- Лицензионные требования и перечень документов
- 1. Лицензия на осуществление деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драг/металлов и драг/камней, лома таких изделий (далее – скупка)
- 2. Деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драг/металлов
- Внимание! Компания Акцепт Групп оказывает консультационную поддержку по вопросам лицензирования деятельности:
- Федеральный закон от 02.08.2019 г. № 282-ФЗ
- Российская федерация
- Федеральный закон
- О внесении изменений в федеральный закон «о драгоценных металлах и драгоценных камнях» и статью 12 федерального закона «о лицензировании отдельных видов деятельности»
- (В редакции Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ)
- Лицензирование деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и деятельности по скупке у физических лиц изделий из ДМДК
- Перечни нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках предоставления лицензий
- Добыча. Реализация драгоценных металлов, найденных или добытых физическими лицами
- Проблемы лицензирования скупки ювелирных изделий
- Законопроект о лицензирование деятельности, связанной с обработкой, скупкой драгметаллов и драгкамней
Организациям и ИП, осуществляющим операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями
25 сентября 2020 года вступает в силу Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2020 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с драгоценными металлами и драгоценными камнями», которым утверждены Положения о лицензировании деятельности:
- по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий;
- по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю).
Для получения лицензии необходимо представить в Федеральную пробирную палату непосредственно или направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление с приложением необходимых документов. Также предусмотрена возможность подачи заявления путем обращения в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).
Лицензионные требования и перечень документов
1. Лицензия на осуществление деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драг/металлов и драг/камней, лома таких изделий (далее – скупка)
Лицензионные требования:
- наличие на праве собственности или на ином законном основании зданий и помещений, в которых осуществляется деятельность;
- наличие не менее одного работника (за исключением индивидуальных предпринимателей, получающих лицензию для себя лично), имеющего:
- высшее образование по направлению подготовки «Товароведение»;
- или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»;
- или дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации (не менее 72 часов) в области скупки;
- или стаж работы в области скупки не менее одного года;
- наличие системы учета, хранения и обеспечения сохранности драгоценных металлов, отвечающих специальным требованиям по технической укрепленности и оборудованию средствами охранной и пожарной сигнализации;
- наличие необходимого весоизмерительного оборудования (на праве собственности или ином законном основании).
Перечень документов, прилагаемых к заявлению:
- копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании зданий и помещений;
- копию трудового договора, заключенного с работником, соответствующим квалификационным требованиям (за исключением индивидуальных предпринимателей, получающих лицензию для себя лично);
- копии документов, подтверждающих наличие помещений, отвечающих специальным требованиям по технической укрепленности и оборудованию средствами охранной и пожарной сигнализации;
- копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или на ином законном основании весоизмерительного оборудования;
- опись прилагаемых документов.
2. Деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драг/металлов
Лицензионные требования:
- наличие на праве собственности или на ином законном основании зданий и помещений, в которых осуществляется деятельность;
- наличие необходимого весоизмерительного оборудования (на праве собственности или ином законном основании);
- наличие не менее одного работника (за исключением индивидуальных предпринимателей, получающих лицензию для себя лично), имеющего:
- высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Технологии материалов»;
- или дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации (не менее 72 часов) в области лицензируемой деятельности;
- или стаж работы в области лицензируемой деятельности не менее одного года;
- наличие системы учета, хранения и обеспечения сохранности драгоценных металлов, отвечающих специальным требованиям по технической укрепленности и оборудованию средствами охранной и пожарной сигнализации.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению:
- копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании зданий и помещений;
- копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или на ином законном основании весоизмерительного оборудования;
- копии документов, подтверждающих наличие помещений, отвечающих специальным требованиям к технической укрепленности и оборудованию средствами охранной и пожарной сигнализации;
- копию трудового договора с работником, соответствующим квалификационным требованиям (за исключением индивидуальных предпринимателей, получающих лицензию для себя лично);
- опись прилагаемых документов.
Кроме того, внесены изменения в Правила скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий (утв. постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. № 444). Теперь указанные Правила распространяются на скупку любых изделий, а не только бытовых.
Напоминаем, что 13 августа 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 2 августа 2019 г.
№ 282-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и статью 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», который отнес указанные виды деятельности к лицензируемым. Лицензию необходимо получить не позднее 1 января 2022 года.
Внимание! Компания Акцепт Групп оказывает консультационную поддержку по вопросам лицензирования деятельности:
- по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий;
- по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю).
Получить консультацию
- Пакет документов по организации работы с драгоценными металлами и драгоценными камнями (ювелирными изделиями)
- Предоставление информации в Росфинмониторинг
- Правила внутреннего контроля индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и первичная документация по ПОД/ФТ/ФРОМУ
- Целевой инструктаж по ПОД/ФТ и повышение уровня знаний
- Пакет документов по защите персональных данных
- Пакет документов по охране труда
- Пакет документов по противодействию коррупции.
Федеральный закон от 02.08.2019 г. № 282-ФЗ
Российская федерация
Федеральный закон
О внесении изменений в федеральный закон «о драгоценных металлах и драгоценных камнях» и статью 12 федерального закона «о лицензировании отдельных видов деятельности»
Принят Государственной Думой 24 июля 2019 года
Одобрен Советом Федерации 26 июля 2019 года
(В редакции Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ)
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 13, ст. 1463; 1999, № 14, ст. 1664; 2003, № 2, ст. 167; 2010, № 50, ст. 6594; 2011, № 30, ст. 4596; 2015, № 18, ст. 2614; 2017, № 31, ст. 4761; 2019, № 23, ст. 2907) следующие изменения:
- 1) в статье 10:
- а) пункт 2 дополнить новыми абзацами вторым и третьим следующего содержания:
- «лицензирования деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов;
- лицензирования деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий;»;
- б) абзацы второй — четырнадцатый считать соответственно абзацами четвертым — шестнадцатым;
- 2) дополнить статьей 151 следующего содержания:
- «Статья 151. Лицензирование деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий
Деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.».
Статья 2
Часть 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 19, ст. 2716; 2012, № 26, ст. 3446; № 31, ст. 4322; 2013, № 9, ст. 874; № 27, ст.
3477; 2014, № 30, ст. 4256; № 42, ст. 5615; 2015, № 1, ст. 11; № 29, ст. 4342; № 44, ст. 6047; 2016, № 1, ст. 51; 2018, № 31, ст. 4838; № 32, ст. 5116; № 45, ст. 6841; № 53, ст. 8424; 2019, № 16, ст. 1817; № 25, ст.
3168) дополнить пунктами 56 и 57 следующего содержания:
«56) деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю);
57) деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий.».
Статья 3
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и (или) деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий, обязаны получить лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности либо прекратить ее осуществление не позднее 1 января 2022 года. (В редакции Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ)
- Президент Российской Федерации В.Путин
- Москва, Кремль
- 2 августа 2019 года
- № 282-ФЗ
Лицензирование деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и деятельности по скупке у физических лиц изделий из ДМДК
Перечни нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках предоставления лицензий
- Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках предоставления лицензий на осуществление деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов
- Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках предоставления лицензий на осуществление деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий
Сводный доклад о лицензировании деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий за 2020 год.
С 2019 года деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий подлежат лицензированию (ст. 15.1 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»).
Законодательством определены лицензионные требования к соискателям лицензий, установлен список документов, представляемых в лицензирующий орган (Федеральная пробирная палата) вместе с заявлением на выдачу/переоформление лицензии.
В частности, для получения лицензии на обработку лома драгметаллов необходимо наличие химико-аналитической лаборатории, аккредитованной в системе аккредитации аналитических лабораторий на техническую компетентность для проведения работ, или договора с такой лабораторией. У работников, ответственных за переработку, должна быть профподготовка в области металлургии, материалообработки.
У скупщиков должна иметься система учета, приема, хранения и реализации скупленных ценностей. Сотрудники, которые покупают изделия и лом драгметаллов, должны иметь квалификацию в области товароведения и экспертизы качества потребительских товаров..
Добыча. Реализация драгоценных металлов, найденных или добытых физическими лицами
Рассматривая возможности реализации драгоценных металлов физическими лицами, предоставленные им действующим законодательством Российской Федерации, следует разграничить понятия «находка» и «добыча» драгоценных металлов.
Когда обычный гражданин находит драгоценный металл, то такой металл в соответствии со ст.ст.227, 228 и 229 Гражданского кодекса Российской Федерации является находкой.
Нашедший обязан уведомить об этом собственника или кого-либо из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и передать найденное этому лицу. Если такое лицо неизвестно, нашедший обязан заявить о находке в милицию или в орган местного самоуправления.
При этом нашедший и возвративший найденное лицу, управомоченному на получение, вправе потребовать от него вознаграждение за находку в размере до 20% ее стоимости.
В ряде документов, принятых Администрацией Магаданской области, посвященных данному вопросу, такой найденный металл именуется «подъемным» (случайно найденным).
В ст.1 Федерального закона от 26 марта 1998 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» записано: «Добыча драгоценных металлов — извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы…»
В соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах» (в ред. Федерального закона от 3 марта 1995 г.
) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью, а добытые из недр ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
Из сказанного следует, что металлы до их добычи — государственная собственность. Очевидно, что «подъемный» металл — это не добытый металл. Ведь для ведения добычи необходима лицензия, а добыча без лицензии является нарушением требований законодательства.
Статья 30 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» устанавливает, что лица, виновные в нарушении установленного порядка добычи драгоценных металлов, несут уголовную, административную и гражданскую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Полученные в результате осуществления незаконной добычи средства обращаются в доход государства. При этом драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательной сдаче в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации.
Никто, кроме лица, уполномоченного государством на принятие «подъемного» металла, не вправе принять такой металл, а тем более заплатить за него нашедшему указанные выше 20%.
Уполномоченное государством лицо, выплачивая нашедшему вознаграждение, должно удержать с причитающейся суммы подоходный налог (12%) и взнос в Пенсионный фонд (1%).
Именно необходимость взимания указанных налогов с лица, претендующего на такое вознаграждение, не позволяет осуществлять прием «подъемного» металла анонимно.
Для того чтобы сдать находку, совсем необязательно быть зарегистрированным в качестве предпринимателя. Такое требование установлено Законом РФ «О недрах» только для пользователей недр, ведущих добычу металла в соответствии с лицензией и утвержденными квотами.
Оплата 20% лицу, нашедшему металл, затраты по его хранению, производству и транспортировке должны быть произведены государством.
Законодательство не закрепляет непосредственное право на «подъемный» металл субъекта Федерации, на территории которого такой металл был найден, так же, как и не наделяет этого субъекта правом устанавливать режим реализации такого металла.
Очевидно, что вопрос установления порядки реализации «подъемного» металла относится к компетенции федеральных органов или уполномоченных ими соответствующих органов субъектов Федерации.
При этом необходим ясный статус предприятия, осуществляющего прием такого металла, для чего следует определить его права, обязанности, источники финансирования, а также взаимоотношения с бюджетами различных уровней и ответственность по взятым на себя обязательствам. Напомню, что речь идет о металле, принадлежащем государству.
Юридическое лицо, уполномоченное государством на принятие «подъемного» металла, должно иметь юридические, организационные и технические возможности аккумулировать такой металл, хранить, перерабатывать и реализовывать.
Его полномочия при этом могут быть отражены в договоре с уполномоченным государственным органом. Таким образом, понеся расходы по расчетам с нашедшим «подъемный» металл, по производству, хранению, транспортировке и т.д.
, уполномоченное государством юридическое лицо может распорядиться полученным металлом в соответствии с условиями договора (в том числе и на условиях раздела продукции).
Именно такое уполномоченное юридическое лицо может от имени государства за счет средств федерального бюджета осуществлять прием и расчеты за найденные уникальные самородки драгоценных металлов и уникальные драгоценные камни от физических лиц, не являющихся недропользователями.
При этом вполне логично было бы предусмотреть в договоре возможность освобождения такого уполномоченного юридического лица от уплаты налогов и других платежей, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации, за исключением налогов на прибыль от доли продукции, причитающейся такому уполномоченному юридическому лицу при реализации «подъемного» металла.
В тех случаях, когда таким уполномоченным юридическим лицом будет являться недропользователь, стоимость «подъемного» металла не будет включаться в налогооблагаемую базу для уплаты им, например, регулярных платежей за пользование недрами, определяемых как доля от стоимости добытого минерального сырья.
Им не будут также производиться отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и др.
Правовой статус физических лиц — недропользователей более детально отражен в законодательстве.
Такие физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, осуществляют добычу металла на основании выданных им лицензий и установленных квот.
Добытый по условиям лицензии металл является их собственностью, и они вправе реализовывать его по своему усмотрению в соответствии с нормами действующего законодательства и условиями лицензии.
Правительство Российской Федерации приняло 1 декабря 1998 г.
постановление N 1419 «Об утверждении порядка совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа» (аффинаж — это процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории Российской Федерации, или международным стандартам). В числе операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа предусмотрены и операции, связанные с переходом права собственности и иных имущественных прав на минеральное сырье и продукты переработки минерального сырья, использование минерального сырья в качестве залога.
В соответствии с п.
8 упомянутого постановления минеральное сырье, не обремененное обязательствами в соответствии с ранее заключенными договорами на поставку аффинированных металлов, может быть реализовано до аффинажа субъектами их добычи и производства юридическим лицам, имеющим лицензии на операции с драгоценными металлами в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе через биржи драгоценных металлов и драгоценных камней, или использовано в качестве залога или иного финансового обязательства.
Исчерпывающий перечень видов деятельности в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, требующих лицензирования, установлен ст.15 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».
Несмотря на то что Федеральному закону «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» уже больше года, процедура получения указанных лицензий до настоящего времени не разработана.
Тем не менее и на сегодняшний день не может считаться нарушением действующего законодательства приобретение минерального сырья для его дальнейшей переработки лицами, уже обладающими правом и возможностями (организационными, техническими, юридическими, экономическими) осуществлять те или иные операции с драгоценными металлами, при условии правильного юридического и бухгалтерского оформления таких сделок, исключающего перепродажу купленного минерального сырья в том же виде, в каком оно было приобретено.
Физическое лицо — недропользователь обладает тем же объемом прав и обязанностей, что и юридическое лицо — недропользователь, что в обоих случаях закреплено в лицензии. Добываемый им металл на выделенной ему в соответствии с лицензией территории является собственностью этого физического лица и должен реализовываться в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Сложность, как и в случае с «подъемным» металлом, заключается в незначительности количества металла, что затрудняет процесс его производства и, соответственно, не дает возможности оперативно получить средства от его использования.
Принятие упомянутого выше постановления Правительства N 1419 стало серьезным шагом на пути к упрощению громоздких и нецелесообразных путей реализации минерального сырья, до недавнего времени сохранявших хорошо знакомые черты государственной монополии.
Свобода распоряжения добытым минеральным сырьем для любого недропользователя ограничена только необходимостью учитывать преимущественное право Российской Федерации и ее субъектов на заключение договоров о приобретении в собственность добытых и произведенных драгоценных металлов (п.6 ст.2 Закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»).
Получив отказ уполномоченных государственных органов в лице Гохрана России и органов исполнительной власти субъекта Федерации, на территории которого были добыты эти драгоценные металлы, недропользователь получает право продать его или распорядиться им другим способом.
Кроме того, действующее, законодательство позволяет решать финансовые проблемы физического лица — недропользователя и иными путями. Так, собственник вправе поручить «заботу» о своем имуществе другому лицу без передачи права собственности на него.
Недропользователь может заключить договор на оказание услуг (выполнение работ) по переработке этого сырья (включая аффинаж) с включением в него положений, характерных для договоров поручения, комиссии или доверительного управления, допускаемых в соответствии со ст.421 ГК РФ.
Передача минерального сырья третьему лицу либо предприятию-переработчику по договору поручения, комиссии или в доверительное управление с целью его переработки и реализации в интересах недропользователя не влечет перехода права собственности и не нарушает условий лицензии такого перерабатывающего предприятия.
Подобный договор допускает переработку и реализацию переданного металла независимо от его количества.
Добытое физическим лицом — недропользователем минеральное сырье вместе с аналогичным сырьем других таких же недропользователей может быть переработано в слиток и продано по их поручению.
При этом средства от реализации небольшого количества металла, сданного каждым недропользователем, будут получены им значительно быстрее, чем если бы ему пришлось самостоятельно добывать и накапливать его до нужного количества.
Аналогичный комплекс услуг может быть предоставлен недропользователю и в рамках договора простого товарищества (совместной деятельности), что в отличие от других видов договоров позволяет воспользоваться перечисленными выше услугами по производству, хранению, транспортировке драгоценных металлов без уплаты налога на добавленную стоимость.
Проблема оперативного и регулярного возврата средств за добытый недропользователем металл может быть решена и путем выплаты предприятием-переработчиком залоговой стоимости сдаваемого ему на переработку минерального сырья в качестве обеспечения обязательства по его переработке и реализации.
Оплатив залоговую стоимость принимаемого на переработку и реализацию минерального сырья, предприятие-переработчик (аффинажный завод) по существу становится собственником металла, имея возможность возместить свои расходы после его реализации.
Использование для реализации минерального сырья договоров, отличных от договора купли-продажи, позволяет сохранять право собственности на металл до момента реализации его в уже аффинированном виде, соотносить стоимость произведенных затрат и рыночной стоимости на момент продажи и определять этот момент, получить дополнительные доходы от использования металла, не продавая его (разместив его на обезличенных счетах, использовав его в качестве залога и др.).
Юрисконсульт ЗАО «НБЛзолото» А.Ашавская
Проблемы лицензирования скупки ювелирных изделий
23.09.2021
Чуть более 3 месяцев осталось до введения обязательного лицензирования деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также лома таких изделий. Лицензирование скупки было введено Федеральным законом от 2 августа 2019 г.
№ 282-ФЗ со сроком введения с 2021 года. Благодаря переносу срока введения лицензирования Федеральным законом от 8 июня 2020 г. № 166-ФЗ, обязанность получить лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности либо прекратить ее осуществление наступает только с 1 января 2022 года.
Лицензирование — это деятельность лицензирующих органов по предоставлению и переоформлению лицензий, продлению срока их действия, по осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий и т.
д. Соответственно, лицензия — это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии в случаях, когда она обязательна, влечет административное наказание по Статье 14.
1 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)», а в случаях, когда это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере (от 2,25 млн.
руб.), является уголовным преступлением и карается по статье 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство» вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет.
Итак, лицензия на скупку ювелирных изделий у физических лиц окончательно становится необходимой с 1 января 2022 года.
Порядок лицензирования такой скупки установлен «Положением о лицензировании деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий», утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2020 г. № 1418 (далее по тексту – Положение).
- В сознании обычного гражданина «скупка» — это некая контора за железными дверями с бронированным окошечком. На самом деле в ювелирном бизнесе скупка ювелирных изделий у населения — это распространенная практическая деятельность, которую можно сегментировать следующим образом:
- — «традиционная» скупка ювелирных изделий и их лома как самостоятельный вид бизнеса с последующей реализацией производителям после аффинажа;
- — для крупных ювелирных сетей «скупка» — это организация процесса по «трейд-ин», когда производится обмен старых ювелирных изделий покупателей на изделия новые, с доплатой, произведенные в аффилированных с торговой сетью производственных подразделениях. При этом скупленные изделия являются источником более дешевого сырья, не облагаемого НДС;
- — для мелких ювелирных сетей и отдельных ювелирных магазинов, не имеющих собственного производства, скупка ювелирных изделий у населения также является поступлением недорогого драгоценного металла, но для его предоставления на давальческих условиях сторонним производственным ювелирным предприятиям с целью изготовления на заказ новых изделий;
- — «комиссионная» скупка ювелирных изделий и их лома у населения по договору поручения от мелких производственных ювелирных предприятий с поручением скупить, переработать и поставить им небольшое количество драгоценного металла, приобретение которого иным путем часто бывает затруднительно.
- Понятно, что появление проблем со своевременным получением лицензий по скупке у физических лиц ювелирных изделий и их лома может дать сбой организации бизнес-процессов всех этих участников рынка.
- Требования к соискателям лицензии изложены в упомянутом выше Положении в пункте 4. Это:
- а) наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений и помещений (части зданий, строений, сооружений и помещений);
- б) наличие не менее одного работника, имеющего высшее образование по направлению подготовки «Товароведение» или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров», или дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации (не менее 72 часов) в области лицензируемой деятельности, или имеющего стаж работы в области лицензируемой деятельности не менее одного года (за исключением случая, когда таким работником является индивидуальный предприниматель-лицензиат, представляющий документы в отношении себя);
- в) наличие системы учета, хранения и обеспечения сохранности драгоценных металлов согласно правилам, утвержденным Правительством Российской Федерации в соответствии с подпунктом 4 статьи 11 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»;
- г) наличие необходимого для осуществления деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий, а также принадлежащего на праве собственности или ином законном основании весоизмерительного оборудования.
Грубым нарушением лицензионных требований Положение рассматривает невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «а» и «в».
На что следует обратить внимание: смысл подпункта в) пункта 4 Положения раскрыт в пункте 7, который гласит: «к заявлению, указанному в пункте 6 настоящего Положения, соискатель лицензии прилагает: в) копии документов, подтверждающих наличие у юридического лица или индивидуального предпринимателя помещений, отвечающих специальным требованиям по технической укрепленности и оборудованию охранной и пожарной сигнализацией.
Состав требований по хранению и обеспечению сохранности драгоценных металлов должен быть определён в соответствии с пунктом 4 статьи 11 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», но там указано лишь то, что порядок хранения драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них устанавливает Правительство РФ.
Такой документ есть – это «Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2000 г. № 731. Конкретно, правила хранения в документе задают пункты 17 и 18:
«17. Хранение драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома и отходов, их содержащих, осуществляется в организациях и индивидуальными предпринимателями таким образом, чтобы была обеспечена сохранность их при производстве, переработке, использовании, эксплуатации и транспортировке.
18. Хранение драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется в помещениях, отвечающих специальным требованиям по технической укрепленности и оборудованию средствами охранной и пожарной сигнализации, устанавливаемым федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Нетрудно заметить, что если пункт 17 документа фактически позволяет участнику рынка самостоятельно определять, как обеспечивать сохранность ценностей («таким образом, чтобы была обеспечена сохранность»), то пункт 18 документа, вопреки пункту 17 того же документа, предписывает наличие помещений, отвечающих специальным требованиям по технической укрепленности и оборудованных средствами охранной и пожарной сигнализации. Причем соответствующие требования устанавливаются ФОИВами. Но таких требований для хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них не существует, они не сформулированы в каком-либо нормативном документе. Хотя с момента утверждения этих правил прошло 20 лет.
У всех ли участников рынка имеются такие помещения?
В итоге, для участников рынка возникают риски отказа в получении лицензии на скупку из-за невыполнения требований по технической укрепленности и оборудованию средствами охранной и пожарной сигнализации помещений для соответствующей деятельности. Еще хуже то, что появление документа, задающего данные требования, не решает проблемы, т.к. содержание такого документа может привести к невозможности практического исполнения требований.
Во-первых, какие-либо меры по технической укрепленности ювелирных «островков» в торговых центрах просто нереализуемы, даже теоретически – это же «островки». Да и в торговых отделах при торгово-развлекательных центрах оборудовать такие помещения сложно.
Во-вторых, на арендуемых площадях хозяин арендодатель. Не факт, что он пожелает иметь «техническое укрепление» предоставляемого в аренду объекта.
В-третьих, ювелирные точки вынуждены часто менять локации в поиске максимальной посещаемости. Выходит, что каждый раз нужно будет «укрепляться».
Кроме того, «техническая укрепленность» объекта, даже если сделать это будет позволено, обходится недешево — до полумиллиона рублей на объект. Да и времени «укрепляться» осталось совсем немного.
- Какой же выход из сложившейся ситуации видит Ассоциация «Гильдия ювелиров России»? Один из двух:
- — или ограничиться требованиями пункта 17 правил хранения по Постановлению № 731 и предоставить участникам рынка самостоятельно определять, как им обеспечивать сохранность ценностей (тем более, что нормативного документа за три месяца до вступления в силу требований по лицензированию скупки так и не появилось),
- — или ограничить возможные требования по «технической укрепленности» объекта для получения лицензии на скупку ювелирных изделий у населения наличием сейфов.
Сегодня малый и микро- бизнес в сфере ДМДК тяготится не налоговым бременем, а администрированием избыточных обязательных требований и усложнением регулирования деятельности. Именно эти требования толкают предпринимателей на уход в «тень». Сегодня для развития легального ювелирного бизнеса требуется выработка принципа разумной достаточности контроля и всех обязательных требований.
Мы предлагаем внести соответствующие изменения в нормативно-правовые акты. Решение, конечно, за регулятором.
Предпринимательские риски лучше оставить самим предпринимателям. Тем более, что предприниматели и сами, как никто другой, заинтересованы в сохранности своего имущества.
Зачем же государство берет управление этими рисками на себя?
Это становится понятно, если проследить историю отношения нашего государства к золоту. Еще 13 июля 1920 г. было издано постановление СНК РСФСР «Об изъятии благородных металлов, денег и различных ценностей», в соответствии с которым безвозмездно и независимо от количества таковых изымались золото и платина в слитках и «сыром виде». А 15 июня 1921 г.
на заседании коллегии Наркомфина РСФСР был поставлен вопрос и принято решение уже о скупке золота.
Последним из длинной череды советских актов, предписывающих строгие правила хранения ценностей, стала Инструкция Министерства финансов СССР от 15 июня 1978 года № 53 «О порядке получения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней на предприятиях, в учреждениях и организациях».
Она установила жёсткий контроль за социалистической на тот момент собственностью. Затем была инструкция Минфина России от 04 августа 1992 года № 67. Уже не было советской власти, но ДМДК относились к категории валютных ценностей. Ныне действующее постановление Правительства РФ № 731 от 28 сентября 2000 года унаследовало часть прежних норм.
Так что сегодняшний контроль и надзор за золотом — это прямое наследие из далекого советского прошлого. Совсем от него отказываться неблагоразумно, но и полностью его копировать непрогрессивно.
Источник: agjr.ru
Законопроект о лицензирование деятельности, связанной с обработкой, скупкой драгметаллов и драгкамней
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»
Разработан во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 25 октября 2017 г. N Пр-2167 (подпункт «в» пункта 1).
Законопроект направлен на совершенствование системы порядка организации государственного контроля (надзора) за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней и предусматривает лицензирование отдельных видов деятельности, связанной с их оборотом.
Законопроектом предлагается дополнить перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, установленный Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», обработкой (переработкой) лома и отходов драгоценных металлов и скупкой у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий, предусмотренными Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».
По информации Минфина России, в 2016 году количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также лома таких изделий, составляло 5767. В 2017 году их количество сократилось до 4430, а в 2018 году увеличилось до 5635. Таким образом, указанные субъекты составляют порядка 14% общего количества лиц, состоящих на специальном учете в ФКУ «Пробирная палата России».
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г.
N 1052 «О ведении специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями» юридические лица и индивидуальные предприниматели подлежат постановке на специальный учет в течение 30 календарных дней с даты их государственной регистрации при заявлении кодов ОКВЭД, связанных с производством, переработкой и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней.
Практика контрольно-надзорной деятельности показывает, что организации, осуществляющие обработку (переработку) лома и отходов драгоценных металлов, а также скупку у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий, при государственной регистрации заявляют и иные виды ОКВЭД в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней.
Таким образом, исключение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, в отношении которых законопроектом предлагается ввести лицензирование, из числа субъектов, которые подлежат постановке на специальный учет, нецелесообразно.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Федеральный закон) лицензирование осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Существенная часть лома и отходов драгоценных металлов аккумулируется в ломбардах, скупках, комиссионных. При доаффинажной переработке накопленных лома и отходов драгоценных металлов используются химические вещества, отнесенные к первому классу опасности. В связи с этим не соблюдаются требования по экологической безопасности и по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан.
В рамках деятельности организаций, осуществляющих скупку ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, также нарушаются законные интересы и права граждан, осуществляется в том числе легализация контрабандной и контрафактной продукции.
В 2017 году аффинажными предприятиями было произведено 307 тонн золота, в том числе 36,5 тонны золота из лома и отходов драгоценных металлов. При этом объемы, используемые в ювелирной промышленности для производства ювелирных изделий в 2017 году, практически совпадают — около 37 тонн золота.
Указанные данные свидетельствуют о том, что производители ювелирных изделий обеспечивают свою потребность в драгоценных металлах за счет переработанных лома и отходов. Такая ситуация связана с несовершенством налогового законодательства в отрасли.
Различные режимы НДС в сфере оборота драгоценных металлов создают условия, при которых приобретение лома и отходов драгоценных металлов является более выгодным, поскольку реализация аффинированных драгоценных металлов облагается НДС по ставке 20%, в то время как при продаже лома и отходов драгоценных металлов применяется режим освобождения от уплаты НДС. По этой причине нередки случаи оформления фиктивной документации, связанной с переработкой драгоценных металлов.
- Учитывая изложенное, введение лицензирования на предусмотренные законопроектом виды деятельности необходимо.
- В целях недопущения приостановки деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на дату введения лицензирования деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, а также деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий, для них предусмотрен переходный период для получения соответствующей лицензии — восемнадцать месяцев.
- Предусмотренная законопроектом деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
- В соответствии со статьей 5 Федерального закона к полномочиям Правительства Российской Федерации в области лицензирования относится в том числе определение федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности.
Правительством Российской Федерации поручено Минфину России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проработать предложения о создании на базе ФКУ «Пробирная палата России» и в пределах его штатной численности уполномоченного федерального органа исполнительной власти. В случае принятия положительного решения по созданию такого органа Минфин России предлагает наделить его в том числе полномочиями по осуществлению лицензирования деятельности, связанной с оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней.
Следует отметить, что законопроектом не предусматривается установление отдельной государственной пошлины за выдачу лицензии на предлагаемые виды деятельности, поскольку Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 92 статьи 333.33) установлен общий размер государственной пошлины за предоставление уполномоченными органами лицензии — 7500 рублей.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 2 статьи 14.1) установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
- В связи с этим внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не требуется.
- Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
- Принятие законопроекта не несет отрицательных социально-экономических последствий.
- Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»
- Вернуться на страницу новостей