Просечная резьба по металлу

В старину широкое распространение получил такой прием художественной обработки листового металла, как просечка, когда основным материалом для изготовления предметов домашнего обихода и строительства было дерево, которое украшали накладками и элементами архитектуры из просечного металла. Например, в этой технике выполнялся декор для различных сундуков, имевших широкое распространение в обиходе. Узорными накладками украшали фронтоны и коньки крыш домов, ставни и т. д.

Из просечного металла выполняют и объемные формы — навершия для дымовых и воронки для водосточных труб, флюгеры и т. п., которые, помимо функционального назначения, являются еще и декоративными элементами архитектуры (рис. 134).

Просечная резьба по металлуРис. 134. Просечное железо: а — образцы рисунков под просечку; б — оформление водоприемников

В некоторых случаях технику просечки применяют при декорировании кованых изделий, особенно при изготовлении дверных петель. Отдельные части или элементы петли проковывают до малой толщины металла, а затем на них делают просечку.

Просечные украшения выполняют из малоуглеродистой мягкой стали толщиной 0,3-0,8 мм. Использовать более толстый металл нецелесообразно, так как это значительно затрудняет работу.

Можно применять оцинкованную листовую сталь с высокой антикоррозионной стойкостью, а также другие мягкие металлы — медь, латунь, алюминий — толщиной не более 2,5 мм.

Их рекомендуется использовать при изготовлении небольших работ в интерьере.

Инструмент для просечных работ — разных размеров сечки, зубила, ножницы. Основанием для рубки металла может служить торец деревянной колоды такой высоты, чтобы удобно было работать. Колода должна располагаться между колен сидящего на скамейке мастера.

Чтобы при обработке длинномерных заготовок их края не свисали, к колоде сбоку крепят доску, другой конец которой кладут на подставку. Поверхность доски должна совпадать с рабочей поверхностью колоды.

При работе с заготовками большой длины доски прикрепляют с двух сторон.

Рубку металла выполняют не только на колоде.

Так, толстые материалы разрубывают слесарным зубилом на стальной плите, а для рубки тонких в качестве подложки используют свинцовую пластину, поскольку на мягком деревянном основании металл заготовки не прорубится, а вомнется в дерево.

Поэтому для каждого материала в зависимости от его мягкости и толщины необходимо экспериментальным путем подобрать подложку. Более твердую подложку применяют в тех случаях, когда линии узора имеют тонкие перемычки, которые легко могут смяться при обработке соседних участков.

После рубки металла на обратной стороне полученных отверстий образуется небольшая отогнутая кромка, высота которой зависит от твердости применяемой подложки — чем она мягче, тем металл больше вомнется и соответственно кромка будет больше.

При необходимости кромку выравнивают на стальной плите при помощи деревянного или резинового молотка, а края отверстий обрабатывают напильником. В некоторых случаях кромки оставляют, так как они несколько увеличивают толщину узора и служат ребрами жесткости, что особенно важно для изделий большой площади или длины.

Для придания изделию большей выразительности с обратной стороны по контуру рисунка проходят чеканом — курошником или полукруглым боем чеканного молотка.

Не следует забывать, что при изготовлении изделий в технике просечного металла возможно применение приемов чеканки и наоборот. В этом случае основной узор представляет собой рельеф, выполненный в технике чеканки, а фон высекается.

Данный прием можно использовать при изготовлении светильника, придав ему форму старинного фонаря. Сначала на листе бумаги вычерчивают шаблон — развертку изделия в натуральную величину. Если изделие состоит из нескольких элементов, то готовят соответствующее количество шаблонов.

Затем шаблон крепят на листе металла и с помощью керна точками отмечают линии рисунка. Линии будущих изгибов наносят чертилкой, а в дальнейшем по ним проходят прямым чеканом — расходником.

Удары наносят с обратной стороны изделия так, чтобы на лицевой образовалась выпуклая линия, по которой в дальнейшем форму будут выгибать.

Далее на поверхности заготовки высекают и чеканят желаемый рисунок, а затем, сгибая по линиям, придают ей форму короба. Место стыка соединяют пайкой, склепывают или делают фальцевый замок.

Верхнюю крышку светильника, имеющую конусную форму, вычеканивают из цельного куска металла. В центре ее делают отверстие, в которое впаивают отрезок металлической трубки с резьбой под ламповый патрон.

На наружном конце трубки крепят кольцо для подвески.

Чтобы фонарь выглядел более привлекательно, в него вставляют куски прозрачного или цветного стекла, являющегося фоном для просечного узора. Для лучшего восприятия цвет стекла желательно подбирать так, чтобы металл на его фоне выглядел контрастно. Черный узор хорошо смотрится на молочном, матовом, медовом стекле и т. п. Желтые и белые металлы выигрывают на стеклах темных тонов.

Кроме высекания рисунка на плоской заготовке, чаще всего при изготовлении объемных форм для декорирования применяют различные накладные элементы, которые изготавливаются отдельно, а затем приклепываются или припаиваются на основную форму.

В народной архитектуре такими элементами в основном являлись различные цветы, накладки, декоративные элементы, вырезаемые и вычеканиваемые из плоских заготовок или выполняемые объемными. Крепили отдельные элементы при необходимости на металлическом стержне. Особенно широко применялся этот прием при изготовлении флюгеров и оголовков печных труб.

При этом несущий каркас выполняли из стальной проволоки, а затем декорировали плоскими и объемными элементами из просечного металла.

Если при изготовлении малых декоративных и архитектурных форм неразъемные соединения возможно выполнить клепкой или пайкой, то для соединения частей листового металла значительных размеров применяют соединение фальцем. Фальцы могут быть выполнены стоячими и лежачими.

Их располагают в одной плоскости с соединяемым металлом (лежачий шов) или перпендикулярно ей (стоячий шов). Кроме того, их можно сделать одинарными или более сложными и надежными — двойными.

Одинарный лежачий фальц выполняют в такой последовательности: отступив от края заготовки на расстояние, соответствующее выбранной ширине фальца, с помощью рейсмуса или линейки чертилкой отмечают линию. Затем на краю стола, окантованном металлическим уголком, по намеченной линии загибают металл под углом 90°.

Чтобы лист при нанесении ударов не смещался, его следует зафиксировать, прижав сверху деревянным бруском, уложенным по линии изгиба. Более надежна фиксация стальным уголком, который прижимается к верстаку с помощью струбцин.

После того как кромку металла загнули под углом 90°, заготовку переворачивают и заваливают кромку на лицевую сторону.

При этом ока должна располагаться параллельно поверхности заготовки (при изготовлении труб отогнутые кромки размещают в противоположные стороны).

Такие же операции выполняют со второй соединяемой заготовкой, а потом заводят края заготовок в замок, укладывают сверху металлическую массивную полосу и, нанося по ней сильные удары, замок уплотняют. Уплотнить шов также можно ударами киянки.

Просечная резьба по металлуРис. 135. Выполнение одинарного фальца: а — разметка рейсмусом; б — отбортовка; в — заваливание фальца; г — уплотнение замка; д — подсечка фальца; 1 — лист металла; 2 — рейсмус

Завершающая операция — подсечка фальца. Стальную полосу укладывают параллельно шву на расположенный сверху лист металла и по ней наносят удары до тех пор, пока она не осадится в одну плоскость с нижним листом. Эту операцию проводят на подложке из толстого стального листа (рис. 135).

Просечная резьба по металлуРис. 136. Устройство лежачих двойных фальцев (а, б, в — последовательность выполнения)

Выполнение двойных и стоячих фальцев технологически идентично (рис. 136, 137).

Рис. 137. Устройство стоячего двойного фальца (а, б, в — последовательность выполнения)

При изготовлении водоприемника трубы соединяют с помощью фальца (рис. 138).

Просечная резьба по металлуРис. 138. Изготовление водоприемника: 1 — фальцевое соединение; 2, 3 — лом; 4 — стоячий одинарный фальц

Единственным отличием данных соединений является способ отбортовки металла, выполняемый расчеканкой трубчатой заготовки на торце лома или отрезке стального прутка.

Вместо лома можно использовать кузнечный шперак подходящей формы, а для гибки труб — стальные или, в крайнем случае, деревянные оправки соответствующего диаметра.

Если оголовок водоприемника хотят украсить просечным отверстием, его выполняют с паяными или клепаными соединениями, а остальные элементы водослива соединяют фальцевыми швами. При этом если его изготовляют из оцинкованного железа, то просечную часть или накладные элементы декора можно выполнить из меди или латуни.

Искусство просечного железа

В древнерусском декоративном искусстве просечной металл распространился очень широко. «Плоскостное узорочье» вплеталось в белокаменную резьбу Владимиро-Суздальской Руси подзорами крыш и куполов, фонарями, дверными петлями. В домах просечными полосами оковывались сундуки, поставцы, шкатулки.

Изготовление просечных изделий развивалось в основном в Вологодской, Новгородской, Ярославской областях: близки были центры выплавки железа — Устюжна Железнопольская и село Уломы.

Очень интересны работы великоустюжских мастеров. В растительных мотивах просечки переплетаются ветки и цветы самых разнообразных очертаний.

Иногда просечной узор обогащался пластически: отдельные его детали прочеканивались, поднимались над плоскостью. Или наносился зубилом дополнительный узор.

Цвет тоже играл немалую роль. Просечное железо воронили, лудили, покрывали позолотой. Фон часто раскрашивался в яркие цвета. Но иногда фона не было вообще — просечной ажур смотрелся на просвет.

Читайте также:  Как убрать цинкарь с металла

Просечная резьба по металлу
Просечные орнаментальные накладки деревянного сундучка XVIII века

Особое внимание в просечке уделялось силуэту. Рисунок наносился так, чтобы просветы создавали свой дополнительный узор.

Таким образом, очень часто отходов от вырубки орнамента не было — вырубленная часть имела самостоятельную художественную ценность. Узор обычно вырубался на деревянных топчанах.

Поэтому края его оказывались несколько загнутыми внутрь, что придавало изделию большую скульптурность.

Со временем многие приемы просечки ушли в прошлое, забылись. Но художники наших дней начинают возрождать этот древний вид прикладного искусства. Может быть, и вы примете участие?

Металл — тонкое листовое железо. При небольших размерах изделия могут быть использованы и жесть, и латунь, и красная медь. Все они достаточно ковки, растяжимы и хорошо просекаются.

Желательно, чтобы в железе содержалось меньше 0,25% углерода, в этом случае оно будет мягко и податливо.

Для усиления этого свойства металл можно отжечь, то есть нагреть до малинового цвета на углях или газовой горелке и дать остыть на воздухе. После отжига протравите пластину в 15-процентном растворе кислоты, чтобы удалить окалину.

Качество металла будет еще лучше, если вы проделаете эту операцию и до отжига. Каждый раз хорошо промывайте лист проточной водой.

Рисунок наносите на металл через копировальную бумагу. Можно рисовать и мелом, но в этом случае придется закрепить его лаком. Желательное условие — повтор одних и тех же элементов рисунка. Это придает узору ритм, движение.

Узор просекается на торце плотного дерева, обрезке толстой доски или свинцовой пластине. Инструмент — сечки наподобие долот и мелкие зубильца с прямым и полукруглым рабочим концом, остро заточенные. Молоток должен весить 150—200 граммов, иметь широкую ударную часть и закругленный в виде полушария противоположный конец.

  • Просечная резьба по металлу
    Набор просечек
  • Высеченный узор выправляется на плоскости, но так, чтобы слегка загнутые зубилом края не выравнивались: выпуклая поверхность придает изделию большую пластичность.
  • Просечной узор может иметь и некоторый рельеф — для этого с обратной стороны его нужно простучать закругленным концом молотка.

Иногда наносится несложный чеканный рисунок в виде пунктирных точек, крестиков. Однако этими элементами не нужно перенасыщать просечной узор — от этого утрачивается его целостное восприятие.

Заусенцы, оставшиеся после просечки, опиливаются надфилями различных профилей.

На готовый узор надо нанести покрытие, предохраняющее его от ржавчины и окисления. Есть очень много рецептов покрытий, мы приведем три из них.

1. Пластина покрывается натуральной олифой и нагревается в печи до 400°, образуется очень прочная пленка черно-коричневого цвета.

2. Отполированная пластина погружается в расплавленную натриевую селитру, имеющую температуру 300—350°. В течение 1—3 минут на поверхности образуется прочная пленка темно-синего цвета.

3. Поровну смешиваются азотнокислый калий и азотнокислый натрий. Смесь нагревают в керамической посуде до расплавления. Пластину погружают в смесь, а затем в кипящую воду. Образующаяся пленка имеет густой черный цвет и хорошо предохраняет от ржавчины.

Внимание: работать с химикалиями нужно в прорезиненном фартуке, рукавицах и защитных очках. Помещение должно хорошо проветриваться.

Если вы не сможете воспользоваться этими рецептами, не огорчайтесь: изделие, обезжиренное 15-процентным раствором серной кислоты, можно просто покрыть лаком. Лучше всего использовать цапонлак. Покрывать нужно тонким слоем, чтобы сохранить красоту поверхности металла. В случае неудачи снимите лак тряпкой, смоченной в ацетоне, и повторите операцию.

Монтируется просечной узор на дереве маленькими укороченными гвоздиками или булавками с полукруглыми шляпками. Чтобы не испортить плоскость металла, гвозди забивайте наставкой — стальным стержнем с ямкой на конце.

Ямку наставляйте на шляпку гвоздя, а молотком осторожно ударяйте по другому концу. Цвет гвоздиков должен соответствовать пластине.

Нужно иметь в виду, что выпуклые шляпки играют декоративную роль, поэтому нужно выбирать такие места, чтобы гвозди служили элементом композиции.

Металлические накладки должны быть пригнаны настолько плотно, чтобы они составляли с деревом единое целое. Тогда они не станут цепляться, и пыль стирать будет удобнее.

Просечное железо

ПРОСЕЧНОЕ ЖЕЛЕЗО         Рождение искусства просечного железа относится к самым отдаленным временам развития кузнечного дела. Ковка и просечка столетиями мир­но сосуществовали и успешно развивались вплоть до прошлого века.

В древнерусском декоративном искусстве просечной металл распро­странился очень широко. «Плоскостное узорочье» вплетали в белокамен­ную резьбу Владимиро-Суздальской Руси подзорами крыш и куполов, фонарями, дверными петлями. В домах просечными полосами оковыва­ли сундуки, поставцы, шкатулки.

Изготовление просечных изделий развивалось в основном в Воло­годской, Новгородской, Ярославской областях: близки были центры вы­плавки железа — Устюжна Железнопольская и село Уломы. Очень интересны работы великоустюжских мастеров. В раститель­ных мотивах просечки переплетаются ветки и цветы самых разнообраз­ных очертаний.

Иногда просечной узор обогащался пластически: отдельные его де­тали прочеканивались, поднимались над плоскостью. Или наносился зу­билом дополнительный узор. Цвет тоже играл немалую роль. Просечное железо воронили, лудили, покрывали позолотой. Фон часто раскрашивали в яркие цвета.

Но иногда фона не было вообще — просечной ажур смотрелся на просвет. Особое внимание в просечке уделялось силуэту. Рисунок наносили так, чтобы просветы создавали свой дополнительный узор.

Таким обра­зом, очень часто отходов от вырубки орнамента не было — вырубленная часть имела самостоятельную художественную ценность.     

Просечная резьба по металлу

Просечные накладки деревянного сундучка

Просечные накладки деревянного сундучка. XVIII в.           Узор обычно вырубали на деревянных топчанах. Поэтому края его оказывались несколько загнутыми внутрь, что придавало изделию боль­шую скульптурность.

Со временем многие приемы просечки ушли в прошлое, забылись. Но художники наших дней начинают возрождать этот древний вид при­кладного искусства. Может быть, и вы примете участие?

Металл — тонкое листовое железо. При небольших размерах изделия можно использовать и жесть, и латунь, и красную медь. Все они доста­точно ковки, растяжимы и хорошо просекаются.

Желательно, чтобы в железе содержалось меньше 0,25 процента уг­лерода, в этом случае оно будет мяг­ко и податливо.

Для усиления этого свойства металл можно отжечь, то есть нагреть до малинового цвета на углях или газовой горелке и дать остыть на воздухе. После отжига протравите пластину в пятнадцати­ процентном растворе кислоты, что­бы удалить окалину.

Качество ме­талла будет еще лучше, если вы проделаете эту операцию и до от­жига. Каждый раз хорошо промы­вайте лист проточной водой. 3. Зенкова.

Фонарь.

Фонарь. 1971 г.

Рисунок наносите на металл через копировальную бумагу. Можно рисовать и мелом, но в этом случае придется закрепить его лаком. Желательное условие — повтор одних и тех же элементов рисунка. Это придает узору ритм, движение.

Узор просекают на торце плотного дерева, обрезке толстой доски или свинцовой пластине. Инструмент — сечки наподобие долот и мелкие зубильца с прямым  и полукруглым рабочим концом, остро заточенные.

Молоток должен весить 150—200 г, иметь широкую ударную часть и закругленный в виде полушария противоположный конец.

Высеченный узор выправляют на плоскости, но так, чтобы слегка загнутые зубилом края не выравнивались: выпуклая поверхность придает изделию пластичность. Просечной узор мoжef иметь и некоторый рельеф.

Для этого с обрат­ной стороны его нужно простучать закругленным концом молотка. Ино­гда наносится несложный чеканный рисунок в виде точек, крестиков.

Однако этими элементами не нужно перенасыщать просечной узор — от этого утрачивается его целостное восприятие.

Заусенцы, оставшиеся после просечки, опиливают надфилями различ­ных профилей.

На готовый узор надо нанести покрытие, предохраняющее его от ржавчины и окисления. Есть очень много рецептов покрытий, мы приве­дем три из них.

1. Пластину покрывают натуральной олифой и нагревают в печи до 400 градусов. Образуется очень прочная пленка черно-коричневого цвета.

2. Отполированную пластину погружают в расплавленную натриевую селитру с температурой 300—350 градусов. В течение одной — трех минут на поверхности образуется прочная пленка темно-синего цвета.

3. Поровну смешивают азотнокислый калий и азотнокислый натрий. Смебь нагревают в керамической посуде до расплавления. Пластину погружают в смесь, а затем в кипящую воду. Образующаяся пленка имеет густой черный цвет и хорошо предохраняет поверхность от ржав­чины.

Будьте внимательны: работать с химикалиями нужно в прорезинен­ном фартуке, рукавицах и защитных очках. Помещение должно хорошо проветриваться.

Если вы не сможете воспользоваться этими рецептами, не огорчай­тесь: изделие, обезжиренное пятнадцатипроцентным раствором серной кислоты, можно просто покрыть лаком. Лучше всего использовать ца­понлак.

Покрывать нужно тонким слоем, чтобы сохранить красоту поверхности металла. В случае неудачи снимите лак тряпкой, смоченной в ацетоне, и повторите операцию.

Монтируют просечной узор на дереве маленькими укороченными гвоздиками или булавками с полукруглыми шляпками. Чтобы не испор­тить плоскость металла, гвозди забивайте наставкой — стальным стерж­нем с ямкой на конце. Ямку наставляйте на шляпку гвоздя, а молотком осторожно ударяйте по другому концу наставки.

Цвет гвоздиков должен соответствовать цвету пластины. Нужно иметь в виду, что выпуклые шляпки играют декоративную роль, поэтому нужно выбирать такие места, чтобы гвозди служили элементом композиции. Металлические накладки должны быть пригнаны настолько плотно, чтобы они составляли с деревом единое целое.

Тогда они не станут цеп­ляться, и пыль стирать будет удобнее.

Читайте также:  Шуруповерт для домашних работ: кабельные и аккумуляторные инструменты и их характеристики

По этой теме читайте на сайте :

Просечное узорное железо

Кузнечные секреты изготовления кружевного рисунка из листового железа

Просечной металл как направление ремесла появился очень давно и стал частью декоративно-прикладного искусства, связанного с кузнечным делом.

Развиваться стало это искусство в основном в Новгородской, Ярославской, Вологодской областях. Особо нужно отметить изделия Великоустюжских мастеров.

Фрагмент узора с подложкой из цветной слюды

В Великом Устюге и округе вообще как-то по особому развивалось плоскосное узорочье. Прорезные кружева воплощались в бересте и в железе. Узорные мотивы встраивались при украшениях храмов. Они отличались каким-то особенным разнообразием и тонкостью трав и цветов, из которых состоял узор.

В этой технике украшены подзоры куполов, наличники, водостоки и другое в архитектуре, начиная с Владимиро-Суздальской Руси.

Технические приёмы

Основной приём и принцип изготовления просечных железных кружев — просекание в листовом железе рисунка с помощью инструментов.

Подголовник. Просечное железо. Русский музей.

Делали это на деревянных топчанах, точно ударяя по зубилу молотком. От этого края получались слегка завёрнутыми внутрь. Инструмент – сечки наподобие долот и мелкие зубильца с прямым и полукруглым рабочим концом, остро заточенные. Молоток должен весить 150 –200 г, иметь широкую ударную часть и закругленный в виде полушария противоположный конец.

Навершие хоругви, XVIII в., просечное железо. Русский музей

  • Искусство совершенствовалось, мастера иногда специально придавали объём рисунку, иногда отгибали вверх некоторые детали, дополняли узоры чеканкой.
  • Заусенцы, оставшиеся после просечки, устраняют надфилями различных профилей.
  • Для просечного узора используют тонкое листовое железо, так называемое «кровельное», но так же и жесть, латунь и красную медь.

Навершие на трубе жилого дома, наше время.

В конце работы изделие выравнивают и обрабатывают антикоррозионными покрытиями или красят.

Изделия

Просечное железо использовалось достаточно широко. Мастера подкладывали под него слюду, цветную подкладку, дерево или другой контрастирующий материал и получалось очень красиво.

Поэтому, такими узорами украшали сундуки, подголовники, наружное убранство домов, храмы. Кресты на церквях и врата так же часто украшали с помощью просечного железа.

Ларец «Теремок», просечное железо, XVII в.

Очень красиво смотрятся украшенные металлическими кружевами, коньки крыш, флюгера, навершия труб.

Эта техника и сейчас широко используется для украшения различных зданий, ворот и других построек.

Врата

В историческом отделе Великоустюгского музея-заповедника экспонируются врата из Владимирской церкви самого древнего в городе Михаило-Архангельского монастыря.

На коричневый фон врат, покрытых прозрачной слюдой, наложено металлическое кружево. Весь рисунок его, как и отдельные мотивы, поражают изяществом замысла и выполнения. Не менее интересны своим орнаментом железные алтарные врата, находящиеся в Вознесенской церкви, построенной в 1648 году.

Особенности

Стальные листы для просечки должны быть мягкими, податливыми, а значит, в стали много углерода. В этом случае железо быстро подвергается коррозии. Его надо обрабатывать — красить, полировать, словом, использовать специальные технические приёмы.

Связанные статьи

Кузнечное ремесло
История кузнечного дела
Молоток

Магазин «Русские ремёсла» — интернет-магазин единичных и редких изделий, подарков и сувениров народного искусства России. Мы предлагаем традиционные произведения русских народных художественных промыслов, изготовленные лучшими авторами и мастерами в разных регионах России.

Мы гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.

Сделай Сам (Знание) 1990-02, страница 119

  • ху всего ограждения и особенно перил лестницы.
  • Просечное железо — на этом оформлении внешнего вида дома необходимо остановиться особо.
  • Если при изготовлении элементов украшения дома из дерева, например прорезной резьбы, человек, не владеющий профессиональными навыками, вряд ли сможет сделать высокохудожественные детали, то просечное железо этих ограничений не имеет.
  • Любой неподготовленный строитель, имея рисунок и минимум инструментов, может сделать детали из просечной резьбы по качеству и художественной ценности не уступающие тем, что выполняют мастера.
  • Кроме наличников, подзоров, водо-сючных труб, оголовьев печных труб, флюгеров, с помощью просечного железа украшают домашнюю утварь (сундуки, посуду), детали интерьера.

Для этих целей служит, как правило, обычное кровельное оцинкованное или черное железо.

Мастера просечного рисунка для украшения дома предпочитают черное железо. Оно после обработки (чернения, окраски) более контрастно выявляет прелесть рисунка. Но при окраске дома в темные тона или на фоне красного кирпича неплохо смотрится просечной рисунок из оцинкованного железа. Стоит учесть еще и то, что оцинкованное железо дольше не ржавеет.

Набор инструментов для просечной резьбы невелик: молоток, ножницы по металлу, рейсмус, угольник (рис. 3, б), линейка и набор так называемых сечек.

Рейсмус жестянщика представляет собой закаленную стальную пластину с вырезами (рис. 21, а). С помощью рейсмуса проводят разметочные линии, параллельные краю металлического листа.

На рис. 21, б изображен раздвижной рейсмус жестянщика. Отвернув два винта и передвинув пластину относительно основания, можно установить нужное расстояние А.

Сечки (рис. 21, в) бывают прямые, полукруглые и круглые.

Прямые сечки — обыкновенные зубила с шириной рабочей части от 8 до 30 мм, угол заточки рабочей части 30—40°.

Крупные круглые сечки представляют собой отрезки трубки нужного диаметра из закаленной легированной стали (рис. 21, г). Рабочая сторона у них заточена, на другой стороне делается стальная заглушка, по которой ударяют молотком. Круглые сечки обязательно имеют окно для извлечения застрявших в них обрубков железа. Длина сечек 150—180 мм.

Полукруглые сечки в поперечном сечении бывают отлогими, средними и крутыми. Ширина заточенной рабочей части от 3 до 30 мм. Делают их обычно из подходящих зубил.

Изготовить полукруглую сечку не

подвижная Основание пластина

Рис. 21.

Винты

118

Изготовление изделий из жести в технике просечного металла

Цель разработки: Возрождение искусства
просечного металла.

Область применения: Украшение домашней
утвари (подстаканники, светильники и т.д) дымники,
водостоки и т.д

  • Решаемая проблема:изобретение
    инструментов и приспособлений для выполнения
    просечного металла.
  • Преимущество и новизна идеи: Большая
    область применения, использование отходов
    кровельщиков, банок из под краски.
  • Приложение 1
  • Данную разработку можно использовать на
    занятиях кружков технического и
    декоративно-прикладного творчества, уроках
    технического труда, для украшения
    индивидуальных домов и предметов домашнего
    обихода.

Просечной материал издавна применялся в
декоративно-прикладном искусстве.

Его
использовали для украшения подстаканников,
лампад и другой бытовой утвари, а также флюгеров,
наверший водосточных труб, дымников (колпаков
печных труб), вывесок.

Просечной металл при этом
нередко сочетают с элементами из гнутой
проволоки, а также с кованым металлом обычно
применяемым в виде кронштейнов, рамок и т.д.

Этот вид художественной обработки металла был
распространен практически по всей территории
России (где-то в большей степени, например, в
Центральных районах, где-то в меньшей степени,
например, на Севере) так как исходный материал –
листовая кровельная сталь – широко
использовался и в городском, и в сельском
индивидуальном и гражданском строительстве.

Например, во Владимире в декоре каменных
строений прошлых веков часто встречался
просечной металлический узор. Так, по всему
периметру величественного Успенского собора (XII
в.) причудливым сверкающим орнаментом
протянулись просечные золоченые металлические
ленты. Из более поздних примеров просечного
узора можно назвать знаменитый Крутицкий
теремок (XVI в.

) в Москве, Водовзводную башню XVIII в. в
Коломенском (Москва).

Что касается использования просечного железа в
декоре городских и сельских деревянных строений,
то они более позднего происхождения. Особенно
интенсивно просечной металл применялся в
качестве декора сельских домов на рубеже XIX и XX
вв.

, когда стало доступно кровельное железо и
когда в целях пожарной безопасности тесовые и
соломенные крыши крестьянских домов стали
заменяться металлическими. Причем просечные
орнаменты сплошь и рядом соседствовали с
коваными элементами и с пропильной резьбой.

Встречается просечной узор и в самостоятельном
использовании. Такого рода декор применялся чаще
всего на гребнях фронтов крыши, в качестве
всевозможных подзоров, гребней дымников,
наверший водосточных труб и др.

Как и деревянном
убранстве, в просечном узоре художественные
традиции передавались мастерами из поколения в
поколение.

Пояснительный текст

Ни Барнаул, ни другие города Алтайского края не
могут похвастать ни множеством дымников, ни их
красотой, а вот в Бийске эти затейливые изделия
встречаются часто. Есть даже такие дома, на
которых сооружено по два дымника. Но среди
множества разнообразных фигур над трубами есть
особенно красивые. Прежде других надо говорить о
дымнике на доме 165 по улице Краснооктябрьской.

Читайте также:  Удаление заусенцев на металле ультразвуком

Он
не повторяет других бийских хотя бы уже тем, что
крыша его состоит из двух как бы проросших сквозь
друг друга гребней. Крестообразно расположенные,
они украшены просечными завитками, кругами,
треугольными выемками, но в их сочетании легко
угадывается намек то на растительный побег, то на
птичью голову. И неспроста, поскольку венчает
весь дымник, а стало быть, и весь дом, петух.

Ось всего этого жестяного сооружения кверху
перерастает в петушиную ногу, на которой и
поворачивается гребнистая птица навстречу
ветру.

Так что здесь у дымника два дела – крыша
его гасит искры и не дает дождю попасть в дымовую
трубу, а петух работает как флюгер. Нашел
жестянщик свое сочетание красоты и пользы.
Называют в Заречье даже имя мастера – Михаил
Жданов.

И этот дымник – не единственная его
работа, а расселились жестяные ждановские петухи
не только по левому берегу Бии, но и на правый
перелетели

Помимо дымников украшали также и водостоки.

В своей школе мы решили освоить технику
просечного металла. Прежде всего подготовились
теоретически, изучили литературу которую
удалось найти.

Затем изготовили инструмент, так как
инструмента для выполнения просечного металла в
продаже нет (в вход пошли как обычные зубила так и
выпускные автомобильные клапана, свёрла).

Простые сечки для рубки листового металла
выглядят как небольшие зубила, но бывают и более
широкие, которыми прорезают прямые участки.

Для
вырубки кривых линий применяют инструмент с
закругленной режущей кромкой, а также с формой
режущей кромки в виде буквы “С”.

Работу начали с выполнения эскиза, объект
выбирали в зависимости с нуждами школы
(мастерской) и по желанию самих изготовителей
(украшение ворот). Вначале на поверхность ватмана
или картона наносят основные контуры рисунка, а
затем приступают к детальной проработке; при
этом нужно помнить о перемычках, которые
необходимы для удержания остальных участков
металла на высекаемом поле.

Эти места целесообразно выделить на рисунке
штриховкой.

В соответствии с эскизом делаются
рабочие выкройки из картона или плотной бумаги,
при этом учитываются припуски на опиливание и на
загиб кромок, участки для соединения между собой
смежных деталей, элементов, при помощи которых
готовое изделие будет крепиться на месте
установки, и т.д.

Рисунок переносят на хорошо
зачищенную заготовку. Просечку выполняют на
металлической плите либо на торце деревянной
колоды. Небольшие заготовки можно просекать на
торце деревянного бруска, зажатого в тиски.

Инструмент стараются вести, не переставляя его
каждый раз на новое место, а как при чеканке,
постепенно двигая по разметке. Не обязательно
стараться сразу просечь линию насквозь, а,
наоборот, лучше это сделать со второго и даже
третьего прохода – тогда вырубка получится
более ровной и без зазубрин.

При рубке металл не
только просекается, но и распирается в стороны,
из-за чего на изделии могут образовываться
трудно исправляемые вздутия. Чтобы избежать
этого, на удаляемых участках предварительно
делают отверстия. Чем они больше и ближе к
просекаемой линии, тем лучше. Отсекаемая часть
металла при этом свободно будет изгибаться в
сторону отверстия и не распирать заготовку в
других направлениях. Отверстия сверлятся или
прошиваются бородками.

Второй этап изготовление трафарета (перевод
рисунка можно сделать и накернением контура и
перевод рисунка через копирку на окрашенную
поверхность), но мы остановились именно на
трафарете.

Когда высечка внутренних участков закончена,
приступают к обрезке внешних контуров изделий.
Эту операцию обычно выполняют ножницами. При
этом остается заусенец, направление которого
немаловажно для последующей обработки изделия.
Поэтому направление резки должно быть таким,
чтобы металл загибался от лицевой стороны
изделия, его убираем напильником или надфилями.

При необходимости для отбортовки используют
металлические оправки различной формы. В
некоторых случаях отбортовку целесообразно
выполнять как бы с изнанки заготовки.

Для этого
обрабатываемое изделие кладут лицевой частью на
край металлической плиты, сверху для опоры
загибаемой кромки ставят оправку, прижимая ее к
плите левой рукой, и при помощи небольшого
молоточка наносят удары по кромке металла снизу.

Выполняя работы из жести, подобным приемом
выколачивают на ней всевозможные канавки и
валики (зиги), служащие в качестве дополнительных
декоративных элементов и увеличивающие
жесткость изделия. Эту работу обычно выполняют
на плотной листовой резине. В промышленности с
целью повышения производительности труда для
закатки проволоки и получения зигов применяют
специальные валики (зиг-машину).

Последним этапом обработки просечной
заготовки являются правка и заключительная
опиловка. Правку ведут деревянными,
полиуретановыми или резиновыми молотками. В
труднодоступных местах используют деревянные
чеканы различного профиля.

Можно применять и
молотки из мягкого металла – свинцовые, медные,
алюминиевые. Если применяют для правки стальной
инструмент, то он должен быть с полированным
бойком. При этом нельзя допускать расплющивания
заготовки, так как могут образоваться вздутия.

Поверхность плиты, на которой ведется правка, не
должна иметь значительных повреждений, в
противном случае неровности при ударах
отпечатаются на изделии. Чтобы избежать
неприятного дребезжания заготовки при
обработке, ее нужно удерживать как можно ближе к
зоне опиливания и передвигать инструмент вдоль
нее.

Размер насечки напильника выбирается с
таким расчетом, чтобы тонкий обрабатываемый
металл не проваливался между режущими зубьями.

Когда все детали подготовлены, приступают к
сборке изделия. Соединять отдельные элементы
можно различными способами: при помощи язычков,
заклепками, проволочными скобками и болтами,
связыванием и сшиванием проволокой, паянием и т.
д.

Но особое значение для соединения деталей из
листового металла имеют фальцевые швы (лежачие
одинарный и двойной фальцы, одинарный и двойной
стоячие). Для вставки крышек, донышек и т.п.
пользуются чаще всего следующим приемом: на
корпусе делают отбортовку, размещают нужную
деталь и зачеканивают кромку.

Возможны и
другие варианты соединения. Нужно учитывать, что
отбортовка кромок на ослабленных просечкой
листах – дело довольно сложное. На деталях, где
предполагается вырубание больших площадей,
целесообразно отгибать кромки заранее.

В
некоторых случаях листовой металл сначала
соединяют в определенную форму и только после
этого приступают к просечке. Например, так
поступают при изготовлении цилиндрических
деталей, которые вырубают на специальной
оправке.

Заключительная обработка изделий может быть
выполнена абразивными материалами, например
масляным тампоном с наждачной пылью. Иногда
бывает достаточно просто обработать металл
стальной щеткой. Чаще всего изделиям из листовой
стали придают традиционную черную окраску, но мы
выбрали зелёный цвет.

Самый простой способ затемнить изделие –
нагреть его до появления темно-серой пленки.
Несложно выполнить и воронение, нагрев металл
вместе с нанесенным на его поверхность слоем
масла или олифы. Если изделие изготовлено из
пострадавшего от ржавчины металла, то после ее
удаления раковины следует затереть черной
масляной краской.

Изделия из стали могут быть
тонированы в черный цвет составом,
приготовленным из дубовой коры или из мелких
дубовых опилок, замешанных на воде. Эта кашица
наносится на металл и выдерживается в течение
некоторого времени. При необходимости
нанесенный слой еще раз увлажняют водяным паром.

Для этого используют электрический чайник, в
который наливают немного воды, а на носик
надевают резиновую трубку. Чтобы придать
тонированному металлу более эффектный вид, а
также для дополнительного упрочения нанесенного
покрытия на него наносят восковую мастику,
растворенную в уайт-спирте, керосине или бензине,
и натирают поверхность до блеска волосяной
щеткой.

На подогретое изделие воск можно нанести
без растворителя. В крайнем случае, е го можно
заменить стеарином или парафином.

Просечка хорошо сочетается на небольших
декоративных предметах с другими видами
художественной обработки: гравировкой, чеканкой,
выколоткой.

При совмещении с гравировкой
целесообразно сначала выполнить просечку, а
затем приступить к работе штихелями, так как при
вырубке гравированного изделия может нарушиться
четкость изображений.

На предметах с чеканкой
просечка выполняется в последнюю очередь.

Объекты труда из просечного металла могут быть
весьма разнообразны, однако в качестве
ознакомительной работы целесообразно выбрать
простое плоскостное изображение, например
предназначенное для укрепления дымника печной
трубы или несложный флюгер.

Изделия из оксидированного черного металла не
только помогут украсить внешний вид здания, но и
придадут оригинальность интерьеру. В этом легко
убедиться, изготовив вывеску для школьной
мастерской, которую можно сделать как в виде
плоской пластины с высеченным изображением
символов, так и в форме объемного знака с
элементами из толстой проволоки.

Литература

  1. Рогов О.Г. Энциклопедия народного умельца – М., 2000.
  2. Родионов А.М. Красная книга ремёсел. Барнаул – 1990.
  3. Хворостов А.С., Хворостов Д.А Художественные работы по дереву: Учебно-методическое пособие – М., 2002.

27.03.2007

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Станок