Фонд металла государственного исторического музея

Добрый день.

Сегодня я вам хочу рассказать об одной интересной выставке на которой я побывала.

Название: Золото. Металл богов и царь металлов.

Место: Государственный исторический музей.

Адрес: г. Москва, Красная пл., 1

  • Для посещения выставки необходимо приобрести входной билет в музей + отдельно билет на выставку.
  • Приобрести билеты можно двумя способами:
  • 1. Онлайн (на сайте музея)

2. В кассе музея.

График работы музея:

  1. С 1 июня по 31 августа:Понедельник — воскресенье: 10:00–21:00
  2. 2 июля, 6 августа — выходные дни
  3. С 1 сентября по 31 мая:Понедельник — воскресенье: 10:00–18:00Пятница, суббота: 10:00–21:00
  4. Вторник — выходной
  5. Касса закрывается за 1 час до окончания работы музея.

Стоимость билета на выставку: 200 рублей + входной билет в музей 700 руб.

Вот какую информацию о выставке можно увидеть на сайте Исторического музея:

На выставке, открытой к 100–летнему юбилею фонда драгоценных металлов, представлено более 800 экспонатов из Особой кладовой Исторического музея. Это разнообразные по формам, происхождению и назначению памятники разных эпох и народов, созданные из золота или украшенные им. Представленные раритеты удивляют и радуют красотой, мастерством и фантазией их создателей.

Многие из них являются бесценными историческими источниками, свидетельствующими о деяниях людей, об исторических событиях: золотое наградное и жалованное оружие, ордена и наградные знаки, личные вещи царей и императоров, памятные медали и старинные золотые монеты, предметы церковной утвари и богослужебные книги в драгоценных окладах, столовое золото и серебро, предметы оформления интерьера и ювелирные украшения.

А теперь перейдем к рассмотрению самих экспонатов.

Это барельеф «Каледонская охота» 1692 г. Рама изготовлена в середине 19 века. Изготовлено из серебра, позолоты, стекла, дерева, перламутр.

Фонд металла государственного исторического музея

На экспонате ниже мы видим различные предметы быта изготовленные 18-20 в. Меня безумно привлекает красивейшая фарфоровая ваза с золочением. Так же представлены зеркало, бра, гребень, табакерка, коробочки и т.д. Предметы изготовлены из настоящего золота.

Фонд металла государственного исторического музея

Золото у меня всегда ассоциируется с украшениями.

Фонд металла государственного исторического музея Фонд металла государственного исторического музея Фонд металла государственного исторического музея

Не могла оставить меня равнодушной шкатулка из Южной Кореи 1991 г. Эта красота выполнена из серебра, ткани, бумаги и эмали.

Фонд металла государственного исторического музея

  • И снова небольшой комплект украшений.

Фонд металла государственного исторического музея

А вот это просто произведение искусства — канделябр, выполненный из бронзы с позолотой методом ковки и литья. Вы просто посмотрите на этого чудесного ангелочка.

Фонд металла государственного исторического музея

  1. А вот и различные золотые монетки и медали.

Фонд металла государственного исторического музея

Ниже мы видим одну из аллегорических композиций «Время, фортуна и бедность» 1787 г. изготовленная из бронзы и позолоты.

Фонд металла государственного исторического музея

Еще одна из скульптур покоривших меня — Часы каминные с фигурой фортуны. Изготовленные во Франции 1820-е Бронза и позолота.

Этот кувшинчик изготовлен из чистого золота. Средняя Азия. Сасанидское государство. 3-4 в.

А вот это странное сооружение — ларец-ковчег для хранения Русской правды из бронзы и позолоты. Не плохой такой ларец для хранения газет.

Альбом для фотографий, Москва, 1879 г. Дар князю В.А.Долгорукову в честь 50-и летия от Московского городского Общественного управления.

Папка В.А. Долгорукова

Ларец-ковчег для хранения царских писем. 1853-1858 г. Бронза, позолота.

  • Письменный набор принадлежностей 1936-1954 гг.
  1. А вот и посуда из серебра и позолоты блюдо-лохань 1651 -1698 г, и стакан 1721 г.

Оружие из золота, особенно привлекает меня ножны. Очень красивый узор. Рукояти мечей тоже целое произведение искусства..

  • Красивейшие сосуды из золота
  1. Шикарнейшее оружие, обратите внимание на то, что по самому лезвию тоже проходит узор.
  • А вот и двуглавый орел — символ нашего герба
  1. А это олимпийские медали 1980 г.

На выставке кроме посуды, украшений, оружия и медалей так же представлены религиозные предметы выполненные из золота.

Скульптура пророка Моисея. Россия 18 в. Позолота.

Митра митрополита Гедеона Четвертинского. Москва 1685 г.

А это божества буддийского пантеона. Индия и Тибет 19 в.

  • Коран

Настоящая корона. Швеция 17-18 вв. Она просто меня поразила своей красотой.

  1. Встречаются на выставке так же и золотые амулеты с пожеланием богатства, благополучия и долголетия.

Этот амулет я бы хотела носила с огромным удовольствием сама. Меня всегда привлекали предметы с иероглифами.

  • Ниже мы видим икону выполненную с использованием золота и камней.

И напоследок библия. Посмотрите как выглядит ее обложка, просто безумно красиво.

Мое мнение. Выставка «Золото.Металл богов и царь металлов» проходившая в Государственном Историческом музее г. Москвы мне безумно понравилась. Я как сорока бегала от одного экспоната к другому с горящими глазами и у каждого экспоната у меня были просто восторженные эмоции.

На выставке были представлены различные предметы быта, украшения, оружие, религиозные вещи. Конечно представить себе как использовать это в быту мне сложно, кроме конечно украшений из золота, но полюбоваться есть чем.

Я представила в отзыве на фото только малую часть того, что увидела на этой выставке, остальное советую прийти и увидеть своими глазами. Это доставит вам огромное эстетическое удовольствие.

Посещение выставки рекомендую.

Достоинства

  • Безумно красиво
  • Разнообразие предметов

Читать все отзывы 1

Смотрите также

  • Вечная история о борьбе добра и зла в человеке. История грустная, страшная, НО очень поучительная. А в виде мюзикла так вообще на одном дыхании! Расскажу о спектакле и актерах. ДОБРОГО ДНЯ!   Давно я не писала отзывы на спектакли, я как любитель театрального жанра «мюзикл» регулярно посещаю новые и старые постановки в Москве. Сегодня свой отзыв хочу посвятить музыкальному спектаклю в Театре Моссовета «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».
  • Выставка Лесной детектив в Дарвиновском музее, Москва Интересно и познавательно Застала я выставку Лесной детектив в Выставочном комплексе Дарвиновского музея. Она продлится до 3 марта и на нее еще можно попасть. Посвящена она 120-летию Александра Николаевича Формозова. Кто он такой и почему ему посвящена немаленькая такая выставка в музее?
  • Выставка «Афишемания» в Пушкинском музее, Москва необычно, но вполне интересно В Пушкинском музее сейчас проходит, на мой взгляд, необычная выставка старых афиш. Она идет до 21 апреля 2019 года на Волхонке, 14 в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX вв. Если даже подобный жанр не очень привлекается, мне кажется, стоит заглянуть.
  1. Популярные отзывы
  • Реновация- программа переселения жителей , Москва Мы не хотели ехать в эту квартиру, но нас выселили по суду. Мы просто выживаем в выселенной пятиэтажке! Темные стороны реновации. 7Реновация прогремела над Москвой, когда ее никто не ждал. Прикрываясь благими делом, власти решили обогатить строительные компании. Лично мое изначальное мнение было такое — в России есть куда более ветхое и аварийное жилье, чем панельные пятиэтажки в спальных районах, надо было начинать с более…
  • Вкусно — и точка, Сеть ресторанов быстрого питания После того, как я прочитала информацию на коробках и в чеке, я это точно больше никогда есть не буду! Пробуем «еду» из Нью-Макдональдса ???? ???? Когда мне было лет 15, я, как и многие подростки, любила еду из Макдональдс, а еще раньше в начале 90-х лично вместе с мамой отстояла многочасовую очередь на Пушкинской и была самой счастливой девочкой в классе, щеголявшей полиэтиленовым пакетом из Макдональдс )) В последние годы что-то из этого…
  • Щербинское кладбище, Москва Больше года назад похоронила здесь бабушку. Делюсь полезной информацией. Цены на похороны, место погребения, памятники и уборку могилы. Добрый день! Долго думала, стоит ли писать этот отзыв, так как тема весьма и весьма специфичная. Но потом подумала, что данная информация может оказаться полезной для тех, у кого недавно умерли родственники.
  • Если вы давно не лежали в гробу и не сидели на троне, то и не надо… не надо ходить в этот «музей» Давеча проездом из славного города Белгород в сибирскую ссылку, довелось побывать в Москве. Во время пересадки с поезда на самолёт 4 часа провести в зале ожидания меня не прельщало. На мою беду почти рядом с Курским вокзалом расположился современный Музей, да не простой. А Музей Эмоций.
  • Аренда беседок в Москве Пикник сити, Москва Платные беседки для шашлыков в Москве — отдых для «богатеньких» или первая необходимость? Привет всем!   На 1 мая, мы не большой компанией ходили на шашлыки. В Москве есть несколько оборудованных зон для пикника (где можно жарить шашлыки), во вех остальных местах — данное действие карается штрафом в 5000 рублей. И да, ходят дяди милиционеры и действительно штрафуют людей.
  • Музей-заповедник «Царицыно», Москва Историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник Царицыно. Полезно, познавательно, прохладно   В этом году я пропустила весну. Цветение вишнёвых и яблоневых садов за считанные дни подчистую стёрлось холодным дождём и пронизывающим ветром. Но в первый день лета я наконец-то оставила дома куртку и поехала прогуляться в Москву просто в футболке какое счастье! Солнце ощутимо припекало.
  • Сакура — доставка суши и пиццы, Санкт-Петербург Оператор сказала: перестаньте есть и запакуйте срочно заказ обратно. Здравствуйте расскажу о быстрой доставке суши Сакура Санкт-Петербург.Более любимы доставки в Достоевском и Уно моменто, где суши и пицца дороже, но вкуснее.Для обычных перекусов делаем заказы в Сакуре, когда хочется риса с соевым соусом.
  • Клиника пластической хирургии Smart Clinic, Москва Трансконъюктивальная блефаропластика в клинике пластической хирургии Smart Clinic / Смарт Клиник Почти 7 лет размышляла о блефаропластике (пластика век). В 2022 году звезды наконец-то сложились: нашла и подходящего врача, с которой мне было комфортно, и финансы на операцию, и клинику, в которой могу провести ее. Т.к.
  • Ботанический сад биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва Невероятно умиротворенный потаенный уголок дикой природы. Ботанический сад МГУ на Воробьевых горах — место в котором понравится детям и взрослым. Когда кто-то говорит про ботанический сад МГУ, какое место вам приходит в голову? Мне Аптекарский огород на Проспекте мира. А оказывается, есть еще ботанический сад биологического факультета МГУ на Воробьевых горах. И это по-настоящему волшебное место в которое я буду возвращаться снова и снова.
Читайте также:  Оборудование для порошкового напыления металлов

В государственном историческом музее открылась уникальная выставка «национальные сокровища россии» — новости

В Государственном историческом музее — выставка «Национальные сокровища России». В основе — два хранения: самого музея и Алмазного фонда России.

Взору публики представлены драгоценности Российского государства — те, что оно накопило за столетия.

Те, что избежали сталинских распродаж, когда бриллианты императорской короны массово уходили за рубеж, чтобы страна обзавелась тракторами и танками. В каждой из этих вещей — отблеск славной и трагической истории Отечества.

Выставки к столетию Великой русской революции, или Октябрьского переворота (кому что ближе), идут чередой .

Эрмитаж и Третьяковка, Русский музей и Пушкинский, да и множество их собратьев приняли вызов года: осмысление главного в российском ХХ веке события возложено на хрупкие интеллигентские плечи.

На музейщиков, киношников и прочих деятелей культуры, хранителей национального достояния, или, если учесть тренд эпохи, блюстителей духовных скреп.

Фонд металла государственного исторического музея

Серебряный корчик с изумрудом в классическом бриллиантовом обрамлении создан фирмой Фаберже в 1913 году 300-летия Дома Романовых

Фонд металла государственного исторического музея

Ореховая чарка работы Петра I была подарена им Матвею Гагарину, будущему губернатору Сибири. А тот украсил ее золотом, бриллиантами, рубиновой шпинелью

«Национальные сокровища России» — юбилей юбилея. В ноябре 1967 года рядом с ГИМом, на территории Московского Кремля, был открыт Алмазный фонд. Вернее, экспозиция части его собрания.

Если бы в те времена были рейтинги, она бы победила в соцсоревновании: пусть не по числу посетителей (пропускная способность тесной площадки со строжайшим режимом безопасности невелика), но уж точно по числу желающих.

Буквально жаждущих войти в Оружейную палату, где и сегодня демонстрируется великолепная коллекция старинных драгоценностей, регалий, орденов, а также творений ювелиров ХХ века и самой матушки Природы, производящей в границах Отечества замысловатые самородки драгметаллов и крупные алмазы.

Фонд металла государственного исторического музея

Табакерка мастера Д. Реландера (1825 г.) с бриллиантами и вставленным позже портретом Александра III кисти А. М. Вегнера

Руководители Советского государства не планировали долго тешить публику сокровищами. Выставку задумывали открыть к 50-летию Октября, поразить ею иноземных гостей, которые не могли не дрогнуть при виде такого богатства (а сколько еще в закромах, подумали бы они!), а через год тихонько закрыть.

Однако в ставший незадолго до того, при Хрущеве, доступным публике Кремль простой народ шел охотно, выставка оказалась популярной и доходной, так что вожди решили порадовать верных делу коммунизма подданных и продлить экспозицию. И вот прошло полвека, а народная тропа не заросла. Теперь та выставка, рекордсмен выживания, празднует собственные полвека.

И, как положено в праздник, блещет во всей красе Алмазный фонд России. Прославленную экспозицию в Кремле разорять не пришлось — поверьте, у Гохрана РФ, в ведении которого она находится, «не счесть алмазов в каменных пещерах», то бишь сейфах.

Исторический музей в камерном Кабинете председателя своего совета принял другие, прежде не виданные публикой предметы, способные поразить профанов и увлечь знатоков. В созвучии с темой года здесь слились раритеты и уникумы, принадлежавшие Дому Романовых, сметенному волной революции, но, как выясняется, внесшему свой вклад в ее торжество.

За каждым из 150 экспонатов — отдельная история. Зачастую связанная с темой другой, глобальной выставки ГИМа, озаглавленной «Энергия мечты» и впрямую посвященной Октябрьскому юбилею и пути страны за эти сто лет. Яхонты-смарагды помогают разгадать одну из тайн этой недюжинной энергии.

Ведь рассказ о героическом строительстве социализма в Стране Советов был бы крайне односторонним, если не вспомнить тех, кто пал жертвой грандиозного исторического поворота. А это как раз владельцы украшений, ныне хранимых Алмазным фондом как историческое достояние. Те, чьи жизни пошли на растопку костра революции вместе со всеми сокровищами.

Не исключено, что затейливое сопоставление этих двух миров, парадного и трагического, входит в планы организаторов выставки. Ведь Исторический музей — обитель самой Ее Величества Истории, а она дама противоречивая, с нелегким характером, тем более в России, прослывшей как страна с непредсказуемым прошлым.

Давно ли представители Дома Романовых были обличаемы как угнетатели, кровопийцы и носители всех грехов, а теперь мы почитаем их как святых, не дай бог что-либо не то сказать — тут же встанет на их защиту какой-нибудь особенно идейный депутат Государственной Думы.

Так лихо поборники государственничества протянули нить над бездной, которая разверзлась в ХХ столетии, разделив историю многострадальной родины на «до» и «после» семнадцатого года…

Фонд металла государственного исторического музея

Флакон для духов парижской фирмы «Бушерон» (1880-е гг.) из золота, горного хрусталя, бриллиантов, сапфиров, рубинов, изумрудов, жемчуга

Но согласитесь, есть нечто иезуитски коварное в том, чтобы показывать остатки былой, прежде всего императорской роскоши — рядом с искусством победившего пролетариата и плакатами Красной армии, лозунгами за перевоспитание крестьян в духе коллективизма и проектами новых фабрик. Строились они, кстати, на те самые доллары или фунты стерлингов, которые были уплачены за Драгоценности Короны Российской, как эти сокровища именовались в официальных документах погибшей державы. Сокровища сгинули в сталинских распродажах — впрочем, не все: судьба некоторых известна. Так, пасхальные яйца Фаберже рассыпались по обе стороны Атлантики, от собрания королевы Великобритании до музея в Ричмонде, штат Вирджиния. А сколько романовских бриллиантов в разных новых коронах, вам лучше расскажут конспирологи.

То, что попало в фонды Гохрана и теперь столь помпезно демонстрируется в стенах Исторического музея, а также за кремлевской стеной, в Оружейной палате (именно там советская власть разместила выставку Алмазного фонда к юбилею Великого Октября, который тогда гремел повсюду как «центральное событие ХХ века»), — немалая, но лишь часть национального достояния «России, которую мы потеряли». Сайт Гохрана отсчитывает историю Алмазного фонда от петровского указа 1719 года о создании Камер-коллегии, призванной обеспечивать хранение коронационных регалий, без всяких разрывов в якобы поступательном процессе. И не содержит информации о том, как юная Страна Советов пустила с молотка несметные сокровища России, подвергнутой чудовищному эксперименту — ох, простите, процессу революционного обновления.

В целях получения валюты, которой так не хватало на развитие советской экономики, индустриализацию и вооружение, то есть защиту от проклятых империалистов, вражеским кольцом окружавших СССР, в 1920-х годах были устроены печально знаменитые сталинские распродажи.

Большевики находили богатых и сговорчивых покупателей среди «друзей СССР» вроде авантюриста Арманда Хаммера или солидного, но беспринципного министра финансов США Эндрю Меллона. Не гнушались и аукционами вроде престижного Кристи. Предложение было роскошное: старинные книги, древние рукописи, картины старых мастеров из Эрмитажа.

Кто бывал в Национальной галерее в Вашингтоне или хотя бы читал о ней, знает, откуда там взялись ван Эйк, Рафаэль, Веласкес и Боттичелли. И, разумеется, на продажу были выставлены ювелирные украшения и прочие драгоценности. В количестве, поражающем воображение.

Скажем, в 1926 году часть Алмазного фонда, измерявшаяся не числом ювелирных изделий, а весом (почти 9 килограммов, что Гохран оценил примерно в полтора миллиона рублей), была продана английскому антиквару Норману Вейсу за 50 тысяч фунтов стерлингов.

А тот, специалист по оптовым закупкам, перепродал коллекцию дому Кристи, который разбил ее на 124 лота и в марте 1927 выставил на торги в Лондоне. Самым ценным лотом стал брачный венец последней русской императрицы, который украшали 1535 алмазов старинной огранки.

Где теперь этот венец, не разобран ли он по камушку?

Проще всего было грабить сошедших со сцены Романовых — лишь вынуть драгоценности из сундуков, прибывших на хранение в Московский Кремль из Бриллиантовой комнаты Зимнего дворца в начале Первой мировой войны. Тогда многое эвакуировали из Петербурга, близкого к театру военных действий, вглубь страны.

Доставшиеся даром, можно сказать, упавшие большевикам в руки, как и вообще власть над Россией, сокровища, обладавшие уникальными эстетическими качествами, равно как исторической значимостью, новые хозяева спускали почти за бесценок. Едва не разрушили сложившийся в Европе рынок раритетов!

Торговля ценностями империи, с размахом организованная советским правительством, продолжалась до конца 1930-х и была остановлена не потому, что кончился товар или руководство страны вдруг прозрело. Все гораздо прозаичнее.

Буржуазным посредникам надоело, что коммунисты, предлагающие роскошные вещи по демпинговым ценам, грозят обрушить международный рынок антиквариата.

После многочисленных протестов из-за рубежа новые владельцы были вынуждены перекрыть поток, уносивший в Европу и США достояние российской короны.

Не потому ли незадолго до войны в СССР вновь стало дозволено носить кольца, серьги и прочие украшения, прежде объявленные буржуазным пережитком? Конечно, советская ювелирная промышленность не могла достичь уровня мастерства поставщиков двора.

Однако и весьма скромные вещицы из золота и серебра, добываемых из недр Отечества, приносили государству доход. А уж когда в Якутии были найдены алмазы, знаменитые кимберлитовые трубки, на изделиях ювелиров социализма даже засверкали бриллианты.

Разумеется, очень-очень скромные на фоне былой роскоши, ну так ведь граждане СССР ее и не видывали. Да и в ювелирные магазины большинство посетителей заходили чаще всего только поглазеть…

Фонд металла государственного исторического музея

Карне — бальная записная книжка. В крохотную коробочку с бриллиантами и эмалью вложены «листочки» слоновой кости, на которых драгоценным карандашиком дама записывала очередность партнеров по танцам

А теперь представь, дорогой читатель, особенно, если ты молод и рос в постсоветское время, как повалил народ на ту выставку Алмазного фонда.

Очередь на морозе была похлеще, чем на Серова два года назад, с той лишь разницей, что ее сурово сдерживали доблестные милиционеры на охране режимного объекта — Московского Кремля.

Хорошо помню, как уже в более щедрое на выставки ельцинское время мне по случаю достался билетик в Алмазный фонд: культпоход был покруче, чем в Большой театр!

Итак, на обширных пространствах ГИМа — там, где мечты о дивном новом мире и бесконечные лозунги оттенены царским золотом, — внезапно осознаешь: вот тут и зарыта национальная идея, которую вроде бы так безуспешно искали два десятка лет. С «лихих» девяностых!

Идея примирения советской жизни и величия Российской империи теперь стремится вытеснить брошенный четверть века назад в массы лозунг «обогащайтесь!». Конечно, никто прямым текстом такого не скажет, но тенденция очевидна. И вот вам назидание.

Читайте также:  Однокомпонентная грунтовка по металлу

Восхищайтесь драгоценностями династии, последний глава которой был убит по приказу вождя, чье имя горит на мавзолее в двух сотнях метров от Исторического музея. Гордитесь остатками богатств затонувшей Атлантиды, распроданных по воле того, чей бюст до сих пор у кремлевской стены.

И рядом с могилой вождя-бровеносца, по инерции имперски показывавшего кулак тогдашним «партнерам» по холодной войне…

Так что теперь? Мир, дружба, бриллианты?

Отдел металла

Собрание отдела металла насчитывает более 56 тыс. предметов и отличается чрезвычайно большим разнообразием.

Это орудия промышленного и сельскохозяйственного производства, точные приборы и инструменты, предметы декоративного убранства интерьера, часы, архитектурные детали, осветительные приборы, домашняя утварь, личные украшения, предметы культового назначения с XVI в. до сегодняшнего дня.

В отделе хранятся предметы, выполненные из цветных и черных металлов, камня, органических материалов: рога, перламутра, янтаря, а также бисера, современных сплавов и материалов.

Отдел был образован в 1932 г., однако формирование коллекций началось еще в середине 1880-х гг., когда музеем были приобретены редкие образцы медных изделий XVIII века. В 1887 г. И. О. Павлова передала в дар небольшую, но ценную коллекцию меднолитой пластики и эмалей. В 1895 г.

 в музей поступила обширная коллекция барона де Бая, более четырехсот предметов которой вошли позднее в состав собрания отдела металла. Основу нескольких коллекций отдела составили предметы из знаменитых собраний П. И. Щукина и А. П. Бахрушина, поступившие в 1905 г. В 1920-е гг.

собрание было расширено благодаря поступлениям из музея Строгановского училища, Румянцевского музея, собрания П. С. Уваровой, Музея 1840-х годов, Военно-исторического музея. Тогда же, наследниками московского коллекционера П. В.

 Зубова в музей было передано собрание, более 1500 предметов которого позднее вошли в состав фондов отдела.

Уникальные памятники русского быта, в том числе редкая по разнообразию коллекция кованых осветительных приборов XVIII–XIX вв., были привезены историко-бытовыми экспедициями ГИМ. В конце 1920–1930-х гг. коллекции отдела значительно расширились за счет поступлений через Госфонд.

Так постепенно формировалось собрание, многие предметы которого являются уникальными памятниками отечественной и западноевропейской истории и культуры.

В период Великой Отечественной войны многие коллекции, и в первую очередь коллекция меди, понесли невосполнимые потери вследствие передачи предметов в фонд обороны.

В начале 1970-х гг. стала очевидной задача комплектования предметов, отражающих жизнь и быт советских людей. В 1973 г. внутри отдела был создан специальный фонд, многие предметы которого являются ценными свидетельствами событий советского времени.

В настоящее время коллекции пополняются в основном за счет приобретений, однако нередки случаи передачи предметов музейного значения в дар.

Одной из интереснейших является коллекция предметов промышленного и сельскохозяйственного производства XVIII–XX вв. Она состоит из памятников, по преимуществу изготовленных из черного металла.

Особую ценность составляют группы предметов, с помощью которых представляется единственно возможным провести реконструкцию ряда производственных процессов прошлого. Таковы предметы соляной варницы середины XVII–XIX вв., образцы плотницких и столярных инструментов второй половины XVIII в.

, полные инструментальные комплексы медной, оружейной и ювелирной мастерской конца XIX в.

Коллекция предметов архитектурного декора была в основном составлена в последние 70 лет. Редким памятником собрания является кованый флюгер в виде птицы, кормящей сидящих в гнезде птенцов. Этот флюгер с конца XVII в. украшал Владимирскую башню Китай-города Москвы.

В более позднее время на Воскресенских воротах Китай-города были установлены полутораметровые изображения двуглавых орлов — символов Российского государства.

При сносе ворот эти изображения, связанные с историей императорской России, были сняты и стали достоянием музейного собрания.

Благодаря неутомимой собирательской деятельности известного исследователя русской культуры Н. Р. Левинсона (1888–1966), первого заведующего и бессменного руководителя отдела в течение 30 лет, в музей поступил уникальный памятник — двухметровая фигура трубящей Славы (Фамы), которая в середине XVIII в. размещалась на триумфальных Красных воротах Москвы.

В составе коллекции — кованные входные двери и ажурные решетки XVII–XIX вв., чугунные плиты для полов XVIII–XIX вв., литые рельефы с вензелем императора Николая I с решеток провиантских складов в Москве и др.

Коллекция осветительных приборов охватывает все разнообразие типов — от кованых поставных светцов, многоярусных медных паникадил, напольных и настольных подсвечников до парадных люстр. В составе коллекции: паникадило из церкви в с. Пурех, заказанное дворовыми людьми князя Д. М. Пожарского в 1642 году, подсвечники из походной церкви Александра I и многое другое.

В коллекции предметов декоративного убранства интерьера особую ценность представляют памятники, выполненные в бронзе. Это декоративные вазы, ароматники, светильники, кабинетная скульптура.

Коллекция включает редкие образцы высокохудожественного бронзового литья, являвшегося непременным украшением аристократических интерьеров конца XVIII — начала ХХ в. Особую ценность представляют образцы производства московских бронзовщиков первой половины XIX в.

Кроме того, в коллекции — редкие образцы обстановочной бронзы, выполненные на крупных предприятиях Франции и России, таких, как фабрика известного парижского бронзовщика П.-Ф. Томира и петербургская фабрика Ф. Шопена.

В коллекции кабинетной бронзы особую ценность представляют образцы камерной скульптуры, выполненной по моделям известного русского скульптора Е. А. Лансере (1848–1886).

Не менее разнообразно собрание предметов домашней утвари XVI–XX вв. Это коллекция сундуков, особую ценность которой составляют стальные сундуки-сейфы западноевропейского производства XVI–XVIII вв., а также образцы русских сундучных изделий с просечным декором.

В отделе хранится коллекция медной и латунной посуды и утвари, в том числе уникальное собрание изделий, выполненных на уральских и сибирских заводах в XVIII в., а также самое значительное в России собрание самоваров.

Она включает редкие памятники «водогрейных машин» второй половины XVIII в., а также образцы производства знаменитых тульских заводов XIX— начала XX в. В числе мемориальных предметов коллекции — самовар, принадлежавший М. И.

 Кутузову.

В собрании отдела хранятся редкие предметы, выполненные из олова, в том числе самая значительная в России коллекция гравированного олова. В составе коллекции — столовая посуда, принадлежавшая патриарху Никону, царевне Софье, царевичу Ивану и будущему императору Петру I.

Не менее значима коллекция предметов, изготовленных из стали на Тульских заводах в середине XVIII–XIX в. В ее составе предметы, украшенные декором, выполненным в технике бриллиантовой огранки, а также в сложной технике травления. К числу мемориальных предметов этой коллекции относится шкатулка для рукоделия, преподнесенная тульскими оружейниками императрице Елизавете Алексеевне в 1813 г.

Коллекция точных приборов и инструментов дает представление о развитии научного приборостроения XVIII — середины XX в. Это зрительные трубы и астролябии, навигационные приборы, бинокли. В числе мемориальных памятников: перегонный куб, принадлежавший М. В. Ломоносову, зрительная труба М. И. Кутузова, «эталонный» метр с подписью Д. И. Менделеева.

Коллекция часов XVII–XX вв. охватывает все разнообразие существовавших типов и форм и полно характеризует западноевропейское и русское часовое производство. В числе редких памятников этой коллекции: солнечные часы, изготовленные на Тульском оружейном заводе в конце XVIII в. мастером Ф.

 Довихом; одни из первых часов с поясным временем, созданные по расчетам специалиста по русской хронологии П. В. Хавского; каминные часы с фигурой Фортуны, выполненные в 1820-е гг. в мастерской знаменитого часовщика А.-Л. Бреге.

К мемориальным памятникам коллекции относятся каретные часы, принадлежавшие легендарному партизану Денису Давыдову.

В отделе собрана представительная коллекция русских и западноевропейских замков и ключей XVII–XIX вв. Это редкие секирные замки, замки с цифровым кодом т.д., в том числе одна из интереснейших коллекций миниатюрных латунных шкатулочных замочков, производившихся во второй половине XVIII века в селе Павлово-на-Оке.

К числу исторических реликвий относятся ключи от ряда европейских городов, преподнесенных представителям русской армии в ходе освободительных походов 1813 г.

Одно из наиболее обширных собраний отдела — памятники православной культуры, среди которых выделяется не имеющее аналогов собрание меднолитой пластики (энколпионы, кресты, складни XV–XIX вв.), памятники церковной обрядности, вериги XVII–XIX вв.

Редкая по составу коллекция художественных эмалей по меди включает уникальные памятники западноевропейского, восточного и русского искусства.

Отдельную коллекцию составляет ряд предметов с росписью и печатью по металлу. Это декоративные подносы начала XIX в., выполненные на уральских и подмосковных заводах, а также жестяная упаковка конца XIX–XX в.

В отделе хранится самое большое в России собрание образцов русского бисерного рукоделия XVIII–XIX вв., в основе которого лежит знаменитая коллекция А. П. Бахрушина.

Отдельную коллекцию составляет собрание масонских знаков русских и западноевропейских масонских лож. В числе мемориальных предметов этой коллекции масонские знаки П. И. Пестеля.

Коллекция предметов современного периода — одна из наиболее быстро растущих коллекций. Она включает разнообразные предметы, характеризующие жизнь и быт России после 1917 г.

В отделе проводятся специализированные экскурсии для студентов художественных ВУЗов, музейных работников.

Специалисты отдела проводят историко-культурные атрибуционные консультации, а также научные экспертизы по специальным запросам.

Металл — ГЦМСИР

Общее количество музейных предметов фонда металла насчитывает около 20 тысяч единиц хранения. В фонд металла входят коллекции предметов быта, орудий труда, образцов промышленной продукции (профили проката, слитки чернового металла), изготовленные с середины ХIX в. по настоящее время, а также предметы декоративно-прикладного искусства

Интерес представляют личные вещи известных революционеров: М.К. Муранова, П.Н. Лепешинского, С.А. Тер-Петросяна (Камо), Фигнер, П.А. Кропоткина, , П.А. Моисеенко, , Ф.Э. Дзержинского, Я.М. Свердлова; государственных деятелей: А.А. Жданова, А.А. Андреева, М.И. Калинина, А.Н. Косыгина, Н.С. Хрущёва, Г.К. Орджоникидзе, Н.А.

Семашко, И.Т. Тевосяна, В.В. Жириновского, В.В. Вахрушева, Б.Н. Ельцина, Г.В. Старовойтовой; деятелей науки: Н.В.Тимофеев-Ресовского, С.Н. Фёдорова, Г.А. Илизарова, В.А. Обручёва, И.П. Бардина, А.А. Байкова, И.В. Курчатова, В.Ю. Визе, Б.С. Стечкина, А.М. Прохорова, Н.Г. Басова;Конструкторов-оружейников: Ф.В. Токарева, С.Г.

Симонова, В. Г. Грабина, И.И. Гвая; космонавтов: А.Г. Николаева, Ю.А. Гагарина.Деятелей культуры: К.М. Симонова, В.С. Левашова, А.Н. Пахмутова, И.М. Яунзем, В.С. Высоцкого:Военных деятелей: В.И. Чапаева, В.К. Блюхера, Н.М. Потапова, И.И. Федюнинского, М.С. Шумилова, И.С. Конева, С.Ф. Ахромеева, С.М. Будённого, А.И. Ерёменко.

Кроме того в фонде металла хранится большое количество подарков, присланных в адрес И.В. Сталина, М.И. Калинина, Н.С. Хрущёва, Л.И. Брежнева, Ю.В. Андропова, М.С. Горбачёва от граждан Советского Союза и зарубежных стран.

Оружие в собрании ГЦМСИР

Коллекция оружия ГЦМСИР формировалась и пополнялась из различных источников, главными из которых в течение всего времени существования Музея были поступления от отдельных граждан – участников событий, от их наследников, а также от собирателей оружия. Всего можно насчитать 85 источников поступления оружия в Музей. С начала 1930-х гг.

Читайте также:  Насадка на бензопилу партнер 350 для резки металла

от участников Гражданской войны стали поступать винтовки, ружья, пистолеты. Свое оружие в разные годы передали Музею бывшие красные партизаны: В. Белоус, К. Д. Борозенцев, Н. В. Ерушев, командиры и комиссары РККА И. П. Алферов, М. Е. Бебуришвили, И. М. Ляшкевич и др.

Особое место в коллекции занимают пистолеты систем Браунинг, Кольт, Маузер, револьвер системы Наган, принадлежавшие сотруднику ВЧК-ОГПУ-НКВД М. А. Медведеву-Кудрину, участнику расстрела семьи императора Николая II. Наряду с этим, коллекция пополнялась централизованно. Среди организаций, из которых Музей получал оружие, можно назвать Военно-фондовое бюро.

В учетных документах Музея есть запись о том, что Военно-фондовое бюро передает в Музей вещи «со склада негодного оружия». В 1934 г. эта организация передала Музею 92 предмета. В их числе большое количество охотничьего дульнозарядного и казнозарядного оружия – капсюльные ружья, ружья конструкции Бердан.

Эти предметы, как правило, имеют легенду «оружие красных партизан времен Гражданской войны 1918-1920-х гг.». Часть оружия поступила в Музей из органов внутренних дел, например, карабин системы Арисака образца 1897 г., охотничье двуствольное ружье, изготовленное в нач. ХХ в., пистолет системы Маузер образца 1896 г.

Подарочное оружие главам государства, государственным, партийным деятелям поступало из секретариата ЦК ВКП(б), ЦК КПСС. В 1953 г. большое количество подарков И. В. Сталину поступило в Музей с «Выставки подарков И. В. Сталину от народов СССР и зарубежных стран».

Подарки из зарубежных стран поступали в Музей также от таких организаций как Профинтерн, ВОКС, общество «Франция-СССР», Советский Комитет солидарности стран Азии и Африки, Комитет советских молодежных организаций. В 1930-1950-е гг. из Музея было передано в другие музеи некоторое количество оружия, как правило, XVIII – первой половины XIX в. как не имеющее отношение к профилю Музея.

Так, Музей революции передал в Государственный исторический музей ряд предметов дульнозарядного огнестрельного оружия и холодного оружия. В то же время Музей и сам получал оружие из других музеев, в соответствии со своей тематикой. Так, из Дмитровского краеведческого музея в 1938 г. поступил четырехствольный дульнозарядный бундельревольвер.

Из Государственного исторического музея, из Артиллерийского музея (Ленинград) в 1950-е гг. поступило оружие Гражданской войны, например, несколько винтовок и карабинов систем Маузер, Манлихер, трехлинейных винтовок. Из расформированного в 1996 г. Музея М. И. Калинина коллекция оружия пополнилась карабином трехлинейным образца 1891/1907 г., пистолетом-пулеметом системы Г. С. Шпагина, охотничьим ружьем модели «А», изготовленным на Тульском оружейном заводе в 1926 г., гражданскими пистолетами систем Веблей-Скотт и Браунинг, подаренными М. И. Калинину в 1920-30-е гг.

Важным источником комплектования фонда оружия были научные экспедиции Музея. На протяжении своей истории Музей предпринимал многочисленные экспедиции во все регионы страны: на Чукотку, в Якутию, Украину, Белоруссию, в кавказские республики и др. Среди собранных материалов оружие занимало немаловажное место.

Так, например, в результате экспедиции в Бессарабию в конце 1939 – начале 1940 г. в Музей поступило 20 единиц огнестрельного оружия, среди которых винтовка системы Пибоди-Мартини, станковый пулемет системы Шварцлозе, самозарядный пистолет системы Борхардт-Люгер, карабин Мерндль, пистолет конструкции Ремингтон и др.

Можно отметить и неожиданные источники поступления. Так, остов пулемета Браунинг образца 1917 г. был найден московскими школьниками школы № 69 на местах боев 1941 г. под Москвой, трехлинейная винтовка образца 1891 г. была найдена на территории завода «Арсенал» в Киеве в 1985 г.

, еще одна трехлинейная винтовка была найдена в подвале Миусского трамвайного парка в 1931 г. и др.

Талантливые грани: у яиц Фаберже появились конкуренты из Гохрана

Ювелирное дело в РФ сегодня бурно развивается.

К российским мастерам приезжают учиться иностранцы из Европы, а отечественные произведения стоят баснословных денег и попадают в Книгу рекордов Гиннесса.

В этом можно убедиться на выставке «Рукотворная связь времен. Искусство ювелиров России», разместившейся в Историческом музее. «Известия» побывали на открытии и присмотрелись к драгоценностям.

От поставщиков императора

Многообразие техник, материалов, драгоценных камней и металлов, работы Карла Фаберже и оптические копии экспонатов Алмазного фонда — на выставке в ГИМе глаза колет от сумасшедшего блеска витрин.

— Это выставка-подарок,— гордо сообщил «Известиям» директор ГИМ Алексей Левыкин. — Руководитель Гохрана Андрей Юрин сделал нам предложение провести к 150-летию Исторического музея выставку ювелиров разных поколений, и мы его с благодарностью приняли.

Это уже второй совместный проект Гохрана и ГИМа. Первая экспозиция была представлена в 2016 году. Тогда она была не столь масштабна и уместилась в «Золотой кладовой» музея. Памятуя успех, который она имела, на этот раз ГИМ отдал Новый выставочный зал для достойной демонстрации драгоценностей.

— Вы не увидите здесь предметов из нашей коллекции ювелирного искусства, — сказал директор ГИМа. — В витринах этой экспозиции лишь экспонаты из Гохрана и из частных собраний. Если кто-то хочет увидеть сокровища наших фондов, достаточно перейти в соседние залы.

За стеклом — работы выдающихся ювелиров конца XX — начала XIX века, представителей пяти крупнейших фирм: Сазикова, Хлебникова, Овчинникова, Рюкерта и Фаберже. Все они поставщики Императорского двора. Благодаря им сформировалась российская школа ювелирного искусства. В Государственное хранилище ценностей изделия этих мастеров попадали разными путями.

— Основные источники поступления драгоценностей — это скупочные предприятия, таможня, МВД, а также клады, найденные на территории нашей страны. Всё согласно российскому законодательству, — рассказала куратор выставки, главный эксперт Гохрана Вероника Волдаева.

Один из ценнейших экспонатов — серебряный кувшин с чеканкой и золочением фирмы «Сазиков», выполненный 1856 году. Чтобы оценить масштаб фигуры ювелира, можно лишь заметить, что в 1851 году его изделия получили Гран-при на первой Всемирной выставке в Лондоне.

— Мы должны знать историю ювелирных фирм России, потому что они сделали славу русскому искусству за рубежом, — настаивает Вероника Валдаева. — Кстати, в 1867 году Сазиков первым из русских ювелиров был награжден орденом Почетного легиона, высшей наградой Франции.

Рекорд Гиннесса — 3600 граней

Большую часть экспозиции отдали под произведения современных мастеров. Многие их них уже имеют международное признание. Сейчас их признала государственная сокровищница. Раз в два года Гохран проводит конкурс «Россия XXI век».

Работы ювелиров, огранщиков, эмальеров, камнерезов, мастеров оружейного дела из 46 городов были представлены в 12 номинациях. Произведения, представленные на конкурсе, остаются собственностью авторов или фирм, в которых они работают.

Победителем в номинации «Мастерство камнереза, отраженное в пластике камня» стал Вячеслав Леонтьев из Санкт-Петербурга. На конкурс он представил работу «Движение»: бык, вырезанный из бело-бежевого нефрита. Изделие из этого камня не затерялось рядом с бриллиантами и рубинами.

— Весь Китай фанатеет от нефрита, они к нам ездят и скупают его, — поделился с «Известиями» ювелир. — Светлый камень редко встречается. Этот самородок был привезен из месторождения в Иркутской области.

«Вавилонская улитка» из серого нефрита Антона Ананьева стоит не меньше золотого колье. Мастера петербургской школы высоко ценятся, ее заложил сам Фаберже.

Но после революции это ремесло долгие годы было в забвении. Возродили мастерские только с начала 1990-х.

И за 30 лет камнерезы из Санкт-Петербурга смогли так усовершенствовать свое умение, что стали лидерами в мире. Поучиться у них мечтают многие европейские коллеги.

На выставке представлена уникальная работа знаменитого огранщика Виктора Тузлукова. Пасхальное яйцо «Капля вечности» принесло ему победу в номинации «Мастерство художественной огранки».

— У изделия 3600 граней! — рассказала куратор выставки Вероника Волдаева. — Этим можно только восхищаться. Руки человека создали богатство красок, линий. А Дмитрий Сумароков, лауреат прошлого конкурса, огранил мягкий камень янтарь, как бриллиант.

Работа Виктора Тузлукова выполнена из сиреневого фианита в 778 каратов. «Капля вечности» уже занесена в Книгу рекордов Гиннесса. Огранщики на выставке изумлялись уровнем владения профессией.

Как говорят специалисты, у пасхального яйца с выставки есть еще яйцо-близнец. Его мастер выполнил из натурального камня. По оценкам специалистов, стоимость «Капли вечности» баснословна.

Расспросить мастера о шедевре «Известиям» не удалось — он не появился в Историческом музее.

В одной витрине с пасхальным яйцом Виктора Тузлукова работы Эдуарда и Надежды Ахметшиных. Их коллекция ограненных белых топазов «Зимняя» также победила в конкурсе.

— Уникальность изделия «Зимний танец» в том, что площадка камня не граненая, не полированная, это естественно ровный скол топаза, — рассказала Надежда Ахметшина. — Все остальные рукотворные грани сориентированы относительно этого природного скола.

«Зимний танец» будто покрылся изморозью. Снежинки нанесены на топаз не лазером, а ювелиром вручную. Вдохновением на создание работы стало знаменитое «Зимнее яйцо» Фаберже, выполненное из горного хрусталя по эскизам Альмы Пиль.

Оно долгое время считалось самым дорогим из пасхальных императорских даров. Оценивалось в $9,5 млн, пока «Ротшильдское» не продали за $18,5 млн.

Сейчас «Зимнее яйцо» принадлежит эмиру Катара и выставляется на выставке Фаберже в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector