- Устройство и принцип работы токарного станка по дереву
- Выбор материала и его подготовка
- Приспособления для крепления деревянной заготовки
- Инструмент для точения дерева
- Технология работы на токарном станке
- Соблюдение правил безопасности при работе на токарном станке — обязательное условие
- Видео по теме: Точение изделий из дерева на токарном станке
- Урок. Тема: Работа на токарном станке по дереву
- 1. Организация учебной деятельности
- 2. Повторение материала по теме предыдущего урока “Понятие о машине. Токарный станок по дереву”
- 3.Формирование новых знаний
- 4. Практическая работа
- 5. Уборка рабочих мест
- 6. Подведение итогов урока
- Работа на токарном станке по дереву, в принципе, несложная, но требует навыка и умения «чувствовать» обрабатываемую деталь. Именно тогда она становится настоящим искусством, в котором находят свое выражение воображение и творчество
- Технология точения древесины
- Разновидности точения
- Выбор станка
- Виды станков
- Главные этапы работы
- Что сделать на токарном станке по дереву – Изделия на токарном станке по дереву: видео, фото, чертежи
- Древесина для токарных работ
- Работа на токарном станке по дереву
В старину красивые вещи из дерева могли делать только мастера своего дела при помощи ручного инструмента, но когда был изобретён современный токарный станок, и его приспособили для столярных работ, положение дел изменилось. Теперь любой человек, изучивший азы работы на станке, способен, используя точение дерева, создавать почти произведения искусства.
В последние годы деревообработка стала не только производством каких-либо деревянных изделий на предприятиях, но и увлечением многих тысяч любителей выточить поделку из дерева на своём личном токарном станке для деревообработки.
Если делать какую-либо деталь из дерева ручным инструментом, то такое занятие займёт много времени, ту же самую поделку на станке можно сделать гораздо быстрее, и даже качественней.
Вручную красивые вещи из дерева может сделать только мастер своего дела, но любой желающий может освоить азы такого ремесла как токарная обработка дерева, и у него будут получаться весьма красивые поделки.
Попробуем немного рассказать об этом ремесле.
Устройство и принцип работы токарного станка по дереву
Главное отличие токарного станка по дереву от его собрата, на котором обрабатываются заготовки по металлу, заключается в том, что у него вместо механического устройства для подвода резца к обрабатываемой детали установлен подручник — приспособление для упора стамесок.
Токарный станок для деревообработки устроен несложно. На станине устройства располагаются передняя и задняя бабки.
В передней бабке расположен шпиндель, в него вставляют разные приспособления, с помощью которых крепится левый конец деревянной заготовки. Задняя бабка служит для упора правого конца длинной заготовки.
Между левой и правой бабкой устанавливается подручник, который служит для упора инструмента, которым будет обрабатываться заготовка.
Шпиндель приводится в движение электродвигателем. Скорость вращения может регулироваться. Кстати, некоторые токарные работы можно исполнять на фрезерных станках, но об этом рассказ должен быть в отдельной статье.
Заготовка закрепляется в патроне, который установлен на шпинделе. Потом она поджимается задней бабкой. Если устройство подпора задней бабки неподвижное, то его перед установкой заготовки смазывают машинным маслом.
Прежде чем начинать устанавливать заготовку, нужно в ней точно вычислить и отметить центр. Его проще всего найти, если воспользоваться угловым центроискателем.
Если заготовка будет закреплена не по центру, то при вращении шпинделя это вызовет её «биение», и качественно выточить деталь не удастся.
Выбор материала и его подготовка
Дерево — податливый материал для изготовления самых разных поделок. Тем не менее, нужно учитывать, что не все породы дерева одинаково легко поддаются токарной обработке. Легче всего на токарном станке обрабатываются заготовки из ореха, граба, бука, липы, березы и груши. Хвойные породы, а также дуб и ясень поддаются точению значительно труднее. Подбирая материал для заготовки, следует выбирать такие болванки, на которых нет трещин, выпадающих сучков, просмолок и прочих дефектов.
Следует учесть, что разные породы дерева имеют свою внутреннюю неповторимую красивую текстуру.
Зная, какая у каждого из видов деревьев внутренняя текстура, легче подбирать необходимую болванку для изготовления той или иной поделки.
Из ореховой древесины можно выточить красивую пудреницу, круглую шкатулку, а из дерева акации получается великолепная солонка. Текстуру дерева нужно учитывать при выточке того или иного изделия.
Прежде чем поставить болванку на токарный станок, нужно как можно больше подогнать её размер под будущее изделие ручным инструментом, например, топором.
Толстое полено незачем устанавливать в центры, если предстоит выточить тонкую деталь. Его следует обтесать.
Если заготовка в сечении имеет квадратную форму, то углы тоже можно срезать ручным инструментом, придав болванке более округлую форму.
Приспособления для крепления деревянной заготовки
Наиболее часто употребляемое приспособление для крепления болванки — поводковый патрон. Чаще всего для токарных работ по дереву используется два вида таких приспособлений.
Первый вариант такого устройства — патрон с зубцами. Крепится заготовка в таком приспособлении следующим образом: следует просверлить небольшое отверстие в отмеченном центре болванки, вставить в него центральный зуб патрона, конечно, предварительно сняв его (патрон) со шпинделя, после чего следует слегка ударить по хвостовику приспособления, тем самым вгоняя остальные зубцы в древесину.
Таким способом размечается место установки болванки в патрон. Устанавливаем его на шпиндель, после чего устанавливаем заготовку согласно разметке, поджимаем пинолью задней бабки — можно начинать точение дерева.
Второй вариант поводкового крепления деревянной болванки — использование планшайбы. Такое приспособление представляет собой металлический круглый диск. В середине расположено отверстие для надевания и крепления на шпинделе токарного станка.
По всей площади диска в правильном порядке располагаются сквозные отверстия. Через эти отверстия болтами или шурупами (саморезами) заготовка и крепится к планшайбе. Предварительно нужно отметить центр заготовки, а потом её устанавливать. Без использования планшайбы не обойтись, когда требуется точение дерева торца заготовки, и задней бабкой для упора уже не воспользоваться.
Инструмент для точения дерева
Чаще всего для обработки древесины на станках используются токарные стамески. По сравнению с обычными стамесками токарные имеют более удлинённые ручки, их резцы изготавливаются только из высококачественной инструментальной стали. То есть стамеска состоит из двух частей — ручки и, насаженного на неё, металлического полотна с заточенным под определённым углом или обоюдоострым лезвием.
Для разных задач существуют разные типы стамесок. Новичку в токарных делах для того, чтобы начать работать с деревом, достаточно научиться владеть вот этими двумя стамесками:
- рейером — у этой стамески полукруглое лезвие, которое изготавливается из толстой пластины, она предназначена для черновой обтачки заготовки,
- мейселем — этот вид стамесок предназначен для чистовой обработки детали, лезвие заточено наискось, причём с обеих сторон.
Большую часть остальных типов токарных стамесок причисляют к фасонным инструментам. Ими придаётся окончательный вид выточенной детали. К примеру, на выточенной солонке можно вырезать декоративные канавки. Вот некоторые виды таких стамесок:
- стамеска-крючок — таким резцом можно выточить в торце заготовки углубление,
- стамеска-гребёнка — с её помощью можно нарезать внутреннюю и внешнюю резьбу или же нанести множество декоративных канавок,
- стамеска-кольцо — ею можно делать то же самое, что и при помощи крючка.
Видов фасонных резцов существует великое множество. Опытные токари под конкретную задачу придумывают свои резцы, и изготавливают их сами.
Технология работы на токарном станке
Желательно, чтобы рабочее место перед токарным станком было оборудовано для конкретного работника — под его рост. Обрабатываемая деталь должна находиться на уровне локтя. Прежде чем начать работать, токарь должен занять устойчивую и удобную стойку перед станком.
Теперь можно запустить двигатель. Чем более чистовая работа производится, тем больше должна быть скорость вращения шпинделя. Упираем тело полотна стамески в подручник, медленно приближаем резец к вращающейся заготовке.
Снимать стружку надо тонким слоем, нельзя позволять резцу глубоко проникать в тело болванки — это небезопасно. Одной рукой держат полотно стамески, а другой — её рукоять.
Желательно плотно прижимать локоть к телу, таким манером создается более сильный и неподвижный упор.
Соблюдение правил безопасности при работе на токарном станке — обязательное условие
Не освоив правила безопасности работы на станке, не стоит и подходить к нему, иначе работник может здоровье потерять, а не получить удовольствие от классно изготовленной детали. Основные требования безопасности при проведении токарных работ по дереву изложены ниже:
- токарь должен быть одет в спецодежду, которая должна быть плотно застёгнута на все пуговицы,
- волосы должны быть убраны в головной убор,
- обязательно надевание защитных очков и опускание защитного экрана,
- ручки стамесок не должны иметь трещины,
- заготовка должна быть надёжно закреплена в патроне,
- заготовка не должна иметь повреждений,
- станок должен быть заземлен,
- все настроечные манипуляции (замер размера, пододвигание подручника к детали и т. д.) должны выполняться при выключенном станке.
Существуют и другие пункты требований по безопасности, которые могут быть изложены либо в производственной инструкции, либо в документации завода-изготовителя токарного станка.
Видео по теме: Точение изделий из дерева на токарном станке
Загрузка…
Источник: https://xn—-ntbhhmr6g.xn--p1ai/utilizatsiya/oborudovanie/obrabotka-dereva-na-tokarnyih-stankah
Урок. Тема: Работа на токарном станке по дереву
Архыматаев Бауыржан Жаксылыкович
Учитель технологии
Республика Казахстан, ВКО, г.Семей, Абайский район, с. Кенгирбай би, средняя школа им Шакарима
- Предмет: Технология
- Класс: 6 «а»
- Тема: Работа на токарном станке по дереву
- Цель урока: Формирование знаний учащихся о работе на токарном станке по дереву .
- Задачи урока:
- Формирование знания и развитие первоначальных умений навыков работы на токарных станках.
- Трудовое воспитание и профориентация школьников, воспитание технологической культуры;
- Развитие познавательного интереса школьников в области работе на токарном станке по дереву .
- Методы: объяснительно-иллюстративный, диалогический, исследовательский.
- Тип урока: комбинированный.
- В активе урока: компьютер, медиапроектор, мультимедийная презентация, таблицы
- Оборудование: Чертежи, заготовки, резцы, наборы столярного инструмента, шлифовальная шкурка, таблицы: чертеж скалки и технологическая карта на ее изготовление, “Техника безопасности при работе на токарных станках по дереву”
- Ход урока
1. Организация учебной деятельности
- приветствие
- проверка
- работа с классном журналом
- проверка готовности к уроку;
- доведение до учащихся план урока.
Сообщение темы и целей урока.
2. Повторение материала по теме предыдущего урока “Понятие о машине. Токарный станок по дереву”
- Перечислите основные узлы токарного станка по дереву. Найдите их на станке и определите назначение
- Какое движение называется главным, а какое вспомогательным?
- Какие правила безопасности нужно соблюдать при работе на токарном станке по дереву?
- Что называется технологической картой?
Демонстрация видеофильма «Токарный станок»
3.Формирование новых знаний
Токарный станок по дереву имеет одну ограниченную функцию: он только вращает деревянную заготовку. Столяр же из простого куска дерева постепенно вытачивает законченный предмет: ножки для мебели, корпус лампы, стойки перил, игрушки, коробочки, кубки, салатницы, вазы и т. Д Демонстрирую работу с заготовкой; ее установку и закрепление.
Ученикам рассказываю, что заготовки для точения не должны иметь трещин и сучков. При выборе заготовки предусматривается припуск по длине 30-50-мм, а по диаметру 4-6 мм.Чтобы закрепить заготовку с помощью трезубца, в одном торце заготовке делают неглубокий (4-6 мм) диаметральный запил ножовкой для трезубца. Трезубец вводят левого торца заготовки.
Правый конец заготовки поддерживают центром задней бабки. При этом центр задней бабки смазывают солидолом, чтобы не допустить перегрева древесины, который затем поджимаю задней бабкой. Ось заготовки должна располагаться по линии центров станка.
После закрепления заготовки демонстрирую установку подручника, показываю способ проверки правильности установки заготовки проворачиванием ее от руки. Верхняя опорная линейка должна располагаться по лини центров или на 1-3 мм выше ее. Зазор между заготовкой и подручником равен 2-3 мм. По мере обработке заготовки подручник перемещают.
Учащимся показываю резцы – для чернового и чистового точения. В практике черновой резец называют полукруглой стамеской (рейером), чистовой стамеской (майселем). Термин “рейер” происходит от голландского слова, означающего в переводе “перемещаться, передвигаться”. “Майсель” – немецкого происхождения, переводится как “вырезать, высекать”.
Объясняю, что сконструированы резцы на основе принципа клина, все они имеют определенный угол заточки. Особенностью обдирочных резцов является полукруглая форма с фаской. Чистовые имеют фаски с двух сторон, благодаря чему образуется угол заострения. Эти резцы служат для обточки цилиндрических и фасонных поверхностей.
При этом режущая кромка косой стамески располагается под углом 40о к оси центров. Угол резания (угол между вертикальной плоскостью и верхней гранью стамески) равен 35-60о. Кроме того, чистовыми резцами выполняется подрезание торцов и уступов, отрезание и вытачивание канавок. Для обточки фасонных поверхностей применяют также профильные (фасонные) резцы.
В отличие от прочих машин для обработки дерева, использующихся лишь на тех или иных промежуточных стадиях, токарный станок годится для всех операций — от черновой обработки до полирования. Требуемый инструмент — это желобчатые (цилиндрические или в форме буквы «V») и плоские стамески, резцы, скребки различных размеров и форм. Станок вращает заготовку, а рука контролирует движение резца.
В зависимости от того, какой предмет надо изготовить, существует два способа крепления заготовки. В первом случае деревянная деталь зажимается горизонтально между центрами передней и задней бабок. Второй способ предусматривает установку заготовки исключительно в передней бабке с помощью патрона или планшайбы. Если вы новичок в работе на этом станке, будет логично начинать с первого способа.
Токарный станок с электронным регулированием
1. Выключатель «Пуск-Стоп»2. Станина3. Передняя бабка4. Переключатель скорости (с вариатором)5. Шпиндель6. Поводковый центр7. Подручник (резцедержатель)8. Центр задней бабки9. Задняя бабка
Набор резцов
1. Желобчатая стамеска2. Резец-майсель (2 мм)3. Полукруглый резец4. Отрезной резец5. Скошенная стамеска (косяк)6. Полукруглая стамеска для обработки фасонной поверхности7. Желобчатая стамеска для черновой обработки (рейер)
— В ходе объяснения приемов работ демонстрирую рабочую позу, хватку инструмента и приемы точения цилиндрической поверхностей. ее важно, чем то, как Вы держите инструмент.
Овладение даже базовыми приемами работы требует определенного опыта, поэтому начните с тренировочного точения пробных изделий из мягких пород, пока не появится чувство инструмента и не выработается навык или хотя бы первичное умение регулировать нажим инструмента на заготовку.
Высота рабочей зоны. Сделайте прочный рабочий стол или верстак, чтобы установить настольный токарный станок с удобной именно для вас высотой рабочей зоны. Заготовка должна находиться на высоте локтя.
Правильная поза и положение резца в руках. При межцентровом креплении заготовки встаньте лицом к станку, немного расставив ноги для уверенной стойки. Не становитесь слишком далеко, так, чтобы приходилось подаваться вперед, это утомляет и может привести к частичной потере контроля над инструментом.
Правильная и неправильная поза при работе на токарном станке.
Держите инструмент так, чтобы его ручка составляла одну линию с предплечьем, а рука прижата к боку. Другой рукой держите полотно для перемещения его в сторону по упору.
При грубой первоначальной обработке кисть положите на полотно сверху, охватив его пальцами снизу; для более тонкой работы используйте хват снизу, с большим пальцем наверху полотна.
При любом хвате прижимайте предплечье и локоть к боку туловища.
Перемещение тела при работе инструментом. При обработке базового или исходного цилиндра надо постоянно передвигать инструмент параллельно заготовке. Если перемещать только кисти и предплечья, резец будет «стремиться» двигаться по дуге.
Правильный способ заключается в перемещении всего корпуса в направлении резания точным и плавным движением. Старайтесь не перенапрягать мышцы и не сжимать ручку слишком сильно. Ведя резец влево, поворачивайте плечи, вращая корпус от пояса по мере того, как перемещаетесь в сторону резания.
Постепенно переносите вес тела на левую ногу, слегка сгибая её для удержания равновесия по мере выпрямления правой ноги.
Затем поясняю и показываю приемы грубой обработки цилиндрической поверхностей: полукруглую стамеску удерживаю правой рукой за рукоятку, а левой сверху плотно прижимаю к подручнику.
В процессе точения сначала снимаю первую стружку толщиной 1-2 мм. При последующем точение резец перемещаю по заготовке в направлении слева направо и с права налево.
При каждом проходе снимаю стружку толщиной 1-2 мм.
4. Практическая работа
После объяснения ученики выполняют упражнения по установке заготовки, ее креплению и пробному точению цилиндрической поверхности.
Во время точения деталей из древесины по чертежам ученики закрепляют умения по чтению чертежей и по анализу элементов конструкции изделия. Чтение деталей ведут в следующей последовательности:
- Чтение надписей чертежа.
- Определение общей формы детали.
- Определение формы элементов детали и ее размеров.
5. Уборка рабочих мест
6. Подведение итогов урока
Работа на токарном станке по дереву, в принципе, несложная, но требует навыка и умения «чувствовать» обрабатываемую деталь. Именно тогда она становится настоящим искусством, в котором находят свое выражение воображение и творчество
- анализ допущенных ошибок;
- оценивание результаты труда учащихся на уроке;
7. Рефлексия урока.
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
Источник: https://infourok.ru/material.html?mid=50047
Технология точения древесины
Сегодня выточенные детали широко используются в производстве мебели, оформлении интерьера, создании бытовой утвари, сувениров, игрушек и прочих предметов. Подобные изделия носят как конструктивный, так и декоративный характер.
Точение древесины более полно раскрывает декоративные качества этого материала, создает возможность для использования лесоматериалов распространенных сортов, которые не отличаются красивой текстурой. Кроме этого токарное производство активно использует древесину кустарников и отходы, которые получаются в ходе раскроя пиломатериалов на деревообрабатывающих заводах.
Разновидности точения
Точение древесины осуществляется несколькими методами:
- продольный. Во время такой обработки заготовка крутится вокруг своей оси, а резец плавно двигается в направлении параллельном оси вращения
- поперечный. В таком случае резец передвигается в плоскости, которая перпендикулярна оси вращения заготовки
- угловой (тангентальный). В ходе такой обработки резец перемещается под произвольным углом к оси вращения.
Выбор станка
- максимальный размер заготовки, помещаемой в станок. В сопроводительных документах к станку всегда указывается диаметр обточки – наибольшее сечение заготовки в поперечном направлении, а также длина станины – максимальная длина заготовки
- мощность. Конечно, лучшими являются станки с высокой мощностью. Однако увеличение мощности влечет за собой увеличение габаритов станка
- материал, из которого созданы станина и рама. Наиболее устойчивым будет станок со стальной рамой и чугунной станиной. Но масса такого инструмента достаточно внушительная, поэтому если вы будете часто перемещать станок, то присмотритесь к более легким моделям. Существуют аппараты, у которых станина и корпус созданы из легких сплавов, их можно легко перенести, даже в одиночку
- диапазон регулировки количества оборотов за одну минуту. К счастью, сегодня все станки оборудованы такой регулировкой, поэтому обратите внимание на верхнюю и нижнюю границу диапазона. К примеру, низкие обороты необходимы для черновой обработки параллелепипеда, а высокие нужны во время чистовой обработки, когда необходима идеально гладкая поверхность.
Виды станков
Технология точения древесины предполагает использование устройств различной модификации:
- универсальные станки. На них можно осуществлять обдирку заготовки, ее нарезку, точение, шлифование, сверление, нанесение резьбы. Такие станки вследствие своей универсальности пользуются наивысшим спросом
- токарно-винтовые станки предназначены для обработки заготовок в виде конуса, а также нанесения резьбы
- токарно-фрезерные станки созданы для изготовления пазов в деревянных предметах, а также их обработки
- настольный инструмент для токарных работ выполняет функции обычного станка, однако имеет меньшие габариты, мощность и меньшее количество функций. Такие станки подойдут для знакомства с ремеслом и получения первоначальных навыков.
Главные этапы работы
Точение древесины на токарном станке нужно начинать с создания заготовки. Для этого нужно взять брусок любого сорта дерева. Учтите, что размер заготовки должен в несколько раз превосходить размер предполагаемого изделия.
При помощи топора нужно придать заготовке примерную форму цилиндра. Даже опытным мастерам не стоит закреплять на станок цельный брусок, потому что можно получить травму при отскакивании крупных частей древесины.
После этого нужно обозначить места, в которых будет производиться вытачивание формы, то есть разметка центров вращения.
Технология точения древесины на токарном станке предполагает использование обтачивающих инструментов. Для того, чтобы обработать болванку вам понадобится три стамески:
- желобчатая для того, чтобы снять грубый верхний слой с заготовки
- желобчатая полукруглая вогнутая для того, чтобы подготовить изделие к финишной отделке
- косая стамеска поможет вытачить конус, подрезать торцы и реализовать чистовую обработку.
Все станки имеют место для крепления заготовки. Чаще всего это шестигранник с шипами. Чтобы избежать выпадения заготовки из механизма во время работы, рекомендуется сделать в ее торцах углубления в месте прикосновения шипов.
Сам процесс точения начинается с полного запуска вала. Когда будет набрана скорость, можно приступать к отделке древесины.
В начале осуществляется черновая обработка. Для этого скорость вращения должна находиться в пределах 1000-1500 об/мин. Можно использовать полукруглую стамеску. Держать инструмент нужно двумя руками, опираясь на подручник. Однако нельзя давить на заготовку.
После снятия верхнего слоя можно взять желобчатую полукруглую стамеску. С ее помощью создается контур выемок. Заостренный торец приспособления должен быть направлен к детали под углом примерно 45. Таким образом, вы реализуете процесс художественной резьбы по дереву.
Грамотно обработанный предмет не нужно дополнительно шлифовать, его поверхность будет идеально гладкой.
Источник: http://wood-prom.ru/clauses/derevoobrabotka/tekhnologiya-tocheniya-drevesiny
Что сделать на токарном станке по дереву – Изделия на токарном станке по дереву: видео, фото, чертежи
История обработки древесины на токарном станке насчитывает более 2 тысячелетий. Прогресс не стоит на месте, усовершенствуются инструменты и сам станок.
Вместо 2 человек, как в самом начале токарного дела, обслуживается он одним мастером, а вращение детали задаётся при помощи электричества.
По-прежнему, древесина располагает к творческому процессу, что позволяет мастерам своими руками создавать оригинальные элементы декора для интерьера, сувениры, деревянную посуду, резную мебель и многое другое.
Точение подсвечника на токарном станке по дереву
Для изготовления своими руками банок из дерева под сыпучие продукты, цилиндрических шкатулок под украшения, матрёшек и прочих сувениров используется древесина с различными характеристиками плотности, хрупкости и показателями влажности.
Прежде чем начать точение, необходимо рассчитать нагрузку, которую сможет выдержать взятый для работы вид древесины. Во многом от этого будет зависеть успех в производстве, особенно, если предполагается резкое сужение детали из дерева, например, для резной тонкой ножки.
Небольшой просчёт с давлением резца на обрабатываемую деталь, и можно начинать всё сначала.
На токарном настольном станке с ручным типом обработки многое зависит от умения мастера – верности его руки и точности глазомера. Точение может вестись как вдоль, так и поперёк древесных волокон. При изготовлении деревянной посуды чертежи не обязательны. Красота глубоких мисок часто зависит от выбора древесины.
Хвойные деревья имеют более ровные наросты годовых колец, что позволяет при равномерном точении по дереву, при совмещении центра ствола с осью вращения, создавать изделия с повторяющимся в периоде рисунком. Лиственные породы зависят от засушливости или влажности года, поэтому годовые кольца могут очень разниться между собой.
Правда, для хранения овощей и фруктов в свежем виде, деревянные ёмкости из них менее эффективны, чем из хвойных ввиду меньшего содержания смол.
Чтобы ёмкость с крышкой закрывалась герметично, не следует пренебрегать чертежами. Чтобы сделать своими руками целый набор одинаковых емкостей, проще всего на основании чертежа и неоднократной сверки размеров создать трафарет.
Работать с шаблоном можно лишь при наличии на токарном станке устройства для крепления резцов и копира.
На таком станке своими руками можно не просто создавать единичные изделия, но и поставить на поток выпуск наборов предметов деревянной домашней утвари.
Точение таких изделий как балясины для украшения крыльца и лестницы, постройки беседки, лучше чтобы на токарном станке был копир — это более надёжно, чем надежда на собственный глазомер.
Каким бы умелым ни был мастер и насколько хорошо не владел резцом, более надёжно, чем по копиру, воспроизвести предыдущее изделие не удастся.
Для мастеров отлично владеющих резцом нет никаких преград для создания на токарном станке своими руками многослойной резьбы, которая станет достойным украшением мебели – спинок стульев, изголовий кроватей.
Отдельным видом искусства можно считать точение картин и ликов святых – это способны сделать мастера высокого класса, способные мыслить объёмами и создавать многослойные копиры. Менее сложно в плане перенесения задуманного рисунка на деревянную заготовку при помощи станков оснащённых ЧПУ.
Для выпуска единичного изделия времени понадобится много. Точение резной картины на станке с ЧПУ отличается от ручной резьбы по дереву отсутствием физических усилий со стороны мастера.
В отличие от человека, у станка «рука» не дрогнет – все элементы будут произведены в соответствие с заложенной программой.
Для детских площадок даже в городах всё чаще устанавливают не металлические игровые площадки, а деревянные. Дерево даёт больший полёт фантазии мастерам.
Изготавливая качели для своих детей и внуков, многие вспомнят лошадок на гнутых полозьях.
На домашнем токарном станке можно произвести точение отдельных элементов такой игрушки-качалки, после чего при помощи столярного клея собрать игрушку воедино.
Своими руками из дерева можно сделать на обычном токарном станке с дополнительным креплением – планшайбой, резную шкатулку. Выбрав подходящий узор или орнамент, его необходимо перенести на плоские заготовки крышки и стенок при помощи карандаша и копировальной бумаги.
Резка орнамента проводится ручным инструментом.
Нанесение декоративной резьбы на округлые или цилиндрические шкатулки также производится ручным инструментом, только крепиться заготовка может в шпинделе без зажима задней бабкой, которая будет создавать помехи при нанесении вертикальных элементов рисунка на горизонтально закреплённую на станке деталь.
- Особенность изготовления сувениров на токарном станке состоит в том, что сначала выполняются все действия по созданию внешнего и внутреннего силуэтов изделия, наносится украшающая резьба, только после этого происходит отделение готового предмета от общего объёма заготовки.
Источник: https://ice-people.ru/raznoe-2/chto-sdelat-na-tokarnom-stanke-po-derevu-izdeliya-na-tokarnom-stanke-po-derevu-video-foto-chertezhi.html
Древесина для токарных работ
Характеристики различных пород древесины для токарных работ.
У меня есть сообщение о характеристиках древесины для резьбы по дереву.Точение древесины имеет свои особенности, поэтому я решил систематизировать свои наблюдения и поделиться ими с читателями.
Речь пойдет о том, как ведет себя та или иная порода древесины при ее точении.
Дуб.
Широко используется токарями по дереву, т.к. древесина дуба относительно легкодоступна.Текстура красива как при продольном, так и при поперечном точении.Точится и шлифуется легко.Хорошо принимает такие виды покрытия, как масло и воск.
Перед лакированием желательно провести операцию порозаполнения, тогда лак и ляжет хорошо и выглядеть будет лучше.Лак желательно использовать или матовый или на худой конец полуматовый. Древесина дуба под глянцевым покрытием выглядит неестественно.Дуб подвержен растрескиванию и короблению.
Особенно это относится к ослабленной древесине (гниловатость, труха) и изделиям с тонкими раскрытыми формами.Поэтому заготовку дуба нужно сушить очень и очень тщательно.У меня было много случаев, когда казалось бы сухая заготовка трескалась при комнатной температуре.Хороши из дуба различные чаши, вазы, ступки, солонки и проч.
Кора на заготовке при точении держится прочно, поэтому смело можно оставлять декоративные вставки из коры.
Красив и сувель дуба.Текстура — это палитра мелких свилеватых линий.
Береза.
По моему мнению, в средней полосе России береза — материал №1 для точения.Сама по себе древесина березы никакого интереса для токарного искусства не представляет.А вот кап, сувель, шпальт, развилка — это интересный материал.
Кап.Точится хорошо, шлифуется и полируется отлично.Могут встречаться задиры на встречном направлении волокон, это устраняется или очень острой стамеской или тщательным шлифованием.При сушке коробится незначительно, практически не трескается.Отлично принимает все виды отделки, но лучший результат дает лакирование.
Сувель.Точится и шлифуется почти так же хорошо, как кап.Очень свилеватая заготовка может точиться плохо, нужно проявлять терпение и настойчивость.При сушке тонких и открытых изделий обязательно покоробится.То есть сушить нужно заготовку «до звона».Отлично выглядит под лаком.Правильные изделия из капа и сувеля выглядят очень красиво и богато.
Шпальт.Это различные виды подгнившей березы.Отличается необычной и красивой текстурой.Правильная работа с таким материалом приходит с опытом.В моем сайте об этом есть много информации.Годные изделия из березового шпальта выигрышно выделяются из унылой вереницы однотонных изделий.
Развилка березы.Может подарить как оригинальное по форме изделие, так и красивое по текстуре.Точите, экспериментируйте и обязательно красиво получится.
Яблоня.
Идеально точится и шлифуется.Но!Сильно высушенная яблоня поперек может и не проточиться — стамеска ее попросту не возьмет.В этом случае ее нужно сильно увлажнять.Очень красивая древесина, но капризная, как взбалмошная женщина.Даже хорошо высушенное изделие может со временем треснуть, покоробиться.Даже самые мельчайшие трещины нужно устранять, иначе они могут в дальнейшем преобразоваться в большие трещины.Отлично выглядит под лаком, маслом — древесина теплого, медового оттенка.
- Слива.
- Туя.
- Осина, тополь.
- Боярышник.
- Ива козья.
- Сувель.
По характеристикам очень похожа на яблоню.Разве что не так сильно подвержена растрескиванию и короблению.Очень красива древесина старой, подгнившей сливы.Точится, шлифуется отменно.
Древесина легкая, плотность невысокая.Сушится быстро и хорошо, почти не коробится.Точится удовлетворительно, даже плохо : сухая туя крошится.Поэтому можно увлажнять верхний слой или же устранять недостатки точения тщательной шлифовкой.Древесина красивая и при продольном, и при поперечном точении.Текстура хорошо проявляется под маслом, лаком.Хорошо принимает протраву, такую, как железный купорос.Тонкие детали точить затруднительно из-за низкой плотности.
Подгнившая осина или тополь могут представлять интерес для точения.Сохнет древесина хорошо.Точится удовлетворительно из-за своей мягкости.Но получить хороший результат можно, если постараться.Наиболее красивые токарные изделия получаются из материала с подгнившей и поэтому окрашенной в бурый цвет сердцевиной.
Очень красивая древесина с приятным запахом.Отлично точится и шлифуется.Хорошо принимает масло и лак.Недостаток — нет в природе стволов боярышника большого диаметра.
Одна из разновидностей ивы.Точится хорошо, кора держится крепко, при поперечном точении можно смело оставлять кору, не проклеивая.Годичные кольца на поперечном точении дают красивую, тонко выраженную текстуру.Шлифуется хорошо.Из подгнившей ивы козьей так же выходят красивые изделия.
Ива остролистная.
Древесина тяжелая, плотная, с ярко выраженной сердцевиной от коричневого до почти черного с бурым отливом цвета.Точится хорошо.При правильной сушке практически не трескается и не коробится.Красивые изделия можно получить при поперечном точении.
- Ольха.
- Сосна.
- Ель.
- Лещина.
- Рябина.
Для точения представляет интерес подгнившая и даже очень ольха.Такая древесина шлифуется тяжело.Точить так же нужно осторожно.Отделку принимает хорошо.Хороши для точения капы и сувели ольхи, но попадаются они редко.
Не считается очень уж пригодной для точения.Но на безрыбье и рак — рыба.Лучше подбирать заготовки с широкими годичными кольцами, развилки, древесину с пороками.Тогда еще что-то можно выжать из сосновых заготовок.Сама по себе сосна точится хорошо, шлифуется тоже, нужно только не брать в работу смолистые куски дерева.Красив проточенный сосновый кап, даже очень.
Все, что касается сосны, можно сказать и о ели.Попадаются красивые подгнившие заготовки из ели.Можно выточить оригинальное изделие из мутовки — это ствол ели с круговым расположением сучков.Попадаются, но редко, красивые еловые сувели.
Сама древесина лещины светлая, без каких-либо изысков.Правда, можно точить сырую, например для рукояток стамесок, и не потрескается.А вот если повезет и попадется сувель лещины — это другое дело!Точится отлично, шлифуется тоже и очень красивая древесина.
Дерево со странностями.Древесина плотная, довольно тяжелая, а точится удовлетворительно, какая-то вязкая.Сырая (влажная) точится очень хорошо.Присутствует не очень выраженная сердцевина от светло-коричневого до коричневатого цвета и светлая заболонь.Широкие годичные кольца.При поперечном точении еще что-то можно получить из рябины, а при продольном не интересна.Лучше выглядит шпальт рябины, но не сильно гнилой.Хорошо окрашивается, тонируется, т.е. нужно экспериментировать.По текстуре симпатичнее не очень толстые стволы — там могут встречаться черные штрихи, разводы — это оживляет текстуру.Толстые стволы монотонны по окрасу.
Кап.Редко, но встречается.Текстура зависит от плотности расположения не проросших почек.Много почек и они густо «сидят» — красивая текстура, мало почек — так себе.
Вяз, ясень.
Древесина тяжелая, плотная и вязкая.Точится хорошо, шлифуется хорошо.Лучший результат дает поперечное точение.Запах у вяза не очень!
- Орех грецкий.
- Абрикос.
- Самшит.
- Карагач.
- Липа.
- Лиственница.
- Кипарис.
- Клен ясенелистный (американский).
Прекрасная для токарных работ древесина по всем параметрам : красивая, отлично точится, шлифуется, лакируется.Отлично орех выглядит и под маслом.Старый, темный орех выглядит очень богато и благородно.
Красивая древесина, хорошо точится и шлифуется.При неаккуратной сушке на торцах могут появиться трещины.Хорошо выглядит и при поперечном, и при продольном точении.
Очень твердая и тяжелая древесина.Бывает, что даже саморезы ломаются, когда крепишь план-шайбу.По цвету от светло-желтого с зеленоватым отливом до бежевого.Точится и шлифуется хорошо, но древесина по текстуре не интересна.
Крупнососудистая, с хорошо обозначенными годичными кольцами древесина.Точится и шлифуется хорошо.Лучше точить поперек и то не всегда выходит красивая картинка.
Для токарного искусства никакого интереса не представляет, так как древесина просто белая и все.А вот липовый сувель и липовый кап точить можно — красивая, изящная текстура.Ну, а сама липа точится легко, из нее клонируют бесконечную череду матрешек.Однако пересушенная липа точится с трудом!
Тяжелая, плотная древесина.По текстуре схожа с сосной, но очень подвержена растрескиванию, лучше не связываться.
Очень похож по характеристикам на тую.Мягкая, легкая древесина, бело-розового цвета, с желтоватым оттенком.Точится удовлетворительно, шлифовать нужно тщательно.
Древесина невыразительная, точится и шлифуется почти хорошо.Интерес здесь представляет подгнившая древесина и кап.Кап не такой яркий, как у березы, но кое-что «выжать» из него можно.А попадаются и очень даже приличные экземпляры!
Карагана древовидная (акация сибирская, гороховник) — кустарник с толщиной стволика 10-15 см.Очень красивая древесина с красно-бурым ядром неправильной формы и желтоватой заболонью.Точится хорошо, шлифуется хорошо.Крепкая и гибкая древесина.Но запах у нее — фу!
Черемуха.
Древесина с темно-коричневым, шоколадным ядром и светлой заболонью.Хорошо видны широкие годичные кольца.Отлично точится, шлифуется.Прекрасные изделия получаются при поперечном точении.
Груша.
Источник: http://www.rezbakrasa.ru/2018/04/drevesina-dlya-tokarnych-rabot.html
Работа на токарном станке по дереву
Категория: Самодельные станки
Если вы никогда не работали на токарном станке, то попросите кого-либо из взрослых, практически знакомых с токарным делом, показать вам как стоять за станком, как держать резец и обрабатывать болванку.
Кроме того, твердо усвойте несколько простых, но очень важных правил:1. Всегда будьте осторожны при работе.2. Во время работы на станке не носите свободную одежду, то есть такую, которую может захватить шпиндель или болванка.
Рукава (если они без манжет с пуговицами) завяжите у кистей рук. Девочки должны убирать волосы под косынку.3. Не прикасайтесь руками к вращающимся маховику, шкиву, шпинделю и обрабатываемому предмету, а также к движущемуся приводному ремню.Не пытайтесь затормозить руками вращающуюся деталь.
Прекратите движение педали и подождите пока станок остановится сам.
4. Следите за чистотой и порядком на рабочем месте. Не кладите инструменты и другие предметы на салазки, подручник и бабки.
5. Не наклоняйтесь низко к станку, иначе можно засорить глаза.6. Не пускайте станок в код, если возле вас самого товарищи, а тем более — маленькие дети. Попросите их отойти и не мешать работе; это нужно и для их безопасности.
Теперь мы расскажем о выборе и подготовке материалов для токарных работ.Лучший материал для точения — древесина однородного строения, совершенно сухая, не суковатая и не слоистая.
Начинающим следует брать древесину мягких пород — липу или осину Сосна и ель хотя и не очень тверды, но из-за своей слоистости менее пригодны для токарных работ. Обычно они используются для простых изделий, не требующих чистой отделки. Очень хорошо точится ольха, но шлифуется она плохо.
Когда вь научитесь точить, то сможете пользоваться березой, кленом, грушей, буком; это, пожалуй самые подходящие материалы для точения.Во многих случаях вам придется подготавливать древесину (то есть сушить ее), подобрав поленья дро соответствующих древесных пород.
Для того, чтобы дерево не трескалось, разделите полено на отдельные отрезки, а торцы заклейте бумагой или закрасьте. Круглое дерево сушите, не снимая коры.Первые ваши работы на станке — учебные. Сперва научитесь точить цилиндры.
Выберите подходящий кусок дерева и обработайте («оболваньте») его топором в виде цилиндра или шестигранной призмы.
На торцах наметьте центры и по этим отметкам установите болванку так, чтобы один ее центр приходился на средний зуб вилки шпинделя, а другой — на центр задней бабки. Закрепите бабку клином и зажмите болванку центром прижимного винта (рис. 1).
Снимите болванку со станка, просверлите в ее центрах отверстия глубиной 6—8 мм, смажьте центр задней бабки маслом и снова поставьте болванку на станок. Зажмите ее центром прижимного винта и закрепите этот винт стопором.
Помните что крепление болванки должно быть прочным, чтобы она не могла сдвинуться с места или выскочить. Следите за правильностью установки болванки: центр вилки шпинделя, ось болванки и центр задней бабки должны составлять одну прямую линию.
- Рис.1
Установите подручник так, чтобы резец во время работы плотно прижимался к нему и как можно ближе к обтачиваемой болванке, чтобы точка опоры резца лежала далее его центра.Резец держите двумя руками. Правая рука обхватывает ручку резца, а левая — самый инструмент- Опираясь на подручник, эта рука дает резцу твердую точку опоры.
Правая рука управляет инструментом, как этого требуют обточка вещиСначала лезвие резца должно как бы скользить по обрабатываемой поверхности; оно направляется под некоторым углом к болванке. Затем осторожно приподнимайте ручку до тех пор пока лезвие не начнет снимать стружку достаточной, но не очень большой толщины.
Не стремитесь снимать слишком толстую стружку: резец будет дергаться, а болванка может выскочить, что очень опасно.Снимайте стружку от середины к концам болванки, ставя рейер немного на правое ребро — при движении вправо и на левое — при движении влево. В ту же сторону отворачивайте ручку резца.
Когда болванка будет обточена почти до нужного размера, отложите рейер и переходите на обработку поверхности мазелем.
Обычно мазель держат на подручнике так же, как и рейер. Но при мелких работах удобнее обхватить клинок мазеля пальцами левой руки, а указательным пальцем захватить подручник и плотно прижимать инструмент к его ребру.
- Рис.2
Мазель держите несколько наклонно (рис. 2) так, чтобы направление лезвия составляло угол около 45 с направлением обтачиваемого цилиндра. Тупой угол мазеля обращается в сторону движения. Держите мазель твердо и следите, чтобы он не скользил по обтачиваемой поверхности и не отталкивался от подручника.Мы рассказали о точении цилиндров. Перейдем к более сложным операциям.
- Рис.3
- Если торец цилиндра нужно закруглить, делайте это мазелем, как показано на рисунке 3, ведите работу медленно и осторожно, постепенно срезая и закругляя угол.
Если же торец должен быть плоским, то срезайте его мазелем, поставленным на ребро тупым углом кверху. Резец немного углубите в дерево, потом перенесите вправо и сделайте косой подрез, направленный к первому прямому надрезу (рис. 4).
Рис.4
Чередуйте эти приемы, пока не останется цилиндрик диаметром 10—12 мм. Глужбе резать нельзя, иначе цилиндрик может сломаться и изделие соскочит с центров. Окончательно выровняйте торец, сняв последнюю, тонкую стружку. Остановите станок и приложите к плоскости торца ребро угольника. Если торец обточен ровно, то просвета не должно быть. Снимите изделие со станка и срежьте оставшийся цилиндрик острой стамеской.
Займитесь теперь тренировочными работами.Подберите нетолстую заготовку длиной около 250 мм, поставьте на станок и обточите до диаметра 50—60 мм. Торцевать не нужно.
Не снимая цилиндр со станка, разметьте его циркулем на несколько равных частей (рис. 5а) и сделайте мазелем надрезы по размеченным линиям, придав им форму желобков (рис. 5б).
Тем же инструментом сделайте выемки так, чтобы изделие приобрело форму, показанную на рисунке 5в. Отметьте карандашом середину каждой части и точите тупым углом лезвия мазеля книзу так, чтобы получился профиль, изображенный на рисунке 5г.
Затем, попеременно пользуясь мазелем в высоких местах и рейером в углублениях, придайте изделию волнообразную форму (рис. 5д), На другом таком же цилиндре проделайте ряд новых работ. Также разделите его на равные части, н» сделайте прямые выточки (рис.
5е), торцуя их стороны и выбирая середину узким мазелем или грабштихелем. Теперь попробуйте закруглить выступающие части (рис. 5ж).
На последующих рисунках (5з—5н) изображены образцы различных точеных фигур для тренировочных работ.
Внутреннее точение изделий значительно сложнее. В этом случае вилку шпинделя надо снять, а вместо нее поставить патрон или планшайбу в зависимости от величины изделия и характера его обработки.
Рис.6
В патроне заготовку зажимают (рис. 6), а к планшайбе привинчивают шурупами (рис. 7). Нередко делают иначе: привинчивают к планшайбе деревянный диск, а уже к нему прикрепляют (привинчивают или приклеивают) обрабатываемый предмет. При этом нужно следить, чтобы шурупы не попали под резец.Заготовку, закрепленную в патроне, при наружном точении прижимают центром задней бабки.
Затем бабку отодвигают в сторону, чтобы она не мешала, и выбирают нужное углубление рейером. Подача инструмента должна быть очень небольшом. Забирайте стружку концом лезвия, направляя его от края торца к центру. Для этого ручку инструмента постепенно приподнимайте кверху и так же постепенно отзодите вправо. При этом смотрите, чтобы железка рейера не терлась о края выемки.
Рис.7
Примерно так же точат внутреннюю часть изделия, закрепленного на планшайбе.При внутреннем точении подручник ставьте косо к оси центров станка или даже перпендикулярно: так легче работать.Внутреннюю поверхность, вчерне обработанную рейером, сгладьте грабштихелем с закругленным концом (если выемка овальная или круглая) или прямым (если стенки выемки прямые).
Готовое изделие, зажатое в патрон, торцуют, но со стороны передней бабки. Следовательно, заготовка должна иметь некоторый запас по длине, достаточный для того, чтобы можно было свободно делать косые подрезы.
Источник: https://vashesamodelkino.ru/comments/42800939010/page