Век металлов презентация по истории

Презентация на тему: Век медный, бронзовый, железный (9 класс)

Скачать эту презентацию

Получить код Наши баннеры Век металлов презентация по истории

Век металлов презентация по истории

Век металлов презентация по истории

Век металлов презентация по истории

Век металлов презентация по истории

Век металлов презентация по истории

Век металлов презентация по истории

Век металлов презентация по истории

Скачать эту презентацию

№ слайда 1

Описание слайда:

Век медный, бронзовый, железный Тужилкина Полина9 Б класс МОУ «СОШ №92»

№ слайда 2

Описание слайда:

Н. А. Морозов Химические элементы Семь металлов создал светПо числу семи планетДал нам космос на доброМедь, железо, серебро, Злато, олово, свинец…Сын мой! Сера их отец!И спеши, мой сын, узнать:Всем им ртуть родная мать.

№ слайда 3

Описание слайда:

Часы истории Каменный век ↓медный век(3 -4 тысячелетия до н.э.) ↓бронзовый век (конец 4- начало 1 тысячелетия до н.э.)↓ железный век(1 тысячелетие до н.э.)

№ слайда 4

Описание слайда:

Каменный век

№ слайда 5

Описание слайда:

Первым шагом человека в освоении окружающего мира стало использование камня. Найденные археологами в Восточной Африке орудия труда – каменные. Это рубило, скребки, ножи, наконечники копий.

№ слайда 6

Описание слайда:

Самыми известными памятника Древнего мира являются египетские пирамиды – огромные каменные гробницы фараонов. Самую большую из них построили около 2600 г. до н.э. для фараона Хеопса.

Ее высота – около 150 метров (это примерно высота 50-этажного дома). На ее сооружение пошло два миллиона триста тысяч каменных блоков, средний вес каждого — две с половиной тонны.

Блоки уложены так плотно, что между ними не просунуть иголку.

№ слайда 7

Описание слайда:

Век медный

№ слайда 8

Описание слайда:

Медь «старше» железа на 1,5 – 2 тысячи лет.В начале медного века из меди делали лишь мелкие орудия, украшения , предметы домашней утвари, поскольку этот металл слишком мягок в чистом виде. Именно с открытие меди и других металлов и стала зарождаться профессия кузнеца.

№ слайда 9

Описание слайда:

Самый крупный из когда – то найденных самородок меди с берегов Верхнего озера (США). Этот гигант весит 420 кг и хранится в музее Санкт – Петербургского горного института.Самородок меди массой 200кг был найден вблизи Онежского озера и хранится в Археологическом музее Института языка, литературы и истории Карельского филиала Российской Академии наук.

№ слайда 10
№ слайда 11

Описание слайда:

Украшения из меди (III тыс. до н. э.)

№ слайда 12

Описание слайда:

Древнеримская медная монета Монета китайская древняя

№ слайда 13

Описание слайда:

Бронзовый век Оружие из бронзы иньского времени в Китае

№ слайда 14

Описание слайда:

При выплавке меди человек однажды использовал не чистую медную руду, а содержащую одновременно и медь, и олово. В результате была получена бронза – сплав меди с оловом, который гораздо твёрже своих компонентов. Наступил бронзовый век.Слово «бронза» произошло от названия небольшого итальянского городка Бриндизи на берегу Адриатического моря, который славился своими бронзовыми изделиями

№ слайда 15

Описание слайда:

Изделия из бронзы

№ слайда 16

Описание слайда:

Колосс Родосский

№ слайда 17
№ слайда 18

Описание слайда:

Царь — пушка Царь – пушка отлита из бронзы русским литейщиком Андреем Чоховым в 1586г. Её масса – 40т, длина 5,34м, калибр -890мм. Она предназначалась для обороны Кремля, но из неё никогда не стреляли. Ядра позже были отлиты из стали в декоративных целях.

№ слайда 19

Описание слайда:

Царь — колокол Был отлит из бронзы Иваном Фёдоровичем и Михаилом Ивановичем Моториными в 1733 – 1735гг, он весит свыше 200т. Высота с ушками 6.14м, диаметр – 6.6м. В 1737г во время пожара от колокола отвалился кусок массой 11,5т.

№ слайда 20

Описание слайда:

Железный век Метеоритное железо

№ слайда 21

Описание слайда:

История железа насчитывает 4 – 4.5 тыс лет. Первое железо, попавшее в руки человека, очевидно, было небесного происхождения, т.е. метеоритное.

Об этом говорит наличие изделий из железа у жителей Гренландии, не имевших никакого понятия о железной руде.Самый крупный железный метеорит нашли в Африке, он весил около 60 тонн.

А во льдах Гренландии нашли железный метеорит весом 33 тонны. Современные химические анализы показали, что на долю железа в метеоритах приходится 91%.

№ слайда 22

Описание слайда:

Метеоритное железо

№ слайда 23

Описание слайда:

ЖЕЛЕЗО Родился в огненной стихии,Расплав его течет рекой,Важнее нет в металлургии.Он нужен всей стране родной Железо — химический элемент с атомным номером 26 в периодической системе, обозначается символом Fe (лат.

Ferrum), один из самых распространённых в земной коре металлов.

Простое вещество железо (CAS-номер: 7439-89-6) — серебристо-белый, ковкий металл с высокой химической реакционной способностью: железо быстро корродирует при высоких температурах или при высокой влажности на воздухе.

№ слайда 24

Описание слайда:

Интересно, что чистое железо не ржавеет. Классический пример – Кутубская колонна в Индии, которая стоит уже 1,5 тыс лет и не разрушается, несмотря на влажный и жаркий климат. В гробницах египетских фараонов вместе с золотыми украшениями находят железные лезвия, кинжалы, бусы. Железо обнаружено даже на Марсе и на Луне, причём в лунном грунте оно присутствует также в самородном состоянии.

№ слайда 25

Описание слайда:

Бронзовый век сменился железным только тогда, когда человечество смогло поднять температуру пламени в металлургических печах до 1540°С, т.е. до температуры плавления железа.

Было освоено производство железных изделий. Древние металлурги открыли способ изготовления из железных руд сплавов – чугуна и стали, более прочных, чем само железо.

Сплавы — основа развития техники и важнейший материал искусства.

№ слайда 26
№ слайда 27

Описание слайда:

Железные швейные иглы

№ слайда 28

Описание слайда:

Использование железа позволило резко увеличить посевные площади, завоевать морские просторы, ускорить покорение континентов, воздуха и высоты. Если до конца XIXв высочайшим сооружением в мире была пирамида Хеопса (146м), то в 1889г благодаря использованию стали высочайшим сооружение в мире стала Эйфелева башня высотой 300м и массой 9 тыс т.

№ слайда 29
№ слайда 30

Описание слайда:

Чугунное литье

№ слайда 31

Описание слайда:

Сталь Скульптура «Рабочий и колхозница (нержавеющая сталь) скульптор Вера Мухина

Скачать эту презентацию

Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования «Профессионал-Р» (Лицензия на осуществление образовательной деятельности

№3715 от 13.11.2013).

Презентация к уроку химии "Век медный, бронзовый, железный", 9 класс

Век металлов презентация по истории

  • МЕТАЛЛЫ
  • Век медный,
  • бронзовый,
  • железный

Век металлов презентация по истории

Химические элементы Н. А. Морозов

  1. Семь металлов создал свет
  2. По числу семи планет
  3. Дал нам космос на добро
  4. Медь, железо, серебро,
  5. Злато, олово, свинец…

Сын мой! Сера их отец!

И спеши, мой сын, узнать:

Всем им ртуть родная мать.

Век металлов презентация по истории

В древности были известны только 7 металлов, как и 7 планет. Алхимики считали, что под влиянием лучей планет в недрах Земли рождаются эти металлы .

  • Олово –
  • Юпитер
  • Серебро –
  • Луна
  • Золото — Солнце
  • Ртуть –
  • Меркурий
  • Медь — Венера
  • Свинец — Сатурн
  • Железо — Марс

Век металлов презентация по истории

Доисторические металлы (применялись человеком ещё до изобретения письменности)

  • олово
  • свинец
  • золото
  • медь
  • ртуть
  • серебро
  • железо

Век металлов презентация по истории

  1. ЧАСЫ ИСТОРИИ
  2. Каменный век
  3. медный век

( 3 -4 тысячелетия до н.э.)

бронзовый век

( конец 4- начало 1 тысячелетия до н.э.)

железный век

( 1 тысячелетие до н.э. )

Век металлов презентация по истории

КАМЕННЫЙ ВЕК

  • Первым шагом человека в освоении окружающего мира стало использование камня.
  • Найденные археологами в Восточной Африке орудия труда – каменные.
  • Это рубило, скребки, ножи, наконечники копий.

Век металлов презентация по истории Век металлов презентация по истории

Самые известные памятники Древнего мира — египетские пирамиды – огромные каменные гробницы фараонов. Самую большую из них построили около 2600 лет до н.э. для фараона Хеопса.

  • Ее высота – около 150 метров (высота 50-этажного дома).
  • На ее сооружение пошло 2 300 000 каменных блоков, средний вес каждого — две с половиной тонны.
  • Блоки уложены так плотно, что между ними не просунуть иголку.

Век металлов презентация по истории

  • Установлено, что египтяне за несколько тысячелетий до нашей эры уже умели изготавливать изделия из золота, серебра, олова, меди.

Век металлов презентация по истории

В египетских гробницах, сооруженных за1500 лед до н. э., найдена ртуть, а самые древние предметы из железа имеют возраст, исчисляемый 3500 лет.

МЕДНЫЙ ВЕК

«Прежде служили оружием могучие руки, когти, зубы, каменья, обломки ветвей от деревьев и пламя.

После того была найдена медь, вместе с нею железо. Все-таки в употребленье вошла раньше медь, чем железо.

Так –как была она мягче, притом изобильней гораздо. А золото было в презренье.»

Лукреций Кар

Самородная медь

  • Самый крупный из когда – то найденных самородок меди с берегов (США).
  • Этот гигант весит 420 кг и хранится в музее Санкт – Петербург. горного института.
Читайте также:  Аппарат для производства арматуры

Медь «старше» железа на 1,5 – 2 тысячи лет.

В начале медного века из меди делали лишь мелкие орудия, украшения , предметы домашней утвари, поскольку этот металл слишком мягок в чистом виде. Именно с открытием меди и других металлов и стала зарождаться профессия кузнеца.

  • Из золота серебра и меди чеканили монеты – человечество издавна отвело этим металлам роль мерила стоимости товара, мировых денег.
  • Римские монеты
  • Китайская монета
  • Золотая монета
  • Монеты Золотой Орды
  • Древнерусские монеты

Изделия из меди

БРОНЗОВЫЙ ВЕК

  • При выплавке меди человек однажды использовал не чистую медную руду, а содержащую одновременно и медь, и олово.
  • В результате была получена бронза – сплав меди с оловом, который гораздо твёрже своих компонентов. Наступил бронзовый век.
  • Слово «бронза» произошло от названия небольшого итальянского городка Бриндизи на берегу Адриатического моря, который славился своими бронзовыми изделиями

Изделия из бронзы

  • В Египте уже в IV тысячелетии до н. э. умели примитивным способом получать бронзу. Из неё изготовлялись оружие и различные декоративные изделия. У египтян, ассирийцев, финикийцев, этрусков литьё из бронзы достигло значительного развития.
  • В VII в. до н.э., когда были разработаны способы отливки статуй из бронзы, наступает расцвет художественного применения бронзы.

Изделия из бронзы

  1. Колосс Родосский чудо света
  2. Гигантская бронзовая статуя
  3. (32м) возвышалась над входом
  4. во внутреннюю гавань
  5. древнего порта Родоса.
  6. Даже самые крупные суда
  7. Свободно проходили под ней.
  • Конная статуя
  • Марка Аврелия
  • Спящий Сатир

Царь — пушка

  • Царь – пушка отлита из бронзы русским литейщиком Андреем Чоховым в 1586г.
  • Её масса – 40т, длина 5,34м, калибр -890мм.

Она предназначалась для обороны Кремля, но из неё никогда не стреляли. Ядра позже были отлиты из стали в декоративных целях.

Царь — колокол

  • Был отлит из бронзы Иваном Фёдоровичем и Михаилом Ивановичем Моториными в 1733 – 1735гг, он весит свыше 200т.
  • Высота с ушками 6.14м, диаметр – 6.6м.
  • В 1737г во время пожара от колокола отвалился кусок массой 11,5т.
  1. Медный всадник
  2. Скульптор – Этьен- Фальконе
  3. «Гром-камень»

Первоначальный вес монолита – около 2000 тонн. Окончательно камень весил 1600 тонн, высота его – 11 м.

Вес «Медного всадника» – 8 тонн, высота – более 5 метров.

Памятник изображает победу цивилизации, разума, человеческой воли над дикой природой. Постамент памятника призван символизировать природу, варварство.

Метеоритное железо

История железа насчитывает 4 – 4.5 тыс. лет. Первое железо, попавшее в руки человека, очевидно, было небесного происхождения, т.е. метеоритное. Об этом говорит наличие изделий из железа у жителей Гренландии, не имевших никакого понятия о железной руде.

  • Самый крупный железный метеорит нашли в Африке, он весил около 60 тонн. А во льдах Гренландии нашли железный метеорит весом 33 тонны. Современные химические анализы показали. Что на долю железа в метеоритах приходится 91%.

Метеоритное железо

ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК

Бронзовый век сменился железным только тогда, когда человечество смогло поднять температуру пламени в металлургических печах до 1540 °С, т.е. до температуры плавления железа.

Было освоено производство железных изделий. Древние металлурги открыли способ изготовления из железных руд сплавов – чугуна и стали, более прочных, чем само железо.

Они — основа развития техники и важнейший материал искусства.

Железо

Первое железо было очень дорогим. Даже победителям Олимпийских игр на ряду с золотыми медалями давали кусок железа. Железный клинок был обнаружен в гробнице Тутанхамона.

Позднее люди научились выплавлять железо из руд, и оно стало массовым.

  • Интересно, что чистое железо
  • не ржавеет. Классический пример
  • – Кутубская колонна в Индии,
  • которая стоит уже 1,5 тыс. лет и
  • не разрушается, несмотря на
  • влажный и жаркий климат.

Век железный длится и сейчас

9/10 всех используемых человеком сплавов -это сплавы на основе железа.

Выплавка чугуна

Чугун

Чугунные кружева

Чугунное литье

Изделия

из чугуна

  1. Сталь
  2. Из стали сделаны барельефы,
  3. светильники и опоры метро,
  4. а также скульптуры, например,
  5. «Рабочий и колхозница»

(скульптор В.Н. Мухина)

  • Использование железа позволило резко увеличить посевные площади, завоевать морские просторы, ускорить покорение континентов, воздуха и высоты. Если до конца XIXв высочайшим сооружением в мире была пирамида Хеопса (146м), то в 1889г благодаря использованию стали высочайшим сооружение в мире стала Эйфелева башня высотой 300м и массой 9 тыс т.

Ещё многие годы человечество будет использовать металлы

История металлов — презентация

1 Работу выполнил: Ученик 10 г класса Гимназии 69 Фарафонов Александр

2 Содержание: Металлы в древности -каменный век -медный век -бронзовый век -железный век

3 Металлы в древности Уже в глубокой древности человеку были известны семь металлов: золото, серебро, медь, олово, свинец, железо и ртуть. Эти металлы можно назвать «доисторическими», так как они применялись человеком ещё до изобретения письменности.

Очевидно, что из семи металлов человек вначале познакомился с теми, которые в природе встречаются в самородном виде. Это золото, серебро и медь. Остальные четыре металла вошли в жизнь человека после того, как он научился добывать их из руд с помощью огня.

4

5 Часы истории человечества стали отсчитывать время быстрее, когда в его жизнь вошли металлы и, что важнее всего, их сплавы. Век каменный,когда человек научился только изготавливать первые орудия, сменился веком медным.

6 К концу каменного века человек открыл возможность использования металлов для изготовления орудий труда. Первым таким металлом была медь. Позже появилось литьё, а потом человек стал добавлять к меди олово, делать бронзу, более долговечную, прочную, легкоплавкую. Так наступил бронзовый век.

7 В странах Передней Азии и в Индии уже в 3-м тысячелетии до н.э. появилось производство бронзовых изделий. В Египте бронзовый век начался во 2-м тысячелетии до н.э. Бронза является одним из основных материалов скульпторов

8 Бронзовый век сменился железным только тогда, когда человечество смогло поднять температуру пламени в металлургических печах до 1540 С, т.е. до температуры плавления железа. Наступил железный век. Учёные предполагают, что первое железо, попавшее в руки человека, было метеоритного происхождения.

Самый крупный железный метеорит нашли в Африке, он весил около 60 т.. Уже в древности из этих небесных тел, так как они были прочными и твёрдыми, изготавливались различные предметы.

Современные химические анализы огромного числа метеоритов, упавших на нашу планету, показали, что в составе железных метеоритов на долю железа приходится 91%.

9 Примерно 90% всех используемых человеком металлов – это сплавы на основе железа. Железа выплавляется в мире очень много, примерно в 50 раз больше, чем алюминия, не говоря уже о прочих металлах. Сплавы на основе железа универсальны, технологичны, доступны. Железу ещё долго быть фундаментом цивилизации.

Роль металлов в развитии человеческой цивилизации – огромна. Сейчас у металлов имеется очень серьёзный «конкурент» в виде продуктов современной химии – пластмасс, синтетических волокон, керамики, стекла.

Но ещё многие и многие годы человечество будет использовать металлы, которые продолжают играть ведущую роль в развитии всех областей его жизнедеятельности.

История металлов

  • Слайд 1
  • Слайд 2
  • Содержание : Металлы в древности — каменный век — медный век — бронзовый век — железный век
  • Слайд 3

История металлов Работу выполнил : Ученик 10г класса Гимназии №69 Фарафонов Александр

Металлы в древности Уже в глубокой древности человеку были известны семь металлов: золото, серебро, медь, олово, свинец, железо и ртуть. Эти металлы можно назвать «доисторическими», так как они применялись человеком ещё до изобретения письменности. Очевидно, что из семи металлов человек вначале познакомился с теми, которые в природе встречаются в самородном виде. Это золото, серебро и медь. Остальные четыре металла вошли в жизнь человека после того, как он научился добывать их из руд с помощью огня.

Слайд 5

Часы истории человечества стали отсчитывать время быстрее, когда в его жизнь вошли металлы и, что важнее всего, их сплавы. Век каменный ,когда человек научился только изготавливать первые орудия, сменился веком медным.

Слайд 6

К концу каменного века человек открыл возможность использования металлов для изготовления орудий труда. Первым таким металлом была медь. Позже появилось литьё, а потом человек стал добавлять к меди олово, делать бронзу, более долговечную, прочную, легкоплавкую. Так наступил бронзовый век.

Слайд 7

В странах Передней Азии и в Индии уже в 3-м тысячелетии до н.э. появилось производство бронзовых изделий. В Египте бронзовый век начался во 2-м тысячелетии до н.э. Бронза является одним из основных материалов скульпторов

Слайд 8

Бронзовый век сменился железным только тогда, когда человечество смогло поднять температуру пламени в металлургических печах до 1540 С, т.е. до температуры плавления железа. Наступил железный век. Учёные предполагают, что первое железо, попавшее в руки человека, было метеоритного происхождения.

Читайте также:  Адаптер для мотоблока с рулевым управлением: виды, особенности и советы по созданию своими руками

Самый крупный железный метеорит нашли в Африке, он весил около 60т.. Уже в древности из этих небесных тел, так как они были прочными и твёрдыми, изготавливались различные предметы.

Современные химические анализы огромного числа метеоритов, упавших на нашу планету, показали, что в составе железных метеоритов на долю железа приходится 91%.

Слайд 9

Примерно 90% всех используемых человеком металлов – это сплавы на основе железа. Железа выплавляется в мире очень много, примерно в 50 раз больше, чем алюминия, не говоря уже о прочих металлах. Сплавы на основе железа универсальны, технологичны, доступны. Железу ещё долго быть фундаментом цивилизации.

Роль металлов в развитии человеческой цивилизации – огромна. Сейчас у металлов имеется очень серьёзный «конкурент» в виде продуктов современной химии – пластмасс, синтетических волокон, керамики, стекла.

Но ещё многие и многие годы человечество будет использовать металлы, которые продолжают играть ведущую роль в развитии всех областей его жизнедеятельности.

Презентация на тему: История металлов

1

Первый слайд презентации: История металлов

Работу выполнил :
Ученик 10г класса
Гимназии №69
Фарафонов Александр

Изображение слайда

2

Слайд 2: Содержание :

Металлы в древности
— каменный век
— медный век
— бронзовый век
— железный век

Изображение слайда

3

Слайд 3: Металлы в древности

Уже в глубокой древности человеку были известны семь металлов: золото, серебро, медь, олово, свинец, железо и ртуть. Эти металлы можно назвать «доисторическими», так как они применялись человеком ещё до изобретения письменности.

Очевидно, что из семи металлов человек вначале познакомился с теми, которые в природе встречаются в самородном виде. Это золото, серебро и медь.

Остальные четыре металла вошли в жизнь человека после того, как он научился добывать их из руд с помощью огня.

Изображение слайда

4

Слайд 4

Изображение слайда

5

Слайд 5

Часы истории человечества стали отсчитывать время быстрее, когда в его жизнь вошли металлы и, что важнее всего, их сплавы. Век каменный,когда человек научился только изготавливать первые орудия, сменился веком медным.

Изображение слайда

6

Слайд 6

К концу каменного века человек открыл возможность использования металлов для изготовления орудий труда. Первым таким металлом была медь.
Позже появилось литьё, а потом человек стал добавлять к меди олово, делать бронзу, более долговечную, прочную, легкоплавкую.
Так наступил бронзовый век.

Изображение слайда

7

Слайд 7

В странах Передней Азии и в Индии уже в 3-м тысячелетии до н.э. появилось производство бронзовых изделий. В Египте бронзовый век начался во 2-м тысячелетии до н.э.
Бронза является одним из основных материалов скульпторов

Изображение слайда

8

Слайд 8

Бронзовый век сменился железным только тогда, когда человечество смогло поднять температуру пламени в металлургических печах до 1540 С, т.е. до температуры плавления железа. Наступил железный век.
Учёные предполагают, что первое железо, попавшее в руки человека, было метеоритного происхождения.

Самый крупный железный метеорит нашли в Африке, он весил около 60т.. Уже в древности из этих небесных тел, так как они были прочными и твёрдыми, изготавливались различные предметы.

Современные химические анализы огромного числа метеоритов, упавших на нашу планету, показали, что в составе железных метеоритов на долю железа приходится 91%.

Изображение слайда

9

Последний слайд презентации: История металлов

Примерно 90% всех используемых человеком металлов – это сплавы на основе железа. Железа выплавляется в мире очень много, примерно в 50 раз больше, чем алюминия, не говоря уже о прочих металлах. Сплавы на основе железа универсальны, технологичны, доступны. Железу ещё долго быть фундаментом цивилизации.

Роль металлов в развитии человеческой цивилизации – огромна.
Сейчас у металлов имеется очень серьёзный «конкурент» в виде продуктов современной химии – пластмасс, синтетических волокон, керамики, стекла.

Но ещё многие и многие годы человечество будет использовать металлы, которые продолжают играть ведущую роль в развитии всех областей его жизнедеятельности.

Изображение слайда

Век каменный, бронзовый, железный. Химия. 9 класс. Разработка урока

Цель: обобщить и систематизировать полученные на уроках истории, химии и биологии знания учащихся о значении металлов в развитии человеческой цивилизации.

Задачи урока

  • развитие логического мышления;
  • привитие интереса к предмету, развитие любознательности, кругозора, заинтересованности в чтении дополнительной литературы;
  • формирование коммуникативных навыков;

Оборудование и методическое обеспечение урока:

  • Коллекции «Металлы и сплавы».
  • Учебная презентация по данной теме, выполненная на компьютере в программе Power Point, созданная учителем.
  • Карточки с викториной для самостоятельной работы учащихся.
  • О.С. Габриелян учебник «Химия 9 класс» Дрофа 2010 г.
  • О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов «Настольная книга учителя. Химия 9 класс» Дрофа 2002 г.
  • Мультимедиапроектор.
  • Компьютер.

Форма урока: изучение нового материала.

Meтоды обучения:

  • Словесный – формирование теоретических знаний.
  • Проблемно-поисковый – развитие самостоятельного мышления и исследовательских умений.
  • Индуктивный – умение обобщать, делать умозаключения, выводы.
  • Дедуктивный – умение анализировать.
  • Практический – развитие практических навыков при выполнении лабораторных опытов.

Задачи:

Образовательные:

  • опираясь па знания учащихся 5-го класса провести краткий экскурс в историю знакомства человека с металлами;
  • формирование знаний о физических свойствах металлов, значении металлов в жизни человека;
  • формирование практических навыков при работе с металлами, использование полученных знаний в повседневной жизни;
  • систематизация ранее полученных знаний о металлах.
  • Развивающие: развитие интеллектуальных способностей учащихся, навыков самообразования, интереса к истории и к химии, литературе и биологии.
  • Воспитательные: формирование естественно-научного мировоззрения.
  • Оборудование: колокольчик (медный, железный), кольцо (серебряное, золотое), деревянная палочка, коллекция металлов, магниты, проволока металлическая, подвергшаяся коррозии (или гвозди, коллекция монет).

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие

II. Вступительное слово учителя химии

Слово металл известно всем с самого раннего детства. О его происхождении интересно пишет Л. Успенский в книге «Почему не иначе?»: «В одной из пьес А.Н. Островского изображена купчиха, которая больше всего боится «страшных слов», таких, как «жупел» и «металл».

Она очень удивилась бы, откройся ей происхождение этих роковых речений. Греческое «металлон» имело значение «земельные работы», «раскопки», а позднее стало значить «шахты», «рудники», «руда».

В латинском языке слово metallum уже получило смысл «руда и выплавляемый из неё металл» и оттуда в виде французского «металь» перекочевало к нам в Россию.

 Уже в глубокой древности человеку были известны семь металлов: золото, серебро, медь, олово, свинец, железо и ртуть. Эти металлы можно назвать «доисторическими», так как они применялись человеком ещё до изобретения письменности.

Очевидно, что из семи металлов человек вначале познакомился с теми, которые в природе встречаются в самородном виде. Это золото, серебро и медь.

Остальные четыре металла вошли в жизнь человека после того, как он научился добывать их из руд с помощью огня.

В древности и в средние века известные семь металлов соотносилось с числом известных планет: Солнце (золото), Юпитер (олово), Луна (серебро), Марс (железо), Меркурий (ртуть), Сатурн (свинец), Венера (медь). Алхимики считали, что под влиянием лучей планет в недрах Земли рождаются эти металлы.

Слайд 1 презентации

Сегодня очень трудно представить, что люди когда-то могли обходиться без металлов. Давайте представим на минуту, что металлы вдруг исчезли из употребления. Что откроется перед вами? Страшный, пустынный мир. С улиц исчезнут все машины, не будут летать самолеты и мчаться по рельсам поезда.

Вследствие разрушения всех подземных коммуникаций, на улицах наших городов будут зиять огромные ямы, провалы, трещины. Нет телевидения, радио, телеграфа и телефона – связь между континентами, странами, людьми становиться труднодоступной. Нет электричества – кругом воцаряется мрак и тишина.

В руках женщины каменная игла и каменный нож, а у мужчин – каменные топоры, палицы, деревянный лук. То есть мы вернемся к первобытному обществу, началу истории.

Слайд 2 исторический факт

История человечества охватывает огромный промежуток времени. Останки древнейших людей находят в Восточной и Северной Африке, их возраст – 2,5–3 млн лет. Чтобы удобнее было ориентироваться в этапах развития человечества, принято делить историю на каменный, медный, бронзовый и железный век, основываясь на том материале, из которого человек изготавливал орудия труда.

– Как вы думаете, почему именно наличие орудий труда свидетельствует о появлении человека?

За сотни тысяч лет люди научились мастерски обрабатывать камень. Для всякой работы делался свой инструмент. Скреблами снимали звериные шкуры и соскабливали с них жир. Каменными ножами разрезали шкуры.

Каменный наконечник привязывали кожаными ремешками к древку. Такое копье намного лучше деревянного. Так появились составные – из камня и дерева – орудия труда. Из камня делали наконечники стрел. Прикрепив заостренный камень к деревянной рукоятке люди сделали топор.

Затем они научились сверлить камень полой костью, подсыпая на камень песок. Потом обух крепко присаживался на рукоятку. Каменных орудий было больше, чем деревянных и костяных. К тому же все орудия труда делали при помощи каменных.

Время, когда люди пользовались ими, ученые называют каменным веком.

Читайте также:  Какими электродами лучше всего варить тонкий металл

– Посмотрите на камни. Как вы думаете легкого ли было ими работать?

Самыми известными памятника Древнего мира являются египетские пирамиды – огромные каменные гробницы фараонов. Самую большую из них построили около 2600 г. до н.э. для фараона Хеопса.

Ее высота – около 150 метров (это примерно высота 50-этажного дома). На ее сооружение пошло два миллиона триста тысяч каменных блоков, средний вес каждого — две с половиной тонны.

Блоки уложены так плотно, что между ними не просунуть иголку.

Слайд 3 Факт из химии

Примерно 9 тысяч лет назад люди заметили, что некоторые “камни” имеют необычный желтовато-красный цвет. При обработке они не раскалываются под ударами на части, а сплющиваются, изменяя свою форму. В таких “камнях” можно пробить отверстие. Попадая в огонь, они размягчаются и, застывая, принимаю! новую форму. Что это за “камни”? И камни ли это?

Первобытные люди поняли, что перед ними какой-то другой материал. Это металл. Это открытие было сделано в тех областях, где имелись залежи меди, лежащие на поверхности земли. Затем люди научились выплавлять медь из медной руды. Расплавленную медь заливали в форму и получали медное изделие нужного вида, например, топор.

Затупившийся медный топор можно было наточить, а сломавшийся – переплавить. Медными орудиями было удобнее работать каменными.

– Рассмотрите медную пластинку. Попробуйте ее согнуть.

Медь – мягкий металл, полому орудие из меди менее твердое, нежели заостренный кусок камня. Несмотря на это, медным топором срубали кусок дерева в три раза быстрее, чем каменным. Откуда это известно?

Российский ученый Сергей Аристархович Семенов поставил опыт. Под его руководством были изготовлены точные модели древних топоров – каменного и медного. Выбрали две сосны одинаковой толщины диаметром 25 см. Один из помощников ученого взял в руки медный топор, другой помощник – каменный. По часам засекли время и опыт начался.

Каменным топором удалось срубить дерево за 15 минут, а медным – за 5. Опыт повторили несколько раз и результат был тот же. Почему? Причина в том, что лезвие медного топора можно сделать более острым, чем каменного, поэтому оно глубже проникает в древесину.

Кроме того, медный топор при одинаковых размерах с каменным имеет большую тяжесть – это также облегчает обработку дерева.

Период в истории человечества, когда люди научились обрабатывать медь, принято называть медным веком.

В этот период мастера научились работать и с драгоценными металлами – золотом и серебром, изготавливать из них украшения, чеканить монеты. Эти металлы были дорогие, прочные и не портились со временем.

Но сначала вместо денег использовали просто кусочки золота или серебра: расплачиваясь, от слитка металла отрубали необходимую часть. Отсюда происходит название наших современных денег – рубль.

А первые золотые и серебряные монеты начали чеканить в Лидийском царстве, расположенном на западе полуострова Малая Азия, где имелись большие месторождения этих металлов.

Слайд 4 Биологический факт

– А знаете ли какое значение серебра в жизни человека?

– Да, серебро убивает бактерии. Примером является случай в войске А.Македонского. В поход знатные воины брали кружки из серебра, и они мало болели, а простые воины болели.

И серебро, и золото в период жизни фараонов использовали древние дантисты.

Шатающие зубы скреплялись со здоровыми зубами золотыми и серебряными проволочками.

Слайд 5 исторический факт

Медные орудия труда облегчали жизнь людей. Медь, как мы выяснили, металл недостаточно твердый. Поэтому люди стали добавлять к меди олово. Так получилась бронза, сплав, не уступающий по прочности камню. Так около 7 тысяч лет назад наступил бронзовый век.

Из бронзы стали делать оружие, щиты, ножи, лезвия для плугов и серпов, другие орудия труда. Из бронзы выплавляли роскошную посуду, вазы, статуи, украшения для дворцов и храмов. Из бронзы делают памятники. Один из самых известных памятников в нашей стране “Медный всадник”. Несмотря на название, сделан он все-таки из бронзы.

«Царь-пушка» – артиллерийское орудие (мортира), отлитое в 1586 г. русским мастером А. Чоховым. Масса ствола 40 т, длина 5,34 м, калибр 890 мм. Предназначена для обороны кремля (но из неё никогда не стреляли). Памятник литейного искусства 16 в. Установлена в Московском Кремле.

Бронза является одним из основных материалов скульпторов. Уникальные бронзовые творения, статуи и скульптуры (посмотрите рис. в учебнике на стр. 20).

Слово «бронза» произошло от названия небольшого итальянского городка Бриндизи на берегу Адриатического моря.

Слайд 6

По археологической классификации третий и последний период первобытной эпохи, характеризующийся появлением железных орудий, получил название железный век.

Он наступил 3–3,5 тыс. лет назад. Тысячи лет люди ходили по рыжевато-красной земле и не подозревали, что это железная руда, из которой можно добыть вещество, намного более твердое, нежели медь. Надо отметить, что в отличие от других металлов, например, меди, золота, серебра, железо в виде самородков в природе не встречается.

Правда, иногда железо падает на землю из космоса в виде обломков небесных тел (метеоритов). Поэтому некоторые древние народы называли железо “небесным камнем”. Но упавшего с неба железа было очень мало, и стоило оно намного дороже золота.

Например, в гробнице египетского фараона Тутанхамона найдено множество предметов из золота общим весом в несколько тонн и только три самых драгоценных предмета из железа: священный жук, браслет и кинжал.

В чистом виде железо – мягкий металл, и заменить бронзу оно не могло. Кроме того железо ржавеет. Посмотрите сплавы металлов: чугун и сталь.

-Биохимики открыли важную роль железа в жизни растений, животных и человека.

Входя в состав чрезвычайно сложно построенного органического соединения, называемого гемоглобином, железо обуславливает красную окраску этого вещества, от которого в свою очередь зависит цвет крови человека и животных.

В организме взрослого человека содержится без малого 3 г. чистого железа, 75% которого входит в состав гемоглобина. Основная роль гемоглобина – перенос кислорода из лёгких к тканям, а в обратном направлении – СО2 .

Железо необходимо и растениям. Оно входит в состав цитоплазмы, участвует в процессе фотосинтеза. Растения, выращенные на субстрате, не содержащем железа, имеют белые листья. Маленькая добавка железа к субстрату – и они приобретают зелёный цвет. Больше того, достаточно белый лист смазать раствором соли, содержащей железо, и вскоре смазанное место зеленеет.

  1. Так от одной и той же причины – наличия железа в соках и тканях – весело зеленеют листья растений и ярко румянятся щёки человека.
  2. — презентации учащихся «СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА» в которых, применяются металлы. (Колосс Родоский, Фароский маяк)
  3. Учащиеся защищают свои презентации.

Викторина «Интересное о металлах»

  1. Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии гораздо реже болели желудочно-кишечными заболеваниями, чем солдаты. Еда и питьё у них были одинаковые, но вот посуда – разная. Из какого металла была изготовлена посуда для офицеров? (Серебро).
  2.  Отбросив три буквы подряд в названии крупного млекопитающего отряда хищных, получите название химического элемента І группы.

    (Медведь – медь)

  3. Заменив первую букву в названии химического элемента, получите название избыточно увлажнённого участка земли, заросшего растениями (Золото – болото)
  4. Отбросив две первые буквы в названии химического элемента, получите название дугообразно загнутой кости, входящей в состав грудной клетки.

    (Серебро – ребро)

  5. Какой металл может «болеть чумой»? (Олово).
  6. Почему называется бронза бронзой? (Название «бронза» происходит от итал.

     bronzo, которое, в свою очередь, произошло либо от персидского слова «berenj», означающего «медь», либо от названия города Бриндизи, из которого этот материал доставлялся в Рим)

  7. Какой ион металла есть у нас в крови? (Ион железа)
  8.  Кто автор произведения « Медный всадник»? (А. С. Пушкин)
  9. Какой металл символизирует Солнце? (золото)
  10. Какие металлы входят в состав бронзы? (олово и медь)

В заключение хочется сказать, что значение металлов в жизни человека велико как в далекие время, так и в сегодняшнее время.

Д/з: §4 читать. Приготовить презентацию о применении металлов в современном мире.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Станок