Весь металл идет на гвозди нужно успеть сбить двигатель для ракеты

Весь металл идет на гвозди нужно успеть сбить двигатель для ракетыСегодня сводки заполнены рапортами о применении современного ракетного оружия самого разного характера, от РСЗО до тактических (с украинской) и оперативно-тактических (с российской) комплексов по различным целям. Оставим на потом РСЗО, сегодня на рассмотрении крылатые ракеты, представителем которых выступит «Калибр» Весь металл идет на гвозди нужно успеть сбить двигатель для ракетыи баллистические, которых представляет «Искандер». Весь металл идет на гвозди нужно успеть сбить двигатель для ракетыОба комплекса применялись в ходе спецоперации на Украине, естественно, с осколочно-фугасной БЧ. Было успешно поражено значительное количество объектов военной инфраструктуры и нанесен приличный урон ВСУ.Весь металл идет на гвозди нужно успеть сбить двигатель для ракетыЕсть еще «Кинжал», который чем-то схож с «Искандером», в плане той же траектории (квазибаллистическая), но «Кинжал» — это чисто комплекс авиационного базирования, а «Искандер» и «Калибр» применяются с земли, или, как частный случай – с корабля.В любом случае, наземное и корабельное базирование от воздушного будут отличаться и весом, и размером.

История

Исторически оба вида ракет идут из сороковых годов прошлого века, из Германии. Весь металл идет на гвозди нужно успеть сбить двигатель для ракеты«Фау-1» конструкции Фрица Гросслау из компании «Аргус» стал прообразом всех крылатых ракет современности, а «Фау-2» конструкции Вернера фон Брауна – первая баллистическая ракета, которую с натяжкой можно назвать и межконтинентальной. Весь металл идет на гвозди нужно успеть сбить двигатель для ракетыВеликобритания хоть и не отдельный континент, но…В любом случае, можно считать, что дебюты «Фау-1» как крылатой ракеты, а «Фау-2» как баллистической, были успешными. Ракеты стартовали («Фау-2» даже с воздушных носителей), долетали до целей и те, которые не были сбиты зенитками или истребителями ПВО, наносили определенный ущерб.После войны «Фау-1» и «Фау-2» стали прообразами для крылатых и баллистических ракет, которые на их базе начали создавать СССР, США и Великобритания. Конечно, современные образцы этого оружия очень далеко ушли в эволюционном развитии от творений немецких инженеров, но общая концепция сохраняется.Разберемся в сходствах и различиях.

Траектория, скорость и дальность

Весь металл идет на гвозди нужно успеть сбить двигатель для ракеты«Искандер» летит по баллистической траектории. Двигатель ракеты работает только на стартовом отрезке, разгоняя ракету по максимуму. Далее ракета выходит в верхнюю точку траектории и начинает спуск вниз уже без участия двигателя, за счет первичного ускорения и силы тяжести Земли.Максимальная высота подъема «Искандера» около 100 км. Максимальная дальность полета – 500 км ракетой 9М723. Основная часть траектории пролегает на высоте более 50 км, что делает «Искандер» недоступным для противоракет.Скорость в конце разгонного участка – 2100 м/с. Скорость в начале финишного участка – 2600 м/с. Скорость при подлете к цели – 800 м/с.Весь металл идет на гвозди нужно успеть сбить двигатель для ракеты«Калибр», как и положено крылатой ракете, летит на высоте от 20 до 150 метров, огибая все неровности рельефа, в соответствии с картой, заложенной в память блока управления.Скорость крылатой ракеты на маршруте намного ниже, если перевести в привычные для баллистической ракеты метры в секунду, то около 280. Или 1000 км/ч. Но на подходе к цели у «Калибра» включается форсаж и ракета разгоняется почти до 3500 км/ч или 970 м/с.Дальность полета «Калибра» с ракетой 3М-54 составляет по озвученным данным до 1600 км.Таким образом, ракеты, которые двигаются по разным траекториям, в принципе, обладают примерно равными скоростями на финише. И перехват ракет на конечном участке траекторий – дело непростое, особенно если в распоряжении нет современных средств обнаружения и поражения высокоскоростных целей.

Однако, КР летит на протяжении всего маршрута медленнее БР, потому является более уязвимой для действий авиации ПВО и зенитных ракетно-пушечных комплексов. Кроме того, вполне возможен перехват КР с помощью ПЗРК.

Баллистическую ракету перехватить намного сложнее, в основном из-за огромной скорости на всем протяжении маршрута.

Маневрирование

Ракета «Искандера» может маневрировать по всему участку траектории. На разгонном и финальном отрезке за счет аэродинамических рулей, на участке в верхних слоях атмосферы – за счет газодинамических во время работы двигателя.

Это делает категорически сложным расчет точки встречи для компьютера, управляющего противоракетами, ведь по сути, БР описывает весьма странную траекторию, проложенную через множество точек, лежащих на пути ракеты. Выбор следующей точки, через которую пролетит нос ракеты, абсолютно случаен, поэтому выяснить закономерность и направить в очередную точку противоракету неимоверно сложно.

Да, такое маневрирование вызывает значительную потерю скорости БР, но оно стоит того. Невнятное и хаотичное болтание ракеты вокруг гипотетической траектории – это сложнейшая задача для ПРО, и, соответственно, значительно облегчает задачу БР по преодолению рубежей ПРО и ПВО на пути к цели.

Плюс БР комплекса «Искандер» несет в себе не только ложные цели, которые выпускаются в верхней части траектории, сбивая с толку систему ПРО противника, но и модули РЭБ, которые довносят в общую картину сумятицы.Весь металл идет на гвозди нужно успеть сбить двигатель для ракеты«Калибр» действует совершенно иначе. Ракета летит так, чтобы не попасть в зоны действий радаров. Нет обнаружения – не надо и сводить с ума баллистические компьютеры ПВО противника. Низкая высота в этом самый прекрасный помощник, ведь РЛС не может опустить свой луч ниже определенной отметки. Тут вообще у расчетов РЛС обнаружения много врагов: высотные постройки, леса, холмы, вообще рельеф – это большая помеха, да и сама кривизна поверхности Земли мешает. Причем, мешает все настолько, что КР может просто ориентируясь на излучение радаров запросто обходить зоны видимости РЛС.Примерно так же действовали российские вертолетчики, высаживая десант в Гостомеле, а украинские – атакуя нефтебазу в Белгороде. И здесь небольшая скорость КР в 800-1000 км/ч является подспорьем, потому что на такой скорости намного легче маневрировать, огибая складни местности и различные высотные объекты, чтобы не попять в поле зрения РЛС.Есть, правда, у КР очень серьезный противник: самолеты ДРЛО, способные сверху обнаружить ракету и навести на нее как ракеты комплексов ПВО, так и перехватчики. Но большой и медленный самолет ДРЛО сам по себе хорошая мишень и в прифронтовой зоне ему не место. А вот для охраны значимых объектов – вполне.Принципы разные. «Искандер» летит, совершенно не таясь, но траектория полета очень непростая, и попасть по ракете, летящей с такой скоростью очень и очень сложно. «Калибр» предпочитает не «светиться», используя малую высоту полета и складки местности.По сути же, у КР больше возможностей быть перехваченной и сбитой на маршруте следования, чем у БР на участке падения.

Размеры и вес

Маскировка и доставка ракет до места старта – это серьезный момент. Весь металл идет на гвозди нужно успеть сбить двигатель для ракеты«Искандер» более «толстый»: стартовая масса ракеты 3800 кг, масса БЧ – 480 кг. Длина ракеты 7,3 м, диаметр 0,92 м.«Калибр», как я уже писал – это «торпеда». Стартовая масса около 2000 кг, масса БЧ – 400 кг. Длина ракеты 8,22 м, диаметр – 0,533 м. Можно сказать, что ракеты в одной весовой категории. «Искандер» крупнее, но понятно, что ракете требуется много горючего для подъема на высоту в 100 км, а сам корпус должен быть более прочным, так как приходится преодолевать огромное сопротивление воздуха при спуске из верхней точки к цели. Отсюда и больший вес.У крылатой ракеты таких задач нет, потому производить и транспортировать ее значительно проще, нежели баллистическую.

Боевая часть

Здесь без разговоров лидирует «Искандер», ассортимент боевых возможностей которого поражает в прямом и переносном смысле этого слова.Если смотреть в общем, то всего у комплекса три варианта оснащения БЧ:- кассетная часть с дистанционным подрывом;- бетонобойная часть;- осколочно-фугасная часть;- фугасно-зажигательная.С ОФ все понятно, это классика.

Бетонобойная БЧ предназначена для поражения заглубленных бетонированных бункеров. Конечно, проникновение в толщу земли на такой скорости, с которой БР подходит к цели – это несложно. Дальше проблемы у бункера.Фугасно-зажигательная – тоже понятно, для различных складов и баз ГСМ и складов РАВ. Там, где надо просто хорошо поджечь, а дальше само все пойдет по накатанной.

А вот кассетные части у «Искандера» — это отдельная песня хором.- осколочная часть из 54 элементов с предварительным подрывом для живой силы;- кассетная с кумулятивными осколочными элементами ПТАБ-2.

5КО, способными пробивать броню до 20 мм;- с самоприцеливающимися с помощью собственных РЛС и ИК ГСН боевыми элементами для поражения скоплений техники СПБЭ-Д;- объёмно-детонирующего действия для поражения живой силы и техники среди застройки и в укрытиях.

— для дистанционного противопехотного минирования нажимными минами ПФМ-1;- для дистанционного минирования самоустанавливающимися минами-растяжками ПОМ-2;- для дистанционного противотанкового минирования магнитными минами ПТМ-3.Минирование, конечно, это как опция. Есть более простые, а главное – дешевые способы минирования в наше время.

https://www.youtube.com/watch?v=LDb4a_Nuoms\u0026t=115s

Ну и естественно, «Искандер» способен доставить куда нужно спецбоеприпас.А что «Калибр»? Только осколочно-фугасная БЧ. Ну и да, спецбоеприпас тоже может донести до сведения противника. Причем, на дальности, которая значительно превышает возможности «Искандера».Однозначно «Искандер» смотрится более внушительно в плане вариантов боевого применения. Но не спешим делать преждевременные выводы.

Точность

Точность «Искандера» для неядерной БР просто прекрасная. Система наведения смешанная: инерциальная на начальном и среднем участках полёта и оптическая на конечном участке полёта. Совместно с инерциальной системой можно использовать ГЛОНАСС, передавая ракете новые координаты и корректируя полет.

Оптическая ГСН 9Б918 и инфракрасным блоком наведения способна работать почти в любых условиях окружающей среды и времени суток. Кроме того, преимущество оптической ГСН заключается в том, что она не знает, что такое РЭБ, соответственно, пробовать сбить ее с толку, нарушив спутниковую навигацию или прервав радиоканал, не даст ожидаемого эффекта.

В итоге круговое вероятное отклонение «Искандера» составляет 5-7 метров со смешанной системой наведения и 10-30 метров с инерциальной. Но в основном сегодня на ракетах «Искандер-М» используется именно смешанная система с оптической ИК-ГСН.

Точность «Калибра» примерно в том же диапазоне: ГСН АРГС-54 при подлете на дистанцию 65 км самостоятельно захватывает цель, данные о которой предварительно заложены в ее блок наведения, сравнивает с полученные данные и уже направляет ракету в цель. КВО может составить 2-4 м.

Стоимость

Если бы можно было узнать, какова цена ракет, но увы, это есть тайна за семью печатями. Встречал в различных источниках разные цифры, но в достоверности не очень уверен. Для «Калибра», то есть, для ракеты 3М-54 очень часто называется стоимость в 50 миллионов рублей.

9М723 от «Искандера» оценивают в 400 миллионов, а 9М729 и вовсе в 500 миллионов.Спорить не стану, но действительно, можно и поверить. «Калибры» над Украиной летают стаями, став вместе с Х-101 героями десятков роликов в Интернете, а вот применение «Искандеров» более скромное.

Но ничего, «Кинжал» вообще один или два раза применили. Итого, можно подвести промежуточный итог.

Плюсы

«Искандер»:- практически невозможно перехватить на любом участке траектории, кроме начального разгона;- высокая точность попадания;- прекрасный выбор боевых частей;- не зависит от погодных условий;- возможность донаводки на конечном участке траектории;- не поддается воздействию РЭБ. Точнее, воздействовать можно, но эффект мизерный.«Калибр»:- высокая дальность полета;- высокая точность попадания;- не зависит от погодных условий;- различные варианты базирования;- невысокая стоимость.

Минусы

«Искандер»:- весьма высокая стоимость.«Калибр»:- возможность обнаружения и перехвата на маршруте подхода к цели;- возможность отработки по ракете средствами РЭБ.В итоге получается, что каждому комплексу – свое время и место применения. «Искандер» хорош там, где есть системы ПВО, способные перехватить крылатую ракету или работают самолеты ПВО.

Читайте также:  Самые маленькие саморезы по металлу

Комплекс прекрасен именно для уничтожения защищенных целей или того, что эти цели защищает.«Искандеру» практически не страшны современные комплексы ПВО, его огромная скорость и более чем странная траектория маневрирования позволяют донести БЧ до места назначения.

«Калибр» менее защищен, соответственно, его лучше использовать там, где ПВО противника уже подавлено или по менее значимым целям. И да, стоимость «Калибра» действительно позволяет гонять стаи ракет, исходя из принципа «кто-то да долетит».

И ведь долетают…Вот 25 апреля командование «Запад» Воздушных сил ВСУ сообщило, что сбило ДВЕ российских крылатых ракеты, которые были выпущены, предположительно, с самолета Ту-95. Хорошо, не станем вдаваться в подробности, понятно, что если «Ту-95 вылетел, то выпустит не две ракеты, а куда больше.

Тем более, что командование «Запад» признает, кстати, что «…нанесено несколько ракетных ударов по Западному региону с целью уничтожения объектов критической инфраструктуры». То есть, две ракеты сбили, остальные долетели и сделали свое дело. Что и требовалось доказать.

https://www.youtube.com/watch?v=LDb4a_Nuoms\u0026t=440s

В целом же, картинка простая: «Искандер» — оружие точное и дорогое, потому применять его надо именно тогда, когда понятно, что КР не долетит, а РСЗО не дотянется. И где есть оборона ПВО и ПРО.

А вот после того, как «Искандер» расчистит дорогу, тут уже можно «выпускать Кракена», точнее, стаю барракуд в лице крылатых ракет, которые добьют все, что осталось после «Искандера». Дешево и сердито.

Наличие и крылатых, и баллистических ракет в номенклатуре армии России значительно облегчает решение проблем на полях спецоперации на Украине. Это факт, который обойти просто нереально. И, если бы у ВСУ в распоряжении были не старые «Точки У», а нечто более современное, вести боевые действия им было бы проще. Но увы, тем, что есть, много не навоевать.

Роман Скоморохов

Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Военное обозрениев Яндекс Новостях

Военное обозрениев Яндекс Дзен

81 комментарий

Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.

Сша поставят украине систему пво nasams. сможет ли она изменить ход истории?

Весь металл идет на гвозди нужно успеть сбить двигатель для ракетыПроизводитель расшифровывает как Norwegian Advanced Surface to Air Missile System, но американские военные у себя на сайте почему-то называют ее National Advanced Surface-to-Air Missile Systems. Вероятно, кто-то считает, что так «патриотичнее» / ©Wikimedia Commons

Важность систем ПВО в боевых действиях на Украине невозможно переоценить. Именно они определяют ход событий, ибо это кампания в военном-техническом смысле отличается от всех остальных в истории человечества. Достаточно напомнить, что Россия в ее ходе уже выпустила много более двух тысяч крылатых и (квази)баллистических ракет. А это сильно больше, чем США запустили во всех войнах со своим участием вместе взятых.

Именно ракетные обстрелы сформировали ситуацию, при которой весь украинский театр военных действий «простреливается насквозь», а накопление серьезных запасов вооружения предельно затруднено. В то же самое время ВСУ запустили сотни «Точек-У» — но на ход военных действий они практически не повлияли, потому что подавляющее их большинство было перехвачено российской ПВО.

И это — только один из примеров. Противовоздушная оборона определяет и ход боевых действий на море: из-за появления на российских кораблях современных сухопутных систем ПВО Киеву не удается изменить ход операций там — несмотря на наличие у него современных протикорабельных ракет.

Та же ПВО во множестве сбивает реактивные снаряды ВСУ, чем серьезно влияет и на бои во фронтовой полосе. Именно поэтому появление у Украины современных зенитно-ракетных комплексов в достаточных количествах действительно могло бы серьезно изменить ход боевых действий.

Осталось только понять, случится ли это на самом деле.

«Патриоты»: то, что вряд ли выберет настоящий патриот

Министерство обороны США в начале июля 2022 года объявило: в новый пакет военной помощи Украине входят два NASAMS. Это зенитно-ракетный комплекс норвежского, а не американского производства, его делает все та же Kongsberg, что создала исключительно удачные противокорабельные ракеты NSM.

ЗРК норвежского происхождения выбрана потому, что в остальном западном мире настолько удачных комплексов  не выпускают. Качества этой системы настолько высоки, что именно ее — а не американские аналоги — используют для защиты Белого дома.

Но вот может ли NASAMS поменять ход и исход боев на Украине?

Сообщение Минобороны США вызывает вопрос. Почему норвежский NASAMS, а не американский «Патриот»? Дальность у последнего — до 160 километров, что выглядит намного внушительнее, чем 40-50 километров дальности NASAMS. 

Весь металл идет на гвозди нужно успеть сбить двигатель для ракетыБазовый радар «Патриота» видит только четверть неба / ©Wikimedia Commons

Проблема заключается в том, что «Патриот» еще в момент проектирования задумали не очень хорошо. При работе он «видит» только 90 градусов — четверть окружающего его пространства.

Во время атаки беспилотников хуситов на Абкайк в 2019 году «Патриоты» (хотя и не только они) не то что не сбили БЛА йеменцев, но и не увидели их: они были развернуты в сторону Ирана, а сзади оставались слепы.

Это резко отличает их от С-300 и более поздних систем советской разработки, с их, в норме, круговым обзором.

Но даже если бы «Патриоты» спроектировали нормально, способными «видеть» во все стороны, то вряд ли бы это помогло. В июле 2016 года один российский оператор беспилотника в Сирии слегка «заблукал», и вместо Сирии стал разведывать Израиль. ЦАХАЛ ориентировал «Патриоты» вовне, так что они увидели БЛА. И?

Весь металл идет на гвозди нужно успеть сбить двигатель для ракетыЧтобы начать обозревать другие 90 градусов,  «Патриоту» надо разворачивать радар на машине чисто физически: без этого поменять сектор обзора не выйдет. А такой поворот, в свою очередь, не особенно оперативен  / ©Wikimedia Commons

И ничего. Два залпа ракет «Патриота» не привели к поражению цели. Мягко говоря, не передовой российский беспилотник оказался слишком малозаметным, чтобы «Патриот» смог навести на него ракету достаточно точно.

Головки самонаведения тут тоже не помогли. Оператор так и не заметил, что его кто-то атаковал, полетал, полетал и вернул свой дрон в Сирию целым.

Между тем две американские ракеты стоили 6 миллионов долларов — как два танка Т-90.

В общем-то, все как в фильме «Войны Пентагона»: «Патриоты» остаются хорошим средством увеличения ВВП США, но вот применять их на настоящем поле боя сравнительно рискованно. Там нужно что-то, что работает.

Как будет «Бук» по-норвежски?

К сожалению, американские разработчики не создали серьезных альтернативных «Патриоту» систем, поэтому наиболее технически разборчивые головы в странах НАТО решили восполнить этот пробел сами. Создавать ракеты с нуля норвежская Krongsbotg не захотела: это дорого.

Она взяла американские ракеты воздух — воздух (то есть исходно сделанные для истребителей) AMRAAM — с радарной головкой самонаведения, сделала для них мобильные пусковые установки, взяла готовый наземный радар для первичного обнаружения и наведения, и собрала из этого систему NASAMS.

AMRAAM — неплохие ракеты, с вероятностью поражения целей не ниже 59%. 

Весь металл идет на гвозди нужно успеть сбить двигатель для ракетыБазовая часть установки может быть и не на мобильном шасси. Впрочем, его использование, конечно, повышает живучесть  / ©Wikimedia Commons

Позже к ним добавили американские ракеты для истребителей, но уже с инфракрасной головкой самонаведения, AIM-9X Sidewinder. Такие средства поражения в чем-то лучше ракет с «набортной РЛС». Они атакуют цели, не предупреждая их радарным облучением. Это значит, что вероятность отстрела «противоракетных» ловушек самолетом-целью ниже: тот может просто не узнать об атаке, пока его не поразят.

Неудивительно, что именно этот комплекс, а вовсе не «Патриот», прикрывает Белый дом: президент США — он ведь не американский солдат (в войсках NASAMS мало), ему нужно действительно эффективное воздушное прикрытие. Впрочем, надо признать, и Белый дом с воздуха NASAMS как-то не смог защитить от полета простого почтальона (радары его просто не обнаружили), но это уже совсем другая история.

Однако у подхода «давайте, не будем усложнять и просто купим ракеты от истребителей» есть и обратная сторона. Для начала: «самолетная» ракета имеет радар умеренных размеров, потому что большой, как у «Панциря» или «Тора», в боеголовку не запихнуть.

Значит, малоразмерные цели уничтожать ими сложнее, чем «Панцирями», где ракеты делали для задач ПВО, а не воздушной стрельбы. И это так и есть: в упомянутом выше случае из 2016 года российский беспилотник после «Патриотов» попробовали сбить еще и израильские F-16. Они, однако, тоже никуда не попали.

Ясно, что NASAMS с теми же ракетами вряд ли преуспеет больше.

Весь металл идет на гвозди нужно успеть сбить двигатель для ракетыФинский грузовик-платформа для NASAMS по габаритам напоминает С-300. Вот только радиус действия кратно меньше  / ©Wikimedia Commons

Почему же «Панцири» в той же Сирии успешно поражали малоразмерные беспилотники, которыми местная оппозиция пыталась атаковать Хмеймим? Никаких чудес здесь нет: у «Панциря» намного больше радар, и он ведет ракету до самого конца, не полагаясь на РЛС в головке самонаведения (которой у «Панциря» и нет), как у AMRAAM F-16.  Неудивительно, что более крупный и специализированный радар и удерживать цель может лучше. 

Но это не последний минус норвежской импровизации на фоне специализированных систем ПВО российской стилистики. Ракета, стартующая с самолета, имеет, благодаря скорости носителя, заметное энергетическое преимущество: ведь у него у самого скорость в сотни метров в секунду. Кроме того, самолет-истребитель летает на километровых высотах, близких к высоте атакуемого им самолета.

Весь металл идет на гвозди нужно успеть сбить двигатель для ракетыОдин из типов машин российского комплекса «Бук», несет 12 ракет. Как и NASAMS, она может работать по данным от внешнего радара наведения / ©Wikimedia Commons

А вот комплекс ПВО имеет скорость примерно ноль метров в секунду, да и высота не сильно больше. Здесь ракете надо тратить массу энергии, чтобы набрать высоту цели — как и ее скорость. Поэтому формальная дальность ракет, входящих в NASAMS, огромная —  AMRAAM летают до 160 километров.

С реальной хуже: 40-50 километров для ракет AMRAAM-ER, увеличенной дальности. Остальные — еще меньше, а наиболее опасную AIM-9 Sidewinder вообще дальше 15 километров лучше не запускать.

Фактическая высотность обстреливаемых ЗРК целей до сих пор дебатируется, но вряд ли она выше 15 километров для скоростных целей.

Это означает, что  NASAMS не имеет приписываемой ею CNN дальности «более 160 километров». У США и их союзников вообще нет ПВО такой дальности — тот же «Патриот» дальше 160 километров не работает, это не С-300/400/500.

Весь металл идет на гвозди нужно успеть сбить двигатель для ракетыРадиолокатор подсвета и наведения зенитно-ракетного комплекса «Бука» позволяет ему находить крылатые ракеты на высоте в десяток метров на удалении до 40 километров: У NASAMS таких возможностей нет, поскольку нет такого высокого радара «на  мачте».  / ©Wikimedia Commons

Более того:  NASAMS — это «Бук» по-норвежски, а не система ПВО большой дальности, как ее декларируют в западных СМИ. В самом деле: российский «Бук-M3» имеет дальность 70 километров и досягаемость по высоте 35 километров.

Читайте также:  Сурик по железу что это

Это заметно больше, чем у норвежского комплекса.

Да что там М3 — даже работающий у Украины, пусть и в малых количествах, советский «Бук» имел дальность поражения самолетов до 35 километров и высотность до 22 километров, то есть вполне сопоставимо с NASAMS.

Влияние на бои: сомнительное

Хорошо, перед нами западный аналог «Бука». Но разве это не может сыграть большую роль в боях на Украине? Хорошо известно, что советские «Буки» ВСУ хоть и не сбивают много российских самолетов, но заставляют их запускать ракеты издалека и с малой высоты, чтобы не входить в зону поражения. 

Однако как бы качественно не делал оружие СССР, с его распада прошло больше 30 лет, и ракеты «Буков» ВСУ как минимум столько же, а это большой срок для ракеты. Произвести новые независимая Украина уже не могла. Да и российская сторона медленно, но верно уничтожает советское «буковое» наследие Киева, как на этом видео.

«Искандер» уничтожил комплекс ПВО «Бук» под Киевом

Получается, пусть поставки  NASAMS и не дадут украинской армии никаких новых возможностей, но хотя бы позволят подольше сохранить старые.

https://www.youtube.com/watch?v=LDb4a_Nuoms\u0026t=630s

В целом примерно так все и есть. Кроме одного: заявляемые США дозы поставок таких установок пока гомеопатические. Две ЗРК — ничтожная цифра, на порядки уступающая числу ЗРК, которые были у ВСУ на 24 февраля 2022 года.

Если не помогли исходные полсотни дивизионов ПВО, чем помогут две установки? Массового производства таких систем в странах Запада нет. То есть восполнить численность украинской ПВО до 24 февраля 2022 года они не смогут даже при всем желании.

А ведь и уровень 24 февраля 2022 года помог ВСУ, прямо скажем, не запредельно сильно.

NASAMS могли бы реально повлиять на ход боевых действий, если бы их поставили туда, скажем, под тысячу. Это подняло бы насыщенность ПВО до такого уровня, когда российские самолеты и вертолеты были бы вынуждены стрелять только с кабрирования (Naked Science отдельно разбирал этот метод здесь).

Удалось бы начать систематически сбивать российские дозвуковые крылатые ракеты. Конечно, ракеты воздух — воздух, как у NASAMS, на фоне земли не очень хорошо их различают и сбивают, но все-таки какую-то часть поразить бы удавалось.

Да, это не касалось бы «Искандеров» и «Кинжалов», благо те гиперзвуковые и оттого не перехватываемые, но хоть что-то. 

Весь металл идет на гвозди нужно успеть сбить двигатель для ракетыРоссийский «Бук-M3» может работать и с опорой на собственный радар. На таком типе пусковых только шесть ракет, как у типичной ПУ NASAMS / ©Wikimedia Commons

Однако все это нереально. И дело даже не в том, что такая поставка стоила бы триллионы долларов. Проблема в том, что даже полутысячи NASAMS вообще нигде нет: у всех 12 стран-операторов пусковых для них много меньше. Даже если бы удалось выцарапать у Венгрии, Омана и прочих все их NASAMS и дополнить это новым производством, собрать нужное число установок бы не удалось.

Подведем итоги. На данный момент заявляемые поставки норвежских средств ПВО на Украину выглядят как «гол престижа». С военной точки зрения дела ВСУ идут не самым блестящим образом, несмотря на то что военно-техническая помощь западных стран им уже достигла миллиардов долларов.

США нужно показать, что они пытаются как-то переломить обстановку. И пусть в военном смысле новая техника заведомо окажется каплей в море, причем каплей, качественно не превосходящей то, что у Украины уже есть, но в пиар-плане такая поставка нужна.

Если не Киеву, то хотя бы Вашингтону.

Гиперзвуковая ракета “Авангард” — на что она способна

“Авангард” — одна из самых нашумевших российских военных разработок последнего десятилетия. Оружие представляет собой гиперзвуковой ракетный комплекс стратегического назначения.

Он обладает возможностями межконтинентальной баллистической ракеты, а также маневрирующего боевого блока. “Авангард” примечателен тем, что стал самым быстрым летательным аппаратом в истории человечества.

Боевой блок разгоняется до скорости в 28 Махов, что составляет 9,5 километра в секунду. При этом мощность боевой части может составлять от 800 килотонн до 2 мегатонн. Ракета способна преодолевать любую на сегодняшний день противоракетную оборону противника.

Проще говоря, это ядерное оружие, против которого пока нет защиты. Предлагаем далее подробнее разобраться в чем особенность «Авангарда», какие у него имеются плюсы и минусы.

Весь металл идет на гвозди нужно успеть сбить двигатель для ракеты

Сверхзвуковая сратегическая ракета «Авангард» стала самым скоростным летательным аппаратом в истории

Разработка гиперзвуковой ракеты “Авангард”

Гиперзвуковое оружие считается новейшей разработкой, однако мало кто знает, что работы над проектом начались еще в середине 80-х годов на НПО машиностроения. Изначально целью проекта была разработка оружия, которое сможет преодолевать систему ПРО США. Тогда было предложено оснастить межконтинентальную ракету крылатым боевым блоком.

С потеплением отношений между США и СССР в 1989 году от создания ракеты решили отказаться. Правда, во многом это было связано еще и с экономическими причинами. Но конструкторам удалось убедить руководство страны продолжить разработку хотя бы боевого блока.

Весь металл идет на гвозди нужно успеть сбить двигатель для ракеты

Разработка гиперзвукового оружия началась еще при СССР

В целях экономии было решено создавать новое оружие на базе уже существующей ракеты УР-100Н УТТХ. Первые испытательные пуски были совершены уже в 1990 году, однако проект не получил дальнейшего развития в связи с распадом СССР и началом кризиса.

Решение возобновить работу над проектом было принято в период нового витка напряженности между странами. Напомним, что в начале 2000-х годов это было связано с решением США выйти из Договора об ограничении систем противоракетной обороны. Нельзя сказать, что разработка проходила гладко. В период с 2013 по 2015 года серия испытания окончилась провалом.

Проблемы заключались в обеспечении устойчивости к высоким температурам и разработке системы управления. Но в конечном итоге их удалось решить. В итоге 27 декабря 2019 года первый ракетный комплекс “Авангард” был поставлен на боевое дежурство. Впоследствии стало известно о поступлении еще нескольких комплексов. До 2027 года планируется развернуть двенадцать пусковых установок

Весь металл идет на гвозди нужно успеть сбить двигатель для ракеты

Носителем боевого блока «Авангард» является ракета УР-100Н УТТХ

Ракета “Авангард” — характеристики и возможности

“Авангард” представляет собой ракетный комплекс шахтного базирования, который до 2027 года должен заменить собой комплексы РС-26 «Рубеж» и БЖРК «Баргузин». Новое оружие обладает сразу несколькими важными преимуществами, среди которых межконтинентальная дальность, точность аналогичная крылатым ракетам и невероятная скорость.

В результате этого всего она может обойти американскую систему ПРО и нанести ядерный удар в глубине территории. Причем боевая часть достигнет цели спустя 15 минут после запуска.

Технические характеристики гиперзвуковой ракеты держатся в секрете. Однако некоторые данные о ней все же известны. К примеру, в 2018 году сообщалось, что во время первого официального первого полета она развила скорость в 33000 км/ч и поразила цель.

Весь металл идет на гвозди нужно успеть сбить двигатель для ракеты

В перспективе носителем боевого блока «Авангард» станет ракета «Сармат»

По некоторым данным длина боевого блока составляет 5-7 метров. Благодаря облицовке композитными материалами, корпус выдерживает нагрев в несколько тысяч градусов, а также надежно защищен от лазерного облучения. Так как блок имеет собственные двигателя, он может изменять свою скорость и маневрировать.

Носителем боевой части “Авангард” в настоящее время является межконтинентальная баллистическая ракета УР-100Н УТТХ еще советского образца. Но в перспективе в качестве носителя будут использоваться новейшие ракеты “Сармат”, о которых мы рассказывали ранее.

Весь металл идет на гвозди нужно успеть сбить двигатель для ракеты

Авангард может нанести удар в любой точке вражеской страны

Минусы ракеты “Авангард”

Из всего вышесказанного может показаться, что “Авангард” представляет собой идеальное стратегическое оружие. Однако у него имеются свои минусы. Один из них — это наличие всего одного ядерного заряда, то есть ракета может поразить только одну цель. Обычная баллистическая ракета содержит до шести зарядов.

ВНИМАНИЕ! ПУБЛИКУЕМ ССЫЛКУ НА ЯНДЕКС.ДЗЕН КАНАЛ. Не упустите возможность подписаться, здесь вас ждут захватывающие материалы, которых нет на нашем сайте.

Кроме того, как бы это странно ни звучало, высокая скорость ракеты является не только ее преимуществом, но и недостатком. Как мы сказали выше, боевой блок разогревается в процессе полета до очень высокой температуры. В результате он легко выявляется инфракрасными датчиками, которыми оборудованы спутник.

Да, системы ПРО все равно не смогут сбить ракету, даже если она будет обнаружена. Однако США смогут нанести ответный удар. Поэтому, по мнению некоторых экспертов, применение такого оружия, фактически, не дает преимуществ в ядерной войне. В частности, об этом говорит американский эксперт Питер Сучиу.

Что дают тренировки на изометрию. Зачем гнуть металл. СТАТЬЯ ДЛЯ МУЖИКОВ

Был у меня период когда я гнул, ломал и завязывал в узлы гвозди.

Каждый день я ежедневно ломал: 1 двухсотый гвоздь 1 трехсотый 1 четырехсотый. Затем по желанию завязывал узел сотского из двух двухсотых или двух трехсотых. В дополнение к этому я подтягивался, отжимался и приседал, без фанатизма, так в охотку. Но упор был именно на изометрию, 80 % всех тренировок, я гнул и ломал металл.

Это два двухсотых. В конце статьи увидите, что из них можно связать.Это два двухсотых. В конце статьи увидите, что из них можно связать.

Изначально мне было тяжело справляться даже с сотым гвоздем, но уже спустя примерно неделю в дело пошли двухсотые которые я даже согнуть не мог, немного приловчившись и подобрав под себя технику дело стало спорится, и примерно через 2 месяца, хоть и с большим трудом, я ломал трехсотые гвозди.

Какие изменения произошли.

И значит как то раз сидим мы в кафе, пьем. И тут заходит один товарищ знакомый, который как напьется постоянно буянить начинает и ищет хорошей драки.

В итоге началась разборка, и мы подрались.

После первого же удара я понял что такое гнуть металл.

Я не почувствовал ни одной старой травмы.

Ни перелом на правой руке, который давал о себе знать даже при легком ударе, ни локти, ни плечи, ни запястья, которые вылетали и болели при серьезной работе как по боксерскому мешку, так и по человеку при уличной драке, уже меня не беспокоили. Я мог действовать так как будто их и не было вовсе. Все укрепилось настолько, что я почувствовал необычайную силу, а от этого уверенность и полную свободу движений.

Теперь я опять мог прикладывать такое усилие, которое хотел. В следствии чего делать акцент в момент удара, не боясь травмироваться.

После всего двух ударов, у моего визави, было рассечено лицо с обеих сторон, под глазами появились гематомы, в крови стоял не только он, но и я. Мне стало даже немного страшно за его здоровье.

На следующий день когда мы встретились, я услышал такую фразу. Наконец-то ты стал бить как мужик. А этот человек знает толк в том как получать по голове, у него что ни день, то драка на улице. Мы с ним до этого трижды уже сцеплялись, после этого раза, он больше со мной на конфликт не шел.

Может это не самый надежный показатель, но факт на лицо. Руки целы, соперник травмирован.

Теперь я стараюсь регулярно гнуть ломать и закручивать гвозди. Недавно вот такие скрутил.

Читайте также:  Валентность металлов при электролизе

Узлы Сотского, из гвоздей 200мм, таких же как на фото выше.Узлы Сотского, из гвоздей 200мм, таких же как на фото выше.

Тяжело идет, но через пару месяцев на побольше размер перейду.

Проверенные временем: из каких металлов строят современные ракеты

Алюминий

«Крылатый металл», любимец авиаконструкторов. Чистый алюминий втрое легче стали, очень пластичен, но не очень прочен.

Чтобы он стал хорошим конструкционным материалом, из него приходится делать сплавы. Исторически первым был дуралюмин (дюралюминий, дюраль, как мы его чаще всего зовем) — такое имя дала сплаву немецкая фирма, впервые его предложившая в 1909 году (от названия города Дюрен).

Этот сплав, кроме алюминия, содержит небольшие количества меди и марганца, резко повышающие его прочность и жесткость. Но есть у дюраля и недостатки: его нельзя сваривать и сложно штамповать (нужна термообработка).

Полную прочность он набирает со временем, этот процесс назвали «старением», а после термообработки состаривать сплав нужно заново. Поэтому детали из него соединяют клепкой и болтами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В ракете он годится только на «сухие» отсеки — клепаная конструкция не гарантирует герметичности под давлением. Сплавы, содержащие магний (обычно не больше 6%), можно деформировать и сваривать. Именно их больше всего на ракете Р-7 (в частности, из них изготовлены все баки).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Американские инженеры имели в своем распоряжении более прочные алюминиевые сплавы, содержащие до десятка разных компонентов. Но прежде всего наши сплавы проигрывали заокеанским по разбросу свойств.

Понятно, что разные образцы могут немного отличаться по составу, а это приводит к разнице в механических свойствах.

В конструкции часто приходится полагаться не на среднюю прочность, а на минимальную, или гарантированную, которая у наших сплавов могла быть заметно ниже средней.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В последней четверти XX века прогресс в металлургии привел к появлению алюминий-литиевых сплавов. Если до этого добавки в алюминий были направлены только на увеличение прочности, то литий позволял сделать сплав заметно более легким. Из алюминий-литиевого сплава был сделан бак для водорода ракеты «Энергия», из него же делают сейчас и баки «Шаттлов».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наконец, самый экзотический материал на основе алюминия — боралюминиевый композит, где алюминию отведена та же роль, что и эпоксидной смоле в стеклопластике: он удерживает вместе высокопрочные волокна бора.

Этот материал только-только начал внедряться в отечественную космонавтику — из него сделана ферма между баками последней модификации разгонного блока «ДМ-SL», задействованного в проекте «Морской старт». Выбор конструктора за прошедшие 50 лет стал намного богаче.

Тем не менее как тогда, так и сейчас алюминий — металл №1 в ракете. Но, конечно же, есть и целый ряд других металлов, без которых ракета не сможет полететь.

Титан и титановые сплавы

Самый модный металл космического века. Вопреки широко распространенному мнению, титан не очень широко применяется в ракетной технике — из титановых сплавов в основном делают газовые баллоны высокого давления (особенно для гелия). Титановые сплавы становятся прочнее, если поместить их в баки с жидким кислородом или жидким водородом, в результате это позволяет снизить их массу.

На космическом корабле ТКС, который, правда, так ни разу и не полетел с космонавтами, привод стыковочных механизмов был пневматическим, воздух для него хранился в нескольких 36-литровых шар-баллонах из титана с рабочим давлением 330 атмосфер. Каждый такой баллон весил 19 килограммов.

Это почти впятеро легче, чем стандартный сварочный баллон такой же вместимости, но рассчитанный на вдвое меньшее давление!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Железо

Незаменимый элемент любых инженерных конструкций. Железо в виде разнообразных высокопрочных нержавеющих сталей — второй по применению металл в ракетах. Везде, где нагрузка не распределена по большой конструкции, а сосредоточена в точке или нескольких точках, сталь выигрывает у алюминия.

Сталь жестче — конструкция из стали, размеры которой не должны «плыть» под нагрузкой, получается почти всегда компактнее и иногда даже легче алюминиевой.

Сталь гораздо лучше переносит вибрацию, более терпима к нагреву, сталь дешевле, за исключением самых экзотических сортов, сталь, в конце концов, нужна для стартового сооружения, без которого ракета — ну, сами понимаете…

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но и баки ракеты могут быть стальными. Удивительно? Да. Однако первая американская межконтинентальная ракета Atlas использовала баки именно из тонкостенной нержавеющей стали. Для того чтобы стальная ракета выиграла у алюминиевой, многое пришлось радикально изменить.

Толщина стенок баков у двигательного отсека достигала 1,27 миллиметра (1/20 дюйма), выше использовались более тонкие листы, и у самого верха керосинового бака толщина составляла всего 0,254 миллиметра (0,01 дюйма).

А водородный разгонный блок Centaur, сделанный по такому же принципу, имеет стенку толщиной всего лишь с лезвие бритвы — 0,127 миллиметра!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Столь тонкая стенка сомнется даже под собственной тяжестью, поэтому форму она держит исключительно за счет внутреннего давления: с момента изготовления баки герметизируются, наддуваются и хранятся при повышенном внутреннем давлении. В процессе изготовления стенки подпираются специальными держателями изнутри.

Самая сложная стадия этого процесса — приварка днища к цилиндрической части. Ее обязательно нужно было выполнить за один проход, в результате ее в течение шестнадцати часов делали несколько бригад сварщиков, по две пары каждая; бригады сменяли друг друга через четыре часа.

При этом одна из двух пар работала внутри бака.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нелегкая, что и говорить, работа. Но зато на этой ракете американец Джон Гленн впервые вышел на орбиту. Да и дальше у нее была славная и долгая история, а блок Centaur летает и по сей день.

У «Фау-2», между прочим, корпус тоже был стальным — от стали полностью отказались только на ракете Р-5, там стальной корпус оказался ненужным благодаря отделяющейся головной части.

Какой же металл можно поставить на третье место «по ракетности»? Ответ может показаться очевидным. Титан? Оказывается, вовсе нет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Медь

Основной металл электро- и тепловой техники. Ну разве не странно? Довольно тяжелый, не слишком прочный, по сравнению со сталью — легкоплавкий, мягкий, по сравнению с алюминием — дорогой, но тем не менее незаменимый металл.

Все дело в чудовищной теплопроводности меди — она больше в десять раз по сравнению с дешевой сталью и в сорок раз по сравнению с дорогой нержавейкой. Алюминий тоже проигрывает меди по теплопроводности, а заодно и по температуре плавления.

А нужна эта бешеная теплопроводность в самом сердце ракеты — в ее двигателе. Из меди делают внутреннюю стенку ракетного двигателя, ту, которая сдерживает трехтысячеградусный жар ракетного сердца.

Чтобы стенка не расплавилась, ее делают составной — наружная, стальная, держит механические нагрузки, а внутренняя, медная, принимает на себя тепло.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В тоненьком зазоре между стенками идет поток горючего, направляющегося из бака в двигатель, и тут-то выясняется, что медь выигрывает у стали: дело в том, что температуры плавления отличаются на какую-то треть, а вот теплопроводность — в десятки раз. Так что стальная стенка прогорит раньше медной. Красивый «медный» цвет сопел двигателей Р-7 хорошо виден на всех фотографиях и в телерепортажах о вывозе ракет на старт.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В двигателях ракеты Р-7 внутренняя, «огневая», стенка сделана не из чистой меди, а из хромистой бронзы, содержащей всего 0,8% хрома.

Это несколько снижает теплопроводность, но одновременно повышает максимальную рабочую температуру (жаростойкость) и облегчает жизнь технологам — чистая медь очень вязкая, ее тяжело обрабатывать резанием, а на внутренней рубашке нужно выфрезеровать ребра, которыми она прикрепляется к наружной. Толщина оставшейся бронзовой стенки — всего миллиметр, такой же толщины и ребра, а расстояние между ними — около 4 миллиметров.

Чем меньше тяга двигателя, тем хуже условия охлаждения — расход топлива меньше, а относительная поверхность соответственно больше.

Поэтому на двигателях малой тяги, применяемых на космических аппаратах, приходится использовать для охлаждения не только горючее, но и окислитель — азотную кислоту или четырехокись азота.

В таких случаях медную стенку для защиты нужно покрывать хромом с той стороны, где течет кислота. Но и с этим приходится смиряться, поскольку двигатель с медной огневой стенкой эффективнее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Справедливости ради скажем, что двигатели со стальной внутренней стенкой тоже существуют, но их параметры, к сожалению, значительно хуже. И дело не только в мощности или тяге, нет, основной параметр совершенства двигателя — удельный импульс — в этом случае становится меньше на четверть, если не на треть.

У «средних» двигателей он составляет 220 секунд, у хороших — 300 секунд, а у самых-пресамых «крутых и навороченных», тех, которых на «Шаттле» три штуки сзади, — 440 секунд. Правда, этим двигатели с медной стенкой обязаны не столько совершенству конструкции, сколько жидкому водороду. Керосиновый двигатель даже теоретически таким сделать невозможно.

Однако медные сплавы позволили «выжать» из ракетного топлива до 98% его теоретической эффективности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Серебро

Драгоценный металл, известный человечеству с древности. Металл, без которого не обойтись нигде. Как гвоздь, которого не оказалось в кузнице в известном стихотворении, он держит на себе все. Именно он связывает медь со сталью в жидкостном ракетном двигателе, и в этом, пожалуй, проявляется его мистическая сущность.

Ни один из других конструкционных материалов не имеет никакого отношения к мистике — мистический шлейф веками тянется исключительно за этим металлом. И так было в течение всей истории его использования человеком, существенно более долгой, чем у меди или железа.

Что уж говорить об алюминии, который был открыт только в девятнадцатом столетии, а стал относительно дешевым и того позже — в двадцатом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За все годы человеческой цивилизации у этого необыкновенного металла было огромное количество применений и разнообразных профессий. Ему приписывали множество уникальных свойств, люди использовали его не только в своей технической и научной деятельности, но и в магии. К примеру, долгое время считалось, что «его боится всевозможная нечисть».

Главным недостатком этого металла была дороговизна, из-за чего его всегда приходилось расходовать экономно, точнее, разумно — так, как требовало очередное применение, которое ему придумывали неугомонные люди. Рано или поздно ему находили те или иные заменители, которые с течением времени с большим или меньшим успехом вытесняли его.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сегодня, практически на наших глазах, он исчезает из такой прекрасной сферы деятельности человека, как фотография, которая в течение почти полутора столетий делала нашу жизнь более живописной, а летописи — более достоверными.

А пятьдесят (или около того) лет назад он стал утрачивать позиции в одном из древнейших ремесел — чеканке монет.

Конечно, монеты из этого металла выпускают и сегодня — но исключительно для нашего с вами развлечения: они давно перестали быть собственно деньгами и превратились в товар — подарочный и коллекционный.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Возможно, когда физики изобретут телепортацию и ракетные двигатели будут уже не нужны, наступит последний час и еще одной сферы его применения. Но пока что найти ему адекватную замену не удалось, и этот уникальный металл остается в ракетостроении вне конкуренции — так же, как и в охоте на вампиров.

Вы уже наверняка догадались, что все вышесказанное относится к серебру. Со времен ГИРДа и до сих пор единственным способом соединения частей камеры сгорания ракетных двигателей остается пайка серебряными припоями в вакуумной печи или в инертном газе.

Попытки найти бессеребряные припои для этой цели ни к чему пока не привели. В отдельных узких областях эту задачку иногда удается решить — например, холодильники сейчас чинят с помощью медно-фосфорного припоя, — но в ЖРД замены серебру нет.

В камере сгорания большого ЖРД его содержание достигает сотен граммов, а иногда доходит до килограмма.

Драгоценным металлом серебро называют скорее по многотысячелетней привычке, есть металлы, которые не считаются драгоценными, но стóят намного дороже серебра. Взять хотя бы бериллий.

Этот металл втрое дороже серебра, но и он находит применение в космических аппаратах (правда, не в ракетах). Главным образом он получил известность благодаря способности замедлять и отражать нейтроны в ядерных реакторах.

В качестве конструкционного материала его стали использовать позже.

Конечно, невозможно перечислить все металлы, которые можно назвать гордым именем «крылатые», да и нет в этом нужды. Монополия металлов, существовавшая в начале 1950-х годов, давно уже нарушена стекло- и углепластиками. Дороговизна этих материалов замедляет их распространение в одноразовых ракетах, а вот в самолетах они внедряются гораздо шире.

Углепластиковые обтекатели, прикрывающие полезную нагрузку, и углепластиковые сопла двигателей верхних ступеней уже существуют и постепенно начинают составлять конкуренцию металлическим деталям. Но с металлами, как известно из истории, люди работают уже приблизительно десять тысяч лет, и не так-то просто найти равноценную замену этим материалам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector