Художественная обработка
листового металла известна с глубокой древности. Во многих музеях мира
сохранились металлические изделия мастеров древнего мира, средневековья. С
древнейших времен широко были распространены художественные работы с металлом и
на территории нашей страны. Прежде всего следует назвать скифское искусство
художественной обработки металла, от носящееся к VII — IV вв. до н.э
Наиболее простой является техника пропильного
металла, (другие названия этого искусства: просечная чеканка, просечное
железо). Пропильным металлов в старину обивали деревянные ларцы, шкатулки и
сундуки.
Просечным железом украшали
свесы кровли, дымники венчающие печные трубы, флюгера, подсвечники и накладки
на замочные скважины.
Чтобы повысить выразительность
пропильного металла, под него иногда подкладывали цветной тканевый фон чаще
всего красный. Иногда этот фон покрывали сверху прозрачными пластинками слюды,
на которую уже крепили металлический узор. Такой декор применен, например, русскими
мастерами при изготовлении массивных дверей Успенского собора в Ростове
Великом.
Для изготовления
художественных изделий в технике пропильного металла используют листовую медь,
латунь, бронзу, алюминий или стальную жесть.
Работу начинают с правки приготовленной
заготовки из листового металла . Затем
выполняют разметку рисунка. Для этого на заготовку кладут копировальную
бумагу, а сверху — рисунок композиции.
Твердым карандашом или шариковой
авторучкой без пасты рисунок переводят на пластину. Чтобы оставшиеся от копирки
следы рисунка не осыпались, их осторожно покрывают прозрачным лаком.
Для более
надежной разметки полученные линии слегка обводят чертилкой.
При выпиливании замкнутых контуров
в металле предварительно проделывают (сверлят) отверстия. Если размеры
контуров небольшие, то их опиливают (расширяют) до нужных размеров надфилями.
Для выпиливания контуров сложной формы и имеющих большую протяженность используют
слесарный лобзик.
Слесарный лобзик представляет собой облегченную ножовку с
тонкой пилкой. Зубья лобзиковых пилок направлены к ручке, поэтому пилят
лобзиком сверху вниз, если пластина лежит горизонтально.
Приемы работы этим
лобзиком аналогичны приемам работы столярным лобзиком при выпиливании изделий
из фанеры). При выпиливании контуров в листовом металле также пользуются
выпиловочным столиком.
Заготовку необходимо придерживать свободной рукой на
месте, чтобы она при работе не подскакивала. Следует всегда начинать выпиливать
не с внешнего контура, а с внутренних элементов рисунка.
При выпиливании очень тонкого
металла, тоньше 1 мм лучше поместить его между двумя фанерками, скрепив между собой по углам, и выпиливать все вместе.
После того как все контуры
выпилены, зачищают (напильниками или надфилями) острые кромки и шлифуют
поверхность изделия сначала крупнозернистой, а затем мелкозернистой шлифовальной
шкуркой. Для получения зеркального блеска поверхность протирают куском войлока
или сукна с нанесенной на него абразивной пастой (например, пастой ГОИ).
Шлифованную и полированную
поверхность метал можно покрывать стойкими химическими соединениям образующими
на металле пленки, окрашенные в различные цвета. Завершают работу лакированием
поверхности.
Готовый узор монтируют на
изделии (например, шкатулке) мелкими гвоздиками, которые тоже могут служить дополнительными
декоративными элементами. Чтобы повысить декоративную выразительность рисунка,
под него можно подложить цветной фон.
Просечное узорное железо
Кузнечные секреты изготовления кружевного рисунка из листового железа
Просечной металл как направление ремесла появился очень давно и стал частью декоративно-прикладного искусства, связанного с кузнечным делом.
Развиваться стало это искусство в основном в Новгородской, Ярославской, Вологодской областях. Особо нужно отметить изделия Великоустюжских мастеров.
Фрагмент узора с подложкой из цветной слюды
В Великом Устюге и округе вообще как-то по особому развивалось плоскосное узорочье. Прорезные кружева воплощались в бересте и в железе. Узорные мотивы встраивались при украшениях храмов. Они отличались каким-то особенным разнообразием и тонкостью трав и цветов, из которых состоял узор.
В этой технике украшены подзоры куполов, наличники, водостоки и другое в архитектуре, начиная с Владимиро-Суздальской Руси.
Технические приёмы
Основной приём и принцип изготовления просечных железных кружев — просекание в листовом железе рисунка с помощью инструментов.
Подголовник. Просечное железо. Русский музей.
Делали это на деревянных топчанах, точно ударяя по зубилу молотком. От этого края получались слегка завёрнутыми внутрь. Инструмент – сечки наподобие долот и мелкие зубильца с прямым и полукруглым рабочим концом, остро заточенные. Молоток должен весить 150 –200 г, иметь широкую ударную часть и закругленный в виде полушария противоположный конец.
Навершие хоругви, XVIII в., просечное железо. Русский музей
- Искусство совершенствовалось, мастера иногда специально придавали объём рисунку, иногда отгибали вверх некоторые детали, дополняли узоры чеканкой.
- Заусенцы, оставшиеся после просечки, устраняют надфилями различных профилей.
- Для просечного узора используют тонкое листовое железо, так называемое «кровельное», но так же и жесть, латунь и красную медь.
Навершие на трубе жилого дома, наше время.
В конце работы изделие выравнивают и обрабатывают антикоррозионными покрытиями или красят.
Изделия
Просечное железо использовалось достаточно широко. Мастера подкладывали под него слюду, цветную подкладку, дерево или другой контрастирующий материал и получалось очень красиво.
Поэтому, такими узорами украшали сундуки, подголовники, наружное убранство домов, храмы. Кресты на церквях и врата так же часто украшали с помощью просечного железа.
Ларец «Теремок», просечное железо, XVII в.
Очень красиво смотрятся украшенные металлическими кружевами, коньки крыш, флюгера, навершия труб.
Эта техника и сейчас широко используется для украшения различных зданий, ворот и других построек.
Врата
В историческом отделе Великоустюгского музея-заповедника экспонируются врата из Владимирской церкви самого древнего в городе Михаило-Архангельского монастыря.
На коричневый фон врат, покрытых прозрачной слюдой, наложено металлическое кружево. Весь рисунок его, как и отдельные мотивы, поражают изяществом замысла и выполнения. Не менее интересны своим орнаментом железные алтарные врата, находящиеся в Вознесенской церкви, построенной в 1648 году.
Особенности
Стальные листы для просечки должны быть мягкими, податливыми, а значит, в стали много углерода. В этом случае железо быстро подвергается коррозии. Его надо обрабатывать — красить, полировать, словом, использовать специальные технические приёмы.
Связанные статьи
Кузнечное ремесло
История кузнечного дела
Молоток
Магазин «Русские ремёсла» — интернет-магазин единичных и редких изделий, подарков и сувениров народного искусства России. Мы предлагаем традиционные произведения русских народных художественных промыслов, изготовленные лучшими авторами и мастерами в разных регионах России.
Мы гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.
План — конспект урока "Пропильной металл"
- 9 класс
- План урока
- Раздел Художественная обработка металла
- Тема урока: Пропильной металл
- Цель занятия: изучение нового вида художественной обработки металла в технике просечки
- Задачи занятия:
-
Познакомить учащихся с инструментами для просечки; профессиями специалистов, работающих по просечке.
-
Развивать художественное мышление, умение рисовать эскизы и изготавливать по ним подвески, брелки для ключей.
-
Воспитывать интерес к профессиям слесаря и производства, уважение к людям труда.
Дидактическое обеспечение: презентация вывески слесарного кабинета, коллекции «Домашние животные», «Африканские Животные», «Морские Животные», брелки и работы учеников 7-9 классов прошлых лет.
Ключевые слова: Пропильной металл (просечная чеканка, просечное железо), лобзик. Абразивная (паста ГОИ), крейцмейсель, зубило.
- Структура
- этапов занятия
- Деятельность учителя
- Деятельность учащихся
- Примечания по методике ведения занятия
- Организационный момент
- На доске запись — дата, изучаемая тема.
- Контроль посещаемости.
- Читают тему.
- Отвечают причину отсутствия учащихся.
- Улыбнуться детям.
- Целевая установка
- Сообщает тему и цели урока.
- Запись темы урока.
- Напомнить о том, что необходимо делать записи в тетради
- Повторение пройденного материала
Какой вид художественной обработки металла проходили на прошлом уроке? Чем басма отличается от тиснения по фольге? В чем состоит сущность выполнения басмы? Какие металлы применимы для этой техники? Где применяется басма?
Отвечают на вопросы. Изображают на доске сущность выполнения басменного тиснения.
Опрос. Оценить самого активного ученика.
Изучение нового материала
-
Из истории глубокой древности.
-
Применение пропильного металла
-
Порядок выполнения просечки.
-
Инструменты.
-
Отделка для получения зеркального блеска
-
Правила безопасности.
Участие в беседе. Повторяют порядок просечки.
Задают вопросы о крейцмеселе, лобзике, пасте ГОИ, клеймах, смотрят на приемы использования инструментов при просечке металла. Самостоятельно читают правила безопасности по учебнику технологии.
- Запись в тетрадь.
- Рассказ учителя.
- Самостоятельная работа учащихся.
- Практическая работа
Предлагает нарисовать в тетради 3 эскиза брелка, или подвески в технике просечки, выбрать лучший из них, подготовить инструменты на верстаке, выбрать заготовку и по эскизу выполнить брелок. Инструктажи при работе ручным слесарным инструментом и при работе на сверлильных станках ИОТ 51,52.
Рисуют эскизы, выбирают лучший эскиз, одевают спец. одежду, организуют рабочее место, приступают к выполнению просечки.
Самостоятельное выполнение просечки
учителя на рабочих местах учащихся. Помощь при сверлении заготовок.
Выполнение практической работы. Работа на верстаках с использованием инструментов
Подведение итогов урока
Подводит итог. Анализ всех брелков, обсуждение результатов работы.
Обработка заготовок пилением
Пиление – способ обработки материалов многолезвийным инструментом (ножовкой, ленточной пилой, дисковой фрезой), обеспечивающий разделение заготовки и получение при этом плоских торцевых поверхностей.
Пиление как процесс механической обработки применяется в заготовительном производстве для разделения (разрезки) заготовок из проката и поковок на мерные полуфабрикаты. В зависимости от формы используемого инструмента к пильным станкам относятся:
- • осциллирующие, в которых инструмент представляет собой прямое лезвие с зубьями (ножовочное полотно), выполняющее линейные возвратно-поступательные перемещения;
- • циркулярные, в которых применяется круглый инструмент, внешняя кромка которого имеет зубья и который вращается с высокой скоростью. Такие инструменты называются прорезными или шлицепрорезными дисками (рис. 11.72);
- • ленточнопильные, в которых используется очень длинное полотно пилы, одна кромка которого имеет зубья, а концы соединены для образования бесконечной ленты.
Рис. 11.72. Циркулярная пила
Процесс резания осуществляется на отрезных ручных дисковых (рис. 11.73) или ленточнопильных (рис. 11.74) станках.
Рис. 11.73. Дисковый станок
Рис. 11.74. Ленточнопильный станок
Ленточнопильные станки относятся к наиболее современному и прогрессивному оборудованию для разрезки заготовок, обеспечивающему высокую производительность и высокое качество реза.
Они предназначены для резки заготовок круглой, прямоугольной формы и профилей из практически всех основных материалов: легких сплавов, цветных металлов, конструкционных, высоколегированных, нержавеющих и быстрорежущих сталей, высокопрочных чу- гунов (рис. 11.75, 11.76).
Рис. 11.75. Примеры разрезки заготовок
Рис. 11.76. Процесс пиления ленточной пилой круглых заготовок
Ленточнопильные станки имеют возможность выполнения разреза под любым заданным углом с высокой точностью, не требующей последующей доводки. Их используют как в единичном, так и серийном производстве, в ручном управлении (для единичного) и автоматическом цикле. Скорость резания в зависимости от твердости материала и конфигурации заготовки составляет 15–80 м/мин.
Ширина реза соответствует ширине разведенных зубьев Sp (рис. 11.77). Ножовочное полотно крепят так, чтобы зубья были направлены по направлению реза. Большое значение имеет правильная регулировка натяжения полотна: при слабом натяжении рез получается косым.
Рис. 11.77. Параметры пилы:
H – ширина пилы; S – толщина пилы; h – высота зуба; Т – шаг пилы; Sp – ширина разводки зубьев; α – передний угол; у – задний угол
Пилы с постоянным шагом используют для резки заготовок с постоянным поперечным сечением.
Большой выбор пил с различной геометрией зуба обеспечивает потребности в разрезке как сплошных прутков большого диаметра, так и тонкостенных коробчатых конструкций. Пилы с переменным шагом (рис. 11.
78) рекомендуются для резки заготовок с переменным сечением. Они имеют более широкий по сравнению с постоянным шагом рабочий диапазон применения, уменьшают вибрации и шум.
Рис. 11.78. Полотно пилы с переменным шагом
Самые современные конструкции ленточных пил имеют твердосплавные зубья (рис. 11.79, в) или зубья с твердосплавными частицами (рис. 11.79, б). У этих полотен очень высокая стойкость к износу.
Они предназначены для резки высоколегированных сталей, цветных металлов, сплавов на основе кобальта, никеля и титана, закаленных сталей с твердостью до 62 HRC.
Специальная геометрия зубьев служит для получения максимальной производительности, ленточное полотно из легированной стали обеспечивает высокую стойкость к изгибающим напряжениям. Наличие большого числа твердосплавных частиц на режущей кромке пилы обеспечивает получение ровной гладкой поверхности.
Рис. 11.79. Полотна:
а – обычное; б – с твердосплавными частицами зубьев; в – с твердосплавными зубьями
Полотна для эффективного резания и удаления стружки имеют разводку зубьев. Используют три вида разводки: вправо-влево, переменную, загребную (рис. 11.80).
Рис. 11.80. Схемы разводки зубьев пильных полотен:
а – вправо-влево; б – переменная; в – загребная
Разводка вправо-влево предназначена для резки сплавов из цветных металлов. У такого полотна в теле заготовки одновременно примерно на 1/3 больше режущих зубьев. Переменная разводка предназначена для резки углеродистых сталей.
Загребная разводка (с последовательностью зубьев вправо-влево-прямо) значительно улучшает удаление стружки для вязких материалов и материалов, резка которых приводит к обильному образованию стружки, благодаря снижению числа режущих зубьев при увеличении числа зубьев, выносящих стружку из пропила.
Изготовление изделий из жести в технике просечного металла
Цель разработки: Возрождение искусства
просечного металла.
Область применения: Украшение домашней
утвари (подстаканники, светильники и т.д) дымники,
водостоки и т.д
- Решаемая проблема:изобретение
инструментов и приспособлений для выполнения
просечного металла. - Преимущество и новизна идеи: Большая
область применения, использование отходов
кровельщиков, банок из под краски. - Приложение 1
- Данную разработку можно использовать на
занятиях кружков технического и
декоративно-прикладного творчества, уроках
технического труда, для украшения
индивидуальных домов и предметов домашнего
обихода.
Просечной материал издавна применялся в
декоративно-прикладном искусстве.
Его
использовали для украшения подстаканников,
лампад и другой бытовой утвари, а также флюгеров,
наверший водосточных труб, дымников (колпаков
печных труб), вывесок.
Просечной металл при этом
нередко сочетают с элементами из гнутой
проволоки, а также с кованым металлом обычно
применяемым в виде кронштейнов, рамок и т.д.
Этот вид художественной обработки металла был
распространен практически по всей территории
России (где-то в большей степени, например, в
Центральных районах, где-то в меньшей степени,
например, на Севере) так как исходный материал –
листовая кровельная сталь – широко
использовался и в городском, и в сельском
индивидуальном и гражданском строительстве.
Например, во Владимире в декоре каменных
строений прошлых веков часто встречался
просечной металлический узор. Так, по всему
периметру величественного Успенского собора (XII
в.) причудливым сверкающим орнаментом
протянулись просечные золоченые металлические
ленты. Из более поздних примеров просечного
узора можно назвать знаменитый Крутицкий
теремок (XVI в.
) в Москве, Водовзводную башню XVIII в. в
Коломенском (Москва).
Что касается использования просечного железа в
декоре городских и сельских деревянных строений,
то они более позднего происхождения. Особенно
интенсивно просечной металл применялся в
качестве декора сельских домов на рубеже XIX и XX
вв.
, когда стало доступно кровельное железо и
когда в целях пожарной безопасности тесовые и
соломенные крыши крестьянских домов стали
заменяться металлическими. Причем просечные
орнаменты сплошь и рядом соседствовали с
коваными элементами и с пропильной резьбой.
Встречается просечной узор и в самостоятельном
использовании. Такого рода декор применялся чаще
всего на гребнях фронтов крыши, в качестве
всевозможных подзоров, гребней дымников,
наверший водосточных труб и др.
Как и деревянном
убранстве, в просечном узоре художественные
традиции передавались мастерами из поколения в
поколение.
Пояснительный текст
Ни Барнаул, ни другие города Алтайского края не
могут похвастать ни множеством дымников, ни их
красотой, а вот в Бийске эти затейливые изделия
встречаются часто. Есть даже такие дома, на
которых сооружено по два дымника. Но среди
множества разнообразных фигур над трубами есть
особенно красивые. Прежде других надо говорить о
дымнике на доме 165 по улице Краснооктябрьской.
Он
не повторяет других бийских хотя бы уже тем, что
крыша его состоит из двух как бы проросших сквозь
друг друга гребней. Крестообразно расположенные,
они украшены просечными завитками, кругами,
треугольными выемками, но в их сочетании легко
угадывается намек то на растительный побег, то на
птичью голову. И неспроста, поскольку венчает
весь дымник, а стало быть, и весь дом, петух.
Ось всего этого жестяного сооружения кверху
перерастает в петушиную ногу, на которой и
поворачивается гребнистая птица навстречу
ветру.
Так что здесь у дымника два дела – крыша
его гасит искры и не дает дождю попасть в дымовую
трубу, а петух работает как флюгер. Нашел
жестянщик свое сочетание красоты и пользы.
Называют в Заречье даже имя мастера – Михаил
Жданов.
И этот дымник – не единственная его
работа, а расселились жестяные ждановские петухи
не только по левому берегу Бии, но и на правый
перелетели
Помимо дымников украшали также и водостоки.
В своей школе мы решили освоить технику
просечного металла. Прежде всего подготовились
теоретически, изучили литературу которую
удалось найти.
Затем изготовили инструмент, так как
инструмента для выполнения просечного металла в
продаже нет (в вход пошли как обычные зубила так и
выпускные автомобильные клапана, свёрла).
Простые сечки для рубки листового металла
выглядят как небольшие зубила, но бывают и более
широкие, которыми прорезают прямые участки.
Для
вырубки кривых линий применяют инструмент с
закругленной режущей кромкой, а также с формой
режущей кромки в виде буквы “С”.
Работу начали с выполнения эскиза, объект
выбирали в зависимости с нуждами школы
(мастерской) и по желанию самих изготовителей
(украшение ворот). Вначале на поверхность ватмана
или картона наносят основные контуры рисунка, а
затем приступают к детальной проработке; при
этом нужно помнить о перемычках, которые
необходимы для удержания остальных участков
металла на высекаемом поле.
Эти места целесообразно выделить на рисунке
штриховкой.
В соответствии с эскизом делаются
рабочие выкройки из картона или плотной бумаги,
при этом учитываются припуски на опиливание и на
загиб кромок, участки для соединения между собой
смежных деталей, элементов, при помощи которых
готовое изделие будет крепиться на месте
установки, и т.д.
Рисунок переносят на хорошо
зачищенную заготовку. Просечку выполняют на
металлической плите либо на торце деревянной
колоды. Небольшие заготовки можно просекать на
торце деревянного бруска, зажатого в тиски.
Инструмент стараются вести, не переставляя его
каждый раз на новое место, а как при чеканке,
постепенно двигая по разметке. Не обязательно
стараться сразу просечь линию насквозь, а,
наоборот, лучше это сделать со второго и даже
третьего прохода – тогда вырубка получится
более ровной и без зазубрин.
При рубке металл не
только просекается, но и распирается в стороны,
из-за чего на изделии могут образовываться
трудно исправляемые вздутия. Чтобы избежать
этого, на удаляемых участках предварительно
делают отверстия. Чем они больше и ближе к
просекаемой линии, тем лучше. Отсекаемая часть
металла при этом свободно будет изгибаться в
сторону отверстия и не распирать заготовку в
других направлениях. Отверстия сверлятся или
прошиваются бородками.
Второй этап изготовление трафарета (перевод
рисунка можно сделать и накернением контура и
перевод рисунка через копирку на окрашенную
поверхность), но мы остановились именно на
трафарете.
Когда высечка внутренних участков закончена,
приступают к обрезке внешних контуров изделий.
Эту операцию обычно выполняют ножницами. При
этом остается заусенец, направление которого
немаловажно для последующей обработки изделия.
Поэтому направление резки должно быть таким,
чтобы металл загибался от лицевой стороны
изделия, его убираем напильником или надфилями.
При необходимости для отбортовки используют
металлические оправки различной формы. В
некоторых случаях отбортовку целесообразно
выполнять как бы с изнанки заготовки.
Для этого
обрабатываемое изделие кладут лицевой частью на
край металлической плиты, сверху для опоры
загибаемой кромки ставят оправку, прижимая ее к
плите левой рукой, и при помощи небольшого
молоточка наносят удары по кромке металла снизу.
Выполняя работы из жести, подобным приемом
выколачивают на ней всевозможные канавки и
валики (зиги), служащие в качестве дополнительных
декоративных элементов и увеличивающие
жесткость изделия. Эту работу обычно выполняют
на плотной листовой резине. В промышленности с
целью повышения производительности труда для
закатки проволоки и получения зигов применяют
специальные валики (зиг-машину).
Последним этапом обработки просечной
заготовки являются правка и заключительная
опиловка. Правку ведут деревянными,
полиуретановыми или резиновыми молотками. В
труднодоступных местах используют деревянные
чеканы различного профиля.
Можно применять и
молотки из мягкого металла – свинцовые, медные,
алюминиевые. Если применяют для правки стальной
инструмент, то он должен быть с полированным
бойком. При этом нельзя допускать расплющивания
заготовки, так как могут образоваться вздутия.
Поверхность плиты, на которой ведется правка, не
должна иметь значительных повреждений, в
противном случае неровности при ударах
отпечатаются на изделии. Чтобы избежать
неприятного дребезжания заготовки при
обработке, ее нужно удерживать как можно ближе к
зоне опиливания и передвигать инструмент вдоль
нее.
Размер насечки напильника выбирается с
таким расчетом, чтобы тонкий обрабатываемый
металл не проваливался между режущими зубьями.
Когда все детали подготовлены, приступают к
сборке изделия. Соединять отдельные элементы
можно различными способами: при помощи язычков,
заклепками, проволочными скобками и болтами,
связыванием и сшиванием проволокой, паянием и т.
д.
Но особое значение для соединения деталей из
листового металла имеют фальцевые швы – (лежачие
одинарный и двойной фальцы, одинарный и двойной
стоячие). Для вставки крышек, донышек и т.п.
пользуются чаще всего следующим приемом: на
корпусе делают отбортовку, размещают нужную
деталь и зачеканивают кромку.
Возможны и
другие варианты соединения. Нужно учитывать, что
отбортовка кромок на ослабленных просечкой
листах – дело довольно сложное. На деталях, где
предполагается вырубание больших площадей,
целесообразно отгибать кромки заранее.
В
некоторых случаях листовой металл сначала
соединяют в определенную форму и только после
этого приступают к просечке. Например, так
поступают при изготовлении цилиндрических
деталей, которые вырубают на специальной
оправке.
Заключительная обработка изделий может быть
выполнена абразивными материалами, например
масляным тампоном с наждачной пылью. Иногда
бывает достаточно просто обработать металл
стальной щеткой. Чаще всего изделиям из листовой
стали придают традиционную черную окраску, но мы
выбрали зелёный цвет.
Самый простой способ затемнить изделие –
нагреть его до появления темно-серой пленки.
Несложно выполнить и воронение, нагрев металл
вместе с нанесенным на его поверхность слоем
масла или олифы. Если изделие изготовлено из
пострадавшего от ржавчины металла, то после ее
удаления раковины следует затереть черной
масляной краской.
Изделия из стали могут быть
тонированы в черный цвет составом,
приготовленным из дубовой коры или из мелких
дубовых опилок, замешанных на воде. Эта кашица
наносится на металл и выдерживается в течение
некоторого времени. При необходимости
нанесенный слой еще раз увлажняют водяным паром.
Для этого используют электрический чайник, в
который наливают немного воды, а на носик
надевают резиновую трубку. Чтобы придать
тонированному металлу более эффектный вид, а
также для дополнительного упрочения нанесенного
покрытия на него наносят восковую мастику,
растворенную в уайт-спирте, керосине или бензине,
и натирают поверхность до блеска волосяной
щеткой.
На подогретое изделие воск можно нанести
без растворителя. В крайнем случае, е го можно
заменить стеарином или парафином.
Просечка хорошо сочетается на небольших
декоративных предметах с другими видами
художественной обработки: гравировкой, чеканкой,
выколоткой.
При совмещении с гравировкой
целесообразно сначала выполнить просечку, а
затем приступить к работе штихелями, так как при
вырубке гравированного изделия может нарушиться
четкость изображений.
На предметах с чеканкой
просечка выполняется в последнюю очередь.
Объекты труда из просечного металла могут быть
весьма разнообразны, однако в качестве
ознакомительной работы целесообразно выбрать
простое плоскостное изображение, например
предназначенное для укрепления дымника печной
трубы или несложный флюгер.
Изделия из оксидированного черного металла не
только помогут украсить внешний вид здания, но и
придадут оригинальность интерьеру. В этом легко
убедиться, изготовив вывеску для школьной
мастерской, которую можно сделать как в виде
плоской пластины с высеченным изображением
символов, так и в форме объемного знака с
элементами из толстой проволоки.
Литература
- Рогов О.Г. Энциклопедия народного умельца – М., 2000.
- Родионов А.М. Красная книга ремёсел. Барнаул – 1990.
- Хворостов А.С., Хворостов Д.А Художественные работы по дереву: Учебно-методическое пособие – М., 2002.
27.03.2007
Полезные статьи — Способы обработки листового металла
Отрезка (разрезка) — разделительная операция, которая выполняется с помощью ручных ножниц для металла, гильотинных стуловых ножниц (для материала толщиной свыше 1,5 мм) или зубила…
Отрезка (разрезка) — разделительная операция, которая выполняется с помощью ручных ножниц для металла, гильотинных стуловых ножниц (для материала толщиной свыше 1,5 мм) или зубила.Вырубка — операция отделения какой-либо фигуры от листовой заготовки. Для осуществления этой операции на очищенную поверхность металлического листа наносят рисунок (можно через копировальную бумагу) или готовят шаблон и приклеивают его на лист.
Если рисунок симметричный, то вычерчивают его на предварительно размеченную поверхность листа и обводят чертилкой (тонкий, острозаточенный стальной стержень). После этого перемещают фрагмент на определенный угол, опять обводят и так до тех пор, пока не будет получен весь рисунок.
Когда рисунок полностью нанесен на металлический лист, то ножницами начинают его обрезать. Если рисунок сложный, то в узловых местах можно предварительно просверлить отверстия диаметром 3 — 5 мм или процесс обрезки проводить частями — от наиболее простых участков к сложным.
В тех случаях, когда невозможно вырезать весь контур рисунка ножницами, применяют различные по размерам и форме режущей кромки зубила, а затем дорабатывают контур надфилями.
Просечка — образование внутренних отверстий различных форм в, заготовке, обычно осуществляется зубильцами с Прямым или радиусным лезвием. Большие формы могут вырезаться специальными криволинейными ножницами. Просечка и вырубка — основные операции при изготовлении просечных железных украшений из кровельного железа или из тонкой листовой меди и даже из толстой полосы.
Просечный металл начиная с XVI в. широко применяется при украшении бытовых предметов (сундучков, подголовников, замков, осветительных приборов и т.д.), а также в сельской и городской архитектуре.
Подзоры из просечного металла украшают свесы крыш и фронтонов изб, дворцов и соборов; ажурные коньковые решетки завершают гребни крыш, дымится в виде башенок и ваз прикрывают дымовые трубы.
Кроме того, техника просечки широко использовалась при изготовлении, оковок сундуков, личинок и секирных замков и ключей, холодного оружия и т.д.
Рисунок просечного металла был аналогичен рисунку пропильных орнаментов на деревянных наличниках и свесах и содержал в основном растительные мотивы и повторяющиеся геометрические элементы в виде кругов, треугольников, червонок, различных завитков.
Коньковые решетки обычно завершались довольно пышной композицией из характерных для русских орнаментов «коньков», «петухов» или «драконов».
Декоративность избы или здания подчеркивалась красиво оформленными водосточными трубами.
Навершия труб оформлялись в виде ваз, корзин с цветами или пышной короны; сами трубы имели круглую или граненую форму сечения, а слив выполнялся в виде раскрытой пасти дракона.
Навершиями из просечного металла украшались дымовые трубы, столбы ворот и калиток. Технология изготовления различных элементов из просечного металла несложная, но требует кропотливого труда и навыков работы с жестью.
Первоначально следует подобрать или придумать рисунок и форму готового изделия. При этом очень важно учитывать масштабность и удаленность.
Если необходимо украсть просечным металлом дом, отдельную беседку, ворота, то надо продумать стиль рисунка всей композиции.
Плоские изделия из просечного металла уже готовы к установлению на места, а объемные — дымники, навершия и др.
— предварительно собирают в единое целое, что требует высокой техники жестяных работ, а затем устанавливают на места. Отдельные элементы соединяют между собой специальным замком — фальцем: одиночным или двойным.
При соединении цилиндрических и конических элементов используют кольцевые фальцы (стоячие или лежачие).
При изготовлении сливных труб используют цилиндрические звенья, а также коленные изгибы под прямым или тупым углом. Разметка воронки л коленных элементов проводится как развёртка поверхности усеченных конуса и цилиндра.
При жестяных работах используют специальные молотки, киянки (деревянные молотки), ножницы для металла и толстый металлический стержень квадратного или круглого сечения, укрепленный на верстаке в горизонтальном положении.
При изготовлении дымников необходимо помнить, что кроме эстетических и декоративных они должны выполнять и основные свои функции — предохранять кирпичную трубу от разрушения в результате действия дождей и ветра; не допускать попадания влага внутрь трубы и способствовать созданию хорошей тяга.
Разрубка и надрубка широко применяются при изготовлении художественных изделий. Эти операции производятся как на наковальне, так и в тисках.
При разрубке листового металла на наковальне под заготовку необходимо подкладывать лист из железа или меди, чтобы не испортить лезвие зубила при соприкосновении с закаленной поверхностью наковальни.
Гибка заготовок на прямой угол может осуществляться в тисках, на ребре наковальни или в специальной оправке. Гибка завитков и спиралей может осуществляться на коническом роге наковальни или с помощью различных приспособлений.
Скручивание заготовки вдоль оси осуществляется специальным воротком или просто газовым ключом при зажатом втором конце заготовки в тисках. Если необходимо получить большое число одинаково закрученных заготовок, то вначале на мерную заготовку надевают трубу и процесс закручивания идет до тех пор, пока ключ не упрется в трубу.
При выполнении всех процессов, связанных с гибкой, завивкой или скручиванием, следует иметь в виду, что холодный металл пружинит (т.е. немного распрямляется или раскручивается). Поэтому необходим учитывать угол пружинения или угол раскрутки.
Процесс скручивания используется и при изготовлении «фонариков», для чего полосу разрубают в одной плоскости, а квадратный пруток — в двух плоскостях В некоторых случаях фонарик можно изготовить и из четырех сваренных вместе круглых или квадратных заготовок.
Этими способами холодной обработки листовых материалов изготовляют изделия из золота, серебра, меди, железа: различные украшения, всевозможную посуду — миски, чашки, ложки, кубки, кувшины, кумганы и самовары; боевые доспехи — щиты, шлемы, брони «дощатые», наручи, рыцарские латы, различные архитектурные элементы — шары, навершия, детали оформления куполов, металлическую скульптуру.
Основной инструмент при дифовке — разнообразные по форме, массе и материалу молотки, а при выколотке — и всевозможные опорные инструменты: маленькие наковальни, шпераки, всевозможные подкладные опорные инструменты, вставляемые в основную наковальню; стойны, вбиваемые в наземные чурбаки, кобылины, которые при работе сидя подкладывают под себя, а второй конец используют в качестве опорного инструмента.
Принцип дифовки заключается в том, что при ударе по листовому металлу молотком происходит местное сплющивание металла, т.е. уменьшается его толщина, но увеличивается площадь (или длина).
Таким образом, если взять круглую плоскую заготовку, положить на наковальню и начать обрабатывать молотком ее центральную часть, то лист начнет изгибаться и приобретать форму сферы.
Концентрируя удары в определенных местах и применяя разнообразный подкладной инструмент, можно получать изделия различной формы.
При глубокой вытяжке по краям заготовки образуются гофры, которые при последующей обработке необходимо «посадить», т.е. распрямить. Процессом образования гофр можно управлять, если предварительно наметить их круглогубцами или с помощью специальных молотков и оправок. При этом надо следить, чтобы гофры были низкими и широкими и не завалены в какую-либо сторону.
Необходимо обращать внимание на чистоту рабочей поверхности и инструмента. Ударная поверхность молотка и опорная поверхность наковальни и оправок должны быть отшлифованы и отполированы, чтобы на поверхности металла не образовывались риски и вмятины, которые при дальнейшей обработке могут привести к разрыву изделия.
Известно, что по мере обработки металлическим молотом лист нагартовывается (наклёпывается), т.е. поверхность его упрочняется и становится более хрупкой. Поэтому для уменьшения наклепа при работе можно применять молотки с плоским или фигурным бойком из твердых пород дерева (бук, граб, клен, самшит и др.).
Для продления сроков службы деревянных молотков их обматывают тесьмой на клею и сверху покрывают лаком.
Текстолитовые и резиновые молотки, а также молотки со вставками из красной меди, алюминия или свинца не оставляют следов удара.
Мастера-дифовщики используют при работе свыше 100 различных молотков, большое число опорных и подкладных инструментов: молотки-наводильники — для посадки гофров, гладильники — для выглаживания поверхности, шаровые — для создания сферических поверхностей, шеечные — для обработки «шеек» ваз, кубков и других торовых поверхностей; опорные и подкладные инструменты: наковальни, разнообразные шпераки, массивные стойки (амбузы) с выпуклой поверхностью, различные скребки для загибки, подсечки и клепки швов. При работе опорный и подкладной инструменты устанавливают в гнезда основной наковальни или зажимают в стуловых тисках, а иногда вбивают непосредственно в деревянный чурбан или землю.
Для создания монументальных скульптур, а также различных декоративных бытовых изделий применяют выколотку по моделям или1 шаблонам (металлическим, каменным или деревянным). Предварительно определяют, на какие элементы должна быть разбита вся форма, затем делают раскрой металла (с учетом вытяжки и посадки) и после отжига по модели начинают выколачивать форму молотками.
При сложных формах заготовку в процессе работы отжигают несколько раз и снова обколачивают на форме. После выколотки всех элементов формы их подгоняют друг к другу, обрезая ножницами и опиливая напильниками края, а затем сваривают их встык или соединяют фальцем.
По мере выколотки и сборки изделия элементы модели удаляются, а само изделие укрепляется (если это монументальная скульптура) специальным каркасом. Следует отметить, что после окончания всей сборки необходимо обработать напильником все швы и довести поверхность до высокого качества.
Выколоткой изготовлялись в старину и корпуса самоваров.
Изготовление тазов, чайников, мисок, подносов, кувшинов и кумганов значительно проще, чем самоваров. Неглубокая вытяжка с помощью разнообразных молотков и оправок не требует применения пайки, а изготовление сложных изделий, таких, как кувшины, кумганы, кубки, требует еще и пайки.
Для изготовления изделий из листа применяют опорный инструмент: стойно — толстый металлический стержень, вбиваемый в деревянный чурбак или землю, на котором загибают края изделия; желобильню — чугунную плиту с углублением для выгиба краев днищ у чайников, ведер и других подобных изделий; осадку и ожимку — толстые металлические стержни длиной 200-250 мм с углублениями на концах для осадки и оформления головок заклепок. Наряду с ручной технологией изготовления существует способ обработки листовых материалов из золота, серебра, меди и других, пластичных металлов на давильных станках.
Для изготовления на давильных станках изделий, горловина которых имеет меньший диаметр, чем основание (или середина), необходимо применять разборные шаблоны и после окончания работы вынимать их поэлементно из сосуда.
К объемному металлу условно можно отнести листовой и полосовой металл толщиной свыше 5 мм, прутки круглого и квадратного сечений и вообще объемный металл, который невозможно обрабатывать без нагрева…
Подробнее в статье «Технология изготовления изделий из объёмного металла»Навроцкий А.Г. «Художественная ковка»