Устройство запорной запорно регулирующей арматуры

Для герметичного перекрытия потока воды, помимо запорной, может использоваться запорно-регулирующая арматура. Она является неотделимой частью систем отопления и водоснабжения.

Устройство запорной запорно регулирующей арматуры

Запорно-регулирующая арматура

Запорно-регулирующая трубопроводная арматура сочетает в себе основные характеристики регулирующей и запорной арматуры и применяется для контроля расхода, соответствия заданным параметрам, верности смешивания жидкости и газов.

Вернуться

Основные виды запорно-регулирующей арматуры

Запорно-регулирующая арматура применяется для систем отопления и водоснабжения, паровой системы, а также в промышленности для предприятий нефтехимии, химии и фармацевтики, где она выполняет задачи по регулировке потока жидкости, пара или газа. Выделяют следующие виды устройств:

  1. Седельные.
  2. Шаровые.
  3. Клиновые.
  4. Шиберно-ножевые.
  5. Поворотно-дисковые.

Устройство запорной запорно регулирующей арматуры

Устройство запорного клапана

Вернуться

Общая характеристика седельных клапанов

Седельная арматура может применяться для систем отопления и водоснабжения как с целью регулировки и ограничения, так и в качестве запорного клапана. Основные виды седельной арматуры включают такие комплектующие:

  • Сальниковые запорные клапаны;
  • Угловые;
  • Сильфонные;
  • Регулирующие;
  • Клапаны высокого давления;
  • Продувки котлов.

Конструкция корпуса седельной арматуры исполняется в различных вариантах в зависимости от типа соединения, что необходимо для инженерных систем. В реализации доступны клапаны с такими вариантами соединений:

  • Муфтовое;
  • Фланцевое;
  • Резьбовое;
  • Сварочное.

Устройство запорной запорно регулирующей арматуры

Сильфонная арматура

Существуют различные виды седельной арматуры в зависимости от материала изготовления. Основные разновидности включают корпус из:

  • Серого и ковкого чугуна;
  • Литой стали;
  • Нержавеющей стали;
  • Бронзы.

Широкий диапазон рабочей температуры (-60 — +450 ˚С) позволяет использовать седельные клапаны для систем отопления и горячего водоснабжения.

Прочные и химически устойчивые материалы, что используются для изготовления запорного вентиля, позволяют применять такие комплектующие как в условиях нейтральных, так и агрессивных жидкостей и газов. Это наиболее выгодный вариант запорно-регулирующей арматуры с точки зрения стоимости и технических возможностей.

Вернуться

Характеристика и особенности использования шаровых кранов

В шаровых устройствах подвижная часть затвора играет роль регулирующего элемента. Такие устройства применяются для водопроводных систем и включают следующие виды:

  • Шаровые краны высокого давления;
  • Трехходовые регулирующие;
  • Промышленные;
  • Шаровые краны, оснащенные металлическими седлами.

Устройство запорной запорно регулирующей арматуры

Шаровые краны

Основные достоинства шаровых кранов, что выгодно отличают их от остальных видов запорной и регулирующей арматуры:

  • Минимальное гидравлическое сопротивление;
  • Надежность устройства;
  • Простота в работе;
  • Быстродействие;
  • Подходят для пожаро- и взрывоопасных, токсичных и агрессивных сред.

Шаровые краны могут иметь различные исполнения концевых элементов и соединений, а именно:

  • Резьбовые;
  • Фланцевые;
  • Сварные.

Устройство запорной запорно регулирующей арматуры

Устройство шарового крана

Шаровые краны могут быть оборудованы электро — или пневмоприводами для автоматизации процесса регулировки потока воды. Удобством шаровых кранов является их длительный срок службы и минимальное обслуживание.

Вернуться

Клиновые задвижки в качестве регулятора потока

Клиновые задвижки отличаются перпендикулярным перемещением регулирующего элемента по отношению к потоку жидкости или газа. Клиновые задвижки могут применяться для систем водоснабжения, отопления, газоснабжения, а также нефтепроводов, технологических и транспортных трубопроводов. Основные характеристики устройства включают:

  • Возможность эксплуатации в любых условиях;
  • Простота конструкции;
  • Надежность;
  • Износостойкость;
  • Небольшое гидравлическое сопротивление;
  • Срок эксплуатации — до 30 лет.

Устройство запорной запорно регулирующей арматуры

Клиновые задвижки

К числу недостатков клиновых задвижек для отопления можно зачислить:

  • Длительное время закрытия вентиля;
  • Сложность проведения ремонтных работ.

Хотя существуют варианты запорно-регулирующих задвижек, это все же редкость. Чаще всего клиновые задвижки используются в качестве исключительно запорной арматуры, что работает на два положения — открыто и закрыто.

Вернуться

Шиберно-ножевая запорная и регулирующая арматура

Шиберные задвижки укомплектованы запорным элементом плоской формы — шибером. В зависимости от типа конструкции выделяют:

  • Однодисковые задвижки;
  • Двухдисковые.

Данный тип запорно-регулирующей арматуры используется для работы в условиях сложной рабочей среды — для переработки сточных вод, очистки воды, переработки минерального сырья, химических продуктов. Основные достоинства шиберных задвижек:

  • Минимальные требования к обслуживанию;
  • Полнопроходность;
  • Легко заменяемые кольцевые элементы;
  • Полная изоляция ножа-шибера от потока раствора в открытом положении.

Устройство запорной запорно регулирующей арматуры

Шиберно-ножевые задвижки

Вернуться

Характеристика поворотно-дисковой заслонки

В качестве запорно-регулирующего элемента используется поворотный диск. Заслонки широко применяются для систем отопления, водоснабжения и кондиционирования. В качестве рабочей среды заслонки может выступать техническая или подготовленная вода. Основными элементами данного устройства являются:

  • Корпус;
  • Диск;
  • Верхний вал;
  • Нижний вал;
  • Седло;
  • Подшипники;
  • Крышка;
  • Кольцевое уплотнение;
  • Упорное кольцо;
  • Стяжной болт;
  • Шпонка;
  • Вкладыш;
  • Гайки и шайбы.

Устройство запорной запорно регулирующей арматуры

Поворотно-дисковая заслонка

Основными преимуществами данного устройства являются:

  • Низкая стоимость;
  • Простота в эксплуатации и обслуживании.

Недостатки поворотно-дисковой заслонки:

  • Чувствительность к перепаду давления;
  • Ограниченные способности регулировать поток рабочей жидкости.

Вернуться

Технологический процесс работы запорно-регулирующей арматуры

Запорная арматура — что это такое? Устройство, применение

15 мая 2020 г.

Под понятием запорная арматура подразумеваются устройства, управляющие силой потока некоторой среды. Чаще всего элементы запорной арматуры присутствуют на трубопроводах. Далее мы разберемся в том, на какие виды делится запорная арматура, что это такое и где применяется.

Запорная арматура на трубопроводах служит для управления потоками жидкостей или газов. Она способна регулировать поток в трубопроводных системах от минимального уменьшения подачи до полной ее остановки.

Некоторые виды этого оборудования:

  • задвижки чугунные;
  • регулирующие клапаны;
  • краны;
  • дисковые затворы.

Область применения Все эти изделия широко используются в инженерных системах и могут изготавливаться как для общетехнического применения, так и для работы в особых условиях. Если задвижка используется только для полного перекрытия потока, то запорно-регулируемая арматура (клапаны и краны) способна не только перекрывать поток, но и регулировать его интенсивность.

Устройство

Все запорные устройства имеют похожую конструкцию. Это закрытый герметичный корпус, в котором размещен узел запорной арматуры.

В корпусе чаще всего имеется два (в ряде случаев больше) конца, посредством которых он плотно прикрепляется к трубопроводу. Назначение запорного узла — герметичное разделение трубопроводной системы на части.

В его составе имеются седло и запорный орган, постоянно соприкасающиеся по уплотнительным поверхностям.

Краны

Устройство запорной запорно регулирующей арматуры

Краны служат для установки на трубопроводах с водяными, паровыми и газовыми носителями. Они характеризуются компактными размерами (1-9 кг) и небольшим сопротивлением. Диаметр крана может быть от 1 до 3 дюймов. Наиболее распространены такие виды кранов, как шаровой и пробковый. В соответствии с методом герметизации они бывают сальниковыми и натяжными.

Соединение крана с трубопроводом происходит при помощи фланца, муфты или путем приваривания к нему. На газовых трубопроводах используются газовые муфтовые краны. Материалом для них служит чугун. Чтобы обеспечить соединение трубопровода с краном, требуется резьбовая муфта. Газовые краны предназначены для работы в условиях давления 0.1 Мпа и температуры до 50 °С.

Более высокие нагрузки выдерживают сальниковые муфтовые краны. Они обслуживают нефтепроводы и водопроводы, основные их детали изготавливаются из чугуна. При этом чугунный сальник набивают резиной или пенькой. Такие краны способны работать при давлениях до 1 Мпа и выдерживают температуры до 100 °С.

Самые малые размеры имеют шаровые краны. Это оборудование славится высоким качеством работы, что предопределило его использование в трубопроводах большого диаметра. Изготавливают их из чугуна, а уплотнительные кольца состоят из фторопласта-4. Рабочие параметры шаровых кранов соответствуют характеристикам сальниковых муфтовых кранов.

С помощью фланцев присоединяются к трубопроводам фланцевые стальные краны. Если кран имеет большие размеры, он снабжается червячным редуктором. Для регулировки потока в таком кране служит маховик.

Это оборудование применяется на газопроводах, работающих в диапазоне температур от -40 °C до +70 °С. Подобные краны монтируют только вертикально.

Управление может быть как дистанционное, так и посредством маховика.

Запорные клапаны

Устройство запорной запорно регулирующей арматуры

Клапаны играют важнейшую роль в большом количестве регуляторов трубопроводных сетей. Это самая распространенная запорная арматура. Что это такое, можно увидеть на картинке.

Читайте также:  Саморез с сверлом для металла с шестигранником

Это детали, у которых есть затвор, имеющий вид тарелки конусной или плоской формы, который двигается параллельно оси уплотнительной поверхности седла корпуса возвратно-поступательно или по дуге.

Вентиль — разновидность клапана, перемещение затвора которого осуществляется посредством резьбовой пары.

Наиболее распространены запорные вентили, устанавливаемые на трубопроводы. Регулировка в них происходит в ручном режиме с использованием маховика или дистанционно с помощью электропривода.

Прочность уплотнения обеспечивается кольцами, изготовленными из кожи, резины или фторопласта-4. Запорные вентили используются в трубопроводах, рабочей средой которых являются воздух, пар или вода. Для соединения с трубой применяется резьбовая муфта. Для заполнения сальника используется асбестовая набивка АП-31 – шнур из сплетенных асбестовых нитей с антифрикционной пропиткой.

В водопроводах с температурой воды менее 50 °С устанавливают запорные вентили муфтовые. Это оборудование способно работать в любом положении. При этом вода поступает под золотник. Корпус устройства чугунный, прокладки — паронитовые, уплотнительное кольцо сделано из кожи, а набивка сальников — асбестовая.

В трубопроводах для транспортировки воздуха или воды среда прогревается до температуры +45 °С. В таких инженерных сетях допустимо применение в запорной арматуре электромагнитного привода.

Он рассчитан на работу при температурах до +50 °С. Направлен он должен быть вверх. Корпус устройства – чугунный. При этом золотник и крышка изготавливаются из стали.

Такой вентиль управляется как вручную, так и дистанционно.

Заслонки

Заслонки предназначены для применения на трубопроводах большого диаметра. Их устанавливают в системах кондиционирования и вентиляции при небольших давлениях и невысоких требованиях к герметичности.

В зависимости от количества применяемых пластин заслонки бывают одинарными и многостворчатыми.

Для жидкостных сред заслонки практически не применяются, поскольку не могут в достаточной мере обеспечить герметичность перекрытия прохода. Для газов дроссельные заслонки применяют довольно часто.

Этому способствует простота и надежность конструкции. Назначение дроссельных заслонок — регулирование и отключение расхода.

Кроме простого устройства и управления, они имеют сравнительно невысокую цену и небольшой вес. Возможно оборудование заслонок гидроприводом, пневмоприводом или электроприводом.

На трубах, транспортирующих воду, ставятся бесфланцевые заслонки давлением 1,0 МПа. Уплотнение происходит посредством резинового кольца, устанавливаемого в канавке диска. Корпус изделия состоит из чугуна, а поворотный вал сделан из стали.

Заслонки, управляемые посредством электропривода, монтируют электроприводом вверх. При этом приводной вал располагается вертикально. Заслонки, которые управляются вручную, можно устанавливать в любом положении.

Соединение заслонок с трубопроводом происходит посредством фланцев. Другим способом соединения является сварка. Рабочее давление заслонок — 1 Мпа. Управлять ими можно с помощью электропривода.

Диаметр арматуры, использующей такой электропривод, составляет от 200-1200 мм. Их мощность достигает 5 кВт. Время, которое затрачивается заслонкой на открытие или закрытие, составляет примерно полторы минуты.

Затворы

Устройство запорной запорно регулирующей арматуры

Затвор поворотный дисковый необходим для того, чтобы регулировать давление и расход среды. Рабочей средой для затвора являются вода и газ. Они работают при давлении 1.6 Мпа и температуре от -15 °C до 200 °C.

Затвор поворотный дисковый принадлежит к запорно-регулирующей арматуре. Находясь в закрытом положении, он дает возможность добиться герметичности. Достоинством затвора является его малая строительная длина и высота. Изделие применяется в системах отопления, водоснабжения и пищевой промышленности.

Задвижки

В инженерных сетях ставится и другая запорная арматура. Что это такое «задвижки» – один из видов трубопроводной арматуры?

Задвижка — представитель запорной арматуры, имеющий затвор в форме клина, диска или листа, который движется вдоль уплотняющих колец седла корпуса. Поток среды при этом перпендикулярен ходу затвора. Диаметр уплотнительных колец может быть меньше диаметра трубы, а может быть равен ему. В первом случае задвижки называются суженными, во втором – проходными.

Устройство запорной запорно регулирующей арматуры

В соответствии с формой затвора задвижки делят на параллельные и клиновые.

Эти изделия используются на технологических линиях и магистральных трубопроводах. Шпиндель в задвижках может быть невыдвижным или выдвижным. Чтобы закрыть или открыть проход, шпинделю приходится делать достаточно много оборотов.

Поэтому подобные задвижки снабжают электроприводом для дистанционного управления. Клиновые задвижки имеют невыдвижной шпиндель из чугуна. Их давление составляет 0,25 МПа. Диаметр арматуры — от 800 до 2000 мм, масса достигает 14 тн.

Преимущества задвижек:

  • не требуется преодолевать давление рабочей среды при движении рабочего органа;
  • прямой поток среды, позволяющий минимизировать сопротивление в открытом состоянии;
  • симметричность конструкции.

Недостатки задвижек:

  • сильное трение при движении рабочего органа задвижки;
  • большая строительная высота из-за того, что шток должен выдвигаться минимум на два диаметра трубы;
  • высокий износ затвора в промежуточном положении.

К трубе задвижки присоединяются при помощи фланцев. Большая часть деталей – чугунная. Материал прокладки – паронит, набивка сальника — асбест.

Трубопроводы, транспортирующие топливный газ с температурным режимом до 100 °С, используют двухдисковые клиновые задвижки чугунные. Они имеют невыдвижной шпиндель и рабочее давление 0,6 МПа. Предусматривают только ручное управление.

Аналогичные двухдисковые задвижки, но с выдвижным шпинделем ставятся на трубопроводы с коксовым газом. Они рассчитаны на работу при давлении 1,8 МПа и температуре 200 °С.

На нефтепроводы и маслопроводы устанавливаются сварные клиновые задвижки из стали. В их конструкции используется выдвижной шпиндель и патрубки. Максимальная температура среды для этих задвижек составляет 250 °С. Материалом всех деталей задвижки служит углеродистая сталь.

Агрессивные среды

Устройство запорной запорно регулирующей арматуры

Запорные приспособления, которые работают в условиях воздействия агрессивных сред, выбираются в зависимости от характеристик среды. В расчет принимается срок эксплуатации, герметичность, надежность и другие параметры, которыми обладает запорная арматура. Что это такое — запорное оборудование для агрессивных сред?

Вентили используются в агрессивных средах чаще всего. У таких изделий седло и золотник надежно сопрягаются, что позволяет избежать трения. На смену узлам сальников пришли сильфонные узлы. Недостатком такого вентиля является увеличенное гидравлическое трение.

В жидких средах используются муфтовые вентили из латуни, рассчитанные на рабочее давление 1,6 МПа. Такой вентиль присоединяется к трубопроводу посредством резьбовой муфты.

В паропроводах при давлении 1 МПа и температурах меньше 50 °С в вентилях используется латунное уплотнительное кольцо. Подобное кольцо на золотнике сделано резиновым или кожаным.

Сильфонные вентили, выполненные из стали, стойкой к коррозии, используются при температуре среды до 350 °С. Фланцевые фарфоровые вентили имеют корпус, изготовленный из фарфора.

Ремонт

Устройство запорной запорно регулирующей арматуры

Неисправности трубопроводной арматуры чреваты многими проблемами для эксплуатирующих предприятий. Нередко они не в состоянии перекрыть участок сети, который подвергся аварии. Неслучайно ремонт запорной арматуры, сделанный вовремя, помогает предприятию избежать больших расходов в дальнейшем.

Причины поломок

Ознакомимся с наиболее частыми причинами поломок запорной арматуры. В число причин, вызывающих поломки задвижек, входит мусор, попадающий внутрь трубопровода при монтаже. Он оседает на уплотнительных кольцах, прорезает там канавки, нарушающие герметичность.

Предотвратить это можно тщательно промыв магистральные сети до начала их эксплуатации. Вышедшие из строя задвижки ремонтируются в особых мастерских, которые оснащены притирочными станками.

Они снимают поврежденный слой с уплотнительных колец, возвратив им прежние свойства.

После произведенного ремонта и затяжки болтов, до того как будет произведена установка запорной арматуры, задвижка проходит гидравлические стендовые испытания под давлением. Если испытания заканчиваются успешно, происходит оформление акта приемки.

Изготовители

Устройство запорной запорно регулирующей арматуры

В России запорная и запорно-регулируемая арматура изготавливаются многими предприятиями. Отрасль постоянно растет. Одним из лидеров отрасли является Завод «ЗВЕЗДА» из Челябинска. Популярностью пользуется также продукция завода Ленпромарматура из Санкт-Петербурга, ЗАО Гидрогаз из Воронежа, ООО Муромского завода трубопроводной арматуры.

Читайте также:  Обработка металла давлением: виды и методы, особенности данного вида работы и необходимое оборудование

Цены

Запорная арматура, цена которой может составлять от 20 до нескольких десятков тысяч рублей в зависимости от диаметра, назначения и материала изделий, широко предлагается на рынке России и Европы.

источник

Виды запорно-регулирующей арматуры и общие сведения об устройстве

Чтобы контролировать давление, объем и другие показатели рабочей среды, перемещаемой по трубопроводу, в его состав входит так называемая запорно-регулирующая арматура.

Ее наличие необходимо не только для контроля за рабочей средой, но и для защиты трубопровода и его компонентов от механических перегрузок, связанных с воздействием высокого давления.

Стоит отметить, что такая арматура может устанавливаться не только на трубах, но и входах (выходах) резервуаров для контроля расхода.

Виды запорно-регулирующей арматуры

К основным видам запорно-регулирующей арматуры относятся:

 Устройство запорной запорно регулирующей арматуры • запорная арматура. Является наиболее распространенной разновидностью. Около 80% продукции, представленной на рынке, относится именно к этому типу. Она предназначена, чтобы полностью перекрывать течение рабочей среды. Может функционировать только в режимах «открыто» и «закрыто». При этом обеспечивается максимальная герметичность. К этому виду запорно-регулирующей арматуры относятся краны, вентили (клапаны), задвижки, заслонки;
Устройство запорной запорно регулирующей арматуры • регулирующая арматура. Обеспечивает стабильность техническим показателям рабочей среды путем регулирования ее расхода. Таким образом можно поддерживать давление, температуру, а также пропорциональность входящих в рабочую среду смесей. Управление потоком среды обеспечивается изменением проходного сечения. К такой арматуре относятся регулирующие, смесительные клапаны, распределительная арматура, а также регуляторы давления прямого действия и регуляторы уровня;
Устройство запорной запорно регулирующей арматуры • предохранительная арматура. Данный вид запорно-регулирующей арматуры решает задачу по защите труб и оборудования, которое соединяется с ними, от негативного воздействия высокого давления. Эффективное противоаварийное средство. Обеспечивает сброс излишка рабочей среды в окружающее пространство;
Устройство запорной запорно регулирующей арматуры • защитная арматура. Предназначена для предотвращения возникновения или последствий аварийных ситуаций. По своему назначению она близка к предохранительной, однако, если последняя открывается, осуществляя сброс, то защитная, наоборот, закрывается;
Устройство запорной запорно регулирующей арматуры • фазоразделительная. Используется в тех случаях, когда среду, находящуюся в разных агрегатных состояниях, необходимо разделить на несколько потоков. Наиболее востребованной арматурой здесь является конденсатоотводтчик.

Устройство запорно-регулирующей арматуры

Все вышеописанные виды арматуры работают по похожему принципу: они устроены таким образом, что площадь проходного сечения можно изменять в зависимости от решаемой задачи. Можно регулировать давление, расход жидкости (газа, пара), смешивать две среды в определенных пропорциях, разделять ондин поток на два и совершать многие другие действия.

Запорная и регулирующая арматура имеет схожее строение. Здесь патрубки делят корпус на два отсека. Между ними находится отверстие, куда опускается запирающий элемент. Такое устройство запорно-регулирующей арматуры обеспечивает высокую надежность, простоту эксплуатации и долговечность данным устройствам.

Устройство запорно-регулирующей арматуры типа клапан может быть двух основных разновидностей. Обратный клапан состоит из корпуса, седла с отверстием и запирающего элемента. При чем элемент находится на выходе из клапана.

Если жидкость начинает двигаться в обратном направлении, отверстие на седле мгновенно перекрывается. Предохранительный клапан коренным образом отличается: одним из главных компонентов здесь является пружина, которая обеспечивает прижатие запорного элемента к седлу.

Давление усилия пружины равно критически допустимому давлению в трубе. Как только оно превышается, клапан выпускает избыток среды наружу.

Устройство запорно-регулирующей арматуры типа задвижки подразумевает перемещение запорного элемента перпендикулярно движению среды.

Основными компонентами задвижки является корпус, крышка, затвор и седла, которые находятся внутри.

Затвор перемещается между седлами, которые с целью обеспечения надлежащей герметичности могут быть не только оснащены уплотнительными кольцами, но и располагаться под углом.

Завод «Адмирал» занимается производством как популярных и востребованных видов запорно-регулирующей арматуры, так и смело берется за индивидуальные заказы под конкретный объект. В производстве используется лучшее оборудование и технологии. Конструкторский отдел завода обладает необходимым опытом и профессиональной компетенцией для совершенствования устройства запорно-регулирующей арматуры.

В каталоге на официальном сайте завода можно ознакомиться с ассортиментом. Каждая единица продукции соответствует отечественным и международным стандартам качества. Заводом предоставляется гарантия от 1,5 до 2 лет.

Запорная арматура — устройство и принцип действия

Запросить цену

Для управления потоками жидкостей и газов в трубопроводных системах, их линий и участков используются специальные устройства, называемые запорно-регулирующей арматурой. Данный вид трубопроводной арматуры предназначен для полного перекрытия или регулировки напора потока среды, управлением других технологический процессов, к которым относят:

  • давление жидкости;
  • напор;
  • температуру;
  • объем транспортируемого вещества.

Для каждого отдельно взятого трубопровода используется тот или иной вид арматуры. Например, устройство запорной арматуры трубопровода отличается от устройств, устанавливаемых на водных магистралях и системах перекачки агрессивных веществ. В зависимости от места назначения и принципа действия запорной арматуры, устройства представлены в различных исполнениях.

Запорные краны

Предназначены для обслуживания участков на любых трубопроводах. Такие устройства монтируются фланцевыми или муфтовыми соединениями. При необходимости допустимо приваривать патрубки кранов к трубопроводу. Существуют две разновидности запорных кранов — пробковые и шаровые. Учитывая состояние рабочей среды, применяют различные типы кранов.

Устройство запорной запорно регулирующей арматуры

Фланцевые шаровые краны. Материалом данной запорной арматуры служит чугун или сталь. Максимальная температура эксплуатации стальных кранов – от +40 до +70 °С. Чугунные изделия допускают эксплуатацию при температуре до 100 °С.

Запорные заслонки

Устройство и работа запорной арматуры трубопровода данного типа отличается от кранов тем, что запорный элемент имеет вид диска, который вращается вокруг своей оси.

Ось диска расположена перпендикулярно либо под определенным углом к направлению потока рабочей среды. Запорные заслонки нашли свое применение на трубопроводах больших диаметров при невысоких давлениях среды.

Для управления заслонками могут использоваться:

  • гидропривод;
  • электропривод;
  • ручная работа.

Материалом корпуса заслонки обычно выступает чугун, а поворотный диск выполнен из стали. Устройства монтируют на трубопровод путем врезки с применением сварки либо фланцевого соединения.

Устройство запорной запорно регулирующей арматуры

Устройство запорной арматуры газопровода должно соответствовать условиям применения и характеристиками рабочей среды, таким как:

  • величина потери давления в открытом состоянии;
  • особенности эксплуатации магистралей низкого давления;
  • эргономичность, простота эксплуатации и ремонта;
  • быстрота открытия/закрытия.

Запорные задвижки

Запорные задвижки – это трубопроводная арматура, предназначенная для периодического перекрытия потока рабочей среды. Изготавливаются из чугуна, стали (включая нержавеющую), сплавов цветных металлов. В зависимости от химической составляющей среды используются задвижки из того или иного материала.

Устройство запорной запорно регулирующей арматуры

Принцип работы данной запорной арматуры обуславливает разделение их на два вида:

Первые оснащены затвором в виде клина и неподвижным шпинделем. Запорные задвижки практичны и эффективны для управления потоком среды на всех типах трубопровода – нефтяном, газовом, водопроводном.

Современные устройства оснащены электроприводом, благодаря которому можно быстро менять состояние заглушки и (или) частично блокировать поток.

Запорная арматура для агрессивных сред

Управление и регулировка потоками агрессивных сред производится с применением специальной запорной арматуры для агрессивных сред. В данном случае учитывается надежность устройств, их герметичность и время безостановочной работы.

Устройство запорной запорно регулирующей арматуры

Трубопроводы, которые перекачивают вещества с высокой химической активностью, в некоторых случаях оснащаются фланцевыми фарфоровыми вентилями во избежание корродирования материала.

В роли антикоррозийного покрытия здесь выступает специальная глазурь, нанесенная на внешнюю часть корпуса.

Для тех же случаев применяются и диафрагмовые вентили с резиновым защитным покрытием, мембрана которых выполнена из фторопласта, резины или ПВХ.

Рекомендуемые статьи

  • Инфляционные риски подвигли к повышению монополистических тарифовУвеличение тарифов монополий в Российской Федерации в следующем году может произойти в размере от 7,5 процентов до 19,6 процентов. Данное предложение поступило в Министерство экономического развития от Федеральной службы по тарифам. Об этом стало известно из газеты «Ведомости», точнее из номера, который вышел в свет второго марта. При этом издатели имели копию письма, которое было написано Сергеем Новиковым, являющимся…
  • Принцип работы и устройство кожухотрубных теплообменниковСреди всех разновидностей теплообменников этот вид наиболее распространен. Его применяют при работе с любыми жидкостями, газовыми средами и парообразными, в том числе, если состояние среды меняется в процессе перегона.
    История появления и внедрения
    Изобрели кожухотрубные (или кожухотрубчатые) теплообменники в начале прошлого века, дабы активно использовать при работе ТЭС, где большое количество нагретой воды перегонялось при…
  • Устройство газовой заправкиГазовая заправка представляет собой компрессорную станцию. Её используют чтобы заправлять автомобили, транспортные средства разных размеров – маршрутки, автобусы, микроавтобусы и технику, которая используется в сельском хозяйстве. Газовая заправка подходит для двигателей, которые были специально перенастроены для эксплуатации на газе.
    Как работает газовая заправка
    Её присоединяют к газопроводу, а давление газа выставляют на…
  • Основные методы монтажа резервуаровВ современной промышленности принято выделять 4 основных метода возведения наземных резервуаров, каждый из которых имеет как свои преимущества, так и недостатки. 1. Рулонный метод
    В основе рулонного метода лежит процесс использования листового проката, из которого изготавливается боковая оболочка и днище резервуара. Крыша также изготавливается из высококачественных листов стали. Основными преимуществами метода являются: …
Читайте также:  Аэрозольная резиновая краска для металла

Запорно-регулирующая арматура. Типовые конструкции арматуры

  • Лекция 13.
  • Запорно-регулирующей (трубопроводной) арматурой (ЗРА) на­зывают устройства, монтируемые на трубопроводах, емкостях, кот­лах и других агрегатах, предназначенные для отключения, распре­деления, регулирования, смешения или сброса потоков сред.
  • Путем изменения расхода транспортируемой среды при помо­щи ЗРА осуществляется регулирование различных параметров технологических процессов: давления, температуры, концентрации раз личных компонентов или количества подаваемого вещества.
  • По области применения ЗРА можно разделить:
  • — промышленная арматура общего назначения;
  • — промышленная арматура для особых условий работы;
  • — специальная;
  • — сан­техническая.

Промышленная арматура общего назна­чения используется в различных областях техники.

Изготов­ляется она серийно в больших количествах и предназначается для сред с часто изменяемыми значениями давлений и температуры. Этой арматурой оснащаются водопроводы, паропроводы, городские газопроводы, системы отопления и т. п.

  1. Промышленная арматура для особых условий работы предназначается для эксплуатации при относительно высоких давлениях и температурах; при низких тем­пературах; на коррозионных, токсичных, вязких, абразивных или сыпучих средах.
  2. К этой арматуре относятся:
  3. — энергетическая арматура высоких энергетических параметров,
  4. — криогенная,

— коррозионно-стойкая и т. п.

Специальная арматура разрабатывается и изготовляется по отдельным заказам на основании особых техни­ческих требований. Такая арматура часто изготовляется, например, для экспериментальных установок, уникальных систем, атом­ных электростанций и т. п.

Сантехнической арматурой оснащаются различные бытовые устройства. В связи с огромным количеством потребителей этой арматуры налажено ее массовое производство. Как правило, она имеет небольшие диаметры прохода и в основном управляется вручную, за исключением регуляторов давления и предохранительных клапанов для газа.

  • В зависимости от вида рабочей среды и ее параметров армату­ру делят:
  • на паропроводную (для воды и пара),
  • — энергетическую,
  • — нефтяную,
  • — газовую,
  • — канализационную,
  • — вентиляционную,
  • — криогенную,
  • — вакуумную,
  • — резервуарную.
  • По методу управления арматура может быть управляемой и автоматически действующей (автономной или прямого действия).

Управляемой называется арматура, рабочий цикл которой выпол­няется по соответствующим командам извне в моменты времени, определяемые рабочими условиями и обстановкой.

Автоматичес­ки действующей называется арматура, рабочий цикл которой со­вершается под действием рабочей среды, без посторонних источни­ков энергии. К управляемой арматуре относятся все типы запор­ной арматуры, регулирующие клапаны. К автоматически действу­ющей арматуре относятся регуляторы давления, регуляторы уров­ня, конденсатоотводчики, обратные клапаны, предохранительные клапаны.

  1. Применяются следующие виды управления арматурой:
  2. — ручное управление с ручным приводом;
  3. — ручное с механическим приводом;
  4. — автоматическое управление с механическим приводом.
  5. Во время технологических процессов с применением арматуры различают следующие виды регулирования:
  6. — автоматическое и ручное;
  7. — дис­танционное и местное;
  8. — непрерывное и периодическое;
  9. — бесступенчатое и позиционное.
  10. По функциональному назначению арматура делится на классы, основными из которых являются следующие.

Запорная арматура предназначена для полного перекрытия потока среды в трубопроводе; по количеству применя­емых единиц составляет около 80 % всей арматуры. Характер­ным для этой арматуры является малое значение условного диа­метра прохода (Dу ).

Регулирующая арматура предназначена для регулирования расхода рабочей среды с целью поддержания в не­обходимом диапазоне соответствующих параметров технологичес­кого процесса (температуры, давления, состава рабочих сред, уча­ствующих в процессе).

Предохранительная арматура служит для предохранения обслуживаемого объекта от чрезмерного повыше­ния давления путем выпуска избыточного количества рабочей среды. К предохранительной арматуре относятся предохранительные кла­паны, мембранные разрывные устройства, перепускные клапаны.

Защитная арматура предназначена для защиты оборудования от недопустимых воздействий рабочей среды. В отличие от предохранительной защитная арматура при возникнове­нии аварийных ситуаций закрывается и отключает обслуживае­мый участок, что предохраняет его от недопустимых воздействий. К защитной арматуре относятся защитные (отсечные) клапаны, обратные клапаны, отключающие клапаны.

Фазоразделительная и маслоразделительная арматура предназначена для автоматического разделения рабочих сред в зависимости от фаз и состояния этих сред. К ней относятся конденсатоотводчики, воздухоотводчики и маслоотделители.

  • В зависимости от конструкции присоединительных патрубков арматура может быть:
  • фланцевой,
  • муфтовой,
  • цапковой,
  • штуцерной,
  • с патрубками под приварку.
  • В зависимости от способа герметизации подвижного сопряже­ния шпинделя (штока) с крышкой арматура классифицируется:
  • — сальниковая,
  • — сильфонная,
  • — мембранная,
  • — шланговая.
  • По способу перекрытия потока среды арматура делится на сле­дующие типы:
  • 1) задвижка (затвор в виде диска, пластины или клина), кото­рая перемещается возвратно-поступательно вдоль своей плоскости, перпендикулярно к оси потока среды;
  • 2) клапан (затвор в виде тарелки или конуса), который переме­щается возвратно-поступательно параллельно оси потока среды в седле корпуса арматуры; клапан, в котором затвор перемещается с помощью винтовой пары и управляется вручную, называется вен­тилем;
  • 3) кран (затвор, имеющий форму тела вращения или части его), который поворачивается вокруг своей оси, расположенной перпен­дикулярно к оси потока среды;
  • 4) заслонка (затвор, имеющий форму диска), которая поворачи­вается вокруг оси, расположенной в плоскости затвора или парал­лельно ей;
  • 5) мембранный клапан (затвор в виде упругой мембраны), кото­рый перемещается вдоль оси потока в седле клапана.
  • Арматура каждого класса имеет следующие параметры и усло­вия применения:
  • — условный проход Dу — номи­нальный внутренний диаметр трубопровода и ЗРА,
  • — давление рабочее рраб — наибольшее избыточное давление, при котором обеспечивается работа арматуры при рабо­чей температуре проводимой среды,
  • — давление условное ру — наибольшее избыточное рабочее давление при температуре 20 °С, при котором обеспечива­ется длительная работа арматуры,
  • — давление пробное рпр — избыточное давление, при котором арматура должна подвергаться гидравлическому ис­пытанию на прочность и плотность материала водой при темпера­туре не выше 100 °С.,
  • — температуру рабочую tраб ,
  • — температуру максимальную tmax,
  • — вид (конструкция) соединения с трубопроводом,
  • — массу М.

Устройство запорной запорно регулирующей арматуры

Рис. 1. Основные детали и час­ти вентиля:

1 — корпус; 2 — затвор (золотник); 3 — крышка; 4 — сальниковая набивка; 5 — шпиндель; 6 — ходовая гайка; 7 — махо­вик; 8 — фланец сальника; 9 — нажим­ная втулка; 10 — седло корпуса

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector