Соль можно получить при взаимодействии металла с неметаллом

  • 4.  СОЛИ
  • Солиэто сложные вещества, образованные
    атомами металлов и кислотными остатками.
  • С точки зрения теории электролитической диссоциации
    соли — это электролиты, диссоциирующие в водных
    растворах на катионы металлов и анионы кислотных остатков.
  • Соли
    бывают средние (нормальные), кислые и основные.

Средние соли– это
продукты полного замещения водорода в кислоте на атомы металла или гидроксогруппы ОН- в
основании на кислотный остаток. Например: имеем серную кислоту H2SO4.
Средние соли этой кислоты будут иметь состав Na2SO4, CaSO4, Al2(SO4)3.
Средние соли ортофосфорной кислоты H3PO4:
  К3PO4, Ca3(PO4)2,
AlPO4.

Средние
соли в водных растворах диссоциируют всегда в одну
ступень:

NaCI ® Na+ + CI —

Al2(SO4)3 ® 2AI3+ + 3SO42-.

Кислые соли можно
рассматривать как продукты неполного замещения атомов водорода кислоты на атомы
металлов. Кислые соли могут быть образованы только от многоосновных кислот.

Хлороводородная кислота HCl кислых солей не имеет.
Серная кислота H2SO4
образует кислые соли в состав которых входит анион HSO4-: NaHSO4, Cu(HSO4)2,
Fe(HSO4)3.

Фосфорная кислота Н3РО4 имеет два типа кислых солей: с
анионами Н2РО4-, НРО42-.

  1. Кислые
    соли диссоциируют ступенчато:
  2. KH2PO4 ® K+ + H2PO4-,
  3. H2PO4-  H+
    + HPO42-,
  4. HPO42-  H+
    + PO43-,
  5. Кислые
    соли чаще всего образуются в избытке кислоты:
  6. Mg(OH)2 + 2H2SO4  Mg(HSO4)2 + 2H2O.
  7.                      
    кислая соль
  8. Mg(OH)2 + H2SO4  MgSO4
    + 2H2O
  9.                       
    средняя соль

Основные соли можно
рассматривать как продукты неполного замещения ионов ОН-
основания на ионы кислотных остатков. Они могут быть образованы только многокислотными основаниями. Гидроксиды
щелочных металлов основных солей не имеют.

  • Гидроксиду меди Сu(ОН)2
    соответствуют основные соли с катионом СuОН+: CuOHNO3, (CuOH)2SO4, (CuOH)3PO4.
  • Гидроксид хрома (III) Cr(ОН)3 образует два ряда
    основных солей с катионами Cr(ОН)2+,
    CrОН2+:
  • Cr(OH)2CI,
  • CrOHCI2,
  • (Cr(OH)2)2SO4,
  • CrOHSO4,
  • (Cr(OH)2)3PO4,
  • (CrOH)3(PO4)2.
  • Основные
    соли диссоциируют ступенчато:
  • CuOHNO3 ® CuOH+ + NO3-    
    (первая ступень),
  • CuOH+  Cu2+ + OH-     
            (вторая ступень).
  • Основные
    соли образуются в избытке основания:
  • 2Cu(OH)2 + H2SO4  (CuOH)2SO4 + 2H2O
  •                                
    основная соль
  • Cu(OH)2 + H2SO4  CuSO4 + 2H2O
  •                    
    средняя соль

Номенклатура солей:

1. Средние соли бескислородных кислот.

Название
данных солей образуется следующим образом.

 В начале называется
анион, названия одноатомных анионов образуются из корней латинских названий
соответствующих элементов с суффиксом «ид» (Cl — –
хлорид, F — –
фторид, S2- –
сульфид), затем называется катион. Одноатомные катионы обозначаются русским
названием элемента в родительном падеже. Если элемент имеет переменную
валентность, то она указывается в названии. Например:

  1. NaCl –
    хлорид натрия;
  2. Са3Р2
    – фосфид кальция;
  3. FeS –
    сульфид железа (II);
  4. Fe2S3 –
    сульфид железа (III).

2. Средние соли
кислородсодержащих кислот.

  • Названия
    анионов кислородосодержащих кислот составляются из корня латинского названия
    элемента, образующего кислоту, с добавлением суффиксов: «ат»
    (когда кислотообразующий элемент проявляет высшую степень окисления):
  •                                                                                
    +6                      
                +5
  • (SO4)2-
    – сульфат, (NO3)-
    – нитрат;
  • «ит» (когда кислотообразующий
    элемент проявляет низшую степень окисления):
  •                                                                                
    +4                      
                +3
  • (SO3)2-
    – сульфит, (NO2)-
    – нитрит.
  • Название
    катионов описано выше.
  •         
    +6
  • Na2SO4 –
    сульфат натрия;
  •    
    +5
  • К3
    РО4 – фосфат калия;
  •  +2   
    +5
  • Cu(NO3)2
    — нитрат меди (II);
  •  +1 
    +5
  • CuNO3 —
    нитрат меди (I);
  •       
    +4
  • CaSO3 —
    сульфит кальция;
  •      
    +3
  • AI(NO2)3

    нитрит алюминия;
  •         
    +2
  • Fe(NO2)2

    нитрит железа (II).

Если
данный кислотообразующий элемент образует кислоты более, чем в двух степенях
окисления, то суффикс «ат» применяется 
во всех названиях атомов кислот, русские названия которых содержат суффиксы «оватая», «овая» и «ная». При этом к
названию аниона, в котором кислотообразующий элемент имеет высшую степень окисления добавляется приставка «пер». Так, анион хлорноватой
кислоты:

  1.  +5
  2. ClО3-
    – называется хлорат-ион, а анион хлорной кислоты:
  3.  +7
  4. ClО4- – перхлорат-ион.

В
названиях анионов кислот, русские названия которых содержат суффиксы «оватистая» и «истая», используется суффикс «ит». К названию же аниона, в котором кислотообразующий
элемент имеет низшую степень окисления, добавляется приставка «гипо». Так, анион хлористой кислоты ClO2- – называется хлорит-ион, а
хлорноватистый ClO-– гипохлорит-ион.

Кислородосодержащие кислоты хлора
HСlO – хлорноватистая кислота KСlO – гипохлорит калия
HСlO2 – хлористая кислота KСlO2 – хлорит калия
HClO3 – хлорноватая кислота KСlO3 – хлорат калия
HClO4 – хлорная кислота KClO4 – перхлорат калия
  • Если
    в названии кислоты используются приставки «мета», «орто» и другие, то и в названии соли они сохраняются:
    НРО3 – метафосфорная кислота, КРО3 – метафосфат калия,
  • H3PO4 — ортофосфорная кислота, K3PO4 — ортофосфат
    калия.
  • В
    названиях анионов кислых солей с одним  атомом водорода содержится
    приставка «гидро» (от латинского названия
    водорода Hydrogenium –
    гидрогениум). Если же в кислотном остатке несколько атомов водорода, то в
    названии кислой соли сохраняется приставка «гидро»,
    но с греческим числительным, показывающим число атомов водорода в анионе:
  • NaHSO4 –
    гидросульфат натрия;
  • Са(НСО3)2
    – гидрокарбонат кальция;
  • FeНРО4 – гидрофосфат
    железа (II);
  • КН2РО4
    – дигидрофосфат калия;
  • Fe(Н2РО4)3
    – дигидрофосфат железа (Ш).

В
состав катионов основных солей входят катион соответствующего металла и
группа ОН-, которой дано сложное название,
состоящее из корня латинского названия водорода «гидро»
и слова «оксид»: гидроксид – ион, или гидроксо – «группа». Причем в названиях сдвоенные буквы «О»
превращаются в одну. Число ОН- – групп в
сложном катионе указывается греческим числительным:

  1. ZnOHCl –
    хлорид гидроксоцинка;
  2. FeOHSO4 –
    сульфат гидроксожелеза (III);
  3. [Al(OH)2]2SO4 –
    сульфат дигидроксоалюминия;
  4. SnOHNO3 – нитрат гидроксоолова
    (II).
  5. При составлении
    формул
    придерживаются следующих правил:
  6. по
    суффиксу в названии средней соли определяют
    какой кислоты соль: бескислородной или
    кислородсодержащей.
  7. Например:

1.
Хлорид натрия: «ид» показывает, что это соль бескислородной
кислоты с анионом Cl-. Катионом является Na+.
Записываем сначала катион, затем анион Na+Cl-. Катион и анион однозарядны,
индексы не используются.

2.
Сульфид алюминия: Al3+S2-
истинная формула Al2S3,
молекула электронейтральна.

3.
Сульфат железа (III): «ат» показывает, что это соль кислородсодержащей
кислоты, в которой сера в максимальной степени окисления. Это анион SO42-.
Катион железа  – Fe3+.
Записываем сначала катион и анион, а затем индексы, выравнивающие число
положительных и отрицательных зарядов: Fe3+(SO4)2-
— истинная формула Fe2(SO4)3.

По названию кислой соли определяют, какой
кислоты соль (бескислородной или кислородсодержащей)
и сколько атомов водорода входит в состав сложного атома. Далее поступают как
при составлении формул средних солей.

 Например:

1.
Гидросульфид железа (III).
Соль бескислородной сероводородной кислоты. Анион
содержит один атом водорода НS- ,
катион Fe2+.
Записываем катион, сложный анион и индексы: Fe2+(HS)-, следовательно формула
будет Fe(HS)2.

2. Дигидрофосфат кальция. Соль кислородсодержащей фос-форной кислоты. Сложный анион
содержит два («ди») атома водорода, катион Са2+. Записываем Са2+(Н2РО4)-.
Ставим индексы: Са(Н2РО4)2. Молекула электронейтральна.

По названию основной соли определяют, какой
кислоты данная соль и сколько гидроксогрупп входит в
состав сложного катиона. Записывают сложный катион, затем анион и индексы,
уравнивающие заряды. Если металл имеет переменную валентность, то она
указывается в названии соли. Например:

  • 1.      Хлорид
    гидроксотитана (IV),
  • (ТiОН)3+Cl — –
    правильная формула TiOHCl3.
  • 2.      Нитрат
    дигидроксокобальта (III)
  • (Сo(OH)2)+NO3- –
    правильная формула Сo(OH)2NO3.
  • Классификация солей по следующим признакам:
  • 1. По растворимости:
  • рстворимые–KCI, Ba(NO3)2,
    CuSO4,
  • нерастворимые–BaSO4, AgCI, Ca3(PO4)2.
  • 2.По свойствам:
  • cредние или
    нормальные– Na2SO4, MgCI2,
  • кислые
    – KHSO4, Ca(H2PO4)2,
  • основные
    – CuOHCI, AI(OH)2NO3.
  • Получение
  • 1.
    Взаимодействие металла с неметаллом:
  • Fe + S  FeS.
  • 2.
    Взаимодействие металлов, расположенных в ряду напряжений левее водорода, с растворами
    кислот:
  • Zn + H2SO4  ZnSO4 + H2
  • 3.
    Взаимодействие металлов с растворами солей:
  • Fe + CuSO4  FeSO4 + Cu.
  • 4.
    Взаимодействие кислот с основаниями (реакция нейтрализации):
  • HCI + NaOH  NaCI + H2O.
  • 5.
    Взаимодействие кислот с основными оксидами:
  • H2SO4 + CaO  CaSO4 + H2O.
  • 6.
    Взаимодействие кислот с растворами солей:
  • H2SO4 + BaCI2  BaSO4 +
    2HCI.
  • 7.
    Взаимодействие оснований с растворами солей:
  • 2NaOH + CuSO4  Cu(OH)2 +
    Na2SO4.
  • 8.
    Взаимодействие оснований с кислотными оксидами:
  • Ca(OH)2 + CO2  CaCO3 +
    H2O.
  • 9.
    Взаимодействие основных оксидов с кислотами:
  • CaO + CO2  CaCO3
  • 10.
    Взаимодействие растворов солей с неметаллами:
  • 2KBr + CI2  2KCI + Br2.
  • 11.
    Взаимодействие растворов солей между собой:
  • NaCI + AgNO3  AgCI +
    NaNO3.
  • 12.
    Получение солей аммония:
  • NH3 + HCI  NH4CI.

Химические свойства

  1. 1.
    Растворы солей взаимодействуют с металлами, расположенными в ряду напряжений левее,
    чем металл, входящий в состав соли:
  2. Zn + FeSO4  ZnSO4 + Fe.
  3. 2.Растворимые
    в воде соли взаимодействуют с основаниями:
  4. CuSO4 + 2NaOH  Cu(OH)2 +
    Na2SO4,
  5. KHSO4 + KOH  K2SO4 + H2O.
  6. 3.

    Соли взаимодействуют с растворами кислот:

  7. CaCI2 + H2SO4  CaSO4 +
    2HCI,
  8. Ca(HCO3)2 + 2HCI  CaCI2
    + H2O + CO2
  9. MgOHCI + HCI  MgCI2 + H2O.
  10. 4.Водные
    растворы солей взаимодействуют между собой с образованием новых солей:
  11. BaCI2 + Na2SO4  BaSO4 +
    2NaCI,
  12. Ca(HCO3)2 + Na2CO3
     CaCO3 +
    2NaHCO3.
  13. 5.

    Растворы солей взаимодействуют с неметаллами:

  14. 2NaI + Br2  2NaBr + I2
  15. 6.
    Многие соли при нагревании разлагаются, особенно
  16. легко – карбонаты:
  17. CaCO3  CaO + CO2
  18. (CuOH)2CO3
    CuO + CO2 +
    H2O,
  19. 2NaHCO3  Na2CO3  +
    CO2 +
    H2O.
  20. 7.

    Некоторые соли взаимодействуют с водой с образованием кристаллогидратов:

CuSO4 + 5H2O ® CuSO4 . 5 Н2О.

 белый
цвет  
             голубой
цвет

Основные
классы неорганических соединений связаны между собой. Генетической связью между
ними считают тот факт, что из неорганических соединений одного класса можно
получить соединение другого класса. Иногда это можно сделать в одну стадию,
иногда – в несколько:

                                                                                 
 

Химические свойства солей и способы
их получения

Цель работы:ознакомиться
с химическими свойствами солей и способами их получения. Освоить работу с
аппаратом Киппа.

Посуда и реактивы:аппарат
Киппа, пробирки, микрошпатель,
спиртовка, фильтровальная бумага, фарфоровая чашка. Растворы
сульфата меди, серной кислоты, иодида калия, нитрата серебра, хлорида никеля,
кобальта, бария, щелочи, гидроксида кальция, порошок
серы, железные опилки, кусочки цинка.

Ход
работы:

Опыт
№ 1.
Взаимодействие металла с неметаллом

В пробирку поместить один микрошпатель железных опилок и один микрошпатель
порошка серы. Тщательно перемешать и подогреть на спиртовке, зажав пробирку в
держателе.

Убедитесь, что реакция сопровождается выделением большого количества
тепла, соблюдая правила техники безопасности. Пробирку охладить и содержимое ее
перенести на лист фильтровальной бумаги.

Полученное вещество однородно и имеет
черный цвет. Написать уравнение реакции и назвать полученную соль.

Опыт
№ 2.
Взаимодействие металла с кислотой

В
пробирку налить 2–3 см3 разбавленной серной кислоты и бросить
кусочек цинка. Наблюдается бурная реакция с выделением пузырьков газа
(водорода) и образованием соли, в чем можно убедиться, выпарив несколько капель
содержимого пробирки в фарфоровой чашке. Написать уравнение реакции. Уравнять
методом электронного баланса.

Опыт
№ 3.
Взаимодействие металла с раствором соли

В
голубой раствор сульфата меди (II)
опустить 2–3 кусочка гранулированного цинка, нагреть жидкость до кипения и
перемешивать ее до обесцвечивания. Наблюдать выделение красного металла.
Написать уравнение реакции, сделать выводы.

Опыт
№ 4.
Взаимодействие неметалла с раствором соли

Внести
в пробирку 3–4 см3 раствора иодида калия и прилить несколько капель
хлорной воды. Выпадает черный осадок мелкодисперсного иода. Написать уравнение реакции и указать, какая соль
образовалась.

Опыт
№ 5.
Взаимодействие соли с кислотой

Смешать
в пробирке немного раствора нитрата серебра с разбавленной соляной кислотой.
Наблюдается выделение белого творожистого осадка. Эта реакция является
качественной на катион серебра Ag+ и
анион СI — .Написать уравнения реакций.

Опыт
№ 6.
Взаимодействие соли с основанием

В две
пробирки налить небольшое количество хлоридов никеля (II) и кобальта (II). Добавить в обе пробирки 5–6 капель
раствора гидроксида натрия. Отметить цвет выпавших
осадков и указать, какие соли при этом образовались. Написать уравнения
реакций.

  • Опыт
    № 7.
    Взаимодействие солей между собой
  • К
    раствору хлорида бария в пробирке прилить раствор сульфата калия.
  •         
    К раствору нитрата бария прилить раствор сульфата магния.
  •         
    В обоих случаях наблюдается выпадение белого осадка. Эта реакция является
    качественной на катион Ba2+ и
    анион SO42
  • Какая соль выпадает в осадок и какие соли образуются в
    растворе в первом и во втором случае?
  • Опыт
    № 8.
    Образование кислой соли

Налить
в пробирку 3–4 см3 известкового молока Ca(OH)2 и пропустить в раствор
оксид углерода (IV) из
аппарата Киппа. Наблюдать выпадение осадка средней
соли, затем продолжить пропускать углекислый газ до растворения осадка. Растворение
осадка объясняется образованием кислой соли (растворимость ее больше, чем
средней) Ca(HCO3)2.
Написать уравнения реакций.

Опыт
№ 9.
Образование основной соли

В две
пробирки внести по 6–8 капель разбавленного раствора сульфата меди (II). В одну пробирку быстро добавить
избыток раствора щелочи. Наблюдать образование ярко-голубого осадка гидроксида меди (II).

В
другую пробирку разбавленный раствор щелочи прибавлять по каплям. В этом случае
образуется светло-голубой осадок основной соли (CuOH)2SO4. Написать
уравнение реакций и назвать образовавшиеся соли в обеих пробирках.

1.7. Соли

Соли принято делить  на три группы: средние, кислые и основные.

Кислые и основные соли

Кислые соли представляют собой продукт неполного замещения кислот и оснований. По международной номенклатуре атом водорода, входящий в состав кислой соли, обозначается приставкой гидро-, а группа `»OH»^-` – приставкой гидрокси, например: `»NaHS»` – гидросульфид натрия, `»NaHSO»_4` – гидросульфат натрия, `»Mg(OH)Cl»` – гидроксихлорид магния, `»Al(OH)»_2″Cl»` – дигидроксихлорид алюминия.

Существуют также некоторые другие типы солей, например, двойные соли, в которых содержатся два разных катиона и один анион:

`»CaCO»_3*»MgCO»_3` (доломит), `»KCl»*»NaCl»` (сильвинит), `»KAl(SO»_4)_2` — алюмокалиевые квасцы, или смешанные соли, в которых содержится один катион и два разных аниона: `»CaOCl»_2` или `»Ca(OCl)Cl»`.

Соли представляют собой ионные соединения,  и их названия строятся по названиям катионов и анионов. Для солей бескислородных кислот к названию неметалла добавляется суффикс -ид, например, хлорид натрия `»NaCl»`.

При наименовании солей кислородсодержащих кислот к латинскому корню названия элемента добавляется окончание -ат для высшей степеней окисления, -ит для более низких (для некоторых кислот используется приставка гипо- для низких степеней окисления неметалла; для солей хлорной и марганцовой кислот используется приставка пер-):

`»CaCO»_3` — карбонат натрия `»КClO»` — гипохлорит калия
`»FeSO»_3`  — сульфит железа (II) `»KClO»_2` — хлорит калия
`»KMnO»_4` — перманганат калия `»KClO»_3` —  хлорат калия
`»KNO»_2` — нитрит калия `»KClO»_4` — перхлорат калия

Способы получения средних солей

Соли тесно связаны со всеми остальными классами неорганических соединений и могут быть получены практически из любого класса. Большинство способов получения солей было разобрано выше.

  • Способы получения кислых и основных солей
  • Кислые соли могут быть получены либо неполной нейтрализацией кислот, либо действием избытка кислот на средние соли, щелочи, оксиды или соли:
  • `»NaOH» + «H»_2″SO»_4 -> «NaHSO»_4 + «H»_2″O»`;
  • `»Na»_2″SO»_4 + «H»_2″SO»_4  -> 2″NaHSO»_4`;
  • `»NaCl» + «H»_2″SO»_4 ->  «NaHSO»_4 + «HCl»`;
  • `»CaCO»_3 + «CO»_2 + «H»_2″O»  -> «Ca(HCO»_3)_2`.
  • Основные соли часто получаются при осторожном добавлении небольших количеств щелочей к растворам средних солей металлов, имеющих малорастворимые основания, или при действии солей слабых кислот на средние соли:
  • `»AlCl»_3 + 2″NaOH»  -> «Al(OH)»_2″Cl» + 2″NaCl»`;
  • В общем виде  способы  получения  кислых  или  основных солей из средних солей представим в виде следующей схемы:
  • Соль можно получить при взаимодействии металла с неметаллом
  •  Химические свойства солей

Многие соли устойчивы при нагревании. Однако соли аммония, а также некоторые соли малоактивных металлов, слабых кислот и кислот, в которых элементы проявляют высшие или низшие степени окисления, при нагревании разлагаются (также см. получение оксидов).  

  1. $$ {mathrm{NH}}_{4}mathrm{Cl} stackrel{mathrm{t}°mathrm{C}}{ o } {mathrm{NH}}_{3}uparrow  + mathrm{HCl}$$;
  2. $$ 2{mathrm{FeSO}}_{4} stackrel{mathrm{t}°mathrm{C}}{ o }  {mathrm{Fe}}_{2}{mathrm{O}}_{3} + {mathrm{SO}}_{2}uparrow  + {mathrm{SO}}_{3}uparrow $$;
  3. $$ 4{mathrm{FeSO}}_{4} stackrel{mathrm{t}°mathrm{C}}{ o }  2{mathrm{Fe}}_{2}{mathrm{O}}_{3} + 4{mathrm{SO}}_{2}uparrow   + {mathrm{O}}_{2}uparrow $$;
  4. $$ ({mathrm{NH}}_{4}{)}_{2}{mathrm{Cr}}_{2}{mathrm{O}}_{7}  stackrel{mathrm{t}°mathrm{C}}{ o } {mathrm{Cr}}_{2}{mathrm{O}}_{3} + {mathrm{N}}_{2}uparrow + 4{mathrm{H}}_{2}mathrm{O}$$;
  5. $$ 2{mathrm{KClO}}_{3}  stackrel{150-300°mathrm{C}, {mathrm{MnO}}_{2}}{ o } 2mathrm{KCl} + 3{mathrm{O}}_{2}uparrow $$;
  6. $$ 4{mathrm{KClO}}_{3} stackrel{400°mathrm{C}}{ o }  3{mathrm{KClO}}_{4} + mathrm{KCl}$$.
  7. Взаимодействие растворов или расплавов солей менее активных металлов с более активными металлами:
  8. `»Cu» + 2″AgNO»_3 -> 2″Ag»darr + «Cu(NO»_3)_2`.
  9. Взаимодействие соли с кислотой, в результате которого образуется нерастворимое или летучее вещество:
  10. `»AgNO»_3 + «HBr» → «AgBr»↓ + «HNO»_3`;
  11. `»FeS» + 2″HCl» → «H»_2″S»↑ + «FeCl»_2`.
  12. Взаимодействие раствора соли со щелочью, в результате которого образуется нерастворимое вещество:
  13. `»CuCl»_2 + «KOH» → «Cu(OH)»_2 ↓+ 2″KCl»`;
  14. `»Na»_2″CO»_3 + «Ca(OH)»_2 → «CaCO»_3↓ + 2″NaOH»`.
  15. Взаимодействие растворов солей друг с другом, в результате которого образуется нерастворимое вещество:
  16. `»Na»_2″CO»_3 + «Ba(NO»_3)_2 → «BaCO»_3 ↓+ 2″NaNO»_3`.
  17. Участие в ОВР:
  18. `2″FeCl»_2 + «Cl»_2 → 2″FeCl»_3`;
  19. `2″NaNO»_2 + «O»_2 → 2″NaNO»_3`;
  20. `»Na»_2″SO»_3 +  «H»_2″O» + «Cl»_2 → «Na»_2″SO»_4 +  2″HCl»`.
  21. Гидролиз некоторых солей:
  22. $$ {mathrm{MgCl}}_{2} + {mathrm{H}}_{2}mathrm{O} 
    ightleftarrows   mathrm{MgOHCl} + mathrm{HCl}$$;
  23. $$ {mathrm{Na}}_{2}{mathrm{CO}}_{3} + {mathrm{H}}_{2}mathrm{O} 
    ightleftarrows   {mathrm{NaHCO}}_{3} + mathrm{NaOH}$$.
  24. При нагревании многие кислые соли разлагаются:
  25. $$ 2{mathrm{NaHCO}}_{3} stackrel{mathrm{t}°mathrm{C}}{ o }  {mathrm{Na}}_{2}{mathrm{CO}}_{3} + {mathrm{CO}}_{2}uparrow  + {mathrm{H}}_{2}mathrm{O}$$;
  26. $$ mathrm{Ca}({mathrm{HCO}}_{3}{)}_{2}  stackrel{mathrm{t}°mathrm{C}}{ o }  {mathrm{CaCO}}_{3}downarrow + {mathrm{CO}}_{2}uparrow  + {mathrm{H}}_{2}mathrm{O}$$.
  27. Генетический ряд состоит из веществ, которые образованы одним химическим элементом, принадлежат к разным классам  соединений и связаны взаимными превращениями.
  28. В приведённой ниже таблице обобщены рассмотренные выше химические свойства важнейших классов неорганических соединений.
Реагент Основной оксид Амфотерный оксид Кислотный оксид Щелочь Амфотерный гидроксид Кислота Соль `»H»_2″O»`
Основной оксид `-` соль соль `-` соль `+` `»H»_2″O»` соль `+` `»H»_2″O»` `-` щелочь
Амфотерный оксид соль `-` соль соль `+` `»H»_2″O»` `-` соль `+` `»H»_2″O»` `-` `-`
Кислотный оксид соль соль `-` соль `+` `»H»_2″O»` соль `+` `»H»_2″O»` `-` `-` кислота
Щелочь `-` соль `+` `»H»_2″O»` соль `+` `»H»_2″O»` `-` соль `+` `»H»_2″O»` соль `+` `»H»_2″O»` соль `+` основание дис- социация
Амфотерный гидроксид соль `+` `»H»_2″O»` `-` соль `+` `»H»_2″O»` соль `+` `»H»_2″O»` `-` соль `+` `»H»_2″O»` `-`
Кислота соль `+` `»H»_2″O»` соль `+` `»H»_2″O»` `-` соль `+` `»H»_2″O»` соль `+` `»H»_2″O»` `-` соль `+` кислота дис- социация
Соль `-` `-` `-` соль `+` основание `-` соль `+` кислота соль `+` соль гидролиз

Соль, свойства и все характеристики

Соли – твердые вещества разного цвета. Растворимость их различна. Некоторые соли хорошо растворимы в воде, например все нитраты; другие же, например карбонат кальция, сульфат бария и т.п., практически нерастворимы.

Получение солей

  • Соли можно получить, действуя кислотами на металлы, основные оксиды и основания:
  • 2H3PO4 + 6Na = 2Na3PO4 + 3H2↑;
  • 3H2SO4 + Fe2O3 = Fe2(SO4)3 + 3H2O;
  • 3HNO3 + Cr(OH)3 = Cr(NO3)3 + 3H2O.
  • Соли образуются при реакции кислотных оксидов со щелочами, а также кислотных оксидов с основными:
  • N2O5 + Ca(OH)2 = Ca(NO3)2 + H2O;
  • P2O5 + 3CaO = Ca3(PO4)2.
  • Соли можно получить при взаимодействии солей с кислотами, со щелочами, с металлами, с нелетучими кислотными оксидами и другими солями:
  • Ca3(PO4)2 + 3H2SO4 = 3CaSO4 + 2H3PO4;
  • Fe2(SO4)3 + 6NaOH = 2Fe(OH)3↓ + 3Na2SO4;
  • CuSO4 + SiO2 = CaSiO3 + CO2↑ (t0);
  • Al2(SO4)3 + 3BaCl2 = 3BaSO4↓ + 2AlCl3.
  • Соли образуются при взаимодействии металлов с неметаллами:
  • 2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3.

Химические свойства солей

Соли реагируют с металлами. Составляя уравнения этих реакций, следует руководствоваться рядом Н.Н. Бекетова. Так как эти реакции протекают в водных растворах, то для практических опытов нельзя применять литий, натрий, калий, кальций, барий и другие активные металлы, которые при обычных условиях реагируют с водой.

HgSO4 + Sn = SnSO4 + Hg↓.

Соли реагируют с кислотами. При проведении этих реакций обычно берут сухую соль и действуют концентрированной кислотой.

  1. AgNO3 + HClconc = AgCl↓ + HNO3.
  2. Соли реагируют с щелочами в водных растворах в результате чего образуются нерастворимые основания.
  3. FeCl3 + 3NaOHaq = Fe(OH)3↓ + 3NaCl.

Соли реагируют с солями. Реакции протекают в растворах и используются для получения практически нерастворимых солей.

  • CuSO4 + H2S = CuS↓ + H2O.
  • Некоторые соли при нагревании разлагаются. Характерным примером такой реакции является обжиг известняка, основной составной частью которого является карбонат кальция:
  • CaCO3 = CaO + CO2↑ (t0).

Применение солей

Большинство солей широко используется в промышленности и в быту. Например, всем известно применение поваренной соли, т.е. хлорида натрия, в быту. В промышленности он используется для получения гидроксида натрия, соды, хлора, натрия и т.д. Соли азотной и ортофосфорной кислот в основном являются минеральными удобрениями.

Многие средства защиты растений от болезней, вредителей, некоторые лекарственные средства тоже относятся к классу солей.

Примеры решения задач

Понравился сайт? Расскажи друзьям!

Химические свойства солей — реакции, определение и примеры

Соли — это сложные вещества, в состав которых входят катионы металла и анионы кислотного остатка. Иногда в состав солей входят водород или гидроксид-ион.

Классификация и номенклатура солей

Так как соли — это продукт полного или частичного замещения металлом атома водорода в кислоте, по составу их можно классифицировать следующим образом.

Кислые соли

Образованы неполным замещением атомов водорода на металл в кислоте.

В наименованиях кислых солей указывают количество водорода приставками «гидро-» или «дигидро-», название кислотного остатка и название металла. Если металл имеет переменную валентность, то в скобках указывают валентность.

Примеры кислых солей и их наименования:

  • LiHCO3 — гидрокарбонат лития,
  • NaHSO4 — гидросульфат натрия,
  • NaH2PO4 — дигидрофосфат натрия.

Средние соли

Образованы полным замещением атомов водорода в кислоте на металл.

Наименования средних солей складываются из названий кислотного остатка и металла. При необходимости указывают валентность.

Примеры средних солей с названиями:

  • CuSO4 — сульфат меди (II),
  • CaCl2 — хлорид кальция.

Основные соли

  • Продукт неполного замещения гидроксогрупп на кислотный остаток.
  • В наименованиях основных солей указывают количество гидроксид-ионов приставкой «гидроксо-» или «дигидроксо-», название кислотного остатка и название металла с указанием валентности.
  • Пример: Mg(OH)Cl — гидроксохлорид магния.

Двойные соли

  1. В состав входят два разных металла и один кислотный остаток.
  2. Наименование складывается из названия аниона кислотного остатка и названий металлов с указанием валентности (если металл имеет переменную валентность).
  3. Примеры двойных солей и их наименования:
  • KNaSO4 — сульфат калия-натрия,
  • KAl(SO4)2 — сульфат калия-алюминия.

Смешанные соли

  • Содержат один металл и два разных кислотных остатка.
  • Наименования смешанных солей складываются из названия кислотных остатков (по усложнению) и названия металла с указанием валентности (при необходимости).
  • Примеры смешанных солей с наименованиями:
  • CaClOCl — хлорид-гиполхорит кальция,
  • PbFCl — фторид-хлорид свинца (II).

Комплексные соли

  1. Образованы комплексным катионом или анионом, связанным с несколькими лигандами.
  2. Называют комплексные соли по схеме: координационное число + лиганд с окончанием «-о» + комплексообразователь с окончанием «-ат» и указанием валентности + внешняя сфера, простой ион в родительном падеже.
  3. Пример: K[Al(OH)4] — тетрагидроксоалюминат калия.

Гидратные соли

  • В состав входит молекула кристаллизационной воды.
  • Число молекул воды указывают численной приставкой к слову «гидрат» и добавляют название соли.
  • Пример: СuSO4∙5H2O — пентагидрат сульфата меди (II).

Получение солей

Получение средних солей

Средние соли можно образовать в ходе следующих реакций:

    1. Металл + неметалл:
    2. 2Na + Cl2 = 2NaCl
    3. Fe + S =FeS
    4. Так получают только соли бескислородных кислот.
  1. Металл, стоящий левее H2 в ряду активности, с раствором кислоты:

    Mg + 2HCl = MgCl2 + H2

  2. Металл с раствором соли менее активного металла:

    Fe + CuCl2 = FeCl2 + Cu

  3. Основный оксид + кислотный оксид:

    Na2O + CO2 = Na2CO3

  4. Основный оксид и кислота:

    CuO + H2SO4= CuSO4 + H2O

  5. Основание с кислотным оксидом:

    2NaOH + SO3 = Na2SO4 + H2O

  6. Основание с кислотой (реакция нейтрализации):

    Ca(OH)2 + 2HCl = CaCl2 + 2H2O

    • Взаимодействие соли с кислотой:
    • MgCO3 + 2HCl = MgCl2 + H2O + CO2
    • BaCl2 + H2SO4 = BaSO4 + 2HCl
    • Взаимодействие возможно, если одним из продуктов реакции будет нерастворимая соль, вода или газ.
  7. Реакция раствора основания с раствором соли:

    2NaOH + CuSO4 = Na2SO4 + Ba(OH)2

  8. Взаимодействие растворов двух солей с образованием новых солей:

    NaCl + AgNO3 = AgCl + NaNO3

Получение кислых солей

Кислые соли образуются при взаимодействии:

  1. Кислот с металлами:

    Zn + 2H2SO4 = H2 + Zn(HSO4)2

  2. Кислот с оксидами металлов:

    CaO + H3PO4 = CaHPO4 + H2O

  3. Гидроксидов металлов с кислотами:

    Ba(OH)2 + H3PO4 = BaHPO4 + 2H2O

  4. Кислот с солями:

    Ca3PO4 + 4H3PO4 = 3Ca(H2PO4)2

  5. Аммиака с кислотами:

    NH3 + H3PO4 = NH4H2PO4

  1. Получение кислых солей возможно, если кислота в избытке.
  2. Также кислые соли образуются в ходе реакции основания с избытком кислотного оксида:
  3. KOH + CO2 = KHCO3
  4. 2SO2 + Ca(OH)2 = Ca(HSO3)2

Получение основных солей

  1. Взаимодействие кислоты с избытком основания:

    Fe(OH)3 + HCl = Fe(OH)2Cl + H2O

  2. Добавление (по каплям) небольших количеств щелочей к растворам средних солей металлов:

    Cu(NO3)2 + NaOH = CuOHNO3 + NaNO3

  3. Взаимодействие солей слабых кислот со средними солями:

    2MgCl2 + 2Na2CO3 + H2O = [Mg(OH)]2CO3 + CO2 + 4NaCl

    • Реакции солей с лигандами:
    • AgCl + 2NH3 = [Ag(NH3)2]Cl
    • FeCl3 + 6KCN = K3[Fe(CN)6] + 3KCl
    • Zn(OH)2 + 2NaOH = Na2[Zn(OH)4]
    • Al2O3 + 2NaOH +3H2O = 2Na[Al(OH)4]

    Получение двойных солей

    Двойные соли получают совместной кристаллизацией двух солей:

    Cr2(SO4)3 + K2SO4 + 24H2O = 2[KCr(SO4) 2 • 12H2O]

    Химические свойства солей

    Химические свойства средних солей

    1. Растворимые соли являются электролитами, следовательно, могут распадаться на ионы. Средние соли диссоциируют сразу:

      NaCl → Na+ + Cl-

      1. Термическое разложение:
      2. CaCO3 = CaO + CO2
      3. Нитраты разлагаются в зависимости от активности металла соли:

Классификация, получение и свойства солей

Поиск по сайту:  К оглавлению К предыдущему разделу

4. Классификация, получение и свойства солей

Наиболее сложными среди неорганических соединений являются соли. Они очень разнообразны по составу. Их делят на средние, кислые, основные, двойные, комплексные, смешанные.

  • Солями называются соединения, образующие при диссоциации в водном растворе положительно заряженные ионы металлов и отрицательно заряженные ионы кислотных остатков, а иногда, кроме них, ионы водорода и гидроксид-ионы.
  • Соли можно рассматривать как продукты замещения атомов водорода в кислоте атомами металлов (или группами атомов):
  • H2SO4 → NaHSO4 → Na2SO4,
  • Или как продукты замещения гидроксогрупп в основном гидроксиде кислотными остатками:
  • Zn(OH)2 → ZnOHCl → ZnCl2.
  • При полном замещении получаются средние (или нормальные) соли:
  • Ca(OH)2 + H2SO4 = CaSO4 + 2H2O.
  • При растворении средних солей образуются катионы металла и анионы кислотного остатка:
  • Na2SO4 →2Na+ + SO42-.
  • При неполном замещении водорода кислоты получаются кислые соли:
  • NaOH + H2CO3 = NaHCO3 + H2O.
  • При растворении кислых солей в растворе образуются катионы металла, сложные анионы кислотного остатка, а также ионы, являющиеся продуктами диссоциации этого сложного остатка, в том числе ионы Н+:
  • NaHCO3 →Na+ + HCO3-
  • HCO3-   H+ + CO32-.
  • При неполном замещении гидроксогрупп основания  — основные соли:
  • Mg(OH)2 + HBr = Mg(OH)Br + H2O.

При растворении основных солей в растворе образуются анионы кислоты и сложные катионы, состоящие из металла и гидроксогрупп. Эти сложные катионы также способны к диссоциации. Поэтому в растворе основной соли присутствуют ионы ОН-:

  1. Mg(OH)Br → (MgOH)+ + Br- ,
  2. (MgOH)+  Mg2+ + OH-.
  3. Таким образом, в соответствии с данным определением, соли делятся на средние, кислые и основные.

Существуют также некоторые другие типы солей, например: двойные соли, в которых содержатся два разных катиона и один анион: CaCO3×MgCO3 (доломит), KCl∙NaCl (сильвинит), KAl(SO4)2 (алюмокалиевые квасцы); смешанные соли, в которых содержится один катион и два разных аниона: CaOCl2 (или CaCl(OCl)) – кальциевая соль соляной и хлорноватистой (HOCl) кислот (хлорид-гипохлорит кальция). Комплексные соли содержат комплексные катионы или анионы: K3+[Fe(CN)6]−3, K4+[Fe(CN)6]−4, [Cr(H2O)5Cl]2+Cl2−.

Согласно современным номенклатурным правилам, названия солей образуются из названия аниона в именительном падеже и названия катиона в родительном падеже.

Например FeS — сульфид железа (II), Fe2(SO4)3 — сульфат железа (III).

Атом водорода, входящий в состав кислой соли, обозначается приставкой гидро— (NaHSO3 –гидросульфит натрия), а группа ОН- – приставкой гидроксо— (Al(OH)2Cl – дигидроксохлорид алюминия).

Получение солей

Соли тесно связаны со всеми остальными классами неорганических соединений и могут быть получены практически из любого класса. Большинство способов получения солей уже было обсуждено выше (разд. 2, 3), к ним относятся:

  • 1. Взаимодействие основных, кислотных и амфотерных оксидов друг с другом:
  • BaO + SiO2 = BaSiO3,
  • MgO + Al2O3 = Mg(AlO2)2,
  • SO3 + Na2O = Na2SO4,
  • P2O5 + Al2O3 = 2AlPO4.
  • 2. Взаимодействие оксидов с гидроксидами (с кислотами и основаниями):
  • ZnO + H2SO4 = ZnSO4 + H2O,
  • CO2 + 2KOH = K2CO3 + H2O,
  • 2NaOH + Al2O3 = 2NaAlO2 + H2O.
  • 3. Взаимодействие оснований со средними и кислыми солями:
  • CuSO4 + 2KOH = Cu(OH)2↓ + K2SO4,
  • K2SO4 + Ba(OH)2 = 2KOH + BaSO4↓.
  • 2NaHSO3 + 2KOH = Na2SO3 + K2SO3 +2H2O,
  • Ca(HCO3)2 + Ba(OH)2 = BaCO3↓ + CaCO3↓ + 2H2O.
  • Cu(OH)2 + 2NaHSO4 = CuSO4 + Na2SO4 +2H2O.
  • 4. Соли бескислородных кислот, кроме того, могут быть получены при непосредственном взаимодействии металлов и неметаллов:
  • 2Mg + Cl2 = MgCl2.
  • Химические свойства солей

При химических реакциях солей проявляются особенности как катионов, так и анионов, входящих в их состав. Катионы металлов, находящиеся в растворах, могут вступать в реакции с другими анионами с образованием нерастворимых соединений.

С другой стороны, анионы, входящие в состав солей, могут соединяться с катионами с образованием осадков или малодиссоциированных соединений (или же в окислительно-восстановительные реакции).

Таким образом, соли могут реагировать:

1. С металлами Cu + HgCl2 = CuCl2 + Hg , Zn + Pb(NO3)2 = Zn(NO3)2 + Pb.
2. C кислотами Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2↑, AgCl + HBr = AgBr↓ + HCl
3. C солями AgNO3 + NaCl = AgCl↓ + NaNO3, K2CrO4 + Pb(NO3)2 = KNO3 + PbCrO4↓.
4. C основаниями CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2↓ + Na2SO4, Ni(NO3)2 + 2KOH = Ni(OH)2 + 2KNO3.
5. Многие соли устойчивы при нагревании. Однако, соли аммония, а также некоторые соли малоактивных металлов, слабых кислот и кислот, в которых элементы проявляют высшие или низшие степени окисления, при нагревании разлагаются:
  1. CaCO3 = CaO + CO2,
  2. 2Ag2CO3 = 4Ag + 2CO2 + O2,
  3. NH4Cl = NH3 + HCl,
  4. 2KNO3 = 2KNO2 + O2,
  5. 2FeSO4 = Fe2O3 + SO2 + SO3,
  6. 4FeSO4 = 2Fe2O3 + 4SO2 + O2,
  7. NH4NO3 = N2O + 2H2O.

© М.В. Андрюxoва, Л.Н. Бopoдина

К следующему разделу К оглавлению

Основные классы неорганических соединений

Последнее изменение: Суббота, 28 января 2017, 10:20 Пропустить Навигация Пропустить Специальные возможности Пропустить Контакты

Page 2

Пропустить Навигация

  • В начало
    • Страницы сайта
      • Теги
      • Календарь
      • Новости сайта
    • Курсы

      • Региональные ЦОР
        • Детский технопарк «Кванториум»
          • IT квантум
          • VR/AR квантум
          • Промробоквантум
          • Энерджиквантум
          • Наноквантум
          • Хайтек
          • Математика
          • Английский язык
          • Шахматы
        • Русский язык

        • Математика

        • Иностранный язык

          • Английский язык
          • Французский язык
          • Немецкий язык
        • Информатика

        • История и обществознание

        • Химия

        • Физика

        • Начальная школа

          • Русский язык
          • Математика
          • Окружающий мир
          • Внеклассное чтение
          • Иностранный язык
          • Информатика
          • Умники и умницы
        • География

        • Литература

        • Биология

        • Дополнительное образование

        • Технология

        • Основы безопасности жизнедеятельности

        • СПО

      • ЦОР ОО

        • Волжский район
          • МОУ «СОШ № 10
          • МОУ «СОШ №11»
          • МОУ «Лицей прикладных наук»
          • МОУ «СОШ №8»
          • МАОУ «Гимназия № 4»
        • Заводской район

          • МАОУ «Лицей № 15»
          • МОУ «Гимназия №58»
          • МОУ «СОШ №23»
          • МОУ «СОШ № 5»
          • МОУ «Гимназия № 5»
          • ГБУ ДО «ДПМ»
          • МКУ ДО «ЦВР»
          • МУДО «Центр дополнительного образования»
          • ГБУ ДО «Региональный центр допризывной подготовки …
        • Кировский район

          • МОУ «СОШ №71»
          • МОУ «СОШ №73»
          • МОУ Гимназия № 31
          • МОУ «СОШ № 93»
          • МОУ «Прогимназия № 237 «Семицветик»
          • МОУ «СОШ № 51»
          • ЛМИ
          • МОУ «СОШ № 67»
          • МОУ «ООШ № 14»
          • МАУДО ЦДТ “СОЗВЕЗДИЕ-К”
            • ПК «Восход»
            • ПК «Дельта»
            • КВР «Островок»
            • ПК «Ромашка»
            • ПК «Ровесник»
            • ПК «Дружба»
            • ПК «Смена»
            • ПК «Факел»
            • ПК «Юность»
            • Краткосрочные программы
          • МКУ ДО «ЦТДиМ»

          • Лицей «Солярис»

          • ГА ПОУ СО «СТПТиАС»

        • Ленинский район

          • МОУ «Гимназия №89»
          • МОУ «СОШ №46»
          • МОУ «СОШ №55»
          • МАОУ «Лицей № 36»
          • МОУ «СОШ № 76»
          • МОУ «СОШ №63 с УИП»
          • МОУ «СОШ №41»
          • МОУ «СОШ № 103»
          • МОУ «СОШ № 48»
          • МОУ «СОШ №57″
          • МОУ «СОШ № 49»
          • МАОУ «Гимназия №108»
          • МОУ «СОШ №52»
          • МБЛ
          • МУ ДО «Центр детского творчества»
          • МОУ «Лицей 56»
          • МБЛ
            • Олимпиада_Физика
            • Олимпиада_Информатика и ИКТ
            • Олимпиада_Математика
        • Октябрьский район

          • МАОУ «Лицей №62»
          • МАОУ «Лицей №3»
          • Гимназия № 1
          • МОУ «СОШ № 45»
          • МАУ ДО «Центр дополнительного образования для детей»
        • Фрунзенский район

          • МОУ «СОШ №18»
          • МАОУ «Гимназия № 3»
          • МОУ СОШ № 1
          • ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ»
          • МАУДО «ДТДиМ»
          • МАДОУ «ДС № 236 Лукоморье»
          • МУДО «Детско-юношеский центр»
          • МУДО «Центр детского творчества»
          • МОУ СОШ № 77
        • ОУ городского подчинения и ГБУ

          • МАОУ «ЛГН»
          • МОУ «Гимназия №2»
          • Ассоциация попечителей образования
          • МАОУ «Физико-технический лицей № 1»
          • ЛИЕН
          • МУДО «Центр туризма, краеведения и морской подгото…
          • МАУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи»
        • Саратовская область

          • Александрово — Гайский район
            • МБОУ СОШ с. Новоалександровка им. Героя Советско…
            • МБОУ СОШ№ 1 с.Александров-Гай Саратовской области
            • МБОУ ДО «ЦДТ» с. Александров-Гай Александрово-Гайс…
          • Аткарский район

            • МОУ — СОШ №1 г. Аткарска
            • МОУ — СОШ №3 г. Аткарска
            • МОУ-СОШ села Марфино Аткарского района
            • МАУ ДО «Центр детского творчества города Аткарска …
          • Балаковский район

            • МАОУ Гимназия № 1
            • МАОУ Гимназия №2 г.Балаково
            • МАОУ «СОШ №2»
            • МАОУ «ООШ № 10» г. Балаково
            • МАОУ СОШ №13 г. Балаково
            • МАОУ «СОШ №16»
            • МОУ «СОШ №19»
            • МАОУ СОШ № 26
            • СОШ № 28
            • МАОУ «ООШ с. Еланка»
            • МАУДО ЦДО г. Балаково
            • ГАПОУ СО БПТ
          • Балашовский район

            • МБУДО Центр «Созвездие» г. Балашов
          • Вольский район

            • МОУ «СОШ с. Черкасское»
            • МОУ «СОШ с. Терса»
            • МОУ «СОШ №11» г. Вольск
            • Гимназия № 1
            • ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И….
            • МУДО ВМР «ЦДО «Радуга»
          • Воскресенский район

            • МОУ «СОШ с. Воскресенское»
            • МОУ «СОШ с. Синодское»
          • Дергачевский район

            • МОУ СОШ № 1
            • МОУ «ООШ с. Верхазовка»
            • МОУ «СОШ п. Первомайский»
            • МОУ «СОШ с. Демьяс»
            • МОУ «СОШ № 2»
            • МУДО «Дом детского творчества»
          • Духовницкий район

            • МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое»
            • МОУ «СОШ имени Н.В. Грибанова с. Брыковка»
          • Екатериновский район

          • Ершовский район

            • МОУ «СОШ №3»
            • МОУ «СОШ №5»
            • МОУ «СОШ № 2»
            • СОШ п.Учебный
            • МБОУ «Дом детского творчества»
          • Ивантеевский район

            • МОУ «СОШ с. Ивантеевка»
            • Гимназия
            • МУ ДО «Дом детского творчества»
          • Калининский район

            • ГАПОУ СО «КТА»
            • МБУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа г. Калин…
            • МБОУ «СОШ с.Симоновка Калининского района Саратовс…
            • МБУ ДО «Дом детского творчества г. Калининска Сара…
            • МБОУ «СОШ с. Колокольцовка»
            • МБОУ «СОШ с. Озерки»
            • МБОУ «СОШ с.Симоновка»
          • Красноармейский район

            • МБОУ СОШ № 2
            • МОУ «СОШ № 3»
            • МБОУ «СОШ № 11 с. Золотое»
            • МБУДО «ЦТОТД и М г.Красноармейска»
            • МОУ «СОШ № 8»
          • Краснокутский район

            • МОУ «СОШ №3»
            • МОУ «СОШ № 1»
            • МОУ «СОШ с.Логиновка»
            • МОУ — СОШ с. Лебедевка
            • МОУ — СОШ №2
          • Краснопартизанский район

            • МУ ДО «Районный Дом детского творчества р.п. Горный «
          • Лысогорский район

            • МБОУ «СОШ № 2 р.п. Лысые Горы»
            • МОУ «СОШ № 1 р.п. Лысые Горы»
            • МБОУ «СОШ с. Широкий Карамыш»
            • МБОУ «СОШ с. Большая Рельня»
            • МБУ ДО «ЦДОД» р.п. Лысые Горы
            • МБОУ «ООШ с. Юнгеровка»
            • МБОУ «СОШ с. Двоенки»
            • МБОУ «СОШ с. Атаевка»
            • МБОУ «СОШ с. Бутырки»
            • МБОУ «СОШ п. Яблочный»
            • МБОУ «СОШ п. Октябрьский»
            • МБОУ «СОШ с. Невежкино»
          • Марксовский район

            • МОУ СОШ с. Подлесное
            • МОУ «СОШ с. Павловка»
            • МОУ «СОШ с. Кировское»
            • МБОУ-СОШ №6 г. Маркса
            • МОУ — СОШ п. Осиновский
            • МОУ «СОШ c. Липовка»
            • МОУ — СОШ с. Баскатовка
            • МОУ — Лицей г. Маркса
            • МОУ «СОШ № 4» г. Маркса
            • МОУ СОШ с. Звонаревка
            • МОУ-СОШ с Орловское
            • МОУ — СОШ №1
            • МУ ДО – Центр внешкольной работы
          • Новобурасский район

            • МОУ «СОШ п. Динамовский
            • МОУ «СОШ с. Гремячка»
            • МОУ «СОШ №1»
            • с. Тепловка
          • Новоузенский район

            • МОУ СОШ № 8
            • МУ ДО «ДДТ г. Новоузенска»
            • ГАПОУ СО «Новоузенский агротехнологический техникум»
          • Озинский район

            • МОУ «СОШ р.п. Озинки»
              • Метапредметный курс «Биология + Химия»
            • МОУ «СОШ п. Сланцевый рудник»

            • МОУ «Школа с. Новочерниговка»

            • МБУДО «Дом детского творчества р.п. Озинки»

          • Перелюбский район

            • СОШ с. Иваниха
            • МБОУ «СОШ с. Н. Покровка»
            • МБОУ «СОШ с.Натальин Яр»
            • МБОУ «СОШ с.Грачев Куст»
            • МБОУ «СОШ имени М.М. Рудченко»
          • Петровский район

            • МОУ СОШ № 8
            • МБОУ СОШ № 3
            • МБУ ДО «Детско-юношеский центр» г. Петровск
            • МБУДО «Детско-юношеская спортивная школа имени Т.В…
            • МБУДО «ДОООЦ «ДЕЛЬФИН» г. Петровск
            • МБОУ «СОШ № 2»
            • МБОУ «ООШ № 5»
          • Питерский район

            • МУ ДО «Дом детского творчества»
          • Пугачевский район

            • МОУ «СОШ №14 г. Пугачёва им. П.А.Столыпина»
            • МОУ СОШ с. Старая Порубёжка
            • МОУ «СОШ с. Заволжский»
            • МОУ «СОШ №2 г. Пугачева»
            • МОУ «СОШ № 13 г. Пугачева Саратовской области имен…
            • МБУ ДО «Центр развития творчества детей и юношеств…
          • Ровенский район

            • МБОУ «СОШ с. Скатовка»
            • МБУ ДО «Дом детского творчества р.п.Ровное»
          • Ртищевский район

            • МОУ «СОШ № 7»
            • СТЮТ г. Ртищево
            • МОУ «Владыкинская СОШ» Ртищевского района
          • Саратовский район

            • МОУ«СОШ с. Багаевка им. Н.В. Котлова»
            • МОУ «СОШ с.Березина Речка»
            • МОУ «СОШ п. Дубки»
            • МОУ «СОШ с. Синенькие»
            • МОУ «СОШ р.п. Соколовый»
            • МОУ «СОШ с.Усть-Курдюм»
          • Самойловский район

            • МУ ДО «ЦДТ р.п. Самойловка»
          • Советский район

            • МБОУ «СОШ №1» р.п. Степное
            • МБОУ «Лицей»
            • МБОУ-ООШ с. Розовое
            • МБОУ «СОШ р.п. Пушкино»
            • МБУ ДО-РДДиЮ Советского района.
          • Татищевский район

            • МОУ «СОШ с. Сторожевка»
            • МОУ «СОШ с. Мизино-Лапшиновка
            • МОУ «СОШ с. Ягодная Поляна»
            • МОУ «Татищевский лицей»
            • МОУ «СОШ с. Вязовка»
            • МОУ «СОШ с. Октябрьский Городок»;
            • МОУ «СОШ п. Садовый»
            • МОУ «СОШ с. Идолга»
          • Хвалынский район

            • МОУ СОШ № 1 г. Хвалынска
            • МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»
              • Звуковая культура речи
              • Флористика
              • 3-д моделирование
              • ИКТ
              • Трудовое обучение(технический труд)
              • Краеведение
              • ИЗО
              • Лепка
              • Цветоводство
              • Лесничество
              • Брейк-данс
              • Волонтерство
              • Логика
              • Дизайн
              • Философия
              • Лесничество
            • п. Возрождение

            • МОУ «СОШ с. Апалиха

            • МОУ СОШ №2

              • Русский язык
              • Литература
              • История, обществознание
              • Математика
              • Информатика, физика, астрономия
              • Иностранный язык
              • Музыка
              • Химия, биология
              • Начальная школа
          • Энгельсский район

            • МОУ «СОШ №1»
            • МБОУ ООШ № 2
            • МОУ «СОШ № 3»
            • МБОУ «СОШ №4»
            • МБОУ «СОШ №9»
            • МБОУ «ООШ №10»
            • МОУ «СОШ №12»
            • МБОУ «СОШ №15»
            • МБОУ «СОШ №18»
            • МОУ «СОШ №19»
            • МБОУ « СОШ №20»
            • МОУ «СОШ № 21»
            • МБОУ «СОШ №24»
            • МОУ ООШ №26
            • МОУ «СОШ №30 им. П. М. Коваленко»
            • МБОУ «СОШ №32»
            • МБОУ «СОШ№33»
            • МОУ «СОШ №42»
            • МАУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи»
            • МУ ДО «Центр «Позитив»
            • МОУ «СОШ п. Пробуждение им. Л. А. Кассиля»
            • МБОУ «СОШ с. Генеральское»
            • МОУ «СОШ «Патриот» с кадетскими классами»
            • МОУ «СОШ с.Заветное»
            • МОУ «СОШ с. Узморье им. Ю.А.Гагарина»
            • МОУ «ООШ с. Квасниковка»
            • МОУ «СОШ п. им. К Маркса»
            • МОУ «ООШ с. Ленинское»
            • МОУ «СОШ с.Широкополье»
            • МОУ «СОШ с. Зеленый Дол»
            • МОУ «ООШ с. Безымянное»
            • МОУ «СОШ п.Бурный»
            • МОУ «ООШ с. Титоренко»
            • МБОУ «СОШ с Красный Яр
            • МАОУ «Образовательный центр № 1» ЭМР
            • ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»
            • МБОУ «СОШ с. Старицкое»
            • МОУ «СОШ п. Коминтерн»
            • МОУ «СОШ с. Липовка»
            • МОУ «СОШ с. Шумейка»
            • МОУ «СОШ с.Воскресенка»
          • МОУ «СОШ №12 г. Шиханы»

          • Турковский район

          • ЗАТО «Светлый»

            • МУ ДО ЗАТО Светлый
            • МОУ СОШ №3 им. В.Н. Щеголева
            • МОУ «СОШ №2 им. В.А. Коновалова»
          • Федоровский район

          • Балтайский район

            • МБУ ДО «Дом детского творчества Балтайского района
        • СОИРО

          • Проект 2021
          • Проект 2020
          • Проект 2019
          • КОНКУРС_2022
          • Семинар 7.10
          • Проект 2022
      • Дистанционное обучение детей-инвалидов

        • О проекте
        • МЦДОДИ
        • Мероприятия для МЦДОДИ
      • О портале

      • Нормативные документы

      • Российские цифровые образовательные платформы

      • Видеоконференция

        • Создание видеоконференции
        • Конкурсы
      • Семинары

        • 15-16.11.2021Семинар «Дистанционные формы обучения…
        • Семинар 7 октября 2021
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Станок