Оттиск на металле как называется

Содержание
  1. Офорт
  2. История изобретения офорта
  3. Техника офорта
  4. Известные мастера офорта
  5. Различные манеры и приемы офорта
  6. Техники гравюры с примерами работ
  7. Резцовая гравюра (резец)
  8. Отличительные признаки резцовой гравюры:
  9. Сухая игла
  10. Отличить гравюру сухой иглой можно по таким признакам:
  11. Пунктирная манера
  12. Отличительные признаки пунктирной техники:
  13. Меццо-тинто
  14. Основные признаки гравюры по технике меццо-тинто:
  15. Офорт
  16. Основные признаки гравировки техникой офорта:
  17. Акватинта
  18. Отличительные признаки гравюры методом акватинты:
  19. Лавис
  20. Отличительные признаки гравировки методом лависа:
  21. Мягкий лак
  22. Основные признаки техники мягкого лака:
  23. Карандашная манера
  24. Основные признаки гравировки карандашной манерой:
  25. Литография
  26. Основные признаки литографического оттиска:
  27. Гравюра на стали
  28. Базовые признаки гравировки на стали:
  29. Офорт — вид печатной графики: суть офорта, особенности техники, история возникновения. Примеры офортов известных художников разных веков. Купить офорт
  30. Отличительные особенности и краткая история офорта

Офорт – это вид станковой гравюры, изготовленной специальным способом. Изображение в технике офорт получают с помощью оттиска с готового клише.

В основе техники лежит химический процесс (воздействие на металл азотной кислотой), а не механический метод получения изображения специальными инструментами.

Техника относится к углубленной (глубокой) печати рисунка, то есть углубления по контуру рисунка на металлической пластине заполняют краской и переносят на бумагу с помощью специального станка.

Оттиск с одного клише можно делать многократно, поэтому офорт является наиболее удобным методом гравировки.

Об офорте впервые упоминается в начале XVI века, широкое распространение же она получила ближе к следующему столетию. Слово «офорт» произошло от французского eau forte – сильная вода, имеется в виду азотная кислота, с помощью которой получают оттиск. Техника появилась у ювелиров и оружейников, где было необходимо наносить изображение на металл.

Долгое время технику офорта использовали только в иконописи. Только в XVII веке офорт начали использовать в искусстве. Гравюры того времени, полученные с помощью офорта, становятся отдельным видом искусства.

Рембрандт использовал повторное травление и добивался высокого качества изображений с проработанными мельчайшими деталями и сложными цветовыми переходами. Используя офорт, он делал небольшие зарисовки и наброски, превратив технику в вид графического искусства.

Художники использовали различные виды бумаг для получения уникального результата. К концу XVIII века офортные гравюры стали использовать в типографии. Практически во всех книгах того времени иллюстрации выполнены по этой технологии. Иллюстрации получались живописными и довольно реалистичными.

При этом обходилось это довольно недорого, а формы были долговечными, что позволяло использовать их многократно.

Рисунок создают на металлической доске – на меди или цинке, иногда используют сталь. Сначала доску очищают, шлифуют и полируют. Затем слегка нагревают и покрывают лаком. Для лака используют специальный кислотоупорный состав. В Средние века использовали канифоль и смесь из смолы и воска. Позже начали применять состав на основе асфальта и воска.

Современные мастера чаще всего берут раствор битумного лака. Форму с застывшим покрытием коптят, на черном фоне нанесенные бороздки будут лучше видны. На подготовленную форму наносят рисунок, используя офортные инструменты. При этом слой лака процарапывают на всю толщину, офортная игла должна доходить до самого металла, но не повреждать его.

Затем доску обрабатывают кислотой, которая разъедает его только в местах без защитного слоя лака. Под воздействием кислоты, металл протравливается, на нем остаются углубления, которые и создают рисунок при оттиске на бумагу или другую поверхность. Для цинковых форм используют азотную кислоту, а для медных подходит раствор хлорного железа.

После травления кислотным составом, доску промывают, слой лака зачищают, и на поверхности остаются углубленные очертания нанесенного изображения.

Лак удаляют с пластины, используя скипидар или бензин.

Для получения оттиска на готовое клише наносят краску. Ее излишки снимают специальным шпателем или губкой. Затем рисунок переносится на бумагу или ткань.

Рисунки, создаваемые с помощью техники офорт, могут быть очень сложными с цветовыми переходами или полутенями и затемненными участками. Отличительным качеством техники является возможность ступенчатого травления.

После нанесения изображения мастер выполняет пробную печать, затем повторяет операцию с защитным лаком, процарапыванием рисунка и травлением. Таким образом мастера добиваются мельчайшей проработки деталей и идеального результата.

После нескольких травлений доска из меди или цинка готова к дальнейшему использованию, ее можно использовать для печати оттисков.

Каждый оттиск считается отдельным произведением искусства, так как имеет небольшие отличия. У Рембрандта, который часто использовал офорт для своих гравюр, осталось по несколько копий одной картины. Оттиски сделаны на разных стадиях травления и отличаются один от другого. Каждый из них имеет свою ценность и уникальность.

Увеличивая время травления, мастера варьируют глубину штрихов, а впоследствии глубину тона на картине.

Мастера используют специальную временную шкалу для ступенчатого травления, где отмечают время травления формы. Иногда лаком покрывают уже протравленные участки, а другие подвергают травлению повторно.

Это делается для получения более глубоких канавок, так цвет на оттиске получается темнее.

При изготовлении досок нужно учитывать, что при многократном и постоянном использовании формы мельчайшие детали стираются, и оттиск становится не настолько детально проработанным. Тончайшие линии, штрихи и точки со временем стираются и не оставляют оттиск первоначального качества. Такие доски уже не имеют высокой ценности и требуют реставрации.

Железные формы более долговечные и выдерживают значительное количество тиражей, а цинковые и медные доски мягче.

В технике офорт существует несколько манер исполнения штрихов и линий на пластине (доске), полученных травлением. Самая распространенная из них – травленый штрих, иногда ее называют классической, штриховой или игловой. В работе ее часто сочетают с другими приемами офорта, например, с акватинтой и лависом.

Преимущество офорта перед другими разновидностями техник гравировки – относительная простота и легкость работы. Для создания гравюры не требуется значительных физических усилий. Мастер может выполнять штрихи и линии в любом удобном направлении, создавая неповторимый узор на пластине. При травлении кислотой штрихи разъедаются не только в глубину, но и немного в ширину.

Это делает рисунок объемным. Некоторые мастера офорта достигали эффекта цветности, используя разные манеры и приемы при изготовлении форм для оттиска. Мелкие неглубокие штрихи и линии кажутся более светлыми и утопленными в офортную бумагу, а глубокие, наоборот, выступают на поверхности и имеет темный глубокий цвет. Резные металлические формы для гравюр изготавливают сами мастера-художники.

Изготовление (особенно травление) требует внимательности и осторожности. Кислоты и их пары, используемые для травления, ядовиты.

Техника офорт позволяет делать и цветные гравюры. Существует несколько вариантов получения цветной гравюры. В первых попытках для этого разные участки формы покрывали разными цветами, и производили печать. Позже начали использовать несколько досок с одинаковым изображением.

Каждую доску окрашивали в один цвет, при наложении друг на друга они давали цветное изображение. Некоторые мастера вручную раскрашивают пластину, а затем делают оттиск. Иногда сначала делают черный оттиск для фона, а потом накладывают цветное изображение.

При получении художественных репродукций мастера подкрашивают и сам оттиск, а не только форму.

Основной прием офорта, собравший в себе все характерные особенности техники. Каждый художник-офортист должен в первую очередь овладеть этой манерой, и только потом развивать свое мастерство. Для нанесения рисунка на доску травленым штрихом используется специальная офортная игла.

Стальные иглы для офорта существуют различного диаметра. Иногда мастера используют пучки игл или металлические щеточки. После чего форма протравливается, и делается пробный оттиск. Иглой на пластине рисуют, как карандашом на бумаге.

Мастера используют разную силу нажима для получения различной глубины контура рисунка.

Более сложный прием в офорте, позволяющий добиться мягкого цветового перехода. Гравюры в этой манере схожи с акварельными рисунками. На форму сначала наносят только контур будущего рисунка, затем протравливают доску.

Места, где оттиск должен быть темным покрывают асфальтовым грунтом или канифолью, которые при нагреве оставляют шероховатости. А светлые места покрывают защитным лаком. Затем доску нагревают и повторно протравливают.

Акватинту часто используют совместно с классическим офортом, а также в цветной печати.

Относительно новая манера в офорте. Она возникла из смеси акватинты и травленого штриха. Отличительная черта этой техники – рисование кистью непосредственно на подготовленной металлической пластине.

Для этого используют кисть из стекловолокна и специальные чернила или гуашь. Поверх изображения наносят лак и промывают пластину обычной водой. Под воздействием чернил (гуаши) и воды места, которые нужно протравить, обнажаются с предельной точностью.

Манера резерваж позволяет сохранять индивидуальные особенности авторских рисунков и технику художников.

Для этого приема на форму напыляют канифоль. Металлическую пластину нагревают, и канифольный порошок плавится.

Поверх него наносят изображение кистью, используя травящий раствор из кислоты, гуаши и клея. После этого форму хорошо промывают.

Такие манипуляции можно повторять, добиваясь необходимого результата. Гравюры в манере лавис имеют мягкие очертания, схожие с акварельными картинами.

Еще манеру иногда называют срывной лак. Прием является простым и не требует специальных навыков от мастера-офортиста. Прием заключается в добавлении жира (сала) в кислотоупорный лак. Из-за этого офортный грунт становится мягким и легко сходит с пластины.

При нанесении штрихов на форму накладывают крупнозернистую бумагу. Тупым карандашом наносят рисунок (или узор), используя различную силу нажима. В местах нажима бумага прилипает к лаку. Вместе с бумагой лак легко отделяется от формы. Форму подвергают травлению, и удаляют остатки грунта. На доске остается зернистый рисунок.

Такие гравюры похожи на карандашные наброски.

Прием иногда рассматривают как отдельную технику гравюры. Но все же правильнее относить ее к приемам офорта. В этом приеме для нанесения контура на форму не используют кислоты и травящие составы.

Изображение наносится непосредственно на металлическую поверхность острой иглой. Поэтому метод и назвали сухая игла. Здесь красота гравюры полностью зависит от навыков и таланта мастера.

Часто сухую иглу сочетают с другими приемами.

Эффектно смотрятся гравюры в технике сухой иглы в сочетании с акватинтой или лависом.

Сухая игла требует физических сил от мастера. Для этой манеры характерны прямые линии и штрихи. Плавные и замысловатые узоры сложно прорисовать иглой по металлу. Часто сухую иглу используют для доработки гравюр, выполненных классическим офортом или резцом.

Один из самых трудоемких приемов в технике офорта. Но гравюры, созданные в этой манере, смотрятся очень эффектно. Прием заключается в создании эффекта зернистости на пластине. Это достигается нанесением большого числа мельчайших углублений и шероховатостей.

Они придают плавность переходу от светлых тонов к темным, создается эффект полутеней. Гравюры в технике меццо-тинто отличаются богатством оттенков и полутонов. Меццо-тинто называют «черной манерой» офорта, из-за преобладания темных тонов на гравюрах.

Рисунок создается умело подобранными светлыми тонами на темном фоне.

Прием произошел из сочетания резцовой манеры с классическим офортом. После первого нанесения рисунка на форму в классической манере и травления линии углубляются методом сухой иглы. После такого приема штрихи оттиска становятся широкими и густыми. Линии схожи с итальянским карандашом или даже сангиной. Карандашную манеру использовали для воссоздания уже имеющихся рисунков.

Прием заключается в создании рисунка, используя пунктиры, точки или небольшие штрихи. Глубина цвета и полутона достигаются различной глубиной и размером точек, их скученности или, наоборот, разброса.

Точки наносят различными инструментами на загрунтованную пластину, которую позже подвергают травлению. Сначала техника пунктира была характерна только для резцовой гравюры, но затем ее переняли и мастера-офортисты.

Манеру чаще используют в репродукционном офорте.

Самый первый вид гравюры на металле. В нем не применяют травильные вещества, а наносят рисунок сразу на металл. Для этого используют специальный инструмент – резец (штихель). После нанесения рисунка доску тщательно зачищают, удаляя все неровности, стружку и шероховатости. После этого доску можно использовать для пробного оттиска.

Первым знаменитым художником, начавшим использовать офорт в своих работах стал Альбрехт Дюрер. Именно он начал экспериментировать с различными металлами и кислотами при изготовлении форм для гравюр.

В своих работах Дюрер умело сочетал классические гравюры с офортными работами.

Итальянский художник Пармиджанино, а позднее и Рембрандт создавали неповторимые шедевры в техники офорта. Они добивались игры цвета и тени, используя ступенчатое травление.

Французский живописец Жан-Батист Лепренс в 1765 году открыл новый прием в технике офорта. Прием назвали акватинта, он помогает создавать полутона, напоминающие акварельный рисунок. А непревзойденным мастером в этой манере стал художник-офортист Франсиско Гойя.

Свои силы в офорте пробовал даже Сальвадор Дали. В этой технике он выполнил свою знаменитую серию гравюр «Пять бессмертных испанцев».

В России первыми офортистами стали иконописцы. Самый первый оттиск в технике офорт был выполнен знаменитым иконописцем Симоном Ушаковым. Позже практически все художники-графики пробовали свои силы в офорте. В Санкт-Петербурге даже было основано общество офортистов в 1871 году, куда входили знаменитые И. Шишкин и И. Репин, В Матэ и многие другие художники.

В советское время гравюру и офорт начали преподавать в Московском полиграфическом институте. И в 60-70-е годы прошлого века офорт пережил свое возрождение, им начали заниматься художники-графики В. Янкилевский, Э. Неизвестный, Д. Плавский, Г. Басыров, Г. Захаров, В. Звонцов. В технике офорт часто выполняли иллюстрации в книгах и других типографских изданиях.

Техника популярна и в настоящее время. Гравюры отличаются особенным стилем и изяществом, бархатистостью штрихов и проработкой деталей.

Офорт

Название этого способа — офорт — происходит от слов »  eau forte», что в переводе с французского означает » сильная» или » крепкая вода» — так называлась в те времена азотная кислота.

История изобретения офорта

Гравирование по металлу в традиционной манере занимало массу времени. Для того,чтобы сделать одну страницу, мастеру требовалось несколько недель, а то и месяцев. Вот почему художники — граверы все время искали способы упрощения техники для  облегчения этого трудного дела.

Первые образцы офортов датируются 1501 — 1507 годами. Их автором стал Даниэль Хопфер.  Спустя несколько лет гравер из Швейцарии Урс Граф сделал несколько офортов, и именно его впоследствии стали считать родоначальником данной техники.

В 1515 — 1518 годах Альбрехт Дюрер, владевший искусством офорта в совершенстве, создал шесть известных рисунков на металлических досках, одним из которых является изображение пушки на фоне живописной природы.

Альбрехт Дюрер » Пейзаж с пушкой». Офорт на меди ( 1518 год).

Техника офорта

Основой техники изготовления офорта является нанесение на пластину из металла специального лака, который выдерживает воздействие кислот. Сверху лака с помощью остро отточенных инструментов мастер процарапывает изображение гравюры.

После этой процедуры металлическая пластинка обрабатывается кислотой, которая вытравливает рисунок на металле. Далее остатки лака счищаются с поверхности пластины.

Делать это было значительно легче, чем резать глубокие штрихи штихелем. Затем по краям пластины делали невысокий бортик из воска, чтобы получи лось корытце. В него наливали крепкий раствор азотной кислоты. Там, где игла соскребала с металла лак, кислота протравливала штрихи рисунка. Затем форму отчищали и печатали обычным способом.

В процессе печатания иллюстрации краска наносится на пластину, и задерживается исключительно в протравленных углублениях. На бумаге же остается яркий, точный оттиск — и именно поэтому офорт является видом глубокой печати.

Валерант Вайлант. Гравюра в технике меццо — тинто.

Известные мастера офорта

Искусство изготовления металлических гравюр в технике офорта возникло еще в начале XVI века. Многие известные художники — живописцы работали в технике офорта. Среди них можно назвать следующих:

Альбрехт Дюрер » Адам и Ева» . Гравюра ( 1504 год). Жак Калло. Офорт из серии » Цыгане» ( 1621 год). Рембрандт » Проповедь Христа». Офорт, сухая игла, резец ( 1648 год). Франсиско Гойя » Мрачное предчувствие того, что должно произойти» . Офорт из серии » Бедствия войны» ( 1808 — 1814 годы). Сальватор Роза » Пейзаж с философами». Г. Ф. Захаров » Яуза». Линогравюра ( 1962 год). Е. П. Чемесов » Автопортрет». Офорт, сухая игла, резец ( 1764 -1765 годы), Теофиль Александр Стейнлен . Иллюстрации книге » Рисунки без слов о кошках». Офорт ( 1898 год). В. В. Матэ » Портрет И. И. Шишкина». Офорт Кете Кольвиц » На штурм». Офорт из серии » Крестьянская война» ( 1903 год). Е. З. Краснушкина » Крестьянка прощается с солдатом». Бумага, офорт (1886 год). Георгий Верейский » Горы». Офорт, сухая игла. Дмитрий Митрохин. Книжная графика, ксилография. Джорджо Моранди » Кофейник». Офорт. В. М. Звонцов » Ранней весной». Офорт, мягкий лак ( 1962 год) И. И. Шишкин » Пески». Бумага, офорт ( 1886 год). Сальвадор Дали » Пять бессмертных испанцев» ( 1966 год) Юрий Яковенко Иллюстрация к книге » Дикая охота короля Стаха». Борис Французов. Офорт Дмитрий Плавинский. » Заброшенная церковь» Офорт ( 1975 год). Вильгельм Лейбль » Портрет матери Гертруды Лейбль» . Офорт ( 1879 год). Жан Клод Ришар » Вид парка на Вилле Мадама под Римом». Офорт, акватинта ( 1765 год).

Этими способами нанесения рисунка на металлическую поверхность  продолжают пользоваться многие художники и по сей день. Изображения, выполненные в технике офорта, отличаются изяществом и особенной стилистикой, которая так ценится многими поклонниками офорта. Картины некоторых современных художников, выполненные в технике офорта, станут настоящим украшением абстрактного интерьера .

Хорст Янсен. Офорт

Различные манеры и приемы офорта

Техника офорта характеризуется значительной сложностью и разнообразием изобразительных приемов и манер. Так, среди самых известных и распространенных офортных манер можно назвать следующие:

  • Травленный штрих — одна из основных техник выполнения офорта, которая заключается в нанесении изображения на металлическую поверхность путем травления кислотами. Характеризуется богатством средств художественной выразительности.

Офорт » Грифы». Травленый штрих.

  • Акватинта — оттиск гравюры в этой манере напоминает рисунок акварельными красками, потому что изображение получается несколько размытым и пастельным.

В. М. Мымрин » Суздаль». Офорт, акватинта.

  • Резерваж — данная манера офорта появилась в результате соединения приема акватинты и травленного штриха. В манере резерважа рисунок наносят кистью на обезжиренную поверхность доски, причем, движения кисти характеризуются широкими свободными мазками и подвижными штрихами пера.

Алексей Зуев » Жигули. Молодецкий курган». Резерваж

  • Лавис — приемы лависа и акватинты тесно переплетаются из — за похожести этих техник. Манера лависа предполагает нанесение на металлическую пластинку канифоли, которую затем расплавляют, а уже после выполняется рисунок кистью, смоченной в кислоте.

А. Щелоков » Яблоня». Офорт, акватинта, лавис.

  • Мягкий лак — техника офорта, в которой грунт сначала смешивают с жиром, благодаря чему материал приобретает мягкость и легко отделяется от основы. Далее загрунтованная форма покрывается зернистой бумагой, а далее на нее наносится рисунок твердым карандашом.

Юрий Куликов » Судакская крепость» . Офорт, мягкий лак ( 1979 год).

  • Сухая игла — еще одна техника гравировки, в процессе которой изображение наносится путем процарапывания отдельных штрихов на металле. В этом случае травление кислотами не используется. Полученное изображение является формой глубокой печати.

Уильям Странга » Лудильщики». Офорт, сухая игла ( 1882 год)

  • Меццо — тинто — так называемая » черная манера» офорта. Главным отличием данного приема является выглаживание светлых мест на зерненной доске. Изображение создается с помощью правильной подобранной градации светлых участков на темном фоне.

Офорт в технике меццо — тинто

  • Карандашная манера — представляет собой разновидность пунктирной манеры создания углубленного изображения на металле, которая имитирует рисунок карандашом или углем. Характерные для данной техники эффекты достигаются путем нанесения пятен или штрихов, наносимых на заранее загрунтованную пластину, которая впоследствии подвергается травлению.

Офорт, смешанная техника, карандашная манера

  • Пунктирная манера — вид углубленной гравюры на металлической пластине из меди. Изображение создается мелкими углублениями в виде точек и штрихов, которые наносятся за заранее загрунтованную пластину, позже подвергающуюся травлению.

Офорт, пунктирная манера.

  • Резцовая гравюра — представляет собой древнейший вид гравировки на металле. Рисунок наносится на поверхность медной доски резцами — штихелями с заостренным концом. После этого поверхность доски тщательно очищают шабером — гладилкой, убирая все лишние стружки. Далее углубления заполняют краской и равномерно распределяют ее, прокатывая валиком. Затем удаляют краску в гладких поверхностей, и делают оттиск. Так получается качественное изображение в технике глубокой печати.

Лука Лейденский » Лот с дочерьми». Резцовая гравюра на меди ( 1530 год).

Техники гравюры с примерами работ

Гравюра (фр. graver — вырезать) представляет собой вид графического искусства, позволяющий получать оттиски с печатных форм. Эти формы изготавливают из металла, дерева, пластика и иных материалов. Сами оттиски также называют гравюрами.

Существуют различные техники и приемы создания гравюры. Ее получают при помощи глубокой, плоской или высокой печати, которые отличаются друг от друга расположением элементов печатной формы по сравнению с пробельными элементами.

Так, у печатных форм глубокой печати они вогнуты, высокой печати — приподняты, а плоской — на одном уровне.

Далее мы рассмотрим основные техники, с помощью которых с давних времен изготавливают гравюры. Практически все они относятся к гравировке по металлу и глубокой печати.

При этом в некоторых техниках используется механический способ гравировки (сухая игла, меццо-тинто, резец, пунктир, карандашная манера), а в других применяют химический способ (классический офорт, акватинта, лавис, мягкий лак, карандашная манера).

Резцовая гравюра (резец) Сухая игла Пунктирная манера Меццо-тинто Офорт Акватинта Лавис Мягкий лак Карандашная манера Литография Гравюра на стали

Резцовая гравюра (резец)

Резцовая гравюра создается с помощью специального инструмента — штихеля (нем. Stichel — резец). Она требует от гравера высокой точности, больших усилий, терпения и может выполняться несколько недель или даже месяцев.

Резцы для гравировки по металлу.

Перед работой мастер основательно полирует металлическую пластину, создает на ней изображение с помощью ювелирного пунсона (острого инструмента) и приступает к детальной обработке рисунка штихелем. Перед печатью в пластину втирают краску, убирают ее излишки и делают оттиски.

Отличительные признаки резцовой гравюры:

  • точки имеют треугольную форму, так как ставятся концом штихеля;
  • штрихи имеют острые концы с одной или двух сторон (в местах входа или выхода штихеля из пластины);
  • из-за значительного нажима на штихель линии получаются скованными и меняют толщину при разном погружении инструмента.

А. Мантенья. «Битва морских божеств». Резцовая гравюра на меди. Ок. 1470 г.

Сухая игла

Гравировка сухой иглой называется так потому, что она проходит без покрытия поверхности пластины лаком и без травления (техники с химическим способом гравировки представлены ниже).

Для этой технологии используют иглы разного размера, шабер и гладилку. Вначале металлическую пластину готовят к работе: шлифуют, полируют, обрабатывают кромку и углы. Затем на пластину наносят желаемый рисунок с помощью графитного карандаша или тонкой иглы и приступают к процессу самой гравировки.

Нанесение изображения с помощью иглы.

Характер конечного изображения зависит от типа выбранной иглы и степени нажима на инструмент.

Если мастер нажимает на иглу слабо, тогда получается линия с чистыми краями, при сильном нажиме края линий становятся рваными с выемками и поднимающимися вверх заусенцами (барбами).

Во время печати краска заполняет эти выемки и скапливается у барб, за счет чего изображение получается очень насыщенным и бархатистым.

Характер линии при большом нажиме на иглу.

Отличить гравюру сухой иглой можно по таким признакам:

  • линии имеют острые концы (часто и в виде крючков);
  • на штрихах могут встречаться бархатистые наплывы краски, если барбы не стирались из-за многочисленных оттисков или не убирались принудительно;
  • преобладают угловатые и спрямленные линии.

С. Масловский. Портрет жены художника. Сухая игла. 1905 г.

Пунктирная манера

Эта техника подразумевает нанесение на гравировальную пластину системы точек разной формы и размеров.

В процессе работы мастер может пользоваться пунсонами с концами разной остроты и формы (в виде треугольника, квадрата и т.д.), матуаром и гравировальным молоточком.

Используя инструменты разной формы, а также разную степень давления гравер строит целую систему разнообразных точек. При необходимости он сгущает или разрежает точки, создавая эффект тени или света. В результате получается изображение с мягкими переходами.

Чтобы сделать контуры рисунка более плавными, мастер может пробивать точки сквозь лак.

Инструменты для гравировки пунктиром: граверный молоточек, матуар и пунсоны.

Отличительные признаки пунктирной техники:

  • При рассмотрении изображения видны точки разной формы.
  • В темных местах рисунка точки больше в размерах.

Пунктирная манера. После 1812 г.» src=»https://lermontovgallery.ru/upload/medialibrary/b34/b347bc566af21590f8c3557cf2db3c2a.jpg»>

А. Афанасьев. Портрет Д.В. Давыдова. Пунктирная манера. После 1812 г.

Меццо-тинто

В технике меццо-тинто (от итал. Mezzo — половина, tinto — окрашенный), которую еще называют черной манерой или английской манерой, работа ведется не с созданием углублений в подготовленной пластине, а с выглаживанием определенных участков. Для этого металлическая пластина делается шероховатой с помощью техники зернения.

То есть изначально на ней уже есть выемки, а задача гравера заключается в том, чтобы затереть те участки, которые должны быть более светлыми (на гладких участках краска почти не задерживается). Работу с изображением он производит с помощью шабера и гладкого планира.

Гравировка ведется от самого черного цвета до самого яркого света (откуда и название черной манеры), что противоположно другим техникам механической гравировки.

Зернение, выглаживание и выскребание поверхности пластины в технике меццо-тинто.

Основные признаки гравюры по технике меццо-тинто:

  • при достаточном увеличении видны маленькие насечки (зерна);
  • отсутствуют резкие линии, изображение получается мягким, с бархатистой фактурой и плавной сменой одного тона другим.

Гравюра «Аллегория восшествия на престол Александра I». Меццо-тинто. Около 1801 г.» src=»https://lermontovgallery.ru/upload/medialibrary/00b/00b31c0190cf7dd7d4c1905d3dd252d8.jpg»>

К.-В. Зеелигер. Гравюра «Аллегория восшествия на престол Александра I». Меццо-тинто. Около 1801 г.

Офорт

Название этой техники произошло от французского слова eau-forte, что переводится как крепкая водка (в старину так называли азотную кислоту). Именно азотная кислота изначально являлась основным веществом для создания офорта.

При этой технологии металлическую пластину покрывают лаком, устойчивым к кислоте. Затем наносится рисунок и процарапывается иглами.

После этого мастер погружает пластину в емкость с кислотой, что приводит к вытравлению незакрытого лаком рисунка. После промывки и высушивания процедуру несколько раз повторяют, добиваясь более глубокого травления на отдельных участках.

На последней стадии защитный лак снимают керосином. Получившуюся печатную форму заполняют краской.

Травление подготовленного рисунка в кислоте.

Основные признаки гравировки техникой офорта:

  • линии свободны и одинаковы по толщине на всем протяжении, имеют немного рваные края;
  • точки всегда круглые или овальные;
  • штрихи имеют притупленные концы;
  • могут присутствовать точки и иные дефекты из-за повреждения лака кислотой (если мастер не убрал их).

А. Дюрер. Гравюра «Пейзаж с пушкой». Офорт на меди. 1518 г.

И. Шишкин. Гравюра «Лес». Офорт. Около 1890 г.

Акватинта

Акватинта представляет собой одну из техник офорта (Acquaforte — травление и tinto – тонированный), позволяющую получить более живописную гравюру с большим количеством тонов, схожую с акварелью.

Перед работой гравер нагревает подготовленную металлическую пластину и равномерно покрывает ее порошком устойчивой к кислоте смолы.

После плавления порошка на пластине образуется сетка, в которой в дальнейшем мельчайшие незакрытые смолой промежутки вытравливаются кислотой. Пластина становится зернистой.

После этого на нее наносят рисунок и приступают к более тщательному травлению в несколько этапов. Тон и фактура изображения зависят от размера гранул смолы и времени ее нагрева.

Подготовка порошка смолы для обработки пластины.

Отличительные признаки гравюры методом акватинты:

  • при увеличении гравюры можно различить белые точки разных размеров;
  • число тонов ограничено и зависит от числа травлений, а переходы между тонами скачкообразные.

И.-Х. Майр. Портрет И.П. Елагина. Акватинта. После 1793 г.

Лавис

Лавис (фр. Lavis — размывка) представляет собой технику гравировки, при которой рисунок сразу травится кистью, смоченной специальной жидкостью.

В процессе работы гравер наносит изображение на металлическую пластину при помощи стекловолоконной кисти и травильной жидкости (часто раствора азотной кислоты). Так как метал имеет неоднородный состав, при травлении получается шероховатая поверхность, которая хорошо задерживает краску. Благодаря этому при печати получается тонально богатое изображение (схожее с тем, что дает акватинта).

Отличительные признаки гравировки методом лависа:

  • при значительном увеличении видны точки неправильной формы;
  • каждый тон отличается от другого резкими границами, а пятна тона напоминают мазки акварелью.

Поль Гоген. Гравюра «Женщина с инжиром». Лавис. 1894 г.

Мягкий лак

Эта техника представляет собой разновидность офорта, получаемого мягким кислотоупорным лак (его еще называют срывным). Такой лак создают добавлением в него жира.

В начале работы гравер покрывает металлическую пластину мягким лаком и осторожно крепит на нее зернистую бумагу. На бумаге твердым карандашом создается рисунок, что заставляет лак прилипать в местах полученного изображения.

Но из-за входящего в состав жира при съеме с пластины бумажного листа эти прилипшие к бумаге частички лака легко отстают от металла (срываются).

После этого выполняют традиционное для офорта травление, затем смывают лак, полученную форму заливают краской и делают отпечатки.

Основные признаки техники мягкого лака:

  • изображение сохраняет фактуру бумаги, с помощью которой его создавали;
  • при рассмотрении изображения легко заметить частично соединенные друг с другом точки разных форм.

Д. Кастилльоне. Портрет мужчины в берете. Мягкий лак. 1664 г.

Карандашная манера

В этой технике гравирования применяется химический или механический способы гравирования (реже оба). Свое название карандашная манера получила за то, что отпечатанное изображение напоминает карандашный рисунок.

При химическом гравировании полированную металлическую пластину обрабатывают твердым кислотоупорным лаком, а затем наносят рисунки рулеткой (могут применяться и иные инструменты).

Она представляет собой зубчатое колесо с насечками, вращающееся на металлическом стержне. Когда рулетка прокатывается по лакированной пластине, в ней остаются небольшие углубления.

После этого освобождённые от лака участки пластины вытравляются в кислоте.

Гравировальная рулетка для работы в карандашной манере.

При механическом гравировании на полированной пластине вокруг вдавленных рулеткой точек образовываются заусенцы (бугорки). При печати краской заполняются не только углубления, но и заусенцы, за счет чего гравюра становится мягкой.

Основные признаки гравировки карандашной манерой:

  • если гравировку делали с помощью рулетки, то на отпечатанном изображении видны повторяющиеся цепочки точек (группируются в виде штрихов и могут быть круглыми, овальными, напоминать запятые);
  • в случае химической карандашной манеры штрих получается чистым, в нем точки имеют четкую границу и отстоят друг от друга на равные промежутки.

Л. Бонне. Портрет Екатерины II. Карандашная манера. 1765 г.

Литография

Литография (др.-греч. λίθος — камень и γράφω — рисовать) — это техника травления рисунка на камне, относящаяся к плоской печати. Для создания изображения подбирают особые сорта камня (обычно известняка), способного отталкивать краску после легкого травления кислотой.

Оттиск с камня в процессе литографии.

В процессе работы гравер готовит каменную пластину (полирует ее или, напротив, делает шероховатой). После этого на нее наносят рисунок с помощью жирного литографского средства (карандаша или туши). После слабого травления пластины кислотой протравленные участки отталкивают краску. Участки жирным карандашом, напротив, легко притягивают краску.

На следующем этапе исходное изображение смывают, а на влажный камень наносят краску с олифой, удерживающуюся на непротравленных участках. После этого выполняют печать под давлением на бумаге с помощью литографского станка.

Раньше литографию выполняли на камнях, но сегодня используют в основном металлические пластины.

Основные признаки литографического оттиска:

  • отсутствие натиска во всех деталях изображения, краска ровно распределена по всей поверхности листа;
  • литография на гладком камне схожа с обычными рисунками кистью или пером, но не имеет характерных для них скоплений краски;
  • в литография на корнованном (шероховатом) камне видны состоящие из разнородных точек штрихи.

Ф. Терзаги. «Москва. Вид на Кремль». Литография. 1857 г.

Пабло Пикассо. Серия «Бык» из 11 литографий. 1946 г.

Гравюра на стали

Эта техника применяется для гравировки стальных пластин. Гравирование осуществляют химическим или механическим способом, используя травильные жидкости или инструменты для резки. С помощью прорезывания или травления в стальных пластинах создают углубления в виде отдельных точек, штрихов или линий.

Получение оттиска со стальной печатной формы на офортном станке.

По сравнению с другими металлами и их сплавами сталь позволяет создать особенно прочную печатную форму. Так, если с медной резцовой гравюры получается около тысячи оттисков, то для стали это несколько десятков тысяч копий. По этой причине некоторые металлы покрывают слоем стали с помощью гальванопластики.

Базовые признаки гравировки на стали:

  • штрих на оттиске получается сухим, жестким, немного рыхлым;
  • по сравнению со штрихом на стали штрих на меди имеет более четкие границы, а штрих на цинке имеет еще более рыхлые, бархатистые края.

Шройдер. Гравюра на стали «Севастополь перед осадой». 1857 г.

Мы рассмотрели основные техники, с помощью которых гравюры создавали со времен изобретения этого вида искусства.

Заметим, что в работе многие мастера смешивают разные техники, например, резцовую гравюру и офорт, благодаря чему на свет рождаются новые варианты гравюрных работ.

Познакомиться с историей появления разных техник гравюры можно в статье «Гравюра Российской империи история, граверы, продажи».

Офорт — вид печатной графики: суть офорта, особенности техники, история возникновения. Примеры офортов известных художников разных веков. Купить офорт

Офорт — разновидность металлической гравюры, старинная техника глубокой печати с использованием метода травления кислотами печатных форм. Название «офорт» дословно переводится с французского «Eau forte» как «крепкая вода». Техника офорта позволяет получать с травленых досок большое количество качественных оттисков (эстампов) на бумаге.

Отличительные особенности и краткая история офорта

Офорт возник в начале XVI века в Германии как альтернативная техника изготовления печатных форм. При традиционном способе обработки доски мастеру приходилось сильно нажимать резцом на металл, чтобы получить детализированное изображение.

Офорт выполняют с использованием предварительной обработки доски кислотоупорным лаком. Это значительно упрощает процесс создания рисунка. Гравер с минимальными физическими усилиями обрабатывает слой лака режущим инструментом, а затем кислота протравливает металл на нужную глубину.

Благодаря использованию новой техники мастера смогли создавать более выразительные изображения на твердом металле. Это позволило передавать различные оттенки тона на печатном оттиске.

Первые художественные офорты, изготовленные в Аугсбурге Даниэлем Хопфером (Daniel Hopfer), датируются 1501 годом. Чуть позже новым видом печатной графики увлекся выдающийся живописец эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer). Он создал множество великолепных гравюр на стальных и медных досках.

Но наибольшей популярности искусство офорта достигло в XVII веке в Голландии. Большой вклад в развитие этого вида графики внес Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt). Во Франции около 1500 гравюр создал Жак Калло (Jacques Callot), в Италии творили известные мастера офорта Гвидо Рени (Guido Reni) и Хосе Рибера (José Ribera).

На рубеже XVIII-XIX веков несколько серий знаменитых гравюр выполнил Франциско Гойя (Francisco Goya). В дальнейшем к этой технике графики часто обращались в своем творчестве известные импрессионисты:

В ХХ веке с развитием химической промышленности появилась возможность заменить токсичные компоненты на менее вредные для здоровья человека травящие вещества: полотерный воск и акрилаты.

На портале Very Important Lot можно принять участие в аукционах, чтобы приобрести на торгах гравюры, картины и предметы антиквариата. Здесь коллекционеры также покупают напрямую у современных художников их работы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Станок