Какие колодки для велосипеда лучше органика или металл

Содержание
  1. Лучшие тормозные колодки для горных велосипедов: Надежная тормозная способность для любой трассы
  2. Тормозные колодки
  3. Лучшие тормозные колодки для горного велосипеда
  4. SRAM G2
  5. Shimano Deore XT M8000
  6. Hope Tech Brake Pads
  7. TRP Performance Resin
  8. Magura 8 Series Performance
  9. Hayes Dominion A4
  10. Shimano XTR J03A Resin
  11. SRAM Code
  12. Что нужно знать при выборе лучших тормозных колодок для горного велосипеда
  13. В чем разница между металлическими и органическими тормозными колодками
  14. Какие тормозные колодки мне следует купить?
  15. Когда следует заменять тормозные колодки?
  16. Типы тормозных колодок для дискового тормоза велосипеда и их особенности
  17. Ротор для дискового тормоза велосипеда и его совместимость с колодками
  18. Стандарт колодок и размерная характеристика
  19. Какие типы колодок для дискового тормоза существуют?
  20. Органические колодки (Resin PAD)
  21. Характерные особенности
  22. Спеченные металлические колодки – неорганические колодки (Sintered PAD)
  23. Характерные особенности
  24. Характерные особенности
  25. Керамические колодки (Ceramic)
  26. Характерные особенности
  27. Заключение
  28. Колодочный батл. Органические японцы против железных европейцев — Nisshinbo на DRIVE2
  29. Тормозные колодки для дисковых тормозов

Велосипед без тормозов – прямой путь к аварии. Лишь немногие модели велосипедов для экстрима, велофристайла не оснащены тормозами, либо желающие рисковать жизнью ради адреналина байкеры самостоятельно снимают имеющиеся по умолчанию велосипедные тормоза. Но спокойная и быстрая езда без них невозможна.

Велоиндустрия предлагает следующие типы тормозов: V-brake, барабанные и дисковые. Первые – дешёвые, с небольшим ресурсом, вторые – компромиссный вариант, третьи – самые «долгоиграющие», но и дорогие.

Тормоза V-brake – простейшая конструкция в виде буквы V, приводимая в действие при помощи троса. В качестве тормозного диска выступает сам обод без какого-либо дополнительного слоя или иной основы.

Рычаги такого тормоза предельно просты – они напоминают смыкающиеся части подпружиненной скобы.

Как и во всех тормозах, толкающее усилие от тормозной ручки на руле передаётся с помощью троса, заключённого в «рубашку» – водонепроницаемую трубку из пластика, предотвращающую поцарапывание и преждевременное ржавление стальных нитей.

Ободные тормозные колодки здесь навинчиваются на элементы скобы при помощи болтов с гайками и гроверными шайбами. Важно не перепутать левый и правый – колодки изогнуты по форме обода, а не стоят прямо, как бруски, что даёт возможность тормозить быстрее и эффективнее. Средняя линия колодки совпадает со средней линией обода.

Сам обод при этом имеет рифлёную, «рябую» поверхность, причём эта «рябь» параллельна его внешней окружности, что позволяет колодке быстрее притереться и «вклиниться» в него при торможении, создавая предельно большую площадь соприкосновения трущихся поверхностей. Размеры обода не имеют особого значения – эффективность ободных тормозов при разном диаметре колеса существенно не разнится.

Колодка V-brake, хоть и имеет стальную основу, со стороны тормозящей поверхности имеет слой полимера – чаще всего пластика или композита.

Хотя с помощью V-brake удаётся остановиться почти мгновенно, этот слой быстро изнашивается из-за высокой угловой скорости обода.

Она в разы больше, чем тормозные поверхности у тормозов других типов, в которых трущиеся слои находятся намного ближе к центру колеса (втулке). Сменными являются лишь сами колодки, далее по частоте сменяемости располагаются тросы.

Тормозную V-образную скобу можно не менять несколько лет – она считается самой долговечной деталью, как и рукоятки на руле.

Однако, продолжая ездить с истёртыми до стали колодками, вы соскабливаете алюминий слой за слоем, из которого состоит обод, и в конце концов на полной скорости он существенно погнётся, если не переломится. Последнее уже опасно для жизни.

Для наивысшего уровня безопасности ободные тормоза ставятся в полном комплекте – передние и задние.

Основой для торможения у дисковых тормозов является диск, в несколько раз меньший по диаметру, чем обод колеса. Диск закрепляется на спицах с помощью специальных креплений на болтовой основе со скобами, плотно охватывающими спицу. Установка его значительно сложнее, чем тормозных скоб для V-brake.

Дисковые тормоза ставятся преимущественно на велосипеды высокого и среднего ценового сегмента. Например, они нашли своё применение на большинстве шоссейных траков, где из-за скорости в 40 и более километров в час применение V-brake не оправдано.

Те, в свою очередь, быстро бы перегрелись и стёрлись, когда нужно резко притормозить при спуске с небольшого уклона по трассе или возле опасного поворота.

Тормозной ротор (круглый в плоскости вращения колеса диск) требует для крепления не менее 6 точек опоры. Адаптер механизма позволяет закрепить тормозной калипер на раме.

Последний, в свою очередь, задействует колодки при нажатии на тормозные рукоятки на руле. Колодки, наконец, непосредственно участвуют в затормаживании байка.

Вместо тросов дисковые тормоза используют и гидравлическую систему – трубки с жидкостью, вроде той, что применяется на авто.

Гидравлика поднимает стоимость ещё как минимум вдвое, но управляемость ощущается тоньше и отчётливее, что позволяет байкеру ездить по более сложным и непредсказуемым дорогам.

Какие колодки для велосипеда лучше органика или металл

Барабанный тормоз – классика велоиндустрии. Именно с него и началось развитие тормозной системы. Корпус втулки – барабан, в котором колодки входят в состав обычного втулочно-подшипникового механизма. Когда велосипедист прокручивает педали в обратную движению сторону, колодки прижимаются плотнее к внутренней поверхности втулки, за счёт чего байк и тормозит.

Они долговечны и не требуют замены годами – скорее, у вас выйдут из строя сами шарикоподшипники и другие запчасти, чем сами колодки, так как во втулку набивается от чайной до двух столовых ложек литола или солидола, служащего смазкой. Она и снимает трение сухих до этого колодок на 98%. Все детали, включая колодки – стальные, что также обеспечивает их долговечность. Никаких алюминия, композита, пластика и резины, как в тормозах иных типов.

Основа тормозных колодок дисковых или V-образных тормозов – сталь или алюминиевый сплав. Дисковый ротор колеса чаще всего изготавливают именно на такой основе. А вот сами колодки в качестве рабочего слоя могут использовать керамику, спрессованный и спечённый алюминиевый порошок, пластик, резину или высокопрочный компаунд.

Тормозные колодки из прессованной печёной металлической пудры – самые «долгоиграющие». Их сфера применения – дисковый тормоз. Недостаток – менее эффективное затормаживание (больший тормозной путь). Но именно этим они и ценны на гоночных велосипедах.

Дело в том, что слишком быстрое торможение на скорости 30-40 км/ч чревато выбрасыванием велосипедиста из седла. Здесь-то и нужен тормозной путь до сотен (а не в десяток-другой) метров, да и покрышка после нескольких резких торможений сдирается до корда.

А вот при спуске с холма слишком долгое торможение нежелательно – можно вообще не сбавить скорость, на первом же повороте или неровности врезаться в любое препятствие, не вписавшись в резкий поворот.

Керамические колодки также не очень «отзывчивы». При сильном сдавливании во время резкого торможения их легко разбить. Тогда тормоз начисто откажет, что также опасно.

Композит несколько лучше керамики, например, тот же пластик. При перегреве, например, во время затяжного спуска по дороге с уклоном, пластик растачивается крайне быстро. Такие тормоза более эффективны, чем из металла и керамики.

Резиновые (Resin PAD) – самые эффективные, но и наименее износостойкие тормоза. Несколько сотен метров тормозного пути с крутого холма начисто их «убьют».

Они обеспечивают самое сильное сцепление с ободом или диском, но до поры до времени: после стирания резины до металла, пластика или композита, из которого состоит несущая часть, они становятся такими же неэффективными, как и металлические/керамические, однако начинают усиленно истирать обод либо диск.

Полуметаллические модели – гибрид композита и металла. Металлический порошок (в соотношении, например, 1: 1, 1: 1,5) смешан с особо прочным компаундом. Эффективность торможения – средняя.

Помните, что чем твёрже и прочнее материал колодок, тем дольше он прослужит, но менее эффективно затормозит и громче заскрипит.

Общепризнанными гигантами велоиндустрии за последние 10-20 лет считаются американская компания Sram и японская фирма Shimano.

Китайские и тайваньские производители (например, Artek), коих десятки, также стремятся повысить качество своей продукции хотя бы до японского уровня, и небезуспешно.

Некоторые экономные потребители бодро рапортуют о весьма неплохом ресурсе тормозов для не слишком экстремального катания, например, на прогулке или при дальних велопоходах, велопутешествиях.

С простым V-brake от Shimano, установленным на дешёвом горном байке за 10-20 тысяч рублей, вы без проблем проедете 1000-2000 километров по трассам (и будучи проездом в городах по пути), и всё же смените изношенные колодки на новые.

Об их износе вы догадаетесь как по резко уменьшившемуся тормозному эффекту, так и по потере плавности соприкосновения. Возможно, «резиновый» скрип изменится на металлический лязг.

Какой бы тормоз вы ни выбрали и сколько бы он ни прослужил, не экономьте на безопасности. Тормоза придумали не столько трусы, сколько те, кто не хотел бы, чтобы из-за их отсутствия люди теряли здоровье, а то и жизнь. Как только торможение существенно ухудшилось из-за износа трущихся поверхностей – меняйте и колодки, и сами обода (диски, барабанные втулки).

Далее смотрите видео о том, как заменить или установить тормозные колодки на дисковых тормозах велосипеда.

Лучшие тормозные колодки для горных велосипедов: Надежная тормозная способность для любой трассы

Какие колодки для велосипеда лучше органика или металл

Независимо от того, металлические они или органические, тормозные колодки играют жизненно важную роль в вашей тормозной системе.

Тормоза, безусловно, являются ключевым компонентом горных велосипедов. Тормозные рычаги являются наиболее заметной частью торможения для большинства велосипедистов, но эффективность тормозной системы можно значительно улучшить, выбрав лучшие тормозные колодки для горного велосипеда.

Тормозные колодки

Тормозные колодки находятся внутри тормозного суппорта. Когда вы нажимаете на рычаг, гидравлическая тормозная жидкость проходит через тормозные магистрали и попадает в суппорт, сжимая поршни.

Поршни толкают тормозные колодки, которые сжимают ротор, создавая трение, замедляющее ваше движение.

Это означает, что у вас могут быть самые лучшие тормоза для горного велосипеда, но если колодки некачественные, то вся мощность и модуляция будут потрачены впустую.

Тормозные колодки обычно соответствуют конкретной модели тормозов, хотя часто они предлагаются из различных материалов, что обеспечивает преимущества, подходящие для разных условий езды.

Ниже приведен обзор наиболее распространенных тормозных колодок, которые вы можете встретить на рынке, или перейдите к нижней части, чтобы узнать, что нужно знать при выборе лучших тормозных колодок для горного велосипеда.

Читайте также:  Co2 это металл или неметалл

Лучшие тормозные колодки для горного велосипеда

SRAM G2

Какие колодки для велосипеда лучше органика или металл

Стандарт тормозной мощности SRAM для трейлов/эндуро.

Предназначение: трейлы/эндуро | Материал: Органика/сталь | Цена: $25 / £18

Тормоза G2 от SRAM – это следующая итерация того, что раньше было тормозами Guide. Тормозные колодки G2 подходят как для моделей G2, так и для Guide, поэтому не стоит беспокоиться, если у вас предыдущая версия.

В этих тормозных колодках используется органический компаунд с добавлением стали для создания прочной колодки, которая обеспечивает тормозную способность на трассе.

Они предназначены для использования в трейлах и эндуро.

Shimano Deore XT M8000

Какие колодки для велосипеда лучше органика или металл

Четырехпоршневая колодка Shimano с оптимальным соотношением цены и качества.

Предназначение: трейл/эндуро/гравити | Материал: Металлик | Цена: $21 / £15

Группсет Deore XT от Shimano считается отличной альтернативой XTR. Эта металлическая тормозная колодка будет работать с 4-поршневыми тормозами Shimano серии Deore XT M8000.

Также имеется вариант из смоляного материала.

Что делает эти тормозные колодки хорошо работающими, так это то, что они также совместимы с вариантами Saint и Zee компании, которые предназначены для гравитационного катания.

Hope Tech Brake Pads

Какие колодки для велосипеда лучше органика или металл

Лучшие по совместимости.

Предназначение: XC/trail/enduro/gravity | Материал: Стандартный или спеченный | Цена: $19 / £15 (стандартный), $23 / £18 (спеченный)

Тормозные колодки Hope Tech доступны в стандартном исполнении или в варианте со спеченным металликом. Отличительной особенностью этих тормозных колодок является то, что они подходят к любой из моделей тормозов Hope, включая текущие и предыдущие модели.

Это означает, что здесь не так много инноваций/специализации, как в SRAM или Shimano, но кросс-совместимость удобна и проста, особенно если у вас несколько велосипедов с тормозами Hope.

Велосипедисты, желающие получить больше тормозной силы, могут выбрать спеченные тормоза, а любители XC/trail – стандартные.

TRP Performance Resin

Какие колодки для велосипеда лучше органика или металл

Высокопроизводительная альтернатива крупным брендам.

Предназначение: трейл/эндуро/гравити | Материал: Смола | Цена: $25 / £18

Компания TRP не так велика, как Shimano или SRAM, но она поставляет тормоза для таких гонщиков, как Аарон Гвин и Брендан Фэйрклаф.

Тормоза этой марки тестируются на гоночных трассах, а затем оптимизируются для повседневного использования. Эти тормозные колодки на основе смолы – самый высокопроизводительный вариант от компании.

Они работают с любым из четырехпоршневых тормозов TRP и отличаются резким срабатыванием и равномерной модуляцией.

Magura 8 Series Performance

Какие колодки для велосипеда лучше органика или металл

Высокопроизводительная альтернатива крупным брендам.

Предназначение: трейл/эндуро/гравити | Материал: Magura Perfomance | Цена: $42 / £30

Magura предлагает три различных состава тормозных колодок. Приведенный здесь состав Performance является лучшим для повседневной езды, поскольку он обладает большим сцеплением, чем колодки начального уровня Sport, и более долговечен, чем колодки высшего класса Race. Это означает, что эти колодки предназначены для суппортов Magura MT5 и MT7.

Hayes Dominion A4

Большая тормозная сила и модуляция.

Предполагаемое использование: Эндуро/гравити | Материал: Спеченные/полуметаллические | Цена: $35 / £25

Четырехпоршневые тормозные колодки Hayes доступны в двух вариантах состава: спеченные или полуметаллические. Спеченная версия лучше подходит для гравитационных шредеров, а полуметаллическая более тихая и обеспечивает большую модуляцию. Эти колодки подходят к четырехпоршневым тормозам Dominion от Hayes, но есть аналогичные колодки и для двухпоршневых тормозов Dominion XC/trail.

Shimano XTR J03A Resin

Какие колодки для велосипеда лучше органика или металл

Опция Shimano XC.

Предназначение: XC/trail | Материал: Смола | Цена: $33 / £23

Эти колодки Shimano подходят к тормозам XTR M9000, а также к моделям XT, Deore, SLX и SLX. Материал из смолы тише металлического, но также обеспечивает меньшую тормозную силу. Есть и металлические версии для более буйных велосипедистов с намерениями спуститься с горы.

SRAM Code

Какие колодки для велосипеда лучше органика или металл

Взлом гравитационно-тормозного кода.

Предполагаемое использование: Гравитация | Материал: Металлический или органический | Цена: $27 / £20

Codes – это тормозная система SRAM, ориентированная на гравитацию. Они действительно необходимы только тем, кто регулярно ездит по крутым и глубоким спускам или на тяжеловесных e-MTB. Тормозные колодки могут быть металлическими или органическими, так что выбирайте свой вид в зависимости от местных трасс.

Что нужно знать при выборе лучших тормозных колодок для горного велосипеда

В чем разница между металлическими и органическими тормозными колодками

Существует два основных типа материалов, из которых изготавливаются тормозные колодки. Существуют органические колодки (иногда называемые смолой), а также металлические колодки (иногда называемые спеченными), в поверхность которых вкраплены частицы металла.

Органические колодки издают меньше шума и имеют более острый начальный прижим. Однако они могут потускнеть на длинных спусках и плохо работают во время дождя.

Металлические колодки, напротив, лучше работают в дождь и обеспечивают более стабильную работу на длинных спусках. Они громче, но шум не обязательно означает, что что-то идет не так.

Выбор материала зависит от личных предпочтений. Велосипедисты-гравитационщики, которые быстро спускаются с длинных спусков, могут предпочесть металлические накладки. Велосипедисты, которым нравится резкий укус в момент нажатия на рычаг, должны выбирать органический материал.

Наконец, важно учитывать, какие роторы установлены на вашем велосипеде. Лучшие роторы дисковых тормозов для горных велосипедов подходят для обоих типов колодок, однако некоторые дешевые роторы могут использоваться только с органическими колодками.

Какие тормозные колодки мне следует купить?

Дело вот в чем: большинство тормозных колодок соответствуют определенной модели тормозов. Например, тормозные колодки SRAM Code работают только с тормозами SRAM Code. Поэтому от того, какие у вас тормоза, будет зависеть, какие колодки вам нужны. На упаковке и в Интернете всегда есть информация о совместимости тормозных колодок.

Ваш основной выбор, скорее всего, будет между металлическим и органическим материалом, поскольку большинство производителей предлагают и то, и другое.

Shimano, вероятно, является брендом с наибольшей перекрестной совместимостью. Колодки будут работать только с тормозами Shimano, но их колодки часто совместимы между семействами моделей. Например, комплект тормозных колодок может подойти для тормозных систем XTR, XT и Deore. Однако всегда проверяйте!

Когда следует заменять тормозные колодки?

Тормозные колодки изнашиваются, и когда это происходит, наступает время их замены. При взгляде на тормозную колодку вы увидите блок материала, приподнятый над металлической опорной пластиной. Когда материал изнашивается до такой степени, что становится почти вровень с опорной пластиной, колодки необходимо заменить.

Вы можете проверить колодки, просто посветив фонариком в суппорт, но проще получить лучший обзор, сняв колесо и осмотрев его. Если при торможении вы слышите скрежещущий звук или ощущаете резкую отдачу, возможно, колодки полностью изношены. Это может привести к повреждению колодок, поршней или роторов, поэтому будьте осторожны и регулярно проверяйте колодки.

Для получения дополнительной информации ознакомьтесь с нашим руководством по замене колодок дискового тормоза.

Велотовары
Запчасти для велосипеда – это огромная категория товаров, которые дополняют ваш байк. Многие велосипедисты покупают только основную его часть – раму, самостоятельно подбирая детали для создания индивидуального типа велосипеда. Здесь представлено большое разнообразие запчастей: от спиц, втулок, выносов руля до велокамер, педалей, тормозов и подшипников. Каждый сможет подобрать деталь, соответствующую его типу велосипеда, стилю, размерам, а также выбрать запчасти определенной фирмы-производителя.

Инструменты. Веломастерская заядлого велосипедиста – это огромное количество инструментов, предназначенных для ремонта любого уровня сложности.

А если неприятность приключилась в дороге? В таких случаях выручают универсальные инструменты для велосипеда. Компактные наборы шестигранников, или мультитулы, становятся просто спасательным жилетом для велосипедиста.

Они займут минимум места в рюкзаке, сумке или кармане, а с их помощью мелкий ремонт не составит труда.

Типы тормозных колодок для дискового тормоза велосипеда и их особенности

Тормозные колодки – это расходный материал. Одна из самых востребованных запчастей для велосипеда и других транспортных средств.

Замена их необходима один-два раза в сезон или чаще при интенсивной эксплуатации велосипеда. Тормозные колодки разных типов есть почти в каждом магазине.

Например, можно подобрать для себя какие-то подходящие колодки тут. Есть почти все современные модификации и цена адекватная.

Какие колодки для велосипеда лучше органика или металл

Каждый раз при замене колодок человек сталкивается с проблемой выбора новых колодок.

Давайте в этой статье рассмотрим, какие бывают колодки для
дискового тормоза велосипеда и чем они отличаются.

Дисковые тормоза получили широкое распространение, но
существуют ещё и другие типы тормозных систем велосипеда: барабанные или
клещевые (вибрейки). Для них информация из этой статьи не будет полезна (хотя
иногда колодки для вибрейков изготавливают из аналогичных материалов).

Итак, велосипедисты делятся на два типа: те, кто тщательно
подбирает компоненты и те, кто ставит то, что влезет физически. Наверное,
информация будет полезна как для тех, так и для других. Начнем по порядку.

  • Дисковый тормоз велосипеда включает в себя пару трения (чаще всего металл-неметалл),
    которая представлена металлическим диском (или ротором) и неметаллическими (бывают
    и металлические композиты) тормозными колодками.
  • При выборе новых колодок нужно обратить внимание на следующие важные параметры:
  • 1. Под какие колодки рассчитан ваш ротор (если вы конечно не
    планируете заменить и его)
  • 2. Какой стандарт колодок используется сейчас – размерная
    характеристика
  • 3. Какой материал используется для колодок, которые
    установлены на велосипеде сейчас
  • Пройдемся по каждому из пунктов подробно.
Читайте также:  Цвет бронза металл что это

Ротор для дискового тормоза велосипеда и его совместимость с колодками

Какие колодки для велосипеда лучше органика или металл

Роторы могут быть изготовлены из разных материалов и иметь
разные покрытия. Бывают и комбинированные роторы (с использованием паука для
рассеивания тепла и облегчения конструкции). Некоторые роторы считаются
универсальными, а некоторые подходят только для определенного типа колодок.

Например, если на роторе красуется надпись Resin PAD Only, то ротор можно
использовать только с мягкими органическими колодками (чуть дальше описано, что
такое органические колодки). Материал диска в этом случае более мягкий и вязкий,
что не особенно хорошо скажется на долговечности детали и качестве торможения в
случае использования твердых колодок.

Есть и ещё одна проблема – если диск мягкий, а колодки
слишком жесткие, металл будет «наматываться» на поверхность колодок и портить
фрикционные свойства колодок.

При выборе колодок
изучите характеристики вашего ротора. Информацию эту обычно чрезвычайно
сложно раздобыть. Особенно если речь идёт про ноунейм китайское железо.

Единственный источник информации обычно – это или официальный
сайт производителя, или гравировка на самом диске. Прайсам большинства
велосипедных магазинов лучше не доверять.

Замученный жизнью котентщик лупит
всем подряд дискам одинаковые характеристики, а проверить это невозможно.
Поэтому, можно сильно обжечься при выборе. Да и в большинстве каталогов
попросту отсутствует подобная характеристика.

В этом случае логично будет
приобрести те колодки, которые у вас уже были установлены – на самих колодках
часто тоже есть маркировка.

на KryptoBike:  Скорость велосипеда

Есть и более изощренные способы, например, измерить
твердость диска и тем самым определить, какой это материал. Но способ весьма
сложный, да и такая точность редко бывает необходима.

Прежде, чем мы продолжим обсуждение, нам нужно запомнить, что такое модуляция тормозов. Эта
характеристика часто встречается в статьях и на форумах. Часто прошаренные
велосипедисты умничают, закидывая новичка сложными терминами.

Итак, модуляция
тормоза
– это способность тормоза реагировать на силу нажатия. Сильнее
надавили на ручку – сильнее затормозили. Эта характеристика не всегда линейна и
не всегда соответствует описанной закономерности.

Напротив, некоторые колодки при
сильном нажатии перестают реагировать на увеличение силы нажатия ручки, а на
дешевых материалах может вообще начать проскальзывать.

Соответственно, тип и
материал колодок напрямую влияют на модуляцию тормозов.

Стандарт колодок и размерная характеристика

Для разных тормозных машинок используются разные колодки. В
этом нет ничего нового. Хорошо, когда производитель использует одинаковые
расходники для всей линейки своих продуктов. Тогда проблем с подбором колодок
не возникнет.

Какие колодки для велосипеда лучше органика или металл

Все колодки имеют разные размеры. Подобрать аналогичные
можно или исходя из маркировки на колодках, или по типу используемой тормозной
системы, или непосредственно замерив ваши колодки и выбрав такие же.

Ассортимент типорзамеров колодок для дискового тормоза огромный.

Важно понимать, что требуется 100% размерное соответствие.
Отклонение в несколько миллиметров уже может сделать использование запчасти невозможным.

Вам также будет полезно ознакомиться со следующими статьями на нашем проекте:

Какие типы колодок для дискового тормоза существуют?

Вот мы и подошли к самой интересной части статьи. Сейчас мы рассмотрим материалы, из которых изготавливают колодки. Всего сейчас существует несколько типов: органические колодки, керамические колодки (часто называются органическими, хотя по своей сути, ими и являются), полуметаллические, спеченный металл.

Они различаются фрикционным материалом (фрикционные
материалы – это группа материалов, разрабатываемая специально для увеличения
трения в паре трения), который нанесен на жесткую оснастку.

Органические колодки (Resin PAD)

Какие колодки для велосипеда лучше органика или металл

В этих колодках фрикционный материал представлен композитом,
состоящим из металлической стружки (или, правильнее сказать, металлических
включений), которые погружены в специальный компаунд. Таких включений в составе
композита не более 30%. Компаунд может быть представлен органическими смолами,
стойками при высокой температуре, резинами или другими мягкими материалами. Часто
обозначаются Resin PAD.

Характерные особенности

  • Относительно быстро стираются, но при этом
    обладают высокой эффективностью торможения.
  • Не особенно хорошо справляются с плохими
    погодными условиями. При попадании жидкости или грязи требуют регулярной
    просушки. В плохую погоду теряют львиную часть эффективности.
  • Обладают высокой модуляцией (благодаря общей
    высокой мягкости). Один из лучших показателей среди всех типов.
  • Используются с роторами, не имеющими сильных
    выступов и зазубрин – ротор пила легко сотрет в порошок такие колодки за пару
    недель.
  • Не рекомендуются для использования
    велосипедистам с большим весом.
  • Не рекомендуются для электровелосипедов или
    электросамокатов.
  • Очень быстро притираются.
  • Имеют меньший срок службы.
  • При правильном подборе пары трения ротор-колодка
    практически не шумят.
  • Довольно сложно очистить такие колодки от
    загрязнения – прокаливать колодки нужно с большой осторожностью (читайте статью
    о том, что делать, если на колодки попало масло), а мыть их не всегда помогает.
    Поэтому, к очистке нужно подходить аккуратно. Прокаливание может уничтожить неметаллический
    компаунд.

на KryptoBike:  Фэтбайк или зимний велосипед

Спеченные металлические колодки – неорганические колодки (Sintered PAD)

Какие колодки для велосипеда лучше органика или металл

Колодки изготовлены из металлической крошки или стружки,
которая спрессовывается в брикеты и спекается. Металлы используются как
однородные, так и разнородные. Применяются такие металлы как медь или
высокоуглеродистая сталь. Иногда используют модифицирующие добавки, например,
графит. Цель таких добавок разнообразная. В частности, мягкий графит иногда
исключает задиры ротора.

Характерные особенности

  • Хорошо работают в любую погоду. Ни в дождик, ни
    в снег не теряют своей эффективности.
  • Долго притираются
  • Обладают средней модуляцией – колодки твердые и
    прожимаются плохо.
  • Должны использоваться только с подходящим
    ротором. Ротор для резиновых колодок быстро изотрётся и на нем появятся
    тормозные канавки, которые не позволят колодкам плотно прилегать к ротору, а
    значит и эффективность торможения уменьшится.
  • Обладают низкой эффективностью торможения.
    Работают стабильно в любую погоду, но требуют большей силы нажатия на ручку.
    Имеют чуть больший тормозной путь.
  • Не требуют постоянной просушки.
  • Даже при правильном подборе пары ротор-колодка в
    плохую и морозную погоду часто вопят.
  • Имеют высокий ресурс.
  • Подходят для тяжелых велосипедистов и
    выосконагруженных велосипедов – тяжелые байки или электровелосипеды.
  • Могут быть легко очищены от любого загрязнения
    как прокаливанием, так механическими способами очистки.

Какие колодки для велосипеда лучше органика или металл

Состав фрикциона здесь не отличается от органических, а вот
количественный состав изменен – допускается до 65% металлических включений. Они
всё также погружены в специальную термостойкую смолу или другое связующее.

Характерные особенности

Традиционно принято считать, что полуметаллические колодки
являются компромиссом между органикой и неорганикой. Они обладают достоинствами
одного вида и лишены недостатков другого. В частности, они:

  • Меньше шумят, чем неорганика, но при этом имеют
    лучшую модуляцию.
  • Тормозят эффективнее спечённых колодок, но
    изнашиваются медленнее органических.
  • Быстрее притираются.
  • Работают с любыми типами роторов, кроме
    откровенных роторов-пил.
  • Адекватно реагируют на изменение погодных
    условий.
  • Прокаливать нужно с большой осторожностью.

Керамические колодки (Ceramic)

Какие колодки для велосипеда лучше органика или металл

Довольно редкое явление для велосипедной отрасли, однако
периодически встречаются. Стоят относительно дорого. Фрикционный материал тут
представлен керамикой с фрикционными свойствами.

Характерные особенности

  • Требуют использования специального ротора.
  • Не воспринимают мелкие удары. Фрикцион может
    раскрошиться.
  • Быстро замыливаются в грязи. Плохо работают при
    изменении погодных условий.
  • Долго притираются.
  • Имеют самый большой ресурс из всех видов
    колодок.
  • Стоят дорого, а распространены мало. Изначально
    пришли в велоспорт как оружие профессионалов и не особенно хорошо подойдут для
    повседневного использования.

Заключение

Мы ознакомились с основными типами велосипедных колодок для
дискового тормоза и их особенностями. У каждого из типов колодок есть свои
достоинства и недостатки.

Конечно же, у каждого типа есть как фанаты, так и
ненавистники. Какой из них предпочесть решить нужно вам самостоятельно.

Однозначного ответа на этот вопрос нет – одни колодки хорошо ведут себя в одной
ситуации, а другие в другой.

Компромисс между этими характеристиками – это только ваш
выбор, который должен быть основан на личных предпочтениях и здравом смысле.

На практике часто бывает
удобно использовать один тип колодок на одном колесе, а другой на другом.
Так, иногда очень удобно установить спечённые металлические колодки на задний
тормоз, так на него попадет больше грязи и нагрузка там выше, а на передний
поставить органику.

Полезно попробовать использовать как один тип колодок, так и
другой, а на основе личного опыта сделать окончательный вывод.

Колодочный батл. Органические японцы против железных европейцев — Nisshinbo на DRIVE2

Если говорить упрощенно, тормозная колодка состоит из металлического основания и фрикционной накладки, которая контактирует с тормозным диском, собственно, осуществляя торможение. Эта деталь должна обладать определенным коэффициентом трения, хорошей теплостойкостью и сопротивляемостью износу.

О принципиальных различиях в подходе к изготовлению фрикционных материалов мы попросили рассказать Юрия Буцкого – научного редактора специализированного журнала «АБС-авто», инженера-механика со стажем, кандидата технических наук и автора множества статей и книг по автомобильным темам.

Читайте также:  Фреза по металлу для ручного фрезера с подшипником

Материал накладки тормозной колодки получается из фрикционной смеси – массы в виде комбинированного порошка. Его готовят из множества компонентов, добавляемых в строго определенных пропорциях. Рецептура смеси включает 10, 15 и более ингредиентов, и каждый решает собственную задачу. Любое изменение доли того или иного компонента может существенно изменить свойства фрикционной накладки.

Что же входит в рецептуру?

Например, армирующие компоненты для упрочнения накладки – от них зависит прочность, термостойкость и стабильность тормозных свойств.

Этот «скелет» будущей фрикционной накладки выполняется из комбинаций различных волокон – кое-что о них мы узнаем далее.

А еще – наполнители для получения нужного коэффициента трения и обеспечения его стабильности, ингредиенты для повышения износостойкости и многое другое.

Коэффициент трения колодки должен оставаться стабильным при росте температуры. Для справки: если коэффициент трения становится меньше 0,2 – фрикционная деталь превращается в «антифрикционную». Это уже не тормозная колодка, а подшипник скольжения. А у колодки для среднестатистического европейского легкового автомобиля коэффициент трения лежит, как правило, в диапазоне 0,35-0,45.

Каковы требования к тормозным колодкам, поставляемым для рынка запчастей? Никакого секрета: согласно требованиям Правил ЕЭК ООН, сменные колодки по своим тормозным свойствам могут отличаться от оригинальных не более чем на ±15%.

Когда-то в рецептуре широко применяли асбестовые волокна. Плюсы асбеста: дешев в использовании, технологичен, создает прекрасную арматуру фрикционной накладки, имеет коэффициент трения 0,40. Минусы: подвержен фибрилляции (непрерывному расщеплению), признан канцерогеном и запрещен Правилами ЕЭК ООН.

Сегодня из фрикционной рецептуры исключают и медь.

Плюсы меди: отлично отводит тепло, бережет тормозные диски и барабаны, способствует приработке колодки, способствует частичному восстановлению диска благодаря эффекту избирательного переноса, стабилизирует коэффициент трения.

Минусы: медное сырье (лом) содержит вредный для природы и человека свинец. Да и сама медь является тяжелым металлом. Попадая в окружающую среду, образует вредные оксиды и медный купорос, отравляющий все живое.

Какие колодки для велосипеда лучше органика или металл

Иллюстрации: Татьяна Мошкалева

  • Чем же заменяют асбест и медь?
  • Производители колодок сегодня применяют три вида фрикционных композиций:− Полуметаллические (Semi Metallic)− С низким содержанием стали (Low Steel)
  • − Неасбестовые органические NAO (Non-Asbestos Organic)

Здесь важно знать следующее. Безасбестовыми являются все три группы. Термин Non-Asbestos в аббревиатуре NAO – это прием, призванный подчеркнуть экологичность рецептуры.

Какие колодки для велосипеда лучше органика или металл

Иллюстрации: Татьяна Мошкалева

А теперь – подробнее.

Semi Metallic

Первые безасбестовые колодки появились в Европе еще до запрета асбеста. Их рецептура получила название Semi Metallic – полуметаллические фрикционные композиции.

Почему «полуметаллические»? А потому, что в них примерно половину объема фрикционной смеси (а точнее, от 40 до 65%) составляют стальные волокна.

Но это не просто металлическая стружка! Получают волокна так: берут стальную проволоку и на специальном станке счесывают тончайшие полоски. Затем рубят их и вводят в композицию.

Чем привлекательны Semi Metallic? Они термостойкие, с хорошо армированной матрицей. Обеспечивают требуемые эксплуатационные характеристики, прекрасно отводят тепло.

А плохи они шумностью при высоких скоростях и агрессивностью к тормозному диску. Да и теплопроводность выходит боком: при нагреве до 500–700° C возможно закипание тормозной жидкости.

Все же теплопроводность должна быть оптимальной, а не просто «низкой» или «высокой».

Low Steel

Со временем на Западе стали отказываться от полуметаллических рецептур в пользу Low Steel – малометаллических композиций. Они тоже содержат стальные волокна, но в меньших количествах – от 15 до 30%. Разумеется, рецептура усложнилась.

Задачи эффективности торможения, стабильности коэффициента трения, восстанавливаемости и т.д. теперь решали другие ингредиенты – в частности, хитрые комбинации минеральных волокон. У каждой фирмы они были свои, хранимые как зеница ока.

В результате уменьшилась шумность, повысился средний коэффициент трения и его температурная и скоростная стабильность, стабилизировался отвод тепла, улучшилась восстанавливаемость после нагрева, термомеханическая стойкость и другие качества.

NAO-материалы. Органика

Но самые интересные и перспективные композиции – это Non-asbestos Organics, те самые NAO. Главное отличие этих материалов в следующем: в них нет стального волокна. Вообще нет. Задачи, возложенные на него в рецептурах Semi Metallic и Low Steel, решают другие ингредиенты – керамика и комбинации альтернативных волокон. Тоже, разумеется, засекреченные.

Какие колодки для велосипеда лучше органика или металл

Тормозная колодка Nisshinbo, «выпеченная» из смеси NAO

Как они появились на свет, эти NAO? Их родина Азия, а точнее, Япония. Причем Япония, нацеленная на североамериканский рынок – недаром она поставляет туда огромные партии автомобилей. А для рынка США приходится учитывать довольно жесткие требования клиентов к чистоте колесных дисков.

Поэтому рецептуры NAO и Semi Metallic там востребованы, а Low Steel хоть и применяют, но не жалуют – они сравнительно больше пылят, образуя характерный черный налет на суппорте и колесе. А вот NAO ведут себя в этом смысле безупречно – никакой «черной пыли» от них нет.

Поэтому для европейского Ford материал low-steel в тормозных колодках является нормой, а для американского Ford – нежелателен.

Специалисты прочат колодкам из NAO-композиций большое будущее. Они обеспечивают бережное отношение к тормозному диску, меньшую склонность к шуму и вибрации. А про более чистые колесные диски при применении NAO-композиций мы уже говорили.

Какие колодки для велосипеда лучше органика или металл

Полный размер

Сравнительные характеристики фрикционных материалов (чем дальше от центра, тем лучше)

В заключение

По мере ужесточения требований автопроизводителей и экологов состав фрикционных смесей постоянно совершенствуется. Ясно одно: универсальной композиции пока не существует – слишком уж строги и противоречивы требования к тормозным колодкам. Разные страны и автомобили, разные условия эксплуатации и законодательство. Так что работа над оптимизацией рецептур продолжается.

Более подробно о современных технологиях фрикционных изделий можно почитать в брошюре «О тормозных колодках – элементарно», выпущенной издательством «Аудитория». Авторы: Юрий Буцкий и Евгений Пивень.

Тормозные колодки для дисковых тормозов

Каждый владелец велосипеда рано или поздно сталкивается с необходимостью замены тормозных колодок на своих тормозах. И сразу возникает вопрос — «Что купить?». Количество типов много, много производителей и.т.д. К сожалению, посоветовать конкретно производителей не представляется возможным, но разобраться по существующим типам можно.

Все тормозные колодки подразделяются на три больших типа: органические(Resin, Organic), полуметаллические (Semi-Metal), металлические или спеченный металл (Sintered). Есть также керамические и кевларовые, но информации по их составу мало, и в большинстве случаев это реклама, поэтому в этой статье опустим их описание.

Органические

Колодки содержат в своем составе преимущественно органические материалы. Обычно это графит. В качестве матрицы используют феноло-альдегидный полимер. Усиляют такие структуры металлическими или синтетическими наполнителями (кевлар например). Одна из самых распостраненных типов колодок.

    Плюсы:
  • Дешевые
  • Хорошая модуляция
  • Тихие
  • Быстро притираются
    Минусы:
  • Быстрее стираются
  • Не любят высокие температуры (вплоть до разрушения)
  • Не очень хорошо работают в мокрых и грязных условиях
  • Менее мощные чем спеченные или полуметаллические

Полуметаллические

Это органические колодки, содержащие в своем составе металлизированные части (до 50%), керамический или кевларовый наполнитель. Отличаются от чисто органических лучшими тормозными характеристиками и более долгим сроком службы. Являются отличным выбором для 90% велосипедистов, поскольку имеют хорошее соотношение ценакачество торможенияизносостойкость.

    Плюсы:
  • Относительно дешевые
  • Хорошая модуляция
  • Быстро притираются
  • Температурный диапазон выше, чем у органики
  • Достаточная мощность до 90% катальцев
    Минусы:
  • Более низкий начальный коэффициент трения по сравнению с органикой
  • По работе в мокрых и грязных условиях, а также при высоких температурах не дотягивают до металлических.

Металлические

Колодки, которые производятся методом спекания металлосодержащих веществ. Содержения металла может доходить до 85-95%.

Ключевым элементом в спеченной колодке является медь, также присутствуют и другие металлы (соединения алюминия или железа) и неметаллы (например графит или кевлар).

Обладают повышенными температурными характеристика и хорошим коэффициентом трения, но и стоят дороже остальных.

    Плюсы
  • Увеличенный в 1,5-2 раза ресурс по сравнению с полуметаллом
  • Отличная работа в мокрых и грязных условиях
  • Выдерживают более высокую температуру
  • Устойчивый коэффициент трения
    Минусы
  • Модуляция хуже чем у органики и полуметалла
  • Долго притираются
  • Повышенный уровень шума
  • Цена

Немного о ресурсе. Часто задают вопрос: «Какой ресурс должен быть у колодки дискового тормоза». Уверенно сказать цифру сложно, поскольку это зависит от типа колодки и ареала обитания велосипеда. По городу, например, колодки будут ходить ощутимо дольше, чем при регулярной езде в горной местности.

Оригинал или неоригинал.

Этот вопрос заботит райдеров не меньше выбора типа колодки. Однозначного ответа нет. На данный момент неоригинальные колодки можно разделить на брендовые (Aligator, Clarks, Koolstop) и китайские. Но это все условно, поскольку некоторые из этих брендов производятся в Тайване и Китае, а также существуют и чисто китайские бренды (Cooma, Kingstop), которые производят достаточно качественные тормозные колодки. Да, возможно ресурс будет ниже, но цена компенсирует этот недостаток. Также хочется отметить, что оригинальные колодки тоже большим ресурсом не обладают и их цена, зачастую, завышена. По этой причине искать и покупать оригинальные колодки не имеет большого смысла.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Станок