Как покрыть сусальным золотом металл

Как покрыть сусальным золотом металл

Сусальное золото — натуральное золото в форме тончайших листов, которые уложены в книжки. Классическое сусальное золото 960-й пробы, но так же бывают и другие разновидности. Листы 960-й пробы имеют теплый желтый цвет самородного золота, именно такие золотые листы начали применяться еще в Древней Руси. Правила производства сусального золота 960-й пробы закреплены ГОСТ 6902-75.

Сусальное золото подходит для использования практически на любых поверхностях (дерево, стекло, керамика, мрамор, фарфор, металл, гипс, холст, красочный слой и др.

), и является единственным подходящим материалом для золочения крупных объектов, таких как купола, статуи и т.п.

Сусальное золото можно использовать для золочения предметов внутри и снаружи помещения, оно не окисляется и не темнеет.

Поталь — имитация сусального золота в виде листов золотистой фольги, этот материал не содержит драгоценных металлов.

Для непрофессионала поталь неотличима от сусального золота, при том, что её стоимость гораздо ниже. Обычно поталь получают из сплава меди и цинка, или алюминия.

В обращении и по внешнему виду она напоминает сусальное золото. Поталь продается в виде листов, хлопьев и роликов.

Поверхности, которые подходят для нанесения потали: дерево, стекло, керамика, фарфор, металл, картон, гипс, холст, красочный слой и др. Поталь применяется только для объектов внутри помещения, со временем она темнеет и окисляется даже под покрытием.

Поталь хорошо подойдет, если нужно сделать позолоту под старину или патинирование. Добиться золотого покрытия с «зеркальным блеском» можно только при использовании сусального золота. 

Также существуют сусальное серебро, серебряная и медная поталь. 

Как покрыть сусальным золотом металл

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ

Профессиональные методы золочения имеют индивидуальные нюансы, которые зависят от поверхности, на которую требуются нанести позолоту и личного опыта мастера. Однако в обобщенном виде их делят на:

Клеевое золочение (золочение «на полимент», «золочение на левкасе», техника левкаса). Используется для золочения предметов внутри помещения, в основном — деревянных изделий. Чаще всего применяется при золочении икон. Клеевой основой служит смесь из клея и мела — левкас. Масляное золочение (золочение «на мордан», морданное золочение, лаковая позолота).    Применяется для позолоты предметов как внутри помещения, так и подверженных атмосферному влиянию. Чаще всего используется для позолоты резьбы и реставрации. Подходит для любых поверхностей.

Клеевой основой служит масляный клей — мордан.

Золочение “на смесях” Для любителей сегодня существуют облегченные способы. Клеем в этих методах служат готовые смеси (на водной основе, на спиртовой основе). Перед нанесением смеси надо покрыть основу любым грунтом, а затем отполировать поверхность. После чего наносят смесь в один или два тонких слоя. Когда смесь станет слегка липкой, приступают к наложению листов золота/потали. Как покрыть сусальным золотом металл Пастообразный клей-грунт        Комбинированная смесь для любительского золочения, сочетает в себе свойства грунта и клея, поэтому при его использовании поверхность не требуется предварительно грунтовать. Как правило, используется для потали. Подходит для использования на любых абсорбирующих и не абсорбирующих поверхностях. Часто используется для трафаретной техники. Болюс представляет собой специальный состав для грунтовки поверхностей перед золочением и максимального выравнивания поверхности. Используется для профессионального золочения. Болюс выпускается в различных цветах, что помогает подобрать его под цвет золота/потали. После нанесения болюса поверхности дают просохнуть несколько часов. Грунт, который чаще всего используется для подготовки к окраске или золочению деревянных изделий и оштукатуренных поверхностей. Гидратированный сульфат кальция, который отличается особой тонкостью зерна, благодаря чему обладает исключительной пластичностью и мягкостью в работе.

Смеси для любителей

Такие смеси обычно используются при работе с поталью.

Клей на водной основе (водно-акриловый)  Также его называют молочком для золочения. Клеящий состав на водной основе, применяется только для работы внутри помещений. Не подходит для поверхностей, которые плохо впитывают воду — стекло, камень, металл. Этот клей хорошо подойдет начинающим, так как он прост в применении, не пахнет и разводится водой до нужной консистенции. Клей наносится плоской кистью на подготовленную поверхность, как правило, достигает технологической липкости через 15-20 минут и остается пригодным для работы в течение 1 часа.    Клей на спиртовой основе  Применяется только для внутренних работ. Рекомендуется для водоотталкивающих поверхностей (стекло, металл, пластик и т.п.), а также для вертикальных поверхностей. Клей наносится плоской кистью на подготовленную поверхность, достигает технологической липкости через 30 минут и остается пригодным для работы в течение 3 часов.  Разбавляется спиртовым разбавителем. Эти средства обычно используются при работе с сусальным золотом.           Мордан (на масляной основе) Профессиональный мордан, применяется как для внутренних, так и для наружных работ. Подходит для любых типов поверхностей. Клей наносится плоской кистью на подготовленную поверхность. Время, через которое он достигает технологической липкости зависит от его типа: медленно сохнущий — 12 часов, быстросохнущий — 1,5 часа. Медленно сохнущий мордан остается пригодным для работы в течение 24 часов, быстросохнущий – в течение 1,5 часов. Разбавляется уайт-спиритом. Кроликовый (кроличий) клей  Для особых техник и реставрационных работ. Клей животного происхождения, выпускается в гранулах для удобства хранения. Используется для создания клеящей основы под листы сусального золота или потали. Для приготовления клея надо развести клей на водяной бане (100г гранулированного клея на 1 литр воды) и профильтровать при помощи тонкой сетки. Приступать к золочению можно через несколько часов после нанесения клея. Клей рыбный (желатин)

Желатин, как правило, продаётся в виде хлопьев, которые перед использованием необходимо замочить в воде в течение примерно 24 часов перед использованием. После размягчения необходимо окончательно растворить клей на водяной бане. В отличие от других клеев, при разведении водой он незначительно увеличивается в объёме. Желатин используется для наклеивания сусального золота на болюс.

Битумный лак

Делает блеск золота более темным и тусклым. Используется для придания изделиям состаренного вида. После высыхания, через 12-24 часа, битумный лак закрепляется шеллачным лаком.

Битумный воск

Пастообразный битум — плотное, вязкое вещество темно-коричневого цвета. Имеет те же свойства что и обычный битум. Ложится практически на любую поверхность. Высыхает через 12-24 часов. Рекомендуется покрытие лаком для предотвращения вытирания.

Битум на водной основе

Используется для придания состаренного вида декорируемым предметам, и в технике золочения. Наносится на любой вид основы. После высыхания требует закрепления финишным лаком.

Финишное покрытие

Лаки

Лак Мекка — защитный лак, наносится на позолоченные предметы для защиты от старения и воздействия окружающей среды. Выпускается двух типов: бесцветный и цвета золота. Второй лак используется, если нужно затемнить тон золота или придать золотистый оттенок серебру.

Лак Цапун (лак Цапон) — нитроцеллюлозный прозрачный лак для защиты изделий, покрытых поталью. Быстро сохнет, образует прозрачную защитную пленку на блестящих металлических поверхностях, предотвращая изменение цвета и образования коррозии. Подходит для обработки изделий из серебра, меди, латуни, бронзы, олова, железа.

Лаки на водной основе могут окислить поталь, поэтому, если требуется использование такого лака, сначала нужно нанести не менее трех защитных слоев лака на спиртовой основе.

Шеллак (Чистый гуммилак)

Шеллак (нидерл. schellak) — природная смола, которую вырабатывают насекомые-червецы, паразитирующие на тропических деревьях в Юго-Восточной Азии.

После высыхания шеллак образует прочную, абразивостойкую, стекловидную пленку. Препятствует образованию трещин и защищает поталь от механического и атмосферного воздействия. Идеально подходит для позолоченных предметов мебели, находящихся в частом употреблении.

Читайте также:  Уроки резьба по металлу

Шеллак выпускается как в виде хлопьев, из которых можно самостоятельно изготовить лак, так и в виде готового к применению лака.

Инструменты

Кисть для переноса листа золота/потали на подушку позолотчика или поверхность. Кисти изготавливаются из бычьего волоса или белки, размер колеблется от №35 до №85 и больше.

Благодаря использованию лампензеля тончайшие листы золота/потали не сминаются и не рвутся при переносе.

Руками к сусальным листкам не прикасаются – в противном случае последние прилипнут к подушечкам пальцев и будут непоправимо испорчены.

Каучуковые или резиновые кисти помогают аккуратно пригладить листовое золото к обрабатываемой поверхности, разгладить и убрать лишний воздух. Хорошо подходит для укладки листов в труднодоступные места, например, в местах с художественной резьбой. Также для приглаживания золота в труднодоступных местах подойдут беличьи и синтетические кисти. Кисти-обметалки

При накладывании листы ложатся друга на друга внахлест, примерно через сутки позолоченную поверхность обметают кистью от излишков. Для этой работы подойдут кисти из козьего волоса или синтетические.

Подушка из натуральной замши незаменима для процесса золочения. Перед переносом на поверхность, листы золота/потали выкладывают на подушку, где они могут быть при необходимости разрезаны на фрагменты нужного размера.

Нож позолотчика 

Нож позолотчика используется для раскроя листов золота/потали на фрагменты нужного размера. Нож должен иметь гибкое стальное лезвие длиной примерно 15-19 см и специальную заточку со всех сторон.

Агатовые зубцы 

Применяются только при методе золочения «на полимент». Полировка производится через 2-3 часа после окончания работ по золочению. Не надавливая сильно, агатовым зубцом полируют поверхность до нужного блеска. Агатовые зубцы выпускаются в разных формах и размерах, что позволяет подобрать их под особенности поверхности, таких как, например, художественная резьба.

Шкурка

Шкурка требуется для подготовки поверхности для золочения. Шкурится сначала негрунтованный предмет, а после грунтовки шкуркой доводят грунт до идеальной гладкости. В процессе используются шкурки от среднего до тонкого зерна, водостойкие.

Нейлоновые перчатки

Перчатки понадобятся для того, чтобы пот с рук не окислял поталь.

Несмотря на то, что существует множество индивидуальных методов золочения с нюансами в приготовлении грунта и клеящего состава, можно выделить основные, общие для всех этапы золочения.  Перед тем, как приступить к золочению, поверхность грунтуют и выравнивают. Она должна быть максимально гладкой, так как при наложении золота/потали все неровности станут хорошо видны. 1. Лист золота/потали снимают с книжки и перекладывают на подушку с помощью ножа позолотчика. Также для перекладывания листа можно использовать и лампензель. 2. Ножом лист делится на нужные фрагменты. Размер фрагментов подбирается в соответствии с размером поверхности, которая будет покрываться позолотой. 3. На поверхность (или её часть), на которую будет наноситься позолота, наносится клеящий состав.  4. После того, как состав чуть подсохнет и станет липким (время индивидуально для каждого вида клея), фрагменты золота/потали снимают с подушки при помощи лампензеля и накладывают на эту поверхность.  5. Фрагменты кладутся внахлест. 6. Излишки потали обметают кистью из козьего волоса или синтетики. Индекс Быстрый индекс товаров:

  • #
  • а
  • б
  • в
  • г
  • д
  • е
  • ж
  • з
  • и
  • к
  • л
  • м
  • н
  • о
  • п
  • р
  • с
  • т
  • у
  • ф
  • х
  • ц
  • ч
  • ш
  • щ
  • э
  • ю
  • я

prev

next

Золочение сусальным золотом: видео как наносить материал, технология, как работать с ним

Запись обновлена: Май 25, 2020

Сусальное золото представляет собой тончайшие листы драгоценного металла толщиной до долей микрон. Такой необычный материал используется при золочении ювелирных украшений и других изделий, производство которых подразумевает покрытие из сусали. Листы делаются либо из чистого желтого металла, либо из его сплавов с серебром или медью.

Достичь минимальной толщины сусальных пластинок позволяют физические свойства золота – чистый металл отличается мягкостью и ковкостью. Самым простым примером предметов, покрытых сусалью, можно признать купола церквей, которые вот уже несколько веков традиционно отделываются листами тончайшими листами драгметалла.

Как делают золочение сусальным золотом современные мастера?

Как покрыть сусальным золотом металл

Производство сусали

Мягкость и ковкость чистого золота позволяют раскатывать металл в очень тонкие листы.

Благодаря этим физическим свойствам металла листы получаются без трещин и разломов, то есть не повреждаются в процессе изготовления. Сам процесс производства золотых листов начинается с отливки бруска.

Из металла отливают слиток с параметрами 20х5х1 см, а затем тщательно раскатывают его в полосу. Длина такой полосы может достигать 30 метров.

Как покрыть сусальным золотом металл

Как дальше работать с сусальным золотом? Полоска разрезается на квадраты, которые складывают вместе, разделяя бумажными листами.

До того, как сусаль можно будет использовать для работ по золочению, эта книжка отправляется под молот, отрабатывающий около двух тысяч ударов.

Под ударами инструмента листы сусали становятся еще более тонкими и образуют своеобразную «лепешку». Из «лепешки» вырезают квадрат и вкладывают его в книжку.

Самым главным этапом производства сусали является отбивка золота молотом. Эта процедура очень трудоемка и сложна в исполнении. Молот должен ударять так, чтобы удары шли не только в определенной последовательности, но и с одинаковым усилием. Соблюдение этих требований является обязательным, так как обеспечивает одинаковую толщину золотых листов по всей их площади.

Как покрыть сусальным золотом металл

В одной книжке насчитывается до трех сотен сусальных листов, каждый из которых после процедуры отбивки становится в 10 раз больше.

Для наиболее полного представления процесса производства сусали рекомендуется ознакомиться с видео, отражающим каждый этап изготовления тонких золотых листов. Работа с сусальным золотом во многом зависит от качества листов.

Если листы изготовлены в соответствии со всеми правилами, то позолота изделия также будет отвечать всем требованиям качества.

Позолота сусаль

Сама технология золочения сусалью основывается на одном необычном свойстве золота: металл, раскатанный до очень маленькой толщины, на молекулярном уровне прилипает к гладким поверхностям.

Покрытие изделия сусалью представляет собой сложный процесс, так как работа с тончайшими листами драгметалла требует внимания и аккуратности.

Отлить из золота изделие гораздо проще, чем покрыть то же самое изделие сусалью.

Необычное свойство позволяет использовать сусальное золото для украшения церковных куполов, статуй, фонтанных композиций, а также предметов мебели, используемых для создания роскошной обстановки. Технология нанесения материала на протяжении истории человечества менялась. Сейчас сусаль используют как упаковку для дорогих сладостей и даже как ингредиент кофейных и коктейльных напитков.

Как покрыть сусальным золотом металл

Среди способов золочения сусалью специалисты выделяют два варианта: крепление драгметалла на полимент и на мордан. В чем их отличие? Полимент представляет собой своеобразную основу, на которую крепят листы сусали. Основой состава полимента является глина, к которой в незначительных количествах добавляют мыло, белый пчелиный воск и китовый жир.

Особенностью этого способа золочения можно считать конечный результат: поверхность принимает вид настоящего золота и выглядит так, как будто сделана из металла. Крепление сусали на полимент требует больших финансовых и трудовых затрат, поэтому используется тех случаях, когда необходимо обработать поверхность, не подверженную воздействию внешней среды.

Чаще всего так золотят мебель.

Читайте также:  Что такое восстановление металла

Что такое сусальное покрытие на мордан? Такая обработка изделия золотом позволяет придать его поверхности матовый эффект.

Для проведения процедуры используются материалы на растительных маслах, сам лак мордан готовится из масла льна и конопли с добавлением специальных компонентов. Обработать поверхность сусалью в этом случае проще и быстрее.

Крепление на мордан позволяет декорировать самые разные поверхности, в том числе дерево, гипс, и мрамор.

Как покрыть сусальным золотом металл

Перед золочением на мордан поверхность изделия грунтуется киноварью, а затем протирается сукном для удаления неровностей. Подготовленная деталь покрывается морданом и высушивается в течение необходимого времени. В зависимости от сорта мордана сушка может длиться от нескольких часов до целых суток.

Перед нанесением сусали мастер проверяет поверхность «на отлип». Здесь очень важно не высушить мордан полностью, так как к сухой поверхности золото будет плохо прилипать. Невысохший мордан для золочения сусальным золотом тоже не подойдет, так как листы материала в нем утонут.

Учитывая ценность золота, все работы следует проводить строго по технологии и очень аккуратно.

Упрощенная технология

Процесс нанесения сусального золота на поверхность можно представить в виде следующего алгоритма. На изделие наносится три слоя акрилового грунта, при этом первый слой должен быть более жидким, чем все остальные. Это необходимо для того, чтобы пропитать поверхность. Первый и второй слой сушатся по часу, после нанесения третьего слоя изделие оставляется на просушку примерно на 8 часов.

Высушенная поверхность шлифуется с помощью абразивной бумаги, подойдет бумага Р240 или Р400. Затем кистью наносим на изделие лак-шеллак, сушим и снова шлифуем, но уже бумагой маркировки Р600. После всех подготовительных процедур деталь обрабатывается морданом и подсушивается до необходимого уровня липкости.

После того, как мордан подсох до требуемого уровня липкости, можно наносить сусальное золото. Материал наносится и прижимается кистью во избежание сдвигов. Через сутки изделие можно дополнительно отполировать хлопком, который не повредит позолоченную поверхность. При наличии всех компонентов данную процедуру нанесения позолоты можно провести в домашних условиях.

Современные технологии

Технология золочения сусальным золотом на протяжении всей истории использования этого материала для отделки поверхностей претерпела некоторые изменения.

Суть технологии производства листов сусали остается прежней: брусок драгметалла раскатывается в полосу, режется на квадраты, квадраты складывают в книжку и отправляются под молоток.

Новые разработки позволяют добиться получения листов значительно тоньше тех, которые изготавливались раньше. Задачу мастеров упрощает и использование компьютерной техники.

Как покрыть сусальным золотом металл

Сейчас сусальное золото вручную практически не производится, устаревшие технологии остались в прошлом. Процесс получения тонких сусальных листов на сегодняшний день полностью автоматизирован, все делается машинным способом.

Электрический молот настраивается как на первичную отбивку листов, так и на последующую обработку драгметалла до минимальной толщины. Оболочки бычьих кишок, которыми раньше перекладывались листы сусали, также больше не используются.

Вместо них применяют современные формы из пластмассы.

В России изготовлением сусали занимается завод цветных сплавов, находящийся в Москве. Также имеются частные компании, выпускающие сусальное золото, но их объемы производства материала для механического золочения не значительны.

Чтобы понять, как выглядит сусаль, достаточно представить себе очень тонкий лист фольги толщиной до 1,5 микрона. Согласно отечественным стандартам сусаль производится в квадратных листах со стороной 91,5 мм. Листы раскладываются в книжки, разделителем между листами является папиросная бумага. Книжки могут состоять из 10 или 60 сусальных листов.

Как покрыть сусальным золотом металл

Для того чтобы представить, как необходимо наносить сусальное золото, рекомендуется посмотреть видео, сопровождающееся пояснениями мастера.

Специалисты выделяют два вида сусального золота: свободное и трансферное. В зависимости от вида сусали имеются и отличия в работе с материалом.

Свободное золото достается из книжки и помещается на подушку, а трансферное – изначально приклеено к листу в книге.

Техники золочения

Как покрыть сусальным золотом металлЗолото – благородный металл, обладающий эстетической привлекательностью и многими ценными свойствами. Поскольку в чистом виде оно имеет высокую стоимость, оптимальным решением становится нанесение тонкого слоя золота на поверхность изделий. Существуют разные техники золочения – их выбор зависит от размера предмета и преследуемых целей.

Сферы применения золочения

Золочение находит применение во многих сферах нашей жизни – выполняют его в защитных, декоративных, защитно-декоративных целях. В частности, покрытие 18-ти и 24-х каратным золотом позволяет придать статусный вид украшениям из серебра или металлических сплавов, а также помогает вернуть красоту золотым изделиям, потерявшим свою изначальную привлекательность.

Золочение декора и бытовых предметов облагораживает интерьер квартир и домов – процедуре подвергаются дверные ручки, вилки и ложки, краны, рамки картин, металлические детали светильников и пр.

Все возрастающий интерес вызывает золочение молдингов, хромированных вставок, автомобильных решеток, ручек, брелоков для ключей. Практикуется покрытие дисков золотом 24 карата, 18Kt/750, 14Kt/585.

Покрытие белым, розовым, зеленым золотом находит применение в случае с музыкальными инструментами, наградами, спортивными аксессуарами. Отдельного внимания заслуживает золочение гравировки, портсигаров, зажигалок, фляжек, деталей оружия и пр.

Тончайший слой золота напыляют на автомобильные, оконные и витражные стекла для контроля теплообмена в зимний и летний период. Золочение используется в стоматологии. Его широко применяют в микроэлектронике.

Технология подразумевает выполнение следующих основных этапов:

  • выбор способа золочения и подготовка всего необходимого для его проведения;
  • обезжиривание и протравливание поверхности;
  • нанесение покрытия;
  • финишная обработка.

Помимо напыления благородного металла в чистом виде (24 карата, 999 проба) практикуется покрытие желтым, белым, розовым, красным и зеленым золотом.

В качестве легирующих добавок соответственно выступают кобальт, родий, медь, серебро (никель).

Вместо 24-каратного металла осуществляется покрытие золотом 18, 14, 12, 10, 9, 8 карат – цифра означает весовые единицы чистого золота в 24 частях сплава.

Технология покрытия предметов сусальным золотом

Как покрыть сусальным золотом металлПокрытие золотом пластика, дерева, металла и прочих материалов осуществляется с помощью тончайших листов – толщина сусального (облицовочного) золота составляет 0,13-0,67 микрон. В старину сусальное золото изготавливали вручную, сегодня используется специальное оборудование. В зависимости от толщины листа выделяют свободное и трансферное (на шелковой бумаге) сусальное золото. С первым работать очень сложно – малейшее дыхание мешает процессу. Хранится готовый материал в книжечках – каждый из 60-ти листов перекладывается бумагой. Нанесение сусального золота – процесс кропотливый. Технология основывается на способности раскатанного с лист золота притягиваться к поверхности на молекулярном уровне. Существует две техники золочения сусальным золотом: клеевая (на полимент) и масляная (на лак мордан). В первом случае получается глянцевая, а во втором – матовая поверхность. Клеевой способ используется при проведении внутренних работ.

Амальгамное золочение

Амальгамный (огневой) метод золочения– еще один старинный способ нанесения драгоценного металла. Он характеризуется высокой степенью долговечности, но сам процесс чрезвычайно токсичен и сегодня не используется.

Сутью метода является молекулярное проникновение в основу растворенного в ртути драгоценного металла (в процессе обжига ртуть испаряется, а золото остается).

Примером такой работы является купол Исаакиевского собора в Петербурге.

Гальваническое золочение

Процесс золочения гальваническим методом сегодня используется чаще всего. Он применим в случае, если осуществляется обработка токопроводящих изделий. Электролитом становится раствор солей золота. В него погружают деталь – при прохождении тока положительно заряженные частицы, высвободившиеся из солей металла, оседают на поверхности изделия и образуют ровный слой золота.

Читайте также:  Нержавеющая сталь марки 316 это

Еще лучший результат удается получить с помощью селективного способа электрохимического золочения. Применение такой техники позволяет в десятки раз повысить скорость осаждения металла на изделии.

Износостойкость и твердость золотого покрытия увеличивается более чем в 3 раза. Проникновение золота происходит на молекулярном уровне.

Гальванические методы находят применение при золочении сувенирной продукции, ювелирных изделий, зубных протезов и пр.

Техника иммерсионного золочения

Как покрыть сусальным золотом металлЭтот вид золочения не подразумевает приложения внешнего тока. При погружении детали в раствор из менее электроотрицательного металла происходит процесс иммерсионного осаждения. После прекращения контактного обмена он завершается. Технология включает несколько этапов – начинается работа с кислой очистки поверхности и микротравления, а заканчивается химическим осаждением слоя никеля и последующим нанесением иммерсионного золота. Технология находит применение при производстве печатных плат, выводов элементной базы, корпусов, микросхем и прочей продукции где требуется ультразвуковая сварка или пайка.

Способы химического золочения

В домашних условиях золочение декора, покрытие золотом ложек, декоративных цветов и прочих металлических предметов осуществляется путем натирания их поверхности пастой хлорного золота или погружения в раствор с цинковым контактом. В первом случае золото растворяют в смеси азотной и соляной кислот (1:3).

Соотношение золота и раствора – 1г/10 мл. Жидкость выпаривают, соблюдая меры безопасности. Полученное хлорное золото соединяют с плавленым (отмученным) мелом, винным камнем и кровяной солью. После нанесения кисточкой пасты предмет оставляют на определенное время. Затем его промывают и полируют.

Смешав хлорное золото с эфиром выполняют узоры и надписи.

Как покрыть сусальным золотом металлЧтобы приготовить раствор для золочения из хлорного золота, с ним соединяют дистиллированную воду (ее температура должна составлять около 50-60 градусов), поташ и соль. Обезжиренный, протравленный кислотой и промытый в воде предмет погружают в раствор и прикасаются к нему цинковой палочкой. После завершения процесса осаждения золота предмет промывают и полируют. Чтобы вникнуть в детали технологии стоит посмотреть мастер класс по золочению.

Золочение карандашом

Еще одним «домашним» методом является использование гальванокарандаша в котором анодом служит наконечник, а катодом – поверхность изделия. Принцип осаждения аналогичен гальваническому способу покрытия, но используемое оборудование исключает использование ванны с раствором.

Благородный металл не только украшает изделия, но и выполняет защитные функции. Процесс золочения стоит доверить профессионалам – отсутствие опыта и использование опасных компонентов часто приводит к нежелательным последствиям.

Уроки декорирования поталью для начинающих: как сделать эффект позолоты на любой поверхности

Поталь – бюджетный аналог сусального золота. Тонкая фольга состоит из сплавов, далеких от благородных металлов. Однако является качественной имитацией позолоты. Работать с поталью довольно просто и относительно быстро. Классическая процедура золочения включает пропитку поверхности клеем, декорирование фольгой и покрытие лаком.

Как покрыть сусальным золотом металл

Научиться профессионально работать с поталью возможно по обучающим видео. В статье собраны пошаговые уроки, после просмотра которых новички смогут рисовать красивые картины, качественно декорировать предметы и мебель в разных техниках.

Начать стоит с изучения возможных видов потали: трансферная (на бумажной основе), свободная (пластины дополнительного слоя), в хлопьях (для рваного эффекта), жидкая. Первые две выпускают в листовой форме, книжках, рулонах.

По цвету бывает золотой (самый популярный), бронзовой, серебряной. Можно найти экземпляры в любом другом оттенке, даже с голографическим эффектом.

Легче всего работать с рваными кусками (хлопьями), когда не требуется особая аккуратность.

Наносить материал можно на любой тип поверхности: из дерева, керамики, стекла, гипса, металла, картона и других. Широкий выбор дает обширные возможности для декорирования предметов.

Чаще всего золочение используют на картинах и панно, посуде, сувенирах, фоторамках, деталях интерьера, мебели, отделке, всевозможных предметах быта. Единственный момент – желательно оформлять предметы, не подвергающиеся частому контакту с водой.

Иначе фольга будет активно окисляться и покрываться пятнами.

Финишное покрытие гарантирует долговечность и прочность позолоты, защиту от быстрого окисления. В основном мастера рекомендуют использовать специальный шеллачный лак.

Но можно поэкспериментировать с любым акриловым или смоляным синтетическим (жидкий, аэрозольный, матовый или глянцевый). Достаточно нанести один тонкий слой.

После высыхания изделие слегка меняет оттенок и становится менее блестящим. 

Выпускается в баночках и выглядит, как обычная акриловая краска. Иногда бывает в форме фломастера-кисточки. Наносится поверх финишного слоя и не требует защиты лаком. В зависимости от желаемого результата можно использовать кисть, валик, губку или краскопульт. Огромный плюс – отличие запаха, брызг и подтеков. Идеально для росписи по лепнине и резьбе.

Представляет собой клейкую ленту с нанесенными блестками. Другое название – фойлинг. Также подходить для любого типа основы. Ложится особенно ровно и дает густой яркий цвет.

Четкие очертания получают с помощью шаблонов и трафаретную кисть. Получаются витиеватые тонкие узоры.

Умельцы часто создают из потали и специального густого клея объемные рельефы, которые смотрятся добротнее начерченных с помощью контурных красок из тюбика. 

Рваные поталевые кусочки (крупные и более мелкие) гораздо экономичнее цельных листов. Стоят дешевле и фактически являются отходами после работы с листовыми аналогами. Уместны, когда нужна не идеальная гладкая большая поверхность, а фактурная.

Подобно фойлингу, подходят для присыпки тонких рельефных контуров, работы в трафаретной технике. В одном пакетике могут встречаться хлопья разных оттенков, благодаря чему на изделии получается дополнительный эффект градиента. Приклеивают обычно на специальный лак-мордан.

Но можно использовать и клей на водной или масляной основе.

Новички часто создают себе лишние трудности или получают некачественный результат из-за отсутствия опыта.

Начиная с неправильно оборудованного рабочего места и заканчивая лишними тратами на сомнительные вспомогательные инструменты.

Лучший способ избежать подобных промахов вначале творческого пути – послушать советы заслуженных рукодельников. Tatiana Letto занимается золочением 12 лет и дает дельные рекомендации, к которым точно стоит прислушаться.

Первые творческие силы лучше пробовать на холсте. Ровная поверхность гораздо удобнее объемной и фигуристой при нанесении декора. Вдоволь натренировавшись и набив руку на интерьерных панно, можно браться за остальные предметы. Преимущество абстракций – возможность импровизировать и минимальные шансы что-то испортить (всегда можно сказать, будто так и было задумано).

Для картины понадобятся:

  • холст любого размера и формата,
  • плоская кисть, резиновый валик и любые краски для создания фоновой подложки (акриловые, масляные, строительные колеровочные),
  • потальный клей, губка и золотые листы,
  • лак для топового покрытия.

Когда абстрактные полотна удаются хорошо, самое время замахнуться на предметные изображения. Например, перо.

Понадобится стандартный художественный арсенал из холста, белил, колеров, кистей, потального набора и палитр для смешивания (всегда можно заменить на обычные пластиковые стаканы).

Секретный трюк – использование плоской расчески для создания реалистичной фактуры, как у настоящего перышка.

В мебельном дизайне позолоту применяют для придания эффекта старины (классический, винтажный стили и т.п.).

Обычно предмет покрывают не целиком, а отдельные элементы: края столешницы, фигурные медальоны, резьба на ножках, перилах, спинках, подлокотниках. В конце работу полируют и покрывают защитным лаком.

Декорированию подлежит что душе угодно: тумбочки, стулья и столы, кресла, кровати, шкафы, скамьи.

Потальное декорирование одинаково нравится взрослым и детям, мастерам и мастерицам. Каждый может внести в работу элемент импровизации и креатива.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Станок