Арматура почему не ржавеет

Использование ржавой арматуры в бетоне может привести к снижению прочности всей железобетонной конструкции. В связи с этим довольно часто возникает вопрос, а нужно ли чистить стержни арматуры перед сборкой армирующего каркаса, и можно ли вообще применять их для этих целей?

Технические аспекты проблемы коррозии арматуры

В производственной практике почти невозможны ситуации, когда заготовки арматурных прутьев не были бы покрыты ржавчиной уже в заводских условиях.

Огромные залежи арматуры, укладываемой на отгрузочных площадках под открытым небом – наглядное тому подтверждение. Подобным отношением к хранению металлоизделий сегодня никого не удивишь.

Важнейший фактор, учитываемый при оценке опасности ржавчины на заготовках арматуры, это степень поражения структуры стали.

Легкий налет ржавчины, который ни как не влияет на прочностные характеристики арматуры.

В среднем за первый год сталь покрывается слоем ржавчины толщиной 0.2-0.3 мм, в дальнейшем скорость ее распространения замедляется, и для того чтобы достичь глубины в 1 мм, понадобится около 10 лет. Чем толще становится слой ржавчины, тем медленнее скорость коррозии, так как она препятствует доступу кислорода и влаги к поверхности металла.

Скорость распространения ржавчины может быть ниже у малолегированной стали, хранящейся при сухом климате и защищённой от осадков. Быстрее происходит коррозия арматуры высоких марок, с термической или механической обработкой, во влажной и солесодержащей среде.

Как взаимодействует ржавчина с цементом

В определенных условиях искусственное соединение ржавчины с цементом приводит к так называемому “клеевому эффекту”, то есть легкий налет ржавчины улучшает адгезию арматуры с бетоном, объясняется это следующим образом.

Высококачественный портландцемент согласно техническим показателям содержит от 2-х до 4-х процентов окислов железа, а высокомарочных составы, изготовленные на основе шлаковых составляющих, содержат до 10-ти процентов тех же окислов. В результате чего, при затвердении цемента ржавчина вступает в реакцию с окислами, происходит эффект “приклеивания” бетона к поверхности арматурных прутьев и блокирования процесса окисления.

К тому же, наличие ржавчины свидетельствует об отсутствии на металле технологической смазки, препятствующей хорошей адгезии поверхности прута с бетоном. Поэтому не следует беспокоиться о небольшом рыжем налете на стальных прутьях и пытаться счищать его любыми средствами.

Как выбирать арматуру с учетом степени ее коррозии

Любой профессиональный строитель должен уметь оценивать состояние используемой для закладки арматуры. При проведении экспертной оценки ему придется обратиться к официальному документу «Рекомендации по применению арматуры со следами ржавчины» от 2004 года.

Степени коррозии арматурных прутьев

Согласно рекомендациям документа, о, использовании арматуры со следами ржавчины для армирования железобетонных конструкций, выделяют 4 степени или категории коррозии стальных стержней.

  1. Легкий и чуть заметный налет ржавчины, наличие которого не сказывается на цвете стали, свойствах и технических характеристиках (на прочности и суммарном весе, в частности).
  2. Наличие на поверхности хорошо различимой плотной ржавчины, которая практически полностью удаляется металлической щеткой или ветошью.
  3. Третья категория – локально поверхностная коррозия. Характеризуется легким слоем ржавчины, которая образовалась в результате попадания влаги, она легко удаляется ветошью либо щеткой.
  4. Четвертая степень – наличие объемного коррозийного покрытия, образовавшегося при длительном окислении на открытом воздухе или в условиях повышенной влажности. После очистки такой ржавчины на арматуре остаются следы язвенной коррозии, и уменьшается сечение прутов.

Стальные стержни арматуры с разной степенью коррозии.

На начальной стадии коррозии (первая степень) для беспокойства нет никаких оснований, так как легкий налет исчезнет еще при заливке бетонной смеси. Причем на сечении стержня это никак не скажется.

Для армирования ленточных фундаментов, плитных, ростверков, а также других конструкций из бетона, допускается использовать неочищенную от ржавчины арматурную сталь первых 3-х категорий. В ситуации, когда обстоятельства вынуждают приобретать дешевую арматуру со следами сильной ржавчины – использовать ее без предварительной очистки и проверки специалистами не рекомендуется.

Рекомендации ГОСТ о ржавчине

В 6-ом пункте «Приемка», в общих технических условиях ГОСТа 10922-2012 «Арматурные и закладные изделия, их сварные, вязаные и механические соединения для железобетонных конструкций», пишется:

  • использование стальных стержней, с тонким налетом ржавчины, не является причиной, для браковки армирующей конструкции. Такой налет полностью исчезает в процессе бетонирования, в результате воздействия щелочи, содержащей в бетонной смеси.
  • если слой ржавчины, пачкается и отслаивается, её обязательно следует очистить с поверхности арматуры до бетонирования, с помощью металлической щетки и тряпки, или вовсе, промыть сильной струёй воды и продуть сжатым воздухом.

Как правильно хранить арматуру?

Для того чтобы защита арматуру от коррозии, её необходимо хранить в сухих, закрытых и хорошо проветриваемых помещениях, где влажность воздуха не будет превышать 70%. Если хранить на открытом воздухе, то необходимо полностью избавиться от возможности воздействия на неё влаги, для этого следует соорудить навес.

Пример хранения арматуры на открытом воздухе, которую планируется использовать в ближайшее время.

При хранении арматуры на открытом воздухе, следует с периодичностью раз в месяц проводить проверку состояния стальных стержней, если необходимо чистить для того чтобы на ней не образовалась ржавчина 4 степени.

Следует отметить, что классы арматуры более новых марок хранящиеся на открытом воздухе, такие как А400С и А500С,  в отличии от марки А3 (сталь 35ГС, 25Г2С), более подвержены коррозии и быстрее ржавеют. Но потери прочности у той и другой в первый год хранения одинаковы, на уровне 1-3%, это намного меньше допустимых отклонений для строительных конструкций и изделий ЖБИ.

Соблюдайте правила хранения и рекомендации по использованию ржавой арматуры для армирования бетона, чтобы избежать неприятных последствий, в виде трещин и отслоений. Ведь от качества используемых стальных стержней, зависит качество всей железобетонной конструкции.

Что будет, если заложить в бетон ржавую арматуру

А что, нельзя? Да какая разница, что там в этом бетоне, ведь доступа воздуха и влаги нет, а значит, всё, что попадает внутрь заливки, запечатывается там навечно (или на пару-тройку сотен лет). Какое и кому там будет дело до ржавой арматуры?  Плюс у бетона среда щелочная – ей окислённое железо нипочём. Так ли это? Или ржавая арматура в бетоне подкинет вам неприятный сюрприз раньше, чем вы обзаведётесь внуками?

Ржавая арматура – это неизбежно?

Вопрос возникает закономерно. На какой бы вы строительный рынок ни приехали – металл лежит под открытым небом, и его рыжие груды заметны ещё далеко от вьезда.

Окисел – это естественный процесс, который происходит с железом под открытым небом и под влиянием атмосферной влаги.  Организовать такие условия, при которых чёрный металл бы не ржавел, для большинства торговых точек – непозволительная роскошь. Это не просто навес – это осушение воздуха и строгий температурный режим, требующий больших капиталовложений.

ФОТО: images.ru.prom.stТак что, если вы увидели в продаже металл, не тронутый ржавчиной – считайте, вам повезло, и вы попали на горячие пирожки, то есть изделия буквально только поступили с завода

В остальных же случаях арматура и трубы естественным образом «стареют», покрываясь налётом окисла сначала на базе стройматериалов, а потом на вашем участке в ожидании бетонных работ.

И если уж посмотреть на этот процесс сквозь призму естественных наук, то где вы видели металлы, не подверженные коррозии? Разве что те, что из разряда драгоценных?

Сильно ржавая или не очень – как определить

Итак, найти нержавую арматуру практически нереально. А как выяснить, что степень ржавчины является угрожающей? В принципе, это несложно. Возьмите обычный альбомный лист и молоток. Подложите лист под кусок арматуры и хорошенько пройдитесь по ней молотком, не жалея сил.

А теперь посмотрите, что получилось. Если на бумагу ничего не осыпалось – причин для волнений нет. Ржавчина слишком тонкая и не отделяется от основания – значит, она не проникла глубоко в металл.

ФОТО: images.ru.prom.stЕё можно просто стереть тряпкой, а лучше протереть составом антиржавчина

Если вы всё же заметили мелкую ржавую пыль и крохотные крупинки – это тоже не беда. Более того, опытные бетонщики вам скажут, что такая лёгкая степень ржавчины способствует лучшему сцеплению с бетоном, ведь поверхность металла становится уязвимой для проникновения смеси цемента и песка.

Читайте также:  Расчет поперечной арматуры ленточного фундамента

Если же при обработке молотком обильно посыпалась ржа и куски стали отделяться, уродуя поверхность арматуры, – дела плохи.

ФОТО: gidfundament.ruЕсли сбить ржавчину, изменится сечение прута, а следовательно, и его прочность 

Что делать, если арматура сильно поражена ржавчиной

Совсем списывать её со счетов? Ну зачем же, такую арматуру можно использовать, но с одним условием: её придётся зачистить. Как вы это сделаете – болгаркой со щёткой или наждачной бумагой – неважно. Главное – чтобы довести её хотя бы до кондиции.

ФОТО: stroyzmk.ruИ разумеется, с учётом зачистки нужно провести и новые расчёты с уменьшением рабочего сечения материала

То есть – если у вас была арматура сечением 12, после зачистки это будет 10 или даже 8.  Но после обработки антикоррозионным составом можно заложить каркас в бетон и из такой арматуры.

О том, как правильно выбрать арматуру и как её вязать – в этом видеосюжете:

А что вы думаете по поводу использования ржавой арматуры? Поделитесь своим мнением в х!

Загрузка…

Почему ржавеют стены и потолок. Коррозия металлической арматуры в бетоне

Для полного исключения коррозии арматуры в бетоне и увеличения долговечности строения есть только один путь — замена металлической арматуры на равнопрочностную, но значительно более долговечную стеклопластиковую или базальтопластиковую арматуру.

Применение такой композитной арматуры набирает обороты не только в мире, но и в России.

Цена стеклопластиковой арматуры не выше или меньше стоимости равнопрочностной металлической, а учитывая существенную экономию на транспорте, обрезках и скорости монтажа использование стеклопластиковой арматуры дает суммарный выигрыш по цене в 30-50%.

Но по сложившейся с прошлого века традиции проектировщики закладывают в проект металлическую арматуру и тогда для борьбы с коррозией, очень важно соблюдать достаточную толщину защитного слоя, тем самым, повышая надежность и долговечность всей монолитной конструкции.

Максимально облегчить процедуру формирования заданного в проекте защитного слоя и одновременно упростить процесс возведения монолитных конструкций позволяют закладные детали из пластмассы (фиксаторы арматуры), непосредственной функцией которых является фиксация арматуры в определенном положении, что гарантирует стабильность толщины защитного слоя как в процессе монтажа арматуры так и при заливки бетона в опалубку.

Бетон — это тяжелый раствор и при его заливке (особенно с помощью бетононасосов) динамическое воздействие на арматурный каркас очень велико и здесь фиксаторы защитного слоя арматуры выполнят свою задачу. Также пластиковый фиксатор арматуры не даст сдвинутся арматурному каркасу при виброуплотнении.

Цена фиксаторов арматуры — это крохи по сравнению с приносимой ими пользой. И только недобросовестные строительные организации могут экономить на применении пластиковых фиксаторов арматуры , работая по принципу «быстрее сдать» и перекладывая проблемы последующей коррозии и разрушения на плечи заказчика.

Одним из преимуществ этих фиксаторов является их универсальность, то есть возможность применения с любой арматурой, используемой в строительстве (металлической, оцинкованной, стеклопластиковой арматурой, базальтопластиковой арматурой).

Материал, из которого изготовлены фиксаторы арматуры, имеет высокий уровень морозостойкости, устойчивость к воздействию агрессивных сред, что увеличивает долговечность готовых конструкций и позволяет решать многие задачи при возведении объектов различного назначения.

Наибольшее распространение получили такие фиксаторы арматуры как «Звездочка«, «Опора«, «Стойка» и «Стульчик» , а также несъемный фиксатор опалубки одновременно выполняющий и задачи фиксации защитного слоя арматуры и крепления элементов сборной несъемной опалубки. Полный ассортимент таких фиксаторов арматуры в Москве можно приобрести в компании «ЛегоБетон», где специалисты помогут подобрать оптимальный вид фиксаторов и осуществить полную комплектацию Вашего строительства.

Можно ли использовать ржавую арматуру в бетоне? Советы зав. лаб. НИИЖБ профессора С.А. Мадатяна. Взял на заметку — Дзен дневник

Добрый день, уважаемые гости и подписчики моего канала!

Арматура является одним из самых востребованных строительных материалов на строительном рынке. Спрос велик, поэтому огромен и ассортимент, к тому же каждый заказчик (застройщик, хозяин) стремится закупить материалы по лучшим ценам, а самая низкая цена приходится именно на осень, в этот период дорожают только кровельные материалы, остальные немного опускаются в цене.

Поэтому, закупаясь осенью за несколько месяцев до начала строительного сезона, арматурные прутки неминуемо будут находиться под проливными дождями и пластами снега.

В связи с чем, может возникнуть вопрос, можно ли использовать ржавую арматуру в бетоне? Строительство своего дома мы уже завершили, но остались остатки как пиломатериала около 1 куб.м., так и арматуры в количестве ~50 метров, которые лежат на открытом воздухе уже 2 с лишним года и завтра я планирую их использовать в стяжке хоз.постройки.

Существует документ, который вышел из-под пера заведующего лабораторией арматуры НИИЖБ профессора С.А. Мадатяна. Данный документ представляет собой рекомендации по использованию стальной арматуры, которая была подвержена различным видам коррозии. Автор делит процесс коррозии на 4 вида и подробно описывает каждый из них.

Документ носит название «Рекомендации по применению в железобетонных конструкциях арматуры покрытой ржавчиной». Вот так выглядит скан-копия данного документа:

Профессор разделяет коррозию стальных прутков на 4 вида. Разберем каждый.

1. Самый первый — это лёгкая ржавчина, которая не портит общий вид и цвет арматуры, а так же не изменяет ее вес:

Безусловно, такие прутки могут быть легко использованы в качестве арматурного каркаса внутри ЖБ конструкции.

2. Второй вид коррозии —покрытие прутка арматуры плотной ржавчиной, но которая может быть легко удалена металлической щеткой. Данный вид коррозии сейчас ярко проявляется на моих прутках спустя два года.

Фото автора:

Подобные металлические стержни так же могут быть легко применимы при сооружении ЖБ конструкций без предварительной чистки. Такая ржавчина не является предметом отбраковки изделий и она практически сразу растворяется в щелочной среде, создаваемой цементным клеем.

3. Третий вид коррозии стали, когда пруток арматуры локально покрывается ржавчиной в тех местах, куда попала вода или проникла сырость. Такая ржавчина практически не изменяет основного сечения арматуры.

Согласно вышеуказанного документа, такой материал также может быть использован в бетоне, поскольку и такая ржавчина тоже растворяется под действием щелочных соединений цементно-песчаной смеси.

4. Последний четвертый вид коррозии — это коррозия, которая значительно уменьшает рабочее сечение арматурного прутка. Это та ржавчина, которая уже съела поверхность металла и нарушила целостность прутка.

Проявляется на арматуре как толстый и плотный слой ржавчины, при этом родной цвет стали уже не просматривается:

Использование такой арматуры без предварительной обработки уже запрещается при сооружении ЖБ изделий. Но, после обработки — диаметр прутка будет значительно уменьшен, в связи с чем, первоначальное (исходное) сечение такой арматуры уже не учитывается, а берется на один размерный ряд меньшее.

Другими словами, очищенная от ржавчины арматура диаметром 12 мм. может применяться только как 10 мм., а пруток исходного диаметра 10 мм. может быть применен только как 8 мм. и т.д.

Как мы видим, арматуру с различными видами коррозии можно применять на стройплощадках за исключением коррозии 4-го вида. В большинстве случаев, нам не требуется платить лишние деньги за очистку, а тем более переплачивать за чудо-средства, удаляющие ржавчину.

Надеюсь, статья была для Вас полезна!

Спасибо!

  • Когда лучше всего приступать к строительству дома: весной, летом или осенью?
  • Где и какой раствор лучше всего применять? Соотношение цемента и песка: 1:1, 1:2, 1:3, 1:4, 1:5, 1:6
  • Как залить фундамент под старый/ветхий дом, не поднимая постройку?

Коррозия стальной арматуры в бетоне

Защитный слой бетона в железобетонных конструкциях ограждает арматуру от внешней среды, но не изолирует ее полностью. Внешняя по отношению к железобетонным конструкциям среда воздействует прежде всего на бетон и лишь через него – на арматуру. По существу, средой, в которой находится арматура, является бетон.

Коррозия стальной арматуры происходит по электрохимическому механизму, для действия которого необходимы следующие условия:

Читайте также:  Термическая обработка металлов: описание и функции, процессы и виды, стадии обработки чугуна и цветных сплавов

наличие разности потенциалов между отдельными участками поверхности металла, т.е. электрохимическая неоднородность ее;

  • наличие электролитической связи между этими участками;
  • активное состояние поверхности на анодных участках, где металл растворяется;
  • наличие достаточного количества деполяризатора, в частности кислорода, необходимого для поглощения на катодных участках поверхности металла избыточных электронов.

Поскольку структура стали и контактного слоя бетона у ее поверхности неоднородны, то первое условие для арматуры в бетоне выполняется всегда.

Так как бетон представляет собой капиллярно-пористое тело с активной и гидрофильной внутренней поверхностью, то второе и четвертое условия протекания коррозионного процесса в бетоне также выполняются.

Следовательно, отсутствие коррозии стали в плотном бетоне связано с тем, что не выполняется третье условие.

Защита бетоном стальной арматуры основывается на пассивирующем действии щелочных сред. В щелочных растворах коррозия железа уменьшается, что объясняется образованием защитной пленки из гидрата окиси железа. С увеличением рН уменьшается растворимость гидроокиси и защитные свойства пленки повышаются.

При гидратации зерен портландцементного клинкера в значительном количестве образуется гидрат окиси кальция.

Влага, содержащаяся в пористом теле цементного камня, твердевшего в нормальных условиях и не претерпевшего изменений по влиянием агрессивной среды, насыщена гидратом окиси кальция и имеет щелочную реакцию.

Величина рН жидкой фазы такого бетона находится в пределах 12,2-13,0. В водном растворе с таким рН наступает практически полная пассивация поверхности стали.

Однако бетон представляет собой капиллярно-пористое тело. Основную массу пор и капилляров в бетоне составляют поры и капилляры цементного камня, образовавшиеся в результате испарения избыточной воды затворения.

В процессе длительного твердения при полной гидратации зерен клинкера химически связанная вода составляет до 20-25% от массы цемента (в/ц = 0,2-0,25). Практически для получения удобоукладываемых смесей применяют в/ц не менее 0,4.

Избыточная вода затворения образует, испаряясь, разветвленную сеть пор и капилляров — мелких в цементном камне, более крупных – на контакте цементного камня с зернами заполнителя.

Капиллярно-пористое тело бетона в зависимости от плотности структуры обладает различной проницаемостью для газов, паров и жидкостей. Кроме того, в зависимости от влажностных условий окружающей среды бетон может иметь разную степень насыщения влагой.

При непосредственном длительном увлажнении бетона заполняются все поры, включая крупные, и арматура находится в условиях полного погружения в электролит. Аэрация поверхности стали в этом случае затруднена, т.к. поры закрыты влагой и в таких условиях арматура в обычном плотном бетоне не корродирует.

Низкой относительной влажности окружающей среды соответствует малая степень заполнения влагой пор бетона. Несмотря на сравнительно легкий доступ кислорода воздуха к поверхности арматуры, на ней оказывается мало влаги для протекания процесса электрохимической коррозии стали.

Поэтому при относительной влажности воздуха ниже 60% в обычном тяжелом бетоне коррозии арматуры не наблюдается. Коррозия арматуры в плотном бетоне обычно происходит при значениях относительной влажности воздуха 70-80%, либо при периодических увлажнениях конструкций.

В этих условиях влажностное состояние бетона таково, что наряду с наличием достаточного количества влаги для работы коррозийных гальванических пар на поверхности арматуры имеется более или менее свободный доступ кислорода воздуха к ней через частично открытые поры и капилляры.

Чем больше пор в бетоне и чем они крупнее, тем более неоднородны условия на поверхности арматуры как из-за несплошного обволакивания арматуры цементным камнем и пленками щелочной влаги, так и вследствие разной степени аэрации ее поверхности. Чем больше пористость и неоднородность структуры бетона, тем выше опасность возникновения коррозии арматуры и скорость ее развития.

Другой особенностью бетона как среды для арматуры является то, что его свойства изменяются во времени. Пористый цементный камень, проницаемый для паров и газов, соприкасаясь с воздушной средой, может подвергаться интенсивной карбонизации.

В процессе карбонизации углекислый газ воздуха проникает в поры и капилляры бетона, растворяется в поровой жидкости и реагирует с гидроокисью кальция, образуя слаборастворимый карбонат кальция. Карбонизация снижает щелочность содержащейся в бетоне влаги.

Скорость распространения процесса карбонизации вглубь бетона зависит от его проницаемости и концентрации углекислоты воздуха.

Присутствующие в промышленной атмосфере кислые газы – сернистый газ, хлор, хлористый водород – также поглощаются бетоном и реагируют с гидратом окиси кальция, резко понижая щелочность бетона.

Бетон, лишенный естественной щелочности, перестает оказывать защитное действие на стальную арматуру, и при определенном влажностном состоянии бетона арматура начинает корродировать, причем скорость коррозии будет зависеть от воздухопроницаемости бетона.

Другими факторами, влияющими на состояние арматуры в бетоне, кроме состава и влажности окружающей среды, являются: состояние поверхности и степень напряжения арматуры; структура, состав бетона и толщина защитного слоя; вид вяжущего и режим твердения бетона; различные добавки, вводимые в бетон в качестве пластификаторов и ускорителей твердения; наличие трещин в бетоне защитного слоя.

В трещинах с малым раскрытием скорость коррозии арматуры становится меньше скорости коррозии незащищенной стали.

Это объясняется тем, что растущий в стесненных условиях слой ржавчины сильно уплотняется и начинает существенно ограничивать как анодный, так и катодный процессы на поверхности арматуры в зоне трещин. Этого не происходит при коррозии незащищенной арматуры, когда образуется рыхлая ржавчина.

В широких трещинах и при специфической агрессивности среды это затухание коррозии может носить временный характер, так как прочность бетона на растяжение в защитном слое может оказаться недостаточной для восприятия растущего давления со стороны слоя ржавчины, произойдет раскалывание и отпадение защитного слоя бетона с последующим ускорением коррозии арматуры и распространением ее вдоль стержня. Практически такая опасность тем меньше, чем выше прочность бетона и толще защитный слой у арматуры.

Ржавая арматура как предмет спора: стоит ли покупать и использовать?

В работе с металлопрокатом, особенно черным прокатом строительного назначения, вроде бы все просто.

Но стоит присмотреться повнимательнее – и мы увидим большое количество проблем, связанных с ржавением металлопроката, отказом от его закупки потребителями и прямыми итоговыми убытками металлотрейдеров.

И как правило, эти проблемы в массе своей связаны с неосведомленностью трейдеров, и потребителей о свойствах металлопроката, механизмах коррозии (которая для железа просто неизбежна), и использовании такого металлопроката в строительстве, промышленности и теплоэнергетике.

Для того, чтобы металлопрокат, покрытый ржавчиной, но еще вполне в товарном состоянии, был отгружен потребителю, который его бы в итоге принял, металлотрейдерам необходимы определенные знания.

Потому что в противном случае клиенты отказываются от ржавой продукции, а сотрудники металлоторговых компаний ничего с этим поделать не могут – аргументов нет.

Стоит отметить, что ржавчина ржавчине рознь, и если продукция действительно некондиционна – порядочная компания не имеет морального права грузить ее потребителю как новую.

Разберем на конкретном примере – на арматуре. Строительная арматура для металлотрейдеров – наиболее рыночный, биржевый металлопрокат. И поэтому очень часто алгоритм работы с ней предельно прост – закупить в декабре, продать в июне.

Но – арматура хранится на открытом воздухе, часто под своим весом зарывается между ригелями, вплотную соприкасаясь со снегом и талой водой.

И в итоге – ржавеет, теряет свой товарный вид, вызывая тем самым вопросы и недовольство ее покупателей.

Каждый из металлотрейдеров неоднократно (ну, или хотя бы раз в жизни), сталкивался с ситуацией, когда клиент требовал замены арматуры, или отказывался ее забирать, говоря, что она ржавая, и не может быть применена в производстве.

Проблема очевидна, учитывая, что в строительстве преимущественно распространена арматура А400С (А500С), которая максимально подвержена ржавению.

При этом ее производят крупнейшие комбинаты, отказываясь от производства арматуры с добавкой легирующих элементов (35ГС, 25Г2С), которая и ржавеет гораздо медленнее, и вид товарный сохраняет куда дольше.

И что же делать менеджерам по продажам, руководителям? В ситуации, когда купленная арматура из-за особенностей складского хранения ржавеет, бьет в первую очередь по металлоторговым компаниям, потому что именно они оказываются наиболее незащищенными в играх с арматурой. Кому то свезло, а кому нет – у того и арматура ржавая, и еще убыток от обесценивания.

Читайте также:  Названия всех металлов на земле

Между тем, многих таких ситуаций вполне можно было бы избежать, если бы сотрудники металлоторговых компаний чаще изучали нормативную документацию, а также имели бы для таких случаев готовые алгоритмы действий.

Для металлотрейдеров, торгующих арматурой, и потребителей, ее приобретающих, будет очень важно знать, что их злоключения наконец то будут сведены к минимуму – благодаря важному документу, разработанному ведущим специализированным НИИ России – НИИЖБ Ордена трудового красного знамени.

Документ содержит всего два листа и называется – Рекомендации по применению в железобетонных конструкциях арматуры, покрытой ржавчиной. В документе предельно просто разобраны возможные виды ржавчины, с ее характерными признаками, а также условия применения такой арматуры и условия ее хранения.

Очень жаль, что этого документа не появилось раньше – не было бы попорчено столько нервов и не было бы потрачено столько времени в спорах с потребителями – заводами ЖБИ и т.п.

  Надо понимать, что в существующих условиях складского хранения металлопрокат ржавеет, но это не означает, что его не надо продавать – напротив, аргументировано, со ссылками на нормативную документацию, отстаивать продажи продукции и интересы своих компаний. И в случае, когда продажа такой продукции аргументировано, потребители данной продукции также остаются в выигрыше – добиваясь дополнительных скидок, льготных условий по оплате.

Как избавиться от ржавчины >>> Статьи компании «Частное предприятие "АДЕНТИНА СЕРВИС"

Сколько раз вы видели применение  арматуры со следами ржавого налета на поверхности  при производстве монолитных работ ?

Практически всегда.

А ведь использование в монолитной конструкции ржавой арматуры  существенно снижает расчетные характеристики элемента в целом и создает дополнительные, не учтенные расчетом опасные напряжения в здании в целом. Неизбежным следствием этих вольностей являются аварии в будущем….

А теперь вопрос ,необходима ли антикоррозийная обработка арматуры перед укладкой бетонной смеси? Ответ очевиден.

  • При использовании в производстве монолитных работ различных преобразователей ржавчины, наконец был отобран «ИФХАН-58ПР», который великолепно зарекомендовал себя так как наиболее полно отвечал всем возможным требованиям, а именно: технологичность нанесения (полная реакция за один, максимум два прохода),не высокий расход, нейтральная реакция на поверхности для исключения применения последующей операции смывки пассиваторами, не высокая цена.
  •  Всем этим требованиям удовлетворяет нейтральный преобразователь ржавчины «ИФХАН-58ПР»
  • выдержки со строительного форума про « Ржавую арматуру в бетоне «

…Металл или точнее арматура не ржавеет там, т.к. для окисления нужен кислород а бетон не содержит такового…

 Не правда. Основной принцип защиты арматуры- это то, что бетон в нормальном состоянии имеет щелочной ph. Он образует на поверхности металла специальный, т.н. пассивационный слой, т.е. слой который уже не может окисляться. Поэтому, несмотря на наличие кислорода и воды,  арматура не ржавеет.

Минус такой защиты- что вообще говоря такая пара бетон-арматура работает как батарейка и защитный слой на арматуре работает до тех пор, пока в результате взаимодействия бетона с окружающей средой (в основном с углекислым газом, но вообще говоря у бетона куча видов коррозии- сульфатная к примеру) ph бетона не падает до 9-10.

Тогда защита перестает работать и арматура начинает гнить прямо в бетоне. Такое бывает со старым бетоном, бетоном в агрессивных средах, слишком пористым, неправильно сделанным. При обследовании конструкции всегда обращают внимание на ph бетона защитного слоя.

Для это отколотый кусок бетона (или керн) с защитным слоем и более глубинными слоями (обычно просто оббивают угол конструкции) поливают по-моему фенолфталеином и смотрят- покрасится  защитный слой в фиолетовый цвет али нет- защищает он арматуру или уже не защищает.

…поэтому вся арматура, которая попала в бетон, является огрунтованной и не может ржаветь…

 Это далеко от реалий. Бетон- довольно пористый и живой материал. Он намокает, замерзает, размерзается, «дышит», т.е. впитывает газы, впитывает соли из воды или наоборот- отдает свои соли пресной (пресная вода очень агрессивно по отношению в бетону). Основной принцип защиты был описан выше.

Остальное- косвенные методы, помогающие продлить жизнь бетона, который тогда и сам будет дольше защищать арматуру. Например,  пористость бетона сильно зависит от водоцементного отношения при приготовлении бетона. Чем оно ниже- тем меньше пористость, но хуже удобоукладываемость бетона.

Чем меньше пористость- тем меньше взаимодействие бетона с окружающей  средой.

Поэтому при необходимости (сульфатостойкие морские бетоны, морозостойкие бетоны) в бетоны, например, вводят пластификаторы, которые позволяют достигать удобоукладываемости смеси при очень малом количестве воды и соответственно  бетон будет получаться с низкой пористостью, т.е.

более живучий и менее подверженный влиянию окружающей среды. Ну и кроме того, никто не отменял метод борьбы с коррозией массой- увеличивать долговечность путем увеличения массы конструкции и защитных слоев арматуры. Кстати минимальные защитные слои нормируются в зависимости от агрессивности среды.

 Но все эти «менее»- это лишь относительно. Создать бетон, не реагирующий со средой и не корродирующий вообще говоря также трудно, как создать идеально нержавеющую сталь, т.е. невозможно.

…а по поводу того как бетон прилипает к ржавчине все очень просто…

 Ой… не так уж и просто…

бетон к ней не прилипает…

 А это- смотря к какой арматуре. К ржавой- не прилипает  А к чистенькой- прикипает и довольно неплохо. По нормам арматура, закладываемая в конструкции должна очищаться от ржавчины, обезжириваться и прочее, прочее, прочее, чего у нас никто не делает.

Нас спасает только то, что мы строим пока сравнительно невысокие здания и такая вещь как ржавчина там не очень сказывается. А вообще говоря, при ответственных и серьезных сооружениях ржавчину на арматуре не допускают на пушечный выстрел. Это, кстати не говоря о том, что ржавая арматура легче продолжает ржаветь, бетон ее защищает хуже, т.к.

образование защитной пленки затруднено. К тому же, ржавея арматура увеличивается в объеме, и попросту скалывает защитные слои.

…бетон создает вокруг арматуры или арматурной сетки прочную оболочку, которая держит сама себя…

 Ну.. сама себе она может держать максимум от стержня до стержня, если это изгибаемый элемент. А вообще-то в изгибаемом элементе (колонны, балки, плиты) бетон держится за арматуру, поэтому сцепление крайне важно.

У меня в шкафу валяется кусок бетона с испытаний опытных колонн. Арматура там была такая ржавая, что при минимальных усилиях попросту отлетала от бетона, оставляя весь слой ржавчины на отколотом бетоне.

Страшная картина.

 Кроме того- бетон и арматура вообще-то имеют разные модули деформации, поэтому при совместной работе могут «напрягать» друг друга. И тогда опять очень важно сцепление. Ржавая арматура- враг качественного железобетона.

…не ровной поверхностью, или лучше рельефной поверхностью…

 Насечки называются. Бывает арматура периодического профиля (с насечками) и гладкая. Например AIII и А400С- периодическая, AII и А240С- гладкая. (уточняю- даже в наше время есть гладкая арматура)

…а арматурный каркас держится за пустоты в бетоне своей….

 Какие пустоты? Там же нет кислорода, по-вашему утверждению? На самом деле тут явно описка. Вообще говоря, бетон состоит из наполнителя и заполнителя. На пример: наполнитель- на портландцементе, заполнитель- гравий. Но может быть наполнитель-  полимерцемент.

Или заполнитель- скажем пемза для очень легких бетонов. Есть варианты. Или классика: наполнитель- известка. Получаем известковый классический римский бетон. Так что собственно за наполнитель и заполнитель и цепляется арматура насечками.

Плюс не только физически, но и в случае чистой поверхности арматуры- еще и химическими связями.

…Поэтому если на железобетон дать нагрузку на сжатие, то работает бетон…

 Не соответствует  действительности в общем случае. Арматура тоже бывает сжатой.

Если сжатие слишком велико и бетон его не воспринимается, то и в колонны, и в балки в сжатую зону вводится сжимаемая арматура. То, что вы описали- не правило, а лишь частный случай.

Хотел бы я посмотреть, как вы колонну тонн на 1000-1500 да с моментами 100 тс*м в двух направлениях без сжатой арматуры законструируете

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Станок