- Общие сведения о смазочных материалах
- Виды, назначение и классификация смазочных материалов
- Консистентные
- Твердые
- Советы по выбору смазочных материалов
- Условия хранения смазочных материалов
- Наиболее популярные производители смазочных материалов в России
- Смазки из России. Смазочные материалы EFELE и MODENGY
- Мыльные
- Неорганические
- Органические
- Углеводородные
- Универсальные смазки
- Выбор смазочных материалов для подшипников скольжения из металла
- Главными критериями при выборе оптимального смазочного вещества являются:
- Справочник по смазочным материалам. Краткий обзор
- Антифрикционные смазки
- Смазки общего назначения
- Солидол С
- Солидол Ж
- Графитин
- Графитная Ж
- Смазки общего назначения для повышенных температур
- Смазка 1-13
- Консталин
- Литин-2
- Многоцелевые
- Литол-24, Литол-24 РК
- Литол-24М
- Фиол — 1
- Технические смазки и смазочные материалы: как использовать в быту и мастерской
- Машинное масло
- Солидол, литол (тавот)
- Аэрозоль
- Прочие виды масел
- Компрессорное масло
- Гидравлическое масло
- Пищевое масло (подсолнечное)
- Отработанное машинное масло
Содержание
Общие сведения о смазочных материалах
Необходимость в применении смазочных материалов возникла еще в глубокой древности – с момента изобретения колеса. Чтобы оно легко вращалось, не скрипело и долго служило, на ось наносили животный жир или растительное масло.
По мере появления более сложных механизмов эксплуатационные требования к смазкам возрастали, в связи с чем в натуральную жировую основу начали добавлять мыло, графит, квасцы и прочие ингредиенты, снижающие коэффициент трения.
Но получаемые смеси дорого стоили и имели низкую термостабильность. Поэтому во второй половине XIX века, с внедрением в производство быстроходных станков, мощного прессового оборудования, паровых машин и т.д.
, инженеры и химики упорно искали приемлемые по цене материалы, способные сохранять смазывающую способность при высоких температурах.
Настоящей революцией в развитии смазок стало использование продуктов нефтепереработки – минеральных масел. Сегодня на их основе создаются смазочные материалы, которые не только эффективно уменьшают силу трения, но и:
- надежно защищают узлы и механизмы от коррозии, очищают их от загрязнений и продуктов износа, предотвращают образование царапин и задиров;
- при механической обработке деталей отводят тепло из рабочей зоны станка, обеспечивают тщательное удаление стружки и абразивных частиц, чем продлевают срок службы инструмента и оборудования, улучшают качество продукции;
- используются в качестве рабочего тела гидравлических приводов и амортизаторов, изолирующей и теплоотводящей среды в масляных трансформаторах;
- герметизируют зазоры в цилиндропоршневых группах, чем повышают КПД поршневых компрессоров, двигателей внутреннего сгорания.
Виды, назначение и классификация смазочных материалов
Смазочные материалы разделяют на виды по:
- агрегатному состоянию – на жидкие, пластичные (консистентные), твердые, газообразные;
- материалу основы – на минеральные, синтетические, полусинтетические, органические (животные и растительные);
- назначению – на индустриальные, гидравлические, моторные, трансмиссионные, компрессорные и т.д.
Основными видами смазочных материалов, используемых в промышленности для обслуживания станков, являются жидкие и консистентные индустриальные смазки на базе минеральных масел.
Спектр автомобильных смазочных материалов гораздо шире (Рис.1). Кроме того, их дополнительно классифицируют по сезонности использования на летние, зимние и всесезонные.
Рис.1
Синтетические смазочные материалы для автомобилей стоят в 2 – 3 раза дороже минеральных, но имеют настолько высокие эксплуатационные показатели (Таблица 1), что владельцы автотранспорта массово переходят на их использование.
Таблица 1
Основными эксплуатационными характеристиками жидких смазочных материалов (масел и смазочно-охлаждающих жидкостей) являются:
- маслянистость – способность создавать на контактирующих поверхностях разделительную пленку требуемой прочности;
- вязкость и плотность – от этих показателей зависит несущая способность смазывающей пленки (их значения необходимо учитывать при нормальной, максимальной и минимальной рабочей температуре);
- индекс вязкости – чем он выше, тем шире температурный диапазон их применения;
- термоокислительная стабильность – устойчивость к окислению при нагреве до максимальных рабочих температур;
- температуры застывания, воспламенения, вспышки – это важно для обеспечения легкости холодного пуска механизмов, пожаро- и взрывобезопасности производства;
- кислотное число – определяет антикоррозионные свойства.
Если масло или СОЖ используется в качестве охлаждающей среды, следует обращать особое внимание на теплоемкость – с ее увеличением возрастает эффективность охлаждения.
Консистентные
К основным характеристикам консистентных смазочных материалов относятся:
- вязкость – определяет возможность заправки смазки в узлы и механизмы, холодного пуска машин, потери мощности на трение;
- предел прочности на сдвиг – наименьшая механическая нагрузка, при которой смазка начинает переходить из пластичного состояния в текучее;
- температура каплепадения – минимальная температура, при которой смазка начинает переходить в жидкое состояние (определяется в момент падения первой капли);
- число пенетрации – характеризует степень густоты смазки, от чего напрямую зависят ее вязкость, предел прочности на сдвиг и тиксотропные свойства.
Твердые
Основные требования, предъявляемые к твердым смазочным материалам:
- малый коэффициент трения;
- высокая адгезия к контактирующим поверхностям;
- термичесая и термоокислительная устойчивость;
- устойчивость к истиранию (определяется по времени работы пары трения до истирания смазывающего слоя).
Советы по выбору смазочных материалов
Прежде чем выбирать смазочные материалы, нужно четко определиться с тем, для чего они нужны.
Так, если их главной задачей является снижение коэффициента трения при умеренных рабочих температурах и давлениях, основной технической характеристикой будет смазывающая способность.
Для компрессорных и моторных масел важнейшее значение имеют охлаждающие, моющие, антикоррозионные и противозадирные свойства, устойчивость к карбонизации.
Выбор вида смазочных материалов для технологического оборудования и способ их применения зависит от конструкции и условий работы (нагрузка, скорость, рабочая температура) узла трения.
Например, пластичные смазки отлично подходят для высоконагруженных тихоходных механизмов, а жидкие – для смазывания скоростных трущихся пар с малой нагрузкой.
Твердые смазочные материалы используются при невозможности подвода к узлу трения жидких и пластичных смазок и в тех случаях, когда он работает в условиях экстремальных температур и/или нагрузок, вакуума, радиации, в агрессивных средах.
Назначение и область применения жидких смазочных материалов легко определить по их маркировке. К примеру, индустриальные масла согласно ГОСТ17479.
4-87 маркируются четырьмя группами знаков, где первая прописная буква (И) обозначает их принадлежность к индустриальным смазкам, вторая (Л, Г, Н или Т) – группу по назначению, третья (А, В, С, Д или Е) – подгруппу по эксплуатационным свойствам, а цифры – класс кинематической вязкости. Чтобы узнать, какое из них подойдет для конкретного механизма, следует воспользоваться таблицами 2, 3, 4:
Таблица 2 Таблица 3 Таблица 4
Правильно выбрать пластичную смазку по маркировке поможет ГОСТ 23258-78: первой прописной буквой обозначается группа (подгруппа) по назначению, следующими буквами – вид загустителя. Далее следует дробь, где числитель и знаменатель представляют собой значения самой низкой (без знака минус) и максимальной температуры использования, уменьшенные в 10 раз (к примеру, 2/8 означает, что данный смазочный материал можно применять при рабочих температурах от -20 до +80°С). По одной или нескольким строчным буквам после дроби можно получить информацию о виде дисперсионной среды, последние цифры – это класс консистенции.
Кроме буквенно-цифровой маркировки консистентной смазки, в технической документации указывают ее название (Литол, Фиол, Зимол, Графитол и т.д) состав, эксплуатационные характеристики (они носят рекомендательный характер, поскольку зависят от конкретных условий работы узла трения).
Условия хранения смазочных материалов
соблюдать температурный режим, указанный производителем;
не допускать резких колебаний температуры, попадания на емкости прямых солнечных лучей;
- герметично закрывать наливные отверстия.
В соответствии с ГОСТ 1510 и СНиП 2.11.03 на производстве смазочные материалы должны храниться в сухих складах с хорошей вентиляцией, на стеллажах. Допускается их кратковременное хранение вне помещений – в этом случае емкости необходимо ставить на поддоны и защищать от осадков и солнца навесом.
Наиболее популярные производители смазочных материалов в России
Неизменными лидерами по производству смазочных материалов в России являются ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «НК «Роснефть» и ПАО «Газпром нефть». Их доля на рынке составляет соответственно 45%, 20% и 14%.
В розничной продаже пользуются спросом продукты авторитетных зарубежных брендов Elf, Shell, Total, Castrol, Mannol, ZIC, Mobil и Motul, но с полок магазинов их все увереннее вытесняют бюджетные марки, среди которых — ADWA и ORLEN OIL (Польша), WEGO (Чехия).
С 2014 года в промышленности наблюдается устойчивая тенденция к отказу от дорогих импортных смазок в пользу продуктов производства России, Беларуси и Казахстана.
Немалую роль в этом сыграл Технический регламент Таможенного союза ТР ТС — 030 – 2012, установившего общие требования к безопасности смазочных материалов, масел и специальных жидкостей при их производстве, транспортировке, хранении, реализации и утилизации, и обязавшего производителей предоставлять на каждую партию продукции паспорт качества.
18.07.2019
Смазки из России. Смазочные материалы EFELE и MODENGY
В России сегодня производится более 1000 видов смазочных материалов. До конца 1970-х гг., тогда еще в СССР, они получали свои названия в произвольном порядке. Это вызывало путаницу: одни продукты получали словесное наименование, другие – номер, а третьи – термин.
Однако в 1979 году все встало на свои места. По ГОСТу 23258-78, который был утвержден в то время, все смазки должны обозначаться одним словом и цифрами (одной или несколькими).
Классификации российских смазочных материалов можно производить по разным критериям: консистенции, составу, сфере применения. Рассмотрим каждую из них подробнее.
По консистенции смазки бывают полужидкими, пластичными и твердыми.
Пластичные и полужидкие смазки – это коллоидные системы, включающие в себя дисперсионную среду, дисперсную фазу и пакет присадок. Самое частая область применения пластичных смазок –передачи (зубчатые, винтовые, цепные), подшипники качения и скольжения, шарниры, многожильные тросы.
Твердые смазки до полимеризации имеют вид суспензий, дисперсионной средой для них является смола или иное связующее вещество, а также растворитель. Загустители – твердые смазочные вещества (дисульфид молибдена, графит и пр.).
После испарения растворителя твердые смазки, распределенные в связующем, образуют на поверхностях защитный слой с очень малым коэффициентом сухого трения.
Более подробно остановимся на пластичных и твердых смазках российского производства. Назовем их основные виды, а также наиболее известные материалы, разработанные в СССР и современной России.
В настоящее время смазки выпускают очень многие предприятия в нашей стране. Одной из наиболее известных широким ассортиментом материалов и различными сферами их использования является компания «Эффективный Элемент». Твердые смазки выпускает компания «Моденжи».
В числе основных характеристик пластичных смазок выделяют:
- Физико-химические параметры: класс консистенции, кинематическая вязкость базового масла, температура каплепадения, выделение масла и т.д.
- Условия работы смазок: диапазон рабочих температур, показатель износа, нагрузка сваривания, скорость вращения пар трения и пр.
- Сочетаемость смазок с конструкционными материалами
- Сочетаемость смазок между собой при возможном смешивании
Исходя из состава смазки делятся на четыре группы.
Мыльные
Для их выработки в роли загустителя используют соли высших карбоновых кислот. Исходя из аниона мыла, смазки одного катиона делятся на простые (натриевые, кальциевые, литиевые, алюминиевые, бариевые, литиевые) и комплексные, совмещающие сразу несколько типов загустителей.
Отдельную категорию составляют смазки на смешанных мылах, где в роли загустителей выступают смеси мыл.
Мыльные смазки, из-за используемого для их создания природного жирового сырья, именуются жировыми
Неорганические
Чтобы их создать как загуститель берут высокодисперсные неорганические вещества с хорошей температурной стабильностью. Данные смазки – это асбестовые, бентонитовые, графитные, силикагелевые.
Органические
Для их выработки используют высокодисперсные органические вещества с хорошей температурной стабильностью. К таким смазкам относятся сажевые, полимерные, полимочевинные, пигментные.
Углеводородные
Чтобы их получить, в роли загустителей применяют высокоплавкие углеводороды (петролатум, церезин, парафин, озокерит, воски).
По типу дисперсионной среды выделяют смазки:
- На основе нефтяных масел (минеральные)
- На основе синтезированных масел (полусинтетические, синтетические)
По сфере использования российские смазки можно разделить на множество групп. Вот некоторые из них.
Универсальные смазки
Универсальные смазки, называемые также многоцелевыми, имеют очень широкую область применения. Они обладают хорошей водостойкостью, высокими защитными качествами, могут работать в большом скоростном и температурном диапазоне.
Не рекомендуется заменять многоцелевыми смазками узкоспециализированные материалы.
Категорию универсальных смазок наиболее ярко представляют литиевые составы – такие как EFELE MG-213 и EFELE MG‑214.
EFELE MG-213 – это универсальная комплексная термостойкая смазка с противозадирными присадками. Она предназначена для долговременной смазки узлов, работающих в условиях высоких температур и повышенных нагрузок.
EFELE MG-214 используется в узлах трения колесных и гусеничных транспортных средств, промышленного оборудования и судовых механизмов различного назначения.
Для обслуживания подшипников (шариковых или роликовых) допускается применение многоцелевых антифрикционных смазок (например, Литола-24).
Литол-24 и ее модификация Литол-24 РК представляют собой смесь нефтяных масел, литиевых мыл 12-оксистеариновой кислоты и пакета присадок.
Смазки имеют отличные консервационные свойства, хорошо защищает металлические изделия от коррозии.
Они предназначены для узлов трения колесных и гусеничных транспортных средств, промышленного оборудования, судовых механизмов, работающих при температурах от -40 до +120 °С (допускается кратковременный нагрев до +130 °С ).
Литол-24М широко используется в качестве единой автомобильной смазки. Она успешно заменяет солидолы всех типов, натриевые и литиевые смазки общего назначения. Применение указанного материала позволяет снизить износ оборудования и увеличить срок его службы.
В узлах трения механизмов и транспортных средств применяется также смазка Солидол С. Она активно используется для сельхозтехники, ручного инструмента, шарниров, винтовых и цепных передач. Главные преимущества смазки – водостойкость и коллоидная стабильность. Недостатки – небольшой температурный диапазон и малая механическая устойчивость.
Высокой популярностью, особенно в советское время, пользовались смазки группы Фиол. Фиол-1 предназначена для смазывания узлов трения под давлением (через пресс-масленку), а также для тросов, имеющих оболочку с внутренним диаметром
Выбор смазочных материалов для подшипников скольжения из металла
В статье рассмотрены вопросы применения различных пластичных смазок EFELE и покрытий MODENGY для металлических подшипников скольжения в зависимости от основных условий работы.
Содержание: Универсальные пластичные смазки для подшипников скольжения из металла Пластичные смазки для подшипников скольжения из металла, работающих при высоких и экстремально высоких температурах Пластичные смазки для подшипников скольжения из металла, работающих при низких температурах Пластичные смазки для подшипников скольжения из металла, работающих при высоких и экстремально высоких нагрузках Пластичные смазки для подшипников скольжения из металла, работающих в оборудовании пищевой промышленности Пластичные смазки для подшипников скольжения из металла, работающих в химически агрессивных средах Особенности смазывания металлических подшипников скольжения пластичной смазкой Применение для обслуживания подшипников скольжения АТСП MODENGY
Подшипник – опорная деталь, используемая для уменьшения трения между движущимися частями механизмов.
Подшипник скольжения является первым узлом трения, созданным человеком. Учитывая простоту конструкции, способность работать в условиях сверхбольших нагрузок и ряд других преимуществ, область применения подшипников скольжения в современных механизмах очень велика.
Опоры скольжения применяются в тяжелом и транспортном машиностроении, механизмах управления самолетов, автомобилей, в приводах различного оборудования, в приборостроении и многих других областях. Подшипники скольжения являются основным элементом цепных передач, гусеничных лент и др.
Надежная и безотказная работа таких устройств напрямую зависит от смазочных материалов, применяемых при их сборке и обслуживании.
Основное назначение смазочных материалов – снижение трения между контактирующими поверхностями, снижение износа и предотвращение заедания. Кроме того, смазка должна предотвращать проникновение абразивных и коррозионно-активных агентов к поверхностям трения.
Для смазывания подшипников скольжения применяются жидкие масла, пластичные смазки, пасты и антифрикционные покрытия.
Выбор смазки для конкретного узла должен определяться условиями окружающей среды, эксплуатационным режимами, а также дополнительными требованиями, предъявляемыми к подшипникам скольжения.
Для изготовления втулок и вкладышей металлических подшипников скольжения применяются антифрикционные материалы. Обычно это цветные металлы и их сплавы (медь, свинец, кадмий, бронза, латунь, баббиты и т.д.). Некоторые из этих материалов чувствительны к химическому воздействию продуктов окисления смазки. Поэтому при выборе смазки необходимо учитывать ее совместимость с материалами подшипника.
Большая часть подшипников скольжения предназначена для работы в режимах значительных статических и динамических нагрузок.
Однако эти нагрузки распределяются по относительно большой поверхности, поэтому удельное давление в подшипниках скольжения значительно ниже, чем в подшипниках качения или зубчатых передачах.
Несмотря на это, к противозадирным и противоизносным свойствам смазок, применяемых в подшипниках скольжения, предъявляются достаточно высокие требования.
Неправильно подобранные смазочные материалы в условиях высоких нагрузок быстро разрушаются, предел их прочности падает, и смазка выдавливается из зоны трения даже после остановки механизма. Типичным примером такого поведения является разжижение и вытекание солидола из шарниров подвески автомобиля.
При использовании смазочных материалов без учета специфики конкретных условий эксплуатации приходится сталкиваться с рядом проблем.
Рассмотрим подробнее применение пластичных смазок EFELE в металлических подшипниках скольжения в зависимости от требований к продукту и типичных проблем, возникающих в данных узлах.
Главными критериями при выборе оптимального смазочного вещества являются:
- Диапазон рабочих температур
- Несущая способность (нагрузка)
- Наличие пищевого допуска
- Влияние окружающей среды
- EFELE MG-211 (диапазон рабочих температур от -30 до +120 °С) – многоцелевая литиевая пластичная смазка с противозадирными присадками, устойчивая к смыванию водой, хорошими противоизносными свойствами, высокими антикоррозионными свойствами для долговременного смазывания подшипников.
- EFELE MG-212 (диапазон рабочих температур от -30 до +120 °С) – универсальная литиевая пластичная смазка с противозадирными присадками и дисульфидом молибдена, с высокой несущей способностью, устойчивая к смыванию водой, отличными противоизносными свойствами, высокими антикоррозионными свойствами для долговременного смазывания подшипников.
- EFELE MG-213 (диапазон рабочих температур от -30 до +160 °С) – универсальная комплексная литиевая пластичная смазка с противозадирными присадками, устойчивая к смыванию водой, отличными противоизносными свойствами, высокими антикоррозионными свойствами, высокой несущей способностью для долговременного смазывания подшипников.
- EFELE MG-214 (диапазон рабочих температур от -40 до +120 °С) – многоцелевая морозостойкая литиевая пластичная смазка с высокой механической и химической стабильностью, устойчивая к воздействию воды для подшипников.
Пластичные смазки, не обладающие достаточной термостойкостью, в условиях воздействия высоких и экстремально высоких температур будут интенсивно разлагаться и коксоваться, теряя свои смазочные свойства и приводя к ускоренному износу узла трения.
Термостойкие смазки EFELE для подшипников скольжения:
- EFELE MG-213 (диапазон рабочих температур от -30 до +160 °С) – устойчива к смыванию водой, влажной среде, имеет высокие антикоррозионные свойства, обеспечивает длительное смазывание
- EFELE MG-221 (диапазон рабочих температур от -30 до +150 °С) – устойчива к смыванию водой, влажной среде, выдерживает ударные нагрузки, имеет отличные противоизносные и высокие антикоррозионные свойства
- EFELE SG-301 (диапазон рабочих температур от -40 до +160 °С) – устойчива к смыванию водой, выдерживает высокие нагрузки, защищает от коррозии, обладает высокой адгезией, имеет пищевой допуск
- EFELE SG-321 (диапазон рабочих температур от -55 до +150 °С) – устойчива к смыванию водой, высоким нагрузкам, совместима с пластмассами и эластомерами, имеет высокие антикоррозионные свойства
- EFELE SG-391 (диапазон рабочих температур от -40 до +160 °С) – устойчива к смыванию водой, влажной среде, высоким нагрузкам, имеет пищевой допуск, обеспечивает длительное смазывание
- EFELE SG-392 (диапазон рабочих температур от -45 до +170 °С) – устойчива к смыванию водой и моющими средствами, высоким нагрузкам, влажной среде, имеет высокие антикоррозионные и хорошие противоизносные свойства, пищевой допуск, обеспечивает длительное смазывание
- EFELE SG-394 (диапазон рабочих температур от -20 до +260 °С) – работоспособна в запыленной среде, вакууме, химически агрессивной среде, совместима с пластмассами и эластомерами, имеет пищевой допуск, высокие антикоррозионные свойства, обеспечивает длительное смазывание.
- Проблема смазывания подшипников при низких температурах связана, в основном, с эксплуатацией оборудования в зимний период или в холодных климатических зонах, а также в устройствах заморозки.
- Применение обычных смазочных материалов при температурах ниже -40 °С, как правило, недопустимо – в них увеличивается вязкость базового масла, смазка густеет и прекращает эффективно поступать в зону трения.
- Новейший смазочный материал от компании «Эффективный Элемент» для обслуживания подшипников скольжения, работающих при очень низких температурах — морозостойкая смазка EFELE SG — 321.
Она изготовлена на основе сульфоната кальция, что придает материалу высокие несущие и водостойкие свойства.Смазка совместима с пластмассами, отлично работает при высоких нагрузках, во влажной среде и надежно защищает узлы от коррозии и износа.
- Морозостойкие пластичные смазки EFELE предназначены для работы при низких температурах и сохраняют свои высокие эксплуатационные свойства в этих условиях.
- EFELE MG-214 (диапазон рабочих температур от -40 до +120 °С) – устойчива к смыванию водой, работоспособна во влажной среде, обладает высокой химической и механической стабильностью.
- EFELE SG-301 (диапазон рабочих температур от -40 до +160 °С) – устойчива к смыванию водой, высоким нагрузкам, влажной среде, защищает от коррозии, обладает высокой адгезией, имеет пищевой допуск.
- EFELE SG-311 (диапазон рабочих температур от -60 до +120 °С) – устойчива к смыванию водой, высоким скоростям вращения, совместима с пластмассами и эластомерами, обеспечивает длительное смазывание.
- EFELE SG-321 (диапазон рабочих температур от -55 до +150 °С) – устойчива к смыванию водой, высоким нагрузкам, совместима с пластмассами и эластомерами, имеет высокие антикоррозионные свойства.
- EFELE SG-391 (диапазон рабочих температур от -40 до +160 °С) – устойчива к смыванию водой, влажной среде, высоким нагрузкам, имеет пищевой допуск, обеспечивает длительное смазывание.
- EFELE SG-392 (диапазон рабочих температур от -45 до +170 °С) – устойчива к смыванию водой и моющими средствами, высоким нагрузкам, влажной среде, имеет высокие антикоррозионные и хорошие противоизносные свойства, пищевой допуск, обеспечивает длительное смазывание
Для подшипников скольжения из металла, работающих в условиях высоких нагрузок, целесообразно применение смазок, образующих смазочную пленку с высокой несущей способностью. Это достигается введением в смазочный материал специальных противозадирных и противоизносных присадок, а также антифрикционных наполнителей на основе твердых смазок.
Пластичная минеральная смазка EFELE MG — 221 — новинка от компании «Эффективный Элемент». Она изготовлена на основе сульфоната кальция, что придает материалу высокие несущие и водостойкие свойства.
EFELE MG-221 отлично работает под воздействием тяжелых и ударных нагрузок, во влажной среде и отлично защищает узлы от коррозии и износа, обеспечиваю длительную, бесперебойную работу узлов.
Смазки EFELE, имеющие высокую несущую способность:
- EFELE MG-212 (диапазон рабочих температур от -30 до +120 °С) – устойчива к смыванию водой, влажной среде, имеет высокие антикоррозионные свойства
- EFELE MG-213 (диапазон рабочих температур от -30 до +160 °С) – устойчива к смыванию водой, влажной среде, имеет высокие антикоррозионные свойства, обеспечивает длительное смазывание
- EFELE MG-221 (диапазон рабочих температур от -30 до + 150 °С) – устойчива к смыванию водой, влажной среде, ударным нагрузкам, имеет отличные противоизносные и высокие антикоррозионные свойства
- EFELE SG-301 (диапазон рабочих температур от -40 до +160 °С) – устойчива к смыванию водой, высоким нагрузкам, влажной среде, защищает от коррозии, обладает высокой адгезией, имеет пищевой допуск
- EFELE SG-321 (диапазон рабочих температур от -55 до +150 °С) – устойчива к смыванию водой, высоким нагрузкам, совместима с пластмассами и эластомерами, имеет высокие антикоррозионные свойства
- EFELE SG-392 (диапазон рабочих температур от -45 до +170 °С) – устойчива к смыванию водой и моющими средствами, высоким нагрузкам, влажной среде, имеет высокие антикоррозионные и хорошие противоизносные свойства, обеспечивает длительное смазывание
- EFELE SG-394 (диапазон рабочих температур от -20 до +260 °С) – работоспособна в запыленной среде, вакууме, химически агрессивной среде, имеет пищевой допуск, совместима с пластмассами и эластомерами, характеризуется высокими антикоррозионными свойствами, обеспечивает длительное смазывание
Для металлических подшипников скольжения, работающих в оборудовании пищевых предприятий, где не исключен случайный контакт смазочного материала с продуктами питания, необходимо применять смазки с пищевым допуском NSF H1.
Смазки EFELE, имеющие такой допуск:
- EFELE SG-301 (диапазон рабочих температур от -40 до + 160°С) – устойчива к смыванию водой, высоким нагрузкам, влажной среде, защищает от коррозии, обладает высокой адгезией
- EFELE SG-391 (диапазон рабочих температур от -40 до + 160°С) – устойчива к смыванию водой, влажной среде, высоким нагрузкам, обеспечивает длительное смазывание
- EFELE SG-392 (диапазон рабочих температур от -45 до + 170°С) – устойчива к смыванию водой и моющими средствами, высоким нагрузкам, влажной среде, имеет высокие антикоррозионные и хорошие противоизносные свойства, обеспечивает длительное смазывание
- EFELE SG-394 (диапазон рабочих температур от -20 до + 260°С) – работоспособна в запыленной среде, вакууме, химически агрессивной среде, совместима с пластмассами и эластомерами, имеет высокие антикоррозионные свойства, обеспечивает длительное смазывание
Для обеспечения надежности и долговечности металлических подшипников скольжения, работающих в условиях контакта с различными нефтепродуктами, кислотами, щелочами, или растворителями необходимо применять химически стойкие смазки, например EFELE SG-394 .
Характеристики:
- Работоспособность в запыленной среде, вакууме, химически агрессивной среде
- Совместимость с пластмассами и эластомерами
- Наличие пищевого допуска
- Антикоррозионные свойства
- Обеспечение длительного смазывания
Подшипники скольжения и шарнирные соединения заполняют смазками полностью. В процессе работы желательно автоматическое или полуавтоматическое пополнение смазкой таких узлов трения.
На подшипники скольжения из металла можно наносить антифрикционные твердосмазочные покрытия MODENGY. В отличие от пластичных смазок, они не нуждаются в постоянном обновлении (однократного нанесения хватает на весь срок эксплуатации деталей) и образуют сухой тонкий слой твердой смазки, не выделяют испарений после отверждения, функционируют в более широком диапазоне температур.
Для данного применения наилучшим образом подойдут покрытия MODENGY 1005 и MODENGY 1007.
MODENGY 1005 (диапазон рабочих температур от -70 до + 255°С) – обладает повышенной несущей способностью, обеспечивает низкий коэффициент трения, имеет высокую адгезию, эффективно защищает от коррозии, предотвращает скачкообразное движение.
MODENGY 1007 (диапазон рабочих температур от -40 до + 160°С) – работоспособно во влажной и запыленной среде, устойчиво к химически агрессивным средам, способствует повышению плавности работы узлов трения, снижению шума и облегчению приработки.
Данные материалы полимеризуются при нагреве до +200 °С (есть вариант отверждения MODENGY 1005 при +130 °С).
Справочник по смазочным материалам. Краткий обзор
В России выпускается более 100 видов смазок. В бывшем СССР до 1979 года наименования смазок устанавливали произвольно. В результате одни смазки получили словесное название, другие номер, третьи — обозначение создавшего их учреждения.
В 1979 году был введен ГОСТ 23258-78 (действующий в настоящее время в России), согласно которому наименование смазки должно состоять из одного слова и цифры. Смазки классифицируют по консистенции, составу и областям применения: По консистенции смазки разделяют на полужидкие, пластичные и твердые.
Пластичные и полужидкие смазки представляют собой коллоидные системы, состоящие из дисперсионной среды, дисперсной фазы, а также присадок и добавок. Наибольшее применение пластичные смазки получили в подшипниках качения и скольжения, шарнирах, зубчатых, винтовых и цепных передачах, многожильных тросах.
Наиболее существенными, влияющими на эффективность применения пластичных смазок, являются следующие факторы:
- особенности узлов трения и условия и условия эксплуатации смазок — температура, нагрузка, скорость перемещения трущихся пар;
- совместимость смазок с конструктивными материалами;
- совместимость смазок друг с другом при их возможном смешивании.
Твердые смазки до отвердения являются суспензиями, дисперсионной средой которых служит смола или другое связующее вещество и растворитель, а загустителем -дисульфид молибдена, графит, технический углерод и т.п. После отвердения (испарения растворителя) твердые смазки представляют собой золи, обладающие всеми свойствами твердых тел и характеризующиеся низким коэффициентом сухого трения.
По составу смазки разделяют на четыре группы.
- Мыльные смазки, для получения которых в качестве загустителя применяют соли высших карбоновых кислот (мыла). В зависимости от аниона мыла смазки одного и того же катиона разделяют на обычные и комплексные (кальциевые, литиевые, бариевые, алюминиевые и натриевые. В отдельную группу выделяют смазки на смешанных мылах, в которых в качестве загустителя используют смесь мыл (литиево — кальциевые, натриево — кальциевые и др.: первым указан катион мыла, доля которого в загустителе большая). Мыльные смазки в зависимости от применяемого для их получения жирового сырья называют условно синтетическими (анион мыла — радикал синтетических жирных кислот) или жировыми (анион мыла — радикал природных жирных кислот), например, синтетические или жировые солидолы.
- Неорганические смазки, для получения которых в качестве загустителя используют термостабильные с хорошо развитой удельной поверхностью высокодисперсные неорганические вещества. К ним относят силикагелевые, бентонитовые, графитные, асбестовые и другие смазки.
- Органические смазки, для получения которых используют термостабильные, высокодисперсные органические вещества. К ним относят полимерные, пигментные, полимочевинные, сажевые и другие смазки.
- Углеводородные смазки, для получения которых в качестве загустителей используют высокоплавкие углеводороды (петролатум, церезин, парафин, озокерит, различные природные и синтетические воски).
В зависимости от типа их дисперсионной среды различают смазки на нефтяных и синтетических маслах. По области применения в соответствии с ГОСТ 23258-78 смазки разделяют на:
- Антифрикционные (снижение износа и трения сопряженных деталей);
- Консервационные (предотвращение коррозии металлических изделий и механизмов при хранении, транспортировании и эксплуатации)
- Уплотнительные (герметизация зазоров, облегчение сборки и разборки арматуры, сальниковых устройств, резьбовых, разъемных и подвижных соединений, в том числе вакуумных систем)
- Канатные (предотвращение износа и коррозии стальных канатов).
Антифрикционные смазки
К антифрикционным смазкам общего назначения относят солидолы — наиболее дешевые пластичные смазки. Они водостойкие, хорошо защищают металлы от коррозии, имеют достаточно хорошие противоизносные свойства.
У них, однако, низкие температуры плавления и механическая стабильность При температурах выше 60 — 70°С используются Na и Са- смазки.
В настоящее время их выпуск сокращается в связи с применением в большинстве узлов трения многоцелевых смазок.
Смазки общего назначения
Солидол С
Область применения; относительно грубые узлы трения механизмов и машин, транспортных средств, сельскохозяйственной техники; ручной и другой инструмент, шарниры, винтовые и цепные передачи, тихоходные шестеренчатые и т.п. Хорошие водостойкость, коллоидная стабильность, защитные свойства, узкий диапазон рабочих температур и низкая механическая стабильность (Тр= -30…+65С)
Солидол Ж
Область применения; смазывание узлов трения, качения и скольжения различных машин и механизмов (Тр= -25…+65С)
Графитин
Область применения; тяжело — нагруженные тихоходные механизмы-рессоры, подвески тракторов и гусеничных машин, открытые шестереночные передачи, резьбовые соединения и др. (Тр= -20…+60С)
Графитная Ж
Предназначена для смазывания грубых тяжело — нагруженных механизмов ( открытых шестеренчатых передач, резьбовых соединений, ходовых винтов, домкратов, рессор и др. ). Допускается применять смазку при температуре ниже -20°С в рессорах и аналогичных устройствах. Смазка работоспособна при температурном интервале применения от -20 до 60°С.
Смазки общего назначения для повышенных температур
Смазка 1-13
Смазывание узлов трения качения и скольжения механизмов и машин. Применяется для подшипников электродвигателей, ступиц колес автомобилей и др.
Консталин
Область применения; смазывание узлов терния вентиляторов литейных машин, доменных и цементных печей, подшипников качения на железнодорожном транспорте и др. Водостойкость низкая. Работоспособна при температуре -40…+120°С.
Литин-2
Применяется для смазывая игольчатых подшипников карданных шарнирах и других узлов автомобилей. Работоспособна при температуре -40…+120°С.
Многоцелевые
Многоцелевые смазки можно применять в различных узлах трения (подшипниках качения и скольжения, шарнирах, зубчатых и цепных. передачах и т. п.), рассчитанных на использование пластичных смазок.
Они во всех случаях могут служить заменой смазок общего назначения и в большинстве узлов трения — смазок общего назначения для повышенных температур. Эти смазки водостойки и работоспособны в широком интервале скоростей, температур и нагрузок, имеют хорошие защитные свойства.
Многоцелевые смазки не предназначены для замены морозостойких, термостойких, приборных и других специализированных смазок. В шариковых и роликовых подшипниках допустимо использование пластичных однотипных многоцелевых антифрикционных смазок (Литол-24, ШРУС-4М).
Применение указанных типов смазок позволяет сократить расход пластичных смазок, снизить износ оборудования и увеличить срок службы оборудования.
Литол-24, Литол-24 РК
Антифрикционная многоцелевая водостойкая смазка представляет собой смесь нефтяных масел, литиевых мыл 12-оксистеариновой кислоты и пакета присадок. Смазка имеет хорошие консервационные свойства, хорошо защищает металлические изделия от коррозии.
Предназначена для применения в узлах трения колесных, гусеничных транспортных средств и промышленного оборудования, судовых механизмов различного назначения, работающих при температурах от -40 до 120°С (допускается кратковременный нагрев до 130°С ).
Литол-24М
Область применения; узлы трения колесных и гусеничных транспортных средств, промышленного оборудования и судовые механизмы различного назначения(Тр= -40…+120С).
Она достаточно надежно защищает от коррозии, широко используется в качестве единой автомобильной смазки, успешно заменяет солидолы всех типов, Na- и Li-смазки общего назначения.
Применение указанного типа смазки позволяет сократить расход пластичных смазок, снизить износ оборудования и увеличить срок службы оборудования.
Фиол — 1
Предназначена для смазывания узлов трения под давлением (через пресс-масленку) и для тросов, имеющих оболочку с внутренним диаметром
Технические смазки и смазочные материалы: как использовать в быту и мастерской
Из этой статьи вы узнаете, какие бывают технические смазки и для чего они предназначены. Мы расскажем о разновидностях, бытовом применении, особенностях состава и дадим практические советы.
Сегодняшний рынок не испытывает недостатка в сопутствующей продукции — всё, что применяется в тяжёлой промышленности или высокоточном производстве, можно приобрести в открытой продаже.
Это в полной мере касается многочисленных видов технических лубрикантов — смазочных материалов.
В этой статье мы разберёмся, какие из них наиболее подходят для решения ежедневных бытовых и хозяйственных задач.
Машинное масло
Исходное назначение. Популярный вид смазки, знакомый каждому, кто имел дело с любым видом техники.
Моторное и трансмиссионное масло предназначено для создания «масляного тумана» или «облака», которое образуется при работе деталей в закрытой среде (КПП, двигатель). В «спокойном» состоянии оно находится в картере или закрытом поддоне.
То есть в полной мере свойства машинного масла проявляются при интенсивной работе механизмов и температуре до 120 °С. Такой способ смазки называется «масляная ванна».
Применение в быту. Моторное или веретённое масло — универсальная жидкость для смазки любых механизмов — от замков и петель до швейных машин.
Нюансы применения. В холодном состоянии, несмотря на относительную вязкость, моторное масло сохраняет текучесть и может проявиться из отверстий (вытечь). При этом в нём скапливается металлическая пыль, образованная истиранием деталей.
Совет. Будьте внимательны и не смазывайте бытовые механизмы сверх меры — лишнее масло может вытечь в неожиданном месте и испортить отделку (обивку, покрытие). Растворяется любым растворителем на нефтепродуктах — от бензина до сольвента, отпаривается.
Солидол, литол (тавот)
Исходное назначение. Машинное масло, загущенное мылами кальция до сметанообразной консистенции. Жирная липкая субстанция, которая не вымывается потоком воды — усовершенствованное машинное масло. Предназначено для работы во влажных средах в сельхозтехнике, транспорте и судах. Пропитанный солидолом холст становится гидрофобным и консервируется. Не вытекает под гравитацией.
Применение в быту. Отличная смазка для механизмов в негерметичных кожухах — замки старого образца, маховики швейных машин, подвижные части вело- и мототехники, втулки, подшипники.
Защита фитингов, вентилей, датчиков во влажной среде — кессонах, подвалах, сантехнических узлах и т. д. Вазелин и солидол — однородные составы, но разной степени очистки компонентов.
Используется в садоводстве для приготовления вара.
Нюансы применения. Запас солидола можно нанести на внутреннюю часть кожуха и добавлять на узел во время профилактики. Натуральный солидол разлагается при температуре 80 °С, синтетический при 95 °С. Не подходит для узлов с высокими нагрузками и трением. Не удаляется до конца с тканей (материала).
Совет. Солидолом хорошо смазывать кирзовую, кожаную и другую рабочую обувь — она становится устойчивой к воде, морозу и более эластичной.
Исходное назначение. Солидол, в который добавлен порошок графита. Основное свойство графита — крайне низкая теплопроводность, что сохраняет свойства солидола в работе при высоких температурах (80–150 °С).
Смазка устойчива к влаге, разработана и производится для применения в нагруженных узлах станков и машин с высоким трением.
Используется во всех видах редукторов промышленной, судоходной и транспортной техники, а также для смазки седла прицепных тягачей (автопоездов).
Применение в быту. Наравне с солидолом, но добавляются узлы с повышенной температурой. Чаще всего это редукторы болгарок, циркулярных пил, дрелей и перфораторов, домашних станков и т. д.
Нюансы применения. Совпадает с солидолом, но графитовая смазка гораздо более маркая (чёрная) и оставляет не только жирное пятно, но и чёрный налёт. Пользоваться ей следует крайне аккуратно.
Совет. Графитовую смазку можно изготовить своими руками, смешав солидол, машинное масло и графитовый порошок (перемолотый карандашный грифель) до нужной консистенции. Лучший способ смазки велосипедной или мотоциклетной цепи — «проварить» её в такой смазке 10–15 минут. Из-за графита солидол при варке не распадается.
Аэрозоль
Исходное назначение. Прочистка мелких механизмов и инструмента от песка, грязи, налёта и старых масел.
Используется при ремонте и профилактике механизмов для осмотра удаления посторонних включений. Состоит из жидкого технического масла и растворителя, закачанных в баллон под давлением.
Растворяет большинство известных технических масел и жидкостей (кроме специальных, устойчивых).
Применение в быту. Откручивание ржавых гаек и болтов, восстановление работоспособности заклинивших механизмов (если детали не деформированы), смазка труднодоступных мест — мебельных петель, замков, больших часов. Жидкость растворяет лёд — смазка помогает открыть замёрзшие замки автомобилей.
Нюансы применения. Баллон всегда имеет длинную тонкую трубку, что позволяет заводить смазку в проёмы 2 мм. Жидкость испаряется, не оставляя существенных следов, растворяет жир, нетоксична. Принято считать, что аэрозоль — панацея для смазки всего и вся (всех видов механизмов). Однако это не смазка, а растворитель, содержащий некоторое количество масла.
Внимание! При работе с аэрозолью берегите глаза, особенно во время промывки чашевидных элементов. Наиболее опасна аэрозоль для прочистки карбюраторов и форсунок (содержит кислоту).
Совет.
Используйте аэрозоль только в качестве «аварийного» или профилактического средства для промывки механизма.
После её применения смажьте детали соответствующим составом, иначе металл останется «обнажённым» и станет конденсировать влагу.
Прочие виды масел
Компрессорное масло
Предназначено для работы в суровых условиях — высокая температура и давление. Содержит противоизносные, антиокислительные и антикоррозийные присадки. Может использоваться в любом виде техники.
Гидравлическое масло
Существует множество разновидностей этого ГСМ, под каждую задачу есть свой состав. Отличается высокой температурой вспышки, устойчивостью к химическому растворению и высокой теплопроводностью.
Пищевое масло (подсолнечное)
Также обладает смазывающими свойствами для механизмов. Применять его можно разве что в аварийном случае — когда срочно нужно смазать или протереть деталь, а под рукой ничего другого нет. После применения необходимо провести профилактику — промыть механизм и нанести подходящий состав. Пищевое масло накапливает пыль и грязь, что может со временем привести к заклиниванию механизма.
Отработанное машинное масло
ГСМ, который выполнил свою работу, имеет в своём составе металлическую пыль и непригоден более для механизмов. Однако такие масла сохраняют очень полезное свойство — горючесть. То есть, по сути они являются энергоносителями.
Такое выгодное свойство не прошло мимо внимания народных умельцев и на «отработке» стали делать печи и даже котлы автономного отопления. Печи на отработанном масле пользуются популярностью у фермеров, владельцев частных домов, гаражей, теплиц. «Отработка» в холодном виде — отличный технический консервант для древесины.
Дерево глубоко (до 2 мм) впитывает масло, состав которого неприемлем для насекомых.
Своевременная смазка любого механизма — залог его надёжной и долгой работы. Два главных симптома, которые говорят о том, что пора его смазать — это скрип и перегрев. Не стоит ждать, пока износятся «сухие» детали и появится люфт. И помните, самая простая и дешёвая маслёнка — обычный медицинский шприц. Им вы сможете доставить смазку в самое труднодоступное место.
© рмнт.ру, Игорь Максимов