Как получают металл для детей

Металлы применяются практически во всех сферах. Сейчас известно большое количество однородных материалов и сплавов, которые обладают разными техническими характеристиками. Получение металлов — особый процесс, от правильности проведения, которого зависит качество готового материала.

Как получают металл для детейЗагрузка руды

Металлы — группа элементов, которые являются простыми веществами и обладают рядом характерных металлических свойств:

  • электро- и теплопроводностью;
  • высокой прочностью;
  • большой удельной массой;
  • высоким температурным коэффициентом сопротивления;
  • ковкостью;
  • характерным металлическим блеском;
  • высокой пластичностью.

Для изменения свойств материала при производстве к его составу добавляются сторонние компоненты, которые называют легирующими добавками. С помощью этого способа можно получить материал с нужными техническими характеристиками.

Виды

Серьезной разницы между металлами, сплавами нет. Абсолютно чистых материалов не существует. Каждый из них содержит несколько компонентов. Металлы с наименьшим содержанием сторонних включений редко применяются в промышленных масштабах, поскольку не имеют требуемых технических характеристик.

Виды:

  • железо, титан, уран;
  • золото, серебро, платина;
  • медь, алюминий, цинк;
  • вольфрам, кобальт, никель;
  • магний, бериллий, палладий;
  • свинец, олово.
  • Металлы можно разделить на благородные, цветные, черные.
  • Как получают металл для детей
  • Медное украшение

Способы получения и добычи

Добыча и обработка проводится на природных рудниках. Потом расходное сырье доставляется до литейного предприятия, где происходит его переработка в конечный материал. Способы получения:

  1. Порошковый. При изготовлении сплавов используются порошки — смесь основных компонентов сплава по ГОСТу. С помощью специального оборудования порошок спрессовывается, ему придают определенную форму. После этого расходный материал спекают в промышленной печи.
  2. Литейный способ. Все компоненты будущего сплава сначала расплавляются, а потом перемешиваются. Смесь должна застыть.

Природные источники

Самое большое количество металлов содержится в земной коре. Их соединения можно найти в разных продуктах питания, воде, воздухе, химических веществах.

Природные соединения

Природные соединения:

  • сульфиды — киноварь, цинковая обманка, серный колчедан;
  • хлориды — каменная соль, сильвинит;
  • сульфаты — гипс, глауберова соль;
  • карбонаты — магнезит, доломит, известняк, мрамор, мел;
  • оксиды — красный, магнитный, бурый железняк;
  • нитраты — чилийская селитра.

Основные природные соединения — руды, которые встречаются в разных областях земного шара.

Как получают металл для детей

Добыча руды

Способы добычи

Существует два способа добычи металлических руд:

  1. Открытый. Подразумевает разработку огромного карьера, который углубляется к центру. С его глубины на карьерных самосвалах руда вывозится наверх, где проходит дальнейшую переработку. Средняя глубина карьеров — 300 метров. Для разработки применяются крупные экскаваторы, земснаряды, карьерная техника. Карьерный метод добычи металлической руды применяется только, если после проверки почвы в ней было обнаружено более 57% руды. Главный недостаток карьера — малая глубина разработки.
  2. Закрытый. Подразумевает разработку шахт, которые могут уходить вниз на глубину нескольких сотен метров. Применяется, когда на поверхности после проверки было обнаружено менее 57% полезных руд. Внешне шахта напоминает колодец, который разветвляется в стороны на большой глубине. Главный недостаток — опасность для рабочих (частые обвалы, взрывы газов, большая вредность для здоровья).

Один из современных способов добычи металлической руды — СГД. Представляет собой гидромеханических метод добычи руды, который подразумевает создание глубокой шахты, снабженной трубопроводом с гидромонитором.

Струя воды под большим напором подается в трубопровод. С ее помощью откалываются горные породы, которые всплывают наверх шахты. Эффективность данного способа небольшая, но он полностью безопасен для людей.

Конспект интегрированной НОД по ознакомлению с предметным окружением в старшей группе «В мире металла»

  • Конспект интегрированной НОД по ознакомлению с предметным окружением в старшей группе «В мире металла»
  • воспитатель Ольга Николаевна Козачкова с. Октябрьский Удмуртской республики
  • Цель: формирование у детей представлений о свойствах металла
  • Задачи:
  • Образовательные:
  1. Расширять знания детей о металле, ее качествах и свойствах посредством опытно-экспериментальной деятельности.
  2. Обогащать речь детей глаголами и прилагательными, характеризующими свойства и качества металла (гладкий, холодный, твердый, прочный, тяжелый, может притягиваться магнитом).
  3. Формировать умения с помощью взрослого фиксировать полученные знания в виде графических рисунков и схем в лист исследования.
  4. Формировать умения рассказывать по алгоритму о свойствах металла используя свой лист исследования.

Развивающие:

  1. Развивать познавательно-исследовательский интерес, привлекая к простейшим опытам с металлом.
  2. Продолжать развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность.
  3. Развивать умение выдвигать предположения и выводы.
  4. Продолжать развивать двигательные навыки посредством физминутки.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любознательность и самостоятельность детей.
  2. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
  3. Продолжать воспитывать умения выслушивать собеседника.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: просмотр видео «Как добывают и изготавливают металл?»; игры – эксперименты «Что из чего?», рассматривание посуды из различных металлов (чугун, алюминий, железо).

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: робот, оформленный светодиодами, портативные колонки – 2 шт, большая карта путешествия, шапочки исследователей, большой кубик, металлические предметы по одной штуке для каждого ребенка: палочки, металлические пластины, монеты, ложки, дверные алюминиевые ручки, скрепки. Так же на каждого ребенка магнитные жезлы, стеклянные камушки, поднос, стеклянные и пластиковые стаканы, простые карандаши, исследовательские листы для фиксации результатов, магнитные роботы, значок «Знаток».

  1. ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
  2. ХОД НОД:
  3. Вводная часть.

Воспитатель: Доброе утро ребята, я очень рада вас видеть! Пусть сегодняшнее утро принесет вам радость и много новых открытий!

  • Игра – приветствие «Мой друг» (создание психологического настроя на занятии)
  • Собрались все дети в круг,Я — твой друг и ты — мой друг,Вместе за руки возьмемсяИ друг другу улыбнемся
  • И скажем: «Доброе утро!»
  • Дидактическая игра «Кубик» (актуализация знаний).

— Ребята, посмотрите, сколько предметов нас окружают в группе, и все они сделаны из разных материалов. Сейчас я предлагаю, вспомнить какие материалы мы знаем и что из них делают. Поиграем в игру «Веселый кубик».

Передаем кубик по кругу со словами: «Ты катись веселый кубик, быстро, быстро по рукам, у кого остался кубик, тот скорей расскажет нам: расскажет, что делают из материала, который выпал на кубике (например: «Это дерево – из него делают столы, стулья, карандаши).

Дети играют совместно с воспитателем

Сюрпризный момент «Робот» (музыка доносится из-за двери).

Воспитатель: ребята, вы это слышите? Какой-то странный звук доносится из-за двери (воспитатель заглядывает за дверь).

— Ребята, сегодня к нам в гости пришел необычный гость. Хотите узнать кто это? Тогда отгадайте загадку:

Знают дети всего мира – он умная машина.Носик-лампочка, внутри – гаечкиОн с прямоугольной головой, и почти как мы живой.

  1. У него полно забот и конечно это… (РОБОТ)
  2. Дети отгадывают загадку (воспитатель вносит робота в группу)
  3. Основная часть.
  4. Воспитатель вносит Робота в группу

Робот (звук идет от портативной колонки, которая находится внутри робота) здравствуйте ребята, я пришел к Вам за помощью. Я попал под снегопад и из-за этого у меня пропали знания. Теперь я про себя я ничего не знаю. Вы можете про меня рассказать из какого материала я сделан?

(ответы детей)

Какими свойствами обладает металл?

Воспитатель: ребята, поможем роботу узнать о себе много интересного?! (ответы детей)

  • Воспитатель: А как мы можем узнать свойства металла?
  • (возможные варианты ответов детей – провести опыты, эксперименты, спросить у взрослого человека, посмотреть передачу, подумать самостоятельно, почитать в книге…) Хвалю детей за ответы.
  • Воспитатель: Где проводят опыты, исследования?
  • (возможные ответы детей – в лаборатории)

Воспитатель: И сегодня мы с вами развернем лабораторию на острове «Металла, а поможет нам в этом карта Профессора Почемучкина и волшебные слова. Вы готовы их произнести? (воспитатель разворачивает карту, показывает остров на карте, дети выполняют упражнение вместе с воспитателем).

  1. Кинезеологическое упражнение «На остров»:
  2. «Мы на остров попадем, все исследуем поймем,
  3. Пусть ученые узнают, мы на смену им придем»
  4. Тогда присаживайтесь за столы.

Воспитатель: Вот мы с вами и в лаборатории, (дети садятся за столы, надевают мед. шапочки, воспитатель то же и белый халат. Слежу за осанкой). Но прежде чем приступить к делу вспомним дружно правила безопасности в лаборатории (показываю картинки на мольберте).

Дети называют правила лаборатории. Хвалю детей за ответы.

Опыт №1: «Металл — гладкий

Воспитатель: Посмотрите, перед вами лежат различные предметы и исследовательские листы для записи новых знаний.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, металл гладкий или шершавый? Как это можно выяснить? (предположения детей).

Давайте проверим? (дети выполняют действия). Что вы чувствуете, когда гладите по металлу пальчиком? (ответы детей). Какой вывод можно сделать?

  • Ответы детей.
  • Воспитатель: Итак, мы узнали первое свойство – металл гладкий.
  • Опыт №2: «Металл прочный».

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что произойдет с металлической палочкой, если ее попробовать сломать? (предположения детей). Проверим! (дети выполняют действие). Что можно сказать? Какой вывод можно сделать? (Палочка не ломается, значит, металл прочный и твердый.)

  1. Ответы детей.
  2. Воспитатель: Мы узнали второе свойство – металл
  3. твердый и прочный.
Читайте также:  2rbina 2rista рок или металл

Хвалю детей за ответы. Предлагаю занести результат опыта на листок.

  • Воспитатель: Возьмем свой лист исследования и зарисуем новое знание (дети с помощью графических изображений и схем зарисовывают свойство металла в первую клеточку листа исследования).
  • Выбираю лучший вариант и предлагаю зарисовать на доске.
  • Физкультминутка: «Двигайся как робот»

Воспитатель: Предлагаю немножко отдохнуть. Робот приготовил для нас веселую разминку.

Дети совместно с воспитателем выполняют движения под музыку.

Воспитатель: Молодцы! Предлагаю вернуться в лабораторию, за другой стол.

Опыт №3: «Металл тяжелый».

Воспитатель: Как вы думаете, металл тонет в воде? А как это можно проверить? (предположения детей). Проверим? (возьмем металлическую деталь от конструктора и опустим ее в емкость с водой). Что с ней произошло? (Ответы детей.)

Воспитатель: Почему утонула металлическая деталь? Какой вывод можно сделать? (Ответы детей.)

Воспитатель: Итак, мы узнали еще одно свойство металла – металл тяжелый, поэтому тонет в воде.

Хвалю детей за ответы. Предлагаю занести результат опыта на листок.

Воспитатель: Возьмем свой лист исследования и зарисуем новое знание (дети с помощью графических изображений и схем зарисовывают свойство металла в первую клеточку листа исследования).

Воспитатель: зарисовываю на доске. Хвалю детей.

Опыт 4. «Металл притягивается магнитом»

Воспитатель: на подносе у вас лежат разнообразные предметы из разных материалов. Как вы думаете, какие предметы может притягивать магнит? Как это проверить? (предположения детей) (дети с помощью магнита определяет, какие из предметов металлические).

  1. Давайте проверим ваши предположения, опустите магнитный жезл в тарелочки, скажите, что же притянул магнит к себе?
  2. (Ответы детей — скрепки.)
  3. -А как вы думаете, из чего сделаны скрепки?
  4. (Ответы детей – из металла.)

Какой вывод можно сделать? (Ответы детей.)

Воспитатель: Мы узнали четвертое свойство металл – притягивается магнитами.

Хвалю детей за ответы. Предлагаю занести результат опыта на листок.

Воспитатель: Возьмем свой лист исследования и зарисуем новое знание (дети с помощью графических изображений и схем зарисовывают свойство металла в первую клеточку листа исследования).

Воспитатель: зарисовываю на доске. Хвалю детей.

Воспитатель: Спасибо ребята, мне с вами очень понравилось работать в нашей лаборатории. Люди, зная свойства металла учитывают их при изготовлении разных предметов. Мы провели много опытов и что же можем рассказать Роботу о нем и о свойствах металла, из которого он состоит по нашим листам исследования (чтение мнемотаблицы). Выберем по считалке:

  • Робот делает зарядку и считает по порядку
  • Раз – контакты не искрят, два – суставы не скрипят,
  • Три – прозрачен объектив, робот весел и красив.
  • Раз, два, три, четыре пять, можно к делу приступать.
  • Д/и защита исследования «Расскажи по алгоритму»

Защита исследования. В конце защиты ребенок вклеивает значок «Знатока» на большую карту.

Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться из лаборатории. Вместе произнесем волшебные слова.

  1. Кинезиологическое упражнение «Знания мы получили»
  2. Дети: Секрет острова раскрыли, знания мы получили,
  3. Возвращаться нам пора, вот научная игра!
  4. Заключительная часть.
  5. Сюрпризный момент «Починка робота»

Робот: (звук воспроизводится из колонки, расположенной внутри робота). О, ребята, вы отличные исследователи, я много интересного узнал о себе, вы наполнили меня знаниями!!! Спасибо Вам! (робот засиял разными цветами).

Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришел Робот, что с ним случилось? Что мы делали, чтобы помочь роботу? Что интересного мы можем рассказать ребятам из группы и родителям?!

Воспитатель: Молодцы, ребята, Похвала каждого ребенка.

Воспитатель: А хотели бы вы узнать может ли магнит притягивать металлические предметы через стекло, пластик, дерево, ткань? (ответы детей). Об этом мы обязательно узнаем в следующий раз.

Сегодня за ваши старания, Робот дарит вам вот такого магнитного Робота, с его помощью вы можете исследовать и находить предметы, сделанные их металла.

Как древние люди плавили металл?

Давайте продолжим нашу серию статей по истории химии

В прошлой части мы с вами выяснили, какую значимость имели медь и бронза для человека. Они были весьма хорошими материалами (по сравнению с камнем) для изготовления всего, что нужно: орудий труда, оружий, украшений и т.д.

Однако, бронзу как наиболее прочный и износостойкий материал, лить было сложно, ведь там смешивается два металла: медь и олово. Да и олово было в то время тяжело достать.

Поэтому у человека была острая необходимость найти более доступный, и, желательно, более прочный материал. Таким материалом стало железо.

Железо

Люди бронзового века, примерно в 13-14 столетии до нашей эры узнали о существовании железа — более твердого металла, чем бронза. А находили его, естественно, случайно, — на месте падения метеорита, в котором и содержится железо.

Однако, железо занимает 4-е место по распространенности в земной коре (после кислорода, кремния и алюминия). Очень даже доступный материал. Так почему же его раньше-то не находили и не использовали?

Проблема состояла в том, что железо очень сложно получить из руды. Для его выплавки требуется не только очень сильное пламя, но и определенные условия, такие как наличие восстановителей и флюсов. Вероятно, вы не знаете, что это такое. А вот древний человек и подавно не знал. Если кратко, то восстановители отделяют металл от руды, а флюсы облегчают плавление.

В общем, технологии для получения железа у человека не было. Только через несколько тысяч лет человек понял, как его получить. А помог человеку — древесный уголь.

Технология получения железа

Железная руда, содержащая в себе окислы железа (FeO, соединение железа и кислорода), перемешивалась с древесным углем и закладывалась в печь.

Затем при высокой температуре, которая создавалась продуванием угля воздухом, углерод начинал соединяться с окислами железа. Углерод забирал кислород, содержащийся в окисле железа, и на выходе получилось атомарное железо (Fe).

Такая технология появилась примерно в первом тысячилетии до н.э. С этого момента, бронзовый век сменился железным.

Только вот чистое железо не очень твердое.

Однако в процессе плавки, железо может вобрать в себя столько углерода из древесного угля, что в результате образуется поверхностный слой сплава железа и углерода, который впоследствии стали называть сталью.

Этот сплав тверже самой лучшей бронзы, и изготовленный из него наконечник после заточки долго остается острым. Получение стали явилось поворотным моментом в истории развития металлургии и в истории развития общества.

Вот так первобытный человек, шаг за шагом изучая свойства веществ и закономерности их превращений, перешел из каменного века в железный. И ведь самое интересное здесь то, что никто не мог объяснить, почему одни вещества прочнее других, почему одни вещества плавятся легко, а другие — с большим трудом. Людям было не до этого, поэтому все химические опыты, человек проводил наугад или случайно.

Это было продолжение статьи о металлах. А о том, как начала развиваться химическая теория, объясняющая природу веществ, вы узнаете чуть позже.

• Предыдущая часть • — Как металлы изменили историю?

Если вам понравилась статья — поставьте «лайк», нам будет приятно.

Хотите ежедневно получать больше наших материалов?Тогда подписывайтесь на наш Instagram: https://instagram.com/_haknem

Металлургия | ДЕТСТВО-ГИД

  • Конспект образовательной деятельности по теме
  • «Металлургия»
  • для детей подготовительной к школе группы
  • Бунькова Татьяна Александровна,
  •  воспитатель МАДОУ
    «Радость» СП № 188,
  • г. Нижний Тагил
  • Задачи:
  • 1) Формирование познавательного интереса к труду металлургов.
  • 2)Формирование
    представлений о процессе плавления металлов, о стадиях, которые проходит этот
    процесс: от добычи железной руды, до превращения её в металлические изделия.
  • 3)Развитие
    эмоционально-положительного отношения к труду людей металлургических профессий.
  • 4)Обогащение
    активного словаря детей.

5)Развитие
воображения и нагладно-образного мышления

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Дети, какие вы
знаете профессии?
-Кем и где работают ваши родители?(За ответ выбирают жетоны желтые или красные).

  1. -Как много на
    свете добрых, трудных и нужных профессий.
  2. Вот у нас есть две
    команды( желтые и красные «Огонь» и «Пламя»)
  3. Песня
    «Металлургическое танго»
  4. -Догадались, о
    каких профессиях я предлагаю вам побеседовать? (Металлургические профессии)

-У нас есть две
команды, я предлагаю вам соревнование-викторину. Я задаю вопросы, вы отвечаете.
За каждый правильный ответ получаете жетон. Чья команда наберет больше жетонов,
та побеждает.

Викторина.

1.Кто такие
металлурги?

Люди, которые
работают на металлургическом заводе.

2.Какой
металлургический завод есть у нас в городе?

НТМК

3.Людей каких
профессий называют металлургами?

-Горновой, Разливщик
стали, Сталевар, Техник-технолог, Плавильщик,                                                   Машинист крана, Прокатчик,
Инженер металлургии, Лаборант

4.Кто варит сталь?
Сталевар

5.Что нужно для
получения стали?

  • -Металлолом
  • -Уголь
  • -Кислород
  • -Известь
  • -Чугун
  • Высокая t 1500 градусов, почти как на Солнце

6. Из чего делают
железо?

Читайте также:  Гибка листового металла laser processing

Железная руда

7.Кто и откуда
добывает железную руду?

Шахтеры из-под
земли

8.Где плавят
железную руду?

  1. Доменная печь
  2. Итог.
  3. 1)На НТМК много
    различных цехов: конвертерный, доменный, мартеновский, обжимной, крупносортный,
    колёсопрокатный и тд.
  4. Знакомство с
    заводом начинается с музея
  5. Воспитатель: Пожалуйста,
    проходите в наш музей. (Дети рассматривают фотографии)

— Металлургические
профессии-мужские. Работа эта очень опасная и тяжелая. Рядом расплавленный
металл льётся огненной рекой. А вокруг, будто фейерверк, рассыпаются огненные
искры. Чтобы нам пройти в цех завода нужно потренироваться, проверить нашу силу
и сноровку.

Разминка.

2)Лаборатория. На
столах пробирки, пинцет, микроскоп, лупы по количеству детей, коллекции камней
и полезных ископаемых.

  • Воспитатель: Металлургия — это
    извлечение металлов из камней.
  • Металлург — это
    человек, который производит металл из горных пород и металлолома.
  • Рассматриваем
    камни, читаем названия, рассматриваем через лупу металлические вкрапления.
  • — Какие вы знаете
    металлы?
    — Сталь, Серебро, Чугун, Золото, Свинец, Ртуть, Руда, Медь
  • За правильный
    ответ дети получают жетоны.
  • — А я ещё знаю
    титан, вольфрам, молибден, цирконий.

3) — Далее мы
проходим в сталеплавильный цех. «Собираем пазлы, книги по количеству
детей.

2  бригады, бригада-победитель получает жетон.

4) — «Что
лишнее?». Карточки по количеству детей. Вычеркнуть предмет, в составе
которого нет металла. Бригады друг у друга проверяют выполнение задания.
Бригада-победитель получает жетон.

5)»Составь
слово». 12 геометрических фигур разного цвета и величины с буквой.
Выбираем по определению нужную фигуру, называем её, составляем цепочку из
фигур.

  1. а) 4 угла, 2
    стороны длиннее, две других короче, большая.
  2. б) Все стороны
    равны, большая 4 угла.
  3. в) Нет углов, но
    не овал, большая.
  4. г) 4 разных угла,
    нижняя сторона длиннее верхней.
  5. д) Все углы равны,
    стороны равны, не 4 угла, не красная.
  6. е) Углы прямые, их
    больше трёх, стороны не все равны.
  7. ж) Углов нет, но
    не круг, не зелёная, не синяя.
  8. з) Углов меньше 4,
    все стороны равны.
  9. и) Все стороны и
    углы равны.
  10. к) Углов нет, но
    не круг

Дети называют
геометрическую фигуру, цвет, величину, букву. За правильные ответы- жетон.

Воспитатель: Вальцовщик-это
ещё одна металлургическая профессия. Вальцовщик на прокатном стане прокатывает
между волками или вальцами металлические слитки, получаются металлические ленты
или полосы.

-Давайте повторим
весь процесс получения металла.

-Горновой делает
чугун. Горячий чугун везут в вагонах в конвертерный цех. Из чугуна,
металлического лома, угля, кислорода, извести и специальных сплавов варят
сталь. Полученный металл разливают в специальные формы.

Он застывает в слитки в
виде больших кирпичей, затем на прокатном стане стальные кирпичи прокатывают
между вращающимися огромными валиками. Получаются или тонкий лист железа, или
длинная шпала, или квадрат.

Из них делают готовые изделия.

  • -Что можно сделать
    из железа, металла?
  • -Вагоны, ложки,
    ножи, посуду, часы, детали для машин, самолётов, кораблей, медицинские
    инструменты, украшения.
  • 6) Вальцовщик
    приготовил для нас листы «металла»
  • Полоски черного
    цвета шире и длиннее, полоски коричневого цвета уже и короче.
  • Состав из вагонов
    по количеству детей без колёс.
  • -Догадались, что
    мы сейчас будем изготавливать?(Колёса для вагонов)
  • Дети складывают
    полоски бумаги пополам, вырезают круги большие и маленькие, приклеивают на
    вагоны.
  • Песня
    «Металлургическое танго».
  • -В отрасли
    металлургии специальностей не счесть,
  • Сотни по стране
    заводов, тысячи рабочих мест.
  • И металлом эти
    люди всю промышленность снабжают
  • Труд любого
    металлурга ценят все и уважают.
  • -Человек рабочей
    профессии-волшебник, он может все
  • Подводим итог, считаем
    жетоны, определяем победителя, награждение

Урок окружающего мира в 4-м классе по теме "Металлы" (по программе "Школа-2100")

Цель:

  1. Познакомить учащихся в ходе исследовательской работы со свойствами металлов и их использованием;
  2. Раскрыть значения металла в жизни человека;
  3. Развивать наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, делать выводы;
  4. Воспитывать самостоятельность, творческий подход к делу, ответственность к окружающей среде, любовь к природе и родному краю.

Оборудование:

образцы разных тел, образцы руд, образцы металлов, чашки Петри, мультимедиа, учебник-тетрадь для 4 класса: «Человек и природа». часть
II (А.А. Вахрушева).

Этапы урока:

1. Организационный момент.

2. Постановка проблемы, актуализация знаний. Сообщение темы урока.

3. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний.

1) Свойства металлов. Опыты. 2) Разнообразие металлов, группы металлов.

3) Использование металлов.

4. Физминутка.

5. Закрепление и применение знаний на практике. Изготовление букета.

6. Итог урока. Рефлексия. Оценивание учащихся.

7. Объяснение домашнего задания.

Методы и приемы:

  • — наблюдения; — исследовательская работа; — эвристическая беседа; — работа с учебником;
  • — сравнительно-сопоставительный анализ.

Форма работы:

  • групповая,
  • индивидуальная,
  • коллективная

Ход урока

1. Организационный момент.

Цель:

эмоционально-положительного настрой на урок, создание успеха, доверия.

Надеюсь вам понравиться урок, много интересного вы узнаете. Сегодня мы с вами совершим восхождение на пик Знаний (Слайд 1).

  1. Восхождение на пик Знаний вас ждет На вершину тот взойдет Кто все ступени пройдет. Но забраться туда не легко
  2. Вам нужно потрудиться хорошо

Но для начала проведем мы разминку.

2. Постановка проблемы и актуализация знаний.

(Что такое металлы? Свойства металлов.)

Методы и приемы

: проблемная ситуация.

Цель

: постановка проблемной ситуации, сообщение темы урока.

Разминка:

— Вот перед вами образцы различных предметов, в чашке №1 найдите среди них металлические предметы. (Спички, скрепки, пробка, бумага, кнопки).

— Покажите эти предметы.

Как вы определили? По каким признакам, свойствам? (Магнитными свойствами обладает только сталь. Магнит поможет тебе найти в доме предметы, сделанные из металлов, обладающих магнитными свойствами, — железа, стали, никеля или кольбата).

Запишем на доске все названые свойства металлов.

Молодцы как вы уже догадались тема нашего урока «Металлы».
Слайд 2.

На уроке вас ждут открытия. Сегодня мы с вами давайте подтвердим или опровергнем названные вами свойства металлов, еще познакомимся с разнообразием и с использованием металлов.

3. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний.

Цель

: познакомить учащихся в ходе исследовательской работы со свойствами металлов.

Методы и приемы

: наблюдения, исследовательская работа, работа с учебником, анализ, сравнение, сопоставление.

Первая ступень: «Свойства металлов» Слайд 3.

Опыт 1. Твердость.

Проведем первый опыт. Возьмите стальную, чугунную пластину или гвоздь попробуйте согнуть, сложить, надавить, провести линию ручкой.

Сделайте вывод.

1. Металл имеет твердость.

Все металлы твердые, кроме одного.

Работа по учебнику.

— Как называется этот металл, узнаете на с. 33 в учебнике в левом нижнем углу.

Ртуть — единственный металл, которые в обычном состоянии – жидкий.

Так как называется этот металл? Где её используют? (В термометрах)

Опыт 2. Пластичность и поддаются ковке.

Металлы твердые, но пластичные. Возьмите медную проволоку и попробуйте ее согнуть.

Вывод:

металлы пластичны.

Их можно ковать.

При нагревании они расплавляются и их можно разливать в формы, в итоге они приобретут нужную форму.

Послушайте загадку, кто в силу своей профессии, каждый день проводит опыты по ковкости? (кузнец).

— Правильно с помощью молота раскаленный добела кусок железа можно расплющить, изогнуть, растянуть – придать нужную форму. Благодаря этому свойству мастера изготовляют необыкновенно красивые изделия Слайд 4.

Сделайте вывод.

2. Металлы пластичны и поддаются ковке.

Опыт 3. Расширяется при нагревании Слайд 5.

Обратимся к слайду. На первом рисунке: металлический шарик легко проходит через кольцо, а затем шарик нагревают, и шарик уже не может пройти через кольцо, этот опыт подтверждает свойство металлов – расширяется при нагревании.

Работа по учебнику.

Давайте рассмотрим иллюстрацию в учебнике на с. 32.

Чем различаются эти два рисунка?

Сделайте вывод: в жару электропровода провисают между опорами, а зимой сильно натягиваются.

3. При нагревании металл расширяется. (удлиняется)

Опыт 4. Проводит тепло и электричество.

  • Ребята, а почему батареи делают из металла, а не из дерева или пластмассы?
  • Сожмите кусочек металлической пластины в одной руке, а в другой ручку или карандаш.
  • — И сравните, какой предмет быстрее нагревается.

Вывод:

Проводит тепло.

Кроме того, металлы хорошие проводники электрического тока, поэтому не заменимы в электротехнике. Обратите внимание на провода в технике.

Открывает четвёртый ключ:

4. Проводят тепло и электричество.

Вывод:

Свойства металлов. Слайд 6

  1. Тверды
  2. Пластичны и поддаются ковке
  3. Расширяются при нагревании
  4. Проводят тепло и электричество.

(Магнитными свойствами обладает только сталь. Магнит поможет тебе найти в доме предметы, сделанные из металлов, обладающих магнитными свойствами, — железа, стали, никеля или кольбата)

Вот мы прошли первую ступеньку, можем дальше двигаться справились очень хорошо.

Читайте также:  Как убрать привязку по железу дота 2

4. Физминутка.

Разнообразие металлов.

Цель:

познакомить с разнообразием металлов, показать образцы металлов

Методы и приемы:

демонстрация, работа с книгой

Следующая ступенька: «Разнообразие металлов»

.
Слайд 7

Как называются горные породы, из которых выплавляют металлы. А подсказкой будет загадка:

  1. Она варилась долго В доменной печи, На славу получились
  2. Ножницы, ключи

. (Руда).

Руды

– это полезные ископаемые, в состав которых входят металлы.

Работа с учебником.

У меня есть образцы металлов, а у вас в учебнике на с. 31 вверху тоже даны образцы руд, рассмотрите:

Железные руды:

гематит, Магнитный железняк (магнит): твердая, плотная руда черного цвета с металлическим блеском, хрупкая, обладает свойством магнита. Это самая богатая металлом железная руда.

Бурый железняк (лимонит):

твердая плотная руда черного или буроватого цвета с металлическим блеском, менее богатая железная руда, зато чаще встречается, чем магнитный и красный железняк.

Красный железняк:

твердая, плотная горная порода темного цвета с вишнево-красным оттенком.

Оловянная руда:

касситерит, оловянный камень, кристаллы зернистые.

Медная руда:

Медный колчедан: твердая, чаще зернистая, иногда плотная порода латунно-желтого цвета.

Алюминиевая руда:

Боксит: плотная зернистая руда красного или серого цвета, похожая на глину, но отличается тем, что при смешивании с водой не делается вязкой.

Вывод:

Слайд 8 Итак, вы узнали какое разнообразие металлов, но, к сожалению, запасы полезных ископаемых к которым относятся руды ограничены, поэтому мы должны бережно и экономно использовать данные ресурсы.

Группы металлов.

Методы и приемы:

видеометод, эвристическая беседа

Цель:

познакомить учащихся с группой металлов.

Ребята, какие металлы называются благородными? Благородные по-другому называются драгоценными.

— А кроме драгоценных металлов, какие еще группы металлов вы знаете?
Слайд 9

Металлы делятся на следующие группы: черные, цветные, редкие и драгоценные.

Черная металлургия

— производство чугуна и стали из железной руды.
Цветные – медь, свинец, цинк.

Редкие

– олово – с ее помощью производят белую жесть, используемые в упаковке консервов, ртуть и другие.

Драгоценные

– золото, серебро, платина. Использовали для производства денег. При производстве украшений, серебро — в электротехнике, радиотехнике, фотографировании.

Кто где добывает руду? (Шахтеры в подземных рудниках.) чтобы получить из руды металл, она проходит много обработки.

  • — Скажите, есть ли в нашем районе предприятие, которое занимается переработкой металла.
  • — Сейчас посмотрим фрагмент из фильма «О Муйском районе» производство получения золота. (просмотр фрагмента фильма)
  • Вывод: Производство металлов – огромная отрасль современного производства, но, к сожалению, производство металлов сопряжено с загрязнением окружающей среды.
  • Прошли мы благополучно эту ступеньку, двигаемся дальше.

Использование металлов.

Цель:

раскрыть значения металла в жизни человека, расширение кругозора, связь с жизнью.

Осталось нам пойти еще одну ступень, Слайд 10 чтобы взобраться на пик Знаний.

Видите, как много в природе различных металлов. Смешивая расплавленные металлы между собой и другими добавками, люди получили тысячи сплавов — разновидностей металлов, обладающих особыми полезными свойствами.

Проблемная ситуация.

— Где же используются металлы и сплавы? Слайд 11 (В металлургии, машиностроении, производстве бытовой техники, посуды, для передачи электроэнергии и т.д.)

5. Закрепление и применение знаний.

Изготовление букета.

Интегрированное задание – развитие мелкой моторики кистей рук, закрепление знаний о свойствах.

Практический метод. Коллективная работа.

Показ учителя.

Давайте, мы на практике применим свойство пластичности металлов и изготовим цветок в технике бисероплетения. Для этого вам нужно взять проволоку. Нанизать на нее бусинки, бисер, закрепить вот так.

Потом соединим все веточки, и получится у нас красивый букет. Как вы знаете скоро праздник 8 марта. Пусть радует вас этот букет, оставляю вам ее на память.

6. Итог урока.

Рефлексия.

Сегодня мы на уроке рассмотрели тему «Металлы», а что было бы, если бы люди не открыли металлы?

Какое открытие вы сделали?

Вывод:

Вот мы взошли на пик Знаний. Слайд 12

Как вы думаете, легко ли нам далось это восхождение.

Какие трудности были на нашем пути.

Вы потрудились хорошо. Кто на славу потрудился, получает «5».

Металлы — основа многих видов производства деятельности человека. Все свойства металлов играют важнейшую роль в жизни человека, поэтому мы должны бережно и экономно использовать данные ресурсы.

7. Объяснение домашнего задания.

Домашнее задание

прочитать № 7, выполнить задания на с. 34, составить кроссворд по теме «Металлы».

— Наш урок стал уроком открытий, удивлений.

Спасибо вам за урок.

21.02.2008

Конспект НОД с элементами экспериментирования «Металл, его качества и свойства»

  • Конспект НОД с элементами экспериментирования «Металл, его качества и свойства».
  • Минаева Ирина Михайловна, воспитатель МБДОУ  детский сад комбинированного вида № 16 “Радуга”  города Петровска Саратовской области
  • Программное содержание:
  • учить узнавать предметы из металла,
  • определять его качественные характеристики и свойства,
  • помочь понять , что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом.

Оборудование: металлические предметы, емкость с водой и свеча, спички, магнит, сундук деревянный и резиновые предметы, иллюстрации по теме, варежки с магни-том, лист бумаги.

Рекламное сообщение

  1. Предварительная работа: игры с металлическими предметами  в уголке экспери-ментирования, игры с магнитом.
  2. Ход занятия:
  3. Дети с воспитателем сидят по кругу (рефлексивный круг)

Дети, у меня сегодня очень хорошее настроение. А какое настроение у вас?

  • Предлагаю взяться за руки и сказать волшебные слова доброго утра:
  • Вправо, влево повернись
  • И друг другу улыбнись.
  • А теперь внимательно послушайте загадки и отгадайте их.
  • Ребята, послушайте загадки:
  • Сам худ, голова с пуд.
  • Толстый тонкого побьет,
  • Тонкий что- нибудь прибьет.
  • Как вы думаете, о каком предмете эти загадки? (о молотке)

Правильно, эти загадки о молотке. А из чего  сделан молоток? (из металла).

Молоток сделан из металла. А еще можно сказать, что он металлический. А вы знаете для чего нужен молоток? (забивать гвозди).

В далекие времена молоток использовался и для других целей. Например, если где- то случался  пожар и надо было быстро собрать людей на помощь, брали молоток и стучали им по металлическому  предмету. Стук разносился далеко вокруг, и люди, услышав его, спешили на помощь.

Ребята, я предлагаю вам сегодня поработать в нашей лаборатории, побыть исследова-телями.

Опыт 1

Деи слушают сначала деревянные палочки, а потом металлические. Выясняют, какой звук был громче и почему. А вы умеете различать металлические звуки от не метал-

лических? У меня есть сундук, в нем много всякого добра.  Заношу  сундук в группу. Высыпаю все предметы на пол и предлагаю проверить, все ли предметы   из металла.

  1. Игра «Наведи порядок в сундуке» 
  2. Цель: классификация предметов по материалу изготовления.
  3. Дети берут предмет, называют его, из чего он сделан.

Дети, а вы знаете, что можно сделать из металла? (ответы детей). Как вы думаете, а стул можно сделать из металла?(Да). Да, но будет очень тяжелым, потому что металл тяжелый.

  • Опыт 2
  • Дети берут  шарики одинаковые по размеру, но разные по материалу( металли-ческий, пластмассовый, деревянный), взвешивают на ладонях и определяют, какой шарик тяжелее.
  • Вывод: металлические предметы тяжелее других
  • Опыт 3

В емкость с водой дети  по очереди опускают сначала деревянный, пластмассовый, потом металлический шарики, смотрят, что произошло. Деревянный, пластмассовый шарики  не утонули, а металлический утонул. Почему утонул металлический? ( Он тяжелее).

Вывод: металлические предметы всегда тяжелее деревянных, пластмассовых.

Опыт 4

Нагреваю  металлическую пластину на свече. Через некоторое время дети могут потрогать пластинку и отмечают, что она стала теплой.

  1. Вывод: металл хорошо проводит тепло.
  2. Опыт 5
  3. Дети кладут пластину на батарею, трогают и отмечают, что через некоторое время она стала теплой.
  4. Опыт 6

Надеваю «волшебную рукавичку» и провожу  магнитом над мелкими предметами. Что произошло? И почему? Дети рассматривают магнит, делают выводы.

  • Вывод: магнит притягивает только  металлические предметы.
  • Опыт 7
  • С помощью магнита дети находят металлические предметы в группе, достают скрепку, шарик, маленькую игрушку (металлические) из воды.

На столе лежат предметы, изготовленные из разных материалов. Вожу магнитом под столом, плотно прижимая его к низу крышки стола. Предметы из металла двигаются за магнитом, дугие лежат без движения.

Дети делают выводы, металлические предметы притягиваются магнитом независимо от того, где те находятся.

Дети, вам понравилось работать в нашей лаборатории?

Что особенно запомнилось? Подвожу итог.

Понравился материал?

Не забудьте нажать кнопочки соцсетей

и оставить комментарий!!!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Станок