Переход к веку металла энеолит ботайская культура

Энеолит («медный камень») — эпоха в развитии человечества, переходный период от неолита (нового каменного века) к бронзовому веку.

Орудия из меди были непрочными и могли быстро ломаться. Такие орудия не годились для тяжелых работ и из-за этого не смогли полностью вытеснить и заменить каменные орудия.

Поэтому авторы термина Энеолит назвали эту эпоху не Медный век, а Энеолит, так как на протяжении этой эпохи «одновременно применялись каменные и медные орудия труда».

Но сам переход на медь позволил в следующем этапе усилить качество металлов.

Энеолит стал первым периодом, когда человечество освоило качественно новый материал – металлы. Медь в то время была самым доступным металлом из всех, которая могла быть подвержена холодной ковке.

Изначально люди познакомились с медью через самородки, которые могли путать с камнями. В регионах, где медь была распространена, она быстро заменила камень.

В других регионах, из-за нехватки меди, Энеолита фактически не было.

В Казахстане Энеолит был на довольно высоком уровне. В IV-III тысячелетиях до н.э. стали появляться первые медные изделия в Казахстане. В Центральном и Восточном Казахстане в итоге было найдено около 100 поселений с литейными мастерскими (районы Жезказгана, Зыряновска и др.). Причем главным регионом здесь выступил Жезказган.

Стоит отметить, что в Центральной Азии произошло приручение верблюда, горного барана, некоторых пород собак. Одомашнивание лошади произошло на территории Северного Казахстана.

Переход к веку металла энеолит ботайская культура

В эпохе энеолита в Северном Казахстане происходило развитие Ботайской культуры. Ботайская культура включает в себя такие стоянки как: Ботай, Красный Яр, Бестамак.

Она также была близка Терсекской культуре, которая была расположена географически рядом.

Ботайская культура свое наименование получила по названию разъезда Ботай, возле которого было откопано первое характерное поселение Ботайской культуры, которое датировалось 3-2 тысячелетиями до н.э.

Переход к веку металла энеолит ботайская культура

Автор открытия В.В. Зайберт. Было открыто более 20 поселений, относящихся к данной культуре. Поселение Ботай располагало богатым материалом и информацией. Оно просуществовало до XIV-XII вв. до н.э.

Сохранились жилища позднего типа, но жилищ старого типа почти не осталось. На данный момент считается, что Ботай – это «археологическая культура энеолита, которая существовала в 3700-3100 годах до н. э. на северо-западе Казахстана (Акмолинская область, возле города Кокшетау)».

Археологи и эксперты по одомашниванию лошади считают, что Ботай стал той точкой где началось одомашнивание лошади. По их оценкам это произошло около 5,5 тысяч лет назад. Причем, изначально лошадь одомашнивалась как мясное животное, которое можно было только употреблять в пищу.

Позже лошадь стали использовать как вьючное животное и «под седло».

Несмотря на энеолит, основными материалами в Ботае была не медь, а камень, кость и глина. Основные занятия для жителей Ботая были коневодство, охота и рыболовство.

Доказано, что ботайцы умели делать кумыс из кобыльего молока и спустя некоторое время после одомашнивания как мясного животного, около 6700-6000 лет назад ботайцы придумали и стали использовать сбрую.

При раскопках Ботая находили костяные элементы узды, застежки для пут, каменные булавы, ножи, кинжалы, наконечники стрел, дротики, копья, гарпуны, топоры, тесла, долота, стамески, струги, резцы, ножи, скобели, инструменты для обработки и шлифовки шкур, иглы, проколы и т.д. 

Антропологически население Казахстана эпохи Неолита и Энеолита было протоевропиоидным. В Ботае доминировали кремнивые орудия труда, по большей части отщепы.

Бронзовый век назван таким образом в силу того, что произошел качественно новый поворот в технологическом укладе народов Евразии. Если эпоха меди и камня (Энеолит) характеризировалась параллельным функционированием меди и камня, причем в случае если меди было мало, то камень продолжал доминировать, то бронзовый век фактически положил конец эпохе камня.

Бронза представляет собой сплав меди и олова, причем гораздо более крепкий, чем сама медь. Улучшение обработки таких металлов, как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, привело к тотальному исчезновению камня как материала для орудий труда и военного оружия.

Как писал известный классик: «Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33-13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются».

Бронзовая эпоха на территории Казахстана в основном представлена Андроновской культурой, которая датируется XVIII-XII вв. до н.э. Памятники Андроновской культуры были найдены в степях Южного Урала, Казахстана и Южной Сибири. На этой территории сложился единый для всех андроновцев «хозяйственно-культурный тип пастухов-скотоводов и земледельцев».

Андроновцы жили вдоль рек оседло в полуземлянках и в наземных бревенчатых хижинах. Их поселки всегда располагались в долинах рек, для более успешного ведения земледелия и скотоводства. В стаде андроновцев доминировали крупный рогатый скот, овцы, лошади.

Считается, что если Ботайцы первые одомашнили лошадь как мясное животное, то Андроновцы продолжили одомашнивание и сделали из лошади средство передвижения и андроновцы стали первыми наездниками лошадей. Земледелие и скот у андроновцев были разделены. Скот пасся отдельно большую часть года. А зимой находился в загонах. Злаковые же культуры выращивались на приречных пойменных землях.

Земледельческие инструменты были в основном из бронзы, но встречались и каменные. Охота, рыболовство и собирательство перестали играть большую роль в хозяйстве андроновцев.

Андроновцы также были также производили металлы. Их металлурги изготавливали как орудия труда (серпы, топоры, мотыги и т.д.), так и военное оружие (кинжалы, наконечники, копья). Причем данные продукты в рамках торговли поставлялись за пределы андроновской культуры.

Помимо «оседлания лошади» андроновцы первыми изобрели колесницы. На сегодняшний момент самые ранние колесницы были найдены в захоронениях синташтинской культурой (захоронение Кривое озеро, 2026 г. до н.э.).

Данные колесницы – это легкие повозки с двумя спицевыми колесами, которые запрягались конями и управляли при помощи кольцевых удил, для быстрой езды.

Также стоит отметить, что одним из вариантов Андроновской культуры была Синташтинская культура.

На данный момент найдено более 20 укрепленных поселения Синташтинской культуры (Аркаим, Берсуат, Каменный Амбар, Куйсак, Синташта, Устье, Степное, Кизильское, Аландское, Синташта II и др.).

Большинство поселений Синташтинской культуры расположены у рек Уральского и Тобольского бассейнов. Площадь синташтинских крепостей-поселений как правило до 2 га в среднем. Стены таких поселений-крепостей были толщиной до 5,5 метров и высотой до 3,5 м.

  • Наследниками андроновцев стали саки (скифы), жившие уже в железном веке.
  • Жаксылык САБИТОВ,
  • доктор PhD

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». mail@e-history.kz 8 (7172) 57 60 13 (вн — 1163)

Ботайская культура

Admin

Ботайская культура — археологическая культура, выделенная В .Ф. Зайбертом (1983) на основе материалов исследованных памятников Северного Казахстана эпохи энеолита.

При исследовании энеолитических поселений Тоболо-Иртышско-го междуречья (Рощинское, Ботай, Баландино, Красный Яр, Васильковка, Сергеевка) стало ясно, что в это время на данной территории сложилась оригинальная археологическая культура со своеобразными чертами хозяйственного уклада.
Ботайская культура, по мнению В.Ф.

Зайберта, складывалась на базе местной неолитической культуры с элементами внешних инноваций. Кремневый инвентарь генетически связан с индустрией последних этапов неолитической культуры, претерпевшей процесс замены пластинчатой индустрии отщеповой.

Динамическое изменение и совершенствование типов орудий из кремня непосредственно связано с активизацией производства продукции потребления и средств труда. Хозяйственно-культурный тип, сложившийся в эпоху энеолита в Урало-Казахстанских степях, можно определить как оседлый многоотраслевой с доминантой коневодства.

Определенную роль в жизнеобеспечении играли охота, рыболовство, домашние промыслы. О производственно-хозяйственной деятельности ботайцев свидетельствуют десятки тысяч предметов: орудия труда, оружие, посуда, украшения. В жилых помещениях набор орудий соcтавляют скребки, ножи, керамика, ретушеры, отбойники, наконечники стрел и копий, костяные изделия.

В производственной части поселения набор чрезвычайно богат и разнообразен. Особенно много костей животных и изделий из них. Самой многочисленной и наиболее широко представленной является группа кремневых изделий. Для сырья использовалась некачественная крупнозернистая яшмовидная порода и песчанистые кварциты светло-красных и коричневых оттенков.

Большинство костных останков принадлежит лошади. Единично встречаются кости зубра, лося, косули, сайги, тура, медведя, волка, лисицы, корсака, бобра, сурка, зайца, кабана. Кроме того, следует отметить частые находки целых скелетов домашних собак, захороненных при входе в жилище.

Типолого-трасологический анализ многочисленных артефактов энеолитических поселений ботайской культуры свидетельствует о многоотраслевом комплексном хозяйстве, основу которого составляло коневодство, о чем говорят и находки костяных псалий, застежек пут, проколок для ветеринарных целей. Специализированное коневодство в системе многоукладной экономики резко расширило диапазон домашней деятельности в области производства и обрабатывающих типов труда.

Переход к веку металла энеолит ботайская культураБольшое место занимают орудия труда, связанные с деревообработкой и строительством жилищ. Это топоры и тесла, всевозможные до-лотовидные орудия и скобели по дереву и т.д. С помощью всего этого разнообразия орудий можно было рубить деревья, разделывать их на бревна и осуществлять вторичную чистовую разделку: отёску, изготовление плах, зарубку пазов и изготовление различных изделий.

Только на поселении Ботай обнаружено более 10 тысяч фрагментов керамики. На основе наиболее хорошо сохранившихся верхних частей было реконструировано около 60 сосудов. В основном это посуда с открытой горловиной или с вертикальными стенками. В тесте использовалась местная ожелезненная глина с естественной примесью кварцита и полевого шпата. Сосуды изготовлялись способом ленточного налепа с последующим обжигом. Орнамент наносился по всей поверхности, а зачастую — и с переходом на венчик и внутреннюю сторону горловины. Формовка сосудов проводилась внутри тканевого мешочка (текстильная керамика). Для нанесения орнамента использовалось несколько разновидностей штампов: гребенчатые, веревочные и цилиндрические.
Огромную роль в домашнем производстве бо-тайцев играло косторезное дело. Древние обитатели применяли костяные орудия в разнообразной производственной деятельности и в быту. Это объясняется обилием достаточно прочного и легко обрабатываемого сырья и спецификой технологических процессов некоторых видов производств (кожевенное, керамическое, изготовление плетеных изделий, деревообработка). Анализ технологии косторезного дела показал, что в энеолите были хорошо известны все основные приемы обработки кости и рога: пиление, сверление, строгание, шлифование и т.д. При изготовлении изделий из кости применялись не только каменные орудия, но и медные.

Читайте также:  Результат обработки металлов давлением

Переход к веку металла энеолит ботайская культураЭнеолитические жилища представляли собой полуземлянки округлой или многоугольной формы площадью от 30 до 70 м2. Котлован глубиной 60-80 см. По краям котлована выкладывались глинобитные стены с забутовкой костями; высота стены достигала 80 см. Выше сооружалось шатровое перекрытие из жердей и бревен. Наибольшая высота жилища в центре составляла от 270 см до 350 см. В целом жилища ботай-ской культуры напоминают конструкцию типа «шошала», но углубленные в землю. Внутренняя планировка живых комплексов следующая: в центре, ближе к коридорообразному выходу, находился очаг, в стенах и в полу выкапывались ямы-хранилища для хозяйственных нужд.

Жилища располагались группами и зачастую примыкали друг к другу, между помещениями были переходы. В целом, конструкции поселения делились на жилые и хозяйственные комплексы. Судя по поселению Ботай, хозяйственные комплексы располагались ближе к берегу реки, они имели меньшие размеры, зачастую в них не обнаружено очагов.

Погребения ботайской культуры встречаются только на поселении Ботай, они находились в жилищах, прекративших существование по основному назначению. В жилище сооружалась погребальная камера, состоящая из глиняной от-мостки с перекрытием из жердей.

Кроме того, по периметру основание обкладывалось черепами лошадей в два яруса. Захоронение было групповым и разновременным, сопровождалось украшениями из бус, изготовленных из раковин.

 Заслуживает внимания «погребение» в нише: у входа в жилище находились черепа со следами трепанации и посмертной глиняной маской.

Урок по истории Казахстана на тему "Энеолит. Ботайская культура"

  • Тема: Энеолит. Ботайская культура
  • Цель урока: сформировать целостное представление у учащихся о промежуточном периоде между древнекаменным и бронзовым веком на территории Казахстана энеолите, об особенностях данного периода.
  • Задачи урока:
  • Образовательная: дать характеристику эпохи энеолит на территории Казахстана; раскрыть  особенности ботайской культуры.
  • Развивающая: развивать умение работать с информационно-коммуникационными технологиями и  умение самостоятельно работать с различными источниками, в том числе и с видеофрагментами; анализировать и делать выводы.
  • Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, чувство уважения к историческому прошлому.
  • Оборудование: карта Казахстана, термины, схема, таблица.
  • Тип урока: Урок-семинар
  • План урока:
  1. Хронологический период эпохи энеолит.
  2. Особенности эпохи энеолит.
  3. Ботайская культура

Ход урока:

Поприветствовать учащихся. Назвать тему и цель урока.    Объяснить задачи урока.

Вербальный тест по темам палеолит, мезолит  и неолит.

Отметить, что энеолит – это медно-каменный век. Попросить учащихся найти хронологические рамки данного периода, используя дополнительный материал и учебники.

Записывают хронологию в таблицу.

Хронологические рамки 3-1,8 (2,8) тыс. лет до н.э.
Особенности эпохи энеолит 1-й металл – медь. Распад матриархата и преобладание патриархата. Разделение труда. Использование руды и меди.
Археологические стоянки Ботай, Рощинское, Баландино, Красный Яр, Василковка 1У.
Ботайская культура Крупнейшее поселение этой культуры – Ботай. Площадь поселения 15 га. Располагается на правом берегу реки Иман-Бурлук. На территории поселения, за период его существования, было построено около 200–300 жилищ.Первый этап – приручение лошади.Со временем люди научились разводить лошадей. Это был второй этап одомашнивания этого животного.

Почему этот период носит такое название?

Игра- разминка «Охота и рыбалка».

На доске вышиваются рисунки с изображением гор и реки. К ним прикрепляются рыбки и животные. Сзади картинок написаны вопросы по пройденным темам. Ребята выступают в виде охотников и рыболовов. Сняв одну из картинок, ребята должны ответить на вопросы. В конце подводится итог. Чья группа ответила на большее количество вопросов та и побеждает.

Далее попросить найти основные особенности эпохи энеолит, археологические стоянки и ботайскую культуру.

Дается дополнительный материал.

В эпоху энеолита происходит дальнейшее формирование производящей экономики. На территории Евразии одомашнена лошадь. В III тыс до н. э. появляется металлообработка. В энеолите лесостепные районы Северного Казахстана населяли племена ботайской культуры. Культура выделена на базе изучения энеолитических памятников Северного Казахстана: Ботай, Рощинское, Баландино, Красный Яр, Василковка 1У.

Крупнейшее поселение этой культуры – Ботай. Площадь поселения 15 га. Располагается на правом берегу реки Иман-Бурлук. На территории поселения, за период его существования, было построено около 200–300 жилищ. Это были полуземлянки с дымовым отверстием в центре.

Щели между бревнами перекрытия замазывали глиной, сверху укладывали пласты дерна. В центре жилища находился очаг. В стенах котлованов делались ниши для хозяйственных и культовых нужд. Вход в жилище был наземным. Жилые помещения ботайцев часто вплотную примыкали друг к другу.

Между помещениями имелись переходы.

На памятнике площадью боле 10 тыс. кв. м изучено более 100 жилищ, выявлены более 300 артефактов и сотни тысяч костей – почти все они принадлежат лошадям. Жилища расположены в основном в центре поселения.

Исследования на Ботае и похожие памятники в Красном Яре, Рощинском, Сергеевке показали, что открыта новая культура – ботайская. Люди на Ботае были праиндоевропейцами. Они жили большими поселениями и имели разнообразное хозяйство. Ядром их хозяйственных систем было коневодство.

Кроме того, они занимались охотой, рыболовством, обрабатывали кости, дерево, камень, изготавливали керамику. Возможно, им было известно колесо. Истоки коневодства мы находим в предыдущей эпохе неолита, когда рыболовы и охотники перешли к более оседлому образу жизни, начали трудиться совместно.

Первый этап – приручение лошади – относится именно к этому периоду.Со временем люди научились разводить лошадей. Это был второй этап одомашнивания этого животного. Около пяти тысячелетий назад климат степей был более влажным, а растительность – богатой.

В соответствии с некоторыми данными палеонтологов и исследователей почв, трава достигала 2 м в высоту. В то время здесь обитало большое количество лошадей, естественно, преимущественно диких, но чтобы успешно охотиться, человеку приходилось использовать домашних.

Палеонтологам не просто было различить диких и домашних лошадей. Однако в изучении этой сложной проблемы сегодня уже есть первые результаты. Данные американского ученого Д. Энтони показывают, что четверть всех исследованных лошадиных зубов из Ботая имеют следы от удил, также археологами на Ботае обнаружены застежки пут и элементы удил.

После изучения дополнительного материала и текста в учебнике, определения основных особенностей учащиеся завершают заполнение таблицы. Показывают все стоянки по карте.

Игра-разминка «Собери мозаику»

Палеолит Мезолит Неолит
Лук и стрелы Ткацкий станок Чоппер
Глиняные горшки Чоппинг Лодки
Приручена собака Производящее хозяйство Кроманьонец
Бумеранг Стоянка Сексеул Таяние ледника

Далее задать вопрос:

Почему исчезла ботайская культура?

В конце третьего – начале второго тысячелетия из-за иссушения климата изменились ландшафты, водный и температурный режимы. Следствием этого был кризис привычных экологических ниш. Хозяйственные и календарные циклы были нарушены.

Массовые миграции индоевропейцев, уральских, алтайских и других этнических групп начались именно в это время.

Ботайцы отреагировали на кризис двумя способами: первая группа двинулась на южный Урал, Восток Казахстана и Алтай в поисках похожего региона (возможно, и дальше на восток) и слилась с другими этносами.

Другая ботайская группа маленькими семейными кланами рассеялась по речным долинам Казахстана и Западной Сибири. Специализированное коневодство уступило место придомному скотоводству, охоте, рыболовству и земледелию. Вместе с лошадьми начали разводить крупный и мелкий рогатый скот. 

Вопросы для закрепления:

  1. Назовите хронологические рамки энеолита.
  2. Какие особенности были в период энеолита?
  3. Покажите стоянки, найденные в Казахстане периода энеолит.
  4. Назовите особенности ботайской культуры.
  1.  Итог урока. Оценивание работы учащихся.
  2. Домашнее задание. Дополнительный материал по бронзовой эпохе в Казахстане.

Приложение

В эпоху энеолита происходит дальнейшее формирование производящей экономики. На территории Евразии одомашнена лошадь. В III тыс до н. э. появляется металлообработка. В энеолите лесостепные районы Северного Казахстана населяли племена ботайской культуры. Культура выделена на базе изучения энеолитических памятников Северного Казахстана: Ботай, Рощинское, Баландино, Красный Яр, Василковка 1У.

Крупнейшее поселение этой культуры – Ботай. Площадь поселения 15 га. Располагается на правом берегу реки Иман-Бурлук. На территории поселения, за период его существования, было построено около 200–300 жилищ. Это были полуземлянки с дымовым отверстием в центре.

Щели между бревнами перекрытия замазывали глиной, сверху укладывали пласты дерна. В центре жилища находился очаг. В стенах котлованов делались ниши для хозяйственных и культовых нужд. Вход в жилище был наземным. Жилые помещения ботайцев часто вплотную примыкали друг к другу.

Между помещениями имелись переходы.

На памятнике площадью боле 10 тыс. кв. м изучено более 100 жилищ, выявлены более 300 артефактов и сотни тысяч костей – почти все они принадлежат лошадям. Жилища расположены в основном в центре поселения.

Исследования на Ботае и похожие памятники в Красном Яре, Рощинском, Сергеевке показали, что открыта новая культура – ботайская. Люди на Ботае были праиндоевропейцами. Они жили большими поселениями и имели разнообразное хозяйство. Ядром их хозяйственных систем было коневодство.

Кроме того, они занимались охотой, рыболовством, обрабатывали кости, дерево, камень, изготавливали керамику. Возможно, им было известно колесо. Истоки коневодства мы находим в предыдущей эпохе неолита, когда рыболовы и охотники перешли к более оседлому образу жизни, начали трудиться совместно.

Первый этап – приручение лошади – относится именно к этому периоду.

Со временем люди научились разводить лошадей. Это был второй этап одомашнивания этого животного. Около пяти тысячелетий назад климат степей был более влажным, а растительность – богатой. В соответствии с некоторыми данными палеонтологов и исследователей почв, трава достигала 2 м в высоту.

В то время здесь обитало большое количество лошадей, естественно, преимущественно диких, но чтобы успешно охотиться, человеку приходилось использовать домашних.

Палеонтологам не просто было различить диких и домашних лошадей. Однако в изучении этой сложной проблемы сегодня уже есть первые результаты. Данные американского ученого Д. Энтони показывают, что четверть всех исследованных лошадиных зубов из Ботая имеют следы от удил, также археологами на Ботае обнаружены застежки пут и элементы удил.

Читайте также:  Причины и способы устранения проблем, когда бензопила плохо заводится

В конце третьего – начале второго тысячелетия из-за иссушения климата изменились ландшафты, водный и температурный режимы. Следствием этого был кризис привычных экологических ниш. Хозяйственные и календарные циклы были нарушены.

Массовые миграции индоевропейцев, уральских, алтайских и других этнических групп начались именно в это время.

Ботайцы отреагировали на кризис двумя способами: первая группа двинулась на южный Урал, Восток Казахстана и Алтай в поисках похожего региона (возможно, и дальше на восток) и слилась с другими этносами.

Другая ботайская группа маленькими семейными кланами рассеялась по речным долинам Казахстана и Западной Сибири. Специализированное коневодство уступило место придомному скотоводству, охоте, рыболовству и земледелию. Вместе с лошадьми начали разводить крупный и мелкий рогатый скот. 

Ботайская культура

24 Мая 2010 10:50

Ботайская культура, культура племен Северного Казахстана эпохи энеолита. Расположен в 1,5 км к Юго-Востоку от села Никольское Айыртауского района Северо-Казахстанской области.

В 1981-1983 годы Археологическая экспедиция Северо-Казахстанского университетапод руководством профессора Виктора Зайберта обнаружила остатки поселения из 158 сооружений, общей площади 15 га.

На поселении Ботай за весь основной период его существования, длившийся несколько столетий, древними людьми было построено не менее 250 жилищ. Площадь полуземляночных жилищ составляла 20-70 квадратных метров. Они располагались группами, часто примыкали друг к другу и, вдобавок, некоторые соединялись между собой переходами.

Все постройки разделяются на жилые и хозяйственные. Как правило, в каждом жилище был один очаг, расположенный на полу, в центре. Не исключено, что в таких жилищах жили родственные общины, представлявшие, скорее, одну хозяйственную ячейку. Она могла насчитывать от 40 до 50 человек.

Коллективные разнополые захоронения подтверждают вероятную возможность существования семейно-хозяйственных общин, состоящих в свою очередь из трех-четырех малых семей.

Если в неолитических памятниках на территории Северного Казахстана преобладали орудия, характерные для охоты и рыболовства, то в эпоху энеолита на этой же части лесостепи, в связи с переходом к производящему хозяйству, ведущее место стали занимать инструменты, используемые в деревообработке, скорняжном деле и других видах домашних промыслов.

Многочисленную группу составляют изделия из сланцев, известняка, гранита. Широко использовалась разнообразная керамическая посуда. Примечателен набор костяных орудий: серпы и косы из костей нижних челюстей лошадей, землеройные орудия, инструменты по обработке дерева, иглы, шилья и другие ткацкие инструменты, штампы, гарпуны.

Это свидетельствует о наличии земледельческих навыков и развитой системе домашних промыслов. Многие орудия и предметы имеют на своей поверхности орнаментальные рисунки, загадочные знаки и линии. Но основной примечательной особенностью находок на поселении Ботай является огромное количество костных остатков.

Они находятся везде — и на поверхности земли, и в земле, и в заполнении стен жилищ, и на полу жилищ, и в хозяйственных ямах. И что самое интересное, так это то, что лишь сотая часть остатков — это кости зубра, лося, косули, сайги, тура (мелкого), медведя, лисицы, корсака, бобра, сурка, зайца, кабана.

Основная же, подавляющая масса костей принадлежит останкам лошади, что является одним из главных признаков одомашнивания. В становлении Ботайской культуры сыграли большую роль племена, населявшие территории между реками Жайык и Иртыш.

Многолетние раскопки этого уникального поселения позволили, основному исследователю Виктору Зайберту, обоснованно выделить особую Ботайскую энеолитическую культуру. Многопрофильными научными исследованиями феномена культуры занимались ученые из Алма-Аты, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Москвы, Челябинска, США, Петропавловска.

В рамках изучения проблем Ботайской культуры было проведено несколько международных симпозиумов с участием ведущих ученых Великобритании, Германии, Ирана, Канады, США, Чехии, Финляндии, Японии, России, Казахстана и Украины, которые в известной степени поставили вопрос о времени и степени одомашнивания лошади в степной зоне Евразии.

На его материалах подготовлен проект «Культурогенез казахов» в виде музейно-туристического комплекса на озере Шалкар. Изготовлен эскиз комплекса, построены в натуральную величину макеты двух ботайских жилищ. Такие же поставлены рядом с раскопками.

Современные градостроители только диву даются, как древние люди 5 тысяч лет тому назад умудрялись возводить великолепные строения шатрово-купольной архитектуры.

В 2004 году в построенных макетах ботайских жилищ была организована выставка археологических находок. В Петропавловске на базе этих экспонатов планируется создать археологический музей.

Подготовлен проект историко-культурного заповедника «Ботай» и туристического маршрута, включающего памятники природы, истории, археологии Северного Казахстана.

Последние годы на объектах ботайской культуры проводятся охранные мероприятия и археологические исследования по государственной программе «Изучение и сохранение историко-культурного наследия».

Источник:

Казахстан, национальная энциклопедия, 1 том.

Ботайская культура — Цивилизациум

Эпоха Энеолита.

Датировка: 32—11 вв. до н.э.

Культура развивалась Была распространена в Урало-Тобольском междуречье в
Акмолинской области на северо-западе Казахстана.

Ботайская культура свое название получила по поселению у разъезда Ботай
Акмолинской области, датируется 3-2 тысячелетиями до н.э.

Происходит от суртандинской культуры Южного Зауралья.

Ботайская культура в основном связана с Приуральем и Северным Казахстаном.
Также она оказала сильное влияние на развитие с западносибирских культур.
Урало-Тобольское междуречье, где происходило развитие Ботайской культуры,
входило в широкую зону, в рамках которой происходило одомашнивание лошади.

Культура сложилась на местной неолитической базе с элементами внешних
воздействий. Явно прослеживается продолжение местных неолитических традиций в
изготовлении каменных орудий. Сосуды имели полуяйцевидную форму с прямой или
отогнутой горловиной. По технике нанесения орнамента они делятся на
ямочно-гребенчатую и веревочно-ямочную группы; распространен «шагающий» штамп.

Ботайская культура представлена материалами ряда поселений и несколькими
могилами.

Эпонимное поселение занимало площадь около 15 га, где находилось до 300
жилищ. Стены и пол полуземлянок обмазывали глиной. Стены сооружали из бревен,
которые снаружи и внутри укрепляли костями.

Перекрытие было шатровым, с дымовым
отверстием над очагом. Могил известно лишь несколько. Они находились на
территории Ботайского селища.

Площадку погребальной камеры по контуру
выкладывали черепами лошадей.

Открыто около 20 поселений вдоль степных рек. Основными материалами были
камень, кость и глина. Основное занятие коневодство, охота и рыболовство.

Это были постройки последнего периода существования поселения. Остатки
жилищ более ранних этапов уничтожены при строительстве последних.

Жилища ботайцев были полуземляными и достаточно крепкими. Основу дома
составляла круглая землянка, которую покрывали крышей из бревен, выложенных
куполом. Крышу конопатили мхом и травой, потом накрывали шкурами, а сверху
покрывали саманом, глиной и дерном. В самом верху было дымовое отверстие, под
которым располагался очаг.

Поселения обычно располагались на берегах небольших степных рек:
Тургай,Терсаккан, Тобол, Убаган, Чаглинка, Иманбулак. Наиболее богатым
материалом и информацией среди них располагает поселение Ботай. Это поселение,
предположительно, просуществовало до XIV -ХН вв. до н.э.

Основным занятием носителей культуры было коневодство, делали кумыс из
кобыльего молока. Эти древние люди были одними из первых, кто сделал лошадей
домашними животными. Это была начальная стадия коневодства, когда всадник верхом на лошади еще не
был пастухом, но уже и не являлся охотником. Всадник осуществлял контроль за табуном,
следуя за ним.

Ботайская культура переходила от присваивающнго к производящему производству.

Из лошадиных костей делали долота для обработки дерева, из костей птиц –
иглы для шитья одежды.

В ножах ботайцы использовали микролиты – сменные лезвия из камня или
дерева. Они вставлялись в пазы рукоятки и в случае поломки легко менялись.

Производственно-хозяйственные орудия изготовлялись из различных пород
камня, глины, кости. Функциональные определения говорят о сложном хозяйственном
укладе населения. Например: костяные элементы узды, застежки для пут —
свидетельствуют о начале одомашнивания лошади.

Каменные булавы, ножи, кинжалы,
наконечники стрел, дротиков, копий связаны с охотой. Гарпуны указывают на
рыболовную деятельность. При строительстве жилищ использовались различные
деревообрабатывающие инструменты: топоры, тесла, долота, стамески, струги,
резцы, ножи, скобели.

Наличие инструментов для обработки и шлифовки шкур, игл,
проколов, шил говорит о многоукладном характере хозяйственной жизни Ботайцев.

Умерших хоронили на территории поселения в старых жилищах, вокруг
погребенных укладывали вдоль стен десятки лошадиных черепов. В одном из жилищ в
стенной нише обнаружен мумифицированный глиной череп мужчины. Под порогом жилищ
нередки захоронения собак, очевидно, ритуального характера.

Обряды захоронения и некоторые ритуалы, с одной стороны, указывают на следы
тотемизма, с другой — на поклонение духам предков. Памятники ботайской культуры
по своим признакам близки памятникам степной зоны Южного «Урала и хвалынской
культуры Поволжья.

Хозяйство было многоотраслевым: разведение коней сочеталось с охотой на
верховой лошади и рыболовством.

На юго-востоке материалы ботайской культуры перекликаются с находками
афанасьевской культуры (Алтай) и устьнарымской (Восточный Казахстан). Однако,
несмотря на общие черты, культуры сформировались не одновременно и находились
на разных уровнях развития и взаимовлияния.

Люди ботайской культуры имели европейскую внешность, но еще не знали о
существовании металла, поэтому в быту использовали камни и кости животных.

++++++++++++++++++

Энеолит Казахстана. Ботайская культура

Неолит (5-3 тыс. лет до н.э.). Неолит (от греч. – новый и камень), новый каменный век, переход от присвающего хозяйства (собирательство и охота) к производящему (земледелие и скотоводство), хотя присвоение играло большую роль.

Эпоха неолита позднейшего каменного века характеризуется использованием кремневых, костяных и каменных орудий, изготовленных с помощью техники сверлений, пиления и шлифования и широким распространением глиняной посуды.

Читайте также:  Как поменять или намотать леску на катушку триммера: способы и нюансы наматывания, намотка своими руками

По культурно-хозяйственным признакам культуры неолита распадаются на 2 группы: 1) земледельцев и скотоводов и 2) охотников и рыболовов. Появились зачатки горного дела и ткачества.

Возникновение гончарного производства давало возможность улучшить способ хранения и приготовления пищи.

В период неолита господствующим становился коллективный труд и общая собственность на средства производства и продукты труда. Происшедшие в результате перехода к производящей экономике кардинальные изменения в жизни общества (развитие оседлости, резкое увеличение населения) позволяют говорить о первом экономическом перевороте в истории человечества – « неолитической» революции.

В неолите усложнялась общественная организация. Несколько материнско-родовых общин, связанных кровнородственными (по линии матери) узами и единой формой хозяйства, объединялись в племена, формировались племенные объединения (союзы). Соблюдалось равенство всех членов рода. Дела в общине решал родовой совет.

Выявлено около 600 исторических памятников того времени.

Захоронений неолита на территории Казахстана очень мало. Остатки неолитического захоронения найдены в могильнике у села Железинка в Павлодарском Прииртышье. Умерших хоронили в неглубоких грунтовых ямах, посыпанных охрой.

Чаще всего – это одиночные захоронения, но один раз встречено парное. Надмогильных конструкций не сооружали, но поверх могилы разводили костер. В погребениях встречены небольшие сосудики высотой 5-7 см, шило, тесло, наконечники стрел.

Встречаются женские ожерелья и диадемы из клыков диких животных и раковин.

Еще одно захоронение неолитического времени изучено в могильнике Меновное-XI в окрестностях города Усть-Каменогорска. На дне могильной ямы обнаружен плохо сохранившийся скелет женщины в возрасте 45-50 лет, которая была похоронена на спине в вытянутом положении, головой на ЮВ. Одежда женщины была обшита подвесками листовидной формы.

В эпоху неолита у населения Казахстана существовала материнская родовая община, характерной чертой которой является коллективный труд и общественная собственность на средства производства. Наличие крупных археологических культур на территории Казахстана позволяет предположить, что в неолите происходит окончательное оформление племён и племенных объединений.

В Северном Приаралье и 3ападном Казахстане обитали племена западно-казахстанского варианта кельтминарской культуры, датируемой VI-IV тыс.до н.э. Большинство поселений культуры носило временный характер. Но изучено и несколько долговременных жилищ.

Они представляли собой крупные овальные постройки площадью 320-380 кв.м, имеющих каркасно-столбовую основу из дерева и камыша. Инвентарь этой культуры представлен ножевидными пластинами, разнообразными наконечниками стрел, копий.

На позднем этапе появляется шлифование орудий, таких как тёсла, топоры и другие. Известны керамические сосуды, украшенные орнаментом.

На раннем этапе хозяйство кельтминарцев носило присваивающий характер. Население занималось охотой и собирательством, а также рыболовством (щука, сомы и др.). Но к концу V-началу IV тыс. до н.э. научились разводить крупный и мелкий рогатый скот.

Памятники Южного Казахстана в хозяйственном отношении тяготеют к кельтминарской культуре, посуда же встречается маханджарского типа. Здесь наиболее полно изучена пещерная стоянка Караунгур. В культурном слое пещеры найдены многочисленные очаги и кострища, а также кости диких животных.

На позднем этапе началось одомашнивание животных: обнаружены кости быка и собаки. Орудия труда представлены каменными топорами, пестами, ножами и др. Для поделок широко использовалась кость. Найдено много женских украшений: раковины, клыки с орнаментом, костяные бусы, скульптурные фигурки, подвески. Освоили ручную лепку сосудов с округлым дном.

Поверхность сосудов окрашивали в красный цвет, по шейке наносили орнамент зубчатым штампом.

В бассейне верхнего и среднего течения Иртыша в эпоху неолита обитали племена усть-нарымской культуры, датируемой V-IV тыс.до н.э. Усть-нарымцы жили в поселках в легких шалашах площадью до 20 кв.м. Основу хозяйства составляла охота на крупных и мелких животных, рыболовство.

Орудия изготовляли из пластин и отщепов. Широко использовалось дерево, о чём говорят находки топоров, тесел. Кость реже использовали для изготовления орудий труда. Из неё изготовляли иглы с ушком, шилья, игольники, украшенные елочным орнаментом.

Усть-нарымцы освоили производство глиняной посуды, также украшенной елочным и другим орнаментом. У неолитического населения Прииртышья формируются зачатки земледелия, о чём свидетельствуют находки зернотёрок, курантов, пестов.

Одновременно с земледелием идет становление скотоводства, об этом говорят находки костей домашних коз и овец.

Наиболее богат памятниками эпохи неолита Центральный Казахстан. В этом регионе стоянки приурочены к родникам. Наиболее хорошо изучены стоянки 3елёная Балка-IV, Караганда-ХV. В Центральном Казахстане долго господствовали мезолитические традиции.

На позднем этапе научились пилить, сверлить, шлифовать камень. Главную роль в хозяйстве играла охота на бизонов, лошадей, куланов. В начале IV тыс.до н.э. начинается доместикация, т.е. одомашнивание животных и возникает примитивное земледелие.

Территория Северного Казахстана входит в этнокультурную общность, внутри которой существовали отдельные неолитические культуры, имеющие много общих чёрт. Эта общность объединяла Северный Казахстан, Зауралье и Западную Сибирь.

В северной части Казахстанского Приишимья обитали племена атбасарской культуры (VI – нач. IV тыс. до н.э.). Для этой культуры характерны долговременные стационарные стоянки и временные сезонные стоянки, на которых наземные жилища и землянки.

Орудия труда изготовлялись из серой или красной яшмовидной породы. На стоянках найдены дротики, копья, топоры, скребки и молоты. Изобретаются тонкостенные керамические сосуды, украшенные орнаментом.

Нарду с охотой, рыболовством и собирательством у населения Приишымья зарождается производящее хозяйство.

В Казахстанском Притоболье обнаружены памятники маханджарской культуры, (VI-V тыс. до н.э.). Большинство поселения расположено у сужения пойм, заросших камышом, что способствовало лучшей эксплуатации рыболовных и охотничьих угодий.

Маханджарцы вели оседлый образ жизни. Среди орудий труда встречаются резцы, резчики, скребки, свёрла. Появляется шлифовка орудий (утюжки, пряслица).

Население Притоболья в эпоху неолита научилось изготовлять тонкостенные сосуды, украшенные шагающим штампом, зигзагом, качалкой.

В период неолита принято выделять несколько археологических культур, не имеющих кардинальных различий и представляющих собой своеобразные места концентраций древних стоянок.

В Западном Казахстане Кельтеминарская культура (названная по каналу Кельтеминар в Каракалпакии), в Акмолинской области – Атбасарская культура, получившем свое название по месту наибольшей концентрации стоянок в Атбасарском районе, а также Маханджарская культура, большинство памятников которой находится в Тургайской ложбине (стоянки Маханджар, Дузбай и др).

Энеолит (3-2 тыс. лет до н.э). Энеолит (от лат. энсос – медный и от греч. литос – камень), иначе называется халколитом (от греч. халкос – медь и метос – камень), переходный период от каменного к бронзовому веку. Энеолит (Медно-каменный век).

Пользуясь в течение миллионов лет каменными орудиями, человек постепенно эволюционным путем достиг такого уровня развития, что мог изготовить орудия из металла. Первым металлом, который освоил человек, была медь. Археологические раскопки доказывают, что человек нашел медь случайно.

Людям было трудно передвигать большие камни, из которых делали орудия, до постоянных стоянок Поэтому они разводили костры на камне и раскаленную поверхность заливали водой, отчего он раскалывался на мелкие части. В это время из камня ручейками вытекали легко расплавляемые металлы — медь, свинец, олово.

Так люди начали осваивать технику изготовления медных орудий труда. Однако орудия из меди были непрочными, не годились для тяжелых работ и поэтому не могли полностью вытеснить и заменить каменные орудия.

Однако появление медных орудий способствовало развитию сознания человека, открыло широкий путь для социально-экономического развития. Внедрение в жизнь людей медных орудий привело к деградации кремниевой индустрии в целом, обеднению наборов каменных орудий.

Появляются новые объекты материальной культуры: плоскодонная, богато орнаментированная керамика, мелкая пластика, жилища. Памятники энеолита чаще всего встречаются на юге Казахстана. Среди памятников эпохи энеолита, найденных на территории Казахстана, ученые особо выделяют памятники Ботайской культуры.

Ботайская культура свое название получила по наиболее характерному для нее поселению у разъезда Ботай Акмолинской области, датируется 3-2 тысячелетиями до н.э. Ботайская культура была определена В.В. 3айбертом. В целом открыто больше 20 поселений, относящихся к ботайской культуре.

Поселения обычно располагались на берегах небольших степных рек: Тургай,Терсаккан, Тобол, Убаган, Чаглинка, Иманбулак. Наиболее богатым материалом и информацией среди них располагает поселение Ботай.

Это поселение, предположительно, просуществовало до XIV -ХН вв. до н.э. Во время раскопок найдены следы от 158 жилищ. В процессе исследований выяснилось, что это были постройки последнего периода существования поселения.

Остатки жилищ более ранних этапов уничтожены при строительстве последних.

Производственно-хозяйственные орудия изготовлялись из различных пород камня, глины, кости. Функциональные определения говорят о сложном хозяйственном укладе населения. Например: костяные элементы узды, застежки для пут — свидетельствуют о начале одомашнивания лошади.

Каменные булавы, ножи, кинжалы, наконечники стрел, дротиков, копий связаны с охотой. Гарпуны указывают на рыболовную деятельность. При строительстве жилищ использовались различные деревообраба тывающие инструменты: топоры, тесла, долота, стамески, струги, резцы, ножи, скобели.

Наличие инструментов для обработки и шлифовки шкур, игл, проколов, шил говорит О многоукладном характере хозяйственной жизни Ботайцев.

Умерших хоронили на территории поселения в старых жилищах, вокруг погребенных укладывали вдоль стен десятки лошадиных черепов. В одном из жилищ в стенной нише обнаружен мумифицированный глиной череп мужчины. Под порогом жилищ нередки захоронения собак, очевидно, ритуального характера.

Обряды захоронения и некоторые ритуалы, с одной стороны, указывают на следы тотемизма, с другой — на поклонение духам предков. Памятники ботайской культуры по своим признакам близки памятникам степной зоны Южного «Урала и хвалынской культуры Поволжья.

На юго-востоке материалы ботайской культуры перекликаются с находками афанасьевской культуры (Алтай) и устьнарымской (Восточный Казахстан).

Однако, несмотря на общие черты, культуры сформировались не одновременно и находились на разных уровнях развития и взаимовлияния.

Таким образом, начало энеолита связано с появлением здесь новой формы хозяйствования подвижного скотоводства. Взаимодействие местного населения с соседними племенами со временем привело к появлению в Мангистау новых культур кочевников бронзового века.

ТЕМА № 3: Общая характеристика и археологические памятники эпохи бронзы.

План:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector