровне небольшое количество электронов и
очень большой радиус атома, что способствует быстрой отдаче электронов атомами
металлов в результат их взаимодействия с другими соединениями.

Металлы
окисляются, сами при этом выступают в роли восстановителя.

Кроме этого,
положение металла в ряду активности характеризует свойства металла и его
катионов в водных растворах и связано с его химической активностью.

Химические свойства металлов ответы для 11 класса

Как известно, самые
активные металлы
расположены в начале ряда (слева), а самые
малоактивные
– в конце (справа).  

На основании
восстановительной способности металлов в ряду напряжений металлы условно можно
разделить на три группы: от лития до алюминияочень активные
металлы
, от алюминия до водородаметаллы средней
активности
, от водорода до золотамалоактивные металлы.

Следует отметить,
что высокая электрохимическая активность металла не всегда означает его
химическую активность и наоборот. Обратите внимание на расположение лития и
натрия в ПС и в ряду активности металлов.

На основании положения в ПС натрий
активнее лития, так как радиус у натрия больше, на основании положения их в
ряду активности видно, что литий стоит левее натрия, то есть его восстановительная
способность выше, так как здесь учитывается не только радиус атома, но и
энергия отрыва электрона, энергия разрушения кристалла и энергия гидратации
ионов металла.

Например, с
кислородом активно при комнатной температуре реагируют только щелочные металлы,
при этом образуются оксиды или пероксиды. Так, в реакции лития с кислородом
образуется оксид лития, а в реакции натрия с кислородом – пероксид натрия.

4Li + O2 = 2Li2O

2Na + O2 = Na2O2

Металлы средней
активности реагируют с кислородом при нагревании. Например, проведём
эксперимент горения магния в кислороде. В результате данной реакции образуется
оксид магния, магний горит яркой вспышкой. Эта реакция сопровождается
выделением большого количества и света и ранее использовалась фотографами в
качестве вспышки при съёмке.

2Mg + O2 = 2MgO

Алюминий в
порошке также горит ослепительным пламенем с образованием оксида алюминия. Эта
способность используется в фейерверках, салютах, бенгальских огнях.

Химические свойства металлов ответы для 11 класса

Такие металлы,
как Au, Pt не
реагируют с кислородом и поэтому на воздухе практически не изменяют своего
блеска.

Большинство
металлов, кроме Au, Pt реагируют при нагревании с серой, при этом образуются
соответствующие сульфиды.

Так, в реакции
цинка с серой образуется сульфид цинка, в реакции серебра с серой образуется
сульфид серебра (I).

Проведём
эксперимент, для этого на асбестовой сетке поместим цинк с серой, подожжём эту
смесь горящим магнием, в результате у нас образуется сульфид цинка.

Практически все
металлы реагируют с галогенами. Условия протекания этих реакций зависит от
активности металла и галогена.

Например, кальций реагирует с йодом при
комнатной температуре, при этом образуется йодид кальция, а золото реагирует с
хлором при сильном нагревании, при это образуется хлорид золота (III).

Очень красиво горит сурьма в хлоре, при этом образуется
смесь хлоридов: хлорид сурьмы (III) и хлорид сурьмы (V).

Химические свойства металлов ответы для 11 класса

С металлами
реагируют соединения всех классов
оксиды (в том числе вода), кислоты,
основания и соли
.

При нагревании
металлы реагируют и с другими неметаллами
. Так, в реакции алюминия с
азотом, образуется нитрид алюминия, в реакции кальция с форфором, образуется
фосфид кальция, в реакции алюминия с углеродом – карбид алюминия, в реакции
магния с кремнием – силицид магния.

Химические свойства металлов ответы для 11 класса

С водородом
реагируют только активные металлы. Например, в реакции натрия с водородом
образуется гидрид натрия.

Так, активные
металлы бурно реагируют с водой при комнатной температуре. Например, в реакции
лития с водой образуется гидроксид лития и водород, в реакции бария с водой
образуется гидроксид бария и водород.

Проведём
эксперимент, для этого в воду добавим фенолфталеин и опустим туда кусочек
натрия. Натрий начинает бегать по поверхности из-за выделения водорода, раствор
приобретает малиновую окраску, вследствие образования щёлочи. Таким образом, в реакции
натрия с водой образуется щёлочь
– гидроксид натрия и газ – водород.

Поверхность таких
металлов, как магний и алюминий, защищена плотной плёнкой соответствующего
оксида. Это препятствует протеканию реакции с водой.

Но если убрать
эту плёнку, то эти металлы активно будут вступать в реакцию. Например,
порошкообразный магний реагирует с горячей водой, при этом образуется гидроксид
магния и водород.

При повышенной
температуре с водой реагируют и менее активные металлы, но в данном случае
образуется окси д и водород. Например, в реакции цинка с водой образуется оксид
цинка и водород.

Металлы, стоящие
в ряду активности до водорода, реагируют с кислотами (кроме HNO3
любой концентрации и H2SO4
концентрированной) с образованием солей и водорода.

Активные металлы реагируют
с растворами кислот очень быстро.

Например, в реакции кальция с соляной
кислотой образуется соль – хлорид кальция и водород, в реакции алюминия с
разбавленной серной кислотой образуется соль – сульфат алюминия и водород.

Малоактивные
металлы часто практически не растворяются в кислотах. Это обусловлено
образованием на их поверхности плёнки нерастворимой соли. Например, свинец,
стоящий в ряду активности до водорода, практически не растворяется в
разбавленной серной и соляной кислотах вследствие образования на его
поверхности плёнки нерастворимых солей (PbCl2,
PbSO4).

В азотной кислоте
растворяются металлы, стоящие и до, и после водорода. При этом образуются
нитраты, а также различные продукты восстановления азотной кислоты.

Концентрированная
серная кислота также может вступать в реакции с металлами, расположенными в
ряду активности после водорода. Например, в реакции серебра с концентрированной
серной кислотой образуется сульфат серебра (I), сернистый
газ и вода, а в реакции магния с концентрированной серной кислотой образуется
сульфат магния, сероводород и вода.

Al,
Cr, Fe при
комнатной температуре не вступают в реакцию и с концентрированной серной
кислотой из-за образования на их поверхности оксидной плёнки. Это явление
называется пассивацией. Благодаря этому становится возможным транспортировать
концентрированную азотную серную кислоты в стальных цистернах.

  • Проведём
    эксперимент, поместим в четыре пробирки металлы: в первую – магний, во вторую –
    цинк, в третью – железо, а в четвёртую – медь и прильём в каждую пробирку
    соляной кислоты.
  • Интенсивнее всего
    выделение наблюдается в первой пробирки, где находится цинк, кроме этого,
    реакция сопровождается выделение теплоты, во второй и третье    пробирке
    интенсивность выделения водорода меньше, а в четвёртой пробирке водород вообще
    не выделяется.
  • Mg + 2HCl = MgCl2
    + H2↑ + Q
  • Zn + 2HCl = ZnCl2
    + H2↑
  • Fe + 2HCl = FeCl2
    + H2↑
  • Cu + HCl ≠

Тоже самое
сделаем в другом опыте, но использовать здесь будем уксусную кислоту.
Получается, что при комнатной температуре с уксусной кислотой реагирует
только магний
, цинк и железо реагирует с уксусной кислотой только при
нагревании, а медь не вступает во взаимодействие с уксусной кислотой.

  1. Mg + 2CH3COOH = (CH3COO)2 Mg + H2↑
  2. Zn + 2CH3COOH = (CH3COO)2 Zn + H2↑
  3. Fe + 2CH3COOH = (CH3COO)2 Fe + H2↑
  4. Cu + CH3COOH
  5. Таким образом, металл
    реагирует с раствором кислоты
    , если он стоит в ряду активности левее водорода,
    при этом должна образоваться растворимая соль, концентрированная серная и
    азотная кислота иначе реагируют с кислотами, щелочные металлы для данных
    реакций лучше не использовать из-за их высокой химической активности.
  6. Некоторые
    металлы, такие, как Be, Zn, Al, легко растворяются в водных растворах щелочей с
    образованием комплексных соединений.
  7. Например, в
    реакции бериллия с раствором гидроксида натрия образуется комплексная соль –
    тетрагидроксобериллат натрия, а в реакции цинка с водным раствором гидроксида
    калия образуется комплексная соль – тетрагидроксоцинкат калия.
  8. Be + 2H2O + 2NaOH = Na2[Be(OH)4] +
    H2↑
  9. Zn + 2H2O + 2KOH = K2[Zn(OH)4] + H2↑

Металлы, оксиды и
гидроксиды которых амфотерны, взаимодействуют также с расплавами щелочей при
нагревании. Например, в реакции цинка с расплавом гидроксида натрия образуется
соль – цинкат натрия и водород.

Читайте также:  Как правильно настроить резак для резки кислородом металла

Zn + 2NaOH (тв.)
= Na2ZnO2
+ H2↑

Активные
металлы вытесняют малоактивные из растворов их солей
. Так, в реакции железа
с хлоридом меди (II) железо замещает медь в его хлориде
и образуется хлорид железа (II) и медь, в реакции меди
с нитратом серебра (I) образуется соль – нитрат меди (II) и серебро.

  • Fe + CuCl2 = FeCl2 + Cu↓
  • Cu + 2AgNO3 = Cu (NO3)2 +
    2Ag↓
  • Проведём
    эксперимент, опустим железный гвоздь в раствор сульфата меди (II),
    через некоторое время на железном гвозде осела медь и раствор стал жёлтого
    цвета, если опустить медную платину в раствор сульфата железа (II), то в данной случае признаков реакции не наблюдается,
    ведь медь менее активный металл, чем железо.
  • Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu↓
  • Cu + FeSO4 ≠
  • В данных реакциях
    нужно соблюдать следующие условия: щелочные металлы брать нельзя, так как они
    будут взаимодействовать с водой, металл должен находится левее того металла,
    который входит в состав соли, в данных реакциях должна образоваться растворимая
    соль.

Металлы могут
реагировать и с органическими веществами. Например, в реакции фенола с натрием,
образуется фенолят натрия, в реакции этанола с натрием образуется этилат
натрия.

2C6H5OH + 2Na → 2C6H5ONa + H2↑

2C2H5OH + 2Na → 2C2H5ONa + H2↑

Кроме этого,
натрий вступает в реакцию Вюрца с галогеналканами. Так, в реакции хлорметана с
натрием образуется хлорид натрия и этан.

2H3CCl + 2Na  C2H6
+ 2NaCl

Соединение Pb(C2H5)4
– тетраэтилсвинец – применяется как антидетонатор в моторном топливе. Это
сильно ядовитое соединение, если бензин содержит тетраэтилсвинец, тогда его
называют «этилированным».

Таким образом, о
химической активности металлов можно примерно судить по их расположению в
электрохимическом ряду напряжений металлов
.

Чем левее расположен
металл, тем выше его химическая активность в водном растворе
. Активные
металлы размещаются вначале вытеснительного ряда, а малоактивные – в конце.

Металлы
реагируют как с простыми веществами – неметаллами, так и со сложными: оксидами,
кислотами, основаниями и солями.

Химические свойства металлов

Химические свойства металлов ответы для 11 класса Химические свойства металлов ответы для 11 класса

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 792.

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 792.

Металлы – активные восстановители с положительной степенью окисления. Благодаря химическим свойствам металлы широко используются в промышленности, металлургии, медицине, строительстве.

В реакциях атомы металлов отдают валентные электроны и окисляются. Чем больше энергетических уровней и меньше электронов имеет атом металла, тем легче ему отдавать электроны и вступать в реакции. Поэтому металлические свойства увеличиваются сверху вниз и справа налево в таблице Менделеева.

Рис. 1. Изменение металлических свойств в таблице Менделеева.

Активность простых веществ показана в электрохимическом ряду напряжений металлов. Слева от водорода находятся активные металлы (активность увеличивается к левому краю), справа – неактивные.

Наибольшую активность проявляют щелочные металлы, находящиеся в I группе периодической таблицы и стоящие левее водорода в электрохимическом ряду напряжений. Они вступают в реакцию со многими веществами уже при комнатной температуре.

За ними идут щелочноземельные металлы, входящие во II группу. Они реагируют с большинством веществ при нагревании.

Металлы, находящиеся в электрохимическом ряду от алюминия до водорода (средней активности) требуют дополнительных условий для вступления в реакции.

Химические свойства металлов ответы для 11 классаРис. 2. Электрохимический ряд напряжений металлов.

Некоторые металлы проявляют амфотерные свойства или двойственность. Металлы, их оксиды и гидроксиды реагируют с кислотами и основаниями. Большинство металлов реагирует только с некоторыми кислотами, замещая водород и образуя соль. Наиболее ярко выраженные двойственные свойства проявляют:

  • алюминий;
  • свинец;
  • цинк;
  • железо;
  • медь;
  • бериллий;
  • хром.

Каждый металл способен вытеснять стоящий правее него в электрохимическом ряду другой металл из солей. Металлы, находящиеся слева от водорода, вытесняют его из разбавленных кислот.

Особенности взаимодействия металлов с разными веществами представлены в таблице химических свойств металлов.

Реакция Особенности Уравнение
С кислородом Большинство металлов образует оксидные плёнки. Щелочные металлы самовоспламеняются в присутствии кислорода. При этом натрий образует пероксид (Na2O2), остальные металлы I группы – надпероксиды (RO2). При нагревании щелочноземельные металлы самовоспламеняются, металлы средней активности – окисляются. Во взаимодействие с кислородом не вступают золото и платина
  • – 4Li + O2 → 2Li2O;
  • – 2Na + O2 → Na2O2;
  • – K + O2 → KO2;
  • – 4Al + 3O2 → 2Al2O3;
  • – 2Cu + O2 → 2CuO
С водородом При комнатной температуре реагируют щелочные, при нагревании – щелочноземельные. Бериллий не вступает в реакцию. Магнию дополнительно необходимо высокое давление
  1. – Sr + H2 → SrH2;
  2. – 2Na + H2 → 2NaH;
  3. – Mg + H2 → MgH2
С азотом Только активные металлы. Литий вступает в реакцию при комнатной температуре. Остальные металлы – при нагревании – 6Li + N2 → 2Li3N;
– 3Ca + N2 → Ca3N2
С углеродом Литий и натрий, остальные – при нагревании – 4Al + 3C → Al3C4;
– 2Li+2C → Li2C2
С серой Не взаимодействуют золото и платина
  • – 2K + S → K2S;
  • – Fe + S → FeS;
  • – Zn + S → ZnS
С фосфором При нагревании 3Ca + 2P → Ca3P2
С галогенами Не реагируют только малоактивные металлы, медь – при нагревании Cu + Cl2 → CuCl2
С водой Щелочные и некоторые щелочноземельные металлы. При нагревании, в условиях кислой или щелочной среды реагируют металлы средней активности
  1. – 2Na + 2H2O → 2NaOH + H2↑;
  2. – Ca + 2H2O → Ca(OH)2 + H2;
  3. – Pb + H2O → PbO + H2↑
С кислотами Металлы слева от водорода. Медь растворяется в концентрированных кислотах
  • – Zn + 2HCl → ZnCl2 + 2H2↑;
  • – Fe + H2SO4 → FeSO4 + H2↑;
  • – Cu + 2H2SO4 → CuSO4 + SO2↑ +2H2O
Со щелочами Только амфотерные металлы 2Al + 2KOH + 6H2O → 2K[Al(OH)4] + 3H2↑
С солями Активные замещают менее активные металлы 3Na + AlCl3 → 3NaCl + Al

Металлы взаимодействуют между собой и образуют интерметаллические соединения – 3Cu + Au → Cu3Au, 2Na + Sb → Na2Sb.

Общие химические свойства металлов используются для создания сплавов, моющих средств, применяются в каталитических реакциях. Металлы присутствуют в аккумуляторах, электронике, в несущих конструкциях.

Основные отрасли применения указаны в таблице.

Отрасль Производство Металлы
Химическая промышленность Катализаторы, соли, щёлочи Pt, Fe, Ni, K
Пищевая промышленность Поваренная соль (NaCl), сода (Na2CO3, NaHCO3) Na, Ca, Ag
Металлургия Сплавы, покрытия, детали разной формы, проволока, облицовка, строительные материалы и инструменты Fe, Cr, Ni, W, Mo
Приборостроение Микросхемы, фотоэлементы, датчики Cs, Co, Ni, Cu
Ювелирная промышленность Украшения Au, Pt, Ag
Медицина Протезы Ti, Ni, Au

Химические свойства металлов ответы для 11 классаРис. 3. Висмут.

Из урока 9 класса химии узнали об основных химических свойствах металлов. Возможность взаимодействовать с простыми и сложными веществами определяет активность металлов. Чем активнее металл, тем легче он вступает в реакцию при обычных условиях.

Активные металлы реагируют с галогенами, неметаллами, водой, кислотами, солями. Амфотерные металлы взаимодействуют со щелочами. Малоактивные металлы не реагируют с водой, галогенами, большинством неметаллов. Кратко рассмотрели отрасли применения.

Металлы используются в медицине, промышленности, металлургии, электронике.

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 792.

А какая ваша оценка?

Гость завершил

Тест «Алые паруса»с результатом 7/12

Гость завершил

Тест «Князь Михайло Репнин»с результатом 5/7

Гость завершил

Тест «Тихое утро»с результатом 10/10

Гость завершил

Тест «Дубровский»с результатом 10/16

Гость завершил

Тест «Алые паруса»с результатом 10/12

Гость завершил

Тест «Ионыч»с результатом 10/10

Гость завершил

Тест на тему «Полюдье»с результатом 4/5

Гость завершил

Тест «А зори здесь тихие»с результатом 10/16

Гость завершил

Тест Том 1 «Война и Мир»с результатом 11/12

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Урок химии в 11-м классе: "Химические свойства металлов"

Cлайд № 1. Приложение 1.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока

: систематизировать и углубить знания о химических свойствах металлов, подчеркнув их функцию как восстановителей.

Задачи урока

.

Обучающие:

  • развивать умения пользоваться опорными знаниями, закреплять умения и навыки выполнения химического эксперимента;
  • закреплять умения составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
  • сформировать понимание практического значения металлов в жизни человека;
  • развивать познавательный интерес при выполнении теоретических и практических заданий.
  • Читайте также:  Карбиды металлов спеченные с металлом

    Развивающие:

  • развивать умение характеризовать физические и химические свойства металлов;
  • совершенствовать умение находить главное в повторяемом материале и систематизировать полученные знания.
  • Воспитательные:

  • формировать навык самостоятельной работы,
  • умение аргументированно высказывать своё мнение и выслушивать одноклассников.
  • Оборудование:

    ПК с медиапроектором, экран, документ – камера, фотоаппарат, индивидуальные микролаборатории с набором химических реактивов и оборудованием, тесты, таблица “Протокол исследования”.

    Ход урока

    I. Оргмомент.

    (1 минута)

    II. Актуализация опорных знаний.

    (5 минут)

    1. Блеф-игра “Верите ли вы, что…”. Cлайд № 2

  • Металлы занимают верхний левый угол в ПСХЭ.
  • В кристаллах атомы металла связаны металлической связью.
  • Валентные электроны металлов крепко связаны с ядром.
  • У металлов, стоящих в главных подгруппах (А), на внешнем уровне обычно 2 электрона.
  • В группе сверху вниз происходит увеличение восстановительных свойств металлов.
  • 2. Программированный опрос.

    Приложение 2.

    (2 учащимся предлагается тест из 6 вопросов (2 варианта)).

    ……………………………………………………………………………

    • Вариант 1
    • 1. Атом железа имеет электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня:
    • 1) …3d64s2 2) …4s2 3) …4s24p6 4) …3d54s2

    2. В каком ряду химические элементы расположены в порядке увеличения металлических свойств?

    1) Sr, Ca, Mg; 2) Na, Mg, Al; 3) Na, K, Rb; 4) Sr, Ba, Ra.

    3. Самый тугоплавкий металл: 1) Li; 2) Cr; 3) V; 4) W.

    4. К щелочным металлам относится: 1) Са; 2) Cs; 3) Cu; 4) Al.

    5. Самый легкий металл: 1) Li; 2) Mg; 3) Al; 4) Cs.

    6. Самый пластичный: 1) Hg; 2) Li; 3) Au; 4) Al.

    1. ……………………………………………………………………
    2. Вариант 2
    3. 1. Электронная конфигурация внешнего энергетического уровня … 3d104s2 соответствует атому: 1) Ca; 2) Ti; 3) Zn; 4) Cu
    4. 2. Способность отдавать электроны уменьшается в ряду:
    5. 1) Na, Mg, Al; 2) Li, Na, Cs; 3) Sc, Ca, K; 4) Sr, Ba, Ra.

    3. Самый легкоплавкий металл: 1) Li; 2) Hg; 3) Cs; 4) Na.

    4. К щелочно-земельным металлам относится: 1) Mg; 2) K; 3) Ba; 4) Be.

    5. Самый тяжелый металл: 1) Mo; 2) Pb; 3) W; 4) Os.

    6. Самый электропроводный: 1) Cu; 2) Ag; 3) Au; 4) Al.

    Учащиеся обводят правильные ответы, затем меняются с соседом, проверяют друг у друга, ставят оценку.

    Приём пед. техники “Самопроверка”. Слайд № 3

    • Объявление результатов:
    • 5-6 правильных ответов – “5”
    • 4 правильных ответа – “4”
    • 3 правильных ответа – “3”

    3. Работа с компьютером (тесты, кроссворд) 3 учащихся.

    Приложение 3

    III. Постановка целей и задач урока.

    (3 минуты)

    Учитель.

    Так ли уж необходимо в жизни знание химических свойств металлов? Слайд № 4-5

    Вопрос 1. Новый цинковый бак, в котором приготовили раствор медного купороса для опрыскивания растений, вскоре прохудился. Объясните причину разрушения стенок бака.

    (При ответе на вопрос 1 учащиеся сравнивают активность металлов в электрохимическом ряду напряжений и делают вывод о протекании реакции растворимой соли с более активным металлом.

    Сравнивая активность металлов в электрохимическом ряду напряжений, учащиеся делают вывод о протекании реакции замещения активным металлом более слабого в растворимой соли, вследствие чего происходит разрушение стенок бака.)

    Вопрос 2. Почему алюминиевую посуду нельзя мыть содой?

    (Учащиеся делают вывод о разной среде растворов и невозможностью нахождения алюминия в щелочной среде раствора, т.к. будет протекать его взаимодействие со щелочью. Алюминий и его соединения (оксидная пленка на поверхности металла) амфотерные, учащиеся приходят к выводу о щелочной среде раствора соды, образованной в результате гидролиза.)

    Учащиеся сразу не могут ответить на данные вопросы, но ищут ответы на них в ходе урока.

    Учитель совместно с учащимися формулируют цели и задачи урока на слайде № 6-7.

    IV. Изучение нового материала (исследовательская работа). (25 минут)

    Учитель. Металлы в реакциях выступают восстановителями.слайд № 8. В зависимости от положения в ряду напряжений металлов они проявлют разную активность по отношению к реагентам: слайд № 9.

  • Металлы, стоящие до Н, вытесняют его из растворов кислот.
  • Металлы, стоящие до Mg, активно реагируют с водой с образованием щелочей, поэтому они не могут вытеснять менее активные металлы из растворов их солей.
  • Левее стоящий металл вытесняет правее стоящий из раствора его солей.
  • Металлы до Al включительно при взаимодействии с водой образуют гидроксиды, от Al до Ni — при нагревании с водой дают оксиды.
  • Металлы реагируют с неметаллами, водой, кислотами, солями, оксидами, некоторыми органическими веществами. Металлы, образованные переходными элементами, реагируют с растворами щелочей.

    1. Некоторые металлы взаимодействуют между собой с образованием интерметаллидов.
    2. Все химические свойства металлов можно представить в виде схемы: слайд № 10.
    3. М + Неме

    Е

    + H2O

    Т

    + оксид

    А

    + кислота

    Л

    + соль

    Л

    + щелочь (р-р)

    Ы

    + органические вещества

    Физминутка.

    (2 минуты). Cлайд № 11

    Исследовательская работа. Cлайд № 12

    Перед началом работы проводится инструктаж по ТБ. Cлайд № 13

    Деление на группы. Cлайд № 14. Приложение 4

    Результаты работы учащиеся заносят в таблицу “Протокол исследования”.Сначала каждая группа отдельно заполняет по своему свойству, а затем по мере отчётности групп, таблица заполняется полностью каждым учащимся. Отчитываются группы, демонстрируя результаты исследования через документ – камеру на экране. Опыты снимаются учащимися на цифровой фотоаппарат и при отчёте также демонстрируются.

    Протокол исследования (Таблица) Приложение 5

    Приложение 6

    Таблица

    V. Закрепление изученного.

    (3 минуты)

    Учащиеся отвечают на вопросы, поставленные в начале урока.

    Учитель. Металлы широко используются человеком в технике, медицине, различных отраслях промышленности, но при использовании надо учитывать их свойства: взаимодействие с кислородом, водой, различными солями.

    VI. Рефлексия.

    (2 минуты). Приложение 7.

    Анкета

    , которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Слайд № 15

    1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Материал урока мне был 6.Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал понятен / не понятен полезен / бесполезен легким / трудныминтересно / не интересно

    Cлайд № 16.

    Жизнь человеческая подобна железу.

    Если употреблять его в дело, оно истирается; если не употреблять, ржавчина его съедает. Катон Старший

    Так, пусть ваш мозг истирается от работы мысли, а не пожирается ржавчиной от лени.

    Учащиеся оценивают свою работу на уроке по результатам теста и своим ответам. Учитель корректирует оценки и выставляет их в журнал. Приложение 8.

    VI. Домашнее задание. (3 минуты). Cлайд № 17

    1. Всем: с. 212-219, протокол исследования.

    2. Сильным на карточках:Закончить уравнение реакции, написать уравнения электронного баланса: Сu + Hg(NO3)2 —>

    Используемая литература:

  • Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. Профильный уровень. -М.: Дрофа, 2008. — 410 с.
  • Химия. 11 класс: поурочные планы по учебнику О.С.Габриеляна, Г.Г.Лысовой (профильный уровень)/ автор – составитель В.Г.Денисова. – Волгоград: Учитель, 2010
  • Урок “Химические свойства металлов и их соединений”, Е.И.Андрейченко, МОУ СОШ №8 г.Выкса Нижегородская область.
  • Энциклопедия Кирилла и Мефодия. Химия (диск).
  • Ресурсы Интернета.
  • 4.07.2013

    Химические свойства металлов Урок химии в 11 классе Учитель химии: Киреева Марина Николаевна МКОУ «Тормосиновская СОШ» Чернышковского района Волгоградской. — презентация

    1 Химические свойства металлов Урок химии в 11 классе Учитель химии: Киреева Марина Николаевна МКОУ «Тормосиновская СОШ» Чернышковского района Волгоградской области

    2 Верите ли вы, что … 1.Металлы занимают верхний левый угол в ПСХЭ. 2.В кристаллах атомы металла связаны металлической связью. 3.Валентные электроны металлов прочно связаны с ядром. 4.У металлов, стоящих в главных подгруппах (А), на внешнем уровне обычно 2 электрона. 5.В группе сверху вниз происходит увеличение восстановительных свойств металлов.

    • 3 Самопроверка тестов 5-6 правильных ответов – «5» 4 правильных ответа – «4» 3 правильных ответа – «3»
    • 4
    • 5 Почему алюминиевую посуду нельзя мыть содой? Na 2 CO 3
    • 6 Цель урока: систематизировать и углубить знания о химических свойствах металлов, подчеркнув их функцию как восстановителей.
    • 7 Задачи урока развивать умения пользоваться опорными знаниями, закреплять умения и навыки выполнения химического эксперимента; закреплять умения составлять уравнения реакций; сформировать понимание практического значения металлов в жизни человека; развивать познавательный интерес при выполнении теоретических и практических заданий.
    Читайте также:  Инструменты формы для листового металла solidworks

    8 Ме 0 – ne Me +n Ме 0 – восстановитель 1.Простые вещества (+О 2, Сl 2, S…) 2.Сложные вещества (Н 2 О, кислоты, растворы солей) (+ окислитель)

    1. 9 Ряд напряжений металлов
    2. 10 М + неметалл Е + вода Т + оксид А + кислота Л + соль Л + щёлочь Ы + органические вещества
    3. 11 Физминутка

    12 Единственный путь, ведущий к знанию, — это деятельность. (Б. Шоу )

    13 Чтобы жизнь свою не подвергать опасности, надо свято соблюдать все правила по технике безопасности!

    14 Исследование химических свойств металлов 1 группа Металл + неметалл? 2 группа Металл + вода? Металл + оксид 3 группа Металл + кислота? 4 группа Металл + соль менее активного металла? Металл + щёлочь? 5 группа Металл + органические вещества? Металл + металл?

    15

    16 Жизнь человеческая подобна железу. Если употреблять его в дело, оно истирается; если же не употреблять, ржавчина его съедает. Так, Пусть ваш мозг истирается от работы мысли, а не пожирается ржавчиной от лени. Катон Старший сказал:

    17 Домашнее задание: 1 ВАРИАНТ ЗАДАНИЯ: § 18, с , протокол исследования 2 ВАРИАНТ ЗАДАНИЯ: : Закончить уравнение реакции, написать уравнения электронного баланса: Сu + Hg(NO 3 ) 2 ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: ПРЕЗЕНТАЦИЯ О ПРИМЕНЕНИИ МЕТАЛЛОВ(ПО ЖЕЛАНИЮ)

    Урок 11. обзор металлических элементов а- и в-групп — Химия — 11 класс — Российская электронная школа

    Химия, 11 класс

    Урок № 11. Обзор металлических элементов А- и B-групп

    Перечень вопросов, рассматриваемых в теме: урок посвящён характеристике металлов А- и B-групп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Учащиеся получат представление о химических свойствах металлов в связи со строением их атомов

    • Глоссарий
    • d-элементы – элементы, в атомах которых заполняется d-подуровень.
    • p-элементы – элементы, в атомах которых заполняется p-подуровень.
    • s-элементы – элементы, в атомах которых заполняется s-подуровень.
    • Интерметаллид (интерметаллическое соединение) – химическое соединение двух или более металлов.
    • Полупроводники – материалы, по своей удельной проводимости занимающие промежуточное место между проводниками и диэлектриками.
    • «Провал» электрона – переход электрона с внешнего энергетического уровня на более низкий, что объясняется большей энергетической устойчивостью образующихся при этом электронных конфигураций.
    • Сверхпроводники – материалы, электрическое сопротивление которых при понижении температуры до некоторой величины становится равным нулю.
    • Щелочноземельные металлы – химические элементы 2А группы периодической таблицы элементов.
    • Щелочные металлы – элементы 1А группы периодической таблицы химических элементов.

    Основная литература: Рудзитис, Г. Е., Фельдман, Ф. Г. Химия. 10 класс. Базовый уровень; учебник/ Г. Е. Рудзитис, Ф. Г, Фельдман – М.: Просвещение, 2018. – 224 с.

    Дополнительная литература:

    1. Рябов, М.А. Сборник задач, упражнений и тестов по химии. К учебникам Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман «Химия. 10 класс» и «Химия. 11 класс»: учебное пособие / М.А. Рябов. – М.: Экзамен. – 2013. – 256 с.

    2. Рудзитис, Г.Е. Химия. 10 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. Углублённый уровень / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение. – 2018. – 352 с.

    Открытые электронные ресурсы:

    • Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. М. 2005 – 2018. URL: http://window.edu.ru/ (дата обращения: 01.06.2018).

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

    Обзор металлических элементов А- и B-групп

    1. Химические свойства металлических элементов А-групп
    1. Атомы металлических s- и p-элементов, обладая гораздо большим радиусом по сравнению с атомами неметаллов, способны только отдавать валентные электроны, проявляя восстановительные свойства.
    2. Металлы вступают в реакции как с простыми, так и со сложными веществами.
    3. Взаимодействие металлов с простыми веществами
    4. Реакции металлов с галогенами и кислородом протекают очень энергично.
    5. 0 0 t +1 -1
    6. 2 Na + Cl2 = 2NaCl
    7. 0 0 t +3 -1
    8. 2Al + 3Cl2 = 2AlCl3
    9. 0 0 t +2 -2
    10. 2Mg + O2 = 2MgO
    11. 0 0 t +3 -2
    12. 4Al + 3O2 = 2Al2O3
    13. Не так энергично идет реакция с серой.
    14. 0 0 t +1 -2
    15. 2Na + S = Na2S
    16. 0 0 t +3 -2
    17. 2Al + 3S = Al2S3
    18. Гораздо труднее идет взаимодействие с азотом и фосфором.
    19. 0 0 t +2 -3
    20. 3Mg + N2 = Mg3N2
    21. 0 0 t +2 -3
    22. 3Ca + 2P = Ca3P2
    23. При определенных условиях возможно также восстановление металлами водорода с образованием гидридов.
    24. 0 0 t +2 -1
    25. Ca + H2 = CaH2

    Металлы способны также взаимодействовать с другими металлами, образуя интерметаллические соединения. Многие интерметаллиды используются в технике как сильные магниты, полупроводники, сверхпроводники.

    Взаимодействие металлов со сложными веществами

    С водой при комнатной температуре взаимодействуют щелочные и щелочноземельные металлы (от Cs до Ca), а при нагревании – менее активные (от Mg до Sn). В обоих случаях выделяется водород, но в первом образуются гидроксиды, а во втором оксиды металлов.

    • 0 +1 +2 0
    • Ca + 2HOH = Ca(OH)2 + H2↑
    • 0 +1 t +2 0
    • Mg + 2H2O = MgO + H2↑
    • Металлы, расположенные в ряду напряжений до водорода, восстанавливают ионы водорода из разбавленных кислот (кроме азотной).
    • 0 +1 +2 0
    • Mg + H2SO4 = MgSO4 + H2↑
    • Одни металлы восстанавливают другие из водных растворов солей, если первые расположены левее вторых в ряду стандартных электродных потенциалов.
    • 0 +2 +3 0
    • 2Al + 3Pb(NO3)2 = 2Al(NO3)3 + 3Pb
    • Не нужно забывать, что такие сильные восстановители как Li, Na, K, Ca будут восстанавливать не металл из соли, а водород из воды.
    1. Химические свойства металлических элементов B-групп

    Металлические элементы B-групп принадлежат к d-элементам. В их атомах заполняются d-орбитали предвнешнего энергетического уровня.

    Поскольку структура внешнего уровня d-элементов одного периода одинакова (1-2 s-электрона), а радиусы атомов имеют близкие значения, то и свойства атомов d-элементов изменяются в периоде слева направо более медленно по сравнению с s- и p-элементами.

    У атомов некоторых элементов (например, Cr, Cu) в результате «провала» наружных электронов на внешнем уровне остается по одному электрону, что и определяет их свойства.

    В B-группах радиусы атомов в направлении сверху вниз изменяются неравномерно, и восстановительные свойства (за некоторыми исключениями) уменьшаются.

    В то же время у металлических элементов B-групп прослеживаются и некоторые общие закономерности, такие как:

    1. совпадение максимальной положительной степени окисления у p-элементов 3-7 B-групп с номером группы;
    2. образование некоторыми d-элементами (Ru, Os) соединений, в которых их максимальная степень окисления +8 совпадает с номером группы;
    3. ослабление основных и усиление кислотных свойств с увеличением степени окисления атомов металлов B-групп.

    ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

    1. Решение задачи на расчеты по уравнению реакции

    Условие задачи: При взаимодействии 3,12 г одновалентного металла с водой выделилось 0,896 л водорода. Определите этот металл. Ответ дайте в виде химического символа.

    1. Шаг первый: Запишем уравнение реакции металла с водой, зная, что металл одновалентен
    2. 2Me + 2H2O = 2MeOH + H2↑
    3. Шаг второй: Найдем количество вещества металла.
    4. По уравнению реакции
    5. n(Me) = 2n(H2)

    n(H2) = 0,896/22.4=0.4 моль

    • n(Me) = 2 х 0.04 = 0,08 моль
    • Шаг третий: Вычислим молярную массу металла
    • M(Me) = m/n(Me) = 3,12/0,08 = 39 г/моль

    Шаг четвёртый: С помощью таблицы Менделеева найдем металл с соответствующей относительной атомной массой, численно совпадающей с молярной. Этот металл – калий.

    Ответ: K

    2. Решение задачи на химические свойства металла.

    Условие задачи: В лаборатории химика имеется порошок желто-коричневого цвета, который при попадании в воду издает сильный чесночный запах. Какое вещество представляет собой порошок, если он получен в результате реакции между алюминием и селеном, протекающей аналогично реакции алюминия с серой или кислородом? Укажите формулу данного вещества.

    1. Шаг первый: Запишем уравнения реакций алюминия с серой и кислородом
    2. 2Al + 3S = Al2S3
    3. 4Al + 3O2 = 2Al2O3
    4. Шаг второй: аналогичным образом запишем уравнение реакции алюминия с селеном.
    5. 2Al + 3Se = Al2Se3
    6. Это селенид алюминия.
    7. Ответ: Al2Se3
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Станок