Можно ли нанести позолоту на металл

Сусальное золото — натуральное золото в форме тончайших листов, которые уложены в книжки. Классическое сусальное золото 960-й пробы, но так же бывают и другие разновидности. Листы 960-й пробы имеют теплый желтый цвет самородного золота, именно такие золотые листы начали применяться еще в Древней Руси. Правила производства сусального золота 960-й пробы закреплены ГОСТ 6902-75.

Сусальное золото подходит для использования практически на любых поверхностях (дерево, стекло, керамика, мрамор, фарфор, металл, гипс, холст, красочный слой и др.

), и является единственным подходящим материалом для золочения крупных объектов, таких как купола, статуи и т.п.

Сусальное золото можно использовать для золочения предметов внутри и снаружи помещения, оно не окисляется и не темнеет.

Поталь — имитация сусального золота в виде листов золотистой фольги, этот материал не содержит драгоценных металлов.

Для непрофессионала поталь неотличима от сусального золота, при том, что её стоимость гораздо ниже. Обычно поталь получают из сплава меди и цинка, или алюминия.

В обращении и по внешнему виду она напоминает сусальное золото. Поталь продается в виде листов, хлопьев и роликов.

Поверхности, которые подходят для нанесения потали: дерево, стекло, керамика, фарфор, металл, картон, гипс, холст, красочный слой и др. Поталь применяется только для объектов внутри помещения, со временем она темнеет и окисляется даже под покрытием.

Поталь хорошо подойдет, если нужно сделать позолоту под старину или патинирование. Добиться золотого покрытия с «зеркальным блеском» можно только при использовании сусального золота. 

Также существуют сусальное серебро, серебряная и медная поталь. 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ

Профессиональные методы золочения имеют индивидуальные нюансы, которые зависят от поверхности, на которую требуются нанести позолоту и личного опыта мастера. Однако в обобщенном виде их делят на:

Клеевое золочение (золочение «на полимент», «золочение на левкасе», техника левкаса). Используется для золочения предметов внутри помещения, в основном — деревянных изделий. Чаще всего применяется при золочении икон. Клеевой основой служит смесь из клея и мела — левкас. Масляное золочение (золочение «на мордан», морданное золочение, лаковая позолота).    Применяется для позолоты предметов как внутри помещения, так и подверженных атмосферному влиянию. Чаще всего используется для позолоты резьбы и реставрации. Подходит для любых поверхностей.

Клеевой основой служит масляный клей — мордан.

Золочение “на смесях” Для любителей сегодня существуют облегченные способы. Клеем в этих методах служат готовые смеси (на водной основе, на спиртовой основе). Перед нанесением смеси надо покрыть основу любым грунтом, а затем отполировать поверхность. После чего наносят смесь в один или два тонких слоя. Когда смесь станет слегка липкой, приступают к наложению листов золота/потали. Пастообразный клей-грунт        Комбинированная смесь для любительского золочения, сочетает в себе свойства грунта и клея, поэтому при его использовании поверхность не требуется предварительно грунтовать. Как правило, используется для потали. Подходит для использования на любых абсорбирующих и не абсорбирующих поверхностях. Часто используется для трафаретной техники. Болюс представляет собой специальный состав для грунтовки поверхностей перед золочением и максимального выравнивания поверхности. Используется для профессионального золочения. Болюс выпускается в различных цветах, что помогает подобрать его под цвет золота/потали. После нанесения болюса поверхности дают просохнуть несколько часов. Грунт, который чаще всего используется для подготовки к окраске или золочению деревянных изделий и оштукатуренных поверхностей. Гидратированный сульфат кальция, который отличается особой тонкостью зерна, благодаря чему обладает исключительной пластичностью и мягкостью в работе.

Смеси для любителей

Такие смеси обычно используются при работе с поталью.

Клей на водной основе (водно-акриловый)  Также его называют молочком для золочения. Клеящий состав на водной основе, применяется только для работы внутри помещений. Не подходит для поверхностей, которые плохо впитывают воду — стекло, камень, металл. Этот клей хорошо подойдет начинающим, так как он прост в применении, не пахнет и разводится водой до нужной консистенции. Клей наносится плоской кистью на подготовленную поверхность, как правило, достигает технологической липкости через 15-20 минут и остается пригодным для работы в течение 1 часа.    Клей на спиртовой основе  Применяется только для внутренних работ. Рекомендуется для водоотталкивающих поверхностей (стекло, металл, пластик и т.п.), а также для вертикальных поверхностей. Клей наносится плоской кистью на подготовленную поверхность, достигает технологической липкости через 30 минут и остается пригодным для работы в течение 3 часов.  Разбавляется спиртовым разбавителем. Эти средства обычно используются при работе с сусальным золотом.           Мордан (на масляной основе) Профессиональный мордан, применяется как для внутренних, так и для наружных работ. Подходит для любых типов поверхностей. Клей наносится плоской кистью на подготовленную поверхность. Время, через которое он достигает технологической липкости зависит от его типа: медленно сохнущий — 12 часов, быстросохнущий — 1,5 часа. Медленно сохнущий мордан остается пригодным для работы в течение 24 часов, быстросохнущий – в течение 1,5 часов. Разбавляется уайт-спиритом. Кроликовый (кроличий) клей  Для особых техник и реставрационных работ. Клей животного происхождения, выпускается в гранулах для удобства хранения. Используется для создания клеящей основы под листы сусального золота или потали. Для приготовления клея надо развести клей на водяной бане (100г гранулированного клея на 1 литр воды) и профильтровать при помощи тонкой сетки. Приступать к золочению можно через несколько часов после нанесения клея. Клей рыбный (желатин)

Желатин, как правило, продаётся в виде хлопьев, которые перед использованием необходимо замочить в воде в течение примерно 24 часов перед использованием. После размягчения необходимо окончательно растворить клей на водяной бане. В отличие от других клеев, при разведении водой он незначительно увеличивается в объёме. Желатин используется для наклеивания сусального золота на болюс.

Битумный лак

Делает блеск золота более темным и тусклым. Используется для придания изделиям состаренного вида. После высыхания, через 12-24 часа, битумный лак закрепляется шеллачным лаком.

Битумный воск

Пастообразный битум — плотное, вязкое вещество темно-коричневого цвета. Имеет те же свойства что и обычный битум. Ложится практически на любую поверхность. Высыхает через 12-24 часов. Рекомендуется покрытие лаком для предотвращения вытирания.

Битум на водной основе

Используется для придания состаренного вида декорируемым предметам, и в технике золочения. Наносится на любой вид основы. После высыхания требует закрепления финишным лаком.

Финишное покрытие

Лаки

Лак Мекка — защитный лак, наносится на позолоченные предметы для защиты от старения и воздействия окружающей среды. Выпускается двух типов: бесцветный и цвета золота. Второй лак используется, если нужно затемнить тон золота или придать золотистый оттенок серебру.

Лак Цапун (лак Цапон) — нитроцеллюлозный прозрачный лак для защиты изделий, покрытых поталью. Быстро сохнет, образует прозрачную защитную пленку на блестящих металлических поверхностях, предотвращая изменение цвета и образования коррозии. Подходит для обработки изделий из серебра, меди, латуни, бронзы, олова, железа.

Лаки на водной основе могут окислить поталь, поэтому, если требуется использование такого лака, сначала нужно нанести не менее трех защитных слоев лака на спиртовой основе.

Шеллак (Чистый гуммилак)

Шеллак (нидерл. schellak) — природная смола, которую вырабатывают насекомые-червецы, паразитирующие на тропических деревьях в Юго-Восточной Азии.

После высыхания шеллак образует прочную, абразивостойкую, стекловидную пленку. Препятствует образованию трещин и защищает поталь от механического и атмосферного воздействия. Идеально подходит для позолоченных предметов мебели, находящихся в частом употреблении.

Шеллак выпускается как в виде хлопьев, из которых можно самостоятельно изготовить лак, так и в виде готового к применению лака.

Инструменты

Кисть для переноса листа золота/потали на подушку позолотчика или поверхность. Кисти изготавливаются из бычьего волоса или белки, размер колеблется от №35 до №85 и больше.

Благодаря использованию лампензеля тончайшие листы золота/потали не сминаются и не рвутся при переносе.

Руками к сусальным листкам не прикасаются – в противном случае последние прилипнут к подушечкам пальцев и будут непоправимо испорчены.

Читайте также:  Температура плавления бронзы: виды сплавов и отливочные формы, особенности и технология заливки

Каучуковые или резиновые кисти помогают аккуратно пригладить листовое золото к обрабатываемой поверхности, разгладить и убрать лишний воздух. Хорошо подходит для укладки листов в труднодоступные места, например, в местах с художественной резьбой. Также для приглаживания золота в труднодоступных местах подойдут беличьи и синтетические кисти. Кисти-обметалки

При накладывании листы ложатся друга на друга внахлест, примерно через сутки позолоченную поверхность обметают кистью от излишков. Для этой работы подойдут кисти из козьего волоса или синтетические.

Подушка из натуральной замши незаменима для процесса золочения. Перед переносом на поверхность, листы золота/потали выкладывают на подушку, где они могут быть при необходимости разрезаны на фрагменты нужного размера.

Нож позолотчика 

Нож позолотчика используется для раскроя листов золота/потали на фрагменты нужного размера. Нож должен иметь гибкое стальное лезвие длиной примерно 15-19 см и специальную заточку со всех сторон.

Агатовые зубцы 

Применяются только при методе золочения «на полимент». Полировка производится через 2-3 часа после окончания работ по золочению. Не надавливая сильно, агатовым зубцом полируют поверхность до нужного блеска. Агатовые зубцы выпускаются в разных формах и размерах, что позволяет подобрать их под особенности поверхности, таких как, например, художественная резьба.

Шкурка

Шкурка требуется для подготовки поверхности для золочения. Шкурится сначала негрунтованный предмет, а после грунтовки шкуркой доводят грунт до идеальной гладкости. В процессе используются шкурки от среднего до тонкого зерна, водостойкие.

Нейлоновые перчатки

Перчатки понадобятся для того, чтобы пот с рук не окислял поталь.

Несмотря на то, что существует множество индивидуальных методов золочения с нюансами в приготовлении грунта и клеящего состава, можно выделить основные, общие для всех этапы золочения.  Перед тем, как приступить к золочению, поверхность грунтуют и выравнивают. Она должна быть максимально гладкой, так как при наложении золота/потали все неровности станут хорошо видны. 1. Лист золота/потали снимают с книжки и перекладывают на подушку с помощью ножа позолотчика. Также для перекладывания листа можно использовать и лампензель. 2. Ножом лист делится на нужные фрагменты. Размер фрагментов подбирается в соответствии с размером поверхности, которая будет покрываться позолотой. 3. На поверхность (или её часть), на которую будет наноситься позолота, наносится клеящий состав.  4. После того, как состав чуть подсохнет и станет липким (время индивидуально для каждого вида клея), фрагменты золота/потали снимают с подушки при помощи лампензеля и накладывают на эту поверхность.  5. Фрагменты кладутся внахлест. 6. Излишки потали обметают кистью из козьего волоса или синтетики. Индекс Быстрый индекс товаров:

  • #
  • а
  • б
  • в
  • г
  • д
  • е
  • ж
  • з
  • и
  • к
  • л
  • м
  • н
  • о
  • п
  • р
  • с
  • т
  • у
  • ф
  • х
  • ц
  • ч
  • ш
  • щ
  • э
  • ю
  • я

prev

next

Золочение серебра: особенности и методы

Изделия из серебра с позолотой имеют приятную стоимость при благородном внешнем виде. Именно это обычно привлекает покупателей. Изделия, конечно, имеют не только положительные качества, но и отрицательные. Существует два метода нанесения позолоты, которые отличаются по сложности. Стойкость покрытия напрямую зависит от ухода за украшением.

Покрытие золотом украшения из серебра позволяет наслаждаться изделием благородного вида по более демократичной цене. У таких украшений есть свои плюсы.

  1. Общедоступность изделий на первом месте. Стоимость украшения с позолотой значительно ниже, чем золота. Если золочение серебра выполнено правильно, то найти визуальные отличия практически невозможно.
  2. Есть возможность экспериментировать без особых финансовых затрат. Можно заказать у ювелира сложное украшение с гравировкой или необычным рисунком по приятной цене. При этом позолота сделает внешний вид более привлекательным.
  3. Столовые приборы из серебра намного легче, чем из золота. Однако обработка позволяет использовать качественные изделия с дорогим видом. Вес имеет значение и для ювелирных украшений. Так, колье из позолоченного серебра с камнями прослужит дольше, чем золотое, благодаря своей легкости.
  4. Можно восстановить покрытие при необходимости. Если позолота где-то испортилась или просто стала выглядеть менее привлекательно, то любой ювелир поможет вернуть былой лоск. Реставрация стоит немало, однако так точно будет дешевле, чем покупать новое украшение.
  5. Есть возможность менять цвет покрытия. Можно сменить желтую позолоту на белую и наоборот. Также мастер может уплотнить слой.
  6. При соблюдении всех правил эксплуатации позолоченное серебро долго служит, не теряя первоначального вида.
  7. Позолота просто незаменима для деталей часового механизма и крупной техники. Так серебро лучше проводит тепло и становится плотнее.

Покрытые золотом изделия из серебра довольно привлекательные и интересные. Перед покупкой стоит принять во внимание и минусы.

  1. При использовании нужно постоянно быть начеку. Изделия не должны лишний раз контактировать с водой и кожей. Украшения необходимо снимать перед сном, посещением бассейна или занятиями спортом. Вещества, которые встречаются в окружающей среде, разрушают слой позолоты.
  2. Для украшения используется золото высокой пробы. Оно сильно блестит. Именно это и выдает позолоченное серебро. Для изготовления золотых украшений используются менее блестящие сплавы.
  3. Декоративный слой не предотвращает окисление металла. От изделия все равно могут оставаться следы зеленого или черного цвета.
  4. Посуда с позолотой требует довольно сложного ухода. Нельзя мыть ее в посудомоечной машинке и с применением химических веществ. Для очищения используются исключительно специализированные растворы.
  5. Велик риск приобрести подделку. Довольно сложно на глаз определить качество позолоты. Однако именно проба золота поверх серебра влияет на цену изделия. За помощью можно обратиться к независимому ювелиру сразу же после покупки.

Позолотить можно практически любое изделие из серебра. Конечно, ювелирные изделия на первом месте. Покрывать можно цепочки, кольца, серьги, кулоны, брошки и подобные вещи. Популярно золочение серебряного оклада иконы. Можно покрывать крестики, часы любого вида, клинки, ножи и мечи. Другими словами, позолота подходит для всех изделий из серебра вне зависимости от их размера.

Позолотить изделие можно в домашних условиях химическим или гальваническим способом. Каждый из них имеет свои особенности.

Покрытие наносится золотом 925 пробы. Золочение позволяет сделать изделие более ценным. Основным способом нанесения покрытия является применения натрия, эфирного раствора и контакта с цинком. Одного именно гальванический способ самый действенный.

Именно этот метод лучше подходит для обработки ювелирных украшений.

Для создания золотого покрытия серебро опускается в водный раствор солей. Потом выполняется воздействие электрическим током. В таком случае золото выступает анодом, а серебро – катодом.

Рассмотрим примерный процесс гальванического золочения.

  1. Налить электролит в емкость небольшого размера.
  2. Растворить золото в жидкости.
  3. Уложить в емкость серебряное украшение и оставить на время. В процессе через жидкость должен проходить электрический ток.
  4. На изделии начнут оседать окиси. Слой получается очень тонким.
  5. Достать украшение и оставить до полного высыхания.
  6. Отполировать или покрыть специальным защитным слоем.

Слой получается действительно очень тонким, но отличается прочностью, долговечностью. Стоит отметить, что золотое покрытие можно сделать толще, ограничений нет. Обычно ювелир оговаривает этот момент с клиентом.

Для золочения таким методом применяются определенные сплавы.

  1. Чистое золото желтого цвета. Добавок в сплаве нет, используется металл 999 пробы.
  2. Золото желтого цвета с небольшим количеством кобальта. Проба все та же, 999. Добавка нужна исключительно для прочности, на внешний вид не влияет.
  3. Красное золото, еще называется русским. Также можно сделать розовое, итальянское. Последнее имеет чуть больше желтизны. Оттенки варьируются от медно-красного до бледно-розового.
  4. Зеленое золото. Используется сплав с добавлением серебра или никеля.
  5. Белое золото. Используется процесс родирования.

Итоговая стоимость изделия зависит именно от того, каким сплавом выполняется позолота.

Стоит отметить, что первые два варианта самые дорогие, но есть нюансы. Переизбыток блеска сильно отличает готовое изделие из серебра от такого же из золота.

Золотой серединой будет итальянский или русский сплав.

Процесс подразумевает нанесение хлорида золота на серебряное изделие. Изначально золото раскатывается в фольгу, а потом измельчается. Затем частицы опускаются в состав из соляной и азотной кислоты. Его еще называют царской водкой.

Читайте также:  Саморез по дереву по металлу разница

Позолотить в домашних условиях можно, следуя пошаговой инструкции.

  1. Изготовить раствор из 30 г соляной и 10 г азотной кислоты высокой концентрации. На 1 г золота потребуется 10 мл жидкости.
  2. Растворение необходимо производить в емкости из фарфора. Процесс занимает от пары часов до 2-3 суток.
  3. После полного растворения выпарить состав на водяной бане при температуре 70-80°С. В результате получится вязкая жидкость. Золото следует размешивать в процессе выпаривания стеклянной палочкой.
  4. Предмет из серебра обезжирить 10-20% натрием или прокипятить в содовом растворе. Промыть в 25-процентном растворе соляной кислоты. Потом следует ополоснуть украшение водой.
  5. Погрузить изделие в состав. Спустя некоторое время предмет покроется позолотой.
  6. Достать из емкости, промыть украшение. Вытереть и отполировать тканью из шерсти.

Дополнительно стоит отметить, что есть разные способы приготовить смесь для позолоты химическим методом. Да и золото можно использовать разной пробы.

Процесс более длительный, чем при использовании гальванического золочения. При работе с кислотами следует придерживаться всех правил безопасности.

Важно проводить золочение в проветриваемом помещении и с использованием средств защиты.

Серебряное изделие после процедуры покрывается тонкой пленкой. Она декоративная и довольно чувствительная к внешней среде. К неблагоприятным факторам можно отнести следующие:

  • контакт с водой и хлором в ней;
  • агрессивные химические вещества;
  • неправильный уход за предметом;
  • чрезмерное трение о кожу человека, контакт с потом.

При ежедневном использовании стоит уделять много внимания уходу за изделием. Чрезмерная влажность приводит к окислению серебра.

Справедливости ради стоит отметить, что коррозия появляется на дополнительных металлах сплава, на меди и никеле. Эти компоненты и начинают темнеть, покрываться налетом, а не само серебро.

Перед уборкой или стиркой стоит снять кольцо с позолотой. Взаимодействие с агрессивной и любой другой бытовой химией ускоряет процесс окисления. Перед умыванием и походом в душ также стоит убрать все позолоченные предметы. Усиленное трение истончает слой золота до его полного истирания. Перед спортивными тренировками лучше снять украшения.

Некоторые люди уверяют, что позолота быстро стирается с серебра, и в ней нет смысла вовсе. Однако есть простые правила использования, которые позволят наслаждаться декоративным слоем годами.

  1. Серьги, браслеты и цепочки следует снимать перед принятием ванны. Нельзя допускать контакта с мыльным раствором.
  2. Важно хранить позолоченное серебро в закрытой емкости, вдали от солнечных лучей и высокой влажности. Есть смысл делать прослойки между украшениями с помощью тряпочек из мягкого материала или использовать разные коробочки. Так изделия не будут царапать друг друга.
  3. Изделия необходимо чистить, но только правильным способом.
  4. Нельзя хранить украшения в ванной или на кухне. Высокая влажность приведет к потере привлекательного блеска.

Позолоченное серебро требует адекватного ухода. Если обычное колечко можно почистить мягкой зубной щеткой, то в данном случае пленка будет полностью испорчена.

Основные помощники при чистке украшений с позолотой:

  • замшевая тряпочка;
  • этиловый спирт;
  • уксус.

Замша предназначена для полировки. Ее можно использовать сразу же после очистки. Также замшевая тряпочка пригодится, если украшение носится каждый день. Следует полировать его вечерами, перед тем как убрать в шкатулку.

Нельзя погружать позолоченное изделие в содовый или мыльный раствор. Это приведет к порче декоративного слоя. Разрешается нанести спирт на ватный диск и протереть украшение. Если загрязнение значительное, можно опустить изделие в уксусный раствор на 20 минут или меньше.

Придаст позолоте блеск и спирт. Также можно поместить изделие в пиво на 15 минут для этой же цели. Регулярное очищение серебра с позолотой можно производить с помощью легкого уксусного раствора и безворсовой ткани. Достаточно смочить тряпочку и аккуратно протереть украшение. Сильно активно чистить не стоит, как и надавливать.

В следующем видео продемонстрирован экспресс-метод золочения серебра.

Драгоценное покрытие: золочение

В ювелирном деле золото используется в качестве декоративного покрытия украшений из серебра.

Золочение – это нанесение слоя высокопробного металла 999,0°. В позолоченных украшениях SOKOLOV толщина золотого покрытия достигает 5 микрон. В качестве «прослойки» между серебром и золотом используется палладий 999,0° – благородный металл платиновой группы. Далее наносится само золото, а затем – особое защитное покрытие, произведённое в Швейцарии.

Преимущества золочения

В результате позолота на долгое время сохраняет первоначальный вид, является абсолютно безопасной для здоровья и соответствует заявленному во всех действующих международных, европейских и российских государственных стандартах цвету 4 N.

Помимо внешней привлекательности, позолоченные изделия приобретают и ряд функциональных преимуществ. Они меньше подвержены агрессивным внешним воздействиям, окислению и коррозии. Кроме того, серебряные изделия с золотым покрытием – демократическая альтернатива золотым украшениям, так как их стоимость гораздо ниже аналогов, выполненных полностью из золота.

Способы нанесения позолоты

Золочение было известно ещё в древности. Уже тогда драгоценный металл наносился на купола и предметы интерьера, посуду и украшения. Существовал холодный и горячий способы золочения. Первый заключался в наклейке или набивании тончайших листов сусального золота на серебряную, деревянную или бронзовую основу.

Горячий способ, так называемое золочение на огне, применялся ещё в античности. Покрытие из золота и ртути наносилось на изделие и обжигалось.

В результате ртуть испарялась, а золото плотно прилегало к основе. Однако этот способ оказался очень опасным.

Так, при позолоте куполов Исаакиевского собора десятки человек отравились парами раскалённой ртути, поэтому от горячего золочения вскоре отказались.

Сейчас основными способами позолоты считаются золочение натрием, эфирным раствором, контактом с цинком и гальваническим путём.

Гальваническое золочение

Именно этот метод нанесения драгоценных декоративных покрытий применяется в ювелирном деле.

Электрогальваника – процесс покрытия поверхности одного металла другим при помощи осаждения его из водных растворов солей под действием электрического тока. Катодом служит покрываемое изделие, а анод изготавливается из металла, который надо осадить на изделии.

Применение этого метода позволяет одновременно снизить потери при полировке и защитить продукцию от химического взаимодействия с внешней средой, так как на поверхностности украшения закрепляется слой металла, не вступающего в окислительную реакцию (например, родий, золото). Данная операция очень актуальна при защите серебряных украшений, которые более других подвержены окислению.

Суть золочения проста. Небольшие ванны заполняют электролитом, где растворяют драгоценные металлы. На специальных вешалах закрепляют ювелирные украшения и погружают в получившийся раствор, после чего находившиеся в электролите металлы оседают на изделиях тонким слоем. Это предотвращает появление окисей и надежно защищает украшения, придавая им исключительную отражающую способность.

Декоративное покрытие надежно сохраняет ювелирные украшения от потускнения и различных мелких царапин, но самый главный её враг – очень твёрдые материалы и абразивы, которые могут повредить позолоту.

Как и любой вид покрытия, золочение подвержено стиранию. Именно поэтому позолоченные украшения требуют максимально бережного обращения и особого ухода.

Уход за ювелирными изделиями с позолотой

Общие рекомендации вы можете найти в статье «Уход за ювелирными украшениями», а здесь мы подробнее остановимся именно на позолоте.

Вопреки устоявшемуся мнению о том, что позолота недолговечна, стоит отметить, что при правильном уходе и бережной эксплуатации качественное драгоценное покрытие может долгое время сохранять первозданный вид.

Украшения из золочёного серебра следует хранить отдельно в закрытой шкатулке. Обязательно снимайте их перед мытьём, купанием, занятиями спортом и любой домашней работой.

В целях профилактики достаточно протереть позолоченные украшения сухой замшей. Для очистки покрытия достаточно протереть изделие ватным диском, смоченным в спирте. Это совершенно безопасно для позолоты.

Также улучшить внешний вид украшений поможет нашатырный спирт или мыльный раствор (на 1 л тёплой воды достаточно чайной ложки средства для мытья посуды и нескольких капель нашатыря).

Подержите украшения в растворе не дольше получаса, а затем промойте водой и протрите мягкой тканью.

Читайте также:  Краткий конспект металлы общая характеристика

И всё же для очистки позолоченных изделий рекомендуется использовать профессиональные средства, а раз в год отдавать украшения на профилактику в ювелирную мастерскую.

Покрытие золотом в домашних условиях: методы золочения

Научившись выполнять золочение в домашних условиях, что не так сложно, как может показаться на первый взгляд, вы сможете вернуть вторую жизнь любимым украшениям из меди и серебра.

Изделия, изготовленные из золота, уже на протяжении многих лет пользуются огромной популярностью как у женщин, так и у мужчин.

Чтобы обладать такими изделиями без серьезных затрат на их приобретение, достаточно овладеть технологией золочения.

Покрыть позолотой можно как цветные сплавы, так и сталь или чугун

На изделия из каких металлов можно наносить слой позолоты

Наиболее распространенным процессом является золочение серебра, но золотое покрытие можно наносить и на поверхность других металлов. Так, позолота может быть нанесена на изделия из меди, латуни и цинка, а также из железа и стали и др.

На вопрос о том, как позолотить металл в домашних условиях, однозначного ответа не существует. Все зависит от того, изделия из какого металла необходимо подвергнуть такой обработке. На выбор технологии золочения, осуществляемого в домашних условиях, влияет также результат, которого необходимо добиться.

С помощью золочения можно придать обычным вещам совершенно другой вид

Для золочения металла могут использоваться разные методы, наиболее распространенными из которых являются:

  • натирание поверхности изделия раствором хлорного золота;
  • золочение, выполняемое погружением изделия в раствор с цинковым контактом;
  • гальваническое золочение.

Каждый из таких методов золочения, выполняемого в домашних условиях, требует использования определенных химических реактивов, инструментов и оборудования.

Приготовление и использование хлорного золота

Чтобы покрыть слоем позолоты металл, часто используют раствор, называемый хлорным золотом. Для приготовления такого раствора золото растворяют в «царской водке», представляющей собой смесь соляной и азотной кислот. Соляную и азотную кислоты берут в пропорции 3 : 1.

Золото помещают в этот состав, а затем выпаривают жидкость. Выполнять процедуру выпаривания жидкости из такого раствора следует очень аккуратно, чтобы не получить ожоги кожных покровов и дыхательных путей.

Сухое вещество, оставшееся после выпаривания, как раз и является хлорным золотом.

При выпаривании нужно отделить открытый огонь от емкости с раствором, например, сделав прослойку из асбестовой крошки, насыпанной в отдельную посудину

Перед тем как применять хлорное золото для позолоты, его необходимо смешать с раствором цианистого калия и отмученным мелом, в результате чего должна получиться кашицеобразная масса. Такой кашицей, используя кисточку, покрывают изделие, после чего его выдерживают некоторое время, а затем тщательно промывают и полируют.

Для золочения стали хлорное золото смешивают с эфиром. Покрытое таким составом изделие оставляют на некоторое время, пока эфир полностью не испарится, а затем обработанную поверхность просто натирают тканью для придания золотого блеска.

Используя хлорное золото, предварительно смешанное с эфиром, на металлический предмет можно наносить различные надписи и узоры. Для того чтобы провести такую процедуру, в полученный раствор окунают гусиное перо и выполняют требуемые надписи и узоры, которые после испарения эфира и полировки будут сверкать золотым блеском.

Большие поверхности покрывают позолотой с помощью мягкой кисти

Как уже говорилось выше, золотое напыление часто наносят на серебро, для чего также может использоваться хлорное золото. Чтобы выполнить химическое золочение изделий из данного металла, необходимо приготовить смесь, включающую в себя следующие компоненты:

  • хлорное золото – 10 граммов;
  • цианистый калий – 30 граммов;
  • поваренную соль – 20 граммов;
  • соду – 20 граммов;
  • воду – 1,5 л.

Химическое золочение, которому необходимо подвергнуть серебро, можно также выполнять с использованием смеси из:

  • хлорного золота – 7 граммов;
  • железистосинеродистого калия – 30 граммов;
  • карбоната калия – 30 граммов;
  • пищевой соли – 30 граммов;
  • воды – 1 л.

Саму процедуру напыления слоя золота на поверхность металла при использовании химических растворов выполняют в следующей последовательности.

  1. Обрабатываемое изделие предварительно прокаливают.
  2. Поверхность предмета протравливают сначала раствором серной кислоты, а затем азотной кислотой.
  3. Протравленное изделие на мгновение опускают в смесь, состоящую из серной, азотной и соляной кислот.
  4. После обработки в смеси кислот изделие ополаскивают водой, затем погружают в ртуть и наконец в воду, где его выдерживают 30 секунд.
  5. После емкости с водой изделие помещают в раствор для золочения, выдерживают требуемое время, затем промывают водой и сушат в древесных опилках.

Применение цинкового контакта

Чтобы получить более толстый позолоченный слой, используют цинковый контакт. Таким методом можно, например, покрыть слоем золота серебро. Для золочения готовят состав из таких компонентов, как:

  • хлорное золото – 15 граммов;
  • углекалиевая соль – 65 граммов;
  • желтая кровяная соль – 65 граммов;
  • пищевая соль – 65 граммов;
  • вода – 2 л.

Потребуется некоторое время на растворение всех компонентов состава

Изделия, изготовленные из меди и латуни, покрываются под золото в растворе следующего состава:

  • хлорное золото – 2 грамма;
  • едкий калий – 6 граммов;
  • цианистый калий – 32 грамма;
  • фосфорнонатриевая соль – 10 граммов;
  • вода – 2 л.

Предметы, на поверхность которых необходимо нанести слой позолоты, тщательно очищаются от грязи и жира, затем их помещают в предварительно нагретый состав для золочения. Уже находящиеся там изделия соединяют с цинковой палочкой, которая и выступает в качестве контакта.

Составы обезжиривающих растворов

Чтобы позолота, нанесенная на поверхность изделий из стали, цинка и олова, была качественной и отличалась хорошей адгезией, перед золочением их необходимо подвергнуть процедуре омеднения.

Гальванический метод нанесения позолоты

Наиболее прочный и качественный слой позолоты позволяет получить гальваническое покрытие золотом, выполняемое в специальных электролитических растворах. Такая технология золочения очень напоминает цинкование, так как для ее реализации используются гальваника и аналогичные электрохимические процессы.

Схема гальванической ванны

В зависимости от химического состава раствора, в котором выполняется гальванизация, сформированная позолота может иметь красноватый или светло-желтый оттенок. В основном золочение изделий из металла по данной технологии выполняют в растворах двух типов.

Электролиты для золочения первого типа готовят в следующей последовательности.

  1. В 700 миллилитрах воды растворяют 60 граммов фосфорнокислого натрия.
  2. В 150 миллилитрах воды разводят 2,5 грамма хлорного золота.
  3. В других 150 миллилитрах воды растворяют 1 грамм цианистого калия и 10 граммов двусернистокислого натрия.
  4. Сначала аккуратно смешивают два первых раствора, а затем в полученную смесь добавляют третий.

Чтобы позолотить серебро или любой другой металл таким методом, приготовленный состав доводят до температуры 50–62° и используют для протекания процесса платиновый анод. После истощения такого электролита для золочения в него добавляют хлорное золото.

Дефекты при использовании электролитов золочения и способы их устранения

Второй тип электролита для золочения носит название «золотая ванна Зельми». В таком растворе золотят серебро, сталь, изделия из олова, меди, латуни, христофлевого металла. Приготовление этого электролита для золочения происходит в несколько этапов.

  • В фарфоровой емкости доводят до кипения 30 миллилитров воды, смешанные с кристаллическим углекислым натрием и железистосинеродистым калием (взятых по 1 грамму).
  • В полученный раствор добавляют осажденное аммиаком гремучее золото и кипятят в течение двенадцати минут.
  • После образования красного пушистого осадка полученную жидкость, которая должна иметь насыщенный золотистый цвет, фильтруют.

Менее токсичными считаются условно бесцианидные электролиты золочения, характеристики которых приведены в таблице

Обработку в таком электролите для золочения проводят на протяжении 15–16 часов, используя для этого элемент Даниэля и слабые токи. В результате на поверхности металлического изделия формируется эффектная матовая позолота.

Задаваясь вопросами о том, что такое золочение и как его выполнить, следует учитывать, что для его осуществления используются различные методики, только часть из которых описана выше. Выбирая из таких технологий оптимальную, надо принимать во внимание целый ряд факторов, а также ориентироваться на желаемый результат.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Станок