- Жостовский поднос
- История
- Мотивы и узоры
- Особенность исполнения
- Этапы создания
- Современное развитие
- Нижнетагильская роспись
- История
- Мотивы и узоры
- Особенности исполнения
- Этапы создания
- Современное развитие
- Металл
- Роспись
- Тагильская роспись
- Жостовская роспись
- Кемеровская роспись
- Ювелирное искусство
- Кубачинское ювелирное искусство
- Скань
- Казаковская филигрань
- Литьё
- Каслинское литьё
- Стоовые приборы
- Финифть
- Ростовская финифть
- Вологодская финифть
- Чернение по серебру
- Художественная обработка металла
- Народные промыслы. Лаковая роспись по металлу
Современная жизнь народных промыслов – это увлекательная история включения традиций в сегодняшний день. И в интерьерной моде такие идеи и проекты все больше находят популярность. Модные блогеры рассказывают, как бренды русской народной культуры становятся изюминкой интерьера, как они его оживляют, открывая новые грани своего совершенства. Самое время узнать побольше об этих источниках вдохновения. Тема нашей статьи – роспись по металлу. Жостовские и нижнетагильские подносы, истории их создания, особенности исполнения, узоры и мотивы, а также этапы создания и современное развитие промыслов: обо всем этом читайте здесь.
Жостовский поднос
Любителям сочетать старое и новое должны приглянуться эти кованые изделия – в них столько убедительности, стиля и узнаваемых подсознательно черт, что сразу становится ясно, этот предмет должен быть на виду.
История
Знаменитому промыслу скоро исполнится 200 лет. В 1825 году в заведении братьев Вишняковых появились лакированные металлические подносы. Предварили их появление популярные в то время предметы из папье-маше, что после лакировки выглядели нарядно и более солидно. Подносы же стали полноправно одним из флагманов национальной русской культуры – аналогов жостовскому подносу в мире нет.
Жостовская фабрика декоративной росписи
Очень сложно промыслу было невредимым пробраться через лихолетие первой половины 20 века. В 20-30-е годы соцреализм, навязанный линией партии, едва не стал причиной гибели направления. Дело отстояли ведущие художники артели, которые понимали губительность нововведений. А занимались с ними представители элиты живописи – Петр Кончаловский, Борис Ланге, Павел Спасский.
Даже во время войны мастера не оставляли кисть: они рисовали на банках из-под тушенки, украшали даже переплавленные детские ведерки. С 60-х годов к жостовской продукции было вновь обращено широкое внимание. Вся роспись, и тогда и сейчас, только вручную. Каждый поднос является произведением конкретного автора.
Мотивы и узоры
Главным мотивом росписи стал цветочный букет. Форма цветов живая, реалистичная. Изображениям присуща декоративная обобщенность. Здесь можно угадать знакомые черты народной кистевой росписи на прялках, сундуках, туесках. По старым технологиям декоративных цветочных композиций (букет, гирлянда, венок) жостовские мастера творили свои изображения.
Краски на металле яркие, сочные. Традиционным стал черный фон, но и красные и синие, зеленые подносы с ажуром флористического орнамента прославили промысел.
Художественная роспись по металлу балансирует: на фоне неизменных традиционных форм, цветов и композиций появляются и новые, в нежных кофейных оттенках, с одним крупным цветком как центром композиции.
Возникновение этих новых ответвлений продлевает жизнь промысла, не лишая его, тем не менее, узнаваемого лица.
Особенность исполнения
Состав лака, которым покрывают подносы, до сих пор засекречен. Его база известна: это копал, особая смола, которую везут из Африки и Азии. Но большей информации у обывателя нет. Известно только, что именно лак помогает подносу долгие годы оставаться в первозданном виде.
Еще одна особенность жостовской лаковой росписи по металлу – объем, внесенный в само изображение. По краям мастер рисует мелкие цветы, на темном фоне они едва различимы. Но именно благодаря им главный узор выступает из таинственной цветовой глубины.
А еще есть у жостовских мастеров и такой предмет для гордости как «копченый» поднос. Этот узор еще называют «под черепаху», «под червячка». Металлические подносы коптят свечным пламенем. Удивительной красоты рисунок получается!
Познавательное видео о жостовских узорах.
Этапы создания
Исторически подносы изготавливались способом ручной ковки, сегодня же часть форм на фабрике производится механизировано. После ковки заготовку обезжиривают, шпатлюют и шлифуют. Поднос становится ровным.
Роспись имеет многослойную структуру:
- замалевка – автор раскидывает цветовые пятна;
- тенежка – следует после сушки, мастер наносит лессировочной краской темные участки объектов;
- чертежка – прочерчиваются светлые контуры лепестков, листочков, бутонов;
- привязка – на этом этапе пустоты заполняются легкой ажурной травкой, после этого работа передается мастеру-орнаменталисту.
Каждый кованый поднос имеет свой номер, а качество его подтверждается сертификатом. Продаются изделия в крафтовой упаковке.
Современное развитие
Жостовская фабрика активно и очень успешно вступает в коллаборации с известными дизайнерами и декораторами. Например, в 2019 году дизайнер Юлия Герасимова создала вместе с фабрикой коллекцию, основной мыслью которой стал новый русский стиль. Вдохновляли Юлию цветы из собственного сада, а знаменитые жостовские подносы стали богаче, благодаря новому художественному взгляду современных творцов. Такие подносы, к слову, замечательно смотрятся на стене.
В деревне Жостово работает музей промысла, здесь проводятся мастер-классы, можно познакомиться с художниками.
Это значит, приобщиться с художественной традиции, известной всему миру, фактически может каждый.
Такая открытость и активное общение представителей фабрики с потенциальным покупателем, ценителем русского искусства, однозначно идет на пользу и самому промыслу, и фабрике, и культуре страны в целом.
Нижнетагильская роспись
Жостово, конечно, не нуждается в рекламе. А вот его предшественник, известный как тагильская роспись, увы, не так обласкан вниманием.
История
Более чем два с половиной столетия назад возникла художественная традиция росписи по металлу. Она обрела мощь и сохранилась, благодаря стараниям Н. Демидова, учредившего на своих заводах школу.
То есть полностью самобытной тагильскую роспись не назовешь – ученики обретали навыки и умения под грамотным руководством профессионального художника Албычева.
Хотя, безусловно, изначально роспись возникла под влиянием иконописцев-старообрядцев.
Нижнетагильский поднос 1850-1860 гг.
Роспись, которая зарождалась на земле Нижнего Тагила, стала так востребована и благодаря уникальному творчеству братьев Худояровых. К слову, именно работы братьев обрели такую славу, что их творчество увлекло и жителей села Жостово – вот откуда появилась традиция, впоследствии ставшая более знаменитой, чем ее вдохновители.
Мотивы и узоры
Возможно, и не было бы этого промысла, если бы не пластичное и податливое тагильское железо, словно созданное для изготовления подносов. Сначала мода диктовала свое: на подносы художники переносили копии картин. Затем уже начали вырисовываться свои мотивы и узоры.
Мифология и исторические сцены – мастера не боялись таких сложных тем, делая изобразительное повествование содержательным и красочным. Рамку на подносе образовывал золотой орнамент, выведенный по трафарету. Уголки формы венчали вазоны с пышными букетами, а ритмом было выбрано активное движение, композиция всегда четкая, уравновешенная.
Художники неизменно следовали правилам сочетания цветов, которые здесь использовались активно, очень деликатно и гармонично в своем подборе. Это многоцветная живопись по металлу, с учетом мельчайших деталей и вариативностью фона.
Особенности исполнения
Работали тагильские мастера в технике двойного мазка. Впоследствии эту технику возьмут и жостовские художники. Но начинали тагильцы с цировки по цветному фону: такой прием был взят с орнаментации иконописных работ. Поверх золота делали красочный фон, а после того, как краска затвердеет, тонкой иголочкой мастера соскребали краску с золота.
Тагильский лак закреплял всю эту красоту – его состав был гордостью мастеров. Успех обеспечивала точная дозировка ингредиентов и наличие в составе льняного и конопляного масел. В отличие от других лаков, этот обладал особой прозрачностью и завидной прочностью.
Данное видео рассказывает о том, как создается лаковая роспись по металлу.
Этапы создания
Начинают писать поднос с подмалевка, который наносится пальцами. И уже по подмалевку художник работает в технике двойного мазка: на кисть набирается сразу две краски, более светлая оказывается на «носочке» кисти. Так белила ложатся по контуру изображаемого предмета.
Цветы в тагильской росписи пишутся за один прием, такой многослойности, которая сложилась в жостовской традиции, нет. Располагаются цветы тоже свободно, не перекрывая друг друга.
Этапы выглядят примерно так:
- заполнение фона;
- композиционный центр – начинают со светлых тонов, каждый элемент прописывается одним мазком;
- продвижение вглубь изображения, оформление каждого элемента;
- прорисовка деталей (усиков, веточек, расставление светлых точек);
- лакировка в несколько слоев.
Начинающие учатся тагильской росписи на бумаге, потом переходят к росписи деревянных изделий (досок, например), а роспись по металлу – это уже более профессиональный уровень.
Современное развитие
Все желающие могут проникнуться духом старинного направления, посетив Нижнетагильский музей подносного промысла. Он расположился в доме тех самых братьев Худояровых.
Развитие промысла не остановилось, художники, которые продолжают традицию, ищут новые пути, техники, темы. Конкретно сейчас главной задачей мастеров является видоизменение традиционной цветочной росписи.
Узнаваемый элемент «тагильская роза» становится более индивидуальным. В современное тагильское творчество внедряются элементы многослойной росписи. Мастера возвращаются к изображению копий известных картин.
К народным промыслам росписи металлических подносов обращаются художники, дизайнеры, декораторы, черпая идеи для своих коллекций и открытий. Потому так здорово и вдохновенно смотрятся культовые вещи национальной культуры в современных интерьерах.
Металл
Художественная обработка металла известна с древнейших времён. Все её основные виды — ковка, чеканка, литьё, филигрань, эмаль и гравировка, широко представлены в российских промыслах.
Русское прикладное искусство — это и царь-колокол с царь-пушкой, и тончайшие ажуры русской филиграни, и расписные подносы, и художественные миниатюры на эмали, и ручное чернение серебра, и промышленное литьё.
Искусство обработки металлов передавалось из поколения в поколения, вбирая в себя развивающиеся ремесленные традиции и художественные приёмы других народных ремёсел.
Роспись
Тагильская роспись
Этот вид подносной живописи появился на Урале, в Нижнем Тагиле, Верх-Нейвинске и Невьянске, а датой его «рождения» принято считать 1746 год — именно тогда появилось первое упоминание жестяных подносов с художественной росписью.
Знаменитый заводчик Н. Демидов в XVIII веке организовал при своих горных заводах первую школу росписи, потому эта роспись первое время называлась горнозаводской. Первое время ею занимались исключительно мужчины, а в подмастерья принимались только мальчики, но со временем, из-за нехватки мастеров, на работу стали брать и женщин.
В эпоху Российской империи на Урале жило немало старообрядцев, потому тагильская роспись переняла художественные приёмы старообрядческой иконописной школы — декор из золота, серебра и металлических песков. Кроме того она была основана на народном творчестве и живописных традициях.
Для расписывания создавались специальные минеральные краски, которые хорошо держались на металлических поверхностях: измельчённые в пудру минералы замешивали со смолой на льняном, ореховом или маковом масле.
Но самый важный секрет росписи по металлу — это лакировка.
Для неё в XIX веке художники-самоучки Худояровы придумали особый рецепт из смолы, льняного или конопляного масла, а также терпентины местных хвойных пород, растворённых в скипидаре.
На подносах писались копии с гравюр, сценки из городской жизни, исторические и мифологические картины, которые обрамлялись изящным цветочным или фруктово-ягодным орнаментом. Роспись делилась по манере письма на многослойную, с прописыванием малейших деталей, и появившуюся к концу XIX века «маховую», которая стала ответом на ускорение темпов времени и желания удешевить производство.
«Метальная лавка – Тагильские подносы»
Жостовская роспись
Только в первой половине XIX века расписное ремесло жестяных подносов пришло из Урала в Московскую губернию. Ею стали заниматься в сёлах Троицкое, Сорокино, Новосельцево, Хлебниково, но самым известным стал промысел в Жостово.
В 1825 году откупившиеся от крепостной зависимости братья Вешняковы создали здесь первую мастерскую, а после революции, объединённая с другими артелями, она стала основой Жостовской фабрики декоративной росписи, которая работает по сей день.
В жостовской росписи используют, за редким исключением, чёрный фон и многослойное письмо. Выкованные подносы сначала грунтуют и шлифуют, чтобы поверхность была идеально гладкой, а затем расписывают масляными красками и лакируют.
Среди основных сюжетов — цветочные орнаменты, а также пейзажи, бытовые сценки и народные гуляния. Самый распространённый вид росписи, ставший визитной карточкой Жостова, это большой букет, обрамлённый по краям подноса золотым орнаментом.
Двух идентичных подносов не бывает — художник пишет не по эскизам и не с натуры, поэтому даже в росписи одинаковых сюжетов использует свою фантазию.
Кемеровская роспись
Кемеровская роспись возникла в начале 80-х годов ХХ века в городе Кемерово, где в 1981 была основана фабрика художественных промыслов «Весна».
Тогда группой художников во главе с Валентиной Пантелеевой была разработана новая техника росписи на основе смешения жостовской и нижнетагильской техник.
В ассортименте фабрики были расписные подносы различных форм и размеров, блюда, баночки под сыпучие продукты.
Кемеровская роспись относится к одной из школ Урало-Сибирской росписи.
Ее отличительной особенностью является двухцветный мазок, который получается, когда на один край плоской кисти набирают основной цвет, а на другой — более светлый, затем проводят несколько раз по палитре и получают цветовую растяжку. Роспись выполняется масляными художественными красками, затем после высыхания покрывается лаком. Срок годности такой росписи – несколько десятилетий.
Источник фото: библиотеки.кемеровские.рф.
В отличие от нижнетагильской, которая раньше была более декоративной, кемеровская роспись стала более реалистичной, в композицию включают хвою, шишки, таёжные травы.
В нижнетагильской росписи применяют круглые беличьи кисти, а в кемеровской сразу стали применять плоскую синтетику, что придаёт работам индивидуальность.
Мотивы росписи очень разнообразны: это и лесные и полевые цветы, шишки, ягоды, сосновые ветки, и все многообразие садовых растений.
Фабрику «Весна» в 2001 году закрыли. Однако мастера остались, и некоторые из них до сих пор продолжают самостоятельно развивать эту замечательную технику.
Ювелирное искусство
Кубачинское ювелирное искусство
Село Кубачи недалеко от Дербента называют аулом мастеров. Это родина златокузнецов, создававших неповторимой красоты доспехи, драгоценную посуду и женские украшения. И, конечно же, славившиеся художественной обработкой оружия. Кубачинское оружие высоко ценилось не только на Кавказе, но также в Турции и Иране.
Древняя история обработки металла, согласно раскопкам, началась здесь ещё в IV-III тысячелетие до н.э. А в эпоху Средневековья достигло высокого уровня.
С ХVIII века здесь получило особое развитие изготовление холодного и огнестрельного оружия, которое украшалось резной костью, чернью, глубокой гравировкой, золотыми и серебряными насечками, и инкрустировалось драгоценными и полудрагоценными камнями.
В ХIХ—ХХ веке расцвело ювелирное искусство, оказавшее заметное влияние на ювелирное искусство всех кавказских народов. При этом создавались не только женские, но и мужские украшения и элементы наряда: наборные пояса и газыри.
В 20-х годах ХХ века в селе образовалась артель, которая потом превратилась в Кубачинский художественный комбинат, крупнейшее предприятие народных промыслов Дагестана.
Самобытный кубачинский промысел унаследовал эстетические горские традиции и многообразие культуры дагестанских народов.
ГУП «Кубачинский Художественный Комбинат»
Скань
Скань (или филигрань) — это тончайший кружевной узор из медной, золотой или серебряной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Русское слово скань произошло от древнеславянского глагола «съкати», что значит «свивать».
Существует три вида филиграни. Напайная филигрань, когда проволоку напаивают на металл. Объёмная филигрань, которую создают по частям, затем собирая в единую композицию — вазы, подносы, шкатулки, кубки. И ажурная филигрань без металлической основы, которую в мире зовут «русской филигранью».
Эта ювелирная технология была известна на Руси уже в IX—X веках, когда русские ювелиры начали использовать зернь — напаянные мельчайшие шарики. В XII—XIII веках появилась технология напайной, а с XII века — ажурной скани. Расцвет московской скани пришёлся на XV—XVI века, когда в ремесле стали также использоваться драгоценные и полудрагоценные камни, резная кость, эмаль и дерево.
В XVIII—XIX веках в скани стали также применять перламутр и хрусталь, а производство из кустарного превратилось в промышленное. По имени своих областей получили название самые яркие и самобытные школы скани: псковская скань, новгородская скань, московская скань, казаковская скань, скань Русского Севера (Великий Устюг, Вологда и Сольвычегодск).
В советское время особое место заняла ювелирная скань Костромы.
Скань используется для создания украшений, посуды, церковной утвари, а также для обрамления ростовской финифти.
Казаковская филигрань
В селе Казаково Нижегородской области, где в 1927 году был начат металлический промысел, находится центр филигранного производства. Казаковскую скань с первых лет существования отличали чистота линий и изящество отделки.
Узор филиграни набирается из гладкой или витой медной проволоки по рисунку на бумаге, к которой приклеиваются отдельные детали орнамента.
Затем будущее изделие посыпают серебряным припоем и начинается пайка, во время которой бумага сгорает, а ажурные завитки соединяются между собой, образуя прочное кружево.
Создавая узор, художники следят не только за плавностью и красотой изгибов, но и за рисунком просветов, играющим большую роль в построении орнамента.
Казаковская филигрань: ажурная история • Филигранная работа
Литьё
Каслинское литьё
Каслинское чугунное литьё названо так по имени челябинского города Касли, где в середине XVIII века был основан чугунолитейный завод, принадлежавший заводчикам Демидовым.
Литейное искусство веками складывалось каслинскими скульпторами, художниками, литейщиками и чеканщиками, в его традиции — чёткость силуэта, сочетание проработанных деталей и обобщённых плоскостей, «голландская сажа» — покрытие изделий чёрной краской, созданной по особому рецепту.
Каслинские литейщики создавали статуи и бюсты, надгробия и мемориальные доски, решётки и барельефы, фонари и скамейки, ворота и ограждения.
В XIX веке здесь начали производить посуду, малые «кабинетные» скульптуры и предметы декоративно-прикладного характера, многие из которых в настоящее время украшают экспозиции российских художественных музеев.
Развитие каслинского литья было напрямую связано с развитием русского скульптурного искусства: многие знаменитые скульпторы предоставляли каслинским литейщикам свои модели для тиражирования, и здесь отливали лучшие произведения Клодта, Лансере, Либериха, Лаверецкого, Каменского и Забелло.
Увидеть каслинское литьё можно в разных городах России. Это фонари-торшеры в усадьбе Царицыно в Москве, сквер вокруг памятника Святой Екатерине в Краснодаре, фонари и решётки на Имеретинской набережной в Сочи и на Приморской набережной в Ейске, фасад Театра драмы и скульптуры на пешеходной улице в Челябинске.
От ажурных лестниц до Жеглова и Шарапова
Стоовые приборы
История крупнейшего производителя столовых приборов в России и СНГ –Павловского завода художественных металлоизделий имени Кирова –началась в 1890 году, тогда Александр Генрихович Штанге создал в селе Павлово кустарную артель. Первый большой успех пришел к павловчанам уже в 1900 году, когда артель получила золотую медаль на русско-французской выставке в Париже.
В настоящее время завод специализируется на производстве традиционных металлических изделий: столовых приборов и посуды, замков, хозяйственных принадлежностей.
Регулярная модернизация технологических процессов и использование современного оборудования позволяет постоянно расширять ассортимент.
Ежегодно предприятие создает новые линейки столовых приборов, дизайн которых разрабатывается на основе традиционного русского орнамента.
Павловский завод им.Кирова
Как привить культуру через ложки и народные орнаменты
Финифть
Ростовская финифть
Финифть — это стекловидная масса, т.е. эмаль, наплавленная на металическую пластину и расписанная специальными надглазурными красками. Собственно, финифть — это древнерусское название эмали, произошедшее от греческого слова «финифтис», что означет «смешиваю».
Это искусство пришло в Россию из Византии в годы принятия Христианства, и в раскопках у Десятинной церкви в Киеве были обнаружены остатки ювелирных мастерских, где делались церковные украшения и серьги для женщин с использованием финифти. Но татаро-монгольское нашествие оборвали эту традицию.
Возвращение финифти произошло в конце XVII века, когда в двух городах России — Вологде и Ростове, появились первые мастерские по росписи миниатюр на эмали. Особая позиция ростовской финифти связана с общим рассветом художественных искусств в Ростове Великом в это время. Среди её основных сюжетов — портреты, пейзажи и религиозные изображения.
Ростовская финифть вобрала в себя экспрессивность и вычурность барокко, традиции западноевропейской религиозной живописи, книжных гравюр и портретных миниатюр петербургских художников. Из народного промысла она возвысилась до настоящего художественного искусства.
ЗАО «Фабрика «Ростовская финифть»
Вологодская финифть
Этот промысел зародился в середине XVII века. Роспись мастеров Сольвычегодска Вологодской губернии называлась поначалу усольскими эмалями, потому что город в старых записях именовался Усольском.
Вологодские мастера использовали особый приём цветной штриховки, нанося росписи на медную основу. В цветочных композициях они чаще всего использовали тюльпан. Росписи, выполняемые в основном на белом фоне, славились богатой палитрой: в них использовались красные, розовы, лиловые, желтые, синие и зеленые цвета и их оттенки.
Мастеров из Сольвычегодска часто приглашали в Москву для перенятия опыта, и они оказали большое влияние на московское искусство эмали. К сожалению, расцвет промысла был недолгим, и в 1744 голу пришёл в упадок. Палитра упростилась, а мастерство со временем быстро утратилось.
Только в 70-х годах ХХ века вологодская финифть получила второе рождение. Группа художников-ювелиров занялась возрождением промысла, и в наши дни работает творческая мастерская «Вологодская финифть», унаследовавшая традиции некогда славной вологодской финифти.
Чернение по серебру
Искусство чернения по серебру, сложившееся в Великом Устюге, называют ещё северной чернью. Первое упоминание о ней относится к 1683 году. Чернение существовало уже в Х веке в Киевской Руси, но, как и многие ремесленные традиции, было прервано с нашествием татаро-монголов.
Изначально это ремесло в Великом Устюге возникло для украшения церковной утвари, но со временем перешло в разряд прикладного искусства для состоятельных людей, украшавших произведениями “северной черни” свои дома. Сюжеты диктовались прихотью богатых заказчиков, любивших пасторальные мотивы, пейзажи с архитектурой на манер итальянских мастеров и сюжеты из бытовой жизни: чаепития, прогулки и массовые гуляния.
Северная чернь развивалась наряду со всем русским искусством XVIII — начала XIX века, поэтому поначалу несло в себе элементы барокко: пышность, пластичность, контрастность и округлые очертания, а затем переняло каноны и сюжеты строгого классицизма.
Как и века назад, в наше время чернение по серебру — это по-прежнему ручная работа. Мастер вырезает рисунок резцом-штихелем по намеченным линиям.
Затем чернь, состав которой долгое время хранился мастерами в строгом секрете, соединяется при обжиге с металлом, и это покрытие слой за слоем снимается, пока не оголится черневой рисунок на серебре.
Чёрный сплав в итоге остаётся только в вырезанных мастером углублениях.
Художественная обработка металла
Разнообразное по своим художественно-техническим приемам искусство обработки металла имеет древние традиции.
Неизвестные мастера России — ювелиры Киева, Новгорода, Владимира, Суздаля Х-ХII вв. умели создавать тонкую скань, знали чернение по серебру, перегородчатую эмаль.
Образование промыслов по художественной обработке металла относится к XVII в. Многие из них, сохранившие присущее им своеобразие, существуют и в настоящее время, творчески развивая древние традиции.
Это фабрика «Северная чернь» в Великом Устюге Вологодской области, фабрика «Ростовская финифть» в Ростове Ярославской области, юве-1 лирные промыслы в.
районе села Красное Костромской области, в поселке Мстера Владимирской области.
Возникновение в том или ином районе центров художественной обработки металла было обусловлено рядом исторических, географических, экономических причин.
Великоустюжное черневое серебро. Самый древний художественный промысел по обработке металла сформировался на Русском Севере в Великом Устюге близ Вологды. Уже во второй половине XVI в. этот город стал вторым после Вологды торговым центром Северо-Восточной Руси.
Его расположение на торговом пути между Москвой 'и Архангельском — единственным тогда морским портом России на севере — способствовало развитию различных видов ремесел, среди которых особенно выделялась обработка металла: меди, железа, серебра.
Для развития, промысла по художественной обработке металла в Великом Устюге большое значение имела связь с Сольвычегодском — крупным центром художественного ремесла.
Ранние черневые изделия Великого Устюга относятся к середине XVIII в. Но есть документы, свидетельствующие, что искусство черни по серебру существовало в этом городе значительно раньше. В 1761 г. в Великом Устюге была открыта фабрика купцов Поповых, куда созывались мастера серебряного дела.
К этому времени уже сложились основные черты искусства великоустюжских мастеров, заключавшееся в сюжетной черневой гравюре, расположенной на золотом, декоративно разработанном фоне.
Изделия, выполненные мастерами Великого Устюга, — табакерки, коробочки, миниатюрные флакончики для духов — отличались изяществом форм, красотой и изысканностью силуэта.
Обычно основное изображение выполнялось в черни и четко смотрелось на фоне серебра или золота. Позолоченный фон был излюбленным. Чтобы яркий по своему цвету и блеску позолоченный фон не затмевал тонкий черневой рисунок, мастера находили интересные приемы, слегка «приглушая» фон.
Они покрывали его мелкими точками чеканки или тонкой сеткой гравировки. Чтобы черневое изображение еще более контрастно выделялось, контур его подрезали, таким образом фон углублялся, а изображение как бы приподнималось, становилось рельефным.
Прихотливо изогнутые стебли и цветы, строго геометрический узор в сочетании с сюжетными изображениями подчеркивали форму вещи.
Являясь одним из видов русского ювелирного искусства, черневые изделия Великого Устюга отражали общие характерные черты стиля эпохи.
Ростовская финифть. Город Ростов в Ярославской области — центр живописи по эмали — финифти. Украшение металлических предметов эмалью было известно в России уже в Х-Х1 вв.
Это были так называемые дымчатые эмали, когдаэмалевыми красками заполнялись углубления, вырезанные на поверхности металла, перегородчатые эмали, когда эмалью разных цветов заполняли детали узора, образованные тонкой серебряной или золотой перегородкой, припаянной на ребро к металлической пластинке.
Во второй половине XVIII в. широкую известность получили ростовские мастера, которые расписывали эмалевыми красками кресты, иконы, украшали оклады Евангелия.
Это объяснялось тем, что искусство эмали в Ростове было тесно связано с оформлением церквей и монастырей. В XIX в.
в ростовской эмали появляются геометрические портретные изображения, что можно объяснить влиянием станковой живописи того времени.
Излюбленным изделием на промысле были коробочки для ювелирных украшений. Роспись их весьма разнообразна, Это и декоративная цветочная роспись, и пейзажные изображения, в которых мастера тонко передают панораму своего родного Ростова.
В настоящее время плодотворно работает, продолжая традиции искусства своих предшественников, фабрика «Ростовская финифть». Работы ростовских мастеров значительно обогатились в декоративном плане.
Разнообразны колористические решения росписи, в которой изображение построено то на контрастном сочетании ярких цветов, то на единой тональной гамме. Сочетание живописного яркого мазка и тонкой графичной линии придает декоративность росписи.
Филигранная оправа предметов также обогащает облик изделия
Мстерские. изделия из металла. Видное место среди сокровищ русского ювелирного искусства филиграни занимают мастерские ювелирные изделия. Филигрань или скань -это способ изготовления художественных изделий из крученой или гладкой проволоки. Элементы сканного узора соединяются при помощи пайки.
Кропотливая техника филиграни сохранилась и развивается в наши дни на мастерском заводе художественных изделий «Ювелир» во Владимирской области.
Вначале изготавливают каркас, на который накладывается бумага с нанесенным на нее рисунком будущего изделия. По специальным шаблонам мастера выгибают из витой проволоки детали рисунка — петельки, жучки, колечки, дужки и т.д. Эти маленькие детали приклеивают на бумажную основу по контуру заданного узора.
Ажурный каркас покрывается припоем — порошком, состоящим из серебра и поташа, и помещается в муфельную печь. Из нее спаянный корпус изделия поступает на 2-3 мин. в другую печь, где сгорает бумага. Заканчивается изготовление филигранных изделий отделкой, серебрением, золочением, полировкой, травлением.
Мстерские мастера используют как ажурную, так и накладную филигрань — когда филигранный узор наслаивается на поверхность гладких серебряных и позолоченных изделий.
В ряде изделий ажурное филигранное обрамление сочетается с вкладышами из цветного стекла, которое поставляет мастерам Гусевский хрустальный завод.
Работы последних лет говорят о том, что у ювелиров выработался свой характер филиграни, заключающийся в переходах от плотного ажура к разреженному.
у Жостовские подносы. Традиционная роспись подносов существует в подмосковном селе Жостово и в уральском городе Нижний Тагил. Тагильские подносы являются родоначальниками этого своеобразного вида декоративно-прикладного искусства, но особенного развития оно достигло в Подмосковье.
Жостовские изделия принадлежат к семье «русских лаков». Возникновение их производства связано с зарождением в конце XVIII в. в подмосковном селе Данилково близ Федоскино и деревнях Осташкове и Жостово лаковой миниатюрной живописи по папье-маше.
На протяжении XIX — начала XX вв. мастерские Лукутиных и Вишняковых славились производством шкатулок, табакерок, кошельков, коробочек, украшенных живописными миниатюрами.
Начало производства подносов в Жостово относится к 1807 г. Каждый поднос обычно проходил через руки трех человек: коваля, изготовлявшего форму, шпаклевщика и живописца, грунтовщика, после просушки покрывавшего изделие лаком.
Жостовское письмо начинается с «замалевки» — нанесения разбеленной краской силуэтов цветов и листьев, затем на просохший замалевок лессировочными (прозрачными) красками накладываются тени. Этот прием «тенежки» погружает букет в глубину фона.
Далее следует «плотное корпусное письмо», наиболее ответственный этап живописи. «Бликовка» — наложение бликов — выявляет объем и свет, завершает лепку форм. Далее «чертежка» размещает детали, очерчивает лепестки, прожилки и семена.
Завершает письмо «привязка» — тонкие травки и усики.
Расширяя выразительные средства, живописцы Жостова разрабатывают новые способы орнаментальной росписи. Так появился новый прием «копчения», с помощью которого на поверхность подноса наносился узор, напоминающий рисунок панциря черепахи.
Кроме черных и белых фонов, подносы расписывают и по цветным, и по золотым фонам. На поверхность подноса наносится порошок бронзы или алюминия. Просвечивая сквозь слой лака, он создает эффект золота. На золотом фоне краски приобретают особую яркость, а подносу придают вид дорогого предмета.
За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства.
Народные промыслы. Лаковая роспись по металлу
Истинно тагильский народный промысел — лакированные подносы. Музей лаковой росписи помещается в красивом двухэтажном деревянном доме, где жили основатели подносного дела, крепостные художники Худояровы.
В то время лаковая роспись по металлу приносила хороший доход. Листовое железо, в котором у тагильчан не было недостатка, стоило в начале XIX века 6 рублей за пуд. Роспись и лакировка превращали этот пуд в несколько подносов ценой от 12 до 28 рублей за штуку.
250 лет назад братья Худояровы изобрели «хрустальный лак», придававший рисунку объемность и глубину. Начался расцвет необычного вида живописи — картин по металлу, причем в разных жанрах. Изображенные на подносах начала XIX века тагильские заводы и рудники — едва ли не самые старинные образцы индустриального пейзажа во всем российском искусстве.
Современные художники не знают секрета худояровского лака, зато сохранили и развили специфическую уральскую технику двойного мазка. Скажем, листок с краю темнее, чем у стебля. Чтобы его изобразить, на палитре составляют смесь красок с нужным переходом, затем окунают кисть и рисуют лепесток одним движением.
В Нижнем Тагиле с годами складываются целые художественные династии, бережно передающие из поколения в поколение секреты живописного и лакировального мастерства. Сейчас в Тагиле около 50 художников, серьезно занимающихся лаковой росписью.
Среди них Сергей Веселков, Ольга Матукова, Ирина Смыкова и т.д. Обычно у каждого своя специализация. К примеру, Тамара Юдина — мастер изображения уральской «рябинушки», а Елена Отмахова считается специалистом по традиционной цветочной росписи.
Традиции уральской росписи по лакированному железу развивались в двух основных руслах: картинная живопись и цветочная роспись. Гамма росписи глубокая, сочная, преимущественно используются красные, синие, зеленые и золотисто-желтые цвета. Для росписи подносов-картин сюжетами служили исторические, аллегорические, ландшафтные мотивы.
Тагильские подносы обладали ярко выраженными особенностями как формы изделий (прямоугольные, круглые, овальные, гитаровидные и другие), так и художественного решения.
Тагильские подносы в XVIII, середине XIX века – это подносы-картины, когда в центре зеркала подноса располагалось цветочное, пейзажное изображение, а края зеркала обрамлялись широкой полосой геометрического или стилизованного растительного орнамента.
Поражало разнообразие форм: круглые, прямоугольные, фигурные и овальные, с ажурной решеткой, с просечными ручками – подносы были шедеврами народного искусства.
Начавшийся во второй половине XIX века упадок «лакировального дела» длился более века. И только в середине двадцатого столетия было принято решение по возрождению и восстановлению уникального промысла.
Сегодня можно с гордостью сказать, что руками тагильских мастеров-художников восстановлена цветочная и ягодная росписи, трафаретные орнаменты, совершенствуется сюжетная роспись.
Выросла плеяда молодых талантливых мастеров.
За последние двадцать лет изделия промысла экспонировались в крупнейших музеях страны, с успехом вывозились на выставки в Индию, Болгарию, Чехию, Германию, Италию и другие страны.
Тагильскую роспись не спутаешь ни с какой другой: ей присущи богатство красок, повышенная декоративность, чистота и изящество в обработке цветов – главная из которых красавица-роза – законченность композиции, утонченная вязь орнаментов, то есть все те черты и особенности, что сложились за двухсот пятидесятилетний период ее существования.
Лаковая роспись по металлу относится к одной из отраслей художественной промышленности, которая использует традиционную технологию изготовления предметов повседневности.
Несмотря на все трудности тагильский поднос продолжает жить. Многие художники подносного промысла на сегодняшний день являются признанными мастерами своего дела.
Это подтверждается тем, что они участвуют во многих выставках разного уровня – от городского до международного.
Их работы приобретают региональные и центральные музея. А девять из них: Т. В. Юдина, Л. И. Кизилова, В. П. Полева, Т. В. Гуляева, Е. Л. Отмахова, Ж. Р. Овчинникова, И. В. Решетова, М. Г. Маркина, Л. А. Хайдукова стали членами Союза художников РФ.