Класс арматуры для хомутов

Содержание
  1. Выбор арматуры по характеристикам
  2. Защитный слой
  3. Расстояния в свету
  4. Продольное армирование колонн
  5. Поперечное армирование колонн
  6. Анкеровка
  7. Соединения
  8. Гнутые стержни
  9. Выпуски
  10. Схемы армирования колонн
  11. Процент армирования колонн
  12. Способы и правила армирования ленточного фундамента своими руками
  13. Какую арматуру выбрать
  14. Для армирования железобетонных конструкций применяют следующие виды арматуры:
  15. Выбор класса арматуры зависит от значений:
  16. Требования к армированию ленты
  17. Армирование ленточного фундамента
  18. Правила армирования углов и примыканий
  19. Схемы правильного армирования углов и примыканий
  20. Способы армирования примыканий:
  21. Вязание арматуры
  22. Расчёт арматуры для ленточного фундамента
  23. Видео: Армирование ленточного фундамента
  24. Конструирование железобетона – хомуты и хомуты на кручение
  25. Хомуты
  26. Как правильно вязать арматуру для ленточного фундамента: схемы вязки, основные принципы, фото
  27. Ленточный фундамент в частном строительстве: особенности и ограничения
  28. Применение хомутов из пластика
  29. Предпосылки: для чего необходимо армирование
  30. Требования к армированию

Выполняется армирование колонн пространственными каркасами. Вяжут и сваривают каркасы из арматуры рабочей и конструкционной. Используются схемы армирования с продольными стержнями, поперечными хомутами, сетками, усиливающими спиралями и стяжками.

Класс арматуры для хомутов

Выбор арматуры по характеристикам

Стальные пространственные каркасы работают внутри железобетонных колонн на растяжение, изгиб, кручение и сдвиг. Поэтому основная характеристика арматуры предел текучести. Для лучшего сцепления с бетоном наружная поверхность имеет неровную поверхность – рифление.

Класс арматуры для хомутов

По этим двум показателям арматуре присваивается «класс»:

  • АI – соответствует зарубежному А240;
  • АII – аналог А300;
  • АIII – то же самое, что и А400;
  • АIV – аналог А600;
  • АV – соответствует А800;
  • Специальный – А500С.

Цифра указывает предел текучести в МПа. Вся арматура рифленая, кроме гладкой АI (А240). В документации используется двойная запись, российская снаружи, по западным стандартам в скобках.

До 90-х годов прошлого века применялось только кольцевое рифление. Позже появились варианты серповидного двух и четырехстороннего, резьбового рифления.

Прутки и рулонный прокат могут соединяться между собой по длине обжимными и резьбовыми муфтами. Арматура с серповидным и кольцевым рифлением стоит дешевле в производстве. Но, требует применения более дорогой техники на стройплощадке для гидравлического обжима муфт.

Класс арматуры для хомутов

Арматура с резьбовым рифлением фактически является длинными шпильками. Ее соединять по длине на порядок легче. Нужен лишь газовый ключ. Но производство обходится дороже.

Армирующий каркас собирается из продольных стержней и поперечных П-образных хомутов. Либо проволочными стяжками, либо точечной сваркой. Устанавливается в опалубку, остается в бетоне весь срок эксплуатации. В круглых колоннах поперечные хомуты имеют вид кольца, соответственно.

Класс арматуры для хомутов

Такая технология называется ненапрягаемым армированием. Расход стального проката просто гигантский. Рабочими в схеме являются продольные прутки. Поэтому их диаметр больше, от 12 мм до 40 мм. Поперечные хомуты могут относиться и к рабочему и к конструктивному типу армирования.

Они необходимы для обеспечения проектной геометрии каркаса. И предотвращают раскрытие трещин в бетоне. Гораздо меньший  процент арматуры расходуется в технологии преднапряженного бетонирования. Вместо прутков здесь используются тросы.

Их натягивают с проектным усилием внутри опалубки.

Класс арматуры для хомутов

Что позволяет создать внутри монолитной конструкции внутренние усилия. Которые компенсируют внешние нагрузки во время эксплуатации.

Класс арматуры для хомутов

К сожалению, методика преднапряженных конструкций из железобетона не пригодна для строительства по месту. Чаще применяется в готовых плитах перекрытия, которые проще укладывать на место.

Самый экономичный вариант для отливки ЖБ колонн по месту – это использовать стержневую арматуру с серповидным рифлением класса А500С и А500СП.

 Из типовых марок сталей Ст3 спокойного, полуспокойного раскисления, 18ГС и 20ГСФ.

Класс арматуры для хомутов

Кроме продольных стержней и поперечных хомутов в каркасы могут добавляться сетки. Например, с их помощью легче устанавливать пояса армирования пилонов – узких длинных колонн. Внутрь колонны 500х500 мм может закладываться спираль из арматуры или диагональные перемычки.

Защитный слой

Защитным слоем принято называть корку бетона поверх арматурного стержня, хомута. Назначение защитного слоя не ограничивается предотвращением коррозии стальной арматуры. Еще от повышает огнестойкость конструкции, обеспечивает устройство стыковки и анкеровки, совместной работы цементного камня и стали.

Класс арматуры для хомутов

Толщина защитного слоя регламентируется СП 28.13330:

Условия эксплуатации конструкций зданий Толщина защитного слоя бетона, мм, не менее
В закрытых помещениях при нормальной и пониженной влажности 20
В закрытых помещениях при повышенной влажности (при отсутствии дополнительных защитных мероприятий) 25
На открытом воздухе (при отсутствии дополнительных защитных мероприятий) 30
В грунте (при отсутствии дополнительных защитных мероприятий), в монолитных фундаментах при наличии бетонной подготовки 40
В монолитных фундаментах при отсутствии бетонной подготовки (только для нижней рабочей арматуры) 70

В сборных конструкциях армирование круглых колонн выполняется с защитным слоем рабочей арматуры на 5 мм меньше табличных значений. Для конструкционной арматуры табличные размеры уменьшают на 10 мм. С другой стороны, запрещено армирование колонны 400х400 мм с размером защитного слоя меньше 10 мм либо диаметра стержня, конструкционной или рабочей.

При толщине защитного слоя стойки больше 50 мм в него дополнительно укладывается согнутая в цилиндр сетка с площадью сечения от 0,05 мм. Это конструкционное армирование.

Расстояния в свету

Выполняется армирование колонны 300х300 мм и других типоразмеров, в том числе, с учетом расстояния между прутками в свету:

  • не менее трех диаметров прутка;
  • больше среднего размера фракции наполнителя бетона;
  • до 400 мм для рабочей продольной арматуры.

Класс арматуры для хомутов

При несоблюдении последнего максимального размера в каркас между рабочими прутками добавляется конструкционная арматура или сетка.

Продольное армирование колонн

В СП 28.13330 указан минимальный диаметр арматуры в колонне от 12 мм. Рекомендовано использовать стержни одинакового диаметра. Однако допускается применение двух типоразмеров. В этом случае толстая арматура смещается в углы, тонкая располагается на гранях.

Класс арматуры для хомутов

В идеале берутся стержни или разматывается бухта необходимой длины. Стыки допускаются в нахлест, с обвязкой проволочными хомутами или сварным соединением. Их нужно стараться располагать в местах изменения сечения стоек.

Поперечное армирование колонн

В нижней таблице приведена зависимость диаметров арматуры продольной и поперечной:

Каркас Диаметр арматуры поперечной в зависимости от диаметра арматуры продольной, мм
40 36 32 28 25 22 20 18 16 12
Вязаный 10 10 8 8 8 6 5 5 5 5
Сварной 10 10 8 8 8 6 5 5 4 3

Зачем нужна поперечная арматура в колонне из железобетона, можно понять из характеристик конструкционных материалов:

  • бетон воспринимает колоссальные нагрузки на сжатие;
  • сталь работает на растяжение, кручение, изгиб, сдвиг;
  • в железобетоне свойства материалов объединяются.

Допустимый минимальный шаг поперечной арматуры в колонне составляет 12 и 15 диаметров прута для вязаных, сварных каркасов, соответственно. Максимальный шаг 400 мм и 500 мм при показателе расчетного сопротивления сжатию 450 – 500 кгс/см² и менее 400 кгс/см², соответственно.

Для колонн 300х300 мм и 400х400 мм допускается один цельный хомут П-образного или Т-образного профиля. Для больших сечений опор применяются два П-образных хомута, уложенных навстречу друг другу (П) или поперек друг друга (Т).

Проволочные и стержневые сетки косвенного армирования в колонне необходимы для придания каркасам проектной формы, усиления защитного бетонного слоя, прочих вспомогательных задач.

Анкеровка

В регламенте СП 63.13330 допускается  армирование колонны 500х500 мм с анкеровкой следующих типов:

  • при помощи анкерных устройств – головка высаженная, гайка, шайба, пластина регулировочная и так далее;
  • с монтажом изделий типа сварных сеток и П-образных стержней;
  • с приваренными поперечными стержнями;
  • при помощи загнутого конца в форме петли, лапки или крюка;
  • прямым стержнем.

Длина выпуска анкеров зависит от напряжения в этой зоне, качества бетона, схемы армирования, класса рифленого стержня и его поперечного сечения.

Анкеры применяются для замоноличивания консоли опоры с балками и плитами перекрытий. При этом в плиту может вмуровываться подошва, средняя часть, оголовок стойки. Длина анкеровки минимальная либо 200 мм, либо 15 диаметров прутка.

Соединения

Для ненапрягаемой арматуры допустимы следующие варианты соединения:

  • муфты – резьбовые или под опрессовку;
  • сварка – только внахлест;
  • вязка – проволочными хомутами, с загибом или с прямыми концами.

Без сварки по ГОСТ допускается армирование колонн 400х400 мм с наращиванием стержней не более 40 мм в диаметре. В поперечном сечении места стыка процент армирования не должен превышать 50% или 25% для рифленого, гладкого прутка, соответственно.

Минимальное расстояние соединений в свету на чертеже составляет 30 мм или 2 диаметра стержня. Перепуск в нахлесте должен быть больше 250 мм или 20d.

Гнутые стержни

В 75% случаев армирование монолитной колонны выполняется с выпуском концов прутков в плиты и балки для обеспечения монолитной конструкции силового пространственного каркаса здания.

По умолчанию чертеж изгиба, отгиба должен обеспечивать безопасность бетона внутри загнутого участка. Другими словами, цементный камень не должен крошиться и трескаться внутри петли, крюка.

Поэтому гнутся прутки при помощи оправки, диаметр которой зависит от аналогичного параметра стержня. Дополнительно следует учесть шаг прямой и косвенной арматуры в колоне, плите, балки. Чтобы торчащий хвост можно было связать с соседним каркасом ж/б изделия.

Читайте также:  Арматура для сливного бачка старого образца с боковой подводкой схема

Выпуски

Кроме анкеровки выпуски арматуры из колонны используются еще и в местах перехода поперечного ее сечения. В этом случае форма выпущенных стержней прямая. Но концы еще и отогнуты внутри с уклоном 1/8 – 1/6, как на нижней схеме.

При этом шаг поперечной арматуры в колонне может меняться или оставаться прежним. В зависимости от сборных нагрузок этажа.

Схемы армирования колонн

Кроме тела колонна в большинстве случаев имеет дополнительные элементы:

  • подколонник – стакан, жестко связанный с фундаментом, в который устанавливается стойка;
  • капитель – уширение оголовка опоры;
  • консоль – боковой выступ под укладку плит, балок.

И если сама схема армирования колонны достаточно простая – вертикальные прутки, обвязанные рядами горизонтальных хомутов. То, для капителей и консолей разработаны специальные схемы армирования.

  • Например, типовое армирование консоли колонны производится по следующим схемам:
  • Для капителей поперечная арматура в колонне располагается следующим образом в месте уширения оголовка:

И это гораздо сложнее, чем арматурные выпуски из кирпичной колонны в балку из железобетона. Но и значительно прочнее, долговечнее.

Процент армирования колонн

Так как определяется процент армирования колонны простым арифметическим действием:

Ра/Рк

То, с его вычислением никаких проблем не возникает. Это показатель количества металла в поперечном разрезе бетона. Рекомендуется максимальный процент армирования колонн 5%. Оптимальным значением является 0,3 – 4%.

Минимальный процент армирования колонн нормативными документами в РФ не ограничен. Но, при содержании в поперечном сечении бетона меньше 0,25% стали колонна из разряда железобетонных автоматически переходит в категорию бетонных конструкций.

Таким образом, в клонах используются сварные, вязанные каркасы. Состоящие из продольной рабочей, поперечной косвенной и конструкционной вспомогательной арматуры. Концы которой могут отгибаться для связки с каркасами балок, плит перекрытия.

Совет! Если вам нужны строители для возведения фундамента, есть очень удобный сервис по подбору спецов от PROFI.RU.

Просто заполните детали заказа, мастера сами откликнутся и вы сможете выбрать с кем сотрудничать. У каждого специалиста в системе есть рейтинг, отзывы и примеры работ, что поможет с выбором. Похоже на мини тендер.

Размещение заявки БЕСПЛАТНО и ни к чему не обязывает. Работает почти во всех городах России.

Если вы являетесь мастером, то перейдите по этой ссылке, зарегистрируйтесь в системе и сможете принимать заказы.

Способы и правила армирования ленточного фундамента своими руками

Дата: 16.05.2019

Армирование – это способ увеличения несущей способности фундамента. Материалом повышенной прочности. Применяется при строительстве железобетонных и монолитных конструкций, улучшая характеристики прочности строения.

Стальные пруты обеспечивают эффективное вовлечение в работу бетона, равномерно распределяя напряжение и деформации от здания по ширине сечения основания.

Как сделать армирование ленточного фундамента согласно действующим положениям СНиПа 52-01-2003. Требования и правила расчёта, схемы вязки арматуры подробнее описаны в статье.

Какую арматуру выбрать

Класс арматуры для хомутов

типы профиля арматуры

Проектирование железобетонных и монолитных сооружений в соответствии с требованиями. Устанавливается вид арматуры, а также нормируемые и контролируемые показатели качества.

Для армирования железобетонных конструкций применяют следующие виды арматуры:

  • стальные стержни периодического профиля (горячекатаная гладкая) — диаметром 3–80 мм
  • термомеханически упрочнённую периодического профиля — диаметром 6–40 мм
  • механически упрочнённую в холодном состоянии (холоднодеформированная) периодического профиля или гладкая — диаметром 3–12 мм
  • арматурные канаты диаметром 6–15 мм
  • неметаллическую композитную арматуру Класс арматуры для хомутов Сравнение металлической и композитной арматуры

Большепролётные конструкции армируются стальными канатами (спиральной или двойной свивки, закрытые). Для дисперсного армирования бетона используют фибру или сетки.

Вид арматуры принимают исходя от назначения конструкции, конструктивного решения, характера нагрузок и воздействий окружающей среды. Основным показателем качества является класс стальной арматуры.

Выбор класса арматуры зависит от значений:

  • предела текучести при максимальных нагрузках
  • характеристик на растяжение
  • пластичности
  • стойкости к коррозии
  • релаксационной стойкости
  • допустимое удлинение до разрушительных процессов

Таблица 1. Классы арматур

Тип профиля Класс Диаметр, мм Марка стали
Гладкий профиль А1 (А240) 6-40 Ст3кп, Ст3пс, Ст3сп
Периодический профиль А2 (А300) 10-40, 40-80 Ст5сп, Ст5пс, 18Г2С
Периодический профиль А3 (А400) 6-40, 6-22 35ГС, 35Г2С, 32Г2Рпс
Периодический профиль А4 (А600) 10-18 (6-8), 10-32 (36-40) 80С, 20ХГ2Ц
Периодический профиль А5 (А800) 10-32 (6-8), (36-40) 23Х2Г2Т
Периодический профиль А6 (А1000) 10-22 22Х2Г2АЮ, 22Х2Г2Р

Показатели по устойчивости к деформации и прочности:

  • максимальный порог при растяжении;
  • максимальный порог при сжатии.

Определяется показатель устойчивости к деформациям в специальных лабораториях. По технологии и методам прописанным государственными стандартами. Производители могут использовать специально нормативно-технические документации разработанные внутри предприятия. Документация в этом случае утверждается контролирующими органами в обязательном порядке.

Требования к армированию ленты

Класс арматуры для хомутов

Схема расположения арматуры в ленте

Защитный слой бетона обеспечивает сохранность прутов от воздействия окружающей среды, огнестойкости и огнесохранность. А также выполнять совместное сопротивление нагрузкам и сохраняет устойчивость конструкции.

Толщина защитного слоя бетона принимается не меньше диаметра арматуры и не менее 10 мм.

Класс арматуры для хомутов

Схема эпира изгибающих моментов

Расстояние между прутами принимают, чтобы обеспечивалась:

  • совместная работа металлических стержней с бетоном;
  • возможность анкеровки и стыкования стержней;
  • соблюдалось качество бетонирования конструкции.

Расстояние между стержнями в свету принимают, в зависимости:

  • диаметра арматуры;
  • крупного заполнителя бетона;
  • расположения арматуры по отношению к направлению бетонирования;
  • способа укладки;
  • уплотнения бетона.

Принимается расстояние не менее диаметра арматуры и не менее 25 мм.

Армирование ленточного фундамента

Класс арматуры для хомутов

Схема армирования ленточного фундамента

Выполняя армирование ленточного фундамента нужно использовать качественные материалы. Арматура должна соответствовать требованиям стандартов. Иметь маркировку и сертификаты качества.

Способы установки армирующего каркаса:

  • Вязание арматуры в траншее или опалубке.
  • Вязание арматуры отдельными элементами на поверхности строительной площадки. Готовый каркас устанавливают в траншею.

Отклонения при установке арматуры не должно превышать допустимых значений, установленных СНиП 3.03.01.

Класс арматуры для хомутов

Допуски диаметра арматуры для ленточного фундамента

Каркас создаётся из арматурных прутов диаметров от 6 до 16 мм. Длина стержня достигает 6 м.

Изготовление состоит из следующих элементов:

  • продольная арматура;
  • поперечная;
  • вертикальная;
  • хомуты усиления.

Для вязки элементов каркаса использую проволоку диаметром 0,5 мм.

Схематично каркас представляет собой прямоугольник. Незаглубленный, мелкозаглубленный фундамент состоит из верхнего и нижнего поясов. Продольные пруты соединяются поперечной и вертикальной арматурой или хомутами усиления. Заглублённая лента включает в себя три пояса в арматурном каркасе

Ширина пояса зависит от ширины ленты с учётом защитного слоя. К примеру, лента шириной 50 см, тогда ширину каркаса принимаем 40 см, а также по 5 см на защитный слой с каждой стороны фундамента.

Глубину определяем исходя из желаемых характеристик ленты. Не забываем за защитный слой снизу и сверху по 5 см.

Класс арматуры для хомутов

Схема армокаркаса для ленточного фундамента

Хомуты для каркаса изготавливают на специальном станке, путём загибания арматуры диаметром 8–10 мм.

Как правило, качество используют ниже, основных продольных прутов. Так как хомуты выполняют функцию скрепления.

Видео: как сделать ручной станок для загибания арматуры

Построение каркаса своими руками выполняется последовательными этапами:

  1. Подготовка элементов каркаса: продольной арматуры, хомутов и проволоки. Резать пруты пополам не нужно, это увеличивает расход металла и снижает прочность фундамента.
  2. Строить каркас будем на ровной площадке, а потом устанавливать в опалубку. Поэтому находим ровную поверхность, кладём два прута длиной 6 м параллельно друг другу и подравниваем их торцы.
  3. Отступаем от торцов 20 см с каждой стороны и привязываем горизонтальные распорки. В качестве крепления понадобиться проволока 20 см длиной и 0,5 мм диаметром. Складываем проволоку вдвое. Просовываем под местом скрепления и затягиваем с помощью вязального крючка. Затягивайте осторожно, чтобы проволока не порвалась.
  4. По всей длине пояса каждые 50–60 см привязываем распорки. Когда нижняя сетка готова переходите к верхней.
  5. Скрепляем два пояса между собой вертикальными распорками по всей длине продольных прутов. Для удобства обоприте сетки таким образом, чтобы конструкция занимала боковое положения. Расстояние между вертикальными распорками равняется высоте поясов.
  6. Таким же способом делаем все прямые участки армокаркаса для фундамента. После готовые конструкции опускаются в траншею или опалубку на подкладки высотой 5–7 см (расстояние для защитного слоя бетона).
  7. Установленные сетки нужно соединить на углах и примыканиях. Для этого снимаем размеры и делаем арматурные заготовки.
Читайте также:  Где химический анализ металлов

При создании армокаркаса можно использовать хомуты усиления вместо поперечной и вертикальной арматуры.

Класс арматуры для хомутов

соединение арматуры хомутами усиления

Правила армирования углов и примыканий

Углы и примыкания ленточного фундамента усиливаются и стыкуется с продольной рабочей арматурой. Неправильное соединение может повлечь за собой появление поперечных трещин, расслоений и отколов.

При строительстве используются общие правила, описанные в СП 50–101-2004. Пруты соединяются способами изложенными в СП 52–101-2003.

Стыки внахлёстку без сварки:

  • с прямыми концами стержней периодического профиля;
  • с прямыми концами стержней с приваркой или установкой на длине нахлёстки поперечных стержней;
  • с загибами на концах (крюки, лапки, петли); при этом для гладких стержней применяют только крюки и петли.

Сварные и механические стыковые соединения:

  • со сваркой арматуры;
  • с применением специальных механических устройств (стыки с опрессованными муфтами, резьбовыми муфтами и др).

Для усиления углов и примыканий используют (П и Г) – образные хомуты.

Схемы правильного армирования углов и примыканий

Способы армирования углов:

  • Жёсткого соединения внахлёст и «лапок».
  • Г-образного хомута.
  • П-образного хомута.

Класс арматуры для хомутов

Правильное армирование углов ленточного фундамента

Способы армирования примыканий:

  • Жёсткого соединения внахлёст и «лапок»
  • Г-образного хомута
  • П-образного хомута

Класс арматуры для хомутов

Правильное армирование примыканий ленточного фундамента

Армирование тупых углов ленточного фундамента при помощи нахлеста.

Армирование тупых углов ленточного фундамента внахлест

Длина нахлёста для всех вариантов составляет 50 диаметров арматуры.

Вязание арматуры

Вязание арматуры для ленточного фундамента не трудный процесс, но довольно трудоемкий. Скреплять пруты своими руками без применения инструмента невозможно. Используйте приспособления, которые ускорят строительство.

Инструменты для вязки арматуры:

  • вязальный ручной крючок (заводской или самодельный);
  • вязальный пистолет.

Совет! Использование дрели или шуруповёрта со специальной насадкой.

Прием вязания арматуры

Приёмы вязки арматуры проволокой.

Первым делом подготавливаем заготовки. Нарезаем отрезки длиной по 200–300 мм. После чего каждый отрезок складываем вдвое. Заводим проволоку вокруг двух прутов, которые хотим скрепляем. Цепляем петлю крючком и скручиваем по часовой стрелке. После завершению вытаскиваем крючок, подгибаем усы и переходим к следующим прутам.

Совет! Дозируйте усилия, так как если сильно затягивать, проволока может не выдержать и порваться.

Расчёт арматуры для ленточного фундамента

При расчётах арматуры для ленточного фундамента нужно учитывать нормативы. Согласно которым учитывается минимальное количество прутов в бетоне. Для максимального увеличения характеристик прочности.

Общее сечение металлических стержней определяют в зависимости:

  • арматуры (сжатая, растянутая);
  • характера работы элемента (изгибаемый, внецентренное сжатый и растянутый);
  • гибкости внецентренной сжатого элемента.

Общее сечение продольных прутов, должно быть, не менее 0,1% от площади ленты фундамента. Например, площадь ленты составляет 12000Х500=600000 мм2, в этом случае площадь сечения арматуры составит 600 мм2.

Таблица 2. Готовые расчёты арматуры 

Диаметр, мм Число стержней
1 2 3 4 5 6 7 8 9
6 28,3 57 85 113 141 170 198 226 254
8 503 101 151 201 251 302 352 402 453
10 76,5 157 236 314 393 471 550 628 707
12 113 226 339 452 565 679 792 905 1018
14 154 308 462 616 769 923 1077 11231 1385
16 201 402 603 804 1005 1206 1407 1608 1810
18 254,5 509 763 1018 1272 1527 1781 2036 2290
20 314,2 628 942 1256 1571 1885 2199 2513 2828

Например: Строим ленточный фундамент используя 8 рядов арматуры диаметром 10 мм. По таблице площадь стержней составит 628 мм. Размер арматурного каркаса будет работать с лентой глубиной и шириной (120:50 см).

Видео: Армирование ленточного фундамента

Конструирование железобетона – хомуты и хомуты на кручение

Класс арматуры для хомутов

Архив рассылки «Непрошеные советы» для начинающих проектировщиков. Выпуск № 11.

Доброе утро!

В очередном выпуске Непрошеных советов я хочу начать разговор о хомутах, шпильках, поддерживающих каркасах и прочих изделиях из гладкой арматуры. Думаю, что эта тема охватит несколько выпусков – настолько она обширна.

Наилучшим учебником для начинающих заслуженно является «Руководство по конструированию железобетонных конструкций», изданное в Москве в далеком 1978 году (признаюсь, до моего рождения). Хуже за эти годы оно не стало, и все также просто и ясно объясняет, где какую арматуру применять. Картинки для сегодняшней рассылки я взяла именно из этого руководства.

Гладкая арматура (класс А240С по ДСТУ 3760 или АI по ГОСТ 5781) играет незаменимую роль в конструировании.

По результатам расчета мы подбираем из гладкой арматуры поперечное армирование – в виде плоских сварных каркасов, но все чаще – в виде вязаных хомутов.

Но помимо этого в тени остаются многие конструктивные требования, соблюдать которые проектировщик обязан. Правильно посчитанный, но законструированный с ошибками объект может стать аварийным.

Хомуты

Во всех стержневых элементах (балки, колонны, подколонники фундаментов, монолитные пояса) может  использоваться поперечная арматура в виде вязаных хомутов.

Класс арматуры для хомутов

Поперечная арматура работает против трещин. При расчете любого элемента определяется поперечная сила – вот она и воздействует на элемент так, что могут возникнуть поперечные или наклонные трещины. В зависимости от величины этой силы определяется требуемый диаметр и шаг поперечной арматуры.

Но даже если сила слишком мала, хомуты все равно устанавливаются, но с максимально допустимым нормами конструирования шагом. Есть правило при армировании любого элемента: в местах установки продольной арматуры обязательна установка поперечной.

Проще говоря, арматурные стержни всегда должны располагаться в виде сетки, а в местах пересечения строители свяжут перпендикулярные пруты вязальной проволокой – именно так достигается создание надежного, рабочего вязаного каркаса арматуры.

На рисунке выше изображено три разных хомута. Каждый из них важен в своем конкретном случае.

Начну с конца. На третьем рисунке изображен открытый хомут. Такие хомуты устанавливаются в изгибаемых балках (без кручения), являющихся частью монолитного ребристого перекрытия.

Второй хомут – закрытый. Это наиболее часто встречающийся хомут, используемый в любых стержневых элементах – балках, колоннах, подколонниках и т.д.

Первый хомут предназначен для работы на кручение, о нем я хочу поговорить подробнее.

Его концы не просто обвязываются «узелком» вокруг углового стержня – они перенахлестываются на 30 диаметров (при диаметре хомута 8 мм величина перенахлеста 30х8=240 мм).

Таким способом обеспечивается целостность хомута в любом его сечении, и при кручении балки (чаще всего такие хомуты устанавливаются именно в балках) он защитит ее от разрушения.

Часто хомуты на кручение игнорируют или вообще не знают о необходимости их использования. Запомните, всегда нужно устанавливать хомуты на кручение в крайних (или обвязочных) балках. Всегда нужно устанавливать хомуты на кручения в балках, на которые с двух сторон опираются перекрытия разных пролетов.

Всегда нужно устанавливать хомуты на кручение в балках, на которые с двух сторон опираются перекрытия с разной нагрузкой. Все эти случаи объединяет одно: на балку с одной ее стороны воздействует нагрузка, вызывающая в ней крутящий момент. Особенно он усиливается у опоры балки.

Бывают, конечно, случаи, когда крутящий момент слаб, и сечение бетона справляется с ним без хомутов, но эти случаи нужно выявлять расчетом.

Хочу обратить Ваше внимание еще на один момент, который я находила в справке расчетного комплекса Лира, но не находила в другой литературе.

Если Вы не считаете в Лире, эта информация все равно пригодится – даже при расчете поперечной арматуры вручную.

Возможно, она сложная, может, я не очень доходчиво объясняю, но я настоятельно прошу разобраться с ней, чтобы понимать суть армирования на кручение. Итак, цитирую справку Лиры:

  • «Результаты подбора арматуры для стержней заносятся в три строки:
  • СТРОКА 1 — полная арматура, подобранная по I и II группам предельных состояний; от кручения;
  • СТРОКА 2 – арматура, подобранная по I группе предельных состояний;
  • СТРОКА 3 — арматура обусловленная кручением (отмечена знаком '*' ).
  • * Поперечная арматура от кручения – площадь сечения замкнутого внешнего хомута.»

Решайте сами, как быть с этой информацией – я ей просто поделилась и попытаюсь объяснить на примере, в чем суть такого ограничения. Судя из фразы под звездочкой, при возникновении кручения мы должны установить в балке замкнутые внешние хомуты (охватывающие балку по периметру сечения), площадь сечения которых равна требуемой площади арматуры на кручение.

Читайте также:  Диффузионная металлизация металлов реферат

Разберем на примере, чтобы в итоге стало понятно, что я хочу донести.

Итак, в результатах расчета поперечной арматуры есть две графы: полная и кручение. Кроме того, есть результаты для вертикальной арматуры ASW1 и для горизонтальной арматуры ASW2.

Допустим, возле опоры арматура в балке сечением 400х400 мм следующая: вертикальная ASW1 = 12 см2/м, в том числе на кручение – 5,5 см2/м; горизонтальная ASW2 = 5,5 см2/м, в том числе на кручение – 5,5 см2/м. Что это значит? Сначала разберемся с полной арматурой.

В такой широкой балке мы должны поставить четырехсрезный хомут: то есть два хомута – в сумме дающих четыре стержня в одном сечении балки. На рисунке дано три варианта: первый и второй – для случаев без кручения; третий – с хомутами, рассчитанными на кручение.

Класс арматуры для хомутов

Если у нас требуется поперечной арматуры 12 см2/м, то принимая шаг арматуры 150 мм (семь пар хомутов на метр балки), мы получим 12/7= в сечении.

Так как у нас четырехсрезный хомут, то окончательно диаметр стержня подбираем, деля нужную площадь на количество стержней: 1,72/4= 0,43 см2 – то есть, на первый взгляд, нам подходит стержень диаметром 8 мм (площадь сечения стержня 0,503 см2).

Но вернемся к хомутам на кручение, при  шаге 150 мм площадь хомута в сечении требуется 5,5/7=0,785 см2. Именно площадь хомута! Мы не должны при этом делить полученную в расчете арматуру на четыре или даже на два.

И это значит, что стержня диаметром 8 мм в хомутах нам не достаточно – нужен стержень диаметром 10 мм (замкнутый внешний хомут). Что же делать? Ставить два хомута из десятки – это и перерасход, и несоблюдение требования о замкнутом внешнем хомуте.

Я предлагаю в таком случае следующее решение (оно совсем не ново, и не мной придумано): установить один замкнутый внешний хомут на кручение из десятки (площадь 0,785 см2) плюс один незамкнутый хомут посередине из шестерки (площадь 0,283 см2). Проверим, удовлетворяется ли для такого варианта полная площадь сечения рабочей арматуры: 0,785*2+0,283*2=2,136 см2 > 1,72 см2 – условие выполнено. На кручение – тоже все обеспечено десяткой.

Теперь постараюсь объяснить, почему не достаточно было бы поставить двух хомутов из восьмерки на кручение, а нужно было ставить одну замкнутую внешнюю десятку.

Почему при  расчете изгибаемого элемента в расчет идут все 4 поперечных стержня, попадающих в срез балки, а при расчете на изгиб с кручением нужно брать диаметр наружного замкнутого хомута. В «Пособии по проектированию жбк к СНиП 2.03.

01-84» приведены расчеты поперечной арматуры балок, работающих как на изгиб, так и на изгиб с кручением. Так вот, если посмотреть расчет поперечной арматуры в изгибаемых балках (см. формулу 55 и чертеж 13), то поперечная арматура Аsw, участвующая в расчете равна сумме площадей всех поперечных стержней в сечении.

А для расчета балки на изгиб с кручением (см. формулу 169), Аsw1 – это уже площадь сечения одного поперечного стержня. Потому что при кручении в работу включается лишь стержень, расположенный у растянутой наружной грани, в то время как при чистом изгибе работают все поперечные стержни сечения.

Класс арматуры для хомутов

Надеюсь, я прояснила для Вас ситуацию с поперечной арматурой, особенно – с хомутами, работающими на кручение. В следующем выпуске я продолжу разговор о гладкой арматуре и напишу о требованиях к армированию балок и колонн.

Успешной Вам работы!

С уважением, Ирина.

Как правильно вязать арматуру для ленточного фундамента: схемы вязки, основные принципы, фото

Вязка арматуры – это один из основных этапов работы, по созданию арматурного каркаса. Соединяя арматуру, создаётся армирующая конструкция, благодаря которой, бетон получает большую прочность как на сжатие, так и на растяжение.

Выполнив неправильно соединение прутов, готовая монолитная конструкция не получит проектную прочность.

Для того чтобы этого избежать, разберём как правильно вязать арматуру соблюдая все нормы и правила, и каким инструментом можно выполнить работу, это будет полезно для начинающих арматурщиков, и для строителей с опытом.

Ленточный фундамент в частном строительстве: особенности и ограничения

Основа ленточного фундамента — бетон. Этот материал широко использовался в качестве основы для возведения зданий еще в Древнем Риме.

И только 200 лет назад догадались увеличить его прочность при помощи каркаса из стальных прутьев.

Новый строительный материал, железобетон, совместил выгодные характеристики металла и бетона и сделал возможным возведение впечатляющих конструкций. Процесс размещения металлического каркаса в бетоне стали называть армированием.

Когда проектируется загородный дом, в качестве основы для него чаще всего выбирают именно ленточный фундамент. На подготовку ленточного основания (как и любого другого) уходит 25-30% от стоимости строительства; причина его востребованности — в удачном сочетании качеств:

  • Несложен по конструктивному исполнению.
  • Подходит для проектов с подвальными помещениями (в отличие от свайно-винтового аналога) и тяжелыми перекрытиями (железобетонными, монолитными).
  • Не нуждается в применении спецтехники.

Ленточный фундамент в опалубке Источник profundamenti.ru

Несмотря на свое широкое распространение, ленточный фундамент имеет и ограничения в применении:

  • Выгоден лишь на сухих и каменистых почвах.
  • Плохо подходит для устройства на проблемном (влажном пучинистом, торфяном) грунте; его придется заливать на большую глубину, что нерентабельно.

Форма ленточного фундамента определяется планировкой; он имеет замкнутую форму, прокладывается по всему периметру дома, под несущими стенами и внутренними перегородками.

Применение хомутов из пластика

К основным преимуществам такого метода относятся быстрота выполнения работы, а также прочность фиксации элементов конструкции.

Использование пластиковых хомутов для вязания арматуры также не требует особых знаний. Однако пластиковые хомуты имеют определенную стоимость и их покупка может считаться экономической издержкой.

К минусам хомутов относятся также то, что они могут выйти из строя при низких температурах.

При анализе этих вариантов, можно сказать, что процесс вязки проволокой будет иметь большее преимущество, чем тот же самый процесс, но с помощью пластиковых хомутов, так как в первом случае будет меньше затрат. Однако хомуты помогут создать более прочную и надежную конструкцию, даже несмотря на растраты это выгоднее.

Предпосылки: для чего необходимо армирование

Фундамент создается для того, чтобы выдерживать нагрузку сооружения; лучше всего он справляется с равномерно приложенной силой давления. Но на практике нагрузка слишком часто оказывается неравномерной и в фундаменте возникают внутренние напряжения. Причиной могут быть как изменения грунта, так и просчеты проекта (неравный вес отдельных частей конструкции).

Ошибки проектирования обязательно станут заметными Источник homeklondike.site

У бетона отличные показатели сопротивления на осевое сжатие и слабые — на растяжение. Арматурные стержни обладают природной пластичностью и компенсируют недостаток бетона. Последний, в свою очередь, защищает металл от коррозии.

Во время эксплуатации бетон (который противостоит сжатию) и металл (растяжению) способны максимально эффективно сопротивляться разнонаправленным нагрузкам, защищая конструкцию от разрушения. Правильно проведенное армирование не только повышает прочность, но и является средством экономии: позволяет снизить затраты бетона (уменьшить массивность фундамента).

Требования к армированию

Ленточный фундамент закладывают с запасом прочности; он должен быть устойчивым к внешним факторам (механическим и климатическим). О том, как правильно вязать арматуру для ленточного фундамента, рассказано в положениях СНиП 52-01-2003, содержащих подробные требования к конструкции и материалам. К арматуре выдвигается ряд требований:

  • Размещение арматурного каркаса не должно препятствовать правильной технологической заливке бетона.
  • Арматура устанавливается с заданным расчетным шагом.

Расчет шага хомутов при армировании угла Источник ep2nnov.ru

  • На пересечениях каркаса не допускаются плавающие (подвижные) соединения стержней при любом способе соединения.
  • Необходимо создание защитного антикоррозийного слоя для конструкции.
  • Замена вида несущих стержней допускается, если расчетная несущая способность остается прежней.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Станок