Незаконный прием металлолома статья

Содержание
  1. Статья 14.26. Нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения
  2. Комментарий к ст. 14.26 КоАП
  3. Судебная практика по статье 14.26 КоАП
  4. За нелегальный оборот черного и цветного металла предусмотрена уголовная и административная ответственность
  5. Незаконный прием металлолома: административная ответственность и штрафы в 2020 году
  6. Требования к оснащению
  7. Требования к площадке и персоналу
  8. Лицензирование деятельности
  9. Необходимые документы
  10. Незаконный оборот лома
  11. Ответственность за неправильный оборот металлолома
  12. Уголовная ответственность за работу без лицензии
  13. Прочие виды уголовной ответственности
  14. Наказание для физических лиц
  15. Статья 14.26 КОАП РФ. Нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения
  16. Незаконный прием металлолома. Виды незаконной деятельности на рынке сбыта металлолома
  17. Виды незаконной деятельности на рынке сбыта металлолома
  18. Какие предусмотрены наказания за незаконную деятельность?
  19. Новости

Обращение лома черных и цветных металлов – сфера весьма прибыльная, но строго контролируемая и требующая лицензии. И, поскольку заработать хочется всем, а платить налоги и действовать в рамках закона хочется не каждому предпринимателю, то незаконный прием лома, который обнаруживает себя во многих проявлениях, стал неизменным спутником рынка металлолома.

Реализация металлолома – это вид деятельности, занятие которым требует получения специального разрешения. Получить указанное разрешение могут только предприниматели и юридические лица, прошедшие государственную регистрацию.

Но есть те, кто не стремится соблюсти законодательно утвержденные требования к сфере обращения металлолома. Для классификации подобных действий, как незаконных, для правоохранительных органов разработаны признаки этого явления. И к ним относятся следующие критерии, указывающие на незаконную предпринимательскую деятельность:

  • отсутствие у руководителя юридического лица или у предпринимателя документов (лицензии), которые подтверждают их право на данную деятельность;
  • обнаружение учредительных документов, лицензий, бухгалтерской и иной документации с признаками подделки;
  • ведение деятельности без государственной регистрации или с нарушениями порядка регистрации;
  • при регистрации бизнеса в налоговую структуру предоставлялись заведомо ложные сведения, и т.д.

Выявить указанные критерии незаконной деятельности можно только в ходе проверки. И по результатам этой проверки контролирующим органом будет приниматься решение: возбуждать уголовное дело или же привлекать только к административной ответственности. Почему такая разница в трактовке деяний? Дело в том, что незаконное предпринимательство бывает явным и неявным:

  1. к явным свидетельствам относится работа без государственной регистрации и без лицензии. Даже предоставление ложных сведений для регистрации бизнеса требует доказательства осознанности совершаемого лицом действия. Ведь такие сведения могут быть и просто ошибкой;
  2. а неявные факты еще необходимо установить, как доказывающие незаконность работы в сфере обращения металлолома. Например, сама деятельность не скрывается, но представляется, как не требующая лицензирования (в частности, продажа металлолома не покупного, а полученного в ходе собственной производственной деятельности, не требует лицензии). Или, например, оборот металлолома осуществляется «под прикрытием» иной деятельности, но обязательно схожей с лицензируемой. Или, работа под лицензией другой организации, и т.д. Все это требует доказательства неправомерности действий организации или предпринимателя.

Кроме того, важным и дополнительным фактором для классификации деяния, как общественно опасного (т.е. как преступления), является наступление одного из следующих условий:

  • причинен ущерб в особо крупном масштабе гражданину, организации или бюджету государства;
  • или деятельность была сопряжена с извлечением крупного или особо крупного дохода.

Незаконный прием металлолома статья

Полиция штрафует незаконного предпринимателя – приемщика металлолома в частном секторе

Таким образом, если присутствуют все вышеуказанные критерии незаконной предпринимательской деятельности, включая и причинение ущерба в крупном размере, то у предпринимателя или организации появляется реальный риск уголовной ответственности. В противном случае преступление в сфере обращения металлолома может быть классифицировано, только как административное правонарушение.

Но не только незаконное предпринимательство наказуемо! Приемщик металлолома может иметь государственную регистрацию и разрешение на работу с металлоломом, вести бухучет и соблюдать лицензионные требования. Однако сам процесс приема металлолома тоже может содержать в себе признаки преступления.

За нелегальный оборот черного и цветного металлолома действующее законодательство РФ предусматривает:

  1. уголовную ответственность;
  2. административную ответственность.

Уголовная ответственность за нарушение закона в сфере обращения металлолома наступает в следующих случаях:

  • незаконная предпринимательская деятельность (ст.171 УК РФ). Т.е. работа без регистрации либо без лицензии, если она необходима для данного вида деятельности. За это деяние предусматривается, например, штраф до 300 тыс.рублей или арест на полгода;
  • покупка или сбыт имущества, о котором заранее известно, что оно добыто преступным образом (ст.175 УК РФ). Указанное деяние влечет за собой штраф до 40 тыс.рублей или же лишение свободы на срок до 2-х лет;
  • уклонение от налогов (ст.199 УК РФ). Юридические лица, даже зарегистрированные, по этой статьей наказываются штрафом до 300-т тысяч рублей или лишением свободы на 1 год, если совершено крупное уклонение от налогов (т.е. более 2,7 млн.рублей). При особо крупном (более 13,5 млн.рублей) – штраф до 500 тыс.рублей или лишение свободы до 3-х лет.

Незаконный прием металлолома статья

За особо крупные размеры может грозить тюрьма

Кроме того, к уголовно наказуемым деяниям относится еще и использование чужого паспорта для регистрации приема металлолома. Предъявление данного документа (или иного удостоверения личности) является одним из условий сдачи лома.

Поэтому использование чужого паспорта для оформления операции чревато, например, привлечением по статье 327 УК РФ – за применение заведомо ложного документа.

Данная статья грозит не только утратой лицензии, но и штрафом до 80 тысяч рублей или арестом на 6 месяцев.

Административная ответственность за незаконный прием лома включает в себя:

  • наказание за предпринимательскую деятельность без лицензии. Это деяние наказывается по ст.14.1 КоАП РФ штрафом для организаций до 50 тыс.рублей, а для предпринимателей – до 5 тыс.рублей. К штрафу может быть предусмотрена конфискация металлолома;
  • работа без государственной регистрации бизнеса также наказывается по ст.14.1 КоАП РФ штрафом до 2-х тысяч рублей;
  • кроме того, ст.14.1 КоАП РФ предусматривает еще одно наказание – за нарушение лицензионных требований. Если данные нарушения признаются к тому же грубыми, то предпринимателя накажут штрафом до 8 тыс.рублей или приостановлением деятельности до 90 суток, а организацию – на 200 тыс.рублей или приостановкой работы на срок до 90 суток;
  • если нарушены правила обращения и отчуждения металлолома (приемки, учета, хранения и транспортировки), то это влечет за собой наказание по статье 14.26 КоАП РФ: на предпринимателей налагается штраф до 5 т.рублей, а на юридические лица – до 100 тыс.рублей. К штрафу дополнительно может быть предусмотрена конфискация предметов, которые послужили причиной привлечения к административной ответственности.

Статья 14.26. Нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения

Нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов (приема, учета, хранения, транспортировки), за исключением случаев, предусмотренных частями 1 — 10 статьи 8.2, частью 2 статьи 8.6 и частью 2 статьи 8.31 настоящего Кодекса, а также их отчуждения —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

Комментарий к ст. 14.26 КоАП

1. Объект правонарушения — имущественные отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Административное правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, посягает на установленный в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон) порядок обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения, а также права собственников и иных лиц на изделия из черных и цветных металлов.

В соответствии со ст.

1 Закона ломом и отходами цветных и (или) черных металлов являются пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

Обращение с отходами представляет собой деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством РФ, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы (см. Методические рекомендации по подготовке материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу, утвержденные Приказом МПР от 9 июля 2003 г. N 575).

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении противоправных действий, нарушающих правила обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов (приема, учета, хранения, транспортировки), за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2, ч. 2 ст. 8.6 и ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ, а также их отчуждения.

Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения устанавливаются Правительством РФ.

В настоящее время действуют Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденные Постановлением Правительства от 11 мая 2001 г.

Читайте также:  Сверло арту по каленому металлу

N 369, и Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденные Постановлением Правительства от 11 мая 2001 г. N 370 (далее — Правила).

Правилами установлены требования к организации оборота лома и отходов черных цветных металлов, включая требования о наличии в каждом пункте приема: информации о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, осуществляющих прием лома или отходов; соответствующей лицензии; документов на имеющиеся оборудование и приборы; инструкций о порядке проведения радиационного контроля лома и отходов черных металлов и проверки их на взрывобезопасность и т.п.

Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие прием лома и отходов цветных и черных металлов, обязаны принять меры к установлению личности гражданина, сдающего лом и отходы; к подтверждению наличия у него права собственности на соответствующий лом и отходы либо полномочия распоряжаться ими; обеспечить проведение радиационного контроля и контроля взрывобезопасности лома и отходов; составить по установленной форме приемосдаточный акт, зарегистрировать его в книге учета приемосдаточных актов и осуществить ряд других действий.

К документам, необходимым при транспортировке лома и отходов черных металлов, Правилами отнесены: путевой лист (за исключением случаев перевозки индивидуальным предпринимателем, осуществляющим прием лома и отходов либо перевозки лома и отходов, образовавшихся в процессе производства и потребления); транспортная накладная со всеми необходимыми реквизитами и ряд других документов.

Важно, что прием лома и отходов цветных металлов от физических лиц, не достигших 14 лет, не допускается. Прием лома и отходов цветных металлов от лиц в возрасте от 14 до 18 лет допускается с письменного согласия их законных представителей — родителей, усыновителей или попечителей, за исключением лиц, достигших 16 лет и в установленном порядке объявленных полностью дееспособными.

Контроль за соблюдением рассмотренных правил осуществляют органы федеральных служб по экологическому, технологическому и атомному надзору, по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, органы внутренних дел (милиции) и органы исполнительной власти субъектов в пределах своей компетенции.

3. Субъекты данного правонарушения — граждане и юридические лица, а также должностные лица.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

Судебная практика по статье 14.26 КоАП

Определение Верховного Суда РФ от 07.02.2018 N 301-АД17-21927 по делу N А29-7597/2016

Как следует из судебных актов, оспоренным постановлением общество привлечено к административной ответственности на основании статьи 14.

26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) с назначением наказания в виде взыскания 50 000 рублей административного штрафа.

Основанием для привлечения к ответственности послужил установленный управлением факт нарушения обществом Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 369 (далее — Правила N 369).

Нарушение выразилось в том, что общество приняло автомобиль ВАЗ-210630, государственный регистрационный знак Н 952 ТО 11, в лом и отходы черных металлов без документов, подтверждающих право собственности у сдатчика лома и отходов на сдаваемый лом.

За нелегальный оборот черного и цветного металла предусмотрена уголовная и административная ответственность

Реализация металлолома – это вид деятельности, занятие которым требует получения специального разрешения. Получить указанное разрешение могут только предприниматели и юридические лица, прошедшие государственную регистрацию. Но есть те, кто не стремится соблюсти законодательно утвержденные требования к сфере обращения металлолома. 

За нелегальный оборот черного и цветного металлолома действующее законодательство РФ предусматривает уголовную и административную ответственность.

Уголовная ответственность за нарушение закона в сфере обращения металлолома наступает в следующих случаях:

— ст.171 УК РФ (Незаконная предпринимательская деятельность), то есть работа без регистрации либо без лицензии, если она необходима для данного вида деятельности.

За это деяние предусматривается наказание в виде штрафа в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательные работы на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арест на срок до шести месяцев;

— ст.175 УК РФ (Покупка или сбыт имущества, о котором заранее известно, что оно добыто преступным образом).

Указанное деяние влечет за собой штраф в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательные работы на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительные работами на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо лишение свободы на тот же срок.;

— ст.199 УК РФ (Уклонение от уплаты налогов). Максимальное наказание, предусмотренное статьей — лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

К уголовно наказуемым деяниям относится еще и использование чужого паспорта для регистрации приема металлолома – согласно статье 327 УК РФ – за применение заведомо ложного документа предусмотрено максимальное наказание в виде ареста на шесть месяцев.

Административная ответственность за незаконный прием лома включает в себя:

— наказание за предпринимательскую деятельность без лицензии. Это деяние наказывается по ст.14.1 КоАП РФ штрафом для организаций до 50 тысяч рублей, а для предпринимателей – до 5 тысяч рублей. К штрафу может быть предусмотрена конфискация металлолома;

— работа без государственной регистрации бизнеса также наказывается по ст.14.1 КоАП РФ штрафом до 2-х тысяч рублей;

— кроме того, ст.14.1 КоАП РФ предусматривает еще одно наказание — за нарушение лицензионных требований. Если данные нарушения признаются к тому же грубыми, то предпринимателя накажут штрафом до 8 тысяч рублей или приостановлением деятельности до 90 суток, а организацию – на 200 тысяч рублей или приостановкой работы на срок до 90 суток;

— если нарушены правила обращения и отчуждения металлолома (приемки, учета, хранения и транспортировки), то это влечет за собой наказание по статье 14.

26 КоАП РФ: на предпринимателей налагается штраф до 5 тысяч рублей, а на юридические лица – до 100 тысяч рублей.

К штрафу дополнительно может быть предусмотрена конфискация предметов, которые послужили причиной привлечения к административной ответственности.

Незаконный прием металлолома: административная ответственность и штрафы в 2020 году

Прием металлического лома – деятельность, предполагающая получение разрешительных документов. Вести ее вправе индивидуальные предприниматели и юридические лица, соответствующие ряду требований к коммерческой площади, расположению, оснащению и т.д. Нормы обращения с ломом черных и цветных металлов прописаны в Постановлении Правительства Российской Федерации № 369 от 11 мая 2001 года.

В «Правилах обращения с ломом и отходами металлов» подробно описаны требования к организации приема, сбора и хранения.

Одно из них гласит: пункт приема металлолома должен обладать лицензией и нотариально заверенной копией выписки из ЕГРЮЛ, которые обязан предъявлять по требованию клиентов и контролирующих органов.

Эти документы подтверждают законность ведения предпринимательской деятельности, а получить их можно в уполномоченных госучреждениях: в Департаменте природопользования и окружающей среды и ФНС.

Требования к оснащению

Незаконный прием металлолома – это не только работа без постановки на учет в Налоговой службе, но также ведение коммерческой деятельности с нарушением актуальных правил приема и учета.

Одно из наиболее важных – обеспечение радиационного контроля на предприятии в целях обеспечения безопасности людей и окружающей среды.

Каждую партию поступающего лома черных и цветных металлов необходимо проверять с применением радиометров, а также более компактных носимых дозиметров и сигнализаторов.

На все виды обязательного оборудования (радиометры, спектрометры, высокоточные электронные весы) необходимо иметь документы: технический паспорт, свидетельства о поверке и т.д. Также в соответствии с Постановление Правительства РФ потребуются пресс-ножницы, пресс для пакетирования металлолома или установка для дробления и сортировки металлических отходов.

Требования к площадке и персоналу

Большинство незаконных пунктов приема металлолома расположены на окраинах города, в гаражных кооперативах или в ангарах на территории промышленной зоны. Однако для легальной работы необходима площадь не менее 200 кв. м (размер земельного участка – от 500 кв. м). В противном случае в получении лицензии будет отказано, а значит, мелкие пункты приема априори не могут работать легально.

Строгие требования предъявляют и к сотрудникам. В их числе должны быть:

  • контролер металлических отходов и лома II разряда;
  • прессовщик I разряда;
  • квалифицированный специалист, проводящий радиационный контроль партий металлолома и проверку их на предмет взрывобезопасности.

Работники должны пройти профессиональную подготовку и аттестацию до начала работы.

Читайте также:  Керн для сверления металла

Лицензирование деятельности

Лицензирование пунктов приема, переработки и утилизация металлических отходов осуществляет Департамент природопользования и охраны окружающей среды.

Но в разных субъектах федерации за оформление документов отвечают различны органы исполнительной власти: например, Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли в Санкт-Петербурге, Министерство промышленности и транспорта Республики Удмуртия или Министерство промышленности и инноваций Республики Татарстан.

Письменное заявление и пакет необходимых документов необходимо направить в лицензирующие органы по почте или предъявить при личном посещении. Исполнительные органы обязаны рассмотреть документацию в течение 3 дней с момента получения, приняв для оформления лицензии или отказав с обоснованием причин.

Необходимые документы

Оформлять лицензии на прием черного и цветного металлов предстоит отдельно, подготовив два пакета документов. Но набор бумаг стандартный:

  • учредительные документы (устав организации, учредительный договор и др.);
  • паспорт гражданина РФ – для индивидуальных предпринимателей;
  • выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • свидетельство о постановке на налоговый учет по месту регистрации;
  • ИНН;
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • наименование вида деятельности, подлежащей лицензированию;
  • документы на коммерческую площадь;
  • техпаспорта оборудования;
  • документы, подтверждающие достаточную квалификацию сотрудников и др.

Размер государственной пошлины фиксированный. Он составляет 7 500 руб., но стоимость оформления может многократно возрасти при обращении к посредникам, оказывающим помощь в подготовке и подаче документов на рассмотрение.

Незаконный оборот лома

Лицензирование деятельности по приему металлолома – сложная и длительная процедура. Она требует внушительных затрат на подготовку персонала и оснащение коммерческой площади, а также отнимает немало времени.

Поэтому недобросовестные предприниматели маскируют свою деятельность под ту, которая не требует оформления разрешительных документов.

Например, под реализацию металлолома, который получен в процессе собственного производства.

Высокий уровень криминализации данной сферы обусловлен относительной мягкостью наказания: предусмотрена административная ответственность за незаконный прием металлолома, то есть за ведение предпринимательской деятельности без регистрации. В соответствии со ст. 14.1 КоАП РФ отсутствие государственной регистрации и лицензии влечен наложение штрафа в размере от 500 до 2000 руб. Но в исключительных случаях возможно привлечение к уголовной родственности.

Ответственность за неправильный оборот металлолома

Помимо административных штрафов, которыми наказывают мелкие пункты приема, действующие без регистрации, предусмотрены более серьезные санкции. Они распространяются даже на лицензированные организации, поскольку незаконное обращение металлолома – это также его прием и хранение с нарушением законодательных норм.

Предусмотрены следующие наказания:

  • штраф в размере от 2000 до 100 000 руб. с конфискацией предметов правонарушения в случае неправильного обращения с металлоломом (ст. 14.26 КоАП);
  • штраф от 1000 до 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток при несоблюдении требований в области охраны окружающей среды (ст. 8.2 КоАП);
  • штраф от 3000 до 80 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток при порче земель в результате неправильного обращения с металлическими отходами (ст. 8.6. КоАП).

Однако незаконный оборот металлолома – это его прием и продажа без соответствующего разрешения. За такое правонарушение иногда грозит тюремный срок.

Уголовная ответственность за работу без лицензии

Особенность современного законодательства заключена в том, что за нелегальный прием и оборот лома черных и цветных металлов не предусмотрено специальное наказание.

Поэтому привлечь пункты приема, действующие без регистрации и разрешительных документов, к реальной ответственности затруднительно, особенно мелкие.

Держатели таких приемок отделываются мелкими административными штрафами, при этом металлолом невозможно конфисковать.

Один из вариантов ужесточения наказания – привлечение предпринимателей к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство».

В этом случае правоохранительным органам предстоит доказать, что пункт приема получал от своей работы доходы в крупном размере. В этом случае работа без лицензии грозит штрафом до 300 000 руб. или арестом на срок до полугода.

Доход определят по средней стоимости обнаруженного лома и бухгалтерским документам.

Прочие виды уголовной ответственности

Незаконная скупка и продажа металлического лома неразрывно связана со многими правонарушениями. Незаконное предпринимательство влечет уклонение от уплаты налогов, что также уголовно наказуемо. В соответствии со ст. 199 УК РФ первично выявленное правонарушение грозит наказанием в виде штрафа от 100 000 до 300 000 руб., арестом на срок до полугода или лишением свободы на срок до 2 лет.

Если преступление совершено несколькими лицами по предварительному сговору, а в процессе предпринимательства получены доходы в крупном размере, штраф возрастает до 500 000 руб.

, а срок лишения свободы может достигать 6 лет с запретом на ведение коммерческой деятельности на срок до 3 лет после освобождения. Крупными признаются доходы от 5 млн. руб.

, получение в течение 3 лет с момента начала скупки и продажи металлолома.

Наказание для физических лиц

Согласно актуальным законодательным нормам, наказать за незаконный оборот металлолома могут не только нелегальные пункты приема, но и рядовых граждан.

В связи с недостаточной юридической осведомленностью они систематически участвуют в незаконном обороте лома, сдавая в специализированные пункты отходы, полученные из открытых источников.

Законным является отчуждение металлических отходов, права собственности на которые можно подтвердить документально (ст. 13.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Брошенный металлический лом может быть обращен в собственной физического лица, если находится на земельном участке, которым оно владеет. Лом, найденный человек на свалках, полях, садовых участках, не может быть обращен в его собственность, поэтому его сдача формально считается незаконной и в ряде случаев влечет административную ответственность.

Статья 14.26 КОАП РФ. Нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения

Нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов (приема, учета, хранения, транспортировки), за исключением случаев, предусмотренных частями 1 — 10 статьи 8.2, частью 2 статьи 8.6 и частью 2 статьи 8.31 настоящего Кодекса, а также их отчуждения —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

См. все связанные документы >>>

Статья 14.26 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения.

Объектом правонарушения выступают общественные отношения в сфере утилизации лома и отходов цветных и черных металлов.

Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов (приема, учета, хранения, транспортировки), за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2, ч. 2 ст. 8.6 и ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ, а также их отчуждения.

Совершение указанного деяния влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

В соответствии с п. 34 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов.

Согласно Положению о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов (далее — Положение о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов), утвержденному Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287 лицензирование указанной деятельности осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно Положению о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов лицензионными требованиями к осуществлению лицензируемой деятельности являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или ином законном основании земельных участков, зданий, строений, сооружений, помещений, технических средств, оборудования и технической документации, соответствующих установленным требованиям, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности в каждом из мест ее осуществления;

б) наличие у соискателя лицензии условий для выполнения требований Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 г.

N 369 (далее — Правила обращения с ломом черных металлов), и Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 г. N 370 (далее — Правила обращения с ломом цветных металлов), в соответствии со ст. 13.

1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и соблюдение лицензиатом Правил обращения с ломом черных металлов и Правил обращения с ломом цветных металлов.

  • В соответствии с вышеуказанными Правилами обращения с ломом цветных, черных металлов юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных и цветных металлов, обязаны обеспечить:
  • а) наличие минимального штата имеющих соответствующую квалификацию следующих работников, с которыми заключены трудовые договоры:
  • контролер лома и отходов металла 2 разряда — на каждом объекте по приему лома и отходов цветных металлов;
  • прессовщик лома и отходов металла 1 разряда — не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов цветных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации;
  • б) наличие на каждом объекте по приему лома и отходов цветных металлов:
  • лица, ответственного за проведение радиационного контроля лома и отходов цветных металлов;
  • лица, ответственного за проведение контроля лома и отходов цветных металлов на взрывобезопасность;
  • в) наличие на каждом объекте по приему лома и отходов цветных металлов площадки с твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием, предназначенной для хранения лома и отходов цветных металлов, а также оборудования для проведения радиационного контроля лома и отходов цветных металлов в соответствии с установленными требованиями;
  • г) наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов цветных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации:
  • оборудования для определения химического состава лома и отходов цветных металлов;
  • пресса для пакетирования лома и отходов цветных металлов.
  • Субъектами предусмотренных комментируемой статьей деяний могут выступать юридические лица, должностные лица и граждане.
  • Субъективная сторона характеризуется умыслом.
Читайте также:  Крупнозернистая структура металла это

Незаконный прием металлолома. Виды незаконной деятельности на рынке сбыта металлолома

Любое дело, приносящее доход, в том числе прием металлического лома, строго контролируется и регламентируется на законодательном уровне. Но всегда находится тот, кто не придерживается утвержденных законом норм, и осуществляет деятельность незаконно.

Виды незаконной деятельности на рынке сбыта металлолома

Чтобы заняться данным бизнесом на законных основаниях, необходимо зарегистрироваться в государственных органах, затем выполнить ряд установленных требований и получить лицензию. В противном случае может наступить уголовная или административная ответственность.

И так деятельность признается незаконной если:

  • у предпринимателя или руководителя юрлица нет лицензии;
  • в документации найдены поддельные документы;
  • нет необходимых документов, которые оформляются при сдаче металлолома;
  • в налоговые органы передавались неверные данные;
  • нет государственной регистрации, либо неправильно оформлена.

Для выявления данных нарушений осуществляется постоянный контроль. И если найдены признаки незаконных деяний, то они определяются как уголовные, либо как административные нарушения. При этом степень ответственности зависит от того, как неправомерная деятельность осуществлялась: явно или неявно.

Если явно, то все просто, если нет необходимых документов (лицензии, государственной регистрации). Все остальные незаконные действия, нужно еще доказать. Неявную незаконную деятельность сначала нужно установить, а потом доказать.

  • Бывает так, что продажа металлолома представляется, как другая производственная деятельность (или указывают лом, как собственный, а не купленный и так далее).
  • Также учитывается размер нанесенного ущерба.
  • Действия считаются преступными, если:
  • юридическому, физическому лицу или бюджету страны нанесен особо крупный ущерб;
  • деятельность связана с изъятием очень большого дохода.

Итак, если действия признаны незаконными, и нанесен крупный (особо крупный ущерб), то они уголовно-наказуемые. В остальных случаях – это административное правонарушение.

Какие предусмотрены наказания за незаконную деятельность?

За любое правонарушение (уголовное или административное) предусмотрено определенное наказание.

Итак, наказания стоит ожидать, если:

  • осуществляемая деятельность незаконна (по статье 171 Уголовного Кодекса РФ);
  • приобретается и реализуется имущество, о котором известно, что оно добыто незаконным путем (статья 175);
  • не оплачиваются налоги (статья 199);
  • принимается металлический лом по чужому удостоверению личности (статья 327).

Все это уголовно наказуемые деяния.

Предусмотрены штрафы от 40 до 500 тыс. рублей или лишение свободы от 6 месяцев до 3 лет, а также возможна потеря лицензии.

Административными правонарушениями считаются, если:

  • деятельность осуществляется без лицензии или нет официальной государственной регистрации (статья 14.1 КоАП РФ);
  • не соблюдаются нормы работы с металлом (статья 14.26).

По данным статьям штрафы для предпринимателей от 2 до 8 тыс. рублей, для организаций от 50 до 200 тыс. рублей. Также возможна приостановка работы до 90 суток.

  1. Честный пункт приёма металлолома в Екатеринбурге
  2. 8 (343) 202-20-40 ул. Волховская 2
  3. 8 (343) 202-44-40 ул. 8 Марта 207 А
  4. +7(922)216-31-67 ОБЩИЙ ПО ВСЕМ ПУНКТАМ ПРИЕМА

Новости

Лом черных и цветных металлов прибыльный бизнес, но строго контролируемый государством. Достаточно часто встречается незаконная деятельность в этой сфере. Стоит знать, что продажа лома без лицензии влечет за собой наказание.

Признаки незаконной деятельности

Организации, занимающиеся реализацией металлолома, обязаны получить соответствующее разрешение. Для этого юридические лица или предприниматели должны пройти государственную регистрацию. Компании, занимающиеся оборотом лома нелегально, можно вычислить по таким признакам:

  • у директора фирмы нет документов, дающих право на этот вид деятельности;
  • есть бухгалтерские и учредительные документы, лицензии и прочие бумаги, подлинность которых подлежит сомнению;
  • нарушены требования, установленные законодательством (например, нет актов сдачи-приемки, книги учета актов);
  • нарушен порядок регистрации или компания вообще не регистрировалась;
  • в налоговую инспекцию сдаются изначально неверные данные.
  • Эти критерии выявляются в основном в ходе проведения проверок.
  • Ответственность за оборот лома без лицензии
  • В зависимости от того, какие нарушения выявила проверка, ответственность за продажу и прием лома без лицензии может быть уголовной или административной. Это определяется тем, является незаконная деятельность явной или неявной:
  • Явным свидетельством будет работа без государственной регистрации и лицензии.
  • Неявные факты требуют доказательства — деятельность маскируется под ту, которая не требует лицензирования (например, реализация металлолома, образующегося в результате собственного производства); оборот лома прикрывается схожим видом деятельности.

Административная ответственность за незаконный прием лома включает в себя:

        наказание за предпринимательскую деятельность без лицензии. Это деяние наказывается по ст. 14.1 КоАП РФ штрафом для организаций до 50 000 рублей, а для предпринимателей – до 5 тыс. рублей. К штрафу может быть предусмотрена конфискация металлолома;

        работа без государственной регистрации бизнеса также наказывается по ст. 14.1 КоАП РФ штрафом до 2 000 рублей;

       кроме того, ст. 14.1 КоАП РФ предусматривает еще одно наказание – за нарушение лицензионных требований. Если данные нарушения признаются к тому же грубыми, то предпринимателя накажут штрафом до 8 000 рублей или приостановлением деятельности до 90 суток, а организацию – на 200 000 рублей или приостановкой работы на срок до 90 суток;

       если нарушены правила обращения и отчуждения металлолома (приемки, учета, хранения и транспортировки), то это влечет за собой наказание по статье 14.

26 КоАП РФ: на предпринимателей налагается штраф до 5 000 рублей, а на юридические лица – до 100 000 рублей.

К штрафу дополнительно может быть предусмотрена конфискация предметов, которые послужили причиной привлечения к административной ответственности.

Уголовная ответственность

В некоторых ситуациях незаконный оборот лома может классифицироваться как преступление и повлечь уголовную ответственность. Для этого должно иметь место хотя бы одно из условий:

  • нанесен ущерб, характеризующийся особо крупным размером;
  • получен доход, квалифицируемый как крупный или особо крупный.

Тогда уголовное наказание в сфере оборота металлолома предусмотрено в таких случаях:

  • Ведение незаконной предпринимательской деятельности (статья 171 УК РФ) — отсутствие лицензии или регистрации, предусмотрен крупный штраф или арест на 6 месяцев.
  • Покупка или продажа предметов, которые заведомо добыты преступным путем (статья 175 УК РФ) — штраф или заключение до 2-х лет.
  • Невыполнение обязанности по уплате налогов в бюджет (статья 199 УК РФ) — в крупном размере (более 2,7 млн. руб.) штраф до 300 тыс. руб. и заключение сроком до 1 года, в особо крупном размере (более 13,5 млн. руб.) штраф до 500 тыс.руб. и лишение свободы на срок до 3-х лет.
  • Применение чужого документа (паспорта) для того, чтобы зарегистрировать прием лома (статья 327 УК РФ) — карается утратой лицензии, штрафом и арестом на срок до 6 месяцев.

Таким образом, последствия продажи металлолома без лицензии достаточно серьезны. Имеет смысл подготовить все необходимые документы, чтобы заниматься данным видом деятельности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Станок