Что такое оцинкованные зажимы

Содержание
  1. Виды зажимов
  2. Одноразовые
  3. Скобы
  4. Кулачковые
  5. Плашечный (шинный)
  6. Цилиндрические (DOUBLE)
  7. Обжимные
  8. Плоские одинарные (SIMPLEX)
  9. Плоские двойные (DUPLEX)
  10. Крестовые
  11. Стопорные
  12. Цанговые
  13. Страховочные
  14. Из каких материалов изготавливают зажимы
  15. Размеры зажимов
  16. Классификация зажимов по DIN
  17. DIN 741
  18. DIN 1142
  19. DIN 3093
  20. Инструкция по установке зажимов 
  21. Традиционные зажимы
  22. Плоские — Simplex и Duplex
  23. Спецзажимы
  24. Часто задаваемые вопросы (FAQ)
  25. Анкерные зажимы: характеристика и применение
  26. Зажимы для опалубки: виды, сфера применения и монтаж
  27. Для чего нужны зажимы
  28. Преимущества и недостатки зажимов
  29. Разновидности зажимов
  30. Установка и демонтаж
  31. Зажим соединения типа Z (оцинкованный)
  32. Кабельный зажим. Особенности применения, назначение, характеристики
  33. Почему важно использовать правильно подобранный кабельный зажим
  34. Как подобрать нужный
  35. Стандарт IEC 61914
  36. Механическая прочность
  37. Испытания на короткое замыкание
  38. Пример
  39. Стойкость кабеля vs стойкость зажима
  40. Расчёт расстояния и типа кабеля
  41. Гальваническая коррозия и её влияние на кабельные зажимы
  42. Материал для кабельных зажимов
  43. Аустенитная нержавеющая сталь 304
  44. Аустенитная нержавеющая сталь 316
  45. Антикоррозионные покрытия кабельных зажимов
  46. Крепления

Тросовый или канатный зажим — это такое такелажное изделие, которым фиксируются петли на стальных канатах либо сращиваются канаты. Казалось бы, все очень просто, но: 

  1. Эти элементы такелажа используют в высоконагруженных конструкциях, из чего вытекает, что они должны изготавливаться из металла, устойчивого к трению,  поперечным и продольным деформациям. Как это достигается?
  2. В строительных работах, например, на тросы крепят несколько зажимов, расположенных друг за другом. Может быть так, что нагрузка выше, чем допустимая для единицы крепления. Простое увеличение числа слабых креплений никак не поможет зафиксировать конструкцию. Почему?

Эти и другие детали по полочкам раскладываем в статье.

Виды зажимов

каким бывает зверь, кратко — по плюсам и минусам 

Для простоты разделим зажимы условно на три категории, и в каждой категории обозначим наиболее важные подвиды:

Традиционные, используемые для сращивания канатов и создания на них петель:

  • Одноразовые
  • Скобы
  • Кулачковые
  • Плашечный (шинный)
  • Цилиндрические (DOUBLE)
  • Обжимные

Плоские, используемые, как и традиционные:

  • Одинарные (SIMPLEX)
  • Двойные (DUPLEX)

Специальные, спектр использования которых узок и делает их незаменимыми:

  • Крестовые
  • Стопорные
  • Цанговые
  • Страховочные

Одноразовые

Короткие цилиндрики из алюминия или другого мягкого металла. Расплескивается вместе с продетыми концами каната, плотно его сжимая. Наименее надежная и наиболее дешевая конструкция.

 Плюсы  Минусы
 +Дешевизна  -Ненадежность
 +Быстрота установки  -Одноразовость

Скобы

Самый распространенный традиционный вид зажимов в виде U-образной скобы. Прост в установке и демонтаже, является многоразовым, не теряет характеристик.

Нюанс использования в почти полной непригодности для высоких нагрузок. Малое пятно контакта с канатом вызывает режущую деформацию — разрыв или повреждение троса в месте крепления.

 Плюсы  Минусы
 +Дешевизна  -Малое пятно контакта
 +Быстрота установки  —
 +Многоразовость  —

Кулачковые

Аналоги скобы, два зеркально расположенных седла с интегрированными резьбовыми втулками. Более удобен, чем U-образный, мало встречается на российском рынке.

Как и старший брат, имеет малое пятно контакта с тросом.

 Плюсы  Минусы
 +Дешевизна  -Малое пятно крепления
 +Быстрота установки  —
 +Многоразовость  —

Плашечный (шинный)

Зажим, поперечный срез которого представляет собой латинскую W. Ответная часть похожа на распущенную вдоль трубу. Места прилегания к тросу — рифленые, обеспечивают хорошую фиксацию.

С таким зажимом режущих деформаций можно не опасаться.

 Плюсы  Минусы
 +Надежность  -Дороговизна
 +Простота установки  —
 +Многоразовость  —

Цилиндрические (DOUBLE)

Кольцо оно и в Африке — кольцо (ну или два полуцилиндра со стяжными винтами).

Выпускается в малых размерах (трос 3-4 мм), т.е. можно скреплять тросы вплоть до толщины проволоки (в разумных пределах). Нержавеющая сталь — как основной материал изготовления — позволяет использовать колечко в паре с канатами из цветных металлов, нержавеющей стали. Неблагоприятные среды, короче говоря, вашим конструкциям не грозят.

 Плюсы  Минусы
 +Надежность  -Дороговизна
 +Многоразовость  —

Обжимные

В простонародье — бочонок. Две рельефные пластины с цилиндрическими канавками для закладки троса, которые стягиваются при помощи винта. Можно сказать, король лифтов и других подъемных механизмов.

Выпускается как из цветных металлов, так и из стали в зависимости от назначения.

 Плюсы  Минусы
 +Надежность  -Дороговизна
 +Простота установки  —
 +Многоразовость  —

Плоские одинарные (SIMPLEX)

Как было сказано выше, чем больше пятно контакта с тросом, тем надежнее крепление, этот зажим — прямое тому подтверждение.

По своей сути две пластины (с бортиками и без), фиксируемые при помощи болта и гайки. Наличие бортиков не дает тросу выскальзывать вбок под нагрузкой, что также положительно сказывается на максимально допустимых нагрузках.

 Плюсы  Минусы
 +Надежность  -Относительная дороговизна
 +Многоразовость  —

Плоские двойные (DUPLEX)

Два сращенных одинарных (SIMPLEX) изделия.

Как сказала бы Эллочка Людоедочка, железно! Установка растяжек на высоковольтных столбах линий электропередач и ТВ-антенн — раз плюнуть. Зафиксировать груз при его подъеме на большую высоту — тоже. И это не фигура речи.

 Плюсы  Минусы
 +Надежность  -Относительная дороговизна
 +Многоразовость  —

Крестовые

Скажем, нужно вам соединить две магистрали под прямым углом. Вам нужен крест! Не православный, конечно, но помолиться советуем, потому что сверхнадежным такое крепление назвать язык не повернется. Впрочем, надежности на канатную сетку хватит. Как говориться, кто на кого учился.

Изготавливается в виде цилиндра, в который стальные канаты укладываются друг на друга и фиксируются винтом.

 Плюсы  Минусы
 +Незаменимость при создании пересекающихся конструкций  -Дороговизна
 +Простота установки  -Малый спектр применения
 +Многоразовость  —

Стопорные

Просто стопор — и все. Ничего не сращивает, ничего не поддерживает. Его задача — плотно ухватиться за трос и препятствовать движению подвешенных на нем грузов, грубо говоря, утолщает магистраль в выбранной точке.

 Плюсы  Минусы
 +Незаменим при создании стопора  -Узкий спектр применения
 +Простота установки  —
 +Многоразовость  —

Цанговые

Наконечник, задачей которого является аккуратная стыковка каната с элементами конструкции, к которым он присоединяется. Стопроцентной надежности не дает. Скажу по секрету, лучше петлю сделать.

 Плюсы  Минусы
 +Простота установки  -Ненадежность
 +Многоразовость  -Узкий спектр применения

Страховочные

Типичный быстросъемник промышленных альпинистов. Они за него всяко-разно грузы подвешивают. Изделие состоит из рычагов, фиксирующих его на магистрали при приложении нагрузки на крепежное кольцо.

 Плюсы  Минусы
 +Простота установки  -Дороговизна
 +Многоразовость  —

Из каких материалов изготавливают зажимы

из чего у тебя седло, странник, сделано?

К трем основным материалам, из которых изготавливаются зажимы для троса относятся (очень предсказуемо!): нержавейка, горячеоцинковка и мягкая сталь с цинковым покрытием. Рассматриваем на примере седла.

Нержавеющая сталь А2 и А4. Ваш выбор для применения на открытом воздухе и в неблагоприятных условиях. Коррозийная стойкость из коробки.

Горячеоцинкованная сталь. Смело берите, если хотите сэкономить. Использование в неблагоприятных средах ограничено, но за положенные нагрузки отвечает более чем. Коррозийная стойкость меньше, чем у нержавейки.

Мягкая оцинкованная сталь. По дешману, значит, по дешману. Не стойкий к коррозии материал (впрочем, оцинковку пальцем не сковырнешь). Если нужно что-то для быта, лучший вариант.

Однако помните о том, что при построении высоконагруженных конструкций нужно будет проверять место крепления хотя бы раз в три месяца на предмет полного съедания ржой. Хе-хе. Шутка.

Размеры зажимов

Размер имеет значение! Надежная и безопасная конструкция нужна каждому, а вот как ее обеспечить?

Трос без оплетки? Значит, зажим выбирается по диаметру троса.

Трос в оплетке? Нюанс! Предел рабочей нагрузки сборки или магистрали уменьшится на 30-35%, если не удалить оплетку, потому что рабочее тело зажима будет контактировать с мягким и податливым винилом.

Применение такого соединения на сильно нагруженных тросах небезопасно!

Как итог: крепеж к канату в оплетке подбирается по его диаметру без оплетки. С точек магистрали, где будут располагаться зажимы, оплетку удалям. Такова жизнь? Нет, технология

Классификация зажимов по DIN

  • DIN 741. Стандартный, не предназначенный для грузоподъемных операций.
  • DIN 1142. Усиленный крепеж, оборудованный двумя шестигранными гайками, а также шайбами для лучшей прижимной фиксации. Имеет продолжительный эксплуатационный запас даже в условиях постоянных температурных колебаний.
  • DIN 3093. По своей конструктивной сути это алюминиевая втулка, позволяющая соединить несколько тросов между собой для достижения необходимой общей длины.

DIN 741

Стандарт DIN 741 – это крепеж с двумя шестигранными гайками. Данное изделие широко используется во всех областях промышленности.

Характеристики:

  • Используется с тросами диаметром от 3 до 40 мм.
  • Длина составляет 21-88 мм, ширина 10-45 мм, а высота без съемной проушины – от 10 до 55 мм. 
  • Диаметр прута проушины – 4-16 мм, межосевое расстояние между ее концами – 9-58 мм. 
  • Наружная резьба под шестигранную гайку – от 1/8 до 1 дюйма. 
  • Норматив по весу: 100 штук этих изделий, в зависимости от размеров, могут иметь массу от 1,4 до 104 кг.

Изготавливаются из стали или нержавеющей стали А4. Распространены изделия, имеющие защитное цинковое покрытие, нанесенное гальваническим или горячим способом. Усиленный аналог DIN 741 имеет маркировку DIN 1142.

DIN 1142

Стандарт DIN 1142 используют для изготовления такелажных приспособлений, использующихся совместно с грузоподъемными механизмами. Большое значение DIN 1142 играет в строительстве, где может применяться в качестве элемента канатной растяжки.

Характеристики: 

  • Корпус имеет длину от 12 до 68 мм и ширину от 13 до 49 мм. 
  • Высота седла изделия – 13-77 мм. 
  • Полная высота детали вместе с U-болтом может составлять от 25 до 159 мм. 
  • Резьба под фиксирующую гайку – М5-М24. 
  • Межосевое расстояние U-болта – 12-68 мм.
Читайте также:  Камера покрытия металла пластиком

Изделие DIN 1142 — ответственный элемент конструкции, и к материалу, из которого он изготавливается, предъявляются строгие требования. Производятся эти зажимы из гальванически оцинкованных сталей или нержавеющих сталей А2 и А4.

DIN 3093

Стандарт DIN 3093 – это алюминиевая втулка. Представляет собой сплющенный полый цилиндр. Применяется для сращивания стальных канатов между собой, а также для изготовления петель на концах каната.

Характеристики:

  • Диаметр используемого троса — от 1,5 до 40 мм
  • Ширина отверстия B — от 3,6 до 88 мм
  • Длина втулки L — от 5 до 140 мм
  • Толщина материала S — от 0,5 до 17 мм

Инструкция по установке зажимов 

Как было сказано выше, зажимы широко используются для создания петель и сращивания тросов. При проведении подобных работ требуется соблюдать технологические нормы, поскольку неправильная установка может снизить предельную рабочую нагрузку магистрального узла на 40%.

Для начала необходимо убедиться в том, что:

  • На изделии нет зазубрин, вмятин и трещин.
  • Размер изделия соответствует размеру троса.

Традиционные зажимы

Шаг первый. Первый элемент крепежа располагается на небольшом расстоянии от свободного конца петли. Гайки или болты затягиваются поочередно до достижения требуемого момента силы.

Шаг второй. Второй размещается ближе к петле, так, чтобы она имела минимальный ход деформации. Ход можно проверить, сплюснув петлю по направлению к зажиму после установки.

Шаг третий. Третий позиционируется точно между первыми двумя. При этом учитывается, что ответные части зажимов (те, со стороны которых затягиваются гайки или болты) должны быть направлены вверх.

Шаг четвертый. На отрезок магистрали подается нагрузка, равная или большая, чем требуемая. Проверяется затяжка гаек или болтов и, при необходимости, увеличивается. 

При сращивании алгоритм действий по установке зажимов будет тем же.

Плоские — Simplex и Duplex

Используются в тех же случаях, что и традиционные, однако обладают иной конструкцией. Рассмотрим ниже их установку на примере DUPLEX.

Шаг первый. Убедиться в том, что изделие комплектно, детали исправны, гайки ходят по резьбе не внатяг.

Шаг второй. При создании петли расположить изделие ближе к ее началу, при создании петли либо сращивании позиционировать трос внутри зажима как показано на рисунке.

Шаг третий. Установить ответную часть и затянуть гайками. Подать нагрузку на конструкцию, равную или большую, чем нужно. Проверить затяжку гаек, при необходимости ее увеличить.

Установка зажима SIMPLEX

Установка зажима DUPLEX

Спецзажимы

Применительно к специальным видам зажимов привести общий алгоритм действий нельзя, однако, поскольку позиционировать их, кроме как по назначению, возможным не представляется, плотная затяжка крепежных элементов решает вопрос их надежной установки.

Часто задаваемые вопросы (FAQ)

— Можно ли при помощи зажима закрепить веревку?

— Нет, получим ту же ситуацию, что и с оплеткой. Веревка делается из легко деформирующегося материала, а потому осуществить качественное крепление практически невозможно.

— Если я хочу установить трос в качестве защиты парковочного места, имеет ли смысл покупать дорогие зажимы?

— Потребность в дорогих изделиях возникает тогда, когда на трос подаются высокие нагрузки  растяжения или смещения. Нет смысла покупать дорогие зажимы для построения ненагруженной тросовой конструкции.

  • — Требуется ли специальный инструмент для установки данного крепежа?
  • — В зависимости от его типа может понадобиться следующий набор инструментов: молоток, кувалда, отвертка нужного размера (с плоским, крестовым или шестигранным шлицем), плоскогубцы или гаечный ключ требуемого размера.
  • — Можно ли использовать традиционные зажимы в паре со стальным тросом для буксировки автомобиля?
  • — В 80% случаев нельзя, и хорошо, если подобный эксперимент не закончится плачевно.
  • — Почему увеличение числа слабых зажимов не увеличивает рабочую нагрузку тросовой конструкции?

— Основная нагрузка, которая прикладывается к тросу – продольное растяжение. Следовательно, при критических нагрузках трос либо лопается, если зажимы рассчитаны на нагрузку, либо выскальзывает из какого угодно количества слабых креплений.

Анкерные зажимы: характеристика и применение

При строительстве новых электрических воздушных магистралей или линий абонентской связи применяются анкерные зажимы, которые во многом облегчают и ускоряют монтаж. Существует несколько типов таких креплений. В этой статье будут перечислены основные виды и параметры этих изделий.

Анкерный зажим для самонесущих изолированных проводов – это приспособление, предназначенное для надежной фиксации САП между опорами, на которые они крепятся.

Так как анкерные зажимы продолжительное время эксплуатируются на открытом воздухе, основное внимание при их конструировании уделяется прочности.

При изготовлении зажимных устройств для самонесущей изолированной проводки используются сплавы на основе алюминия, оцинкованная сталь или очень прочный термопластик. Рассмотрим основные характеристики данных изделий.

  • Простота и скорость монтажа. При работе не требуется специальное обучение специалистов, и это значительно сокращает время, которое тратится на прокладку линий электропередач.
  • Безопасность. Конструкция креплений очень хорошо продумана, что позволяет снизить травматизм сотрудников и повреждение кабелей при монтаже.
  • Возможность сэкономить. Благодаря простой и надежной конструкции снижается расход материалов при монтаже электрических сетей.
  • Надежность. Анкерные крепления исправно служат при воздействии на них любых атмосферных явлений.

А также одной из особенностей зажимов является то, что они не подлежат ремонту: при выходе из строя их нужно заменить.

Анкерные зажимы делятся на несколько типов.

  • Клиновидный. Проводка крепится между двумя клиньями из пластика. Обычно его используют, когда расстояние между опорами около 50 м. Данные крепления могут использоваться и для прокладки оптико-волоконного абонентского кабеля. Очень легко и просто устанавливается, стоит недорого. Но когда необходимо крепить провод на очень большие промежутки, то он не подходит, так как может произойти его проскальзывание. Это может вызвать провисание и, как следствие, обрыв СИП.
  • Натяжной. Это специальный вид крепежа электропроводки, очень надежный, с его помощью производится монтаж различных кабелей на линиях. Благодаря особой конструкции он гасит вибрации от ветра и надежно крепит проводку в зажиме.
  • Поддерживающий. Применяется для того, чтобы не было провисания проводки, а также если монтаж кабелей проводится в помещениях под потолком. Он не дает проводам провисать, что в целом помогает им служить дольше.

Если требуется срастить проводку различных диаметров, то здесь придет на помощь концевой зажим. Он выполнен из алюминиевого сплава, при помощи болтов скрепляют изолированные или неизолированные провода.

Использование и параметры анкерных зажимов, а также их виды установлены ГОСТ 17613-80. Более подробно с нормативами можно ознакомиться, изучив соответствующие стандарты.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся варианты.

Для прокладки воздушных электрических и абонентских магистралей максимально эффективно используют зажимы анкерные 4х16 мм, 2х16 мм, 4х50 мм, 4х25 мм, 4х35 мм, 4х70 мм, 4х95 мм, 4х120 мм, 4х185 мм, 4х150 мм, 4х120 мм, 4х185 мм. В этом случае первая цифра указывает количество жил, которые анкер может нести, а вторая – диаметр этих проводов.

А также встречается и другой тип маркировки, например, 25х100 мм (2х16-4х25 мм2).

Диапазон диаметров сечения проводов, которые можно закрепить в крепления анкерного типа, огромен. Это могут быть тоненькие кабели диаметром от 3 до 8 мм, средние – от 25 до 50 мм, а также крупные жгуты от 150 до 185 мм. Очень хорошо зарекомендовал себя при прокладке воздушных магистралей зажим анкерный PA-4120 4х50-120 мм2 и РА 1500.

Область применение креплений анкерного типа для СИП довольно обширна и разнообразна. Они используются, когда необходимо закрепить оптический кабель на столбах освещения или на стенах, провести провода ввода электрической сети к различным объектам, удержать самонесущие гибкие линии в натянутом состоянии.

Пользоваться зажимами несложно, и делать это необходимо в полном соответствии с инструкцией и другой документацией.

  • Если крепить анкерный зажим не на кронштейн, а на затяжную петлю, то не понадобится дополнительный инструмент.
  • Монтаж нужно проводить при температуре наружного воздуха не ниже –20 градусов Цельсия.
  • После того как крепеж будет установлен в нужное место, и проводка будет уложена на свое место, не забывайте про ее фиксацию специальным зажимом, который не позволит изолированному кабелю выпасть из гнезда при ветровых нагрузках.
  • А также важно помнить о технике безопасности при работах.
Читайте также:  Какую ленточную пилу по металлу выбрать для производства

Про анкерные клиновые зажимы DN 95-120 смотрите далее.

Зажимы для опалубки: виды, сфера применения и монтаж

В современном строительстве нередко используются монолитные технологии. Особенности этого способа заключается в том, что конструкции отливаются из бетонного раствора, а не собираются из блоков или кирпичей.

Для заливки бетонного раствора собирают специальные формы из щитов. Для их соединения применяют стержни, которые вставляют в монтажные отверстия на щитах. Для скрепления этих стерней применяют специальный зажим для опалубки, его основное назначение – надежная фиксация элементов.

Для чего нужны зажимы

При монтаже опалубочных форм устанавливают друг напротив друга щиты из металла, пластика или ламинированной фанеры. Если раньше для скрепления щитов применяли стяжные болты с гайками, то в наше время все чаще используются при строительстве пружинные зажимы.

Это довольно простые устройства, выдерживающие нагрузки, которые оказывает бетонная смесь. Зажимы применяют при возведении опалубки для отливки фундаментов и стен. Конструкция замка простая, он состоит из следующих деталей:

  • площадки металлической (стандартный размер 105 на 70 мм), эти площадки, усиленные ребром жесткости, имеют отверстия для арматурных прутов;
  • направляющего, который приварен к площадке под прямым углом;
  • мощной пружины и подвижного язычка с зубчиками, эти детали закреплены при помощи прочных заклепок.

Язычок зацепляется за арматурные пруты, которые вставляют в монтажные отверстия опалубочных щитов, поэтому эта деталь должна быть максимально прочной и устойчивой к нагрузкам. Для изготовления детали используется прочный металл с антикоррозионным покрытием.

Использование пружинных замков возможно при применении арматурных прутьев диаметром от 6 до 20 мм. Чтобы закрепить зажим, необходимо использовать специальный ключ, при помощи которого затягивается пружина. Разберемся, в чем преимущества применении зажимов, какие разновидности этих устройств существуют и какие отличия существуют между ними.

Преимущества и недостатки зажимов

Чтобы понять, какой вариант крепления выбрать при монтаже опалубки, необходимо оценить преимущества и недостатки пружинных зажимов и сравнить их с использованием стяжных болтов. Основными плюсами применения являются:

  • Экономия времени. Установить и снять пружинный замок намного проще и быстрее, чем болт, так как не нужно тратить время на закручивание и откручивание гаек;
  • Рациональное распределение средств. Зажимы стоят дешевле, чем комплект стяжных болтов.
  • Высокая прочность. Применение пружинных замков позволяет создать прочное и надежное крепление.
  • Высокая оборачиваемость. Пружинные замки выдерживают многочисленные циклы работы.
  • Удобство монтажа. Устанавливают пружинные клипсы только с одной стороны опалубки. На второй стороне прутка приваривают фиксатор – кусок арматуры. Таким образом, один конец прутка будет похож на букву «Т», а второй останется свободным. Свободный конец вставляют в монтажные отверстия и устанавливают на него пружинную клипсу.
  • Экономия материалов. При установке стяжных болтов, их монтируют в трубках из ПВХ, чтобы исключить контакт крепежа с бетонной смесью. В результате в монолитной конструкции остаются отверстия. При применении зажимов арматурный пруток извлекать не нужно, достаточно будет просто срезать выступающий конец арматуры.
  • Универсальность. Использование этого крепежа возможно при сооружении опалубочных форм любых размеров.

Но, несмотря на многочисленные преимущества, есть у этого способа крепежа и существенный недостаток, а именно ограничение по нагрузке. Замки могут выдержать давление не более 4 тонн. Поэтому при сооружении крупных сооружений этот тип крепежа практически не используется.

Совет! Для сравнения приведем показатель предельной нагрузки, которая может быть оказана на стяжные болты, он составляем 20 тонн, то есть, в 5 раз больше, чем предельная нагрузка для пружинного замка.

Разновидности зажимов

Выпускаются пружинные клипсы разных видов, классификация проводится с учетом нескольких признаков. По материалу изготовления выделяют:

  • стальные с порошковой окраской;
  • стальные с оцинковкой.

Модели из оцинкованной стали прослужат дольше. Дело в том, что порошковая краска обеспечивает худший вариант защиты от коррозии, чем оцинковка. Кроме того, оцинкованные детали не требуют периодического обновления наружного покрытия, в отличие от деталей окрашенных. По нагрузке выделяют 3 вида:

  • облегченные, способные выдержать нагрузку до 2000 кг, их использование возможно при возведении малых архитектурных элементов;
  • усиленные модели могут выдержать нагрузку до 2500 кг, отличием является материал язычка, металл для изготовления этой детали закаляют в азотной среде. Кроме того, используется более прочная пружина;
  • суперусиленные, снабженные дополнительным ребром жесткости на площадке, эти модели способны выдержать нагрузку до 4000 кг.

Установка и демонтаж

Разберемся, как правильно использовать пружинные клипсы для крепления опалубки. Правильный порядок действий:

  • щиты опалубки устанавливают на запланированном расстоянии друг от друга;
  • в отверстия вставляют арматурные прутки, свободный край прутка должен выходить за пределы щитка на 15 см;
  • на выступающий конец прутка надевают зажим и сдвигают его так, чтобы он плотно прилегал к щиту;
  • надевают ключ на замок, закрепив его при помощи верхнего рычажка;
  • поворачиваем нижний рычажок, фиксируя замок.

Демонтажные работы провести еще проще. Необходимо:

  • дождаться застывания бетона, как правило, не имеет смысла ждать до полного отвердевания смеси, достаточно будет, чтобы конструкция приобрела начальную прочность;
  • молотком бьем по язычку лягушки и снимаем замок;
  • при помощи болгарки спиливаем выступающие части арматурных прутков.

Совет! При покупке пружинных замков нужно обратить внимание на то, что на рынке есть изделия разных производителей. Поэтому нужно обращать внимание на качество сварных швов, толщину площадки и мощность пружины.

Итак, зажим, устанавливаемые на арматурные прутки при монтаже опалубки – это относительно новая технология в сфере монолитного строительства. Оно очень удобно в использовании, монтаж осуществляется буквально за считанные секунды, демонтаж осуществляется буквально одним движением.

Стоимость пружинных замков относительно невысокая, стоят они существенно дешевле, чем стяжные болты, применяемые для тех же целей. Единственным недостатком является ограничение по нагрузкам, так, даже усиленный зажим нельзя применять для монтажа опалубочных систем, если планируемая нагрузка больше, чем 4000 кг.

Зажим соединения типа Z (оцинкованный)

  • Рис. 1 – Зажим соединение типа Z, внешний вид
  • Рис. 2 – Зажим соединение типа Z, габаритные размеры

Зажим соединения Типа Z (оцинкованный) — это четырех болтовый зажим из оцинкованной стали для соединения различных элементов заземления и молниезащиты. Высокопрочные болты обеспечивают требования ГОСТ 10434-82 «Соединения контактные электрические. Общие технические требования» ко 2-му классу соединений. Материалы элементов подобраны таким образом, чтобы избежать коррозии между проводниками, а так же вертикальным заземлителем.

Зажим для омедненного стержня типа Z — дает возможность подключат к локальному очагу заземления стальную оцинкованную полосу, оцинкованную проволоку, оцинкованный грозотрос, медный проводные проводники, а так же другие проводящие части.

Благодаря своей универсальности зажим является самым распространенным крепежом в области подключения, объединения элементов системы молниезащиты и заземления. Защищен от коррозии методом цинкования.

  1. Варианты соединений:
  2. — оцинкованный стержень-полоса;
  3. — оцинкованный стержень-проволока;
  4. — оцинкованный стержень-грозотрос;
  5. — оцинкованная полоса-полоса.
  6. Рис. 3 — пример соединения «проволока-проволока»
  7. Рис. 4 — пример соединения «стержень-полоса «
  8. Рис. 5 — пример соединения «грозотрос-полоса «
Наименование Материал Масса ,кг Артикул
Тип Z Оцинкованная сталь 0,3 Z10101

Зажим соединения для плоских проводников — это зажим из оцинкованной стали для соединения полосы заземления

Подробнее…

Муфта соединительная для омедненных стержней применяется для сочленения стержней заземления при помощи резьбы

Подробнее…

Квадратный зажим из нержавеющей стали для соединения медных шин размером 20х3 мм

Подробнее…

Держатель круглого проводника на трубе водостока (D10113) в исполнении перфорированный хомут — состоит из нержавеющей стальной ленты. В держателе имеются отверстия для крепежа под требуемый диаметр трубы водостока

Подробнее…

Стержень заземления из нержавеющей стали применяется в качестве вертикального заземлителя, длиной от 1 метра и больше, забиваемого на глубину от 0,5 — 0,7 м до 30 м, в составе заземляющего устройства

Подробнее…

Удароприемная головка для передачи энергии удара от отбойного молотка, перфоратора или вибромолота к столбу вретикальных заземлителей в локальном очаге

Подробнее…

Кабельный зажим. Особенности применения, назначение, характеристики

  • 17 февраля 2022 г. в 10:33
  • 281

Кабельная клица (cable cleat) или кабельный зажим — устройство для крепления одно- и многожильных кабелей разных классов напряжения (до 500 кВ) с изоляцией из поливинилхлоридного пластиката (ПВХ), сшитого полиэтилена (СПЭ), этиленпропиленовой резины (ЭПР), а так же других видов изоляций. Обеспечивает надежную фиксацию одиночных, нескольких в ряд или трех кабелей в треугольник. Его назначение — предотвращение чрезмерного перемещения кабеля из-за короткого замыкания.

Читайте также:  Нарезка резьбы: особенности проведения работ на трубопроводе, инструменты и приспособления

Правильно и надёжно закреплённый кабель — основополагающий фактор безопасной электросети. На фото: кабельные зажимы Ellis

Для защиты от воздействия электродинамических сил, возникающих при коротком замыкании, одножильные кабели должны быть надежно закреплены с использованием опор с прочностью, достаточной для выдерживания динамических сил, соответствующих предполагаемому току короткого замыкания. Любой разработчик или установщик системы силовых кабелей обязан рассмотреть метод их крепления к поверхности, чтобы ограничить движение, будь то электрическая неисправность или любая другая причина.

Почему важно использовать правильно подобранный кабельный зажим

При правильном выборе и установке изделия будут удерживать кабель, который подвергается воздействию сил, возникающих в результате короткого замыкания, значение которого находится в пределах максимального проектного тока короткого замыкания системы.

Виды кабельных зажимов

Как подобрать нужный

Необходимы следующие данные:

  • Ток короткого замыкания.
  • Технические параметры кабеля, включая номинальный диаметр кабеля и производственные допуски.
  • Тип опорной конструкции, например, лестница (включая расстояние между перекладинами), индивидуальная стальная конструкция и т. д.
  • Тип материала опорной конструкции, например: нержавеющая сталь, оцинкованная сталь и т. д.
  • Условия окружающей среды.

Стандарт IEC 61914

Стандарт IEC 61914-2015 «Кабельные зажимы для электрических установок» описывает серию испытаний, которые можно использовать для оценки их характеристик. Хотя стандарт не определяет уровни прохождения или отказа, он позволяет производителям определять рабочие характеристики зажимов, а заказчикам — сравнивать продукты разных производителей.

Аспекты конструкции и характеристик, охватываемые стандартом, включают:

  • Тип материала — металлический, неметаллический или композитный.
  • Минимальная и максимальная заявленные рабочие температуры.
  • Ударопрочность при минимальной заявленной рабочей температуре.
  • Способность кабельного зажима выдерживать осевое усилие соскальзывания.
  • Устойчивость к электромеханическим силам — то есть способность выдерживать силы, возникающие между кабелями в случае короткого замыкания.
  • Устойчивость к ультрафиолетовому излучению и коррозии.
  • Распространение пламени.

Механическая прочность

Описанный выше стандарт также включает формулу в «Приложении B», которая позволяет проектировщику рассчитать силу между двумя проводниками во время короткого замыкания. Если также известна прочность конкретного зажима, то можно вычислить оптимальное расстояние между ними для того чтобы ограничить силу, создаваемую повреждением.

Прочность часто определяют с помощью испытания на механическое растяжение. Однако результаты могут вводить в заблуждение, поскольку сила прикладывается медленно и под контролем, что не повторяет условия неисправности.

При коротком замыкании силы прикладываются почти мгновенно и колеблются во всех направлениях.

Опыт показывает, что кабельный зажим, выдерживающий испытание на механическое растяжение при заданной силе, не обязательно выдерживает испытание на короткое замыкание, даже если силы одинаковы.

Испытания на короткое замыкание

Проведение теста на короткое замыкание — единственный надежный способ проверить, что кабельный зажим способен выдержать нагрузки при условии возникновения определенного набора неисправностей.

Рекомендуется подтверждать любые заявленные данные об их прочности путем испытания на короткое замыкание, проводимого в независимой аккредитованной лаборатории.

Специалисты, консультанты и инженеры также должны в стандартной комплектации запросить полный отчет об испытаниях, который включает фотографии до и после испытаний, а также таблицу результатов и выводов.

Стандарт «Кабельные зажимы для электрических установок» предоставил стандартизированную методику проведения испытания на короткое замыкание и определение критериев успешного прохождения испытания. Тем не менее, данная методика дает значительную степень свободы выбора условий испытания, поэтому следует проявлять осторожность при интерпретации результатов.

Пример

Два производителя протестировали кабельные зажимы в соответствии с международным стандартом IEC 61914, и оба заявляют, что их продукт способен выдерживать ток короткого замыкания 140 кА.

Однако производитель «А» провел испытания с использованием кабеля диаметром 35 мм с перемычкой между центрами 600 мм, а производитель «B» — с использованием кабеля диаметром 45 мм с перемычкой между центрами 300 мм.

При этом ток короткого замыкания системы, где будут применяться эти изделия, составляет 60 кА, а предполагаемый кабель будет диаметром 30 мм. Шаг зажима — 1200 мм. Подходят ли оба испытуемых для кабеля? Нет!

Используя формулу из IEC 61914, сила, которой подвергся каждый кабельный зажим, составила:

  • 57 кН для производитель «А»
  • 22 кН для производителя «Б»

Минимально допустимый порог — 24 кН. Из эт ого следует, что изделие производителя «B» не соответствует требованиям стандарта.

Стойкость кабеля vs стойкость зажима

Существует большая разница между требованиями стойкости к короткому замыканию кабеля и кабельного зажима. Первый связан с электротермической деградацией кабеля в результате повышения температуры (нагрев под действием теплового напряжения), а второй — с удержанием кабеля в результате электромеханических сил.

Для типичных условий монтажа зажимов силового кабеля, которые основаны на термической стойкости электропроводника, требуется устойчивость к короткому замыканию 63 кА в течение 1 секунды или 40 кА в течение 3 секунд.

Однако испытание на короткое замыкание кабельного зажима не учитывает этот эффект нагрева, а вместо него полностью концентрируется на разрушающих электромеханических силах на пике, за которыми следует кратковременное снижение среднеквадратичного значения.

Международный стандарт IEC 61914 требует, чтобы продолжительность испытания на короткое замыкание составляла всего 0,1 секунды. Это соответствует пяти полным циклам, когда будет известна истинная прочность кабельного зажима.

Расчёт расстояния и типа кабеля

  • Если известны ток короткого замыкания системы и диаметр кабеля, следующая формула, взятая из IEC 61914, может использоваться для расчета сил между двумя проводниками в случае трехфазного замыкания:
  • Для трехфазных коротких замыканий с кабелями, уложенными в треугольник, максимальная сила на проводнике находится по следующей формуле:
  • Ft=0.17·ip2/S, где:
  • Ft — максимальная сила на проводнике при расположении в треугольник при трехфазном коротком замыкании цепи, Н/м;
  • ip — ударный ток короткого замыкания, кА;
  • S — расстояние между центрами двух соседних проводников, м.

Гальваническая коррозия и её влияние на кабельные зажимы

Один из наиболее важных вопросов, который следует учитывать при выборе кабельных зажимов — это риск коррозии материала. И не только из-за условий установки, но и из-за других металлов, с которыми кабельный зажим может соприкасаться. Она возникает, когда разнородные металлы контактируют друг с другом в присутствии электролита. На её скорость влияют два фактора:

  • Расстояние между двумя металлами в гальванической серии Чем дальше друг от друга находятся два металла в серии, тем выше риск гальванической коррозии, при этом у металла выше в списке (более анодный) скорость коррозии больше.
  • Относительные площади поверхностей различных металлов Если более анодный (выше в списке) металл имеет меньшую площадь поверхности, чем металл, с которым он контактирует, разница в площади поверхности приводит к увеличению скорости коррозии анодного металла. Что касается выбора кабельного зажима, площадь поверхности зажима обычно значительно меньше, чем у конструкции, на которой он установлен.

Следовательно, если зажим сделан из металла более анодного, чем его несущая конструкция, он будет подвержен гальванической коррозии. И наоборот, если зажим для кабеля является более катодным, чем его опорная конструкция, риск гальванической коррозии невелик.

Если, к примеру, оцинкованная лестница является опорной конструкцией и нет других существенных факторов, безопасно использовать кабельные зажимы из нержавеющей стали или алюминия.

Однако, если опорная конструкция сделана из нержавеющей стали, необходимо обеспечить разделение, если используются алюминиевые или оцинкованные кабельные зажимы.

Гальваническую коррозию нелегко предсказать, и на нее может влиять тип присутствующих электролитов: соленая или пресная вода, содержащая примеси. При защите от гальванической коррозии самым безопасным способом является разделение разнородных металлов с помощью разделительных шайб из полимеров.

Материал для кабельных зажимов

Как правило, они изготавливаются из аустенитной нержавеющей стали из-за ее немагнитных и коррозионных свойств — кабельный зажим не будет индуцировать вихревые токи или локализованный нагрев кабеля.

Нержавеющая сталь

Существует много различных типов нержавеющей стали, однако наиболее выделяются из них два, если речь идет о кабельных зажимах.

Аустенитная нержавеющая сталь 304

Часто обозначается как A2, является одной из наиболее часто используемых. Металл обладает превосходными коррозионностойкими свойствами в большинстве случаев, хотя чувствителен к атмосфере, где присутствуют хлориды, что делает его непригодным для использования в прибрежных или морских средах.

Аустенитная нержавеющая сталь 316

Также называется A4, содержит молибден, который обеспечивает стойкость к хлоридам. 316 часто называют морской нержавеющей сталью из-за ее пригодности для использования на прибрежных и морских объектах.

Типы 304 и 316 доступны в вариантах с низким содержанием углерода, а именно 304L и 316L. Они оба невосприимчивы к сенсибилизации (выделение карбида на границах зерен). Любые зажимы, изготовленные из нержавеющей стали и включающие сварку в процессе производства, должны быть изготовлены из низкоуглеродистого (L) варианта.

Антикоррозионные покрытия кабельных зажимов

Ржавчина по-простому, по-научному — коррозия

Свойства коррозионной стойкости нержавеющей стали являются результатом хрома, который вступает в реакцию с кислородом и образует самовосстанавливающийся непроницаемый слой оксида хрома на поверхности стали. В большинстве случаев слой оксида хрома чрезвычайно прочен и помогает противостоять гальванической коррозии. Однако в некоторых местах установки, таких как железнодорожные туннели, оксидный слой может быть подвержен воздействию пыли из мягкой стали или влаги. В таких обстоятельствах настоятельно рекомендуется использовать алюминий в качестве альтернативы.

Крепления

Крепежи на кабельных зажимах имеют основополагающее значение для прочности изделия и его способности выдерживать короткие замыкания. Крепежные элементы закупаются непосредственно у одобренных производителей, и любое крепление на любом зажиме напрямую отслеживается в записях о качестве партии продукции этого производителя.

Источник: https://ellispatents.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Станок