- Жостовский поднос
- История
- Мотивы и узоры
- Особенность исполнения
- Этапы создания
- Современное развитие
- Нижнетагильская роспись
- История
- Мотивы и узоры
- Особенности исполнения
- Этапы создания
- Современное развитие
- Техника ювелирной эмали
- Декупаж на металлических поверхностях — подносах, посуде, чугунках
- Общие правила декупажа по металлу
- Особенности декупажа на железной и алюминиевой посуде
- Этапы работы при декупаже оцинкованной поверхности:
- Этапы работы декупажа по окрашенному металлу
- Как декупажить нержавейку
- Как сделать декупаж на чугуне
- Этапы декупажа на эмалированной посуде
- Какая основа должна быть для металла
- Средства от антиржавчины, которые можно применить в декупаже
- Краски для декупажа по металлическим поверхностям
- Лак для металлических поверхностей
- Техника жостовской росписи
Современная жизнь народных промыслов – это увлекательная история включения традиций в сегодняшний день. И в интерьерной моде такие идеи и проекты все больше находят популярность. Модные блогеры рассказывают, как бренды русской народной культуры становятся изюминкой интерьера, как они его оживляют, открывая новые грани своего совершенства. Самое время узнать побольше об этих источниках вдохновения. Тема нашей статьи – роспись по металлу. Жостовские и нижнетагильские подносы, истории их создания, особенности исполнения, узоры и мотивы, а также этапы создания и современное развитие промыслов: обо всем этом читайте здесь.
Жостовский поднос
Любителям сочетать старое и новое должны приглянуться эти кованые изделия – в них столько убедительности, стиля и узнаваемых подсознательно черт, что сразу становится ясно, этот предмет должен быть на виду.
История
Знаменитому промыслу скоро исполнится 200 лет. В 1825 году в заведении братьев Вишняковых появились лакированные металлические подносы. Предварили их появление популярные в то время предметы из папье-маше, что после лакировки выглядели нарядно и более солидно. Подносы же стали полноправно одним из флагманов национальной русской культуры – аналогов жостовскому подносу в мире нет.
Жостовская фабрика декоративной росписи
Очень сложно промыслу было невредимым пробраться через лихолетие первой половины 20 века. В 20-30-е годы соцреализм, навязанный линией партии, едва не стал причиной гибели направления. Дело отстояли ведущие художники артели, которые понимали губительность нововведений. А занимались с ними представители элиты живописи – Петр Кончаловский, Борис Ланге, Павел Спасский.
Даже во время войны мастера не оставляли кисть: они рисовали на банках из-под тушенки, украшали даже переплавленные детские ведерки. С 60-х годов к жостовской продукции было вновь обращено широкое внимание. Вся роспись, и тогда и сейчас, только вручную. Каждый поднос является произведением конкретного автора.
Мотивы и узоры
Главным мотивом росписи стал цветочный букет. Форма цветов живая, реалистичная. Изображениям присуща декоративная обобщенность. Здесь можно угадать знакомые черты народной кистевой росписи на прялках, сундуках, туесках. По старым технологиям декоративных цветочных композиций (букет, гирлянда, венок) жостовские мастера творили свои изображения.
Краски на металле яркие, сочные. Традиционным стал черный фон, но и красные и синие, зеленые подносы с ажуром флористического орнамента прославили промысел.
Художественная роспись по металлу балансирует: на фоне неизменных традиционных форм, цветов и композиций появляются и новые, в нежных кофейных оттенках, с одним крупным цветком как центром композиции.
Возникновение этих новых ответвлений продлевает жизнь промысла, не лишая его, тем не менее, узнаваемого лица.
Особенность исполнения
Состав лака, которым покрывают подносы, до сих пор засекречен. Его база известна: это копал, особая смола, которую везут из Африки и Азии. Но большей информации у обывателя нет. Известно только, что именно лак помогает подносу долгие годы оставаться в первозданном виде.
Еще одна особенность жостовской лаковой росписи по металлу – объем, внесенный в само изображение. По краям мастер рисует мелкие цветы, на темном фоне они едва различимы. Но именно благодаря им главный узор выступает из таинственной цветовой глубины.
А еще есть у жостовских мастеров и такой предмет для гордости как «копченый» поднос. Этот узор еще называют «под черепаху», «под червячка». Металлические подносы коптят свечным пламенем. Удивительной красоты рисунок получается!
Познавательное видео о жостовских узорах.
Этапы создания
Исторически подносы изготавливались способом ручной ковки, сегодня же часть форм на фабрике производится механизировано. После ковки заготовку обезжиривают, шпатлюют и шлифуют. Поднос становится ровным.
Роспись имеет многослойную структуру:
- замалевка – автор раскидывает цветовые пятна;
- тенежка – следует после сушки, мастер наносит лессировочной краской темные участки объектов;
- чертежка – прочерчиваются светлые контуры лепестков, листочков, бутонов;
- привязка – на этом этапе пустоты заполняются легкой ажурной травкой, после этого работа передается мастеру-орнаменталисту.
Каждый кованый поднос имеет свой номер, а качество его подтверждается сертификатом. Продаются изделия в крафтовой упаковке.
Современное развитие
Жостовская фабрика активно и очень успешно вступает в коллаборации с известными дизайнерами и декораторами. Например, в 2019 году дизайнер Юлия Герасимова создала вместе с фабрикой коллекцию, основной мыслью которой стал новый русский стиль. Вдохновляли Юлию цветы из собственного сада, а знаменитые жостовские подносы стали богаче, благодаря новому художественному взгляду современных творцов. Такие подносы, к слову, замечательно смотрятся на стене.
В деревне Жостово работает музей промысла, здесь проводятся мастер-классы, можно познакомиться с художниками.
Это значит, приобщиться с художественной традиции, известной всему миру, фактически может каждый.
Такая открытость и активное общение представителей фабрики с потенциальным покупателем, ценителем русского искусства, однозначно идет на пользу и самому промыслу, и фабрике, и культуре страны в целом.
Нижнетагильская роспись
Жостово, конечно, не нуждается в рекламе. А вот его предшественник, известный как тагильская роспись, увы, не так обласкан вниманием.
История
Более чем два с половиной столетия назад возникла художественная традиция росписи по металлу. Она обрела мощь и сохранилась, благодаря стараниям Н. Демидова, учредившего на своих заводах школу.
То есть полностью самобытной тагильскую роспись не назовешь – ученики обретали навыки и умения под грамотным руководством профессионального художника Албычева.
Хотя, безусловно, изначально роспись возникла под влиянием иконописцев-старообрядцев.
Нижнетагильский поднос 1850-1860 гг.
Роспись, которая зарождалась на земле Нижнего Тагила, стала так востребована и благодаря уникальному творчеству братьев Худояровых. К слову, именно работы братьев обрели такую славу, что их творчество увлекло и жителей села Жостово – вот откуда появилась традиция, впоследствии ставшая более знаменитой, чем ее вдохновители.
Мотивы и узоры
Возможно, и не было бы этого промысла, если бы не пластичное и податливое тагильское железо, словно созданное для изготовления подносов. Сначала мода диктовала свое: на подносы художники переносили копии картин. Затем уже начали вырисовываться свои мотивы и узоры.
Мифология и исторические сцены – мастера не боялись таких сложных тем, делая изобразительное повествование содержательным и красочным. Рамку на подносе образовывал золотой орнамент, выведенный по трафарету. Уголки формы венчали вазоны с пышными букетами, а ритмом было выбрано активное движение, композиция всегда четкая, уравновешенная.
Художники неизменно следовали правилам сочетания цветов, которые здесь использовались активно, очень деликатно и гармонично в своем подборе. Это многоцветная живопись по металлу, с учетом мельчайших деталей и вариативностью фона.
Особенности исполнения
Работали тагильские мастера в технике двойного мазка. Впоследствии эту технику возьмут и жостовские художники. Но начинали тагильцы с цировки по цветному фону: такой прием был взят с орнаментации иконописных работ. Поверх золота делали красочный фон, а после того, как краска затвердеет, тонкой иголочкой мастера соскребали краску с золота.
Тагильский лак закреплял всю эту красоту – его состав был гордостью мастеров. Успех обеспечивала точная дозировка ингредиентов и наличие в составе льняного и конопляного масел. В отличие от других лаков, этот обладал особой прозрачностью и завидной прочностью.
Данное видео рассказывает о том, как создается лаковая роспись по металлу.
Этапы создания
Начинают писать поднос с подмалевка, который наносится пальцами. И уже по подмалевку художник работает в технике двойного мазка: на кисть набирается сразу две краски, более светлая оказывается на «носочке» кисти. Так белила ложатся по контуру изображаемого предмета.
Цветы в тагильской росписи пишутся за один прием, такой многослойности, которая сложилась в жостовской традиции, нет. Располагаются цветы тоже свободно, не перекрывая друг друга.
Этапы выглядят примерно так:
- заполнение фона;
- композиционный центр – начинают со светлых тонов, каждый элемент прописывается одним мазком;
- продвижение вглубь изображения, оформление каждого элемента;
- прорисовка деталей (усиков, веточек, расставление светлых точек);
- лакировка в несколько слоев.
Начинающие учатся тагильской росписи на бумаге, потом переходят к росписи деревянных изделий (досок, например), а роспись по металлу – это уже более профессиональный уровень.
Современное развитие
Все желающие могут проникнуться духом старинного направления, посетив Нижнетагильский музей подносного промысла. Он расположился в доме тех самых братьев Худояровых.
Развитие промысла не остановилось, художники, которые продолжают традицию, ищут новые пути, техники, темы. Конкретно сейчас главной задачей мастеров является видоизменение традиционной цветочной росписи.
Узнаваемый элемент «тагильская роза» становится более индивидуальным. В современное тагильское творчество внедряются элементы многослойной росписи. Мастера возвращаются к изображению копий известных картин.
К народным промыслам росписи металлических подносов обращаются художники, дизайнеры, декораторы, черпая идеи для своих коллекций и открытий. Потому так здорово и вдохновенно смотрятся культовые вещи национальной культуры в современных интерьерах.
Техника ювелирной эмали
В мире ювелирного искусства заметна тенденция к декорированию золотых и серебряных украшений эмалью. Изделия с эмалью, щедро пересыпанные драгоценными камнями, в золотых и серебряных кружевах, издавна ценились поклонниками ювелирного искусства. Ими восхищаются и сегодня.
Ювелирные украшения с эмалью или, как их ещё называют, финифтевые украшения – сережки, броши, кулоны, браслеты, кольца красивы и неповторимы.
Они украсят вечерние платья и костюмы, сделают вас элегантнее и красивее.
Однако большинство из нас не задумываются, что же такое – ювелирная эмаль, как она изготавливается и различается ли между собой? А ведь всё это определяет красоту изделия, его стоимость и долговечность.
Украшения с эмалью – техника выполнения
Эмалирование – это нанесение легкоплавкого стекла на поверхность металла. Современные эмали состоят из диоксида кремния, окиси титана, борного ангидрида, окиси алюминия, оксидов щелочных и щёлочноземельных металлов, свинца, цинка, различных фторидов.
Эмали различаются не только составом, но и способом нанесения на поверхность металлической основы. В ювелирном деле основой чаще всего является серебро и золото. Ювелирные украшения покрывают цветными эмалями. Они могут быть прозрачными и непрозрачными. Существуют разные способы и технологии нанесения эмали.
Перегородчатая эмаль.
Это одна из самых нарядных техник исполнения. Золотые или серебряные ленточки-перегородки напаивают на поверхность основы по намеченному рисунку, образуются ячейки, которые заполняются эмалевым порошком. Далее при температуре 600-800 градусов эмалевый порошок плавят, превращая в стекло.
Вместо ленточек-перегородок иногда используют филигранную нить. Сама по себе эмаль красива, а тут ещё и золотые или серебряные кружева.
Выемчатая эмаль.
Специальным резцом согласно рисунку вынимают частицы металла из основы, получая углубления, которые заполняют эмалевым составом. Это одна из самых древних технологий. Выемчатая эмаль может выполняться на металлической основе, которая изначально гравируется или чеканится в соответствии с выбранным узором. В бижутерии используют штампованные заготовки или заготовки, изготовленные литьем.
Техника эмалевого художественного покрытия, или финифть.
Это роспись цветной эмалью. Здесь нет никаких перегородок или выемок. Эмаль наносят на изделие слоями и обжигают до тех пор, пока не завершится запланированный дизайнером сюжет. Именно в этой технике работают мастера финифтяного промысла Ростова Великого, а также австрийский бренд Frey Wille.
Финифть – древнерусское название эмали, которое произошло от греческого финифтис, что означает блестящий, а слово эмаль – от французского (email).
Искусство украшения финифтью пришло в Россию из Византии еще в Х – ом веке и достигло совершенства в XVI — XVII веках.
В те времена все виды художественных эмалей назывались «финифть», и только в XIX веке «финифть» сменилось на новый термин – «эмаль».
Изящная ростовская живопись по эмали прекрасно сочетается с тонкой филигранью. А филигрань (скань) – это один из древнейших видов художественной обработки металла или металлической нити.
Термин филигрань происходит от латинских слов – «филюм» – нить и «гранум» – зерно. Слово скань означает свить или скрутить.
Таким образом, скрученная проволока (скань) дополняется маленькими шариками, делающими изделие из эмали более нарядным, кружевным.
Эмаль-гильоше.
Гильоширование заключается в нанесении на поверхность основы изделия тонкого гравированного узора, в основном это геометрические линии. В современном ювелирном деле используют специальные установки с вращающимся барабаном и резцом (гильоше).
Эмаль этой техники зародилась в XVIII веке во Франции, и всё выполнялось значительно труднее, однако, какие прекрасные изделия того времени нас удивляют и восхищают до сих пор. В России эмаль-гильоше стала применяться для украшения драгоценных изделий ювелирного искусства в конце XIX — начале ХХ века и связана она с именем Фаберже. Особенно роскошны были настольные предметы.
В технике эмали по гильоширу используют только прозрачные эмали различной цветовой гаммы. Именно благодаря этому металлический фон с нанесенным на него узором просвечивает под эмалью. Эмали-гильоше в ювелирных изделиях сегодня делают в основном на золоте или серебре.
Витражная эмаль.
Это разновидность перегородчатой эмали, но без металлической основы. Эта техника получила название из-за сходства с витражными стёклами. Просвечивающая цветная эмаль находится в гнёздах металлических перегородок и напоминает цветное витражное стекло.
Металлические перегородки выполняются из скрученной золотой, серебряной или медной проволоки. Ажурный орнамент делает изделие сказочно красивым. В производстве витражной эмали есть свои сложности – обжиг изделия производится не один раз, а после каждого нанесения очередного слоя эмали.
Сеяная эмаль.
- Выполняется распылением порошков разноцветных эмалей на основу-трафарет, где каждый слой закрепляется клеем.
- Закрепление эмали происходит различными способами, их называют горячими и холодными.
- Горячие эмали.
Горячая эмаль используется с давних пор, хотя она и самая трудоёмкая. Современные горячие эмали являются безусловными фаворитами в эмалевых ювелирных украшениях. Эмаль прочно припекается к металлу в специальных муфельных печах, где температура доходит до 600-800 градусов. Затем изделие охлаждают, очищают и полируют. Кажется, всё очень просто. На самом же деле всё гораздо сложнее.
Эмалевый порошок разводят водой до сметанообразной массы, затем наносят на соответствующие участки изделия. После чего, прежде чем начать обжиг в печи, непременно надо подсушить, чтобы исчезли лопающиеся пузырьки воздуха, иначе они испортят гладкость эмалевого покрытия.
Во время обжига эмалевый порошок сплавляется в стекловидный слой и в зависимости от типа эмали становится прозрачным или непрозрачным (глухим). Но и это ещё не всё. После застывания изделие шлифуют и повторно обжигают в печи, так получают идеально гладкую поверхность.
Если в украшении эмаль многоцветная и перегородчатая, тогда необходимо соблюдать строгую очерёдность нанесения и обжига эмалевого порошка. А очерёдность устанавливается по жаростойкости эмали.
Первой наносят самую жаростойкую эмаль и помещают на обжиг, затем наносят менее жаростойкую, и вновь изделие отправляется в печь, но при меньшей температуре. И так далее.
Самая жаростойкая – белая эмаль, затем – розовая, синяя, зеленая, черная, и наконец, красная.
Эмаль необходимо заливать ровно, чтобы поверхность изделия была безупречной. Исходя из особенностей композиции, изделие может обжигаться от 5 до 100 раз.
И при этом мастер регулирует температуру и время обжига, основываясь на своём опыте и интуиции.
И именно это создаёт уникальные творения, которые и сам мастер иногда не в силах повторить во втором экземпляре. Согласитесь, что это не просто.
Холодные эмали.
Холодная эмаль бывает двухкомпонентная, теплоотверждаемая и светоотверждаемая.
Двухкомпонентная холодная эмаль просто заливается на изделие. Жидкая эмаль в определённых пропорциях смешивается с катализатором, образуется кремообразная паста, которая с помощью специального инструмента наносится на поверхность металла.
После нанесения эмаль застывает при комнатной температуре примерно в течение 48 часов, а при температуре 70 градусов – в течение 20 часов. Изделия похожи на керамические покрытия. В этой технике мастер может смешивать разные эмали и получает различные цвета и оттенки.
Теплоотверждаемая холодная эмаль в некоторой степени схожа с горячей, но плавится она при 160 градусах. По сравнению с горячей эта эмаль не полируется, иначе на ней останутся матовые следы, и обладает она значительно меньшей прочностью. При небольшом нажатии ногтём на эмаль, она проминается.
Светоотверждаемая холодная эмаль. Техника выполнения этой эмали схожа с установкой зубных пломб.
Нанесённый на поверхность изделия состав эмали облучают ультрафиолетовой лампой, за счёт чего происходит её затвердевание.
Используя именно эту технику, ювелиры могут запломбировать сколы на эмалевых ювелирных украшениях. Светоотверждаемая холодная эмаль по твердости находится между горячей и холодной теплоотверждаемой эмалями.
В холодном эмалировании есть техника, при которой эмаль при нанесении растекается цветными узорами, как бензин на воде или как вулканическая лава. Вроде бы не соблюдают аккуратность, а получается красиво.
Следует дополнить, что горячая эмаль более дорогостоящая, чем холодная.
Как отличить более дорогостоящую горячую эмаль от холодной. Холодная эмаль мягче горячей. На изделиях с холодной эмалью видны неровности, так как полировать её нельзя. Поэтому горячая эмаль всегда выглядит блестящей, с ровной полированной поверхностью.
Однако холодные эмали не лишены достоинств. Они пластичны и неприхотливы в эксплуатации, просты в исполнении, практически не требуют специального оборудования, да и поверхность изделий не требует особой подготовки. Холодные эмали закладываются на любые сплавы.
Ювелирные изделия с эмалью – как ухаживать, носить и беречь.
Эмаль, по сути – это стекло. Отсюда и её свойства. Эмаль можно полировать, чистить, но при активном, да ещё и неаккуратном ношении сколы неизбежны. Эмаль чувствительна к механическим воздействиям.
Наибольшему риску подвержены кольца. Как уже было сказано, ювелир может запломбировать скол. Но лучше не ронять свои драгоценности, особенно на твёрдые поверхности, следить за исправностью застёжек.
Как сохранить первоначальную яркость эмалевых красок?
Украшения с эмалью следует беречь от воздействия прямых солнечных лучей, а также перепадов температур. Не надевайте их на пляж, в баню или сауну. Эмалевое покрытие может поблекнуть и потрескаться.
Не допускайте контакта эмали с любыми моющими средствами, порошками, кислотами, щелочами и хлором. Повреждение эмали может произойти и от взаимодействия с косметикой и морской водой.
Изделия с эмалью следует мыть в прохладной воде, с добавлением небольшого количества нашатырного спирта. Чистить эмаль можно мягкой щёточкой и зубным порошком, после чего промыть в чистой воде и протереть мягкой тканью. Однако не забывайте, что лучшей чисткой украшений с эмалью может быть чистка в ювелирной мастерской.
И последнее. Эмалевые украшения рекомендуется хранить отдельно от других изделий, пусть даже и драгоценных, чтобы их поверхность не соприкасалась с другими изделиями. Возможно, и в ваших шкатулках сохранились бабушкины серьги или броши с ярко-синими цветами на белом фоне, украшенные филигранью, изготовленные мастерами Ростова Великого. Поверьте, цены им нет, это шедевры.
Всем спасибо, теперь Вы знаете немного больше про ювелирную эмаль.
Декупаж на металлических поверхностях — подносах, посуде, чугунках
Декупаж на металлических поверхностях имеет свои особенности. И если соблюдать все правила, то можно получить оригинальные изделия без последующей ржавчины и облупливания. Для начинающих рукодельниц описанные этапы мастер класса не только помогут пошагово задекорировать любое изделие: посуду, железные ведра, подносики, старые чайники, чугунки, лейку, железные шкатулки и пр. изделия.
В рекомендациях ниже вы узнаете:
Общие правила декупажа по металлу
Существуют свои правила по декупажу по металлу, которые нужно соблюдать, чтобы получить шикарное изделие и пользоваться им дольше. Ниже опишу основу, которую стоит освоить каждому новичку и знать опытным мастерам:
- При проступившей ржавчине обязательно обрабатываем преобразоваталем ржавчины, которая поможет полностью удалить пятна. Купить ее можно в любом строительном магазине. Если ржавчина не ушла с первой обработки – обязательно повторите процедуру. Делайте это столько раз, сколько потребуется. У ржавчины есть нехорошая способность просачиваться сквозь краску, поэтому грунтовка вам не сможет помочь.
- Ошкуриваем поверхность перед грунтовкой. Не шкурим только нержавейку, которая имеет уже обработанный слой, и который не следует портить.
- Обезжириваем спиртом, ацетоном или жидкостью для снятия лака. Самые простые подручные средства неплохо справляются со своей задачей. При этом если вы использовали антиржавчину, то они еще и удаляют остатки.
- Грунтуем. Металл лучше грунтовать специальным составом – белой эмалью по ржавчине. Накладываем два-три слоя, чтобы хорошенько прогрунтовать поверхность. При каждом олое ошкуриваем для снятия лишних капель и выравнивания поверхности.
- Декупажные карты или фрагменты можно клеить на уретановый лак. Так они крепче держатся. Следует только учитывать, что данный лай менее пластичен и лучше использовать его при приклеивании на ровных поверхностях. ПВА клей тоже может подойти, но лучше тогда подготовить поверхность более тщательно.
- Используйте неводные средства. Так поверхность будет намного крепче. Если же металл в последующем будет подвергаться нагреванию (керосиновые лампы, самовары или фонари), то лучше использовать термостойкие лаки и краски.
- Если вам необходимо подрисовать фон, то лучше стоит взять эмаль по ржавчине и смешать с акриловой или гуашевой краской нужного цвета.
- Перед тем, как нанести финишный слой лака, необходимо хорошенько прошкурить поверхность. Возможно даже стоит вначале отшлифовать поверхность. Алкидно-уретановые лаки все прекрасно выравниваются, саморастекаются. Поэтому стоит уже перед его нанесением постараться подготовить ровную поверхность. Наносите 1-2 слоя лака, если не хотите, чтобы ваше изделие желтило (особенность лака). Дайте высохнуть каждому слою.
Особенности декупажа на железной и алюминиевой посуде
Ниже разберем особенности разных металлических поверхностей посуды. Это поможет вам сориентироваться и подобрать нужный вариант декорирования поверхности.
Этапы работы при декупаже оцинкованной поверхности:
- Шкурим поверхность;
- Обезжириваем спиртом или ацетоном;
- Эмалью по ржавчине грунтуем и ошкуриваем нулевой наждачкой два-три слоя;
- Клеим декупажную карту, распечатку или салфетку;
- Прорисовываем фон и вживляем принт;
- Ошкуриваем;
- Покрываем финишным лаком.
Этапы работы декупажа по окрашенному металлу
Какую металлическую посуду чаще всего можно найти в наших магазинах или дома: подносы, термосы, коробки из-под чая или печенья, кашпо, почтовые ящики, баночки из-под специй и др.
- Смываем старую краску смывкой для старых лако-красочных поверхностей. Лучше сразу подготовить поверхность и сделать ее ровной, нежели потом исправлять все погрешности вместе уже с вашей работой;
- Хорошо ошкуриваем поверхность, снимаем остатки краски, где еще осталась;
- Обрабатываем антиржавчиной, если видите очаги;
- Обезжириваем ацетоном или жидкостью для снятия лака;
- Грунтуем специальным грунтом-эмалью по ржавчине;
- Прошкуриваем;
- Наклеиваем распечатку, декупажную карту или салфетку;
- Ошкуриваем;
- Добавляем при необходимости элементы: дорисовка фона, состаривание и т.п.
- Ошкуриваеи;
- Наносим финишный лак.
Как декупажить нержавейку
Нержавейка, кстати, самая популярная посуда для декора. Это могут быть чайники, кастрюли, фляжки, термосы и т.п.
- Хорошо обезжириваем поверхность;
- Можно не грунтовать, если хочется получить полупрозрачный серебристый проблеск после приклеивания салфетки;
- Фон и прорисовка деталей;
- Лакируем и ошкуриваем;
- Наносим финишный слой лака.
Как сделать декупаж на чугуне
Не выкидывайте чугунки, они могут вам еще пригодиться! Если у вас остались чугунные миски, утюги, сковородки – используйте их и получайте оригинальные изделия декора.
- Чугун сам по себе имеет неровную поверхность. Поэтому ее необходимо хорошо ошкурить крупной наждачной бумагой, чтобы получить более ровную поверхность для работы;
- Обезжириваем;
- Грунтуем;
- Ошкуриваем;
- Наклеиваем на подготовленную поверхность распечатку, декупажную карту, салфетку, любой другой принт с красивыми изображениями;
- Прорисовываем фон и детали, состариваем при необходимости, наносим штрихи;
- Покрываем финишным лаком.
Этапы декупажа на эмалированной посуде
Эмалированная посуда есть в каждом доме: это и кофейники, и кружки, и кастрюльки, и бидончики. Есть где разгуляться
- Эмаль не нужно снимать, ей хватает ошкуривания для лучшего сцепления с грунтом;
- Обезжириваем;
- Грунтуем, ошкуриваем 2-3 раза. Если есть рисунок, то грунтуем до тех пор, пока не будет его заметно;
- Клеим мотивы;
- Прорисовываем фон, вживляем в поверхность принт;
- Покрываем всю поверхность финишным лаком.
Мы разобрали этапы работы с разными металлическими поверхностями. Ниже разберем основные материалы, с которыми мы будем работать. На таких изделиях очень красиво будет смотреться обратный декупаж.
Какая основа должна быть для металла
Правильная основа позволит усилить и улучшить защитные свойства самой краски, а также и поверхности, позволит увеличить крепость сцепления и продлит срок службы.
- Если у вас металлическая заготовка уже старая и имеет ржавчину, то лучше найти алкидную грунтовку с антикоррозийным составом. К примеру, Лакра.
- Если вам нужна термостойкая поверхность, то лучше использовать фосфатирующие составы, к примеру Vika. Она изготавливается из двух ингредиентов: специального разбавителя и ортофосфорных кислот. Такая грунтовка может применяться на металле любого типа. Ее главным достоинством считается повышение адгезии металла в несколько раз.
- Грунт-спрей для металла также прекрасно подходит для работ по декупажу любых предметов. К примеру, фирмы Kudo. Их также несколько видов: кислотный протравливающий, грунт-наполнитель акриловый. Первый необходим для грунтовки пораженных поверхностей. Второй наносился поверх первого или используется на чистых поверхностях.
Средства от антиржавчины, которые можно применить в декупаже
Средства антиржавчина продается в каждом строительном магазине, а также можно найти качественную и недорогую в автомобильных магазинах. Она ничем не хуже, а в некоторых параметрах даже лучше, чем строительные, так как применяют ее чаще всего для металла с высокой степенью коррозии.
В большинстве преобразователей ржавчины в составе основой служит ортофосфорная кислота-антипод ржавчины. Или его аналог. Она вступает в активную реакцию с окисями металлов и растворяет их.
Но! Важно учитывать, что такое средство нужно вовремя удалить с поверхности металла, чтобы она не стала сама источником дальнейшей коррозии металла.
Сейчас можно встретить еще один состав – ингибиторы ржавчины.
При его использовании процесс коррозии металла останавливается, а на месте его нанесения образуется барьерная пленка, которая защищает от дальнейшего распространения поражения металла. Как правило, каким ингибитором в составе выступает цинк.
Еще существуют преобразователи нейтрального типа – они не содержат в себе кислот. В качестве активного вещества в них используются “танины”, которые представляют собой фенольные соединения, обладающие высокими дубильными характеристиками.
При взаимодействии со ржавчиной они превращают оксиды металлов в неактивные вещества. Могут использоваться в качестве грунтовых растворов под окрашивание лаками или красками.
Их действие усиливается за счет специальных присадок, позволяющих веществу глубже проникать в структуру металла.
Выбирая средство по составу обратите внимание на то на сколько эффективно вещество может справиться с дефектами, и на то как глубоко оно проникает в структуру ржавчины. Еще важно учесть как вещество реагирует с основным металлом.
Чаще всего изделия, которые используются в декупаже, не подвержены сильным повреждениям и может хватить самого простого преобразователя, который сможет снять ржавчину.
Если коррозия уже сильная, то используйте препараты с цинком или с танинами.
Ниже расскажу о нескольких препаратах, которые подходят для декупажа металлических поверхностей.
Цинкарь – также российская марка на основе цинка, а также в составе своем содержит марганец. Требует двойной обработки с очищением поверхности.
Sonax – немецкий преобразователь. Преобразует ржавчину в неактивный, вязкий материал, является стойкой защитной грунтовкой, идеальной в качестве основы для любого вида покрасочных работ.
Можно применять в качестве средства для антикоррозийной обработки железных и прочих металлических поверхностей. После нанесения на поверхность требует просушки. Дополнительно наносим второй слой.
Данный препарат в нашем случае можно использовать при сильной коррозии и защите металла.
Важно помнить, что перед любыми манипуляциями нужно дождаться, чтобы предыдущий слой лака, грунта или краски был абсолютно сухой.
Если продолжать работать по влажной поверхности, то может проявиться нежелательный эффект кракле (появление трещин). Непросушенный слой как бы взорвет следующий, еще более влажный и податливый.
Это приведет к тому, что работа будет испорчена. Именно поэтому каждый слой должен быть хорошо просушен.
Краски для декупажа по металлическим поверхностям
При окрашивании металлических поверхностей можно использовать любые акриловые и гуашевые краски. Они имеют плотную структуру, не растекаются по поверхности и хорошо ложатся. Важно не забывать соблюдать все пункты работы, описанном выше.
Лак для металлических поверхностей
При декорировании металлических поверхностей не следует использовать водные лаки, так как такая поверхность будет слабо защищена, сам лак чаще всего мягкий и легко царапается. Лучше всего подходят алкидно-уретановые лаки, лаки-спреи.
Они легко наносятся, прекрасно защищают поверхность. Но при этом сильно пахнут и лучше всего использовать такие лаки на улице, балконе или гараже. Если же вы с ним работаете дома – желательно иметь хорошую вытяжку и открыть при работе окна.
Если все же вы решились использовать лак на водной основе, специальный для декупажа, то почитайте вначале, подойдет ли он для финишного покрытия. Обычно производитель описывает о своем составе всю информацию на бутылочке.
К примеру, лак Таир для твердых поверхностей, который используется для приклеивания салфеток. Но все же не рекомендуется использовать его как финишное покрытие.
Либо Лак покрывной Ferrario “Esprimo”, который после высыхания становится очень стойким к царапинам.
Лак наносится кистью или спонжем равномерно по всей поверхности тонким слоем.
В целом, при работе с металлом запаситесь терпением и у вас получится оригинальное изделие. А эффект ржавчины можно создать уже позднее, при декоре, что тоже позволит придать изделию оригинальность, но вы защитите металл от ржавчины.
Очень красиво смотрятся декупаж на металле в стиле прованс, когда изделия немного состарены. Но можно попробовать и совсем любые другие интересные стили и техники, к примеру, стим панк, или милитари. В интерьере применяют декупаж не только на посуде, но и на батареях. В данном случае нужно использовать все основы и лак для высокотемпературных поверхностей.
Поделитесь статьей, своим творчеством или пишите свои комментарии, пригодились ли вам советы по декупажу по металлу.
Техника жостовской росписи
Замалевок
Разбеленными красками намечается общий силуэт композиции, расположение основных цветовых пятен. В замалевке мастер широкой кистью набрасывает силуэт букета на рабочей поверхности подноса.
Жостовская роспись ведется без предварительного рисунка плотными, несколько разбеленными красками одновременно на нескольких подносах. Скорописная манера письма позволяет жостовским мастерам расписывать по 5, 6 и более подносов в день.
Создавая букет, художник вращает поднос на колене, как бы подставляя под кисть нужный участок его поверхности.
При этом нужно следить за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмическим расположением красочных пятен, за соотношением масштаба росписи формы и фона подноса. Замалевок сушится в течение 3-4 дней на вольном воздухе или в течение нескольких часов в сушильном шкафу, после чего покрывается светлым лаком и прочищается под вторую стадию письма.
Тенежка
На просохший замалевок лессировочными красками накладываются тени. Этот прием погружает букет в глубину тона. Сильными, сочными мазками широкой плоской кистью наносятся лессировочные краски: синяя (берлинская лазурь или ультрамарин), зеленая (зелень изумрудная) и красная (краплак). Тенежка призвана усилить звучание цвета и подчеркнуть в цветочных формах теневые места.
Прокладка
Плотное корпусное письмо. Формы букета уточняются, высветляются с использованием плотных красок. Яркими, плотными красками художник выявляет (прокладывает) объемы цветов и листьев.
Бликовка
Наложение бликов выявляет объем и свет, завершает лепку форм. Дополняет прокладку белильными разделками цветов, бутонов и листьев.
Чертежка
Этот прием быстро и легко очерчивает лепестки и листья, семена в чашечках цветов. Завершает разделку основных форм букета тонкими, музыкальными линиями, рисующими очертания лепестков и прожилок листьев. В чашечках цветов мастер изображает тычинки и пестики, что и называется посадкой семенцов.
Привязка
Завершающее письмо. Узор травка, написанный зеленой или коричневой краской в просветах между цветами и листьями. Жостовским букетам присуща яркость красок: синих, красных, зеленых, желтых, белых, оранжевых, звучность которых особенно подчеркивается черным лаковым фоном.
Орнамент
Роспись золотой краской по борту подноса. Борта подносов украшаются легким, ажурным орнаментом. Орнамент исполняется беличьей кистью светлым лаком.
Изготавливаются подносы из обычного листового железа. Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака.
Наиболее важной операцией, требующей подлинного творчества, является роспись. Сюжеты росписи — цветочные и растительные орнаменты и бытовые сценки из народной жизни, пейзажи, сценки народных гуляний, свадеб и чаепитий.
Самым распространённым видом жостовской росписи становится букет, расположенный в центре подноса и обрамлённый по борту мелким золотистым узором. В этом построении можно видеть определённое отражение композиции станкового натюрморта XIX века, заключённого в золочёную рамку.
Но сам мотив получил более декоративное и условное истолкование, чем в станковых картинах. Он становится частью декоративной вещи, специальные приёмы позволяли мастерам органично вписать, как бы «вплавить» его в лакированную поверхность подноса.
Букет превратился в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.
) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и лёгкой «травкой», то есть небольшими веточками и листочками. Изображение словно рождалось из мерцающей глубины, растворяясь в ней прозрачными тенями и вспыхивая яркими букетами на поверхности. Чуть «утопленные» в фоне цветы казались лёгкими полуобъёмными, тактично данные ракурсы и повороты венчиков не прорывали зрительно плоскости предмета.
Жостовская роспись и её техника письма как и сама роспись каждого подноса своеобразна и неповторима, ибо выполняется без каких бы то ни было образцов. За подкупающей лёгкостью и непринуждённым артистизмом письма, кроется огромное мастерство, выработанное поколениями талантливых в прошлом безвестных крестьянских художников.
Пишут жостовские художники масляными красками, мягкими беличьими кисточками. Во время работы художник держит поднос на колене и, когда необходимо, поворачивает его. А рука с кистью опирается на деревянную планочку, лежащую поперёк подноса. Художник сначала лишь намечает будущую роспись, рисует свободно быстрыми и точными мазками.
И даже повторяя рисунок, мастер импровизирует, добавляет что-то новое. Начинается жостовская роспись с «замалёвки», разбеленными красками намечается общий силуэт изображения, расположение основных пятен. Замалёванные подносы сушатся в печах в течение нескольких часов.
Следующими приёмами, «тенежкой» и «прокладкой», строятся формы цветов и листьев; сначала наносятся прозрачные тени, затем плотными яркими красками «прокладываются» светлые места росписи. После этого следует «бликовка», то есть нанесение белильных мазков, уточняющих все объёмы. Завершается роспись изящной графикой «чертёжки» и «привязки».
Упругие линии «чертёжки» легко обегают по контуру лепестки и листья, выразительно подчёркивая по контрасту их сочную живопись. Мелкие веточки, не случайно называемые «привязкой», смягчают переход к фону.
Эти сложившиеся в промысле традиционные приёмы каждый мастер использует по-своему, творчески обыгрывая декоративные возможности кистевого письма (например «бликовка» может мягко «сплавляться» с «прокладкой», а может чётко выделяться на ней). В результате появляются бесконечные варианты сходных мотивов и образов, но никогда не увидеть среди них буквальных копий или повторений.
Так что каждый поднос-это уникальная авторская работа. Иногда живопись, она же жостовская роспись светится особым мерцающим светом. Это мастер использовал в картине перламутровые фрагменты, накладывая их прямо на поднос. Ярко выразительны средства искусства Жостово. Ему присущи своя художественная система, живописные приёмы и самобытный стиль, сложившиеся из сплава орнаментальных народных росписей и освоенного народными мастерами реалистического живописного натюрморта.
Искусство Жостово основано на выработанных поколениями приёмах письма, без которых его артистичное мастерство было бы невозможно. Оно рождается в самом процессе своеобразной живописи-росписи, сочетающей строгую последовательность и отточенность ремесленных приёмов с импровизационностью творчества.
Обаяние искусства Жостово в искренности, непосредственности его содержания и выразительных средств. Оно демократично во всех своих проявлениях, для его восприятия не нужно специальных знаний и подготовки.
Садовые и полевые цветы — как реальные, так и рождённые фантазией художника, собранные в букеты и раскинувшиеся венками и гирляндами — эта тема находит живой отклик у каждого человека, пробуждает чувство прекрасного.