Ремесло на руси обработка металла

Второй важной отраслью ремесленного производства XVII в. была обработка металла, и в первую очередь выделка железных изделий ().

Как и в предыдущих столетиях, получение железа производилось, крестьянами в ручных домницах, в районах залегания болотной руды ().

На рынок поступало главным образом кричное железо (неправильной формы слитки ок. 12 см длиной), а также «уклад» — стальной сплав. Частично железо продавалось в полуфабрикатах: белое, листовое, ножевое и др. В небольшом количестве поступало оно и из западных стран: шведское и английское.

Из уклада и кричного железа изготовляли большое количество изделий, при этом основа их делалась из железа и лишь на рабочие части наваривалась сталь. Поэтому, как показывают специальные исследования, на древнерусские металлические изделия стали шло в 8-10 раз меньше, чем железа ().

Кричное железо и уклад шли в дальнейшую обработку к мастерам кузнечного дела. Как и обработка дерева, релмесло кузнеца было распространено повсеместно: редкая деревня существовала без кузницы, где изготовлялись гвозди, подковы, оковки для рабочих частей деревянных орудий и т. п.

Ремесло на руси обработка металлаКовка креста. Миниатюра Синодика XVII в. (ГИМ, отдел рукописей, Музейское собр., № 2908, л. 8).

Наибольшего развития кузнечное мастерство достигло в Москве, Ярославле и Великом Устюге: в Москве в середине XVII в. насчитывалось около 152 кузниц, в двух других городах в это же время — свыше 100.

В восточном Замосковье центры производства железных изделий были сосредоточены в Галиче, Костроме и Нижнем Новгороде с уездами. К XVII столетию относится зарождение металлообрабатывающего производства в селе Павлове.

Среди мастеров кузнечного дела выделялись такие узкие специалисты, как ножевщики, замочники, шильники, косари, гвоздари и даже часовщики ().

Ведущее место принадлежит выделке изделий, связанных с деревянным строительством: гвозди, скобы, судовые и дверные, оконные петли и крючки, а также орудия плотничьего мастерства: топоры, тесла, сверла, напарьи, долота, резцы, пилки. Разнообразны виды гвоздей: судовые (самые крупные — в 6 вершков, т. е.

около 30 см), лодочные, тесовые, в том числе «двоетесные» (т. е. для сбивки двух тесин при обивке судов или стен), дымоволочные (дымоволоки — деревянные трубы в курных избах), кровельные, вершечиые — прибивать «скалы» и т. д. Для декоративной отделки изготовляли гвозди с фигурными золочеными или серебряными шляпками («змейками», «репчатые»).

Обитый такими гвоздями предмет становился нарядным.

  • Значительное место занимала выделка сельскохозяйственных орудий и деталей к ним: серпов, кос, сошников, ральннков для сох и вил, оковок для лопат.
  • В связи с развитием в тех же районах (особенно в Ярославле) выделки обуви специально для этого производства выделывались гвозди сапожные и подпятные, скобы и проволока к сапогам, шила, иглы ().
  • Из бытовых изделий на рынке можно было купить сковороды и сковородники, ножи и ножницы (особенно славились ярославские ножи), светцы (подставки для освещения лучиной) и подсвечники, а так же светильники (железная часть деревянного светца для лучины).

Ремесло на руси обработка металлаСундук-подголовок, кованный узорно-просечным железом. Великий Устюг, XVII в. (ГИМ).

Значительно большая стоимость железа, по сравнению с деревом, приводила к тому, что в ряде случаев отдельные рабочие детали изготовляли из дерева и лишь оковывали их железом (лопаты, вилы, песты для ступ, жернова, коромысла и др.). Оковки для деревянных орудий труда шли на рынок как самостоятельный товар ().

Среди изделий из железа большое место занимала выделка замков, отличавшихся огромным разнообразием по назначению, конструкции и размерам. Источники называют до восемнадцати видов замков, при этом трудно зачастую понять их отличия.

Относительно обоснованно можно выделить два типа: вислые — наружные, подвешивающиеся на петлях, и «нутряные». Внутренние замки ставились и на хозяйственные постройки, и на сундуки. На последние ставились замки фигурные, с «личинами», украшенные вокруг ключевины какими-либо изображениями («ликами»).

Из-за высокой стоимости железных замков их нередко заменяли деревянными с остроумным техническим устройством.

О том, насколько ценились в описываемое время железные детали, и, в том числе, замки, можно заключить по скрупулезности, с которой оговаривается каждая из них в описи имущества: «…

а у горницы и у бани и у сеней крюки и скобы железные луженые…

у погреба выход каменный, решетки да двери деревяныя; у дверей крюки и скобы медные, золочены, а у решетки крюки и задвишка железные, а у напогребниц замки большие личные… » ().

Выделкой сундуков-теремков, подголовков, окованных узорно-просечным железом (), славились Холмогоры и Устюг. Под просечной узор подкладывалась цветная бумага и слюда, выгодно оттенявшая каждый завиток «железного кружева». Такие сундуки продавались на рынках обоих городов, а иногда делались и на заказ. Так, в 1677 г.

устюжанин «явил осталого товару… два подголовка окованы железным прутьем гладким да два подголовка окованы железом просекным». «Куплена шкатуля о два жира колмогорского дела, окована железом луженым о пяти вертлюгах» ().

Подобные сундуки высоко ценились и считались ценным подарком (упомянутая в описании «шкатуля» была поднесена в дар московскому митрополиту).

Оковывались прутьем и снабжались замками более дешевые лубяные коробьи, в большом количестве выделывавшиеся местными кузнецами и продававшиеся на устюжском рынке, откуда развозились затем по разным направлениям (устюжанин «Василий Павлов Комаров пошел в Туглим, а с ним товару устюжской покупки 5 коробей с замками двоеснишними и с прутьем, 5 коробей с замками односнишними» ()).

Не менее высоким мастерством славились и ярославские кузнецы, умевшие превратить такой, например, повседневный предмет, как сечка для рубки капусты или светец для лучины, в изысканное произведение прикладного искусства.

Оборудование кузниц, где выделывались описанные предметы, было несложным. Оно состояло из одной или нескольких наковален, молотов, бородки, клещей, гвоздильни, зубил и насеки, «что железо разсе-кают» ().

Непременной принадлежностью кузницы были наковальня и горн, в котором расплавлялось железо перед ковкой. Клещами, с большими закругленными губами, железо подносилось из горна к наковальне, где расковывалось тяжелыми кузнечными молотами. Зубилом — режущим инструментом в виде клина — железо разрезали на нужные части.

При помощи бородки («бротки») пробивались отверстия, а насеками делали на железе замысловатые узоры. Гвоздильня представляла собой плоскую толстую пластину с отверстиями разной формы, диаметра и длины, соответствовавшими величине изготовляемых гвоздей.

Судя по сохранившимся изделиям, кузнецы применяли фигурные штампы, при помощи которых получали рельефные изображения, узорными клеймами вкрапленные в ажурное железо.

Деталь сечки для рубки капусты. Ярославская область, конец XVII в. (ГИМ).

Сохранившиеся образцы кузнечных изделий XVII в.

показывают, что мастера обработки металла в совершенстве владели разнообразными технологическими приемами: свободной ковкой, сваркой железа и стали, обточкой металла на точильных кругах, холодной резкой и полировкой, покрытием и инкрустацией железа цветным металлом и др.

Наряду с этим кузнецы умели создавать и такие сложные механизмы, как часы: в 1620 г. для установки часов на Спасской башне Московского Кремля были вызваны крестьяне Устюжского уезда Ждан, его сын Шумило Жданов и Алексей Шумилов ().

Наряду с обработкой железа выделывались предметы из цветного металла: меди, олова, свинца и их сплавов. Медь добывалась на Урале и в Поморье, а также вывозилась из-за рубежа. На рынках она продавалась в виде сырья или готовых изделий — «меди дельной».

На переплавку шли также вышедшие из употребления старые медные изделия («ветошная медь»). Так, например, устюжанин в 1678 г. в числе других товаров привез на устюжский рынок 22 пуда меди дельной в котлах, полпуда ветошной меди и 15 фунтов меди в братинах ().

По технике изготовления выделка медных и оловянных изделзй разделялась на два вида: ковка и литье.

Лист меди или олова сначала ковали на наковальне: постепенно усиливая удары от центра к краям, ему придавали полусферическую форму. Окончательная отработка предмета производилась при помощи молотка и набора чеканов — стальных прутков (до 15 см длиной и 2 см в сечении) с бойками разных форм.

Ударяя молотом по чекану с бойком то в форме шара, то овала или шила, мастер получал нужную форму предмета. Шилообразным чеканом («канфарником») переводили на поверхность предмета рисунок или же оставляли ее матовой; лощатым — проводили на стенках посуды продольные ложбинки, отчего сам сосуд назывался «лощатым» ().

Для выделки узорной посуды применяли чеканы с резными изображениями; так, в имуществе Голицыных упоминается «чекан стальной на нем вырезаны звериные личины» ().

Читайте также:  Производство металла заводы россии

При изготовлении литых предметов металл плавили при высокой температуре в специальных печах, а затем заливали в подготовленную форму, которая делалась из воска, дерева или глины. В первом случае металл расплавлял воск, приобретая форму модели (последняя каждый раз утрачивалась).

Формы из дерева или глины делались разъемными. Неровности при отливке устранялись чеканкой. Формы нередко делались самими мастерами. Так, в 1629 г. московский мастер сделал 15 глиняных брусочков-форм, «в чем медь топить».

Тот же мастер после отливки предмета расчеканил и позолотил его ().

Наиболее распространенными предметами, выполненными из меди, были котлы или «меденники» (отсюда — ремесленники-котельники). Производством медных изделий был известен город Холмогоры, откуда специалисты выезжали и в другие города.

Наряду с котлами изготовлялась медная посуда, повторявшая в это время формы деревянной (ковши, братины, ендовы, стаканы, чарки, кумганы), а также подсвечники, пуговицы, паникадила, колокола и др. Медная посуда изготовлялась также в Устюге, Ярославле, Москве.

Сольвычегодск славился выделкой украшений из меди с финифтью ().

Ремесло на руси обработка металлаИнструменты чеканщика: молоток, чекан и разновидности его боя, стакан с чеканом, котелок со смолой, кожаный круг (ГИМ).

Самым сложным производством было литье больших колоколов, продолжавшееся порой по нескольку лет. Подробное описание техники изготовления одного из них — весом в 8 тыс. пудов — дошло до нас от свидетеля-современника. Работа началась B феврале 1654 г.

, когда была вырыта большая яма и выложена сверху донизу кирпичами, с печью внутри. Затем из глины сделали купол, соответствовавший форме будущего колокола, обожгли его, а поверх наложили еще один слой глины — в толщину будущих стенок.

На этот слой наложили еще один слой глины, оплели ее железными крючьями и обожгли так, что все обратилось в одну сплошную массу.

После этого верхнюю форму подняли, вырезали внутри ее надписи и опустили обратно в яму, отбив предварительно слой глины, соответствовавший толщине стенок колокола, так что между верхней и нижней формами образовался зазор. Наверху вокруг ямы сложили пять печей для плавки меди.

Когда медь (вместе с оловом и серебром) расплавилась, ее по желобам направили в форму, и она заполняла ее целый день. Три дня колокол остывал, и лишь 1 декабря его начали освобождать и поднимать, для чего наверху было установлено 16 колес, каждое поворачивали 70-80 стрельцов. На подъем ушло еще три дня, после чего началась очистка и полировка.

Вся работа была выполнена русскими мастерами за десять месяцев (на изготовление этого же колокола иностранные мастера потребовали пять лет).

Ремесло на руси обработка металлаКолокол работы Дмитрия Маторина, 1686 г. (ГИМ).

Техника выполнения подобных изделий вместе с секретами производства переходила от отца к сыну, и искусные мастера-литейщики высоко ценились, фигурируя поименно в царских списках. С 1600 по 1700 г.

в них числилось 78 литейщиков и 14 учеников (не считая пушечных), в том числе 48 колокольников, 16 паникадилыциков, 5 крестечников и один мастер «разных хитростей».

Среди них больше всего было новгородцев и москвичей ().

В меньшем количестве, чем медные, изготовлялись оловянные изделия. Близость технологии изготовления изделий из обоих видов металла обусловила собой то, что специалисты-оловянишники не всегда выделялись. Так, если в Устюге было 8 медников и 4 оловянишника, в Москве 4 мастера работали и по олову и по меди ().

Олово, как и медь, продавалось в виде готовых изделий, в слитках или же прутовым (для оправки слюдяных оконниц). Так, в 1678 г. вятчанин привез на устюжский рынок «… 18 п. меди зеленые в котлех, 2 паликадила, 13 п. свинца и 3 п. олова аглинского в блюдех и в торелех» ().

Из сплавов олова и меди отливали большое количество иконок и крестов, образцы которых можно увидеть в музейных коллекциях.

Из привозного особенно высоко ценилось английское олово, шедшее на изготовление посуды: стаканов, тарелей, блюд, особенно часто встречающихся в описях церковной утвари. Для оковки слюдяных, а позже и стеклянных оконниц продавалось специально олово прутовое.

Кузнечное дело на Руси – ремесло Сварога и мастеров-колдунов

Кузнечное дело стало одним из первых ремёсел, появившихся в Древней Руси. Для сбора урожая нужен был серп, для посева – плуг, рукодельницы нуждались в иглах для шитья и вышивки, а кони – в подковах.

За всем этим народ шёл к кузнецам, которые были истинными профессионалами своего дела. Что открывает история кузнечного дела? Почему в старину кузнецов не только уважали, но и побаивались?

Мастерство для народа

Один только процесс получения железа являлся долгим и очень трудоёмким. Сначала в болотах добывали руду, что занимало большую часть осени и зимы, затем просушивали и обжигали, а уже в металлоплавильнях она превращалась в железо.

Но это была только половина дела. Главная задача ложилась на плечи кузнецов. Кусок металла должен был превратиться в изящный острый серп или крепкий меч, причём изготовление каждого изделия требовало особых навыков и мастерства.

Что касается оружия, то оно стало «визитной карточкой» древних мастеров. Раскопки захоронений X века (около Чёрной Могилы неподалёку от Чернигова) открыли нам, современным людям, что во многом военные победы русских держались на искусстве кузнецов, что изготавливали уникальные изделия.

Ремесло на руси обработка металлаКузнечное дело на Руси было главным ремесломАндрей Шишкин «Дозор», 2018 год

Тайны древних украшений

Прекрасная половина человечества в услугах кузнецов нуждалась не меньше, чем воины. Всякая русская красавица хотела получить изысканное украшение, как, например, шейные гривны, тонкие кольца, серьги или перстни.

До нашего времени сохранились деревянные и каменные формы, на которые был нанесён рисунок будущего украшения. Кузнец выливал в форму расплавленный металл, после чего тот становился деталью гардероба древнерусских модниц. Чаще всего на украшениях изображались растения, птицы, мифические создания (грифоны, драконы).

Ремесло на руси обработка металлаУкрашения из металла также изготавливались кузнецамиАндрей Шишкин «Девана», 2013 год

Отдельно хочу отметить две разновидности украшений, которые считались верхом мастерства кузнецов-ювелиров. Это – зернь и скань. Первое искусство представляло собой изготовление мелких серебряных зёрнышек (каждое из них соответствовало размеру зерну мака). Зернь украшала традиционные русские украшения, среди которых большой популярностью пользовались лунницы, выполненные в форме полумесяца.

Не менее впечатлило меня и изготовление скани. Делалась она из тончайших серебряных или золотых нитей, что аккуратно переплетались, превращаясь в тончайший узор-«паутинку». Такие изделия, конечно, ценились очень высоко.

Подопечные великого бога

Кузнецов уважали и даже побаивались, а со временем образ кузнеца стал воплощением мужества и силы. Покровителем этого ремесла выступал один из величайших славянских богов, Сварог. Считалось, что тот кузнец, кому свою «искру» передал бог, освоит мастерство во всех нюансах и даже сможет влиять с его помощью на людей. Каким же образом?

В народе ходили поверья, будто опытный кузнец может «сковать» две судьбы воедино. Возможно, это некий намёк на обручальные кольца или выкованные семейные амулеты. Всякий, кто видел работу кузнеца, не мог остаться равнодушным. Только представьте: под его умелыми руками железо становилось жидким, обретая ту форму, что задавал ему мастер. Быть может, так же кузнец мог управлять и судьбами?

Ремесло на руси обработка металлаАндрей Шишкин «Сварог — бог кузнечного дела», 2014 год

Кузнец или колдун?

Мастерство кузнецов впечатляло и даже вызывало некие суеверные страхи у людей. Сохранились некоторые поверья, согласно которым кузнец мог быть успешным лишь тогда, когда задабривал злых духов. Выходит, он сам поддерживал нечистую силу. Археологи часто отмечают, что мастерские кузнецов находятся вдали от поселения.

Почему же? Как мне кажется, это было стремлением к соблюдению безопасности. Ведь подумайте: стоит только одной искре упасть на деревянную стену здания, как вся мастерская будет объята пламенем, а от неё огонь перекинется и на другие постройки.

Казалось бы, всё логично, однако наши предки не всегда поддерживали эту версию. Кузнец порой казался властителем сил огня и воды.

Кто-то объяснял это великим искусством, которому покровительствовал сам Сварог, а кто-то считал, что подобный дар можно получить только от злых сил. В «Изборнике Святослава», датируемом 1073 годом, кузнеца и вовсе называют «хытрец».

Правда, здесь может быть два значения – и «хитрый человек», и «умелый мастер». Впрочем, я думаю, что одно другому не помеха.

Читайте также:  Как варить цветной металл полуавтоматом

Ремесло на руси обработка металлаКузница часто располагалась вдали от поселения

Кузнечные комплексы

Нередко кузнецы объединялись, создавая целые комплексы по производству всевозможных изделий. Пример этому археологи увидели при раскопках в Старой Ладоге. В VIII веке там существовало несколько мастерских, каждая из которых специализировалась на изготовлении своего рода изделий.

Например, в одной из них были найдены клещи разных размеров, что использовались при обработке железа, изготовлении подков и оружия. Рядом располагалась небольшая мастерская, где даже наковальня кажется крошечной в сравнении с обыкновенной.

Здесь изготавливали ювелирные украшения, с которыми нужно было обращаться деликатно и осторожно. Готовые изделия также были найдены.

Они представляли собой несколько клинков для мечей, заклёпки и традиционное кольцо, украшенное изображением птицы.

Ремесло на руси обработка металлаНаходки из раскопок в Старой Ладоге: формочка для отливки платежных слитков, булавка, подвеска – «молоточек Тора»Институт истории материальной культуры РАН

Одно время среди историков бытовало мнение о том, что в XII-XIII веках кузнечное дело на Руси пришло в упадок, что спровоцировано было раздробленностью земель и постоянными междоусобицами.

Хочу развеять это заблуждение – его опровергли археологи, доказав, что в Киеве, Чернигове, Владимире и ряде других крупных городов, в небольших поселениях и деревнях кузнечное мастерство лишь продолжало развиваться, став вечным искусством.

Сегодня дело древних кузнецов преобразилось под влиянием новых технологий, однако оно по-прежнему живёт и процветает.

Владели ли кузнецы тайными знаниями? Я думаю, да, поскольку сама их работа требовала особенных навыков и умений, что могли прийти лишь со знанием дела. Занимались ли они колдовством? Конечно, нет, но сам их труд напоминал человеку о могуществе стихий, которые порой подвластны даже смертному. В этом и заключалась та самая кузнечная магия.

Картина на обложке: ИгорьОжиганов «Сварог. Небесный кузнец»

Какую технику использовали древнерусские ремесленники?

Фото с сайта goldrussia.antikwariat.ru

Немало было на Руси искусных ремесленников.  Все, что создавалось в то время, делалось исключительно своими руками. Ни о каких роботах, естественно, люди не знали, даже представить такое не могли. Но, тем не менее, некоторая техника облегчающая труд у них имелась.

У древних людей были различные ремесла, к 12 веку их насчитывалось около 60 видов. Древнерусские ремесла делились на женские и мужские. Женское ремесло на Руси носило художественный характер. Те вещи, которые служили для красоты, в основном, выполнялись женскими руками.

Мужчины ремесленники занимались более грубыми и сложными делами. С развитием феодального строя все больше ремесленников попадали в зависимость от феодалов. Какую технику использовали древнерусские ремесленники, целиком и полностью зависело от вида производства.

Да, немало было на Руси искусных ремесленников и мастеров превосходных, но ведь создание орудий, помогающих в деле, тоже своего рода ремесло.

Ремесла древних славян.Техника, которую использовали ремесленники древней Руси.

Как уже упоминалось выше, ремесла делились на женские и мужчины. Женщины ни в чем не уступали мужчинам ремесленникам, они добросовестно и с любовью работали над каждой вещью. Больше всего процветало женское ремесло в монастырях. Но еще до крещения Руси, когда было язычество, ремеслу в жизни людей тоже находилось место.

Почти все художественное ремесло принадлежало женщинам, за исключением ювелирного дела, этим, в большей степени, занимались мужчины.

Женское ремесло на Руси.

  1. Шитье и вышивка. Изначально шитье имело практичный характер, служило оно для обновления старой одежды или создания бытового текстиля. Из оставшихся лоскутков ткани, женщины мастерили различные покрывала, одеяла и коврики. Вся одежда была натуральной и служила не одному поколению.

    С течение времени одежда стала приобретать декоративные элементы, она украшалась разного рода вышивкой, камнями или жемчугом. С семи лет девочки учились шить и вышивать. Как только она оттачивала свое мастерство, то начинала готовить себе приданое, которое дарилось родне жениха в день свадьбы. Все фигуры изображались в геометрическом виде.

    На одежде вышивали защитные знаки и символы, чтобы предать ей обережную силу. Праздничные наряды обшивали натуральными камнями, жемчугом, вышивали узоры золотой нитью. Узоры и отделки указывали на статус человека. Больше всего в одежде преобладал красный цвет, из-за приписываемых ему магических свойств.

    В узорах использовали различные геометрические фигуры, завитки, птиц, животных и деревья. Работали женщины на пяльцах, это два деревянных кольца разного размера. На меньшее кольцо натягивали ткань, сверху надевали кольцо большего размера и, используя иголку, наносили рисунок.

    Технологий вышивки имелось много разных видов ,например, крест, полукрест, гладь и другие.

  2. Фото с сайта www.stihi.ru

    Ткацкое дело. Прядение и ткачество, означает создание ткани. Ткань изготавливали из льна и конопли. Позже появилась шерстяная ткань. Для создания ткани служил ткацкий станок. Первые ткацкие станки были весьма примитивны, изготавливались они из дерева.

    Техникой для создания нити из волокон растений или комков шерсти служила прялка. Волокно льна, конопли или состриженная шерсть называлось кудель. Первые прялки мастерились из дерева и были ручными.

    Они имели колесо, на которое наматывалась готовая нить, потом нити снимались и скатывались в клубок.

  3. Плетение. Первая обувь, которая появилась на Руси, была из древесного лыка. Это всем известные лапти. Лапти широко использовались населением до 1930 года. Изготавливались они по технологии плетения. Так же с помощью плетения из соломы создавались различные предметы быта и украшения. Женщины изготавливали корзинки, соломенные игрушки, обереги для дома и многое другое.
  4. Роспись. Роспись достаточно поздний народный промысел, который появился ближе к 17 веку, это нанесение рисунка на различные предметы, чаще всего на посуду. Существовало несколько видов росписи, например, гжель. Гжелью назвали роспись по месту изготовления фарфоровой посуды, эта территория находилась около реки Агжелка. Там расписывали посуду в сине-белом цвете, такой рисунок на другой территории назывался роспись под гжель. Другой вид росписи – жостовская роспись, это художественная роспись металлических подносов. Еще один, сохранивший свою популярность по сей день, вид росписи – хохлома. Это декоративная роспись деревянной посуды, выполненная красными, зелеными и черными красками по золотому фону. Сначала на посуду наносился оловянный порошок, а он серебряного цвета, затем изделие покрывали специальным раствором и обжигали в печи, благодаря чему достигался золой цвет. В рисунках преобладали цветы, птицы и ягоды. Самый большой цветок располагался посередине, вокруг него цветы поменьше, а сверху наносили птиц.

Мужское ремесло в Древней Руси.

  1. Фото с сайта shr32.ru

    Ювелирное дело. Самым популярным ювелирным изделием в Древней Руси были колты, а попросту височные кольца. Чаще всего эти кольца были полыми, изготовленными из золота или серебра. Для изготовления височных колец  ювелирной техникой, известной древним ремесленникам, была техника, называемая зернью.

    Она заключалась в том, что готовые колты украшались маленькими металлическими шариками. Так же в ювелирном деле использовалась скань. Это тонкая, как волосок, проволока из золота или серебра, которая скручивалась в жгут, из которой получались ажурные узоры. В наше время на раскопках были найдены великолепные колты, украшенные жемчугом и разноцветными рисунками.

    Для подобных узоров использовалась техника перегородчатой эмали. Данная техника, к сожалению, в 21 веке забыта. Это тончайшая работа, занимающая много времени. На изделие мастер напаивал тонкие металлические перегородки, тем самым формируя рисунок.

    Затем отдельные части этого узора заполнялись разноцветным порошком, который при нагревании с помощью высоких температур, превращался в стекловидную массу. Эта масса и есть эмаль.  Изделия, выполненные по технике перегородчатой эмали, были очень дорогими и принадлежали высшим слоям общества.

    Еще одной излюбленной ювелирной техникой славян являлось чернение, которое использовали для украшения браслетов. Чернь – это сплав из олова, меди, серебра и других составляющих, ее наносили на изделие, как основу для будущего рисунка. В качестве узора чаще всего использовали языческую тематику и символы.

  2. Кузнечное дело. Кузнечное ремесло на Руси являлось самым популярным делом, кузнецы очень ценились, ведь они производили большинство полезных и незаменимых предметов. Благодаря этому ремеслу создавались различные орудия труда для работы на поле, оружия и доспехи для воинов, различные предметы быта.  Самым старым способом обработки металла являлась ковка. Ковка – это обработка металла, с помощью нагревания его до высоких температур. Для каждого вида металла необходима своя температура. После нагревания изделие помещалось на наковальню и доводилось до нужной формы с помощью молота. Когда была достигнута поставленная цель, изделие опускали в воду, для затвердевания металла. Так же древние кузнецы занимались литьем, металл нагревался до жидкого состояния и отливался в нужные формы. Температура плавления, как и температура раскаливания, для каждого металла своя. Для изготовления оружий производилось сначала литье, затем ковкой доводили его до нужного состояния и, если требовалось, затачивали.  В кузнечном деле использовались различные инструменты, такие как молот, наковальня, кувалда, горн, зубила и клещи. Молот – это орудие, которое использовалось при ковке, с помощью его правились изделия. Молоты, чаще всего, выполнялись из чугуна, по форме и принципу действия напоминали современный молоток.  Кувалда – это инструмент для нанесения очень сильных ударов, которая еще больше напоминает современный молоток. Кувалда имеет длинную деревянную рукоять и тяжелый металлический наконечник. Для плавления металлов использовался горн, большая печь, ширина которой больше высоты. Так же не обойтись кузнецу без наковальни, главного опорного кузнечного инструмента, на котором производилась ковка. Для удерживания раскаленного металла использовались кузнечные клещи, а для его обработки – прочный металлический стержень, называемый зубило.
  3. Фото с сайта www.referat.geum.ru

    Скорняжное дело. Скорняки занимались выделкой и обработкой шкур животных. Пушнина и изделия из кожи использовались в создании одежды, так же этот товар был одним из самых главных в торговле.

    Сначала на мясную сторону шкуры наносили овсяный состав и оставляли на несколько дней для размягчения. Затем с помощью специального ножа, размякшее мясо счищалось, и шкура обрабатывалась измельченным мелом для удаления влаги.

    Далее шкура выбивалась и вытягивалась, после чего ее можно было использовать для изготовления изделий.

  4. Гончарное дело. Гончарное ремесло на Руси, наряду с другими ремеслами, являлось весьма важным и прибыльным делом. Изначально этим видом деятельности занимались исключительно женщины. Для производства посуды и предметов быта использовалась глина, которая смешивалась с песком, ракушками, кварцем. После чего из получившейся глиняной массы, вручную, лепили сосуды различных размеров. Позже гончарное дело перешло и в руки мужчин. В конце 9 века появилось важное орудие для производства посуды – гончарный круг. Как правило, гончарный круг был деревянным, который крепился к специальной скамье. Скамья имела отверстие с осью, благодаря чему круг вращался. Одной рукой гончар вращал круг с глиняной массой, а другой формировал из нее посуду. Из глины изготавливали не только посуду, но и первые игрушки, которые несли свой символический смысл. Различные свистки и колокольчики, которые отгоняли злых духов, детские игрушки, предметы интерьера, чаще всего были выполнены в виде птиц и зверей

Здесь рассмотрены основные, ремесла восточных славян. На самом деле, их гораздо больше. Часто отдельные виды ремесел проистекали из уже существующих. Все что мы видим и чем пользуемся в 21 веке, все это пришло к нам от древних людей. Многие предметы, найденные на раскопках, выставляются в музеях нашей страны. А ювелирные изделия поражают своей красотой и дороговизной.

Да, немало было на Руси искусных ремесленников. ЕГЭ по истории  очень часто включает в себя вопросы о ремесле древних славян, что только доказывает искусность русских мастеров, поэтому людям интересующимся историей это необходимо знать. Но не только будущим историкам важны такие знания, они так же важны любому человеку уважающему труд своих предков.

Ведь их труд – это наше настоящее и будущее.

Ремесло обработка металла

С самых давних времен люди обрабатывали железо. Самым древним методом обработки считается ковка. В самом начале били «холодное» железо с целью выбить из него все примеси.

Позже люди догадались использовать высокие температуры, чтобы было легче формировать необходимые фигуры из металла.

На рубеже 10—11 веков благодаря началу развития и распространения металлургии у славян появились плуг и соха с железным лемехом.

Ковка металла

Уже к 11 веку металлургия широко распространилась как в городе, так и в деревне. Селения, в основном, располагались поблизости с месторождениями руды, поэтому сырья у кузнецов было достаточно.

Огонь раздували по началу с помощью обычного очага и небольшого полумеханизированного мельничного привода. Ранние печи называли «волчьи ямы», они вырывались в земле. К 10 веку начали появляться печи наземные, где использовались кожаные меха, которые раздувались вручную.

По завершению «варки» горячая крица хорошенько проковывалась. Этот цикл несколько раз повторяли.

Ремесло на руси обработка металла

Не смотря на тот факт, что сырье было широко распространено, ковкой металла занимались далеко не в каждом городе.

За счет трудоемкости процесса не каждый был способен на это, поэтому ремесленники, которые справлялись с задачей, отличались от других умельцев и выделялись из общины.

Техника ручной обработки металла была неизменна практически до 19 века и основными инструментами, используемыми в работе, оставались горн (печь для плавления), кочерга, лом, наковальня с молотом, железная лопата, различные клещи.

Сложнейшие техники дела кузнеца

К сожалению, ни в одном письменном источнике не описаны техники данного ремесла, но исследования самих изделий позволили понять, как все происходило. Стало ясно, что древнейшие мастера уже тогда обладали приемами сварки, кручения, закаливания стали и другими. Обычно,в процессе были задействованы 2 человека — мастер и подмастерье.

Несложные кованые изделия изготовлялись при помощь зубил. Это, например, ножи, обручи, дружки для ушатов, косы, серпы, лопаты. С изготовлением таких предметов мог справиться кузнец даже без помощника. Изделия посложней, такие как, например, цепи, остроги, дверные пробои, уже требовали сварки, поэтому помощь подмастерья была незаменима.

Железо нагревалось до полутора тысячи градусов. Зубилами пробивали отверстия необходимых размеров. Эти манипуляции требовали помощи, поэтому подмастерий был необходим даже опытному кузнецу. Сложным было изготовление копий, топоров, молотков и замков.

Также необычной техникой являлось кручение железа, благодаря которому создавались винты из четырехгранных стержней.

Таким образом, кузнецами изготовлялись все инструменты, которые могут понадобиться при постройке дома, в бытовых работах, в хозяйстве, охоте, а также обороне.

Ремесло на руси обработка металла

Кузнецы уже в 10 столетии владели всеми основными способами работы с железом и на долгие годы определили технологии кузниц. Городские умельцы были профессиональнее деревенских. При раскопках археологи заметили, что практически каждое городское жилище являлось домом ремесленника.

С самого образования Киевского государства русские умельцы отличались первоклассным мастерством ковки железа. Их руками ковались самые различные изделия. Начиная от тончайших игл и колец и заканчивая тяжелыми шлемами с железными кружевами.

Также им было под силу слесарное и оружейное дело.

Кузницы, зачастую, были расположены на окраинах городов, они имели значительно совершенные технологии и оборудование, по сравнению с деревенскими. Так, наковальня в городе, например, позволяла делать изделия, полые внутри, а также использовать фигурные подкладки, которые активно используются и в настоящее время.

Городские ремесленники даже имели больший ассортимент необходимых инструментов. Современные приспособления мало чем отличаются от своих предшественников и, в основном, сохранили свои черты и назначение. К ним относятся орудия для сельского хозяйства, ремесленные приспособления, бытовые предметы, различные оружия.

Разнообразие направлений металлообработки

Особо распространено было производство доспехов и оружия. Этим занимались мастера-оружейники, так как материал для этого требовал особой обработки и умелых рук.

Ремесло на руси обработка металла

Тяжелым делом было производство кольчуги. Она являлась обязательным атрибутом доспехов русских воинов.

Немаловажное место в деле кузнецов-ремесленников занимала закалка изделий из стали. Особо отличались лезвия, одновременно обладавшие и твердостью, и гибкостью, и легкой свариваемостью.

Самым тяжелым трудом в этом деле являлась наварка, так как сварочная температура металла и стали различаются.

С закалкой предмета, то есть стремительным охлаждением в воде, русские ремесленники также были знакомы.

Вообще, городские ремесленники делились на кузнецов по железу, домников, оружейников, бронников, мастеров по шлемам, щитников, замочников, мастеров по стрелам, гвоздочников. Со временем ремесло только развивается и расширяется. Товары начинают производиться на продажу.

В начале 13 века образуются несколько ремесленных центров, имеющих уже свои особенности в стиле и технике. Происходит рост культуры, она охватывает все новые области, появляются новые техники. Как раз на начало 13 века и приходится наиболее полный технический расцвет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Станок