Укладка арматуры на углах фундамента

Фундамент – это одна из наиважнейших частей любого строения, поэтому ему надо уделить особое внимание уже на этапе проектирования здания.

Чаще всего в качестве основания для возведения загородной постройки выбирают ленточный фундамент, который представляет собой конструкцию из металлического каркаса, залитого бетоном.

Армирование углов ленточного фундамента необходимо производить с особой тщательностью, так как именно они испытывают наибольшие вертикальные, продольные и поперечные нагрузки, как со стороны самого здания, так и со стороны грунта.

Зачем нужно армировать ленточный фундамент

Сам бетон является довольно прочным и долговечным строительным материалом, хорошо выдерживающим вертикальное давление. Однако без надлежащего армирования фундамент не выдержит нагрузок на разрыв, сжатие в горизонтальном направлении и изгиб (все это приведет к образованию трещин).

Поэтому основой любого ленточного фундамента является армирующий каркас. Зная о том, как правильно армировать ленточный фундамент, а особенно углы и места примыканий, можно собственноручно построить основу любого здания, будь то небольшая дачная беседка или трехэтажный дом.

Правильно рассчитанная и изготовленная монолитная железобетонная конструкция фундамента станет гарантом долговечности и прочности любого здания.

Материалы для армирования

Наибольшие нагрузки испытывают продольные части армирующего каркаса ленточного фундамента, поэтому для их изготовления используются профильные прутки арматуры диаметром от 12 до 20 мм в зависимости от нагрузки (количества этажей будущего здания и материала, который будет использоваться для возведения стен). Для вертикальных и поперечных частей конструкции можно использовать гладкую арматуру диаметром от 8 до 12 мм (зависит от веса стен и высоты «ленты»). Для обвязки арматуры используется специальная мягкая вязальная проволока диаметром 0,8-1,2 мм.

Необходимые инструменты и приспособления:

  • Специальный резак для арматуры (либо болгарка с дисками для резки металла).
  • Приспособление (может быть изготовлено из обрезков металлических уголков, швеллера и труб подходящего диаметра) для угловых загибов арматуры и изготовления вертикальных прямоугольных хомутов; Г-образных и П-образных армирующих элементов. При желании данное приспособление в заводском исполнении можно приобрести в строительном магазине.
  • Крючок, с помощью которого вяжут арматуру проволокой, или специальный вязальный аккумуляторный пистолет (можно взять на прокат – это значительно сэкономит время).
  • Специальные «стульчики» или «лягушки» для поднятия армирующего пояса на 50 мм от нижнего края гидроизоляционного слоя (можно использовать куски кирпичей подходящих размеров).
  • «Звездочки» для обеспечения зазора в 50 мм между опалубкой и армирующим каркасом.
  • Шаблоны с отверстиями для продольных частей арматуры, которые служат для удобства обвязки частей будущего каркаса (легко изготовить из досок или толстой фанеры).

Как правильно сделать армирование

Чтобы армирование было сделано по всем правилам, необходимо выполнять следующие требования:

  • Расстояние между продольными поясами арматуры не должно превышать 50 см. Количество поясов зависит от высоты фундамента.
  • Вертикальные и поперечные прутки арматуры (то есть поперечные пояса) устанавливаются с шагом 30 см согласно рекомендациям СНиП-а, но на практике часто делают шаг 50 см. Иногда поперечный пояс выполняют в виде прямоугольного хомута.
  • От каждого угла в обе стороны надо установить по 3-4 поперечных пояса с шагом 0,5 от основного.
  • От места примыкания в каждую сторону также необходимо сделать по 3-4 поперечных пояса с шагом 0,5 от основного.
  • Выбор диаметра основной продольной арматуры зависит от нагрузки на фундамент, то есть чем больше нагрузка, тем толще арматура.
  • Для вязки каркаса применяется только специальная проволока.
  • Для того чтобы после заливки раствора вокруг металлического каркаса с каждой стороны образовался защитный слой из бетона толщиной 50 мм, необходимо установить специальные приспособления: снизу каркаса «стульчики» или «лягушки», а с боков – «звездочки».
  • Армировать углы каркаса необходимо, только применяя специальные усиливающие конструкцию схемы, а не простым вязанием внахлест перпендикулярных прутьев арматуры.
  • Прямые участки каркаса желательно выполнять цельными кусками арматуры (стандартная заводская длина 11,7 м).
  • При стыковке продольных арматурных элементов необходимо строго соблюдать размеры нахлеста одного прутка на другой (для бетона марки М200 – 50 диаметров арматуры, для М250 – 40 диаметров, для М300 – 35 диаметров).
  • Недопустима стыковка продольных прутков арматуры в одном и том же месте по вертикали (разнос должен составлять не менее 60 см или 1,5 длины нахлеста).

Варианты армирования прямых углов и мест примыканий

Угловые элементы ленточного фундамента испытывают наибольшие нагрузки после возведения здания.

Поэтому от того, насколько качественно выполнено армирование этих участков фундамента будет зависеть надежность и долговечность всего сооружения.

Простая вязка продольных элементов арматуры под прямым углом недопустима, так как такой способ не обеспечивает дополнительной прочности. Есть три основных метода армирования угловых частей и мест примыканий для ленточных фундаментов:

Первый способ

Основная внешняя продольная арматура загибается под 90 градусов. Внутренние продольные прутки также загибаются под 90 градусов и крепятся проволокой к внешним продольным пруткам. Величина загнутой части внутренних прутков должна равняться 50 диаметрам продольной арматуры. Такие же операции необходимо провести на всех горизонтальных уровнях армирующего каркаса.

Шаг вертикальных (поперечных) арматур в угловых элементах и местах примыканий должен составлять 0,5 основного шага. Это же требование к шагу относится и ко всем остальным методам армирования угловых частей и мест примыканий.

Второй способ

Этот метод анкеровки в угловых соединениях и местах примыканий для изготовления металлического каркаса считается наиболее простым и часто используется. Если длины продольных прутьев не хватает, чтобы их загнуть, применяют Г-образные крепящие элементы. Длина каждого плеча такого элементов должна составлять не менее 50 диаметров основной арматуры.

Внешние продольные прутки связываются одним Г-образным элементом между собой. Каждый внутренний продольный элемент соединяется с внешним прутком арматуры с помощью Г-образного элемента. Для армирования одного углового соединения потребуется три Г-образных хомута на каждый продольный уровень каркаса.

Для места примыкания необходимо по два таких элемента на каждый уровень.

Третий способ

Чтобы сделать металлический армирующий каркас более прочным устанавливаем в углах и местах примыканий П-образные элементы.

Ширина таких элементов соответствует ширине армирующего каркаса, а длина – не менее 50 диаметров продольного арматурного прутка. Эти элементы вяжутся к основным продольным прутьям открытой частью буквы «П» по направлению от угла.

Для армирования одного угла требуется два таких элемента (на каждом горизонтальном уровне), для места примыкания по одному элементу на каждый уровень.

Армирование тупых углов

При сложной геометрии ленточного фундамента, некоторые углы могут быть гораздо больше 90 градусов. Тупой угол также необходимо армировать по специальным схемам, увеличивающим прочность каркаса. Существуют два основных способа правильного армирования тупых углов фундамента.

Первый способ

Оптимальным решением для армирования тупого угла является загиб внешней продольной арматуры под необходимым углом. Внутренние продольные хлысты также загибаются под тем же углом, и вяжутся к внешней продольной составляющей каркаса. Длина каждой загнутой части внутреннего продольного прутка составляет не менее 50 диаметров основной арматуры.

Второй способ

Для укрепления тупых угловых частей каркаса используются дополнительные элементы, загнутые под необходимым углом. Длина плеча такого изогнутого элемента должна равняться не менее 50 диаметров продольной арматуры. Перехлест при вязке варьируется в пределах от 35 до 50 диаметров арматуры в зависимости от марки цемента, применяемой для бетонного раствора.

Читайте также:  Статья о том, для чего нужна картофелекопалка и как своими руками сделать её для мотоблока

Ошибки армирования углов ленточного фундамента

Наибольшее количество ошибок, которые допускаются при изготовлении арматурного каркаса для ленточного фундамента, происходит именно при армировании угловых элементов и мест примыканий.

Самая распространенная ошибка – вязание перекрещивающихся прутков в угловых частях фундамента, которая ведет к значительному ослаблению конструкции.

На профессиональном языке это называется «разрыв арматуры».

Еще одной распространенной ошибкой является простой загиб внешних и внутренних продольных прутков арматуры без применения дополнительных усиливающих элементов. Это же относится и к армированию тупых угловых частей каркаса.

Важно! Если вязка производится перпендикулярно насечкам рифленой арматуры, то это приводит к ее проскальзыванию в момент заливки бетона и нарушает геометрию каркаса. Если вязка производится параллельно насечкам (то есть проволока укладывается в углубления на арматурных прутьях), то это обеспечивает более плотное и надежное соединение.

В заключении

При соблюдении всех норм и правил армирования, лента фундамента выдерживает значительные нагрузки и пригодна для строительства даже трехэтажного кирпичного дома.

Армирование углов ленточного фундамента: схемы усиление, правила вязки арматуры

Углы ленточных фундаментов являются местами восприятия разнонаправленных механических напряжений статического или динамического характера.

Поэтому они нуждаются в усилении с целью равномерного распределения нагрузок и предотвращения деформаций или разрушений.

Армирование углов ленточного фундамента является одной из важнейших задач при сборке армирующего каркаса, цель – повысить сопротивляемость к сжимающим и растягивающим силам.

Почему требуется выполнять армирование фундаментов?

Несмотря на высокую прочность, бетон является хрупким материалом, который под воздействием различных типов нагрузок может деформироваться и в случае превышения предела прочности разрушаться. Появление трещин в конструкции снижает общие несущие характеристики объекта, вследствие чего существенно сокращается срок его эксплуатации.

За счёт того, что бетон имеет малую величину прочности на разрыв, важно грамотно распределять и компенсировать нагрузки по всей площади конструкции. Выполнение армирования бетона, позволяет увеличить прочность всего фундамента и предотвращает его разрушение, при правильном выполнении и расчете.

Пример того, что становится со стенами дома, при неправильном армировании углов фундамента или его отсутствии. В данном случае армирования совсем не было, угол фундамента просел и стена треснула. В итоге пришлось все здание стягивать на шпильки, и подливать фундамент с низу.

Разрушение основания может быть вызвано рядом негативных факторов:

  1. Превышение расчётных параметров нагрузки. Например, достройка ещё одного этажа, балкона, установка промышленного оборудования в не предназначенных для этого помещениях и т. д.
  2. Проседание грунта. Конструкция теряет опору и под собственным весом и массой здания начинает разрушаться.
  3. Несоблюдение строительных норм, которые повлекли преждевременный износ фундамента.

Сварка или вязка?

Согласно СП 52-101-2003 арматурные прутки должны быть жёстко связаны одним из следующих способов:

  1. Внахлёст без сварки с использованием ряда методов анкеровки: с прямыми концами арматурными прутками с рёбрами жёсткости, с крюковыми загибами, если арматура гладкая, на петли.
  2. Сварка внахлёст, накрест или тавром.
  3. На механические устройства или муфты с резьбой.

Почему же арматуру чаще вяжут а не сваривают, так как при сваривании меняются свойства металла за счёт появления новых фаз при расплавлении. Этот факт нужно учитывать и подбирать пруты с подходящими характеристиками, например, подойдет арматура класса А500С. Также следует строго соблюдать технологию сварки и использовать электроды со специальным составом.

Основные правила армирования

Базовые правила армирования углов фундамента подробно изложены в СНиП 52-01-2003. Для расчета расхода арматуры на 1 м3 бетона, необходимо 0,1% умножить на площадь сечения фундамента с округлением в большую сторону.

Стоит понимать, что эта величина минимальная, поэтому при строительстве нужно выполнять расчеты индивидуально для каждой постройки, с учетом особенностей грунта и будущих нагрузок, которые будут действовать на основание.

Интервал между ближайшими продольными элементами армирующего каркаса составляет 250-400 мм. Минимальный шаг между поперечными перемычками, чаще всего это хомуты для арматуры, составляет половину от рабочего сечения фундамента, но не превышать 300 мм.

При создании армирующего каркаса необходимо соблюдать ряд требований:

  1. Диаметр рабочих арматурных прутков от 10 до 20 мм, а дополнительных – от 6 до 10 мм.
  2. В двух направлениях от угла устанавливают поперечные пояса в количестве 3-4 с шагом 50 см от главного.
  3. Интервал между продольными поясами должен быть 50 см, а количество определяется на основе расчётов по формулам из СНиП 52-01-2003.
  4. Расстояние между прутками подбирается в интервале от 50 до 80 см в соответствии с требованиями к прочности конструкции и её несущим характеристикам.
  5. В углах не рекомендуется делать стыки. Если без этого не обойтись, то требуется использовать метод нахлёста. В горизонтальном направлении он может выполняться на расстояние 50 диаметров арматуры при использовании бетона М200, 40 – М250, 35 – М300. По вертикали требуется разнос на 60 диаметров или 150% от общей длины нахлеста арматуры.

При заливке бетонного раствора важно, выдержать защитный слой бетона для арматуры – минимум 50 мм. Для контроля необходимо устанавливать фиксаторы для арматуры, снизу “стульчики”, по бокам каркаса “звездочки”.

Как выбрать арматуру и проволоку для вязки?

Арматуру следует выбирать на основании маркировки:

  1. С – подходит для сваривания.
  2. К – материал подходит для вязки, обладает высокой коррозионной стойкостью и прочностью даже при значительных механических нагрузках.

Арматура А240 (А1) используется для конструктивных элементов, а А500С для основного армирования.

Прутки, которые не маркированы и не стандартизированы не могут использоваться при строительстве объектов, так как нет гарантий в соответствии заявленным техническим требованиями.

Для вязки арматуры лучше всего подходит проволока диаметром 1,2 мм. Важно чтобы она была термообработанная, иначе вязать ей будет очень неудобно.

Основные способы анкеровки

Для формирования надёжных и прочных арматурных углов необходимо использование анкерования. Оно бывает следующих типов:

  1. Прямая. Подходит только при возведении малоэтажных зданий. Реализуется методом простого наложения прутков внахлёст. Основной целью является обеспечение максимально возможной жёсткости контакта, чтобы не допустить сдвиги в момент заливки бетонного раствора.
  2. Петля. Она располагается в углу, два прутка складывают напополам.
  3. Крюк. Пруток изгибается на 180°, а конец плотно пригибается в основной части.
  4. Лапка. Стержень изгибается под углом 90°.
  5. Сварка поперечин.
  6. С применением шайбы и стального уголка.

Последние два способа предназначены для анкерования только в продольном направлении. Для повышения прочности допускается сваривать соединение. Прямая анкеровка и лапка применима для прутков разного размера.

Правила армирования Г-образными прутками

Самый простой метод, который прост в реализации и поэтому является наиболее распространённым. Г-образные элементы располагают в углах и крепят к несущему каркасу. Их длина равна 50 диаметрам используемой арматуры. Внутренние прутки связываются при помощи данных креплений с внешними.  Данное соединение позволяет надёжно соединять сходящиеся стены.

Схема армирования углов ленточного фундамента Г-образными элементами.

Места примыкания стен требуется усиливать двумя Г-образными элементами. На продольный уровень должно приходиться минимум три таких соединения.

Читайте также:  Руды для получения редких металлов

Армирование П-образными элементами

П-образная анкеровка предназначена для увеличения прочности конструкции основания здания. Они подбираются по ширине равной поперечному размеру каркаса. Устанавливаются по одному на каждый горизонтальный уровень конструкции, с учётом двух сторон армирующего каркаса. К несущим элементам крепятся по направлению от угла открытой частью.

Схема правильного армирования примыканий ленточного фундамента П-образными элементами.

Армирование тупых углов

Тупые углы встречаются исключительно в зданиях со сложными архитектурными формами и не являются распространёнными. Закладка таких армопоясов может требоваться при строительстве эркера или веранды.

Армирование осуществляется двумя способами:

  1. Путём загибания внешних продольных прутков под заданным углом. Внутренние элементы изгибают аналогичным способом, а затем крепят к внешним. Длина загиба составляет 50 диаметров арматуры.
  2. Методом изгибания дополнительных хомутов, а не основных. Длина аналогична первому способу.

Схема связки углов арматуры ленточного фундамента.

При креплениях внешних и внутренних элементов можно использовать вязку или сварку.

Самые важные условия надежной вязка арматуры в углах ленточного фундамента, это качество используемых изделий и соблюдение величины нахлеста. Для того чтобы стержни не теряли свои прочностные характеристики в процессе гибки, следует соблюдать радиус загиба арматуры.

Как вязать арматуру на углах?

Вязка соединений выполняется следующим образом:

  1. Берётся проволока для вязки арматуры длиной 200 мм, сгибается пополам.
  2. Делается изгиб в виде крючка, но не до конца.
  3. Крючок из проволоки продевается через прутки которые следует соединить.
  4. Кончик крючка для вязки арматуры продеваем через петлю.
  5. Свободный конец проволоки обматывается вокруг крючка.
  6. Затягивается петля, оставшийся «хвост» проволоки обматывается вокруг арматуры так, чтобы концы были загнутыми и не торчали.

Также можно вязать «мёртвым» узлом, который считается более надёжным, чем обычный (смотрим фото ниже).

Правильное выполнение армирования углов в фундаментах ленточного типа позволяет усилить несущую конструкцию и продлить срок службы здания. Необходимо точно следовать технологиям и соблюдать строительные нормы.

Как армировать угол фундамента

При возведении домов индивидуальные застройщики нередко стремятся выполнить все виды работ самостоятельно – в том числе и залить фундамент. Ошибки, допущенные на данном этапе, могут создать проблемы в процессе эксплуатации здания.

Чтобы не допустить их, нужно учитывать множество нюансов: изготовить бетон нужной марки; обеспечить монолиту правильную геометрию за счёт точно собранной опалубки; по технологии произвести заливку и многое другое.

Разберём, как следует осуществлять армирование углов фундамента, что тоже оказывает немалое влияние на его конечную прочность.

На несущую базу здания суммарно воздействуют все виды нагрузок: от веса конструкций, до внешних воздействий (грунта, снега, ветра).

И если сжимающие нагрузки монолиту не страшны – был бы правильно подобран класс бетона на сжатие — то на растяжение, которому подвергается нижняя часть фундамента, он работает плохо. Справиться с такими усилиями помогает арматура, которая имеет многократно больший предел прочности на растяжение.

У стали А400 (АIII), которую и применяют для армирования фундаментов, эта характеристика составляет 400 МПа, тогда как у бетона данный показатель составляет всего-то 3-4 МПа.

Особенно важно правильное армирование для малозаглубляемых ленточных фундаментов, которые в целях экономии чаще всего и заливают под частный дом. Такая конструкция представляет собой раму из закольцованных и надёжно сопряжённых балок, свободно опирающихся на грунт.

А он не является неподвижным основанием — как в силу неоднородной структуры, так и в силу воздействия факторов, провоцирующих движение: поверхностной и подземной влаги, растительности, температурных перепадов.

Поэтому фундаменту и требуется жёсткий, способный к растяжению каркас.

При армировании фундамента никакой велосипед изобретать не надо – существует технологическая карта 94-04, которой и следует руководствоваться.

Разница только в том, что на малых объектах в силу небольшого объёма работ многие операции осуществляются вручную или с применением более простых механизмов или приспособлений.

Это никак не должно влиять на конечный результат, так как от качества выполнения той или иной операции зависит надёжность фундамента в целом. Большое значение имеет применяемый материал, поэтому свой рассказ начнём именно с него.

В качестве рабочей арматуры для устройства внутрифундаментных каркасов, в строительстве применяют периодические стальные стержни класса А-ІІІ (А400). Цифра в маркировке означает, что предел текучести стали составляет не менее 390 МПа.

Такая арматура имеет круглое сечение с двумя продольными рёбрами и примыкающими к ним поперечинами, изогнутыми по принципу трёхзаходного винта.

Выступы на внешнем контуре арматуры предусматриваются для обеспечения её надёжного сцепления с бетоном. Именно такие стержни должны использоваться для устройства рабочих и конструкционных поясов каркаса.

Гладкую арматуру А1 можно применить только в качестве обвязочных поперечин (хомутов).

Принцип составления каркаса фундаментной ленты

Во многих странах Европы арматура А400 считается устаревшей, так как она не подходит для сварки. Там ещё лет 30 назад перешли на арматуру с более высоким пределом текучести А500С, которую можно не только вязать, но и варить. Отличить её можно визуально, по строению витков – в данном случае они соприкасаются с рёбрами только с одного конца, а места соединений и пропусков чередуются.

Различие между стержнями А400 и А500С

Арматуру А500С используют при изготовлении сварных сеток, которые чаще всего применяются для ускоренной сборки плитных фундаментов.

Имея готовые сетки, остаётся только привязать к ним хомуты, и это экономит массу времени.

Для изготовления хомутов используется арматура меньшего диаметра и более низкого класса: АII (А300) и АI (А240) — всё зависит от размеров фундамента и конкретных показателей суммарных нагрузок.

Закладные хомуты под цокольную ленту, устраиваемую поверх фундаментной плиты

Хомуты, как и элементы, с помощью которых соединяется арматура на углах фундамента, обычно гнутся на объектах, но при желании можно купить и готовые изделия. Обходиться без них нельзя.

То, что некоторые горе-строители осуществляют примыкания стержней в углах, просто перекрещивая арматуру, является нарушением технологии, значительно ослабляющим конструкцию и способным спровоцировать расслоение монолита.

Мнение эксперта Виталий Кудряшов строитель, начинающий автор

Важно! Арматура АIII изгибается под прямой угол по диаметру, и только в холодном состоянии. Нельзя надпиливать или греть место изгиба – тогда стержень не потеряет прочность.

Арматура перед монтажом должна быть обезжирена и очищена от любых видов загрязнений щётками. Ржавчина удаляется только там, где она отслаивается – если это просто рыжий прочный налёт, то он может оставаться на стержнях, так как даже улучшает адгезию металла к бетону.

При небольших объёмах работ – и тем более, когда фундамент имеет форму ленты, армирование монолита чаще осуществляется отдельными стержнями. Прежде чем начать сборку каркасов, должны быть выполнены такие работы:

  1. Отрывка траншей с устройством насыпного основания и подбетонки.
  2. Устройство удобного подъезда и места стоянки для крана.
  3. Завоз инвентаря, оборудования и механизмов.
  4. Разбивка осей здания.
  5. Сборка опалубки.
  6. Обеспечение объекта арматурой, её сортировка и складирование пучков в зоне работы крана.

На больших стройках для правки, очистки, гнутья и раскроя арматуры используют установленные на площадках приводные станки. При небольших объёмах работ можно вполне обойтись ручным станком.

Читайте также:  Договор на переработку лома черных металлов

Ручной станок для гнутья арматуры

Отдельные стержни для установки в рабочее положение подаются вручную. Сам процесс сборки состоит из таких этапов:

  • После установки щитов, на дно опалубки раскладываются пластиковые фиксаторы-стульчики. Они нужны для того, чтобы под нижним рядом рабочей арматуры образовался слой бетона толщиной не менее 70 мм. По бокам и сверху защитный слой может быть меньше – 35-40 мм.
  • На фиксаторы укладываются продольные стержни, и жёстко фиксируются между собой поперечинами с помощью отожжённой вязальной проволоки диаметром 1,2 мм.
  • Для удобства раскладки стержней и их фиксации в нужном положении, используют временные металлические подставки.
  • Арматура раскладывается в продольном и поперечном направлении, а в местах пересечения стержни соединяются соответствующей формы фиксаторами, либо сразу же связываются проволокой.

    Фиксатор-седло для пересекающихся стержней

  • Для образования защитных слоёв, по бокам устанавливаются фиксаторы в форме звёздочки, конуса или специальной планки с выемками под арматуру. Шаг установки 80-100 мм.

    Обеспечение за счёт фиксаторов бокового защитного слоя

  • Использование пластиковых хомутов для поперечного соединения арматуры удобно, но обходится более дорого. Поэтому чаще всего для этой цели используется вязальная проволока. Её на весь фундамент может уйти всего-то 8-10 кг, по цене 86-93 руб./кг. Однако при использовании стержней диаметром более 16 мм, их рекомендуется не вязать, а варить дуговой сваркой.

Бессварочные стыки стержней, производимые внахлёст, могут осуществляться не только с помощью проволоки или пластмассовых фиксаторов, но и с использованием винтовых муфт или обжимных гильз. Главное – обеспечить стыку необходимую прочность.

Для стабильной работы конструкции очень важно, чтобы элементы каркаса сопрягались правильно. Рассмотрим основные положения руководства по конструированию железобетонных монолитов, формируемых из тяжёлого бетона и стальной арматуры.

Лучше всего, когда стыкуемые стержни соприкасаются друг с другом. Если обеспечить это невозможно, между ними допускается зазор не более 4-х диаметров стержней. Расстояние между двумя параллельными стыками, находящимися в пределах одного сечения, не может быть меньше, чем 30 мм (в среднем это 2 диаметра арматуры).

Правила сращивания периодической и гладкой арматуры на прямых участках

При проектировании точная величина нахлёстов определяется по формуле, и зависит от диаметра арматуры и класса бетона, в массиве которого она будет располагаться.

В среднем это значение составляет не менее 30 диаметров, именно такой нахлёст и делают все арматурщики в частном строительстве. Прямые концы может иметь только профильная арматура, хотя на её концах иногда предусматривают и петли.

Гладкие стыкуемые стержни (без рёбер и винтовой нарезки) должны заканчиваться загибом в виде крюка.

При пролётах ленты не более 10 м, длина стержней позволяет осуществлять перевязку арматуры только в углах фундамента. В противном случае необходимо сделать так, чтобы стыки хлыстов или сварных сеток располагались вразбежку, а не напротив друг друга. Без разбежки можно стыковать только конструкционную арматуру, которая почти не принимает участие в работе на сжатие и растяжение.

Расположение рабочей и конструкционной арматуры в каркасе

При стыковании стержней диаметром более 10 мм, в зоне нахлёста дополнительно предусматривается поперечная арматура. В её качестве может быть установлен хомут или скрутка. Как вариант, в зоне сжатия устанавливается слегка выгнутая в виде корыта сварная сетка. Если концы арматуры не прямые, а петлевые, поперечины устанавливаются в кольце петли.

Наибольшие нагрузки испытывают те зоны ленточного фундамента, в которых балка делает поворот на 90 или более градусов, либо пересекается со встречной лентой. Правильное армирование поворотов фундамента оказывает большое влияние на работу каркаса в целом, поэтому обратим ваше внимание на основные узлы соединений.

Обвязка углов фундамента арматурой может выполняться несколькими способами.

Один из них заключается в том, что продольные стержни – и внутренний и внешний, изгибаются на концах под прямой угол и соединяются между собой проволочными скрутками с шагом не более половины основного шага поперечной арматуры.

Величина загиба должна составлять не менее 50 диаметров арматуры – то есть для стержней d12мм это 60 см. Аналогичные соединения выполняются на всех уровнях каркаса.

Как вязать углы арматуры фундамента при загибе основной арматуры

Чтобы не гнуть основную арматуру, или когда её длины не хватает, арматурщики заготавливают Г-образные элементы отдельно и привязывают их к прямым продольным стержням. Принцип тот же – плечо гнутого элемента должно иметь длину не менее 50 диаметров соединяемых стержней. Стыковочная скоба устанавливается на каждый продольный стержень, на всех уровнях каркаса.

Вязка углов арматуры для фундамента с применением Г-образных скоб

Данный способ нередко совмещается с предыдущим. Например: по внутренней, более короткой линии стержни загибаются, а по наружной, длины которой на загиб не хватает, устанавливаются соединительные скобы. Пример такой стыковки элементов каркаса представлен на следующей схеме.

Как заармировать угол фундамента комбинированным способом

Для обвязки углов могут использоваться П-образные хомуты, ширина которых соответствует шагу рабочей арматуры в каркасе. Длина хомута составляет всё те же 50 диаметров продольного стержня, и вяжется он загнутой частью в сторону угла. Всего устанавливается по паре таких элементов на каждом уровне рабочей арматуры в каркасе.

Соединение арматуры в углах посредством П-образных хомутов

При наличии в здании эркеров или, к примеру, террасы, имеющей трапециевидную конфигурацию, может возникнуть необходимость обхода тупого угла. Случается это нечасто, но как соединить здесь арматуру, мы всё-таки скажем.

Для стыкования рабочих стержней под углом более 90 градусов, применяются два способа:

  1. Приданием требуемой геометрии концам рабочей арматуры на станке для гибки.
  2. Использованием накладных элементов, изогнутых под необходимым углом.

Главное — соблюдать величину нахлёста основной арматуры с накладным элементом, которая для всех видов соединений одинакова. В обоих случаях соединение усиливается путём установки поперечных связей.

Стыкование продольной арматуры в тупом углу

Углы и примыкания конструкций на всех уровнях здания являются слабым звеном, требующим ответственного отношения к выполнению соединительных узлов. Фундамента это касается в первую очередь, так как основные нагрузки приходится воспринимать именно ему.

Вот какие типичные ошибки могут быть допущены при выполнении углового арматурного соединения:

  1. Связка перекрещиваемых стержней без загиба или применения накладных элементов.
  2. Установка гнутой продольной арматуры без поперечного усиления.
  3. Отсутствие связки между внутренней и внешней линиями арматуры.
  4. Отсутствие связки между верхним и нижним контурами каркаса.
  5. Отсутствие анкеровки между каркасом вертикальной части ленты с бетонной подошвой под ней.
  6. Применение для связки стержней обычной проволоки вместо отожжённой.
  7. Применение сварных соединений на арматуре, которая для этого не предназначена.
  8. Расположение сварного шва непосредственно в углу фундамента.

Не станем утверждать, что все без исключения ошибки, допущенные в процессе армирования фундамента, непременно приведут к фатальным последствиям, но думаем, вряд ли кому-то захочется узнать это на собственном опыте. Уж лучше сделать всё грамотно и спать спокойно, чем упростить себе работу, получив незначительную экономию, а потом долго и с немалыми затратами разгребать проблемы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Станок