- Ужесточение наказания за сбор металлолома без лицензии
- Усиление ответственности за незаконный сбор лома
- Какие штрафы предлагают депутаты за нелегальный прием лома
- Статья 14.26. Нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения
- Комментарий к ст. 14.26 КоАП
- Судебная практика по статье 14.26 КоАП
- Железная хватка: как бороться с нелегальным сбором металлолома
- Забор, рельсы, «башмаки»
- От административки до уголовки
- Перечень отклонили, безнал ждут
- Стоп-лист и другие меры
- Незаконный прием металлолома: административная ответственность и штрафы в 2020 году
- Требования к оснащению
- Требования к площадке и персоналу
- Лицензирование деятельности
- Необходимые документы
- Незаконный оборот лома
- Ответственность за неправильный оборот металлолома
- Уголовная ответственность за работу без лицензии
- Прочие виды уголовной ответственности
- Наказание для физических лиц
- Какие последствия будут если принимать металлолом без лицензии?
Обращение лома черных и цветных металлов – сфера весьма прибыльная, но строго контролируемая и требующая лицензии. И, поскольку заработать хочется всем, а платить налоги и действовать в рамках закона хочется не каждому предпринимателю, то незаконный прием лома, который обнаруживает себя во многих проявлениях, стал неизменным спутником рынка металлолома.
Реализация металлолома – это вид деятельности, занятие которым требует получения специального разрешения. Получить указанное разрешение могут только предприниматели и юридические лица, прошедшие государственную регистрацию.
Но есть те, кто не стремится соблюсти законодательно утвержденные требования к сфере обращения металлолома. Для классификации подобных действий, как незаконных, для правоохранительных органов разработаны признаки этого явления. И к ним относятся следующие критерии, указывающие на незаконную предпринимательскую деятельность:
- отсутствие у руководителя юридического лица или у предпринимателя документов (лицензии), которые подтверждают их право на данную деятельность;
- обнаружение учредительных документов, лицензий, бухгалтерской и иной документации с признаками подделки;
- ведение деятельности без государственной регистрации или с нарушениями порядка регистрации;
- при регистрации бизнеса в налоговую структуру предоставлялись заведомо ложные сведения, и т.д.
Выявить указанные критерии незаконной деятельности можно только в ходе проверки. И по результатам этой проверки контролирующим органом будет приниматься решение: возбуждать уголовное дело или же привлекать только к административной ответственности. Почему такая разница в трактовке деяний? Дело в том, что незаконное предпринимательство бывает явным и неявным:
- к явным свидетельствам относится работа без государственной регистрации и без лицензии. Даже предоставление ложных сведений для регистрации бизнеса требует доказательства осознанности совершаемого лицом действия. Ведь такие сведения могут быть и просто ошибкой;
- а неявные факты еще необходимо установить, как доказывающие незаконность работы в сфере обращения металлолома. Например, сама деятельность не скрывается, но представляется, как не требующая лицензирования (в частности, продажа металлолома не покупного, а полученного в ходе собственной производственной деятельности, не требует лицензии). Или, например, оборот металлолома осуществляется «под прикрытием» иной деятельности, но обязательно схожей с лицензируемой. Или, работа под лицензией другой организации, и т.д. Все это требует доказательства неправомерности действий организации или предпринимателя.
Кроме того, важным и дополнительным фактором для классификации деяния, как общественно опасного (т.е. как преступления), является наступление одного из следующих условий:
- причинен ущерб в особо крупном масштабе гражданину, организации или бюджету государства;
- или деятельность была сопряжена с извлечением крупного или особо крупного дохода.
Полиция штрафует незаконного предпринимателя – приемщика металлолома в частном секторе
Таким образом, если присутствуют все вышеуказанные критерии незаконной предпринимательской деятельности, включая и причинение ущерба в крупном размере, то у предпринимателя или организации появляется реальный риск уголовной ответственности. В противном случае преступление в сфере обращения металлолома может быть классифицировано, только как административное правонарушение.
Но не только незаконное предпринимательство наказуемо! Приемщик металлолома может иметь государственную регистрацию и разрешение на работу с металлоломом, вести бухучет и соблюдать лицензионные требования. Однако сам процесс приема металлолома тоже может содержать в себе признаки преступления.
За нелегальный оборот черного и цветного металлолома действующее законодательство РФ предусматривает:
- уголовную ответственность;
- административную ответственность.
Уголовная ответственность за нарушение закона в сфере обращения металлолома наступает в следующих случаях:
- незаконная предпринимательская деятельность (ст.171 УК РФ). Т.е. работа без регистрации либо без лицензии, если она необходима для данного вида деятельности. За это деяние предусматривается, например, штраф до 300 тыс.рублей или арест на полгода;
- покупка или сбыт имущества, о котором заранее известно, что оно добыто преступным образом (ст.175 УК РФ). Указанное деяние влечет за собой штраф до 40 тыс.рублей или же лишение свободы на срок до 2-х лет;
- уклонение от налогов (ст.199 УК РФ). Юридические лица, даже зарегистрированные, по этой статьей наказываются штрафом до 300-т тысяч рублей или лишением свободы на 1 год, если совершено крупное уклонение от налогов (т.е. более 2,7 млн.рублей). При особо крупном (более 13,5 млн.рублей) – штраф до 500 тыс.рублей или лишение свободы до 3-х лет.
За особо крупные размеры может грозить тюрьма
Кроме того, к уголовно наказуемым деяниям относится еще и использование чужого паспорта для регистрации приема металлолома. Предъявление данного документа (или иного удостоверения личности) является одним из условий сдачи лома.
Поэтому использование чужого паспорта для оформления операции чревато, например, привлечением по статье 327 УК РФ – за применение заведомо ложного документа.
Данная статья грозит не только утратой лицензии, но и штрафом до 80 тысяч рублей или арестом на 6 месяцев.
Административная ответственность за незаконный прием лома включает в себя:
- наказание за предпринимательскую деятельность без лицензии. Это деяние наказывается по ст.14.1 КоАП РФ штрафом для организаций до 50 тыс.рублей, а для предпринимателей – до 5 тыс.рублей. К штрафу может быть предусмотрена конфискация металлолома;
- работа без государственной регистрации бизнеса также наказывается по ст.14.1 КоАП РФ штрафом до 2-х тысяч рублей;
- кроме того, ст.14.1 КоАП РФ предусматривает еще одно наказание – за нарушение лицензионных требований. Если данные нарушения признаются к тому же грубыми, то предпринимателя накажут штрафом до 8 тыс.рублей или приостановлением деятельности до 90 суток, а организацию – на 200 тыс.рублей или приостановкой работы на срок до 90 суток;
- если нарушены правила обращения и отчуждения металлолома (приемки, учета, хранения и транспортировки), то это влечет за собой наказание по статье 14.26 КоАП РФ: на предпринимателей налагается штраф до 5 т.рублей, а на юридические лица – до 100 тыс.рублей. К штрафу дополнительно может быть предусмотрена конфискация предметов, которые послужили причиной привлечения к административной ответственности.
Ужесточение наказания за сбор металлолома без лицензии
Нелегальные пункты приема лома будут штрафовать на сумму до 400 000 рублей с конфискацией оборудования и незаконно заготовленного лома. Соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму.
- В Государственную Думу РФ внесен законопроект
- № 1142891-6 «
- О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
- »
. Документ разработан с целью ужесточения ответственности за осуществление без лицензии предпринимательской деятельности в сфере оборота лома черных и цветных металлов.
Усиление ответственности за незаконный сбор лома
Авторы законопроекта акцентируют внимание на том, что работа нелегальных пунктов приема лома не только дискредитирует институт лицензирования, но и наносит урон бюджету, а также причиняет вред окружающей среде.
По мнению законодателей, существующие меры ответственности за незаконную заготовку металлолома малоэффективны. Так, на нелегальных приемных пунктах закупку металлолома в основном осуществляют физические лица и их административная ответственность влечет лишь небольшой штраф — от 2000 до 2500 рублей.
Безусловно, размер такого штрафа несопоставим с получаемым доходом от выручки за реализованный металлолом. Более того, на практике почти не применяется такая мера воздействия как конфискация нелегально заготовленного лома и изъятие оборудования, используемого при его заготовке.
Какие штрафы предлагают депутаты за нелегальный прием лома
Законопроектом предлагается дополнить КоАП РФ статьей 14.1.4, устанавливающей административную ответственность за осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов без лицензии и предусматривающей обязательную конфискацию орудий и предметов административного правонарушения.
- Размер штрафа составит:
- для граждан — двадцать тысяч рублей (при повторном правонарушении — 50 тыс. руб);
- для должностных лиц — пятьдесят тысяч рублей (при повторном правонарушении — 100 тыс. руб);
- для индивидуальных предпринимателей — пятьдесят тысяч рублей; (при повторном правонарушении — 100 тыс. руб);
для юридических лиц — двести тысяч рублей (при повторном правонарушении — 400 тыс. руб).
- Ужесточение административного наказания за перечисленные правонарушения позволит:
- снизить количество нелегальных пунктов приема лома металлов;
- соблюсти экономические, экологические, общественные и другие интересы населения;
- исключить случаи неуплаты налогов.
- В настоящий момент законопроект зарегистрирован и направлен на утверждение Председателю Государственной Думы РФ.
Статья 14.26. Нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения
Нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов (приема, учета, хранения, транспортировки), за исключением случаев, предусмотренных частями 1 — 10 статьи 8.2, частью 2 статьи 8.6 и частью 2 статьи 8.31 настоящего Кодекса, а также их отчуждения —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.
Комментарий к ст. 14.26 КоАП
1. Объект правонарушения — имущественные отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
Административное правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, посягает на установленный в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон) порядок обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения, а также права собственников и иных лиц на изделия из черных и цветных металлов.
В соответствии со ст.
1 Закона ломом и отходами цветных и (или) черных металлов являются пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.
Обращение с отходами представляет собой деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством РФ, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы (см. Методические рекомендации по подготовке материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу, утвержденные Приказом МПР от 9 июля 2003 г. N 575).
2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении противоправных действий, нарушающих правила обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов (приема, учета, хранения, транспортировки), за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2, ч. 2 ст. 8.6 и ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ, а также их отчуждения.
Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения устанавливаются Правительством РФ.
В настоящее время действуют Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденные Постановлением Правительства от 11 мая 2001 г.
N 369, и Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденные Постановлением Правительства от 11 мая 2001 г. N 370 (далее — Правила).
Правилами установлены требования к организации оборота лома и отходов черных цветных металлов, включая требования о наличии в каждом пункте приема: информации о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, осуществляющих прием лома или отходов; соответствующей лицензии; документов на имеющиеся оборудование и приборы; инструкций о порядке проведения радиационного контроля лома и отходов черных металлов и проверки их на взрывобезопасность и т.п.
Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие прием лома и отходов цветных и черных металлов, обязаны принять меры к установлению личности гражданина, сдающего лом и отходы; к подтверждению наличия у него права собственности на соответствующий лом и отходы либо полномочия распоряжаться ими; обеспечить проведение радиационного контроля и контроля взрывобезопасности лома и отходов; составить по установленной форме приемосдаточный акт, зарегистрировать его в книге учета приемосдаточных актов и осуществить ряд других действий.
К документам, необходимым при транспортировке лома и отходов черных металлов, Правилами отнесены: путевой лист (за исключением случаев перевозки индивидуальным предпринимателем, осуществляющим прием лома и отходов либо перевозки лома и отходов, образовавшихся в процессе производства и потребления); транспортная накладная со всеми необходимыми реквизитами и ряд других документов.
Важно, что прием лома и отходов цветных металлов от физических лиц, не достигших 14 лет, не допускается. Прием лома и отходов цветных металлов от лиц в возрасте от 14 до 18 лет допускается с письменного согласия их законных представителей — родителей, усыновителей или попечителей, за исключением лиц, достигших 16 лет и в установленном порядке объявленных полностью дееспособными.
Контроль за соблюдением рассмотренных правил осуществляют органы федеральных служб по экологическому, технологическому и атомному надзору, по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, органы внутренних дел (милиции) и органы исполнительной власти субъектов в пределах своей компетенции.
3. Субъекты данного правонарушения — граждане и юридические лица, а также должностные лица.
4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.
Судебная практика по статье 14.26 КоАП
Определение Верховного Суда РФ от 07.02.2018 N 301-АД17-21927 по делу N А29-7597/2016
Как следует из судебных актов, оспоренным постановлением общество привлечено к административной ответственности на основании статьи 14.
26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) с назначением наказания в виде взыскания 50 000 рублей административного штрафа.
Основанием для привлечения к ответственности послужил установленный управлением факт нарушения обществом Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 369 (далее — Правила N 369).
Нарушение выразилось в том, что общество приняло автомобиль ВАЗ-210630, государственный регистрационный знак Н 952 ТО 11, в лом и отходы черных металлов без документов, подтверждающих право собственности у сдатчика лома и отходов на сдаваемый лом.
Железная хватка: как бороться с нелегальным сбором металлолома
Житель Красноярского края украл ни много ни мало 15 т рельсов и сдал их в пункт сбора металлолома. А безработный, ранее судимый житель Солнечногорска украл, но всё же не успел сдать в пункт приема металлолома гараж жительницы Химок.
В Петербурге тем временем полиция спустя полгода задержала угонщика «КамАЗа» ― мужчина угнал грузовик с неохраняемой стоянки и сдал его на металлолом.
О том, что грозит желающим сдать на металлолом всё, что плохо лежит, как приструнить нелегальных сборщиков и навести порядок в отрасли ― в материале «Известий».
Забор, рельсы, «башмаки»
В Канском районе Красноярского края по горячим следам задержали 36-летнего местного жителя: мужчина, на минуточку, самостоятельно разобрал больше 200 м железнодорожных рельсов со стрелочными переводами на неиспользованном пути и распилил их на части.
«На специально нанятой технике похищенное было перевезено в пункт приема металлолома, ― сообщает пресс-служба управления МВД на транспорте по Сибирскому федеральному округу. ― За 15 т металла злоумышленник получил около 150 тыс. рублей, которые рассчитывал потратить на свои нужды».
Зато сумма ущерба оказалась в разы больше ― почти на миллион. Возбуждено уголовное дело по статье «Кража». А в Липецкой области разбираются в причинах схода с рельсов восьми вагонов грузового поезда.
Пострадавших нет, урона окружающей среде тоже не нанесено, но из-за ЧП несколько пассажирских поездов пришли с опозданием на три-четыре часа.
Примечательно, что грузовой поезд перевозил металлолом, и, как сообщили в Московском межрегиональном следственном управлении на транспорте СКР, предварительная причина аварии ― как раз хищение лома.
«Причиной схода вагонов явились противоправные действия неустановленного лица, совершавшего хищение лома черного металла, перевозимого грузовым поездом, путем его сбрасывания на железнодорожную насыпь», ― отметили в ведомстве.
Хроники кражи лома можно, кажется, продолжать бесконечно. Крадут провода и опоры ЛЭП (так, в КЧР «Россети Северный Кавказ» потеряли почти 8 тыс. м алюминиевого провода), чугунные ограды с могил.
В Орске 12-летний школьник хотел заработать на каникулах и прихватил с железной дороги тормозные «башмаки».
Досталось всем: маму ребенка привлекли к административной ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, в адрес железнодорожного предприятия направлено представление ― плохо смотрят за имуществом.
В Казани тем временем воришки украли секцию забора. Весь прошлый год жители жаловались и на внешний вид, и на установку ограждений где надо и не надо, так что неудивительно, что в соцсетях охотников за металлоломом в шутку нарекли «санитарами города».
Кстати, в прошлом году отмечалась тенденция ― пропадали целые мосты. Весной недалеко от Кировска местные жители заметили, что исчез давно не используемый железнодорожный мост через реку Умба ― его по-тихому распилили и увезли в неизвестном направлении. Осенью лишились пешеходного моста жители деревни Деденево в Подмосковье.
В общем, за такой металл люди, к счастью, не гибли, но ради металлолома, похоже, готовы на многое.
От административки до уголовки
Как отмечают юристы, чаще всего подобные нарушения квалифицируются как кража. В зависимости от стоимости похищенного может наступить административная ответственность за мелкое хищение по ст. 7.27 КоАП РФ (ущерб на сумму не выше 2500 рублей) либо уже уголовная по ст. 158 УК РФ.
«Кроме того, по ст.
267 УК РФ гражданину может грозить ответственность за разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба (на сумму более 1 млн рублей), ― говорит «Известиям» ведущий юрист Европейской юридической службы Павел Кокорев. В этом случае нарушителю грозит штраф от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, а могут назначить и принудительные работы на срок до четырех лет либо лишить свободы на тот же срок.
Если же в результате нарушения по неосторожности погиб человек, то виновному грозит до восьми лет, а за смерть двух и более лиц можно получить до 10 лет тюрьмы.
По закону в пункте приема металлолома у физлица должны потребовать документ, удостоверяющий личность, и доверенность от собственника лома (если это другой человек). На каждую партию лома составляется акт.
При сдаче же цветного металла вас попросят еще и написать заявление: указать ФИО, паспортные данные, что за металл и откуда добро, основание возникновения права собственности и подпись под всем этим честным признанием.
Понятное дело, что на нелегальном пункте всё вышеперечисленное не работает.
«Поскольку деятельность по обращению с черным и цветными металлами лицензируема, то за нарушение лицензионных требований (в частности приема металлолома без составления акта, без идентификации сдатчика) к приемщику металла могут быть применена ответственность по ч. 4 ст. 14.
1 КоАП РФ в виде штрафа на ИП в размере от 4 тыс. рублей до 8 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, ― замечает юрист. ― На должностных лиц ― от 5 тыс. до 10 тыс. рублей; на юридических лиц ― от 100 тыс. до 200 тыс.
рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток».
Директор благотворительного учреждения «Право и порядок», подполковник запаса МВД России Олег Иванников считает, что необходимо вводить серьезную персональную ответственность не только для тех, кто сдает лом, добытый преступным путем, но и тех, кто принимает.
«Директора фирм, которые обеспечивают и перевозку, и прием, также должны подпадать под персональную уголовную ответственность, ― говорит в беседе с «Известиями» эксперт. ― Сейчас законодательство не успевает за теми новыми вызовами, которые существуют в обществе. Я уверен, что в Государственной думе будет такой законопроект, который приравняет прием черного и цветного лома к драгметаллам».
Олег Иванников отмечает, что ущерб, который наносят сборщики лома, похищая кабель, канализационные люки, ограждения, измеряется миллионами, «поэтому необходимо вводить коллективную ответственность всей цепочки приема и переработки этого лома».
Перечень отклонили, безнал ждут
В ноябре прошлого года Ивановская областная дума внесла в Госдуму законопроект, который бы предоставлял регионам право определять перечень изделий из цветных и черных металлов, которые могут сдавать обычные граждане.
Авторы законопроекта отмечали: по действующим законам физлица могут сдавать лом в соответствии с перечнем, устанавливаемым регионами, но сами регионы таким правом отдельно не наделены.
При этом перечни введены для приема цветного металла.
Инициаторы законопроекта уточняли, что «свободные источники лома и отходов черных металлов (свалки, пустыри) иссякли, граждане совершают кражи лома и отходов черных металлов у собственников», страдают дачники. Перечень бы позволил урегулировать правоотношения в сфере оборота лома и отходов черных металлов и пояснил, что можно сдавать, а что нет.
Закон до первого чтения так и не дошел ― Минэкономики и Минпромторг выступили против списка лома черных металлов.
Как аргументировали ведомства, «введение ограничений на сбор приведет к сокращению электрометаллургического производства и металлургического производства в целом, а также негативно скажется на развитии ломозаготовительных организаций».
Замглавы Минпромторга Виктор Евтухов также отмечал, что перечни лома цветных металлов, которые утверждаются региональными властями, не имеют единообразия.
«Это приводит к тому, что лом и отходы цветных металлов свозятся для сдачи в субъекты РФ, в которых действует наиболее широкий перечень», ― говорил в интервью Виктор Евтухов.
Впрочем, навести порядок в отрасли все-таки попробуют. Так с 2018 года идет работа над поправками к федеральному закону «Об отходах производства и потребления». Речь идет об ограничении наличных расчетов при приеме лома и отходов цветных или черных металлов у физических лиц. Согласно законопроекту, за раз на руки можно будет получить до 10 тыс. рублей, а в месяц ― не более 50 тыс. рублей.
«Можно считать, что законопроект будет бороться с незаконными пунктами приема сдачи, но прежде всего он направлен на борьбу с теневым оборотом денежных средств. Потому что объем металлолома в стране, по разным оценкам, миллиарды (до триллиона).
Из них практически половина, к сожалению, уходит на так называемые обнальные площадки, когда просто обналичивают денежные средства», ― говорит в беседе с «Известиями» один из авторов законопроекта, член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Андрей Луговой.
Что касается борьбы с нелегальными пунктами, то депутат напоминает, что на сегодняшний день для того, чтобы открыть пункт приема металлолома, нужно две лицензии. Одна лицензия (федеральная) ― для работы с опасными отходами, а другую лицензию выдает субъект. По мнению Андрея Лугового, вторую лицензию выдавать не нужно.
«В каждом субъекте, к сожалению, свои правила выдачи такого рода лицензии: они легко обходятся, они коррупционные и не так эффективны. Мы считаем, что отрасль сама сможет побороться с незаконными площадками. Она сама в этом будет заинтересована, и правоохранительным органам тогда в том числе будет проще выявлять незаконные площадки».
Стоп-лист и другие меры
Как отмечают в Ассоциации ломозаготовителей НСРО «Руслом.ком», работа нелегальных игроков, применяющих различные «теневые» схемы, наносит не только репутационный, но и прямой экономический урон всей ломозаготовительной отрасли.
«Неучтенный металлолом создает большие проблемы на рынке.
Пробелы в законодательстве позволяют нелегальной площадке существовать, а физическому лицу, который этот металлолом украл, ― сдать его за наличные деньги», ― говорит член президиума Ассоциации НСРО «Руслом.
ком», гендиректор ООО «Транслом» Сергей Астахов. Одним из способов борьбы представитель ассоциации называет внедрение на предприятиях с государственным участием полноценной системы учета лома.
«Нужно сначала разобраться с ломообразованием, систематизировать его, а потом уже работать над вариативностью способов продажи», ― отмечает эксперт.
Навести порядок и поддержать отрасль, считают в ассоциации, помогут и упор на безналичный расчет, и, например, отмена НДФЛ на сделки при продаже вторсырья ― чтобы у населения был стимул сдавать металлолом легально. По подсчетам, ежегодно в сдаче лома принимают участие около 1 млн человек по всей стране. В среднем на этом удается заработать от 300 рублей до 120 тыс. рублей, но с отменой НДФЛ доходы могут быть выше.
Также в ассоциации выступают за создание единого федерального реестра запрещенного к приему от физических лиц лома металлов.
«Подобная мера позволит установить единые правила работы на всей территории страны, ― уверен директор ассоциации Виктор Ковшевный. ― На данный момент в Министерстве промышленности и торговли РФ проходит обсуждение предложенной инициативы».
Кроме того, легальные ломозаготовители выступают за повышение ответственности за незаконную заготовку и реализацию лома черных и цветных металлов. Сейчас минимальный штраф для граждан по ст. 14.26 КоАП за нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения ― 2500 рублей с возможной конфискацией.
«Такой размер штрафа не препятствует совершению правонарушений, поскольку несоразмерен получаемому нелегальному доходу от данной деятельности.
Это приводит к необходимости многократного увеличения штрафов для создания не только действенного административного, но и экономического барьера, лишающего физлиц финансовой целесообразности продолжения нелегальной деятельности», ― отмечают в организации.
Незаконный прием металлолома: административная ответственность и штрафы в 2020 году
Прием металлического лома – деятельность, предполагающая получение разрешительных документов. Вести ее вправе индивидуальные предприниматели и юридические лица, соответствующие ряду требований к коммерческой площади, расположению, оснащению и т.д. Нормы обращения с ломом черных и цветных металлов прописаны в Постановлении Правительства Российской Федерации № 369 от 11 мая 2001 года.
В «Правилах обращения с ломом и отходами металлов» подробно описаны требования к организации приема, сбора и хранения.
Одно из них гласит: пункт приема металлолома должен обладать лицензией и нотариально заверенной копией выписки из ЕГРЮЛ, которые обязан предъявлять по требованию клиентов и контролирующих органов.
Эти документы подтверждают законность ведения предпринимательской деятельности, а получить их можно в уполномоченных госучреждениях: в Департаменте природопользования и окружающей среды и ФНС.
Требования к оснащению
Незаконный прием металлолома – это не только работа без постановки на учет в Налоговой службе, но также ведение коммерческой деятельности с нарушением актуальных правил приема и учета.
Одно из наиболее важных – обеспечение радиационного контроля на предприятии в целях обеспечения безопасности людей и окружающей среды.
Каждую партию поступающего лома черных и цветных металлов необходимо проверять с применением радиометров, а также более компактных носимых дозиметров и сигнализаторов.
На все виды обязательного оборудования (радиометры, спектрометры, высокоточные электронные весы) необходимо иметь документы: технический паспорт, свидетельства о поверке и т.д. Также в соответствии с Постановление Правительства РФ потребуются пресс-ножницы, пресс для пакетирования металлолома или установка для дробления и сортировки металлических отходов.
Требования к площадке и персоналу
Большинство незаконных пунктов приема металлолома расположены на окраинах города, в гаражных кооперативах или в ангарах на территории промышленной зоны. Однако для легальной работы необходима площадь не менее 200 кв. м (размер земельного участка – от 500 кв. м). В противном случае в получении лицензии будет отказано, а значит, мелкие пункты приема априори не могут работать легально.
Строгие требования предъявляют и к сотрудникам. В их числе должны быть:
- контролер металлических отходов и лома II разряда;
- прессовщик I разряда;
- квалифицированный специалист, проводящий радиационный контроль партий металлолома и проверку их на предмет взрывобезопасности.
Работники должны пройти профессиональную подготовку и аттестацию до начала работы.
Лицензирование деятельности
Лицензирование пунктов приема, переработки и утилизация металлических отходов осуществляет Департамент природопользования и охраны окружающей среды.
Но в разных субъектах федерации за оформление документов отвечают различны органы исполнительной власти: например, Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли в Санкт-Петербурге, Министерство промышленности и транспорта Республики Удмуртия или Министерство промышленности и инноваций Республики Татарстан.
Письменное заявление и пакет необходимых документов необходимо направить в лицензирующие органы по почте или предъявить при личном посещении. Исполнительные органы обязаны рассмотреть документацию в течение 3 дней с момента получения, приняв для оформления лицензии или отказав с обоснованием причин.
Необходимые документы
Оформлять лицензии на прием черного и цветного металлов предстоит отдельно, подготовив два пакета документов. Но набор бумаг стандартный:
- учредительные документы (устав организации, учредительный договор и др.);
- паспорт гражданина РФ – для индивидуальных предпринимателей;
- выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- свидетельство о постановке на налоговый учет по месту регистрации;
- ИНН;
- квитанция об оплате госпошлины;
- наименование вида деятельности, подлежащей лицензированию;
- документы на коммерческую площадь;
- техпаспорта оборудования;
- документы, подтверждающие достаточную квалификацию сотрудников и др.
Размер государственной пошлины фиксированный. Он составляет 7 500 руб., но стоимость оформления может многократно возрасти при обращении к посредникам, оказывающим помощь в подготовке и подаче документов на рассмотрение.
Незаконный оборот лома
Лицензирование деятельности по приему металлолома – сложная и длительная процедура. Она требует внушительных затрат на подготовку персонала и оснащение коммерческой площади, а также отнимает немало времени.
Поэтому недобросовестные предприниматели маскируют свою деятельность под ту, которая не требует оформления разрешительных документов.
Например, под реализацию металлолома, который получен в процессе собственного производства.
Высокий уровень криминализации данной сферы обусловлен относительной мягкостью наказания: предусмотрена административная ответственность за незаконный прием металлолома, то есть за ведение предпринимательской деятельности без регистрации. В соответствии со ст. 14.1 КоАП РФ отсутствие государственной регистрации и лицензии влечен наложение штрафа в размере от 500 до 2000 руб. Но в исключительных случаях возможно привлечение к уголовной родственности.
Ответственность за неправильный оборот металлолома
Помимо административных штрафов, которыми наказывают мелкие пункты приема, действующие без регистрации, предусмотрены более серьезные санкции. Они распространяются даже на лицензированные организации, поскольку незаконное обращение металлолома – это также его прием и хранение с нарушением законодательных норм.
Предусмотрены следующие наказания:
- штраф в размере от 2000 до 100 000 руб. с конфискацией предметов правонарушения в случае неправильного обращения с металлоломом (ст. 14.26 КоАП);
- штраф от 1000 до 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток при несоблюдении требований в области охраны окружающей среды (ст. 8.2 КоАП);
- штраф от 3000 до 80 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток при порче земель в результате неправильного обращения с металлическими отходами (ст. 8.6. КоАП).
Однако незаконный оборот металлолома – это его прием и продажа без соответствующего разрешения. За такое правонарушение иногда грозит тюремный срок.
Уголовная ответственность за работу без лицензии
Особенность современного законодательства заключена в том, что за нелегальный прием и оборот лома черных и цветных металлов не предусмотрено специальное наказание.
Поэтому привлечь пункты приема, действующие без регистрации и разрешительных документов, к реальной ответственности затруднительно, особенно мелкие.
Держатели таких приемок отделываются мелкими административными штрафами, при этом металлолом невозможно конфисковать.
Один из вариантов ужесточения наказания – привлечение предпринимателей к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство».
В этом случае правоохранительным органам предстоит доказать, что пункт приема получал от своей работы доходы в крупном размере. В этом случае работа без лицензии грозит штрафом до 300 000 руб. или арестом на срок до полугода.
Доход определят по средней стоимости обнаруженного лома и бухгалтерским документам.
Прочие виды уголовной ответственности
Незаконная скупка и продажа металлического лома неразрывно связана со многими правонарушениями. Незаконное предпринимательство влечет уклонение от уплаты налогов, что также уголовно наказуемо. В соответствии со ст. 199 УК РФ первично выявленное правонарушение грозит наказанием в виде штрафа от 100 000 до 300 000 руб., арестом на срок до полугода или лишением свободы на срок до 2 лет.
Если преступление совершено несколькими лицами по предварительному сговору, а в процессе предпринимательства получены доходы в крупном размере, штраф возрастает до 500 000 руб.
, а срок лишения свободы может достигать 6 лет с запретом на ведение коммерческой деятельности на срок до 3 лет после освобождения. Крупными признаются доходы от 5 млн. руб.
, получение в течение 3 лет с момента начала скупки и продажи металлолома.
Наказание для физических лиц
Согласно актуальным законодательным нормам, наказать за незаконный оборот металлолома могут не только нелегальные пункты приема, но и рядовых граждан.
В связи с недостаточной юридической осведомленностью они систематически участвуют в незаконном обороте лома, сдавая в специализированные пункты отходы, полученные из открытых источников.
Законным является отчуждение металлических отходов, права собственности на которые можно подтвердить документально (ст. 13.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Брошенный металлический лом может быть обращен в собственной физического лица, если находится на земельном участке, которым оно владеет. Лом, найденный человек на свалках, полях, садовых участках, не может быть обращен в его собственность, поэтому его сдача формально считается незаконной и в ряде случаев влечет административную ответственность.
Какие последствия будут если принимать металлолом без лицензии?
Лом черных и цветных металлов прибыльный бизнес, но строго контролируемый государством. Достаточно часто встречается незаконная деятельность в этой сфере. Стоит знать, что продажа лома без лицензии влечет за собой наказание.
Признаки незаконной деятельности
Организации, занимающиеся реализацией металлолома, обязаны получить соответствующее разрешение. Для этого юридические лица или предприниматели должны пройти государственную регистрацию. Компании, занимающиеся оборотом лома нелегально, можно вычислить по таким признакам:
- у директора фирмы нет документов, дающих право на этот вид деятельности;
- есть бухгалтерские и учредительные документы, лицензии и прочие бумаги, подлинность которых подлежит сомнению;
- нарушены требования, установленные законодательством (например, нет актов сдачи-приемки, книги учета актов);
- нарушен порядок регистрации или компания вообще не регистрировалась;
- в налоговую инспекцию сдаются изначально неверные данные.
- Эти критерии выявляются в основном в ходе проведения проверок.
- Ответственность за оборот лома без лицензии
- В зависимости от того, какие нарушения выявила проверка, ответственность за продажу и прием лома без лицензии может быть уголовной или административной. Это определяется тем, является незаконная деятельность явной или неявной:
- Явным свидетельством будет работа без государственной регистрации и лицензии.
- Неявные факты требуют доказательства — деятельность маскируется под ту, которая не требует лицензирования (например, реализация металлолома, образующегося в результате собственного производства); оборот лома прикрывается схожим видом деятельности.
Административная ответственность за незаконный прием лома включает в себя:
наказание за предпринимательскую деятельность без лицензии. Это деяние наказывается по ст. 14.1 КоАП РФ штрафом для организаций до 50 000 рублей, а для предпринимателей – до 5 тыс. рублей. К штрафу может быть предусмотрена конфискация металлолома;
работа без государственной регистрации бизнеса также наказывается по ст. 14.1 КоАП РФ штрафом до 2 000 рублей;
кроме того, ст. 14.1 КоАП РФ предусматривает еще одно наказание – за нарушение лицензионных требований. Если данные нарушения признаются к тому же грубыми, то предпринимателя накажут штрафом до 8 000 рублей или приостановлением деятельности до 90 суток, а организацию – на 200 000 рублей или приостановкой работы на срок до 90 суток;
если нарушены правила обращения и отчуждения металлолома (приемки, учета, хранения и транспортировки), то это влечет за собой наказание по статье 14.
26 КоАП РФ: на предпринимателей налагается штраф до 5 000 рублей, а на юридические лица – до 100 000 рублей.
К штрафу дополнительно может быть предусмотрена конфискация предметов, которые послужили причиной привлечения к административной ответственности.
Уголовная ответственность
В некоторых ситуациях незаконный оборот лома может классифицироваться как преступление и повлечь уголовную ответственность. Для этого должно иметь место хотя бы одно из условий:
- нанесен ущерб, характеризующийся особо крупным размером;
- получен доход, квалифицируемый как крупный или особо крупный.
Тогда уголовное наказание в сфере оборота металлолома предусмотрено в таких случаях:
- Ведение незаконной предпринимательской деятельности (статья 171 УК РФ) — отсутствие лицензии или регистрации, предусмотрен крупный штраф или арест на 6 месяцев.
- Покупка или продажа предметов, которые заведомо добыты преступным путем (статья 175 УК РФ) — штраф или заключение до 2-х лет.
- Невыполнение обязанности по уплате налогов в бюджет (статья 199 УК РФ) — в крупном размере (более 2,7 млн. руб.) штраф до 300 тыс. руб. и заключение сроком до 1 года, в особо крупном размере (более 13,5 млн. руб.) штраф до 500 тыс.руб. и лишение свободы на срок до 3-х лет.
- Применение чужого документа (паспорта) для того, чтобы зарегистрировать прием лома (статья 327 УК РФ) — карается утратой лицензии, штрафом и арестом на срок до 6 месяцев.
Таким образом, последствия продажи металлолома без лицензии достаточно серьезны. Имеет смысл подготовить все необходимые документы, чтобы заниматься данным видом деятельности.