Плотность арматуры перед горелками

Запорная арматура составляет более 80% всех устройств, объединённых понятием «трубопроводная арматура». Предназначена она для перекрытия потока рабочей среды трубопровода. Это краны, вентили, клапаны, задвижки и заслонки.

Используется запорная арматура на магистралях самого разного предназначения. Соответственно, и требования к ней могут выдвигаться самые разные: от общих, до специальных, отвечающим особым условиям эксплуатации.

В этой статье мы рассмотрим требования к запорной арматуре, сформулированные в различных нормативных документах. А также выясним, какие проводятся испытания трубопроводной арматуры для подтверждения её соответствия этим требованиям.

Основные требования

Независимо от типа и предназначения конкретного изделия, к запорной арматуры выдвигаются следующие общие требования:

  • Минимальный срок эксплуатации должен составлять 25-30 лет;
  • Минимальный ресурс — 1000 циклов без снижения класса герметичности;
  • Усилие для привода механизма запорной арматуры не должно быть больше 300 Н/м (арматура камерной установки), и 250 Н/м (арматура бескамерной установки);
  • Герметичность арматуры должна обеспечиваться с обеих сторон присоединения;
  • Присоединительные размеры должны соответствовать принятым в Российской Федерации размерам труб, резьбовых и фланцевых соединений;
  • Устанавливаемая на трубопроводах запорная арматура должна иметь указатель направления движения потока рабочей среды, а также указатели положений «ОТКРЫТО» и «ЗАКРЫТО».

Общие требования безопасности

Общие требования безопасности трубопроводной арматуры изложены в ГОСТ Р 53672-2009. В части 6.3 этого документа сказано, что требования, предъявляемые к запорной арматуре, конкретизированы в зависимости от типа арматуры. Стандарты на клапаны изложены в ГОСТ 5761; дисковые затворы — ГОСТ Р 53673; задвижки — ГОСТ 5762, а краны должны соответствовать требованиям стандарта ГОСТ 21345.

Нормы и классы герметичности (А – В(В1) – С(С1)) указаны в ГОСТ 9544, а зависят от типа и давления рабочей среды.

ГОСТ Р 53672-2009 содержит требования к материалам, из которых изготавливается арматура; к её маркировке и эксплуатационной документации; а также требования безопасности при изготовлении, включении эксплуатации и ремонте трубопроводной арматуры.

Требования к маркировке трубопроводной арматуры

Часть 6.6 ГОСТ Р 53672-2009 формулирует требования к маркировке трубопроводной арматуры. Она должна быть нестираемой, и хорошо различаться. К обязательным обозначениям относятся следующие данные:

  • Наименование производителя (или его торговый знак);
  • Материал, из которого изготовлен корпус;
  • Для арматуры с регламентированным направлением рабочей среды — стрелка, указывающая это направление;
  • Значения PN, Pp, P при максимальной температуре рабочей среды (давление номинальное/рабочее/расчетное);
  • Значение DN (номинальный диаметр);
  • Для арматуры с маркировкой Pp должна быть указана максимальная температура рабочей среды.

Требования к запорной арматуре тепловых сетей

На тепловых сетях запорная арматура устанавливается:

  • На всех выводах ТС от источника тепловой энергии, вне зависимости от диаметра магистрали и вида теплоносителя;
  • На трубопроводах диаметром от 100 мм на расстоянии максимум 1000 метров друг от друга (водяные теплосети);
  • В узлах ответвлений трубопроводов диаметром от 100 мм паровых и водяных тепловых сетей.

Требования к запорной арматуре тепловых сетей регламентируют материалы, из которых должны быть изготовлены те или иные устройства, устанавливаемые в определённых местах магистрали. Так, на выводе сети от источника тепла, на самой тепловой сети и на вводе в Центральные тепловые пункты должна устанавливаться только арматура из стали.

Не разрешено устанавливать запорную арматуру из серого чугуна на трубопроводах тепловых сетей в регионах с температурой воздуха ниже -10°С (кроме ТП и сетей горячего водоснабжения).

Разрешается использовать арматуру из бронзы и латуни на трубопроводах тепловых сетей, если температура рабочей среды (горячая вода) не превышает 200°С.

Требования к запорной арматуре, устанавливаемой на газопроводе

Требования к устанавливаемой на газопроводах запорной арматуре обусловлены особенностями и характеристиками транспортируемой по ним рабочей среды. Давление газа на магистральном газопроводе может достигать 100 кгс/см2, а температура на выходе из компрессорной станции — 120°С.

В составе газа имеются компоненты, способные вызывать коррозию металла, к таким относятся, например, сероводород и углекислый газ. Кроме того, в тех или иных пропорциях, в газе могут содержаться конденсированная вода, метанол, диэтиленгликоль, газовый конденсат, механические примеси.

Таким образом, к устанавливаемой на газопроводах арматуре выдвигаются следующие требования:

  • Минимальное гидравлическое сопротивление;
  • Герметичное отключение определённого участка, аппарата или сосуда от основного трубопровода, для безопасности проведения ремонтных работ;
  • Соединения арматуры с трубопроводом, разъёмы корпуса и уплотнения должны быть полностью герметичны;
  • Конструкция арматуры должна обеспечивать удобное обслуживание быстрое открытие/закрытие, а требуемое для этого усилие при ручном управлении не должно превышать допустимых значений;
  • Диаметр запорной арматуры должен соответствовать диаметру трубопровода, для беспрепятственного прохода продувочных шаров и очистных ершей.

К арматуре, устанавливаемой на газо- и нефтепроводах, выдвигаются и требования по огнестойкости. Пожаробезопасность арматуры обеспечивается применением в её конструкции огнестойких материалов, герметичностью и специальными испытаниями на огнестойкость (ГОСТ Р 53672-2009, часть 4.3.3).

Испытания арматуры на соответствие требованиям по огнестойкости проводятся в т.н. «целлюлозном режиме», максимально соответствующем температурному режиму реального пожара. Условия такого режима горения определены ГОСТ 30247.0-94.

Методы контроля и испытания трубопроводной арматуры

Испытания арматуры на соответствие требованиям проводятся в испытательных лабораториях трубопроводной арматуры. Для этого используются испытательные стенды. Различные испытательные стенды трубопроводной арматуры используются для проверки соответствия тех или иных характеристик.

Так, стенд гидравлических испытаний трубопроводной арматуры применяется для испытания следующих характеристик:

  • Плотность и прочность материала работающей под давлением арматуры и сварных швов;
  • Прочность изделия в сборе;
  • Герметичность.

В испытательной лаборатории трубопроводной арматуры используются также стенды горячих испытаний, искусственного климата, стенд определения гидравлических характеристик, вакуумный и пневматический стенды.

По результатам испытания трубопроводной арматуры оформляются соответствующие документы:

  • Журнал испытаний трубопроводной арматуры;
  • Протокол испытаний;
  • Акт испытаний трубопроводной арматуры.

Образцы Акта испытаний трубопроводной арматуры и других документов приведены ниже:

  • Рекомендуемая форма (образец) Акта испытаний трубопроводной арматуры

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Cтраница 3

Даже — весьма незначительный РїСЂРѕРїСѓСЃРє, РЅРµ устраненный РґРѕ установки арматуры РЅР° трубопровод, РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє быстрому РёР·РЅРѕСЃСѓ уплотнительных поверхностей, который прогрессирует СЃРѕ временем. Поэтому РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ контроля плотности арматуры РїСЂРё ее технической приемке СЃ завода или РїСЂРё ремонте нужно уделять РѕСЃРѕР±РѕРµ внимание.  [31]

Серьезную опасность представляет также нарушение режима растопки и эксплуатации котлов на газе и мазуте.

РћСЃРѕР±РѕРµ внимание должно уделяться плотности газовой Рё мазутной арматуры, соединениям труб, состоянию газовой Рё мазутной частей горелок, исправности средств контроля, защиты Рё автоматики.  [32]

После проверки толщины стенок РїСЂРёР±РѕСЂРѕРј РЈР�Рў-Рў10 инспектор котлонадзора РїСЂРѕРІРѕРґРёС‚ внутренний осмотр Рё гидравлическое испытание резервуара. После удаления РІРѕРґС‹ РёР· резервуара осуществляют пневматическое испытание РЅР° плотность арматуры Рё соединений РіСЂСѓРїРїРѕРІРѕР№ установки.  [33]

После пуска агрегата были обнаружены в избыточном паре и конденсате большие количества аммиака и органических соединений.

Аммиак Рё органические соединения были найдены РїСЂРё выяснении причин нарушений плотности арматуры паропроводов Сѓ потребителей пара Рё конденсата РЅР° заводе; была нарушена также работа химической водоочистки. Р�сследованиями установлено, что аммиак Рё органические соединения образуются РїСЂРё конверсии РЎРћ РІ результате побочных реакций.  [34]

После тщательной очистки котла от накипи и грязи его промывают, а затем сушат, разведя в топке слабый огонь, при незначительно открытом регистре.

Необходимо также проверять плотность кранов Рё вентилей, предварительно смазав РёС… солидолом, плотность арматуры, если РѕРЅР° остается РЅР° котле; заменять РІСЃРµ сомнительные прокладки; сменять влагопо-глощающие вещества периодически, РїРѕ мере насыщения РёС… влагой, Рё предохранять РѕС‚ попадания влагопоглощающих веществ РЅР° стенки котла РІРѕ избежание РёС… ржавления.  [35]

После окончания работы баллоны с газами-заменителями нельзя хранить на рабочем месте, иХ следует убирать в специально отведенное для этого помещение.

Необходимо регулярно ( не реже одного раза в смену) контролировать, состояние и плотность арматуры, шлангов и трубопроводов; не допустима утечка горючего газа в атмосферу.

РџСЂРё обнаружении утечки газа РІ помещении работы РІ нем СЃ открытым огнем должны быть немедленно прекращены Рё РјРѕРіСѓС‚ возобновляться только после устранения утечки Рё полного проветривания помещения.  [36]

Текущий, или профилактический ремонт арматуры, находящейся в эксплуатации, производится дежурным персоналом.

РЎСЋРґР° относится подтяжка сальников, фланцевых соединений, смазка, проверка арматуры РЅР° плавность С…РѕРґР°, Р° также проверка РЅР° плотность арматуры Рё устранение РґСЂСѓРіРёС… мелких неисправностей.  [37]

Текущий, или профилактический, ремонт производится дежурным персоналом.

Рљ работам этого РІРёРґР° ремонта относится подтяжка сальников, фланцевых соединений, смазка, проверка арматуры РЅР° плавность С…РѕРґР°, Р° также проверка РЅР° плотность арматуры Рё устранение мелких неисправностей.  [38]

Для включения и отключения аппаратов должны применяться запорные задвижки и вентили, специально для этой цели устанавливаемые.

Регулирование подачи пара или РІРѕРґС‹ запорными задвижками или вентилями РЅРµ должно производиться, так как РїСЂРё частом пользовании РёРјРё изнашиваются уплотняющие части, теряется плотность арматуры Рё запорные органы становятся непригодными для плотного отключения аппаратов.  [39]

Одним из существенных элементов трубопроводов является арматура, эксплуатации которой должно быть уделено серьезное внимание.

При эксплуатации арматуры наиболее часто наблюдаются нарушения ее плотности ( парение и течь), а также затруднения при открытии и закрытии.

Плотность арматуры зависит от обработки и притирки уплотнительных поверхностей.

Во избежание выхода арматуры из строя следует особенно тщательно путем промывки и продувки очищать трубопроводы при их первичном пуске.

Различные частицы, попадающие под уплотняющие поверхности арматуры при ее закрытии, создают неплотности, протекая через которые, среда быстро изнашивает соприкасающиеся поверхности.

Парение Рё течь наблюдаются РёР·-Р·Р° дефектов литья, фланцевого соединения или сальникового уплотнения. РџСЂРё появлении парения или течи необходимо немедленно принять меры для РёС… ликвидации. Работа СЃ парением или течью выводит РёР· строя поверхность фланца Рё РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє повреждению шпинделя.  [40]

Наличие же узкой щели в затворе приводит к быстрому эрозионному износу последнего.

Для обеспечения плотности ( непроницаемости) важное значение имеют качество обработки и правильный подбор материала сопрягаемых уплотнительных поверхностей.

Существующий метод контроля плотности арматуры путем гидравлического испытания РІРѕРґРѕР№ ( РїСЂРё температуре 20 РЎ) РЅРµ гарантирует надежной ее работы.  [41]

Прежде всего отметим, что РІ практике ремонтов имели место попытки применять различные СЃРїРѕСЃРѕР±С‹ наблюдения протечек РїСЂРё испытаниях арматуры, РЅРѕ лишь РґРІР° СЃРїРѕСЃРѕР±Р° нашли широкое применение, Р° именно: визуальный СЃРїРѕСЃРѕР± Рё РїРѕ падению давления РІ системе. Визуальный СЃРїРѕСЃРѕР± повсеместно признан наиболее простым Рё надежным; контроль РїРѕ давлению РІ практических условиях проводить затруднительно РІРІРёРґСѓ наличия РІ испытываемой системе РІРѕР·РґСѓС…Р°, Р° также РїРѕ причине колебания температур. Р’РўР� Рё ЦКТР� РІ СЃРІРѕРёС… исследованиях плотности арматуры также указывают РЅР° визуальный СЃРїРѕСЃРѕР±, как РЅР° более совершенный вообще.  [42]

Наиболее эффективны испытания паровой арматуры перегретым паром, приближающие контроль к фактическим условиям работы, однако организация их сложна, а стоимость высока.

Трудно обнаружить малые протечки в неплотных соединениях и невозможно визуальное наблюдение протечек при испытании корпусов.

Читайте также:  Работа резчиком металла вахта

Р’РІРёРґСѓ этого ЦКТР� рекомендует паровые испытания плотности арматуры лишь для первых экземпляров новых конструкций.  [43]

Газопроводы отключают РѕС‚ горелок Рё топки заглушками Рё газопроводы среднего давления спрессовывают РЅР° прочность РІРѕР·РґСѓС…РѕРј РїСЂРё 0 45 РњРџР° Рё РЅР° плотность РїСЂРё 0 1 РњРџР°, Р° газопроводы РЅРёР·РєРѕРіРѕ давления — РїСЂРё 0 1 Рё 0 01 РњРџР° соответственно. Падение давления РїСЂРё испытании РЅРµ должно превышать РЅРѕСЂРј, установленных Правилами ведения газового хозяйства. РџРѕ манометрам РЅР° топке Рё перед горелками убеждаются РІ плотности арматуры, поочередно отключая участки трубопровода, находящиеся РїРѕРґ давлением РІРѕР·РґСѓС…Р°. Р’ случае падения давления проверяют Рё ремонтируют арматуру. Затем давление снижают РґРѕ РЅРѕСЂРјС‹ Рё осматривают газопровод Рё арматуру. Р’СЃСЏ арматура перед горелками оставляется РІ закрытом положении. РџСЂРё отсутствии дефектов газовой системы составляют акт Рѕ готовности ее Рє РїСЂРѕРґСѓРІРєРµ газом Рё наладке.  [44]

РџСЂРё эксплуатации арматуры, установленной РЅР° котле, необходимо следить Р·Р° ее плотностью, отсутствием парения через фланцевые соединения или сальниковое уплотнение, Р·Р° легкостью С…РѕРґР° шпинделя РїСЂРё открывании Рё закрывании арматуры. Особенно быстро изнашиваются задвижки Рё вентили, которыми РІ эксплуатации пользуются для регулирования расхода РІРѕРґС‹ или пара. Перед каждым РїСѓСЃРєРѕРј котельного агрегата РІСЃСЏ установленная арматура должна проверяться РЅР° легкость С…РѕРґР° путем открывания Рё закрывания ее. РџСЂРё работе котельного агрегата плотность арматуры проверяется ощупыванием трубопровода, который РїСЂРё закрытом положении арматуры должен быть холодным.  [45]

Страницы:      1    2    3    4

Эксплуатация газовых котельных

Эксплуатация газовых котельных — это общие мероприятия по подготовке и обслуживанию котельного и вспомогательного оборудования, не связанного непосредственно с газом, остаются такими же, как при работе котлов на твердом топливе. Эксплуатация газовых котельных после летнего перерыва производится машинистами в присутствии лица, ответственного за эксплуатацию котельной. При этом необходимо проделать следующую работу:

  • при входе в котельную включить дежурное электроосвещение во взрывобезопасном исполнении;
  • провентилировать котельную в течение 10 мин независимо от того, ощущается запах газа или нет включив вытяжной вентилятор во взрывобезопасном исполнении (если вентилятора нет — провентилировать котельную, открыв окна и двери); включить общее электроосвещение; проверить положение арматуры: все газовые задвижки и краны, кроме кранов на продувочных газопроводах. должны быть закрыты; открыть шиберы за всеми котлами, чтобы можно было удалить из топок и газоходов газ, случайно проникший в них из-за возможной не плотности запорной газовой арматуры; открыть регуляторы подачи первичного воздуха или ручные заслонки на воздухопроводе перед горелками и на поддувале под ними, включить v в работу дутьевой вентилятор и вентилировать топки и газоходы всех котлов не менее 10 мин; у смесительных горелок давление воздуха в это время должно быть не менее 40- 50 мм вод. ст.
  • снять заглушку у первой по ходу газа задвижки (это делает представитель городской эксплутационной организации, ведающей газом);
  • открыть примерно на четверть хода первую задвижку на газовом вводе, чтобы избежать выброса ртутя или воды из жидкостного манометра, присоединенного к коллектору газопровода котельной (полностью задвижка открывается после установления в газопроводе рабочего давления );
  • поднять тарелку у запорного предохранительного клапана и сцепить крючки его рычагов;
  • открыть все газовые задвижки и краны по ходу газа (кроме задвижек и кранов перед котлами и горелками);
  • замерить давление газа на газовом вводе до регулятора и коллектора газопровода котельной, произвести проверку плотности фланцевых н резьбовых соединений (мыльный раствор наносят кисточкой, отсутствие мыльных пузырей указывает на отсутствие утечки газа), пользоваться огнем при проверке плотности газо-провода запрещается;
  • открыть задвижку или кран перед пускаемым котлом и продуть газопровод в течение 2 — 5 мин через продувочную линию для вытеснения газо-воздушной смеси;
  • перед самым розжигом горелок котла закрыть кран на продувочной газопроводе.

Эксплуатация газовых котельных включает в себя устранение неисправностей газового оборудования и ликвидации утечек газа, а также до получения от заведующего разрешения на пуск котельной на газообразном топливе растопка котлов запрещается. Пуск и наблюдение за котлами, работающими на газообразном топливе без автоматики. После проведения всех подготовительных работ производят пуск котлов в работу, для чего необходимо:

  • зажечь переносной запальник; поднести зажженный запальник через глазок к основной горелке и убедиться, что пламя его не погасло;
  • медленно открывая кран у горелки, зажечь газ;
  • при воспламенении газа и устойчивом его горении следует погасить запальник; если газ не воспламенился или начавшееся горение прекратилось, следует немедленно прекратить подачу газа к горелке и начать розжиг заново после повторной вентиляции топки;
  • отрегулировать горение газа путем медленного открытия воздушной заслонки до получения прозрачного голубоватого пламени;
  • после пуска котла необходимо установить молоточек у предохранительного клапана на газовом вводе, чтобы включить его в работу;
  • это возможно только после розжига основной горелки у котла, когда начнется поступление газа и его давление за регулятором и под мембраной клапана будет меньше, чем до регулятора.

Если при вводе запальника в топку пламя погаснет, нужно немедленно отключить его, шибером убавить тягу за котлом, снова разжечь запальник и ввести его в топку (к горелке).

Если в процессе розжига погаснет пламя запальника и у горелки котла, нужно немедленно закрыть газовый кран н задвижку перед горелкой и выключить запальник. Причиной такого явления может быть чрезмерная тяга в топке, в результате чего произошел отрыв пламени от горелок.

В этом случае после выключения горелок необходимо провентилировать топку и газоходы в течение 10 мин и, убавив тягу за котлом до 10 Па (I мм вод. ст.), произвести повторное зажигание горелок.

Растопку котлов следует вести медленно, в целях равномерного прогрева всех его частей, наблюдая одновременно за работой всего оборудовании котельной.

В зависимости от требуемой нагрузки машинист должен регулировать газовые горелки, добиваясь полного сгорания газа, проверяя это по показаниям газоанализатора или по цвету и длине пламени.

Машинист должен следить за тем, чтобы горящий факел не соприкасался с металлической поверхностью котла, так как при этом понижается температура пламени и сгорание делается неполным, коптящим, на поверхности нагрева котла откладывается сажа, у чугунных котлов появляются трещины вследствие местных перегревов. Для укорочения пламени следует отрегулировать горение газа и убавить тягу за котлом, руководствуясь показаниями тягомера.

Машинисты во время дежурства обязаны через каждый час производить замеры давлений газа, воздуха, воды и пара, температуры наружного воздуха, воды в котлах. Эти данные должны записываться в суточную ведомость.

Пуск и наблюдение за работой котлов, снабженных автоматикой. В качестве примера рассмотрим пуск котла с форкамерными или подовыми горелками и автоматикой ПМА.

После выполнения подготовительных работ приступают к розжигу основных горелок, для чего открывают кран запальника, зажигают его и, устанавливают в отверстие над запальной горелкой. После этого закрывают кран на свече.

Для включения в работу автоматики безопасности котла поворачивают рукоятку блока безопасности против часовой стрелки до упора. Через 6 — 10 с рукоятку возвращают в исходное положение. При этом усилитель блока должен оставаться в вертикальном положении (он виден через прозрачный фонарь крышки блока).

Если усилитель падает, то это свидетельствует о том, что один из параметров, контролируемых автоматикой безопасности, отклоняется от нормы. В этом случае нужно проверить положение кранов перед горелками и заслонками камеры отбора разрежения (они должны быть закрыты), а также величину давления газа перед котлом, разрежение в топке и температуру воды.

Убедившись, что все указанные параметры находятся в нормальных пределах, повторно производят операции пуска.

Несмотря на принятые меры, усилитель не держится в вертикальном положении, необходимо приостановить пуск и вызвать представителя службы гор газа. Клапан-отсекатель котла открывается с помощью ручного взвода.

Для этого, убедившись, что запальник продолжает гореть, открывают кран перед горелкой, против которой установлен запальник. Через некоторое время (1 2мин), необходимое для нагрева термопары, нажимают и отпускают кнопку электромагнитного клапана и плавно поочередно открывают краны перед остальными горелками.

Убедившись в том, что горелки работают нормально, закрывают трехходовой кран запальника и вынимают его из топки.

Эксплуатация газовых котельных включает в себя регулирование количества работающих котлов с автоматикой.

Когда давление газа перед горелками работающих котлов повышается до максимального для данной котельной при повышении нагрузки, дополнительно включается новый котел. При снижении нагрузки давление газа перед котлами падает.

В котельной, снабженной газом низкого давления, часть котлов (не более половины) автоматически отключается при понижении давления газа до величины нижнего предела регулирования.

Регулировка систем автоматики при пуске котлов после остановки на летний период.

В начале отопительного сезона при пуске котлов необходимо произвести дополнительную регулировку системы автоматики: настроить режим горения (соотношение газ воздух) проверить соответствие температур наружного воздуха и горячей воды отопительному графику, проверить настройку параметров автоматики безопасности. Работы по регулировке систем автоматики проводятся в порядке профилактического обслуживания paботниками специальных служб и системе городского хозяйства.

В инструкции по эксплуатации устройств автоматики отопительных котельных есть требование консервации приборов и узлов после окончания отопительного периода для предохранения наиболее ответственных узлов автоматики от загрязнений и коррозии.

В акте консервации фиксируют работы, которые необходимо произвести в котельной во время ее остановки. Расконсервацию начинают с установки временно снятых приборы и датчиков и со снятии защитных, чехлов с приборов.

Читайте также:  Лоток неперфорированный сталь оцинкованная по методу сендзимира 50x200x3000 дкс

Работы ведутся в такой последовательности: продувают импульсные линии, производят контрольную опрессовку газопроводов, газового оборудования и импульсных, линий (проверка герметичности).

Далее проверяют электрические контрольные линии присоединении приборов датчиков, а также линии связны с диспетчерским пунктом (сопротивление изоляции, целостность проводки), промывают контакты в прибора автоматики. Очищают от пыли механические устройства общекотельных котловых блоков, отлаживают работу, ГРП и ГРУ.

Настраивают и налаживают узлы автоматики безопасности. Автоматика регулирования в соответствии с планом производства работ пускается позже.

Пуск газифицированных котельных после летнего перерыва без обслуживающего персонала согласуется с местными оргаж нами Госгортехнадзора и отражается в акте специальной комиссии.

Работы по консервации и расконсерваций котельной требуют тщательной подготовки, так как они относятся к разряду газообразных работ. Бригада выполняющая работы, должка быть укомплектована высококвалифицированными рабочими.

Обслуживание систем автоматики, как эксплуатация газовых котельных. Для обеспечения безаварийной работы автоматизированной котельной необходимо их профилактическое обслуживание — проведение периодических обходов и осмотров. Во время обходов проверяют отсутствие неисправностей в системе автоматики, газоснабжения и механической части котельных.

При обнаружении по запаху газа в котельной прежде всего следует обеспечить интенсивную вентиляцию помещения, затем проверить плотность газопроводов обмыливанием их в местах вероятных утечек газа (резьбовые и фланцевые соединения, сальники и пр.

) и устранить обнаруженные не плотности на профилактику утечек газа должно быть обращено особое внимание, так как в существующих системах автоматизации нет датчиков загазованности помещения котельной. Второй элемент профилактического обслуживания — периодические проверки состояния технологического оборудования и устройств автоматизации котельных.

Особое внимание при проведении проверок необходимо обратить на состояние устройств автоматической защиты.

Последовательность проверки при профилактическом обслуживании автоматизированной котельной следующая: проверяют

  • исправность газового, теплового и механического оборудования котельной,
  • четкость срабатывания устройств автоматизированной защиты при нарушениях нормальных режимов работы котельной (угасание пламени, перегрев котла, падение разрежения в топке, прекращение циркуляции и т. п.),
  • плотность закрытия отсечных устройств при получении сигналов от датчиков системы автоматической защиты,
  • работу автоматики горения,
  • исправность системы автоматического регулирования теплопроизводительности котельной.

Опробование системы сигнализации заключается в проверке работы сигнальных ламп и звуковых сигналов на щите диспетчерского пункта и котельной при возникновении аварийных режимов. При наличии в системе автоматики механических элементов необходимо следить за тем, чтобы в таких устройствах не было коррозии подвижных частей, заеданий при срабатывании.

В электрических системах, которые в большинстве своем в настоящее время являются контактными, особое внимание следует обращать на чистоту контактов, периодичность промывки которых должна быть оговорена в инструкции по эксплуатации автоматики. Каждое посещение котельной фиксируется в журнале, где отмечаются время осмотра, результаты и принятые меры.

Рассмотренные выше вопросы обслуживания систем автоматики касаются котлов, работающих не только на газообразном, но и жидком топливе с использованием системы автоматики АМКО и других систем.

Остановка котла.

Для остановки котла необходимо: закрыть кран на спуске к котлу и краны перед всеми горелками; открыть кран на свечу; закрыть задвижку на выходе воды из котла и кран на линии подачи газа к регулятору газ — воздух (после остывания обмуровки котла). Аварийная остановка котла. Машинист (оператор) обязан остановить котел, если прекратилась подача газа или воздуха, повреждены газопроводы или газовая аппаратура.

Пуск ГРП. Пуск ГРП после перерыва в работе должен производиться в следующем порядке:

  • при входе в ГРП убедиться, что он не загазован и обязательно проветрить, открыв двери и окна, или с помощью вентиляционных устройств;
  • проверить состояние и положение задвижек ГРП: все задвижки и краны. Кроме задвижек после регулятора, перёд счетчиками и после них, должны быть закрыты, а кран на гидрозатвор или свечу (после регулятора) открыт;
  • подсоединить манометры на вводе и после регулятора;
  • осторожно открыть задвижку на вводе ГРП и проверить наличие давления газа, достаточного для работы установки;
  • проверить (внешним осмотром) исправность регулятора (у регуляторов типа РД состояние сжатия пружины);
  • осмотреть предохранительный запорный клапан и с помощью рычага поднять его тарелку и закрепить в этом положении защелкой;
  • ударный молоток пока не устанавливать, проверить, чтобы краны байпаса и на импульсной трубке были закрыты;

При наличии гидрозатвора, убедиться что он залит водой до установленного уровня.

Если котельная готова к приему газа, при открытой свече осторожно открыть задвижки на вводе, а затем и после регулятора; далее очень медленно, наблюдая за показаниями манометра до и после регулятора, открыть задвижку перед ним; при этом давление газа после регулятора не должно подниматься выше 400 — 600 11а (40 — 60 мм вод. ст.

); после этого постепенно наложить на мембрану регулятора необходимый груз, пока давление газа не достигнет необходимого.

При пилотном регуляторе, открыв задвижку перед ним и убедившись на слух, что газ идет и давление его за регулятором (по мере открывания задвижки) не возрастает, медленно и плавно открыть ее путем ввертывания винта пилота и тем самым отрегулировать давление газа за регулятором до необходимого.

Убедившись в устойчивой работе регулятора, открыть кран на импульсной трубке предохранительного запорного клапана и, подняв ударный молоток, произвести его сцепление с рычагом мембраны головки клапана.

Далее следует закрыть продувочную свечу и отключить водяные и ртутные манометры, так как в случае неисправности регулятора и повышения давления газа за ним жидкость из манометра может быть выброшена и помещение ГРП будет загазовано.

Остановку ГРП следует производить в таком порядке;

  • осторожно опустить молоток предохранительного клапана и закрыть кран на импульсной трубке:
  • закрыть задвижку на вводе в ГРП 1 и проверить, чтобы давление газа Я на выходе было равно нулю;
  • закрыть задвижку перед регулятором и снять с мембраны груз или ослабить ее пружины (в регуляторах типа РД); при пилотном регуляторе выдвинуть до отказа винт пилота;
  • опустить тарелку предохранительного клапана;
  • выключить манометры и открыть кран на свечу.

Если работу ГРП вели на байпасной линии, нужно закрыть задвижки на вводе, а затем на байпасной линии.

Гладкая арматура: характеристики, применение, ГОСТ

Гладкая арматура является более универсальным материалом, если сравнивать ее с аналогичными изделиями с рифленым профилем.

Но несмотря на универсальность такой арматуры, ее не рекомендуется использовать в тех случаях, если необходимо создать железобетонные конструкции, отличающиеся повышенной прочностью.

На сегодняшний день производится несколько типов гладкой арматуры, различающихся как технологией изготовления, так и классом своей прочности.

Строительная арматура с гладкой поверхностью

Применение арматуры гладкого профиля

Стальная арматура — это основной элемент, использующийся для эффективного армирования конструкций, изготавливаемых из бетона.

При помощи таких металлических прутков усиливают прочность частей строительных сооружений (перекрытий, фундаментов, колонн), единичных деталей (балок, плит, элементов лестничных пролетов), а также разнообразных изделий, изготавливаемых из бетона (столбов, труб, плит перекрытия и др.).

Лучшими свойствами сцепления с бетоном обладает стальная арматура с рифленым профилем, поэтому именно ее применяют для создания конструкций, к которым предъявляются повышенные требования по их прочности, надежности и долговечности.

Между тем стоимость рифленой арматуры выше, чем цена изделий с гладким профилем, поэтому использование последних во многих ситуациях, когда они в состоянии обеспечить требуемые характеристики бетонным конструкциям, является более экономически целесообразным.

Практически не обойтись без гладкой арматуры, если создаются бетонные изделия декоративного назначения и слабо нагружаемые в процессе эксплуатации. К подобным изделиям, в частности, относятся: короткие столбы и негабаритные колонны, пороги, стяжка пола и стен, строительные блоки, тротуарная плитка и др.

При помощи гладкой стальной арматуры также армируют кладочные швы между кирпичами и строительными блоками, чем значительно увеличивают их прочность и, соответственно, улучшают прочностные характеристики и устойчивость стен возводимого строения.

При таком армировании гладкие стальные прутки могут быть уложены в растворные швы в качестве отдельных элементов либо быть увязаны в армирующую сетку.

Использование прутков с гладкой поверхностью в качестве конструктивных элементов арматурного скелета

Универсальность гладкой стальной арматуры заключается еще и в том, что такой элемент применяют не только с целью улучшения прочностных характеристик различных изделий из бетона, но и для решения ряда других задач. Наиболее распространенными сферами применения этой арматуры являются:

  • изготовление метизных изделий для строительных целей и для применения в других сферах деятельности: болтов, гаек, шпилек и др.;
  • использование в качестве элементов металлических конструкций самого различного назначения;
  • производство петель для подъема и монтажа бетонных и металлических конструкций;
  • создание заборов и других ограждающих конструкций из металла;
  • использование в качестве элементов заземляющего контура.

Фиксаторы ворот, сделанные из сваренной буквой «Г» гладкой арматуры

Требования к характеристикам гладкой стальной арматуры

Стандартом, где содержатся требования к техническим и прочим характеристикам самых распространенных типов арматуры гладкого типа, является ГОСТ 5781-82.

Положениями данного ГОСТ оговариваются требования к изделиям из горячекатаной стали, имеющим круглое сечение и периодический или гладкий профиль.

Назначением подобных стальных изделий, как указано в ГОСТ, является армирование обычных, а также заранее напряженных конструкций, производимых из бетона.

Государственный стандарт 5781-82 подразделяет арматурную сталь на ряд типов, в зависимости от прочностных, механических, а также прочих свойств данного материала:

  • А-I (А240);
  • А-II (A300);
  • A-III (A400);
  • A-IV (A600);
  • A-V (A800);
  • A-VI (A1000).

Марки стали, используемой для изготовления арматуры

По обозначению класса материала, который виден в скобках, можно узнать такую его характеристику, как предел текучести.

Вообще, рядом с буквенным обозначением указан не сам предел текучести стали для производства арматуры определенного класса, измеряемый в кгс/мм2, а его значение, увеличенное в 10 раз.

Так, для стали класса А1 (А240) предел текучести составляет 24 кгс/мм2, а для материала класса А2 (А300) — 30 кгс/мм2.

По ГОСТ 5781-82 только арматура класса А1 выпускается с гладким профилем, а изделия всех остальных категорий — с периодическим. Между тем ГОСТ также оговаривает возможность производства с гладким профилем стальной арматуры классов A2–A5, если этого пожелает заказчик.

Чертеж арматурного профиля

Читайте также:  Шебби шик по металлу

Предельные отклонения размеров арматурной стали (нажмите для увеличения)

Среди потребителей арматурной продукции наибольшей популярностью пользуется арматура, относящаяся к классуA-I. Она выпускается только с профилем гладкого типа. Именно по этой причине положениями ГОСТ предусмотрено производство арматуры всех остальных классов преимущественно с периодическим профилем.

Высокая популярность арматуры класса А1 обусловлена тем, что только механические свойства, а также другие характеристики материала, используемого для ее изготовления, дают возможность воспользоваться всеми достоинствами, предоставляемыми гладким профилем.

Углеродистая сталь марок Ст3сп, Ст3пс и Ст3кп, из которой изготавливается горячекатаная арматурная продукция класса А-I, делает такое изделие по-настоящему универсальным.

Эта стальная арматура неплохо гнется, отлично сваривается и легко поддается другим методам обработки.

В соответствии с ГОСТ 5781-82 арматурную продукцию других классов производят из углеродистой стали с более высокими прочностными характеристиками либо из низколегированных стальных сплавов. Так, материалами для получения арматуры различных типов являются:

  • A-II — Ст5сп, Ст5пс, 10ГТ, 1Нг2С;
  • A-III — 25Г2С, 35ГС, 32Г2Рпс;
  • A-IV — 20ХГ2Ц, 80С;
  • A-V — 23Х2Г2Т, 22Х2Г2Р, 22Х2Г2АЮ, 20Х2Г2СР.

Если химический состав низколегированных сталей, применяемых для выпуска арматурных изделий, оговаривается положениями ГОСТ 5781-82, то для углеродистых сталей действуют нормы другого стандарта: 380.

Химический состав низколегированных сталей

Сортамент арматурных изделий гладкого типа

ГОСТ 5781-81 оговаривает не только технические и остальные характеристики арматурных изделий гладкого профиля, но и их сортамент, который включает в себя 20 типоразмеров такой арматуры.

Так, положениями ГОСТ предусматривается выпуск гладкой арматуры следующих диаметров: 6, 8, 10, 12, 14, 16 мм, а также 18, 20, 22, 25, 28, 32, 36, 40, 45, 50, 55, 60, 70 и 80 мм. Площадь сечения арматуры каждого типоразмера и ее удельную массу (теоретические) тоже можно узнать из положений ГОСТ 5781-82.

Для примера, теоретический вес арматуры, диметр которой составляет 16 мм, равен 1,58 кг, а изделия с диаметром 80 мм — 39,46 кг.

Вес погонного метра гладкой арматуры

Стандартом оговариваются и правила обозначения арматурных изделий, в качестве примеров которых можно рассмотреть маркировку нижеследующих элементов:
16-A-I (А240) ГОСТ 5781-82 — арматурный пруток диаметром 16 мм, соответствующий классу A-I;

22-A-IV (А600) ГОСТ 5781-82 — арматурный пруток класса A-IV, диаметр которого составляет 22 мм.

В таблице, где представлен весь сортамент гладкой арматуры, можно узнать все размеры, соответствующие каждому классу изделий, а также их технические характеристики.

Механические свойства арматурной стали

Отклонения, которые арматура гладкая может иметь по своему номинальному диаметру, оговариваются положениями стандарта 2590. Его требованиям обязан соответствовать весь горячекатаный прокат круглого сечения, диаметр которого находится в интервале 5–270 мм.

Оговаривается стандартом и такой параметр круглых арматурных прутков, как их овальность, рассчитывающаяся следующим образом: берется разность между самым большим и наименьшим значениями фактических диаметров профиля, измеряемых в одном сечении.

Такая разность, согласно требованиям ГОСТ, не должна быть больше суммы допусков (плюсового и минусового), оговоренных для данного диаметра.

Арматурную сталь, относящуюся к разным классам, а также различного диаметра, производители выпускают в следующем виде:

  • арматура, относящаяся к классам A-I и A-II, с поперечным размером до 12 мм, допускается к поставке заказчикам в прутках или мотках, а если ее диаметр больше — только в прутках;
  • изделия, относящиеся к классу A-III с размером поперечного сечения до 10 мм, допускаются к поставке в мотках или в виде стержней, если диаметр больше — в прутках;
  • арматура классов A-IV и A-V поставляется преимущественно в прутках, за исключением изделий с поперечным размером 6 и 8 мм, по предварительной договоренности с заказчиком такие изделия могут поставляться в виде мотков.

Арматура марки А1 диаметром 10 мм, поставляемая в бухтах

Длина стержней арматуры, которая может находиться в интервале 6–12 м, также обязана соответствовать определенным требованиям.

Так, стержни могут отпускаться заказчику мерной и немерной длины, допускаются также партии мерной длины, где содержится не более 15% немерных стержней, длина которых не меньше 2 метров.

Нормативным документом допускается, что по предварительной договоренности с заказчиком прутки гладкой арматуры могут нарезаться длиной, находящейся в интервале 5–25 м.

На длину мерной продукции, которая может соответствовать обычной или повышенной точности, стандартом оговариваются нижеследующие допуски:

  • арматурные прутки, длина которых не превышает 6 м: обычная точность — +50 мм, резка повышенной точности — +25 мм;
  • изделия длиной более 6-ти метров: обычная точность — +70 мм, повышенная — +35 мм.

Оговаривается стандартом и кривизна стальных арматурных прутков, данный параметр не должен быть больше 0,6% их длины.

Гладкие арматурные прутки из стали A-I-A-IV не подвергают последующей термической обработке, а для изделий класса A-V, производители выполняют низкотемпературный отпуск.

Такую термическую обработку в соответствии с ГОСТ можно не выполнять, если после испытаний, которые необходимо провести в течение 12-ти часов после выпуска изделий, величина относительного удлинения арматуры составляет не менее 9%, а равномерного — минимум 2%.

Допустимая кривизна сортового стального проката для производства гладкой арматуры

Механические свойства арматуры

ГОСТ на арматуру гладкого профиля, как уже шла речь выше, оговаривает различные технические характеристики и механические свойства изделий. Со всеми из таких характеристик и свойств можно ознакомиться, изучив соответствующие таблицы, но для информации рассмотрим некоторые из них.

К таким параметрам гладкой арматуры, как временное сопротивление разрыву, минимальное относительное и равномерное удлинение, стандарт оговаривает нижеследующие требования:

  • A-I: 373 Н/мм2 (38 кгс/мм2); 25%; показатель не нормируется;
  • A-II: 490 Н/мм2 (50 кгс/мм2); 19%; ненормируемый показатель;
  • A-III: 590 Н/мм2 (60 кгс/мм2); 14%; ненормируемый показатель;
  • A-IV: 883 Н/мм2 (90 кгс/мм2); 6%; 2%;
  • A-V: 1030 Н/мм2 (105 кгс/мм2); 7%; 2%.

Механические свойства арматура класс А (нажмите для увеличения)

Стальную арматуру гладкого типа подвергают испытаниям на изгиб, при этом для каждого класса используют оправки с различными параметрами:

  • A-I: диаметр оправки — с, равен диаметру испытываемой арматуры — d, изгиб изделия выполняют на угол 1800;
  • A-II: c=3d; изгиб арматуры также выполняют на 1800;
  • A-III: c=3d; изгиб выполняется на 900;
  • A-IV: c=5d; изгиб выполняют на 450;
  • A-V: c=5d; изгиб также выполняют на 450.

Параметры испытаний на изгиб для арматуры разных диаметров также различаются.

Так, для изделий класса A-I (поперечный размер превышает 20 мм) изгиб выполняют на оправке, диаметр которой равен 2d; для элементов класса A-II (диаметр также превышает 20 мм) используется оправка с диаметром, равным 4d. Полученные в процессе таких испытаний показатели должны иметь значение не меньше 0,95 от величин, оговоренных в ГОСТ 5781-82.

Минимальный радиус изгиба арматурных стержней

Оговаривает ГОСТ и состояние поверхности арматурных прутков, которая не должна содержать на себе раскатных трещин и повреждений, образующихся от напряжения, так называемых прокатных плен, рванин и закатов.

Отдельные отпечатки, раскатные наплывы, загрязнения, небольшие участки коррозии, чешуйчатость и рябизна на поверхности прутков все же могут присутствовать.

Качество и простота свариваемости арматурных прутков будет полностью зависеть от химического состава стали, а также от технологии их изготовления.

Другие нормативные документы

Стальные арматурные изделия с гладким профилем, которые дополнительно проходят упрочнение термомеханическим способом, выпускаются по ГОСТ 10884-94. Требования данного нормативного документа распространяются на изделия с поперечным размером 6–40 мм, используемые для армирования бетонных конструкций.

Упрочненная арматура из стали также представлена несколькими классами, на которые она подразделяется, в зависимости от нижеследующих параметров.

  • Механические свойства арматуры. Под данным параметром подразумевается класс прочности, который определяется по условному или фактическому (физическому) пределу текучести, измеряемому в Н/мм2.
  • Эксплуатационные характеристики. По данному параметру арматура относится к свариваемой (С) и отличающейся повышенной стойкостью к такому фактору, как коррозионное растрескивание (К).

Так, в зависимости от вышеперечисленных параметров, упрочненная арматура гладкого типа представлена следующими классами: Ат400С, Ат500С, Ат600, Ат600С, Ат600К, Ат800, Ат800К, Ат1000, Ат1000К, Ат1200.

Цветовая маркировка арматурных прутков

По стандарту 10884-94 преимущественно выпускаются изделия с периодическим профилем.

Исключение могут составлять только изделия класса Ат800 и с более высоким уровнем прочности, которые по согласованию производителя и заказчика могут изготавливаться с гладким профилем.

Если упрочненная арматура выпускается с гладким профилем, то ее важные технические параметры: вес, площадь сечения, допуски на отклонения массы и геометрических параметров, кривизна, овальность изделий и др. должны укладываться в рамки требований ГОСТ 5781-82.

Различным классам гладкой упрочненной арматуры соответствуют нижеследующие диаметры выпускаемых изделий:

  • Ат800 — 10–32 мм;
  • Ат800К — 18–32 мм;
  • Ат1000, Ат1000К — 10–32 мм;
  • Ат1200 — 10–32 мм.

Длина стержней гладкой упрочненной арматуры, которая оговаривается на стадии размещения заказа, может быть мерной (5,5–13,5 м) и допустимо мерной (длина до 26 м). Допустимые отклонения длины прутков такой арматуры также должны соответствовать требованиям стандарта 5781-82.

Правила маркировки гладкой арматуры, относящейся к упрочненному типу, ничем не отличаются от порядка обозначения элементов, которые относятся к обычной категории.

Маркировка арматуры с помощью меток на стержнях

Технические требования к арматуре упрочненного типа

Арматурные изделия упрочненного типа изготавливаются исключительно из низколегированных сталей:

  • Ат800: 08Г2С, 10ГС2, 20ГС, 20ГС2 и др.;
  • Ат800К: 25С2Р, 35ГС;
  • Ат1000: 20ГС, 20ГС2, 25С2Р;
  • Ат1000К: 20ХГС2;
  • Ат1200: 30ХС2.

Упрочненная арматура гладкого типа по таким параметрам, как временное сопротивление на разрыв (Н/мм2), предел текучести (Н/мм2), относительное и равномерное удлинение (%) должна соответствовать нижеследующим величинам:

  • Ат800: 1000; 800; 8; 2;
  • Ат1000: 1250; 1000; 7; 2;
  • Ат1200: 1450; 1200; 6; 2.

Гладкую арматуру этих типов также проверяют на изгиб, для чего используют оправку, диаметр которой равен 5d, а само изделие изгибают на угол 450.

Очень важным требованием к упрочненной арматуре, изготавливаемой с гладким профилем, является то, что такие изделия не должны разрушаться даже после 2-х миллионов циклов прикладываемого к ним напряжения, величина которого должна быть не меньше 70% от значения предельной прочности на разрыв (номинального), чему соответствует материал изготовления стержня.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Станок