Реакция металла с кислотой образуется растворимая соль

Архив уроков › Химия 8 класс

В уроке 40 «Химические свойства солей» из курса «Химия для чайников» рассмотрим реакции солей с металлами, кислотами, со щелочами и другими солями.

Для большинства солей характерны реакции замещения и обмена, а для некоторых — еще и реакции разложения.

Реакции с металлами

Соли реагируют с металлами по общей схеме:

Образующиеся в этих реакциях менее активные металлы осаждаются на поверхности более активных металлов в виде рыхлой корочки. Если менее активным металлом является жидкая ртуть, она выделяется в виде сплошной блестящей пленки.

На этом ее свойстве основан очень интересный опыт «Серебрение монеты». В раствор соли ртути Hg(NO3)2опускают медную монету и практически сразу же ее поверхность становится блестящей, как серебро.

Этот блеск никак не связан с серебром, он обусловлен выделением блестящей ртути:

Следует помнить, что ртуть и ее соли сильно ядовиты! Поэтому данный опыт ни в коем случае нельзя пытаться выполнить самостоятельно.

Реакции с кислотами

Вы изучили химические свойства кислот и уже знаете, что в водных растворах они реагируют с солями, образуя новые кислоты и новые соли.

А можно ли сказать, что соли реагируют с кислотами с образованием тех же продуктов? Конечно, можно! Вы ведь уже хорошо знаете, как можно применить в химии математическое правило «от перемены мест слагаемых сумма не меняется».

Действительно, если кислоты реагируют с солями, то почему бы солям не реагировать с кислотами.

Итак, в водных растворах соли реагируют с кислотами по общей схеме:

Реакции этого типа относятся к реакциям обмена, поскольку участвующие в них исходные вещества обмениваются своими составными частями.

Изучив химические свойства оснований, вы узнали, что щелочи (растворимые основания) реагируют с солями, образуя новые основания и новые соли.

Будет совершенно правильным, если вы теперь скажете: «Эти же продукты образуются и при взаимодействии солей с основаниями».

Уже в который раз мы с вами убеждаемся в том, что из одних и тех же исходных веществ, независимо от порядка их смешивания, образуются одни и те же продукты.

Итак, соли реагируют с щелочами по общей схеме:

Реакции с другими солями

Соли в водных растворах вступают в реакции обмена с другими солями по общей схеме:

Термическое разложение

Соли некоторых кислородсодержащих кислот разлагаются с образованием основного и кислотного оксидов по общей схеме:

В ходе таких реакций всегда образуется газообразный кислотный оксид. Он соответствует той кислоте, остаток которой содержится в исходной соли. Вы помните, что угольной кислоте H2CO3 соответствует кислотный оксид CO2. Поэтому при разложении соли, содержащей остаток угольной кислоты, образуется указанный кислотный оксид:

По приведенной схеме разлагаются и некоторые соли сернистой кислоты H2SO3, которой соответствует кислотный оксид SO2:

Краткие выводы урока:

  1. Соли реагируют с металлами, кислотами, основаниями и другими солями.

Надеюсь Урок 40 «Химические свойства солей» был понятным и познавательным. Если у вас возникли вопросы, пишите их в комментарии.

*** §8.8 Соли. получение и химические свойства

**

§8.8 Соли. Получение и химические свойства.

Рассмотрим важнейшие способы получения солей.

1. Реакция нейтрализации

. Этот способ уже неоднократно встречался в предыдущих параграфах. Растворы кислоты и основания смешивают (осторожно!) в нужном мольном соотношении. После выпаривания воды получают кристаллическую соль. Например:

H2SO4 + 2 KOH = K2SO4 + 2 H2O
сульфат калия

2. Реакция кислот с основными оксидами. Этот способ получения солей упоминался в параграфе 8-3. Фактически, это вариант реакции нейтрализации. Например:

H2SO4 + CuO = CuSO4 + H2O
сульфат меди

3. Реакция оснований с кислотными оксидами (см. параграф 8.2). Это также вариант реакции нейтрализации:

Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3↓ + H2O
карбонат кальция

Если пропускать в раствор избыток СО2, то получается избыток угольной кислоты и нерастворимый карбонат кальция превращается в растворимую кислую соль – гидрокарбонат кальция Са(НСО3)2:

СаСО3 + Н2СО3 = Са(НСО3)2 (раствор)

4.

Реакция основных и кислотных оксидов между собой:

CaO + SO3 = CaSO4
сульфат кальция

5. Реакция кислот с солями. Этот способ подходит, например, в том случае, если образуется нерастворимая соль, выпадающая в осадок:

H2S + CuCl2 = CuS↓ (осадок) + 2 HCl
сульфид меди

6. Реакция оснований с солями. Для таких реакций подходят только щелочи (растворимые основания). В этих реакциях образуется другое основание и другая соль. Важно, чтобы новое основание не было щелочью и не могло реагировать с образовавшейся солью. Например:

3 NaOH + FeCl3 = Fe(OH)3↓ + 3 NaCl
(осадок) хлорид натрия

7. Реакция двух различных солей. Реакцию удается провести только в том случае, если хотя бы одна из образующихся солей нерастворима и выпадает в осадок:

AgNO3 + KCl = AgCl↓ (осадок) + KNO3
хлорид серебра нитрат калия

Выпавшую в осадок соль отфильтровывают, а оставшийся раствор упаривают и получают другую соль. Если же обе образующиеся соли хорошо растворимы в воде, то реакции не происходит: в растворе существуют лишь ионы, не взаимодействующие между собой:

NaCl + KBr = Na+ + Cl- + K+ + Br-

Если такой раствор упарить, то мы получим смесь солей NaCl, KBr, NaBr и KCl, но чистые соли в таких реакциях получить не удается.

8. Реакция металлов с кислотами. В способах 1 – 7 мы имели дело с реакциями обмена (только способ 4 – реакция соединения. Но соли образуются и в окислительно-восстановительных реакциях. Например, металлы, расположенные левее водорода в ряду активности металлов (таблица 8-3), вытесняют из кислот водород и сами соединяются с ними, образуя соли:

Fe + H2SO4(разб.) = FeSO4 + H2­
сульфат железаII

9. Реакция металлов с неметаллами. Эта реакция внешне напоминает горение. Металл «сгорает» в токе неметалла, образуя мельчайшие кристаллы соли, которые выглядят, как белый «дым»:

2 K + Cl2 = 2 KCl
хлорид калия

10. Реакция металлов с солями. Более активные металлы, расположенные в ряду активности левее, способны вытеснять менее активные (расположенные правее) металлы из их солей:

Zn + CuSO4 = Cu + ZnSO4
порошок меди сульфат цинка

Теперь рассмотрим химические свойства солей.

Наиболее распространенные реакции солей – реакции обмена и окислительно-восстановительные реакции. Сначала рассмотрим примеры окислительно-восстановительных реакций.

1. Окислительно-восстановительные реакции солей.

Поскольку соли состоят из ионов металла и кислотного остатка, их окислительно-восстановительные реакции условно можно разбить на две группы: реакции за счет иона металла и реакции за счет кислотного остатка, если в этом кислотном остатке какой-либо атом способен менять степень окисления.

а) Реакции за счет иона металла

.

Поскольку в солях содержится ион металла в положительной степени окисления, они могут участвовать в окислительно-восстановительных реакциях, где ион металла играет роль окислителя. Восстановителем чаще всего служит какой-нибудь другой (более активный) металл. Приведем пример:

Hg2+SO4 + Sn0 = Hg0 + Sn2+SO4
соль менее активного металла (окислитель) более активный металл (восстановитель)

Принято говорить, что более активные металлы способны вытеснять другие металлы из их солей. Металлы, находящиеся в ряду активности левее , являются более активными. Нетрудно заметить, что это те же реакции металлов с солями (см. пункт 10 предыдущего раздела).

б) Реакции за счет кислотного остатка

.

В кислотных остатках часто имеются атомы, способные изменять степень окисления. Отсюда

– многочисленные окислительно-восстановительные реакции солей с такими кислотными остатками. Например:

Na2S–2 + Br20 = S0 + 2 NaBr–1
соль сероводородной кислоты сера
2 KI–1 + H2O2–1 + H2SO4 = I20 + K2SO4 + 2 H2O–2
соль иодоводородной кислоты иод
2 KMn+7O4 + 16 HCl–1 = 5 Cl20 + 2 KCl + 2 Mn+2Cl2 + 8 H2O
соль марганцовой кислоты хлорид марганца
2 Pb(N+5O3–2)2 = 2 PbO + 4 N+4O2 + O20
соль азотной кислоты при нагревании

2. Обменные реакции солей.

Такие реакции могут происходить в растворах, когда соли реагируют: а) с кислотами, б) с щелочами, в) с другими солями. Например:

Читайте также:  Теплопроводность стали и других сплавов: меди, латуни и алюминия, теплопередача

а) CuSO

4 + H2S = CuS↓ (осадок) + H2SO4

  • AgNO3 + HCl = AgCl↓ (осадок) + HNO3
  • б) FeCl3 + 3 NaOH = Fe(OH)3↓ (осадок) + 3 NaCl
  • CuSO4 + 2 KOH = Cu(OH)2↓ (осадок) + K2SO4
  • в) BaCl2 + K2SO4 = BaSO4↓ (осадок) + 2 KCl
  • CaCl2 + Na2CO3 = CaCO3↓ (осадок) + 2 NaCl
  • Некоторые из этих реакций уже встречались в опытах из первой части параграфа.

Во всех случаях один из продуктов обменной реакции обязательно должен покидать реакционную смесь в виде осадка или газообразного вещества.

Либо должно получаться прочное соединение, не распадающееся в растворе на ионы (например, вода в реакции нейтрализации).

Если эти условия не выполняется, то при смешивании реагентов в лучшем случае образуется смесь не реагирующих между собой ионов — реакция не идет.

Задачи

8.27 (ФМШ). Продолжите уравнения реакций и уравняйте их. Если есть продукты, выпадающие в осадок или выделяющиеся в виде газа, поставьте после них стрелку вниз или вверх.

  1. 1) AgNO3 + FeCl3 =
  2. 2) Pb(NO3)2 + K2S =
  3. 3) Ba(NO3)2 + Al2(SO4)3 =
  4. 4) CaCl2 + Na3PO4 =
  5. 5) Na2S + HCl =
  6. 6) (NH4)2SO4 + KOH =
  7. 7) K2CO3 + H2SO4 =
  8. 8) Ba(HCO3)2 + H2SO4 =
  9. 9) Al2O3

+ KOH (избыток) =

  • 10) SiO2 + NaOH =
  • 11) NaHCO3 + HCl =
  • 12) NaHCO3 + NaOH =
  • 13) [Cu(OH)]2SO4 + KOH =
  • 14) [Cu(OH)]2SO4 + H2SO4 =
  • 15) MgO + HBr =
  • 16) MgO + SO3 =
  • 17) K2S + HNO3

= кислая соль + …

18) Mg(OH)2 + H2SO4

= основная соль + …

19) FeSO4 + KMnO4 + … = MnSO4 + …

20) K2SO3 + K2Cr2O7 + H2SO4 =

_________________

Химический сайт — Общие схемы реакций

Что такое Химия? На древнеегипетском слово chemi означало темный, таинственный. И действительно, в те времена химия являлась чем-то таинственным, необъяснимым. Все реакции, которые удавалось воспроизвести алхимикам приписывали к действию темных сил.

       В настоящее время химия разделилась на несколько поднаук: неорганическая химия, органическая, биохимия, физическая химия, коллоидная химия, квантовая химия.

Из них выделяют два важнейшие раздела – органическую и неорганическую химию. Неорганическая химия (если выразиться по-простому) – химия неживой природы. Изучает минеральные вещества, созданные неживой природой.

Выделяют несколько классов веществ в неорганической химии: Кислоты (минеральные), основания, соли, оксиды, пероксиды, металлы и неметаллы.

Все эти классы между собой вступают в реакции, которые можно отобразить в следующих схемах:

  • Кислота + основание = соль + вода (Реакция нейтрализации)
  • HCl + NaOH = NaCl + H2O
  • Причем кислоты реагируют как и с растворимыми основаниями (щелочами), так и с нерастворимыми, при условии, что образуется растворимая соль
  • H2SO4 + Cu(OH)2 = CuSO4 + 2H2O 
  • Кислота + основный оксид = соль + вода
  • 2HNO3 + CuO = Cu(NO3)2 + H2O
  • (В этом правиле существует исключение: плавиковая кислота реагирует с диоксидом кремния (кислотным оксидом))6HF + SiO2 =  H2[SiF6]+2H2O
  • Кислота + металл = соль + водород
  • 2HCl + Zn = ZnCl2 + H2 (газ)
  • На это правило распространяется ограничение:
  • 1)     Кислоты реагируют с металлами, стоящими в ряду напряжений металлов до водорода (Исключение составляют концентрированная серная и азотная кислота любой концентрации)
  • 2)      При реакции метала с кислотой должна получиться растворимая соль
  • 3)      На щелочные металлы правило распространяется частично т.к эта реакция проходит в растворе (щелочные металлы взаимодействуют с водой)
  • Исключения: Cu + 2H2SO4 (конц.) = CuSO4 +  SO2 (газ) + 2H2O
  • 4Zn + 5H2SO4 (конц.) = 4ZnSO4 + H2S(газ) + 4H2O

8HNO3 (разб) + 3Cu =  3Cu(NO3)2 +  2NO (газ) + 4H2O

  1.      Cu + 4HNO3  (конц.) = Cu(NO3)2 + 2NO2 (газ) + 2H2O
  2.       Zn + 4HNO3 (конц.) =(t) Zn(NO3)2 + 2NO2 (газ) + 2H2O
  3. 4Zn + 10HNO3 (разб.) =(t) 4Zn(NO3)2 + N2O (газ) + 5H2O
  4. 4Zn + 10HNO3 (сильно разб) =(t) 4Zn(NO3)2 + NH4NO3 + 3H2O
  5. 12HNO3 (сильно разб) + 5Fe = 5Fe(NO3)2 + N2 (газ) + 6H2O
  6. Кислота + соль = новая кислота + новая соль
  7. H2SO4 + BaCl2  = BaSO4 (осадок) + 2HCl
  8. Для осуществления этой реакции необходимо, чтобы кислота, получающаяся в итоге, была либо летуча (или нерастворима например кремниевая). Или соль, получающаяся в итоге выпадала в осадок
  9. Соль1 + Соль2 = Соль3 + Соль4
  10. Na2CO3 + Ca(NO3)2 = 2NaNO3 + CaCO3
  11. (Следует напомнить, что при составлении таких реакций следует руководствоваться правилом протекания реакций. В данном случае исходные соли должны быть хорошо растворимы, а одна из образующихся должна выпадать в осадок)
  12. Основание + кислота = соль + вода (см. выше)
  13. Основание + кислотный оксид = соль + вода
  14. 2NaOH + CO2 = Na 2CO3 +H2O
  15. В эту реакцию вступают только растворимые основания
  16. Основание + соль = новое основание + новая соль
  17. KOH + CuSO4 = K2SO 4 + Cu(OH)2 (осадок)
  18. Правило распространяется только на реакцию с растворимыми основаниями
  19. Кислотный оксид + вода = кислота
  20. SO3 + H2O = H2SO4

На диоксид кремния (SiO2  ) правило не распространяется т.к. этот оксид водой не гидратируется

  • Кислотный оксид + основный оксид = соль
  • SO2 + Li2O = Li2SO3
  • Кислотный оксид + основание = соль + вода (см. выше)
  • Основный оксид + вода = основание
  • K2O + H2O = 2KOH
  • Правило распространяется только на те реакции, в результате которых получается растворимое основание (т.е щелочь)
  • Основный оксид + кислота = соль + вода (см. выше)
  • Основный оксид + кислотный оксид = соль (см. выше)
  • Металл + кислота = соль + водород (см. выше)
  • Металл + неметалл = соединение ( соль, оксид, пероксид)
  • 2Na + Cl2 = 2NaCl (соль)
  • 2Mg + O2 = 2MgO (оксид)
  • 2Na + O2 = Na2O2 (пероксид) 
  •     При составлении некоторых уравнений химических реакций следует руководствоваться следующим правилом: Реакция практически осуществима, если в результате реакции образуется газ, осадок или вода (малодиссоциирующее соединение)

Свойства солей

Соли это сложные вещества, состоящие из одного (нескольких) атомов металла (или более сложных катионных групп, например, аммонийных групп NН4+, гидроксилированных групп Ме(ОН)nm+) и одного (нескольких) кислотных остатков.

Общая формула солей МеnАm, где А — кислотный остаток. Соли (с точки зрения электролитической диссоциации) представляют собой электролиты, диссоциирующие в водных растворах на катионы металла (или аммония NН4+) и анионы кислотного остатка.

Классификация. По составу соли подразделяют на средние (нормальные), кислые (гидросоли), основные (гидроксосоли), двойные, смешанные и комплексные (см. таблицу).

Таблица — Классификация солей по составу

СОЛИ
  • Средние
  • (нормальные) — продукт полного замещения атомов водорода в кислоте на металл
  • AlCl3
Кислые(гидросоли)продукт неполного замещения атомов водорода в кислоте на металл КHSO4 Основные (гидроксосоли)продукт неполного замещения ОН-групп основания на кислотный остаток FeOHCl Двойные — содержат два разных металла и один кислотный остаток КNaSO4 Смешанные — содержат один металл и несколько кислотных остатков CaClBr Комплексные [Cu(NH3)4]SO4

Физические свойства. Соли — это кристаллические вещества разных цветов и разной растворимости в воде.

Химические свойства

1) Диссоциация. Средние, двойные и смешанные соли диссоциируют одноступенчато. У кислых и основных солей диссоциация происходит ступенчато.

  1. NaCl  Na+ + Cl–.
  2. КNaSO4  К+ + Na+ + SO42– .
  3. CaClBr Ca2+ + Cl –+ Br–.
  4. КHSO4  К+ + НSO4–                     HSO4–  H+ + SO42–.
  5. FeOHClFeOH+ + Cl–                   FeOH+Fe2+ + OH–.
  6. [Cu(NH3)4]SO4 [Cu(NH3)4]2+ + SO42–                   [Cu(NH3)4]2+ Cu2+ + 4NH3.

2) Взаимодействие с индикаторами. В результате гидролиза в растворах солей накапливаются ионы Н+ (кислая среда) или ионы ОН– (щелочная среда). Гидролизу подвергаются растворимые соли, образованные хотя бы одним слабым электролитом. Растворы таких солей взаимодействуют с индикаторами:

  • индикатор + Н+ (ОН–) окрашенное соединение.
  • AlCl3 + H2O  AlOHCl2 + HCl       Al3+ + H2O  AlOH2+ + H+
  • 3) Разложение при нагревании. При нагревании некоторых солей они разлагаются на оксид металла и кислотный оксид:
  • СаСO3 СаO + СО2­.
  • соли бескислородных кислот при нагревании могут распадаться на простые вещества:
  • 2AgCl Ag + Cl2­.
  • Соли, образованные кислотами-окислителями, разлагаются сложнее:
  • 2КNO3  2КNO2 + O2­.
  • 4) Взаимодействие с кислотами: Реакция происходит, если соль образована более слабой или летучей кислотой, или если образуется осадок.
  • 2HCl + Na2CO3  ® 2NaCl + CO2­ + H2O              2H+ + CO32– ® CO2­ + H2O.
  • СaCl2 + H2SO4 ® CaSO4¯ + 2HCl             Сa2+ + SO42- ® CaSO4¯.
  • Основные соли при действии кислот переходят в средние:
  • FeOHCl + HCl ® FeCl2 + H2O.
  • Средние соли, образованные многоосновными кислотами, при взаимодействии с ними образуют кислые соли:
  • Na2SO4 + H2SO4 ® 2NaHSO4.
Читайте также:  Механических свойств металла шва

5) Взаимодействие со щелочами. Со щелочами реагируют соли, катионам которых соответствуют нерастворимые основания.

 CuSO4 + 2NaOH ® Cu(OH)2¯ + Na2SO4              Cu2+ + 2OH– ® Cu(OH)2¯.

6) Взаимодействие друг с другом. Реакция происходит, если взаимодействуют растворимые соли и при этом образуется осадок.

  1. AgNO3 + NaCl ® AgCl¯ + NaNO3                             Ag+ + Cl– ® AgCl¯.
  2. 7) Взаимодействие с металлами. Каждый предыдущий металл в ряду напряжений вытесняет последующий за ним из раствора его соли:
  3. Fe + CuSO4 ® Cu¯ + FeSO4            Fe + Cu2+ ® Cu¯ + Fe2+.
  4. Li, Rb, K, Ba, Sr, Ca, Na, Mg, Al, Mn, Zn, Cr, Fe, Cd, Co, Ni, Sn, Pb, H, Sb, Bi, Cu, Hg, Ag, Pd, Pt, Au
  5. 8) Электролиз (разложение под действием постоянного электрического тока). Соли подвергаются электролизу в растворах и расплавах:
  6. 2NaCl + 2H2O H2­ + 2NaOH + Cl2­.
  7. 2NaClрасплав 2Na + Cl2­.
  8. 9) Взаимодействие с кислотными оксидами.
  9. СО2 + Na2SiO3  ® Na2CO3  + SiO2
  10. Na2CO3  + SiO2 СО2­ + Na2SiO3
  11. Получение. 1) Взаимодействием металлов с неметаллами:
  12. 2Na + Cl2 ® 2NaCl.
  13. 2) Взаимодействием основных и амфотерных оксидов с кислотными оксидами:
  14.  CaO + SiO2 CaSiO3                       ZnO + SO3 ZnSO4.
  15. 3) Взаимодействием основных оксидов с амфотерными оксидами:
  16. Na2O + ZnO  Na2ZnO2.
  17. 4) Взаимодействием металлов с кислотами:
  18. 2HCl + Fe ® FeCl2 + H2­.
  19. 5) Взаимодействием основных и амфотерных оксидов с кислотами:
  20. Na2O + 2HNO3 ® 2NaNO3 + H2O                      ZnO + H2SO4 ® ZnSO4 + H2O.
  21. 6) Взаимодействием амфотерных оксидов и гидроксидов со щелочами:
  22. В растворе: 2NaOH + ZnO + H2O ® Na2[Zn(OH)4]              2OH– + ZnO + H2О ® [Zn(OH)4]2–.
  23. При сплавлении с амфотерным оксидом: 2NaOH + ZnO Na2ZnO2 + H2O.
  24. В растворе: 2NaOH + Zn(OH)2 ® Na2[Zn(OH)4]                 2OH–  +  Zn(OH)2 ® [Zn(OH)4]2–
  25. При сплавлении: 2NaOH + Zn(OH)2 Na2ZnO2 + 2H2O.
  26. 7) Взаимодействием гидроксидов металлов с кислотами:
  27. Ca(OH)2 + H2SO4 ® CaSO4¯ + 2H2O                         Zn(OH)2 + H2SO4 ® ZnSO4 + 2H2O.
  28. 8) Взаимодействием кислот с солями:
  29. 2HCl + Na2S ® 2NaCl + Н2S­.
  30. 9) Взаимодействием солей со щелочами:
  31. ZnSО4 + 2NaOH ® Na2SO4 + Zn(OH)2¯.
  32. 10) Взаимодействием солей друг с другом:
  33. AgNO3 + KCl ® AgCl¯ + KNO3.

Л.А. Яковишин

Открытый урок по теме "Химические свойства металлов"

Открытый урок по
теме

«Общие химические свойства металлов».

Эпиграф:

«Мощь и сила науки – во множестве фактов,
цель – в обобщении этого множества».
Д.И. Менделеев

Цель урока: Обобщить и углубить знания о
металлах. Сформировать представление об электрохимическом ряде напряжения
металлов, актуализировать и обобщить знания учащихся о химических свойствах
металлов, развивать умения составлять уравнения химических реакций.

Задачи урока.

Образовательные:
продолжить формирование понятий металл – элемент,
как определенный вид атомов, способный легко отдавать электроны, входить в
состав химических соединений в виде положительно заряженных ионов, а также
образовывать простые вещества с характерными для металлов физическими
свойствами;
углубить знания о химические элементах-металлах,
расположенных в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;
рассмотреть химические свойства металлов.
Развивающие:
развивать познавательный интерес, умение
логически мыслить, находить и объяснять причинно-следственные связи,
прогнозировать;
развивать познавательную активность учащихся,
вырабатывать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, объяснять ход
эксперимента;
углубить представление о многообразии металлов;
развивать логическое мышление при обобщении
знаний и конкретизации общих свойств металлов для отдельных представителей
этого класса простых веществ.
развивать умение записывать уравнения реакций,
характеризующие свойства металлов.
Воспитывающие:
воспитывать коммуникативные качества, умение
высказывать собственное мнение, сотрудничать в группе.
воспитывать самостоятельность в работе, умение
высказывать свою точку зрения;
создать условия для развития познавательного
интереса к предмету;
способствовать формированию
дисциплинированности, самостоятельности, умения слушать, концентрировать свое
внимание.

Место урока: изучение нового материала.

Тип урока: комбинированный (изучение нового
материала и первичное закрепление).
Методы обучения: практический, наглядный, словесный,
объяснительно-иллюстративный.
Методы контроля: устный, письменный, экспериментальный.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, таблица М.И.
Менделеева, электрохимический ряд напряжения.
Реактивы: металлы (натрий, калий, кальций,
цинк), вода, соляная кислота, железный гвоздь, раствор медного купороса,
штативы с пробирками, стакан.
Реактивы на столах учащихся: р-р соляной
кислоты, цинк, р-р медного купороса, железный гвоздь.

План урока:

1. Повторение прошлой темы урока «Нахождение
металлов в природе. Физические свойства».
2. Изучение нового материала «Химические
свойства металлов».
3. Взаимодействие металлов с простыми
веществами:
3.1. Горение металлов.
3.2. Взаимодействие с галогенами.
3.3. Взаимодействие с серой.
4. Взаимодействие со сложными веществами:
4.1. Взаимодействие с водой.
4.2. Взаимодействие с кислотами.
4.3. Взаимодействие с солями.
5. Закрепление.

Ход урока.

– Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы
познакомимся с вами с химическими свойствами металлов.

Но прежде, чем перейти к изучению нового
материала, давайте вспомним с вами материал прошлого урока.

I. Опрос.

Вы уже знаете о металлах достаточно, и прежде
чем получить новые сведения о них, давайте с вами повторим и закрепим строение,
физические свойства металлов и их нахождение в природе.
Фронтальный опрос. Ребята ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы,
представленные на слайде.

1.Дайте определение. Что такое металлы? (Металлы
— хим. элементы, образующие в свободном состоянии простые вещества с
металлической связью)

2. Назовите металлы, которые использовались в
древние и средние века? (Fe, Cu, Sn, Pb, Hg, Au, Ag)
3. Какие металлы называют черными? (Железо и его
сплавы)
4. Какие металлы называются цветными? (Цветные –
Al, Cu, Pb, Zn, Sn, Ag)
5. Назовите самый твердый металл. (Хром)
6. Назовите самый легкий металл. (Литий)
7.Какой металл придает нашей крови красный цвет?
(Железо)
8. Металл- жидкость. ( Ртуть)
9. В какой металл упаковывают еду для
космонавтов и конфеты для ребят? (Алюминий)
10. Самый тяжелый металл (Осмий)
11. Какой металл вызывает «лихорадку»? (Золото)
12. Какой металл в XVII веке изображали в виде
воина? (Железо)
13. Какой металл называют металлом консервной
банки? (Олово)
14. Назовите металл, который способен убивать
бактерии? (Серебро).
15.Назовите самый распространенный на Земле
металл? (Алюминий)
16.Металл, имеющий высокую температуру
плавления. (Вольфрам)
17. Какой металл имеет низкую температуру
плавления? (Ртуть)
18. Назовите самый пластичный металл. (Золото).

Закрепляем знания о металлах предлагаю вам
выполнить тест по вариантам.
Тест «Металлы». Инструкция: выберите 1
правильный ответ, время выполнения 5 минут.

Вариант 1.

Задание Варианты ответов
1. Выберите группу элементов, в которой
находятся только металлы а) Al, As, P;
б) Mg, Ca, Si;
в) K, Ca, Pb.
2. Атом магния имеет электронную конфигурацию а)
1s22s22p63s2;
б) 1s22s22p53s2;
в) 1s22s22p63s1.
3. Укажите общее в строении атомов
Mg и Al а) два электрона на последнем
электронном слое;
б) три электрона на последнем электронном слое;
в) одинаковое число электронных слоев.
4. Металлический натрий проявляет свойства: а)
окислителя или восстановителя, в зависимости от условий;
б) только восстановителя;
в) только окислителя.
5. Металлические свойства кальция сильнее, чем у
а) магния;
б) стронция;
в) калия.
6. Тип связи в простом веществе калия а) ионная;
б) металлическая;
в) ковалентная полярная.

Вариант 2.

Задание Варианты ответов

1. Выберите группу элементов, в которой
находятся только металлы а) Cu, Zn, Ag;
б) Na, Se, Cl;
в) Ni, Fe, I.
2. Атом натрия имеет электронную конфигурацию а)
1s22s22p63s23p1;
б) 1s22s22p63s2;
в) 1s22s22p63s1.
3. Укажите общее в строении атомов
Li и K а) два электрона на последнем электронном
слое;
б) одинаковое число электронных слоев;
в) один электрон на последнем электронном слое.
4. Металлический магний проявляет свойства: а)
только окислителя;
б) только восстановителя;
в) окислителя или восстановителя, в зависимости
от условий.
5. Металлические свойства натрия слабее, чем у
а) магния;
б) калия;
в) лития.
6. Какой из металлов не встречается в природе в
свободном состоянии? а) серебро;
б) алюминий;
в) золото.

Читайте также:  Кровопускание при высоком железе

После выполнения теста обменяйтесь с соседом
работой и свертись с ответами, представленными на слайдах. Если у вас нет
ошибок, то поставьте «5», если одна ошибка, то поставьте «4», если две-три
ошибки, то «3». Если у вас четыре ошибке и больше, то выполните работу над
ошибками дома, изучив соответствующий материал по учебнику и на следующем уроке
я вас выслушаю.

Кто сделал без ошибок, зачитайте нам правильные
ответы.

Изучение нового материала.

Итак. Мы переходим к изучению нового материала.

Зная строение металлов, можно предвидеть их
общие химические свойства.

В атомах металлов на внешней электронной
оболочке находится наибольшее число электронов, которые легко отрываются от
атомов.
Наиболее общим химическим свойством металлов
является способность их атомов при химических реакциях отдавать валентные электроны
и превращаться в положительно заряженные ионы, т.е. металлы в реакциях являются
сильными восстановителями.

Записываем в тетрадь: Запомните! Мо – ne -> M+n. Это общая схема,
характеризующая основной процесс, происходящий с металлами при химических реакциях.
(записываем в тетрадь)

Рассмотрим взаимодействие металлов с простыми
веществами.

Демонстрация опыта: горение калия. Просмотр
видео: горение железа и алюминия.

Записываем уравнения реакций в тетради и на
доске. Коэффициенты расставляем методом электронного баланса.
1. Реакции горения.

4K + O2 -> 2K2O;

4Al + 3O2 -> 2Al2O3;

2. Взаимодействие с галогенами. Просмотр видео:
взаимодействие меди с хлором.

Cu + Cl2 -> CuCl2;

2Al + 3Br2 -> 2AlBr3;

3. Взаимодействие с серой. Просим учащегося составить
уравнение реакции взаимодействия цинка с серой у доски.

Zn + S -> ZnS;

В общем виде можно выразить следующим образом:

M0 + неM0 -> M+n неM-n
вос-ль ок-ль соль

Ребята. Обратите внимание, что в этих
реакциях атомы металлов отдают электроны, т.е. являются восстановителями, а
неметаллы принимают электроны, т.е. являются окислителями.

Физкультминутка.


Давайте теперь рассмотрим с вами взаимодействие
металлов со сложными веществами.

1. Взаимодействие металлов с водой.

Ответьте мне на вопрос.

При каких условиях металлы вступают в реакцию с
водой? (При обычной температуре и при нагревании).
Что образуется при взаимодействии воды с
активными металлами при обычной температуре? (Образуется гидроксид и выделяется
водород).

Демонстрируем опыт:
натрий + вода
2Na + H2O -> 2NaOH + H2 ?.
Коэффициенты расставляем методом электронного
баланса у доски.
Демонстрируем опыт: кальций + вода
Ca + 2H2O -> Ca(OH)2 + H2 ?.
Коэффициенты расставляем методом электронного
баланса у доски.
Как вы думаете, почему натрий более активнее
взаимодействует с водой, чем кальций? (Натрий более активный металл, чем
кальций. Он легко отдает свои валентные электроны, является самым сильным
восстановителем).
Какие продукты реакции образуются при взаимодействии
воды с менее активными металлами при нагревании? (Образуются оксиды металлов и
выделяется водород).
Составляем уравнение реакции взаимодействия
цинка с водой.
Zn + H2O -> ZnO + H2 ?;

Скажите пожалуйста, все ли металлы
взаимодействуют с водой? (Нет).
Совершенно верно. А почему? (см.
электрохимический ряд напряжения)
Скажите, а будет ли золото взаимодействовать с
водой? (Нет).
Почему? (В ЭХ ряду после водорода)


Запомните! Медь, ртуть, серебро, платина, золото
с водой не реагируют!
(записываем в тетрадь)

Au + H2O -> реакция не идет

В общем виде

M + HOH -> M(OH)n + H2 ?.
Запомните! Металлы, стоящие в электрохимическом
ряду напряжений до алюминия (включительно) образуют с водой гидроксиды, от
алюминия до кадмия – оксиды. Остальные с водой не реагируют.

2. Взаимодействие металлов с растворами
кислот.
Напоминаем технику безопасности. (Раздаем на
парту для учеников.)

У вас на столах находятся раствор соляной
кислоты и металл цинк. Давайте вместе проведем лабораторный опыт. Поместите в
пробирку гранулу цинка и прилейте соляную кислоту. Что вы наблюдаете?
(Появление пузырьков. Выделяется газ – водород).
Составляем уравнение реакции в тетрадях, ученик
у доски. Расставляем коэффициенты методом электронного баланса.

Zn + 2HCl -> ZnCl2 + H2 ?;

Что происходит? (Металлы способны
восстанавливать ионы водорода из растворов кислот.)
Какой вывод можно сделать? Вам поможет
электрохимический ряд напряжения металлов.

Запомните! Металлы стоящие в электрохимическом
ряду напряжений до водорода могут вытеснять водород из растворов кислот.
Металлы стоящие в электрохимическом ряду напряжений после водорода не могут
вытеснять водород из растворов кислот.

(записываем в тетрадь)
Cu + H2SO4 -> не реагирует.

Какой же вывод можно сделать из этого?

Напомним, что правило имеет ряд поправок:
1. правило соблюдается, если в реакции металла с
кислотой образуется растворимая соль;
2. концентрированная серная кислота и азотная
кислота любой концентрации реагируют с металлами по особому, при этом водород
не образуется;
3. на щелочные металлы правило не
распространяется, т.к. они легко взаимодействуют с водой.
Вывод: из уравнений реакций видно, что в них
окислителями являются ионы водорода и ионы неметаллов, а атомы металлов –
восстановители

3. Взаимодействие металлов с растворами солей.

Напоминаем технику безопасности. (Раздаем на
парту для учеников.)

У вас на столах находятся раствор сульфата меди
(II) и металл железо (железный гвоздь). Давайте вместе проведем лабораторный
опыт. Налейте в пробирку раствор медного купороса и опустите железный гвоздь.
Что вы наблюдаете? (Появление красного налета на железе). Какой вывод можно
сделать? (Железо восстанавливает ионы меди Cu2+).
Составляем уравнение реакции в тетрадях, ученик
у доски. Расставляем коэффициенты методом электронного баланса.

Fe + CuSO4 -> Cu + FeSO4

Скажите. А может ли медь восстанавливать ионы
железа Fe3+? (Нет). Почему?

Запомните! В электрохимическом ряду напряжений
металл, стоящий левее, может вытеснять из растворов солей металл, стоящий
правее. (записываем в тетрадь)
Исключение: металлы до магния не могут вытеснять
другие металлы из растворов солей, так как в первую очередь реагирую с водой,
образуя щелочи.

Давайте повторим с вами все, что изучили
сегодня на уроке.

Сначала ученики сами называют, а потом учитель
озвучивает вопросы.
1. С какими веществами взаимодействуют металлы?
( С простыми и сложными)
2. Какие вещества образуются при взаимодействии
воды с натрием, железом, ртути? (Щелочь, оксид, не реагирует)
3. Вытеснят ли железо и медь (каждый по
отдельности) водород из растворов кислот? Почему? (Железо – да, т.к. находится
левее его в электрохимическом ряду напряжений. Медь – нет, т.к. находится
правее его в электрохимическом ряду напряжений).
4. Будут ли цинк и магний вытеснять медь из
раствора хлорида меди (II)? Почему? (Да. Так как цинк и медь находятся левее от
меди).

Дополнительные задания.

1. Составьте уравнения реакций взаимодействия:
а) натрия с серой; б) железа с раствором серной кислоты; в) кальция с бромом.
2. Между какими веществами произойдет химическая
реакция: а) медь и раствор сульфата железа (II); б) магний и раствор нитрата
свинца (II); в) цинк и раствор сульфата железа (II). Напишите соответствующие
уравнения реакций, расставьте коэффициенты методом электронного баланса.
Выставление оценок за работу на уроке: ответы с
места на устные вопросы и ответы у доски.
Домашнее задание.
Изучить текст на стр. 107 – 110 § 37, на стр.
112 ответить на вопросы 10-12, решить задачу 3.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Станок