Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 541.
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 541.
Родство и взаимосвязь химических превращений подтверждается генетической связью между классами неорганических веществ. Одно простое вещество в зависимости от класса и химических свойств образует цепочку превращений сложных веществ – генетический ряд.
Соединения, не имеющие углеродного скелета, характерного для органических веществ, называются неорганическими или минеральными веществами. Все минеральные соединения классифицируются на две обширные группы:
- простые, состоящие из атомов одного элемента;
- сложные, включающие атомы двух и более элементов.
Рис. 1. Общая классификация веществ.
К простым соединениям относятся:
- металлы (K, Mg, Ca);
- неметаллы (O2, S, P);
- инертные газы (Kr, Xe, Rn).
Сложные вещества имеют более разветвлённую классификацию, приведённую в таблице.
Класс | Подкласс | Примеры |
Оксиды | Основные | CaO, Na2O |
Кислотные | CO2, SO3 | |
Амфотерные | ZnO, Al2O3 | |
Гидроксиды | Нерастворимые основания | Mg(OH)2, Cu(OH)2 |
Щёлочи | NaOH, Ba(OH)2 | |
Амфотерные | Zn(OH)2, Fe(OH)3 | |
Кислоты | Бескислородные | HCl, H2S, HCN |
Кислородсодержащие | HNO3, H2SO4 | |
Соли | Основные (комплексные) | Zn(OH)Cl, Cu2(OH)2CO3 |
Кислые | NaHSO3, CaHPO4 | |
Средние | Na2SO4, Ca3(PO4)2 |
Рис. 2. Классификация сложных веществ.
Амфотерные металлы образуют соответствующие оксиды и гидроксиды. Амфотерные соединения проявляют свойства кислот и оснований.
Простые вещества – металлы и неметаллы – образуют цепочки превращений, отражающие генетическую связь неорганических веществ. Посредством химических реакций присоединения, замещения и разложения образуются новые более простые или сложные соединения.
Каждое звено цепочки связано с предыдущим наличием простого вещества. Различие между двумя типами генетических рядов заключается в реакции с водой: металлы образуют растворимые и нерастворимые основания, неметаллы – кислоты.
Основные цепочки превращений описаны в таблице.
Вещество | Генетический ряд | Примеры |
Металл | Активный металл → основный оксид → щёлочь → соль |
|
Малоактивный металл → основный оксид → соль → нерастворимое основание → основный оксид → металл |
|
|
Неметалл | → кислотный оксид → растворимая (сильная) кислота → соль |
|
→ кислотный оксид → соль → нерастворимая (слабая) кислота → кислотный оксид → неметалл |
|
Рис. 3. Схема генетической связи между классами.
С помощью цепочки превращения можно получить средние (нормальные) или кислые соли. Комплексные соли могут включать несколько атомов металлов и неметаллов.
Генетическая связь показывает взаимосвязь между классами неорганических веществ. Она характеризуется генетическим рядом – чередой превращений простых веществ. К простым веществам относятся металлы и неметаллы.
Металлы образуют растворимые и нерастворимые основания в зависимости от активности. Неметаллы превращаются в сильные или слабые кислоты.
Новые сложные вещества ряда образуются реакциями присоединения, замещения и разложения.
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 541.
А какая ваша оценка?
Гость завершил
Тест «Детство»с результатом 13/15
Гость завершил
Тест на тему «Альдегиды»с результатом 6/10
Гость завершил
Тест «Муму»с результатом 12/14
Гость завершил
Тест «Тихий Дон»с результатом 16/18
Гость завершил
Тест «Левша»с результатом 9/12
Гость завершил
Тест «Тихое утро»с результатом 9/10
Гость завершил
Тест «Евгений Онегин»с результатом 15/16
Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!
Ксс по химии 9 класс по теме: "генетическая связь металлами и неметаллами и их соединений."
Дата | Класс | Тема урока | Цель обучения | Действия по оцениванию |
9 | Генетическая связь металлами и неметаллами и их соединений | научить составлять генетические ряды элементов (металлов и неметаллов), составлять уравнения реакций, соответствующих генетическому ряду; проверить, как усвоены знания о химических свойствах оксидов, кислот, солей, оснований. | Сбор тетрадей, оценивание | |
Критерии успеха (Ожидаемые результаты, цели урока) Могут достичь все (Все учащиеся будут): знать генетические ряды металлов , неметаллов, подтверждать уравнениями реакций Могут достичь большинство (Многие учащиеся будут): уметь составлять и решать генетические ряды.. Могут достичь некоторые (Некоторые учащиеся будут): уметь применять имеющиеся знания в новой учебной ситуации. | ||||
Языковые цели: | Формулирование вопросов, обоснование ответов, приведение фактов, доказательств. | |||
Предшествующие знания | Типы химических реакций, химические уравнения, химические свойства оксидов, кислот, солей и оснований. |
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Оценивание | ||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Орг.момент | 1 мин | Психологический настрой | Готовность к уроку | |||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Актуализация опорных знаний. | 5 мин | Инд .работа | Оценивание | |||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Формирование знаний умений и навыков. | 15 мин | Тема урока, цель. Прием «Инсерт». | Изучить приложение, составить конспект | |||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Контрольно-оценочный | 15 мин | Работа по карточкам Задание 1 1. Выберите в вашем варианте формулы оксидов.Назовите их. 2. В столбце формул вашего варианта найдите формулы кислот . 3. Определите валентности кислотных остатков в составе кислот. 4. Выберите формулы солей и назовите их. 5. Составьте формулы солей, которые могут быть образованы магнием и кислотами вашего варианта. Запишите их, назовите. 6. В столбце формул вашего варианта найдите формулы оснований. 7. В вашем варианте выберите формулы веществ, с которыми может реагировать раствор ортофосфорной кислоты (соляной, серной). Составьте соответствующие уравнения реакций. 9. Среди формул своего варианта выберите формулы веществ, способных взаимодействовать между собой. Составьте соответствующие уравнения реакций. 10. Составьте цепочку генетических связей неорганических соединений, в состав которой войдет вещество, формула которого дана в вашем варианте под номером один.
Задание 2. Из данных веществ составьте генетический ряд, используя все формулы. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить эту цепочку превращений: I вариант: ZnSO4, Zn, ZnO, Zn, Zn(OH)2: II вариант: Na2SO4, NaOH, Na, Na 2O2, Na2O Задание 3. 1.Al→Al2O3→AlCl3→Al(OH)3→Al2O3
|
Инд.работа, по вариантам |
Оценивание |
||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Рефлексия. | 2 мин | Лестница успеха | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Домашнее задание | 1 мин | 1. Составьте схему постепенного перехода от кальция к карбонату кальция. 2***.Подготовьте сообщение об использовании в медицине любой соли (используя дополнительную литературу). | Запись в дневник | |||||||||||||||||||||||||||||||||
6..Итоги урока, оценивание | 2мин | Подведение итогов | Подать дневники для оценки | Оценка |
Генетической называют связь между веществами разных классов, основанную на их взаимопревращениях и отражающую единство их происхождения, т. е. генезис веществ.
Генетический ряд неметаллов отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу которой положен один неметалл. | Генетический ряд металлов отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу которой положен один и тот же металл |
Рассмотрим признаки генетического ряда веществ:
-
Все вещества генетического ряда должны быть образованы одним химическим элементом.
-
Вещества, образованные одним и тем же химическим элементом, должны принадлежать к разным классам ( т.е. отражать разные формы существования химического элемента)
-
Вещества, образующие генетический ряд одного химического элемента, должны быть связаны взаимопревращениями.
Деление веществ на классы достаточно условно. Например, мы знаем, что кислоты подразделяются на одно-, двух- и трехосновные, но их обычно не выделяют в отдельные классы соединений. Точно также не являются отдельными классами сильные и слабые кислоты. Это же справедливо и для оснований.
Между классами существует важная связь, которую называют генетической («генезиз» по-гречески обозначает «происхождение»). Эта связь заключается в том, что из веществ одного класса можно получить вещества других классов.
Существует два основных пути генетических связей между веществами: один из них начинается металлами, другой – неметаллами.
Такие цепочки называются генетические ряды. Эти ряды образуют “родственные вещества”, которые взаимосвязаны между собой генетическими связями. Т.е.имеют одно начало.
Генетические связи — это связи между разными классами, основанные на их взаимопревращениях.Зная классы неорганических веществ, можно составить генетические ряды металлов и неметаллов. В основу этих рядов положен один и тот же элемент.
Среди металлов можно выделить две разновидности рядов:
1.Генетический ряд , в котором в качестве основания выступает щёлочь. Этот ряд можно представить с помощью следуюших превращений: металл—основный оксид—щёлочь—соль, например генетический ряд калия K—K2O—KOH—KCl.2. Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений: металл—основный оксид—соль—нерастворимое основание—основный оксид—металл. Например:Cu—CuO—CuCl2—Cu(OH)2—CuO—Cu
Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов:1. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в следующем виде: неметалл—кислотный оксид—растворимая кислота—соль.
Например: P—P2O5—H3PO4—Na3PO4.2. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота : неметалл—кислотный оксид—соль—кислота—кислотный оксид—неметалл, Например:Si—SiO2—Na2SiO3—H2SiO3—SiO2—Si.
Генетические цепочки металлы I. II. III группы главной подгруппы
Карточка № 1. 9 класс.
Генетическая связь между классами соединений. Щелочные
и щелочноземельные металлы.
- Напишите реакции, с
помощью которых можно осуществить превращения. - Mg → MgO → MgCO3 → Mg(OH)2 → Mg(NO3)2 → MgO
-
↓ -
MgO - ………………………………………………………………………………….
Карточка № 2. 9 класс.
Генетическая связь между классами соединений. Щелочные
и щелочноземельные металлы.
- Напишите реакции, с
помощью которых можно осуществить превращения. - Ca → CaO → Ca(OH)2 → CaSO4 → BaSO4
- ↓
- CaCO3 → Ca(HCO3)2
- …………………………………………………………………………………
Карточка № 3. 9 класс.
Генетическая связь между классами соединений. Щелочные
и щелочноземельные металлы.
- Напишите реакции, с
помощью которых можно осуществить превращения. - CaS ← Ca → CaCl2 → Ca(OH)2 → Ca 3 (PO4 )2
- ↓
- CaO → Ca(HCO3)2
Карточка № 4. 9 класс.
Генетическая связь между классами соединений. Щелочные
и щелочноземельные металлы.
- Напишите реакции, с
помощью которых можно осуществить превращения. - Ba3N2 ← Ba → BaCl2 → Ba(OH)2 → Ba(NO3)2 → BaCO3 → BaO
- ………………………………………………………………………………
Карточка № 5. 9 класс.
Генетическая связь между классами соединений. Щелочные
и щелочноземельные металлы.
- Напишите реакции, с
помощью которых можно осуществить превращения. - K → K2O2 → K2O → K2CO3 → KCl →К
- ↓
- KOH
- ,……………………………………………………………………………………
Карточка № 6. 9 класс.
- Генетическая связь между классами соединений.
- Напишите реакции, с
помощью которых можно осуществить превращения. - Na → Na2O2
→ Na2O → NaOH → Na2CO3 → NaCl → Na → Na2S
Карточка № 7. 9 класс.
- Генетическая связь между классами соединений.
- Напишите реакции, с
помощью которых можно осуществить превращения. - K → KOH → K2CO3
→ K2SO4 → MgSO4 → BaSO4 - ↓
- K2S
- ………………………………………………………………………………….
Карточка № 8. 9 класс.
Генетическая связь между классами соединений. Щелочные
и щелочноземельные металлы.
- Напишите реакции, с
помощью которых можно осуществить превращения. - Li3PO4 ← LiOH ← Li → Li2O → LiOH → LiCl
- ↓
- Li3N
- …………………………………………………………………………………….
Карточка № 9. 9 класс.
Генетическая связь между классами соединений. Щелочные
и щелочноземельные металлы.
- Напишите реакции, с
помощью которых можно осуществить превращения. - Mg → MgS → MgO → MgCO3 → Mg(OH)2 → Mg(NO3)2
-
↓ -
MgO
Карточка № 10. 9 класс.
Генетическая связь между классами соединений. Щелочные
и щелочноземельные металлы.
- Напишите реакции, с
помощью которых можно осуществить превращения. - BeS → BeO → BeCO3
→ Be (OH)2 → Be (NO3)2 - ↓
-
BeO → Be SO4 - …………………………………………………………………………………
Карточка № 11. 9 класс.
Генетическая связь между классами соединений. Щелочные
и щелочноземельные металлы.
- Напишите реакции, с
помощью которых можно осуществить превращения. - MgS → MgO → MgSO3 → Mg(OH)2 → Mg(NO3)2 → MgO
-
↓ -
MgO - ……………………………………………………………………………………
Карточка № 12. 9 класс.
Генетическая связь между классами соединений. Щелочные
и щелочноземельные металлы.
- Напишите реакции, с
помощью которых можно осуществить превращения. - CaCO3 → CaO → CaCl2 → Ca(OH)2 → CaSO4
- ↓
↓ - Ca Ca(NO3)2
Карточка № 13. 9 класс.
Генетическая связь между классами соединений. Щелочные
и щелочноземельные металлы.
- Напишите реакции, с
помощью которых можно осуществить превращения. - CaO → CaSO4 → Ca(OH)2 → CaS → CaO → CaBr2
-
↓ -
Ca(NO3)2 - ………………………………………………………………………………
Карточка № 14. 9 класс.
Генетическая связь между классами соединений. Щелочные
и щелочноземельные металлы.
- Напишите реакции, с
помощью которых можно осуществить превращения. - MgO → MgSO4 → Mg(OH)2 → MgO → Mg → MgS
-
↓ -
Mg(NO3)2 - ……………………………………………………………………………….
Карточка № 15. 9 класс.
Генетическая связь между классами соединений. Щелочные
и щелочноземельные металлы.
- Напишите реакции, с
помощью которых можно осуществить превращения. - Ba → BaS → BaO → Ba(OH)2 → BaCl2 → BaSO4
-
↓ -
Ba(NO3)2
Карточка № 16. 9 класс.
Генетическая связь между классами соединений. Щелочные
и щелочноземельные металлы.
- Напишите реакции, с
помощью которых можно осуществить превращения. - Ca → CaSO4 → Ca(OH)2 → CaO → CaS → CaO
- ↓
- Са(NO3)2
- ……………………………………………………………………………
Карточка № 17. 9 класс.
Генетическая связь между классами соединений. Щелочные
и щелочноземельные металлы.
- Напишите реакции, с
помощью которых можно осуществить превращения. - MgO → MgSO4 → Mg(OH)2 → MgO → Mg → Mg 3N2
- ……………………………………………………………………………….
Карточка № 18. 9 класс.
Генетическая связь между классами соединений. Щелочные
и щелочноземельные металлы.
- Напишите реакции, с
помощью которых можно осуществить превращения. - Ba → BaS → BaO → Ba(OH)2 → BaCl2 → BaSO4
- ↓
-
Ba(NO3)2
Карточка № 19. 9 класс.
Генетическая связь между классами соединений. Щелочные
и щелочноземельные металлы.
- Напишите реакции, с
помощью которых можно осуществить превращения. - K → KOH → K2CO3 → KCl →К → K2O2 → KOH
- ↓
- K2S
- ,……………………………………………………………………………………
Карточка № 20. 9 класс.
- Генетическая связь между классами соединений.
- Напишите реакции, с
помощью которых можно осуществить превращения. - Na → NaOH → Na2CO3
→ NaCl → Na → Na2O2 → Na2O → Na2S - …………………………………………………………………………………
Карточка № 21. 9 класс.
Генетическая связь между классами соединений. Щелочные
и щелочноземельные металлы.
- Напишите реакции, с
помощью которых можно осуществить превращения. - Li3PO4 ← LiOH ← Li → Li2O → LiCl →Li → LiBr
- ↓
- Li2S
- ……………………………………………………………………………………
Генетическая связь неорганических веществ
Цель:
- Сформировать понятие о генетической связи и генетическом ряде.
- Рассмотреть генетические ряды металлов и неметаллов.
- Выяснить генетическую связь между классами неорганических соединений.
- Продолжить формировать умения пользоваться таблицей растворимости и периодической системой Д.И.Меделеева для прогнозирования возможных химических реакций, а также применять полученные знания по темам свойства классов веществ.
- Повторить основные классы неорганических соединений и их классификацию.
- Развивать познавательный интерес к предмету, умение быстро и четко отвечать на вопросы.
- Продолжать формировать умения логически мыслить, работать с учебником, работать с полученной информацией.
- Закрепить и систематизировать знания по данной теме.
Оборудование: Периодическая система Д.И. Менделеева, кодоскоп, таблица “Кислоты”, схема “Генетическая связь”, карточки для игры “Конвейер”, “Творческое задание”.
Реактивы: В штативах 3 пробирки с растворами HCI, NaCI, NaOH, универсальная индикаторная бумажка. На столе учителя: Na, H2O кристаллизаторе, фенолфталеин, H2SO4.
Класс разбит на 4 микрогруппы: “Оксиды”, “Кислоты”, “Соли”, “Основания”.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Дисциплина. 2. Готовность класса к уроку.
3. Постановка цели урока, мотивация.
II. Основная часть.
1. Целевая установка урока
- Другого ничего в природе нет Ни здесь, ни там в космических глубинах. Все – от песчинок малых – до планет
- Из элементов состоит единых.
- Как формула, как график трудовой, Строй менделеевской системы строгой, Вокруг тебя творится мир живой,
- Входи в него руками трогай.
Сегодня мы собрались здесь, чтобы подвергнуть испытанию лучших восьмиклассников нашей школы и ответить на вопрос: “Достойны ли они, стать гражданами великой химической страны?” Страна эта древняя и волшебная, хранящая множество загадок. Отгадать многие из них еще не удавалось ни одному человеку. Лишь самым, умным, смелым и настойчивым эта страна приоткрывает свои тайны. Итак, начнем!
Итак, изучив тему “Важнейшие классы неорганических соединений” вы получили представление о том, что неорганические соединения многообразны и взаимосвязаны. На уроке мы с вами рассмотрим небольшие фрагменты взаимопревращений веществ, вспомним классификацию неорганических веществ, поговорим о единстве и многообразии химических веществ.
Задача нашего урока – обобщить сведения о веществах, об отдельных классах неорганических соединений и их классификации в целом, закрепить знания о генетических рядах, генетической связи, взаимодействии вещества разных классов, научиться умению применять знания на практике.
Запишите в тетрадях тему нашего урока “Генетическая связь между неорганическими соединениями”.
Но, сначала скажите о каких веществах идет речь (название, формула)?
- На суку сидит сова, Выдыхает _____________________________
- Сапоги мои того, Пропускают ___________________________
- Его все знают, В магазине покупают, Без него не сваришь ужин —
В малых дозах в блюдах нужен ___________
- Флакон с веществом, обычно имеется в каждой квартире, С рожденья ребенок любой с ним знаком, Едва лишь покинет он с мамой роддом,
Ею искупают в ванночке с _________
- Что за чудо посмотри, По доске он проезжает,
За собой след оставляет. ____________________
- Если нет у вас для теста разрыхлителя вы вместо него.
Положите в пироги. ________________________
Переведите с химического языка на
- Не все то аурум, что блестит. _____________________________________________________________
- Куй феррум, пока горячо. _____________________________________________________________
- Слово – аргентум, а молчание – аурум. _____________________________________________________________
- 5.Купрумного гроша не стоит. _____________________________________________________________
- Стойкий станумный солдатик. _____________________________________________________________
- С тех пор много Н2О утекло. _____________________________________________________________
Все эти вещества относятся, к какому то классу неорганических веществ. Ответьте на вопрос:
– Как распределяются по классам на основе состава и свойств неорганические вещества? – Назовите известные вам классы неорганических соединений
По микрогруппам:
– Дайте определения.
Ученики дают определения веществам.
– Классификация данных классов веществ. Ученики дают ответы.
На слайде:
Из предложенного перечня неорганических соединений выберите формулы: 1 группа – оксиды, 2 группа – кислоты, 3 группа – соли. 4 группа – основания.
Назовите эти вещества.
Ученики выполняют задание в тетрадях по микрогруппам.
Правильный ответ:
А теперь поиграем с вами в игру “крестики – нолики”.
Слайд 19. Приложения 1.
Распределите вещества, формулы которых приведены в таблице по классам. Из букв, соответствующим правильным ответам, получите фамилию великого русского ученого
Формулы | Оксиды | Кислоты | Основания | Соли |
K2O | М | А | Ш | А |
H2CO3 | П | Е | Т | Р |
P2O5 | Н | И | М | А |
CuSO4 | П | О | С | Д |
Ca(OH)2 | Л | И | Е | С |
Fe(NO3)3 | А | Н | У | Л |
SO2 | Е | Л | З | А |
H3PO4 | Н | Е | Л | С |
Na3PO4 | Ч | У | М | В |
Ответ: Менделеев.
Проблемное задание.
Могут ли разные классы неорганических соединений взаимодействовать друг с другом?
Выделить признаки генетического ряда:
Ca Ca(OH)2 CaCO3 CaO CaSO4 CaCl2 Ca ?
Ответы:
- вещества разных классов;
- разные вещества образованы одним химическим элементом;
- разные вещества одного химического элемента связаны взаимопревращениями.
Между классами существует важная связь, которую называют генетической («генезиз» по-гречески обозначает «происхождение»). Эта связь заключается в том, что из веществ одного класса можно получить вещества других классов.
Генетическим называют ряд веществ
– представителей разных классов неорганических соединений, являющихся соединениями одного и того же химического элемента, связанного взаимопревращениями и отражающего общность происхождения этих веществ.
Генетический ряд
отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу которых положен один и тот же химический элемент.
Генетическая связь
– связь между веществами разных классов, образованных одним химическим элементом, связанных взаимопревращениями и отражающая единство их происхождения.
Существует два основных пути генетических связей между веществами: один из них начинается металлами, другой – неметаллами. Среди металлов также можно выделить две разновидности рядов:
1
. Генетический ряд, в котором в качестве основания выступает щелочь. Этот ряд можно представить с помощью следующих превращений:
- металл—основный оксид—щелочь–соль
- Например: K—K2O—KOH—KCl.
- 2. Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений:
- металл—основный оксид—соль—нерастворимое основание—основный оксид—металл.
- Например: Cu—CuO—CuCl2—Cu(OH)2—CuO—>Cu
Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов:
1. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая кислота.
Цепочку превращений можно представить в следующем виде: неметалл—кислотный оксид—растворимая кислота—соль.
Например: P—P2O5—H3PO4—Na3PO4. 2. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота: неметалл—кислотный оксид—соль—кислота—кислотный оксид–неметалл
Например: Si—SiO2—Na2SiO3—H2SiO3—SiO2—Si.
Осуществить превращения по микрогруппам.
Слайд 27.
Физкультминутка “Рыжий кот”.
Решение задачи.
Слайд 29.
Задача.
Однажды Юх проводил эксперименты по измерению электропроводности растворов разных солей. На его лабораторном столе стояли химические стаканы с растворами KCl, BaCl2, K2CO3, Na2SO4 и AgNO3. На каждом стакане была аккуратно приклеена этикетка. В лаборатории жил попугай, клетка которого запиралась не очень хорошо.
Когда Юх, поглощенный экспериментом, оглянулся на подозрительный шорох, он с ужасом обнаружил, что попугай, грубо нарушая правила техники безопасности, пытается пить из стакана с раствором BaCl2. Зная, что все растворимые соли бария чрезвычайно ядовиты, Юх быстро схватил со стола стакан с другой этикеткой и насильно влил раствор в клюв попугаю. Попугай был спасен.
Стакан с каким раствором был использован для спасения попугая?
Ответ:
BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4 (осадок) + 2NaCl (сульфат бария настолько малорастворим, что не способен быть ядовитым, как некоторые другие соли бария).
Демонстрационный эксперимент.
Учитель показывает в пробирках образцы:
1 – кусочек кальция, 2 – негашеная известь, 3 – гашеная известь, 4 – гипс задает вопрос:
“Что общего между этими образцами?” и записывает цепочку из формул представленных образцов.
Ca CaO Ca(OH)2 CaSO4
Хорошо, ребята! Подумайте, как с помощью химических реакций можно перейти от простого вещества к сложному, от одного класса соединений к другим. Давайте проведем эксперимент, доказывающий присутствие атомов меди в разных ее соединениях. По ходу эксперимента запишите цепочку превращений. Назовите типы химических реакций.
Работа выполняется по инструктивной карте.
Соблюдайте правила техники безопасности!
Инструктивная карта.
Лабораторная работа:
“Практическое осуществление цепочки химических превращений”.
Проверьте наличие оборудования и реактивов на рабочих местах.
Оборудование:
штатив для пробирок, спиртовка, спички, зажим для пробирок, тигельные щипцы.
Реактивы и материалы
: раствор соляной кислоты (1:2), медная проволока, железный гвоздь или скрепка, нитки.
Выполнение работы.
Проведите реакции, в которых осуществляются химические превращения.
Медная проволока оксид меди(II) хлорид меди(II) медь
Прокаливайте медную проволоку, удерживая ее тигельными щипцами, в верхней части пламени спиртовки (1–2мин). Что наблюдаете?
Аккуратно удалите черный налет с проволоки и поместите его в пробирку. Отметьте цвет вещества.
Прилейте в пробирку в пробирку 1 мл раствора соляной кислоты (1:2). Для ускорения реакции слегка нагрейте ее содержимое. Что наблюдаете?
Осторожно (почему?) погрузите в пробирку с раствором железный гвоздь (скрепку).
- Через 2–3 мин извлеките гвоздь из раствора и опишите произошедшие с ним изменения.
- Образованием какого вещества они вызваны?
- Опишите и сравните цвет образовавшегося и исходного растворов.
- Приведите рабочее место в порядок.
Внимание! Раствор с оксидом меди нагревать очень осторожно, держа пробирку высоко над пламенем спиртовки.
III. Заключение.
Учитель.
Понятия “оксид”, “кислота”, “основание”, “соль” образуют систему, находящуюся в тесной взаимосвязи, она раскрывается при получении веществ одного класса из веществ другого класса. Она проявляется в процессе взаимодействия веществ и активно используется в практической деятельности человека. Как вы думаете, ребята, достигли мы цели, которую ставили в начале урока?
Сейчас мы это проверим.
IV. Закрепление знаний.
- Назовите признаки, которые характеризуют генетический ряд.
- Даны цепочки превращений:
- a) Br2 HBr NaBr NaNO3
- б) Fe FeCl2 Fe(OH)2 FeO Fe
- в) CaCO3 CaO CaC2 C2H2
- г) Si SiO2 Na2SiO3 H2SiO3
1-й уровень. Найдите и выпишите генетические ряды элементов. Запишите уравнения химических реакций, иллюстрирующих переходы для одного генетического ряда.
2-й уровень. Найдите и выпишите генетические ряды элементов. Запишите уравнения химических реакций, иллюстрирующих переходы для одного генетического ряда. Реакции ионного обмена запишите в молекулярной и ионной форме.
V. Домашнее задание.
Слайды 30, 31.
VI. Подведение итогов урока, оценивание, рефлексия.
Учитель. Ребята, пришло время подводить итоги. Чему вы сегодня научились, что узнали нового, что вы делали на уроке?
Ученики дают ответы.
8.07.2012
6.5 Генетическая связь между важнейшими классами
6.5.
Генетическая связь между важнейшими классами неорганических
соединений
Генетические
связи — это связи между разными классами, основанные на их взаимопревращениях.
Зная классы неорганических веществ, можно составить генетические ряды металлов
и неметаллов. В основу этих рядов положен один и тот же элемент.
Среди металлов можно выделить две разновидности рядов:
1. Генетический ряд, в котором в качестве основания выступает щёлочь. Этот
ряд можно представить с помощью следующих превращений:
-
металл→основный
оксид→щёлочь→соль - Например, K→K2O→KOH→KCl
-
2. Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое
основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений: -
металл→основный
оксид→соль→нерастворимое основание→ -
→основный
оксид→металл - Например, Cu→CuO→CuCl2→Cu(OH)2→CuO→Cu
- Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов:
1. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает
растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в следующем виде:
-
неметалл→кислотный
оксид→растворимая кислота→соль - Например, P→P2O5→H3PO4→Na3PO4
-
2. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает
нерастворимая кислота: -
неметалл→кислотный
оксид→соль→кислота→ -
→кислотный
оксид→неметалл - Например, Si→SiO2→Na2SiO3→H2SiO3→SiO2→Si
УПРАЖНЕНИЯ
1. Напишите
молекулярные и ионные уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить
следующие превращения:
________________________________________________________________
2. Распределите вещества, формулы которых приведены в таблице по классам.
Из букв, соответствующим правильным ответам, получите фамилию великого русского
ученого:
Формулы | Оксиды | Кислоты | Основания | Соли |
K2O | М | А | Ш | А |
H2CO3 | П | Е | Т | Р |
P2O5 | Н | И | М | А |
CuSO4 | П | О | С | Д |
Ca(OH)2 | Л | И | Е | С |
Fe(NO3)3 | А | Н | У | Л |
SO2 | Е | Л | З | А |
H3PO4 | Н | Е | Л | С |
Na3PO4 | Ч | У | М | В |
Ответ:
Менделеев.
________________________________________________________________
3. Из предложенного перечня неорганических
соединений выберите формулы:
1 группа – оксиды,
2 группа – кислоты,
3 группа – соли.
4 группа – основания.
Назовите эти вещества.
Правильный
ответ:
- ________________________________________________________________
-
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО
РЕШЕНИЯ -
1. Осуществите
превращения по схеме, укажите типы реакций, назовите вещества: - 1.Al→Al2O3→AlCl3→Al(OH)3→Al2O3
- 2. P→P2O5→H3PO4→Na3PO4→Ca3(PO4)2
2.
Назовите признаки, которые характеризуют генетический ряд.
- Даны цепочки превращений:
- a) Br2 → HBr → NaBr → NaNO3
- б) Fe → FeCl2 → Fe(OH)2 → FeO → Fe
- в) CaCO3 → CaO → CaC2 → C2H2
- г) Si → SiO2 → Na2SiO3 → H2SiO3
1-й
уровень. Найдите и выпишите
генетические ряды элементов. Запишите уравнения химических реакций,
иллюстрирующих переходы для одного генетического ряда.
2-й
уровень. Найдите и выпишите
генетические ряды элементов. Запишите уравнения химических реакций,
иллюстрирующих переходы для одного генетического ряда. Реакции ионного обмена
запишите в молекулярной и ионной форме.
3. Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций, с
помощью которых можно осуществить превращения:
4. Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций, с
помощью которых можно осуществить превращения:
5. Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций, с
помощью которых можно осуществить превращения:
6. Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций, с
помощью которых можно осуществить превращения:
7. Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций, с
помощью которых можно осуществить превращения:
8. Даны известняк СаСО3 и соляная кислота. Не расходуя
никаких других веществ, получите не менее 11 новых веществ. В том числе 4
простых. Напишите уравнения соответствующих реакций и укажите условия их
протекания.
9. 1,563 г
смеси хлорида железа (III) и хлорида
алюминия растворили в воде и прибавили раствор гидроксида калия в избытке.
Выпавший осадок отфильтровали. Промыли и прокалили. Масса его оказалась равной
0,640 г. что представляет собой осадок после прокаливания? Вычислить состав
исходной смеси солей в массовых долях.
10. Соедините стрелками «лепестки ромашки», которые могут
взаимодействовать друг с другом. Напишите уравнения соответствующих реакций.
1. Укажите формулу оксида с наименее выраженными основными свойствами: | |
а) Na2O | б) BeO |
в) MgO | г) BaO |
2. Наиболее выраженными кислотными свойствами обладает: | |
а) оксид висмута (V) | б) оксид фосфора (V) |
в) оксид азота (V) | г) оксид мышьяка (V) |
3. В ряду оксидов SiO2 → P2O5 → SO3 их кислотные свойства: | |
а) последовательно нарастают | б) последовательно ослабевают |
в) не изменяются | г) изменяются немонотонно |
4. Как изменяется сила кислот в ряду H3BO3→H2CO3 →HNO3: | |
а) возрастает | б) не изменяется |
в) ослабевает | г) самая сильная кислота – азотная, самая слабая — угольная |
5. В каком ряду оксидов их кислотные свойства последовательно уменьшаются: | |
а)SO2, SO3, Cl2O7 | б) Cl2O7, SO2, SO3 |
в) SO3, Cl2O7, SO2 | г) Cl2O7, SO3, SO2 |
6. Укажите формулу оксида хлора с наиболее выраженными кислотными свойствами: | |
а)Cl2O3 | б) Cl2O |
в) Cl2O5 | г) Cl2O7 |
7. Из оксида меди (II) получить соответствующий гидроксид можно: | |
а) растворением оксида в воде | б) обработкой оксида соляной кислотой и взаимодействием продукта со щелочью |
в) обработкой оксида щелочью | г) восстановлением оксида водородом и растворением продукта в воде |
8. В ряду оксидов Al2O3 → MgO → K2O их основные свойства: | |
а) уменьшаются | б) усиливаются |
в) не изменяются | г) сначала растут, затем уменьшаются |
9. В каком ряду свойства оксидов изменяются от основных к амфотерным и далее – кислотным: | |
а)Al2O3, K2O, SO3 | б) SO3, K2O, Al2O3 |
в) K2O, SO3, Al2O3 | г) K2O, Al2O3, SO3 |
10. C чем связано усиление кислотных свойств галогеноводородов в ряду HF → HCl→HI: | |
а) с увеличением электроотрицательности при переходе от фтора к йоду | б) с возрастанием массы атомов при переходе от фтора к йоду |
в) с уменьшением прочности связи Н-галоген при переходе от фтора к йоду | г) с увеличением прочности связи в таком же порядке |
Ответы:
1 | б |
2 | в |
3 | а |
4 | а |
5 | г |
6 | г |
7 | б |
8 | б |
9 | г |
10 | в |