Презентация по химии 9 класс сплавы металлов габриелян

Cлайд 1

Презентация по химии 9 класс сплавы металлов габриелян Сплавы металлов Ежова С.В., учитель химии МБОУ СОШ № 11, г. Кемерово

Cлайд 2

Презентация по химии 9 класс сплавы металлов габриелян План урока Сплавы металлов, получение и их типы Свойства сплавов и их применение Домашнее задание

Cлайд 3

Презентация по химии 9 класс сплавы металлов габриелян Сплавы металлов К сплавам относятся все системы, полученные сплавлением каких-либо веществ. Например, неметаллические сплавы: гранит, гнейс, базальт, силикатные стекла, металлургические шлаки и др. Но наибольшее значение имеют металлические сплавы.

Cлайд 4

Презентация по химии 9 класс сплавы металлов габриелян Металлические сплавы Это материалы с металлическими свойствами, состоящие из двух или более компонентов, из которых хотя бы один металл

Cлайд 5

Презентация по химии 9 класс сплавы металлов габриелян Получение сплавов Сплавы получают путем смешения различных металлов и других компонентов в расплавленном состоянии с затвердеванием их при последующем охлаждении

Cлайд 6

Презентация по химии 9 класс сплавы металлов габриелян Типы сплавов Расплавленные металлы неограниченно растворяются друг в друге, т.е. смешиваются в любых отношениях. Это сплавы состава: Ag — Cu, Ag – Au, Cu – Ni

Cлайд 7

Презентация по химии 9 класс сплавы металлов габриелян Типы сплавов Расплавленные металлы смешиваются между собой в любых отношениях, но при охлаждении образуют сплав, состоящий из мельчайших отдельных кристалликов каждого из металла Это сплавы состава: Pb – Sn, Pb – Ag, Bi — Cd

Cлайд 8

Презентация по химии 9 класс сплавы металлов габриелян Типы сплавов Расплавленные металлы вступают в химическое взаимодействие и образуют соединения интерметаллиды. Это сплавы: Zn и Cu, Ca и Sb, Pb и Na

Cлайд 9

Презентация по химии 9 класс сплавы металлов габриелян Свойства сплавов Химическая связь в сплавах – металлическая, поэтому они обладают теми же физическими свойствами, что и металлы: металлическим блеском, пластичностью, электро- и теплопроводностью и др. Но эти свойства несколько изменяются в более полезные для человека свойства.

Cлайд 10

Презентация по химии 9 класс сплавы металлов габриелян Бронза Сплав меди с другими металлами. Различают: Оловянную бронзу (20% олова), Алюминиевую бронзу (5-11 % алюминия) Свинцовую бронзу (до 33% свинца) Применение: изготовление частей машин, художественные отливки

Cлайд 11

Латунь Сплав меди и цинка (до 30-35% цинка) Свойства: высокая пластичность Применение: декоративные предметы искусства

Cлайд 12

Дюралюминий Сплав алюминия (до 95%) с добавками магния, меди, марганца. Свойства: легкий, прочный. Применение: в авиастроении, машиностроении, строительстве и др.

Cлайд 13

Дюралюминий

Cлайд 14

Чугун и сталь Самыми распространенными сплавами, содержащими железо являются: Чугун: сплав на основе железа, содержит от 2 до 4,5% углерода, марганец, кремний, фосфор, серу Свойства: тверже железа, очень хрупкий, не куется Применение: изготовление массивных деталей методом литья (литейный чугун), переработка в сталь (передельный чугун)

Cлайд 15

Сталь: сплав на основе железа, содержащий менее 2% углерода Виды: Углеродистая сталь – сплав железа с углеродом и меньшим количеством марганца, серы, кремния, фосфора. Применение: детали машин, трубы, болты, гвозди, скрепки, инструменты

Cлайд 16

Cлайд 17

Легированная сталь – сплав железа с углеродом с специальными легирующими добавками: хром, никель, вольфрам, молибден, ванадий В зависимости от добавок свойства стали изменяются: Хром и никель –жаростойкость, кислотоупорность, пластичность, коррозионная устойчивость. Вольфрам — твердость, жаропрочность, износоустойчивость. Титан – механическая прочность при высоких температурах, коррозионная стойкость

Cлайд 18

Cлайд 19

Вклад русских ученых Большое значение в развитие металлургии в России внесли Д.К. Чернов – основоположник науки о металлах – металловедении. Разработал наилучшие условия отливки, ковки и термической обработки стали

Cлайд 20

П.П. Аносов – горный инженер, металлург. Первый применил микроскоп для изучения структуры стали, раскрыл секрет булатной стали, изобрел способ закалки стали в струе сжатого воздуха.

Cлайд 21

Домашнее задание § 7 Рабочая тетрадь: стр. 28- 30, задания № 4, 5, 6

Cлайд 22

Презентация к уроку химии в 9 классе по теме "Сплавы"

Презентация по химии 9 класс сплавы металлов габриелян

Сплавы металлов

Ким Р.М.

учитель химии МБОУ СОШ с.Альняш

Презентация по химии 9 класс сплавы металлов габриелян

Цели урока:

Задачи урока:

  • Дать понятие о сплавах, классификации и свойствах;
  • Познакомить с важнейшими сплавами, их значением в жизни общества и преимуществом сплавов перед чистыми металлами.

Презентация по химии 9 класс сплавы металлов габриелян

Оборудование и материалы: Коллекции сплавов цветных и черных металлов (чугуны и стали, алюминий, медь), изделия из сплавов. Компьютер, мультимедийный проектор.

Презентация по химии 9 класс сплавы металлов габриелян

Сплавы — это системы, полученные сплавлением каких-либо веществ. Под этим термином подразумевается макроскопически однородный материал, который состоит из 2 или нескольких химических элементов. При этом в сплаве преобладают металлические компоненты.

Презентация по химии 9 класс сплавы металлов габриелян

В сплавах различают следующие составляющие: • основа, состоящая из одного или нескольких металлов; • малые добавки модифицирующих и легирующих элементов; • неудаленные примеси (технологические, природные, случайные).

Презентация по химии 9 класс сплавы металлов габриелян

  • Виды сплавов
  • Интерметаллиды
  • Механическая смесь
  • Твердые растворы
  • Расплавленные металлы смешиваются между собой в любых отношениях, но при охлаждении образуют сплав, состоящий из мельчайших отдельных кристалликов каждого из металла
  1. Расплавленные металлы вступают в химическое взаимодействие и образуют соединения интерметаллиды. Это сплавы: Zn и Cu, Ca и Sb, Pb и Na
  2. Это сплавы состава:
  3. Pb – Sn, Pb – Ag, Bi — Cd

Расплавленные металлы неограниченно растворяются друг в друге, т.е. смешиваются в любых отношениях.

Это сплавы состава:

Ag — Cu, Ag – Au, Cu – Ni

Презентация по химии 9 класс сплавы металлов габриелян

  • Классификация сплавов
  • По основному компоненту:
  • По структуре:
  • По строению:
  • Механическая смесь
  • Твердый раствор
  • Интерметаллическая смесь

По свойствам:

  • Тугоплавкие
  • Легкоплавкие
  • Коррозионно-устойчивые

По числу компонентов:

  • Двойные
  • Тройные
  • Многокомпонентные

Презентация по химии 9 класс сплавы металлов габриелян

По своему назначению они делятся на такие группы:

Конструкционные (сталь, дюралюминий, чугун). К данной группе относятся и сплавы со специальными свойствами. Так они отличаются искробезопасностью или антифрикционными свойствами. К ним относятся латуни и бронзы.

  1. Для электронагревательной и измерительной аппаратуры (нихром, манганин).
  2. Для заливки подшипников (баббит).
  3. Для производства режущих инструментов (победит).

Презентация по химии 9 класс сплавы металлов габриелян

Способы получения сплавов

Пирометаллургический. Для разогрева сырья используют тепловую энергию, полученную в процессе сгорания топлива. ирометаллургическим методом получают стали в мартеновских печах и чугуны в домнах.

Электрометаллургический. При электрометаллургическом способе сырье нагревают в индукционных или дуговых электрических печах. При этом сырье расславляется очень быстро.

Литейный, при котором происходит затвердевание однородной смеси разных расплавленных компонентов.

Порошковый, при котором для изготовления сплава используются порошки его компонентов. Благодаря прессованию им придают определенную форму, а затем спекают в специальных печах.

Презентация по химии 9 класс сплавы металлов габриелян

  • Цветные сплавы
  • Бронза
  • Сплав меди с другими металлами.
  • Различают:
  • Оловянную бронзу (20% олова),
  • Алюминиевую бронзу (5-11 % алюминия)
  • Свинцовую бронзу (до 33% свинца)
  1. Применение:
  2. изготовление частей машин,
  3. художественные отливки
  • Цветные сплавы
  • Латунь
  • Сплав меди и цинка (до 30-35% цинка)
  • Свойства: высокая пластичность
  • Применение: декоративные предметы искусства
  1. Цветные сплавы
  2. Мельхиор
  3. Сплав меди и никеля (до 5-30% цинка)
  4. Свойства: прочность, коррозионная стойкость
  5. Применение: детали морских судов, посуда, монеты
  • Цветные сплавы
  • Дюралюминий
  • Сплав алюминия (до 95%) с добавками магния, меди, марганца.
  • Свойства: легкий, прочный.
  • Применение:

в авиастроении, машиностроении, строительстве и др.

  1. Железоуглеродистые (черные) сплавы
  2. Чугун: сплав на основе железа, содержит от 2 до 4,5% углерода, марганец, кремний, фосфор, серу
  3. Свойства: тверже железа, очень хрупкий, не куется
  4. Применение: изготовление массивных деталей методом литья (литейный чугун), переработка в сталь (передельный чугун)
  • Железоуглеродистые (черные) сплавы
  • Сталь : сплав на основе железа, содержащий менее 2% углерода
  • Виды:
  • Углеродистая сталь – сплав железа с углеродом и меньшим количеством марганца, серы, кремния, фосфора.
  • Применение: детали машин, трубы, болты, гвозди, скрепки, инструменты

Домашнее задание: Подготовить сообщение на тему: «Сплавы в технике, медицине, в повседневной жизни» (на выбор)

Презентация на тему: Металлы 9 класс

Презентация на тему: Металлы 9 класс

Скачать эту презентацию

Получить код Наши баннеры Презентация по химии 9 класс сплавы металлов габриелян

Читайте также:  Полиэстер покрытие оцинкованного листа

Презентация по химии 9 класс сплавы металлов габриелян

Презентация по химии 9 класс сплавы металлов габриелян

Презентация по химии 9 класс сплавы металлов габриелян

Презентация по химии 9 класс сплавы металлов габриелян

Презентация по химии 9 класс сплавы металлов габриелян

Презентация по химии 9 класс сплавы металлов габриелян

Презентация по химии 9 класс сплавы металлов габриелян

Скачать эту презентацию

№ слайда 1

Описание слайда:

к л а с с«М Е Т А Л Л Ы» Учитель химии ГБОУ СОШ № 880Город МоскваГершановская Евгения Владимировна

№ слайда 2

Описание слайда:

М Е Т А Л Л Ы

№ слайда 3

Описание слайда:

Расположение элементов – металлов в периодической системе:1 группа главная подгруппа – щелочные металлы2 группа главная подгруппа – щелочно-земельные металлы3 группа главная подгруппа – все кроме бора4 группа главная подгруппа – все кроме углерода и кремния5 группа главная подгруппа – сурьма и висмут6 группа главная подгруппа – только полонийВо всех побочных подгруппах – только металлы

№ слайда 4

Описание слайда:

В строении атомов металлов – на последнем электронном уровне находится малое число электронов, в основном от 1 до 3, редко 4.Атомы металлов отдают электроны с последнего уровня, являясь при этом восстановителями

№ слайда 5

Описание слайда:

Большая часть металлов существует в природе в виде минеральных образований — рудНекоторые неактивные металлы существуют в виде самородков: золото, серебро, платина, медь

№ слайда 6

Описание слайда:

РАЗНООБРАЗИЕМЕТАЛЛОВ

№ слайда 7

Описание слайда:

Металлы, с которыми человек познакомился раньше всех остальных:

№ слайда 8

Описание слайда:

Золото, серебро и платина относятся также к драгоценным металлам. Кроме того, в малых количествах они присутствуют в морской воде, растениях, живых организмах (играя при этом важную роль).

Известно, что организм человека на 3 % состоит из металлов. Больше всего в наших клетках кальция и натрия, сконцентрированного в лимфатических системах.

Магний накапливается в мышцах и нервной системе, медь — в печени, железо — в крови.

№ слайда 9

Описание слайда:

Металлы – простые вещества, образованные элементами-металлами В простых веществах-металлах– металлическая кристаллическая решетка и металлическая связьВ узлах решетки находятся катионы металлов и в некоторых местах атомы, а между ними располагаются электроны, называемые «электронным газом»

№ слайда 10

Описание слайда:

Основные характеристики металлов по их физическим свойствам:

№ слайда 11

Описание слайда:

Металлический блескАгрегатное состояние – твердое (кроме ртути)По цвету разделяют: черные металлы и цветные металлыУ многих большая электро -и теплопроводность – т.е.

металлы – хорошие проводники электрического токаОни многие пластичные, ковкие (меняют свою форму)Имеют разные температуры плавления: разделяют легкоплавкие и тугоплавкие металлыМеталлы по плотности бывают легкие и тяжелыеМеталлы могут быть мягкими (например — калий, литий, натрий – они режутся ножом и твердыми (например — хром, которым можно резать стекло)

№ слайда 12

Описание слайда:

Самый легкий металл – литийСамые тяжелые металлы — осмий и иридий Самый твердый металл – хром, также твердые — ванадий и вольфрамСамые тугоплавкие металлы — вольфрам и ренийСамый распространенный на земном шаре— алюминийСамые электропроводные – серебро, медь и алюминийСамые пластичные – золото, серебро и медь

№ слайда 13

Описание слайда:

Наиболее хорошо отражают свет алюминий, серебро и палладий — из этих металлов изготовляют зеркала. Для изготовления зеркал иногда применяется и родий, несмотря на его исключительно высокую цену: благодаря значительно большей, чем у серебра или даже палладия, твёрдости и химической стойкости, родиевый слой может быть значительно тоньше, чем серебряный.

№ слайда 14

Описание слайда:

металлические сплавы

№ слайда 15

Описание слайда:

С П Л А В Ы М Е Т А Л Л О В – твердые растворы, полученные при смешении одних металлов с другими или с неметаллами для придания определенных свойствСплавы на основежелеза – черные сплавы:чугун и стальСплавы на основе другихметаллов – цветные сплавыСплавы меди: бронза, латунь, мельхиорСплав алюминия – дюральСплавы ртути – амальгамыСплав Вуда – на основе висмута и свинца

№ слайда 16

Описание слайда:

Перечислите металлы, которые раньше всех стали известны человекуКак называются металлы 1 группы главной подгруппы?Самый распространенный металл на Земле?Самый пластичный металл?Какие металлы есть в природе в самородном виде?Р О В Е Р Ь С Е Б Я:

№ слайда 17

Описание слайда:

Определите, на каких картинках изделия из серебра, меди, золота, платины?

№ слайда 18

Описание слайда:

ПОЛУЧЕНИЕ МЕТАЛЛОВ

№ слайда 19

Описание слайда:

Для получения чистых металлов и дальнейшего их применения необходимо выделить их из руд и провести очистку. При необходимости проводят легирование и другую обработку металлов. ЛЕГИРОВАНИЕ (от лат.

ligo — связываю, соединяю) — введение добавок в металлы, сплавы для придания им определенных физических, химических или механических свойств.Изучением этого занимается наука металлургия.

Металлургия различает руды чёрных металлов (на основе железа) и цветных (в их состав не входит железо, всего около 70 элементов).

№ слайда 20

Описание слайда:

Промышленные способы получения металловДобыча руды и ее переработкаэлектрометаллургиягидрометаллургияпирометаллургия

№ слайда 21

Описание слайда:

Получение металлов при высокой температуре: сначала обжиг руды, а затем плавка (восстановление металлов из их оксидов)Пример: 2ZnS + 3O2 —-2ZnO + 2SO23ZnO + 2Al ——Al2O3 + 3ZnПолучение металлов из растворов их солей:восстановление более активным металломПример: CuSO4 + Fe—FeSO4 + CuПолучение металлов при использованииэлектрического тока: электролиз расплавов (для получения очень активных металлов) Пример: NaCl —-Na + Cl2

№ слайда 22

Описание слайда:

Н А Й Д И Т Е С О О Т В Е Т С Т В И ЕМ Е Ж Д У И З О Б Р А Ж Е Н И Е М М Е Т А Л Л АИ Е Г О Н А З В А Н И Е М

№ слайда 23

Описание слайда:

М Е Т А Л Л О В Р А З Н Ы Х М Н О Г О Н А П Л А Н Е Т Е,О Н И Х Д О Л Ж Н Ы З Н А Т Ь И В З Р О С Л Ы Е, И Д Е Т И…

№ слайда 24

Описание слайда:

Ссылки на источники информации и изображений:

Скачать эту презентацию

Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования «Профессионал-Р» (Лицензия на осуществление образовательной деятельности

№3715 от 13.11.2013).

презентация по теме "Способы получения металлов. Сплавы"

Слайд 1

Учитель химии МОУ ВСОШ № 2 Колядкина И.В.

Слайд 2

Самым распространенным Ме в земной коре является алюминий. За ним следует железо, натрий, калий, магний и титан. Содержание остальных металлов незначительно. Так, например, хрома в земной коре по массе всего лишь 0,3%, никеля – 0,2%, а меди – 0,01%. Ме встречаются в природе как в свободном виде, так и в различных соединениях

  • Слайд 3
  • Самородок платины Самородок серебра Самородок золота Самородок меди
  • Слайд 4
  • Металлургия Пирометаллургия Гидрометаллургия Электрометаллургия
  • Слайд 5
  • Пирометаллургия — получение металлов и сплавов под действием высоких температур. Восстановление углем (угарным газом): 2PbO + C = CO 2 + 2Pb Восстановление алюминием (кальцием): 2 Al + Fe 2 O 3 = Al 2 O 3 + 2Fe Восстановление водородом: С uO + H 2 = Cu + H 2 O
  • Слайд 6
  • Гидрометаллургия — получение металлов из водных растворов. 1 стадия: растворение в кислоте нерастворимых минералов, содержащих металлы: CuS + 2HCl = CuCl 2 + H 2 S 2 стадия: вытеснение металлов из растворов их солей более активными металлами: CuCl 2 + Fe = FeCl 2 + Cu
  • Слайд 7
Читайте также:  Пластичность металлов по порядку

Электрометаллургия — получение металлов под действием электрического тока. Этим способом в промышленности получают металлы, стоящие в ряду напряжений металлов до Al .

  1. Слайд 8
  2. Самопроизвольное разрушение металлических материалов, происходящее под воздействием окружающей среды, называется коррозией
  3. Слайд 9
  4. Одним из наиболее широко распространенных коррозионных процессов является ржавление железа. Его можно описать суммарным уравнением: 4Fe + 6H 2 O (влага) + 3O 2 (воздух) = 4Fe(OH) 3
  5. Слайд 10

Коррозия может возникать и под влиянием радиационного излучения, а также продуктов жизнедеятельности бактерий и других организмов. С развитием бактерий на поверхности металлических конструкций связано явление биокоррозии. Обрастание подводной части судов мелкими морскими организмами также оказывает влияние на коррозионные процессы.

  • Слайд 11
  • Защита поверхности металла металлическими покрытиями хромирование золочение никелирование Защита поверхности металлов неметаллическими покрытиями Защиты от коррозии: изготовление изделий из нержавеющих сталей, катодная защита
  • Слайд 12
  • Утечка газа, нефти и других опасных химических продуктов из разрушенных коррозией трубопроводов приводит к загрязнению окружающей среды, к уменьшению надежности работы оборудования: аппаратов высокого давления, паровых котлов, металлических контейнеров для токсичных и радиоактивных веществ.
  • Слайд 13

Сплавы – это материалы с характерными свойствами, состоящие из двух или более компонентов, из которых по крайней мере один – металл. однородные сплавы неоднородные при сплавлении образуется раствор одного Ме в другом. Припой: одна часть свинца и две части олова при сплавлении образуется механическая смесь Ме Дюралий: 95% алюминия, 4% меди, 0,5% марганца и 0,5% магния

Слайд 14

Сплавы на основе железа Чугун – это сплав железа, содержащий более 1,7 % углерода, а также кремний, марганец, небольшие количества серы и фосфора. Сталь — это сплав железа, содержащий 0,1-2 % углерода и небольшие количества кремния, марганца, фосфора и серы.

Слайд 15

Бронза – сплав на основе меди с добавлением (20%) олова. Латунь – медный сплав, содержащий от 10 до 50% цинка. Мельхиор – сплав, содержащий около 80% меди и 20% никеля Дюралюминий – сплав на основе алюминия, содержащий медь, марганец, магний и никель.

Сплавы. 9 класс. Разработка урока

Цель урока:

  • Дат ь понят ие о сплавах, их классификацией и свойст вах;
  • Познакомить с важнейшими сплавами их значением в жизни
  • общест ва и преимущест вом сплавов перед чист ыми мет аллами;
  • Обучать и развивать умение делат ь выводы;
  • Прививат ь и развиват ь навыки делового общения;
  • Развитие логического мышления;
  • Развивать кругозор;
  • Обучать и развивать умение самостоятельного поиска необходимой информации;
  • Развивать умение делать выводы, работать в коллективе, говорить на публике;
  • Воспитание эстетического вкуса

Оборудование и материалы: Коллекции сплавов цветных и черных металлов (чугуны и стали, алюминий, медь), изделия из сплавов. Компьютер, мультимедийный проектор.

  • Методы урока: Объяснение, рассказ, беседа, самостоятельная работа с учебником.
  • Тип урока: комплексный.
  • Дополнительное задание: за 2 – 3 недели до урока дается задание найти информацию о сплавах и сделать сообщение по плану:
  • История создания
  • Состав сплава
  • Его свойства
  • Применение

Ход урока

Этап урока  Действия учителя Действия учащихся

Вступительное слово учителя: Здравствуйте! Мы изучали с вами свойства металлов, особенности их строения, типа связи. Пришло время перейти к изучению новой способности металлов: образованию сплавов. Открываем тетради, записываем тему урока: «СПЛАВЫ».

Но прежде чем прис тупить к изучению нового материала. Повторим ранее изученный. Часть учащихся работает по карточкам с заданиями разного уровня. Уровень 1 – на «3», уровень 2 – на «4», уровень 3 – на «5». Уровень выбираем самостоятельно. (См. приложение)

Остальные беседуют со мной, получая за верный ответ карточки, по сумме которых мы выставляем оценки.

Вопросы для обсуждения:

  1. Где элементы – металлы расположены в периодической системе?
  2. К каким электронным семействам относятся элементы – металлы?
  3. Сколько электронов имеют атомы металлов на внешнем электронном слое?
  4. Что называется металлической связью?
  5. Чем обусловлены физические свойства металлов?
  6. Какими физическими свойствами характеризуются металлы?
  7. Почему в химических реакциях металлы выступают в роли восстановителей?
  8. Какие химические свойства характерны для металлов?
  9. Как реагируют металлы с кислотами?
  10. Как определить активность металла?

(Задания разных уровней приведены в приложении.)

Но в реальной жизни металлы в чистом виде встречаются редко, а в основном мы имеем дело со сплавами. Поэтому запишите тему урока: «Сплавы».

И на этом уроке мы поговорим о сплавах, их особенностях, классификации, значением и применением в жизни общества.

И в конце урока вы должны будете ответить на один вопрос: «Почему с течением времени человечество перешло от использования чистых металлов к использованию сплавов?»

Давайте подумаем, с чем ассоциируется у вас слово сплав. (Сплавление чего-либо между собой). Совершенно верно. А на основании этого попробуйте дать определение металлического сплава. Если затрудняетесь, откройте ваши учебники на странице 267. (Металлические сплавы – материалы с металлическими свойствами, состоящие из двух и более компонентов, из которых хотя бы один – металл).

Как вы думаете, как получают сплавы? (Смешиванием различных металлов в расплавленном состоянии). Хочу заметить, что в результате затвердевания смеси, возможно, образование нескольких видов сплавов.

Твердые растворы Расплавленные металлы смешиваются в любых отношениях Ag иCu; Ag и Au; Cu и Ni
Механическая смесь При охлаждении смеси расплавленных металлов образуется сплав, состоящих из мельчайших отдельных кристалликов каждого металла Pb и Sn; Pb и Ag; Bi и Cd
Интерметаллиды Расплавленные металлы образуют между собой химические соединения Cu и Zn; Ca и Sb; Pb и Na
  1. Твердые растворы: они получаются, если расплавленные металлы неограниченно растворяются друг в друге, то есть смешиваются в любых соотношениях. Компонентами могут быть металлы, кристаллические решетки которых одного типа, а атомы мало различаются по размеру. Например, золото и серебро, серебро и медь, медь и никель. Такие сплавы содержат в узлах кристаллической решетки атомы обоих металлов, а потому они однородны. По сравнению с чистыми металлами, из которых они состоят, такие сплавы имеют более высокую прочность, твердость и химическую стойкость; они пластичны и хорошо проводят электрический ток.
  2. Механическая смесь металлов: Расплавленные металлы смешиваются между собой в любых соотношениях, но при охлаждении образуется не твердый раствор, а сплав, состоящий из мельчайших отдельных кристалликов каждого из металлов. Например, свинца и олова, свинца и серебра, висмута и кадмия.
  3. Интерметаллиды: такие сплавы получаются, если расплавленные металлы вступают во взаимодействие и образуют между собой химические соединения. Например, медь и цинк, Кальций и сурьма, свинец и натрий. Некоторые сверхтвердые сплавы получают методом порошковой металлургии, когда смесь порошков металлов прессуется под большим давлением с последующим спеканием ее при высокой температуре. Но это не единственный признак классификации сплавов. Если составлять полную классификацию, то она будет выглядеть следующим образом:

По строению:

  • Механическая смесь
  • Твердый раствор
  • Интерметаллическая смесь
  1. По структуре
  2. По основному компоненту
  3. По числу компонентов
  • Двойные
  • Тройные
  • Многокомпонентные

По свойствам

  • Тугоплавкие
  • Легкоплавкие
  • Коррозионно-устойчивые

Ну а теперь самое время заслушать те сообщения, которые вы подготовили. В ходе рассказов вы будьте внимательны, смотрите на экран, в свои учебники, в коллекции на ваших с толах, а так же не забывайте заполнять таблицу:

Читайте также:  Как характеризуется рейсмусовый станок: классификация рейсмусов для дома и производства, нюансы выбора

Латунь Медь, цинк 30–35% Пластичность Изготовление приборов и предметов быта
Нихром Никель 67%, хром 15%, марганец 1,5 % Большое электрическое сопротивление, жаропрочность Изготовление электронагревательных приборов
  1. Историками установлено, что в период Древнего царства в Египте ремесленники применяли только медные инструменты. Но некоторые свойства меди не удовлетворяли потребности мастеров, поэтому с конца 4-го тысячелетия до нашей эры стали появляться бронзовые изделия. Ее секрет раскрыли китайцы, впервые ее получившие. С этого момента начинается в истории бронзовый век. Бронза сплав меди с оловом, иногда в нее добавляют цинк, свинец, алюминий, марганец, фосфор и кремний. Добавки влияют на свойства сплава. Так количество олова меняется от 5 до 25%, если его больше сплав становится хрупким. Фосфор добавляется для предотвращения окисления олова до оловянной кислоты. А свинец добавляется для жесткости. Наряду с изготовлением орудий труда и изделий культового назначения уже в глубокой древности из бронзы начали отливать скульптуру. Первая из них появилась в 3 тысячелетии до нашей эры в Месопотамии. Это была статуя местного божества. В России из бронзы лились даже колокола. Из нее отлиты знаменитые Царь – колокол и Царь – пушка. Бронза относится к интерметаллидам.
  2. Латунь является сплавом, состоящим из меди и цинка, причем процент цинка может достигать 50%. Иногда в него добавляют олово, марганец, алюминий, свинец, кремний, но их количество колеблется от 0.08 до 1.2 %. Данный сплав обладает хорошими механическими свойствами, устойчив к коррозии, легко обрабатывается. Открытие латунного сплава связано с кораблестроением. До открытия латуни суда смолили, но такой защиты было не достаточно. И борта стали обивать латунными пластинами, которые не боятся контакта с водой. Помимо защиты, пластины просто красивы, так как сплав имеет красивый желто – золотистый цвет. В современной промышленности латунь применяется для изготовления водопроводных кранов, любых предметов находящихся в тесном контакте с водной средой.
  3. Мельхиор представляет собой соединение меди и никеля, причем процент никеля составляет 29 – 33%, иногда с добавлением серебра. Был получен с целью создания боле дешевой альтернативы серебру, и в отличие от первого не стирается, так как более прочный. Мельхиор служит материалом получения посуды, столовых приборов, из него чеканили монеты. Это прочный материал, легкий в обработке.
  4. Дюралюминий состав из алюминия и меди 6 – 8%. С добавками магния, марганца, кремния. Медь добавлена в сплав для придания ему большей мягкости, что упрощает его обработку, а так же для прочности. Используется как строительный материал, для изготовления легких и прочных конструкций, а так же в современном самолетостроении.
  5. Чугун сплав железа и углерода (2–4.5%), с добавками марганца до 3%, кремния до 4.5%, серы до 0.08%, фосфора до 2.5%. чугун сыграл важную роль в развитии изобразительного искусства и архитектуры. В России его применение в архитектуре началось с литых столбов, которые производили заводы Демидова на Урале. Изобретение данного сплава стало причиной революции в мостостроении. Вообще, литье из чугуна – самостоятельный вид искусства. Особо почетное место в «чугунном кружеве» принадлежит Воронихинской решетке у Казанского собора. Отлитая в 1811 году она до сих пор является украшением центра города. Но данный сплав, в силу коррозионной стойкости и прочности применяется и для изготовления кухонной утвари.
  6. Сталь сплав железа и углерода (0.04 – 2%), и добавок марганца(0.1 – 1%), кремния(0.4%), серы(0.08%), фосфора(0.09%), если сталь легированная, то в нее добавлены хром и никель. Сталь — основа современной техники. Она прочная, легкая, коррозионностойкая. В старину она считалась драгоценным металлом. Из нее в первую очередь делали оружие. Самым знаменитым был булат. Его родина – Индия. До 19 века сталь считалась исключительно оружейным сплавом, но в 1830 году в Англии из нее стали делать бытовые предметы: шкатулки, подносы, портсигары. В 20 веке из стали начали изготавливать светильники, и даже барельефы. Сталь с различными видами обработки может иметь золотой, красный, синий, зеленый, оранжевый цвет.
  7. Нихром состоит из никеля до 78% и хрома. Выдумка современных мастеров. Поскольку данный сплав является жаропрочным и обладает низкой теплопроводностью, а так же высокой сопротивляемостью электричеству, то из него изготовляют современную кухонную посуду, а так же детали электронагревательных приборов.
  8. Существует огромное количество ювелирных сплавов:
  • Ювелирное золото сплав, содержащий от 58 до 96% золота и медь
  • Ювелирное серебро содержит серебро 98% и никель
  • Белое золото, состоящее из золота и никеля

Слово учителя: Спасибо! А теперь попробуйте ответить на основной вопрос нашего урока: «Почему же люди стали использовать сплавы?»

Учащиеся высказывают различные предположения, но в конечном итоге должны сделать следующие выводы:

  1. Сплавы обладают различными свойствами, поэтому есть возможность создать сплав с нужными свойствами.
  2. Не смотря на то, что в состав сплавов входят металлы, обладающие определенным набором свойств (металлический блеск, высокая электро- и теплопроводность, ковкость, пластичность), но свойства сплава сильно отличаются от свойств компонентов, входящих в него, что особенно ценно.

Слово учителя: Сплавы состоят из металлов, которые в его составе сохраняют свои химические свойства. Например, взаимодействие с кислотами. Этот факт позволяет установить качественный состав сплава. И это мы проверим с помощью расчетных задач.

Часть из них мы решим в классе, а часть пойдут в качестве домашнего задания:

  1. При действии избытка соляной кислоты на 60 граммов сплава меди и цинка выделился газ объемом 1.12 литра. Найдите массовые доли металлов в сплаве.
  2. При действии соляной кислоты на 500 граммов сплава серебра и магния выделился газ, объемом 112 литров. Найдите массовые доли металлов в сплаве.
  3. При действии разбавленной серной кислоты на 10 граммов сплава меди и алюминия, выделился газ, объемом 1.24 литра. Найдите массовые доли металлов в сплаве.

В конце урока проводится оценивание деятельности учащихся и класса в целом, а так же сбор тетрадей некоторых школьников, с целью проверки правильности решения задач.

Домашнее задание: Параграф 74, задачи

  1. Тугоплавкий металл вольфрам – неизменный материал для изготовления нитей накаливания, а карбид вольфрама состава WC – основа твердого сплава «Победит, из которого изготавливают сверла. Для получения порошкообразного вольфрама используют восстановление оксида вольфрама водородом. Рассчитайте тепловой эффект реакции, если на получение 1 кг. Вольфрама этим способом было потрачено 636 кДж теплоты. WO3 +2H2 = W + 3H2O
  2. Выплавка свинца, вероятно, была одним из первых металлургических процессов. В качестве природного сырья чаще всего использовали Галенит – природный сульфид свинца, который сначала обжигали, получая оксид свинца (II), а затем восстанавливали углем. Определите массу угля, необходимого для получения 40 кг. Свинца, если практический выход процесса восстановления равен 20%.
  • Пользуясь дополнительной литературой, заполните схему – применение сплавов в различных отраслях.
  • Итог урока.
  • Как бы вы, продолжили фразу:
  • Сегодня на уроке…
  • Теперь я знаю…
  • Мне на уроке…
  • попробуйте определить настроение сегодняшнего урока, выберите его (на доске появляются «рожицы» с разным выражением): если вам было комфортно, понятно, то «рожица» 1, если настроение не изменилось – 2, если ухудшилось – 3.__
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Станок