Вторая волна блэк металла

Семейное фото.

Дама с ребёнком на отдыхе в Крыму, 1990-е годы.

Вторая волна блэк металла

Андрей Разин и Юрий Шатунов на могиле солиста  группы «Ласковый май» Миши Сухомлинова, 1994-год.

Вторая волна блэк металла

В 1993 году Михаил Сухомлинов был убит сумасшедшим фанатом. Музыкант был застрелен возле своей машины, когда выходил вместе с Шатуновым из квартиры. Стоит отметить, что фанат покушался на жизнь Юрия, но пуля попала в Михаила.

Юноша в каракулевой шапке выбирает себе джинсы «мальвины», 1992 год.

Вторая волна блэк металла

«Я вообще-то режиссёров не очень люблю…»

Андрей Федорцов и Сергей Бодров на съёмках фильма «Брат». Санкт-Петербург,  1996 год.

Вторая волна блэк металла

Избирательный участок на выборах президента России, 1996 год.

Вторая волна блэк металла

Михаил Шуфутинскии выступает пред защитниками Белого дома, 1991 год.

Вторая волна блэк металла

Упаковка водки «Довгань», 1996 год.

Вторая волна блэк металла

Водка «Довгань» с портретом Владимира Довганя появилась на прилавках магазинов в конце 1995 года. В 1997 году портрет Довганя красовался уже на 200 видах товаров – чае, овсяных хлопьях, зубной пасте, майонезе. А на телевидении появилась передача «Довгань-шоу», разыгрывающая призы среди потребителей.

Однако в 1999 году основатель и лицо бренда Владимир Довгань от дел отошел в связи с политической деятельностью и выпуск различных товаров под маркой «Довгань» прекратился. До 2002 года водочный бренд переходил из рук в руки различных владельцев, а после и вовсе исчез с прилавков.

Группа «Дискотека Авария», 2000 год.

Вторая волна блэк металла

Представители ОПГ  «Хади Такташ» на свадьбе у коллеги. Казань. 1995 год.

По центру стоит Радик Галиакберов. 

Вторая волна блэк металла

Когда-то лидера группировки «Хади Такташ» Радика Галиакберова по кличке Раджа боялась половина Казани. Он ездил на самых дорогих машинах, ужинал в самых роскошных ресторанах.

Элегантное длиннополое пальто и безупречный костюм вкупе со слухами о его кровожадности снискали Радже славу казанского Дона Корлеоне.

Сегодня его мир — это тесная четырехместная камера в богом забытой колонии «Черный дельфин» в Оренбургской области, где он отбывает пожизненный срок за организацию преступного сообщества и 12 убийств.

Будущий муж Наташи Королевой Сергей Глушко (Тарзан) с друзьями, 1990-е годы.

Вторая волна блэк металла

Группа  «Hi-Fi» с поклонниками, 1990-е годы.

Реклама сотовой связи «Билайн», Москва, 1996 год.

В 1996 году средняя зарплата в России составляла 700 тысяч рублей (ещё не произошла деноминация, мы жили с тремя дополнительными нулями на купюрах). По радио крутили «Замечательную жизнь» от Ace of Base, доллар стоил 5 500 рублей.

В долларовом исчислении средняя зарплата в стране составляла 127 долларов. Жители страны побогаче осваивали курорты Египта и Туниса, звезды первой величины впервые отправлялись в Майами и Лос-Анджелес, пугались от несуразных цен в этих городах и жаловались на дороговизну.

Но маховик капитализма раскрутился, и в России начали появляться те, кто сменил новых русских, стал двигателем экономики. Выборы президента 1996 года на время заморозили экономическую жизнь и развитие, но затем страну начали растаскивать с удвоенной силой.

Предприятия и заводы останавливались, зато процветали Горбушка и Черкизовский рынок, получивший смачное имя «Черкизон».

К июлю 1997 года число абонентов сотовой связи в России достигло эпохальной величины — 300 тысяч человек. Конкуренция на рынке нарастала, операторы определяли свое будущее и переходили на цифровые стандарты связи, GSM уже победил в гонке за будущее.

Эпоха дешевой связи началась в 1999 году, когда «Билайн» представил коробочку, это легендарный продукт, запустивший низкие цены на связь. В «Билайн» сделали ставку на GSM-сети, но при этом сеть D-AMPS никуда не исчезла.

Чтобы привлечь людей и профинансировать стройку, было решено устроить ценовой демпинг, предлагать наборы из телефона и связи по минимальным, немыслимым ранее ценам.

Вот такая коробочка с телефоном Philips Aeon стоила 49 долларов, стоимость минуты составляла революционные 15 центов! А вот фотография с пресс-конференции. Николай Прянишников уже в «Билайн».

Люди вставали в очереди за этими аппаратами, возник небывалый ажиотаж, и мобильная связь впервые пошла в массы.

Вот выдержка из сообщения на одном из форумов, написано 13 ноября 1999 года:

В Партии (Домино) на м. Октябрьская (Калужская пл., д.1). Пришел туда где-то в 15.00. Как раз привезли коробочки, за 49$ всего 14 штук, за 89$ и 139$ чуть больше.

Но за 49$ в розницу продавать не стали — только по записи (народ оставлял им свои телефоны), кстати, я тоже был в записи но 27-м и мне отказали, пришлось купить за 89$, хотя я даже больше рад именно этому.

Работает прекрасно, при активации — на балансе 50$. 00 центов. Может быть успеете”.

И пророческие слова из того же обсуждения:

Денис, а ты правда веришь в то, что МТС вдруг раз и в два-три раза снизит тарифы? У меня свой телефон МТС, план экстренный+, плачу 22.5$ в месяц за 40 минут. Когда возникла необходимость купить телефон жене, подсчитал, что еще 22.5$ в месяц будет накладно.

Билайн никогда не привлекал, но убедили меня две вещи: при покупке 100$ карточки на 300 дней получается 10$ в месяц, а это уже я потяну. И второе. В МТСе, если я ни разу не поднял трубку в течении трех месяцев, то у меня все равно сгорит 67$. В Би-приват, если я ни разу не поговорю в течении трех месяцев, то 30$ не пропадут, а останутся на остальные 7 месяцев.

То есть получается, что в Би все до копейки уйдет именно на разговоры, а в МТС это далеко не так (могли бы сделать так, чтобы хотя бы невыговоренные минуты присуммировались к следующему месяцу).

Теперь — так как телефон второй, то не нужен ни роуминг, ни SMS и все остальное — главное: возможность сделать звонок в экстренной ситуации и возможность связаться с человеком, когда он тебе нужен. Короче, я бы тоже хотел, чтоб упали тарифы (желательно до нуля :-), но живу пока сегодняшним днем.

Девушки весело проводят время, 1990-е.

Фанаты Спартака у метро «Черкизовская». Москва, 1997 г.

В игровом компьютерном зале спорткомплекса «Лужники» во время праздника газеты «Московский комсомолец». Москва, Июль 2000 год.

Торговцы на Арбате, 1992 год.

Певица Натали позирует в ванной.

Банкет в московском метро. Презентация журнала «Птюч», 1994 год.

Фирменный  магазин «Reebok» в Москве, 1993 год.

Группа «На-На» в Hard Rock Cafe в Нью-Йорке, 1992 год.

Открытие ресторана «Planet Hollywood» в Москве, 1996 год.

Михей и Влад Валов за границей, конец 1990-х.

Девушка из 90-х передаёт привет!

История норвежского блэк-метала

У Норвегии есть нечто больше, чем нефть и морепродукты. Одна из крупнейших вещей, идущих на экспорт — целый музыкальный жанр, правда он не всем приходится по вкусу.

Что приходит на ум, когда вы думаете о норвежской музыке? «Take on Me» от A-ha из 1980-х? Возможно синти-поп Авроры Акснес?

Для многих все это не имеет значения, ведь единственная достойная внимания музыка Норвегии — это нечто большее. Это целая ниша. Пришло время поговорить о норвежском блэк-метале.

Предупреждение: эта статья затрагивает такие темы, как самоповреждение и самоубийство. Просьба людям с нестабильной психикой и слабой нервной системой прекратить читать дальше.

Вторая волна блэк металла

Обзор хеви-метала

Поклонники тяжёлой музыки смело могут пропустить эту часть статьи! Прежде чем мы углубимся в особенности норвежского блэк-метала, для непосвященных было бы полезно немного погрузиться в концепцию жанра «хэви-метал».

Характерные черты метала — искажённые эффектом дисторшн электрогитары, затяжные гитарные соло, энергичный ритм, яркое звучание барабанов и басов, плотные гитарные партии и громкий воодушевляющий вокал, который часто исполняется криком и рыком (скриминг и гроулинг).

Лирика метала как правило посвящается тёмной стороне жизни. Часто затрагиваются такие темы, как одиночество, изоляция, социальное неравенство и смерть. В свою очередь исполнители используют визуальный стиль, который соответствует музыке.

Каждый из множества различных поджанров метала будет подчеркивать или уменьшать акценты определённого вида. Дэт-метал, как следует из названия, касается смерти, разрушения и загробной жизни. Звучит партиями расстроенных гитар, быстрым ритмом, низким гроулингом. Блэк-метал? Погодите…

Особенности норвежского блэк-метала

Блэк-метал в первую очередь сфокусирован на оккультизме. Такие темы, как сатанизм, некромантия, являются обычным явлением. Часто этот жанр считают антирелигиозным явлением. В отличие от вокала низким гроулингом, у норвежского блэк-метала, как правило, распространено пение на более высоких тонах — скриминге.

С точки зрения записи у норвежцев имеется ключевой момент. Это преднамеренное использование лоу-фай — направление в музыке, для которого характерен инструментал с низким качеством звука, частотной характеристикой.

Изначально музыка предназначалась исключительно для людей на сцене и была записана на примитивном оборудовании. Даже когда жанр разросся и начал приносить доход, группы отвергали отточенные методы записи музыки.

Один из основополагающих принципов, который встречается почти во всем, что касается норвежского блэк-метала, является «аутентичность». Возможно, больше, чем любом другом музыкальном жанре, исполнители стремятся оставаться верными корням музыки — фанатам.

Последняя особенность заключается в том, что почти все музыканты жанра блэк-метала, особенно, в первые годы существования групп, использовали псевдонимы.

Только в одной банде Mayhem были такие клички: Euronymous (Эйстейн Ошет), Dead (Пер Ингве Олин), Hellhammer (Ян Аксель Бломберг), Count Grishnackh (Варг Викернес), Necrobutcher (Йорн Стубберуд), Maniac (Свен Эрик Кристиансен), Blasphemer (Руне Эриксен) и Ghul (Чарльз Хеджер).

Читайте также:  Чем оттереть битумную мастику с металла

Вторая волна блэк металла

Первые годы норвежского блэк-метала

Как и во всех музыкальных жанрах, всегда возникают споры о рождении данного типа музыки. Многие группы хотят претендовать на звание первооткрывателей, а фанаты будут их поддерживать.

Второй студийный альбом под названием «Black Metal» английской группы Venom, выпущенный в 1982 году оказал значительное влияние на формирование и развитие трэш- и дэт-сцен, возникших в 80-е и ранние 90-е. Хотя сегодня жанр альбома определяют как треш-метал, он всё равно внёс огромный вклад в формирование блэк-метала и так называемой «первой волны».

Вторая волна блэк металла

Когда мы говорим об «True Norwegian Black Metal», большинство приверженцев этого стиля ссылаются на «вторую волну блэк-метала», на так называемый «Чёрный круг», «блэк — металлическая норвежская мафия» или «внутренний круг блэк-метала».

Субкультура, сформировавшаяся в Норвегии в конце 80-х — начале 90-х годов на основе жанра блэк-метал. Сообщество, иногда называемое «Чёрным кругом», состояло из молодых людей, многие из которых собирались в музыкальном магазине «Helvete» (в переводе с норвежского— «Ад») в Осло.

В «Чёрном круге» активно принимали участие такие группы, как Mayhem, Emperor и Burzum.

Вторая волна блэк металла

«Чёрный круг» фактически начал своё существование с самоубийства вокалиста Mayhem — Пера Ингве Олина (Dead). Дэд был увлечён идеями смерти и на сцене создавал образ мертвеца, он эпатировал публику кровавой разделкой животных на сцене и регулярными самоповреждениями.

Но в конце-концов, резать запястья оказалось не так весело, поэтому закончил свою жизнь Пер тем, что выстрелил себе в голову из дробовика 8 апреля 1991 года.

Тело коллеги обнаружил Евронимус, но перед тем как звонить в полицию он сделал несколько фотографий, одна из которых позднее была использована в качестве обложки бутлега «Dawn of the Black Hearts».

Вторая волна блэк металла

Со временем распространились слухи, что Евронимус (и/или другие члены группы) употребил в пищу несколько кусочков мозга Дэда, а осколки черепа использовал для ожерелий. Кроме этого утверждалось, что Евронимус раздавал эти ожерелья тем музыкантам, кого он считал достойными.

Вторая волна блэк металла

Чёрный круг

Черный метал

Теперь уже смело можно предполагать, что блэк-металл так и останется последним настоящим андеграундным стилем в музыке, последним течением в молодежной субкультуре, которое власти долгое время боялись и ненавидели – а так же очень долго не могли продать, поставить на конвейер и превратить в уютную, приносящую ровную прибыль моду. В конце концов, конечно, большие деньги победили и в этой истории, но остались несколько имен, не посрамивших черный металл.

Вторая волна блэк металла

Сатана как способ заработать

В основе своей блэк был просто еще одним стилем в андеграундной музыке и его первые шаги овеяны немалым количеств легенд и слухов. Бесспорно, что слава первопроходцев принадлежит английской группе Venom, первое демо которых появилось в 1980 году, а уже в 1982 году вышел и альбом Black Metall, в последствие давший название всему стилю.

Именно у этого английского трио появилось несколько особенностей, которые станут приметами направления в целом. Во-первых, участники скрывались под псевдонимами, которые либо было прямо были заимствованы из мифологии, либо просто звучали похоже: Кронос, Мантас, Абаддон. К тому же тексты их песен и оформление пластинок напрямую отсылали к сатанизму.

Заметим, что не они первые: заигрывания с князем тьмы начались задолго до металла вообще и Venom в частности. Третьим важным компонентом был звук группы, который и стал основой будущего стиля. Описать специфику звучания блэк-металлической команды довольно сложно, но один раз услышав – уже ни с чем не перепутаешь.

Это «тяжелый», интенсивный металлический звук, в котором, однако, очень много «грязи» — почти до грани с панком. Ранние блэк-группы русским слушателям временами напоминают «Гражданскую оборону». При этом, в отличие от того же дэт-металла и грайндкора, гитары, как правило, не перестраивались на более низкий лад, что и приводили к сравнительно высокому звучанию.

Отметим и три важных отличия от будущих последователей: Venom не применяли грим, не использовали искаженный вокал и открыто заявляли, что сатанизм для них – не более, чем способ привлечь к себе внимание, коммерческая «замануха». Отмечу, что при всем при том, влияния Venom большинство из звезд стиля второй-третьей волны влияния Venom не отрицали.

С музыкальной точки зрения достаточно послушать первые альбома два или три, они были на самом деле хороши. Забавно, что в последствии участники группы чем только не занимались – даже со Scooter в турне ездили, что для правоверного металлиста и вовсе не простительно.

Окончательно сформировалось это направление в творчестве следующей группы – уникального шведского проекта Bathory.

Вторая волна блэк металла

«Удивительно, на что способна шведская водка…»

Большинство из именитых «блэкарей» стараются нагнать вокруг себя как можно больше таинственности, но основатель Bathory большую часть жизни занимался прямо противоположным. Единственным постоянным участником группы был Томас Форсберг, более известный под своим псевдонимом Quorthon Seth.

Он умер от сердечной недостаточности в 2004 году, после этого группа распалась, хотя было выпущено еще некоторое количество архивного материала. Но нас больше интересует начало его пути, а точнее – первые четыре альбома. Они-то и есть настоящий блэк-металл, которому подражали все остальные.

По словам основателя группы, в начале восьмидесятых он был поклонником Venom и Motorhead и сам пытался играть в том же духе. Но с составом были постоянные трудности, большинство его сверстников мечтали повторить успех Europe, а вовсе не играть мрачные гимны повелителю ада.

Впервые песни Bathory появились на сборнике Scandinavian Metal Attack: причем, в некоторых интервью Куортон потом рассказывал, что группы как таковой не было и записывалось все это едва ли не шутки ради. Шутка удалась: именно его творчество публика приняла едва ли не восторженней, чем остальных коллег по сборнику вместе взятых.

Надо было ковать железо и записывать альбом – что и было проделано.

Первые два альбома группы мало отличаются друг от друга: грязный звук, сравнительно простые песни и хриплый, озверевший вокал. Как сам автор позднее иронически комментировал: «Я хотел петь как Лемми из Motorhead, но для этого надо лет двадцать глушить виски, а потому у меня получалось только истошно орать».

К тому же, писалось это все в гараже, по колено в запчастях… Парадоксально, но все это только сработало на успех группы: в записи есть какая-то дикая, пробирающая до костей атмосферность, которую невозможно воспроизвести в других условиях.

Невозможно в прямом смысле слова: впоследствии, последователи не раз записывали кавер-версии на творчество Куортона, которые были чище записаны, лучше спродюсированы и правильнее сыграны – но звучали скучно, не цепляли за живое как тем самые оригиналы, записанные шведским подростком при помощи дешевой гитары и шведской водки. Первый, одноименный альбом.

Считается шедевром едва ли не целиком, на втором – очень хороша заглавная песня Return of Darkness and evil… Темы охватывали сатанизм, некромантию, армагеддон – в общем, все, что нужно озлобленному подростку.

Уже третий альбом группы Under the sigh of Black Mark был поинтереснее музыкально, но не растерял первобытной свирепости и атмосферы, пропитанной оккультизмом и магией.

На нем появились такие великолепные шедевры как Woman of Dark Desires – настоящий гимн, посвященный собственно Элизабет Батори, мрачная Call from the Grave с больной и зловещей обработкой похоронного марша и эпическая Enter the Eternal Fire, густотой атмосферы способная поспорить со многими фильмами ужасов.

Следующий альбом группы, Blood Fire Death, стал переходным: песни стали несколько медленнее, замысловатее по структуре… Изменилась и тематика: большую роль стала в ней играть скандинавская мифология.

И действительно: уже вступление называется Odens Ride over Nordland и в нем можно расслышать ржание лошадей и далекое пение, которое плавно переходит в красивейшую балладу – вот только это уже следующая композиция, A Fine Day to Die.

Впрочем, баллада длилась недолго – и взорвалась яростным «боевиком», повествующим о битвах скандинавских викингов. Им же был посвящен и второй шедевр альбома – заглавная композиция «Кровь Пламя Смерть», состоящая из нескольких частей, где балладное звучание переходит в термоядерный металл и обратно. И музыка альбома, и его тексты оказали немалое влияние на участников второй и третьей волны блэк-металл, хотя некоторые из них это воздействие отрицали.

Отмечу только, что Куортон редко давал концерты и не использовал грим, а сатанизм и для него не был религией. И уж тем более все те ужасы, которые он расписывал в своих песнях, не были для него руководством к действию. Все это появилось позднее, у второй волны блэк-металл. Кстати, тоже скандинавской.

Вторая волна блэк металла

«Отдел по борьбе с блэк-металл»

Если верить слухам, то именно такое подразделение и было создано в скандинавском МВД в первой половине 90-ых годов прошлого века. Благо, музыканты, игравшие тогда, не ограничивались вызывающим звучанием и имиджем. Они принялись действовать. Большая часть активности связана с норвежскими группами Burzum, Mayhem и, в меньшей степени, Emperor.

Читайте также:  Геометрические характеристики швеллеров двутавров

История о том, как лидер и единственный участник Burzum зарезал основателя Mayhem, освещалась часто и широко, в том числе, совсем недавно, и в нашем журнале.

Но это были далеко не единственные преступления, совершенные музыкантами направления: началось все с поджогов церквей, так как участники блэк-металл движения считали себя сатанистами и, одновременно, наследниками воинов-викингов – а пребывание церквей на земле своих воинственных предков, соответственно, воспринимали как оскорбительное.

Вот храмы и заполыхали – благо, в Норвегии они были деревянными. Совершались участниками движения и убийства: к примеру, Бард Фауст, участник Emperor зарезал гомосексуалиста, который подошел к нему с предложением уединиться в городском парке. Самот из той же группы осуждался за участие в упомянутых выше поджогах церквей.

Басист группы Tchort  тоже получал срок за нанесение тяжких телесных повреждений. В общем, настоящий блэк-металист просто обязан был посидеть в заключении … Или, на худой конец, совершить самоубийство, как Dead, вокалист раннего состава Mayhem.

Кстати, его тело обнаружил соратник по группе, Иеронимус (будущая жертва Гришнака) и сперва понаделал фотографий, а потом уже сообщил куда следует. Одна из тех фотографий была опубликована потом на обложке бутлега группы. По рассказам Иеронимуса, он еще и съел кусочки мозга своего мертвого приятеля, но это уже может быть просто байкой.

Впрочем, не уголовщиной единой отличался этот стиль от других. Музыкальная составляющая почти не изменилась, скорее, находки Bathory были расширены и углублены.

Гитаристы чаще всего использовали тремоло, суховатый дисторшн превращал звук в сравнительно монотонную стену, оказывающую гипнотическое впечатление. Ударники часто использовали бласт-биты, а вокалисты предпочитали либо резкий скрипящий крик либо несколько истерические вопли.

Про некоторых из них рассказывали, то перед записью они просто орут, пока не сорвут голос и отсюда получается этот своеобразный тембр.

Если оставить шутки в сторону, то надо отметить, что характерный для жанра и действительно жутко звучащий вокал, так называемый «скриминг», с точки зрения звукоизвлечения заметно сложнее, скажем, дэт-металлического гроулинга и технически схож с пресловутым горловым пением.

Ну и, конечно, грим… Пресловутый корпс-пейнт, «трупная раскраска», которая была одним из непременных признаков стиля, действительно заставляла музыкантов выглядеть нечеловечески жутко, словно чудовища или демоны из ада. По некоторым версиям, она была призвана имитировать лицо жертв чумы, но это маловероятно.

С годами стиль развивался – так это принято называть в современном мире. Музыканты перестали совершать противоправные поступки и раскрашивать лица. Музыка тоже стала «развиваться», добавились клавишные, мелодичность, женский вокал.

В общем, стиль стал безопасной причудой, которая хорошо продается – каких-нибудь Cradle of Filth с удовольствием воспевает и мейнстрим-пресса. Отрадно отметить, что некоторые музыканты так и остались опасными отморозками: если не в уголовном, то хотя бы в творческом плане.

До сих пор попадают под запреты концерты Mayhem, не так давно едва не угодили в польскую тюрьму участники Marduk – после очередного, особо «впечатляющего» концерта. Ну и, наконец, Граф Гришнак, отсидев за убийство, вышел на свободу и начал записывать один за другим новые альбомы Burzum.

Уж он-то отлично понимает, что для настоящего блэкаря «прогресс» — это ругательство, а потому записывает все ту же монотонную, злобную, но величественную и пропитанную густейшей атмосферой музыку, которая и есть настоящий блэк-металл – и это слово, в его случае, по-прежнему звучит гордо и жутко.

Кто есть кто

Практически «национальным видом спорта» для блэкарей стали разборки на тему кто «истинный», а кто позер. Для тех, кто только начинает знакомиться с жанром, привожу список этапных или просто наиболее выдающихся альбомов.

Bathory – все альбомы по 1988 год включительно, более поздние тоже хороши почти без исключений, но, как правило, не относятся к блэку.

Mayhem – De Mysteriis Dom Sathanas, эталон стиля и одна из его вершин. Позднее творчество отошло от ими же созданных канонов, но тоже любопытно.

Burzum – часть альбомов писалась в тюрьме и представляет собой блэк-эмбиент. Внимания достойны все записи.

Satyricon – появились позднее, буянили тише. В уголовщине, кажется, вообще замешаны не были, но записали несколько убойных дисков. Хороши их ранние записи, пиком стал альбом Nemesis Divina. Позднее увлеклись экспериментами и стали ориентироваться на коммерческий успех.

Darkthrone – еще один эталон стиля. Послушайте их гениальный A Blaze in the Northern Sky, если хотите понять, что такое настоящий скандинавский блэк.

Immortal – не сатанисты, склонны вообще воспевать природу – правда, не лютики-цветочки, а скорее мороз и снег. Послушайте их Battles in the North, посмотрите клипы..

Существуют национальные школы блэка: к примеру, греческая, шведская, польская считаются довольно уважаемыми.

Любопытна и история «Черного Легиона», французской блэк-металлической группировки, о которой мы, возможно, расскажем отдельно.

К сожалению, сейчас этот стиль в его первозданной мощи и красоте практически вымер, да и просто потерял актуальность – как музыкальную, так и идеологическую. Но это не отменяет величия того, что было сделано.

Вторая волна блэк металла

Это важно! Нам нужна ваша помощь. Станьте спонсором DARKER и получите эксклюзивный ранний доступ к материалам из новых номеров и не только!

Black Metal, развенчиваем мифы

В какую область не посмотри, везде имеются свои стереотипы. Если говорить тяжелой музыке, то всяких иррациональных мифов, очень плотно сросшихся с субкультурой – вагон и тележка сверху. Сегодня поговорим о субкультуре внутри субкультуры – о блэке. А именно, о мифах, которые лично меня изрядно раздражают.

Некоторые из них достаточно редко попадаются на глаза, но некоторые достают так, что хочется писать статьи, подобные этой. Отдельно хочу отметить, что главным злом в создании и распространении подобных мифов являются всякие там музыкальные издания и т.д., держитесь от них подальше.

Другими словами, мифы часто появляются из-за того, что в них кто-то финансово заинтересован.

Venom «Black Metal» (1982)Venom «Black Metal» (1982)

Пожалуй, самый простой, но и самый раздражающий миф. Если Venom и заиграли что первыми, то это тогда уж speed metal, обогнав в этом на несколько лет дебютники Metallica и Slayer. Блэк метал они никогда не играли, всю карьеру они играют что-то в пределах хэви/спид/трэш метала.

Но миф имеет под собой фундамент: Venom дали название будущему жанру: их второй альбом, вышедший в 1982 году, называется «Black Metal». Настоящими первопроходцами жанра являются Bathory (их дебютник «Bathory» вышел в 1984 году), они вдохновлялись в том числе и Venom. Но это не делает саму музыку Venom хотя бы на йоту ближе к блэк металу.

К тому же, самая идея мифа противоречит здравому смыслу, ведь блэк вышел из трэша, а во времена первых двух альбомов Venom трэша ещё даже и не существовало.

Миф No 2: первая волна и есть настоящий блэк

На самом деле, то, что называют блэком, появилось в Норвегии в 90-ых, а почти все 90-ые это уже вторая волна. Первая волна это прото-блэк, трэш-блэк, но ни как не black metal.

Миф No 3: группы первой волны заложили музыкальные основы жанра

Master's Hammer «Ritual» (1991)Master's Hammer «Ritual» (1991)

Скорее нет, чем да. Абсолютное большинство групп, кого любят относить к первой волне, музыкально ничего в себе блэкового не несли. В Абсолютном большинстве случаев, это трэш метал группы, которые:

1) не смогли выбиться из андерграунда.

2) имели качество записи ниже среднего.

3) звучали немного грубее того, что из себя представлял американский трэш, доминирующий, на тот момент, мейнстрим тяжелой музыки. Очень часто, это исходило из предыдущего пункта.

4) имели антирелигиозную лирику.

Тем не менее, некоторые группы однозначно заложили музыкальные основы жанра, пускай и 100% блэковыми их назвать нельзя. Шведский Bathory это легенда, тут и так всё ясно, но не менее важными я считаю венгров Tormentor и чехов Master's Hammer.

Миф No 4: блэк вышел из только трэша

Это скорее применимо к дэт металу. Настоящий блэк, основанный в Норвегии, имеет корни не только в трэш метале, но так же в панк-роке, традиционной фолк музыке, электронике и даже классической музыке. Более того, сам трэш обязан своим появлением панку. Ну и что thrash metal, что прото-блэк, впервые появились в 1984 году, так что даже отцовство трэша по отношению к блэку слегка натянуто.

Истерия СМИ вокруг блэка началась в 1993 году, когда Варга арестовали за поджоги церквей и убийство Евронимуса (гитарист Mayhem).

Сейчас Варг выглядит совсем иначе.

Нет, хотя бы только потому, что не существует однозначного определения того, что такое сатанизм.

Если уж совсем максимально строго по историческому канону, то абсолютно всё, что хотя бы минимально расходится с доминирующей католической парадигмой, это сатанизм, включая даже другие крупные течения христианства. Но есть и более приземлённые причины почему нет. Этот стереотип обязан трём пунктам:

1) Это имеет корни из привычки родом из первой волны – относить антихристианскую лирику к блэку. Хотя почему одних это относило к блэку, а других – к дэту, непонятно. Тоже самое можно и сказать о том, почему одних музыкально относят к первой волне блэка, а других – к дэту.

2) Истерия СМИ. Когда в Норвегии начались поджоги церквей и прочая чернуха, СМИ нужно было разделаться с новой субкультурой по полной. В английском языке это называется character murder, очернение образа через дезинформацию, пропаганду и переписывания истории.

Читайте также:  Определите соль одновалентного металла

Собственно говоря, именно СМИ и являются главными создателями сатанинского образа бм, не музыканты и даже не музыкальные критики. Только вот эффект это дало ровно противоположный, а не тот, который задумывался. На самом же деле, большинство норвежских первопроходцев бм придерживаются неоязыческих взглядов, в большей или меньшей степени.

К тому же, они все терпеть не могли Антона ЛаВея, американца, который додумался зарегистрировать сатанинскую церковь как официальную религиозную конфессию.

3) Дополнительно добавляет эффекта то, что главными законодателями моды в бм являются Darkthrone.

Из всех первопроходцев норвежской сцены, Darkthrone были единственные, кто явно тяготел к сатанинской тематике, но именно на них ровняются чаще, чем на кого либо другого.

К тому же, что такое первая волна блэка и кто в неё входил, во многом основано на личном мнении Фенриза из Darkthrone, а не на каких либо объективных критериях.

Что же до слушателей, то абсолютному большинству фанатов тяжелой музыки вообще +/- до фонаря что там поётся, и не важно, о блэке речь или о любом другом жанре метала. Отдельно стоит отметить, что есть ещё фактор соблюдения традиций: как было раньше, так и надо продолжать (и это далеко не только про музыку).

В тяжелой музыке это частенько выражается в позиции типа «о чем петь, мне пофиг, но раз принято об этом, то и я так же». Поэтому лирика многих метал групп не имеет какой либо ценности.

Так же, стоит упомянуть, что многие метал коллективы из себя представляют клоунов-провокаторов, которые занимались массовым троллингом задолго до появления интернета.

Фото современных Darkthrone. Слева – Fenriz, справа – Nocturno Culto.

Тем не менее, антихристианская тематика это одна из основных лирических тем в жанре.

Миф No 6: вторая волна обязана первой

На самом деле, ровно наоборот, как бы это не звучало, на первый взгляд. Мало того, что музыкально общего не много, так ещё и популярность первая волна получила только после успеха второй. Даже легендарные Bathory к началу 90-ых были нафиг никому не нужны и уже были скорее из разряда забытых групп, что уж тогда говорить об остальных.

Тут, опять таки, всё благодаря Фенризу, который активно пиарил те группы.

В каком-то смысле, Фенриз вообще уникальный чел: в то время, как другие громко орут о своём новаторстве и уникальном стиле, хотя сами могут вообще этими качествами не обладать, Фенриз постоянно пытается сделать вид, что его музло (объективно, до Darkthrone никогда и близко не существовало) уже давно было по много раз сыгранно до него.

Миф No 7: Mayhem основали (норвежский) блэк

Darkthrone «A Blaze In The Northern Sky» (1992)Darkthrone «A Blaze In The Northern Sky» (1992)

Многие мифы, связанные с Mayhem, исходят от покойного гитариста Евронимуса, убитого Варгом. Точнее говоря, исходили, больше не исходят)) Mayhem были одной из самых первых метал групп Норвегии, этого не отнять. К тому же, Евронимус был владельцем небольшого лейбла и музыкального магазина, так что его роль в раскрутке жанра – велика. Но первым чисто 100% блэк метал альбомом является второй альбом Darkthrone «A Blaze In The Northern Sky», вышедший в 1992 году. Именно по нему проходит историческая граница конца первой волны и начала второй. Но это, конечно же, не отменяет того, что Mayhem – одна из самых важных групп в истории создания жанра, а так же самая скандальная метал-группа в истории.

Миф No 8: шаблон звучания труЪ блэка

Наверное, самый живучий миф из всех: узкие рамки вокруг того, что можно считать тру блеком, а что – нет. Чаще всего, с оглядкой на классическое звучание Darkthrone. Миф разбивается Варгом из Burzum: изначально тру блэк означало иметь собственный, уникальный стиль, не звучать как остальные. Сегодня же это скорее назовут хипстерством.

Миф No 9: понятия вокруг труЪ блэка

Помимо строгих рамок звучания, есть ещё куча вещей которые тру бм группа обязана соблюдать.

Зачастую, нарушение одного из таких пунктов может стать достаточным, чтобы ряд фанатов (а иногда, и музыкантов) сразу же стал бы переходить группу из 'андеграунда' в 'мейнстрим'.

Миф разбивается Фенризом: согласно ему, среди музыкантов, с самого начала не существовало единства по этому вопросу. Одни больше хотели никогда не выходить из андерграунда, другие – прорекламировать себя и жанр настолько, насколько это возможно.

Bathory «Bathory» (1984)

Миф No 10: блэк это крайне однотипная музыка

Это мнение встречается среди тех, кто плохо знаком с жанром или же не понимает его. Конечно же, некоторые рамки есть, но всё далеко не так плохо: в блэке огромнейшее количество поджанров, да и сама экспансия блэка зашла достаточно далеко, в том числе и в скрестившись с достаточно неожиданными направлениями.

В каком-то смысле, музыкально, блэк распространяется почти что как вирус, проникая во всё более далёкие стили музыки, присоединяя их к единой черной массе (о как! :D). Уже где блэк только не мелькал к 2019, даже сразу и назвать сложно. Своим существованием этот миф скорее всего обязан цикличности музыки в наиболее стандартных формах блэка.

Ну а так же всяким ‘неосиляторам’.

1 из самых необычных экспериментов в блэке за последние несколько лет, российская группа Uratsakidogi скрестила блэк с рэпом, в юмористической (сатирической) манере.

От поджогов церквей до воспевания природы: иcтория Black Metal — Музыка на DTF

{«id»:71943,»gtm»:null}

Эта история начинается в очень богатой и религиозной стране в северной части Европы — Норвегии.

В 1984 году под влиянием трэш-метал коллектива Venom Эйстейн «Евронимус» Ошет создаёт группу Mayhem.

Ошет изначально взял себе псевдоним «Дестрактор», но в последствие узнав, что так называют печи для сжигания мусора назвался Евронимусом, в честь греческого принца смерти.

Группа породила новый жанр — true norwegian black metal, отличающийся скоростными гитарными и барабанными партиями и кричащим вокалом.

Mayhem — Freezing Moon

В 1987 году, после того, как в результате помещения в психиатрическую больницу из-за попытки самоубийства (пытался разбиться на машине) из группы уходит вокалист Maniac, новым вокалистом становится Пер Ингве Олин, более известный как Дэд — ключевая личность в истории Блэк Метала.

Дэд использовал грим, называемый корпспэйнтом. По словам его друга «он действительно хотел выглядеть как труп. Он делал это не для того, чтобы выглядеть круто.»

Дэд надевал на концерты прогнившую одежду, преждевременно закопанную на несколько недель в землю. Иногда он даже просил закопать его самого, чтобы его кожа приобрела более кладбищенский оттенок. Однажды во время тура он подобрал мёртвого ворона и каждый раз перед выходом на сцену нюхал его труп, чтобы набраться духа смерти.

При этом самого Олина описывали как застенчивого и милого молодого человека.

Олин страдал от тяжёлой депрессии и во время концертов часто наносил себе себе ножевые ранения. Однажды из-за потери крови его забрали в больницу прямо во время выступления.

Об отношениях Дэда с Евронимусом повествует художественный фильм 2018 года «Властелины Хаоса».

Но по моему мнению этот фильм совершенно несерьёзный. Там есть пара серьёзных моментов, но по сути это больше похоже на комедию про металистов, что совершенно не подходит такой истории. Плюс Варг там показан полным поехавшим мудаком, а Евронимус жутко добрым и невинным, хотя мне кажется в реальности они оба были теми ещё отморозками.

8 апреля 1991 года в 22 года Дэд убивает себя. Сначала он режет себе вены, а потом стреляет в голову из дробовика.

«Я не человек. Это просто сон, и я скоро проснусь. Было слишком холодно и кровь всё время сгущалась.»

Предсмертная записка Олина.

Евронимус, обнаруживший труп своего друга вместо того, чтобы заявить в полицию побежал в ближайший магазин, купил одноразовый фотоаппарат, вернулся и сделал несколько фотографий, одна из которых в последствие попала на обложку нового альбома Mayhem.

Кроме этого Евронимус забрал на память кусочки черепа Дэда, которые рассылал другим музыкантам в знак уважения.

В следующие несколько лет Евронимус на деньги родителей открыл музыкальный магазин Helvete

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Станок