Бюджетная организация сдает металлолом

При выводе из эксплуатации, при разборке (демонтаже) списываемых, ликвидируемых объектов нефинансовых активов (НФА) и т. п. образуются отходы в виде металлолома, ветоши, макулатуры, иных отходов и (или) объектов, которые могут быть реализованы. О том, как казенному учреждению отразить реализацию металлолома в учете в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», рассказывают эксперты 1С.

Оприходование металлолома на счет 105 36

В целях реализации металлолома (ветоши, макулатуры, иных отходов и (или) объектов, полученных при разборке (демонтаже) списываемых, ликвидируемых объектов нефинансовых активов и т. п.) его следует поставить на учет на счет 1 105 36 000 «Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения».

Материальные запасы, остающиеся у учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации) основных средств (ОС) или иного имущества, принимаются к учету по текущей оценочной стоимости (п. 106 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета № 157н, утв. приказом Минфина России от 01.12.

2010 № 157н, далее — Инструкция № 157н). Текущей оценочной стоимостью является сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи материальных ценностей на дату принятия к учету (п. 25 Инструкции № 157н).

Оценочную стоимость определяет комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов на основании информации об уровне цен на металлолом, полученной от организации, которая занимается его закупкой и переработкой (или у других аналогичных организаций).

Также в оценке комиссия может использовать сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе.

В соответствии с приказом Минфина России от 30.03.

2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (далее — Приказ № 52н) первичным документом для принятия к учету металлолома, узлов и деталей, полученных от ликвидации нефинансового актива, служит Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207).

Согласно пункту 23 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее — Инструкция № 162н) принятие материальных запасов, в том числе комплектующих, запасных частей, ветоши, дров, макулатуры, металлолома, полученных  в результате ликвидации (демонтажа) объектов нефинансовых активов, отражается записью:

Дебет 0 105 00 000 «Материальные запасы» (010532340, 010533340, 010534340, 010535340, 010536340) Кредит 040110180 «Прочие доходы»

В тоже время Инструкцией № 162н предусмотрена также корреспонденция со счетом 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами»:

  • Выдержка из документа
  • «Оприходование материальных запасов, полученных от ликвидации основных средств и остающихся в распоряжении учреждения, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010500000 „Материальные запасы» (010532340, 010533340, 010534340, 010535340, 010536340) и кредиту счета 0 401 10 172 „Доходы от операций с активами»».
  • пункт 23 Инструкции № 162н

Таким образом, бухгалтерскую запись для отражения принятия к учету металлолома следует закрепить в Учетной политике учреждения.

Классификационный признак счета 105 00

Номер счета бюджетного учета состоит из двадцати шести разрядов. В разрядах 1-17 номера счета (классификационный признак счета, далее — КПС) казенными учреждениями указывается с 4 по 20 разряд кода классификации доходов бюджетов, расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов.

В пункте 2 Инструкции № 162н установлено, что «применение учреждениями… кодов бюджетной классификации РФ при формировании 1-17 разрядов номера счета Плана счетов бюджетного учета осуществляется в соответствии с приложением № 2 к настоящей Инструкции, если иное не предусмотрено настоящей Инструкцией».

Приложением 2 к Инструкции № 162н в редакции приказа Минфина России от 30.11.2015 № 184н установлено, что по счетам 0 100 00 000 «Нефинансовые активы» применяется КПС вида «КРБ», то есть в разрядах 1-17 номера счета указываются разряды 4-20 кода расходов бюджета.

В общем случае в качестве КПС указывается полный код бюджетной классификации (без кода главы). Однако для счетов учета НФА сделано исключение. С 2017 года:

  1. Выдержка из документа
  2. «По счетам аналитического учета счета 0 100 00 000 „Нефинансовые активы», за исключением счетов аналитического учета счетов 0 106 00 000 „Вложения в нефинансовые активы», 0 107 00 000 „Нефинансовые активы в пути», 0 109 00 000 „Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг», и по корреспондирующим с ними счетам 0 401 20 000 „Расходы текущего финансового года» (040120240, 040120250, 040120270), 0 304 04 000 „Внутриведомственные расчеты», в 5-17 разрядах номера счета отражаются нули, если иное не предусмотрено целевым назначением имущества и (или) средств, являющихся источником финансового обеспечения приобретаемого имущества».
  3. пункт 2 Инструкции № 162н

Следовательно, по счетам группы 100 00 «Нефинансовые активы», за исключением счетов 106 00, 107 00, 109 00, следует применять КПС вида «КРБ» с указанием только раздела, подраздела по бюджетной классификации.

Для счетов 1 401 10 000 исключения нет. В КПС счета 401.10.172 должен быть указан код доходов.

Реализация металлолома

Казенные учреждения могут реализовать материальные ценности (в т. ч.  металлолом) только с согласия собственника (п. 1 ст. 296, п. 4 ст. 298 ГК РФ).

В случае передачи объектов нефинансовых активов, предназначенных к утилизации, организации-переработчику, документальное оформление переработки должно осуществляться в соответствии с заключенным договором.

Согласно пункту 11 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.05.

2001 № 370 (далее — Правила) прием лома и отходов цветных металлов осуществляется с обязательным составлением организацией, осуществляющей прием лома и отходов цветных металлов, на каждую партию лома и отходов приемосдаточного акта по форме согласно Приложению № 1 к Правилам.

Приемосдаточный акт составляется в 2-х экземплярах (один передается лицу, сдающему лом и отходы цветных металлов, второй остается у лица, осуществляющего прием).

В учете казенного учреждения начисление доходов, полученных от реализации металлолома, следует отразить в момент перехода права собственности согласно условиям заключенных договоров бухгалтерскими записями (п. 78 Инструкции № 162н):

Дебет 1 205 74 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами» Кредит 1 401 10 172 «Доходы от операций с активами»

Согласно пункту 26 Инструкции № 162н списание металлолома при реализации перерабатывающей организации отражается следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 1 401 10 172 «Доходы от операций с активами» Кредит 1 105 00 000 «Материальные запасы» (010531440 — 010536440)

При реализации металлолома организации-переработчику оформляется Накладная на отпуск материалов на сторону (ф. 0504205) (Приложение № 5 к Приказу № 52н). Средства за металлолом покупатель должен перечислить в доход бюджета (п. 3 ст. 41, п. 1 ст. 51, ст. 57, ст. 62, п. 3 ст. 161 БК РФ), для этого учреждение передает покупателю реквизиты, включая код доходов по бюджетной классификации.

Код доходов от реализации металлолома

Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (далее — Указания № 65н) определено, что зачисление денежных средств от реализации материальных запасов следует отражать по статье 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» аналитической группы подвида доходов бюджета (п. 4(1).1 ч. II Указаний № 65н).

Читайте также:  Влияние образующихся на поверхности металла окислов на процесс коррозии

Согласно Приложению 1.

1 к Указаниям № 65н при отражении доходов от реализации металлолома указывается соответствующий код доходов из группы 1 14 02000 00 0000 000 «Доходы от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных)». Например, федеральные казенные учреждения и другие ПБС указывают код согласно таблице 1.

Таблица 1

№ п/п Код Наименование кода поступлений в бюджет
1 000 1 14 02013 01 6000 440 Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных учреждений (за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений), в части реализации материальных запасов по указанному имуществу (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации)
2 000 1 14 02013 01 7000 440 Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных учреждений (за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений), в части реализации материальных запасов по указанному имуществу (федеральные казенные учреждения)
3 000 1 14 02019 01 7000 440 Доходы от реализации иного имущества, находящегося в федеральной собственности (за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных), в части реализации материальных запасов по указанному имуществу (федеральные казенные учреждения)
  • В платежном поручении на перечисление платы за металлолом в бюджет должен быть указан 20-ти разрядный код доходов, включая код главы.
  • В номерах счетов 1 401 10 172, 1 205 74 000 должен быть указан 17-ти разрядный код доходов, без кода главы.
  • Порядок отражения в учете казенного учреждения операций по поступлению доходов от реализации металлолома зависит от того, переданы ли ему полномочия администратора доходов бюджета по администрированию кассовых поступлений или учреждение является администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет.
  • Если учреждению-администратору доходов бюджета переданы только отдельные полномочия по начислению и учету доходов, то корреспонденции счетов на основании пункта 104 Инструкции № 162н следующие:
  • сумма расчетов между администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений, и администратором доходов бюджета (получателем бюджетных средств), осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, оформленная Извещениями (ф. 0504805), отражается в бюджетном учете корреспонденцией счетов: Дебет 1 304 04 440 «Внутриведомственные расчеты по доходам от выбытий материальных запасов» Кредит 1 303 05 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
  • сумма денежных средств, поступившая от покупателя в доход бюджета, отражается казенным учреждением на основании полученного от администратора кассовых поступлений Извещения (ф. 0504805) записью: Дебет 1 303 05 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет» Кредит 1 205 74 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами»

Если учреждение является администратором доходов бюджета, то корреспонденция счетов следующая:

  • сумма поступлений доходов от реализации нефинансовых активов отражается в бюджетном учете корреспонденцией счетов: Дебет 1 210 02 440 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет от выбытия материальных запасов» Кредит 1 205 74 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами»

В соответствии с Учетной политикой учреждения расчеты по доходам от реализации имущества ввиду принятия решения о списании (ликвидации) объектов нефинансовых активов (металлолома, ветоши, макулатуры, иных отходов и (или) объектов, полученных при разборке (демонтаже) списываемых, ликвидируемых объектов и т. п.) могут учитываться также на счете 1 209 74 000 «Расчеты по ущербу материальным запасам». Такой вывод можно сделать из пункта 4.1 Методических рекомендаций (Приложение к письму Минфина России от 19.12.2014 № 02-07-07/66918). Ведение указанного счета предусмотрено пунктом 221 Инструкции № 157н.

Начисление и оплата за услуги организации-переработчика поутилизации НФА

  1. Согласно Указаниям № 65н услуги по переработке нефинансовых активов сторонней организацией отражаются по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд», статье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
  2. В соответствии с пунктом 102 Инструкции № 162н суммы оказанных услуг отражаются:
  3. 1.

    Начисление согласно Договору и Акту выполненных работ (услуг):

Дебет 1 401 20 226 «Расходы текущего финансового года на прочие работы, услуги», 1 109 00 226 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» Кредит 1 302 26 730 «Расчеты Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам».

2. Перечисление:

Дебет 1 302 26 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам» Кредит 1 304 05 226 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим работам, услугам».

Порядком кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, утв. приказом Каз­начейства России от 10.10.

2008 № 8н, получатели средств федерального бюджета и администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета для оплаты денежных обязательств представляют в обслуживающий орган Федерального казначейства один из следующих документов:

  • Заявка на кассовый расход (ф. 0531801);
  • Заявка на кассовый расход (сокращенная) (ф. 0531851);
  • Платежное поручение (ф. 0401060).

НДС

Согласно подпункту 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ от НДС освобождается реализация лома и отходов черных и цветных металлов. В силу пункта 6 статьи 149 НК РФ налогоплательщики, совершающие перечисленные в статье 149 НК РФ операции, освобождаются от уплаты НДС при наличии у них соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой согласно законодательству.

По мнению Минфина России (письмо от 02.09.2015 № 03-07-07/50555), реализация на территории РФ лома черных металлов, образовавшегося у налогоплательщика в процессе собственного производства, не подлежит обложению НДС независимо от наличия ли­цензии.

Таким образом, реализация лома черных и цветных металлов освобождается от обложения НДС.

Начисление и перечисление налога наприбыль

На основании статьи 247 главы 25 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях главы 25 НК РФ для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Согласно подпункту 33.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от оказания услуг (выполнения работ). Иные доходы формируют базу по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.

Принимаем к учету и реализуем металлолом: КОСГУ, проводки, КБК для доходов

Ремонтные работы, а также ликвидация, разукомплектация и разборка имущества – операции, присутствующие в деятельности любого учреждения, в результате которых в распоряжение учреждения поступают отходы, в частности, металлолом. Его можно реализовать, но прежде необходимо принять к учету на счете 0 105 36 000.»Прочие материальные запасы».

Порядок отражения в учете операций по оприходованию металлолома зависит от обстоятельств, при которых он получен:

  • если металлолом образовался от ликвидации (разборки/ утилизации) объектов основных средств, то приходуем его через счет 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами»;
  • если металлолом получен в результате проведения ремонтных работ, то применяем счет 0 401 10 199 «Прочие неденежные безвозмездные поступления».

Вопрос о том, по какому КБК следует отражать оприходование металлолома казенным учреждениям, нормативными актами не урегулирован.

Позиция Минфина России: операции по принятию к учету металлолома по результатам ремонтных работ должны быть отражены по КБК 000 2 07 10000 00 0000 180 «Прочие безвозмездные неденежные поступления в бюджеты…».

Подчеркнем, что здесь речь идет о КБК для отражения операции по поступлению материальных запасов (Письмо Минфина России от 22 октября 2020 г. № 02-08-10/93231).

Доходы же от реализации металлолома отражаются с применением АнКВД 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» и КБК группы 000 1 14 02000 00 0000 000 «Доходы от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений…)».

В бухгалтерском/ бюджетном учете операции с металлоломом будут отражены следующим образом:

Хозяйственная операция Дебет Кредит
Оприходование металлолома
При поступлении в связи с ликвидацией (разборкой/ утилизацией) имущества 0 105 36 346 0 401 10 172
При поступлении в результате ремонтных работ 0 105 36 346 0 401 10 199
Реализация металлолома
Списание металлолом при реализации 0 401 10 172 0 105 36 446
Поступление денежных средств от реализации металлолома: х х
— бюджетное/ автономное учреждение 2 201 11 510 Увеличение забалансового счета 17 (АнКВД 440, КОСГУ 446) 2 205 74 66Х
— казенное учреждение – администратор доходов 1 210 02 446 1 205 74 66Х
  • Документы по теме:
  • Бюджетный кодекс Российской Федерации

На какую статью дохода бюджетному учреждению отнести доходы от сдачи металлолома?

Л.В. Сологубова,автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению в бюджетных организациях

  • ВОПРОС
  • На какую статью дохода бюджетному учреждению отнести доходы от сдачи металлолома?         
  • ОТВЕТ
  • Доходы от реализации металлолома отражаются с применением статьи аналитической группы подвида доходов бюджетов АнКВД 400 «Выбытие нефинансовых активов» и подстатьи 446 «Уменьшение стоимости прочих оборотных ценностей (материалов)» КОСГУ.
  • ОБОСНОВАНИЕ

Подготовка и принятие решения о списании имущества осуществляются на основании решения   комиссии по поступлению и выбытию активов, а также оформленных документов (п.34 Инструкции №157н).

Акты о списании основных средств подлежат утверждению руководителем учреждения (п.п.10, 13 Положения №834). Списание имущества необходимо согласовывать с вышестоящими органами.

Учитывать металлолом, полученный в ходе разборки списываемого имущества, следует на счете 105 36 000.

Реализация металлолома осуществляется учреждением самостоятельно либо с привлечением третьих лиц на основании заключенного договора отходы, отвечающие критериям отнесения имущества к нефинансовым активам, подлежат балансовому учету (п.п. 22, 98 Инструкции N 157н).

В соответствии с Инструкцией №174 предусмотрены бухгалтерские записи при поступлении материальных запасов. А именно:

  • остающихся в распоряжении бюджетного учреждения материальных запасов, полученных от ликвидации (разборке, утилизации) объектов основных средств: отражается бухгалтерская запись по кредиту счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» (абз.9 п.34 Инструкции N 174н);
  • — материальных запасов (в том числе комплектующих, запасных частей, ветоши, дров, макулатуры, металлолома, иных материалов (возвратных материалов), остающихся в распоряжении учреждения для хозяйственных нужд по результатам проведения ремонтных работ: отражается бухгалтерская запись по кредиту счета 0 401 10 199 «Прочие неденежные безвозмездные поступления» (абз.10 п.34 Инструкции N 174н). 

Доходы от реализации металлолома отражаются с применением статьи аналитической группы подвида доходов бюджетов АнКВД 400 «Выбытие нефинансовых активов»(приказ №85н от 6 июня 2019 года «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения” и подстатьи 446 «Уменьшение стоимости прочих оборотных ценностей (материалов)» КОСГУ (п. 12.4.6 Порядка N 209н).

Осуществлять реализацию металлолома, полученного от демонтажа (разборки) списанного с учета имущества, следует по согласованию с вышестоящим главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств (п. 1 ст. 296, п. 4 ст. 298 ГК РФ).

Реализация металлолома

Металлолом, полученный в результате демонтажа списанных основных средств, подлежит сдаче специализированной организации.

Могут ли учреждения воспользоваться средствами от его реализации? Как в бухгалтерском учете отразить эту операцию? Является ли реализация металлолома объектом обложения НДС? Нужно ли учитывать доход, полученный от реализации металлолома, при определении налоговой базы по налогу на прибыль? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

Общие положения

Созданной в учреждении постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов принимается решение о списании объекта основных средств в связи с физическим или моральным износом и оформляется акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф.

 0306003), акт о списании автотранспортных средств (ф. 0306004).

Списание движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, регулируется Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.10.

2010 № 834 (далее – Положение № 834).

Согласно пп. «д», «е»п. 4 Положения № 834 федеральные казенные учреждения должны согласовывать списание недвижимого и движимого имущества с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), в ведении которых они находятся.

Федеральным бюджетным и автономным учреждениям предоставлена самостоятельность в принятии решения в отношении списания движимого имущества (за исключением особо ценного движимого имущества (далее – ОЦДИ), закрепленного за ними на праве оперативного управления или приобретенного ими за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества) (пп. «ж» п. 4 Положения № 834).

Кроме того, федеральные бюджетные и автономные учреждения вправе принимать самостоятельно решение о списании ОЦДИ, находящегося у них на праве оперативного управления и приобретенного за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности (пп. «к» п. 4 Положения № 834).

Однако списание недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и ОЦДИ, закрепленного учредителем за федеральными бюджетными и автономными учреждениями на праве оперативного управления либо приобретенного ими за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, эти учреждения обязаны согласовывать с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя (пп. «з», «и» п. 4 Положения № 834).

В рамках Положения № 834 Минкультуры издан Приказ от 03.10.

2011 № 957, которым утвержден Порядок согласования Минкультуры РФ решения о списании особо ценного движимого имущества, а также федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), закрепленного за подведомственными Минкультуры РФ организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о списании федерального имущества, в том числе недвижимого (включая объекты незавершенного строительства) и особо ценного движимого имущества, закрепленного за подведомственными Минкультуры организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержден Приказом Минкультуры РФ от 03.10.2011 № 956.

В результате оформленный комиссией акт о списании утверждается руководителем учреждения либо самостоятельно, либо после согласования с федеральным органом государственной власти (федеральным государственным органом), в ведении которого оно находится.

По завершении процедуры согласования списания объекта имущества и утверждения акта он подлежит демонтажу.

Бухгалтерский учет

По завершении демонтажных работ на основании акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003), акта о списании автотранспортных средств (ф. 0306004) объект списывается с регистров бухгалтерского учета.

Эта операция отражается в бухгалтерском учете следующей корреспонденцией счетов:

Содержание операции Дебет Кредит
Списание суммы начисленной амортизации 0 104 хх 410 (000) 0 101 хх 410 (000)
Списание остаточной стоимости имущества 0 401 10 172 0 101 хх 410 (000)

Металлолом, полученный в ходе разборки списываемого имущества, подлежит оприходованию. При этом его фактическая стоимость определяется исходя из его текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за его доставку (п. 106 Инструкции № 157н).

Принятие металлолома к бухгалтерскому учету отражается следующей записью:

Содержание операции Дебет Кредит
Оприходован металлолом по рыночной стоимости 0 105 36 340 (000) 0 401 10 172

Полученный металлолом в дальнейшем реализуется специализированной организации.

Реализация металлолома является одним из видов приносящей доход деятельности. Причем казенные учреждения могут осуществлять такую деятельность, если такое право предусмотрено их учредительными документами (ст. 161 БК РФ).

Бюджетные и автономные учреждения вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующие этим целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах (уставах) (п. 4 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ, п. 7 ст. 4 Федерального закона № 174-ФЗ).

Однако распоряжаться средствами, полученными от такой деятельности, они будут по-разному:

  • казенные учреждения обязаны эти средства направить в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (ст. 161 НК РФ);
  • бюджетные и автономные учреждения вправе распоряжаться ими самостоятельно (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 8 ст. 2 Федерального закона № 174-ФЗ, Письмо Минфина РФ от 16.04.2012 № 02-04-10/1305).

При реализации стоимость металлолома списывается на основании акта о списании материальных запасов (ф. 0504230). Эта операция отражается в бухгалтерском учете следующей записью:

Содержание операции Дебет Кредит
Списание стоимости металлолома при его реализации 0 401 10 172 0 105 36 440 (000)

В бухгалтерском учете начисление дохода от реализации металлолома следует оформить следующей корреспонденцией счетов:

Содержание операции Дебет Кредит
Начисление дохода от реализации металлолома 0 205 74 560 (000) 0 401 10 172

Автономным учреждением производится списание пришедшего в негодность оборудования (иное движимое имущество) на основании оформленного в установленном порядке акта. Оборудование было приобретено за счет средств от приносящей доход деятельности. Стоимость оборудования 58 000 руб. амортизация начислена в размере 100%.

Полученный в результате разборки оборудования металлолом принят к учету по рыночной цене в сумме 20 000 руб. (цифры условные), который затем был реализован сторонней организации. Доход от этой операции составил 24 000 руб. Денежные средства поступили на лицевой счет учреждения, открытый в ОФК.

В бухгалтерском учете эти операции будут отражены следующей корреспонденцией счетов:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Списана сумма начисленной амортизации 2 104 34 000 2 101 34 000 58 000
Оприходован металлолом по рыночной стоимости 2 105 36 000 2 401 10 172 20 000
Начислен доход от реализации металлолома 2 205 74 000 2 401 10 172 24 000
Списана стоимость металлолома 2 401 10 172 2 105 36 000 20 000

В бюджетном учете казенного учреждения при отражении операции по реализации металлолома следует учитывать некоторые особенности.

Так при перечислении специализированной организацией денежных средств на счета учета доходов бюджета порядок отражения в бюджетном учете операций по реализации металлолома будет зависеть от того, является ли казенное учреждение администратором доходов бюджета.

При этом используются следующие счета:

  • 1 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». Этот счет применяется, если учреждение не является администратором доходов от реализации металлолома;
  • 1 210 02 440 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет от выбытия материальных запасов». Применять этот счет будет учреждение, являющееся администратором соответствующих доходов бюджета.

Казенное учреждение реализовало полученный от разборки оборудования металлолом. Доход от этой операции составил 18 000 руб. Рыночная стоимость металлолома составила 17 000 руб. Денежные средства были перечислены организацией в доход бюджета. Учреждение является администратором доходов, осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет.

В бюджетном учете казенного учреждения эта операция будет сопровождаться следующими записями:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Оприходован металлолом по рыночной стоимости 1 105 36 340 1 401 10 172 17 000
Начислен доход от реализации металлолома 1 205 74 560 1 401 10 172 18 000
Списана стоимость металлолома 1 401 10 172 1 105 36 440 17 000
Начислена задолженность по перечислению в бюджет денежных средств от реализации металлолома 1 304 04 440 1 303 05 730 18 000
Отражено поступление денежных средств от сдачи металлолома в доход бюджета на основании извещения (ф. 0504805) с соответствующими отметками администратора кассовых поступлений в бюджет 1 303 05 830 1 205 74 660 18 000

Воспользуемся условиями примера 2 и предположим, что учреждение является администратором доходов от реализации металлолома.

В этом случае в бюджетном учете казенного учреждения эта операция будет отражена следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Оприходован металлолом по рыночной стоимости 1 105 36 340 1 401 10 172 17 000
Начислен доход от реализации металлолома 1 205 74 560 1 401 10 172 18 000
Списана стоимость металлолома 1 401 10 172 1 105 36 440 17 000
Отражено поступление денежных средств от сдачи металлолома в доход бюджета 1 210 02 440 1 205 74 660 18 000

Налогообложение

НДС. Исходя из положений пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ реализация лома и отходов черных и цветных металлов освобождается от налогообложения.

При этом следует учитывать положения п. 6 ст.

 149 НК РФ,в соответствии с которым операции по реализации лома и отходов цветных металлов не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ.

Аналогичное мнение выразил Минфинв Письме от 17.07.2013 № 03-03-05/27903.

Исходя из пп. 34 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность, связанная сзаготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов, является лицензируемой.

Лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов регулируется Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 № 1287.

Пунктом 1 этого документа установлено, что порядок лицензирования указанной деятельности распространяется на учреждения, осуществляющие деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, за исключением реализации лома черных и цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц в процессе собственного производства.

Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) под понятием «лом и отходы цветных и черных металлов» следует понимать пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства:

  • изделия из цветных и черных металлов и их сплавов;
  • отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и черных металлов и их сплавов;
  • неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

Положения Федерального закона № 89-ФЗ позволяют расширенно толковать понятие «лома, образовавшегося у юридических лиц в процессе собственного производства».

Поэтому можно сделать вывод, что реализация отходов и лома черного и цветного металла, образовавшихся в процессе собственного производства, не является лицензируемым видом деятельности в соответствии с законодательством РФ и освобождается от обложения НДС независимо от наличия у налогоплательщика лицензии на ведение деятельности по заготовке, переработке и реализации металлолома.

В подтверждение этого вывода можно привести решение ФАС ЦО, представленное в Постановлении от 22.10.2010 № А08-764/2009-16-20.

В нем указано, что наличие лицензии для применения льготного налогообложения является обязательным условием в случаях, когда вид деятельности подлежит обязательному лицензированию в соответствии с действующим законодательством.

Судьи пришли к выводу, что отсутствие лицензии не препятствует налогоплательщику воспользоваться правом на освобождение от налогообложения операций по реализации товаров (работ, услуг) в соответствии с нормами ст. 149 НК РФ, если для осуществления данных операций не требуется наличия лицензии.

Налог на прибыль. В статье 251 НК РФ перечислены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Однако операций, связанных с реализацией металлолома, в данном перечне нет.

Поэтому доход, полученный от реализации металлолома, учреждения должны учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Кроме того, стоимость материалов (в том числе металлолома), полученных при разборке списываемых основных средств, учитывается во внереализационных доходах (п. 13 ст. 250 НК РФ). В то же время согласно пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ доход, полученный от реализации металлолома, учреждение вправе уменьшить на его стоимость, учтенную во внереализационных доходах.

Таким образом, выручка от реализации металлолома может быть уменьшена на его рыночную стоимость, ранее учтенную в составе внереализационных доходов при списании оборудования.

В Письме Казначейства РФ от 28.12.2012 № 42-7.4-05/8.0-748 разъясняется порядок исполнения казенными учреждениями обязанности по уплате налога на прибыль.

В нем указано, что исполнение бюджетных обязательств по уплате налога на прибыль осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. При этом бюджетными обязательствами являются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

В письме также приведена следующая корреспонденция счетов, которой следует сопровождать в бюджетном учете начисление налога на прибыль и его перечисление в соответствующий бюджет:

Содержание операции Дебет Кредит
Начисление сумм налога на прибыль 1 401 20 290 1 303 03 730
Получение лимитов бюджетных обязательств для уплаты налога на прибыль 1 501 15 290 1 501 13 290
Принятие бюджетного обязательства по уплате налога на прибыль 1 501 13 290 1 502 11 290
Принятие денежного обязательства по уплате налога на прибыль 1 502 11 290 1 502 12 290
Перечисление суммы налога на прибыль в бюджет 1 303 03 830 1 304 05 290

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Станок