Сбор металла ст коап

Нелегальные пункты приема лома будут штрафовать на сумму до 400 000 рублей с конфискацией оборудования и незаконно заготовленного лома. Соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму.

Сбор металла ст коап

  • В Государственную Думу РФ внесен законопроект
  •  № 1142891-6 «
  • О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
  • »

. Документ разработан с целью ужесточения ответственности за осуществление без лицензии предпринимательской деятельности в сфере оборота лома черных и цветных металлов. 

Усиление ответственности за незаконный сбор лома  

Авторы законопроекта акцентируют внимание на том, что работа нелегальных пунктов приема лома не только дискредитирует институт лицензирования, но и наносит урон бюджету, а также причиняет вред окружающей среде.

По мнению законодателей, существующие меры ответственности за незаконную заготовку металлолома малоэффективны. Так, на нелегальных приемных пунктах закупку металлолома в основном осуществляют физические лица и их административная ответственность влечет лишь небольшой штраф — от 2000 до 2500 рублей. 

Безусловно, размер такого штрафа несопоставим с получаемым доходом от выручки за реализованный металлолом. Более того, на практике почти не применяется такая мера воздействия как конфискация нелегально заготовленного лома и изъятие оборудования, используемого при его заготовке. 

Какие штрафы предлагают депутаты за нелегальный прием лома  

Законопроектом предлагается дополнить КоАП РФ статьей 14.1.4, устанавливающей административную ответственность за осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов без лицензии и предусматривающей обязательную конфискацию орудий и предметов административного правонарушения.

  1. Размер штрафа составит:
  2. для граждан — двадцать тысяч рублей (при повторном правонарушении — 50 тыс. руб); 
  3. для должностных лиц — пятьдесят тысяч рублей (при повторном правонарушении — 100 тыс. руб);
  4. для индивидуальных предпринимателей — пятьдесят тысяч рублей; (при повторном правонарушении — 100 тыс. руб);

для юридических лиц — двести тысяч рублей (при повторном правонарушении — 400 тыс. руб).

  • Ужесточение административного наказания за перечисленные правонарушения позволит:
  • снизить количество нелегальных пунктов приема лома металлов; 
  • соблюсти экономические, экологические, общественные и другие интересы населения;
  • исключить случаи неуплаты налогов.
  • В настоящий момент законопроект зарегистрирован и направлен на утверждение Председателю Государственной Думы РФ.

Статья 14.26 КоАП РФ. Нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения

Нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов (приема, учета, хранения, транспортировки), за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2, частью 2 статьи 8.6 и частью 2 статьи 8.31 настоящего Кодекса, а также их отчуждения —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

1. Предусмотренное комментируемой статьей административное правонарушение посягает на установленный в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» порядок обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения, а также права собственников и иных лиц на изделия из черных и цветных металлов.

2. В соответствии со ст.

1 указанного Федерального закона под ломом и отходами цветных и черных металлов понимаются пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий. Обращение с отходами представляет собой деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Наконец, под хранением отходов понимается их содержание в объектах размещения в целях последующего захоронения, обезвреживания или использования.

Требования к обращению с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждению установлены ст. 13.1 упомянутого Закона, согласно которой правила обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения устанавливаются Правительством РФ.

  • Федеральным законом установлены следующие особенности оборота лома и отходов цветных металлов:
  • физические лица могут осуществлять в порядке, установленном законодательством РФ, отчуждение лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно перечню, утвержденному органами государственной власти субъектов РФ;
  • юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.

3. Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения утверждены Постановлением Правительства РФ от 11 мая 2001 г. N 369, с ломом и отходами цветных металлов — Постановлением Правительства РФ от 11 мая 2001 г. N 370.

В отношении оборота лома и отходов и черных и цветных металлов установлены сходные требования к организации их приема, включая требования о наличии в каждом пункте приема: информации о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, осуществляющих прием лома или отходов; соответствующей лицензии; документов на имеющиеся оборудование и приборы; инструкций о порядке проведения радиационного контроля лома и отходов черных металлов и проверки их на взрывобезопасность и т.п.

Осуществляющие прием лома и отходов цветных и черных металлов юридическое лицо и индивидуальный предприниматель обязаны: принять меры к установлению личности гражданина, сдающего лом и отходы, а также подтверждению наличия у него права собственности на соответствующий лом и отходы либо полномочия распоряжаться ими; обеспечить проведение радиационного контроля и контроля взрывобезопасности лома и отходов; составить по установленной форме приемосдаточный акт, зарегистрировать его в книге учета приемосдаточных актов и осуществить ряд других действий.

К числу документов, необходимых при транспортировке лома и отходов черных металлов, отнесены: путевой лист (за исключением случаев перевозки индивидуальным предпринимателем, осуществляющим прием лома и отходов, либо перевозки лома и отходов, образовавшихся в процессе производства и потребления); транспортная накладная со всеми необходимыми реквизитами и ряд других документов.

В отношении оборота лома и отходов цветных металлов установлен ряд особенностей, вытекающих из содержания ст. 13.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (см. п. 2 ), а также иных особенностей оборота цветных металлов.

В частности, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием лома и отходов цветных металлов, обязаны обеспечить наличие в каждом пункте приема наряду с перечисленными выше документами перечня разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, утвержденного органом государственной власти субъекта РФ.

Установлены также запрет на прием лома и отходов цветных металлов от физических лиц, не достигших 14 лет, и обязательность письменного согласия законных представителей — родителей, усыновителей или попечителей при сдаче лома и отходов цветных металлов лицами в возрасте от 14 до 18 лет.

4. Объективную сторону предусмотренного комментируемой статьей административного правонарушения образует несоблюдение любого из рассмотренных требований правил. Совершаются такие правонарушения, как правило, умышленно.

Субъектом правонарушения могут являться граждане, осуществляющие отчуждение лома и отходов цветных и черных металлов; организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием, учет, хранение, транспортировку и отчуждение лома и отходов цветных и черных металлов, а также их работники.

5. Контроль за соблюдением рассмотренных правил осуществляют органы федеральных служб по экологическому, технологическому и атомному надзору, по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, органы внутренних дел (милиции) и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своей компетенции.

Указанное положение учтено при установлении подведомственности рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, а также при определении перечня должностных лиц, органов, уполномоченных составлять протоколы об указанных административных правонарушениях (см. п.

7 настоящего ).

6.

Следует иметь в виду, что за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с ломом и отходами цветных и черных металлов, уничтожение плодородного слоя почвы и порчу земель в результате нарушения правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов, а также загрязнение лесов ломом и отходами цветных и черных металлов административная ответственность наступает по ст. 8.2, ч. 2 ст. 8.6 и ч. 2 ст. 8.31 Кодекса (см. комментарии к указанным статьям).

7.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) и органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений (ст. ст. 23.3 и 23.31). В случае если возникает вопрос о необходимости применить конфискацию предмета административного правонарушения, дело подлежит рассмотрению в судебном порядке (ч. 2 ст. 23.1).

Читайте также:  Электрохимическая коррозия металлов 9 класс

Протоколы об административных правонарушениях наряду с упомянутыми должностными лицами вправе составлять также должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и органов, осуществляющих государственный экологический контроль (ч. 1, п. п. 19 и 37 ч. 2 ст. 28.3).

8. Нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения может повлечь и уголовную ответственность, в частности в соответствии со ст.

171 УК РФ (незаконное предпринимательство — например, осуществление деятельности в области оборота лома и отходов цветных и черных металлов без регистрации или с нарушением правил регистрации, либо осуществление такой деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением лицензионных требований и условий, если эти деяния причинили существенный ущерб гражданам, организациям или государству) либо со ст. 175 УК РФ (приобретение или сбыт лома и отходов цветных и черных металлов, заведомо добытых преступным путем), а также некоторыми другими статьями УК РФ.

За нелегальный оборот черного и цветного металла предусмотрена уголовная и административная ответственность

Реализация металлолома – это вид деятельности, занятие которым требует получения специального разрешения. Получить указанное разрешение могут только предприниматели и юридические лица, прошедшие государственную регистрацию. Но есть те, кто не стремится соблюсти законодательно утвержденные требования к сфере обращения металлолома. 

За нелегальный оборот черного и цветного металлолома действующее законодательство РФ предусматривает уголовную и административную ответственность.

Уголовная ответственность за нарушение закона в сфере обращения металлолома наступает в следующих случаях:

— ст.171 УК РФ (Незаконная предпринимательская деятельность), то есть работа без регистрации либо без лицензии, если она необходима для данного вида деятельности.

За это деяние предусматривается наказание в виде штрафа в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательные работы на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арест на срок до шести месяцев;

— ст.175 УК РФ (Покупка или сбыт имущества, о котором заранее известно, что оно добыто преступным образом).

Указанное деяние влечет за собой штраф в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательные работы на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительные работами на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо лишение свободы на тот же срок.;

— ст.199 УК РФ (Уклонение от уплаты налогов). Максимальное наказание, предусмотренное статьей — лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

К уголовно наказуемым деяниям относится еще и использование чужого паспорта для регистрации приема металлолома – согласно статье 327 УК РФ – за применение заведомо ложного документа предусмотрено максимальное наказание в виде ареста на шесть месяцев.

Административная ответственность за незаконный прием лома включает в себя:

— наказание за предпринимательскую деятельность без лицензии. Это деяние наказывается по ст.14.1 КоАП РФ штрафом для организаций до 50 тысяч рублей, а для предпринимателей – до 5 тысяч рублей. К штрафу может быть предусмотрена конфискация металлолома;

— работа без государственной регистрации бизнеса также наказывается по ст.14.1 КоАП РФ штрафом до 2-х тысяч рублей;

— кроме того, ст.14.1 КоАП РФ предусматривает еще одно наказание — за нарушение лицензионных требований. Если данные нарушения признаются к тому же грубыми, то предпринимателя накажут штрафом до 8 тысяч рублей или приостановлением деятельности до 90 суток, а организацию – на 200 тысяч рублей или приостановкой работы на срок до 90 суток;

— если нарушены правила обращения и отчуждения металлолома (приемки, учета, хранения и транспортировки), то это влечет за собой наказание по статье 14.

26 КоАП РФ: на предпринимателей налагается штраф до 5 тысяч рублей, а на юридические лица – до 100 тысяч рублей.

К штрафу дополнительно может быть предусмотрена конфискация предметов, которые послужили причиной привлечения к административной ответственности.

Незаконный прием металлолома: административная ответственность и штрафы в 2020 году

Прием металлического лома – деятельность, предполагающая получение разрешительных документов. Вести ее вправе индивидуальные предприниматели и юридические лица, соответствующие ряду требований к коммерческой площади, расположению, оснащению и т.д. Нормы обращения с ломом черных и цветных металлов прописаны в Постановлении Правительства Российской Федерации № 369 от 11 мая 2001 года.

В «Правилах обращения с ломом и отходами металлов» подробно описаны требования к организации приема, сбора и хранения.

Одно из них гласит: пункт приема металлолома должен обладать лицензией и нотариально заверенной копией выписки из ЕГРЮЛ, которые обязан предъявлять по требованию клиентов и контролирующих органов.

Эти документы подтверждают законность ведения предпринимательской деятельности, а получить их можно в уполномоченных госучреждениях: в Департаменте природопользования и окружающей среды и ФНС.

Требования к оснащению

Незаконный прием металлолома – это не только работа без постановки на учет в Налоговой службе, но также ведение коммерческой деятельности с нарушением актуальных правил приема и учета.

Одно из наиболее важных – обеспечение радиационного контроля на предприятии в целях обеспечения безопасности людей и окружающей среды.

Каждую партию поступающего лома черных и цветных металлов необходимо проверять с применением радиометров, а также более компактных носимых дозиметров и сигнализаторов.

На все виды обязательного оборудования (радиометры, спектрометры, высокоточные электронные весы) необходимо иметь документы: технический паспорт, свидетельства о поверке и т.д. Также в соответствии с Постановление Правительства РФ потребуются пресс-ножницы, пресс для пакетирования металлолома или установка для дробления и сортировки металлических отходов.

Требования к площадке и персоналу

Большинство незаконных пунктов приема металлолома расположены на окраинах города, в гаражных кооперативах или в ангарах на территории промышленной зоны. Однако для легальной работы необходима площадь не менее 200 кв. м (размер земельного участка – от 500 кв. м). В противном случае в получении лицензии будет отказано, а значит, мелкие пункты приема априори не могут работать легально.

Строгие требования предъявляют и к сотрудникам. В их числе должны быть:

  • контролер металлических отходов и лома II разряда;
  • прессовщик I разряда;
  • квалифицированный специалист, проводящий радиационный контроль партий металлолома и проверку их на предмет взрывобезопасности.

Работники должны пройти профессиональную подготовку и аттестацию до начала работы.

Лицензирование деятельности

Лицензирование пунктов приема, переработки и утилизация металлических отходов осуществляет Департамент природопользования и охраны окружающей среды.

Но в разных субъектах федерации за оформление документов отвечают различны органы исполнительной власти: например, Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли в Санкт-Петербурге, Министерство промышленности и транспорта Республики Удмуртия или Министерство промышленности и инноваций Республики Татарстан.

Письменное заявление и пакет необходимых документов необходимо направить в лицензирующие органы по почте или предъявить при личном посещении. Исполнительные органы обязаны рассмотреть документацию в течение 3 дней с момента получения, приняв для оформления лицензии или отказав с обоснованием причин.

Необходимые документы

Оформлять лицензии на прием черного и цветного металлов предстоит отдельно, подготовив два пакета документов. Но набор бумаг стандартный:

  • учредительные документы (устав организации, учредительный договор и др.);
  • паспорт гражданина РФ – для индивидуальных предпринимателей;
  • выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • свидетельство о постановке на налоговый учет по месту регистрации;
  • ИНН;
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • наименование вида деятельности, подлежащей лицензированию;
  • документы на коммерческую площадь;
  • техпаспорта оборудования;
  • документы, подтверждающие достаточную квалификацию сотрудников и др.

Размер государственной пошлины фиксированный. Он составляет 7 500 руб., но стоимость оформления может многократно возрасти при обращении к посредникам, оказывающим помощь в подготовке и подаче документов на рассмотрение.

Незаконный оборот лома

Лицензирование деятельности по приему металлолома – сложная и длительная процедура. Она требует внушительных затрат на подготовку персонала и оснащение коммерческой площади, а также отнимает немало времени.

Поэтому недобросовестные предприниматели маскируют свою деятельность под ту, которая не требует оформления разрешительных документов.

Например, под реализацию металлолома, который получен в процессе собственного производства.

Высокий уровень криминализации данной сферы обусловлен относительной мягкостью наказания: предусмотрена административная ответственность за незаконный прием металлолома, то есть за ведение предпринимательской деятельности без регистрации. В соответствии со ст. 14.1 КоАП РФ отсутствие государственной регистрации и лицензии влечен наложение штрафа в размере от 500 до 2000 руб. Но в исключительных случаях возможно привлечение к уголовной родственности.

Ответственность за неправильный оборот металлолома

Помимо административных штрафов, которыми наказывают мелкие пункты приема, действующие без регистрации, предусмотрены более серьезные санкции. Они распространяются даже на лицензированные организации, поскольку незаконное обращение металлолома – это также его прием и хранение с нарушением законодательных норм.

Читайте также:  Основные параметры метрической резьбы: размеры, таблицы с шагом и диаметром

Предусмотрены следующие наказания:

  • штраф в размере от 2000 до 100 000 руб. с конфискацией предметов правонарушения в случае неправильного обращения с металлоломом (ст. 14.26 КоАП);
  • штраф от 1000 до 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток при несоблюдении требований в области охраны окружающей среды (ст. 8.2 КоАП);
  • штраф от 3000 до 80 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток при порче земель в результате неправильного обращения с металлическими отходами (ст. 8.6. КоАП).

Однако незаконный оборот металлолома – это его прием и продажа без соответствующего разрешения. За такое правонарушение иногда грозит тюремный срок.

Уголовная ответственность за работу без лицензии

Особенность современного законодательства заключена в том, что за нелегальный прием и оборот лома черных и цветных металлов не предусмотрено специальное наказание.

Поэтому привлечь пункты приема, действующие без регистрации и разрешительных документов, к реальной ответственности затруднительно, особенно мелкие.

Держатели таких приемок отделываются мелкими административными штрафами, при этом металлолом невозможно конфисковать.

Один из вариантов ужесточения наказания – привлечение предпринимателей к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство».

В этом случае правоохранительным органам предстоит доказать, что пункт приема получал от своей работы доходы в крупном размере. В этом случае работа без лицензии грозит штрафом до 300 000 руб. или арестом на срок до полугода.

Доход определят по средней стоимости обнаруженного лома и бухгалтерским документам.

Прочие виды уголовной ответственности

Незаконная скупка и продажа металлического лома неразрывно связана со многими правонарушениями. Незаконное предпринимательство влечет уклонение от уплаты налогов, что также уголовно наказуемо. В соответствии со ст. 199 УК РФ первично выявленное правонарушение грозит наказанием в виде штрафа от 100 000 до 300 000 руб., арестом на срок до полугода или лишением свободы на срок до 2 лет.

Если преступление совершено несколькими лицами по предварительному сговору, а в процессе предпринимательства получены доходы в крупном размере, штраф возрастает до 500 000 руб.

, а срок лишения свободы может достигать 6 лет с запретом на ведение коммерческой деятельности на срок до 3 лет после освобождения. Крупными признаются доходы от 5 млн. руб.

, получение в течение 3 лет с момента начала скупки и продажи металлолома.

Наказание для физических лиц

Согласно актуальным законодательным нормам, наказать за незаконный оборот металлолома могут не только нелегальные пункты приема, но и рядовых граждан.

В связи с недостаточной юридической осведомленностью они систематически участвуют в незаконном обороте лома, сдавая в специализированные пункты отходы, полученные из открытых источников.

Законным является отчуждение металлических отходов, права собственности на которые можно подтвердить документально (ст. 13.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Брошенный металлический лом может быть обращен в собственной физического лица, если находится на земельном участке, которым оно владеет. Лом, найденный человек на свалках, полях, садовых участках, не может быть обращен в его собственность, поэтому его сдача формально считается незаконной и в ряде случаев влечет административную ответственность.

За что задерживают и штрафуют сборщиков металлолома?

Доброго вам настроения уважаемые читатели нашего блога.

В обсуждении под одной из предыдущих заметок, на тему металлолома, мне попался один интересный комментарий. Наш читатель рассказал, что у них в городе, полиция очень часто устраивает облавы на сборщиков металлолома. Проще говоря, ловят нашего брата на подъездах к пунктам приёма металлолома.

Груженные металлоломом легковушки останавливают и дальше сопровождают в отделение полиции для составления объяснительных. Как итог, металл конечно же не забирают, а, вот гражданам, в последующем, приходиться оплачивать штрафы в размере до 2 000 рублей.

Я решил разобраться в данном вопросе, и вот, что у меня получилось. В интернет на одном из сайтов регионального МВД я увидел просто замечательную публикацию от 2018 года.

«ГУ МВД по Саратовской области предупреждает!!! За незаконный оборот металлолома предусмотрена административная и уголовная ответственность» И, в этой заметке приведены все законные возможности привлечения сборщиков металлолома к ответственности.

На первом месте это штраф в 2 000 рублей за транспортировку мусора без лицензии. Статья 8.2.  КоАП РФ. Дело в том, что металлолом подпадает под законодательное определение бытового мусора или промышленных отходов.

Транспортировка мусора – это лицензируемый вид деятельности от того на это дело требуется специальное разрешение.

Отсутствие данного разрешения – это административная ответственность с наложением штрафа до 2 000 рублей на частное лицо.

В качестве ещё одного вида наказания может быть применена ст.171 УК РФ (Незаконная предпринимательская деятельность) Обычно данную статью применяют против торговцев в электричках и бабушек с вязанными носочками у метро.

Но, при желании могут припугнуть и нерадивого металлокопаря, особенно если факт получения денег за сдачу металлолома будет подтвержден со стороны кассира на пункте приёма.

Статья уголовная, от того и наказание штраф до 300 000 рублей, либо обязательные общественные работы.

Ещё одна уголовная статья, которая может быть применена это ст.175 УК РФ (Покупка или сбыт имущества, о котором заранее известно, что оно добыто преступным образом). Уловили суть статьи??? Наказание по этой статье, от штрафа в 40 000 рублей до исправительных работ сроком на два года.

Ну, и последний вариант привлечения к ответственности – это использование чужого паспорта. 327 УК РФ  «Что???» Спросят 99% копарей металла. «Какой ещё паспорт?» А я отвечу.

Дело в том, что согласно закону при сдаче металлолома в официальный пункт приёма, кассир обязан перед выдачей денег занести все данные сделки в специализированные прошнурованный журнал.

В данном журнале должны быть указаны вес металла, пояснения сдавшего металл на основе чего он владеет данным металлом и, естественно, паспортные данные гражданина сдавшего металлолом в пункт приёма.

Не знаю, были ли в нашей стране случаи, когда сдавшего металлом привлекали к ответственности за использование чужого паспорта но ГУ МВД по Саратовской области предупреждает, что так делать не стоит)))

Всего доброго, надеюсь заметка была вам полезной. Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал если вы этого ещё не сделали.

За что задерживают и штрафуют сборщиков металлолома?

Источник:

http://hobby-detecting.ru/za-chto-zaderzhivayut-i-shtrafuyut-sborshhikov-metalloloma/© Hobby-Detecting.Ru

Железная хватка: как бороться с нелегальным сбором металлолома

Житель Красноярского края украл ни много ни мало 15 т рельсов и сдал их в пункт сбора металлолома. А безработный, ранее судимый житель Солнечногорска украл, но всё же не успел сдать в пункт приема металлолома гараж жительницы Химок.

В Петербурге тем временем полиция спустя полгода задержала угонщика «КамАЗа» ― мужчина угнал грузовик с неохраняемой стоянки и сдал его на металлолом.

О том, что грозит желающим сдать на металлолом всё, что плохо лежит, как приструнить нелегальных сборщиков и навести порядок в отрасли ― в материале «Известий».

Забор, рельсы, «башмаки»

В Канском районе Красноярского края по горячим следам задержали 36-летнего местного жителя: мужчина, на минуточку, самостоятельно разобрал больше 200 м железнодорожных рельсов со стрелочными переводами на неиспользованном пути и распилил их на части.

«На специально нанятой технике похищенное было перевезено в пункт приема металлолома, ― сообщает пресс-служба управления МВД на транспорте по Сибирскому федеральному округу. ― За 15 т металла злоумышленник получил около 150 тыс. рублей, которые рассчитывал потратить на свои нужды».

Зато сумма ущерба оказалась в разы больше ― почти на миллион. Возбуждено уголовное дело по статье «Кража». А в Липецкой области разбираются в причинах схода с рельсов восьми вагонов грузового поезда.

Пострадавших нет, урона окружающей среде тоже не нанесено, но из-за ЧП несколько пассажирских поездов пришли с опозданием на три-четыре часа.

Примечательно, что грузовой поезд перевозил металлолом, и, как сообщили в Московском межрегиональном следственном управлении на транспорте СКР, предварительная причина аварии ― как раз хищение лома.

«Причиной схода вагонов явились противоправные действия неустановленного лица, совершавшего хищение лома черного металла, перевозимого грузовым поездом, путем его сбрасывания на железнодорожную насыпь», ― отметили в ведомстве.

Хроники кражи лома можно, кажется, продолжать бесконечно. Крадут провода и опоры ЛЭП (так, в КЧР «Россети Северный Кавказ» потеряли почти 8 тыс. м алюминиевого провода), чугунные ограды с могил.

В Орске 12-летний школьник хотел заработать на каникулах и прихватил с железной дороги тормозные «башмаки».

Досталось всем: маму ребенка привлекли к административной ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, в адрес железнодорожного предприятия направлено представление ― плохо смотрят за имуществом.

В Казани тем временем воришки украли секцию забора. Весь прошлый год жители жаловались и на внешний вид, и на установку ограждений где надо и не надо, так что неудивительно, что в соцсетях охотников за металлоломом в шутку нарекли «санитарами города».

Читайте также:  Сломалась запорная арматура пластиковой двери

Кстати, в прошлом году отмечалась тенденция ― пропадали целые мосты. Весной недалеко от Кировска местные жители заметили, что исчез давно не используемый железнодорожный мост через реку Умба ― его по-тихому распилили и увезли в неизвестном направлении. Осенью лишились пешеходного моста жители деревни Деденево в Подмосковье.

В общем, за такой металл люди, к счастью, не гибли, но ради металлолома, похоже, готовы на многое.

От административки до уголовки

Как отмечают юристы, чаще всего подобные нарушения квалифицируются как кража. В зависимости от стоимости похищенного может наступить административная ответственность за мелкое хищение по ст. 7.27 КоАП РФ (ущерб на сумму не выше 2500 рублей) либо уже уголовная по ст. 158 УК РФ.

«Кроме того, по ст.

267 УК РФ гражданину может грозить ответственность за разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба (на сумму более 1 млн рублей), ― говорит «Известиям» ведущий юрист Европейской юридической службы Павел Кокорев. В этом случае нарушителю грозит штраф от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, а могут назначить и принудительные работы на срок до четырех лет либо лишить свободы на тот же срок.

Если же в результате нарушения по неосторожности погиб человек, то виновному грозит до восьми лет, а за смерть двух и более лиц можно получить до 10 лет тюрьмы.

По закону в пункте приема металлолома у физлица должны потребовать документ, удостоверяющий личность, и доверенность от собственника лома (если это другой человек). На каждую партию лома составляется акт.

При сдаче же цветного металла вас попросят еще и написать заявление: указать ФИО, паспортные данные, что за металл и откуда добро, основание возникновения права собственности и подпись под всем этим честным признанием.

Понятное дело, что на нелегальном пункте всё вышеперечисленное не работает.

«Поскольку деятельность по обращению с черным и цветными металлами лицензируема, то за нарушение лицензионных требований (в частности приема металлолома без составления акта, без идентификации сдатчика) к приемщику металла могут быть применена ответственность по ч. 4 ст. 14.

1 КоАП РФ в виде штрафа на ИП в размере от 4 тыс. рублей до 8 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, ― замечает юрист. ― На должностных лиц ― от 5 тыс. до 10 тыс. рублей; на юридических лиц ― от 100 тыс. до 200 тыс.

рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток».

Директор благотворительного учреждения «Право и порядок», подполковник запаса МВД России Олег Иванников считает, что необходимо вводить серьезную персональную ответственность не только для тех, кто сдает лом, добытый преступным путем, но и тех, кто принимает.

«Директора фирм, которые обеспечивают и перевозку, и прием, также должны подпадать под персональную уголовную ответственность, ― говорит в беседе с «Известиями» эксперт. ― Сейчас законодательство не успевает за теми новыми вызовами, которые существуют в обществе. Я уверен, что в Государственной думе будет такой законопроект, который приравняет прием черного и цветного лома к драгметаллам».

Олег Иванников отмечает, что ущерб, который наносят сборщики лома, похищая кабель, канализационные люки, ограждения, измеряется миллионами, «поэтому необходимо вводить коллективную ответственность всей цепочки приема и переработки этого лома».

Перечень отклонили, безнал ждут

В ноябре прошлого года Ивановская областная дума внесла в Госдуму законопроект, который бы предоставлял регионам право определять перечень изделий из цветных и черных металлов, которые могут сдавать обычные граждане.

Авторы законопроекта отмечали: по действующим законам физлица могут сдавать лом в соответствии с перечнем, устанавливаемым регионами, но сами регионы таким правом отдельно не наделены.

При этом перечни введены для приема цветного металла.

Инициаторы законопроекта уточняли, что «свободные источники лома и отходов черных металлов (свалки, пустыри) иссякли, граждане совершают кражи лома и отходов черных металлов у собственников», страдают дачники. Перечень бы позволил урегулировать правоотношения в сфере оборота лома и отходов черных металлов и пояснил, что можно сдавать, а что нет.

Закон до первого чтения так и не дошел ― Минэкономики и Минпромторг выступили против списка лома черных металлов.

Как аргументировали ведомства, «введение ограничений на сбор приведет к сокращению электрометаллургического производства и металлургического производства в целом, а также негативно скажется на развитии ломозаготовительных организаций».

Замглавы Минпромторга Виктор Евтухов также отмечал, что перечни лома цветных металлов, которые утверждаются региональными властями, не имеют единообразия.

«Это приводит к тому, что лом и отходы цветных металлов свозятся для сдачи в субъекты РФ, в которых действует наиболее широкий перечень», ― говорил в интервью Виктор Евтухов.

Впрочем, навести порядок в отрасли все-таки попробуют. Так с 2018 года идет работа над поправками к федеральному закону «Об отходах производства и потребления». Речь идет об ограничении наличных расчетов при приеме лома и отходов цветных или черных металлов у физических лиц. Согласно законопроекту, за раз на руки можно будет получить до 10 тыс. рублей, а в месяц ― не более 50 тыс. рублей.

«Можно считать, что законопроект будет бороться с незаконными пунктами приема сдачи, но прежде всего он направлен на борьбу с теневым оборотом денежных средств. Потому что объем металлолома в стране, по разным оценкам, миллиарды (до триллиона).

Из них практически половина, к сожалению, уходит на так называемые обнальные площадки, когда просто обналичивают денежные средства», ― говорит в беседе с «Известиями» один из авторов законопроекта, член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Андрей Луговой.

Что касается борьбы с нелегальными пунктами, то депутат напоминает, что на сегодняшний день для того, чтобы открыть пункт приема металлолома, нужно две лицензии. Одна лицензия (федеральная) ― для работы с опасными отходами, а другую лицензию выдает субъект. По мнению Андрея Лугового, вторую лицензию выдавать не нужно.

«В каждом субъекте, к сожалению, свои правила выдачи такого рода лицензии: они легко обходятся, они коррупционные и не так эффективны. Мы считаем, что отрасль сама сможет побороться с незаконными площадками. Она сама в этом будет заинтересована, и правоохранительным органам тогда в том числе будет проще выявлять незаконные площадки».

Стоп-лист и другие меры

Как отмечают в Ассоциации ломозаготовителей НСРО «Руслом.ком», работа нелегальных игроков, применяющих различные «теневые» схемы, наносит не только репутационный, но и прямой экономический урон всей ломозаготовительной отрасли.

«Неучтенный металлолом создает большие проблемы на рынке.

Пробелы в законодательстве позволяют нелегальной площадке существовать, а физическому лицу, который этот металлолом украл, ― сдать его за наличные деньги», ― говорит член президиума Ассоциации НСРО «Руслом.

ком», гендиректор ООО «Транслом» Сергей Астахов. Одним из способов борьбы представитель ассоциации называет внедрение на предприятиях с государственным участием полноценной системы учета лома.

«Нужно сначала разобраться с ломообразованием, систематизировать его, а потом уже работать над вариативностью способов продажи», ― отмечает эксперт.

Навести порядок и поддержать отрасль, считают в ассоциации, помогут и упор на безналичный расчет, и, например, отмена НДФЛ на сделки при продаже вторсырья ― чтобы у населения был стимул сдавать металлолом легально. По подсчетам, ежегодно в сдаче лома принимают участие около 1 млн человек по всей стране. В среднем на этом удается заработать от 300 рублей до 120 тыс. рублей, но с отменой НДФЛ доходы могут быть выше.

Также в ассоциации выступают за создание единого федерального реестра запрещенного к приему от физических лиц лома металлов.

«Подобная мера позволит установить единые правила работы на всей территории страны, ― уверен директор ассоциации Виктор Ковшевный. ― На данный момент в Министерстве промышленности и торговли РФ проходит обсуждение предложенной инициативы».

Кроме того, легальные ломозаготовители выступают за повышение ответственности за незаконную заготовку и реализацию лома черных и цветных металлов. Сейчас минимальный штраф для граждан по ст. 14.26 КоАП за нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения ― 2500 рублей с возможной конфискацией.

«Такой размер штрафа не препятствует совершению правонарушений, поскольку несоразмерен получаемому нелегальному доходу от данной деятельности.

Это приводит к необходимости многократного увеличения штрафов для создания не только действенного административного, но и экономического барьера, лишающего физлиц финансовой целесообразности продолжения нелегальной деятельности», ― отмечают в организации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector