- Соблюдение нормативов государственного стандарта
- С 1 января 2021 года вступают в силу изменения, внесенные в правила обращения с ломом черных и цветных металлов
- Об установлении требований к деятельности юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору (заготовке), хранению, переработке и реализации лома и отходов цветных и черных металлов
- Требования к деятельности юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору (заготовке), хранению, переработке и реализации лома и отходов цветных и черных металлов
- Реализация лома черных и цветных металлов: оформление, учет, налогообложение
- Пример №1. Учет реализации лома у продавца
- Пример №2. Учет реализации лома у покупателя
Существующие под хранение металлолома требования, в первую очередь, направлены на благо самих предпринимателей: занимающихся сбором вторичного черного металла. Действительно, несоблюдение элементарных правил может привести к порче отходов чермета, поскольку данный материал подвержен коррозии.
Если театр начинается с вешалки, то пункт приема металлолома с требований к организационным вопросам. Каждый объект, где производится прием вторичного чермета должен обеспечить в открытом обозрении следующую информацию:
- наименование предприятия или данные индивидуального предпринимателя, с указанием номера телефона;
- распорядок работы пункта;
- цены на лом черных металлов.
Также на пункте должен находиться базовый пакет документации, включающий лицензию и ряд других инструкций по металлолому, в частности о выявлении взрывоопасных отходов и проведению радиологического контроля – мы уже писали статью о том, как открыть пункт приема металлолома – в ней Вы найдете полную информацию.
Пункт приема металлолома
Каждый объект должен иметь в обязательном порядке:
- открытую площадку, непосредственно для приема металлических отходов;
- складские помещения под хранение металлолома.
Требования к площадке касаются размера отводимой под нее территории, которая должна быть не менее 10 аров, а также наличия твердого покрытия. В качестве последнего может выступать как утрамбованный грунт, так и щебень.
Размер складских помещений устанавливается от 400 квадратов. Дополнительные требования к складам предусматривают наличие стеллажей и соблюдение правил пожарной безопасности, согласно ГОСТ 12.1.004-91. Это предусматривает оснащение складского помещений противопожарной сигнализацией, датчиками и средствами пожаротушения.
Пункт приема металлолома с жд тупиком
Хранение металлолома, прошедшего предварительную обработку должно производиться в специальных коробах, закромах, контейнерах или прочих емкостях с обязательной маркировкой по классу, виду и сорту. Хранение лома черных металлов не в складском помещении допускается термином до 10 суток после его обработки.
Тара, используемая под содержание металлолома должна обеспечивать быструю загрузку/выгрузку, а также выполнять защитную функцию, предохраняя отходы от загрязнения.
Соблюдение нормативов государственного стандарта
Согласно требованиям, устанавливаемым ГОСТ 2787-75 отходы черного металла, приготовленного к отгрузке и транспортировке должны содержать такие сведения:
- данные предприятия-отправителя;
- концентрация легирующих элементов;
- содержание углерода и фосфора, указывается только для шихты.
ВАЖНО! Прямых инструкций по хранению лома на предприятии, которые бы как-то регламентировались – не существует! На каждом предприятии существуют свои правила, которые сводятся, в принципе, к тому, что написано ниже:
Хранение металлолома на предприятии, использующим в производстве радиоактивные вещества, должно предваряться обязательной дезактивацией отходов. Это должно подтверждаться наличием соответствующих документов.
Стружка должна хранится в отдельных контейнерах, также как и обрезки металла
Лом легированного черного металла, подготовленный под отгрузку, должен храниться в двух отдельных категориях:
- металлолом на переплавку;
- Отдельно необходимо также складировать лом высоколегированной стали.
- Весь вторичный чермет должны храниться раздельно, предварительно отсортированным, согласно установленным категориям, группам или маркам.
- Не допускается смешивание при хранении металлолома с неметаллическими материалами.
Запрещается хранение взрывоопасного металлолома, а также отходов, содержащих горючие или легковоспламеняющиеся вещества.
Списанное оборудование должно также хранится в отдельном месте
Каждое металлообрабатывающее предприятие имеет собственную инструкцию для металлолома, описывающую порядок его учета, хранения, использования и вывоза. Фактически, все металлические отходы, получаемые на производстве, можно разделить на две базовые категории:
- Деловые отходы. Группа включает крупные обрезки листового металла, прочий лом, который может быть использован на предприятии для изготовления мелких деталей. Также в категорию входят металлические отходы, пригодные для ремонтно-эксплуатационных нужд организации;
Обрезки швеллера после производства металлоконструкций на одном из предприятий – деловой металл
- Лом, подлежащий сдаче. Некондиционный вторичный металл, например стружка, мелкая обрезь, требующий временного складирования перед отгрузкой профильным субъектам хозяйствования.
Обрехки уголка – металлолом, хранится в специальном контейнере
Хранение на предприятии металлолома различных категорий: делового и некондиционного; производится обособленно друг от друга.
Существует свод общепринятых требований под хранение металлолома для организаций, не занимающихся его сбором. Они включают следующие пункты:
- своевременное удаление вторичного металла из цехов, прочих производственных помещений;
- рациональное использование мест, отведенных под временное хранение металлолома;
- сохранность вторичного металла как количественная, так и качественная;
- соблюдение норм безопасности;
- регулярное обновление запасов, подразумевающее приоритетную отгрузку с мест хранения лома, поступившего ранее.
Под хранение отходов черных, цветных металлов допускается использовать как открытые, специально обустроенные площадки, так и складские помещения отапливаемого или неотапливаемого типа.
Регламентируемые, под хранение металлолома требования к климатическим условиям внутри складов, следующие:
- температурный предел от 12 до 160 С;
- влажность воздуха 40 – 60%;
Площадки открытого складирования вторичного металла обязаны иметь твердое покрытие, стоки под атмосферные воды.
На некоторых предприятиях существуют специальные склады металлолома. Например, на фото ниже на территории одного городского предприятия, которое обслуживает тепло- и электросети, на специальном складе металлолома хранится весь металл, который пойдет на сдачу или будет пригоден для дальнейшего использования.
На фото: трубы 1020 подготовлены на сдачу в металлолом
Все металлические отходы должны быть распределены по виду отходов. Кроме того, лом черных и цветных металлов должен складироваться отдельно. Временное хранение металлолома на предприятии производится в специальной таре, на стеллажах или по штабелям. Каждая единица должна содержать определенный вид отходов: прокат, односортные трубы, профили, проволока, стружка и прочее.
Для удобства учета металлолома, партии, поступившие по различным актам приемки, разделяются временными перегородками. При необходимости временного хранения и регулярного обновления партий металлических отходов, рекомендуется использовать план-карту расположения лома по сортам. Она изготавливается в заданном масштабе, определяемым объемом оборота временного металлолома в организации.
Для разных видов металлолома инструкция определяет конкретный способ хранения:
- Открытые площадки, а также складские стеллажи следующих типов: стоечные, башмачные и Ш-образные используются под размещение рельсового лома, двутавровых балок и швеллеров. Также в этих условиях складируются отходы труб чугунных и стальных разного сортамента, осевые или кузнечные заготовки.
- Специальные контейнеры отводятся под хранение металлолома разносортных ферросплавов, а также рельсовых скреплений.
- Штабелируется внутри закрытых помещений лом жести, смотанный в рулоны и легирующие металлы;
- Бетонные основания используются под отходы стальной катаной проволоки и сортового проката, упакованных мотками.
- Под замасленную стружку требуется оборудовать специализированные отвалы, а также маслоотстойники или бункеры под сток масла.
Под хранение на предприятии дорогостоящих отходов черных металлов, например ферровольфрама, ферротитана и прочих должно быть выделено особое помещение.
Лом цветных металлов, их сплавов, а также флюсы и концентраты, должен храниться внутри сухих складов. Обязательным условием выступает отсутствие в помещении отопления, паров активных химикатов и пыли. Порошки цветных металлов требуется предварительно паковать в специальную тару: банки и прочее.
Отдельно необходимо также складировать лом высоколегированной стали. Не допускается смешивание при хранении металлолома с неметаллическими материалами.
С 1 января 2021 года вступают в силу изменения, внесенные в правила обращения с ломом черных и цветных металлов
25.01.2021
В соответствии с Постановлением Правительства от 7 октября 2020 года № 1619 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обращения с ломом черных и цветных металлов и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» в Положение о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов (Постановление Правительства от 12 декабря 2012 г. № 1287) внесены следующие нововведения:
1. Введен новый вид работ: «заготовка, хранение и реализация лома цветных металлов». При этом старый вид работ также и остается.
- 2. Закреплены новые формулировки понятий:
- Из определения «заготовка» исключено транспортирование лома к месту его хранения и добавлены сортировка и отбор;
- Внесено уточнение, что к «реализации» относится отчуждение заготовленного лицензиатом лома.
- Также внесены измененияв Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения (Постановление Правительства РФ от 11 мая 2001 г. № 369):
- 1. Уточнен перечень информации, находящейся в доступном месте на объекте осуществления деятельности:
- для юридического лица — наименование и основной государственный регистрационный номер (ОГРН), номер телефона, для индивидуального предпринимателя — основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя (ОГРНИП), фамилия, имя, отчество (при наличии), номер телефона.
- Требование наличия на объекте в доступном месте нотариально заверенной копии документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, или свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя упразднено.
2. Допускается возложение ответственности за проведение радиационного контроля и контроля взрывобезопасности на одно лицо на одном и том же объекте.
3. С 1 января 2021 года не требуется наличие прессовщика лома и отходов металла 1 разряда.
4. Уточнены требования в части покрытия площадки для хранения лома черных металлов. Постановлением определено, что площадка должна иметь твердое неразрушаемое влагостойкое покрытие.
5. Введено требование наличия на объекте оборудования для взвешивания лома и отходов черных металлов.
- 6. Для открытия объекта по работе с ломом черных металлов теперь необходимо наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов черных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации одной единицы любого из следующих видов оборудования:
- пресс для пакетирования лома черных металлов;
- пресс-ножницы;
- установка для дробления и сортировки легковесного лома;
- оборудование для сортировки или измельчения стружки;
- копер для разбивки металлолома.
- Действовавшее ранее требование наличия пресса с заданным усилием прессования в 2500 кН отменено.
7. Закреплено оформление приемо-сдаточных актов и книги учета актов, журнала регистрации отгруженных лома и отходов металлов в электронном виде, при условии использования усиленной квалифицированной электронной подписи.
Введены редакционные изменения по заполнению приемо-сдаточных актов, книги учета приемо-сдаточных актов, журнала регистрации отгруженных лома и отходов черных металлов.
8. Упразднено требование нотариального заверения копий документов, подтверждающих право собственности на транспортируемые лом и отходы черных металлов, имеющихся у перевозчика, а также наличия при этом копии лицензии.
- 9. Утверждена новая форма приемо-сдаточного акта:
- ПРИЕМО-СДАТОЧНЫЙ АКТ № _____ от _____________
- Получатель лома и отходов _____________________________________________
- Сдатчик лома и отходов ________________________________________________
- ИНН сдатчика лома и отходов ___________________________________________
- Банковские реквизиты сдатчика лома и отходов (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) ________________________________
- Данные документа, удостоверяющего личность, место регистрации по месту жительства или месту пребывания __________________________________________
- Транспорт (марка, номер) ______________________________________________
- Основания возникновения права собственности у сдатчика лома и отходов на сдаваемые лом и отходы черных металлов _________________________________
- Краткое описание лома и отходов черных металлов________________________________________________________________
Наименование | Код по ОКПО | Вид | Вес брутто (тонн) | Вес тары (тонн) | Засоренность (процентов) | Вес нетто (тонн) | Цена (рублей) | Сумма (рублей) |
Итого |
- Вес нетто (прописью) __________________________________________________
- Итого на сумму ________________________________________________________
- В том числе НДС _______________________________________________________
- За представление недостоверных данных об ответственности предупрежден.
- Достоверность представленных сведений подтверждаю.
- Сдачу лома и отходов произвел и акт получил _________ (подпись сдатчика лома и отходов).
- Указанный металлолом подготовлен согласно Межгосударственному стандарту
- ГОСТ 2787-2019 «Металлы черные вторичные. Общие технические условия»,
- проверен, обезврежен, признан взрывобезопасным, прошел радиационный
- контроль и может быть допущен к переработке и переплавке.
- Подпись лица, ответственного за прием лома и отходов, _________________
- Подпись лица, ответственного за проверку лома и отходов на
- взрывобезопасность, _____________________________________________________
- Подпись лица, ответственного за радиационный контроль лома и отходов, ___
В Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 № 370 «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения» внесены следующие нововведения:
1. Уточнен перечень информации, находящейся в доступном месте на объекте осуществления деятельности, аналогично объекту по работе с ломом черных металлов.
2. Закреплено требование приема лома цветных металлов по заявлению только от физических лиц. У юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прием теперь будет осуществляться в соответствии с условиями договора между указанными субъектами и юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим прием лома и отходов цветных металлов.
3. Исключены нормы, не допускающие прием лома и отходов цветных металлов от физических лиц, не достигших 14 лет, а также устанавливающие порядок приема лома и отходов цветных металлов от лиц в возрасте от 14 до 18 лет и лиц, достигших 16 лет, объявленных полностью дееспособными.
4. Допускается возложение ответственности за проведение радиационного контроля и контроля взрывобезопасности на одно лицо на одном и том же объекте.
5. С 1 января 2021 года не требуется наличие прессовщика лома и отходов цветного металла 1 разряда.
6. Уточнены требования в части покрытия площадки для хранения лома цветных металлов. Постановлением определено, что площадка должна иметь твердое неразрушаемое влагостойкое покрытие.
7. Введено требование наличия на объекте оборудования для взвешивания лома и отходов цветных металлов.
8. Введено разделение требований в части наличия необходимого перечня оборудования в зависимости от выполняемого вида работ.
- Для осуществления заготовки, хранения и реализации (без переработки) лома и отходов цветных металлов необходимо наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов цветных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации оборудования для определения химического состава лома и отходов цветных металлов.
- Таким образом, исключено требование наличия на объекте пресса в случае предоставления лицензии для осуществления заготовки, хранения и реализации лома и отходов цветных металлов.
- В случае же осуществления на объекте, в том числе переработки лома и отходов цветных металлов, лицензиат, соискатель лицензии обязаны дополнительно обеспечить наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов цветных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации одной единицы любого из следующих видов оборудования:
- пресс для пакетирования лома и отходов цветных металлов;
- пресс-ножницы;
- установка для дробления лома и (или) отходов цветных металлов;
- установка для разделки кабеля.
9. Закреплено оформление приемо-сдаточных актов и книги учета актов, журнала регистрации отгруженных лома и отходов металлов в электронном виде, при условии использования усиленной квалифицированной электронной подписи.
Введены редакционные изменения по заполнению приемо-сдаточных актов, книги учета приемо-сдаточных актов, журнала регистрации отгруженных лома и отходов цветных металлов.
10. Упразднено требование нотариального заверения копий документов, подтверждающих право собственности на транспортируемые лом и отходы цветных металлов, имеющихся у перевозчика, а также наличия при этом копии лицензии.
11. Утверждена новая форма приемо-сдаточного акта (аналогично форме акта для лома черных металлов).
Кроме того, с 1 января 2021 года отменяется выдача бланков лицензий при предоставлении или переоформлении лицензий. Вместо бланка лицензий будут выдаваться выписки из реестра лицензий, соответствующие установленным требованиям законодательства Российской Федерации.
Об установлении требований к деятельности юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору (заготовке), хранению, переработке и реализации лома и отходов цветных и черных металлов
Примечание ИЗПИ!
Приказ утрачивает силу приказом и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 11.05.2022 № 259 (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии с подпунктом 1) статьи 17-2 Экологического кодекса Республики Казахстан от 9 января 2007 года, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Установить требования к деятельности юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору (заготовке), хранению, переработке и реализации лома и отходов цветных и черных металлов согласно приложению к настоящему приказу.
- 2. Комитету индустриального развития и промышленной безопасности Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
- 1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
- 2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Исполняющий обязанностиМинистра индустрии иинфраструктурного развитияРеспублики Казахстан | К. Ускенбаев |
«СОГЛАСОВАН»Министерство национальной экономикиРеспублики Казахстан
Приложение к приказуМинистра индустрии иинфраструктурного развитияРеспублики Казахстанот 4 мая 2020 года № 266 |
Требования к деятельности юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору (заготовке), хранению, переработке и реализации лома и отходов цветных и черных металлов
1. Настоящие Требования к деятельности юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору (заготовке), хранению, переработке и реализации лома и отходов цветных и черных металлов (далее — Требования), разработаны в соответствии с подпунктом 1) статьи 17-2 Экологического кодекса Республики Казахстан от 9 января 2007 года.
2. Настоящие Требования не распространяются на деятельность по реализации лома и отходов цветных и черных металлов, образовавшихся у юридических лиц в ходе собственного производства и в результате приобретения имущественного комплекса, в составе которого находились лом и/или отходы цветных и/или черных металлов.
- 3. Настоящие Требования к деятельности юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору (заготовке), хранению, переработке и реализации лома и отходов цветных и черных металлов, включают наличие:
- 1) специализированной производственной базы, находящейся на праве собственности или ином законном основании;
- 2) автотранспорта (грузового или другого автотранспорта), находящегося на праве собственности или ином законном основании, для перевозки лома и отходов цветных и черных металлов;
- 3) земельного участка с подъездными путями для автотранспорта и/или подъездными железнодорожными путями-тупиками на праве собственности и/или аренды;
- 4) инструкции по сбору (заготовке), хранению, переработке и реализации лома и отходов цветных и черных металлов, утверждаемой руководителем юридического лица;
- 5) квалифицированного персонала для работы на применяемом оборудовании в соответствии с технологическим процессом по переработке цветных и черных металлов на предприятии.
- 4. Специализированная производственная база включает:
- 1) места для хранения баллонов с кислородом и пропаном;
- 2) закрытые помещения либо заасфальтированные или имеющие твердое бетонное или иное покрытие места для сбора (заготовки), хранения и переработки лома и отходов цветных и черных металлов;
- 3) хранилища или закрытые металлические контейнеры для взрывоопасного лома и отходов цветных и черных металлов, оснащенные средствами пожаротушения;
- 4) служебные помещения или жилые вагоны для размещения работающего персонала;
- 5) находящееся на праве собственности или ином законном основании стационарное или мобильное грузоподъемное оборудование, а также приспособления, по грузоподъемности соответствующее технологическому процессу для проведения данных работ, утвержденному на предприятии, и имеющее соответствующие разрешительные документы на их эксплуатацию;
- 6) оборудование, соответствующее технологическому процессу на предприятии, для резки, разделки лома цветных и черных металлов, а также прессы и/или гидроножницы для переработки лома цветных и черных металлов;
- 7) средства измерений (автомобильные или железнодорожные весы и/или другие средства измерений) с сертификатом об их поверке по форме согласно приказу Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 27 декабря 2018 года № 934 «Об утверждении Правил проведения поверки средств измерений, установления периодичности поверки средств измерений и формы сертификата о поверке средств измерений» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 18094) (далее — средства измерения);
дозиметрическая и радиометрическая аппаратура, обеспечивающая обнаружение в металлоломе радиоактивного загрязнения превышающего уровни, установленные в документах нормирования.
Аппаратура радиационного контроля должна иметь сертификаты Государственной поверки согласно приказу исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 260 «Об утверждении Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к радиационно-опасным объектам» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 11204).
- 5. Для открытия приемного пункта, находящегося на праве собственности или ином законном основании, огороженного и территориально расположенного в ином месте от специализированной производственной базы, требуется наличие:
- 1) помещения, приспособленного для работы с наличными деньгами (сейф или специально оборудованная касса, средства связи, контрольно-кассовый аппарат с фискальной памятью);
- 2) средств измерений;
- 3) вывески с указанием принадлежности приемного пункта юридическому лицу, даты направления уведомления, режима работы.
6. Скупка лома и отходов черных и цветных металлов осуществляется юридическими лицами при наличии у ломосдатчика документов, подтверждающих законность приобретения лома и отходов черных и цветных металлов (договор (контракт), акт приема-передачи либо счет — фактура).
7. Юридические лица принимают лом и отходы цветных и черных металлов у физических лиц, кроме лома электротехнического, военного и ракетно-космического происхождения, кабелей линий связи, рельсов, элементов железнодорожного полотна и подвижного состава, бывших в употреблении, крышек канализационных люков.
8. Сведения о поступающем ломе и отходах цветных и черных металлов отражаются в журналах учета, приемо-сдаточных актах и других документах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
Журналы учета поступающего лома и отходов цветных и черных металлов прошнуровываются, пронумеровываются и скрепляются печатью юридического лица (при наличии).
Все записи в журнале учета производятся после совершения операции по приему лома и отходов цветных и черных металлов.
Все исправления в журнале подписываются лицом, осуществляющим прием лома и отходов цветных и черных металлов, и скрепляются печатью юридического лица (при наличии).
- Оставление незаполненных строк не допускается.
- Ежедневно в журнале учета подводится итог поступления лома и отходов цветных и черных металлов за день, о чем делается отметка прописью.
- После заполнения журналы учета хранятся в течение трех лет.
- В журналах учета обязательно содержатся следующие сведения:
- дата поступления лома и отходов цветных и черных металлов;
- наименование либо фамилия, имя, отчество (при его наличии) ломосдатчика;
- государственный номер автомашины, осуществлявшей перемещение;
- подпись ломосдатчика;
- подпись приемщика.
9.
Юридические лица, осуществляющие деятельность по сбору (заготовке), хранению, переработке и реализации лома и отходов цветных и черных металлов, представляют уполномоченному органу в сферах индустрии и индустриально-инновационного развития отчҰтность о закупленном и реализованном ломе и отходах цветных и черных металлов согласно приказу исполняющего обязанности Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан № 161 от 30 марта 2020 года «Об определении формы и срока представления отчетности о закупленном и реализованном ломе и отходах цветных и черных металлов юридическими лицами, осуществляющими деятельность по сбору (заготовке), хранению, переработке и реализации лома и отходов цветных и черных металлов» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 20260).
Реализация лома черных и цветных металлов: оформление, учет, налогообложение
В 2022 году вступили в силу новые законодательные нормы, согласно которым изменен порядок начисления НДС на реализацию лома черных и цветных металлов. В статье разберем, как документально оформить реализацию металлолома, каковы особенности бухгалтерского и налогового учета операций по передаче металлолома для переработки или утилизации.
Реализация лома черных и цветных металлов
На основании приказа Министерства природных ресурсов лом черных и цветных металлов относится к V классу опасности. Отходы данной группы считаются практически неопасными, их воздействие на окружающую среду минимально либо отсутствует.
При этом пыль черных металлов определяется как отходы ІV (более высокой) степени опасности. Степень воздействия отходов данной группы на окружающую среду минимальна (срок восстановления после загрязнения – до 3-х лет).
статью ⇒ «Утилизация отходов: оформление, учет, налогообложение«.
В соответствие с приказом Минприроды №721 от 01.09.2011 года, документальному учету подлежат все виды отходов, от І до ІV класса, в том числе лом черных и цветных металлов.
Порядок учета отходов производства и потребления определяется каждым предприятием индивидуально. Рекомендуется оформить локальный нормативный акт, в котором утвердить следующие положения:
- документальное оформление учета металлолома (в том числе бланки отчетных документов);
- условия хранения лома черных и цветных металлов;
- порядок переработки металлолома (передача сторонней организации либо самостоятельная переработка);
- должностное лицо, ответственное за учет металлолома (в том числе за оформление отчетных документов).
статью ⇒ «Утилизационный сбор на автомобили«.
Для учета металлолома организация может использовать как унифицированные формы, так и бланк документов, разработанные организацией самостоятельно с учетом особенностей деятельности. При этом отчетные формы должны содержать следующую информацию:
- наименование организации;
- отчетный период для учета отхода;
- виды учитываемых отходов;
- количество отходов на начало отчетного периода;
- объем отходов, выбывших либо использованных в отчетном периоде (лом реализован для дальнейшей утилизации или переработки либо переработан самостоятельно и использован при производстве продукции);
- остаток лома черных и цветных металлов на конец отчетного периода
Корректность и полнота внесенной в отчетные формы информации подтверждается подписью ответственного лица.
Бланк отчета по обращению с отходами можно скачать здесь ⇒ Данные учета в области обращения с отходами (бланк).
Федеральный закон №99 от 04.05.2011 года предусматривает обязательное лицензирование деятельности, связанной с утилизацией и переработкой отходов. В частности, на основании п.30 ч. 1 ст. 12 ФЗ-99, лицензированию подлежит сбор, использование, размещение и обезвреживание отходов I–IV классов опасности.
В связи с тем, что лом черных и цветных металлов отнесен к V классу опасности, деятельность по утилизации металлолома не подлежит лицензированию.
Таким образом, организации, в ходе деятельности которых образовывается металлолом в качестве отходов производства или потребления, могут хранить лом на собственных складах и перерабатывать металлические отходы без необходимости оформления лицензии.
Иначе обстоит дело с пылью черных металлов, которую в качестве отходов производят металлургические и металлообрабатывающие предприятия. Данный вид отходов относится к IV классу опасности, а значит, деятельность по его хранению и переработке необходимо лицензировать.
Однако, и здесь законодатели предусмотрели небольшие послабления для субъектов хозяйствования. На основании положений ФЗ-99, хранить пыль черных металлов в качестве отходов производства или потребления можно на специально оборудованных площадках и только при условии, что срок такого хранения не превышает 6-ти месяцев.
- статью ⇒ «Утилизационный сбор на прицепы«.
- В общем порядке реализация лома и цветных металлов производится на основании договора, заключенного между поставщиком металлоотходов и предприятием, которое занимается переработкой лома.
- Бланк договора законом не предусмотрен, документ составляется в свободной форме, с учетом требований ГК РФ.
- Текст договора должен содержать следующую информацию:
- стороны договора (наименование организаций, данные о представителях в преамбуле);
- предмет договора (реализация лома черных/цветных металлов);
- сумма договора, порядок оплаты;
- условия передачи металлолома (на основании доверенности, при оформлении акта приема-передачи);
- реквизиты сторон (адреса, банковские реквизиты).
Бланк договора на реализацию дома черных и цветных металлов можно скачать здесь ⇒ Договор о реализации металлолома.
До 2022 года организации, осуществляющие реализацию лома черных и цветных металлов, были освобождены от уплаты НДС по данной операции на основании ст. 149 НК РФ.
С 01.01.2022 году вступила в силу новая редакция НК РФ, в которой данный пункт упразднен. Это значит, что операции по реализации металлолома подлежат налогообложению НДС в общем порядке.
Включение операций по реализации лома в перечень налогооблагаемых операций предусматривает, что продавец металлоотходов при отгрузке лома обязан не только оформить акт-приема передачи, но и счет-фактуру.
Что касается налога на прибыль, то тут позиция законодателей осталась прежней. Предприятия на ОСНО вправе включить в расчет налогооблагаемой базы всю сумму расходов, связанных с хранением металлолома, а также его передачей на утилизацию или переработку. Уменьшить расходы на стоимость переработки и хранения отходов также могут «упрощенцы» и «вмененщики».
Для того чтобы разобраться в процедуре бухучета операций по реализации металлолома, рассмотрим несколько примеров.
Пример №1. Учет реализации лома у продавца
Между ООО «МеталлГранд» и ООО «Погрузчик» заключен договор, согласно которому «МеталлГранд» реализует «Погрузчику» лом черных металлов стоимостью 1.200 руб. без НДС. На основании условий договора поставщик самостоятельно исчисляет НДС и выплачивает налог в бюджет.
Операции по реализации металлолома отражены в учете «МеталлГранда» следующими записями:
Дт | Кт | Сумма | Описание | Документ-основание |
62 | 90.1 | 1.200 руб. | Учтена реализация металлолома покупателю | Договор, акт приема-передачи, счет-фактура |
90.2 | 41 | 920 руб. | Списана себестоимость реализованного металлолома | Калькуляция себестоимости |
51 | 62 | 1.200 руб. | На счет «МеталлГранд» поступила оплата за отгруженный металлолом | Банковская выписка |
Пример №2. Учет реализации лома у покупателя
На основании примера, приведенного выше, рассмотрим порядок учета операций по реализации лома у продавца-плательщика НДС.
ООО «Погрузчик» приобрел у ООО «МеталлГранд» лом черных металлов стоимостью 1.200 руб. без НДС. По факту отгрузки «Погрузкик» получил от поставщика счет-фактуру с отметкой «НДС исчисляется налоговым агентом».
В учете ООО «Погрузчик» сделаны следующие записи:
Дт | Кт | Сумма | Описание | Документ-основание |
10 (41) | 60 | 1.200 руб. | Учтен металлолом, приобретенный у ООО «МеталлГранд» | Договор, акт приема-передачи, счет-фактура |
19 | 68 НДС | 183,05 руб. | Начислен НДС налоговым агентом (ООО «Погрузчик») | Счет-фактура |
60 | 51 | 1.200 руб. | Перечислена оплата за металлом на расчетный счет ООО «МеталлГранд» | Платежное поручение |
68 | 51 | 183,05 руб. | НДС перечислен в бюджет | Платежное поручение |
68 | 19 | 183,05 руб. | НДС предъявлен к вычету | Счет-фактура |
Допустим, ООО «Погрузчик» не является плательщиком НДС. В таком случае бухгалтерские записи покупателя будут иметь следующий вид:
Дт | Кт | Сумма | Описание | Документ-основание |
10 (41) | 60 | 1.200 руб. | Учтен металлолом, приобретенный у ООО «МеталлГранд» | Договор, акт приема-передачи, счет-фактура |
19 | 68 НДС | 183,05 руб. | Начислен НДС налоговым агентом (ООО «Погрузчик») | Счет-фактура |
60 | 51 | 1.200 руб. | Перечислена оплата за металлом на расчетный счет ООО «МеталлГранд» | Платежное поручение |
68 | 51 | 183,05 руб. | НДС перечислен в бюджет | Платежное поручение |